Общество 
17.02.2020

«Мы притупили бдительность»: Айдар Метшин поддержал ужесточение контроля за нефтехимиками

Отдел Росприроднадзора в Нижнекамске, созданный в ответ на экологические скандалы в городе, раскрыл карты

В течение ближайших трех лет предприятия химграда должны будут получить комплексные экологические разрешения и впредь инвестировать в свои экомероприятия по согласованному плану. Утверждать станет недавно созданное местное отделение Росприроднадзора, которое возглавил Василий Филиппов — противник нефтехимиков в вопросе строительства завода метанола. Также он анонсировал открытую онлайн-площадку, которая позволит отслеживать уровень загрязнений всем желающим.

Промышленные предприятия Нижнекамска до 2023 года должны будут получить комплексные экологические разрешения (КЭР), о чем сегодня сообщил мэр города Айдар Метшин Промышленные предприятия Нижнекамска до 2023 года должны будут получить комплексные экологические разрешения, сегодня сообщил на деловом понедельнике Айдар Метшин Фото: «БИЗНЕС Online»

РОСПРИРОДНАДЗОР РАЗВЕРНЕТСЯ В НИЖНЕКАМСКЕ

Промышленные предприятия Нижнекамска до 2023 года должны будут получить комплексные экологические разрешения (КЭР), о чем сегодня на деловом понедельнике сообщил мэр города Айдар Метшин. По его словам, это станет новым подходом к экологическому поведению нефтехимиков. В КЭРы будут включены все необходимые и обязательные требования в области охраны окружающей среды для конкретных организаций, которые призваны последовательно сократить вредные выбросы. Анонсируя методику, градоначальник упомянул высказывание главы Росприроднадзора РФ Светланы Радионовой о том, что предприятиям придется четко разделять вопросы экологии и развития компании, не выдавая одно за другое.

Чуть более подробно о КЭРах рассказал начальник отдела Росприроднадзора по Нижнекамску Василий Филиппов. Напомним, отдел со своей лабораторией и 8 инспекторами был создан в начале этого года, и сегодняшний доклад чиновника стал первым его выступлением в новой роли. Он в общих чертах обрисовал задачи, стоящие перед ведомством, среди которых разработка КЭРов является приоритетной.

Начальник отдела Росприроднадзора по Нижнекамску Василий Филиппов в общих чертах обрисовал задачи, стоящие перед ведомством, среди которых разработка КЭРов является приоритетной Василий Филиппов обрисовал задачи, стоящие перед ведомством, среди которых разработка КЭРов является приоритетной Фото пресс-служба главы НМР e-nizhnekamsk.ru

«КЭР должен включать в себя конкретные мероприятия и сроки их реализации, а также финансовые затраты, подразделения и лица, ответственные за реализацию, и цели, которые должны быть достигнуты по итогам, — заявил Филиппов. — В этих программах также должно быть отражено строительство на территории действующих предприятий локальных очистных сооружений. Для организаций энергетического комплекса — недопущение использования мазута и угля в качестве основного и даже резервного вида топлива. Тем более что в связи с вводом в эксплуатацию в 2020 году нового газопровода для предприятий группы компаний „ТАИФ“ эта задача видится вполне выполнимой». Также подразделение Росприроднадзора станет контролировать выбросы в атмосферу, особенно при неблагоприятных метеорологических условиях. По его словам, есть договоренность с заинтересованными ведомствами — вместе они разработают регламент для забора проб воздуха, стоков и почвы. Такой регламент должен помочь оперативно находить источники и виновников загрязнений.

Кроме прочего, Росприроднадзор должен разработать цифровую платформу для онлайн-мониторинга экологической обстановки. Автоматическим должен стать и контроль качества сточных вод, которые идут на очистные сооружения. «Нижнекамскнефтехим» как собственник коллекторов должен будет внедрить автоматизацию в первой половине этого года. Также нижнекамский отдел Росприроднадзора станет следить за реализацией нацпроекта «Экология», в рамках которого заявлена рекультивация несанкционированной свалки шин в селе Прости в 2020–2021 годах.

В начале мая Нижнекамск окутал смог из-за пожара на мусорном полигоне. «Ситуация локализована. Причина, по которой это произошло, — разгильдяйство», - объяснял нижнекамский глава В начале мая Нижнекамск окутал смог из-за пожара на мусорном полигоне Фото из архива mchs.tatarstan.ru

как противник нкнх возглавил контролирующее ведомство

Отметим, что создание отдела Росприроднадзора в Нижнекамске стало реакцией на многочисленные экологические скандалы прошлого года. В начале мая столицу нефтехимии окутал смог из-за пожара на мусорном полигоне. Даже после того, как огонь был потушен, а полигон засыпали грунтом, тление продолжалось еще несколько дней. Горожане жаловались на вонь и недомогание детей. Тогда управление Росприродназора по РТ настаивало на трехмесячном закрытии полигона, однако этого не случилось. Метшин в интервью местным СМИ заявлял, что условия были неподходящими для таких мер.

«Ситуация локализована. Причина, по которой это произошло, — разгильдяйство. Мы будем основательно разбираться в данной ситуации. Подобное недопустимо. По предварительным данным, это несоблюдение технологий содержания и эксплуатации полигона. О его закрытии речи не может быть. Никаких условий, чтобы закрывать полигон твердых бытовых отходов, в Нижнекамске нет и не будет, — объяснял мэр. — Это я говорю официально как руководитель территории. Никаких финансовых ограничений (у УК „Экспо“ — эксплуатанта полигона — прим. ред.) для использования надлежащих технологий в рамках данных работ не было. Это от лукавого. Все там будет в порядке. Мы и Росприроднадзор притупили бдительность, к сожалению. Такое больше не повторится».

В сентябре две недели подряд город задыхался от химических выбросов. Кто стал виновником ЧП, до сих пор до конца не ясно В сентябре две недели подряд город задыхался от химических выбросов. Кто стал виновником ЧП, до сих пор до конца не ясно Фото: «БИЗНЕС Online»

В июле в Нижнекамске разгорелся спор между сторонниками и противниками строительства «Нижнекамскнефтехимом» завода по производству метанола. Сторонниками проекта, конечно, выступали работники НКНХ, против же бюджетники и депутаты — предположительно, с подачи городских властей. В числе противников выступал и Филиппов, который заявил, что без определения границ санитарно-защитной зоны предприятий в Нижнекамске «нельзя строить даже шоколадную фабрику».

Чуть позже, в сентябре, две недели подряд город задыхался от химических выбросов. Тогда было зафиксировано превышение предельно допустимых концентраций (ПДК) этилбензола в 11 раз, сероводорода — в 2,9 раза. Кто стал виновником ЧП, до сих пор до конца не ясно. Гендиректор ПАО «НКНХ» Азат Бикмурзин тогда заявил, что выбросы 8 сентября могли быть вызваны подготовкой оборудования к капремонту на «смежных НКНХ предприятиях», но причастность «Нижнекамскнефтехима» к проблеме отмел начисто. В декабре по факту выбросов МВД по РТ возбудило уголовное дело по ст. 251 УК РФ («Загрязнение атмосферы») в отношении неустановленных лиц.

Предприятия: Нижнекамскнефтехим
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (63) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
17.02.2020 19:29

В Западной Европе людям бы не разрешили жить ближе 100-200 км от такого же химгорода как Нижнекамск. Поэтому Бусыгин туда на ПМЖ и перебрался.

  • Анонимно
    17.02.2020 19:29

    В Западной Европе людям бы не разрешили жить ближе 100-200 км от такого же химгорода как Нижнекамск. Поэтому Бусыгин туда на ПМЖ и перебрался.

    • Анонимно
      17.02.2020 20:33

      Не знаете не говорите, в западной Европе люди живут через дорогу от заводов в несколько раз больше НКНХ, там работает все нормально и денег на ремонт и персонал не жалеют.

      • Анонимно
        17.02.2020 21:02

        Люди могут там жить, даже неподалёку от заводов, но с совсем другими системами очистки, нежели НКНХ! Жил в Швейцарии много лет и ежегодно бываю по нескольку раз в разных европейских странах и отлично знаю, как бережно они относятся к своей экологии. Все химзаводы, независимо от их размеров, там снабжены надёжными очистными сооружениями и фильтрами, иначе их просто бы не разрешили открыть. В той же Швейцарии все основные предприятии химии и фармацевтики соответствуют строжайшим нормам экологической безопасности, чего совершенно нельзя сказать о нижнекамских заводах.

        • Анонимно
          17.02.2020 22:37

          21:02 В Швецарии нет завода как НКНХ. Там заводы значительно меньшего размера....

          • Анонимно
            17.02.2020 22:49

            Повторяю, дело не размерах, а в получении разрешения на строительство и эксплуатацию. Господин Петров в Швейцарии бы работать не смог.

      • Анонимно
        18.02.2020 09:35

        НКНХ еще в советские годы был самым крупным в Европе. Сейчас даже сравнивают.

        • Анонимно
          18.02.2020 14:44

          Н-камск - зона экологич катастрофы.

          • Анонимно
            18.02.2020 18:09

            Да, ладно, это Нижнекамск то зона экологической катастрофы? Вы в Выборге не были, в Челябинске и в других городах, где экологическую ситуацию даже сравнивать с Нижнекамском нельзя, с жиру беситесь и нагнетаете ситуацию искусственно. В Стерлитамак в Башкирию съездите для сравнения.

            • Анонимно
              19.02.2020 14:02

              18.09. Получше чем среди очень плохих. Интересная оценка.

            • Анонимно
              19.02.2020 14:03

              18.09. Сравнивайте как д. быть с тем, что имеем. ПДК вам в помощь.

            • Анонимно
              19.02.2020 14:05

              18.09. Мне не важно как обстоят дела в других городах. Хочу жить в безопасном, чистом Н-камске, РТ.

          • Анонимно
            19.02.2020 14:23

            У Вас какой-то корыстный интерес в распространении ложных сведений?

    • Анонимно
      18.02.2020 00:23

      А что Вы хотели ?? Чтобы он жил вместе с Вами ?? Запомните никто из власти жить в Расеи не планирует. Никто не гадит там где живут его дети. Делайте выводы. Прежние властители уехали давно.

      • Анонимно
        18.02.2020 09:56

        Да, а здесь на месте все наглядно. Свои своих разводят и пугают москвичами. Строила вся страна, первый начальник Лемаев действительно уехал и возлавил уелую отрасль. А дальше пошло... И ЗП упала, и все остальное. И эти кроме бабла ничего не видят. И вдруг позднее прозрение мера... Ну просто кино

        • Анонимно
          18.02.2020 14:45

          Н-камск - город-призрак. Спасайтесь, кто может.

          • Анонимно
            18.02.2020 18:10

            Ну вот и спасайтесь, что панику то наводить, в сталинские времена давно расстреляли бы за такие призывы.

          • Анонимно
            19.02.2020 14:24

            Какая глупость...

      • Анонимно
        18.02.2020 14:05

        А вы я так понимаю Вы работник нкнх. Значит на пенсию Вас отправят в скором времени)

        • Анонимно
          18.02.2020 14:48

          14.05. До пенсии (до 65 лет) не доживу. Из рабочих НКНХ редко кто доживает.

          • Анонимно
            19.02.2020 09:33

            Вы же 1961-го и по вредности, уже на пенсии должны быть.

    • Анонимно
      18.02.2020 14:42

      19.29. РТ - развивающаяся Азия по ментальности. Далеко не Европа.

  • Анонимно
    17.02.2020 19:42

    Надо быть реалистами, ничего нельзя сделать сейчас.Технологии подготовки к ремонтам, вывода из ремонта не предполагают вообще это делать без гащовых выбросов, безхимстоков и таердых и жидких опасных отходов, как по степени влияния на окружающую соеду, так и на жизнь и здоровье человека ( 1 и 2 класс опасности почти все).Все кто находится еа территории нефтехима должны иметь 1 или 2 сетку по досрочному выходу на пенсию по вредности.Градостроительный Кодекс РФ ваобще не разрешает находится непромперсоналу нефтехима на территории внутри, а только за санитпрно- защитной зоны.Почему все не выходят на досрочную пенсию по закону и прчему молчит профком и контролирующие органы страны.Все молчат и сами работники тоже.Могли бы получать уже пенсию в 45 и 50 лет, а не выходить по новому звкону в 60 и 65 лет? Опасность сейчас уже и не экология уже, а безопасность города при авариях с коммунативным эфыкктом.Нельзя допустить Бхопала 2.Все должны на эту главную задачу работать.Каждый на своем месте должен ответственно подходить к работе на ОПО.

  • Анонимно
    17.02.2020 19:48

    Слушания по строительству завода по производству метанола проходили в отсутствие ОВОСа.

    Ну не было его ВООБЩЕ ! И никто не наказан, как будто так и задумано.

    Это просто лютый позор.

    • Анонимно
      17.02.2020 20:13

      Думаете в администрации знают что такое овос?))) они ничего не знают и не умеют. Какая бдительность? они же химию в школе прогуливали, а теперь руководят, купи продаи вот и все знания. А кроме овоса, единая санитарная зона должна быть с 2008 года, думаете она есть? Конечно есть)) ддля таифа одна, для татнефти другая и каждая единая))) непонятно только какая правильная. А кроме единой санитарной зоны по постановлению этого же правительства рт все новые производства должны проходить экспертизу в академии наук рт))) и все прошли, потому что закон, что дышло как повернул так и вышло, не влалеет никто информацией по экологии в нижнекамске, как бы они про это не рассказывали байки. Где живут все кто руководил хоть чем-то в таифе или татнефти в нижнекамске? Где? Правильно, где угодно но не в нижнекамске. И айдар бы сбежал, но у него дом красивый. Багманова когда кто видел после дележки с метанолом?)))

      • Анонимно
        17.02.2020 20:35

        Думаю, что не умеют, хоть и знают. Просто плевать они хотели на мнение жителей как на самих жителей. Думали "И так сойдет" (с) Нагоним работников, скроем плакатом лица, вопросы будут задавать только согласованные, никто и не пикнет..."

        И все слушания у нас такие. В стиле "Мы говорим - народ слушает. Тех, кто хочет лишнего сказать - на слушания не пускаем. Главное провести."
        И В Осиново также было, только там еще и группу поддержки из Подмосковья привезли...

        • Анонимно
          18.02.2020 10:02

          Осиновская * группа* поддержки стоит расследования. Своих же бабушек не пустили. Механизм фальсификации отработан

        • Анонимно
          18.02.2020 22:44

          Странно как то жители)) реагируют. Они только против "вредного" завода метанола выступают, и радутся строительству "полезных" производств ТАНЭКО))

        • Анонимно
          18.02.2020 23:01

          Ну да, ну да )), а кто-то думал опять шапками закидать как в первый раз, бабушек нагнать,чтобы они топали и кричали: нет, нет, нет. Потому что им всем в смс-ках написали, чтобы они пришли голосовать против вредного завода.

      • Анонимно
        17.02.2020 21:05

        Каждый день Багманова видим, вот только собирал общественников города, обсуждали стратегию здравоохранения. Да и по санитарной защитной зоне есть решение, у Вас видимо устаревшая информация.

      • Анонимно
        18.02.2020 22:45

        Всем чем нужно все владеют, скоро задохнемся сероводородом от нефтяных качалок

    • Анонимно
      18.02.2020 18:12

      Все было, только вас видимо рядом не было, нахватались где то информации и пишете чушь несусветную

      • Анонимно
        18.02.2020 21:00

        Да, нахватался читая документ, который обсуждали под видом ОВОСА.

        Это был "проект", в котором черным по белому было написано - "финальная версия будет разработана позже"

        Да найдите его на сайте мерии, с датой проведения слушаний, давайте вместе посмотрим.

        • Анонимно
          18.02.2020 22:30

          Все было открыто и прозрачно, самый безобидный и безопасный проект превратили в страшилку для людей.

      • Анонимно
        18.02.2020 21:18

        https://www.nknh.ru/about/ecology/proekt-stroitelstvo-proizvodstva-metanola-moshchnostyu-500-tys-tonn-v-god/

        На момент проведения слушаний была ТОЛЬКО ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА !

        Остальные материалы, после комментариев под "Метанолу быть" были опубликованы вместе с протоколами слушаний.

        Естественно, материалы были предусмотрительно размещены на сайте НКНХ, дабы не потерять возможность вносить в них изменения.

        И конечно, прокуратура УЖЕ ПОТОМ не нашла нарушений...

      • Анонимно
        18.02.2020 21:43

        И еще, для тех кто в закрытом танке.
        Когда были первые слушания? 11 ИЮЛЯ 2019 Там заявляли, что ОВОС отправлен в Москву.

        Смотрим https://www.nknh.ru/upload/iblock/c2f/40667_OOS1.pdf
        "ПРОЕКТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ Раздел 8. Перечень мероприятий по охране
        окружающей среды Подраздел 1. Материалы оценки воздействия на окружающую среду"

        Смотрим на свойства документа: Автор: Каташина Инна Евгеньевна,

        УПС ! Создано 10.09.2019 в 14.:39

        Документов на слушаниях не было, нефтехим их выложил "уже после."

  • Анонимно
    17.02.2020 22:26

    Во первых,НКНХ-предприятие где технологии базовых заводов предельно устарели и превратились в технологический утиль отстав от современных мировых технологий на 60-70 лет.Ошибка в том,что радикально не модернизируя эти базовые заводы ,ТАИФ продолжает строить все новые и новые предприятия,при этом общая численность работающих критически большая-около 15 000 .Отсюда маленькие зарплаты и вечная экологическая "вонь" из всех щелей в радиусе 40 км. от предприятия. ТАИФ провалился со своей стратегией расширения без коренной модернизации устаревших предприятий и его будущее крайне незавидно из-за мощной конкуренции со стороны СИБУРА построившего современный комбинат в Томске где при большей производственной мощности всего 1400 работников!!!Это здорово! И экология там не хуже чем в Швейцарии!
    Во вторых,кроме всего, наш главный экологический "философ" Айдар Метшин из раза в раз продолжает проталкивать строительство все новых и новых экологически опасных заводов. Так в мае 2017 года лично Айдар Раисович продавил через горсовет разрешение на строительство завода по производству терефталевой кислоты-взрывоопасного предприятия 1 класса опасности .Перед этим благословил строительство огромного предприятия -"Этилен 600". С его подачи зачем-то в город приехали китайцы и построили построили экологически не безупречное предприятие в поселке.
    Есть надежда ,что с приходом Филиппова В.Н прекратится безудержная ложь о том, что у нас с экологией все "нормально,нормально,нормально"-именно так в большинстве случаев уверяли нас много лет опираясь на фальшивые сведения доводимые до населения ,полученные от стационарных и передвижных лабораторий.
    В третьих, до предела грустно в Нижнекамске по вопросам социального развития,особенно по сравнению с Набережными Челнами. Отвратительно работает городской автобусный транспорт.Ни нормальных работающих театров,ни дворцов культуры, ни мест для развития детского творчества. Последний "шедевр" от администрации города строительство бизнесом на месте так и не запущенного в строй городского дворца культуры элитной бани для лиц легкого поведения- напротив памятника Тукаю!!! Как то так,очень все не хорошо!

    • Анонимно
      18.02.2020 09:12

      Вроде многое правильно говоришь.но.
      Вот сократим 15тыс до 1500 на нкнх. 13500 человек что будут делать? Это 13500 семей
      Сибур построил в Тобольске, а не Томске. И это не конкурент, там не выпускают каучуки: ски, суд, скэпт и тд, например.

      • Анонимно
        18.02.2020 09:42

        Вот согласен. Автоматизация не нужна, технологии не нужны, экология - тормоз производства. Жителей - вредителей, не хотящих газваген рядом со своим домом тоже слушать не нужно, потерпят. Да и немного их, баламутов, верховный САМ сказал.

        С документацией, экспертизами не замариваемся, это дорого и толку нет, все-равно по другому не построить.

      • Анонимно
        18.02.2020 09:45

        Как что? Создайте наукоемкое производство. Айфоны начните собирать.

        • Анонимно
          18.02.2020 22:57

          Вы в своем уме? Вы думаете айфоны безвредно собирать?

      • Анонимно
        18.02.2020 10:06

        13500 люди в капкане. Сидят перед газовой камерой и думают куда бы спрыгнуть. А неофеодалы хорошо используют ситуацию безвыходности

      • Анонимно
        18.02.2020 12:55

        Это не ситуация безвыходности! Модернизация продолжалась бы лет 10.Это новые технологии это чистый воздух и чистая природа ,это высокая отдача прибыли для бизнеса. А что по вашему лучше иметь рабов с низкой зарплатой и крайне низкой продолжительностью жизни и отвратительной экологией-отравлением воды, воздуха, почвы и всего живого !!!!Почти каждый день в НКНХ умирают 1 или 2 работника!На дворе 21 век! А ТАИФ хочет усидеть на технологиях середины двадцатого века!Да нужны огромные вложения! Потом все окупится.Иного выхода нет.Хватит только набивать карманы пора тратиться,иначе вы "господа" не выживите!!!

    • Анонимно
      18.02.2020 18:16

      15 тысяч достигли в НКНХ, сократив народ с 20 тысяч, сейчас там люди до ночи горбатятся в этом голубом высотном здании, за троих выполняя работу за ту же заработную плату и на производствах сократили дальше некуда, вы что экологической катастрофы действительно захотели, если еще народ сокращать, безумные выводы тут, ничего не понимая, делаете

  • Анонимно
    17.02.2020 22:27

    Поздно уже что то там делать. Бежать только от онкологии и всё.... Не себя спасёте, хоть детям жизнь продлите.

    • Анонимно
      18.02.2020 22:33

      Да да и далеко убежите? Продукты везде одинаковые, ничего натурального уже не осталось

    • Анонимно
      19.02.2020 14:30

      В Чистополе заболеваемость онкологией выше...

  • Анонимно
    18.02.2020 08:25

    О,как, теперь у нас Филиппов может по своему усмотрению менять основные положения касающиеся функционирования ТЭК?
    Не много для этой должности?
    Хотя, может он на короткой ноге с Новаком и МинЭнерго???

  • Анонимно
    18.02.2020 08:27

    Мы и Росприроднадзор притупили бдительность, к сожалению.
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/458085

    Значит Вы и руководитель Росприроднадзора должны покинуть свой пост и ответить по закону.
    Ильфат

  • Анонимно
    18.02.2020 08:38

    короче свои ни когда не найдут источник" потому что они его знают", надо из Башкирии пригласить

  • Анонимно
    18.02.2020 12:45

    Проснулись... Доброе утро!

  • Анонимно
    18.02.2020 15:06

    Скажите, В. Филиппов, что же Вы намерены предпринять с заводом метанола? Общественные слушания прошли с положительным результатом благодаря работникам НКНХ, а мы - большинство жителей против строительства. Акционеры ТАИФ совсем совесть потеряли- из за выбросов химически вредных веществ люди болеют, а медобслуживание недоступное

    • Анонимно
      18.02.2020 18:19

      Интересно, большинство жителей это кто? Те, кого накрутили опасностью метанола, сделав страшилку из вещества, который только внутрь употреблять опасно... А преподнесли как самый ядовитый завод, понятно же, что это кому - то выгодно было, а вы пляшете под дудку этих людей.

    • Анонимно
      18.02.2020 22:55

      Вот этим заводом метанола как красной тряпкой размахивают не случайно, а чтобы увести людей от истинных экологических проблем с экологией в Нижнекамске, которые городские власти замалчивают, всячески скрывают и решать не хотят

    • Анонимно
      19.02.2020 14:32

      Странный народ, все "Мы, Николай II" кругом... а что на слушания не приходили, или только на первые слушания по разнарядке прибегали?

  • Анонимно
    18.02.2020 22:37

    Вот и видно, что википедии начитались ... сделайте запрос в любой институт нефтехимического профиля и не нужно будет себя и других накручивать...

    • Анонимно
      19.02.2020 11:58

      В что издеваетесь? Что бы знать, что метанол - яд, не надо "институтов нефтехимического профиля"

      Чтобы знать, что при его производстве, отнюдь не пони бабочек выделяют, тоже не надо быть гением нефтехимии...

  • Анонимно
    19.02.2020 02:05

    Я не химик, но общалась случайно с ученым- химиком из КФУ. Рассказал, что старые фильтры не могут очистить катализаторы, вылетающие из труб. Не ни цвета, ни запаха. Микрочастицы накапливаются в организме человека. Очень вредно. Учёные бьют тревогу. Ответ один - нужно остановить химкомбинат, но это нерентабельнр.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль