Машиностроение 
27.02.2020

Рустам Минниханов о гражданском Ми-38: «Была огромная мечта…»

Фотоистория «БИЗНЕС Online»: 20 снимков о том, как в Казани передали летчикам новый вертолет VIP-класса, где есть даже туалет

26 февраля 2020 года точно войдет в историю Казанского вертолетного завода: вчера он передал заказчику первый Ми-38 — вертолет, который называют главным кормильцем предприятия на ближайшую пару десятилетий. Но машине только предстоит завоевать сердца покупателей — и сделать это будет весьма непросто: спрос вертолеты такого класса в мире невелик, так что придется заодно и формировать рынок. О том, как напутствовали Ми-38, — в репортаже «БИЗНЕС Online».

  1. Первый серийный Ми-38 наконец-то показали и в Казани. Первый же его публичный выход был на международном авиационно-космическом салоне – 2019, где среди прочих борт осмотрели президент РФ Владимир Путин и президент Турции Тайип Реджеп Эрдоган. В конце прошлого года состоялся и первый зарубежный показ — на Dubai Airshow 2019. Министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров тогда усиленно рекламировал вертолет наследному принцу эмирата Абу-Даби шейху Мухаммеду Бен Заед аль-Нахайяну.

  2. Эту машину явно заждались. Работа над проектом стартовала на Московском вертолетном заводе им. Миля (МВЗ) в 1988 году, к изготовлению опытного образца на КВЗ приступили в 1993-м, первый полет был намечен на 1995-й, а серийное производство предполагалось начать в 1998-м. Однако взлетела машина только 22 декабря 2003 года. Тогда же начала распадаться созданная под проект международная кооперация с участием Eurocopter. В 2013-м Канада отказалась поставлять России двигатели PW 127/TS от Pratt & Whitney Canada — госдеп США опасался, что они будут использоваться на военно-транспортных машинах. В итоге ОАО «Климов» форсировало разработку собственного движка — ТВ7-117В.

  3. Президент РТ Рустам Минниханов назвал передачу заказчику первого серийного гражданского Ми-38 (до этого КВЗ построил для минобороны два десантно-транспортных Ми-38Т) знаковым событием. Да и в целом правительство республики с нетерпением ждет от завода хороших новостей. Насколько известно, некогда второй (после нефтяников) налогоплательщик Татарстана сегодня по выплатам в республиканский бюджет упал более чем в 5 раз. «Наша мечта, чтобы предприятие делало не менее 100 машин в год. Это реально», — сказал Минниханов.

  4. Экипажам тоже не терпится полноценно начать летать на этой современной машине. Ми-38 вобрал в себя все актуальные наработки российских вертолетостроителей.

  5. «Была огромная мечта сделать Ми-38 в том виде, в каком мы видим его сегодня, — обратился вчера к собравшимся Минниханов. — Это новый рубеж нашего вертолетного завода».

  6. Вчера вспомнили тех, кто вложил все силы в создание Ми-38.

  7. Генеральный директор холдинга «Вертолеты России» подчеркнул, что КВЗ всегда славился своим интеллектуальным потенциалом и работоспособностью, остается он таким и сегодня. Шеф ВР заверил, что завод готов выпускать не менее 12 Ми-38 в год. По нашим данным, до 2030-го планируется построить около 200 подобных машин. Цена каждой — $16–17 миллионов. Предположительно, уже есть контрактов на 21 вертолет. Также в январе прошла информация о том, что два Ми-38 продали за границу.

  8. Покупателем первого «цивильного» Ми-38 стал «Газпромбанк Лизинг». «У нас есть все возможности и ресурсы для финансирования обновления авиапарков как коммерческих структур, так и субъектов Федерации», — заверил генеральный директор Максим Агаджанов.

  9. Эксплуатировать данный борт станет компания «Русские Вертолетные Системы» (РВС). Управляющий директор КВЗ Юрий Пустовгаров вручил символический ключ от вертолета генеральному директору РВС Михаилу Казачкову. Тот пошутил, что получает от завода уже 17-й такой сувенир — по числу переданных его компании казанских вертолетов («Ансат», Ми-8) — и скоро, видимо, ему в ответ придется передать КВЗ ключи от своей конторы. Для кого предназначается воздушное судно, не оглашается. Предположительно, это будет борт минпромторга РФ.

  10. Кажется, Минниханов был впечатлен осмотром вертолета. Он заявил, что Ми-38 ничем не уступает иностранным конкурентам.

  11. Машина выполнена в варианте «салон» и вмещает до 10 человек. В дальнейшем один из бортов пойдет в специальный летный отряд «Россия», обслуживающий высших чиновников, в том числе Путина. Отметим, что СЛО — традиционный покупатель продукции КВЗ.

  12. Есть даже туалет, что для вертолета непривычно.

  13. Пилоты говорят, что управлять Ми-38 — одно удовольствие. Они отмечают рост пилотажных характеристик по сравнению с Ми-8.

  14. Так называемая стеклянная кабина смотрится необычайно эффектно.

  15. Несмотря на всеобщий праздник, завод, конечно, продолжал работать. В соседнем цехе ремонтировали вертолеты, например этот «Ансат-У».

  16. Радует целый ряд строящихся «Ансатов». КВЗ надеется выпускать не менее 40 таких вертолетов в год.

  17. Вчера же можно было увидеть «Ансат Aurus». На днях КВЗ получил одобрение Росавиации на производство таких вертолетов. Предположительно, на конкретно этот борт уже есть покупатель.

  18. Салон на двух VIP-пассажиров и трех сопровождающих. Дизайн-проект «Ансата Aurus» выполнен специалистами НАМИ — ведущей российской научной организацией в области автомобилестроения, разработчиком линейки автомобилей Aurus.

  19. Ми-38 — труд нескольких поколений работников КВЗ.

  20. Рынок для Ми-38 объективно меньше, чем для более легкого бестселлера КВЗ — Ми-8/17: доля сегмента вертолетов с максимальной взлетной массой 16–20 т на сегодня составляет всего 3% мирового рынка винтокрылых машин. По сути, единственный конкурент в сегменте — итало-британский AW101. Тем не менее заявлено, что Ми-38 — главная надежда КВЗ на 2020–2030-е годы.

 

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (38) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
27.02.2020 08:46

Ещё один «НЕ РЕШЁННЫЙ ВОПРОС» стоит перед КВЗ (который он никак не хочет замечать):

Есть в Татарстане экипаж, который тоже достоин звания «героя России», но который не заслужено забыли , из за прикрытия чей то безалаберности, покрытия «флага» предприятия и т. д. ( а ведь это было совсем недавно). :

26 октября 2008 г экипаж испытателей Вертолетов «Казанского вертолетного завода» выполнял очередной «будничный» полет по испытанию вертолета Ми-8.
На 15-й минуте полёта летальный аппарат вышел из под контроля (по причине не правильной установки болта в сборочном цехе завода - это установили и подтвердили многочисленные суды РФ).
Машины , на высоте 300м вошла в неуправляемый полет, и экипаж чудом , пролетая над деревней ст. Тура, «уронил» вертолёт на улочке - не задев ни одного жилого дома.
Почему завод, коллектив предприятия не хочет представлять данный экипаж к званию « героев России» тоже остаётся только загадкой.
Ведь экипаж своей кровью показал:
1) опаснейшие недочеты в работе завода ( и тем самым предотвратил ещё 1000 смертей);
2) спас посёлок от множественной трагедии;
3) что испытательные полёты - это очень серьёзная работа , которые как никакие другие характеризуются высоким риском и сложностью (тем самым показывающие, что при исполнении служебного долга - этот экипаж достоин высокой награды).
Этот экипаж испытателей Вертолетов :
Командир - Чумаков П. И.
Второй пилот - Галимов Р. Г.
Борт инженер - Хуснимарданов Ф. Ф.
Штурман - Макаренко Б. М.
Ведущий инженер - Иванков М. П.
Хотелось бы , что бы этот экипаж тоже, когда нибудь, оценили по достоинству. И земля нашла своих ГЕРОЕВ!

  • Анонимно
    27.02.2020 08:23

    12 вертолетов в год, при цене в 17 млн долларов, это выручка около 12 млрд в год грязными, для такого громадного предприятия, вычесть себестоимость, налоги, зарплаты, пр. накладные расходы... при таком неэффективном производстве гарантированно работать в убыток((( им нужно по 10 шт в месяц продавать, что бы как то самим выживать(((

    • Анонимно
      27.02.2020 09:06

      Какие 10 в месяц?
      США Индию под себя забрали.
      Будут менять советские МИ-8 морские на американские.

    • Анонимно
      27.02.2020 09:13

      В этом и проблема устаревших монстров - огромные мощности, отсутствие рынка, в итоге убытки и гос субсидии

    • Анонимно
      27.02.2020 12:47

      12 вертолетов это Ми-38, по мимо их есть Ансат Ми-8/17, и может быть опять возродят производство Ми-14. Также есть надежда забрать себе производство Ка-62 так как завод прогресс не может его вытянуть, у них большие заказы на Ка-52 и их морскую версии и плюс замена Ка-29 на перспективный вертолёт по двухосную схему.

      • Анонимно
        28.02.2020 15:17

        Развертывание сборки и изготовления вертолетов системы Камова на КВЗ потребует переоснащения технологической ленейки, а это от 5-7 млрд. руб. вложений и от 2х до 5ти лет реализации проекта

    • Анонимно
      27.02.2020 15:45

      Тесть 65 лет отработал в КВЗ.
      Там из нового еще вертолет Ансат есть он поменьше и подешевле

  • Анонимно
    27.02.2020 08:24

    В добрый путь. Получается, что это тяжелый вертолёт, если больше МИ-8.

    • Анонимно
      28.02.2020 15:20

      Документально это средний вертолет, но по возможностям это тяжёлый вертолет.

  • Анонимно
    27.02.2020 08:45

    Круто! Так держать!

  • Анонимно
    27.02.2020 08:46

    Ещё один «НЕ РЕШЁННЫЙ ВОПРОС» стоит перед КВЗ (который он никак не хочет замечать):

    Есть в Татарстане экипаж, который тоже достоин звания «героя России», но который не заслужено забыли , из за прикрытия чей то безалаберности, покрытия «флага» предприятия и т. д. ( а ведь это было совсем недавно). :

    26 октября 2008 г экипаж испытателей Вертолетов «Казанского вертолетного завода» выполнял очередной «будничный» полет по испытанию вертолета Ми-8.
    На 15-й минуте полёта летальный аппарат вышел из под контроля (по причине не правильной установки болта в сборочном цехе завода - это установили и подтвердили многочисленные суды РФ).
    Машины , на высоте 300м вошла в неуправляемый полет, и экипаж чудом , пролетая над деревней ст. Тура, «уронил» вертолёт на улочке - не задев ни одного жилого дома.
    Почему завод, коллектив предприятия не хочет представлять данный экипаж к званию « героев России» тоже остаётся только загадкой.
    Ведь экипаж своей кровью показал:
    1) опаснейшие недочеты в работе завода ( и тем самым предотвратил ещё 1000 смертей);
    2) спас посёлок от множественной трагедии;
    3) что испытательные полёты - это очень серьёзная работа , которые как никакие другие характеризуются высоким риском и сложностью (тем самым показывающие, что при исполнении служебного долга - этот экипаж достоин высокой награды).
    Этот экипаж испытателей Вертолетов :
    Командир - Чумаков П. И.
    Второй пилот - Галимов Р. Г.
    Борт инженер - Хуснимарданов Ф. Ф.
    Штурман - Макаренко Б. М.
    Ведущий инженер - Иванков М. П.
    Хотелось бы , что бы этот экипаж тоже, когда нибудь, оценили по достоинству. И земля нашла своих ГЕРОЕВ!

    • Анонимно
      27.02.2020 12:38

      Аварийная посадка вертолёта - пожалуй слишком незначительная причина для звания "Героя России".
      Тем более это был тестовый полёт, а экипаж лётчики-испытатели, специально подготовленные для таких инцидентов во время тестовых полётов.

      • Анонимно
        27.02.2020 17:13

        «незначительная причина для звания "Героя России".

        Уважаемый, сначала разберитесь хотя бы в понятиях «КАТАСТРОФА», «АВАРИЙНАЯ ПОСАДКА”, и “ИНЦИДЕНТ”,
        а потом уж рассуждайте «ПРИЧИНА ДЛЯ.....” или “НЕ ПРИЧИНА”

        • Азат Д
          27.02.2020 18:26


          Летчикам испытателям и платят за риск, это их работа.

          • Анонимно
            27.02.2020 18:49

            А военным, полицейским, МЧС, космонавтам - не платят ???

            • Азат Д
              27.02.2020 20:10


              Платят, но за их работу, за риск, им героя не дают.

              • Анонимно
                1.03.2020 17:57

                В результате боя погибли 84 военнослужащих. За проявленное мужество 22 десантникам присвоено звание Героя России, из них 21 — посмертно. Орденом Мужества были награждены 68 солдат и офицеров, 63 из них — посмертно.

                Десантники погибли в 2000 году в Шатойском районе Чечни в бою с многократно превосходящими силами боевиков банды Шамиля Басаева и арабского наемника Хаттаба. В ходе сражения, продолжавшегося с 29 февраля по 1 марта, 90 военнослужащих выдержали нападения выходящей из окружения группировки боевиков численностью до 2,5 тыс. человек.
                https://www.business-gazeta.ru/news/459620

      • Анонимно
        27.02.2020 17:27

        А зачем мы тогда даём «ГЕРОЕВ РОССИИ» военным, полицейским, МЧС, космонавтам ?????
        По вашим словам все эти категории же «специально подготовленны для таких инцидентов ...».
        Это первое.

        А второе :
        Уясните сначала для себя понятия «КАТАСТРОФА», «АВАРИЙНАЯ ПОСАДКА» и «ИНЦИДЕНТ» , а потом уже пытайтесь рассуждать «незначительная это причина для звания.....» или нет.

        • Анонимно
          27.02.2020 19:38

          «Героя» или «Не героя», но в любом случае этот экипаж достоин какой-то ДОСТОЙНОЙ НАГРАДЫ!

          Если мы видим в повседневной жизни :
          “Блогера Кристину Потупчик наградили орденом «За заслуги перед Отечеством»: закрытая церемония прошла в Кремле«
          https://www.business-gazeta.ru/news/420476

      • Анонимно
        28.02.2020 15:23

        Уложить машину на 10-15метровую ширину улочки в неконтролируемом полете, этому невозможно научить.

        • Анонимно
          28.02.2020 16:59

          Ещё один «лигаевец», защитник нач. сборочного цеха. (сынка Лигай).

    • Азат Д
      27.02.2020 18:27


      "Машины , на высоте 300м вошла в неуправляемый полет, и экипаж чудом , пролетая над деревней ст. Тура, «уронил» вертолёт на улочке - не задев ни одного жилого дома." - вы не видите сами у себя диссонанс?


      • Анонимно
        27.02.2020 18:54

        А то , что завод , не установив правильно болт в управление - убил экипажей испытателей. Вы не видите сами у себя диссонанс ?

        • Азат Д
          27.02.2020 20:10


          Так за что героя?
          Лётчикам испытателям за это и платят, за риск.
          А кто болт не правильно закрутил, того посадили, и не одного человека.

          • Анонимно
            27.02.2020 21:10

            А за что блогерам тогда дают «Орден за заслуги перед отечеством»» ?

            “Блогера Кристину Потупчик наградили орденом «За заслуги перед Отечеством»: закрытая церемония прошла в Кремле«
            https://www.business-gazeta.ru/news/420476

          • Анонимно
            27.02.2020 21:17

            За то , что они:
            - «ИСПЫТАТЕЛИ ВЕРТОЛЕТОВ» и за то , что они
            - ПОГИБЛИ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ СВОИХ СЛУЖЕБНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ.
            - за то , что показали СМЕРТЕЛЬНЫЙ БРАК в сборочном цехе завода.
            А если у вас все сводится к словам « за это платят» , то вам тяжело ещё что либо объяснять.

            • Анонимно
              1.03.2020 19:36

              Согласно «Положениям о наградах» :
              - представление к наградам должен представить коллектив предприятия. Хотя в некоторых случаях Первое лицо сам инициирует эту процедуру.
              Все зависит от степени резонасности СМИ и общества.

  • Анонимно
    27.02.2020 09:15

    Здорово, начинает хоть что то возрождаться. Надо делать массовым и доступным малую авиацию, дотировать. В советский период можно было из любого города улететь в любой ближайший город напрямую. Из Бугульмы летали в Казань Як-40, из Нурлата в Альметьевск МИ-8, даже в Сарманово можно было улететь на вертолёте.

  • Анонимно
    27.02.2020 09:18

    У нас вертолеты делают, как будто это космические аппараты, долго и нудно. Разговоров больше...

    • Анонимно
      27.02.2020 10:44

      да уж, америкосы на марс кюриосити отправили с меньшим пафосом

  • Анонимно
    27.02.2020 10:12

    Сделать детали из металла завод может в срок, предыдущие снабженцы напокупали его на откатах на 20 лет вперед, лежит гниет штабелями. А вот начинить электроникой уже проблема т.к. снабжение на заводе не работает от слова вообще. Ниток в цехе нет,жгуты вязать нечем. Сняли, уже сбились какого по счету, начальника снабжения, выписали иногородних как при Петре, толку ноль, тоже по собственному написали. Все дырки завод затыкает оставшимися, конструкторами, которые и за снабжение и за технологов и за расцеховщиков. А еще всех подряд привлекают к инвентаризации,которая идет в третий раз. А вы говорите вертолеты делать! Когда?

  • Анонимно
    27.02.2020 11:45

    А где Лаврентьев. Только он может протолкать эти вертолеты в Индию и перекрыть поставку туда американских вертолетов.

    • Анонимно
      27.02.2020 15:47

      Он что то запатентовал там и спокойно получает свою долю за патенты, а создавали все вместе, всем заводом

  • Анонимно
    27.02.2020 11:45

    СЛО Россия это, конечно, здорово. Но когда уже начнут возить обычных граждан России по доступным ценам, у нас труднодоступных поселений полно, да и просто по Татарстану иной раз нужно добраться быстро. Похоже, не увидим мы расцвет малой авиации для простых смертных

    • Анонимно
      27.02.2020 23:28

      Если не возят - значит, спроса нет. Сейчас же коммерция, если спрос появится, найдется какой нибудь коммерсант и на этом участке.

  • Анонимно
    27.02.2020 12:03

    Впечатляет. Успехов и в изготовлении и в небе и на земле и в торговле.

  • Анонимно
    27.02.2020 16:35

    Отличная новость! Уважение Рустаму Минниханову, отлично развивает республику, чувствуется экономическая жилка, которая так необходима, при принятии важнейших, стратегических решений, в истории Татарстана!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль