Общество 
6.02.2020

Битва за Москву: Hayat и КБК берут столицу в кольцо

Турецкий бумажный магнат расширяется: к заводам в «Алабуге» добавится один в Калуге

Сегодня в Москве состоялась пресс-конференция, в ходе которой гендиректор российского подразделения холдинга Hayat Четин Мурат заявил, что турецкая компания собирается открыть новый завод — в Калуге. Турки не стали расширяться в ОЭЗ «Алабуга», видя под Москвой существенный плюс — близость к жирному столичному рынку. Тем временем челнинский конкурент в лице КБК собирается продавать свою гигиеническую продукцию из Клина.

За круглым столом собралось около десятка гостей и представителей СМИ За круглым столом собрались около десятка гостей и представителей СМИ Фото: пресс-служба Hayat

ТУРКАМ СТАЛО ТЕСНО В «аЛАБУГЕ»

Мероприятие состоялось в зале «Каминный» гостиницы «Савой» в центре Москвы. По словам представителей Hayat, они специально выбрали этот исторический отель для «создания более теплой атмосферы». За круглым столом собрались около десятка гостей и представителей СМИ. В зале стоял приглушенный свет, фоном играла приятная музыка, официанты разносили угощения и напитки. Гендиректор российского подразделения холдинга Hayat Четин Мурат выглядел немного усталым и говорил тихим голосом. Как оказалось, последние два дня он находился на фабрике в Татарстане и по прибытии в столицу сразу отправился на встречу. «Может быть, мой голос будет немного тихим. Вы, пожалуйста, предупредите, если что-то не так», — обратился он к собравшимся. Но вскоре его настроение заметно приподнялось — Четин стал улыбаться, зачитывая из своего блокнота приятные новости турецкого холдинга.

«Сегодня Hayat инвестирует 7,1 миллиарда рублей в строительство нового завода в Калуге для производства туалетной бумаги, бумажных полотенец, салфеток и носовых платков под брендами Papia и Familia, — объявил Мурат. — Высокотехнологичный завод с объемом производства 70 тысяч тонн позволит компании стать крупнейшим в стране производителем санитарно-гигиенической бумажной продукции с общей мощностью предприятия 210 тысяч тонн».

«Высокотехнологичный завод с объемом производства 70 тысяч тонн позволит компании стать крупнейшим в стране производителем санитарно-гигиенической бумажной продукции с общей мощностью предприятия 210 тысяч тонн» «Высокотехнологичный завод с объемом производства 70 тысяч тонн позволит компании стать крупнейшим в стране производителем санитарно-гигиенической бумажной продукции с общей мощностью предприятия 210 тысяч тонн» Фото: «БИЗНЕС Online»

Спикер напомнил, что компания начала свою деятельность в России в 2015 году с Татарстана. За пять лет туркам удалось выйти в лидирующие позиции в своем сегменте. По словам Мурата, потребители положительно приняли продукцию из стопроцентной целлюлозы, в результате чего холдинг стал одним из двух ведущих игроков на этом рынке.

«Успешная деятельность в России вдохновила нас построить два завода на территории ОЭЗ „Алабуга“. За пять лет присутствия компании на российском рынке общий объем инвестиций группы компаний Hayat составил 20 миллиардов рублей. Мы верим в высокий потенциал местного рынка, поэтому инвестируем в строительство предприятия в Калуге, запуск которого сделает нас лидером (сейчас лидирует шведская Essity — прим. ред.) по производству санитарно-гигиенической бумажной продукции», — объявил гендиректор российского подразделения.

Планируется, что новый завод в Калуге будет оборудован роботизированными линиями. Он будет функционировать на базе полностью автоматизированного и передового ресурсосберегающего оборудования. Система «тригенерации» по преобразованию ресурсов позволит перерабатывать природный газ с эффективностью до 80% в процессе производства. В компании уверяют, что завод будет построен в рекордные 18–20 месяцев и начнет свою работу в 2021 году.

«Инвестиции позволят нам расширить свое присутствие в России, — продолжил Мурат. — Мы продолжим развивать российскую экономику за счет высокой производительности на экспортных рынках. 8 процентов нашего товарооборота экспортируется в 16 стран».

Четин Мурат: «Сегодня Hayat инвестирует 7,1 миллиарда рублей в строительство нового завода в Калуге для производства туалетной бумаги, бумажных полотенец, салфеток и носовых платков под брендами Papia и Familia» Четин Мурат: «Сегодня Hayat инвестирует 7,1 миллиарда рублей в строительство нового завода в Калуге для производства туалетной бумаги, бумажных полотенец, салфеток и носовых платков под брендами Papia и Familia» Фото: пресс-служба Hayat

КОНКУРЕНЦИЯ С ЧЕЛНАМИ ЧУВСТВУЕТСЯ, НО ОНА НЕ ПУГАЕТ

Расширение турецкого конкурента может сказаться на Набережночелнинском картонно-бумажном комбинате им. Титова. Изначально утверждалось, что компании не будут пересекаться на рынке, потому что каждая работает на своего покупателя. Однако в прошлом году гендиректор народного предприятия автограда Андрей Фомичев объявил, что КБК все-таки настроился на производство белой туалетной бумаги из целлюлозы. Данный проект вошел в программу развития предприятия до 2025 года.

В ходе беседы с «БИЗНЕС Online» гендиректор «Хаят Кимья Россия» признался, что чувствует конкуренцию со стороны челнинцев, но она его не пугает. «Конечно, у нас было очень много конкурентов, — сказал Мурат. — Мы это понимали. Конкуренты не иссякнут, они будут всегда. Но наш приоритет — это фокус на нашем товаре».

Напомним, что КБК в тяжелых конкурентных боях тоже идет на Москву, только с другой стороны. Этим летом комбинат должен достроить и открыть первую очередь своего производства в Клине. Впервые о том, что КБК откроет производство в Подмосковье, стало известно в 2017 году. Тогда же сообщались сроки строительства — середина 2018 года. Изначально производство заявлялось как совместное с «КлинАвтоТранс», однако в прошлом году КБК выкупил 100% акций. Тогда же во время пресс-тура Фомичев пояснил, что каждый должен заниматься своим делом — КБК производить, а «КлинАвтоТранс» — продавать.

По словам Фомичева, завод вдали от Челнов решили строить, так как везти бумагу дальше 500 км нерентабельно — логистика съедает прибыль. Поскольку у КБК есть потребители в Подмосковье, то и завод там оказался кстати. Завод в Клину называется «Челны Упак» — на нем будут работать одна гофромашина и две перерабатывающие линии. Планируемая мощность — порядка 8 млн кв. м гофротары в год.

Еще один шаг против конкурентов — это выпуск белой бумаги, о котором было заявлено в прошлом году. «Мы планируем через некоторое время выпускать двухслойную целлюлозную туалетную бумагу. Вы ее скоро увидите в магазинах, это я вам обещаю», — заверил Фомичев во время пресс-конференции. Ясно, что при этом КБК пересечется в интересах с Hayat, но, как говорит Фомичев, время и рынок расставят все на места.

Сегодня не удалось созвониться с Фомичевым и узнать его мнение о конкуренции с наступающим на пятки турецким коллегой. Директор находится в заграничной командировке и, кстати, отмечает день рождения, но прежде Фомичев не раз жаловался на жесткую конкуренцию в бумажной промышленности.

«Постоянная гонка перевооружения среди предприятий целлюлозно-бумажной промышленности и производителей упаковки становится актуальной. Выигрывает тот, кто сегодня владеет современными технологиями, которые позволяют иметь высокую эффективность», — рассказывал Фомичев во время пресс-конференции в конце прошлого года. Однако конкуренция заставляет и снижать цены. Например, в прошлом году цена на упаковку снизилась до 8%. Еще одна беда бумажников — снижение покупательской способности, а также конфликт между китайцами и американцами, который перетряхивает весь рынок.

Говоря о показателях, Фомичев заметил, что народному предприятию нелегко на рынке. «По результатам 2019 года, откровенно говоря, по гофропроизводству мы дали минус 8 процентов. А по туалетной бумаге у нас даже рост — выручка составила плюс 105 процентов. На 5,4 процента мы туалетной бумаги продали больше. Цены там тоже невозможно увеличить, там тоже идет жесткая конкуренция», — пожаловался Фомичев, когда Hayat в «Алабуге» запустил вторую машину. «Но у них рынок другой — там целлюлозная бумага. То есть их покупатель — это люди с более высоким достатком, другие возможности потребления», — сказал Фомичев, напомнив, что туалетная бумага бывает двух видов: из макулатуры, как на КБК, и белая из целлюлозы, как на Hayat.

Андрей Фомичев: «Постоянная гонка перевооружения среди предприятий целлюлозно-бумажной промышленности и производителей упаковки становится актуальной» Андрей Фомичев: «Постоянная гонка перевооружения среди предприятий целлюлозно-бумажной промышленности и производителей упаковки становится актуальной» Фото: «БИЗНЕС Online»

У ТУРок МОГУТ ВОЗНИКНУТ ТРУДНОСТИ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЧАСТИ РОССИИ?

Среди гостей в зале также присутствовал председатель правления РАО «Бумпром», член комитета ТПП РФ по предпринимательству в лесопромышленном комплексе Юрий Лахтиков. Он поздравил Мурата с расширением и признался, что восхищен мужеством турецкой стороны, потому что понимает, «насколько сложно продвигать бизнес в России». Он отметил, что опыт работы с Татарстаном и ОЭЗ — специфичный и отличается от ситуации в центральном регионе.

«Гарантии „Алабуги“ были предоставлены 10 лет назад, и они все еще соблюдаются. Эта область находится под пристальным вниманием президента республики Рустама Минниханова. А в центральном регионе есть много противоречивых взаимных интересов, — отметил Лахтиков. — Здесь высокая концентрация населения и высокое внимание общества к ряду проблем, в том числе и экологических. К тому же тут повышенная активность надзорных органов. Насколько  успешно вам удается решать проблемы сейчас, пока идет стадия строительства, во взаимодействии с этими структурами?»

Отвечая на вопрос, Мурат рассказал, что соблюдение локальных законодательств и экологических норм для компании в приоритете. По его словам, в Hayat установлены высокие внутренние системы качества, которые помогут компании соответствовать всем предъявляемым требованиям. Так, например, действующим производствам группы уже удалось сократить потребление воды примерно в четыре раза по сравнению с отраслевыми нормами и занять третье место в Европе среди корпораций с минимальным потреблением воды. Так, в среднем по миру на производство одной тонны санитарно-гигиенической бумаги уходит 12–15 т воды, в то время как турецкое предприятие использует лишь 3,5 тонны.

Однако на второй вопрос Лахтикова спикер ответить не сумел. Председатель правления РАО «Бумпром» напомнил, что с открытием завода в Калуге Hayat попадает в класс предприятий первой категории по объему своей продукции. Ранее предприятия холдинга не попали в список из 350 пилотных производств, которые должны получать комплексно-экологические разрешения до конца 2022 года. Без него завод в Калуге не сможет начать работу.

«Вы уже оценивали для себя положение справочника по наилучшим доступным технологиям целлюлозно-бумажной промышленности?» — поинтересовался Лахтиков. Мурат объяснил, что это специфичный вопрос, который требует дополнительной проверки. Затем функционер извинился и покинул пресс-конференцию, заявив, что опаздывает на другую важную встречу.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (1) Обновить комментарииОбновить комментарии
Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль