Общество 
17.02.2020

«Будем разбираться чисто по-афгански»: воины-интернационалисты не поделили памятник

Некоторые ветераны уверены, что организаторы конкурса на лучший макет мемориала лоббировали «своего» скульптора

Ряд нарушений процедуры проведения конкурса нашли противники нового памятника воинам-афганцам, который могут установить в парке Победы. Несколько ветеранов направили в письмах в адрес руководства Татарстана свои претензии, попросив аннулировать результаты. Скульптор-победитель посоветовал недовольным «проигрывать достойно». Обоснованы ли претензии против пятиметровой скульптуры из гранита и бронзы, разбирался корреспондент «БИЗНЕС Online».

В минувшую субботу в губернаторском дворце Казанского Кремля президент РТ Рустам Минниханов чествовал ветеранов боевых действий в Афганистане В минувшую субботу в Губернаторском дворце Казанского кремля президент РТ Рустам Минниханов чествовал ветеранов боевых действий в Афганистане Фото: president.tatar.ru

«ПОЛНОСТЬЮ ИГНОРИРУЕТ РЕШЕНИЯ И ПОЖЕЛАНИЯ ОБЩЕГОРОДСКОГО СОБРАНИЯ ВЕТЕРАНОВ…»

В минувшую субботу в Губернаторском дворце Казанского кремля президент РТ Рустам Минниханов чествовал ветеранов боевых действий в Афганистане. Церемония вручения госнаград, торжественный прием, подаренные ключи от автомобилей — все, как и положено, на высшем уровне. Там же был представлен проект памятника воинам-интернационалистам, который не может увидеть свет уже два года. Как оказалось, не случайно.

Еще на прошлой неделе в редакцию «БИЗНЕC Online» поступило письмо от Нафиса Байгильдеева с рассказом о том, как проводился последний конкурс. 19 января 2019 года состоялось общегородское собрание ветеранов-афганцев, где приняли четыре требования к памятнику. Участок под него должен быть в виде прямоугольника на 140 соток, на граните предполагается высечь имена 262 погибших в Афганистане татарстанцев. Сам памятник, по задумке, включит в себя три скульптуры, олицетворяющие героизм, мужество и подвиг.

Организатором конкурса выступил координационный совет по ветеранам при КМ РТ, который представляла его секретарь Елена Алешина. «Она самовольно по своему усмотрению меняет условия конкурса, полностью игнорирует решения и пожелания общегородского собрания ветеранов», — сказано в письме, где Алешину обвинили в том, что та якобы лоббировала свою скульптуру, чем как минимум нарушила нормы положения о координационном совете. К такому выводу пришли авторы письма, обвиняя организаторов и в других прегрешениях: затягивании конкурса, отсутствии призовых мест, освещения в СМИ, согласовании сидячих скульптур вместо стоящих и т. д. Всего насчитали 18 нарушений.

Обращения афганцы отправили на имя Минниханова, премьер-министра РТ Алексея Песошина, госсоветника РТ Минтимера Шаймиева и спикера Госсовета РТ Фарида Мухаметшина. Письма подписаны Байгильдеевым, Равилем Бариевым и Дамиром Биктимировым — все они ветераны и члены рабочей группы по памятнику. Сначала в своих обращениях мужчины просили просто выделить площадку для проведения общегородского собрания афганцев, а потом уже пожелания стали более конкретными — уволить Алешину и аннулировать результаты конкурса. «Конкурс на создание лучшего эскизного проекта на памятник воинам-афганцам был организован и проведен координационным советом по вопросам ветеранов боевых действий. Министерство культуры Республики Татарстан не вправе аннулировать решения, принятые сторонней организацией», — прокомментировали ситуацию в минкультуры РТ.

«Без нас выбирали, какие-то карусели были», — прокомментировал корреспонденту «БИЗНЕС Online» Байгильдеев сложившуюся ситуацию. Для разрешения спора он вместе со своими единомышленниками намерен обращаться во все возможные инстанции. «К Навальному хотим обратиться, если на месте вопрос не решится, — отметил собеседник издания. — Я Кабышу (председатель правления татарстанской общественной организации инвалидов войны в Афганистане прим. ред.) звонил, а он психанул и бросил трубку, но мы еще с ним отдельно будем разбираться чисто по-афгански…»

Евгений Кабыш заметил, что описанное письмо неоднократно обсуждалось: «Те, кто проиграл, пишут письма. Мы серьезно к этому не относимся»Фото: president.tatar.ru

«ДОЛЖНЫ УСПОКОИТЬСЯ, ЕСЛИ ОНИ МУЖИКИ»

Председатель татарстанской республиканской всероссийской общественной организации «Российский союз ветеранов Афганистана» Евгений Кабыш в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» заметил, что описанное письмо неоднократно обсуждалось. «Там три фамилии, они не являются членами организации, это не мужчины, ноль для нас. Одного из них за пьянку выгнали, — рассказал Кабыш. — Другой — Байгильдеев Нафис Анварович — просто участник конкурса. Его памятник занял третье место, а теперь Байгильдеев пишет письма. Всегда те, кто проиграл, пишут письма. Мы серьезно к подобному не относимся».  

Собеседник издания подчеркнул, что нарушений при проведении выборных процедур не было. Всего, по его подсчетам, проголосовали около 1,5 тыс. человек. «Это было всенародное голосование, — добавил Кабыш. — И ветераны боевых действий, и семьи погибших, и вдовы, и школьники, и кадеты, и „Юнармия“, и офицеры России были там. Я лично голосовал за другую фамилию, но как решили, так и решили». Кабыш также напомнил, что старый памятник афганцам не подходил. «И мы не хотели, чтобы и в этот раз получилось так же, — сказал он, — поэтому внутри у себя организовали такое голосование. Хотя, честно сказать, и здесь выявили недостатки, но их будут добивать, дорабатывать».

«Более 500 голосов набрал памятник под номером 9 — это работа Александра Кислова»Фото: president.tatar.ru

«Выбирали люди. Любой мог принять участие. Мы дали объявление, все 68 общественных объединений приняли участие. Это и вдовы приходили, родители погибших, кадеты, сами скульпторы. Голосование шло неделю»,  — рассказала нашему изданию Алешина. Выбранное место, где выставили макеты, — Дом ветеранов в ДОСААФ: там присутствует максимальное количество всех представленных ветеранских организаций. По ее словам, оно удобное и проходимое. «Более 500 голосов набрал памятник под №9 — это работа Александра Кислова. Около 300 набрали работы Ярухина и Валиуллина, более 100 — Байгильдеева и Валиуллина, разделивших третье и четвертое место, за ними шел московский скульптор Злотя», — рассказала она.

Работа Нафиса БайгильдееваФото: «БИЗНЕС Online»

«Наш конкурс не является обязательным для правительства — это мнение общественной организации», — добавила Алешина. Голосование закончилось перед ноябрьскими праздниками. В итоге три работы, по ее словам, представили экспертной комиссии минкульта РТ, было и несколько совещаний в правительстве. «Товарищ, который пишет, не входил не в одну общественную организацию и не имеет права вмешиваться в наш устав и писать, чтобы меня исключили. Подобное могут сделать только наши ребята, ведь это общественная организация. Я 30 лет в данном афганском движении», — заключила Алешина. По ее словам, ни в минкульте, ни в правительстве, ни в координационном совете никто не взял на себя ответственность выбрать одну работу из трех, «решили так: кто набрал большинство голосов, тот и победил».

Сам же победитель конкурса — скульптор Александр Кислов — назвал происходящее «безобразием». «Нужно проигрывать достойно, они не могут успокоиться. Такого безобразия я не видел, это беспредел. Если проигрываешь, руку пожал... но чтобы грязь на кого-то лить. Здесь народ решал, афганцы», — заявил он в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online».

Выбранным же местом для памятника скульптор доволен. Кислов отметил, что пятиметровый монумент из гранита и бронзы в парке Победы будет видно со стороны дороги, с проспекта Ямашева, а его работа передает состояние афганских событий. По словам выигравшего, на последнем голосовании за его работу было отдано более 700 голосов  — и это большинство. «Афганцы проголосовали за мой памятник. Хватит кричать. Я думаю, должны успокоиться, если они мужики», — заключает скульптор.

Единственный в Казани памятник воинам-афганцам скульптора Асии Миннуллиной ранее находился на пересечении улиц Сибгата Хакима и Декабристов Единственный в Казани памятник воинам-афганцам скульптора Асии Миннуллиной ранее находился на пересечении улиц Сибгата Хакима и Декабристов Фото: «БИЗНЕС Online»

ДВА ГОДА БЕЗ МОНУМЕНТА

Единственный в Казани памятник воинам-афганцам скульптора Асии Миннуллиной ранее находился на пересечении улиц Сибгата Хакима и Декабристов. Его установили в 1998 году, простоял монумент вплоть до 2018-го. По просьбе самих ветеранов его демонтировали во время подготовки к чемпионату мира по футболу, а на его месте установили скульптуры школьников, играющих в футбол.

Территория рядом с памятником традиционно была местом проведения митингов, посвященных выводу войск из Афганистана. И сразу же встал вопрос определения нового места паломничества ветеранов. После демонтажа заявили, что новый памятник воинам-афганцам, воинам-интернационалистам и воинам, выполнявшим свой долг на Северном Кавказе, установят в казанском парке Победы. Даже назывался предварительный срок окончания всех работ — 15 февраля 2019 года. По крайней мере, об этом заявлял в феврале 2018-го на пресс-конференции военный комиссар РТ Сергей Погодин.

Но прошел год, два, а монумента до сих пор нет, что только подогревает недоумение казанских ветеранов-афганцев. Как писали СМИ со ссылкой на исполком города, к дате, когда новый памятник уже предполагали установить, на самом деле не было даже понимания, каким именно он окажется. Не имелось ясности по монументу и среди ветеранских организаций. Кроме афганцев, вмешались в решение судьбы памятника и участники чеченских кампаний, и военные, вернувшиеся из Сирии. Координационный совет кабмина РТ по вопросам ветеранов боевых действий даже планировал обращаться к президенту России Владимиру Путину и министру обороны РФ Сергею Шойгу, «чтобы они оказали какое-то давление на местные органы».

Все последние два года вокруг памятника воинам-афганцам не переставали кипеть страсти. Буквально в октябре 2019-го разгорелся скандал из-за неправильных регламентных процедур конкурса на определение лучшего варианта монумента. В сеть слили фотографии одного из макетов, ошибочно объявив его победителем до завершения конкурса. Авторы скульптур также жаловались, что не оказывается должного информационного освещения конкурса для учета мнения всех горожан, что скульптуры «скачут» с места на место, никто, даже сами создатели, не знают, где и для кого их выставляют, что некоторые композиции просто-напросто противоречат техзаданию и только «съедали» голоса. В итоге у многих участников конкурса возникли опасения, что определение победителя будет максимально необъективным и нелегитимным.

Тогда Алешина заявляла нашему изданию, что голосование проводится в разных местах как раз для большего охвата. «20 лет этот памятник существовал, и 20 лет его критиковали сами же афганцы. Потому мы хотели, чтобы они сами и поспорили, и определились. Если появятся отрицательные отзывы, чтобы сами были в курсе, почему это происходит, отчего специалисты памятник отклоняют, — объясняла Алешина. — Очень терпеливо ведет себя правительство, тактично — министерство культуры, никто ничего не навязывает и ни на что не указывает».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (86) Обновить комментарииОбновить комментарии

Лично мне, помню, ни один проект не понравился. Нет идеи, что ли...
Суровые мужики в военной форме - это не идея. Это лишь малая часть средств для ее выражения.

  • Анонимно
    17.02.2020 13:02

    Жаль, нет фотографий вариантов памятников.

    • Оптимист
      17.02.2020 14:00

      Наверно один памятник нужен всем воинам интернационалистам
      По всему миру воевали и воюем
      Общий для всех
      Для тех кто в Афганистане и Анголе, Сирии и Никарагуа?

    • Анонимно
      17.02.2020 14:03

      Недавно узнал что ВМФ Анголы строил наш земляк, простой парень из чувашской деревни на Юго- Востоке РФ
      Много чего не знаем, всех надо собрать и увековечить

      • Анонимно
        17.02.2020 14:33

        Не строил, а руководил строительством
        Человек жив, преподаёт в университете Пётра Великого

      • Анонимно
        17.02.2020 15:54

        Не РФ а РТ
        Из Черемшанского р-на

    • Анонимно
      17.02.2020 23:30

      «Я работала в реанимации и видела, в каком состоянии были наши ребята, которых спускали с горячих точек с гор. С дефицитом массы тела. Обезвоженных. В болячках. Холеру, малярию, тиф переносили в одном лице. Этим ребятам было по 18-19 лет.
      Представьте, оказаться в таких условиях, даже не осознавая, что это за страна. Вы бы видели их глаза. В них была такая тоска и такая боль. В них было страшно смотреть. Бывало, что врач чуть ли не коленях поил солдата водой, у которого не было сил самому пить.»

  • Анонимно
    17.02.2020 13:15

    ни одной нормально скульптуры так и не увидел, о чем спор?

    • Анонимно
      17.02.2020 13:49

      Посмотрите еще раз внимательней...
      Но лично мне выбранная нравится, хоть это и дело вкуса.

      • Анонимно
        17.02.2020 16:22

        для ветеранов памятник имеет особое значение, поэтому остро реагируют на то, как офисные хомяки чего-то там меняют как им вздумается. Должны разобраться в этом

        • Анонимно
          17.02.2020 18:02

          Какие « офисные хомяки». Выиграла работа- заслуженного скульптора. Человек не первый 10-ок лет в профессии. И наверное он отнёсся со всей ответственностью к данному проекту. А выбирали люди - разные - и если победило большинством голосов , то в чем не справедливость ?

    • Анонимно
      17.02.2020 23:56

      Эти варианты - туфта. Ноль идеи, ноль мысли. Афган - это колоссальная ошибка и беда. Афган - это огромная боль и скорбь. Это сотни тысяч поломанных жизней. Взгляните в лица матерей...

  • Анонимно
    17.02.2020 13:17

    В кировском районе на улице клары цеткин поставили памятник кораблестроителям.
    Провели все без конкурса.
    Главный кораблестроитель на памятнике и комерсант который это творение поставил-одно лицо.
    Вот так можно с легкостью увековечить себя любимого в центре миллионого города...

    • Анонимно
      17.02.2020 16:23

      Что за сказочник? Что только не придумают..еще кто-то плюсует. Верит же в это.

      • Анонимно
        17.02.2020 21:15

        А факт ненуждается в вере.
        Он доказывается.
        Факт сходства "дарителя" и скульптуры где он изображен мудрым надсмоторщиком над работниками легко проверяется сверкой фото и скульптуры.
        Если не лень найдите в интернете и убедитесь

  • Лично мне, помню, ни один проект не понравился. Нет идеи, что ли...
    Суровые мужики в военной форме - это не идея. Это лишь малая часть средств для ее выражения.

    • Анонимно
      17.02.2020 13:45

      Согласен, с фантазией очень туго у скульптуров.

      • Анонимно
        17.02.2020 16:24

        Ой а расскажите о своей фантазии? Что там изобразить нужно? Это не картина, а скульптура. Нужно что-то понятное и знакомое всем. Без изощрений.

    • Анонимно
      17.02.2020 14:13

      Здесь выразить надо всю трагичность этой несправедливой войны.

    • Анонимно
      17.02.2020 14:14

      Трагизм людей, которые пострадали по обе стороны

    • Анонимно
      17.02.2020 14:37

      согласна с Вами. черный тюльпан в Екате - вот его нужно скопировать и поставить. в нем есть этот страшный смысл, когда стоишь внутри этого скелета - вертолета и тебя окружают фамилии этих ребят..... и ты -такой же как они, и беда общая....

    • Анонимно
      17.02.2020 15:51

      Я бы вообще без людей обошёлся. Простреленная панама, чем не символ?

    • Анонимно
      18.02.2020 10:43

      Абсолютно согласен. Но у Байгильдеева мужики как-то получше получились. Они хоть вкруг стоят - ну, что может толковаться хоть как: один за всех и все за одного. Победил же памятник совершенно безыдейный. Просто - охотники на привале, да ещё и слеплено криво. Даже где в обнимку как на фото - это тоже лучше, потому что это аллюзия на армейские снимки. Но в целом вы правы

  • NIYAZ
    17.02.2020 13:19

    100% лоббирование своих скульпторов.
    По всем памятникам, мемориальным доскам итп. такая ситуация, т.к. комиссии субъективные (виртуальные), а деньги интересные для скульпторов и членов комиссий.

    • Анонимно
      17.02.2020 14:37

      Здесь хоть какой то опрос или конкурс, а Конь-страну без всякого опроса поставили, такое уродство в центре Казани еще и за бюджетные деньги. И про чудищ Намдакова никто не спрашивал, сотни миллионов за это уродство отвалили.

  • Анонимно
    17.02.2020 13:22

    Как бы там ни было памятника воинам-интернационалистам нет уже два года. Это факт.

    • Анонимно
      17.02.2020 13:45

      Даже к 30-летию вывода войск из Афганистана не удосужились установить.

  • Моисей
    17.02.2020 13:23

    Сколько людей столько и мнений

  • Анонимно
    17.02.2020 13:31

    а что с памятником, который был? Чем он не устраивает?

    • Анонимно
      17.02.2020 13:45

      Там не памятник, обелиск скорее. Его демонтировали перед ЧМ, поскольку он был возле фан-зоны у Чаши и решили поставить в другом месте новый, более лучший памятник.

    • Анонимно
      17.02.2020 13:45

      Чемпионат-18 не устраивал памятник на том месте)))

    • Анонимно
      17.02.2020 13:48

      Сколько шума в СМИ, когда в Польше демонтировали памятник советским воинам! А сами-то что творим? Демонтировали для проведения чемпионата... Стыдоба!

  • Анонимно
    17.02.2020 13:34

    Хороший памятник был раньше возле Татмедиа. Хотели же его просто перенести. А все эти с какими-то каменным выражением лица вообще ни о чем. Если уж прежний памятник где-то затерялся, может просто воссоздать его копию? "Афганцы" ведь тоже скидывались на тот памятник.

  • Анонимно
    17.02.2020 13:37

    По крайней мере, мои знакомые афганцы не просили демонтировать памятник в связи с чемпионатом-18. Более того, недоумевали, почему из-за спортивного мероприятия памятник демонтировали. У нас, как всегда, делают что хотят "по просьбе")))

  • Анонимно
    17.02.2020 13:41

    А где было голосование?! Отношусь к семье воина Афганца, и никто нам не предлагал голосовать. Так что пусть не рассказывают сказки о том что кто то где то голосовал и что приглашали!!!

    • Анонимно
      17.02.2020 15:24

      На БО освящали, других СМИ, по ТВ была бегущая строка, что желающие могут прийти в ДОСАФ и проголосовать.

  • Анонимно
    17.02.2020 13:43

    Работа Бильгильдеева проще и красивее.А выигравшая работа это -"охотники на привале" сделана ,чтобы побольше материалов использовать,чтобы подороже вышло.

  • Анонимно
    17.02.2020 13:43

    Мужики с автоматами. Как будущему поколению понять, что это памятник афганцам, а не воинам 1-й чеченской? Это нам понятно по форме и то боюсь не всем.

    • Анонимно
      17.02.2020 15:53

      На чеченской войне солдаты носили шапочки вязанные ( подшлемники), шапки без какард, и разгрузки были другие, в 1 войну уже появились первые камуфлированные бушлаты.

      • Анонимно
        18.02.2020 08:03

        Ну вот это новое поколение ИКС вообще не поймет и для них этот памятник будет лишь очередным силуэтом воина. Нет повествующей концепции, а тут стоит поработать совместно афганцам и заказчику. Что они хотят донести до предков?

  • Анонимно
    17.02.2020 13:44

    Ладно хоть Церетели или Намдакова не подключили к созданию памятника)))

  • Анонимно
    17.02.2020 13:49

    Наши Дамдаков нужен срочно!

  • Анонимно
    17.02.2020 13:51

    Проверка нужна,на чаше по-моему вообще никого не спрашивали!

  • Анонимно
    17.02.2020 13:57

    У нас установка чуть ли не каждого памятника через скандал происходит.

  • Анонимно
    17.02.2020 13:59

    если честно, то ни один макет памятника не обескуражил...первый какой-то нечеткий и неумелый, словно его слепил школяр; второй больше напоминает памятники зарубежного типа и форма у "афганцев" тоже; третий по-детски совковый...в общем все они недомыслены и недолеплены как и вся наша сумбурная и нелепая "жисть"...

  • Анонимно
    17.02.2020 14:02

    Я сам афганец, приехал в Казань на постоянное местожительства. Мои данные есть в Пенсионном фонде, в собесе, но ни одна организация ветеранов боевых действий на меня лично никак не выходила и я не знаю, как с ними связаться. Почему никто в Казани не занимается данным вопросом?

    • Анонимно
      17.02.2020 15:28

      А почему в Казани должны заниматься данным вопросом?

      • Анонимно
        17.02.2020 15:57

        А почему не должны? Ведь есть общественные организации, а в нем есть руководство, основной задачей которых является сплочение ветеранов боевых действий, оказание помощи ветеранам, решение вопросов о льготах ветеранов. Что предприняли данные организации по вопросу снижения пенсионного возраста для ветеранов? Ведь подняли сразу на 5 лет и львиная доля ветеранов попала по максимуму. На словах только забота, а на деле ухудшение существующего ранее порядка выхода на пенсию. Почему никто не поднимает вопрос о том, что военным пенсионерам выходящих за выслугу лет, выплачивается 30% к пенсии, а по страховым нет? Как.будто рядовым солдатам в Афгане было легче.

        • Анонимно
          17.02.2020 21:26

          Тогда тебе к Путину надо обращаться

          • Анонимно
            17.02.2020 21:53

            Вот и нужно, чтобы не я один обратился, а наши афганские общественные организации. Думаю меня поддерживают все афганцы, которым повысили возраст выхода на пенсию. И думаю в наших организациях не все ещё оскатинились и превратились в подпевал власти, которые на нас плевали и лишили льгот, как получение жилья и заменили копеечным ЕДВ, при этом увеличив нам возраст выхода на пенсию. Или ты из трусов и провластный лизоблюд?

            • Азат Д
              17.02.2020 22:00


              Так наверняка в организации рулит бывший кадровый офицер, ему это надо? Его наверняка поставили чтобы все под контролем держать.



              • Анонимно
                17.02.2020 22:18

                Вот и надо посмотреть на руководство в этих обществах и если они состоят лишь из кадровых офицерв, то понятно им на солдатские проблемы плевать

                • Анонимно
                  18.02.2020 08:49

                  ты с советами сюда пришёл? О солдатских проблемах гутаришь, иди и решай!

                  • Анонимно
                    18.02.2020 11:29

                    Я то свои проблемы решаю, а, что решают общественные организации? Они обязаны решать все озвученные проблемы. Льготы за Афган должны быть одинаковые начиная от генерала и заканчивая рядовыми. А нас разделили.

      • А мне вот интересно, каким вопросом вообще в Казани занимаются? Хоть один вопрос, волнующий жителей, или вот тех же афганцев, или каких-нибудь любителей собак - обсуждается?

        Вижу только, что по всем фронтам идет имитация, спектакль, в котором нас вместе с нашими интересами представляют чуть не профессиональные актёры. На которых нам же потом и показывают указкой: "видите, народ за." А "народ", прямо не отходя от кассы мычит: "Прално! Мы за!"

  • Анонимно
    17.02.2020 14:17

    Верните останки без вести пропавших солдат с Афганистана. Вот эта будет работа. Дался вам этот памятник. Реальными делами надо заниматься, а не деньги делить

  • По просьбе самих ветеранов его демонтировали во время подготовки к чемпионату мира по футболу
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/458020
    У нас все делается по просьбам граждан...

  • Анонимно
    17.02.2020 14:30

    У всех навязчивая идея ростовых скульптур. Ну не впечатляет никак! Никакого художественного обобщения - просто фотореализм в изображении аммуниции.

  • Анонимно
    17.02.2020 14:31

    У Эрнста Неизвестного получилось бы....

  • Анонимно
    17.02.2020 14:45

    Разве можно такие вещи Алешиной доверять

  • Анонимно
    17.02.2020 15:20

    не памятник воинам-интернационалистам, а большие "оловянные солдатики", старый памятник более выразительнее был

  • Анонимно
    17.02.2020 15:56

    У меня в детстве такой же набор солдатиков-красноармейцев был.

  • Анонимно
    17.02.2020 16:21

    Памятник им не нравится... мне отсутствие единства не нравится не в выборе варианта памятника, а в выборе защиты ПАМЯТИ, памяти тех, кто жив, кто попал в тяжелую ситуацию, оступился. Вы же воины, не убийцы! Так почему же ваша правда так слаба и беспомощна....

  • Анонимно
    17.02.2020 17:03

    Ужас. Меньше всего хотелось бы, чтобы памятник был похож на памятник из Вашингтонского мемориала ветеранов Вьетнамской войны.

  • Анонимно
    17.02.2020 17:37

    Кто Служил в Афганистане,не понимают,что Скульптура нужна для Пропаганды.Вы,воевали в СССР.Теперь,вы бельмо на глазу.

    • Анонимно
      18.02.2020 16:15

      17.37. Вечная память воинам.
      В Афгане за 13 лет погибли 262 татарстанца.

      На дорогах РТ за ежегодно в ДТП погибают более 300 чел, т.е. 15 раз больше чем на войне.
      Предлагаю памятник погибшим в ДТП, заставляющий задуматься всех участников дор движения.
      Остановите войну на дорогах! Перебьём же весь трудоспособный народ.

  • Анонимно
    17.02.2020 17:51

    По фото мне лично нравится эскиз Н. Байгильдеева. Но я не служил в Афганистане, как школьники, юнармия и прочие заинстресованные лица, упомянутые Е. Кабышем. Конечно правильно организовать открытое голосование только "афганцев", абсолютно прозрачное.

    • Анонимно
      17.02.2020 20:04

      Согласен! Пока существуют непрозрачные процедуры был и будет распил. Не мы виноваты - среда такая.

  • Анонимно
    17.02.2020 19:21

    А куда можно предложить вариант памятника? Может, если будет предложен идеальный вариант памятника, то и споров не будет. Только однозначно через авторское право, а не подарок на шару скульппторишкам.

  • Анонимно
    17.02.2020 19:28

    Эти памятники от людей, которые не были на войне, и не хоронили боевых товарищей.

  • Фидарис
    17.02.2020 21:05

    Чему и кому ставить памятник? Воинам интернационалистам, в результате интернациональной помощи которых погибли или остались инвалидами больше двух миллионов афганцев или руководителям СССР, отправившем свою армию творить эту бойню.
    По-моему, если и может быть памятник, то только памятник покаяния. Например, солдат армии СССР со склоненной головой перед женщиной афганкой с ребенком в руках в центре Кабула. Надо же думать, надо уметь признавать свои ошибки и пытаться оставаться людьми.
    Я не против льгот и преференций в отношений воинов-"афганцев". Я воспринимаю такую помощь как плата государства за свои ошибки, но героизировать позорную войну - это не по-людски.

  • Анонимно
    17.02.2020 22:27

    Сейчас полетят в меня все, что под рукой...Но! Кому памятник то ставить собираетесь? Да, ребята выполняли приказ, воевали, гибли! Но на чужой земле! Кого убивали? Жителей этой страны, которые защищали Родину! Памятник захватчикам? Сколько горя принесли Афганистану! И не надо о гуманитарной и прочей помощи...

    • Анонимно
      17.02.2020 22:56

      Чтобы так утверждать нужно очень хорошо знать тему. В Афганистане было очень много людей, которые хотели вырвать страну из средневековья. Я встречал там настоящих революционеров на подобии Че Гевары. Помню на войсковой операции к нам пришел офицер афганской армии, участвующих вместе с нами в войсковой операции. Он благодарил нас за поддержку и таких, как он было много. И не надо нам приписывать убийства, мирное население убивали душманы. Я сам там был и сам всё видел своими глазами. А Вы просто врете

  • Анонимно
    18.02.2020 00:08

    Прежний монумент также пропихнули в Главапу,своему(своей)скульптору. Вот и снесли. Карма.

  • Анонимно
    18.02.2020 08:01

    Когда демонтировали памятник все молчали ( Егоровы, Мирончанковы,военкомы, председатели союзов )- так надо было. И сейчас тоже самое. Памятник должен быть оп сердца, героизм, боль, память-вот что должно быть.

  • Анонимно
    18.02.2020 08:31

    БО не правильно воины-авганцы не делят памятник. Нужно нас спросить что мы хотим, а хотим чтобы память осталась у детей и молодежи , что бы памятник стоял в видном месте и чтобы памятник был памятью о героизме и несправедливостью и чтобы он был народным.

    • Анонимно
      18.02.2020 08:51

      чтобы вас спросить, хотя бы выйдите из своих нор, с себя начните, между собой обсудите

  • Анонимно
    19.02.2020 12:53

    Кабыш ставленник Егорова. Совсем испортился,превратился в чиновника. Пора его переизбрать.

  • Анонимно
    19.02.2020 14:44

    Все решения по афганским делам решает узкая группа людей,которые мало имеют отношения к настоящей службе в Афганистане.Навешали себе медали,которые сами чеканят. Надо провести ротацию среди руководства организаций,которые занимаются делами воинов-интернационалистов. Почему полуграмотный сержант Кабыш (заочным образованием)управляет делами афганцев и представляет их во властных структурах.Откуда взялась Алешина. Во главе афганцев пора поставить человека грамотного,имеющего реальные заслуги и высокое воинское звание. И самое главное с чистой совестью !

    • Анонимно
      19.02.2020 16:18

      А я вот не уверен, что человек с высоким воинским званием озаботится насущной сейчас проблемой афганцев снижением пенсионного возраста, который охватывает большинство афганцев. Офицеры выходят за выслугу лет рано и их этот вопрос не беспокоит. Среди афганцев много достойных и образованных людей. Конечно посмотреть можно под разным углом, тот же Кабыш, вроде из сержантов, но может он вышел уже на пенсию и этот вопрос повышения возраста выхода на пенсию его не колышит или он боится рот открыть без отмашки людей, которые дают ему ЦУ? Тогда иметь на этой должности человека, который не побоится поставить перед властями вопрос ребром о понижении пенсионного возраста, как чернобыльцам.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль