Общество 
28.02.2020

Сядьте и выпейте чая. Когогину и Магдееву пора прекратить драку – победителя не будет

Редакционная статья «БИЗНЕС Online»: почему автобусный кризис стал зеркалом глубинных противоречий КАМАЗа и челнинских властей. И где выход?

Спор вокруг «НЕФАЗов» оказался ящиком Пандоры, открыв который Сергей Когогин и Наиль Магдеев невольно извлекли на поверхность застарелый вопрос стратегии развития автограда. По большому счету Челны перестают быть моногородом, но отношения между ними и КАМАЗом пока не пришли в соответствие с новыми реалиями. «БИЗНЕС Online» проанализировал основные болевые точки, которые сегодня влияют на отношения города и автогиганта.

Публичный конфликт между руководством КАМАЗа и властями города — первый за последние четверть века Публичный конфликт между руководством КАМАЗа и властями города — первый за последние четверть века Фото: nabchelny.ru

СПОР ОБ АВТОБУСАХ КАК casus belli 

Публичный конфликт между руководством КАМАЗа и властями города — первый за последние четверть века. Предыдущий был инициирован властями города еще в середине 90-х, когда КАМАЗ лежал на боку и его вклад в экономику города был на историческом минимуме. 

Рафгат Алтынбаев, в ту пору занимавший пост мэра, жестко критиковал КАМАЗ за то, что завод плохо платит налоги в городскую казну, и устраивал громкие показательные акции: например, гаишники и налоговые полицейские как-то остановили в городе служебный Volvo Ильдара Халикова, в ту пору финансового директора КАМАЗа, высадили его и арестовали автомобиль в счет уплаты налоговых долгов автогиганта. 

С тех пор в Челнах сменились четыре мэра, но ни один конфликт автогиганта и города (а различные споры, безусловно, были), не выплеснулся наружу. По большому счету, и город, и КАМАЗ могли и должны были выйти из конфликта, пожав друг другу руки. Такой шанс был — даже после того, как Сергей Когогин сделал историю публичной, Наиль Магдеев продолжал настаивать на том, что она не выходит за рамки спора двух хозяйствующих субъектов, и даже рассказывал журналистам о том, как он с Когогиным за чаепитием посмеивается над фантазиями журналистов.

Но КАМАЗ, уже получив свои автобусы назад, продолжает наносить все новые информационные удары по городу: так, на заседании горсовета главный финансист автогиганта Андрей Максимов подверг критике власти города за то, что они развивают ТОСЭР, не занимаясь при этом наращиванием численности трудовых ресурсов. Депутаты-камазовцы демонстративно покидают сессию, лишая собрание кворума, а на следующем заседании выступают против выделения дотаций городскому трамваю из бюджета. Вслед за этим корпоративная газета КАМАЗа публикует фотографии возвращенных две недели назад 190 автобусов, указывая на то, что автогигант получил их в ужасном техническом состоянии. Возникает впечатление, что КАМАЗ сознательно обостряет ситуацию с некими своими целями.

На заседании горсовета главный финансист автогиганта Максимов подверг критике власти города за то, что они развивают ТОСЭР, не занимаясь при этом наращиванием численности трудовых ресурсов На заседании горсовета главный финансист автогиганта Андрей Максимов подверг критике власти города за то, что они развивают ТОСЭР, не занимаясь при этом наращиванием численности трудовых ресурсов Фото: president.tatarstan.ru

НУЖНА ПОПЫТКА №2

У КАМАЗа своя правда, но и у команды Магдеева — своя. Публично мэр ее особо не озвучивает, однако кулуарно представители исполкома говорят, что автобусы были сырые, было много брака. Об этом же «БИЗНЕС Online» говорили и некоторые независимые от городских властей источники. Плюс есть проблемы с другими эксплуатантами «НЕФАЗов» — так, казанские перевозчики грозили год назад судом их производителю после того, как автобус загорелся во время движения на проспекте Ямашева. Были проблемы с «НЕФАЗами» в Крыму. Можно разбираться в причинах, но в любом случае за камазовскими автобусами в результате всех этих историй тянется негативный информационный шлейф. 

Выигравших в этой истории нет, а для КАМАЗа весь этот скандал — и вовсе выстрел себе в ногу, причем на ключевом направлении. В конце прошлого года в своем интервью Когогин заявил, что не видит драйверов роста для рынка тяжелых грузовиков — он «схлопывается». Соответственно, тематика общественного транспорта становится точкой прорыва. Недавно сообщалось, что в 2020 году КАМАЗ планирует увеличить поставки автобусов на 54%. И этот рынок в России действительно растет, многие города хотели бы трансформировать систему перевозок по европейскому образцу и перейти от маршруток к большеформатным автобусам. Но теперь конкуренты КАМАЗа могут смело говорить, что у него ничего не получается даже в родном городе. Представьте, если бы в Минске доминировали бы не «МАЗы»  стерпели бы там такое?

В Челнах все свелось к тому, что КАМАЗ просто продал автобусы по лизинговой схеме, а город в меру своих способностей просто их эксплуатировал. Результат — катастрофический В Челнах все свелось к тому, что КАМАЗ просто продал автобусы по лизинговой схеме, а город в меру своих способностей просто их эксплуатировал. Результат — катастрофический Фото: president.tatarstan.ru

Челны должны быть для КАМАЗа витриной, а не позором. Что для этого нужно? Возможно, отбросить обиды и начать заново. Совместно привлечь лучших специалистов и внедрить в городе готовое комплексное решение, образец системы управления городским транспортом, который можно было бы потом тиражировать по всей России. Сюда бы пошли в плюс и изначально разумно разработанная дорожная сеть Челнов, и масштабные работы команды Магдеева по ее реконструкции. Эта модель внедрения перевозок на больших автобусах должна предусматривать комплексное решение вопросов: собственно эксплуатацию, обслуживание, финансовую модель, обучение водителей и механиков, а также разработку маршрутной сети, навигации и других составляющих. Имея такой «коробочный продукт» и готовый демонстрационный стенд в виде полумиллионного города, КАМАЗ мог бы порвать всех конкурентов не только в России, но и на экспортных рынках. Все же хотят купить не проблемы, а проверенные, работающие на практике вещи. 

Но в Челнах все свелось к тому, что КАМАЗ просто продал автобусы по лизинговой схеме, а город в меру своих способностей просто их эксплуатировал. Результат — катастрофический. 

Концептуально пересмотреть модель «Город — это КАМАЗ» сложно, учитывая, что изначально город строился именно как «спальня» при заводе Концептуально пересмотреть модель «Город — это КАМАЗ» сложно, учитывая, что изначально город строился именно как «спальня» при заводе Фото: Владимир Зотов

ИГРА В МОНОГОРОД

Впрочем, дело не только в автобусах — конфликт лишь оказался моментом истины, когда вскрылась вся глубина противоречий между властями города и градообразующим предприятием.

Начиная с кризиса 2008 года Челны всячески подчеркивают свой статус моногорода. Это оправданно, доля КАМАЗа в городской экономике — около 40% (плюс целый автокластер, ориентированный на автогигант), но все-таки больше объясняется тем, что данный статус позволил получать различные преференции. За эти годы статус моногорода способствовал Челнам в получении миллиардов рублей на различные проекты, связанные прежде всего с решением проблемы безработицы и развитием инфраструктуры. Но все же сегодняшние Челны — это не Пикалево, не Камские Поляны, и даже не Нижнекамск. Это город с населением более полмиллиона человек, центр крупной агломерации. По численности населения, уровню социально-экономического развития, валовому продукту Челны превосходят многие столицы субъектов Российской Федерации. И в этом смысле статус моногорода — это отчасти игра. Она необходима в связи с тем, что в городе уже много лет ломают голову над тем, как сделать его экономику более устойчивой и соответствующей его размерам.

Дискуссии о будущем Челнов идут с тех пор, как город пережил кризис 90-х, когда стало понятно, что зависимость от одного «главного» предприятия несет с собой очень большие риски. Тогда город пережил массовую безработицу, большой отток населения и бурный рост преступности.

Дискуссии о будущем Челнов идут с тех пор, как город пережил кризис 90-х, когда стало понятно, что зависимость от одного «главного» предприятия несет с собой очень большие риски Дискуссии о будущем Челнов идут с тех пор, как город пережил кризис 90-х, когда стало понятно, что зависимость от одного «главного» предприятия несет с собой очень большие риски Фото: «БИЗНЕС Online»

Концептуально пересмотреть модель «Город — это КАМАЗ» сложно, учитывая, что изначально город строился именно как «спальня» при заводе. Но вынужденные попытки были. В 90-е городские власти пытались стимулировать развитие малого и и среднего бизнеса, и отчасти это дало результат. Позже пытались развивать промпарки (тот же КИП «Мастер» и другие) и другие проекты, которые должны были диверсифицировать экономику города. Но в большинстве случаев они были так или иначе завязаны на КАМАЗ — значительная часть резидентов занималась изготовлением комплектующих для грузовиков. Первым действительно крупным новым проектом вне камазовской орбиты в нулевые в городе стал завод Sollers — впрочем, и он возник на базе камазовского завода микролитражных автомобилей. Кстати, в прошлом году именно закрытие проекта Ford-Sollers стало одной из причин падения промпроизводства в Челнах на 7%.

Все эти проекты были, по большому счету, точечными. Концептуально к идее диверсификации экономики города подошли относительно недавно — когда Набережные Челны первыми в РФ приобрели статус территории опережающего социально-экономического развития.  ТОСЭР — главный проект Магдеева и, судя по последним событиям, он становится истинным нервом противоречий между городом и КАМАЗом

На КАМАЗе сейчас занято порядка 30 тысяч человек. Для сравнения: на пике производства в середине-конце 80-х занятых было свыше 120 тысяч. На одном только заводе двигателей работали 22 тысячи человек На КАМАЗе сейчас заняты порядка 30 тыс. человек. Для сравнения: на пике производства в середине-конце 80-х занятых было свыше 120 тысяч. На одном только заводе двигателей работали 22 тыс. человек Фото: «БИЗНЕС Online»

ГДЕ ВЗЯТЬ РАБОЧИЕ РУКИ?

Корень проблемы — в борьбе за трудовые ресурсы. Удивительно, но в городе, где еще относительно недавно бушевала массовая безработица, стало катастрофически не хватать рабочих рук, и это даже при том, что в Челнах, Елабуге и Менделеевске по итогам прошлого года наблюдалось падение индекса промпроизводства на 5–7%.

На КАМАЗе сейчас заняты порядка 30 тыс. человек. Для сравнения: на пике производства в середине – конце 80-х занятых было свыше 120 тысяч. На одном только заводе двигателей работали 22 тыс. человек. Сопоставимое с КАМАЗом число занятых было в те годы на «КамГЭСэнергострое» — втором по масштабам работодателе города, который недавно ушел из Челнов. Но его место не пустует — в автограде возник мощный строительный кластер, способный решать любые задачи. Достаточно сказать, что заводы Haier и камазовский завод каркасов кабин был построен челнинскими строителями.

В рамках проекта «ТОСЭР» сегодня зарегистрировано 40 предприятий (из них уже работают 29) с более 3 тыс. рабочих мест, в общей сложности резиденты ТОСЭРа заявили о 5,3 тыс. рабочих мест. Это серьезная конкуренция для КАМАЗа и других работодателей. Сегодня КАМАЗ даже вынужден привозить временный персонал из других регионов, в частности из Башкортостана и Удмуртии.

Причем для Закамья характерна маятниковая трудовая миграция, в которую вовлечены жители Елабуги и Менделеевска, где находятся ОЭЗ «Алабуга» и еще один ТОСЭР. Нельзя сбрасывать со счетов и живущий своей жизнью Нижнекамск, где относительно высокие зарплаты на предприятиях нефтехимии и также развивается свой ТОСЭР.

Словом, рынок труда в Закамье сложный и конкуренция за трудовые ресурсы обостряется. Магдеев еще в конце 2017 года заявлял, что в ближайшие 10 лет численность населения автограда необходимо увеличить с нынешних 530 тыс. до 600 тыс. человек. Еще до создания ТОСЭРа Когогин также высказывал идею, что население города надо увеличить на 100 тыс. человек, создав в Челнах необходимую социальную инфраструктуру (вопрос, откуда взять деньги, правда, остался открытым). На минувшей неделе на проблему нехватки трудовых ресурсов в Закамье обратил внимание зампред Госсовета Татарстана Юрий Камалтынов на итоговом заседании райсовета в Менделеевске, прямым текстом заявив о том, что Haier перетягивает специалистов у КАМАЗа.

Публично на эту тему высказывается и сам КАМАЗ. Главный финансист компании Максимов наделал шума на недавнем заседании челнинского горсовета, заявив буквально следующее: «Открывать новые предприятия в регионе, в котором безработица отсутствует как понятие, вряд ли целесообразно. С учетом рождаемости этот вопрос может решиться только привлечением аутстафферов из других регионов, что, скорее всего, исходя из опыта других городов, приведет к росту криминогенности, поэтому есть риск потери инвестиционной привлекательности ТОСЭРа в связи с дефицитом кадров в регионе»

Правда, ни власти города, ни КАМАЗ ничего не говорят о том, как нарастить численность населения, хотя в 1970-е оно в Набережных Челнах выросло в десятки раз за короткий срок благодаря простой формуле: квартира и зарплата плюс массированный пиар ударной комсомольской стройки и «города XXI века» по всему СССР. Каким образом сейчас можно привлечь в Челны еще 70 тыс. человек — население, сопоставимое с Елабугой? Прорывных идей на этот счет в автограде сегодня нет.

Город прямо и косвенно дает понять КАМАЗу: платите высокие зарплаты — и дефицита специалистов у вас не будет. Впрочем, при нынешнем состоянии экономики автогиганта это вряд ли возможно. Например, КАМАЗ отчитался, что по итогам 2019 года средняя зарплата на предприятии составила 40,7 тыс. рублей. Но это, безусловно, «средняя температура по больнице», поскольку известно, что в месяц топ-менеджеры КАМАЗа зарабатывают по 500–700 тыс. рублей. Если же обратиться к вакансиям КАМАЗа на ресурсе hh.ru, то можно увидеть, сколько предлагают рабочим: штамповщик — 30–35 тыс., слесарь механо-сборочных работ — 20–25 тыс., наладчик автоматических линий — от 18 тыс., фрезеровщик — от 17 тысяч. Haier в августе прошлого заявил о средней зарплате в 42 тыс. рублей. Самая низкооплачиваемая вакансия из представленных на том же ресурсе — оператор производственной линии — от 27,6 тыс. рублей. Беспокойство КАМАЗа понятно: приведенные цифры делают выбор «синих воротничков» очевидным.

Юрий Камалтынов на итоговом заседании райсовета в Менделеевске, прямым текстом заявив о том, что «Хайер» перетягивает специалистов у КАМАЗа Юрий Камалтынов на итоговом заседании райсовета в Менделеевске прямым текстом заявил о том, что Haier перетягивает специалистов у КАМАЗа Фото: «БИЗНЕС Online»

Но в одних ли китайцах дело? В соседнем Нижнекамске на градообразующих предприятиях средняя зарплата по итогам 2019 года составила 58 тыс. рублей, а челнинский картонно-бумажный комбинат платит в среднем 76 тысяч. На этом фоне КАМАЗ сложно назвать привлекательным работодателем, особенно с учетом периодических «четырехдневок» и вынужденных «корпоративных отпусков». И в целом средний челнинец идет работать на КАМАЗ обычно лишь после того, как все остальные варианты исчерпаны.

А молодежь и вовсе ориентирована на бегство из Челнов — так, по данным опроса самого же КАМАЗа, 83% местных старшеклассников хотели бы покинуть город. Еще в ноябре 2018 года президент Татарстана Рустам Минниханов говорил о необходимости создания технического супервуза в Челнах. Но прошло почти полтора года, разговор съехал на тему глубокой модернизации челнинского филиала КФУ. Но и эта концепция публично до сих пор не представлена, хотя изначально речь шла о том, что вуз появится к 50-летию КАМАЗа. Последней значимой новостью об этом проекте стала просьба Когогина к приехавшему на юбилей КАМАЗа президенту России Владимиру Путину помочь деньгами: мол, сами проект не вытянем…

В этой ситуации разговор о привлечении иногородних специалистов выглядит странно — городу свое население бы удержать. За год оно немного увеличилось — примерно на 3 тыс. человек, но при этом Челны стремительно превращаются в «город стариков» — по прогнозам челнинских медиков, к 2030 году при нынешних демографических темпах каждый третий горожанин будет в возрасте старше 65 лет. Соответственно, ситуация с трудовыми ресурсами тоже будет ухудшаться и решить проблему могут только совместные скоординированные усилия города, КАМАЗа и резидентов ТОСЭРа, возможно, специальная республиканская программа, в которой было бы прописано, кто приедет, на каких условиях, а также нейтрализованы страхи челнинцев перед гастарбайтерами и опасения татарской национальной интеллигенции по поводу размывания сложившейся в Челнах этнокультурной среды.

Молодежь и вовсе ориентирована на бегство из Челнов — так, по данным опроса самого же КАМАЗа, 83% местных старшеклассников хотели бы покинуть город Молодежь и вовсе ориентирована на бегство из Челнов — так, по данным опроса самого же КАМАЗа, 83% местных старшеклассников хотели бы покинуть город Фото: «БИЗНЕС Online»

ВПЕРЕД, В ПРОШЛОЕ

В Челнах всегда была своя специфическая модель взаимоотношений между КАМАЗом и городскими властями. Она заметно отличается от других крупных городов РТ. Например, в Альметьевске «Татнефть» практически всегда выступает в качестве «старшего партнера» городских властей и городская элита всегда была практически одним организмом с топ-менеджментом нефтяников. В Челнах еще со времен строительства КАМАЗа сложилось так, что «городские» были в основном выходцами из партийной или строительной сферы, камазовцы же представляли собой отдельный замкнутый организм, преимущественно ориентированный на Москву и профильные правительственные структуры союзного и федерального уровня. Но серьезные проблемы всплыли только в 90-е, когда КАМАЗ, пройдя процедуру акционирования (одним из первых в стране) и позже пережив пожар, начал активно сбрасывать с себя «социалку». На тот момент компания имела огромный массив непрофильной хозяйственной деятельности — различные здания, строительные организации, культурные учреждения, детские сады и многое другое. Процесс ускорился после того, как на завод пришла делегированная Казанью антикризисная команда первого вице-премьера РТ Равиля Муратова, призванная прежде всего освободить КАМАЗ от многомиллиардного долгового бремени ЕБРР и попутно решавшая задачу сделать компанию более лояльной к Татарстану.

Кстати, именно после этого взошла звезда молодого камазовского финансиста Халикова, который в начале 2000-х встал у руля автограда — и это был первый и пока единственный случай, когда мэром Челнов стал выходец из камазовских структур. Плодом работы команды Муратова в конечном счете стало и назначение в 2002 году гендиректором КАМАЗа Когогина, который до этого занимал пост министра экономики и промышленности РТ. По всей видимости, в Казани предполагали, что татарстанская креатура у руля компании сделает КАМАЗ лояльнее к республике и ее интересам. Однако за 18 лет Когогин набрал огромный политический вес за счет тесной связки с акционером КАМАЗа в лице «Ростеха» и личного контакта с его шефом Сергеем Чемезовым — одним из самых близких соратников Путина. И, как считают наши собеседники в среде татарстанского чиновничества, Когогин якобы «забыл» об истоках своей головокружительной карьеры, — это, с их точки зрения, объясняет вынос сора из избы в конфликте с городом. Более того, наши собеседники убеждены, что это и нарушение политеса в отношении казанского Кремля — ведь, бросая публично обвинения в неспособности организовать перевозки и даже подвергая сомнению приоритеты экономической политики города, КАМАЗ ставит под вопрос целесообразность присутствия в городе мэра, направленного сюда руководством республики и давно пользующегося его доверием. Руководство республики от ситуации подчеркнуто дистанцировалось — по всей видимости, чтобы не выводить конфликт на более высокий уровень, а то и до подключения федеральных фигур может дойти.

В любом случае нынешние взаимоотношения КАМАЗа и города напоминают тот период, о котором мы сказали выше, — когда руководство автогиганта было ориентировано только на Москву. Тогда ни к чему хорошему это не привело.

Под юбилей КАМАЗом и городом был разработан план, в котором, помимо собственно праздника, предлагалось построить в Челнах ряд объектов для города Под юбилей КАМАЗом и городом был разработан план, в котором, помимо собственно праздника, предлагалось построить в Челнах ряд объектов для города Фото: «БИЗНЕС Online»

Юбилей как лакмусовая бумажка

50-летний юбилей, который КАМАЗ отметил в прошлом году, ярко проиллюстрировал отношения города и градообразующего предприятия. Под юбилей КАМАЗом и городом был разработан план, в котором, помимо собственно праздника, предлагалось построить в Челнах онкоцентр, центр художественной гимнастики, бассейн, татарский драмтеатр, провести благоустройство города, решить экологические проблемы, в частности наладить работу ливневой канализации — обо всем этом рассказывал в своем интервью Когогин. Магдеев говорил, что город хочет получить к юбилею также ледовую арену и новые трамваи.

Для всего этого предполагалось добиться финансирования со стороны федерального бюджета, программа была направлена в «Ростех», а потом и президенту России. Выглядит все это довольно странно и не совсем понятно — какое отношение все это имеет к КАМАЗу? Для городских властей, конечно, хорош любой повод добиться финансирования своих проектов. Но где вложения самого КАМАЗа? По большому счету, ни одного крупного проекта, приуроченного к 50-летию КАМАЗа, самим автогигантом в городе реализовано не было. Не был даже построен собственный музей предприятия, который предполагалось сделать по образу и подобию музеев крупных зарубежных автоконцернов. А он мог бы как повысить интерес к самому заводу, так и стать туристической фишкой Челнов.

И здесь снова кроется противоречие: КАМАЗ снимает с себя социальную нагрузку, но при этом не отказывается получать средства на юбилей и пользоваться различными льготами. Например, по специальному инвестконтракту под строительство нового завода КАМАЗу была предоставлена льгота по налогу на землю на 10 лет в общем объеме 900 млн рублей. Мэрия автограда может при желании вспомнить и другие преференции: например, то, что в программу реконструкции дорог за счет федерального бюджета попали улицы, на которых расположены заводы КАМАЗа. Или то, что на ее балансе находится обветшавший Дворец культуры КАМАЗа и название его остается связанным с заводом.

Камазовский топ-менеджмент часто подчеркивает, что ему небезразлично, каково состояние города, в котором живут его сотрудники. Но при этом сложно вспомнить сколь-либо существенные вливания со стороны КАМАЗа в городскую инфраструктуру в последние годы. На горсовете Максимов заявил, что предприятие остается спонсором многих социальных проектов в городе, но привел лишь два примера. Первый — реконструкция городского коллектора на грант МБРР на 1,8 млрд., которые получит муниципалитет совместно с «Водоканалом» — «дочкой» КАМАЗа. Причем работа эта идет еще со времен Василя Шайхразиева. Второй — КАМАЗ поддержал в 2019 году камерный оркестр Игоря Лермана, технопарк «Кванториум» и ФК КАМАЗ на общую сумму 31,5 млн рублей. Прямо скажем, сумма скромная.

При этом почему-то в актив себе камазовцы записали еще и суммарный соцпакет своим же работникам на сумму 909 млн рублей — лечение в санаториях, летний отдых детей, субсидии по жилищным кредитам и т. д.

Кстати говоря, при всем своем бесспорном влиянии на городскую экономику, КАМАЗ направил налогов и платежей во все уровни бюджета в довольно скромном размере — 8,8 млрд рублей при общем сборе налогов в городе 55 миллиардов. Для понимания масштаба: «Татспиртпром» уплатил налогов и акцизов в бюджет за 2019 год на 47,9 млрд рублей.

* * *

В Челнах сейчас циркулируют разговоры о том, что обострение отношений между городом и КАМАЗом имеет под собой политическую почву — якобы команда Когогина ставит целью демонтировать Наиля Магдеева с поста мэра В Челнах сейчас циркулируют разговоры о том, что обострение отношений между городом и КАМАЗом имеет под собой политическую почву — якобы команда Когогина ставит целью демонтировать Магдеева с поста мэра Фото: nabchelny.ru

В Челнах сейчас циркулируют разговоры о том, что обострение отношений между городом и КАМАЗом имеет под собой политическую почву — якобы команда Когогина ставит целью демонтировать Магдеева с поста мэра через информационные атаки и взятие камазовцами горсовета по итогам предстоящих осенью муниципальных выборов. Нам эта версия представляется все же беспочвенной. Установление контроля над полумиллионным городом и ответственность за него — это не мечта, а скорее страшный сон для камазовского топ-менеджмента.

Будем объективны: сегодня КАМАЗ находится в непростой ситуации. Он вынужден бороться за место на падающем рынке, вести на пределе сил модернизацию производства, искать новые ниши. Это будет еще сложнее, если в базовом для себя городе у него не будет необходимых трудовых ресурсов, образовательной базы и развитой инфраструктуры. Поэтому город и КАМАЗ обречены на совместное решение общих проблем. По сути дела, им сейчас необходимо (возможно, при участии республики) некое джентльменское соглашение, которое сняло бы напряжение и дало бы ответ на основные вызовы: кто и как привлекает рабочую силу, кто решает вопросы транспорта, какова роль КАМАЗа и города в создании технического вуза и т. д. — это все вопросы стратегического развития и завода, и крупной агломерации.

Хватит ли на это у всех акторов большой игры мудрости и политической воли?

Предприятия: КАМАЗ
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (188) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
28.02.2020 08:14

Когогин подари автобусы которые на ходу были. Сделай подарок с барской руки своим работникам. Они за 15 тыс горбатятся. В городе будет только НЕФАЗ. Тебе люди и мэрия кланяться будет. Это самое главное в жизни. Пенсионеры уже, с с собой не заберёте эти автобусы.

  • Анонимно
    28.02.2020 08:04

    Обоих на пенсию! Миллиардеры надоели!

    • Анонимно
      28.02.2020 08:27

      Оба мудрых аксакала. Они Алла Бирса договорятся.бцдкт что и согласие. Челны будут цвести. Жители будут довольны- это самое главное !

    • Анонимно
      28.02.2020 08:47

      Если серьёзно, то это начало открытого противостояния властей РТ и технического, в т.ч. федерального, директората.
      Уход того же Бикмурзина из этой серии.
      Когогин ещё в 2000-м году был вице-премьером и министром экономики РТ.
      И изнутри знает экономическую ситуацию в республике.
      И так долго эту ситуацию наблюдать нельзя, крыша поедет.
      Управленческий потенциал РТ стагнирует.
      Всё держится на нефти.
      Никто никакой инициативы не проявляет.
      Все ждут Поручения Президента РТ.
      Уже выросла молодёжь, на уровне руководителей исполкомов районов и замов, которые так же исповедуют эту схему управления.
      Дадут деньги - будут осваивать. Не дадут - будут сидеть в синих костюмчиках и хайповать.




      • Анонимно
        28.02.2020 09:19

        Какое отношение Бикмурзин имеет к федеральному директорату и какое отношение руководство ТАИФа имеет отношение к властям РТ? ..

      • Анонимно
        28.02.2020 09:22

        Чушь. Если взять Камаз, посмотреть уровнь преференций - федеральных, региональных и муниципальных - не удивляешься тому, что-то ним происходит. Его фактор выживаемости - это не уровень менеджмента (он не высок, как видим), а потенциал лоббизма Когогина и поддержала Ростехом.
        Уровень менеджмента и управленческих кадров упал просто везде. Госаппарат не отличается от крупных производств. Причина в отрицательном кадровом подборе, который практиковался многие годы- вернее 30 последних лет. Когда подбираются. Только лояльные и свои.

        • Анонимно
          28.02.2020 20:46

          Как достали эти рассуждения про мифические преференции. Озвучьте хоть раз суммы и номера Постановлений

    • Анонимно
      28.02.2020 09:04

      Объединить общим делом где нибудь в Магадане!

  • Анонимно
    28.02.2020 08:08

    Получается если автозавод закроется,руководство города будет этому только радо?
    Никакие заводы Хайер не заменят родной автозавод!!! Камаз это история нашего города.

    • Анонимно
      28.02.2020 08:21

      Вы в своём уме? Написано же- плати достойно , и пойдут работать люди. А не вахту нанимай на завод работать из заинска

      • Анонимно
        28.02.2020 12:42

        Что в Заинске работы нет - тоже Камаз виноват?
        Хватит уже валить на Камаз просчеты людей, набранных по клановому признаку.

    • Анонимно
      28.02.2020 10:12

      С моей точки зрения почти весь бизнес испытывает не обоснованное давление со стороны чиновников.А здесь уровень КАМАЗа заставила выйти конфликт на публичную сферу.

      • Анонимно
        28.02.2020 12:07

        Конфликт, что другие компании платят хорошую зарплату?)

      • Анонимно
        28.02.2020 19:38

        Да да, от этого КамАЗ против новых предприятий, тосэра? Ну да ну да...

        • Азат Д
          29.02.2020 08:54


          Так этот ТОСЭР уход от налогов, как местным с ними конкурировать.

        • Азат Д
          29.02.2020 08:55


          ТОСЭР не платит налогов в бюджет города, а КАМАЗ платит, и ещё что то с них хотят, ещё и автобусы простили. Пусть попросят в ТОСЭР.

  • Анонимно
    28.02.2020 08:10

    Лучшая статья. Топ менеджеры камаза должны помогать низшим работником и мэрии.

    • Анонимно
      28.02.2020 09:53

      Молодцы БО! Хорошо раскрыли комментарии к прошлым статьям!

    • Азат Д
      29.02.2020 08:56


      Так они и помогают, платя налоги, в бюджет города. В отличие от ТОСЭР, которую сюда Магдеев тянет.

  • Анонимно
    28.02.2020 08:11

    «команда Магдеева» сказано громко! Это они про кого.

    • Анонимно
      28.02.2020 08:19

      Вы думаете он один как стахановец трудиться? Много у него людей своих в федеральных структурах, в прокуратуре РТ, СК.

    • Анонимно
      28.02.2020 08:22

      Это они про Абдуллина

    • Анонимно
      28.02.2020 09:35

      Город-600000 населения, работников на КАМАЗе 30000. Это Вам ответ кто и чего стоит.

      • Анонимно
        28.02.2020 10:23

        Бывшие камазовцы - это сейчас население города. Магдеев! Спасибо, что заботитесь о рабочих Когогина! Когогину это слабо!

      • Анонимно
        28.02.2020 20:51

        Город 530 тысяч. Вычитайте пенсионеров, детей и т.д. так и получается, что каждый третий

  • Анонимно
    28.02.2020 08:12

    Интересно описана информация. Льготы получают , а сами ни социалкой , ни чем то иным городу не помогают.
    Даже Татспиртпром сколько налогов платит 50 млрд, а камаз всего 8. Потому что у него везде льготы.
    Может их пора отменить? Конечно нет.
    Лучше сесть за стол и заклбчить перемерие! Так будет лучше людям. Это самое главное.

    • Анонимно
      28.02.2020 08:23

      Татспиртпром заплатил 50 млрд. Представляете какой объём спаивание населения!

      • Анонимно
        28.02.2020 09:15

        Сколько жизней унёс камаз

      • Анонимно
        28.02.2020 09:24

        08.23.

        Обьем потребления алкоголя в России
        падает.
        И на падающем рынке ТСП супер сработало и сумело отодвинуть конкурентов и резко увеличило свои налоги в бюджет Татарстана.

    • Анонимно
      28.02.2020 09:03

      Но при этом Когогин миллиардер

      • Анонимно
        28.02.2020 14:33

        Потому что харает всё себе. Сколько там бывших начальников сидят на должностях и получают огромные зп. Например, бывший рук увд

  • Анонимно
    28.02.2020 08:13

    Почему то мало сказано в этой статье что причиной развала МУП_а, стало банальное воровство водителей, и руководства, неумение организовать ремонт и обслуживание автобусов, винить во всем качество транспорта, Когогина и КАМАЗ неверно. Корень проблем в руководстве города.

    • Анонимно
      28.02.2020 09:37

      Не руководство города ремонтировало бракованный хлам, а сам завод, который саботировал ремонт получая лизинговые платежи.

      • Анонимно
        28.02.2020 12:44

        ТО есть сырые нефазы в Москве в разы дороже, так как электробусы нормально ходят, а в Челнах нет. Может проблема в неумении управлять транспортной сферой чиновников мэрии?

    • Анонимно
      28.02.2020 19:43

      Организовывать ремонт? Они три года были в лизинге и ремонтируют по гарантии, как и во всех авто кредитах. А какой осуществлялся ремонт, мы могли видеть в ранее опубликованных статьях от КАМАЗа. Выстрел в себе в ногу....))

  • Анонимно
    28.02.2020 08:14

    Когогин подари автобусы которые на ходу были. Сделай подарок с барской руки своим работникам. Они за 15 тыс горбатятся. В городе будет только НЕФАЗ. Тебе люди и мэрия кланяться будет. Это самое главное в жизни. Пенсионеры уже, с с собой не заберёте эти автобусы.

    • Анонимно
      28.02.2020 09:04

      А руководители водителей спасибо за это скажут

    • Анонимно
      28.02.2020 09:55

      На зарплату 500 -700 т хватает! А на перевозку своих людей нет!

    • Анонимно
      28.02.2020 10:38

      Самолюбие потешили камазовские топчите. Подарите автобусы которые на ходу. Все равно они стоят без дела и ещё не скоро продадутся. А горожанам, особенно пенсионерам, вы выразите большой почёт и уважение в честь 50летия.

      • Анонимно
        28.02.2020 13:08

        Тем временем в Люксембурге всем жителям сделали бесплатный проезд в общественном транспорте,чтобы решить проблему пробок и экологии

      • Азат Д
        29.02.2020 09:02


        А вы куда смотрели, довели ситуацию?

    • ПанАлекс
      28.02.2020 11:29

      Зачем вы предлагаете совершить уголовное дело? Ведь полномочий передавать имущество на миллиарды у него нет?
      И почему вы не предлагаете вернуть городу украденный миллиард, на который можно 20 автобусов купить?

      • Анонимно
        28.02.2020 11:56

        Украдено на ломучее сырое подобие автобусов из бюджета более 1,3 млрд. Магдеев молодец, что не пошел на поводу у этих рэкетиров народных денег. Грудью встал на защиту бюджета.

        • ПанАлекс
          28.02.2020 13:19

          Вы клеветник и обманщик, поскольку не можете представить документы на то что автобусы ломаются и плохо работают. К тому же если бы это было правдой, то их можно было вернуть...

          • Анонимно
            28.02.2020 17:56

            Паналекс, вы же в Челнах живете. Сходите на гараж поговорите с водителями этих метановых чуд. Возьмите прайс со стоимостью запчастей на эти автобусы. Удивитесь, увидев как свечи стоят несколько десятков тысяч.

          • Анонимно
            28.02.2020 20:12

            Магдеев еще 1,3 млрд руб сэкономил народных денег, отказавшись от этого металлолома. А лизингодатель забрал 1,3 млрд денег и 190 автобусов обратно. В правовых государствах это ст. 159 Мошенничество уголовного кодекса. А у нас мэр виноват, что не смог металлолом заставить ездить.

    • Анонимно
      28.02.2020 11:56

      эти автобусы и как подарок не нужны, так как день ездят неделю в ремонте. Больше затрат к сожалению

    • Анонимно
      28.02.2020 17:15

      Вот это и есть раболепие

    • Азат Д
      29.02.2020 08:59


      А город пусть бесплатно возят, жители города спасибо скажут.
      Так и наступит в Челнах коммунизм.

  • Анонимно
    28.02.2020 08:15

    У этой страны нет будущего. Знаете почему всегда делят, грабят, жмут. Ну нету единого все рвут хапают себе млрд. Народ нищий.

  • Анонимно
    28.02.2020 08:16

    АНТИ реклама для самого камаза эта ситуация. Куда Когогин смотрит? Это топманеджеры не туда его ведут , совсем.
    Зачем позориться с такими автобусами. Если все знают , даже бизнес онлайн , что они бракованы.
    БО, статья лучшая.

    • Анонимно
      28.02.2020 11:12

      Наберите в интернете "КАМАЗ заезжает на небольшой склон" 4 тыс видео. ЭТО 4 тыс видео!!!! Посмотрите эти видео, г-н директор Камаза.

  • Анонимно
    28.02.2020 08:18

    ужимайте зарплату топ менеджерам, по 500 тысяч это позор, 250 хватит им

  • Анонимно
    28.02.2020 08:33

    Если Камаз направил 909млн.руб на лечение своих сотрудников,то эти деньги направлены в санаторий Набережные Челны,т е хозяйке санатория Когогиной Альфии. Пока санаторий принадлежал Камазу такие деньги,на лечение не выделялись. Имеется конфликт интересов.

    • Анонимно
      28.02.2020 10:49

      ИНН санатория "Набережные Челны" - 1650307217. Сведения об учредителях в свободном доступе на сайте ФНС.
      Санаторий - 100% "дочка" КАМАЗа.

      • Анонимно
        29.02.2020 09:50

        Вы указали старый ИНН санатория.

        • Анонимно
          29.02.2020 15:21

          Тогда уж, будьте добры, укажите настоящий ИНН, чтобы можно было свериться с ЕГРЮЛ.

      • Анонимно
        1.03.2020 16:12

        И 8418 т.рублей прибыли за 2018год отдали учредителю Камазу. ? Только финансисты Камаза этих денег от прибыли почему то не заметили.

    • Анонимно
      28.02.2020 11:22

      То, что санатории приватизировала Альфия Когогина в городе хорошо известно. Перед передачей от КАМАЗа там сделали шикарный ремонт на сотни миллионов руб.

  • Анонимно
    28.02.2020 08:33

    На камаз пригласите тех кого вынудили уйти, когда томаш навратил проводил урезание численности на камазе. Если зарплата будет достойная многие захотят вернуться на камаз, у них есть опыт и знания.

    • Анонимно
      28.02.2020 10:18

      Были бы опыт и знания - не уволили бы!

      • Анонимно
        28.02.2020 17:07

        В статье написано, что кадров не хватает. А вы тут занимаетесь перефразированием.

  • Палыч
    28.02.2020 08:38

    Маршрутки – это бич наших городов: они опасные и неудобные, они редко перевозят льготников, они не приспособлены для маломобильных пассажиров, они мешают движению нормального общественного транспорта и отнимают у него пассажиров, а ещё создают пробки.

    Но также маршрутки – важный инструмент обогащения чиновников и их друзей, поэтому наша мэрия не спешит от них избавляться.
    Судите сами: каждый день пассажиры платят водителю кучу налички, которая не поддаётся никакому подсчёту и контролю. Соответственно, с налогами можно мухлевать как угодно. Припарковать маршрутку можно на любой бесплатной парковке в городе. Починить – у друзей в гараже. В принципе, осталось только забрать у города самые хлебные маршруты – и всё, бизнес готов!

    • Анонимно
      28.02.2020 09:44

      попробуйте купив хотя бы 1 автобус.

    • Анонимно
      28.02.2020 20:56

      Маршрутки прекрасный вид транспорта, удобный комфортный быстрый и безопасный.

      Все ваши утверждения фейк, не подтвержденный фактами.

  • Палыч
    28.02.2020 08:40

    Обычная схема построения бизнеса в маршрутках в России такова: водитель владеет микроавтобусом, некая контора выбивает себе маршрут и ставит на него автобусы. За это водитель половину выручки отдает этой конторе в виде дани, на остальное чинится и живет сам. Контора отстегивает деньги чиновникам, чтобы они открывали маршруты, ГИБДД и прочим, чтобы они никак их не проверяли... Фактическим собственником бизнеса является каждый водитель в отдельности, так как он владеет автобусом, и он собирает деньги. Изредка встречаются ситуации, когда автобусы принадлежат конторе, но чаще все ищут "водителя со своим автобусом". Эти водители работают на автобусе сутками, после чего сами же их чинят. Денег у них не так много, так что чинят его как можно дешевле. Без всякого контроля. Гаража у них тоже нет – автобусы хранят у дома, и выезжают на линию опять же без всякого контроля

    • Анонимно
      28.02.2020 12:52

      Вы бы хотели другую бизнес-модель?
      Чтобы пассажиры помимо водителей содержали штат директоров с секретаршами, огромную бухгалтерию, отдел кадров, департамент IT и прочая и прочая?
      Чтобы по маршруту ходил огромный краснобус раз в полчаса, а мы бы ждали его под дождем?
      Чтобы набивались до 80% от нормативной вместимости - как селедка в бочку?
      Чтобы автобусы брались в лизинг за 12 миллионов при розничной цене в 6?
      Чтобы эти оглоеды каждый год требовали повышения цены на билет?

      • Анонимно
        28.02.2020 18:55

        Не передёргивайте

        • Анонимно
          28.02.2020 19:58

          Это не передергивание, а типовые проблемы больших ПАТП. Только не упомянуты ещё махинации отдела закупок с левыми запчастями, завышением цен и откатами от поставщиков.
          Не надо их идеализировать, их способ ведения бизнеса содержит в себе огромное количество непроизводственных расходов, которые в конечном итоге ложатся на плечи (на кошельки) клиентов.

          Кроме того, вы послушайте их самих. Они сами (!) говорят о необходимости 80% заполнения автобуса. Сами говорят, что для этого увеличивают интервалы.
          То есть они объективно ухудшают жизнь клиенту. Понижают комфорт и удобство поездки - заставляют долго ждать и потом ехать стоя.
          Разумеется, при честной игре они проигрывают конкуренцию микроавтобусам.

  • Палыч
    28.02.2020 08:41

    Например у перевозчика 10 машин. Эти 10 машин перечисляют определённую сумму по итогу месяца этому перевозчику. Чем больше машин – чем они менее вместительные, тем их больше будет. Тем больше они будут перегонять ему деньги в виде плана. Им выгодно было бы взять рикши. Принцип такой. Поэтому никто не стимулировал хозяев на большую вместимость. У всех плановая система работы, из этой системы сложилась вся система

    • Анонимно
      28.02.2020 09:38

      На больших автобусах много льготников катается,за них должно платить гос-во,но ждать очень долго эти деньги.Вот в маршрутках да,там кэш

      • Анонимно
        28.02.2020 10:19

        Сам город неприспособлен для передвижения на автобусах.

        • Анонимно
          28.02.2020 10:35

          Маршруты неправильные. Кондукторы нужны. Контроль ГИБДД.

        • Анонимно
          28.02.2020 11:02

          А Казань? Улицы в два раза уже, но автобусы курсируют!

        • Анонимно
          28.02.2020 11:55

          В былые времена на линию ежедневно выходило более 1000 !!!! автобусов. Обслуживали весь город и на КАМАЗ, ЗТЭО, БСИ ходили. А еще межгород. Всего около 2500 единиц подвижного состава было в распоряжении городских властей. И ОНИ СПРАВЛЯЛИСЬ!!!

  • Палыч
    28.02.2020 08:42

    Право собственности на маршруты держится на договорённостях, которые поддерживаются за счёт перераспределения суммы "плана" между чиновником и "хозяином". Так соответствующие органы извлекают двойную выгоду. Сначала продавая доступ к освоению платных пассажиропотоков, что и оформляется в маршруты, и затем обеспечивая перевозчику условия для извлечения ренты из результатов труда водителя.
    "Хозяева" маршрутов, в свою очередь, оказываются в большинстве своём отставными сотрудниками силовых структур. Административный ресурс становится фундаментальным условием для развития "бизнеса".

  • Анонимно
    28.02.2020 08:43

    Ох как сладко облизали Магдеева! Отработали контракт! Зачёт!

    • Анонимно
      28.02.2020 09:31

      Ну не всегда же его в негативе полоскать .

    • Анонимно
      28.02.2020 09:46

      наконец объективная статья .

    • Анонимно
      28.02.2020 09:52

      это точно. а как начиналась статья, - да вы оба виноваты, а в конце все и все повесили на камаз.
      камаз деньги должен зарабатывать.
      город создавать условия для жизни. не спальный район. не объекты на которые можно привезти начальство и показать куда делись миллиарды, а именно, чтобы можно было жить с перспективой вырастить детей и чтобы они могли тут жить до своих детей.
      ну а пока у в городе нас 50 процентов укомплектованость врачами больниц уже хорошо. а вы тут про автобусы....

    • Анонимно
      28.02.2020 10:20

      Платёж ведь принят. Куда деваться?

  • Палыч
    28.02.2020 08:45

    Маршрутка это транспортная единица оказывается материальным объектом, в котором сходятся определённые отношения господства, власти и труда. Пересмотр прав собственности на маршруты выражается в использовании транспортных средств, затраты на которые и окупаемость которых минимальны по времени. Причём в сфере перевозок "частниками" произошли некоторые изменения, будь то более вместительные транспортные средства или безналичный расчёт. Однако де-факто маршруты по-прежнему являются приватизированными.

  • Палыч
    28.02.2020 08:47

    Маршрутные сети обслуживаются местными "компаниями", в самом механизме функционирования которых зашита прочная спайка с региональным чиновничеством, без которого право собственности на маршруты перестаёт работать. Поэтому и перспектива реформирования пассажирских перевозок, организованных по "системе плана", представляется крайне затруднительным мероприятием. Что и подтверждается примерами городов России, где маршрутки были искоренены — в Казани и Москве.

  • Палыч
    28.02.2020 08:48

    "Живые наличные деньги, мало или много, но каждый день. Постоянно и неучтенные. Налогов нет. А сегодня найти такие деньги... не в каждой области такое есть".

  • Палыч
    28.02.2020 08:50

    Отсутствие маршруток объясняется иной схемой приватизации маршрутов, которая во многом связана с необходимостью надёжного функционирования транспортной системы. Автобусы большой и особо большой вместимости в таком городе как, например, Череповец, связаны с тем, что транспорт малой вместимости в принципе не способен доставить работников промышленных предприятий к началу смены в полном объёме. Похожая ситуация в Димитровграде Ульяновской области, где вместо "Газелей" работали автобусы ПАЗ. Пространственные условия индустриального характера в этом случае могут играть основную роль в вопросе объяснения разницы между городами с маршрутками и без.
    https://youtu.be/V4zs3Rqa1Lc

  • Анонимно
    28.02.2020 08:53

    нормальные отношения у магдеева с когогиным, тут какие то другие причины

  • Анонимно
    28.02.2020 08:58

    Акторы - правильное слово, даже не актеры! Грамотеи..

  • Анонимно
    28.02.2020 09:03

    Везде вроде кто не платит,тот и виноват.Во время лизинговые платежи оплачивали и норм все было.Но нет,деньги атп видимо в более нужные места поступали

  • Анонимно
    28.02.2020 09:06

    Сколько за 5 лет было продано РариТЭК - КАМАЗ техники, с которой сейчас мучаются пользователи. Помониторите.

    У КАМАЗ тоже как то собрался гореть, во время выдернул силовой кабель. Через три дня после выезда из ремонта Раритэка.

    • Анонимно
      28.02.2020 09:44

      За 5 эксплуатации, 170 т.км пробега на ремонт двс затрачено около 2,3 млн.рублей в том числе гарантийных.

      Угроблена сплит Система рефрижератора со всеми ремонтами около 400 т.р.

      Прежде чем связываться подумайте.

  • Анонимно
    28.02.2020 09:06

    Раз такие проблемы возникает это говорит о том, что люди не воих местах работают

  • Анонимно
    28.02.2020 09:10

    Нехватка кадров? Я слышал, что на градообразующем массовое сокращение кадров идет? Где врут то?

  • Анонимно
    28.02.2020 09:18

    КамАЗ -это дно.зарплату нормальную платить не хотят ,а потом удивляются ,что в 500 тысячном городе не находятся желающие там работать .

  • ПанАлекс
    28.02.2020 09:19

    Статья ЗАКАЗНАЯ!
    Специально уводит от главной темы, выдумывая мнимый "конфликт между Когогиным и Магдеевым"!
    При чем здесь вообще КАМАЗ?
    Он произвел автобусы. Хорошие автобусы. Потому что никаких решений судов, экспертиз и прочих доказательств некачественности и брака отсутствуют. То есть утверждения о низком качестве, "сырых" автобусах и браке, не подтвержденных документально могут считаться клеветой.
    Но от чего пытаются увести наше внимание?
    А от простых выводов: если Магдеев и его "команда" (не знаю есть ли команда), затеяли "транспортную революцию", выкинув частников с основных маршрутов, совершенно не просчитав последствия взяли сразу 190 автобусов, не заимев даже ремонтной базы, не имея квалифицированного персонала и пр.
    И в итоге полностью провалили организацию ОТ в Челнах!
    При явных признаках расхищения средств, поступаемых с оплаты за проезд: практически официально заявляется, что деньги шли мимо кассы, выручка не зачислялась на счета МУП, за лизинг не платили уже 1,5 года вообще! Вместо покупки запчастей их ставили с простаивающих автобусов! При этом эта бесхозяйственность и возможно воровство частично погашалась из бюджета Наб. Челнов! И даже президент РТ отказал мэру в аналогичном погашении за счет бюджета Татарстана! Но вместо финансовых проверок и возбуждения уголовных дел (потерянный миллиард - легко обосновывает), МУП пытаются тихо прикрыть и обанкротить. А на сессии МО мэр сам слово не дал депутату Васеву, потому что тот собирался требовать уголовные дела!
    То есть при таком плачевном результате работы "команды мэра" в деле, где все зависело только от них, разве жители города могут ожидать что и в других делах их не будет ждать такое же разочарование, если конечно им не помогут "федералы" и президент РТ? Это намек, что в подобной ситуации в Европе мэры сами подают в отставку!
    А вы "конфликт с КАМАЗом, как сговорились с "коммунистом"!.

    • Анонимно
      28.02.2020 09:39

      За лизинг как раз платили регулярно. И это главное.

      • ПанАлекс
        28.02.2020 10:12

        В 2019 ни одного платежа! В итоге сумма долга более 700 млн. Причем большая часть это не сам лизинг, а пени и штрафы за просрочку! ЛК КАМАЗ еще летом подало в суд. Но мэрия всю осень и до конца января успешно оттягивали суд и обманывала суд, что якобы досудебно решили спор.

        • Анонимно
          28.02.2020 10:36

          Решили спор. КАМАЗ забрал обратно все автобусы. И хорошие и сломанные . Оставив население без автобусов. Вместо того что подарить нищим работникам и мэрии теперь они стоят на стоянке камаза. Видимо самолюбие потешают.

          • ПанАлекс
            28.02.2020 13:26

            Что за бред! Долги то остались!
            Но это не КАМАЗ оставил без автобусов, а Магдеев, Абдуллин и руководство назначенное ими в МУПе!
            Еще год - другой назад можно было признать свою неудачу в "транспортной реформе", вернуть простаивающие автобусы лизингодателю и объявить тендер на маруты с условием больших автобусов. коммерсы сами бы купили и возили.
            Но пиар мэра важнее - не хотел признавать своих ошибок и налаживать движение ОТ!
            От этого пострадали все челнинцы, бюджет города и КАМАЗ (долги то не погасили!). Но мэр у вас тут ни при чем!

    • Анонимно
      28.02.2020 10:19

      В точку. Госорганы в РТ в большинстве своем недееспособны и заточены только на распил и показуху. А виноват Камаз. Сюр какой-то.

    • Анонимно
      28.02.2020 15:46

      Согласен. С какого это перепугу Камаз должен дарить эти автобусы?. Плохо народу делает как раз не КАМАЗ, а руководители города, которые "присели" на него. Зарплаты низкие на камазе, это так. И это точка улучшения самого Камаза, там и кадры такие, что нигде кроме камаза работать потом не могут, ибо обленились совсем, а половина еще и подворовывает до сих пор. Вобщем улучшаться надо и городу и самому Камазу, а сделать это можно только вместе. Магдеев видимо, привык так бизнесы прессовать, а тут нашла коса на камень.

  • Анонимно
    28.02.2020 09:20

    Не хватает рабочих рук, а как вы хотели что бы люди горбатились на 17-25 т.р не поднимая головы, и обвинять другие предприятия в том что они перетягивают специалистов верх идиотизма. Зачем вообще топ менеджеры которые по 500 т.р. зарабатывают вернее получают от них эффекта 0, это подтверждает нынешнее положение дел завода.
    А то что молодежь не хочет оставаться в городе это показатель того что нет у города перспектив они это прекрасно понимают.

  • Анонимно
    28.02.2020 09:24

    Прогноз : У Камаза федеральное лобби на хорошем уровне , у Магдиева республиканское которое сегодня очень зависит от Москвы ... Вывод :
    У Челнов будет другой Руководитель..
    Даже если сейчас полюбовно договорятся..

    • Анонимно
      28.02.2020 10:13

      Когонину это не нужно. у него бизнес федеральный. город это мелочь.

      • Анонимно
        28.02.2020 12:57

        Городу это нужно. Нужен наконец нормальный мэр, который не будет банкротить собственный городской МУП.

  • Анонимно
    28.02.2020 09:26

    только почему то за эти годы Когогин со всеми наладил отношения, а мэр наоборот, плюс достал абсолютно всю элиту города, и вечный везде пиар, пиар, пиар, без реально нормально налаженной работы

    • Анонимно
      28.02.2020 10:19

      Всегда не нравяться люди когда порядок дома наводят.

    • Анонимно
      28.02.2020 11:12

      То же самое было в Бугульме, потом в минлесхозе. Это стиль управления такой. Без булдырабыз называется.

      • Анонимно
        28.02.2020 12:22

        При нем все первый раз услышали что вообще такое минлесхоз . При нем хорошие деньги туда подтянулись. А вот тот кто пришёл после него развалил все ..Пообщайтесь с сотрудниками , они хорошо знают ситуацию .

        • Анонимно
          28.02.2020 20:28

          Если там у него получалось, нужно было там и оставаться). минлесхоз и управление таким сложным городом, как Челны - все таки разные вещи.
          Чужак он и есть чужак, никогда не понимал и знать не хотел челнинских проблем.
          А как минлесхозник, он городу запомнился тем, что узаконил в центре Челнов вырубку 400 деревьев, хорош защитник леса)

    • Анонимно
      28.02.2020 22:09

      Вы не понимаете, Магдеев мог бы ничего не делать, "наладить" отношения и иметь свой барыш. Ему смысла нет воевать с элитой и с Камазом, но если пытаться навести элементарный порядок, то вариантов других нет.

  • Анонимно
    28.02.2020 09:27

    Хорошие автобусы это про МАЗ. Как и грузовики. А камаз и НЕФАЗ это прошлое. Отчёт о качестве мы уже видели. После этого даже зимбабве покупать их не будет, не то что мосгортранс.

    • Анонимно
      28.02.2020 12:52

      не поддерживаю, маз это маз а камаз это камаз
      мосгортранс это простите лобби у рт там и слава богу, хотя сам часто езжу на электробасах в мск и слышу мнения тех же "приезжающих на трудовую вахту" граждан бывшего союза в т.ч. белораши )
      и им нравится
      а не только бабулькам из мск и новой мск

    • Анонимно
      28.02.2020 23:31

      Какое качество может быть у рабочего,если зарплаты хватает на оплату коммунальных услуг и еду?

  • Анонимно
    28.02.2020 09:37

    Уберите снег вернее уже лёд образованного из не убранного снега в городе ходить не возможно

  • Анонимно
    28.02.2020 09:50

    Все правильно написали. Пол населения Челнов отдало жизнь КамАЗу, а они даже автобусы не могут пустить. Позор.

    • ПанАлекс
      28.02.2020 10:16

      Вот видите как вас успешно обманули! Вместо того, чтобы написать, в чьи карманы ушли ВАШИ деньги за проезд, в то время как КАМАЗ бесплатно весь 2019г. отдавал в аренду 190 больших автобусов, вы вините ... КАМАЗ, что он не подарит автобусы людям, которые и так неизвестно куда ваши деньги дели, кинув поставщиков, не заплатив зарплату рабочим и служащим, не заплатив налоги и тд..

      • Анонимно
        28.02.2020 10:31

        Я вырос в этом городе и родители всю жизнь там работали. Знаю какие зарплаты там и как они помогали рабочим. А таких как мои родители там пол города. Отношение НКНХ, Татнефть и Камаза - это как небо и земля. Вот что значит федералы!

      • Анонимно
        28.02.2020 17:48

        Вы на Камазе работаете? Аж пар идет.

        • Анонимно
          29.02.2020 08:34

          Нет, я не работаю. Я в ИТ работаю. Но нельзя так издеваться над рабочими как КАМАЗ издевается. Если рабочая профессия, то это не значит что это должна быть низкооплачиваемая и без социалки. Люди же на КБК живую очередь выстроило. Потому что там и зарплата, и отношение нормальное. Я думаю, что это поймёт только челнинцы.

        • ПанАлекс
          29.02.2020 14:58

          Работал на КАМАЗе. И участвовал в 3х официальных забастовках, в которых мы победили генералитет КАМАЗа.
          Хотя и сейчас на тех рабочих местах где работал электрики-электронщики получают 40-70 т.р.

    • Анонимно
      28.02.2020 10:17

      9.50 Вам +! Пол населения города - это бывшие работники КАМАЗ. Как всегда у Когогина - выпроводили работников на КАМАЗе и ЗАБЫЛИ!

    • Анонимно
      28.02.2020 11:49

      Может стоит наладить сборку автобусов МАЗ в Челнах или Алабуге

  • Анонимно
    28.02.2020 09:51

    Спасибо за статью, БО!
    Наши челнинские СМИ давно уже не читаю (как с другой планеты).

  • Анонимно
    28.02.2020 10:01

    Да правильно все! Если бы в Минске и др городах появились НЕФАЗы, то "батька" выгнал бы маркетологов и руководство МАЗа в 24 часа!

  • Анонимно
    28.02.2020 10:03

    Событие дальше так будет развиваться. Если КАМАЗ будет играть против города не чего не получиться . Это же пинок к руководству Татарстана. А наши такого не простят. У руководство республики и мэра города много не использованных рычагов для воздействия к руководству КАМАЗА. Когогин играет с огнем. Тут ему Москва не поможет.

  • Анонимно
    28.02.2020 10:21

    Когонин только за 2018г. Получил 147млн.официальных доходов. Откуда?! Его голова не забита будущим города и завода!
    Мы тоже в организации по глупости приобрели Камаз -сейчас сильно жалеем Вторую машину взяли Маз и не жалеем. Когонина в шею с Камаза надо гнать!

    • Анонимно
      28.02.2020 23:25

      Своих холопов обобрал,там в основном пенсионеры с нищенской зарплатой,они уже ничего против говорить не будут.

  • Анонимно
    28.02.2020 10:24

    отличная статья, все верно! от всех гоожан низкий поклон Магдееву за его работу и терпение! первый руководитель в Челнах, действительно занимающийся гоодом и старающийся всеми силами разгрести то, что натворили предыдущие! низкий поклон труженику Магдееву!

  • Анонимно
    28.02.2020 10:25

    кто бы не стоял за когогиным, он всё равно должен подчиняться мэру челнов. не бывает так,чтобы в одном городе два хозяина. магдеев мэр челнов,а когогин дир.камаза.

    • Анонимно
      28.02.2020 21:27

      Вы путаете мэра, выбранного из городских депутатов и Руководителя Исполкома назначенного республикой

    • Анонимно
      28.02.2020 22:19

      КАМАЗ организационно и интеллектуально - структура федерального уровня, мэрия же пока проявляет себя как укрупненный сельсовет.

    • Азат Д
      29.02.2020 09:36


      Магдеев пусть городским хозяйством занимается.

  • Анонимно
    28.02.2020 10:29

    КАМАЗ как собака на сене - и зарплату платить нормальную не может, и все людей ему якобы не хватает. Пусть бережнее будет с кадрами, а не нагло увольняет планово каждый год по 3,5% персонала. КАМАЗ вот уже лет 10 как тихо съехал со своей социальной нагрузки - все скинул на город. И чему удивляться, что его авторитет в городе не высокий. Хочешь авторитета - паши на общество, а не на зарубежный офшор. С автобусами КАМАЗ повел себя не гибко - шум вокруг сырых по качеству автобусов добавит ущерба предприятию. Лучше было найти компромисс, т.к. и лизинговая компания КАМАЗа тоже явно недоработала по контролю за эксплуатацией автобусов.

    • Азат Д
      29.02.2020 09:38


      У предприятий одна нагрузка, платить налоги.
      А мерия пусть отчитается как эффективно их тратит.



  • Анонимно
    28.02.2020 10:30

    Кто в ответе в городе за уборку льда с проспектов? Магдеев или Когогин? Улицы города превратили в полигон для испытания танков. Может исполком займется дорогами города?

  • Анонимно
    28.02.2020 10:37

    Наверное, все футбольные фанаты помнят как они с ФК Камаз поступили? Это был плевок, который мы запомнили. Если бы не город, то вообще клуб бы перестал существовать. А кто знает, что происходит с лагерями Саулык? Там 1 лагерь остался из 4х. Там же все дети камазовцев отдыхали. И это благодарность?

    • Анонимно
      28.02.2020 15:32

      В Саулыке не работает только Следопыт - остальные в действии)

    • Анонимно
      28.02.2020 20:02

      Вооот, про это забыли. Спасибо, что напомнили.

  • Анонимно
    28.02.2020 10:56

    Предприятия города должны платить налоги и зарплату а мэрия заниматся городской инфраструктурой !

  • Анонимно
    28.02.2020 11:24

    как можно делать некачественный товар и потом обижаться? Камаз нужно полностью реформировать, поменять весь менеджмент и лишить их пакетов акций уменьшив их долю! Кто такой Когогин???

  • Анонимно
    28.02.2020 11:42

    Будем надеется что Камаз не откажется от Нижнекамских шин!

  • Анонимно
    28.02.2020 11:45

    Эту статью в Бизнес Онлайн редакции нужно было сразу анонсировать для читателей - как реклама городской мэрии, и персонально, Магдеева.
    И эта тема - конфликт между городом и КАМАЗом явно сшита гнилыми нитками.
    Истоки сегодняшней проблемы города с пассажирскими перевозками кроются не в качестве камазовских автобусов, а в конкретных действиях руководства города, которое провалило проведение транспортной реформы.
    Большие автобусы закупили, но частников с большинства маршрутов не убрали. А как их убрать, ведь это же кормушка, это же большие проплаченные мимо кассы наличные деньги! Кто же от них откажется?! И причем здесь КАМАЗ?
    Большие автобусы закупили, но ремонтную базу для их обслуживания и ремонта не организовали. Это уже как, минимум, некомпетентность. А то, что для ремонта одних автобусов, стали разукомплектовывать другие автобусы, то это уже уголовное преступление со стороны руководства МУПа и исполкома!
    И при чем здесь КАМАЗ?
    А кого мэрия поставила руководить МУПом? Родственника коммерсанта, прямо заинтересованного в уходе больших автобусов с маршрутов города, составлявших конкуренцию мелким автобусам!
    И причем здесь КАМАЗ!
    А все эти вопли про, якобы, сырые автобусы - это заказная чернуха, инициированная камазовскими конкурентами и, видимо, некоторыми чиновниками от городских властей.
    Где рекламации? Где решения судов? НЕТУ.
    Поэтому городским властям нужно прекратить, как говорят, валить с больной головы - на здоровую. И заниматься своими прямыми обязанностями, в том числе и грамотными пассажирскими перевозками жителей города.
    А мы посмотрим, разместит ли этот комментарий Бизнес Онлайн.

    • Анонимно
      28.02.2020 12:26

      Одно только но - а что ж молчали депутаты от КАМАЗа (восемь штук, на секундочку). Один лишь коммунист Васев поднимал тему.

      • ПанАлекс
        28.02.2020 13:33

        А зачем им что то говорить, когда их начальник в открытую заявил, что Магдеев и руководство города не справляются со своими обязанностями и не способно организовать движение ОТ! И эти же депутаты голосовали против того, чтобы 62 млн. из челнинского бюджета подарить ООО Электротранспорт, хотя в тарифном комитете было сказано, что тарифа должно хватать на безубыточное содержание трамваев!
        Опять, как и с МУПом признаки хищения из бюджета, которое не поддержали камазовские депутаты!

        • Анонимно
          28.02.2020 15:33

          никого не оправдываю, но считаю что депутаты должны были раньше бить в набат... хотя это вопрос общей и частной общественной позиции в России

        • Анонимно
          28.02.2020 20:37

          тарифа не хватает....а в комитете любую чушь скажут, лишь бы не повышать проезд

    • Анонимно
      28.02.2020 12:32

      Из чувства уважения к КАМАЗу не подавали в суд и не делали рекламацию.
      Но КАМАЗ настолько плох что готов выстрелить себе в ногу.

      • Анонимно
        28.02.2020 13:17

        Рекламации не подавали не из чувства уважения к КАМАЗу, а в связи с тем, что МУП нарушал условия эксплуатации автобусов. Автобусы не загонялись на гарантийное обслуживание. А если нет обслуживания, то появляются поломки. А вследствие потери гарантии, МУПу самому нужно было бы платить за ремонт.
        А свою ремонтную базу исполком и МУП не создали и специалистов не набрали. Вот так-то.

      • ПанАлекс
        28.02.2020 13:35

        Что за бред - какое еще "уважение"? Ведь эти убытки покрывают с нашего горбюджета, куда мы с вами платим налоги! Которые постоянно поднимают!
        Значит Вы поддерживаете казнокрадство???

    • Анонимно
      28.02.2020 13:01

      Да просто под мэром стул очень сильно зашатался.
      Он паникует и ищет поддержки где может.
      Вот информационную поддержку хотя бы в СМИ. Реальной-то поддержки нет, достал уже многих.

      • Анонимно
        28.02.2020 18:02

        Проведите среди бизнесменов опрос в городе, у большинства негативное отношение к мэру , и все благодаря бывшему руководителю исполкома!!

  • Анонимно
    28.02.2020 11:56

    не понимаю почему так кто отдает заводу здоровья свой года получает 18 25 тыс а какие то топ менеджер 500 за что? пусть работают за 25 как и завод ,



    • Анонимно
      28.02.2020 18:04

      В городе полно работы, их никто не заставляет за такую зарплату вкалывать.....

  • Анонимно
    28.02.2020 12:03

    Пускай КАМАЗ создаст "дочку" Перевозчика и обслуживает город. Вот вам частное государственное партнерство. И всего делов то. Свои автобусы -свои проблемы. Может болячки быстрее на автобусах залечат.

    • Анонимно
      28.02.2020 14:54

      Тем более что камазовских -30 т народу и пол города камазовских пенсионеров.

  • Анонимно
    28.02.2020 12:07

    Магдеев молодец хороший руководитель после предыдущего он сделал многое для города остановки, дороги, театр скоро будет, больницы, переходы , сколько заброшенных зданий сейчас достроили тот же мед городок молодец и спасибо ,а то что автобусы ушли то они приедут в другом в виде ,

  • Анонимно
    28.02.2020 13:18

    Вот так номер, думал, что нет крепче спайки Магдеев-Когогин, неужели сами, или кто-то этим управляет.

  • Анонимно
    28.02.2020 13:19

    КАМАЗ хуже ВАЗа. Дайте Магдееву развивать город, а это полусоветская полукоррумпированная махина пусть как умеет подстраивается, для чего городу кормить ресурсами и преференциями этого полуметвого кита? Город должен развиваться, а в КАМАЗе должны быть изменения.

  • Анонимно
    28.02.2020 13:49

    Когогина знает и президент России. и за рубежом..Магдеева только Бугульмы и Челны..так что кто сильнее в административном плане вполне понятно..боролся бычок с дубом называется..

    • Анонимно
      28.02.2020 15:31

      никто и не бореться. Город будет скоро на автобусах ездить, а Когогин нефазы другим продавать.

  • Анонимно
    28.02.2020 14:56

    За рубежом даже мало кто знает Татарстан! Когда говоришь с Татарстана, 3 раза переспросят " с Казахстана?"

  • Анонимно
    28.02.2020 15:41

    КАМАЗ грузовик знают только на Кубе, Вьетнаме, Казахстане ( старые модельки еще пашут кое где).

  • Анонимно
    28.02.2020 16:07

    дело не в марке автобусов. просто их невозможно обслуживать в полевых условиях. А бывшие хорошие базы город при шайхразиеве и халикове отдал за бесценок своим ребятам. К тому же это ведь уже третья попытка с большими автобусами, первые две закончились также

  • Анонимно
    28.02.2020 17:44

    Самое главное, что это автобусы на экологически чистом газомоторном топливе работают. А ГАЗельки гоняют все в облаках чёрного дыма. Для нашего региона такие автобусы должны быть в приоритете. Об этом не забывайте...

  • Анонимно
    28.02.2020 17:56

    Все руководители одним миром мазаны. Похоже всем скоро чемодан вокзал. Не могли договориться и виновных наказать. Плохая реклама для Камаза. Уже все России смеются. Тошно господа руководители. Позорно.

  • Азат Д
    28.02.2020 18:57


    «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»

  • Анонимно
    28.02.2020 19:39

    Если бы не жажда наживы, то автобусы так бы и ездили, были бы в плюсе, но нет - есть "нужные" перевочики, а есть ненужный МУП...

  • Анонимно
    29.02.2020 02:54

    Почему на КБК нет проблем с кадрами?

  • Анонимно
    29.02.2020 11:41

    обьединитесь и выведите фк камаз в премьер лигу - на радость всем болельщикам футбола города НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ!

  • Анонимно
    29.02.2020 13:02

    Вот вы смотрите на это только с одной стороны.
    Автобусы, налоги! Подумайте, кто за кулисами за ниточки дергает! Вы думаете все так просто?
    Возьмите Елабугу. Мэр Емельянов. Тут же нашли амбициозного Барышева! Такой же демонстративный уход барышевских депутатов с сессии, демонстративное игнорирование властей города. Ничего не напоминает?! Будте мудрее, хорошие руководители на дороге не валяются!
    Мы, елабужане, уже 4 месяца пожинаем плоды этого противостояния! Не дай вам Бог такого же!

  • Анонимно
    2.03.2020 08:27

    Господин Когогин засиделся на этой должности. Нужен новый руководитель с другим взглядом

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль