Общество 
15.02.2020

«Служба в Афганистане помогла мне в работе президентом республики»

В День памяти воинов-интернационалистов Минниханов вручил «ПИН-код миротворца» лично Руслану Аушеву и заочно Ивану Егорову и Борису Громову

Сегодня не без размаха в Казани на официальном уровне отметили 31-ю годовщину вывода советских войск из Афганистана. С утра в парке Победы прошел митинг, на котором можно было познакомиться с проектом памятника, который должен появиться здесь рядом с Вечным огнем. Затем ветеранов чествовали в резиденции президента Татарстана, где Рустам Минниханов награждал орденом «Дуслык» и дарил автомобили.

Марат Шайхутдинов: «Я в Афганистане ноги потерял, а государство все машину не давало — я за свои деньги купил, в кредиты залез, ушатал машину: кому надо продукты, кому что, в Казань постоянно мотаюсь из Бугульмы»Фото: president.tatarstan.ru

«БЕЗ МАШИНЫ НИКАК, У НАС ВЕДЬ АВТОБУСЫ НЕ РАСПОЛОЖЕНЫ, ЧТОБЫ ПЕРЕВОЗИТЬ НА КОЛЯСКАХ»

Практически все ветераны боевых действий в Афганистане, кого пригласили сегодня в зал торжеств Казанского кремля, были орденоносцами. Каждый получил награды за выполнение, как тогда принято было говорить, интернационального долга. По словам участника афганской кампании, председателя комитета «Союз ветеранов Республики Татарстан» Ахата Юлашева, эти награды стоят в одном ряду с теми, которые получали бойцы Красной Армии на полях Великой Отечественной войны. «„Афганцы“ — это истинные наследники участников Великой Отечественной, они принимали участие в боях, защищали южные границы нашей страны. Сейчас по-другому уже мыслят, но тогда было такое: если бы мы там не отстояли, еще неизвестно, что было бы. Это наследники победы», — сказал «БИЗНЕС Online» генерал-майор в отставке Юлашев.


Сегодня для четырех кавалеров ордена Красной Звезды к заслуженной награде прибавился и более практичный подарок — автомобиль. Дело в том, что с 2005 года, после вступления федерального закона о монетизации, инвалидам транспортные средства перестали выдаваться, а тут такой сюрприз от президента Татарстана. Тем более для ветеранов авто — очень нужная вещь, которая из средства передвижения превратилась в предмет роскоши. «Я в Афганистане ноги потерял, а государство все машину не давало — я за свои деньги купил, в кредиты залез, ушатал машину: кому надо продукты, кому что, в Казань постоянно мотаюсь из Бугульмы, — рассказывает председатель бугульминского отделения российского союза ветеранов Афганистана Марат Шайхутдинов. — А сейчас, если новый автомобиль, мне уже легче будет. LADA Largus удобная, туда можно и коляску поставить, доступ хороший». Своего товарища поддерживает и инвалид боевых действий первой группы Павел Борисов: «Машина — одно из основных средств передвижения, если у тебя поврежден позвоночник, ноги не ходят. Во время армейской операции „Магистраль“ попали под массированный обстрел снарядами, осколками зацепило позвоночник. Из-за того, что спинной мозг поврежден, восстановления не получилось, нарушена связь между ногами и головой. Без машины никак, у нас ведь автобусы не расположены, чтобы перевозить на колясках, а машина дает мобильность».

Пока ждали первое лицо республики, к «афганцам» присоединился экс-президент Ингушетии Руслан Аушев (третий справа)Фото: president.tatarstan.ru

Машина поможет им и чаще видеться с боевыми друзьями. Как говорит председатель татарстанской республиканской всероссийской общественной организации «Российский союз ветеранов Афганистана» Евгений Кабыш, «афганцы дружные ребята»: «У нас боевое братство, у любого спросите. Для нас служба в Афганистане были самыми счастливыми днями. Все так ответят, мы можем часами об этом говорить. Я был командиром танка, заходил в 1979 году».

Пока ждали первое лицо республики, к «афганцам» присоединился экс-президент Ингушетии Руслан Аушев. Боевой генерал, Герой Советского Союза, после ухода с государевой службы занимался общественной работой. С 1991 по 2014 год был председателем комитета по делам воинов-интернационалистов при совете глав правительств СНГ. Господин Аушев поведал корреспонденту «БИЗНЕС Online» о том, какую роль сыграл в его жизни Афган: «Все, что я получил, когда попал в Афганистан, мне дало понимание, многие вещи я по-другому начал оценивать, смотреть. Служба в Афганистане помогла мне в работе президентом республики. Я считаю, что для таких стран, как Россия, которая много участвует в локальных конфликтах, выполняет боевые задачи, конечно, надо создавать государственный орган по делам ветеранов». Ингушский гость не успел докончить свою мысль, как поступила команда — всем на свои места, сейчас должен появиться президент Татарстана.

Рустам Минниханов: «15 февраля в нашей стране отмечается день памяти россиян, исполнявших служебный долг за пределами Отечества»Фото: president.tatarstan.ru

«ДЛЯ НАС, ВОЕННЫХ, ОРДЕН «ДРУЖБА» — ЭТО ПИН-КОД МИРОТВОРЦА»

Увидев Рустама Минниханова, одетого в татарский костюм с воротником-стойкой, кто-то скомандовал: «Товарищи офицеры!» Минниханов с ходу направился к микрофону и напомнил: «15 февраля в нашей стране отмечается день памяти россиян, исполнявших служебный долг за пределами Отечества. Сегодня мы также отмечаем день рождения Мусы Джалиля — великого поэта, Героя Советского Союза. Его творчество не имеет временных рамок и служит образцом несгибаемой силы воли и любви к своему народу».

Президент привел статистические данные, касающиеся войны, завершившейся 31 год назад, когда Советский Союз окончательной вывел свои войска из Афганистана. «В Афганской войне участвовали более 11,5 тысячи уроженцев Татарстана, порядка 300 из них погибли, — сообщил Минниханов. — Мы в большом долгу перед теми, кто с достоинством и честью, порой ценой своей жизни, выполнял свой офицерский и солдатский долг по защите интересов Родины. Для нас важно сохранить эту страницу в истории страны и донести ее до подрастающего поколения. Дорогие друзья! Примите мои самые добрые пожелания здоровья и благополучия. Пусть в ваших семьях всегда царит атмосфера любви, гармонии и взаимопонимания».


Потом началась церемония награждения. Первым татарстанский орден «Дуслык» получил  Аушев. Первый президент Ингушетии в ответном слове порассуждал о названии награды, которое переводится на русский как «Дружба». «Для нас, военных, орден „Дружба“ — это ПИН-код миротворца. Я надеюсь, что подрастающему поколению не придется выполнять боевые задачи. Чтобы в мире все дружили и у всех были вот такие ордена, — сказал гость с Кавказа. — У меня было очень много солдат, сержантов и командиров из Татарстана. На последней моей службе у меня был командир танкового батальона Роман Ахмедов — очень достойный офицер, а у моего старшего брата Адама Султановича был замполит батальона Ибрагим Шарипов, он погиб у него на руках, и в честь него мы назвали нашего племянника Ибрагимом».

Вслед  за Аушевым был награжден наш земляк, Герой России Ильяс Дауди. Оказалось, они и раньше встречались, еще в Афганистане. «Память меня возвращает в далекий 1986 год, Кабул, армейский госпиталь, когда после минно-взрывного ранения я проходил лечение, — вспоминал Дауди. — Мы услышали, как в госпиталь привезли Героя Советского Союза Руслана Аушева, тогда еще майора, с тяжелым пулевым ранением, это малоизвестно, но это факт. Он спустя месяц вернулся в строй. А нас в меньшей степени удручал собственный недуг, нежели невозможность вернуться к боевым товарищам. Эту награду я воспринимаю как аванс для нас на этапе больших побед, которые предстоят впереди. Всегда помню о том, откуда я, и с гордостью ношу имя татарстанца, татарина. Мусульманина, я очень люблю свою родину».

Орденом «Дуслык» наградили еще двух известных участников Афганской войны — главу холдинга «Ак Барс» Ивана Егорова и экс-губернатора Московской области Бориса Громова, но они, как было сказано, не явились из-за болезни.

Кабыш познакомил Минниханова с проектом памятника воинам-интернационалистамФото: president.tatarstan.ru

«ВСЕ РОДИТЕЛИ ОДОБРЯЮТ ЭТОТ ПАМЯТНИК, НО ЖЕЛАЮТ, ЧТОБЫ ОН КО ДНЮ ПОБЕДЫ, МОЖЕТ БЫТЬ, У НАС ВЫРОС»

Завершилась церемония совместным фотографированием. Затем состоялся маленький фуршет, а в другой комнате Кабыш познакомил Минниханова с проектом памятника воинам-интернационалистам, который, кстати, его еще утром можно было видеть в другом месте, поскольку сегодняшний День памяти воинов-интернационалистов в Казани начался в парке Победы, где уже в 9:00 начался митинг.

«А-а-а! Дружище!» — приветствовали друг друга морозным субботним утром ветераны афганской войны. 31 год назад СССР вывел свои войска из Афганистана. Очевидно, что для пришедших 15 февраля куда более значимый праздник, чем вчерашний День Святого Валентина.  Среди пришедших, а их оказалось несколько сотен, были заместитель премьер-министра РТ Лейла Фазлеева, военный комиссар РТ Сергей Погодин, начальник Казанского суворовского военного училища, генерал-майор Валерий Миронченко.

Особое внимание было к установленному на отдельном столе макету памятника, который будет установлен в парке Победы. Правда, из выступавших на митинге о нем упомянула лишь Галина Юмшанова — мать погибшего в Афганистане солдата. «Мы, родители, посмотрели макет памятника, который будет устанавливаться у нас здесь, в городе. Все родители одобряют этот монумент, но желают, чтобы он ко Дню Победы, может быть, у нас вырос. Все-таки вы, ребята, — это поколение, которое продолжает героизм, подвиг наших отцов, наших дедов», — подчеркнула Юмшанова, оценив проект скульптора Юрия Злоти.

Правда, сам памятник займет свое место примерно через год. Как сообщила корреспонденту «БИЗНЕС Online» заместитель премьер-министра республики Фазлеева, общественная организация выбрала место, где он будет установлен, и все вопросы по нему согласованы. «Это очень хорошо, что мы все, наконец, сошлись в этом мнении. По концепции памятник будет располагаться рядом с Вечным огнем», — отметила она. 

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (242) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
15.02.2020 16:35

Я со многими афганцами общался - даже перед тем как поздравлять - особо "фильтрую слова" так как для кого-то это праздник, для кого-то памятная дата, для кого - день начала трагедии ( предательство руководства страны и перечёркивает всех побед). Для каждого из них это своя правда. Поэтому предлагаю не играть в политигры и комменты с дивана в этот день. Памятник им конечно нужен - и тем кто воевал и тем кто попал в мясорубку 90х. Это братство прежде всего- именно то которого сейчас не хватает в понимании у гражданских. День непростой. Но памятный однозначно. Главное чтоб память не ожирела и не перекрашивалась потом .

  • Анонимно
    15.02.2020 16:10

    За что воевали?

    • Анонимно
      15.02.2020 16:27

      Когда журналисты задали такой вопрос главе Тукаевского района, то он ответил "сам не знаю".

    • Анонимно
      15.02.2020 16:53

      16:10 они и сами не знают, им приказали и пошли

    • Анонимно
      15.02.2020 17:15

      за режим, неосознанно

    • Анонимно
      15.02.2020 17:56

      Ответ на этот вопрос в финальной фразе в фильме: Охотники за караванами. Посмотрите и все поймёте....

    • Анонимно
      15.02.2020 20:37

      А их разве спрашивали? Призыв в армию, и вперед. Не так надо ставить вопрос. Надо спрашивать тех, кто их туда посылал: Почему вы их посылали на верную гибель?

      • Анонимно
        15.02.2020 22:25

        Спросите сейчас, почему нашими войсками чужие режимы поддерживают.

    • Анонимно
      15.02.2020 20:48

      А ещё есть в Татарстане экипаж, который тоже достоин звания «героя России», но который не заслужено забыли , из за прикрытия чей то безалаберности, покрытия «флага» предприятия и т. д. ( а ведь это было совсем недавно). :

      26 октября 2008 г экипаж испытателей Вертолетов «Казанского вертолетного завода» выполнял очередной «будничный» полет по испытанию вертолета Ми-8.
      На 15-й минуте полёта летальный аппарат вышел из под контроля (по причине не правильной установки болта в сборочном цехе завода - это установили и подтвердили многочисленные суды РФ).
      Машины , на высоте 300м вошла в неуправляемый полет, и экипаж чудом , пролетая над деревней ст. Тура, «уронил» вертолёт на улочке - не задев ни одного жилого дома.
      Почему завод, коллектив предприятия не хочет представлять данный экипаж к званию « героев России» тоже остаётся только загадкой.
      Ведь экипаж своей кровью показал:
      1) опаснейшие недочеты в работе завода ( и тем самым предотвратил ещё 1000 смертей);
      2) спас посёлок от множественной трагедии;
      3) что испытательные полёты - это очень серьёзная работа , которые как никакие другие характеризуются высоким риском и сложностью (тем самым показывающие, что при исполнении служебного долга - этот экипаж достоин высокой награды).
      Этот экипаж испытателей Вертолетов :
      Командир - Чумаков П. И.
      Второй пилот - Галимов Р. Г.
      Борт инженер - Хуснимарданов Ф. Ф.
      Штурман - Макаренко Б. М.
      Ведущий инженер - Иванков М. П.
      Хотелось бы , что бы этот экипаж тоже, когда нибудь, оценили по достоинству. И земля нашла своих ГЕРОЕВ!

    • Анонимно
      15.02.2020 22:22

      Любая война это следствие не профессионализма чиновников и дипломатов.

  • Анонимно
    15.02.2020 16:17

    "Интернациональный долг", который поехали "отдавать" вооруженные силы СА афганскому народу, не был принят той стороной с пониманием и встретили "кредиторов" интернационального долга как непрошенных гостей и захватчиков.

    • Анонимно
      15.02.2020 18:43

      Если этот "долг" им просто навязали!

    • Анонимно
      15.02.2020 21:43

      Не так однозначно, на той стороне тоже шла гражданская война. Одна сторона нас приняла с благодарностью. А другая сторона тоже была разномастной. Один Масуд чего стоит.

  • Анонимно
    15.02.2020 16:20

    Только не вернуть уже тех молодых ребят, которые погибли на афганской земле, за интернациональный долг и помощь компартии Афганистана. А простой афганский народ воспринял эту "помощь", как откровенное вторжение и встал на защиту своей афганской земли.

  • Анонимно
    15.02.2020 16:21

    Афганская военная кампания явилась прологом к закату и развалу СССР.

  • Анонимно
    15.02.2020 16:22

    Никогда уже не вернуть матерям их погибших сыновей на афганской земле...

    • Анонимно
      15.02.2020 21:46

      Но эти сыновья не стали уроком. Другие сыновья продолжают погибать.

  • Анонимно
    15.02.2020 16:23

    Искреннее уважение Руслану Аушеву! Достойный сын своего народа!
    Татар

    • Анонимно
      15.02.2020 17:04

      В 1988 году на востоке Афганистана был сбит военный самолёт СУ-25, которым управлял Александр Руцкой.

    • Анонимно
      15.02.2020 17:25

      в фильме Дудя, показал себя смелым человеком, говорит то что думает

    • Анонимно
      15.02.2020 17:52

      Из интервью Руслана Аушева радиостанции "Эхо Москвы" от 14.02.2014г.:

      "В Афганистане главная задача у нас была – обеспечить. Обеспечить провозку грузов, охранять коммуникации, помочь афганской армии в выполнении той или иной задачи – вот примерно такие. Были отдельные, которые мы выполняли, задачи.
      Но я еще раз повторю, что у нас была ошибка, когда мы ввели войска; вторая ошибка – что мы начали боевые действия. Даже при всей той логике, когда наши политические деятели сказали – ввести армию, если бы мы вошли бы и не начали боевые действия – еще бы легче было бы. Но, к сожалению, уговорило политическое руководство Афганистана наше политическое руководство, чтобы наша армия приняла участие в боевых действиях – помочь афганской армии. И третья ошибка была – что мы приняли одну сторону гражданской войны. Ведь в Афганистане шла гражданская война. Одна часть воевала с другой частью, как у нас это было в 17-20-х годах. И мы приняли одну из сторон. Надо было объявить нейтралитет…"

      • Анонимно
        15.02.2020 19:09

        "если бы мы вошли бы и не начали боевые действия", о чем это, такое не бывает. "приняли одну сторону гражданской войны", а что нужно было обе стороны принять?

        • Анонимно
          15.02.2020 19:21

          Про миротворческие войска ООН никогда не слышали? Или про миротворческую миссию группировки российских войск в Тирасполе? Мнению Руслану Аушева доверяю больше, чем Вашему, так как Вам за Афган звание Героя СССР не присвоили.

          • Анонимно
            15.02.2020 20:22

            А что, в Тирасполе российские войска по разрешению ООН?

            • Анонимно
              15.02.2020 20:32

              Я и не говорил, что ООН эту группировку поддерживает. Зато президент Молдавии Додон категорически против её вывода из Тирасполя.

    • Анонимно
      15.02.2020 18:13

      После просмотра документального фильма Юрия Дудя в 10000000 раз больше зауважал Аушева Руслана

    • Анонимно
      15.02.2020 18:28

      Согласен на 100%. Ничего и никого не боится.

  • Анонимно
    15.02.2020 16:25

    В 70-ые кремлевские партийные бонзы хотели сделать из Афганистана ещё одну коммунистическую, марксистко-ленинскую республику, но жестоко просчитались. Завоевать и покорить афганцев не удавалось ни Александру Македонскому, ни ордам Чингисхана, ни советским войскам и "янок" скоро они тоже выгонят из афганской земли.

    • Анонимно
      15.02.2020 17:24

      для 16.25
      К вашим псевдо и недостоверным рассуждениям об
      Афганистане, прилагаю историческую справку из открытых
      источников:
      //Название государства произошло от имени знаменитого предка афганцев — Авгана. Афганистан упоминается впервые в 6 веке до н.э., когда он вошел в состав империи персов Ахеменидов. В 330 году до н.э. Афганистан завоеван войсками Александра Македонского. После его смерти страну завоевывали греческие, индийские и иранские правители, а позднее – арабы. В 1220 году Афганистан завоевал Чингисхан, монголы правили страной до XIV века..//
      Так что, не нужно марать интернет своей необразованностью!

      • Анонимно
        17.02.2020 10:26

        15.02.2020 17:24
        Вы правы! Но Вы, к сожалению НЕ упомянули о самом ГЛАВНОМ завоевании - АРАБСКОМ в VII веке! А как государство, Афганистан появился ТОЛЬКО в 1747 г.! ДО этого, он более 2000 лет считался ЧАСТЬЮ Ирана!

    • Анонимно
      15.02.2020 19:09

      Это правда.

    • Анонимно
      17.02.2020 10:22

      15.02.2020 16:25
      Как раз Македонский и Чингизхан - ПОКОРИЛИ!
      Арабы в VII веке, и турки-сельджуки в XI веке - ТОЖЕ!

  • Анонимно
    15.02.2020 16:26

    что вообще такое воин-ИНТЕРНАЦИОНАЛИСТ?

    • Анонимно
      15.02.2020 16:44

      «Диванным войскам» это сложно понять. Вам ближе понятия «закосить».

      • Анонимно
        15.02.2020 17:21

        16.44. Скорбящим и безутешным матерям, которые потеряли своих сыновей на той бессмысленной войне, это аббревиатура "воин-интернационалист" никак не облегчит их горе и печаль от потери родных сыновей.

        • Анонимно
          15.02.2020 18:50

          Аерикосы своим безутешным матерям что говорят?

          • Азат Д
            15.02.2020 19:02


            Вам что до них? спросите, у них, если интересует.

            • Анонимно
              15.02.2020 19:19

              у тебя не спрашивали и спросят, что делать

            • Анонимно
              15.02.2020 20:38

              Ты же задаешь никчемные вопросы в пространство. Когда хотят кинуть камень в наше прошлое, надо просто подумать о том времени

          • Анонимно
            15.02.2020 19:39

            18.50. Во времена правления Буша (мл.) и начала военной кампании в Афганистане, одна американская женщина потеряла там своего единственного сына. Так она везде преследовала Джорджа Буша (мл.) со словами и плакатом: "За что погиб мой сын?" Буш (мл.) говорил что-то насчёт демократии в мире и т.д. Но женщина была неумолима в своём прямом вопросе! И эту женщину не пихали и не отталкивали грубо секьюрити и телохранители президента.

            • Анонимно
              15.02.2020 20:41

              Да Вьетнам сначала был. Там мама не одного преследовала. Удобней бомбить Югославию Ирак, Сирию, убить Каддафи, попутно весну арабскую замутить. Тысячи матерей арабов в любви амерам признаются?

              • Анонимно
                17.02.2020 10:27

                15.02.2020 20:41
                Каддафи убили АРАБЫ! И он ангелом НЕ был!

              • Анонимно
                17.02.2020 18:39

                15.02.2020 20:41
                Что за дурацкий страх перед американцами?
                Они после Кореи (где была НИЧЬЯ), практически ВЕЗДЕ терпят поражения! Разве что в Гренаде...
                В Ливане в 1983 г. 300 человек потеряли -УШЛИ!
                В Ираке в 2003-2006 годах 3000 человек потеряли -УШЛИ!
                В Сомали в 1993 г. 18 человек потеряли -УШЛИ!
                Сейчас в Афганистане потери несут! А вошли бы на 10 лет раньше - и еще больше бы потеряли!
                Афганцы СВОЕЙ жизнью живут! Им НЕ нужны ни школы, ни электростанции!
                Ни социализм, ни демократия!
                Русские пришли - они что, в русских превратились? НЕТ! Они начали их РЕЗАТЬ!
                Американцы пришли - они что, в американцев превратились? НЕТ! Они начали их РЕЗАТЬ!
                ЗАВТРА китайцы придут- и их БУДУТ резать!
                РАНЬШЕ англичане приходили - и их РЕЗАЛИ!
                Кстати, насчет РЕМБО! Когда в 60-е годы молодому Сталлоне в ЖИЗНИ пришла ПОВЕСТКА во Вьетнам, он... БЕЖАЛ! В Швейцарию!!! А потом в киношку пошел с пулеметом бегать!!!
                А вот АЛЕН ДЕЛОН во Вьетнаме, в 50-е в составе французской армии -ВОЕВАЛ!!!

  • Анонимно
    15.02.2020 16:28

    За что погибали молодые советские ребята, 19-20-летние мальчишки, под безжалостным палящим солнцем и холодными афганскими горами?!

  • Рашид
    15.02.2020 16:29

    Аушева трудно узнать, если на фото он. Што делает время с людьми... Но не со всеми надо заметить, глядя на главного правителя нашей любимой всеми страны.) Исчезли из информационного поля и Аслаханов, и Аушев. Это плохо.

  • Бурбаки
    15.02.2020 16:31

    За что? Никогда эта страна не станет нормальной, не освободится от своей совковости. У них пенсионеры мрут, получая чуть больше 100 евро пенсию. Огромная армия нищих, получающих зарплату в 200-300 евро, а все туда же, раздают направо и налево с царского плеча какие-то подарки. И за что? За то, что их предшественники допустили огромную ошибку, за что бы их судить бы надо, но нет, их продолжатели начали из этого события делать новый культ. Тихо бы забыть, как дурной сон.

    • Анонимно
      15.02.2020 17:07

      такие как вы говорили им, я тебя не посылал туда.....вам тихо надо быть.

      • Азат Д
        15.02.2020 17:31


        Вы их посылали туда? Зачем?

      • Бурбаки
        15.02.2020 18:40

        Да, зачем? И не надо всякую дурость нести про то, что там душманы будут. Они и так там будут, это их родина.

        Кстати, так понимаю, что скоро будут еще одну дату отмечать, вывод войск из Сирии. Народу с медалями, отмечающих всякие даты в мундирах, прибавится.

        • Анонимно
          15.02.2020 20:05

          18:40 Лучше уж пусть не выводят. Не будет Сирии будут регионы. Не будет регионов будут лимитчики, гастарбайтеры, городские, деревенские, смешные, угрюмые, наши не наши и т. д. Даже поговорка есть такая, пока будут ... нам бояться нечего.

  • Анонимно
    15.02.2020 16:35

    Я со многими афганцами общался - даже перед тем как поздравлять - особо "фильтрую слова" так как для кого-то это праздник, для кого-то памятная дата, для кого - день начала трагедии ( предательство руководства страны и перечёркивает всех побед). Для каждого из них это своя правда. Поэтому предлагаю не играть в политигры и комменты с дивана в этот день. Памятник им конечно нужен - и тем кто воевал и тем кто попал в мясорубку 90х. Это братство прежде всего- именно то которого сейчас не хватает в понимании у гражданских. День непростой. Но памятный однозначно. Главное чтоб память не ожирела и не перекрашивалась потом .

    • Анонимно
      15.02.2020 22:03

      Главный смысл памяти об Афгане - это не должно повториться.

  • Анонимно
    15.02.2020 16:35

    Во время Советской оккупации Афганистана погибли от 560 тысяч до 2 миллионов мирных афганцев, более 100 тысяч афганских можахедов, потери Советских войск 15051 человека

    • Анонимно
      15.02.2020 18:53

      15051 - с точностью до человека? Так можно только врать!

    • Анонимно
      15.02.2020 18:55

      С автоматами тоже мирные? И из-за рубежа тоже сугубо мирные жители переправлялись?

      • Анонимно
        15.02.2020 19:48

        Они защищали свою страну. Из-за рубежа переправлялись те же афганские племена. Защищать свою страну- долг каждого мужчины. Вы почему-то своих партизан времён войны расхваливаете, а не говорите "почему они с автоматами".

        • Анонимно
          17.02.2020 10:31

          15.02.2020 19:48
          "ваших"? партизан!
          а вы НЕ в курсе, что среди НАШИХ партизан и татары тоже БЫЛИ!
          Сами-то уже в Идель-Урал записались?

  • Анонимно
    15.02.2020 16:37

    Я лично считаю, что война в Афганистане - еще одна позорная страница советской истории, огромное количество мирных афганцев погибло в этой мясорубке под названием "интернациональный долг".

    • Анонимно
      15.02.2020 17:31

      16.37 Когда нашим либералам предоставилась возможность говорить, и они пришли к власти- они начали каяться, итог страна развалилась, промышленность развалилась. Простой народ никому не нужен. Олигрхи неофедалы захватли все недра и ресурсы, став сказочно богатыми. Нато у ворот Москвы и тоже выполняют интернациональный долг и в Афганисиане и в Сиии и Ираке и еще очент много где попутно разбомьив Югославию Ирак Ливию

  • Азат Д
    15.02.2020 16:37


    Новые ветераны подоспели, на которых власть будет пиарится, показывая себя хорошими.

  • Анонимно
    15.02.2020 16:37

    Так, один из полевых командиров, Саид Мохаммад Акбар Ага, в интервью неоднократно подчеркивал: «Русские лучше американцев. Мы хотим дружбы с Россией». И главной причиной таких заявлений считаются именно моральные качества советских солдат и их человеческое отношение ко всем жителям Афганистана.
    "Русская семерка"

  • Бурбаки
    15.02.2020 16:44

    Да, а ведь где-то через года два после ввода войск в Афганистан, вот-вот должны были ввести войска в Польшу для устранения Солидарности. И только чистая случайность и нерешительность вести войну на два фронта остановила ту авантюру. А то бы может и дату бегства из Польши отмечали бы, а может уже все бы слушали райские песни ангелов.

    • Анонимно
      15.02.2020 17:14

      16.44. Уже в конце 80-х гг. дряхлеющая советская партийная номенклатура не смогла бы так безнаказанно подавить рабочее движение «Солидарность» в Польше, как когда-то она подавила венгерское и пражское народные восстания против гегемонии и политической диктатуры СССР.

      • Анонимно
        16.02.2020 09:01

        В Польше стояли Советские солдаты. 84-86 гг служил в составе северных групп.

    • Анонимно
      15.02.2020 19:01

      Ваша неправда. Солидарность тогда притухла по одной единственной причине - побоялись ввода советских войск, им было понятно, что если наши войдут, то бунтарей неминуемо сметут, как до этого в Венгрии и Чехословакии. Или у вас опять своя чудесная версия, чего это вдруг Солидарность перестала бунтовать именно в то время, когда решалось - вводить нашим войска или нет))

      • Анонимно
        15.02.2020 19:17

        Солидарность тут вообще не при чём, и она тогда и не думала притухать. Причин отказа от ввода войск в ПНР - три. Для Советского Союза желание силой восстановить «политический порядок» в Польше осложнялось двумя обстоятельствами. Во-первых, СССР ввязался в затяжную войну в Афганистане. А какое сопротивление, учитывая традиционные двусторонние отношения, окажут поляки Советской армии, было ещё неясно. Это всё-таки не Чехословакия, что доказала ещё Вторая мировая война. Во-вторых, само советское руководство во главе с Л.И. Брежневым, практически не менявшееся со времен, когда было принято решение о вводе танков в Злату Прагу, было уже намного дряхлее. Но самым главным обстоятельством оказалось наличие в ПОРП энергичных военных руководителей, готовых пойти на любые меры, чтобы усмирить «Солидарность», и тем самым не дать повода для советской интервенции. В октябре 1981 года пленум ЦК ПОРП отстранил Кани и избрал первым секретарём ЦК генерала Войцеха Ярузельского – сторонника жёстких мер. 3 декабря послушный партии сейм запретил забастовки. В ответ «Солидарность» объявила бессрочную забастовку. В этот момент Ярузельский сделал всё, чтобы убедить Москву: Варшава сама в состоянии справиться с кризисом. Секретарь ЦК КПСС М.А. Суслов позвонил в Варшаву и обещал Ярузельскому, что Советский Союз не двинет в Польшу войска, если в Польше объявят военное положение, что и было сделано.

      • Анонимно
        16.02.2020 21:27

        15.02.2020 19:01
        Насчет "сметут". Ярузельский сказал, что, в случае ввода советский войск, он был готов отдать польской армии приказ открыть ОГОНЬ!
        Так что ЦЕНА "сметения", была бы НЕмаленькой!
        Но это все, во-первых!
        А во-вторых, вы САМИ указали, что СССР мог принуждать соцстаны ТОЛЬКО СИЛОЙ!
        Стоило только от силы - ОТКАЗАТЬСЯ, так и наступил 1989 г.!
        Как тогда говорили: "Соцлагерь закрылся, и лагерники разбежались"!

  • Анонимно
    15.02.2020 16:46

    вот эти наши герои в будущем заменят ветеранов ВОВ народу.

    • Анонимно
      15.02.2020 17:18

      16.46. Простите, но вот мои бабаи (дедушки) их родные отцы и братья проливали кровь и погибали в 1941-45 гг. защищая свой дом, свой кров и семьи от немецко-фашистких захватчиков, которые вероломно напали на СССР. И это была справедливая борьба за защиту своей Родины и освобождению от нацизма и фашизма.

      • Анонимно
        15.02.2020 19:15

        А некоторые боролись с комуняками. Их при советах называли диссидентами.

  • Анонимно
    15.02.2020 16:48

    Афганистан спустя 30 лет после вывода советских войск: что думают афганцы о жизни тогда и сейчас:

    Когда в стране были советские войска, здесь строились здания - вот второй микрорайон и третий. Афганская армия была очень хорошо вооружена и обучена. К советским военным афганский народ относился с симпатией, добротой.

    Когда выходили советские войска из Афганистана, весь народ и армия - все надеялись, что это конец войны, надеялись на мир, думали, что война кончается. К большому сожалению, получилось наоборот. Как только моджахеды пришли в города, особенно в Кабул, развернулась новая война. Они нападали на людей, грабили. Как хищники. Были большие жертвы. Перед моими глазами людей убивали на улицах. Это был ужас.

    ВВС NEWS (Русская служба)

  • Анонимно
    15.02.2020 16:52

    По данным международных гуманитарных организаций в течении 9 лет войны в Афганистане 1980-89 гг. были убиты, ранены и покалечены около 2.7 млн. афганских жителей, около 2 млн. афганцев вынуждены были стать беженцами и покинуть свои дома. Такой вот печальный итог советской "помощи" жителям ДРА.

    • Анонимно
      15.02.2020 17:37

      Да американцы им построили что то? Подняли уровень жизни? Разве поля с маком не трогают и защищают наркотрафик в ЦА

      • Анонимно
        15.02.2020 18:27

        У американцев в Афганистане давно уже действует обширная программа обновления сельского хозяйства страны и вытеснения маковых плантаций цитрусовыми и оливковыми садами. Они на эту программу миллиарды долларов тратят.

      • Бурбаки
        15.02.2020 18:47

        Вы, удивитесь, да. Американцы им много чего там сделали. И строили, точнее давали деньги, а афганцы сами строили. И не несут такие потери, какие несли совки-шурави. Они там, по сути, не воюют, а поддерживают власть, которая держится там не на штыках. Да и с местными они наладили отношения. Вот и переговоры ведут с талибами, чтобы окончательно уйти, оставив там более или менее лояльную власть, которую через два года не повесят на столбах.

    • Анонимно
      15.02.2020 17:59

      И до прихода советских войск, Афганистан был раздираем
      своей кровавой междоусобицей.
      СССР, в целях безопасности от США своего среднеазиатского
      "подбрюшья", выбрал одну из сторон, - близкую по духу.
      Короче, подумайте о сегодняшней Сирии.

  • Анонимно
    15.02.2020 17:00

    Когда у афганских повстанцев и моджахедов появились ПЗРК "Стингер" американского производства, то тогда боевой пыл советских военных летчиков заметно поубавился, некоторые пилоты даже отказывались вылетать на задания.

    • Анонимно
      15.02.2020 19:15

      17.00. Именно тогда военное руководство опробировало тактику "ковровых бомбардировок" населенных пунктов удерживаемых противником, в результате таких действий гибли не только представители противоборствующей стороны, но и ДЕТИ, и мирное гражданское население...

      • Анонимно
        15.02.2020 20:51

        Детей выделил, да детьми сами афгани то не прикрываются, западные де..мократии прикрыватюся и то известно для чего

  • Анонимно
    15.02.2020 17:10

    Над чем ерничаем, диванные комментаторы? Надеюсь над руководством страны в то время, а не над воинами, которых туда послали служить в 19 лет?

    • Азат Д
      15.02.2020 17:32


      Вот именно, а сейчас тем призывникам кто там служил и выжил, власть подняла пенсионный возраст.

    • Анонимно
      15.02.2020 17:38

      17.10. По данным ООН и международных детских правозащитных организаций, за время боевых действий на территории Демократической Республики Афганистан с 1979 по 1989 годы, от противопехотных мин, авианалётов и ударов артиллерии, погибло, было покалечены и остались инвалидами от 200 тысяч афганских детей,

      • Анонимно
        15.02.2020 18:34

        17.38. Афганские дети, пострадавшие, покалеченные и погибшие в ходе этой войны, тоже имели полное человеческое право- на жизнь, здоровье и счастливое, беззаботное детство!

        • Анонимно
          15.02.2020 20:55

          Имели. Во ВЬЕТНАМЕ ДЕТИ ТОЖЕ ХОТЕЛИ ЖИТЬ. ТО ПОДСЧЕТ ВЕЛ? Атомная бомба скол унесла мирных жизней и детей?

          • Анонимно
            15.02.2020 21:33

            20.55. Вы, простите, школьные, выпускные экзамены по ЕГЭ сдавали? Какая атомная бомба во Вьетнаме? Американцы сбросили две атомные бомбы на японские города: Хиросима и Нагасаки.

            • Анонимно
              15.02.2020 22:17

              21.53 Да слава Богу Советское образование. Атомная -это на мирные города Японии. После в 60-х напалмом выжигали вьетнтнамцев. В ЕГЭ РЕШИЛ ПОУПРАЖНЯТЬСЯ?

              • Анонимно
                15.02.2020 23:01

                Мирные города Японии? СССР на какие города напал в 45 году?

                • Анонимно
                  16.02.2020 08:23

                  23.01 А сказано что СССР напал в 45 году на японию? Сбросив атомные бомбы? В егэ поупражнялся, в остроумии. Продолжай.Обычно ерничают те, кто по существе ничего не могут, при чем ни в чем

                  • Анонимно
                    16.02.2020 21:31

                    16.02.2020 08:23
                    Про РАЗГРОМ Квантунской армии в августе 1945 г. вы ВПЕРВЫЕ слышите?
                    А СССР тогда ОФИЦИАЛЬНО Японии войну ОБЪЯВИЛ!

      • Анонимно
        15.02.2020 18:47

        Что не отменяет горести по нашим мальчишкам, посланным туда страной. Жалко всех.

  • Анонимно
    15.02.2020 17:25

    Вся вина за операцию "А" (ввод советского вооруженного контингента на территорию ДРА) и его политические, экономические и социальные "последствия", лежат лично на Л.И. Брежневе и первых лицах ЦК КПСС, которые "одобрили" эту военную авантюру.

    • Анонимно
      15.02.2020 17:43

      А ты судья ? Нюрнберг? Когда америкосов начнём судить? Пожару по всему миру много развели

      • Анонимно
        15.02.2020 18:31

        17.43. Бог им судья! Божье справедливое, неотвратимое воздаяние. Совесть, как и нечестие- остаётся в людской памяти на века. Да и дела, что творились- не вычеркнуть из истории.

      • Анонимно
        15.02.2020 19:00

        Для начала назло пиндосам, откажитесь от пиндосского: интернета, компьютера....

      • Анонимно
        15.02.2020 19:05

        Уже скоро будут судить - 9 марта, в Голландии. Правда, не американцев. Если они и занимались чем-то нехорошим, почему мы должны им уподобляться?

        • Анонимно
          15.02.2020 19:46

          Вы правы! Если мой сосед вор, грабит ларьки по ночам! Значит и мне можно?!

      • Анонимно
        15.02.2020 19:53

        С себя начни. Чуть что, пытаешься перевести стрелку на американцев.

        • Анонимно
          15.02.2020 20:56

          Это же ты тут призываешь к благоденствию

          • Анонимно
            15.02.2020 21:55

            А что в этом плохого?

            • Анонимно
              15.02.2020 22:19

              Да тут в 90-х упражнялись, после Югославию бомбили и ничего не смогли сделать и НАТО стоит у ворот. Вот они тоже хотели добра

              • Анонимно
                17.02.2020 10:44

                15.02.2020 22:19
                Да! Югославию в 1999 г. БОМБИЛИ! И это - ПРЕСТУПЛЕНИЕ!
                Но КАК повели себя на СЛЕДУЮЩИЙ год САМИ сербы? Они в 2000 г. СВЕРГЛИ Милошевича! И отправили его в Гаагу!
                И Караджича и Младича - тоже САМИ! Хорватские и боснийские диверсионные группы их НЕ выкрадывали!
                А в 60-е- 80-е годы Югославы вообще и сербы в частности, ПЛЕВАТЬ на СССР хотели! и МОЛИЛИСЬ на ФРГ! Пол Югославии ТАМ работало!
                Сколько, по-вашему, сербов живет в США и в ФРГ, и сколько в РФ?

              • Анонимно
                17.02.2020 10:52

                15.02.2020 22:19
                Дополнение.
                Помните, как при СССР с болгарами носились! И "братушки", и "16 республика"!
                А ПОТОМ в 1989 г.они свергли Живкова! А 2004 г. вступили в НАТО! А в 2007 г. -в ЕС!
                И тогда, мы ОЧНУЛИСЬ!
                И вспомнили, как болгары в ОБЕ мировые войны -ПРОТИВ нас были!
                А ТЕПЕРЬ у них, уже и с памятниками- заваруха!
                И с сербами - также будет! Они и в НАТО, и в ЕС - войдут! Что тогда НАПИШИТЕ?

      • Анонимно
        17.02.2020 10:37

        15.02.2020 17:43
        СПОЛЗИ с дивана - и НАЧНИ!

    • Анонимно
      15.02.2020 19:29

      17.25. Советское политическое руководство совершило ту же ошибку в Афганистане, что и когда-то американцы во Вьетнаме. Но в отличие от СССР, где тщательно скрывалась от общественности вся информация относительно боевых действий в ДРА, то в 60-70 гг. американская общественность выступала категорически против войны во Вьетнаме.

      • Анонимно
        15.02.2020 20:59

        То что америкосы жестоко расправлялись народом они оже очень тщательно скрывали. Но это становилось известно благодаря не однополярному миру. А Советские воска не ставили цель бороться с мирным населением

        • Анонимно
          15.02.2020 23:04

          Цель не ставили! НО! Ковровые бомбардировки были!

        • Анонимно
          17.02.2020 11:15

          15.02.2020 20:59
          "это становилось известно благодаря" АМЕРИКАНСКОЙ прессе! Свободе слова!
          Это американские журналисты написали про Сонгми! Про применение дефолиантов и напалма! Это ОНИ сфотографировали несчастную, обожженную напалмом девочку! Она кстати, СЕЙЧАС в КАНАДЕ живет!
          А американцы СЕЙЧАС Вьетнаму - СОЮЗНИКИ! ПРОТИВ Китая!
          а ВЫ - пишИте, пишИте...

    • Анонимно
      15.02.2020 19:44

      Вот об этом надо говорить было на митинге!

  • Анонимно
    15.02.2020 17:30

    Некоторые вещи, которые творились на той войне, бывшие войны-интернационалисты не рассказывают даже "попьяне". А когда приходят на причастие к батюшке, то часто задают вопросы: а простит ли меня Бог?

  • Анонимно
    15.02.2020 17:32

    За что воевали и погибали молодые мальчишки 18-20 лет, собранные со всех уголков Советского Союза?

    • Анонимно
      15.02.2020 17:59

      А сегодня за что воюют мальчишки Сирии, Украине, Африке ?

    • Анонимно
      15.02.2020 17:59

      А за что погибали в Чечне, и сейчас в Сирии ?

      • Анонимно
        15.02.2020 18:29

        Тогда гибли за родину.

        • Анонимно
          15.02.2020 19:02

          не за Родину, а за долг перед Родиной. Они давали присягу. И честно ее выполняли.

          • Бурбаки
            15.02.2020 19:25

            Пусть уж простят тут, но справедливость дороже. Хорошо, а как вы скажите про тех немцев, которые вторглись в нашу страну. Они для Германии кто? Они выполняли свой долг перед Родиной? Может их тоже следовало бы награждать, ведь, думаю, что и они страдали на той войне не мало. Их тоже убивали, ранили. Но вот только потом их Родину смели с лица Земли, потому и не чествуют героем той войны. Но с точки зрения афганцев, чем они лучше немцев, вторгшись в страну. Думаю, и у их вождя была такая же оговорка, что вот-вот и на них нападут, что и от правды было не так далеко. И надо на чужих землях лучше вести войну.

            Вообще, война это плохо, и плохо то, что под видом чествования солдат, которые вроде как и не были виноваты в начале той войны, идет пропаганда войны. Потому я против войн, против тех, кто эти войны начинает, даже, находя для них самые веские аргументы.

            • Анонимно
              15.02.2020 19:49

              Когда немцы присоединили Австрию в 1938 году, а потом и Судетскую область в Чехословакии, местное население с восторгом их приветствовало, но закончилось это всё очень плохо для фашистской Германии. Такие уроки истории забывать нельзя.

            • Анонимно
              15.02.2020 22:57

              Вы уж фашистов с нашими мальчишками и офицерами не сравнивайте, рассуждения кухарки.

        • Анонимно
          15.02.2020 19:47

          Чью Родину?

    • Анонимно
      15.02.2020 18:30

      Не за нефть и газ..
      За родину.
      Такая какая она была.

      • Анонимно
        15.02.2020 19:55

        Кто угрожал твоей родине из Афганистана?

        • Анонимно
          15.02.2020 20:36

          не будьте божьей коровой

        • Анонимно
          15.02.2020 21:01

          Да, а что там делают амеры британцы? АФГАНЦЫ УГРОЖАЮТ?

        • Анонимно
          15.02.2020 21:39

          19.55. Наверное, многие молодые люди "искренне верят", что это коварные афганцы напали в 1979 на мирный СССР и захватывали города и сёла, сжигая всё на своём пути.

          • Анонимно
            15.02.2020 22:20

            21.39 Они , эти многие молодые считаю что ВОВ победили америкосы

  • Анонимно
    15.02.2020 17:37

    Смотреть, как смелые афганцы воюют против современной военной техники с простейшим оружием — это настоящее вдохновение для всех, кто любит свободу. Их смелость преподавала многим в то время важнейший урок — в этом мире есть вещи, которые стоит защищать. Мы в то время говорили жителям Афганистана — мы восхищаемся вашим героизмом, вашей преданности свободе, вашей непрекращающейся борьбе против ваших угнетателей.

  • Анонимно
    15.02.2020 17:55

    Те кто крови не нюхал и останки своих Друзей не собирал,может и гордятся чем то.А кто реально участвовал в боевых действиях,врядли гордятся.Да и чем собственно гордится то?Да мы были молоды.И многого не понимали.У многих в заднице играла охота поиграть в войну.Но это до первого боя.

    • Анонимно
      15.02.2020 23:06

      Иногда рутина, несправедливость, отсутствие высоких целей в мирной жизни так заедает, что очень хочется на любую войну.

  • Анонимно
    15.02.2020 17:57

    Руслан Аушев достойный и смелый человек который вступил в переговоры и пошёл к террористам в Беслане для спасения жизни детей ! Спасибо !
    Если бы Россией руководили люди как Руслан Аушев , жизнь россиян была бы лучше ! К сожалению судьба по другому распорядилась ...

  • Анонимно
    15.02.2020 18:00

    Все ровно не хватает внимание ветеранам боевых действий - это и АФГАНИСТАН И ЧЕЧНЯ И ДРУГИЕ.

  • Анонимно
    15.02.2020 18:10

    Украина может дать воду в Крым в обмен на вывод войск с Донбасса

  • Анонимно
    15.02.2020 18:28

    Солдаты
    Бойцы
    Мужики....
    Настоящие мужчины.
    Спасибо вам.

  • Анонимно
    15.02.2020 18:30

    Служба в Афганистане и в Чечни и в целом в горячих точках должны зачитывать как льготный стаж, т.е. год за полтора и боевые дни день за три.
    Однако МВД не принял и не зачитывал мой честно заработанный льготный стаж, конечно очень ОБИДНО....

    • Анонимно
      15.02.2020 19:04

      Так вроде как обещали льготный стаж. А что-то изменилось? У меня сын ветеран боевых действий (Чечня).

    • Азат Д
      15.02.2020 19:11


      Так вы же не за льготный стаж воевали, а за интернациональный долг, должны были.

      • Анонимно
        15.02.2020 20:04

        19.11. Обычно "долг" принято отдавать быстро и не прося ничего взамен...

      • Анонимно
        15.02.2020 23:00

        Азат, уйди-ка ты лучше. Когда твоего сына пошлют в горячую точку, не спросив, будешь прикалываться.

  • Анонимно
    15.02.2020 18:36

    Война в Афганистане это война между советской и западной системами. Советской военной помощи противодействовала подготовка моджахедов в Пакистане, их снабжение западным оружием. Стратегическое положение Афганистана в качестве ареала нестабильности на южных рубежах Советского Союза не могло не беспокоить советское руководство. Достаточно сказать, что с южного направления еще в 60-70-е годы регулярно организовывались десятки рейдов высотных самолетов разведчиков вглубь СССР.
    Война в Афганистане - попытка советской системы создать буферную зону безопасности для нашей страны.
    Как она была организована - другой вопрос. На данный момент нужно признать, что западные аналитики и советники оказались более опытными стратегами, учитывающими такие факторы ведения войны, которые не брались в расчет нашими военспецами.
    Войну проигрывают не солдаты, а стратеги.
    Нашим погибшим воинам вечная память.

    • Анонимно
      15.02.2020 20:31

      И где теперь те "южные рубежи" Советского Союза? Афганская война тоже способствовала развалу СССР.

      • Анонимно
        16.02.2020 08:36

        Южные рубежи тоже прикрывают россияне. Одни они не справятся

    • Анонимно
      15.02.2020 22:52

      Советское руководство было вынуждено ввести войска в Афганистан из-за деятельности американцев в этой стране. Бывший госсекретарь США Збигнев Бжезинский в своих мемуарах писал, что на тот момент (70-е годы) его главной стратегической задачей в противостоянии США и СССР было втянуть СССР в гражданскую войну в Афганистане. У США это получилось. Главным сторонником ввода войск в Афганистан среди руководителей СССР был Андропов. Внешняя разведка СССР в этой ситуации сработала очень плохо.

      • Анонимно
        16.02.2020 08:13

        Не говорите ерунду в стиле совковой пропаганды. Нашей страной всю жизнь рулили иностранцы, а "борьба с западом" была лишь ширмой для обмана народа. Задайтесь вопросами: Почему дочь Сталина оказалась в США? Смогли бы мы построить промышленную индустрию без американской помощи и победить немцев? Почему дети Хрущева в США? Где дети Брежнева? Андропова? Ельцина? Куда уходят российские деньги и богатства? Почему олигархи и их дети проживают за рубежом? Зачем нас пугают постоянно Америкой и Западом? Почему от нас уходят Грузия, Украина, Армения, Прибалтика...? Почему мы ненавидим запад, но любим все западное? Почему воюют за деньги "на дальних подступах" наши граждане? За чью интересы они воюют? Не за интересы ли российских олигархов - американских (прозападных) менеджеров? Не являются ли американскими проектами "советский союз", "оттепель", "перестройка", "афган", "ельцин", "чечня", "овальный"?

    • Анонимно
      18.02.2020 01:22

      15.02.2020 18:36
      А ТЕПЕРЬ война в Афганистане, это война между КАКИМИ системами? ОДНА понятно - западная, а ДРУГАЯ?

  • Анонимно
    15.02.2020 18:49

    "у нас ведь автобусы не расположены", - а нельзя ли на такие речи акцентировать внимание? Вообще понаблюдать, что можно сделать в стране в плане социальной развитости, - разве настолько незаметны отставания в этом плане, разве не хватает денег у высоковластных и мудрых правителей, преуспевающих людей в нашей стране? Разве "стрёмно" помогать своей стране, нуждающимся? Разве истинное уважение и любовь к настоящим лидерам - не является лучшим показателем правильности и процветания Своей земли?

  • Анонимно
    15.02.2020 18:56

    тоже воин- интернационалист служил в Монголии нас тоже мальчишек 63 года рождения родина не спрашивала а посылала почему нас не вспоминают ведь ребята выполняли свой воинский долг в восточной Европе да мы не воевали но все же

  • Анонимно
    15.02.2020 18:57

    Нв той войне простые афганцы встали на защиту своей земли и воевали, защищая свои семьи и свою землю...

    • Бурбаки
      15.02.2020 19:29

      Да, вы очень правы. И было бы неплохо, если бы наш президент, купил бы на деньги, которые пошли на машины и другие льготы, медикаменты, протезы, медоборудование и отправил бы их в Афганистан. Это и было бы достойным поступком для республики.

      • Анонимно
        15.02.2020 20:03

        19.29. Те афганские мальчишки, дети войны, которые пострадали от противопехотных мин, артподнотовок, ударов "союзной" авиации, которые с детства остались без рук и ног. Которым помогают в приобретении протезов и лечебных медикаментов только международные благотворительные фонды и организации, как: "красный полумесяц" и детские правозащитные фонды.

        • Анонимно
          16.02.2020 08:38

          Детям Вьетнама кто помогал?Там напалмом такого наделали...

          • Анонимно
            16.02.2020 21:36

            16.02.2020 08:38
            Во Вьетнаме была ГРАЖДАНСКАЯ война! Север против Юга!
            США поддерживали ОДНУ сторону, СССР - ДРУГУЮ!
            Помните, как наша пропаганда показывала, как в 1975 г. при штурме Сайгона, с американского посольства вертолеты с людьми на канатах улетали? Так вот - это НЕ американцы убегали. (они еще в 1973 г. свалили) - это ВЬЕТНАМЦЫ убегали!

          • Анонимно
            16.02.2020 21:38

            16.02.2020 08:38
            Та несчастная девочка, которую обожженную, сфотографировали, СЕЙЧАС живет в ...КАНАДЕ!!!

    • Фидарис
      16.02.2020 20:31

      Надо признать: говоря прямым текстом, это была агрессия в чужую страну. Можно конечно сказать, что это было ошибкой, но в результате этой ошибки погибли и остались инвалидами две сотни тысяч детей и миллионы взрослого населения Афганистан, также десятки тысяч граждан СССР. Потом такая же трагедия с сотнями тысяч жертв повторилась в Чечне - уроки не пошли впрок.
      Как относиться к этим ребятам, участвовавшем и творившем (будем честны) эти бойни?
      Они на самом деле - разные, и потому и отношение может быть разным. Но, если в целом - они тоже жертвы. Жертвы тупых негодяев во власти, преступников, неспособных решать сложные проблемы политическими средствами.

      Мне кажется, что Руслан афанде Аушев, многие годы возглавлявший общественное движение "афганцев", осознает и переживает эту трагедию также. Никакие чувства боевого братства не могут перекрыть боль и ужас осознания гибели десятков тысяч детей под ковровыми бомбардировками и под гусеницами танков, "ровняющих" кишлаки после массовых залпов боевых машин, если в твоей душе осталось хоть какая-то малость от человеческого.

      Мне искренне жаль этих ребят ... - тех, кто понимает всё это, и живет с этой болью.

      В нашей истории есть другие примеры, которые мы можем использовать для воспитания воинского патриотического духа. Но Афган с Чечнёй для этих целей никак не подходят, по-моему. Я совсем не против льгот и преференций в отношении этих ветеранов – пусть государство платит за свои ошибки. Но я против героизации …. .

  • Анонимно
    15.02.2020 19:34

    арку надо строить триумфальную за победу в выводе.

  • Анонимно
    15.02.2020 19:38

    вспомнил соседа. В 42 года лег в могилу.Пришел с Афгана раненым,больным....Не сог не жениться, не толком на работу устроиться,никому он не нужен былХодил по шабашкам.Выпивал сильно.Сломанная судьба.Очень нервный был.Про Афган не любил вспоминать.

  • Анонимно
    15.02.2020 19:43

    Где же были патриотические "чувства", когда народ толпами ходил в видеосалоны смотреть «РЭМБО-3» с Сильвестром Сталлоне.

    • Анонимно
      15.02.2020 20:24

      Рэмбо был крутой фильм, долго в очереди стояли в видеосалон, посмотреть реальный американский шедевр.

    • Анонимно
      15.02.2020 21:04

      Да кому он нужен? Наш народ это герои, не киношные. А они и не знают что такое война, никогда не воевали на своей родине

    • Анонимно
      18.02.2020 01:30

      15.02.2020 19:43
      Кстати, когда Сталлоне в РЕАЛЕ, в молодости прислали повестку во Вьетнам, он .... СВАЛИЛ в Швейцарию!
      А потом в КИНО начал с пулеметом бегать!
      А вот Ален Делон, в составе французской армии, в том же Вьетнаме - ВОЕВАЛ!
      Мне кстати, у Сталлоне больше "Кобра" нравится!

  • Анонимно
    15.02.2020 20:12

    А в 70-х гг. ХХ века что делали советские военные в Йемене? Отдавали интернациональный "долг" или оформляли "рассрочку" под проценты?

    • Анонимно
      15.02.2020 20:28

      Это было чуть раньше - в Йемене наши были с 1962 г.- по 1969 г. А вот полный список стран, где находились советские военные специалисты и советники:

      Группа советских военных специалистов в Алжире (1962—1964)
      Группа советских военных специалистов в Анголе (1975—1994)
      Группа советских военных специалистов во Вьетнаме (1961—1991)
      Группа советских военных специалистов в Камбодже (апрель — декабрь 1970)
      Группа советских военных специалистов в Китае (1923 — конец 1950-х)
      Группа советских военных специалистов в Египте (1955—1973)
      Группа советских военных специалистов в Лаосе (1960—1970, 1974—1991)
      Группа советских военных специалистов в Испании
      Группа советских военных специалистов в Иране
      Группа советских военных специалистов в Йемене (1962—1969)
      Группа советских военных специалистов в Корее (1945—1948)
      Группа советских военных специалистов на Кубе (1962—1993)
      Группа советских военных специалистов в Мозамбике (1975—1991)
      Группа советских военных специалистов в Никарагуа (1978—1990)
      Группа советских военных специалистов в Сирии (1956—1991)
      Группа советских военных специалистов в Сомали (27 апреля 1962 — 19 ноября 1977)
      Группа советских военных специалистов в Эфиопии (1977—1979)

      • Бурбаки
        15.02.2020 20:44

        Вот если бы все эти товарищи строили бы дома в своей стране, пахали бы на поле, то и жильем бы всех обеспечили и накормили бы всех своих. А так страну развалили.

      • Анонимно
        15.02.2020 21:06

        Теперь черный список амеров и нато. ДА ТАМ ТАКОЙ УЖАСАЮЩИЕЕ ЧЕРНОЕ ВЫЖЖЕННОЕ ПОЛЕ

        • Анонимно
          15.02.2020 21:16

          Список у США - длинный. Но у них и экономика - не сырьевая, и жизненный уровень народа выше. СССР и надорвался, в том числе, из-за гонки вооружений в 80-х гг., когда цены на углеводороды резко упали.

          • Анонимно
            15.02.2020 22:22

            Если у них страна не сырьевая это дает право бесчинствовать? Правильно СССР поступил вмешавшись

            • Анонимно
              18.02.2020 01:35

              15.02.2020 22:22
              Чего правильно? Что
              15 000 своих ПОТЕРЯЛИ? М.б вы их ВОСКРЕСИТЬ можете?
              А вот СЕЙЧАС американцы в Афгане! И ЧТО?

        • Анонимно
          15.02.2020 23:09

          Вы живете в Америке?

        • Анонимно
          18.02.2020 01:32

          15.02.2020 21:06
          А вы страны-дублеры сравните! ГДР и ФРГ, Северная и Южная Кореи!

  • Каждый должен нести свой чемодан.
    Россиянам Ленин, Горбачёв.
    Грузинам Сталин и всё его политическое наследие: тоталирализм, ГУЛАГ, пакт Молотова - Роббентропа.
    Украинцам Хрущёв, Брежнев и всё их политическое наследие: вторжение в Венгрию, Чехославакие, Афганистан, вместо ГУЛАГа уничтожение людей, как личность, в многочисленных психиатрических клиниках, развал СССР.
    Россия не правоприемница СССР, а наследница, такая же как Грузия и Украина.
    Просто Россия наследница 1-й очереди, так как она выполнила все обязательства, самое главное экономические, Советского Союза.
    Мы не отказываемся от своих Ленина и Горбачёва. Только не понятно, почему на Россию и россиян пытаются повесить все прегрешения Сталина, Берии, Хрущёва, Брежнева.
    Самое поразительно - те же грузины и украинцы, чьими гражданами эти исторические персонажи являлись?
    В Афганистане погибло очень много граждан РСФСР. Украина должна заплатить за это и выплатить России репарации, за войну, которую она ( их Брежнев) развязала, и в которой погибли очень много наших граждан.
    А как же иначе? Украинцы же всё советское наследие стараются повесить на россиян? Не серьёзно.

  • Анонимно
    15.02.2020 20:41

    Очень жаль что авганцы нас не правильно поняли,мы к ним выполнять интеинационалный свой долг,а они нам идите на фиг выполняйте другом месте. Правильно что вышли а пристав себе 90-ых опять пришлось бы распращаться.

  • Анонимно
    15.02.2020 20:53

    А ввод в чехословакию когда будем отмечать?

  • Анонимно
    15.02.2020 21:11

    Это похож что американцы отмечают вывод войск из ветнама. Тогда американцы встали и вступали и требовали что войска вышли из ветнама.

    • Анонимно
      15.02.2020 22:24

      Амеры встают и сейчас много чего требуют и от России и от СНГ

  • Анонимно
    15.02.2020 21:19

    Надо понять всем что оканчание войны,это не праздник . Война любая это трагедия . Трагедию не отмечают. И не пишут бамперах можем повторит

  • Анонимно
    15.02.2020 21:37

    Чем этим победабесием занятся,москва скажет регионам посадите столько дерево столько население региона. И докладывайте каждый год. Вот это праздник.и полезно.

    • Анонимно
      15.02.2020 22:25

      21.37 Местечковые ощень любят докладывать про высаженные деревца. А так да, бабло пилят

  • Анонимно
    15.02.2020 21:58

    Как 30, 40, 50 лет тому назад, Кремль никогда не любил "признавать" свои ошибки и просчёты. Наверное потому, что мания "величия" не позволяла видеть все события в реальном времени,а не потокать своим иллюзиям и желаниям.

    • Анонимно
      15.02.2020 22:26

      И что требуешь самоуничижения? Это болезнь

      • Анонимно
        15.02.2020 22:47

        22.26. Высокомерие и гордыня- это болезнь. А судьба сама наказывает надменных и высокомерных не раз.

  • Анонимно
    15.02.2020 22:15

    Афганская война- это несмываемое пятно в истории СССР.

    • Анонимно
      15.02.2020 23:00

      Сам придумал? Или подсказки ?

    • Анонимно
      15.02.2020 23:32

      Именно ключевое решение политбюро страны под предводительством Л.И. Брежнева о введении ограниченного контингента войск в соседнюю ДАР для оказания "интернационального долга" и обеспечения мирного неба над головой- прямая цитата Брежнева в одном из своих выступлений, явилось отправной точкой невозврата и начала политического и экономического заката СССР. Многие мировые державы, самые передовые: экономически и технологически развитые страны Европы и Азии объявили Советскому Союзу политический и экономический байкот. Вводили санкции и торговое эмбарго. В результате чего, экономика СССР не выдержала такого давления и пресса. А всё трагично для "страны Советов" закончилось уже в роковом 1991 году.

  • Анонимно
    15.02.2020 22:34

    Награды раздают, А вот дать квартиру за 25 лет службы в Советской армии жмотятся. Мне так и не дали.

  • Анонимно
    15.02.2020 22:37

    Спасибо Горбачеву. Не стал вести войну до победного конца. Хватило мудрости и человеколюбия. За это его и не любят.

    • Анонимно
      15.02.2020 23:00

      Предатель

    • Анонимно
      15.02.2020 23:18

      22.37. Спасибо товарищу первому и последнему президенту СССР Михаилу Сергеевичу Горбачёву, что остановил нелепую и бессмысленную ВОЙНУ в ДРА и вывел континент советских войск из этой республики. Тем самым, спас множество жизней наших молодых солдат. И бессмысленные жертвы мирного населения с афганской стороны.

      • Анонимно
        15.02.2020 23:50

        Спасибопредателю. Когда уже придет время сказать предателю что он и ельцин раздербанили страну

  • Анонимно
    15.02.2020 22:39

    Афганскими ветеранами сегодняшний режим очень хорошо спекулирует, стыдно.

  • Анонимно
    15.02.2020 22:45

    Когда Родина посылает на войну - не надо рассуждать правильная война или не правильная. Надо просто выполнять приказы.
    Но почему Родина только через 75 после войны начинает размышлять, что надо бы обеспечить героев квартирами?

    • Анонимно
      15.02.2020 23:00

      22.45. В 1939-45 гг. многие немецкие солдаты не размышляли, не задавали себе лишних вопросов, а просто- выполняли приказы! К чему это привело- всем известно.

  • Анонимно
    15.02.2020 22:58

    Когда ещё в 20-х гг. ХХ века советские большевики и коммунисты военными, боевыми действиями захватили весь Туркестан и Среднюю Азию, то многие узбекские и таджикские племена, которые не хотели мириться с большевистской властью попросту сбежали в соседний Афганистан. А когда уже в конце 70-х гг. советские вооруженные солдаты вступили на афганскую землю, то многие жители Афганистана поняли, что отступать дальше- некуда и объединились в борьбе против общего врага.

  • Анонимно
    15.02.2020 23:00

    Героям России зачем эти награды
    Может надо было своим ребятам, которые и щас здесь живут вручать
    Имея звезду героя России этот знак отличия не обязателен думаю и ниже рангом

    • Анонимно
      16.02.2020 00:14

      От цацки ни пользы, ни вреда никому нет, пусть, раздают. А машины ведь подарили своим татарстанским инвалидам.

  • Анонимно
    15.02.2020 23:18

    Спасибо Вам, Михаил Сергеевич, что остановили войну в Афганистане.

    • Анонимно
      16.02.2020 08:48

      Это предатель. Место жительство Германия - очень показательно.

    • Анонимно
      16.02.2020 13:03

      Горбачёва предатель. Эту установку распространяют и внедряют в массовое сознание те, кто арестовал законно избранного Президента СССР в Крыму. Чтобы снять с себя вину за гос переворот.

  • Анонимно
    15.02.2020 23:24

    Когда я и моё поколение в 80-х гг. бегали в пионерских галстуках, ходили в кино, ели пломбир, пили газировку из уличных автоматов, коллекционировали марки, играли в футбол и т.д. Мы ничего не знали о ВОЙНЕ в соседнем Афганистане. До прихода М.С. Горбачёва к власти, партия ЦК КПСС и все контролирующие органы управления, запрещали всякое упоминание о военных действиях в ДАР. Лишь во время "перестройки" в передаче "Служу Советскому Союзу" начали появляться первые репортажи о непризнанной войне.

    • Анонимно
      15.02.2020 23:36

      23.24. Пока мы наслаждались беззаботной жизнью простых советских школьников, смотрели фильмы о "Электронике" и "Гостье из будущего", в соседнем Афганистане такие подростки, как и мы уже знали, что такое: ВОЙНА. Видели смерть своих друзей, близких и родственников.

      • Анонимно
        16.02.2020 08:50

        23.36 Давай самуничижайся, самое время. Прямо диссиденты собрались на сайте

  • Анонимно
    15.02.2020 23:44

    Военная операция советского генералитета и решение о вводе советских войск в Афганистан, имела далёкие политические и экономические последствия, не в пользу СССР, это стало прологом, отправной точкой к закату коммунистической идеологии, партии и всего Советского Союза. Уже в 1980 году Олимпийские Игры в Москве байкоттровали сильнейшие спортсмены из США и Европы. Против СССР объединился и весь арабский мусульманский мир и страны Азии: Япония, Китай, Южная Корея и т.д. Против экономики СССР вводились жёсткие экономические санкции. Запрещено было поставлять в Союз новейшие технологические разработки, программы обеспечения, передовые образцы электроники и т.д.

    • Анонимно
      16.02.2020 08:51

      Санкци были есть и будут. СССР боялись. Никому не нужна сильная Россия

  • Анонимно
    15.02.2020 23:58

    Принцип бумеранга вернулся уже обратно в СССР и в 1991 году этой страны на политической карте мире больше не стало.

  • Анонимно
    16.02.2020 01:53

    Призыв осень 87 г, незнаю как других призывников в афган набирали а нас не приглашали , как будто от нас скрывали и мы не говоря друг другу ,как бы в тайне друг от друга по одиночке ходили в самый дальний угол 2 этажа оренбургского призывного пункта к пожилому майору сидевшему просто в пустом коридоре за одним единственным столом и запинаясь спрашивали а здесь записывают в афган, у нас дрожали ноги но мы пытались держаться крутыми бывалыми , мне тогда показалось что от майора страхом тянуло , было видно что майор не с радостью выполняет эту обязанность и не рад этим добровольцам, взгляд майора говорил ну куда вы дети, куда вы глупые лезите , это не прогулка, это будет очень тяжело и очень страшно , но мы писали , кто -то дрожащей рукой , а возможно кто и твёрдой , добровольно заявление , другие наши товарищи за спиной говорили вот дураки , ведь убить могут......потом учебка у кого в Прибалтики у кого в Фергане а потом кого в Шинданд кого в Баграм . Сейчас у меня для Вас нет ответа ЗАЧЕМ , но у меня для себя ответ есть , только там в Оренбурге он был один , за рекой другой , а здесь третий. А если кому надо для патриотизма , ответ тоже есть и ВЫ его знаете .

  • Анонимно
    16.02.2020 04:28

    Горбачев послушал жену,резко повернул руль и чут не затонула судна. Вступал Елцин ,говарил что стыдно показать делегации комунистов из соц. стран курорты санатории и других благ партийных функционеров страны. Мы коммунисты длжны жить скромно а не как миллионеры. Прокатило и взял власть, обявил независимость. От кого независимость никто не задал вопрос. Когда спросили где ден ги партии, он ответил. Все в семью.Люди думали что он имеет виду страну,ощиблис. Тогда стыдившись показать роскошный жизнь партийных работников,делегациям рабочих крестян из стран соц..лагера потом он сам стал богатый головой семьи

  • Анонимно
    16.02.2020 06:28

    какую помощь оказывают чиновничество людям получившим увечья в войне в Афганистане без рук,ног,ранения народ об этом хотел бы знать на не ряженных,которые посидели в штабах и интенденнских командах.

  • Анонимно
    16.02.2020 07:26

    Когда я встречался с Ахмад Шахом в 1998 году, мы с ним говорили долго. Он сказал мне поразительную вещь: «Я, говорит, мог же с вами воевать по-другому. Я же мог сбивать ваши пассажирские самолёты. Я же не сбивал пассажирские самолёты. Я с вами воевал, как воевал».
    (Руслан Аушев)

  • ПанАлекс
    16.02.2020 08:56

    В нашей ВЧ, в г. Воронеж, где служил 1988-89, трое прапорщиков срочную службу несли в Афгане. Всем трем не удалось даже пострелять (один правда рассказал, как их по дороге обстреляли и все!)! Так что ожесточенность и размер потерь сильно преувеличены! Да за столько лет небоевые потери армии сравнимы с потерями в Афгане! Вот были свидетелями "вывода войск из Афгана" - это больше напоминало отступление. Не понимаю что такого эпохального и огромной значимости в этом событии. Видимо руководство страны решило "купить" военных, тяжело переживавших поражение в войне - приравняв иг к героям ВОВ, организовав памятные даты и награды. Конечно после ВОВ мало было подобных поражений - но на самом деле причина не в военных, а в предательстве Горбачева и всей верхушки СССР.
    Сейчас же сами афганцы не очень враждебно вспоминают те времена (оккупация США намного для них хуже!) и говорят, что СССР - единственный "агрессор" в Афганистане за 100 лет, который что то делал и строил для народа Афганистана - остальные только разрушают!

    • Бурбаки
      16.02.2020 10:30

      Так понимаю, вы с афганцами встречались и они вам признавались в любви к шурави? Не повторяйте те глупости, которыми шпигуют мозги россиян. СССР развязала там настоящую гражданскую войну на истребление. Та страна, которая была до вторжения нормально существовала и шла в своем развитии почти по светскому пути. Это СССР погрузил ее в ту войну, которая длится до сих пор. И то, что страны НАТО попытались там как то восстановить порядок только немного затушил пожар. И очень много жертв оставила та война с участием СССР, чтобы ее там добрым словом вспоминали.

      Тут приводят сравнение с Вьетнамом, но это совершенно другой случай. Во Вьетнам никто не вторгался, она изначально была колонией Франции, и там началась национально-освободительная война против колониальной зависимости от Франции, которая ее проиграла. Потому и страна была поделена на две части, северная стала независимой, а в южной французы установили свой протекторат во главе ими назначенным императором. Северная начала войну за освобождение и южной части. На стороне севера выступили Китай и СССР, вооружая ее, обучая и даже потом непосредственно участвуя в войне. Французы не справились, потому им на помощь пришли США. Этот сценарий был примерно такой же как и с Кореей. Правда, Корея так и осталась разделенной, а Вьетнам все же объединился. Но вот теперь они строят капитализм и в неплохих отношениях с США, а вот с Китаем враждуют. И чуть уже несколько раз не вступали с ней в войну.

    • Анонимно
      16.02.2020 21:47

      16.02.2020 08:56
      Помните старый фильм "Сережа"?
      Помните вопрос, который задали дяде Пете?
      В Афганистане ПОГИБЛО 15 000 наших солдат и офицеров! СКОЛЬКО среди них БЫЛО прапорщиков?

  • Анонимно
    16.02.2020 09:48

    Низкий поклон ветеранам которые защищали родину.

  • Анонимно
    16.02.2020 10:23

    В начале 90-х был благотворительный вечер с концертом в цирке и там собирали пожертвования на памятник афганцам. Искренними чувствами к героям я также вложился. Вот ведь сколько времени прошло! Слава героям. Исполняли приказ и по другому не могли поступить. А правители в последствии забыли их.
    казанец.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль