Бизнес 
3.02.2020

Наживались на газомоторке: как Айрат Шафигуллин дал нагоняй «Газпрому»

УФАС по Татарстану велел снизить цены на метан. Выяснилось, что в регионах, где есть конкуренция «Роснефти», топливо дешевле

«Подали иск, потому что так нельзя — три или четыре раза в год поднимать цену! Мы не были готовы к этому», — объясняет инициатор разбирательства в ФАС владелец газовых автобусов — Нижнекамское ПАТП. С 2015 года в Татарстане метан подорожал на 54%, причем в соседних регионах, где с «Газпромом» конкурирует «Роснефть», цены существенно ниже. Компания оправдывается: часть АГНКС не загружена, инвестиции в строительство сети большие.

Поводом для антимонопольного разбирательства стала высокая цена на природный газ на АГНКС Татарстана, большинство которых находится во владении ООО «Газпром газомоторное топливо» Поводом для антимонопольного разбирательства стала высокая цена на природный газ на АГНКС Татарстана, большинство которых находится во владении ООО «Газпром газомоторное топливо»

Метановое дело

УФАС по Татарстану сообщил, что вынесло решение по делу о завышении цен на газомоторное топливо в РТ. В базе решений ФАС сказано, что оно вынесено 17 января. Заявителем выступало ООО «Нижнекамское ПАТП», дело рассматривалось с июня прошлого года. ПАТП использует на внутригородских и пригородных перевозках автобусы на компримированном природном газе — метане.

Поводом для антимонопольного разбирательства стала высокая цена на природный газ на АГНКС Татарстана, большинство из которых находится во владении ООО «Газпром газомоторное топливо». Сейчас в республике работают 18 АГНКС — четыре в Казани, две в Набережных Челнах, одна на трассе Челны — Нижнекамск, две в Бугульме и так далее. 17 из них принадлежат «Газпром газомоторное топливо», а одна, в Шемордане, находится в собственности ООО «Газпром трансгаз Казань», однако не является заправочной станцией общего пользования. Завершается строительство еще одной АГНКС в Альметьевске. Так что «Газпром газомоторное топливо» по факту является монополистом — единственным игроком рынка.

Как сообщает УФАС, в 2018 году стоимость метана на этих заправках выросла до 16 рублей, показав рост в 2,5 рубля в сравнении с 2017-м. При этом фактическая себестоимость топлива снизилась на 14,22%. Сегодня, по данным сайта компании, цена на метан на АГНКС, принадлежащих «Газпром газомоторное топливо», составляет 16,2 рубля. Как показало расследование УФАС, с начала 2015 года рост розничных цен газового топлива достиг показателя в 54,29%.

Причем метан, уверяет ведомство, дорожал именно в Татарстане, зато оставался неизменным в цене в соседних регионах, а в отдельных — и вовсе дешевел. Например, в Мордовии газ реализовывался за 12 рублей (снижение с 15,5 рубля), в Ульяновской области — за 14–15 рублей, а в Татарстане в этот же период цена держалась на уровне 16–16,2 рубля. Сама газомоторная компания, поясняя разницу в стоимости топлива между Татарстаном и соседней с ним Ульяновской областью, сослалась на наличие в Ульяновске конкурента в лице «Роснефти». Аналогичная ситуация сложилась и в Саратовской области, где действуют две заправки «Роснефти». Практически на одном уровне с Татарстаном находится Чувашия, где в отсутствие других игроков на этом рынке цена установлена в размере 16,98 рубля.

В итоге, изучив все подробности дела, татарстанское УФАС признал «Газпром газомоторное топливо» нарушившим закон о конкуренции и вынесло постановление об установлении в Татарстане экономически обоснованных цен, то есть не выше средних по ПФО. В ведомстве «БИЗНЕС Online» сообщили, что ждут от компании исполнения этого решения. Однако в противном случае УФАС может привлечь «Газпром газомоторное топливо» к административному наказанию по ст. 14.31. «Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке» КоАП РФ, по которой юрлицу грозит штраф от 300 тыс. до 1 млн рублей.

Юрий Иванов: «Мы не были готовы к этому, как можно быть готовым к тому, что цены несколько раз в год будут повышать. Когда они в очередной раз поднимали где-то в октябре 2018-го, мы тогда и решили подавать в УФАС» Юрий Иванов: «Мы не были готовы к этому, как можно подготовиться к тому, что цены несколько раз в год начнут повышать. Когда они в очередной раз поднимали, где-то в октябре 2018-го, мы тогда и решили подавать в УФАС»

«Так нельзя — три или четыре раза в год поднимать цену!»

«Подали иск, потому что так нельзя — три или четыре раза в год поднимать цену! Мы не были готовы к этому, как можно подготовиться к тому, что цены несколько раз в год начнут повышать. Когда они в очередной раз поднимали, где-то в октябре 2018-го, мы тогда и решили подавать в УФАС, — рассказывает директор „Нижнекамского ПАТП“ Юрий Иванов. — Естественно, у нас увеличились расходы, тариф-то у нас раз в четыре года поднимают, а цены на газ, наоборот, аж четыре раза в год. В тарифе это не учтено, поэтому пошли расходы».

В «Нижнекамском ПАТП» на газу 70 автобусов из 150. Транспорт на газу выгоднее, признает Иванов, но переводить остальные автобусы на голубое топливо не планируется. «15 пазиков своих мы перевели на газ, а большие автобусы лучше брать сразу с газовыми двигателями, чем перестраивать на газ. Дизельные двигатель не рассчитан на перевод на газ, там очень много вложений, а отдачи мало. Полностью на газу дизельный двигатель работать не будет», — заметил перевозчик.

Что касается решения антимонопольщиков, то здесь все справедливо, считает Иванов. «УФАС все сделал в рамках закона: какие наказания есть — найдут, где применить. Главное, что повышение тарифа остановилось», — заметил директор «Нижнекамского ПАТП».

В «Нижнекамском ПАТП» на газу 70 автобусов из 150. Транспорт на газу выгоднее, признает Иванов, но переводить остальные автобусы на голубое топливо не планируется В «Нижнекамском ПАТП» на газу 70 автобусов из 150. Транспорт на газу выгоднее, признает Иванов, но переводить остальные автобусы на голубое топливо не планируется

Метан смотрит на СУГи

В пресс-службе ООО «Газпром газомоторное топливо» нам сообщили, что компания на 31 января еще не получала решение ФАС и поэтому не может его прокомментировать. «Компания готова представить свою позицию после ознакомления с документом», — сказано в ответе.

В решении же ФАС, опубликованном на сайте ведомства, позиция поставщика голубого топлива прописана следующим образом. Защищая свои цены, ГГТ указала на несколько факторов. Во-первых, цена на КПГ не регулируется государством, она устанавливается на конкурентном рынке. Во-вторых, компания не считает себя монополистом на рынке — она конкурирует с розничными продавцами альтернативных видов топлива (того же бензина), к которым потребитель всегда может уйти, если цена на КПГ будет недостаточно конкурентной. В-третьих, у некоторых АГНКС низкий уровень загрузки, что делает высокой себестоимость топлива. Наконец, высокие затраты ответчик объяснил в том числе существенными вложениями в строительство новых АГНКС. 

А кроме того, как уже было сказано, влияет и наличие в регионе прямого конкурента, такого как «Роснефть». Например, эта особенность действует в Ульяновске и Саратовской области — им больше повезло. По Республике Мордовия в 2018 году цена и вовсе упала (с 15,5 до 12 рублей); а в Ульяновской области была на уровне 14–15 рублей против 16-16,20 рубля в Татарстане.

Ответчик предоставил УФАС подробный расчет цен на метан за 2018 год. Выяснилось, что ценовой коридор для метана формируется на основании сравнения цен на другие виды топлива — бензины, дизель, сжиженный углеводородный газ, — взятых из исследовательских агентств и открытых источников, с учетом стоимости переоборудования транспортного средства на КПГ. Максимальная же цена не может быть выше стоимости СУГ. Посчитало ведомство и себестоимость работы АГНКС для каждого кубометра газа. Выяснилось, что для каждой заправки она отдельная — и немудрено, ведь некоторые заправки, как неоднократно  сообщалось, загружены не более чем на 20–25%.

По данным мониторинга цен на моторное топливо (проводит управление ТЭР при кабмине РТ) на 28 января 2020 года, средняя стоимость метана в ПФО составляет 16,09 рубля за куб. метр. В Татарстане цены несколько выше этой отметки — 16,2 рубля за метр в кубе.

Сейчас самые низкие цены на АГНКС наблюдаются в Мордовии (13,9 рубля за куб. м) и в Ульяновской области (15 рублей за куб. м). Цены от 15,50 до 15,90 рубля за тот же объем газа наблюдаются в Марий Эл, Самарской и Нижегородский областях. Напротив, самый дорогой метан — от 17 до 17,1 рубля за куб. м — продается на заправках в Оренбургской области, Башкортостане, Пермском крае, Чувашии, Кировской области и Удмуртии.

В Татарстане с 2013 года действует республиканская программа поддержки перехода транспорта — от легковых авто до автобусов, грузовиков и тракторов — на газомоторное топливо В Татарстане с 2013 года действует республиканская программа поддержки перехода транспорта — от легковых авто до автобусов, грузовиков и тракторов — на газомоторное топливо

Газификация транспорта в Татарстане

Напомним, что «Газпром газомоторное топливо» развивает по России сеть АГНКС с целью перевода автомобилей на более экологичное топливо. В Татарстане с 2013 года действует республиканская программа поддержки перехода транспорта — от легковых авто до автобусов, грузовиков и тракторов — на газомоторное топливо. С 2016-го до 30% от стоимости переоборудования машин субсидируется из бюджета, а чиновники Татарстана регулярно отчитываются об успехах. Общая проектная производительность созданной в республике сети АГНКС составляет более 155 тыс. кубометров в год. По данным ООО «Газпром газомоторное топливо», в 2018-м на АГНКС Татарстана продали 35,8 млн кубометров природного газа. Строится и другая инфраструктура: сразу два завода СПГ — в Тюлячах и Чистополе.

Однако же, как известно, имеющиеся заправки очень слабо загружены. Так, в стратегии развития ТЭК Татарстана до 2030 года указано, что АГНКС Татарстана загружены всего на 24%. Хотя абсолютные цифры потребления природного газа на авто и показывают кратный рост, массовым переходом пока это назвать нельзя. До 2021-го в республике планируется построить еще 10 АГНКС, а объемы потребления СПГ и компримированного природного газа должны вырасти в 10 раз.  

Ведомство Айрата Шафигуллина признало «Газпром газомоторное топливо» нарушившим закон о конкуренции и вынесла постановлении об установлении в Татарстане экономически обоснованных цен Ведомство Айрата Шафигуллина признало ООО «Газпром газомоторное топливо» нарушившим закон о конкуренции и вынесло постановление об установлении в Татарстане экономически обоснованных цен

«Вся экономия, которую мы сделали на топливе,  ушла на ремонт»  

Цены действительно растут, так что нужна здоровая конкуренция — так эксперты «БИЗНЕС Online» отреагировали на нагоняй УФАС в сторону «Газпрома».

Леонид Наумов, советник по развитию генерального директора ОАО «Казанское пассажирское автотранспортное предприятие №1»:

— Мы используем газомоторное топливо, метан, с 2013 года, когда мы обслуживали Универсиаду. Топливо тогда было по 7 рублей за куб. Сейчас куб — уже 16,2 рубля. Вот и посмотрите, насколько выросла цена. Тогда мы обслуживали 100 газовых машин и брали их с учетом хорошей экономии по сравнению с дизельным топливом. Но стоит отметить, что газовые машины — капризные, не все проблемы там решены. Вся экономия, которую мы сделали на топливе, ушла на ремонт.

Выше ли цены на газ в Татарстане, чем в соседних регионах, — не могу сказать. Но я вижу, как стоимость выросла у нас: с 7 до 16,2 рубля.

В любом случае газ дешевле бензина, но то, что растет цена, а качество исполнения двигательной части — низкое, это не радует. Мы берем «КАМАЗ» и устанавливаем там форсунку, но на 7 автомобилях, которые эксплуатируем с 2015 года, уже заменили 40 головок блока. А стоимость новой головки — 23 тысячи рублей. Получается 920 тысяч, почти миллион! И это только по одной позиции. Так что хотели сэкономить на топливе, на этом метане, но практически все израсходовали на ремонт.

Ирек Сулейманов, президент ассоциации предприятий нефтепродуктообеспечения РТ:

— Эта тема только отчасти наша (по АЗС). Я имею в виду частные заправки, у которых есть еще и газомоторное топливо. Но могу сказать лишь одно: конкуренция — всегда хорошо, а монополия — плохо. Так что то, что УФАС написал, это, наверное, правильно: что рынка на сегодняшний день нет, что метан продает только «Газпром газомоторное топливо», поэтому они и повышали цены. Хорошо, когда есть конкуренция: когда существуют и частные заправки, и ВИНКи участвуют в этом рынке.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (26) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
3.02.2020 08:30

У КАМАЗА плохой двигатель . Пусть сначала новый движок делают а что ставит Камаз это туфта. Дирекция по газототорке похоже спит или не хотят развиватся.

  • Анонимно
    3.02.2020 08:14

    А Роснефти кто нагоняй даст? Прям бессеребренники какието

  • Анонимно
    3.02.2020 08:19

    На днях где-то машину в клочья разорвало, возить в багажнике бомбу замедленного действия с давлением под 200 атмосфер как то не хочется.

    • Анонимно
      3.02.2020 08:31

      Бензобак взрывается покруче любого газового баллона.

      • Анонимно
        3.02.2020 09:26

        Посмотрите на Ютубе как концерн Калашников опровергает миф о взрывающихся бензобаках в фильмах. Они пытались это сделать с простым патроном, трассирующим, бронебойно -зажигательным. У них не получилось, ни с бензином, ни с ДТ.

    • Анонимно
      3.02.2020 09:34

      это был этан

    • Анонимно
      3.02.2020 13:23

      Где? Пруффы Билли

  • Анонимно
    3.02.2020 08:30

    У КАМАЗА плохой двигатель . Пусть сначала новый движок делают а что ставит Камаз это туфта. Дирекция по газототорке похоже спит или не хотят развиватся.

    • Анонимно
      3.02.2020 13:57

      Поддерживаю пост, намаелся, не связывайтесь !

      • Анонимно
        3.02.2020 14:11

        КАМАЗ по Гарантии меняет двигатели за 1,5 млн, через каждые 50 тыс.пробега готов делать кап.ремонт за 400 т.р. Характер носит массовость. Как после этого гигант не будет показывать убыток.

    • Анонимно
      4.02.2020 10:19

      А теперь обратите внимание на правила и преференции пл 223-фз ну и гарантийные обязательства и прямой Газпром Камаз. Вывод прямые закупки там где надо.

  • Анонимно
    3.02.2020 08:46

    Жадность губит все прекрасно начатое..

    • Анонимно
      3.02.2020 13:24

      Жадность властей. Разрешили бы заправляться из бытовой сети, и у кого частный дом большинство бы перешло на метан. Тысячу евро стоит установка что качает 20кубов за ночь, большинству за глаза такого дневного пробега. Но опыт Европы нам не указ.

  • Анонимно
    3.02.2020 09:17

    Обяжите тех кто строит новые АЗС, что-бы помимо бензина и дизеля у них был и метан. Вообще заправки Газпрома это нечто, на некоторых приходится на улице ждать, пока заправляешься. Туалета нет, магазинов нет. А на заправке на м7 около Мамадыша даже твёрдого покрытия нет!!! Фуры застревают. Весной без резиновых сапог не заправишься. В Казани очереди, час уходит чтобы заправить я. Ладно в прошлом году поставили эквайринг. Спасибо за это.

    • Анонимно
      3.02.2020 13:52

      09.17. Вы не учитываете в своём клиентами один нюанс. Метановую заправку может поставить только сам Газпром. На самом высоком уровне власти запрещён допуск к трубе по которой транспортируется метан кому либо.

      Метановая заправка это монополия. Монополия Газпром. Им невыгодно строить заправки внутри страны ... У них задача гнать всё на экспорт чтобы бюджет получал валюту а внутри России как получится.

      Лично моё мнение что на заправке любой:бензин,дизель,газ не должно быть никакого кофе,магазинов и тд. На заправке продают топливо и заправка это особо опасный объект.трагедия случится один раз но помнить её будут все пострадавшие и их родственники.
      На заправке машину заправил, жидкость омывалку залил и протёр фары,гос номер,лобовое стекло и зеркала.

  • Анонимно
    3.02.2020 09:18

    Цены на газ 22 рубля за литр на заправках Татнефти это тоже не первое повышение цен за последнее время. Субсидирование перевода техники на газ (метан или пропан) при росте цен на этот газ не дает эффекта, двигатели на до выпускать прямо с завода комбинированные.

    • Анонимно
      3.02.2020 18:47

      09.18. а ещё на ТатНефть чтобы получить скидку на газ по их же бонусной карте надо платить кэш иначе скидка не работает !!!!!
      Я несколько раз спрашивал почему ? Указание руководства.

      На других заправках не важно как оплачиваешь нал или карта всегда есть скидка по их дисконтным картам.

  • Анонимно
    3.02.2020 09:33

    Пропан тоже подорожал с 12 до 22 руб. Пусть тоже разбираются

  • Анонимно
    3.02.2020 09:34

    Как- то не уверенно директор ПАТП говорит о повышении цен и странно , что не помнит 3 или 4 раза цены повышали, но умалчивает о выгоде которую получил переведя автобусы на газ. Экономия на лицо , а билеты все равно растут.

    • Анонимно
      3.02.2020 10:30

      Написано же в статье, что вся экономия уходит на ремонт

  • Анонимно
    3.02.2020 10:09

    Постоянно повышают цены на метан, установка по субсидии стоила 63т.р., но давали карту на 1500 кубов. Пока по ней заправлялся было хорошо, сейчас выходит дороговато. Установка оборудования и эксплуатация так же бьет по карману, надо каждые 10 т. км ездить на ТО, при этом они ничего толком не смотрят и это очень раздражает. На ТО меняют только фильтр и все. Мало того треснула катушка редуктора, попросил заменить по гарантии, мастер сказал что трещина с двух сторон корпуса не влияет на работу оборудования). Ну а про очереди я вообще молчу, иногда час стоишь чтоб заправится, 90% такси и автобусы. Так что если все вместе сложить оно того не стоит, если конечно они ценник ниже не сделают.

    • Анонимно
      3.02.2020 11:03

      Теоретически один куб метана больше чем один литр бензина. Хотелось бы у вас спросить как у пользователя, на 1 кубе метана или на 1 литре бензина приедешь больше? Вопрос чисто для общего развития.

      • Анонимно
        3.02.2020 12:03

        20 кубов хватает на 200 км по городу и около 300 км по трассе (средняя скорость 90-100 км/ч), двигатель 1,6, автомат.

        • Анонимно
          6.02.2020 17:06

          Т.е. при прочих равных, по городу расход метана - больше? Или у вас пропан-бутан в баллоне?

  • Татарстан опять отличился. Местные баи из газмяса не могут умерить свои алчные аппетиты. И дерут в 7 шкур. Даже по ТО газового оборудования они необоснованно завысили тариф.
    Тариф "Мы пришли" населению не нужен. Но штрафы нужны и минимум как 5% с оборота.

  • Анонимно
    3.02.2020 14:31

    Современные Мерседесы Актросы на чисто дизельном топливе экономичнее Камазов ЭКО на сжатом газе и дизтопливе

  • Анонимно
    3.02.2020 17:42

    Помню времена дизель стоил 12-14₽ за литр это был 2006-2007 года, тогда на 500₽ полный бак заливал и катался. Цена за баррель была наверное 120$ сейчас она 60$, так почему допущу что сейчас топливо дизельное должно стоить 20-22₽ за литр! УФАС куда вы смотрите скажите пожалуйста, откуда такие цены на топливо берутся ?

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль