Машиностроение 
28.02.2020

Газоход «Чайка»: Ренат Мистахов взялся за то, что пока не удалось никому

За бравурными речами о том, что по Казанке пойдут суда на СПГ, множество проблем

Необычное судно заложили вчера на Зеленодольском заводе им. Горького — прогулочная «Чайка» будет работать на сжиженном природном газе. Сдать судно обещают к 100-летию ТАССР, то есть уже в августе: срок рекордный для столь сложного проекта. Как выяснил «БИЗНЕС Online», татарстанские конструкторы не раз подступались к этой теме, но взамен одних решенных технических проблем получали другие. Кроме того, непонятно, будет ли выгодно покупать такие суда.

Вчера на заводе им. Горького» заложили речное прогулочно-экскурсионное судно проекта 03622 «Чайка» Вчера на заводе им. Горького заложили речное прогулочно-экскурсионное судно проекта 03622 «Чайка» Фото: president.tatarstan.ru

НЕКУДА ДЕВАТЬ ГАЗ?

Вчера на заводе им. Горького (входит в руководимую Ренатом Мистаховым судостроительную корпорацию «Ак Барс» холдинга «Ак Барс») заложили речное прогулочно-экскурсионное судно проекта 03622 «Чайка». Его особенность — двигатели, работающие на сжиженном природном газе (СПГ): до сих пор в России такое делали только на экспериментальных катерах.

Судно спроектировали специалисты «Зеленодольского проектно-конструкторского бюро» (ЗПКБ). Длина «Чайки» — 58,8 м, ширина — 10,8 м, осадка — 1,2 метра. Скорость — 18 км/ч, дальность плавания по запасам топлива — 400 км, автономность — 24 часа. Экипаж — три человека, вместимость — не менее 170 пассажиров. Конструкторы специально предусмотрели возможность прохода под низкими мостами — как известно, первые маршруты «Чайки» будут начинаться на Казанке (конечные точки — Болгар и Свияжск), где этот параметр актуален. Сдать суда намерены к 100-летию ТАССР, то есть к концу августа 2020 года.

Длина «Чайки» — 58,8 м, ширина — 10,8 м, осадка — 1,2 м. Скорость — 18 км/ч, дальность плавания по запасам топлива — 400 км, автономность — 24 часа. Экипаж — 3 человека, вместимость — не менее 170 пассажиров Длина «Чайки» — 58,8 м, ширина — 10,8 м, осадка — 1,2 метра. Скорость — 18 км/ч, дальность плавания по запасам топлива — 400 км, автономность — 24 часа. Экипаж — три человека, вместимость — не менее 170 пассажиров Фото: president.tatarstan.ru

К вчерашней закладке завод шел 6 лет. Идею прорабатывали с начала 2014 года. Тогда за облик газохода отвечало петербургское «Агат Дизайн Бюро» — давний партнер завода, спроектировавший для него скоростные теплоходы А45 и А145. Однако с переходом под крыло горьковчан Зеленодольского ПКБ возникла необходимость загружать собственные интеллектуальные мощности… Следующий этап наступил в 2016-м — тогда холдинг «Ак Барс» подписал с «Газпромом газомоторное топливо» (ГГМТ) соглашение о сотрудничестве в реализации проекта пассажирских судов на СПГ… И вот теперь третий этап.

Вчера на торжественной церемонии много рассуждали об актуальности газоходов — дешевизне и экологичности топлива, пониженном износе двигателей, технической продвинутости проекта. Жаль только, что никто из чинов правительства РТ, минтранса РФ, Речного регистра, представителей «Газпрома», корабелов не стал общаться с прессой — никаких подходов, а ведь спросить было о чем. Например, почему в Татарстане до сих пор не построили завод по сжижению газа, ведь он должен был заработать еще в 2016 году? Или есть мнение, что тотальный переход на газомоторку объясняется тривиально: главному идеологу внедрения газомоторной техники (не только судов) — «Газпрому» — попросту некуда девать свой продукт. Кстати, в 2016-м председатель совета директоров компании Виктор Зубков говорил об этом вполне открыто и констатировал, что идеальным решением было бы увеличить потребление газа.

Но это так, из общего — есть вопросы конкретно по технике.

Сдать судна намерены к 100-летию ТАССР, то есть к концу августа 2020 года Сдать суда намерены к 100-летию ТАССР, то есть к концу августа 2020 года Фото: president.tatarstan.ru

«ЗЕЛЕНОЕ» ЗНАЧИТ ДОРОГОЕ?

Что ставят в плюс газомоторным судам?

Первое — относительная дешевизна топлива: оно стоит примерно на 30% ниже по сравнению с традиционным. Для отрасли, которая в силу сезонности не блещет экономичностью, снижение главной статьи расходов — первоочередная задача: рентабельность сразу могла бы подрасти на 15–25%.

Второе — большой моторесурс: экономия на обслуживании таких движков доходит до 20%.

Третье — экологичность. Считается, что под давлением ужесточающихся «зеленых» требований перевод судов на газовое топливо приобретет массовый характер и СПГ из альтернативного моторного топлива превратится в основное.

Однако есть всякие интересные «но».

Первое: где возьмут двигатели? За рубежом есть достаточно отработанные судовые движки на СПГ, в России их нет. Напрашиваются корейский (Hyundai), немецкий (Deutz) и финский варианты — Wartsila из Суоми считается лидером в этой области. Но, учитывая санкционные риски, покупки за границей выглядят сомнительно.

Второе. Нужны газозаполнительные станции на причалах, то есть заправки для судов. Когда они появятся? Четыре года назад руководство завода заявляло и строительство плавучей заправочной станции, говорилось и о том, что обеспечение газоходов инфраструктурой возьмет на себя ГГМТ, но конкретики никакой нет.

Экономия на обслуживании таких движков доходит до 20% Экономия на обслуживании таких движков доходит до 20% Фото: president.tatarstan.ru

Третье. Фактора дешевизны топлива все равно недостаточно, чтобы сделать для бизнеса привлекательной покупку речных судов. Добавим, что судно на СПГ на 10–15% дороже традиционного аналога. Уверяют, что эти дополнительные расходы окупятся за 5–8 лет за счет более низкой цены на топливо, но это может показать только практика. Необходима эффективная система лизинга. Разработана ли она? Вчера об этом не сказали ни слова, хотя на мероприятии был представитель заказчика первой «Чайки» — государственной транспортной лизинговой компании. Вот самой ГТЛК это, наверное, выгодно — постановлением правительства РФ от 25 декабря 2019-го в 2019–2021 годах федеральный бюджет предоставляет ей субсидии «на осуществление капитальных вложений в приобретение объектов недвижимого имущества — гражданских судов водного транспорта».

Четвертое. Некоторые полагают, что применение газа в качестве топлива увеличивает выбросы окислов азота в атмосферу.


О ЧЕМ ГОВОРИТ МИРОВАЯ ПРАКТИКА

Пятое и самое интересное. Газоход — весьма специфическое судно. Сжиженный газ требуется размещать на открытой палубе, места для баллонов надо много, то есть это проблемы площадей, веса, остойчивости (последнее особо актуально для пассажирских судов). Очень жесткие требования по контролю к утечке газа. Неслучайно почти все ходящие по Мировому океану газомоторные суда (дай бог, если их наберется 100) — это в основном огромные конструкции типа пятерки норвежских морских паромов, построенных в 2006–2007 годах. В 2013-м в первый рейс ушел финский паром на СПГ Viking Grace. В 2013 году в Австралии построили (точнее, переоборудовали) самый скоростной в мире паром на СПГ, он работает в Южной Америке. Сообщалось, что в Северной Америке планируется построить 42 газовых корабля, включая 17 паромов, 12 танкеров и сухогрузов, 6 судов обеспечения, 6 контейнеровозов. Из речных «газоходов» можно назвать, пожалуй, только эксплуатирующуюся в Германии и, по сути, экспериментальную баржу Greenstream, построенную по заказу корпорации Shell… Рискнем предположить, что на отработку газовой техники для небольшого прогулочного суденышка уйдет немало времени.

Интересно, что ЗПКБ с подачи правительства РТ уже прорабатывало газомоторную тему — в конце 90-х и середине нулевых, но все стопорилось неочевидностью преимуществ газоходов, из очевидных было только сокращение затрат на топливо. «Да и мировая практика пока не показывает сколь-либо успешной реализации этой идеи, — рассказал „БИЗНЕС Online“ эксперт по судостроительной тематике Владимир Леонов. — Лидеры в данном вопросе отсутствуют, и Россия вроде бы вырывается вперед, но опять-таки у нас были только отдельные попытки применения СПГ на судах — разовые экспериментальные работы на небольших прогулочных катерах, и про успехи ничего не слышно. Словом, теоретически все сходится, а практически — не особо. То же ЗПКБ взамен решенных технических проблем получило другие. То есть не все так просто».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (56) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
28.02.2020 11:01

Хорошая затея! Давно пора обновить парк теплоходов республике! По Волге ходят давно уже устарелые теплоходы, постройки прошлого века, страшно даже до Булгар и Свияжска с детьми летом отправляться. Так что успехов строителям!

  • Анонимно
    28.02.2020 08:29

    Было бы здорово.

    Может поможет Казанский Научно-образовательный центр мирового уровня, созданный 4 дня назад?

  • Анонимно
    28.02.2020 08:30

    у соседа "уникальная" газель на СПГ ))) что там уникального? ну кроме баллонов с газом под давлением 250 атм... тот же мотор, тот же корпус. некоторые, особо бережливые, даже обычные лодки с подвесниками умудряются на газ переводить.

    • Анонимно
      28.02.2020 09:18

      Газель на СПГ?
      в лучшем случае на КПГ, в скорее всего на пропане
      СПГ сосед в ближайшей округе и не найдет

      • Анонимно
        1.03.2020 00:12

        Поясните, что вы имели в виду под словами «на пропане»?

    • Анонимно
      28.02.2020 12:58

      откуда информация о давлении? СПГ вообще то хранят при криогенных температурах что позволяет держать невысокие давления.

      • Анонимно
        28.02.2020 18:18

        Он не понимает что такое СПГ

      • Анонимно
        29.02.2020 07:47

        Сжиженный природный газ это то, что находится в обычных газовых баллонах. Хорошо знакомых абсолютно всем.
        Никаких криогенных технологий - чушь какую-то написали.

        • Анонимно
          1.03.2020 19:31

          В обычных газовых баллонах хранят сжатый газ. Сжиженный природный газ хранится в специальных теплоизолированных ёмкостях при небольшом избыточном давлении. Вы, похоже, сами ничего не понимаете!

          • Анонимно
            2.03.2020 13:03

            В школу! Срочно!
            В бытовых газовых баллонах хранится обычный сжиженный газ. И там он хранился всегда.

            • Анонимно
              2.03.2020 18:33

              Дядя, речь идёт о СПГ! Сжиженный природный газ! У него другие термодинамические свойства! Сами идите в школу!

            • Анонимно
              2.03.2020 19:23

              СПГ (сжиженный природный газ) это примерно 90% метана. В бытовых газовых баллонах хранят пропан. У этих газов разные свойства.

  • Анонимно
    28.02.2020 09:26

    С такой скоростью до Булгара теплоход доберется за 6 часов, кому это нужно?

  • Анонимно
    28.02.2020 09:33

    Очередной провальный проект Мистахова ! Он уже "завалил" своими катерами ОАЭ, где результат ?! Создал некому не нужный корпорацию , сидят толпа бездельников ... Взял керчинский завод , а наш завод загнал в санкционный список .... Вот вам результат

    • Анонимно
      28.02.2020 10:53

      Вообще то вроде катера как Вы называете это видимо А 145 завод успешно реализовал и ведёт переговоры на строительство ещё серии таких судов и совсем в другую страну.
      И что на заводе плохо работается даже если в санкционном списке? У нас сейчас полстраны таких предприятий. Вроде как зарплату на заводе выплачивают своевременно и не маленькую ( если конечно человек ее зарабатывает) а не относится к работе прошёл день и ладно , и успевает комментарии здесь писать. Так что работайте хорошо и не отвлекайтесь на написание глупых комментариев.

    • Анонимно
      28.02.2020 11:26

      Очередной недальновидный отзыв злопыхателей которым лишь бы ничего ни делать. Как можно судить о результате когда только заложили судно. Развиваются все направления и это здорово когда ставка не только на военку, а на развитие новых современных технологий. Да и завод в санкции явно не лично Мистахов загонял )

    • Анонимно
      1.03.2020 00:15

      Мистахов просто умница!
      Он ваши безграмотные комментарии даже не читает. Они ему безразличны.

  • Анонимно
    28.02.2020 09:38

    Разве таким должно быть прогулочное судно.На таком только полторы сотни скрюченных бабулек можно довезти до Садовой.Низкая крыша ни каких прогулочных палуб.Даже на ржавом омике и то приятней прокатиться по Волге.Заранее обречённый проект.Покрутятся с газом а потом поставят обычные дизеля и на этом всё кончиться.Для прогулок судно надо создавать по типу бывшего Волгаря чтоб днём экскурсии катать а по ночам танцы устраивать со столиками.

    • Анонимно
      28.02.2020 11:45

      Еще не успели построить а наши "профессионалы" уже все раскритиковали. Отличный проект ! Будущее за перспективными технологиями.

  • Анонимно
    28.02.2020 09:42

    За газовыми двигателями будущее, что уж тут лясы точить

  • Анонимно
    28.02.2020 09:51

    Будущее за газовым топливом, несомненно.
    Вопрос инфраструктуры пока ключевой. Тут получается замкнутый круг. Нет спроса, нет и заправок. А спроса нет, в т.ч. потому, что и заправок нет)
    Не путайте, пожалуйста, компримированный и сжиженный природный газ.
    КПГ уже внедрен повсеместно.
    СПГ производится только у крупнейших портов страны, в т.ч. в С-Пб. Ну и проекты ЯМАЛ-СПГ, Сахалин и т.д. Насколько я знаю, есть завод в Екатеринбурге, больше сжиженный не достать. Проект завода в Чистополе как раз и относится к СПГ.
    Разница между компримированным и сжиженным природным газом очевидна. При равных объемах хранения, количество сжиженного газа в 3 раза больше компримированного. А это более длительные пробеги от заправки до заправки. Это уже другая экономика и маршруты

    • Анонимно
      28.02.2020 10:17

      вот только хранить сжиженный природный газ нужно при минус 180 градусах вроде, или около того. сжатый можно и без холодильника, но давление в баллонах 250 атм((( а будущее все равно за электричеством.

      • Анонимно
        28.02.2020 23:52

        Тото в Газелях он при минус 180 хранится

      • Анонимно
        29.02.2020 13:13

        Где вы охлаждает баллон со сжиженным газом для своей плиты на даче?
        Минус 180 - эко загнул!

        • Анонимно
          29.02.2020 17:28

          А ещё есть красивая цифра в минус 273 градуса)
          Почему ее никто из комментаторов-экспертов не использовал?

          • Анонимно
            1.03.2020 19:35

            Для плиты на даче применяют баллон со сжатым газом. В нем газ, а не жидкость.

            • Анонимно
              2.03.2020 17:26

              Вас заблокировали в Яндексе и Google одновременно?)))

              • Анонимно
                2.03.2020 18:47

                Здесь да, согласен. В баллонах на даче сжиженный газ (пропан) другой, не природный. Природный это примерно 90% метана. + другие составляющие. Метан в жидком состоянии в этих баллонах не удержите, их разорвет. Собственно это и хотел сказать.

                • Анонимно
                  3.03.2020 00:37

                  Конечно. Метан и не ожижают для использования в «быту».
                  Его применяют в сжатом (как тут один загнул - компримированном) виде.

  • Анонимно
    28.02.2020 10:20

    Глупости это все, ничего не получится. Само судно нормальное, и рассчитовать надо на классические двигатели. И вместимость 170 и более - это много для туристического борта одного дня. Человек 50 - 60 и вперед, ч чтоб пустым не кататся. 170 вместимость, это для дальних маршрутов с каютами и не как иначе.

  • Анонимно
    28.02.2020 11:01

    Хорошая затея! Давно пора обновить парк теплоходов республике! По Волге ходят давно уже устарелые теплоходы, постройки прошлого века, страшно даже до Булгар и Свияжска с детьми летом отправляться. Так что успехов строителям!

    • Анонимно
      28.02.2020 13:08

      При качественном обслуживании и модернизации год постройки для судна ничего не значит, за границей до сих пор в эксплуатации корабли, построенные в середине прошлого века. То что у нас по Волге плавает хлам связано с тем, что у речников мало денег. Они не могут позволить себе не то что новое судно, а даже качественный капремонт старого.

      • Анонимно
        28.02.2020 13:44

        Только вот пассажирам и туристам от этого не легче. В нашей стране шевелиться начинают только после трагедий. Хорошо, что люди задумались над вопросом обновления пассажирских судов. Всей России необходимы новые теплоходы! Пусть строят как можно больше!

  • Анонимно
    28.02.2020 11:02

    Радоваться надо, что хоть что-то передовое в нашей промышленности появляется и что есть люди, которые не боятся двигать прогресс.

    • Анонимно
      28.02.2020 12:11

      В этом отношении Мистахов практически опережает все предприятия, которые выпускает суда.Во всех отшношениях движущим ядром является Егоров

  • Анонимно
    28.02.2020 11:10

    Зеленодольские судостроители всегда были первопроходцами, от этого и славились на всю страну. Изначально, любые их суда и корабли кажутся иллюзией, а потом гордость берёт за то что построили. Молодцы!

  • Анонимно
    28.02.2020 11:10

    Как и многие предприятия в Татарстане завод горького идет пионером в освоении новой продукции. В свое время на заводе построили первое судно на подводных крыльях Метеор, речные скоростные суда А45-1, морские А145 и посмотрите многие из них сейчас активно используются. Так что не обращайте внимания на нелесные комментарии выше, зато теперь есть новая работа заводу, ещё один инновационный проект в копилку предприятия, а самое главное людей не сокращают,а наоборот загружают работой.
    Молодец Ренат Искандерович! Так Держать!

  • Анонимно
    28.02.2020 11:31

    В любом случае реализация такого масштабного нового проекта - это развитие, новые технологии, движение вперед! Конструкторская мысль не должна стоять на месте, она должна лететь вперед, в будущее, находить свое применение здесь и сейчас! Прогрессивные наработки в гражданке – это будущее! Мир развивается и мы не должны отставать!

  • Анонимно
    28.02.2020 11:32

    Больше патриотизма и оптимизма, господа! Даешь сильной стране – современный гражданский флот. Без этого никуда! Возможности наших татарстанских конструкторов и судостроителей вполне позволяют укрепить транспортную отрасль России!

  • Анонимно
    28.02.2020 11:43

    Почему глупости ?! отличный проект - новый, первый в России, именно прогулочный вариант по Казанке и Волге, ориентированный на туристов. То что надо !

  • Анонимно
    28.02.2020 11:57

    Хорошо, что и завод, и ЗПКБ активно работают и прорабатывают всевозможные направления развития предприятий. Будут заказы, будут у людей и работа, и зарплата.

  • Анонимно
    28.02.2020 11:59

    Ой, ну и комментаторы тут. Прям одни конструктора я гляжу и эксперты в области СПГ.. а статья то какая компрометирующая. Все будет хорошо. ВЫ ПОСМОТРИТЕ КАКИЕ СУДА У НАС В РЕЧПОРТУ?! Давно на металлолом сдавать пора.
    Наконец то новое что то будет. Вперёд, зеленодольцы молодцы! Успехов вам.

  • Анонимно
    28.02.2020 13:52

    Любое действие вызывает противодействие! Отличная новость- ПРОСТО про то что начали что то строить, тем паче такое новое и гражданское. Это не на Газель баллоны прикрутить. Задачу ЗЕЛЕНОДОЛЬЦЫ поставили себе серьезную. Теперь ждем такую же ХОРОШУЮ новость про запуск в экспуатацию.

  • Анонимно
    28.02.2020 13:57

    Господа комментаторы! Здесь каждый считает себя экспертом и уверенно рассуждает о том, что и как надо или не надо. А ведь на это есть профессионалы и специалисты! Считаю, что не должны мы огульно хаять все новое, но кому-то пока непонятное. В любом случае судостроители Зеленодольска смогли сделать новый шаг в своем развитии. Бесценный опыт, полученный при проектировании и строительстве новых кораблей и судов, позволяет добиваться успеха в других сферах, развивать промышленность в целом! Успехов вам, заводчане!

  • Анонимно
    28.02.2020 15:12

    Все новое всегда воспринимают в штыки, но без инноваций нет развития, кб для того и созданы, что бы предлагать новые технические решения возникающих проблем, так что молодцы ребята работают, развиваются и развивают наш флот, так держать!

  • Анонимно
    28.02.2020 18:24

    СПГ не для пассажирского транспорта! СПГ следует применять только для использования в грузовом транспорте (в речном - баржи).

    • Анонимно
      1.03.2020 00:19

      Спасибо за наставление)))
      А то бы мы таких дров наломали)))

      • Анонимно
        1.03.2020 19:38

        СПГ высокой степени взрывопожарное топливо и с этим связано высокие требования к его применению и потому подвергать риску пассажиров не следует.

        • Анонимно
          2.03.2020 13:07

          Ха-ха-ха!
          Именно поэтому он повсеместно используется на автомобилях.
          А уж новый термин "взрывопожарное" - сами то поняли, что хотели написать?

          • Анонимно
            2.03.2020 18:38

            Одно дело автомобиль с небольшим количеством пассажиров, другое дело судно с большим количеством людей.

  • Анонимно
    28.02.2020 19:41

    Статья о том,как раскроить бюджет РТ под громкие лозунги.Клоуны.Вы,что поверили?Я не сомневаюсь,что они что-нибудь построят.Но на этом все.....на кладбище.

  • Анонимно
    28.02.2020 19:45

    У меня есть катер но чтобы его заправить приходится таскать бензин в канистрах . Раньше была заправка на локомотиве . Можно было подплыть и заправится . Сейчас нет и негде заправится на воде . Казань вообще не развита для прогулок на воде . Никакой инфраструктуры . Лодочные базы прошлый век . Идея с газомоторным катером на этом фоне выглядит утопическим

  • Анонимно
    28.02.2020 19:52

    Отрицательный результат, тоже результат. Кто ни чего не делает, тот никогда не ошибается.

  • Анонимно
    28.02.2020 22:16

    Время покажет ! А мы не должны стоять на месте и обсуждать !

  • Анонимно
    29.02.2020 11:15

    Переделать любой дизель для работы на газу ПРОПАНЕ, а не СПГ вообще не проблема. Плюсов от этого много. 1. Дешевле дизельного топлива 2. Не изнашивается дорогая топливная аппаратура. 3 Газ невозможно слить, а точнее украсть. И строить для этого новое судно вообще не требуется.
    Необходимо разработать технический регламент на заправку судов дизельным топливом.
    Построить сеть заправок для судов на воде.
    Разработать и согласовать с контролирующими органами переоборудование существующих речных судов по работу на пропане.
    Но это не интересно так как на это сложно и дадут мало денег по сравнению со строительством нового судна, а ток же нельзя будет пропиарится.

    • Анонимно
      1.03.2020 19:46

      Для выработки протана из природного газа надо строить газоразделительные установки, а это дорого. Проще использовать природный газ, тем более, что он по трубопроводам транспортируется практически по свей территории страны. Ожижительные установки построить проще и дешевле. Пропана в природном газе 1,5% и поэтому надо перерабатывать большие объёмы газа.

  • Анонимно
    6.03.2020 21:40

    Коррупция захлестнула всю страну и Татарстан не исключение. Давненько не ворошили улей!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль