Машиностроение 
7.02.2020

Путин одобрил: музей Ту-144 подорожал на 100 миллионов

Проект историко-авиационного комплекса за четверть миллиарда отправлен в министерство науки России

Альберт Гильмутдинов наконец определился с тем, как будет выглядеть музейный комплекс Ту-144 возле 2-го здания КНИТУ-КАИ. Прошедший госэкспертизу проект находится в министерстве науки и высшего образования России. По поручению Путина оно должно найти деньги, а на сегодня это уже 224 млн рублей (ранее предполагалось примерно 100 млн). Энтузиасты из центра авиационной науки России — Жуковского — говорят, что снимают шляпу перед Казанью. «БИЗНЕС Online» публикует новые эскизы комплекса.

Стоимость создания музейного комплекса Ту-144 возле 2-го здания КНИТУ-КАИ достигла 224 млн. рублей, рассказал «БИЗНЕС Online» ректор вуза Альберт Гильмутдинов Стоимость создания музейного комплекса Ту-144 возле 2-го здания КНИТУ-КАИ достигла 224 млн рублей, рассказал «БИЗНЕС Online» ректор вуза Альберт Гильмутдинов Фото: «БИЗНЕС Online»

«ПРОЕКТ СТАЛ ОЧЕНЬ СЕРЬЕЗНЫМ»

Стоимость создания музейного комплекса Ту-144 возле 2-го здания КНИТУ-КАИ достигла 224 млн рублей, рассказал «БИЗНЕС Online» ректор вуза Альберт Гильмутдинов. «Проект стал очень серьезным, в том числе по финансам, — подчеркнул он. — Сегодня он стоит уже 224 миллиона».

Напомним, об идее Гильмутдинова перевезти от 6-го здания КАИ учебную лабораторию Ту-144 и установить ее возле 2-го корпуса вуза стало известно в 2013 году, сразу после избрания Альберта Харисовича главой университета. Впрочем, подобные мысли витали давно: предыдущий ректор Юрий Гортышев хотел установить там же ракетоносец Ту-22М3, но Казанский авиазавод (КАЗ) запросил за самолет 140 млн рублей и от мечты пришлось отказаться. Притом, что интересно, Ту-22М3 имеет к Казани и КАИ непосредственное отношение — эти самолеты здесь строили, сегодня же модернизируют, а вот о Ту-144 ничего такого не скажешь. Но идеологическое обоснование нашлось: 125-летие в общем-то не чужого для столицы РТ и КАИ Андрея Туполева, преобразование КАЗа в филиал «Ту». Был и хозяйственный резон: учебная лаборатория постепенно приходила в негодность — деньги на ее содержание выделялись по остаточному принципу, и один из 7 сохранившихся в мире Ту-144 (всего построено 16) мог попросту сгнить.

Проект музейного комплекса Ту-144 отправлен на утверждение в МосквуЭскиз предоставлен пресс-службой КАИ (чтобы увеличить, нажмите)

Ректор обратился к президенту РТ Рустаму Минниханову, и тот дал добро на перевозку самолета и создание в нем музея. Идею принял и тогдашний министр образования и науки России Дмитрий Ливанов. Более того, он пообещал денег (примерно 30 млн рублей) на превращение самолета в музей, но при условии, что КАИ найдет средства на транспортировку и установку лайнера. С этим помогло правительство РТ, выделившее на транспортную спецоперацию 3 млн рублей.

Перетаскивание самолета с улицы Дементьева на Четаева в апреле 2017-го стало общегородским шоу. На новом месте Ту-144 благополучно вернули в первоначальный вид (по этому поводу были опасения), установили на постамент, покрасили, сделали подсветку (отметим, что проект установки самолета вузу подарил Казанский Гипронииавиапром, затраты на разборку и сборку взял на себя КАЗ). Создать внутри самолета музей (как было заявлено, «технический интерактивный», с сохранением оригинальной кабины летчиков и 8 рядов пассажирских кресел) планировали к 31 декабря 2018 года — 50-летию первого полета Ту-144. Но, пока суд да дело, Ливанова сменила Ольга Васильева и договоренность о финансировании проекта повисла в воздухе.

Предлагалось несколько вариантов зданияЭскиз предоставлен пресс-службой КАИ (чтобы увеличить, нажмите)

«УВЫ, ОТ ОГРАДЫ НИКУДА НЕ ДЕНЕМСЯ»

Весной 2018-го Васильева подтвердила обещания своего предшественника, но речь уже шла о 50 млн рублей. Выяснилось, что будущий музейный комплекс разрастается и будет и учебной лабораторией, и центром дополнительного технического образования для школьников, и интерактивным музеем. Предполагалось 10 тематических залов; аэродинамическая труба; демонстрационный комплекс, наглядно показывающий действие перегрузок на организм; визуализация «Самолет в разрезе»; лекционный зал; квест-зона; купольный 3D-кинотеатр и т. д. Все это должно было разместиться в самом Ту-144 и пристрое, который изначально предполагался лишь как чисто хозяйственное помещение (инженерные системы, в холодное время года — раздевалка).

Похоже, его трансформация в более серьезный объект и стала главным фактором удорожания и усложнения проекта, в котором усилилась архитектурная составляющая. «Конфетку для города сделаем», — обещал Гильмутдинов. Особая сложность виделась в том, что здание не должно было мешать восприятию самолета. Предлагалось несколько вариантов внешнего вида, но выбор, получается, сделали только сегодня.

На создание музея уже потрачено примерно 30 млн рублейФото: Сергей Елагин

«БИЗНЕС Online» предложил оценить свежие эскизы советнику по архитектуре и градостроительству «Ак Барс Девелопмент» Дмитрию Пузыреву: «Логика разработчиков концепции понятна и, считаю, верна: спокойная, некрикливая форма, а основной акцент делается на самолет. Есть элементы авиационной тематики: большой козырек, интересные изгибы, цвет. Плюс, судя по картинке, кровля будет эксплуатируемой. Главное, чтобы построили качественно и из хороших долговечных материалов… А вот если КАИ захочет продолжить тему, если ему не дает покоя павильон „Космос“, который сделали на ВДНХ московские власти, тогда надо будет создавать не приложение к самолету, а суперсовременный, яркий, многоуровневый комплекс».

Вдогонку он отметил, что эскиз здорово выигрывает у реальности отсутствием забора, которым сегодня обнесен университетский комплекс. «Но, увы, мы от ограды никуда не денемся — есть требования к вузам по безопасности», — сожалеет наш собеседник.

В пристрое расположатся крупногабаритные экспонатыЭскиз предоставлен пресс-службой КАИ (чтобы увеличить, нажмите)

…НО ТУТ ПОДОСПЕЛ ПУТИН

В июле 2017 года Гильмутдинов сообщил, что на проект уже потрачено порядка 30 млн (например, 8,9 млн из фонда президентских грантов, миллион от благотворителей), а за 5 лет планируется привлечь еще 100 млн рублей. Предполагаемые источники — и официальные (например, минпромторг РФ, Объединенная авиастроительная корпорация), и частные пожертвования. «Интуитивно понятно, что под этот проект мы можем привлечь в среднесрочной перспективе порядка 100 миллионов рублей, — говорил ректор. — И вот все, что на 100 миллионов мы придумали, реализуем».

И тут КАИ, что называется, пошла карта. Будучи в 2018 году на КАЗе, готовящемся к новому производству Ту-160, президент России Владимир Путин обмолвился, что был когда-то такой самолет Ту-144 и не грех бы нам сегодня вновь задуматься о сверхзвуковой пассажирской авиации. И в следующий визит Владимира Владимировича в столицу РТ (февраль 2019-го) его уже ждал доклад о музее Ту-144. Причем эта информация вполне законно перекликалась с повесткой встречи президента с местным активом, на которой много говорили о благоустройстве городской среды. Тут-то слово и дали Альберту Харисовичу. Он сообщил, что после разделения минобрнауки России на два министерства проект подвис, и попросил помочь.

Путин попытался увернуться — дескать, мы уходим в сторону от заявленной темы, однако сказалось то ли упорство ректора, то ли тайная любовь главы государства к сверхзвуковой авиации, но последний сдался: «Идея хорошая, и надо поддержать. Обещаю, что с коллегами обязательно переговорю, чтобы они пришли обратно к данному проекту и помогли вам. Нам сейчас нужно вернуться к сверхскоростному, сверхзвуковому пассажирскому движению. Необходимо об этом подумать. Сегодня мы в Казани реализовали блестящий проект — фактически создали новую машину Ту-160 для вооруженных сил, сверхзвуковой ракетоносец. И не только сам носитель, но и оружие к нему доработали. Все работает как часы. Так почему бы и не создать сверхзвуковой пассажирский самолет? Единственное, на что прошу обратить внимание… Бывшего председателя совета министров СССР Алексея Косыгина спросили как-то: „Сколько стоит Ту-144?“ Он подумал и ответил: „Это знаю только я, но никому не скажу“. Я к чему? Да чтобы реализация вашего проекта была в рамках здравого смысла…»

Видимо, здравый смысл шепнул, что 224 млн — в самый раз.

Так сегодня выглядит Ту-144 в Жуковском Так сегодня выглядит Ту-144 в Жуковском Фото предоставлено благотворительным фондом «Легенды авиации»

ТУ-144 ИЗ ЖУКОВСКОГО: «У НАС ПРОЕКТ СКРОМНЕЕ, ЧЕМ В КАЗАНИ»

В итоге своим поручением президент России обязал министерство науки и высшего образования РФ обеспечить открытие интерактивного музея техники на базе Ту-144. «Что зависело от республики, она сделала, — рассказал Гильмутдинов. — Президент Татарстана профинансировал разработку проекта здания — он готов, прошел госэкспертизу и сейчас находится на финишном решении в федеральном министерстве. Оно ищет 224 миллиона. Когда найдет — вопрос не к нам, но для этого много этапов надо пройти. Очень надеемся, что к осени следующего года сделаем».

То есть с учетом уже потраченного получается более 250 млн рублей. Удорожание проекта ректор объяснил желанием сделать все на самом высоком уровне, скрупулезностью проработки, уникальностью экспозиций. Если уж делать, так по полной программе. «В прилегающем к самолету здании площадью около 900 квадратных метров расположатся крупногабаритные экспонаты, в том числе двигатель НК-144, панорамный кинотеатр и мастерская „Авиационный заводик“, — рассказали „БИЗНЕС Online“ в пресс-службе КНИТУ-КАИ. — Экспозиционная зона делится на четыре направления: авиастроение, вертолетостроение, двигателестроение и космонавтика».

Интересно, что сегодня нечто подобное делают в Жуковском. В августе местные энтузиасты, собрав с мира по нитке, привели в порядок и установили на вечный прикол свой Ту-144. Примерно к 2022 году внутри него также планируется создать интерактивный музей, будет экспозиция и в здании, которое, как и в столице РТ, еще только предстоит построить.

К 2022 году в Жуковском тоже планируют сделать пристройЭскиз предоставлен благотворительным фондом «Легенды авиации» (чтобы увеличить, нажмите)

«Но у нас проект, конечно, скромнее, чем в Казани, — узнав от корреспондента „БИЗНЕС Online“ прикидки стоимости музея КАИ, отметил председатель совета благотворительного фонда „Легенды авиации“ Михаил Агафонов. — Установка Ту-144 и создание музея в здании — порядка 60 миллионов, а интерактивный музей внутри самолета — 10–15 миллионов. Но да, на 220 миллионов можно много сделать… Дело еще и в том, что наш проект почти благотворительный — самолет приводили в порядок в основном волонтеры, деньги — пожертвования. Было и обращение жителей Жуковского, собрали 11 тысяч подписей. Помог губернатор Московской области Андрей Юрьевич Воробьев, но все же у региона нет средств на полноценный музей, хотя наш город — центр авиационной науки. Спасибо и ребятам из КАИ — они нам помогали советами. Благодарность и „Туполеву“, чьи специалисты многое для нас сделали на чистом энтузиазме, и Казанскому авиазаводу, который очень помог с изготовлением узлов для подъема самолета. Мы рады, что Казань, Татарстан, КАИ поддерживают такое замечательное начинание, как музейный комплекс. Альберт Гильмутдинов вообще молодец — пробивной человек! Снимаем шляпу! А вот нам трудно пробраться к президенту — нет таких возможностей. Пытались на прямую линию с Путиным выйти, но не получилось. А ведь цель-то благая — все это и после нас останется».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (49) Обновить комментарииОбновить комментарии
Оптимист
7.02.2020 08:53

Вместо того что бы делать новые самолеты мертвого льва за хвост таскают

  • Оптимист
    7.02.2020 08:53

    Вместо того что бы делать новые самолеты мертвого льва за хвост таскают

    • Анонимно
      7.02.2020 10:14

      На этом фоне особенно примечательно недавнее сообщение об уходе из Казани на Урал важнейшего контракта Минобороны на выполнение ОКР „Альтиус-РУ“ по созданию разведывательно-ударного комплекса с беспилотным летательным аппаратом большой продолжительности полета нового поколения, оснащенного комплексом средств спутниковой связи, элементами искусственного интеллекта, способного взаимодействовать с пилотируемыми летательными аппаратами. В Казани выпускники КАИ занимаются музеями, а не беспилотниками-штурмовиками.
      Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/news/456517

    • Анонимно
      7.02.2020 10:57

      вы этот один и тот же комментарий также как мертвого льва из одного текста про Ту-144 в другой таскаете

  • Моисей
    7.02.2020 08:54

    Карго культ

  • Анонимно
    7.02.2020 09:08

    У нас все побивные ребята,особенно из ТФБ

  • Анонимно
    7.02.2020 09:09

    Молодцы - сохраняют Историю и Память!
    Удачи!

    • Анонимно
      7.02.2020 11:18

      Глупо. Покрасили и пусть стоит.
      А 250 млн рублей надо направить на развитие кафедры и повышение зарплаты преподователей в КАИ и стипендию студентам по 10 тыс руб.

  • OPEN
    7.02.2020 09:17

    От авиации музей останется, пока ни авиации ни музея

  • Анонимно
    7.02.2020 09:27

    откуда такие цены?!!!!

    • Анонимно
      7.02.2020 10:03

      из головы уж, конечно - думаете вы.
      никто, согласовывая такие суммы для выделения из госбюджета, не проверяет же сметы и цены - нет, вы что)
      смешно аж читать такие комментарии.

      • Анонимно
        7.02.2020 12:01

        Да их согласовываю, проводят через торги и ещё перепроверяют, а в результате завышение цен, нецелевое расход и дача на Рублёвке. Смешно думать, что в этой стране делается, что-то по закону в таких проджектах

  • Анонимно
    7.02.2020 09:29

    За эти деньги проще Новый самолет построить..... Обыкновенный распил пошел

  • Анонимно
    7.02.2020 09:30

    Надо рядом поставить Ту-134, Ту-154, Ту-214 и Ту-334 всё равно гниют на аэродромах. А если где найдут то Ту-104 и Ту-124.

  • Анонимно
    7.02.2020 09:38

    КАИ - пуп Земли! Альберт Харисович, так держать, молодец! Всем - успехов!

  • Анонимно
    7.02.2020 09:44

    С нетерпением ждем музей, дети просятся каждый раз проходя мимо

    • Анонимно
      7.02.2020 10:50

      Видимо все дети так. Мой тоже, как увидит, спрашивает про музей.

  • Альбина М.
    7.02.2020 10:02

    Все положительные комментарии сразу все минусуют)) что за народ у нас такой - такие злые, завистливые. Для вас же будет музей, для ваших детей. С вас ни денег, не работ, ничего не просят. А вы все гундидите и гундидите. Вечно недовольные!
    Радоваться надо, что такой проект будет в нашем городе у наших жителей!
    В других городах восхищаются и мечтают, а наши уж лишь бы поворчать и вылить свою желчь.

    КАИ - молодцы, Альберт Харисович - красавец! Команда не сдается, бьется - класс!
    Удачи всем, кто реализует этот проект

    • Анонимно
      7.02.2020 10:56

      Ваш крик души можно было бы приветствовать, если помимо музея, КАИ активно разрабатывал новые концепции самолётов, авиамоторов, беспилотных летательных аппаратов. Сможете привести примеры того, что сделал КАИ в этих областях в течение последнего десятилетия, кроме распила бюджета при закупке китайской линии по производству нанодоски? Если не сможете, продолжайте гордиться ТУ-144!

      • Анонимно
        7.02.2020 11:49

        Если даже так, то почему вас так бесит создание музея?.

        Ответ прост -вас бесит любой позитив..

      • Анонимно
        7.02.2020 11:56

        Почему не разрабатываются. Ту-160. Зачем принижаете?

        • Анонимно
          7.02.2020 12:32

          Принижать нечего! Ту-160 (заводское обозначение: «изделие 70», обозначение разработчика — «К», по кодификации НАТО: Blackjack — «Блэкджек») — сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности, разработанный в ОКБ Туполева в 1970-х годах. Главный конструктор — В. И. Близнюк. Сейчас модифицируется лишь электронная начинка и вооружение.

      • Анонимно
        7.02.2020 14:26

        При таком тихом кивании уже ушли технические кружки. А сколько таких Ту и не только сгнило... При нашем общем кивании, что лучше не делать, чем делать что-то...Все мы вспоминаем, как в самолеты стояли в парках. Я рада, что видела их. Здорово, что такие проекты делают в Казани, сами! Вуз ищет формы (не только музей Ту-144) привлечения молодежи. И это правильно, что ищет! Я только за!

  • Анонимно
    7.02.2020 10:42

    А что молодцы,за 20лет нет самолета?!

  • Анонимно
    7.02.2020 11:12

    Нам не хватает технических музеев. Я считаю, что это очень хорошая инициатива. Сколько таких не доведено до конца. Правильно, что КАИ идет к цели. Обязательно придем с семье, давно ждем открытия!

  • Анонимно
    7.02.2020 11:28

    А Дмитрий Пузырев знает как выполнить облицовку этого закругленного козырька, да еще и по периметру круглой формы здания? И так, чтобы не текло после каждого дождя с этого козырька ручейками? Архитекторы в недалеком 19 веке знали конструктив и много еще чего учитывали при проектировании ОДНОВРЕМЕННО! И поэтому их творениями пользуются более 100 лет и эти здания красивы до сих пор! Идея круглого пристроя к самолету не продумана и требует переделки! Опять сопляки придумывали идею! Без какого-либо напряжения мозга!!!! Практик по фасадам.

  • Анонимно
    7.02.2020 12:21

    в Жуковском по тексту: .... все это после нас останется.... а что останется? муляжи вместо боевых аппаратов? Центр раздолбали и слезы льют... зачем там аэропорт?

  • Анонимно
    7.02.2020 12:26

    Спасибо активистам в КАИ имени Туполева. И народу есть что смотреть плюс старые достижения. Авиация это небо, подальше от наших земных неурядиц. Это же не двор заасфальтировать и скамейки сменить...

  • Анонимно
    7.02.2020 12:32

    ЧЕКА

    Может подумать на будущее про установку рядом еще ТУ-160 и ТУ-22.

    Места там хватает,

    • Анонимно
      7.02.2020 18:49

      Ту 22 и ту 22м разные самолёты.
      Ту22 уже давно все распилили.

      • Анонимно
        8.02.2020 01:43

        Ту-22М, Ту-22М2 и Ту-22М3 тоже разные самолеты, М и М2 тоже все распилили, у них и вид совсем другой, воздухозаборники прямые, а не косые.

  • Анонимно
    7.02.2020 13:19

    Еще хорошо бы ликвидировать монструозный надземный переход поблизости на Чистопольской-Амирхана и вернуть обычный наземный. И в идеале наказать тех, кто это придумал и построил.

    • Бурбаки
      7.02.2020 14:23

      А под машину не хочешь попасть, умник, пытаясь перейти улицу по наземному переходу?

      • Анонимно
        7.02.2020 15:00

        Если вы не в курсе, то водитель должен пропускать пешеходов на пешеходном переходе. Надеюсь вы за рулем не ездите.
        Загонять пешеходов (особенно маломобильных) под землю или над землей - это вредительство и глупость.

        • Бурбаки
          7.02.2020 17:54

          В курсе. Вот только на этом переходе пешеход соберет столько машин, которые его будут пропускать, что вечно будете в пробках стоять.

          А еще есть и такие дурные, ну вроде .... не буду тут заострять кто, что и переехать могут пешехода, что часто и делают на таких переходах. Потому не надо тут умничать.

          • Анонимно
            8.02.2020 01:45

            С какой стати удобство нежелающих стоять в пробках должно быть важнее удобства бабушкек и инвалидов, которые не могут по лесенкам карабкаться? Значит транспортный налог надо повышать и платный въезд вводить, раз у нас машин столько, что из-за наземного перехода сразу пробки.

            • Бурбаки
              8.02.2020 10:37

              По идее там должны быть лифты и подъемники. Но так понимаю, "сознательные" граждане решают, что они там лишние. Да и город, конечно, обязан следить за их сохранностью и удобством пользования. В некоторых густонаселенных городах есть даже лифты для авто, чтобы поднять его в отдельно выделенную комнату рядом с жилыми комнатами. Удобно же. Встал, позавтракал, зашел в соседнюю комнату, сел в свою машину и на лифте спустился вместе с ней вниз, а там вперед и на работу.

  • Бурбаки
    7.02.2020 13:32

    Вообще-то, идея создания такого музея прозвучала еще лет так десять назад. Минниханов был в курсе и по его поручению было небольшое заседание у премьер-министра Халикова, на котором присутствовал и министр образования РТ Гильмутдинов. Потом чиновники ездили за бугор, чтобы посмотреть как там организованы такие музеи, особенно в Мюнхене. Теперь, став ректором КАИ, эта идея в очень упрощенном и сокращенном виде он начал реализовывать в КАИ, хотя там была идея в более широком смысле, как примерно в Мюнхене. Ведь такие технические музеи - это место, где мы сохраняем для потомков те технические достижения, которые были у наших предков и у нас. Это место, где молодое поколение может ощутить связь времен, связь поколений, ощутить гордость за технические достижения, которые были у их предков. Да, и просто, музеи могут стать и центрами образования. Ведь, где еще можно, например, посмотреть на современных роботов. Это к тому, что музеи проводят и обмены выставками. Так очень популярны были выставки современных роботов из Японии, которые по обмену с музеями проходили во многих странах. Все эти роботы стали уже там экспонатами музеев.

    • Анонимно
      7.02.2020 14:00

      Разница в том, что у нас занимаются созданием музеев, а во всех продвинутых странах - разработкой роботов, самолётов, электромобилей и ракет SpaceX.

      • Бурбаки
        7.02.2020 14:39

        Разница в том, что они там занимаются и тем и другим. Как раз у нас то и нет таких музеев. А это очень важное звено в привлечении молодежи к технике, к науке, к техническим знаниям. Если вы сходите в музей с ребенком, где в натуральном виде есть летательные аппараты, в кабине которых можно посидеть, а рядом есть некие тренажеры, на котором можно и "полетать" даже в космос, то ребенок на всю жизнь запомнит такое путешествие. И если уж сам не будет конструировать и собирать такие аппараты в будущем, то точно будет ими управлять. Это пробуждение интереса молодежи к разработке роботов, самолетов, электромобилей и ракет. А без такого интереса у страны не будет будущего. И если молодежи только впихивают прелести жизни криминальных авторитетов, богатых семей, которые свои богатства неизвестно как приобрели, то так и будем, жить.

        • Анонимно
          7.02.2020 15:02

          Музеи, бесспорно, нужны, но в КАИ этот будущий музей стал чуть ли не главным достижением института за последние лет 20. Поэтому пока больше шансов, что "ребёнок будет конструировать и собирать самолёты" в будущем не в Казани, а далеко за её пределами.

          • Бурбаки
            7.02.2020 16:55

            Так ведь и идея первоначальная была не в создании такого музея в КАИ. Видимо, самому Гильмутдинову идея пришлась по душе, тем более и там говорили про этот самолет, который стоял у завода.

  • Анонимно
    7.02.2020 15:03

    Проект в Жуковском круче: и местом (вокруг лесная зона) и пристроем (там он не мешает восприятию самолета в целом)

  • Анонимно
    7.02.2020 15:48

    На сегодняшний день сохранилось 8 Ту-144. Семь в России плюс один в Германии

  • Анонимно
    7.02.2020 17:30

    Музеи - это такие же общественные пространства, как и парки и скверы. Как мы, жители города, радуемся и получаем удовольствие от прогулок по ухоженным парковым зонам. Музеи вносят свой огромный вклад в изучении истории, науки и образования.

    КАИсты молодцы что не забывают, даже берут на себя ответственность за восстановление славной истории этого легендарного самолета. Все туристы и гости города всегда спрашивают про ТУ-144, и сравнивают с Конкордом. Первый сверхзвуковой - это еще одна гордость нашего города.

    Согласна с тем, что необходимо и самолеты строить, только пожаловаться, критиковать легче, чем самому пойти учиться на авиастроение...

    Действительно, радужно от того, что есть в стране патриоты-университеты и патриторы-ректоры. Ведь многим вообще ничего не надо, какие-бы возможности продвигать свои исторические и научные объекты у них под руками не были...

    Считаю, что необходимо поддерживать все проекты, направленные на созидание, на развитие и образование.

  • Анонимно
    7.02.2020 20:09

    Я КАК ЧУВСТВОВАЛ, ЧТО НАДО В БО ЗАЙТИ!! И НЕ ПРОГАДАЛ, НОВОСТЬ СУПЕР!!!

  • Анонимно
    7.02.2020 21:30

    Музей нужен. Да и "зарницу" загрузят заказами, тоже плюс.

  • Анонимно
    8.02.2020 08:38

    Благими намерениями застилается дорога в тупик, я не поддерживаю дорогой проект, хвастаться надо достижениями настоящими, а не СССР, и то на горбе народа.

  • Анонимно
    8.02.2020 22:19

    Каи вместо того чтобы переоснащать свои учебные корпуса и оборудование занимается созданием общественных пространств. Загляните в 3 учебныое здание, там во дворе стоит носовой отсек Ту 124. Думаете там студенты изучают 'стеклянную' кабину. Ага, щас, стоят приборы 60 х годов прошлого века. А электрооборудование изучают по модели ОКИ. Вот где музей.
    Весь мир переходит на электромобили, в КАИ о них и не слышали.
    Постепенно КАИ превращается в поставщика кадров не для Туполей, а продавцов в м видео. Преподаватели старики за 70, скоро преподавать будет некому, некрологи новые почти каждый день проявляются, а ректор занят музеем. Других проблем нет.

  • Анонимно
    9.02.2020 21:46

    Хотел спросить, правда-ли что Ту-144 в Казани оказался благодаря усилиям профессора с интересной фамилией МАТЯЖ?!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль