Общество 

Русский язык ислама пришел к нам навсегда

Рустам Батыр
2020-02-01 07:50

«Русский язык ислама из недоразумения уже давно перерос в массовый феномен, который отдельные исследователи даже предлагают квалифицировать как самостоятельный социалект», — указывает известный мусульманский и общественный деятель Рустам Батыр. Но такой язык развивается стихийно, поскольку нет институций, которые бы выработали его нормативную основу. Автор «БИЗНЕС Online» задается вопросом, когда же мы начнем на систематической основе заниматься исламским социалектом.

Рустам Батыр: «Тема русскоязычного ислама традиционно открывает дискуссию о самосбережении татарской нации» Рустам Батыр: «Тема русскоязычного ислама традиционно открывает дискуссию о самосбережении татарской нации»

«РУССКОЯЗЫЧНЫЙ ИСЛАМ СТАЛ МЕЙНСТРИМОМ»

2020-й ДУМ РТ объявило Годом родного (читай: татарского) языка. Дело, безусловно, нужное и похвальное, однако сам факт необходимости такого рода инициативы свидетельствует лишь о том, что с языком Тукая далеко не все гладко даже в религиозной среде. Коррозия ассимиляции проникла и в лоно национального ислама. Более того, ислам все активнее и настойчивее предпочитает выражать себя на великом и могучем. Зайдите в любой книжный магазин при мечети или посерфите исламскую тему, к примеру, в Google или на YouTube — и вы легко в этом сможете убедиться. Можно стенать по данному поводу и посыпать голову пеплом, но факт остается фактом: русскоязычный ислам стал мейнстримом, той столбовой дорогой, которая устремлена в наше с вами будущее. От будущего не принято отмахиваться, его нужно обустраивать.

Тема русскоязычного ислама традиционно открывает дискуссию о самосбережении татарской нации. Ключевой вопрос этой дискуссии звучит так: русскоязычный ислам — спасительный круг национального самосознания, на который могут опереться татары, утратившие родной язык, или же еще одна лопата в руках могильщиков татарского народа, которая лишь ускоряет темпы его ассимиляции? К какому бы из двух вариантов мы ни склонились, русский язык ислама — объективно существующая реальность, нравится кому это или нет. К тому же его формируют не только татары, но и многие другие представители мусульманских народов России и СНГ, а также русские неофиты, потому он продолжит свое существование и развитие, даже если все татары будут против.

Стараниями самих мусульман русский язык активно захватывает все сферы их коммуникации: общение, образование и даже проповедь. Более того, он проникает уже и в богослужебную практику. Так, если раньше татарские религиозные деятели читали дога исключительно на арабском и родном, то теперь они и в общении со Всевышним нередко переходят на язык Пушкина. Другими словами, русский язык ислама из недоразумения уже давно перерос в массовый феномен, который отдельные исследователи даже предлагают квалифицировать как самостоятельный социалект.

Сейчас русский язык ислама развивается стихийно. Нет не только институций, которые бы вырабатывали его нормативную основу, но и зачастую даже осознания того, что этим нужно заниматься. В результате язык, который, как мы помним, есть дом нашего бытия, превращается в загаженный проходной двор, который каждый использует по своему усмотрению. Никто этот двор не приводит в порядок. Таким образом, наше коллективное жилище превращается в свалку всевозможных нагромождений, что вряд ли может послужить формированию кристально чистого самосознания.

«АРАБИЗАТОРЫ, ОСОЗНАННО ИЛИ НЕТ, ПОДТАЛКИВАЮТ МУСУЛЬМАН В НЕГЛАСНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ГЕТТО»

В русском языке ислама на сегодняшний день самостийно обозначилось два основных течения. Первый тренд — это арабизация, когда истинные муслимы избегают использовать мусталахат куффаров, а идут по манхаджу праведных салафов. Второй — русификация, при которой мусульмане, сподобившиеся истинной вере, стараются прославлять Присноживого Бога, максимально избегая вкраплений в речь чужеродных элементов.

У каждого их этих «диалектов» есть как свои плюсы, так и минусы. Может показаться, что общение на мусульманском «птичьем» или мусульманском «церковнославянском» всего лишь дело вкуса, однако это далеко не так. Каждая из данных разновидностей исламского социалекта зиждется на своей идеологической платформе, каждая транслирует в мир свой определенный месседж.

«Стараниями самих мусульман русский язык активно захватывает все сферы их коммуникации: общение, образование и даже проповедь» «Стараниями самих мусульман русский язык активно захватывает все сферы их коммуникации: общение, образование и даже проповедь»

Какие плюсы есть у арабизации? Это прежде всего бережное отношение к аутентичности и самобытности исламской традиции. Далеко не все можно перевести в систему координат другой культуры, не расплескав по пути ценнейшие оттенки смыслов, а иногда и самую суть исходного значения. Например, такое фундаментальное понятие, как ат-таухид, принято переводить через слово «единобожие», имея в виду, что в мироздании есть лишь один истинный Бог, который единственно достоин поклонения. Однако подобное понимание лишь одна из граней ат-таухида, который на самом деле многоаспектен. В оригинале ат-таухид (букв. «сведение к Одному», «сведение к Единому») транслирует более широкую идею монизма касательно всех срезов реальности: и онтологического, и антропологического, и социального. Имеется в виду, что все модусы бытия сводятся к Одному-единственному первоначалу — Богу, который есть Творец всего сущего, в том числе и действий человека (ля халика илля ллах), Источник всякой нормативности (ля хакима илля ллах) и в конечном итоге Единственный, кто, собственно, существует в подлинном смысле этого слова, несмотря на многообразие иллюзорных форм мира (ля мавджуда илля ллах). В этом и состоит значение ат-таухида — возведение всего к Одному, поэтому его перевод как «единобожие» существенно обедняет исламскую мысль.

Главный же минус арабизаторов исламского социолекта заключается в нацеленности на обособление от общероссийской культурной среды. Арабизаторы, осознанно или нет, подталкивают мусульман в негласное социальное гетто, в котором их отгораживает от остального мира непроницаемый забор малопонятного новояза. Непонятность их речи рождает страх, который в свою очередь питает скрытие и явные проявления исламофобии в обществе. В результате мусульмане становятся чужими в собственной стране, и язык их общения в этом играет не последнюю роль.

«ПЕРЕВОД ИСЛАМСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ — ДАЛЕКО НЕ ТЕХНИЧЕСКИЙ ВОПРОС»

Представители второго течения, напротив, демонстрируют открытость ислама всему миру. Они делают его послание понятным, ясным и для немусульман, тем самым способствуя созданию пространства доверия между разными религиями.

Выражение исламских понятий средствами русского языка выполняет еще одну важнейшую задачу: оно показывает общность разных ветвей мировой монотеистической традиции. Когда мы на русском используем арабское «Аллах» вместо привычного слова «Бог», то создается невольное ощущение, что апеллируем к некоему локальному богу арабов, а не к тому Единому для всего человечества Творцу, к которому взывают в молитвах все верующие люди на земле. Тем самым мы как бы маргинализируем ислам, замыкаем его актуальность в рамках узких региональных границ. Доходит порой до смешного, когда, например, аят, полемизирующий с идеей буквального понимания богосыновства Иисуса, переводят, совершенно не сообразуясь с объективной реальностью: «И сказали христиане: „Мессия — сын Аллаха“» (9:30). Было бы любопытно взглянуть на христиан, которые провозгласили Христа сыном «мусульманского» Аллаха.

«Когда мы на русском используем арабское «Аллах» вместо привычного слова «Бог», то создается невольное ощущение, что апеллируем к некоему локальному богу арабов» «Когда мы на русском используем арабское «Аллах» вместо привычного слова «Бог», то создается невольное ощущение, что апеллируем к некоему локальному богу арабов»

Некоторые мусульмане на это возражают: мол, в исламе и христианстве разное понимание Бога. Да, действительно так. Но это разные оттенки в понимании одного и того же Бога. Внутри самого ислама мы наблюдаем схожую картину, когда представители его различных течений, в том числе и «еретических», формулируют порой диаметрально противоположные концепции Бога, но подобное не является основанием для умножения терминов. И тот факт, что арабские христиане используют на родном языке, как и мусульмане, слово «Аллах», а не какое-то специфическое обозначение «христианского» Бога, лишь подтверждает, что речь идет о Едином для всех нас Боге, хоть и представленном в разных интерпретациях.

Как видим, перевод исламской терминологии — далеко не технический вопрос. За ним скрывается нечто большее — совершенно разные месседжи, транслируемые обществу, потому такие проблемы нельзя пускать на самотек. Раз наши муфтии озадачиваются принятием антиэкстремистских фетв, то в большей степени они должны подумать и о том, на каком, собственно, языке пишутся тексты этих и других фетв.

«ЦЕЛЫЙ ВОРОХ НЕТОЧНОСТЕЙ И ДАЖЕ ГРУБЕЙШИХ ОШИБОК»

Невнимание исламского сообщества к переводческой проблематике порождает не только неосознаваемые идеологические подводные камни. Верным спутником такого небрежения становится и целый ворох неточностей и даже грубейших ошибок. Взять, к примеру, традиционные мусульманские благопожелания, которые принято произносить после упоминания высокочтимых людей. Так, праведные мужи ислама возвеличиваются фразой «рахима-ху ллах». Как мы ее переводим? Обычно так: «Да смилуется над ним Аллах». Услышав такой оборот речи, многие люди невольно задаются вопросом: «А что же такого натворил этот человек, что каждый раз, вспоминая его имя, вы просите, чтобы Всевышний смилостивился над ним?» Получается, что вместо благопожелания создается противоположный эффект.

Не менее печальную картину мы наблюдаем и с благопожеланием сподвижникам Пророка — «радыя ллаху анхум», которое традиционно переводится как «да будет доволен ими Аллах». А что, разве Аллах ими недоволен? Подобное допущение прямо противоречит Корану (9:100), где про сподвижников Пророка вполне определенно сказано: «Аллах/Бог доволен ими, и они довольны им». То же самое и с благопожеланием самому Пророку — «салля ллаху алейхи ва саллям» — «да благословит его Аллах и да приветствует». (Перевод глаголов, переданных как «благословит» и «приветствует», требует здесь критического пересмотра, но не будем сейчас заострять на этом внимание: согласимся с таким вариантом.) Разве Пророк уже не благословлен? Судя по переводу, выходит, что нет. Однако аят, из которого выводится предписание «благословлять» Пророка, говорит нам об обратном: «Поистине, Аллах/Бог и ангелы благословляют Пророка» (3:56). Так зачем же вводить людей в заблуждение?

Вся эта путаница легко устранима. Достаточно лишь подправить одно слово и тем самым использовать другую формулу перевода: «Да пребудет с ним милость Аллаха/Бога», «Да пребудет над ним довольство Аллаха/Бога», «Да пребудет над ним благословение Аллаха/Бога». При таком переводе мы и выказываем уважение высокочтимым людям, и не даем повода усомниться в их высоком положении.

Можно проявить и более креативный подход. Достаточно вспомнить, что благопожелания в исламе не только служат формой уважения к человеку, но и выполняют роль маркеров, указывающих на местоположение лица в духовной иерархии, чем-то напоминая чины святых в православии. С этой точки зрения можем маркировать употребленное имя через прилагательное, например благословенный Пророк, богоугодный Умар ибн аль-Хаттаб и т. д. При таком подходе мы, высказывая благопожелание, не нагружаем язык тяжеловесными искусственными конструкциями, а делаем свою речь естественной и гармоничной.

Все это лишь малые песчинки в пустыне переводческих проблем, с которыми — вольно или невольно — сталкивается всякий, кто говорит на русском мусульманском. Год родного языка, безусловно, важная инициатива наших религиозных деятелей, которая достойна всяческого одобрения. Но когда же мы начнем на систематической основе и с институциональной поддержкой заниматься исламским социалектом? Или так и будем вечно делать вид, что это лишь временное явление?

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (125) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
1.02.2020 14:59

А задумайтесь почему в огромной Золотой Орде тюркотатарский язык стал языком межнационального общения без всякого обязтельного обучения и егэ.И почему понятный кумыкский(аналог татарского) вплоть до 19 века являлся на Кавказе неофициальным языком межнационального общения среди десятков сложнейших кавказских языков?

Так может в логичности структуры тюркотатарского языка.
В татарском к корню слова в математической последовательности плюсуются суффиксы по назначению.
Пример:Один-Бер,отсюда порядковое числительное Первый-Беренче(Бер+енче).Отсюда последовательно образуем существительное Беренчелек(Беренче+лек)-Первенство.
Числительные образуются соответственно математическим цифрам:
Десять-Ун;Четыре-Дүрт,а Четырнадцать -Ун дүрт(десять четыре);
Сто-йөз,
Двести-ике йөз(два сто),
Триста-өч йөз(три сто),
Шестсот-алты йөз(шесть сто).
Числительные не меняются и нет исключений!
Сравните:один-первый совершенно разные слова.
Десять и четырнадцать-произношение и написание меняется "четыр" и "дцать";сто и двести меняется на "сти"; триста меняется на "ста",а шестсот меняется на совершенно другое"сот".
Все эти изменения надо дополнительно запоминать ,на это требуется дополнительное время и усилия.
Попробуйте понятно и доходчиво обьяснить иностранцу все эти изменения и исключения без принуждения.

Почему то китайский с его огромной численностью не стал международным языком несмотря на древнюю 5 тысячелетнюю историю ,возможно из за сложности китайского с его тональностью и иероглифами.А английский другим народам немного полегче изучить так 2 падежа и не надо определять категорию рода над каждым словом.
Сравните китайский является официальным языком только в 3 странах,а английский официальный в 59 странах.

  • Анонимно
    1.02.2020 08:54

    У мусульман Волго-Уральского региона сосуществали и сменяли друг-друга 3 языка: балто-славянский язык носителей именьковской культуры (сака'либа), булгаро-чувашский язык предков чувашей и татар, золотоордынско-тюркский ("старотатарский") язык, которым до начала 20 века пользовались предки современных татар и башкир.
    Сейчас спираль истории вновь вернулась к одному из славянских языков (русскому). Как татарина, меня беспокоит ослабление позиций моего родного языка. Как мусульманин, я понимаю, что это объективный процесс, обусловленный Провидением. При грамотном ведении дела русский язык принесет большую пользу Исламу в нашем регионе. Ну и, конечно, это не отменяет того, что надо сохранять татарский и чувашский языки - достояние всей исламской цивилизации.

    • Анонимно
      1.02.2020 09:50

      А чувашский язык с каких пор стал достоянием Исламской цивилизации?

      • Анонимно
        1.02.2020 10:05

        Булгарский язык - язык населения Волжской Булгарии. В качестве ритуального языка наряду со старотатарским использовался в мусульманских надгробиях с территории Среднего Поволжья периода Золотой Орды. Наследником булгарского языка является чувашский язык. Есть сведения о наличии мусульманских рукописей (немногочисленных) на чувашском языке, написанных до начала 20 в.

        • Анонимно
          1.02.2020 10:46

          Булгарский язык отделился от тюркских еще в 3 веке. Поэтому отличается от языка половцев и кипчаков на котором говорят новотатары.

          • Анонимно
            1.02.2020 13:34

            Мурат Сиразин! Булгарский язык вообще угорский и поэтому чуваши говорят частично на нем с вкраплением тюркских слов! Почитайте в Булгарах Эпитафии ,сплошные Чувашизмы,а казанские Татары никакого отношения к Булгарам не имеют,так как всех их поголовно вырезал Тимур Аксак,а интеллигенцию увез в Самарканд! Казанемкие татары гркмучая смесь Кипчаков ,славян и угорских народов аборигенов! И хватит примазываться татарам к БУЛГАРАМ и Дурить и смешить народ,что мы Татары Волгу выкопали! Булгар Армяне каменщики построили с хорезмийскими архитекторами каменный город,а у Казанцев даже кремль в 15 веке с мечетями был деревянный и псковские мастера с Иваном Грозным и татарами мишарами освободителями от Крымчан приехали и построили современный кремль с башней Сююмбеки!

            • Анонимно
              2.02.2020 10:45

              Браво. Жестковато, но все именно так и есть. И это совсем не обидно для татар. Просто это исторические факты

      • Анонимно
        1.02.2020 14:59

        А задумайтесь почему в огромной Золотой Орде тюркотатарский язык стал языком межнационального общения без всякого обязтельного обучения и егэ.И почему понятный кумыкский(аналог татарского) вплоть до 19 века являлся на Кавказе неофициальным языком межнационального общения среди десятков сложнейших кавказских языков?

        Так может в логичности структуры тюркотатарского языка.
        В татарском к корню слова в математической последовательности плюсуются суффиксы по назначению.
        Пример:Один-Бер,отсюда порядковое числительное Первый-Беренче(Бер+енче).Отсюда последовательно образуем существительное Беренчелек(Беренче+лек)-Первенство.
        Числительные образуются соответственно математическим цифрам:
        Десять-Ун;Четыре-Дүрт,а Четырнадцать -Ун дүрт(десять четыре);
        Сто-йөз,
        Двести-ике йөз(два сто),
        Триста-өч йөз(три сто),
        Шестсот-алты йөз(шесть сто).
        Числительные не меняются и нет исключений!
        Сравните:один-первый совершенно разные слова.
        Десять и четырнадцать-произношение и написание меняется "четыр" и "дцать";сто и двести меняется на "сти"; триста меняется на "ста",а шестсот меняется на совершенно другое"сот".
        Все эти изменения надо дополнительно запоминать ,на это требуется дополнительное время и усилия.
        Попробуйте понятно и доходчиво обьяснить иностранцу все эти изменения и исключения без принуждения.

        Почему то китайский с его огромной численностью не стал международным языком несмотря на древнюю 5 тысячелетнюю историю ,возможно из за сложности китайского с его тональностью и иероглифами.А английский другим народам немного полегче изучить так 2 падежа и не надо определять категорию рода над каждым словом.
        Сравните китайский является официальным языком только в 3 странах,а английский официальный в 59 странах.

        • Анонимно
          3.02.2020 16:21

          Потому что Золотая орда - это государство.

          Турецкий язык так же строится и мы его спокойно учим за пару месяцев.

    • Анонимно
      1.02.2020 11:22

      До прихода крымских ханов, ЗО говорили на языке половцев и кипчаков. Не существовало никакого старотатарского, не надо сочинять.

      • Анонимно
        1.02.2020 11:35

        Действительно, у литературного тюркского языка много научных названий: золотоордынско-тюркский, хорезмско-кипчакский, кипчако-огуогузскиповолжский тюрки' и др. Старотатарский - условное наименование. Спасибо, что обратили внимание на реплику.

    • Анонимно
      1.02.2020 14:56

      Прав Батыр. Я, русскоязычная мусульманка, читаю арабские молитвы Аллаху в русской транскрипции и с русским переводом. Очень благодарна тем, кто подготовил для таких, как я, молитвенное пособие на на русском языке..

      • Анонимно
        2.02.2020 19:57

        И правильно. Посмотрите "Хождение за три моря" Афанасия Никитина. Он молится Богу на Старотатарском , как назвал его Автор и на русском. И ни кого это 500 лет назад не волновало. Не имеет значения ,на каком языке Вы обращаетесь к Богу, главное Ваша вера в него.
        А вообще, если поизучать Коран, я думаю там наверняка сказано, что можно использовать любой язык для обращения к Творцу.
        Я Русский христианин , с уважением.

      • Анонимно
        3.02.2020 16:54

        Русскоязычная мусульманка, а тарский с обращением к Аллаху отвергаешь? Ну может быть не татарский так другой тюркский?

    • Анонимно
      1.02.2020 17:16

      Нет старотатарского языка. Само понятие татары оформилось во что-то официальное только в 20 веке.

    • Анонимно
      1.02.2020 18:20

      я русский я вас приветствую .люди должны общаться друг с другом культурной стороной

      • Анонимно
        2.02.2020 15:05

        если между собой общаться на другом языке, например арабском, английском и любом другом - это значит некультурно?

    • Анонимно
      2.02.2020 13:08

      Автор умный мудрый человек. Мыслит логично, системно, ясно. Спасибо за статью! Пишите еще!

  • Анонимно
    1.02.2020 09:10

    как всегда глубоко и актуально. браво!

    • Анонимно
      1.02.2020 10:55

      Мурат Сиразин! Браво Батыр! Он на пальцах объяснил что татарам не нужен и арабский язык ,да и татарский да кучи,если мы не хотим прозебать на задворках цивилизации! ! Для чего молодежи учить татарский язык,чтобы разговаривать с Байрамовой или другими татароязычными писателями? Так они не плохо говорят по русски,да и их внуки тоже не знают татарский! У меня есть тридцатилетний приятель,вдарившийся в Ислам ,но татарский даже не понимает! И как только из мечетей начали изгонять русский ,так он перестал туда ходить даже по пятницам и перешел в интернет на проповеди арабских проповедников изгнанных ФСБ из Казани и паству сегодня дурят они по инету! Приятель сегодня мечтает женится только на русской мусульманке,считая что у ней есть душа и она не заморочена на татарский и врабский язык! Мне кажется Батыр должен теперь отойти вообще от арабской ,семитской религии и татар направить в лоно татарской религии Тенгрианства! Мы должны поклонятся природе,татарскоик Богу Тенгре,науке и духу предков,а не Аллаху (Богу)!

      • Анонимно
        1.02.2020 14:06

        А Сиразин знает ли о том, что его фамилия - от арабского слова "сирадж", что означает (из трех значений): плести, шорник, светильник? А обожествляемое им тенгри в переводе на татарский означает "кук" (большое яйцо, космос, земля, природа, родина) и "куккай" (маленькое яйцо, яйцеклетка (от чего происходит род, нация)? Т.е. о том, что древние татары-язычники поклонялись двум созданиям (творениям) всевышнего Творца - "кук"у и "куккай"ю? Нельзя приравнивать создания (творения) Самому Создателю-Творцу. Ислам как раз выступает против такого приравнивания, считая это величайшей несправедливостью и грехом, требующим покаяния.

      • Анонимно
        1.02.2020 15:19

        10:55. Еще больше татар перестали ходить в мечети после того как все проповеди перевели на русский язык. Остались одни нетатары и обрусевшие татары.
        Рим Дашкин

        • Анонимно
          2.02.2020 15:44

          15.19 Если бы Вы знали, сколько обрусевших (по языку) татар! Так что мечети точно пустыми не будут. Правда, мечетей многовато стало. В Одной Казани их 80. Где на все мечети прихожан набраться?

      • Анонимно
        3.02.2020 15:39

        Ну, если вы неспособны осознать, что за Природой, Землёй, её духами и духами предков стоит Дух гораздо более высокого порядка, как это однажды осознал Авраам, то оставайтесь язычником и "молитесь осинам, может пригодится!" (это из Есенина), а другие будут духовно расти. Что ж, Мир Вам! Природа и духи тоже достойны уважения!

  • Анонимно
    1.02.2020 09:47

    Спасибо Батыр, зачем русских мусульман заставлять учить татарский язык? Ждем ответа от дум рт

    • Анонимно
      3.02.2020 15:49

      может, заставлять и не надо, но побуждать (убеждать) надо. Грамотное поклонение требует языка первоисточников, т.е. тюркского и арабского. И грамотному православному мало русского современного, надо знать церковно-славянский, и хоть немного греческий и латынь, чтобы улавливать тонкие оттенки смысла молитв и песнопений. А по хорошему и древнееврейский, чтобы фонетика этих языков тоже воздействала на сознание и передавала дух веры!
      ник.бор.

      • Анонимно
        4.02.2020 00:24

        Грамотное поклонение.
        А рядом, понятно, грамотный соглядатай, который грамотно мою бессмертную душу выпасает,. Он и сам-то не ведает, как водил пером средневековый умник, как он вздыхал и сморкался а туда же, наставлять. Нет уж, так мы никогда из средневекового болота не выберемся. Оставьте это академическим институтам, они на этой монополии зарплаты отрабатывают. Пусть весь бытовой хлам истории, который почему-то считают мерилом верности велико идеи, хранится в музеях и не расползается за их стены. У нас на глазах в передовых странах рождается новое видение роли Творца, а мы России лелеем глухой и безнадежны провинциализм. Какие-то задворки, пустоголовие и гордыня дурацкая.

  • Анонимно
    1.02.2020 10:00

    Блогер сам родного языка не знает!

    • Анонимно
      1.02.2020 13:15

      Дак, он поэтому-то - "единорос в тюбетейке" ведь. В тюбетейке он как татарстанец (но отнюдь не как татарин!!!) выглядит. Ему бы лучше писать культурологические опусы типа "Пушкин в исламе и ислам в Пушкине". А ведь 1/3 татарской речи (которой не только не владеет Батров, но и которую считает "неисламской") составляют арабские слова, пришедшие вместе с исламом.
      Как известно, почти 1/3 часть словарного фонда татарского языков (которой не только не владеет Батров, но и которую преподносит в этой статье в качестве "неисламской") составляют арабские слова и термины, привнесенные в свое время исламом (причем, не только сугубо религиозные, но и (так называемые) – «светские» (причем, самые фундаментальные, весомые, личностно и социально значимые, общекультурные – «нацио-образующие»): научные, образовательные, культурологические (литературные, искусствоведческие), философские, политические, экономические, торговые, госуправленческие, правовые, военные, этические, эстетические, личностно-идентификационные (имена, фамилии и отчества большинства татар), географическо-топонимические, бытовые). Без арабских слов татары не могли бы себя даже идентифицировать - например, сказать такие выражения: "исемем Рөстәм", "ватаным - Татарстан", "милләтем - татар", "мин -шәхес", "мин - галим" и пр. (в этих выражениях слова "исем", "ватан", "миллэт", "шэхес", "галим" - арабские слова).

      • Псевдоним
        1.02.2020 13:56

        Дөрес. Как правильно вы подметили, невежество - главный бич современных блогеров и колумнистов. Остается только догадываться, кто и с какой целью пропагандирует подобные идеи через таких «писак». Кто им платит за «кашу - вари!».

        • Анонимно
          2.02.2020 18:56

          Псевдоним. А в какую мечеть должны ходить татары, живущие в других регионах? И как понимать муллу, говорящего по татарски дагестанцам или киргизам, которых судьба занесла в Вашу республику? Не забывайте, что РФ многонациональная страна. Автор прав на 100% и нам надо поддерживать объединение мусульман, независимо от их национальности.

          • Анонимно
            2.02.2020 20:40

            Нас и так объединяет мировая мусульманская умма, численностью в полтора миллиарда человек!

    • Анонимно
      1.02.2020 15:29

      Многие арабские слова давно уже стали татарскими восприниматься, а многие удивятся узнав что китап и дафтар не татарские слова, а арабские или персидские. По-моему, Рустам хазрат на сей раз написал умными словами откровенную глупость. В татарстанских мечетях сделали хорошее дело переведя всё на татарский язык, это, конечно, не нравится некоторым, а с учетом того, что ДУМ РТ объявил этот год годом татарского языка в Татарстане, то вообще молодцы. Но на этом не надо ограничиваться, есть еще регионы Идель-Урала, Западная Сибирь, Москва где татарский язык в мечетях должен доминировать, на Кавказе должны в мечетях доминировать языки республик. А в таких регионах как Дальний Восток, Восточная Сибирь, Юг России и крупные города ЦФО и др. там вполне нормально произносить проповеди на русском, т.е. в традиционно татарские мечети надо постепенно возвращать татарский язык, совмещая с русским.
      Рим Дашкин

  • Анонимно
    1.02.2020 10:09

    Главный же минус арабизаторов исламского социолекта заключается в нацеленности на обособление от общероссийской культурной среды. Арабизаторы, осознанно или нет, подталкивают мусульман в негласное социальное гетто, в котором их отгораживает от остального мира непроницаемый забор малопонятного новояза.

    Опять Батров со своими несбыточными гуманистическими идеалами. С чего он взял, что мусульмане хотят быть открытыми или не быть закрытой общиной во враждебном им мире? Ортодоксальные иудеи так живут столетиями и ничего, это абсолютно не мешает им быть успешными в глобальном мире. Если российский мусульманин приезжает в Великобританию он идет в мечеть и именно так ненавистные Батрову арабизмы позволяют ему легко и просто влиться в местную умму не смотря на разность происхождения и языка. Мир глобален и мусульмане России без всяких заискиваний нижегородца Батрова перед русским языком легко и просто находят в нём своё место.
    Аллаһ знает лучше
    Мистер Х

    • Анонимно
      1.02.2020 11:01

      "Арабизаторы, осознанно или нет, подталкивают мусульман в негласное социальное гетто, в котором их отгораживает от остального мира непроницаемый забор малопонятного новояза" -
      что за бред? Перестаньте смотреть рен тв и др. фантаст.передачи. Будьте реалистом, выйдете на улицу, встряхните пыль с головы

      • Анонимно
        1.02.2020 11:17

        Мурат Сиразин! Это ВЫ выйдите на улицу и загляните в лица укутанных хиджабисток! Я в 1970 году приехал в Казань и не видел у бабушке Хиджабов, и стариков Чалмоносцев! Все ходили в татарских тенгрианских тюбитейках и по татарски ,тенгриански завязанных платках! Мечеть действующая в Казани была одна и туда ходили только туристы! Говорили Что тех кто открыто верит в Бога сажали в сумашедшие дома,но я верующих не в школе,не в институте не видел и не видел и не знал тех кто искренне верит в КОММУНИЗМ! Откуда сегодня взялись Исламисты В Татарии я не понимаю и каждый у меня вызывает только либо подозрение,либо жалость!

        • Анонимно
          1.02.2020 11:25

          Что не понятного)) бюджетный пирог стал по другому делиться, по религиозно-национальному

        • Анонимно
          1.02.2020 11:32

          Мурат абый, вы уже решили как вас, не дай Бог, будут хоронить в случае вашей смерти? А то у нас тут тоже был один критик Ислама и мулл - поэт-композитор, бивший себя в грудь, что он тенгрианец, а как дошло до похорон, так побежали за муллой...

          • Анонимно
            1.02.2020 11:38

            Сам покойный побежал?)))

          • Анонимно
            1.02.2020 12:54

            Татарин Злой
            Оставьте дедушку в покое! От таких вопросов он вообще вразнос пойдёт...
            Кстати, Мурат-абый, а с внуками и детьми на каком языке разговариваешь?

            • Анонимно
              1.02.2020 13:24

              Мурат Сиразин! Мои внуки знают четыре языка,но я к сожалению не знаю китайского и они когда хотят от меня что то скрыть переходя т на него и пишут Икроглифы!,а дочь преподает 8 языков!

              • Анонимно
                1.02.2020 14:33

                А "араке" (кстати, по-татарски - и пишется, и произносится "аракы"!!!), о чем вы постоянно любите упоминать (в некоей русской и интеллигентной манере) - тоже, кстати, арабское слово. Но с приходом ислама арабы покончили с выпивкой и алкоголизмом (аракы (водка) и хамер (вино) - отказались от него, считая его харамом (запретным).

                • Анонимно
                  1.02.2020 17:21

                  Отказались?!
                  Вы давно в татарских деревнях не были.

                  • Анонимно
                    1.02.2020 20:15

                    А разве деревенские татары - мусульмане (практикующие ислам мусульмане)? Ошибаетесь глубоко!!! Мусульманин это - не только верующий в существование Аллаха, но и выполняющий Его предписания, живущий согласно Корану и Сунне Пророка. Поэтому мусульманин не пьет спиртные напитки!

                    • Анонимно
                      1.02.2020 23:41

                      В Коране есть предписания запрещающие пить спиртные напитки ?

                • Анонимно
                  1.02.2020 17:23

                  Пиво на стадионы возвращают по просьбе Татарстана. Это не лицемерие? Фантазировать и рассказывать об одном, а как касается денег делать другое.

                • Анонимно
                  3.02.2020 16:02

                  Ну, не все отказались и зря СОВСЕМ отказались! Омару Хайяму это неплохо помогало для вдохновения, хорошие стихи писал, обращаясь к Всевышнему! :)
                  ник.бор.

                  • Анонимно
                    3.02.2020 17:40

                    В Коране есть сура под названием "Поэты". Прочитайте и узнайте, как оценивает Всевышний Аллах заблудших поэтов (типа, Омара Хайяма и др.) в конце этой суры!!! Не все, что блестит - золото... С позиции ислама, поэзия поэзии - рознь.

              • Анонимно
                1.02.2020 17:35

                Татарин Злой
                Прям второй Путин... На прямой вопрос, на каком языке разговариваешь с внуками, ты, Мурат-абый начинаешь нести ахинею про китайский язык, на котором якобы разговаривают твои внуки. Стыдно, Мурат-абый в твоём возрасте а) не отвечать на прямые вопросы б) откровенно врать.
                С тобой все понятно, твои внуки с тобой на татарском не разговаривают. Надеюсь, хоть «дедулей» не называют.
                ПС. Да, и ещё. Если бы мы вздумали с братьями при деде разговаривать на русском, он об нас лопату сломал бы. А Вас, боюсь, родные внуки ни в грош не ставят. Увы...

                • Анонимно
                  2.02.2020 01:40

                  Знаю фермера давно, с 1989 года, когда он "клуб Бухарина" организовал. Уже тогда он по-татарски, кроме отдельных слов, ни бельмеса не знал.

        • Анонимно
          1.02.2020 12:04

          Как жаль что там уже столько лет, вы старенький и вам осталось недолго.
          Иначе вы бы смогли увидеть на своем веку еще больше мусульман в Казани.

          • Анонимно
            1.02.2020 12:25

            это вряд ли.

          • Анонимно
            1.02.2020 12:44

            Мурат Сиразин! Я если умру,то естественно не побегу за семитскими попами и муллами! Я завещаю простится с собой по татарски на костре,чтобы мой дух улетел на небо к Тенгре,а не гнил и меня чтобы не ели черви! А мой прах бы разбросали бы в Татарские реки Анасу Енисей по Русски ,где я родился,в Абу (Бабушку)Новокузнецке ,Кондому ,где я жил все детство,в Казанку,где я проработал 23 года и построил Школу детям в Куркачах и В Волгу в Шеланге,где я возродил кирпичный завод и сегодня возрождаю кармалов ,спасение России!

        • Анонимно
          1.02.2020 15:40

          11:17. Мурат, с исчезновением ислама у татар, резко увеличилась их депопуляция, русификация, алкоголизм и другие негативы. Вы для чего это пропагандируете? Напоминаю, что у юлюзанцев, ваших земляков, все что вы пропагандируете вызывает отрицательную реакцию. С платками, как вы знаете, там все нормально, мечетей там на 10 000 населения, в три раза больше чем в Москве и, самое главное, там естественный прирост населения, которого нет ни в одном немусульманском населенном пункте России. А еще они сохранили татарский язык, при встречах с ними одно удовольствие поговорить на особом татарском. А еще они доброжелательны, помогают в строительстве мечетей и их обустройстве. Вот бы таких побольше в Татарстане!
          Рим Дашкин

        • Анонимно
          1.02.2020 17:03

          До ислама у тенгрианцев не было тюбетеек (не надо "прихватизировать" мусульманский головной убор!) и, к слову говоря - не было у тенгриан и традиции обрезания ("суннат"), поскольку слово "суннат" (и обряд-действие "суннат") тоже ведь пришли к татарам (и бытуют по сей день у татар) вместе с исламом. "Суннат (Сунна)" - арабское слово, означающее "традиция" (а именно - традиция-эталон Пророка Мухаммада (мир ему), в которую входят все его слова и изречения (хадисы), обычаи, привычки, традиции и образцовый жизненный опыт (а не только обряд обрезания). Почему я об этом пишу? Да потому, что некоторые татары-тенгрианцы в жизни проявляют себя весьма противоречиво (из-за неведения): с одной стороны, они - исламофобы (антиисламисты, ругающие и отвергающие ислам); а с другой (как ни парадоксально!!!) - они носят арабские имена-фамилии-отчества (никак не отказываясь от них), ратуют за обрезание (за "суннат"), в речах употребляют слова-арабизмы, а также умудряются еще (вдобавок) приватизировать мусульманские бытовые обычаи и атрибуты. Вы уж как-то определитесь точно - где вы, с кем вы, с чем вы, что ваше и что не ваше...

          • Анонимно
            2.02.2020 01:45

            \\Да потому, что некоторые татары-тенгрианцы...\\ - Думаю, их не больше десятка человек. Авыз суын корытасы түгел, аларны телгә алып.

          • Анонимно
            3.02.2020 16:11

            Не требуйте невозможного! Никто не может "определиться" настолько, чтобы отказаться от всех арабских, латинских, греческих, еврейских, русских и т.д. слов и тем более имён! Взаимообогащение языков и культур неизбежно! Даже для язычников! Они что, не люди?!
            ник.бор.

            • Анонимно
              3.02.2020 18:30

              "Взаимообогащение языков и культур" (о котором вы пишете) не может быть огульным и стихийным - согласно исламу, оно должно происходить в определенных рамках и нормах. Мусульмане не копируют и не принимают огульно, слепо, без разбору, беспринципно (вразрез исламским канонам и нормам, критериям) любые имена, слова, практические деяния, а также и элементы культуры. Как же может исламофоб-татарин носить (к примеру) имя или же фамилию такие, как: Махмуд, Ильяс, Халиль, Габдуллин, Валиев и пр.? Как исламофоб-тенгрист или же исламофоб-атеист могут быть сторонниками "суннат"? Посмотрите хотя бы, к примеру, на христиан или же буддистов! Христиане или же буддисты никогда вслепую не "взаимообогащаются" мусульманскими именами, терминами, элементами культуры (не перенимают же тот же "суннат"), исходя из своих принципиальных позиций. Так что нечего лезть в чужой огород и пользоваться чужими плодами и присваивать их ("взаимообогащаться") - раз уж вы стоите на исламофобской позиции. Берите пример с христиан и буцддистов в плане стойкости и верности своим позициям. А вы еще задайтесь вопросами: Почему некоторые татары нарекают себя иностранными именами (Леонард, Альфред, Майя, Мийя...)? А почему татары-мусульмане (наоборот), у которых до ислама были неисламские (или же противоречащие исламу) имена, меняют свои имена на исламские? Почему с принятием ислама они совершают обряд "суннат" (даже в старшем возрасте)? Почему изучают свой татарский язык (если были обрусевшими) и арабский язык? Почему не "взаимообогащаются" именами и культурами других религий? А почему теряют свой родной язык именно (в основном и в первую очередь) татары-атеисты (или же татары, перешедшие в другие неисламские религии)? А почему Батров (как об этом подчеркивают здесь) не знает свой родной татарский язык, не имеет настоящее (высшее) исламское образование, не владеет арабским языком и (несмотря на это) глаголет с высокой трибуны БО с видом "знатока" об исламских проблемах (вместо того, чтобы решать свои проблемы и противоречия в этой области)? Почему он не может выступать с лекциями и проповедями в мечетях перед мусульманами? Почему у него нет ни авторитета, ни признания в мусульманской среде?

  • Псевдоним
    1.02.2020 10:53

    Выдает желаемое (скорее, навязанное) за действительное. Но все равно спасибо Батрову за прояснение своей позиции, за то, что в очередной раз отметился флажком на какой стороне баррикад.

  • Анонимно
    1.02.2020 11:33

    Надо Английский межд ународный язык перейти, русский язык не кому не нужен братья Украинцы тоже отвернулись.

    • Анонимно
      1.02.2020 13:02

      Татарин Злой
      Да ладно братья-украинцы! Сербы-братушки уже почти перешли на латиницу. И что-то тишина, нет воплей, что братушки предали, перейдя на недухоскрепную латиницу. Типичные двойные стандарты.
      Вообще, Росия и русский народ семимильными шагами К тому, что от них будут шарахаться как от чумы. Уже на Украине русские категорически отказываются ассоциировать себя с русскими из России, ибо менталитет у них уже другой.

      • Анонимно
        1.02.2020 18:22

        Да что ты говоришь, многие вменяемые украинцы итак уже в России, а поклонников бандеры нам в союзники не надо. Но ты продолжай дальше мечтать, что режим падёт )

        • Анонимно
          1.02.2020 20:19

          Татарин Злой
          Да Вы что!? Вменяемые украинцы? В Россию?! В наш поганый климат и зарплаты в 20-30 тысяч?
          Не проще им работать по вахте в Европе и получать 1000-2000 евро? Нет?

          • Анонимно
            2.02.2020 19:10

            Злой татарин. Спроси любого "русского", обязательно Бабушка на Украине отыщется.

  • Исламские лидеры не заинтересованы в развитии татарского языка, их интерес - исламизация русских

    • Анонимно
      1.02.2020 12:28

      ну, вам, похоже, виднее.. как и в строительстве..

    • Анонимно
      1.02.2020 12:54

      Всех, не только их)

    • Псевдоним
      1.02.2020 14:03

      Грести всех под одну гребенку подобными высказываниями - не корректно, как минимум. К Самигуллину это тоже относится, по-вашему?

    • Анонимно
      1.02.2020 15:46

      11:44. Похоже на это, только погнавшись за чужим народом, свой потеряют.
      Рим Дашкин

  • Анонимно
    1.02.2020 12:44

    Татарскому языку такое явление нисколько не повредит, а для перехода русских в Ислам это большой плюс. В перспективе в РФ большинство верующих будут мусульманами- и татары, и русские.

  • Анонимно
    1.02.2020 13:18

    Достойная статья, спасибо.

  • Анонимно
    1.02.2020 15:11

    Не арабизируйся, кто тебя просит то.

    Чти традиции , работай на благо.

    А то от таких статей хана приходит гостям , гражданам другого государства.

    Русский язык он и так язык России.
    Не надо превосходства

    Мирного неба

  • Анонимно
    1.02.2020 17:06

    Передают со слов Абу-д-Дарды, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, часто говорил:
    «Мольба мусульманина за его брата, возносимая им в его отсутcтвие, будет услышана(, ибо) у головы его находится получивший (особое) поручение ангел, и каждый раз, как он обращается к Аллаху с мольбой за своего брата(, призывая на него) благо, (этот) получивший поручение ангел говорит: «Амин, и тебе (да будет) то же!» (Муслим)

  • Наконец то ! Очень актуальная тема .
    И вообще , это кажется лучшая статья Рустама Батыра.
    Я так думаю...(С)

  • Анонимно
    1.02.2020 18:51

    Анонимы и Псевдонимы это же не татарские имена?

  • Анонимно
    1.02.2020 19:09

    Я ещё в 2015 году написала на имя Мухамедшина письмо о том, в Татарстане с одной стороны идёт русификация татар, а с другой- арабизация, только вместо внятного ответа получила отписку. Аллага шикэр, на эти тенденции открыто указал Рустам Батыр.

  • Анонимно
    1.02.2020 19:10

    Языкам свойственно меняться. Меняется грамматика, произношение, смысл отдельных слов. Коранический и современный арабский довольно сильно отличаются, поэтому даже сами носители арабского для лучшего понимания смысла священной книги пользуются тафсирами.
    Для тех же, кто не силен в арабском, непереведенный текст Корана плохо понятен.

  • Анонимно
    1.02.2020 19:23

    А великий русский стал эрзац языком.Замусорен как вся планета.

  • Анонимно
    1.02.2020 20:51

    С детства мои дедушка и бабушка научили молитве "Ля иллахи иль Аллах...", но никто из них (1881 и 1888 г.р.) не знали ее перевода. Не знали её и их предки, механически заучивая все молитвы, не зная их перевода. Только в 80-е годы в книге Фейхтвангера "Испанская баллада" я прочитал перевод этой молитвы. Это как? Татарин узнает перевод молитвы с арабского языка в книге, напечатанной на русском языке, написанной немецким писателем еврейского происхождения. Во истину, Аллах велик, если таким способом

    • Анонимно
      1.02.2020 21:10

      То есть они молились не понимая, что говорят?

    • Анонимно
      1.02.2020 21:41

      Ну и чья это вина? "Получай образование от рождения до гробовой доски" - гласит хадис Пророка с.г.с. Это не пустые слова, а прямое руководство к действию. Человек должен учиться всю свою жизнь!

    • Анонимно
      2.02.2020 02:01

      Я вот тоже не знал значения многих молитв на арабском языке, которым меня обучила бабушка. Стало интересно, в 15 лет (это было летом 1965 года) пошел в мечеть "Аль-Марджани", там мне все объяснили. Зачем придумывать несуществующие проблемы. В Коране написано: "Если чего-то не знаешь, спроси у того, кто знает!".

    • Анонимно
      2.02.2020 02:12

      \\Сейчас русский язык ислама развивается стихийно. Нет не только институций, которые бы вырабатывали его нормативную основу, но и зачастую даже осознания того, что этим нужно заниматься\\ - Если этим никто не занимается, стало быть, оно никому и не нужно. Но одна "институция", озабоченная проблемами русификации мусульман, точно есть - это РПЦ. На днях в московской церкви апостола Фомы провели собрание т.н. "православных татар". Правда, татар там было раз-два и обчелся, но попов было много.

      • Анонимно
        2.02.2020 15:47

        02.12. Однако мулл и имамов в Татарстане, конечно, больше чем попов.

        • Анонимно
          2.02.2020 15:56

          А муллы и имамы - это не священники, как попы, а просто общественные деятели. В Исламе нет священнослужителей.

          • Анонимно
            2.02.2020 16:06

            15.56. Абсолютно аналогичная ситуация в обеих конфессиях , только вместо церкви-мечеть, вместо попа-мулла, вместо РПЦ - ДУМ

            • Анонимно
              2.02.2020 16:23

              У мусульман на похороны, коранические меджлисы, обряд никаха, наречения именем и прочие мероприятия часто ходят просто общественные активисты при мечети. А у христиан все это могут проводить только священники. Разница большая.

              • Анонимно
                2.02.2020 19:12

                Разница большая, а купюры одинаковые - все в рублях берут, попробуй, не заплати такому активисту.

                • Анонимно
                  2.02.2020 20:45

                  Недавно хоронили одинокую бабушку, бабай-активист из мечети Хузейфа ни копейки не взял.

    • Анонимно
      3.02.2020 16:22

      А кто мешал им спросить?, задам я сакраментальный вопрос! Впрочем, сочувствую, у меня таже самая проблема с самыми разными вопросами - то стеснялся, то просто забывал просто спросить хотя бы первого встречного, а лучше знающего. А с другой стороны, если они хотели блага и обращались к тому, Кто Знает Ответы на Все Вопросы, то ничего страшного, Он Поймёт?!
      ник.бор.

  • Анонимно
    1.02.2020 22:14

    А я поверил еще раз в силу молитв. Их же не так много в священной книге Кораң. Расскажу, как было. Брат пригласил в дальнюю поездку в гости к родне, я села в машину. Брат за рулем, взял "Навигатор" и давай говорить ему, куда ехать(конечный адрес). И все, тронулись, спустя 4-5 часов навигатор привел в место назначения.
    Чем не молитва? Молитва тоже навигатор сознания, настрой, о чем знают подсознание может быть, и Высшие силы.
    Так что, не думайте , не гадайте, живите с молитвами , добрые мысли точно потекут в ваши головы.

  • Анонимно
    1.02.2020 23:57

    Не нужно так напрягаться по поводу русского языка в Исламе, нужно русским прийти в Ислам. И тогда будет полная гармония.

  • Фидарис
    2.02.2020 02:46

    На самом деле проблемы языка русского ислама в указанном Батровом смысле не существует. Тому свидетельство язык Валерии Иман ханум Пороховой, Вячеслава Али Полосина и других.

    Очевидно, язык исламских ученых, богословов, философов, интеллектуалов любой национальности должен быть более насыщен арабизмами. Это необходимо для облегчения общения элиты мировой Уммы. Мы всегда должны исходить из понимания, что мы - часть мировой Уммы. Глупо считать, что это установление ислама может каким-то негативным образом сказаться на нашей гражданской ответственности перед обществом РФ. Также очевидно, что сей факт определяет вектор развития языка от простого к сложному и для простых мусульман.

    Ислам - для людей всех национальностей. Русский язык ислама не хуже татарского и любого другого. Но однако надо четко понимать, что русификация языка ислама для татар это не только один из инструментов искусственной ассимиляции, но это ещё одно из орудий для гарантированного сокращения общей численности Уммы.
    Это хорошо понимают люди, курирующие внутреннюю национальную политику в стране.

    Мне кажется, что есть проблемы с производством массовой татароязычной исламской литературы. На сегодня, чтобы сделать их читабильными и привлекательными для не совсем подготовленной части Уммы, необходимо, как кажется, слегка упростить язык изложения, приблизив его к языку повседневности. Тематика брошюр, маленьких книжек должна быть интересной, отвечающей на животрепещущие вопросы и проблемы современной молодежи. Надо стараться вести живой разговор с позиции исламских ценностей. Нужна исламская публицистика на различные темы по мировым проблемам. Переводы статей, интервью известных мусульманских интеллектуалов. Нужно закладывать основы для формирования ядра мировой исламской элиты и общего развития ислама.

  • Анонимно
    2.02.2020 03:05

    \\В русском языке ислама на сегодняшний день самостийно обозначилось два основных течения (...) Второй — русификация, при которой мусульмане, сподобившиеся истинной вере, стараются прославлять Присноживого Бога, максимально избегая вкраплений в речь чужеродных элементов\\ - Думается, более чужеродного элемента для мусульман, чем словосочетание "Присноживого Бога", трудно даже придумать. Батров в очередной раз демонстрирует абсолютное непонимание концепции Бога в Исламе, в корне отличающуюся от христианского понимания.

    \\Главный же минус арабизаторов исламского социолекта заключается в нацеленности на обособление от общероссийской культурной среды. Арабизаторы, осознанно или нет, подталкивают мусульман в негласное социальное гетто, в котором их отгораживает от остального мира непроницаемый забор малопонятного новояза\\ - А вот иудеи (евреи) этого совершенно не боятся, как практикуют тысячи лет свою религию на иврите, так продолжают практиковать. Им и в голову не приходит, что иудаизму не хватает русского языка.

    \\Когда мы на русском используем арабское «Аллах» вместо привычного слова «Бог», то создается невольное ощущение, что апеллируем к некоему локальному богу арабов, а не к тому Единому для всего человечества Творцу, к которому взывают в молитвах все верующие люди на земле. Тем самым мы как бы маргинализируем ислам, замыкаем его актуальность в рамках узких региональных границ\\ - Какая маргинализация Ислама? Полтора миллиарда человек в мире Исповедуют Ислам. Эти полтора миллиарда человек вдохновляются, в том числе, и принадлежностью великой великой цивилизации Ислама. О каких "узких региональных границах" можно говорить в сегодняшнем глобальном мире?

    \\Было бы любопытно взглянуть на христиан, которые провозгласили Христа сыном «мусульманского» Аллаха\\ - А какая нужда в этом?

    \\Достаточно вспомнить, что благопожелания в исламе не только служат формой уважения к человеку, но и выполняют роль маркеров, указывающих на местоположение лица в духовной иерархии, чем-то напоминая чины святых в православии\\ - Нету в Исламе никакой иерархии. Тов Батров, зачем вы так озабочены, чтобы Ислам был похож на православие?

  • Анонимно
    2.02.2020 07:52

    Молитвы читаются на арабском,которого не понимают 99.99 % татар. А проповеди - нравоучения, которые к религии не имеют никакого отношения,могут быть на любом языке. Бог на татарский переводится алла. Это понятие лингвистическое.Кряшены тоже говорят алла , но при этом они имеют в виду бога в человеческом обличии, а мусульмане- татары аллаха без физических признаков.

  • Анонимно
    2.02.2020 07:56

    Мне очень нравится читать Коран на русском языке. Русский язык очень пластичный для религиозных текстов. Не думаю, что арабский или тюркские тексты могут от этого пострадать.

  • Анонимно
    2.02.2020 08:27

    Нет русскоязычного ислама.Есть русскоязычные проповеды. Молитвы всегда в исламе на арабском.

    • Анонимно
      2.02.2020 16:49

      Суры из Корана - да. А вот молитвы (дуа), не всегда. У каждого народа есть и на своем языке.

  • Анонимно
    2.02.2020 14:50

    Интересно, в многонациональном и двуязычном (но независимом) Казахстане тоже культивируют "русский язык Ислама", или это чисто российская фишка?

    • Анонимно
      2.02.2020 19:23

      Ходил в мечеть в Усть-Каменогорске(Казахстан если кто не знает) - на русском проповедуют. У нас, в Екатеринбурге, тоже. Всем все понятно, никто не обижается, присутствуют и киргизы и дагестанцы и азербайджанцы.

    • Анонимно
      2.02.2020 19:30

      Довелось пожить в Гвинее(Зап.Африка). Слушал проповеди даже на французском. Автор прав - надо переводить коран на все языки мира, как библию. Незнание арабского языка не должно отталкивать людей от единственно правильной религии. Почему то здесь мы все на русском общаемся, почему в мечети нельзя?

      • Анонимно
        2.02.2020 20:47

        - Хәзрәт, мәчеттә урысча сөйләшергә ярыймы?
        - Ни в коем случае!

  • Анонимно
    2.02.2020 16:45

    Спасибо за очень компетентную и актуальную статью!
    Необходимо создать нечто вроде комиссии (группы) по русскому языку, куда вошли бы ученые богословы и лингвисты.
    Было бы очень хорошо, если бы уважаемый Рустам Батыр выступил с такой созидательной инициативой.

  • Фидарис
    3.02.2020 02:46

    Батров, обозначая проблему русскоязычных татар, вопрошает: " ... русскоязычный ислам — спасительный круг национального самосознания, на который могут опереться татары, утратившие родной язык, или же еще одна лопата в руках могильщиков татарского народа, которая лишь ускоряет темпы его ассимиляции?"
    Мне кажется, ответ очевиден: если и может стать "спасительным кругом", то только для небольшой части на период жизни одного-двух поколений.
    Язык и ислам веками были объединяющими и оберегающими символами татар. Они веками питали корни смыслового бытия в истории татар, ради них народ шел на жертвы. Порвать этот символизм, их связь - это значит оторваться от своей истории, от корней, от тех оснований, на базе которых закладывалось вероубеждение многих из нас (перечитайте статьи уважаемого Рустам афанде Курчакова).
    Глупо надеяться на то, что потеряв свой и приняв язык, являющейся основой другой веры, ты сможешь создать какую-то прочную базу для сохранения ислама твоими потомками. Абсолютно очевидно, и история обрусевших, русифицированных татарских фамилий доказывает - это есть путь к серьезной потере численности исламских адептов и ассимиляции народов.
    Я уважаю русских и русскоязычных мусульман, признавая их своими равноценными братьями и благодарен Всевышнему, что Он дал мне возможность общения с ними на их языке. Но я всем своим существом против искусственной русификации веры татароговорящих мусульман. Я не приемлю батровскую позицию, будто русификация ислама - это естественная данность, «столбовой дорогой устремленное в будущее татар», от которой они не должны и не могут отказаться. Напротив, я вижу, что русификация ислама - есть часть системной политики ассимиляции со стороны действующей власти.

    • Анонимно
      3.02.2020 09:06

      Абсолютно с вами согласен! В целом, если присмотреться к общему контексту множества статей Батрова на БО, прослеживается одна общая тенденция: он всеми силами старается притянуть вероучение Ислама к христианству, в частности, православию. Все это наводит на определенные размышления, почему-то вектор его "интеллектуальных" устремлений совпадает с активизацией РПЦ по привлечению татар в свое лоно. Вы, как москвич, наверное, наслышаны о т.н. "Обществе православных татар" во главе с Дианой Бухаровой, создающей в последнее время много информационного шума в столичных кругах, причем, на пустом месте.
      Т.Б.

    • Анонимно
      5.02.2020 14:54

      02:46" Напротив, я вижу, что русификация ислама - есть часть системной политики ассимиляции со стороны действующей власти."

      Тут есть ещё один аспект.
      Возможно, что эта пропаганда здесь продвигается для комфорта "органов", которым традиционно просто лень (или "не царское это дело") учить татарский, узбекский и так далее, а контролировать мусульман в мечетях и получать очередные звания (и повышение зарплаты) очень сильно хочется.Это ведь старая традиция, которая хорошо изложена в сказках, типа "о золотой рыбке" и "по щучьему велению, по моему хотению".))

  • Фидарис
    3.02.2020 11:09

    Да, я даже имел короткую беседу с активистами этого "Общества ...". Сама Динара и её ближайший сподвижник владеют языком, но кажется, ими двумя и еще, возможно, парой-тройкой людей исчерпывается численность московских новообращенных, владеющих языком.
    Очевидно, РПЦ заинтересована в развитии политики ассимиляции татар. И такие структуры нужны ей для привлечения оторванных от языковых корней (русскоязычных) , но как-то еще продолжающих ощущать свою татарскость людей. Конечно, большинство, потерявших язык, уйдёт в лоно атеизма.
    Я не вижу в статьях Батрова выражений симпатий в адрес РПЦ, тем более желания действовать в угоду ей. Может, проглядывается желание попасть в поле притяжения политического мейнстрима в качестве продвинутого мусульманского деятеля. Но тоже не стану утверждать. Только Аллаh знает всё!

  • Анонимно
    3.02.2020 22:34

    И Так.... Что дальше???

  • Анонимно
    3.02.2020 22:42

    Удивительно что тема поднята именно сейчас а не с 90-х годов когда Татарстан получил определенную независимость (суверенитет)...

  • Анонимно
    3.02.2020 23:20

    Когда-то на заре христианской эры, все христиане говорили на еврейском диалекте арамейского языка. Причем, священные тексты евреев были на древнееврейском, а в быту все говорили по-арамейски.
    Тот, кого в исламе называют Иса ибн Мариам Аль-Масих, проповедывал на народном наречии, его арамейский говор не смущал самих евреев-учеников.
    Однако ученики уже записывали свои тексты на греческом языке, ибо после завоеваний Александра македонского (он же Искандер), греческое койнэ стало языком Восточного Средиземноморья. На этом же койнэ 72 еврейских переводчика специально по запросу египетской династии сделали перевод священных книг т.н. Ветхого Завета (за 200 лет до рождения Иисуса Христа/Исы Аль-Масих).
    Вполне допустимо, что и римляне хорошо понимали греческий, что позволяло донести Благую Весть до любого народа в Римской Империи.
    Однако же на Западе греческий уже был не так известен, поэтому родился перевод на Латинский язык (Вульгата).
    После Великого Переселения Народов, германцы разных племен постепенно принимали религию римлян и латинскую школу, но к Средним векам созрело желание иметь перевод на свои языки.
    Славяне с 7-8 века получают свою азбуку и свой перевод текста Благой Вести в своих территориях.
    Что ж, вполне логично было бы предположить, что арабские завоевания привели к постепенному вытеснению не-арабских языков. но персы и тюрки смогли противопоставить свою культуру и свою военную силу арабам. Вполне логично представить, что фарси и турецкий стали бы языками ислама у себя. А в России - это пока русский. Пока. Никто не исключает, что потом это будет татарский или, предположим, аварский...

    • Фидарис
      6.02.2020 09:59

      Ваши выводы не исходят из логики распространения ислама, потому они ошибочны.
      Ещё какие-то несколько десятков лет назад, можно сказать, что язык русского ислама в массовом пользовании вообще не существовал. Экспансия началась в связи с усилением политики языковой ассимиляции.
      Распространение исламской литературы на русском языке началось ближе к середине 90-ых прошлого века. Резкое увеличение русскоязычной литературы началось совсем недавно, буквально лет десять назад, где-то с периода начала руководства Приволжским ФО господином Кириенко и связано с активизацией русификации ислама в русле осуществления насильственной ассимиляции мусульманских народов Поволжья.

      • Анонимно
        6.02.2020 11:46

        Фидарис,может удивишься для татарского языка при некоторых созданных условиях могло оказаться использование в обьяснении научных процессов в физике,химии и т.п. ,в обьяснении технологических процессов.Для этого нужно в татарском языке развивать понятные термины .

        В школе и в вузах сейчас не дают такой возможности из за ограничений.Но попробывать использовать татарский для самобразования ,для получения дополнительных знаний .Как бы Дополнительное Альтернативное образование.

        Пример :вот IT-специалисты получают знания в основном на английском языке,а работают в производстве у нас на русском.
        Также и для татарского языка может оказаться при создании специальной литературы по знаниям в некоторых профессиональных сферах .

        • Фидарис
          6.02.2020 20:55

          Не думаю, что сегодня возможно такое. Но согласен с вами в том, что в содержательном смысле, при таком же уровне заимствований, наш язык ни в чем не будет уступать русскому.

          Перед нами сегодня стоят задачи другого уровня и порядка. Они, как мне кажется, в первую очередь связаны с остановкой падения, выживанием языка, во-вторую - формированием вектора развития и созданием устойчивой системы его саморазвития и самосохранения.

  • Анонимно
    4.02.2020 00:04

    большой минус в исламе,то что нет монастырей,монастыри в Европе были источником знаний,хранились рукописи,место где могли найти приют,где развивалось сельское хозяйство и за счет этого христианство вышло вперед

  • Анонимно
    5.02.2020 00:49

    Сегодня уже мало кто помнит газету "Аль-Кодс", которую, вроде бы, с 1994 по 1996 год издавал в Москве на русском языке за счёт своих собственных средств арабский бизнесмен Шаабан Хафез Шаабан (гражданин то ли Иордании, то ли Ливана) -- в этой газете была специально выделена одна рубрика, в которой регулярно (*в каждом номере этой газеты или через один номер*) публиковались мусульманские проповеди и поучения на русском языке: наверное, это был первый в России случай таких регулярных публикаций.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль