Общество 
7.02.2020

«Забрал КАМАЗ свои автобусы – и хорошо. Город от этого только выиграет»

Опрос недели: Какие автобусы нужны Набережным Челнам?

Автоград возвращает «КАМАЗ-Лизингу» все 190 «НЕФАЗов», закупленных для МУП «Электротранспорт», а само муниципальное предприятие планируется ликвидировать. В ближайшие месяцы Челны снова будут ездить на микроавтобусах. В чем плюсы и минусы больших и малых автобусов? Государству или частникам следует заниматься общественным транспортом? Стоило ли КАМАЗу пойти на новые уступки хотя бы ради своих сотрудников? На вопросы «БИЗНЕС Online» отвечают Уел Хусаинов, Марат Галиахметов, Сергей Яковлев и другие.

Марат Галиахметов — генеральный директор АО «Нижнекамское ПАТП-1» Марат Галиахметов генеральный директор АО «Нижнекамское ПАТП-1»
— Общеизвестно, что автобусы большой вместимости на городских перевозках более комфортабельны, они должны работать на основных магистралях. Бывают маршруты с небольшим пассажиропотоком, на которых целесообразнее использовать малые, но большие автобусы как минимум соответствуют требованиям по безбарьерной среде. Пассажирам микроавтобусы не нравятся теснотой, хотя у них есть преимущество в скорости и мобильности. Челны сильно проиграют от принятого решения.
По-моему, для организации перевозок приемлема любая форма хозяйствования — и муниципальное предприятие, и частное. Частник больше заточен на экономику и стремится работать эффективно. Муниципальное предприятие, возможно, будет проедать бюджетные деньги, не предоставляя нормального качества услуг, если не будет должного контроля. Но любое дело должны делать компетентные специалисты, а перевозками при всех недостатках законодательства кто только не занимается! C учетом их убыточности и обилия требований к организации перевозок нужно компенсировать перевозчикам убытки, и тогда уже жестко спрашивать за качество и безопасность. В нашей республике в этом плане хвастаться нечем.

В свое время частники в Челнах и Казани выживали за счет нелегальных по большей части перевозок — и в смысле движения денежных потоков, и в плане трудоустройства. Теперь бюджет не додает госсубсидии и кто-то работает полулегально, кто-то —с нарушениями. Невозможно на регулярных общественных перевозках работать как положено и без субсидий. В Нижнекамске на нашем маршруте работают новые автобусы по четкому регламенту, и про экономику даже близко нельзя говорить.
Что касается «Электротранспорта», то это предприятие изначально было ошибочно создано, потому что поставить 190 автобусов на неспециализированную площадку — это все равно что бросить их в голом поле. Им нужно правильное техническое содержание на специализированной производственной базе, а просто поставить автобусы на стоянку и ждать, что они будут работать, — это чудеса. Тем более автобусы специфические. Другое дело — как решать проблему. У исполкома свои возможности, но хорошо было бы сохранить хотя бы часть этих «НЕФАЗов». Для этого нужны были желание и воля с обеих сторон.
Сергей Еретнов — блогер и общественный деятель Сергей Еретнов блогер и общественный деятель
— Я считаю, взяв автобусы у КАМАЗа, мэр города пошел заводу навстречу. Насколько я помню, это была первая большая партия, которую НЕФАЗ продал, никто за ними в очереди тогда не стоял. Казань и в то время, и сейчас от них отказывается. Магдеев тогда только пришел в город — я думаю, ему просто настоятельно рекомендовали их взять, чтобы НЕФАЗ заработал, потому что городу в таком количестве они даром были не нужны. Практика показала, что из 190 автобусов минимум сотня всегда стояла на приколе, и город не чувствовал никакого дефицита транспорта, а за обслуживание их капали большие деньги. Я так считаю: забрал КАМАЗ свои автобусы — и хорошо. Город от этого только выиграет.

Если брать опыт Европы, большие автобусы должны ходить четко по расписанию, а у нас такого добиться сложно. Часто они ходить тоже не могут, в отличие от микроавтобусов. В таких обстоятельствах «НЕФАЗы» ходили полными два раза в день — утром и вечером, а днем всегда полупустыми. Ford в любом случае качественнее и служат дольше. Прямо сейчас я нахожусь на остановке — стоит один человек, зачем ему большой автобус? На поперечных проспектах «НЕФАЗы» и подавно нерентабельны. В Челнах, где нагрузка ложится еще и на трамваи, большие автобусы не нужны, даже на магистральных проспектах.

Заниматься перевозками однозначно должны частники, но государство обязано платить за льготных пассажиров. Это же и выгоднее: отдаешь на аутсорсинг, платишь за льготников и все — не содержишь ни площадку, ни работников. Пусть работают те, кто умеет на этом зарабатывать. Контролировать качество услуг можно и через штрафы, «Народный контроль», видеонаблюдение.
В общем, когда Когогин говорит Магдееву, что тот не умеет зарабатывать, то это просто смешно. Во-первых, он сам не умеет зарабатывать, поскольку КАМАЗ живет на дотациях, а во-вторых, зарабатывать на сотне ненужных стоящих автобусов… Если вы такие умные, создайте транспортную компанию и попробуйте. Уверен, мэр с удовольствием передаст КАМАЗу маршруты, поддержит бизнес партнеров, которые, кстати, и от трамваев отказались.
Айрат Гайфутдинов — руководитель ЗАО «ЦСР» Айрат Гайфутдинов руководитель ЗАО «ЦСР»
— В Набережных Челнах есть предприятия, которые в свое время реализовали проекты в рамках государственно-частного партнерства. Не исключено, что новый механизм привлечения больших автобусов тоже не заставит себя долго ждать. Скорее всего, решение мы узнаем в ближайшее время. Все специалисты видят в больших автобусах только плюсы, они используются во всех больших городах России, Европы и Азии. Кроме того, у нас все больше внимания уделяют мобильности людей с ограниченными возможностями здоровья, а большие автобусы решали эти вопросы. Но бизнес в социальной сфере не всегда рентабелен, поэтому существует господдержка. Есть федеральные законы, которые на сегодняшний день в Челнах успешно исполняются.

Сам спор возник между двумя хозяйствующими субъектами в рамках договора, который предполагает права и обязанности. Рыночная экономика регулирует эти процессы. «Лизинговая компания „КАМАЗ“» тоже не за бесплатно работает — скорее всего, в автобусы были заложены привлеченные средства, в том числе и банковские. Чтобы произвести «НЕФАЗы», тоже нужно сначала вложиться, а не просто сделать их и отдать кому-то в рассрочку. Мне кажется, что КАМАЗ и так много уступок делает, мы просто всего не знаем.
Уел Хусаинов — председатель комитета по промышленности ТПП Набережных Челнов Уел Хусаинов председатель комитета по промышленности ТПП Набережных Челнов
— В большие автобусы удобно садиться с колясками и крупногабаритным багажом, но они неэффективно использовались. Мне кажется, эти автобусы не были достаточно загружены. Может быть, дело в графике, маршрутах или люди не привыкли к ним. Не знаю, как в часы пик, но днем они были почти пустые. У микроавтобусов хороший график, людям не приходится долго ждать маршрутку. Из минусов — культура вождения водителей. Их гонки на дорогах — это риск. Также я частенько вижу, как из выхлопной трубы микроавтобуса идет черный дым. Так нельзя. Возможно, иногда используется некондиционное топливо.
Общественный транспорт должен быть муниципальным, но, возможно, нужна и помощь частников. Что касается отношений, то, по-моему, КАМАЗ и так долго ждал возврата долга. Проблема тянулась не один год. Теперь приняли мировое соглашение — и правильно, потому что предприятия и муниципалитет должны находить взаимопонимание. Я считаю, КАМАЗ достаточно уступил. Автобусы возвращаются предприятию, но долг, накопившийся за эксплуатацию этих автобусов, висит. Поэтому автогигант все равно остается пострадавшей стороной.
Сергей Яковлев — гендиректор ООО «Экспо-Кама» Сергей Яковлев гендиректор ООО «Экспо-Кама»
— Преимущество больших автобусов очевидно: они удобны для людей с ограниченными возможностями здоровья, для мам с колясками. Они безопаснее, чем автобусы малой вместимости. Я говорю не про манеру вождения водителей, потому что привычки водителей — это частные случаи. Водителей-экстремалов и на больших автобусах хватало. Я имею в виду кузов, обеспечивающий безопасность. Когда происходит ДТП, то гасит силу удара именно он.

Считаю, что общественный транспорт обязательно должен контролироваться государством или муниципалитетом. Я помню, когда на улице было минус 25 или 30 градусов, частники отказывались выводить маршрутки на рейсы, потому что это может окончиться ремонтом — при таких условиях двигатель изнашивается гораздо быстрее. Чтобы такого не было, нужно, чтобы государство тоже подключалось.

Думаю, что КАМАЗ и муниципалитет не в восторге от того, что этому событию пытаются дать какой-то политический окрас. Это хозяйственный вопрос: купил — плати, не платишь — отдавай.
Фанис Харисов — гендиректор ООО «Реклама-центр» Фанис Харисов гендиректор ООО «Реклама-центр»
— Общественным транспортом я сам редко пользуюсь, но могу предположить, что в Ford с коляской никак не попадешь. Такому большому городу, как Челны, обязательно нужны большие автобусы, и их отсутствие — это плохо. Возможно, найдут другой вариант, но автобусы малой вместимости — точно не выход из ситуации. Мы же видим, как дело обстоит в других крупных городах. Там повсюду большие автобусы, это удобно.

Думаю, что со временем общественный транспорт будут контролировать частники, потому что городская власть не может управлять такими вещами — это же бизнес. Во всяком случае, если муниципалитет решит запускать свои автобусы, это ударит по бюджету города, да и сделать прибыльным государственное предприятие сложнее. Я не отслеживал спор КАМАЗа и муниципалитета, но, видимо, совсем прижало, раз автобусы возвращают.
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (41) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
7.02.2020 20:44

Автобусы полупустые у вас? уберите все газели, форды и прочие маловместительные душегубки на "поперечные проспекты", а основные проспекты отдать исключительно под большие автобусы и не будет проблем даже днём! каждый день в направлении завода двигателей едут консервные банки забитые сплющенными бедолагами, два дистрофика не могут не задев сидящих пройти по проходу на выход! говорите газели для сидячих? да они разорятся только сидячих возить! чтобы всех с утра довести до работы надо будет караван с промежутками в 10 метров из газелей пускать. люди поэтому и набиваются в них, потому что знают что в следующей тоже будет такой же пресс... так чего ждать! я выбираю просторный автобус со свежим воздухом раз в 15 минут вместо запресованной газели каждые 2 минуты, в которой просто физически нету места для воздуха (особое удовольствие когда пара алкашей со "свежачком" там сидят). Это ещё не учитывая проблем с перемещением мам с колясками, инвалидов, крупных габаритов... конечно такси никто не отменял, это решение куда проще чем решить вопрос с транспортом... да и надо же чтоб кто то бизнес имел... Давайте паспортный стол отдадим в частные руки? уверен они смогут эффективно заработать и на этом поприще...

  • Анонимно
    7.02.2020 17:06

    "Если брать опыт Европы, большие автобусы должны ходить четко по расписанию, а у нас такого добиться сложно." -
    это ещё почему??
    Связь и программные средства сейчас доступны,
    город как раз без пробок для Автобусов полосы свои.

    Никаких проблем нет.
    Ещё пограммку в смартфон и видно будет где едет твой автобус.

    • Анонимно
      7.02.2020 17:41

      А платить за пустые автобусы кто будет?

      • Анонимно
        7.02.2020 18:44

        Никогда не видели пустых автобусов. А вам как надо, чтобы люди в три наката находились?
        Правильно занимать только сидячие места, в проходах не стоят.

      • Анонимно
        7.02.2020 19:32

        Государство всем нам должно. И обязано. Это надо помнить всегда. И мы не обязаны просить чинуш ни о чем. Не могут обеспечить комфорт жителям пускай идут вон.

      • Анонимно
        7.02.2020 21:22

        Магдеев же прежде чем купить автобусы проводил исследования через питерскую компанию за счёт муниципального бюджета. Как объяснить результат ведь Математическое моделирование не ошибается? Остается одно: ничего не исследовали, фикция.

      • Анонимно
        8.02.2020 12:17

        Уберите маршрутки и не будет у Вас пустых автобусов

  • Анонимно
    7.02.2020 17:12

    Позиция Еретнова правильная.
    Правильные суждения даёт по поводу этих автобусов. И слова мэра,что не нужно драматизировать тоже правильные. Никакой трагедии нет,в любом случае вакуума не будет в этом направлении. А то,что мэр Магдеев решил соскочить с крючка и хочет выйти из этой кабалы,он прав 100%.

  • Анонимно
    7.02.2020 17:13

    Выгоднее и удобнее для челнов газели. Дешевле содержать , проезд быстрее осуществляется, меньше мест на дороги занимает. За газели. И весь город за газели.

    • Анонимно
      7.02.2020 17:23

      У людей в РТ есть нехорошая привычка набиваться как селедки в бочки в газели. Тем не менее, правильно занимать только сидячие места

      • Анонимно
        7.02.2020 18:05

        Раньше ездили ничего. Выжили. До 2014 года город не знал что есть большие автобусы.

        • Анонимно
          7.02.2020 18:34

          Всё выживаете? А жить когда будете?

        • Анонимно
          7.02.2020 18:44

          Лучшее- враг хорошего.

          • Анонимно
            7.02.2020 21:42

            Изначально автобусы стоили 6 млн, государство выплатило КАМАЗу по 4 млн за каждый, но КАМАЗ назначил платежи исходя из полной стоимости автобусов, в итоге получатели заплатили за них по 12 млн рублей. Ну, и кто тут шкурник и грабитель? Явно не Магдеев.

    • Анонимно
      8.02.2020 12:21

      Я вот удивляюсь таким горе экономистам, посчитайте сколько вмещается в газель человек и сколько в автобус,
      Получится что автобус заменяет по пассажировместимости 3-4 газели, ну и кто после этого занимает больше места на дороге один автобус или 4 газели?

  • Анонимно
    7.02.2020 17:15

    Один водитель- один штраф. Нужно больше водителей, неужели не ясно.

  • Анонимно
    7.02.2020 17:18

    Почему именно для мам с колясками эти большие автобусы? Сколько человек дали интервью, у всех на устах эта проблема. Вырастили в свое время детей в Челнах. О том, чтобы с коляской впихиваться в транспорт, даже понятия не было. И Форды самые приемлемые автобусы. Езжу в общественном транспорте каждый день.

    • Анонимно
      8.02.2020 07:05

      В то время, о котором вы говорите, как раз маршруток и не было. В Челнах были длинные Экарусы из двух частей и, если не ошибаюсь, Лиазы поменьше, но также полноразмерные. А с колясками да - не принято было или не разрешалось, сейчас уж не помню.

    • Анонимно
      8.02.2020 07:06

      И инвалиды, по вашему, также вполне могут без коляски ехать, на ручках у граждан, или пусть дома сидят?

  • Анонимно
    7.02.2020 17:34

    Нам нужны немецкие MANы.

  • Анонимно
    7.02.2020 17:42

    Зима, Когогин торжествует,
    На дровнях обновляя путь,
    Его "Нефазы" нал почуя,
    Повторно впарят как-нибудь...

  • Анонимно
    7.02.2020 18:12

    Пусть Казань немного раскошелиться. Не только в Париже сабантуй проводить и на мальдивах в гольф играть.

  • Анонимно
    7.02.2020 18:46

    У нормального муниципалитета и транспорт собственный для удобства горожан, и стадо коров для д/с собственное, но у нормального.

  • Анонимно
    7.02.2020 20:04

    уберите газели, вот позор города....

  • Анонимно
    7.02.2020 20:44

    Автобусы полупустые у вас? уберите все газели, форды и прочие маловместительные душегубки на "поперечные проспекты", а основные проспекты отдать исключительно под большие автобусы и не будет проблем даже днём! каждый день в направлении завода двигателей едут консервные банки забитые сплющенными бедолагами, два дистрофика не могут не задев сидящих пройти по проходу на выход! говорите газели для сидячих? да они разорятся только сидячих возить! чтобы всех с утра довести до работы надо будет караван с промежутками в 10 метров из газелей пускать. люди поэтому и набиваются в них, потому что знают что в следующей тоже будет такой же пресс... так чего ждать! я выбираю просторный автобус со свежим воздухом раз в 15 минут вместо запресованной газели каждые 2 минуты, в которой просто физически нету места для воздуха (особое удовольствие когда пара алкашей со "свежачком" там сидят). Это ещё не учитывая проблем с перемещением мам с колясками, инвалидов, крупных габаритов... конечно такси никто не отменял, это решение куда проще чем решить вопрос с транспортом... да и надо же чтоб кто то бизнес имел... Давайте паспортный стол отдадим в частные руки? уверен они смогут эффективно заработать и на этом поприще...

    • ПанАлекс
      7.02.2020 23:19

      Так как раз Магдеев их и убирал очень незаконными методами - расчищал место для своего МУПа! Однако уже через год, когда половина автобусов уже обездвижилась, снова пустили газели-форды, сперва типа как "субподрядчиков".

  • ПанАлекс
    7.02.2020 22:23

    Временно поставил авто на прикол и уже второй месяц езжу (на одну из работ) на автобусе (с пересадками).
    И вот уже второй день подряд сразу заметна нехватка автобусов на линии: Газели и Форды мало приспособлены для стоячих людей в проходе. Раньше даже в часы пик не было такой давки! Но это естественно касается только Нового Города - ведь на ЗЯБи и ГЭСе большинство линий объединяются.
    Так что город на грани транспортного коллапса! И это еще в хорошую погоду...
    И где десятки, сотни миллионов, потраченных на всякие питерские и пр. "исследования и разработки маршрутов"? Чем вообще занимаются сотрудники исполкома и Минтранса РТ в Челнах? Никакой ритмичности и организации движения. Хотелось сказать, что бардак и разруха. Но происходит "рыночная" самоорганизация. То есть сами ТК и водители подстраиваются под пассажиропоток (не зря водилы все время на т/ф с коллегами - кто где едет, и сколько пассажиров на остановках). Но тогда совсем лишними выглядят сотрудники исполкома и минтранса!

  • Анонимно
    8.02.2020 02:54

    В Набережных Челнах количество Газелей больше в три раза количества выданных маршрутных транспортных карт
    Одна оформлена официально а ещё две не легально
    Так же и водители один официально а ещё 5 не оформлены ни как поэтому не платятся за них налоги и пенсионные
    У водителей Газелей нет больничных и отпускных
    Ещё нарушается режим работы они выходят на работу с 4:30 утра а заканчивают в 23:30
    Это 17 - 19 часов за рулём при этом ни кто их не ограничивает по количеству дней работай хоть 7 дней в неделю
    Газельки ездят а точнее гоняют постоянно переполненные с перегрузом при чем часто на красный цвет светофора
    Постоянно грубят пассажирам с проездными документами так как за них выдают копейки
    В целом получается сплошные нарушения и никто за этим не следит в Челнах администрация города даже не в курсе всего этого от них скрывают потому что в путевках указывают 8 часов работы и после работы газелисты не проходят медкомиссию
    Вот всё это и называется как женщина сказала без придел

    А вот у больших автобусов была двух сменная работа и выходные и больничные и отпуска и платили налоги и пенсионные и медика перед работой и после проходили
    И пассажиры с проездными были в радость
    Правила дорожного движения сдавали
    Вообщем было всё под контролем.

    • Анонимно
      8.02.2020 22:26

      в МУПе разве водители графиком 2/2 работали? Типо на одном Нефазе 2 водителя было? 2 дня один, 2 дня другой?

  • Анонимно
    8.02.2020 06:33

    Нужно сделать всего два действия. Убрать абсолютно все "газели" и привязать з/п водителя в первую очередь к выполнению движения по расписанию.

  • Анонимно
    8.02.2020 10:19

    Давайте все разложим по местам.
    1. Муниципальный транспорт комфортно работает в городе? - Да!
    2. Содержание муниципального транспорта, в том числе и техническое, успешно? - Нет!
    3. Частные компании обслуживающие горожан комфортно обеспечивают перевозку? -Нет!
    4. Частные компании явно выражают свое преимущественное экономическое состояние по содержанию транспорта - Нет!
    5. Функции властей успешны в контроле над перевозками горожан? - Нет!
    Так и давайте решим проблемы по ответам "Нет", чтобы были только -"Да".

    • Анонимно
      8.02.2020 12:13

      По первому вопросу правильный ответ: нет. Зачем убрали изначально работающие автобусы малой вместимости?

  • ПанАлекс
    8.02.2020 11:06

    Напомню челнинцам про огромные затраты бюджета Челнов на остановки и табло обещания властей города показывать на табло движение транспорта и даже возможность следить в онлайн в мобильных приложениях.
    И как, вспомнили? Работает???

  • Анонимно
    8.02.2020 12:11

    Ситуацию с организацией общественного транспорта в Набережных Челнах можно описать известной фразой В. Черномырдина: Хотели как лучше, получилось как всегда. Вопрос то простой: а такой надо было гнать с рынка общественного транспорта автобусы малой вместимости. В Челнах это были не назвали, в большинстве своём мерседесы, vw, fiat и т.д. Кому в дурную голову пришло изначально ломать эффективно работающую систему перевозок? И так у нас во всём.

    • Анонимно
      8.02.2020 15:15

      Большие автобусы городу нужны, это не оспоримый факт. Мне вот интересно откуда взялась цифра 190 автобусов, кто-то вообще ее рассчитывал и под какой объем перевозок? Так-что идея правильная, подвела реализация.

  • Анонимно
    8.02.2020 20:03

    Почитал ваши кометы все про деньги и удобства езы а про наши молодых мам с калясками,бабушек каторым чють пошее не дают за соцыалку кто думать будет что молодая мама с коляской в газель полезет? Смешно очеть удобный транспорт просто как раньше вернуть ПАТП и убрать часть гозелей создать маршруты и все будут довольны

  • Анонимно
    8.02.2020 22:27

    Очень жалко, что многие их автобусы не успел сфотографировать и больше не успею:c

  • Анонимно
    9.02.2020 00:41

    КамАЗ скоро остановит производство как и многие другие наши предприятия. Не будет комплектующих из Китая.
    Так нам и надо, надо все производить у себя, не надеяться на Китай и на другие страны.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль