Нефть и нефтехимия 
24.01.2020

«Лукойл» учтет, что, находясь на территории Татарстана, надо уважать существующие правила»

Ведомство Роберта Гилязиева отметило рост потребления моторных топлив на 20% за год, но не добилось исполнения почти половины предписаний

«Рустам Нургалиевич очень хорошо понимал значение нефтяных инспекций, рано утром напросился к министру энергетики на прием, но тогда, в 2004 году, не нашлось поддержки», — рассказывал накануне на юбилейной коллегии управления по рациональному использованию ТЭР Роберт Гилязиев, вспоминая историю создания ведомства. О том, на кого из аппарата президента РТ жаловались из-за недолива бензина, где искали тепловизором утечки энергии и почему выявленные нарушения не устраняются, — в репортаже «БИЗНЕС Online».

Роберт Гилязиев: «Потребитель сам должен диктовать цены. Мы же с вами когда на базар приходим картошку покупать, ищем, у кого дешевле» Роберт Гилязиев: «Потребитель сам должен диктовать цены. Мы же с вами, когда на базар приходим картошку покупать, ищем, у кого дешевле»

 «Рустам Нургалиевич рано утром напросился к министру на прием…»

«Я помню, как в 2004 году мы — премьер-министр Рустам Нургалиевич Минниханов, я, Роберт Файзиевич Гилязиев, — поехали в Москву, в минэнерго. Тогда министерство закрыло все нефтяные инспекции, само реформировалось, агентство создало. Мы ходили по коридорам и решали задачу, как нам сохранить нефтеинспекцию. Но поддержки не нашли, поэтому Рустам Нургалиевич сказал: давайте сами ее воссоздадим, сами будем развивать», — рассказал помощник президента РТ Ринат Сабиров историю появления ГБУ «Управление по обеспечению рационального использования топливно-энергетических ресурсов РТ» на итоговой коллегии этого ведомства, которая практически день в день совпала с 15-летним юбилеем. Постановление о его создании было подписано 21 января 2005 года. «Рустам Нургалиевич очень хорошо понимал значение этих инспекций, рано утром напросился к министру на прием, сам — не Шаймиев — написал и президенту, и в правительство о необходимости сохранения этих организаций. Но тогда не нашли поддержки», — вспоминал и бессменный глава управления ТЭР Роберт Гилязиев.

В связи с особым случаем коллегия достаточно узкопрофильного ведомства получилась вполне расширенной и касалась итогов не только 2019 года, но и всех 15 лет существования надзора за топливом. За это время ведомство выявило общий потенциал энергосбережения в 840 млн рублей, проверило больше 8 тыс. АЗС, изучило 23 тыс. проб топлива, провело 20 месячников качества, добилось восстановления 20 ранее не работающих резервных топливных хозяйств и выдало рекомендации более 7 тыс. предприятий.

А свой доклад Гилязиев начал с того, что напомнил: в 2019 году предприятия республики произвели продукции на 2,5 трлн рублей, а энергозатраты иногда доходят до 80% стоимости товаров. Так что его презентация открывалась сводкой объемов потребления различных энергоресурсов. Так, за год в Татарстане было потреблено 30 млрд кВт/ч. электроэнергии, 50 млн Гкал тепла, 18 млрд кубометров природного газа, 50 млн т метана и 250 тыс. т сжиженного газа.

Ринат Сабиров: «Мы ходили по коридорам и решали задачу, как нам сохранить нефтеинспекцию. Но поддержки не нашли, поэтому Рустам Нургалиевич сказал: давайте сами ее воссоздадим, сами будем развивать» Ринат Сабиров: «Мы ходили по коридорам и решали задачу, как нам сохранить нефтеинспекцию. Но поддержки не нашли, поэтому Рустам Нургалиевич сказал: давайте сами ее воссоздадим, сами будем развивать»

Потребление моторных топлив за год увеличилось на 20%

Но само ведомство исторически фокусировалось на моторном топливе всех видов, так что после набросанной широкими мазками картины энергопотребления тема обсуждения перестроилась на АЗС. Выяснилось, например, что в Татарстане за год потребление моторных топлив всех видов выросло с 2,5 до 3 млн т, увеличившись на 20%. Гилязиев напомнил, что в настоящее время в республике количество автозаправочных станций различных видов достигает более тысячи единиц, они принадлежат более 200 владельцам.

Впрочем, Шамиль Гумеров, начальник отдела обеспечения рационального использования, качества нефтепродуктов и сертификации АЗС, сообщил, что из 1053 построенных АЗС сегодня функционирует только 920. 45,8% из них принадлежат трем крупнейшим игрокам: «Татнефти», ТАИФу и «Лукойлу». На их долю приходится 67,7% всего топлива, реализуемого в Татарстане.

В 2019 году проведено 419 обследований автозаправочных станций Татарстана, выявлено 881 нарушение. Например, на ряде АЗС отсутствует приказ о назначении ответственного за качество топлива, не проводится приемо-сдаточный анализ качества бензина (или отсутствуют приборы и материалы для этого), не проводится зачистка резервуаров и т. д.

В 2019 году проведено 419 обследований автозаправочных станций Татарстана, выявлено 881 нарушение В 2019 году проведено 419 обследований автозаправочных станций Татарстана, выявлено 881 нарушение

Было пять обращений граждан на недолив топлива на АЗС и одно обращение из аппарата президента РТ. «По поручению руководителя аппарата президента РТ была проведена проверка АЗС ИП „Герасимов“ (находится в одном из сел Рыбно-Слободского районаприм. ред.). Был выявлен недолив топлива в объеме 495 миллилитров на 10 литров», — сказал Гумеров, уточнив, что материал направили в органы регулирования для принятия мер. Видимо, заправке «посчастливилось» недолить бензина кому-то из крупных чиновников…

Гумеров отметил, что мониторится не только работа АЗС, но и качество топлива: в прошлом году были взяты почти 2 тыс. проб, только 55 из них не соответствовали нормам ГОСТа. В основном в бензине фиксировалось превышение допустимых значений содержания серы, в 11 случаях под видом бензина класса 5 продавали топливо более низкой категории.

Гилязиев уточнил, что у 10–12 частных АЗС, несмотря на введение новых ГОСТов, продолжается реализация топлива с содержанием серы 10 тыс. мг/кг вместо 10! «Мы будем их выявлять и информировать президента республики», — пообещал он. Позже, в разговоре с «БИЗНЕС Online», главный куратор республиканского топлива пояснил, что избыточное содержание серы вредит не столько автомобилям, сколько экологии и еще недавно даже такие показатели были вполне допустимы. Серьезных же нарушений, как, например, случай, произошедший несколько лет назад, когда АЗС заменили зимнее дизтопливо межсезонным, в морозы оно застыло и у 600 автомобилей были выведены из строя двигатели, в последнее время не фиксируется.


«Удалось не допускать анархичного повышения розничных цен»

Розничные цены на топливо в республике оставались стабильными до конца весны, рассказала Светлана Калимуллина, руководитель технического отдела ГБУ. Повышений было два: 28 мая и после 19 июня прошлого года, оба после совещания у Дмитрия Козака — на тот момент вице-премьера, курировавшего ТЭК, оба с повышением примерно на 60 копеек для самых популярных марок бензина. Сильнее всего в прошлом году в Татарстане выросли цены на зимнее дизтопливо — на 3,6%, АИ-95 — на 2,9%, АИ-92 — на 2,8%. А пропан-бутан вообще подешевел на 3,5%. «Удалось не допускать анархичного, необоснованного повышения розничных цен на большинстве АЗС, стоимость увеличивалась после заседания рабочей группы и согласно ее решению. Резкого повышения цен не происходило, изменений с июня прошлого года не было», — подчеркнула она. 

Гилязиев добавил, что крупные нефтяные компании в последние годы стали понимать, к чему может привести необоснованный рост цен, и выполняют рекомендации рабочей группы при ГБУ, поэтому удается предотвращать резкое повышение стоимости топлива для потребителей.

«„Лукойл“ в прошлом году мог не прислушиваться к рекомендациям рабочей группы. Мы были вынуждены обратиться к президенту компании Вагиту Алекперову по данному вопросу. Президент „Лукойла“ написал нам письмо, что они в будущем будут выполнять рекомендации, то есть станут работать по тем правилам, которые устанавливаются на территории Республики Татарстан. А то в середине июня „Лукойл“ поднял цены, мы получили жалобу: „Вы ни черта не смотрите, не выполняете свои функции!“ Рядом АЗС „Татнефти“ — езжай туда, заправляйся там! А то у многих сложилось мнение, что самое лучшее качество топливо у „Лукойла“, — оно ошибочное! Да, так было раньше, когда в Татарстане не производили в таком количестве бензин и дизельное топливо. Сейчас „Татнефть“ и ТАИФ ничем не хуже», — рассуждал Гилязиев. «Потребитель сам должен диктовать цены. Мы же с вами, когда на базар приходим картошку покупать, ищем, у кого дешевле. Я думаю, что „Лукойл“ учтет, что, находясь на территории Татарстана, надо уважать существующие правила. Они повысили цены на 15 копеек — что, богаче стали, что ли?» — возмущался он.

Он уточнил, что, несмотря на свежие данные о возможном росте оптовых цен на бензин в России, в Татарстане в ближайшее время повышения розничной стоимости моторного топлива не прогнозируется.

Треть всех потерь ТЭР приходится на тепловую энергию — в основном дело в недостаточно утепленных окнах Треть всех потерь ТЭР приходится на тепловую энергию — в основном дело в недостаточно утепленных окнах

из 332 нарушений 153 так и не устранены

Но одним бензином топливно-энергетические ресурсы республики, за рациональное использование которых отвечает управление Гилязиева, не исчерпываются. Рустам Гаптраупов, начальник отдела энергосбережения и аудита, сообщил, что в 2019 году ведомство провело 45 энергообследований организаций, в результате было выявлен потенциал экономии топливно-энергетических ресурсов на 51,4 млн рублей. Сильнее всего теряется электроэнергия (60% — в 40 организациях ее использовали без необходимости, в еще в 39 учреждениях, по выводам ГБУ, помещения освещали сильнее необходимого). Еще треть всех потерь ТЭР приходится на тепловую энергию — в основном дело в недостаточно утепленных окнах. Так, в альметьевской гимназии №1 тепловизором выявили неработающий радиатор, в Лениногорской ЦРБ — пожароопасно сильный нагрев контактов в щитке, а в Заинской школе №6 — что тепло уходит через стены. 

Самое интересное, что из 332 нарушений 153 так и не устранены. Как объяснил Гаптраупов, в первую очередь устраняются организационные пробелы или нарушения, связанные с приборами учета, так как это обязательные требования. А вот не реализуются рекомендации ГБУ в том случае, когда они направлены на резервы экономии (вроде замены светильников на новые) или когда для устранения нарушений требуется капремонт. Тогда компании откладывают все в долгий ящик. 

Отдельной темой для разговора стало состояние резервных топливных хозяйств. Начальник отдела обеспечения рационального использования газообразных видов топлива Халилян Габдуллин сообщил, что требования к ним не менялись с 2002 года, но актуальны и сейчас. Количество неработоспособных резервных топливных хозяйств из года в год сокращается. На данный момент из 79 РТХ в Татарстане не работают только три, принадлежащие «Казэнерго» в Юдино, «Казанскому молочному комбинату» и «Алабуга Соте». «Руководители все находят отговорки», — пожал плечами Гилязиев. На руку им играет и теплая зима: РТХ, как правило, нужны на случай аварии или особенного похолодания. «Но синоптики прогнозируют, что морозы будут», — многозначительно подчеркнул глава управления, неодобрительно вспомнив про попытки ликвидировать РТХ. «Протащили уже это решение почти, и нам пришлось года два с минпромторгом бороться, чтобы отвергнуть это предложение современных рационализаторов», — вспоминал он. 

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (35) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
24.01.2020 08:16

Гилязеву давно пора уже уйти.Он много говорить , но ничего не делает.Хозяева АЗС его не слушаються и не уважают.

  • Анонимно
    24.01.2020 08:16

    Гилязеву давно пора уже уйти.Он много говорить , но ничего не делает.Хозяева АЗС его не слушаються и не уважают.

    • Анонимно
      24.01.2020 09:16

      вот если бы ведомство Гилязиева имело право штрафы выписывать за не качественное топливо, вот тогда наверно уважали бы, а по доброму с АЗС похоже нельзя

      • Анонимно
        24.01.2020 09:57

        Пусть публикует списки не качественных АЗС.

        • Анонимно
          25.01.2020 08:00

          Человек голосует рублем. В городе только две хорошие заправки: ЛУКОЙЛ на Космонавтов и на Ак. Парина, остальные пустые, тот же ЛУКОЙЛ на Амирхана или на Миля всегда местный сурогат или бадягу заливает, машина после него капризничает и расход на 1,5 литра на 100 км выше.

  • Анонимно
    24.01.2020 08:49

    Лучше топливо, не лучше, НО очереди наблюдаю только у "Лукойла".

    • Анонимно
      24.01.2020 10:02


      Азат Д

      Сегодня на Татнефти заправлялся, передом ной машина была, и после меня несколько стояло когда унзжал.
      И у Лукойла бонусная программа, мутная, когда у Татнуфти сразу с цены скидывают.
      А вот на Газпромнефти да, уныло.

      • У Ттанефти вообще никакой бонусной системы в Татарии!

        • Анонимно
          24.01.2020 12:16

          Гзаправлялся на татнефть кода была бонусная программа, как закончилась перешёл на лукойл, мелочь а приятно

        • Анонимно
          24.01.2020 12:23


          Азат Д

          Ну как, по карте 3 проц с цены скидывали. Сейчас через одно приложение несколько месяцев заправляюсь, не знаю как сейчас там.
          У вас какая инфа?



          • Анонимно
            24.01.2020 14:38

            Спасибо от Сбербанка начисляют. У меня с 2000 рублей 70 бонусов Спасибо.

        • Анонимно
          24.01.2020 12:53

          а по карте не со скидкой заправляют? Лишь бы написать…

    • Анонимно
      24.01.2020 13:09


      Азат Д

      Очереди и на Лукойле были на Краснококшайской, куда ржавый бензовоз без опознавательных знаков бенз привозил. Сейчас там Газпромнефть.

    • Man_16rus
      24.01.2020 15:30

      Просто у Лукойла самый низкий расход топлива. Допустим на татнефти сразу + 15-30% к расходу дизельного топлива!
      А дураков то нет!

  • Анонимно
    24.01.2020 08:56

    Гилязов еле еле сидить уже в кресло.Сколько лет одно и то же пустые разговоры.Лукойл никогда ему не подчинитться.

  • Анонимно
    24.01.2020 09:34

    бессмысленная структура, даже более того, мешающая! люди сами решат у кого и по какой цене покупать, а продавцы где экономить ресурсы и по чем продавать. и таких присосок полно в татарстане, да и в росссии в целом

  • Анонимно
    24.01.2020 09:39


    Азат Д

    Что заправляют в дизельные автобусы ОТ, что они так коптят? Кто поставщик?

  • Анонимно
    24.01.2020 10:00


    Азат Д

    У Лукойла так же бензин, с бирюлевской базы, не с Кстово? С Кстово хороший бензин был, теперь там не заправлчюсь, на новом Танеко езжу.

    • Анонимно
      24.01.2020 11:17

      А на ж/д тупик Бирюли откуда вагоны приходят 10.00 ???

      Сказав А говорите далее...раскройте информацию...
      А то получается слышал звон а про что он или где он ))))))))

      • Анонимно
        24.01.2020 12:21


        Азат Д

        Раньше в паспортах на бензин Кстово было написано, и машина хорошо ехала и расход маленький был, потом пошли Бирюли, и бензин стал ничего особенного.

  • Анонимно
    24.01.2020 10:10

    а где списки АЗС где продают не качественный бензин?? Про молочные продукты то же самое . никогда не публикуют молзаводы где разливають не молоко а пальмовые масло с сои.

  • Анонимно
    24.01.2020 10:50

    Руководителя с почетом на пенсию, молодым дайте дорогу, без чтения статьи

  • Анонимно
    24.01.2020 11:34

    "Но поддержки не нашли, поэтому Рустам Нургалиевич сказал: давайте сами ее воссоздадим, сами будем развивать» А почему не нашли, чем объяснили отказ???

  • Анонимно
    24.01.2020 11:41

    "на ряде АЗС отсутствует приказ о назначении ответственного за качество топлива, не проводится приемо-сдаточный анализ качества бензина (или отсутствуют приборы и материалы для этого), не проводится зачистка резервуаров и т. д." А разве это не работа Ростехнадзора?

  • Анонимно
    24.01.2020 14:06

    Татнефти если платит то идет баллы. накопливашь 1000 рублей и на эту сумму заправляешь бесплатно.А если с карты Ак барс меда или картой Татнефти то скидка 1,5%.

  • Анонимно
    24.01.2020 14:07

    сейчас многие АЗС работают под брендом Лукойла.Это значить что не все заправки от Лукойла.

  • Анонимно
    24.01.2020 14:09

    Проблема с некачественным топливом решается очень просто: определить цену активов частных АЗС/АГЗС и выкупить. У всего есть кадастровая стоимость и тд.
    Пусть везде будет ТатНефть и ТАИФ так как они производители а у остальных выкупить а у кого выкуп не перекроет сумму кредитов то банкротство.

    Я как частник торгующий топливом готов сделать это первым.вызывайте с документами на переговоры.
    В реальности последние 10 лет на розничном рынке по продаже топлива это работа ради работы. Народ беднеет и спрос на топливо падает а оптовая цена постоянно растёт и фискальная нагрузка растёт.взятки проверяющие уже не стесняются брать и даже есть минимальные суммы чтобы "не оскорбить чувств чиновника-проверяющего".

    • Анонимно
      24.01.2020 15:32


      Азат Д

      Можно проще, просто озучить кто торгует не качественным топливом.

  • Анонимно
    24.01.2020 20:36

    Проблема поддельного топлива это проблема производителей топлива. Это конкуренты которые производят где то полулегально топливо некачественное и продают каким то образом.
    С конечным звеном зачем возиться ??? Ну закроют заправку одну а толку ??? Производство некачественного топлива это никак не остановит.

    • Азат Д
      24.01.2020 20:57


      Меня терзают смутные сомнения, по ОТ Казани, не зря они на дешевый газ переходить не хотят (когда в других городах на нем ездят ) предпочитают коптить воздух города.

      • Анонимно
        24.01.2020 23:33

        20.57. закупки Дизельного топлива для "красных автобусов" это очень большие суммы ежесуточно и требования к качеству минимальны. Нет там случайных людей.очень всё серьёзно и только для своих.

  • Анонимно
    25.01.2020 11:40

    Гилязиев Р.Ф. в 90-е годы был директором самого крупного нефтеперерабатывающего завода в Уфе. Начинал на этом заводе слесарем. механиком цеха, производства, начальником ремонтного производства, главным механиком завода и наконец директором завода. Прошел все ступени. Очень грамотный и требовательный руководитель. Мне довелось работать под его началом. Всех заставил считать деньги. Завод в ту пору гремел. Из Башкирии он уехал в Татарию в начале 2000-х годов. Смотрю-в комментариях есть не лестные отзывы о нем. Закаленный человек не мог так измениться.

    • Анонимно
      27.01.2020 08:42

      Закаленный человек не мог так измениться." Жизнь меняет людей.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль