Культура 
21.02.2020

Нелихие 90-е в ТЮЗе: «Если вы хотите увидеть живых, интересных, настоящих людей…»

Туфан Имамутдинов показал свою «Зимнюю сказку для взрослых» — искреннюю комедию о советско-русском человеке, которого уже нет

В Казанском ТЮЗе состоялась долгожданная премьера «Зимней сказки для взрослых» — спектакля Туфана Имамутдинова, где теперь уже экс-главреж театра объединил старожилов труппы с молодыми актерами. Пьесу по мотивам картин художника-наивиста Валентина Губарева написал опытный артист ТЮЗа Михаил Меркушин, а сыграли в «сказке для взрослых» 20 его коллег. О том, как они воссоздавали простоту и добродушие современников ушедшей эпохи, — в материале «БИЗНЕС Online».

В Казанском ТЮЗе состоялась долгожданная премьера «Зимней сказки для взрослых» В Казанском ТЮЗе состоялась долгожданная премьера «Зимней сказки для взрослых» Фото: Рамис Назмиев

«ГУБАРЕВ ЯВЛЯЕТСЯ ТЕМ ЖЕ ШУКШИНЫМ, ТОЛЬКО В КАРТИНАХ»

Мода на 90-е добралась и до Казанского ТЮЗа — недаром эти годы были наиболее плодотворными и успешными в истории театра (именно в 1996-м «Буря» Бориса Цейтлина завоевала «Золотую маску»). «Зимняя сказка для взрослых» по мотивам картин художника-наивиста Валентина Губарева давно ожидалась как постановка, которая выведет на авансцену возрастных актеров театра, потому что в спектаклях экс-главного режиссера Туфана Имамутдинова они появлялись не так часто — на афишах громких премьер чаще можно было видеть лица молодежи. И теперь такие талантливые артисты, как Елена Ненашева, Нина Калаганова, Вячеслав Казанцев и многие другие (всего в постановке заняты 20 человек из труппы), получили возможность сыграть весьма характерные роли в основательных по продолжительности сценах.

«Изначально я думал сделать Шукшина, но шукшинские рассказы до такой степени затертые… И я подумал, что Губарев — тот же Шукшин, только в картинах. И еще он, наверное, певец именно не шестидесятников, как в рассказах Шукшина, а 90-х — того переломного времени, когда мы из одного мира переходили в другой. И как этот мир ломал и изменял людей… 1990-е — это, наверное, последняя эпоха русского, может быть, советского человека. Вот эта доброта, какая-то открытость… Теперь я больше вижу людей, повернутых на успех, на какую-то финансовую прибыль. Не то что я рефлексирую по данному поводу, но такого русского человека, склада души больше нет. Честно говоря, жалко потери простых человеческих качеств, без привязки к национальности, какая-то простота и ясность отношений — вот этого мне не хватает сейчас», — говорил Имамутдинов в интервью «БИЗНЕС Online», начавший работу над постановкой еще в статусе руководителя театра.

В спектакле использовано 9 картин Губарева: «Празднование Нового года», «Дольче Вита», «Кризис отношений», «Полонез Огинского До минор», «Медляк», «30 лет вместе», «Розовый сон», «Бить или не бить» и «Песня о море». Все они выставлены в фойе театра, чтобы зрители могли сопоставить их двухмерную реальность с трехмерной, которая появится на сцене. Как рассказал режиссер в интервью сайту ТЮЗа, картины выбирали сами артисты по историям, которые хотели бы сыграть. Потом картины отдали Михаилу Меркушину, а он, зная артистов, уже писал пьесу под них. «Его внутренняя заинтересованность в неожиданном повороте для каждого персонажа дает заряд нового дыхания», — считает Имамутдинов.

«Зимняя сказка для взрослых» по мотивам картин художника-наивиста Валентина Губарева давно ожидалась как постановка, которая выведет на авансцену возрастных актеров театра «Зимняя сказка для взрослых» по мотивам картин художника-наивиста Валентина Губарева давно ожидалась как постановка, которая выведет на авансцену возрастных актеров театра Фото: Рамис Назмиев

«ПРЕКРАСНЫЕ АКТЕРЫ ТЕПЕРЬ БУДУТ АССОЦИИРОВАТЬСЯ ДЛЯ МЕНЯ С МОИМИ ПЕРСОНАЖАМИ»

Губарев родился в Нижнем Новгороде в 1948 году, сейчас живет в Минске. С 1994-го на условиях эксклюзивного контракта сотрудничает с французской галереей Galerie Bertheas  С 2005 года его работы выставляются на аукционах Christie`s, Taschen, Kinsky. Персональные выставки Губарева проходили в Германии, Австрии, Франции, Польше, Италии, ОАЭ, а его работы находятся в музеях и частных коллекциях многих стран мира.

«Моя заслуга здесь скромная, — сказал зрителям перед спектаклем приехавший в Казань на премьеру художник. — Я уже заранее радуюсь тому, что произойдет, наперед знаю, что буду в восторге, что мне нравится. Как много значит такой настрой! И, конечно, я горжусь тем, что неторопливо, скромно работал в своей мастерской и вдруг так здорово пригодился — столько людей сейчас сидят в зале и посмотрят на мои „ожившие“ картины. Прекрасные актеры теперь будут ассоциироваться для меня с моими персонажами. Картины, которые были плоскими, станут объемными, их можно рассмотреть со всех сторон. Я даже знаю, что вернусь домой и персонажи моих картин, которые не имели имен, обретут имена и фамилии актеров. И это очень волнительно и трепетно. Хочу, чтобы вы тоже разделили со мной чувство трепета перед волшебством, которое мы увидим на сцене. Я рад, что имею к этому причастность».

На картинах — трогательные и наивные, простодушные и бесхитростные, забавные и немного растерянные герои в скудных постсоветских интерьерах, где находится место голым лампочкам вместо люстр, ковру на стене и постеру Жан-Клода Ван Дамма. Такими они получились и у актеров ТЮЗа — персонажи картин словно обрели объем и голос, и оказалось, что у них есть увлекательные истории, искренние эмоции и вполне жизненное стремление к любви и счастью. Добавляло яркости происходящему и личное отношение актеров к постановке — они и сами признавались в соцсетях театра, что готовят ее с радостью, по всей видимости, черпая вдохновение и в своей эмоциональной памяти о 90-х годах.

«Мы, артисты, с такой радостью репетируем эти маленькие сказки советского времени, которые кто-то помнит, кто-то нет, получаем от этого такое удовольствие. Если вы хотите увидеть живых, интересных, настоящих людей, им сопереживать, радоваться, плакать вместе, получить набор всех эмоций, которых нам не хватает иногда в жизни, приходите на этот спектакль. Я так хочу, чтобы вы порадовались вместе с нами, потому что по нашему ощущению получится необыкновенный, замечательный, эмоциональный спектакль», — сказала Нина Калаганова, которая исполнила трогательную роль Леси, которая уже 30 лет состоит в браке с Изей (Казанцев). «Уже на стадии репетиции творчество Валентина нам очень нравится, потому что затрагивает абсолютно все человеческие чувства, нашу жизнь, которую мы прожили в 90-е годы», — поделилась Гульнара Мухтарова, исполнительница роли многогранной Авроры Шайхелисламовны. «Вы спросите, о чем этот спектакль? О любви!» — коротко сформулировала Елена Калаганова, которая в паре с Камилем Гатауллиным составила уморительный дуэт Ляли и Вити-крановщика.

Постановку можно назвать несколько нетипичной для Имамутдинова — в ней исследуется пространство повседневности, простой человеческой жизни в эпоху перемен Постановку можно назвать несколько нетипичной для Имамутдинова — в ней исследуется пространство повседневности, простой человеческой жизни в эпоху перемен Фото: Рамис Назмиев

КАЛЕЙДОСКОП «ЖИВОЙ ЖИЗНИ»

Постановку можно назвать несколько нетипичной для Имамутдинова — в ней исследуется пространство повседневности, простой человеческой жизни в эпоху перемен. По стилистике она похожа на комедию дель арте, однако характеры, разумеется, проработаны гораздо глубже. Сценография традиционно лаконична — персонажи двигаются то вверх, то вниз по огромной лестнице во всю сцену, которая позволяет повторить перспективу картины на сцене, прячутся за выкатывающимися стенами с окнами и коврами. Многоплановость постановки не дает отвлечься ни на секунду — «живая жизнь» совершается здесь и сейчас, а краски постоянно меняются, действительно, как в калейдоскопе.

Меркушину удалось создать увлекательную и добродушную историю о жителях маленького города Взволжска, которая вызывала у зрителей бурную реакцию. «Мы много внимания уделяем пространству: есть небольшой город и жизнь людей в нем. У этих людей свои маленькие радости, маленькое горе, у кого-то хоть и в маленьком пространстве, но большая радость и большое горе», — говорил Имамутдинов. Все сцены объединены одним лейтмотивом — поиском счастья в «разверзшейся пропасти возможностей». Заключено ли оно в фигурных коньках или дворовом футболе, в обретении родственной души или заслуженного признания — все персонажи стремятся к нему, несмотря на угрозу военного переворота за окном.

И кажется, они все-таки его обретают. Проскальзывающий временами драматизм ситуации разрешается в пользу положительных героев, ведь сказки должны заканчиваться хеппи-эндом. Хотя и явно отрицательных персонажей у Меркушина нет — все они обладают своим обаянием, многогранны и способны на те самые простые человеческие чувства, которых в современном мире так не хватает Имамутдинову.

Создателям спектакля удается, не скатываясь в капустник и китч, но сохраняя атмосферу легкости и праздника (действие происходит под Новый год), тонко уловить иронию картин Губарева и выстроить своеобразный мостик в сердца зрителей с помощью искренности и бесхитростности. Герои в воплощении актеров ТЮЗа подкупают своей близостью, душевностью и простотой, их переживания понятны каждому, их истории не нужно разгадывать, а мотивы — прояснять. Они могут оказаться друзьями, соседями, коллегами: удивительно фактурная Катя в исполнении Алсу Густовой, обаятельная Ляля (Елена Калаганова), эмоциональная Рита (Елена Синицына), разборчивый Альфред Никифорович (Дмитрий Язов), умеющий работать и отдыхать дядя Ваня (Александр Яндаев) — казалось, актеры и сами по-человечески понимают и проживают с персонажами их непростой путь к счастью. Сам Губарев после спектакля удивлялся в кулуарах театра, что у его персонажей оказался такой глубокий и многоплановый внутренний мир.

Обилие действующих лиц показало, как слаженно работают тюзовцы друг с другом, при том, что Имамутдинов выбрал неконтактный способ взаимодействия актеров Обилие действующих лиц показало, как слаженно работают тюзовцы друг с другом, притом что Имамутдинов выбрал неконтактный способ взаимодействия актеров Фото: Рамис Назмиев

ВЗРОСЛАЯ СКАЗКА С ДЕТСКОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННОСТЬЮ

При этом обилие действующих лиц показало, как слаженно работают тюзовцы друг с другом, притом что Имамутдинов выбрал неконтактный способ взаимодействия актеров. Только Леся и Изя с картины «Тридцать лет вместе» дотрагиваются друг до друга, остальные же «общаются» с помощью пластики (хореографию ставил Марсель Нуриев), что придает дополнительного объема и глубины пространству постановки. Органично выглядел новый актер театра, выпускник Казанского театрального училища Валерий Антонов, для которого роль Юрана стала первой на сцене ТЮЗа. К слову, имплицитно в спектакле принял участие и безвременно ушедший Арсений Курченков — он стал автором текста арии крановщика Вити и, по словам Имамутдинова, должен был играть в спектакле (как и скончавшийся спустя почти месяц после него Александр Купцов).

Нельзя не признать, что звучащие из уст героев шутки порой были банальными, а сюжетные повороты — предсказуемыми, но разве не так происходит и в жизни? Меркушин и Имамутдинов создали спектакль, который не возвышается над зрителем своей интеллектуальной сложностью и не заставляет мучительно размышлять над вечными проблемами, а подмигивает ему, словно добрый друг, приглашая посмеяться и поплакать вместе. И хотя в названии постановки подчеркивается, что она «для взрослых» (и тому есть сюжетные причины), спектакль обладает той самой детской непосредственностью и увлекательностью, которая бывает в качественных сценических работах для детей. А вечные темы, безусловно, тоже на месте и заставляют сопереживать учителям французской школы, на месте которой теперь рынок; заслуженной Снегурочке, которую вытесняет молодая дочка нового владельца ДК; экс-футболисту, который находит утешение в игре во дворе с бывшими же партнерами по команде… Но в сказке все закончится хорошо, в том числе и для зрителей, которые уходили из театра в великолепном настроении. 

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (31) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
22.02.2020 09:53

С премьерой, желаем удачи коллективу, побольше хороших постановок!

  • Анонимно
    21.02.2020 14:29

    2 года готовили, самая слабая работа, сценография не профессиональная. Напоминает 50 е годы, ждали как рас такую статью, сейчас еще расхваливать будут: это мировой уровень, такая философия тонкая:))**

  • Анонимно
    21.02.2020 14:41

    Сценография очень сильная, стена и телевизор старый, московский художник наверно делает. За хороший гонорар$

    • Анонимно
      21.02.2020 19:48

      14.41 Сценографию делала жена Имамутдинова... Совершенно бездарная работа... Человек ничего не понимает в этом и это видно... Нагородили незнамо чего на белом фоне ступеней... Как только артисты там еще не переломались ( упаси бог. уже две смерти есть ) на такой опасной декорации...

  • Анонимно
    21.02.2020 15:02

    С премьерой! Я поздравляю драматурга, мне кажется пьеса интересная!

  • Анонимно
    21.02.2020 15:16

    Сразу замечу, что режиссёр Имамутдинов по предыдущим постановкам мне не нравился (кроме постановки Маленький принц и Оскар и розовая мама), Но данный спектакль просто Бомба! Давно не было такого отличного спектакля в Казани! Наконец-то дали проявить своё незаурядное мастерство опытнейшим, талантливейшим актёрам театра! Рекомендую всем! Каждый найдёт в диалогах актёров своё, как к примеру, журналист в данной статье поверхностно увидел, что экс-футболист хотел играть с ребятами во дворе, по моему мнению, что здесь была затронута тема взаимоотношений мужа и жены как соперничающих команд. По поводу того, что все хорошо закончилось... В титрах на экране текст: город затонул, жителей эвакуировали, незатопленными остались только Церковь и Школа. После бурных оваций зрителей зал замер на несколько секунд и вновь гром аплодисментов блестяще сыгравшим актёрам! Большое спасибо ВАМ за чудесный вечер!

    • Анонимно
      22.02.2020 14:18

      Имамумтдинов не ставил Оскара

    • Анонимно
      22.02.2020 21:53

      Хотелось бы ещё сказать: жаль, что не дали роль Роману Ерыгину, он добавил бы красок. Отдельное спасибо Михаилу Меркушину за сценарий! Помню вас, плеяду молодых и талантливых, когда очень трудно было приобрести билеты в 1990-е годы на спектакли с вашим участием: Ерыгин, Меркушин, Мосейко, Арапов, Хайруллина, Ненашева, Мухтарова и многие другие. Нынешний спектакль можно поставить в один ряд с прекрасным спектаклем тех времён "Неугомонный дух", в котором блестяще играл Владимир Фейгин. Обязательно приду ещё раз на спектакль детально разглядеть нюансы постановки и великолепной игры актёров!

  • Анонимно
    21.02.2020 15:21

    колобок будет не скоро.

  • Анонимно
    21.02.2020 16:08

    Как рас для хипстеров, ждите аншлагов.Такие постановки для привлечения молодежи, пусть знают историю.

  • Анонимно
    21.02.2020 16:37

    все правильно в конце статьи сказано. Очень много пошлости, банальности и предсказуемости. Ничего нового, ностальгия по советскому времени.

  • Анонимно
    21.02.2020 20:20

    Судя по фото, очень не обычная конструкция декорации, как эти актеры там ходили.

  • Анонимно
    21.02.2020 21:06

    Жалкое существование артистов в худшей драматургии и бездарной режиссуры.

  • Анонимно
    21.02.2020 21:20

    Декорация вообще, первый раз вижу такое и это в Казани?

  • Анонимно
    22.02.2020 08:06

    21.06 И вообще сейчас очень тяжело настоящим талантам. Такие как он, хоть что поставит, будут специально хвалить. Идет уничтожение талантов. Честно служившие люди, уже не нужны никому. Будут хвалить, хоть и сценография самодеятельная, все будут глаза закрывать и писать хвалебные статьи. И получают они гонорары больше других талантливых людей. Образовалась кучка людей очень наглых, идущих по головам и есть поддержка колоссальная. Почему он не оправдал надежды, потому что не было никакой критики, всегда имели поддержку. Нет профильного образования делают эскизы, если бы было это в другом театре, сразу бы прислали проверку. Очень не справедливо это все, идут обманом. Хотят разрушать традиционных ценностей, но без корней разьве дерево вырастет, поэтому и результат такой. Вот вам результат :такие постановки, театр теряет зрителя. На это еще будут идти взрослые, но это детский театр.

  • Анонимно
    22.02.2020 08:15

    Мало кому это интересно, очень мало комментариев. Пишите о других режиссерах, более талантливых, мастеров. Хотя их верхушка не любит, но всеравно пишите. Хотя их никто не поддерживает, все равно они талантливы.

    • Анонимно
      22.02.2020 14:19

      Имамутдинов поставил кучу отличных спектаклей.

      • Анонимно
        24.02.2020 16:58

        а "куча - это сколько?- спросила Мартышка.Один орех-это куча? Адесять? "- посмотрите мультфильм. Превосходная степень в изложении не говорит об успехе.

    • Анонимно
      22.02.2020 14:27

      Стоит обратить внимание на Театр-вентилятор. Спектакли воздушные, как легкое дыхание, без особых претензий на гениальность. И не только спектакли, но и курсы ораторского и театрального мастерства, гитарники и пр.

  • Анонимно
    22.02.2020 09:37

    Спектакль на который ещё раз хочется сходить!

  • Анонимно
    22.02.2020 09:47

    Ага! Проснулись тролли!!! Давайте-давайте, злопыхайте дальше! Собака лает, караван идёт!
    А театр, я поздравляю с премьерой и с замечательным спектаклем!
    p.s. уважаемые читатели, не ведитесь на провокаторов, а лучше придите, посмотрите и сами составьте своё мнение.

  • Анонимно
    22.02.2020 09:53

    С премьерой, желаем удачи коллективу, побольше хороших постановок!

  • Анонимно
    22.02.2020 14:23

    Спектакль ещё не видел. Но слушал читку пьесы Михаилом Меркушиным в Калитке.
    Меркушинские картинки очень интересные, но было опасение, что из них может получиться "Любовь людей". Судя по рецензии спектакль удался. Обязательно надо посмотреть. А Меркушину не останавливаться, писать новые пьесы. Жаль, Купцов не успел сыграть.

  • Анонимно
    22.02.2020 15:36

    9.47 После таких комментариев, мне наоборот захотелось посмотреть спектакль, обязательно придем с друзьями.

  • Анонимно
    24.02.2020 16:52

    ТЮЗ с премьерой!Объединил в спектакле молодых и возрастных актеров не режиссер- Имамутдинов, а Меркушин, артист, который написал пьесу. Жена Имамутдинова ничего нового не привнесла в сценографию. Получилось, "что вижу , то - пою!" ТЮЗ, только тогда достигнет прежних высот, когда поставит спектакль по хорошей драматургии, здравомыслящим режиссером и грамотным сценографом для подростков, а не постаревших пап и мам. А "простота и открытость" была уже высказана в адрес Имамутдинова, когда он только пришел в театр. Надо ему было прислушаться.

    • Анонимно
      24.02.2020 17:13

      Т.е. когда открыто и просто говорили, что пусть бы он ставил спектакли где-то...

  • Анонимно
    25.02.2020 11:50

    А разве не Цейтлин изначально приглашалсяя на постановку "зимней сказки"?

    • Анонимно
      25.02.2020 12:37

      Было дело, да вот почему он ушел, большая загадка.

      • Цейтлин должен был ставить спектакль по роману Исигуро «Не отпускай меня», но театр не получил разрешение правообладателя на постановку. Айгуль Горнышева рассказывала об этом в интервью год назад.

        "Борис Ильич предложил поставить действительно очень интересный материал — роман британского автора японского происхождения, нобелевского лауреата Исигуро «Не отпускай меня». Мы стали добиваться урегулирования вопроса авторских прав. На территории России не оказалось агентов, которые представляли бы его интересы. Но, как бы мы ни пытались, разрешение на постановку, к всеобщему сожалению, не получили"
        Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/416153

  • Анонимно
    25.02.2020 12:32

    Теперь я больше вижу людей, повернутых на успех, на какую-то финансовую прибыль.
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/458591#comments

    А разве Вы сам не являетесь таковым??
    Очередное лицемерие...

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль