Общество 
8.02.2020

«Наука в России выступает лишь как бантик на боку огромной и тупой сырьевой туши»

Футуролог Максим Калашников о том, почему отечественные миллиардеры не вкладываются в знания, а для власти намного важнее футбол

Сегодня в России отмечается День науки, однако поводов для радости нет, считает известный футуролог и писатель Максим Калашников. «Как только РФ превратилась в обломок Советского Союза и произошла деиндустриализация — наука стала приходить в упадок. Доля расходов в нее — 1,1 процента — в два с лишним раза ниже, чем в США», — считает Калашников. В своем материале для «БИЗНЕС Online» он объясняет, что именно происходит.

В Советском Союзе развивался великий роботостроительный проект. Развивались еще и умное станкостроение, кораблестроение, своя микроэлектроника, строительство отечественных суперкомпьютеров... «В Советском Союзе развивался великий роботостроительный проект. Развивались еще и умное станкостроение, кораблестроение, своя микроэлектроника, строительство отечественных суперкомпьютеров...» Фото: © Валентин Барановский, РИА «Новости»

СССР БЫЛ НА ВТОРОМ МЕСТЕ В МИРЕ ПОСЛЕ ЯПОНИИ ПО ПРОИЗВОДСТВУ ПРОМЫШЛЕННЫХ РОБОТОВ

Что происходит с российской наукой? Вам не кажется — развития действительно нет. Остановилось оно в 1991-м, точнее, даже в 1989–1991 годах. Хотя я хочу напомнить, что наука и образование являются частью одной «экосистемы» — промышленности, т. е. реального сектора производства. Как только Российская Федерация превратилась в обломок Советского Союза и произошла деиндустриализация (экономика РФ сейчас — сырьевая, плюс немножко ОПК), собственно, и наука стала приходить в упадок. Доля расходов на НИОКР в ВВП страны — 1,1% —  в два с лишним раза ниже, чем в США. Я уже не беру Южную Корею или Израиль.

Для науки исчезла питательная почва, потому что пропали великие проекты, которые были порождены индустриализацией страны и питали науку. Обычно называют космический и ядерный мегапроекты, но до последнего в СССР работали и другие программы, пускай подчас и меньшие по размаху, но тоже жадно требовавшие новых технологий, исследователей, конструкторов и инженеров. Например, погиб русско-советский авиационный проект — и РФ больше не является великой авиастроительной державой. Была огромная программа развития ядерной энергетики, включавшая в себя не только АЭС, но и атомные теплоцентрали, которые должны были строиться и отапливать целые города.

В Советском Союзе развивался великий роботостроительный проект, СССР был на втором месте в мире после Японии по производству промышленных роботов, у нас проектировались роботы-шахтеры и роботы-пекари или, например, роботы-дояры. У меня дома лежит журнал «Техника-молодежи» 1979 года, который рассказывал о планах развития национального роботостроения, а ведь в советский период развивались еще и умное станкостроение, кораблестроение, своя микроэлектроника, строительство отечественных суперкомпьютеров типа «Эльбрус», двигателестроение. Нынешние россияне плохо знают, сколько всего делалось в великом производительном СССР. В общем, проектов, больших и малых, где наука находила применение, насчитывалось много. Действовал некий конвейер: сперва добывались новые фундаментальные знания, а на их основе создавалась прикладная наука с новыми технологиями. Сейчас в РФ выбита не только промышленность, но и прикладная наука. То есть фундаментальная наука повисла в воздухе. Задач для нее нет. Наука в России выступает лишь как некий бантик на боку огромной и тупой сырьевой туши. 

Вводить протекционизм (покровительственную политику), как Трамп — и начинать новую индустриализацию страны. Создавать ту самую благодатную почву для науки. Тогда и РАН обретет новую жизнь «Вводить протекционизм (покровительственную политику), как Трамп, и начинать новую индустриализацию страны, создавать ту самую благодатную почву для науки. Тогда и РАН обретет новую жизнь» Фото: «БИЗНЕС Online»

ЧТО ДЕЛАТЬ С АКАДЕМИЕЙ НАУК РФ?

Я был в начале недели в Новосибирске в командировке: здесь тоже беда. Город в страшной деиндустриализации, рожки да ножки остались от его промышленности. А сибирское отделение Академии наук… ну нет для нее питательной почвы.

А что вообще делать с Академией наук? Как заставить этот неработающий орган работать? Вводить протекционизм (покровительственную политику), как Дональд Трамп, и начинать новую индустриализацию страны, создавать ту самую благодатную почву для науки. Тогда РАН обретет новую жизнь, у нее возникнет сильная прикладная секция. Прикладная наука воскреснет.

Вспомните, как в СССР в 1930-м государство поставило задачу: нужно найти искусственную замену дорогому импортному каучуку! Наука нашла два выхода: агроном Трофим Лысенко (тот самый) отыскал в СССР свой каучуконос — кок-сагыз, а химик Сергей Лебедев открыл синтез искусственного каучука. Ставит ли подобные задачи перед русской наукой нынешнее постсоветское государство, глупое, скаредное и сырьевое? Нет, конечно. Оно же больше футболом занято.

Понимаете, при Борисе Ельцине и Владимире Путине была закреплена сырьевизация российской экономики. При этом обратите внимание, что даже военно-промышленные проекты, которые представил Путин в 2018-м, — это перелицованные программы 1950–1960 годов. Скажем, «Кинжал» — переиначенный проект противоспутниковой ракеты на «МиГ-31», которую переделали в противокорабельный комплекс, заменив собственно ракету (отчего вышел сущий позор: носитель с ничтожно малым радиусом действия; ставить-то аэробаллистический «Кинжал» нужно было как минимум на стратегический ракетоносец Ту-160). То есть просто наспех трансформировали старые советские наработки. Военно-промышленный комплекс не превратился при Владимире Владимировиче в локомотив развития науки.

Нынешнее «Сколково» висит в воздухе. В Москве же нет своих инноваций, нынешняя столица не является промышленным центром, это центр бюрократии, производства бумаг, бредовых распоряжений и недвижимости «Нынешнее «Сколково» висит в воздухе. В Москве же нет своих инноваций, нынешняя столица не является промышленным центром, это центр бюрократии, производства бумаг, бредовых распоряжений и недвижимости» Фото: «БИЗНЕС Online»

СКОЛКОВО? УВЫ, ЛИШЬ ИМИТАЦИЯ

В 2013 году власть вроде бы начала реформу российской Академии наук, но это было лишь признанием того, что наука сырьевой экономике не нужна. Вспомним недавний скандал, когда агентство «Дом.РФ» переселило федеральные ведомства (минспорт и т. д.) в центр «Москва-Сити», вот в эти стеклянные высотки (широко известный скандал, не считаю нужным углубляться в него). Это лучше всего говорит о том, что наука в России превратилась в падчерицу, в Золушку. Ну зачем она нужна? По сути, мы вернулись в новое Средневековье. Раньше, после развала СССР, науку еще содержали: вроде как должна быть, положено иметь. А новая власть сказала: мол, на фига она вообще нужна? Я, конечно, тут говорю не про заявления, а про действия властей.

Возникнет новая индустриализация — будет новый шанс для науки. Но обратите внимание: среди 12 нацпроектов Путина нет не единого со словом «индустриализация». В данных проектах нет четкой задачи, что нужно реиндустриализовать страну. Почему? Потому что индустриализация РФ приведет к потере властью сырьевой, бюрократической и ростовщической «илитки». Вот та ее и не проводит. Предпочитает говорить о «цифровизации». А какая цифровизация может быть без новой промышленности? Только полицейская и бюрократическая. Потому нынешнее упадническое состояние российской науки вполне легко объясняется.

«Сколково», Иннополис? Увы, лишь имитация. Почему? Посмотрите на Кремниевую долину, с которой пытались слизать «Сколково». Данный проект рождался среди высокоразвитой калифорнийской промышленности, в США — в ведущей промышленной державе мира.

У нас эти инновационные центры — «Иннополисы», «Кванториумы» — развиваться не могут. Они могли бы это делать только в том случае, если бы у нас развивалась очень наукоемкая, передовая промышленность с высокой добавленной стоимостью. С большими шансами «Сколково» могло бы жить в советской Москве, которая по своему промышленному развитию не уступала среднеевропейской стране.

И еще хочу напомнить, что каждый четвертый робот до 90-х годов выпускался в Москве. Первопрестольная с 1970-х развивалась как мощный центр производства в области электроники, электротехники. Там строились самолеты, речные суда, выпускалась сложная инновационная техника — то был центр инновационного производства. До 1991 года.

Тогда и Иннополис, и «Сколково» были бы востребованы. Нынешнее «Сколково» висит в воздухе. В Москве же нет своих инноваций, сейчас столица не является промышленным центром, это центр бюрократии, производства бумаг, бредовых распоряжений и недвижимости. Что делать с данными проектами? Проводить — на условиях протекционизма — реиндустриализацию России. Тогда и «Сколково» работа найдется.

У нас нет биотеха. Это Советский Союз имел вторую биотехническую промышленность мира. В России ее нет «У нас нет биотеха. Это Советский Союз имел вторую биотехническую промышленность мира, а в России ее нет» Фото: «БИЗНЕС Online»

Все крутится и танцует вокруг нефтегазовой задвижки 

Что касается того оттока молодых специалистов IT-сферы в Силиконовую долину, который наблюдался несколько лет назад, то в целом эта тенденция сохранилась. Например, судьба моих некоторых детей связана с высокими биологическими технологиями, биоинформатикой и генной инженерией. И их уже фактически готовят к выезду за рубеж, потому что здесь нет применения такой квалификации. Преподаватели им говорят, что надо осваивать профессиональный английский язык, потому что, скорее всего, придется искать работу в Западной Европе или США, потому что у нас нет биотеха.

Это Советский Союз имел вторую биотехническую промышленность мира, а в России ее нет. Все крутится и танцует вокруг нефтегазовой задвижки. Хотя, напомню, только половина добываемой у нас нефти перерабатывается, а скажем, в «неразвитой» Саудовской Аравии природный газ перерабатывается в полимеры. На месте. А говорили, мол, дурные арабы и т. д. Так вот этот народ додумался поставить условия перед покупателями его углеводородов: «Хотите стабильных поставок от нас? Пожалуйста, вкладываете в переработку сырья у нас». И сегодня Саудовская Аравия имеет очень неплохие нефте- и газоперерабатывающие мощности. Россия же никогда не ставила условия покупателям своего углеводородного сырья. А если нет переработки — нет спроса на кадры.

У меня всегда будет перед глазами пример Новосибирского НИИ катализа им. Борескова. Там еще 16–17 лет назад разработали технологию одностадийного нефтеперерабатывающего завода, который намного дешевле традиционных технологий и с которым можно модулями набирать нефтеперерабатывающие предприятия практически любой мощности, но этот проект не пошел — не нужен оказался. Как это можно назвать? Потому я очень сочувствую российским ученым: они сейчас остались в окружении новых и не очень сырьевых феодалов. Не надо ждать у нас Илонов Масков.

Наука — это сложно и непонятно, тут надо годами возиться, а не тупо качать сырье и вырывать казенные подряды «Наука — это сложно и непонятно, тут надо годами возиться, а не тупо качать сырье и вырывать казенные подряды» Фото: © Владимир Астпкович, РИА «Новости»

НАШИ МИЛЛИАРДЕРЫ — СЫРЬЕВИКИ ПО СОЗНАНИЮ СВОЕМУ

Этих надежд все меньше, причины названы выше. Знаете, сейчас вышла книга «Взлеты и падения государств» известного индийского инвестора, экономиста Ручира Шарма (глава отдела развивающихся рынков Morgan Stanley — прим. ред.). В ней говорится, что среди признаков развитого государства важно учитывать, какие в нем преобладают миллиардеры — хорошие или плохие. Хорошие — это те, кто сделал миллиарды на высоких технологиях: авиастроители, автомобилестроители, роботостроители, IT. Плохие — это все те, кто связан с природной рентой, рынком недвижимости и государственными заказами. В Российской Федерации, безусловно, преобладают так называемые плохие миллиардеры. Более того, и они не способны привести к развитию свою отрасль. Например, наши металлурги не могут закрыть потребности отечественных машиностроителей. Они покупают все сложные конструкции у импортеров, у китайцев, у турок.

А почему наши миллиардеры не хотят вкладываться в науку? Да потому что они сырьевики по сознанию своему и обыватели, лишенные воображения. Со вкусами и устремлениями обывателей. Наука — это сложно и непонятно, тут надо годами возиться, а не тупо качать сырье и вырывать казенные подряды, чтобы проще и прибыльнее.

Я очень желаю русской науке продержаться, выжить. До того времени, пока в стране не начнется новый курс. Выражусь максимально осторожно: на новую индустриализацию. Даже если вы уехали, страна (если не развалится) обязательно начнет новый курс. И мы попросим вас вернуться. Вам найдется применение на родине. Хочется в это верить.  

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (53) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
8.02.2020 09:24

Худо бедно но при коммунистах в ВУЗах были научные династии, но не было семейных кафедр как сейчас.
По закону родственники не могли находиться в непосредственном подчинении.
Повсеместно эти семейства избавились от всех кто мог составить им конкуренцию, и в таких условиях началась деградация науки.
Гранты получают за откаты, без всяких внедрений.

  • Анонимно
    8.02.2020 08:53

    Новая индустриализация будет построена на обломках старой. Похоже площадку расчищают. Обломки , чтобы убрать. Ну и науку выметают. Чтобы чище было. А почему бы не модернизировать и сохранять ?

    • Мы утешаемся надеждой,
      На помощь классиков зовя,
      «Быть нищим лучше, чем невеждой».
      Украсть при этом норовя.

      На скрипке учимся в России,
      Играть мечтая за бугром,
      А власти в образе Мессии,
      С благою вестью и кнутом

      Мозги прессуют с оправданьем,
      Что виноват менталитет
      И с нарастающем желаньем,
      Прикрыть грозятся интернет.

      Вокруг общее безверье.
      Куда не кинь взгляд, всюду клин.
      К науке тоже нет доверья,
      Она бедна как бедуин…

      P.S.

      Прорыва в науке не будет
      Под мантру «Россия, вперёд!».
      История позже осудит
      Того, кто в тупик нас ведёт.

      Пока действует мораторий
      На избавленье от них,
      Не будет ни обсерваторий,
      Ни физиков нобелевских.

      Под вопли, что власть для народа,
      Себе забиваем мы гол,
      Нет денег для суперзавода,
      Но есть на собор и футбол.

      Когда всё уйдёт на банкеты,
      На офисы и персонал,
      Услышим потом на фуршете:
      «Эффект от науки был мал»…

    • Анонимно
      8.02.2020 21:11

      А Вы знаете как это сделать: модернизировать науку или "старую индустриализацию"?
      У нас все знают что надо делать, но мало кто знает КАК это сделать.?
      И насколько может знать историк, журналист, политолог об организации и содержании современной технической и инженерной науки?
      И обязательно уж не упустить упреки по поводу сделанного (спорт, спортивные сооружения).

  • Анонимно
    8.02.2020 09:11

    Конечно не все так мрачно.
    Но если долго говорить челевеку, что он тупой - он поверит.
    После этой статьи какие мысли? Все плохо и безнадежно в обозримой перспективе. Валить из страны, если не относишь себя к "сырьевым паразитам".
    Думаю СМИ должны не только омрачать и пугать. Скорее каждая такая статья должна запускаться очень осторожно, если цель - поднять дух соотечественников конечно.
    Гораздо больше пользы принесет информация о тех технологиях и открытиях, которые все еще есть у нас. Тогда молодой студент выберет несырьевое направление, поверит в себя и свою страну и сделает новые открытия.

    • Анонимно
      8.02.2020 09:54

      Наши технологии родом из СССР, а немногочисленные открытия наших учёных, сделаны, как правило, во время их временной или постоянной работы за рубежом. Более-менее нормально в нынешней России финансируются лишь военные научные разработки, но даже и здесь особо впечатляющих успехов нет. Итог прошедших 30 лет: российская наука теперь всё больше отстаёт не только от американской и западноевропейской, но её обогнала и китайская.

    • Анонимно
      8.02.2020 09:56

      В статье всё написано правильно! И делают правильно, что печатают правду!
      К этому как раз то и привели те, кто считали себе оптимистами (бестолковые руководители всех уровней) при однозначной отсталости технологии и не хотели принять меры.
      Сегодня это исправить многократно будет сложно! Только каким либо мощным финансированием ВУЗов этого достичь невозможно.

      • Анонимно
        8.02.2020 12:04

        Да, в статье написана "правда" - но не вся правда.

        А полуправда хуже откровенного вранья...

        • Анонимно
          8.02.2020 13:03

          Если тут только часть правды, значит дела ещё хуже

          • Анонимно
            8.02.2020 20:45

            Значит мы как нормальные смелые, ответственные люди должны сейчас либо развернуть это, либо утопиться.
            Хотя есть и третий вариант - сидеть в кресле и высказывать всяческие мысли. Так легче

  • Анонимно
    8.02.2020 09:24

    Худо бедно но при коммунистах в ВУЗах были научные династии, но не было семейных кафедр как сейчас.
    По закону родственники не могли находиться в непосредственном подчинении.
    Повсеместно эти семейства избавились от всех кто мог составить им конкуренцию, и в таких условиях началась деградация науки.
    Гранты получают за откаты, без всяких внедрений.

    • Анонимно
      8.02.2020 10:00

      эта деградация сейчас повсеместно, наука в ней как и экономика, и общее образование, и медицина. Это наша чума.

    • Анонимно
      9.02.2020 08:54

      Причина очень проста, кафедры также стали формой семейного бизнеса, где власть передается по наследству. такая форма сословности.
      По этой причине талантливые и бегут из Казани, из России.
      С этой "семейственностью" никто не борется, т.к. она всех устраивает.

  • Анонимно
    8.02.2020 09:59

    Надо просто перестать называть "наукой" результат работы двух кнопок на компьютере - "копировать" и "вставить".
    Но это очень сложно.
    Как это сделать, если деньги платят за количество опубликованных текстов, созданных с помощью этих двух кнопок?
    А тут ещё и роботы-боты появились, которые "пишут" науко-образные тексты значительно лучше людей...

    У некоторых "учёных" тысячи (!!!!!!) публикаций.
    Иногда в совершенно разных областях знаний.
    Вряд ли все они "научные"...
    А совравши один раз - а работа двумя кнопками это откровенное "научное" мошенничество - человек уже врёт непрерывно...
    И не только в научном плане, а и в бытовом тоже - отсюда столько уголовных дел на докторов наук и профессоров.

    Короче говоря кризис Науки не только в РФ, но и по всему Земному Шару - Нобелевские премии яркий тому пример.

    Но выход есть.
    Только пока никто не знает где он...

  • Анонимно
    8.02.2020 10:02

    Готов подписаться под каждым словом Максима.

  • Бурбаки
    8.02.2020 11:31

    Товарищ явно в этом мире ничего так и не понял и живет надуманными сказкам о великом прошлом. Какая вторая в мире робототехника после Японии? Где она была? Какие умные станкостроение, кораблестроение? Какая своя микроэлектроника и свои отечественные суперкомпьютеры? Все оснащение таких больших заводов, особенно военных были как раз из тех станков, которые удалось слямзить оттуда. Какая к черту микроэлектроника, которая плелась на десятки лет позади, да и то, за счет того, что покупала оттуда устаревшие технологии для производства этих самых микросхем? Какая вторая в мире биотехнологии? Да, стали как и все в те времена заниматься гигантоманией, и партия с правительством решили, чего нефти то зазаря сжигать, а надо бы ее в кормовые белки для скота превращать на заводах. И стали их строить по всей стране, кстати, под Казанью тоже решили такой завод возвести. А вот американцы, да и весь Запад оказался немного более дальновидней. Они начале опыты стали проводить с теми белками, которые получали на таких биотехнологических заводах, кормить ими животных как добавки к кормам. И вот что интересно, они стали терять шерсть, то есть лысеть, в молоке стали появляться всякие вредные примеси, вплоть до тяжелых металлов, ими даже бычков кормить было нельзя. Они умирали от появления злокачественных опухолей. А в СССР ничего, проект такой заложили и даже уже заводы понастроили, несмотря на глухой ропот экологов. Только одно спасло наших коров и нас самих от "второй в мире биотехнологии".

  • Бурбаки
    8.02.2020 11:51

    И что предлагается взамен той "великой научной державы". Опять вернуться в совок? Да, и не будет этого, как бы не мечтали тут старорежимники. Возврата в совок уже не будет, и слава богу! А что в замен?

    Почему вся наука в дыре в этой стране. По двум причинам. Первая, и самая главная, власть в ней не заинтересована в развитии высоких технологий. Не потому как не хочет, а просто не верит, что получится. Слишком сильно отставание в высоких технологиях, слишком много надо вкладывать и ресурсов и усилий. Проще сидеть на нефти и газе, на их век еще хватит, а что будет потом, их особо не волнует. Они живут сегодняшним днем, а на завтра они уже решили, что их потомки с большими деньгами будут жить там, где уже есть и высокие технологии и комфортная жизнь с их деньгами.

    Вторая причина в том, что вся система научной деятельности осталась от старой экономической системы с ее РАН и институтами, вузами и научными центрами. Да, для совковой системы такая наука с ее АН СССР была как раз в пору. Академия была как большое министерство от науки с его чиновниками в ранге академиков. Они решали, куда направлять деньги, какие научные направления развивать. Правда, чуть не угробили квантовую физику и теорию относительности как это сделали с кибернетикой и генетикой, слушая мудрые мысли вождя всех народов. Но ничего, спохватились, атомная бомба понадобилась. Сегодня же эта система управления наукой уже не соответствует той экономической системе, которую надо бы выстроить с ориентацией на высокие технологии. Но вот пока такой ориентации нет, сгодится и старая система. Да, к тому же можно и на старых академиков опираться, давая им какие-то подачки с барского стола, пусть развлекаются, изображая бурную научную деятельность с публикациями в мусорных журналах.

    • Анонимно
      8.02.2020 12:37

      Квантовая физика не имеет никакого отношения к атомной бомбе - скорее наоборот - исходя из квантовой физики нельзя было создать атомную бомбу.

      • Бурбаки
        8.02.2020 13:28

        История такова. Кто-то там из академиков доложил, что принципы квантовой механики и теории относительности не соответствуют материалистическим взглядам марксистов. Особо не нравился кое-кому Эйнштейн и его взгляды. И тогда решили созвать некую конференцию, где бы выступили "видные" физики, разоблачившие буржуазные взгляды некоторых физиков и то, что они могли еще и служить идеологическим противникам. И даже нечто подобное провели в МГУ. И могли бы некоторые физики, особенно те, кто стажировался до войны на Западе пойти по этапу на Колыму. Но тут Берия нашептал вождю, что этого не стоит делать, если хотим чтобы и у нас атомная бомба появилась. Одно дело гнобить там генетиков и кибернетиков, а другое тех физиков, которые были довольно известны и на Западе. И тогда могла скорее всего и передача данных
        по атомному проекту с Запада остановится, да и свои физики могли взбунтоваться, как это сделал Капица. Вот примерно такая связь с созданием атомной бомбы и квантовой физикой.

      • Анонимно
        8.02.2020 14:51

        Что-то Вы путаете! Сначала 1928 году во время стажировки в Геттингене 24-летний советский физик Георгий Гамов смог построить теорию альфа-распада на основе квантовой механики. Потом у итальянца Энрико Ферми в 1933 году журнал Nature отказался публиковать статью по теории бета-распада на основе квантовых представлений, и ему пришлось напечатать её в итальянском журнале. Впоследствии Nature признал этот эпизод одной из главных своих редакционных ошибок в истории. Однако из-за этого теоретик Ферми занялся экспериментами и в 1939 году, вместе с Лео Силардом, обосновал возможность развития в уране самоподдерживающейся ядерной реакции при делении ядер урана.

    • Анонимно
      10.02.2020 03:16

      11:51"Почему вся наука в дыре в этой стране. По двум причинам. Первая, и самая главная, власть в ней не заинтересована в развитии высоких технологий. Не потому как не хочет, а просто не верит, что получится. Слишком сильно отставание в высоких технологиях, слишком много надо вкладывать и ресурсов и усилий. Проще сидеть на нефти и газе, на их век еще хватит, а что будет потом, их особо не волнует. Они живут сегодняшним днем, а на завтра они уже решили, что их потомки с большими деньгами будут жить там, где уже есть и высокие технологии и комфортная жизнь с их деньгами."

      А может потому, что злые татары-"русофобы"постоянно раздражают наших гениальных российских ученых своими намеками, что Америка реально в десять раз богаче России и что на науку в некоторых отдельно взятых американских университетах отпускают столько же денег, сколько у нас на всю науку в РФ?

      Но татары -"русофобы" совершенно не правы-хоккей куда важнее любой науки, хотя и наука может иногда пригодиться-например,чтобы делать" правильные" клюшки для хоккея , но даже в этом случае российские ученые, в отличии от американских, должны делать свои исследования не за деньги, а строго "добровольно", "в семье" и желательно "на кухне".))

  • Бурбаки
    8.02.2020 11:58

    Так какую же новую систему управления наукой следовало бы выстроить? Тут тоже не надо изобретать велосипед, как тут часто делают в России. Все уже давно известно, можно брать за образец наиболее близкие к существующей системе в стране, чтобы с малой кровью тут все и поменять, приведя ее с соответствие с нуждами новой экономической системы. Правда, следует иметь в виду, что никто не отменить, что потребуются значительные усилия со стороны властей, так как старая система так просто без боя не отдаст свои привилегии, те деньги, которыми их кормят. Потребуются и значительные ресурсы для возрождения науки в стране, и еще что тоже немаловажно - время. Надо быть готовым к длительным периоду становления, на что может не хватит времени ни у властей, да просто у самой страны.

    • Анонимно
      8.02.2020 12:40

      Бурное развитие Мировой Науки произошло благодаря во многом науке СССР, в которой тратились огромные ресурсы (людские и материальные) на "доработку" научных открытий, сделанных в "западных" университетах и военных корпорациях.

      Не стало "советской" науки и вся Мировая Наука погрузилась в глубокий кризис...

      • Бурбаки
        8.02.2020 13:38

        Это вы своей бабке рассказывайте про бурное развитие мировой науки, благодаря развитию науки в СССР. О развитии науки в СССР мало кто там на Западе и знал то. Для многих там было вообще удивительно, что в СССР и атомную бомбу создали и ракету запустили в космос. И это было связано даже с чисто объективными причинами. Во-первых, никто не разрешал что-то стоящее публиковать в западных научных журналах. Для публикации надо было получить разрешение у первого отдела. И только в дозированных порциях отправляли что-то туда для публикаций. Иногда даже из-за этого возникали скандалы. Во-вторых, связь ученых из СССР с зарубежными коллегами была такой слабой, что практически можно считать нулевой. Только еще как-то связь поддерживалась за счет тех, кого называли отказниками, то есть теми евреями, кто желал уехать из СССР и они как-то еще переписывались как со своими родственниками, так и с учеными коллегами. И в третьих, тоже немаловажно. Знание английского у многих ученых было еще тем. Потому и свободного общения даже, если возникали такие обстоятельства, не могло быть. А это контакты. А раз нет общения, то и новых идей мало возникает. Потому во многом в СССР наука была неким дублированием тех открытий и достижений, которые уже давно прошли на Западе.

        • Анонимно
          8.02.2020 14:08

          Атомная бомба была украдена нашей замечательной разведкой и её первая советская версия была 100%-копией первой американской. Начиная с 1943 года, Курчатов ежемесячно получал подробные отчёты от нашей разведки с ответами на свои конкретные вопросы по ядерным технологиям. Что касается английского, языком науки он стал лишь после Второй мировой войны. До этого преобладал немецкий, особенно у физиков.

  • ПанАлекс
    8.02.2020 12:16

    О, Максима печатают, из нашей партии "партии судного дня".

  • Анонимно
    8.02.2020 12:21

    Если Союз был так хорош, так почему он развалился? Лукавит автор

    • ПанАлекс
      8.02.2020 14:09

      Спасибо скажите предателям Горбачеву и Ельцину (но главное - Геращенко и "глыба") и Теффту - успешно "освоившему" 140 млрд. долл., выданных ему в 1991г. на "развал СССР и приобретение отраслей и предприятий"...

  • Анонимно
    8.02.2020 12:34

    у нас проектировались роботы-шахтеры и роботы-пекари или, например, роботы-дояры.
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/456910
    Вот именно, "проектировались" на уровне ненаучной фантастики, а не выпускались. Понятия "промышленный робот" в СССР вообще не было, станки с ЧПУ- токарные и фрезерные станки с управлением от простейшего микропроцессора. А эту песню:" почему научные достижения не внедряются в производство?" в СССР пели с начала 70-х годов.

  • Анонимно
    8.02.2020 13:21

    Слухи о могуществе советской науки сильно преувеличены.

  • Анонимно
    8.02.2020 15:13

    тут вопрос в том куда должна двигаться наука. с начала 90-х годов прошлого столетия нет никаких значимых, фундаментальных, открытий. всё барахтается вокруг одних и тех же постулатов. ну нет в современной науке Декарт Рене, и не предвидится. мельчаем господа, мельчаем.
    а после распада СССР, исчезла конкуренция между странами в науке и технике. а хорошо это или плохо, ну не знаю. рано ещё оценки ставить, мало времени прошло.

    • Анонимно
      8.02.2020 15:50

      Почему США, Запад, Япония и т.п. развиваются, а Россия отстаёт?

      • Анонимно
        8.02.2020 16:06

        Лет 30 Россия живёт в соответствии с идеей «продадим нефть и газ, все остальное купим»! В ОАЕ, Саудовской Аравии или Иране также не наблюдается никакого расцвета местной науки.

      • Анонимно
        8.02.2020 20:23

        Они покупают мозги и технологии, а потом продают их как свои.
        У нас куча НИИ работает на западных заказчиков в электротехнике, авиации и электронике. Но им дают частные задачи, а головные решения и изделия патентуются в США, после чего на сборку отправляются в Китай

  • Анонимно
    8.02.2020 16:46

    А почему наши миллиардеры не хотят вкладываться в науку? Да потому что они — сырьевики по сознанию своему и обыватели, лишенные воображения. Со вкусами и устремлениями обывателей. Наука — это сложно и непонятно, тут надо годами возиться, а не тупо качать сырье и вырывать казенные подряды, и чтоб проще и прибыльнее.
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://kam.business-gazeta.ru/article/456910
    Благодарю БО за чтиво на выходные! посмотрел фильм по ТВ на каком-то канале, где зацепила фраза героев про мечту. Так вот, относительно нас, миллиардеров. Наша мечта - стать долларовыми триллиарерами "Здесь и Сейчас". А наука - это "И НЕздесь, и НЕсейчас", а значит - ФАНТАЗИЯ (что является уделом НЕмиллиардеров:-)

  • Анонимно
    8.02.2020 17:56

    Для российской бюрократии главное имитация деятельности! За этой ширмой скрывается деградация медицины, образования и науки! Да и с применением современных технологий в промышленности беда. Процветает только сырьевой сектор. Довольно современно смотрятся банки, сотовая связь и интернет. Вертикаль управления, основана на принципе "я начальник-ты дурак" вообще средневековая!

    • Бурбаки
      8.02.2020 18:18

      Во всех комментариях только констатация известных для многих истин. А что предлагаете то?

      • Анонимно
        8.02.2020 19:06

        + Наконец-то сократили количество знаков! Никогда не комментировал вас, т.к. не видел смысла вставлять свои три копейки в большое и непонятное. Но здесь появился интерес: что предлагаете и как реализовать (в контексте темы науки и футуролога).
        1. Просто прочесть "Кто съел мой сыр" - для того, чтобы сказать: "Да, я сделал это (прочёл) и, да, я с сегодняшнего дня не отдам сыр (свой), - при этом не надо никому кричать об этом в команде, а придумать миссию, как это делают в бизнес-среде. Эта монетизация приблизит вашу науку к точке безубыточности.
        ЗЫ: устал стучать по клаве. А пойду-ка, съем свой сыр:-)

      • Анонимно
        8.02.2020 19:13

        В Ленинграде есть особая комиссия по работе с молодыми авторами. Однажды меня пригласили на заседание этой комиссии. Члены комиссии задали вопрос: «Чем можно вам помочь?» «Ничем», — сказал я. «Ну, а все-таки? Что нужно сделать в первую очередь?» Тогда я им ответил, по-ленински грассируя: «В пегвую очегедь? В первую очередь нужно захватить мосты. Затем оцепить вокзалы. Блокировать почту и телеграф » Члены комиссии вздрогнули и переглянулись
        — Сергей Довлатов

      • Анонимно
        8.02.2020 19:19

        + На спрос, есть и предложение. В этом году, как-то пересмотрел отношение к вам, гуманитариям, пишущим много и непонятно, т.к. без экономики науки, без которой нам, технарям, сложно привлечь финансы без обоснований наших технических решений, авторами которых может быть любой (и даже кухарка), - главное: правильное оформление предложений:-)

        • Анонимно
          8.02.2020 20:26

          Оформление прав и предложений - это к юристам.
          Экономика производства - это к бухгалтерам и экономистам

      • Анонимно
        8.02.2020 20:45

        Well, since the question is asked in native Russian, then УПС
        Ну, поскольку вопрос задан на исконно русском, то правильно оформить предложение поможет только знание языка, которое преподают в средней школе (производной), - здесь же футурологом обозначена тема науки! в которой кухаркин язык явно не прокатит. Повезло, конечно же тем, чьи дети заканчивают начальную школу (либо закончили), т.к. позволяет совместно с детьми изучать (и выполнять домашние задания! шоб детки были готовы в дальнейшем сдать ОГЭ и ЕГЭ для успешного поступления в Иннополис (Сколково). Лучше это сделать "Здесь и Сейчас", забив в поисковик учебник русского языка, например, Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов...:-)

      • Анонимно
        9.02.2020 02:38

        Во всех комментариях только констатация известных для многих истин. А что предлагаете то?
        Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/456910

        Перестать "ложиться на чужие амбразуры" и"скакать впереди не нашего паровоза", а начать заниматься СВОИМИ делами.
        У"большого брата" есть своя" очень большая голова" и он в Ваших советах не нуждается или просто не поймёт в силу другого менталитета.))

  • Анонимно
    8.02.2020 20:30

    А вам не кажется, друзья, что все гораздо глубже? Открытий настоящих в науке нет нигде, не только у нас. Как будто блок стоит. Так, расширяют-углубляют-коммерциализируют открытия 50-100-летней давности. Интересную версию представил китайский научный фантаст Лю Цысинь в "Теории трёх тел". Ну, и ещё Стругацкие высказывали эту мысль в "Миллиард лет до конца света".

    • Анонимно
      8.02.2020 20:57

      Не кажется. Только за последние 19 лет мы стали свидетелями огромного количества важнейших научных открытий, которые способны изменить будущее. Настоящие прорывы были сделаны в медицине, физике, биологии, генной инженерии, истории, математике, астрономии и других областях. Некоторые гипотезы и выводы ученых настолько уникальны, что ставят под сомнение основы многих фундаментальных наук. Вот только 8 из них:
      1. Открытие гравитационных волн. Почти сотню лет назад о них говорил Альберт Эйнштейн. Это открытие стало ярким подтверждением теории относительности.
      2. Российский математик Григорий Перельман доказал теорему Пуанкаре.
      3. Расшифровка генома человека группами Фрэнсиса Коллинза и Грэга Вентера в 2006 году. В 2015 году работа по картированию генома была полностью завершена.
      4. Магнитная оперативная память (MRAM) — результат открытия Альбером Фером и Петером Грюнбергом эффекта гигантского магнетосопротивления. В 2007 году ученые получили за него Нобелевскую премию, а мир — революционную технологию в сфере компактного хранения информации. Быстродействующая память характеризуется низким электропотреблением и высокой плотностью записи.
      5. Обнаружение воды на Марсе и открытие Эриды (Eris) — второй после Плутона массивной карликовой планеты Солнечной системы.
      6. В 2012 году, во время эксперимента на Большом адронном коллайдере открыт бозон Хиггса.
      7. Сконструированы биопротезы, управляемые силой мысли. В 2010 г. английская фирма «RSLSteeper» представила биопротез руки, с помощью которого человек способен открывать двери ключом, разбивать яйца на сковородку, снимать деньги в банкомате и даже держать пластиковый стаканчик.
      8. В 2012 г. нобелевская премия по физиологии и медицине была вручена английскому биологу Джону Гердону и его японскому коллеге Сине Яманаке. Они произвели настоящий фурор в среде биотехнологов, создав из обычных клеток – стволовые, т.е. способные составлять любые органы. Для этого ученые ввели в клетки соединительной ткани мыши всего 4 гена и в результате фибропласты превратились в незрелые стволовые клетки, обладающие всеми свойствами эмбриональных. Из подобного материала можно вырастить любой орган – от печени до сердца.

      • Анонимно
        8.02.2020 23:05

        а что все эти открытия изменяют форму познания мужчиной женщины или то как мать кормит дитя нет ну тогда вся это дребедень с биороботами никому не нужна

        • Анонимно
          9.02.2020 08:55

          Интересующей Вас формой познания занимается сексопатология - наука, при всей её значимости, - прикладная, а не фундаментальная. Ваше же суждение о биороботах вряд ли придётся по душе инвалидам. 75 лет назад такое открытие могло улучшить жизнь сотням тысяч людей во всём мире. А такие понятия, как бозон, стволовые клетки или теорема Пуанкаре, скорее всего, Вам, в принципе, мало понятны.

      • Бурбаки
        8.02.2020 23:32

        20:57 Так понимаю, вопрос был задан о более общих принципах. То есть вот перечисленные вами открытия - гравитационные волны, бозон Хиггса, ничего нового или существенного в ту же физику не внесли. Они только подтвердили те открытия, которые теоретически уже были сделаны, причем давно. Конечно, никто не будет отрицать, что эти достижения огромного значения для науки, скорее на основе наблюдения за гравитационными волнами может родится новое направление в астрофизике.

        • Анонимно
          9.02.2020 08:57

          Критерий истины - эксперимент. Теоретически сделанное открытие - всего лишь гипотеза, которая часто не подтверждается на практике.

          • Бурбаки
            9.02.2020 11:41

            Вашими устами глаголит истина! Но тут немного о другом. Да, еще раз, это очень значимые открытия, как подтверждение того, что теоретические построения, основанные на определенных принципах верны. Но все же это не те результаты, которые хотели бы получить в экспериментах на БАК. Дело в том, что все эти, как вы написали, теоретически сделанные открытия, уже давно проверены на множестве других экспериментах. И их правильность подтверждена в них. Здесь же ожидалось нечто иное. Это как с опытами Майкельсона. Там тоже могли обнаружить присутствие эфира, но обнаружили нечто иное. Этот эксперимент и поставил точку в теории эфира, дав путь новым открытиям, основательно поколебав как раз основы той старой физики. Кстати, некоторые товарищи, особо упертые и до сих пор пытаются ее возродить.

    • Бурбаки
      8.02.2020 21:55

      Да, вы отчасти правы. Если кратко, то проблема в следующем. Физики, по сути, построили Стандартную модель, которая объединяет три типа взаимодействия - электромагнитное, слабое и сильное. Но эта модель не может ответить на ряд фундаментальных вопросов и все еще не построена Теория всего, которая включала бы также и квантовую гравитацию. Строительство БАК могло бы дать ответ на некоторые вопросы и поставить новые. Но все оказалось довольно просто. Ответ был дан на тот вопрос, который сводился к следующему - верна ли Стандартная модель, не противоречива ли она, не опровергаются ли ее принципы при наблюдении за столкновениями протонов с энергией в 6Тэв или в 6*10 в 3 степени Гэв. Да, оказалось Стандартная модель верна, но для проверки более продвинутых теорий, которая бы включала и квантовую гравитацию уже нужны энергии в 10 в 14 степени Гэв. Конечно же, такими энергиями даже в отдаленном будущем физики не смогут оперировать. Таким образом физики оказались перед некой ситуацией, когда в головах рождаются множество вполне не противоречивых теорий, а вот проверить их в экспериментах нет возможности. А с другой стороны пока нет такой теории, которая бы смогла дать толковые и непротиворечивые объяснения многим вопросам, которые возникают при наблюдении новыми физическими объектами - темная материя и темная энергия. Физики стоят перед двумя возможными сценариями развития. Или возникнут в самых неожиданных местах такие открытия, наблюдаемые экспериментально, которые седлают новую революцию в физике, или нас ожидает долгое ожидание с потерей интереса к физике элементарных частиц. И вполне допустимо, что человечество будет развивать уже такие направления как генетика, искусственный интеллект, квантовые вычисления, астрофизику и космологию, в надежде найти еще что-то интересное для понимания физической природы Вселенной. Так примерно, вкратце.

  • Анонимно
    9.02.2020 16:00

    Спасибо, коллеги, интересная дискуссия получилась. Я бы с удовольствием вживую пообщалась. Успехов!

  • Анонимно
    9.02.2020 21:12

    "Когда с интеллигентскими химерами покончите,
    Вернетесь вы в исконный наш, крестьянский наш уклад:
    Курятничек в кладовочке, коровка на балкончике,
    А под балконом грядочки – здесь будет город-сад.

    Такая вот редукция... Но, прежде чем откланяться,
    Я кратко резюмирую сегодняшний базар:
    «Товарищи учёные! Мы все в глубокой заднице.
    Спасибо за внимание, окончен семинар.» "

    (Т.Шаов "Товарищи учёные. 30 лет спустя")

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль