Общество 
9.02.2020

«Кудрин говорит: «Айрат, а зачем ты вообще занялся сельским хозяйством?..»

55 цитат Айрата Хайруллина в интервью и статьях на «БИЗНЕС Online». О семье, вере, развитии страны и патриотизме

Накануне Казань простилась с Айратом Хайруллиным. Он был хорошим другом «БИЗНЕС Online», писал для нас блоги, а многочасовые интернет-конференции с участием депутата Госдумы уже стали редакционной легендой. Мы выбрали самое яркое «от Хайруллина», что вы могли прочитать на наших страницах. Причем цитаты, охватывающие временной отрезок с 2011 по 2020 год, — это и история нашей газеты.

«Россия — уникальная страна, она всегда генерирует деньги. Россия — богатая страна, так было и 150 лет назад, так будет через 100 лет, если мы сохраним целостность нашей страны» «Россия — уникальная страна, она всегда генерирует деньги. Россия — богатая страна, так было и 150 лет назад, так будет через 100 лет, если мы сохраним целостность нашего государства» Фото: © Григорий Сысоев, РИА «Новости»

О ПРОШЛОМ, НАСТОЯЩЕМ И БУДУЩЕМ РОССИИ

— История — очень интересная штука. Помню, в 2003 году в рамках подготовки празднования 1000-летия Казани я принимал участие в приеме тогда министра финансов РФ Кудрина. Он, безусловно, очень умный человек, грамотный, толковый, хорошо разбирается в цифрах, владеет своей специальностью… Когда мы с ним разговорились, он говорит: «Айрат, а зачем ты вообще занялся сельским хозяйством? В ближайшие 10 лет цены на нефть будут расти, мы настолько себя хорошо чувствуем, валюта у нас крепкой будет, нам хоть из Америки, хоть из Австралии сколько хочешь всего привезут — только свистни». Рубль действительно тогда окреп, а импорт возрос… Но при этом все должны понимать, что когда мы используем такой бизнес-подход, то подрываем свою экономику, сокращаем численность своего населения, сокращаем свою страну по ВВП и населению, самоуничтожаемся.

У нас была долгая дискуссия, я был принимающим гостя, мы долго плыли на яхте по Волге, у нас было время для разговоров, мы не торопились и дискутировали. В конце он поднял за меня тост и произнес: «Давайте выпьем за Айрата и таких, как он». Но он сказал, что в результате своих подходов я обязательно проиграю в деньгах, на что я ему ответил, что не буду жалеть, если даже проиграю в деньгах. (16 июля 2016 года)

— По генетике в растениеводстве, животноводстве СССР был №1 в мире, а не США и Германия. Наша страна за 100 лет столько пережила потрясений: революция, коллективизация, война, индустриализация и так далее, мы столько ресурсов потратили, что народ устал, нам для счастья не хватало джинсов, электроники, автомобилей, разнообразия еды. Если бы мы потерпели еще 8–9 лет, мы году в 2000-м жили бы в совершенно другой стране, население нашего СССР было бы больше 300 миллионов человек — огромный и растущий внутренний рынок. (16 июля 2016 года)

— Россия — уникальная страна, она всегда генерирует деньги. Россия — богатая страна, так было и 150 лет назад, так будет через 100 лет, если мы сохраним целостность нашего государства. Другое дело, что 2–5 триллионов долларов за последние 20 лет были вывезены из страны. Эти деньги оказались на мировом рынке капиталов, и мы занимаем у этого мирового рынка капиталов под совершенно другие проценты, намного отличающиеся от тех условий, под которые из нашей страны были вывезены наши деньги, заработанные у нас в стране. Задача руководства страны — создать такую модель, когда будет выгодно не вывозить, а вкладывать деньги в экономику нашей страны. И сегодня в нашей стране есть такие люди, которые идут против ветра, веря в свою страну, вкладывают деньги, когда им все говорят, мол, что ты делаешь, зачем ты вкладываешь деньги в рубли?.. (16 июля 2016 года)

— Зря вы смеетесь над Хрущевым. Он всего лишь хотел накормить голодную страну мясом и молоком. Это возможно только если вы имеете сильную кормовую базу. (9 сентября 2013 года)

— Есть анекдот, когда жители болгарской деревни решили построить церковь и договорились, что выпивка для строителей будет бесплатной. Решили для этого собрать с каждого двора по ведру самогона. На первом перекуре сели выпить, а там — чистая вода!.. Потому что каждый подумал, что от его ведра воды ничего не изменится. Это чисто социалистическая психология! Для того чтобы ее пережить, нужны поколения. Думаете, зря Моисей водил свой народ по пустыне 40 лет? Эта пустыня в три раза меньше Татарстана! Он по кругу водил свой народ, чтобы умер последний житель с рабской психологией. А все вновь рожденные, хоть и в бедности, были свободными гражданами, нацеленными на выживаемость. (12 апреля 2011 года)

«Пока основой государственной политики развития сельского хозяйства страны не станет регулирование рынка продовольствия и рост доходности сельхозпроизводителей, обеспечивающее уровень зарплат выше, чем в городе, не будет перспективы и будущего российского села» «Пока основой госполитики развития сельского хозяйства страны не станет регулирование рынка продовольствия и рост доходности сельхозпроизводителей, не будет перспективы и будущего российского села» Фото: «БИЗНЕС Online»

О НАШЕМ СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

— Россия обречена быть сельскохозяйственной державой. Когда она разберется в своих аграрных проблемах, у нее и с населением все станет хорошо, и машиностроение восстановится, и высокие технологии пойдут. А сегодня говорить о модернизации, не умея накормить себя, это утопия! Даже Карл Маркс говорил, что прежде чем заняться политикой, надо сначала обеспечить себя. (14 апреля 2011 года)

— Я глубоко убежден, что у нас в городах проживает слишком много народа. Люди бегут из деревень, потому что в городах жить комфортнее и намного дешевле. Сегодня государство огромные деньги тратит на коммунальные расходы. А какие средства государство тратит на содержание дома сельского жителя? Ни копейки! До многих из них еще не скоро дойдет асфальт! (14 апреля 2011 года)

— Считаю, что главной стратегией развития министерство сельского хозяйства России должно обозначить для себя рост доходности сельхозпроизводителей по всей стране и рост доходов сельских тружеников, а не рост валовых намолотов, надоев и так далее за счет увеличения рефакции, то есть бестоварных объемов. (11 декабря 2013 года)

— Мы больше всех в мире тратим на зарплаты работникам бюджетной сферы и на проблемы городского хозяйства слишком урбанизированной страны, проедаем свой потенциал, развиваем иждивенчество и являемся одним из крупнейших в мире импортеров продовольствия. А значит, проблема нехватки денег будет лишь нарастать. (7 марта 2014 года)

— Я для себя уже давно уяснил: чем больше мы поддерживаем сельское хозяйство, тем больше выигрывают горожане. У нас всем в стране уже давно рулят горожане. Пока горожанин не поймет, что, поддерживая сельское хозяйство, он поддерживает себя, он будет говорить: нет, давайте лучше еще одну больницу построим, еще одну дорогу заасфальтируем. Это все тоже, конечно, нужно, но только не за счет экономии на своем сельском хозяйстве. (16 июля 2016 года)

— Почему-то до сих пор есть в нашей стране такие люди, которые считают, что можно поддерживать сельское хозяйство в 26 раз меньше в расчете на один гектар пашни, чем в соседнем с нами Евросоюзе, а продовольствие, в том числе выращиваемое зерно, должно закупаться у наших крестьян в 1,5 раза дешевле, чем у них. Так долго продолжаться не может! Это путь в никуда! Такими методами нигде в мире с продовольственной инфляцией не борются. (16 июля 2016 года)

— Главный критерий — это сравнение доходов горожан и сельского жителя. Сегодня сельский житель продает свою последнюю корову, копит деньги и, отправляя своего ребенка учиться в город, говорит — сюда не возвращайся… Это перевёрнутая модель государства! Такого нет ни в одной развитой стране мира. (12 апреля 2011 года)

— То, что сегодня в России, уже прошедшей в период коллективизации свой болезненный путь укрупнения сельхозпроизводства, начинают шарахаться от своих конкурентных преимуществ в проигрышную сторону разукрупнения и умельчения, — это лишь шаг назад и попытка идти против мировых тенденций. (11 марта 2014 года)

— Пока основой государственной политики развития сельского хозяйства страны не станет регулирование рынка продовольствия и рост доходности сельхозпроизводителей, обеспечивающее уровень зарплат выше, чем в городе, не будет перспективы и будущего российского села и обеспеченности населения всеми видами нашего продовольствия. Иначе так и останутся для наших крестьян ежегодно две беды — высокий урожай и низкий урожай. (26 августа 2017 года)

— Главной жертвой у нас в стране всегда оказывается сельхозпроизводитель, на котором все умудряются заработать. А население, к сожалению, независимо от того, растет закупочная цена на продовольствие или падает, является потребителем безостановочной продовольственной инфляции. (26 августа 2017 года)

«Ответьте честно сами себе на вопрос: без чего вы проживете дольше? Без еды или без бензина? И сами без подсказки поймете, что в нашей стране произошел сбой прицела и приоритетов» «Ответьте честно сами себе на вопрос: без чего вы проживете дольше? Без еды или без бензина? И сами без подсказки поймете, что в нашей стране произошел сбой прицела и приоритетов» Фото: «БИЗНЕС Online»

О ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ И НЕ ТОЛЬКО БЕЗОПАСНОСТИ

— Сегодня у России нет более важной задачи, чем продовольственная безопасность, и нет ни одной отрасли с таким гарантированным сбытом производимой продукции и потенциальной инвестиционной привлекательностью, как сельское хозяйство. (7 марта 2015 года)

— Дело в том, что цены на продовольствие — это большая политика. Когда я встречался с министром сельского хозяйства США, я ему прямо в лоб задал вопрос: «Ну как же так? Ваша страна, как участница ВТО, не имеет права оказывать прямую поддержку своим сельхозпроизводителям, а вы напрямую субсидируете литр молока, гектар пашни…» А он мне ответил: «Плевали, плюем и будем плевать на все эти нормы! Для нас сельское хозяйство — зона стратегических интересов». Они для себя вывели формулу, по которой доходы сельских жителей должны быть выше, чем в среднем доходы горожан. Этим они компенсируют отсутствие городских благ… Во всем мире стремятся «привязать» человека к земле! (14 апреля 2011 года)

— Когда я встречался с предыдущим министром сельского хозяйства Франции и его советником, у нас состоялся очень хороший разговор. Они очень интересную вещь мне сказали. За всю историю Францию оккупировали много раз. И мы, говорит, для себя проанализировали, что пока есть французский фермер со своим укладом и национальными традициями, никакая оккупация стране не страшна. Поэтому мы поддерживали и поддерживаем сельское хозяйство. (14 апреля 2011 года)

— Ответьте честно сами себе на вопрос: без чего вы проживете дольше? Без еды или без бензина? И сами без подсказки поймете, что в нашей стране произошел сбой прицела и приоритетов. (12 августа 2013 года)

— У нашей страны есть преимущества, которые мы должны использовать. Одно из таких преимуществ — огромная территория и наши природные ресурсы, причем не только ископаемые. Мы должны заселять страну, чтоб сохранить ее. Самое интересное, что наши сельскохозяйственные регионы расположены по окраинам нашей страны как оборонительная линия от запада до востока: именно с запада на юго-запад, юг и на восток идут наши плодородные земли. А люди, как известно, живут только там, где есть работа и жилье, поэтому наша задача — заселять территорию. (16 июля 2016 года)

— Почему страна самоуничтожается, когда не развивает свое сельское хозяйство? В городе, по статистике, пара женится в 25 лет, имеет одного ребенка, за 100 лет — всего 4 поколения, то есть 4 человека потомства. Но так как горожане у нас живут в среднем 70 — 74 года, то через 100 лет у нас останется всего 70 — 74 процента из сегодняшних горожан, то есть любой город вымирает без притока извне. Где взять этот приток? Или за счет мигрантов с чуждой нам культурой, или за счет своих внутренних источников. Где эти источники? Только в деревне! В деревне женятся в 20 лет, за 100 лет имеют 3 детей, 9 внуков, 27 правнуков. 5 генераций за век, 363 человека потомства за 100 лет. Страна растет по населению или падает — для России это прежде всего зависит от того, какое количество людей детородного возраста проживает в сельской местности. (16 июля 2016 года)

«Имеем — не ценим, потерявши — плачем», — так можно сказать в том числе и о тех, кто пытается натуральное молоко заменить растительным» «Имеем — не ценим, потерявши — плачем», — так можно сказать в том числе и о тех, кто пытается натуральное молоко заменить растительным» Фото: shaimiev.tatarstan.ru

О МОЛОЧНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

— «Имеем — не ценим, потерявши — плачем», — так можно сказать в том числе и о тех, кто пытается натуральное молоко заменить растительным. (24 ноября 2019 года)

— Голландцы — самая высокая и здоровая в Европе нация. Почему? Да, благодаря огромному употреблению молока и молочных продуктов. У них самая высокая плотность КРС на площадь сельхозугодий. Или уже упомянутые китайцы — на данный момент это увеличивающаяся в росте нация, хотя 20–25 лет назад основная их масса была низкорослой. Так и не скажешь, глядя на сегодняшнюю китайскую молодежь. Во многом увеличение роста китайцев связано с государственной программой обязательного употребления с детства коровьего молока. (24 ноября 2019 года)

— К сожалению, сейчас наш рынок таков, что выигрывает в объеме продаж тот, кто дешевле предлагает. Хотя я уверен, вы согласитесь с тем, что дороже всего — наше здоровье. (14 апреля 2018 года)

— Если вас ничего не расстроило и все устраивает, то добро пожаловать в молочный бизнес! В любом регионе страны, в том числе в любом районе нашей республики, вас будут носить на руках, если вы скажете, что хотите построить ферму. И землю для вас найдут, и будут ставить вас в пример до тех пор, пока вы не введете в строй свою ферму, а далее… (2 апреля 2016 года)

— Корова — не свинья и не курица. Если ее зарежут, то восстанавливать хозяйство придется очень дорого и долго. (12 августа 2013 года)

— В определенной оппортунистической вечно недовольной среде существует мнение о том, что инвесторы пришли в сельское хозяйство, в том числе в отрасль производства молока, с целью заработать на госсубсидиях. В связи с этим возникает вопрос: хотите получить субсидии на молочное производство? Тогда сперва возьмите в банке кредит, равный 70% стоимости объекта, вложите их в стройку, вложите свои 30% необходимых средств. Докажите! (2 апреля 2016 года)

«В России всегда будет достаточно инвесторов для нефтехимии, химии, производства металла, для вывоза угля и леса. Вкладывать в сельское хозяйство готовы только патриоты» «В России всегда будет достаточно инвесторов для нефтехимии, химии, производства металла, для вывоза угля и леса. Вкладывать в сельское хозяйство готовы только патриоты» Фото: «БИЗНЕС Online»

О ТАТАРСТАНСКИХ ДЕЛАХ

— Любой президент Татарстана обречен на то, чтобы заниматься сельским хозяйством. (12 апреля 2011 года)

— В марте 2003 года я пришел к Рустаму Нургалиевичу Минниханову и сказал, что вырученные от продажи пивоваренной компании деньги собираюсь вложить в сельское хозяйство. Он мне ответил: «Ты в своем уме? У нас огромные проблемы с переработкой нефти — строй перерабатывающий завод, нам это нужно, налоги останутся в республике! Мы тебе поможем. Минимум за два года свои вложения окупишь».

Я ему ответил: «Здесь вопрос глубоко философский. Жизнь — это не погоня за деньгами. Деньги — это средство достижения цели. Но это понимаешь только тогда, когда начинаешь иметь эти деньги. В России всегда будет достаточно инвесторов для нефтехимии, химии, производства металла, для вывоза угля и леса. Вкладывать в сельское хозяйство готовы только патриоты». Это задача национального капитала. (13 апреля 2011 года)

— И нельзя строить агрохолдинг по размерам неуправляемым, когда создают одно подразделение на целый район. А когда руководители агрохолдинга считают, что есть глава района — пусть он хозяйством и занимается, это начало конца. Глава района не будет частным производством заниматься! Он сделает так, что перед тобой красиво отчитаются, но дело всегда кроется в деталях. Надо жить в этих цифрах, надо понимать экономику и надо своевременно принимать управленческие решения, чтобы не стать банкротом в неблагоприятных условиях. (21 июля 2016 года)

— Надо отдать должное Минтимеру Шариповичу, он всегда поощрял строительство домов внутри Татарстана. Он всегда говорил, что это же легализация доходов человека. Каким путем получил он эти деньги — заработал ли, как бы то ни было, эти средства у него есть, невозможно пытаться преследовать всех. Не пойман — не вор. Но лучше, если он эти деньги вложит в строительство дома внутри Татарстана. (13 апреля 2011 года)

—  Чуда с урожайностью не бывает. Урожайность всегда пропорциональна вложениям: от осинки не родятся апельсинки. Кто не работает с перспективными сортами — качественного зерна не получит. Это подтверждают и сводки министерства сельского хозяйства Татарстана. (26 августа 2017 года)

«Только когда человека любишь, закрываешь глаза на его недостатки, так и с сельским хозяйством» «Только когда человека любишь, закрываешь глаза на его недостатки, так и с сельским хозяйством» Фото: «БИЗНЕС Online»

О ЛИЧНЫХ ВЗГЛЯДАХ НА ЖИЗНЬ

— Есть такой термин — социальная ответственность бизнеса.  Хотя я считаю, что государству надо с себя начать!.. Бизнес итак несёт огромное бремя по налогам, трудоустройству и прочее. (14 апреля 2011 года)

— Я представляю, в какой шкуре находятся те люди, которые от зарплаты до зарплаты доживают, которым приходится платить по кредитам. Это же страшное дело! У нас ведь люди сильно закредитованы. Это неправильно. Столько людей несопоставимо своим доходам машины купили, столько телевизоров — по 2, 3, 4! Зачем? Но это лишь из-за того, что люди не умеют управлять своими рисками и деньгами. (21 июля 2016 года)

— Когда я как депутат веду прием избирателей, часто бывают такие вещи! С одной стороны, ты по закону не имеешь права заниматься подкупом избирателей, но иногда приходит человек — реально по жизни бедолага. Человек просто бедует, нет денег на еду, на лекарства, и порой ему бесполезно объяснять, что депутат — это не тот человек, который раздает деньги людям… Я несколько раз так пытался, но я не получал удовлетворения, и гораздо проще дать денег на решение проблемы, поручить, чтобы привезли домой продукты и т. д. Любой человек может оказаться в разных ситуациях: когда-то ему не хватает на продукты, когда-то ему нужно погасить кредит. Иногда ты помогаешь погасить его проблемный кредит, а он свои деньги тратит на еду. Здесь такая очень тонкая грань, и нужно, чтобы она тебя тоже не надломила. (21 июля 2016 года)

— Помочь — да, надо всегда помогать. Но эти все подарки вызывают иждивенческое настроение. Это очень серьезный вопрос. Мы должны детей учить с детства стать самодостаточными, чтобы каждый жил по своим средствам. (21 июля 2016 года)

— Не приемлю людей непоследовательных, шарахающихся от одной темы к другой. К сожалению, в нашем обществе таких большинство. И каждый из вас знает таких, в том числе рядом с собой. Каждый себя считает лучшим специалистом во всем, хотя часто даже на тройку не знает того, чему учился. (19 сентября 2013 года)

— Не правы те люди, которые говорят: «Я приду в Думу и изменю ситуацию». Ерунда! Вы всего лишь один из 450 депутатов, вы должны обладать достаточным авторитетом для того, чтобы к вашей точке зрения прислушивались. Просто прийти и накричать с трибуны, мол, надо сделать это, надо сделать то, не показав, не доказав аргументированно финансовые источники для этих мероприятий, — это пустое. (16 июля 2016 года)

— Для того чтобы съездить один раз в два месяца в командировку за границу, свой самолет не нужен, летишь рейсовым с потенциальными избирателями и общаешься с ними. (16 июля 2016 года)

— У меня, как у любого нормального человека, тоже есть свои предметы для гордости, например, я в 24 года стал депутатом Казанского горсовета, был тогда самым молодым депутатом. Второй с конца по возрасту был Ильсур Раисович Метшин, нынешний мэр Казани. (21 июля 2016 года)

— Я родился и вырос в Казани. Я очень люблю этот город, стараюсь жить и работать в Казани. Но так как у меня появилось сельское хозяйство, я постарался полюбить и сельское хозяйство, и тех жителей с их менталитетом, от которого меня предостерегал президент. А по-другому невозможно заниматься — если не будешь любить, то обязательно возненавидишь. Только когда человека любишь, закрываешь глаза на его недостатки, так и с сельским хозяйством. (13 апреля 2011 года)

— В юности я усиленно занимался спортом, но 13 лет мучился язвой, два раза в год съедал пачки лекарств и лежал в больнице. Доктора утверждали, что нервы, неправильное питание и так далее, до тех пор, пока в 1995 году один лечащий врач, чуть ли не шепотом, мне не объяснил, что у нас в стране обязательное консервативное лечение: 21 день уколы, лекарства. А на Западе есть мнение некоторых ученых о том, что язва — заразное заболевание, вызываемое микробом хеликобактер. Я рискнул. Всего 6 таблеток антибиотика «Клацид» сделали меня здоровым и счастливым. Не будучи врачом, я по аналогии позже своим примером вылечил десятки людей. У нас же еще годы продолжали людей бесполезно колоть лекарствами… (19 сентября 2013 года)

«Был такой период в жизни, когда Илшат говорил, что Айрат у нас всё создал, всё сделал… Но мы только вместе, всегда только вместе! Мы никогда деньги между собой не делили» «Был такой период в жизни, когда Илшат говорил, что Айрат у нас все создал, все сделал… Но мы только вместе, всегда только вместе! Мы никогда деньги между собой не делили» Фото: «БИЗНЕС Online»

О СЕМЕЙНОМ БИЗНЕСЕ

— В этом году мне исполнится 50 лет, и я начал подводить итоги того, что сделал. Оказалось, что инвестиции семьи Хайруллиных в Республику Татарстан составили в пересчете на действующий курс $2,863 миллиарда. (26 января 2020 года)

— За «Эдельвейс» предлагали разные суммы. Два года назад, как мне известно, сумма была 150 миллионов долларов. Это была очень хорошая оценка, она была выше рыночной. Но тогда я просто задал брату вопрос: «Тебе „Эдельвейс“ мешает? Работает стабильно. Прибыль приносит. Растет каждый год. Может, кто-то из детей или внуков захочет заниматься развитием сети». Решили не продавать. «Эдельвейс» развивается только в Казани по принципиальным соображениям: это наш город, нам нравится здесь жить. (21 июля 2016 года)

— «Эдельвейсом» я уже не занимаюсь с 1996 года. Когда было принято решение, что с завтрашнего дня возглавлю пивзавод «Красный Восток», то я брату сказал, что больше сюда не приду ни на один день, а до этого я ведь жил «Эдельвейсом». То же самое у меня было и с пивоваренным заводом, но когда я почувствовал, что дальше развивать нечего и будет лишь эксплуатация и тупое зарабатывание, мне стало неинтересно. «Красный Восток» как пивоваренная компания была очень эффективной, у нее EBITDA (аналитический показатель, равный объему прибыли до вычета расходов по выплате процентов налогов и начисленной амортизации — прим. ред.) уже в 2003 году была 104 миллиона долларов в год. Можно было бы, не напрягаясь, жить и деньги тратить, но мне это, повторяю, скучно, и я считаю для себя это неправильным. (20 июля 2016 года)

— Был такой период в жизни, когда Илшат говорил, что Айрат у нас всё создал, всё сделал… Но мы только вместе, всегда только вместе! Мы никогда деньги между собой не делили. Поэтому тот бизнес, который мы создали, действительно, это семейный бизнес. (13 апреля 2011 года)

«Меня папа с детства учил так: «Наши предки когда-то пришли на эту землю, наша задача — здесь жить и эту землю улучшать». Поэтому я делаю так, как учил меня папа» «Меня папа с детства учил так: «Наши предки когда-то пришли на эту землю, наша задача — здесь жить и эту землю улучшать». Поэтому я делаю так, как учил меня папа» Фото: «БИЗНЕС Online»

О СЕМЬЕ И ВОСПИТАНИИ

— Меня папа с детства учил так: «Наши предки когда-то пришли на эту землю, наша задача — здесь жить и эту землю улучшать». Поэтому я делаю так, как учил меня папа. (16 июля 2016 года)

— Первые свои деньги я заработал после 6-го класса, когда поехал к бабушке в Камско-Устьинский район и все три месяца каникул проработал в колхозе. К моему удивлению, мне заплатили бешеную зарплату. Моя мама, работая в министерстве сельского хозяйства, тогда зарабатывала меньше 150 рублей, а мне заплатили 311 рублей. Это был 1983 год. Кроме этого, моей бабушке за мою работу выдали зерно, сено, солому, и она была очень горда этим. (16 июля 2016 года)

— Мне недавно напомнил мой брат: «Айрат, помнишь, когда ты уже был долларовым миллионером, то своему водителю платил больше, чем брал себе на жизнь? Так продолжалось три года». Свою семью ведь я тоже держал в определенных лишениях. Со временем оказалось, что это был тот важный элемент, который не развратил мою семью, моих детей и моих близких. Они постепенно подошли к благополучию и поняли разницу между личным и тем, что принадлежит компании. (16 июля 2016 года)

— Кстати, мой сын тоже, как и я в свое время, с красным дипломом окончил экономический факультет КФЭИ, который вошел в ПФУ. Хорошее образование ему дали здесь, в Казани, а не за границей. Я горжусь тем, что в Казани все-таки дают хорошее образование. Не надо считать, что надо обязательно отправлять детей за границу. И мы тоже каждое лето отправляли детей в лагеря, где нет русскоязычных, чтобы учили язык, чтобы стали его носителями. Но образование надо получать у себя в стране, там, где ты будешь жить. И в этом вопросе надо начинать с себя. (21 июля 2016 года)

— Кандидатскую я принципиально не защищал в Казани, потому что мне хотелось защищать там, где меня меньше людей знает. Я настолько был горд тем, что когда я защитился, сказали, что это лучшая защита со времен создания диссертационного комитета… (13 апреля 2011 года)

— Я всю жизнь мечтал, чтобы у меня родились двойняшки. Услышав мои молитвы, бог дал — я стал дедушкой сразу дважды. Это мое счастье… Никогда нельзя ставить перед собой выполнимую цель. Человек устроен таким образом, что когда выполняет задачу, он как бы получает команду о том, что уже сделал то, ради чего родился. То есть когда вы ставите выполнимую цель и ее достигаете, с этого момента пошел отсчет вашего умирания. Это факт. Поэтому у меня мечта, наверное, увидеть, чего достигнут мои правнуки. Возможно, задачу себе мы так должны ставить. (21 июля 2016 года)

— Вы знаете, сколько бы с детьми не общался, всё равно будет казаться мало. Ведь есть такой период, когда ты ребёнку нужен, когда он маленький. И именно в это время больше всего времени не хватает. А есть период, особенно в подростковый возраст, когда своё общение навязываешь ребенку силой. В этот период у ребенка развивается такой максимализм — он сам-с-усам, ему никто не нужен, и советы неправильные. Как  Марк Твен сказал —  когда мне было 15 лет, я думал, какой всё-таки у меня отец невежественный, отсталый, но когда мне исполнилось 25, то я заметил, как сильно он у меня поумнел.  Вот и здесь так же. (13 апреля 2011 года)

— Мне и моему брату вера досталась по наследству от родителей. И это определяет то, что ни при каких обстоятельствах я веру менять не буду. Я мусульманин по рождению. Насколько я верующий человек? В Саудовской Аравии меня назвали бы или безбожником или атеистом. Всё как сравнивать. Есть некоторые принципы, которые я стараюсь в жизни соблюдать. И все эти принципы не противоречат никакой другой религии. Хороним мы только по мусульманским обрядам. Когда рождаются дети, то мы обязательно приглашаем муллу.  Когда женились, то у меня и у моего брата обязательно был никах. Но заповедь пять раз в день читать намаз — я этого не делаю. Может быть, пока. (13 апреля 2011 года)

— Я хочу сказать, что никогда не собирался уезжать из страны. Мне нравится жить в Татарстане, в любимой Казани, куда я возвращаюсь каждый четверг, сразу после заседания Госдумы. Это лучшая и любимая для меня дорога! Дорога домой, где меня ждут жена, дети, внуки, папа, брат, племянники, родные и друзья. И никто из них тоже не собирается уезжать из Казани, тем более жить в какой-то другой стране. (26 января 2020 года)

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (94) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
9.02.2020 12:59

Не знала ничего о нем и не слышала до его гибели. Возможно, он и был таким, как вы написали. Земля ему пухом.
Но вот мой пример: сосед, 70 летний мужчина, вышел из дома и убрал весь мусор на дороге улице Луговая. А контейнеры стоят переполненные, их и не видно из за мусора, люди проезжают, бросают сверху, собаки разносят по всей улице.
Вот этот пожилой мужчина сделал всё, что мог сделать в этот момент для людей и соседей. Спасибо ему и низкий поклон.

  • Анонимно
    9.02.2020 09:42

    Айрат ,вложил в землю Татар,Свыше 1 млрд долларов.Это будет Ему Народным Памятником.

    • Анонимно
      11.02.2020 10:48

      Жаль только, что это все, что построено, пойдет прахом!

  • Анонимно
    9.02.2020 10:01

    Как жаль! Почему надо человека, потерять????

  • Анонимно
    9.02.2020 10:09

    Скорблю, плачу... Такой человек раз в 100 лет рождается. Ушёл недооценённым и не всегда понятым. Как много сделал и ещё больше не успел. Гордость родителей, счастье семьи и солнце для друзей... Теперь всё в закате, как без тебя будем... Назовите хоть улицу Газовую его именем, достойная замена несоответствующего времени топонима!

    • Анонимно
      9.02.2020 12:59

      Не знала ничего о нем и не слышала до его гибели. Возможно, он и был таким, как вы написали. Земля ему пухом.
      Но вот мой пример: сосед, 70 летний мужчина, вышел из дома и убрал весь мусор на дороге улице Луговая. А контейнеры стоят переполненные, их и не видно из за мусора, люди проезжают, бросают сверху, собаки разносят по всей улице.
      Вот этот пожилой мужчина сделал всё, что мог сделать в этот момент для людей и соседей. Спасибо ему и низкий поклон.

      • Анонимно
        9.02.2020 15:06

        Масштаб личности разный

        • Анонимно
          9.02.2020 16:30

          Не преуаеличивайте личности чиновников

          • Анонимно
            9.02.2020 17:43

            16.30. А он не только чиновником был. Он продолжатель традиций дореволюционных " ак баев", которые содержали татарские мечети, мектебы, медресы, театры, книгопечатание.

  • Анонимно
    9.02.2020 10:14

    Спасибо тебе, Айрат!!! Гениальный человек! Пусть земля будет тебе пухом. Очень жаль, что ты ушел так рано...

  • Анонимно
    9.02.2020 10:18

    Айрат был патриотом своей земли.
    Урыны ожмахта булсын.

  • Анонимно
    9.02.2020 10:29

    Сельское хозяйство огромные денежные дотации

    • Анонимно
      9.02.2020 10:39

      10:29 Работаете в сельском хозяйстве? Можно подробнее про дотации?

      • Азат Д
        9.02.2020 11:40


        А на что каждый год только минсельхоз РТ тратит более 20 млрд рублей?

        • Анонимно
          9.02.2020 12:35

          A какие регионы работают без дотаций?

          • Азат Д
            9.02.2020 13:37


            Зачем тогда подробнее про дотации спрашиваете?

            • Анонимно
              9.02.2020 13:58

              13:37 Хочу понять где эффективнее Татарстана работают.

              • Азат Д
                9.02.2020 15:07


                Это не ко мне.
                Хотя можете посмотреть на полки магазинов. Молочной продукции половина Татарстанская, при рекордных надоях в отчетах, и соответственно полученных субсидиях. Сгущенного молока местного вообще нет, как и мясной продукции, как например полки завалены саратовской, марийской мясной продукцией, при рекордных урожаев зерна, фуражного, в отчетах.


                • Анонимно
                  9.02.2020 20:14

                  Ой, плохо в магазинах смотрите. Я покупаю только татарстанское и при этом выбираю.

                  • Азат Д
                    9.02.2020 21:29


                    Назовите татарстанскую сгущенку, при отличной марийской, в том же Эдельвейсе.
                    Кстати, видел татарстанское мраморное мясо. Еще не пробовал. По цене одинаково с мираторгом, но у мираторга качество проверенное.

                    • Анонимно
                      10.02.2020 13:43

                      сгущенку в Алексеевском делали. вкусную.

                    • Анонимно
                      11.02.2020 10:55

                      мне кажется, что Эдельвейсовское молоко идет за пределы Татарстана, в регион 1-ой столицы

              • Анонимно
                9.02.2020 19:08

                Нигде на руси

              • Анонимно
                11.02.2020 10:53

                в Роснано. Там один известный экономист, изобретатель ваучеров несколько лекций прочитал за несколько сот миллионов рублей

            • Анонимно
              9.02.2020 15:11

              Потому что вы всегда всё знаете.

        • Анонимно
          9.02.2020 17:32

          Азат, запишитесь во внештатные сотрудники Счетной палаты, может хоть так какую то пользу принесете

        • Анонимно
          11.02.2020 10:52

          в ВАМИН тоже вкапывали и закапывали дотации. И что, где результат? Остался один дворец в виде культового сооружения под радиовышкой на берегу Казанки остался

      • Анонимно
        9.02.2020 14:13

        Это не для кого не секрет!

      • Анонимно
        9.02.2020 16:49

        У Мираторга спросите !!’

    • Анонимно
      9.02.2020 11:40

      На каждый литр молока на каждый комбайн и корову есть госсубсидии Мингазов Вагиз может проконсультировать

      • Анонимно
        9.02.2020 13:23

        11:40 А по какой цене покупают молоко у сельхоз производителей ?

  • Анонимно
    9.02.2020 10:39

    Сельское хозяйство тогда будет драйвером экономики Татарстана и Российской Федерации, когда будет покупать оборудование и сельхозтехнику у отечественных промышленных производителей, племенных телок и посадочный материал — у отечественных племхозяйств. А иначе кредиты, субсидии и добавленная стоимость уходит за границу, где получают сверхприбыли.

    • Анонимно
      9.02.2020 12:38

      Вы пробовали работать на отечественном оборудовании? Бесконечный ремонт,

      • Анонимно
        9.02.2020 22:46

        Конечно. Зачем производить качественное оборудование, если и так купят, по субсидиям - " покупай отечественное".

    • Анонимно
      10.02.2020 16:34

      Все и сразу не появится. Главное производить, а импорт можно постепенно замещать, что и происходит.

  • Анонимно
    9.02.2020 10:42

    что у него с глазами, недосыпание,усталость

  • Анонимно
    9.02.2020 10:43

    Газовую переименуйте его именем.Я за.

  • Анонимно
    9.02.2020 10:43

    Правельно и говарил, нефть, нефтью а кушать надо всегда!

  • Анонимно
    9.02.2020 10:51

    Опустела без тебя земля.....

  • Анонимно
    9.02.2020 10:58

    Кудрин и иже с ними показали своё истинное лицо. Все купим за нефтедоллары. А здесь трава не расти

  • Анонимно
    9.02.2020 11:04

    Точно сказал про районных глав, им только красиво отчитаться за чужой труд на земле, награды получить.

    • Анонимно
      9.02.2020 12:35

      Так если не будут отчитываться снимут

    • Анонимно
      9.02.2020 12:49

      Я бы даже сказал УСИДЕТЬ

    • Анонимно
      9.02.2020 13:38

      Бери выше! Все назначенцы такие. Начиная от глав районов,заканчивая губернаторами. Важно лишь мнение назначившего. Тем более, назначенец пришлый и он чужд этой земле.

  • Анонимно
    9.02.2020 11:20

    Очень жаль , что Айрата многие недооценивали при жизни. Он наше национальное достояние.

  • Анонимно
    9.02.2020 11:24

    Как всегда куча противоречий , в стратегии вроде все правильно , а тактика действий противоположна .

  • Анонимно
    9.02.2020 12:17

    Республика Татарстан и Россия понесла тяжелую утрату...Выражаю искренние соболезнования родным и близким, память об Айрате сохраниться в сердцах многих людей...

    Спасибо "Бизнес Он Лайн" за данную статью, очень точно и "сильно" выразили мысли и характер Айрата Назиповича...

  • Максимус065
    9.02.2020 12:27

    Республика Татарстан и Россия понесла тяжелую утрату. Выражаю искренние соболезнования родным и близким, память об Айрате сохраниться в сердцах многих людей...
    Спасибо "Бизнес Он Лайн" за данную статью, очень точно и "сильно" написали, показали характер и мысли Айрата Назиповича, отношение к труженикам села (именно сельским товаропроизводителям, конкретным людям работающим на селе), он действительно был настоящим патриотом своего дела, своей страны...

  • Анонимно
    9.02.2020 12:33

    Спасибо за материал. Вот так узнаёшь человека по его высказываниям, когда его уже нет. Для меня это открытие. Земля пухом

  • Анонимно
    9.02.2020 12:34

    Пусть земля будет пухом! Реально мог жить как король, а он в резиновых сапогах! Очень тронуло

  • Анонимно
    9.02.2020 12:40

    Его мама ушла из жизни земной год назад

  • Анонимно
    9.02.2020 12:59

    Прочитал. Все четко,аргументированно,цифры и практика. Боюсь в стране профессионалов, занимающихся своим любимым делом,на таком уровне,кот наплакал. Везде кланы, сослуживцы,подельники,бывшие силовики. Надо что то менять.

  • Максимус065
    9.02.2020 14:03

    Он спешил жить, спешил решить накопившиеся рабочие вопросы, спешил делать добрые дела...Он продал свой бизнес Пивоваренную компанию "Красный Восток", и вложил деньги в агропромышленный комплекс, в сельское хозяйство, старался укрепить "продовольственную" безопасность России, всячески помогал и поддерживал сельского товаропроизводителя "человека труда", его полет прервал трагический случай, непогода, в этот день в этих погодных условиях нельзя было лететь, однако он торопился решить больше накопившихся вопросов, сделать больше...

  • Анонимно
    9.02.2020 14:47

    Ушёл из жизни очень мудрый и любящий свою землю человек, ее достойный сын. Слишком рано ушёл..

  • Анонимно
    9.02.2020 14:56

    Ушла эпоха...

    • Анонимно
      14.02.2020 13:44

      видимо это была Его Миссия на Земле. Таких мало. Мы горды что у нашего народа был такой Парень имеющий свое мнение на все и на смысл жизни. Спасибо родителям за воспитание такого умного, мудрого и приземленного сына. Как много он еще мог делать для людей и даже мог быть президентом нашей республики.

  • Азат Д
    9.02.2020 15:02


    Вот зачем ему на вертолете было летать? поля хозяйства смотреть? Он что, не мог нормальных агрономов, управленцев набрать, не доверял им, приходилось всё самому, на месте? А просто приехать посмотреть, можно раз в месяц было, к процесс идет.
    Страна ручного управления, это и погубит её.

    • Анонимно
      9.02.2020 15:41

      Вот из-за таких как Вы, считающих, что можно раз в месяц приехать посмотреть и на этом успокоиться, у нас в стране никогда ничего хорошего не будет. Прочитайте статью ещё раз...

      • Анонимно
        9.02.2020 16:27

        15:41 к вашему комментарию для Азата я бы добавил. С вашими походами и советами видно как у вас все получается и как далеко вы ушли, поэтому вы здесь постоянно комментарии оставляете, а не в реальной жизни совещания проводите.
        P.S. Слава богу у руководства не вы

        • Анонимно
          9.02.2020 21:09

          По большему счету вы зря на Азата обрушились. Человек имеет право на своё мнение. И Айрат прав, каждый день руку на пульсе своего бизнеса державший. И Азат, утверждающий, что миллиардеру можно было бы набрать команду мотивированных профессионалов, и самому не заниматься оперативкой.

  • Анонимно
    9.02.2020 15:05

    Слыхал про братьев Хайруллиных, что есть такие, создавшие сами себя. Еще про Галицкого, и пожалуй, еще несколько человек.
    Только после этой статьи понял, какой мощный человек покинул нас. Надо было при жизни показывать в СМИ, что таие люди у нас есть. Его должны бы знать все в Республике. И гордились.
    Соболезнования всей семье Хайруллиных.
    Наверное, на плечи Илшата ляжет двойная ноша по продолжению совместных дел, и дай Всевышний ему сил для этого!

    • Анонимно
      9.02.2020 18:33

      Уважаемый читатель! Если вы читаете внимательно нашу газету, то должны знать, что много лет Айрат Хайруллин был постоянным экспертом газеты, давал нам большие интервью и комментарии. Так что читателям газеты он был прекрасно известен. Кстати, немало у нас и других героев бизнеса и просто активных людей (политиков, интеллектуалов и тд), которые постоянно представлены широко и постоянно.
      Из ваших слов только один вывод можно сделать: будьте любопытным и активным человеком, читаете медиа и БО, и вы будете всегда в теме. Журналист БО

    • Анонимно
      9.02.2020 20:54

      Да! Чтобы « тащить» такую ношу нужны силы, знания, Команда, но самое главное желание всем этим заниматься. Все люди разные, у всех свои ориентиры и установки

  • Анонимно
    9.02.2020 15:11

    Спи Спокойно Айрат! Вы достойный человек своего времени!

  • Анонимно
    9.02.2020 15:14

    Если кудрин так реально говорил, то хорошо что он больше не министр финансов. Хотя его ученик силуянов - такой же ...

  • Анонимно
    9.02.2020 15:20

    А как же мы?

  • Анонимно
    9.02.2020 15:46

    У такого человека и дети должны быть достойными, и я уверен, что они продолжат дело, которому отдал свою жизнь их отец, мудрый созидатель

  • Анонимно
    9.02.2020 16:21

    Побольше бы таких людей, как Айрат Назипович, и страна бы цвела. К сожалению, таких единицы. Он был яркой звездой, жалко, что прожил такую короткую, но красивую жизнь

  • Анонимно
    9.02.2020 19:01

    Столыпин нашего времени. К власти не стремился, на алкашке бизнес не стал делать. Взялся за самый не благодарный бизнес - сельское хозяйство. Жалко пусть земля ему будет пухом
    Патриоту земли татарской.

  • Анонимно
    9.02.2020 19:30

    Да как мало мы знали о Айрате Хайрулине.! Как много он делал для сельского хозяйства РФ и РТ. Очень жаль что так рано его не стало. Пусть земля ему будет пухом.

  • Анонимно
    9.02.2020 19:33

    Родившись в Казани полюбил Татарстан, Россию и самое главное, на мой взгляд, понял, что без государственной поддержки окраин, села, без продовольственной безопасности нет будущего страны. Это настоящий патриот, который получил достойное воспитание в хорошей семье и воспитывал хороших детей! Надеюсь, дети будут достойными продолжателями дела отца! Соболезнования всем нам, родным и близким! Его дело должно жить! Обязательно надо увековечить его память! Спасибо тебе, Айрат! Урынын ожмахта булсын!

  • Анонимно
    9.02.2020 19:52

    спасибо за статью.

  • Анонимно
    9.02.2020 20:04

    Полностью п рав-" Главы района не будут заниматься ни частным производством и бизнесом," ни
    тем более развитием района, "красиво отчитаются и перед тобой "и перед Республикой.

    • Анонимно
      11.02.2020 11:04

      к сожалению, главы районов ничего не петрят ни в бизнесе, ни в экономике. Да и статус у них очень низкий. Это чиновники мелкого пошиба. Они просто не умеют этого делать и потому не способны.

  • Анонимно
    9.02.2020 20:26

    Достойный сын своего народа!!!

  • Анонимно
    9.02.2020 21:01

    Кто бы что ни говорил, но погиб Айрат Назипович как настоящий мужчина!

    Соболезнования всем близким этого незаурядного человека.

  • Анонимно
    10.02.2020 00:03

    Айрат Назиповичь. Великий сын. Российского народа Тамбовчане приносят искренние соболезнование родным. Благодарны. Айрат Назиповичь за строительство молочной мегафермы. Шереметьево в нашей области. Пусть земля будет пухом. ему

  • Анонимно
    10.02.2020 01:36

    Н-да, Хайруллин Айрат Назипович- был человеком умным, думающим, грамотным специалистом...

  • Анонимно
    10.02.2020 01:54

    Умнейшим был человеком- Айрат Назипович. Великолепным стратегом и аналитиком.

  • Анонимно
    10.02.2020 03:06

    Масштабная личность...

  • Анонимно
    10.02.2020 03:07

    Человек слова и дела, настоящий профессионал.

  • Анонимно
    10.02.2020 03:08

    Легендарная личность для Казани и республики в целом. Наверное, будет правильно назвать одну из улиц Казани его именем.

    • Анонимно
      10.02.2020 10:01

      Я бы памятник ему поставил. Он был такой необычный по внешности - высокий, шагающий вперед, даже летящий вперед.

  • Анонимно
    10.02.2020 09:34

    Обидно, так рано и такие люди покидают нашу страну. Земля пусть будет пухом. Скорбим!

  • Анонимно
    10.02.2020 09:36

    Светлый человек был Айрат Назипович! Венчая ему память!

  • Анонимно
    10.02.2020 14:06

    Уникальный был человек: интеллигентный, воспитанный, культурный...

  • Анонимно
    10.02.2020 15:31

    Просто потрясающий , удивительный человек, предприниматель, депутат.

  • Анонимно
    10.02.2020 20:12

    Очень душевная статья. Спасибо. У Айрата Назиповича остались дети) может они продолжат это дело, которое начал их отец, и продолжат достойно.

  • Анонимно
    10.02.2020 20:39

    Четвертые сутки душа плачет. Больно, очень больно.

  • Анонимно
    11.02.2020 00:36

    Люди, спасибо Вам за теплые комментарии, переживания, ведь все то доброе что написано, чувствуется что написано от души. Все равно добрых людей на свете больше чем не добрых. Айрат Назипович, он натуральный сельхозник, с его уходом вряд ли сельское хозяйство будет кому то интересно...это пугает.

  • Анонимно
    11.02.2020 04:52

    Ышанасы бер Дэ килми. Куркыныч бер тош кебек кенэ тоела. Бик аяныч. Урынын ожмахта булсын. Амин.. синсез гаилэн генэ тугел ботен Татарстан кырлары.животноводстволары ятим калды после . .

  • Анонимно
    11.02.2020 16:43

    Жаль,ушёл человек с чувством ответственности,настоящий патриот Родины!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль