Культура 
1.02.2020

«Вот так надо показывать татар, а не джазом народ удивлять!»

На 65-летии Айдара Файзрахманова в Татгосфилармонии Марат Ахметов подарил ему медаль, а Разиль Валеев пожелал не поддаваться «ветру перемен»

О том, как «Катится арба жизни» художественного руководителя филармонии им. Тукая, на этой неделе могли узнать зрители концерта в честь круглой даты Айдара Файзрахманова. Гости не скупились на теплые слова, ставили его в пример как образец таланта и профессионализма, а сам именинник пожелал себе встретить на сцене и 95-летие. Среди зрителей мероприятия были и корреспонденты «БИЗНЕС Online», выяснившие, кого Файзрахманов называет «безнең балалар».

65-летие Айдара Файзрахманова отметили в стенах татарской государственной филармонии имени Габдуллы Тукая 65-летие Айдара Файзрахманова отметили в стенах Татарской государственной филармонии им. Тукая

«ВЫ МОЖЕТЕ ПРИЙТИ РАНО УТРОМ, ПОЗДНО ВЕЧЕРОМ — ОН ВСЕГДА НА ПОСТУ»

65-летие Айдара Файзрахманова отметили в стенах Татарской государственной филармонии им. Тукая. Выбор площадки неслучаен, ведь заслуженный артист России, кроме того, что возглавляет ансамбль фольклорной музыки РТ, является также художественным руководителем данного учреждения культуры, причем эту должность он получил из рук самого Ильгама Шакирова в далеком 2011 году.

По словам директора Татгосфилармонии Кадима Нуруллина, который за полчаса до юбилейного шоу «Тәгәри тормыш арбасы» («Катится арба жизни») встречал гостей, почитателей таланта Айдара эфенди, это оказался удачный выбор: «Я очень радуюсь за филармонию, потому что она в лице Файзрахманова приобрела на самом деле многогранного человека, который и с администраторской стороны, и творческой широко раздвинул наши горизонты. Он очень популярен, его творчество высоко оценивается нашими зрителями. Хочется пожелать Айдару эфенди долголетия и того, чтобы всегда оставался таким: вы можете прийти рано утром, поздно вечером — он всегда на посту, работает».

Все, кто знаком с творчеством Файзрахманова, говорят о его незаурядных способностях артиста. Лауреат Тукаевской премии прошлого года, кроме того, что рулит творческим коллективом, будучи оперным певцом по образованию, одинаково хорошо исполняет песни в различных жанрах, играет на музыкальных инструментах, танцует, сочиняет музыку, стихи, является мастером разговорного жанра, ведущим телевизионного шоу, преподавателем университета.

Многие популярные исполнители, что называется, выросли на его песнях. К таковым себя относит и «золотой голос татарской эстрады» Филюс Кагиров. По его мнению, ансамблю фольклорной музыки РТ особенно удаются заграничные турне: «За рубежом наш фольклорный ансамбль, руководителем которого является Файзрахманов, встречают на ура. Люди узнают, что есть такой народ, как татары, и у них свои обычаи, песни, танцы, костюмы. Все это происходит на высшем уровне, мне кажется, упор надо делать именно на подобное. Вот так нужно показывать татар, а не джазом народ за рубежом удивлять!»


«ЕГО НЕ ЗАДЕЛИ ВЕТРЫ ПЕРЕМЕН, И ПУСТЬ БЫ ОН НЕ МЕНЯЛСЯ»

Самым статусным VIP-гостем вечера оказался, пожалуй, заместитель председателя Госсовета республики Марат Ахметов. Здесь можно было встретить Салавата Фатхетдинова, писателя Равиля Файзуллина, народного поэта Татарстана Разиля Валеева. Последний, характеризуя юбиляра в разговоре с «БИЗНЕС Online», не скупился на похвалу: «Он вырос, играя на гармони, владеет инструментом, оперный певец, который исполнял ведущие партии в оперном театре, эстрадный артист. Уже столько лет возглавляет фольклорный ансамбль филармонии, а это один из самых успешных в творческом плане коллективов. Его высоко ценят и за рубежом. Этот ансамбль можно отправить в любую страну, где он достойно покажет Татарстан».

Исполняемые ансамблем Файзрахманова произведения, считает Валеев, аутентичны, но еще и доступны для восприятия современным зрителем. «Для того чтобы наш народ узнавали, можно как „Үзгәреш җиле“ летать в Нью-Йорк, пусть ездят — это тоже нужно. Но самое важное культурное наследие народа — его духовное сокровище. Песенное, танцевальное богатство, которое Айдар эфенди может представить со своим ансамблем. Его не задели ветры перемен, и пусть бы он не менялся», — резюмировал народный поэт РТ.

Того же пожелал имениннику в разговоре с нашим корреспондентом и академик Индус Тагиров: «Если мы хотим, чтобы наша культура, в том числе песенная, развивалась, надо опираться на таких людей, как Файзрахманов, потому что он хранитель того, что накоплено народом за многие века, исполняет такие песни, которые многие не знают, а их нужно доводить до народа с тем, чтобы наша культура имела преемственность. Это уникальная личность, таких людей не то что поддерживать, а беречь надо!»

«За рубежом наш фольклорный ансамбль, руководителем которого является Айдар Файзрахманов, встречают на ура» «За рубежом наш фольклорный ансамбль, руководителем которого является Файзрахманов, встречают на ура»

 АХМЕТОВ О ФАЙЗРАХМАНОВЕ: «Я НИКОГДА НЕ БЫЛ РАВНОДУШЕН К ТВОРЧЕСТВУ ЭТОГО ПАРНЯ»

Тем временем сам юбиляр стоял за кулисами, готовился к началу концерта. О том, что ему стукнуло 65, Файзрахманов не переживает, хотя цифра говорящая, ведь именно в этом возрасте мужчины теперь выходят на пенсию в Россию. «Я думаю, что по моим сегодняшним ощущениям не должно быть такого предела, что мне 65 лет, а потом будет 75, 85. — говорит именинник. — Я ставлю 95 — вот моя планка. Дай бог, чтобы праздновать круглые даты с моими детьми, я говорю про ансамбль. Это мои дети, все время называю „безнең балалар“. Я начинаю расстраиваться, когда говорят, что у нас плохая молодежь. Она прекрасная, надо с ней работать, достойный продукт создавать! Я имею в виду и художественную, и экономическую составляющую. Сегодня ощущаю, что я такой же молодой, как и моя команда, вся филармония, директор Нуруллин, исполнители вокруг, и публика шикарная».

Юбиляр рассказывает, что работает с государством в полном взаимопонимании: «Я получаю поддержку в финансовом отношении, выделяются гранты президента Республики Татарстан. Но есть такая поговорка, что денег много не бывает». Айдар-эфенди полон творческих планов, задача номер один — продвижение фольклора для всех возрастных категорий зрителей.

Начался юбилейный концерт с видеопролога: на экране показывали этапы жизненного и творческого пути Файзрахманова. Затем на сцене появился именинник и исполнил песню Начался юбилейный концерт с видеопролога: на экране показывали этапы жизненного и творческого пути Файзрахманова. Затем на сцене появился именинник и исполнил песню

Начался юбилейный концерт с видеопролога: на экране показывали этапы жизненного и творческого пути Файзрахманова. Затем на сцене появился именинник и исполнил песню, музыку к которой сам и сочинил, — «Яшьлегемә кире кайта алмыйм» («Не смогу вернуться в юность»). Она, судя по всему, не оставила равнодушным Ахметова. Тот, выходя на сцену, чтобы вручить юбиляру медаль ордена «За заслуги перед Республикой Татарстан», упомянул это произведение: «Мы с ним земляки — из Заказанья, правда не росли в одной деревне, в последние годы особо тесно и не общались, но я никогда не был равнодушен к творчеству этого парня. Я долго трудился министром сельского хозяйства республики, и на многих выставках их ансамбль представлял Татарстан, наше развитое село. Выступая за рубежом, ансамблю Файзрахманова рукоплескали тысячи людей. Это человек с чистой душой, он может видеть только прекрасные стороны людей. Хоть ты и пел „Не смогу вернуться в юность“, после 6 десятков лет это невозможно, но твори еще лет 40, служи народу».

Марат Ахметов: «Это человек с чистой душой, он может видеть только прекрасные стороны людей» Марат Ахметов: «Это человек с чистой душой, он может видеть только прекрасные стороны людей»

Музыка подавляющего большинства звучавших со сцены песен была написана Файзрахмановым, многие из них прозвучали впервые и в абсолютно живом исполнении ансамбля «Мирас». Зрители тепло встречали молодых, но уже сумевших заявить о себе артистов: Рустема Насыбуллина, Алину и Азата Каримовых, Алсу Сайфуллину, Ильгиза Мухетдинова, Сирину Зайнутдинову, Айгуль Хайри, Айдара Сулейманова.  

Кагиров спел сразу три песни, причем одну из них, довольно популярную в прошлом веке «Су буеннан әнкәй кайтып килә», в дуэте с юбиляром. Ансамбль фольклорной музыки продемонстрировал танцевальные номера. Завершилось юбилейное шоу совместным исполнением песни «Олы юл». Ожидания полностью себя оправдали, полный зал аплодировал стоя. Те, кто не смог на мероприятие попасть, пришли на следующий день, на сцене Тагосфилармонии состоялся концерт «Идел йорт», отличие которого было в том, что акцент сделан на возглавляемом Файзрахмановым коллективе. Ведь, ко всему прочему, у государственного ансамбля фольклорной музыки РТ тоже важная дата — 20 лет со дня создания.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (42) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
1.02.2020 09:12

Полностью согласен с Разилем Валеевым! Пусть будет больше таких замечательных певцов как Абдрахманов и поменьше пошлости, как "ветер перемен"..

  • Анонимно
    1.02.2020 09:12

    Полностью согласен с Разилем Валеевым! Пусть будет больше таких замечательных певцов как Абдрахманов и поменьше пошлости, как "ветер перемен"..

    • Анонимно
      1.02.2020 12:44

      Разил, вообще-то, более двадцати лет курировал культуру, образование, науку и, что тогда он делал в кабмине и депутатом и за что деньги получал, если сегодня такой результат?

      • Анонимно
        1.02.2020 17:18

        То,что сегодня имеется у нас прекрасный ансамбль Айдара Файзрахманова это -
        хороший результат, большое достижение в области культуры. А таких примеров у нас немало. Например, конкурсы "Татар моңы", "Татар җыры", Фестиваль имени Р.Вагапова, Государственный ансамбль песни и танца и др. вносят большую лепту в развитие национального музыкального и вокального искусства.
        Кстати, Разиль Валеев никогда не работал в кабмине, а был почти что единственным депутатом Госсовета, постоянно выступающим в защиту национальных культур. А сегодня там полное затишье...

  • Анонимно
    1.02.2020 09:37

    На снимках видно - татарский народный костюм только калпак у женьщин, остальное все казахская национальная одежда. Узоры на одежде тоже мишарские.

    • Анонимно
      1.02.2020 11:22

      Я смотрю, вы историк моды!?

    • Анонимно
      1.02.2020 17:12

      Что с мишарскими узорами не так?

      • Анонимно
        1.02.2020 19:43

        Да нет, все так... Просто видимо, там, на сцене выступают одни мишаре, татаров нету.
        А так.., пусть пляшут, если хочется...

        • Анонимно
          2.02.2020 21:47

          Я вот мишар. Но я татарин! Хватит делить нас!

          • Анонимно
            3.02.2020 06:23

            А чо бы не делить? Казанские вас только для численности признают, как и другие близкие этносы. Корни свои нужно знать и не стыдиться.

  • Анонимно
    1.02.2020 09:39

    Мощный человек! Один делает всю работу за ВКТ и Минкуль РТ

  • Так ведь все это из одного источника идёт, вот и похоже....

  • Анонимно
    1.02.2020 10:11

    Прочитал заголовок сразу вспомнил “Сегодня ты играешь джаз, а завтра подину продашь.”

  • Анонимно
    1.02.2020 10:35

    афәрин Айдар абый!
    Менә кайда ул чын татара ансамбле, җырчылары

  • Анонимно
    1.02.2020 10:51

    Филармония на правильном пути, бывая там всегда ощущаешь, что зрителя любят и уважают. Приходишь как к хорошим друзьям. Спасибо за это руководству и всему коллективу филармонии!

  • Анонимно
    1.02.2020 10:56

    Эх, не знала. С удовольствием сходила бы. Озын гомер, ижат унышлары!

  • Анонимно
    1.02.2020 11:01

    Я всегда любил и люблю этого парня.
    82-хлетний татарин.

  • Анонимно
    1.02.2020 11:12

    Айдарны юбилее белэн котлыйбыз. Ансамбль -талантлылар, матурлар, горурланып хэм сокланып карыйбыз.

  • Анонимно
    1.02.2020 11:23

    Покажут ли концерт по телевизору?

  • Анонимно
    1.02.2020 12:29

    А можно ли несколько раз повторить, пускай и без официоза? Жалко, пропустил...

  • Анонимно
    1.02.2020 14:03

    Не надо противоставлять "Узгэреш жиле" и творчество Файзрахманова! У каждого есть свой слушатель, зритель! Пусть будет многообразие направлений, стилий! Только чтобы это было на татарском, не пошло, качественно, на высоком уровне!

    • Анонимно
      1.02.2020 18:08

      Еще раз хочется повторить: не надо искать врагов, исходя из личной неприязни того или иного человека. Вот выбрала газета "Бизнес-онлайн" своим врагом директора ТАГТ им. Джалиля Рауфаля Мухаметзянова , и долбит, и долбит из номера в номер одно и тоже. А между тем очевидно, что Айдар Файзрахманов и Рауфаль Мухаметзянов соратники и друзья. Оба они выполняют великую миссию продвижения культуры татар на мировой уровень, подтверждения его высочайшего уровня и приношение наслаждения своему народу и всем зрителям мира. . Уже одно то, что Рауфаль Мухаметзянов застолбил великое имя Рудольфа Нуриева в стенах татарского театра оперы и балета будет притягивать всех танцовщиков мира сюда в Казань. А "Узгэреш жиле" тоже продиктована только желанием поднять великий песенный жанр татарского народа над уровнем просто самодеятельности, в которой стала утопать настоящая татарская песня, особенно великая татарская народная песня. А то ведь дошло до того: нажмешь любую кнопку, а оттуда идет примитивный инструктаж как счастливо прожить-не тужить эту жизнь под самую примитивную музыку.
      А вот каждая песня Айдара Файзрахманова это уже настоящее действие, когда у каждого слушателя возникают живые картины, образы, человек испытывает невероятные чувства. Меня потрясает песня в исполнении Филюса Кагирова про буран, движение в поисках дороги, лошади, повозка. Чего стоит: "Тпрууу". Хочется слушать и слушать.

    • Анонимно
      1.02.2020 19:01

      Что вы поднимаете бурю в стакане? В статье никто не выступает против "Ветра перемен". И Р.Валеев говорит, что традиционное исполнение и музыкально-вокальные новоделы имеют право на жизнь и дополняют друг друга. Успокойтесь, всем хватит места в бескрайном музыкальном мире.

  • Анонимно
    1.02.2020 14:24

    Такие как Разиль Валиев довели татарскую эстраду до Узгэрэш Жиле - он с 90-го года курировал культуру. А теперь, когда в Госсовет не прошел, оппозиционером стал, что ли?

    • Анонимно
      1.02.2020 17:24

      Р.Валеев эти же слова неоднократно говорил и выступая с трибуны Госсовета. Кажется, вы неравнодушны к нему.
      Кстати, здесь речь идет не о нем, а о чудесном юбилейном концерте Айдара Файзрахманова.

  • Анонимно
    1.02.2020 16:23

    Бик кочле затлы,,завыклы концерт карадык.Рэхмэт Айдар абый. Ин изге телэклэр сезгэ,сезнен труппага.

  • Анонимно
    1.02.2020 20:05

    Менэ нинди була ул,татар концерты!!!!Рэхмэт!Унышлар!Менэ кемнэргэ акча тотарга!Бу концертта катнашкан артистлар-татар мэдэниятенен каймаклары.

  • Анонимно
    2.02.2020 02:54

    Только в Казани на эти концерты попасть не реально. Где угодно проводит Файзрахманов
    концерты своего ансамбля, даже в Африке, но только не у нас в Казани.

  • Анонимно
    2.02.2020 10:40

    Удивительно, как мы сами разделяем себя на татар и мишар! Национальность определяет язык. Мишары говорят не на английском, узбекском, арабском языке. Они говорят, пишут, думают на татарском языке. Просто диалект чуть-чуть разнится, говор, как у нижегородских и, например, вологодских русских людях. Нет в нашей культуре литературного сибирского языка или языка сибирских татар. Все мы творим, пишем, поем на родном татарском языке, языке великого Тукая! Откуда это невежество?
    Ана телебезне Хормэт итик!
    Татарлар, берлэшик!
    Ислам динебезне тотыйк!
    Узебезне торле торкемнэргэ булергэ Юл куймыйк!
    Бердэмлектэ коч!
    Доньядагы миллэтлэр арасында мэдэниятле, зыялы, горур халык булып калыйк!
    Айдар абыйны бик Хормэт итэбез! Сэламэтлек, янадан-яна Унышлар телибез!

    • Анонимно
      2.02.2020 11:42

      Удивительного в этом нет ничего. Просто мишаре - это мишаре, а не татары. Себерле - это себерле, а не татары. А у так называемых татар, нет своей национальной истории, культуры и литературы до 1920 года. Все просто.

      • Анонимно
        3.02.2020 06:27

        Согласен, но не совсем. Куда вы дели так называемых казанских и арских татар?
        Да есть разные татары, и как говорится это нормально.

  • Анонимно
    2.02.2020 12:11

    Кстати,на фотографии,где все ещё так молоды,нет РАБИТА БАТУЛЛЫ,там Роберт Батуллин...
    Не кажется ли эта деталь ответом на многие вопросы?

  • Анонимно
    2.02.2020 13:10

    Мишарской истории могут позавидовать многие казанские татары. Ее сохраняют и не подстраивают под моду.

  • Анонимно
    2.02.2020 21:20

    Уважаемые, никто не спорит, что мишары трудолюбивые, чтут, почитают своих родителей. Мы все говорим на одном татарском языке, Мишары на татарском диалект татарского языка, мы исповедуем одну религию - ислам. Мишары- это субэтнос татарского народа. Давайте уважать друг друга! Не надо вносить раскол между людьми. На предпоследней переписи населения у меня спросили кто я по-национальности. Естественно, ответила, что Татарка. На что переписчик очень удивился. Вы же прекрасно говорите по-русски, говорит. Представляете уровень подготовки этих людей. Я могу прекрасно говорить на любом другом языке мира. Но я есть, была и остаюсь татаркой. Нас пытаются разрознить. Но никому не будет от этого хорошо- ни Мишарам, ни сибирским , астраханским, казанским татарам. Сила в единении!

  • Анонимно
    2.02.2020 21:26

    Самое интересное, что в коллективе поют татарские народные песни на татарском языке. И татары, и Мишары, как кто-то утверждает. Это ли не подтверждение того, что мы одной крови, одной национальности, одной культуры, друзья!

    • Анонимно
      3.02.2020 10:40

      Все правильно.
      Мишаре, чуваши, марийцы, удмурты все говорят по русски и поют русские песни тоже.
      Так выходит по вашей логике, мы все русские?!

  • Анонимно
    2.02.2020 23:19

    Бердәмлектә көч! Мәскәүдә, Нижегородский Татарлары (мишәр), Татарстан республикасын, "безнең бердәмлек илебез" диләр. Сергач татарлары (мишәр), "Татарстан безнең калабыз" диләр.
    Әтием татар (мишәр), әнием татар типтәр, кем бүлгән аларны?! Мин Татар баласы!

  • Анонимно
    3.02.2020 08:54

    Бик дорес сузлэр! Рэхмэт сезгэ! Чынлап та, хэзер Туганнарны булешэ башласак, бетте Баш, Алла сакласын!

  • Анонимно
    5.02.2020 19:50

    джаз это всемирно развитое, полное известнейших прекрасных исполнителей, разнообразное и развивающееся направление музыки. в отличии от местячкового бесталанного фольклорщика

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль