Общество 
8.03.2020

«Женщины проливают реки крови, чтобы продолжался род, – это величайший джихад»

Автор книги «Секс в свете хадисов» о Коране, где нет ни слова про обрезание и побивание камнями, а также мужчине как троне для прекрасной дамы

«О степени развитости общества можно судить по тому, какой статус занимает женщина», — вспоминает казанский исламовед, старший научный сотрудник Института им. Марджани Айдар Хайрутдинов слова выдающегося богослова Мусы Бигиева. Первый — известный эксперт по наследию второго, в середине нулевых он написал книгу «Секс в свете хадисов», давно ставшую библиографической редкостью. Однако темы, поднятые в данной работе, с тех пор стали только актуальнее. Об этом — в интервью ученого «БИЗНЕС Online».

Айдар Хайрутдинов: «К сожалению, человеческое сознание так устроено, что оно начинает переворачивать все верх ногами, как и в случае с темой секса в жизни мусульман» Айдар Хайрутдинов: «К сожалению, человеческое сознание так устроено, что оно начинает переворачивать все вверх ногами, как и в случае с темой секса в жизни мусульман» Фото: Андрей Титов

«ЕСЛИ ОБЩЕСТВО СТУПАЕТ НА ЛОЖНЫЙ ПУТЬ, ТО ЕСТЕСТВЕННЫЕ ВЕЩИ ОКАЗЫВАЮТСЯ ПОД ЗАПРЕТОМ, А ИЗВРАЩЕНИЯ — НОРМОЙ»

— Айдар, секс — это в исламе тема, можно сказать, табуированная. Почему вы решили в свое время к ней обратиться?

— Это было первое приближение к теме, возможно, я по-другому взглянул на известные хадисы. Может быть, поднял хадисы, которые не так широко распространены, не афишируются или не исследуются. Действительно, тема такая: начинают все смущаться, скукоживаться и уходят от разговора.

Хотя в книге «Секс в свете хадисов» я так и написал, что надо разговаривать о Боге, но поскольку мы появились в этом мире благодаря сексу, то было бы правильно сначала разобраться с этим, а только потом уже говорить о Боге. Так будет правильнее, я думаю.

Кстати, в книге затронуты и проанализированы не только хадисы, но и аяты Корана. То, что слово «хадисы» присутствует в названии, объясняется тем, что к теме меня подтолкнул один малоизвестный хадис. Он гласит: «Взгляд на прекрасный лик есть поклонение (ибадат)». Он на меня произвел сильное впечатление: пардон, а где здесь укрывание лица? Где женское затворничество? Кстати, этот хадис говорит как о взгляде мужчины на женщину, так и наоборот. В общем, возникли вопросы, и я стал искать ответы. Что касается аятов Корана, к которым я обращался в ходе исследования, то нужно понимать: как источник информации Коран намного важнее, чем хадисы. К сожалению, у мусульманских ученых возникло такое явление, как приоритет хадиса, когда их по степени значимости ставят выше Корана, а это совершенно абсурдно.

Также, к сожалению, человеческое сознание так устроено, что оно начинает переворачивать все вверх ногами, как и в случае с темой секса в жизни мусульман. Вроде важная тема, «встроенная» в человека естественная данность, а стала такой, чуть ли не запретной. Оно и понятно, ведь если общество ступает на ложный путь, то естественные вещи оказываются под запретом, а извращения — нормой.

— И что же сказано в Коране о сексе?

— «Занимайтесь сексом» — такого в Коране нет. О нем говорится целомудренным языком, ненавязчиво, может быть, в чем-то даже иносказательно. Тем не менее подоплека ясна. Например, Аллах говорит, что он создал людей как мужчин и женщин (49:13), что между мужчиной и женщиной он устроил любовь, взаимное желание и милость (30:21), что мужчина обретает в своей жене упокоение (30:21). В принципе, больше можно ничего и не говорить, здесь все сказано. Добавлю только, что эти аяты, скажем так, лирические, а есть аяты гораздо более практичные в правовом смысле, например, известный аят о прелюбодеянии, о, скажем так, женской измене.

— О необходимости забивать прелюбодеев камнями?

— В Коране, кстати, нет аята, который бы призывал забивать неверную женщину камнями. Напротив, Коран этот древний обычай отменил. В более позднее время мусульмане сами за уши притащили такую казнь в шариат, и до сих пор в некоторых наиболее ортодоксальных мусульманских странах женщин побивают камнями насмерть.

«В книге «Секс в свете хадисов» я так и написал, что надо разговаривать о Боге, но поскольку мы появились в этом мире благодаря сексу, то было бы правильно сначала разобраться с этим, а только потом уже говорить о Боге» «В книге «Секс в свете хадисов» я так и написал, что надо разговаривать о Боге, но поскольку мы появились в этом мире благодаря сексу, то было бы правильно сначала разобраться с этим, а только потом уже говорить о Боге» Фото: Андрей Титов

«КТО ТЫ ТАКОЙ, ЧТОБЫ ПРАВИТЬ, «ДОДЕЛЫВАТЬ» ЧЕЛОВЕКА СКАЛЬПЕЛЕМ?»

— Что же говорит Священная Книга мусульман об изменах?

— Да, давайте вернемся к Корану. Там говорится, если мужчина обвиняет жену в измене, он должен представить четырех свидетелей, которые это видели, скажем так, «свечку держали»: «А те, которые бросают обвинение в целомудренных, а потом не приведут четырех свидетелей, — побейте их восемьюдесятью ударами и не принимайте от них свидетельства никогда; это — распутники» (24:4). И попробуйте выполнить данное требование на практике — это же невозможно!

Так что Аллах полностью закрывает эту тему, иными словами, он как бы говорит мужчине: «Если ты думаешь, что жена тебе изменила, то, брат, разбирайся. Видел своими глазами? Так этого мало! Приведи еще четырех свидетелей!» В общем, нужно понимать, что Аллах доверяет женщину мужчине, и если она изменила, то он сам виноват. А если же мужчина решил ее обвинить в измене, а доказать вряд ли сможет, то придется ответить за свой поступок.

Кстати, этот момент и в жизни Пророка (салла Аллаху алейхивасаллам) хорошо представлен, когда к нему приходили люди, обвинявшие своих жен или заявлявшие, что, мол, я, такой нехороший, согрешил с такой-то женщиной. Пророк сходу наказывал мужчин, которые приходили с такими признаниями, а про женщин он ничего не говорил, они оказывались вне суда. Хотя был один случай, когда женщину, с которой якобы согрешил мужчина, тоже пригласили на суд. Пророк сперва распорядился наказать мужа, надо понимать, за донос, ведь факт прелюбодеяния не был установлен на тот момент. А когда спросили женщину, она сказала, что ничего не было! В результате того мужчину Пророк велел наказать вторично — за клевету, а женщину — отпустить.

Так Пророк судил, а сейчас как происходит? Достаточно обвинений со стороны мужа, и боже мой, какие там свидетели, о чем вы? Кто ими будет заниматься? Разговор короткий — ее выведут на площадь и забьют камнями. Время от времени такие ролики появляются в интернете. Ужасные самосуды, я их так называю, потому что они происходят ни по светскому праву, ни по кораническому шариату. Это совершенно незаконные, безосновательные и преступные способы казни. К сожалению, исламское право сейчас во многом не опирается на Божье слово. Например, взять совершенно дикую практику женского обрезания. В Египте я слышал совершенно ужасные цифры — более 90 процентов женщин от 14 лет и старше обрезаны. Вот это как понимать?

— У нас тоже в последнее время мы слышим о подобной практике, например в Дагестане.

— А вот в Коране сказано Аллахом: «Я создал человека наилучшим сложением». А кто ты такой, чтобы править, «доделывать» человека скальпелем? Это касается также и мужского обрезания, оно имело место в далекой древности у семитов, в иудаизме считается религиозным действом и преподносится как знак завета между человеком и Богом. Но в Коране ничего подобного нет, ведь Аллах не заключал завета с человеком во плоти. Аллах заключил завет с духами, которым еще только предстояло воплотиться в человеческих телах (7:172).

«А вы не задумывались о том, что, когда Адам жил в раю, он общался с Богом, но его жизнь или его существование все равно были не полны, не были полноценны без женщины?» «А вы не задумывались о том, что, когда Адам жил в раю, он общался с Богом, но его жизнь или его существование все равно были неполны, не являлись полноценными без женщины?» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Ну это традиция иудеев, которая передалась и мусульманам…

— Да, говорят, что обрезание крайней плоти — древняя семитская традиция, поскольку люди жили в пустыне и им нужно было это из гигиенических соображений. Все что угодно может быть, но тащить подобное за уши в ислам, да еще применять его к женщинам! Это я, вообще, считаю дикостью и показателем того, насколько мусульманство далеко ушло от Корана, от его духа, от достоверных хадисов. Человек осмеливается вторгаться в богоданное человеческое естество, игнорируя простейшую, недвусмысленную констатацию Аллахом того факта, что он создал человека наилучшим сложением (95:4).

Почему люди решили изменить облик человека хирургическим путем? А это ведь делают не папы-мамы, такое происходит с благословения богословов. Рядовые мусульмане считают, что раз нет обрезания, то ты не в религии, а религия, ведь она в духовности, сердечности. Аллах сам говорит, что он смотрит на то, что у людей в сердцах, а обрезан он или нет, такого условия в исламе не ставится.

— А женское обрезание — откуда все-таки пошла подобная практика?

— Это было перенято у поклоняющихся идолам первобытных африканских племен, которые такое практикуют по сей день. Женщину калечат, чтобы лишить ее сексуальности, а почему бы в таком случае мужчинам не отрезать кое-что? Вообще вопрос будет снят, существовал же институт евнухов, они в гаремах находились, вожделения не чувствовали, значит, перед Аллахом они чисты. Мужчины, конечно, ведут себя подло в этом вопросе, берут мнение тех самых богословов и проталкивают их. В православном христианстве была, к примеру, секта скопцов, которые решали этот вопрос способом отсекания своего детородного органа. Однако подобное однозначно противоестественно.

В армейском уставе, например, членовредительство — уголовно наказуемая статья, я уже не говорю про фронтовые условия, когда люди самострелы устраивали. Это все наказывалось. То есть даже безбожное светское государство считает членовредительство преступлением, а перед Аллахом это не преступление разве? Мне уже доводилось поднимать данную тему в интернете. На меня обрушились радетели правоверия, мол, это же великий имам Шафии установил женское обрезание, как ты смеешь перечить великому имаму? Я бы воздержался от таких смелых заявлений о величии того или иного давно покойного деятеля. Величие достигается следованием Корану, а не вынесением хитроумных законов шариата, идущих вразрез с ним. Таков должен быть критерий величия.

«Если ты думаешь, что жена тебе изменила, то, брат, разбирайся. Видел своими глазами? Так этого мало! Приведи еще четырех свидетелей!» «Если ты думаешь, что жена тебе изменила, то, брат, разбирайся. Видел своими глазами? Так этого мало! Приведи еще четырех свидетелей!» Фото: pixabay.com

«ГЛАГОЛ ЭТОТ В ПОВЕЛИТЕЛЬНОЙ ФОРМЕ ОЗНАЧАЕТ БУКВАЛЬНО «СОВОКУПИСЬ С ЖЕНЩИНОЙ»

— Рассматривали ли вы в своей книге вопросы брака?

— Здесь важно подчеркнуть вот что. У нас считается, что после прочтения никаха люди становятся мужем и женой. Однако в арабском языке не так все однозначно, и в Коране это видно: есть понятие «никах», а существует понятие «тазаввудж». Второе — социальное действо, когда пара перед обществом становится семьей. Никах — это не социальное явление, а естественный результат чувств, страсти, возникшей между мужчиной и женщиной. Например, был такой случай, когда к Пророку (салла Аллаху алейхивасаллам) приходил мужчина и жаловался на свою тяжелую жизнь. Я в своей книжке этот пример как раз и привожу. Он жаловался, лил слезы и сопли, а Пророк ему сказал: «А ты женись!» Так принято переводить данный хадис, в котором был использован глагол, от которого слово «никах» и происходит. А глагол этот в повелительной форме означает буквально «совокупись с женщиной». А «женись» (то есть иди в загс и оформи брак) — был бы другой глагол. Мужчина послушался, сделал, как велел Пророк, но потом опять приходил, жаловался, и так было четыре раза. Но после четвертого раза он пришел, поблагодарил Пророка и сказал, что у него все хорошо, жизнь наладилась. Это история о том, что мужчина, который не имел никакой самооценки, считал себя неудачником, бродягой, никудышным и так далее, последовал совету Пророка, который раз за разом повторял: «Завоюй женщину!» Значит, мужчине надо было себя привести в надлежащий вид как минимум, а это и самооценку поднимает, и дисциплину, и еще много чего. Авторитет Пророка был настолько значимым для того человека, что он упорно следовал повторяющимся советам и постепенно изменился.

Народ прав, когда говорит, что за любым успешным мужчиной стоит его женщина. В этом случае именно так и произошло: стремление добиться благосклонности женщин привело его к успеху.

«Народ прав, когда говорит, что за любым успешным мужчиной стоит его женщина. В этом случае именно так и произошло: стремление добиться благосклонности женщин привело его к успеху» «Народ прав, когда говорит, что за любым успешным мужчиной стоит его женщина. В этом случае именно так и произошло: стремление добиться благосклонности женщин привело его к успеху» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Но любовь — это еще и духовные отношения.

— Аллах говорит, что создал любовь, взаимное притяжение, нежность, милость. Вот эти отношения между мужчиной и женщиной на самом деле являются важнейшей ступенью духовного роста. Замечу, что создание семьи в исламе не является религиозной обязанностью, только рекомендация, сунна. То есть хочешь — женись, хочешь — не женись, но, какие бы ни были взаимоотношения, в любом случае ты станешь в них расти духовно. Какой-то опыт ты все равно приобретаешь. В Коране об этом сказано: мужчине может казаться, что его жена создает ему одни лишь проблемы, что ему с ней плохо. Все, наверное, через это проходят, а Коран говорит, что, если вам в женщине что-то не нравится, то, может быть, Аллах так и устроил для мужчины великое благо. Это тот же феномен, когда нам кажется, что земля, по которой мы ходим, ровная, а это на самом деле большой шар, несущийся в космосе. Поэтому в исламе и нет таких барьеров, которые препятствовали бы мужчинам и женщинам строить отношения друг с другом. Так как, повторяюсь, только в отношениях человек, а точнее — дух, начинает расти, приобретает силу.

Был известный фильм по книге Решада Гюнтекина «Королек — птичка певчая». В нем был такой интересный момент, когда суфий влюбляется в главную героиню. Потом он заболевает, лежит на смертном одре и в последние минуты жизни хочет еще раз ее увидеть, посылая к девушке свою сестру. Суфий признается, что всю жизнь он любил Аллаха, не изменял этой любви, но как только увидел эту девушку, то все в нем перевернулось и все его многолетнее (а он был пожилым человеком) «служение» Богу пошло насмарку, как ему казалось. Суфий считал, что он предал Бога. Если проанализировать сюжет, то видно, что суфий решил приблизиться к Богу, минуя, как он считал, низкое чувство влечения к женщине. Но ведь Аллах так устроил, через это надо пройти: если ты не любил женщину, как ты можешь любить Бога? Бог даровал мужчине женщину, история Адама и Евы в раю тому подтверждение. А вы не задумывались о том, что, когда Адам жил в раю, он общался с Богом, но его жизнь или его существование все равно были не полны, не были полноценны без женщины?

— А что наши богословы об этом говорили?

— Недавно читал статью в мусульманском журнале, издававшемся в 1925 году в Уфе под редакцией Ризы Фахретдина. Увидел там статью одного автора-дамы, которая взялась раскрыть особенности отношений между мужчиной и женщиной на основе тех представлений, которые она получила, живя в татарском обществе, воспитываясь в медресе, семье, во всем этом окружении. Она приводит такую мысль, что, когда Аллах создал Адама, то у того вроде бы все было для счастья, но все равно чего-то не хватало. То, что ему не хватало, он искал, тосковал, и тогда Аллах создал для него женщину, и у Адама жизнь стала полноценной. Автор этой статьи проводит мысль, что и сейчас мужчины должны относиться к своим женам так же — это божий дар. Очень целомудренное и красивое раскрытие темы. Кстати, в арабском начертании имя Хава (в слове Ева этого не видно) происходит от корня со значением «жизнь». Иными словами, отношение мужчины к женщине — это есть его отношение к жизни.

Мы знаем, что разное бывает в жизни — и трагические истории, когда молодых девушек отдавали за стариков, да и сейчас это происходит. Не могло помешать такому браку даже то, что девушка должна первой выразить — согласна ли она на брак или нет, потому что ее психологически обрабатывали, давили на нее, чтобы она безропотно пошла за богатого старика. Так что традиционное общество, которое кичится тем, что оно придерживается каких-то ценностей, которые само же и придумало, не гарантирует, что в нем все, в частности брак, происходит по божественным законам.

«Аллах говорит, что создал любовь, взаимное притяжение, нежность, милость. Вот эти отношения между мужчиной и женщиной, на самом деле, являются важнейшей ступенью духовного роста» «Аллах говорит, что создал любовь, взаимное притяжение, нежность, милость. Вот эти отношения между мужчиной и женщиной, на самом деле, являются важнейшей ступенью духовного роста» Фото: «БИЗНЕС Online»

— А что говорили о роли женщин в исламе выдающиеся умы?

— Я процитирую выдающихся деятелей российского ислама, один из них — Исмаил Гаспринский, который сказал просто: «Женщины — это половина нации». Риза Фахретдин развил эту мысль: по его мнению, какие у нас женщины, такое у нас и общество. Муса Бигиев пошел дальше всех, он сказал, что о степени развитости общества можно судить по тому, как оно относится к женщине, по тому, какой статус занимает женщина в обществе: уважаема ли она, затворница или побиваема камнями. И только Бигиев дошел до такой идеи, что мужчина лишь трон, на котором должна восседать царствующая женщина. А этот человек знал, что говорил! Его семья, его дети, отношения в семье, разлука с семьей — это все ужасно трагическая история…

Кстати, Бигиев занимался женской темой активно и плодотворно. Тема мусульманской женщины была поднята в начале ХХ века в Египте, тогда та была еще частью Османской империи. Проблема была назревшей, болезненной.Данный вопрос не обошли вниманием мусульманские интеллектуалы. Бигиев раскрыл этот вопрос, как я считаю, максимально полно. Например, он говорит, что не нужно считать, что женщина ущербна, потому что в определенные дни каждого месяца она якобы нечиста и поэтому ей нельзя совершать намаз или блюсти пост. Он говорит, что это не так. Женщины проливают реки крови, чтобы продолжался человеческий род, — это величайший джихад, мужчинам такого высокого джихада даже не снилось. Поэтому и намаз ей не нужен в такие дни, поскольку женщина пребывает в высшей форме поклонения. Поэтому и ураза не нужна, и джихад ей тем более не нужен, так как джихад у нее длитсявсю жизнь. У нее высочайшая миссия по продолжению человеческого рода. По Бигиеву, женщина — наивысшее по своему совершенству и статусу творение Аллаха, а семья — врата рая, открытые для нас уже на земле.

Я уже говорил, что обратился к этой непростой теме не абы как, не собирался развлекаться. Тема была запретной не только для мусульман, но и во всем мире, пожалуй, за исключением изолированных аборигенных культур, пребывавших в первобытном состоянии. На рубеже XIX–XX веков, когда начались шевеления, Аллах начал расталкивать спящую умму, чтобы она проснулась, тема была хорошо исследована и развита в нашей татарской мусульманской интеллектуальной среде. Потом в советские времена, когда мы были оторваны от традиций, стали появляться книги об исламе, где говорится, что все хорошо в женском вопросе, женщина защищена, но это не так. Это попытка выдать желаемое за действительное. Нужно спросить у самих женщин, у которых ноздри вырывают, камнями забивают: каково им в исламе? Хотя это и не ислам подлинный, о нем пока говорить рано. Будет ислам — будет и процветание, и рай на земле.

«Мужчины придумали себе массу хадисов, чтобы женщину, которая отказала мужу, запугать до обморока: и будут ангелы ее всю ночь проклинать, и двери рая для нее не откроются и масса других страшилок» «Мужчины придумали себе массу хадисов, чтобы женщину, которая отказала мужу, запугать до обморока: и будут ангелы ее всю ночь проклинать, и двери рая для нее не откроются и масса других страшилок...» Фото: pixabay.com

— Не является ли насилием аят, где говорится: «Женщины — нива для вас и идите к ниве, когда захотите»?

— Хороший вопрос. Вот мужчина идет на ниву, то есть он берет инструмент, запрягает коня и едет в поле. А там вдруг дождь. И он не может работать, поэтому уходит домой, нива не доступна для него. Все же оговорено, просто нужно немножко образно представлять, поэтому, если женщина не в состоянии, не хочет, плохо себя чувствует, не принуждай ее. Она ведь твоя жена, мать твоих детей, имей к ней уважение. 

Но мужчины придумали себе массу хадисов, чтобы женщину, которая отказала мужу, запугать до обморока: и будут ангелы ее всю ночь проклинать, и двери рая для нее не откроются и масса других страшилок... Вы кого пугаете? Женщину? У индусов есть такая традиция: когда муж умирает, его жена сжигает себя на одном костре с покойным мужем. На это может идти только женщина, мужчина никогда не пойдет на это. Мужчина — трусливый тип, жалкое существо, если так поставить вопрос. Поэтому мужчины лучше бы молчали о том, будут ли ангелы проклинать женщину. Ну а Бигиев прав, когда говорит, что женщина царица и она должна восседать на троне, поэтому, если царица изволила вас допустить к себе, то радуйтесь. Если не хочет, то подожди, придет и твой день. Ну а если у тебя две, три, четыре жены, то иди к другой, в чем проблема-то?

— Но не все мусульмане согласятся с вашей позиции.

— Да, это так, на каждом шагу есть люди, заявляющие, что любят Пророка, следуют его заветам, а на самом деле нарушают их. Пророк показал такой пример: если человеку нечего предложить в качестве свадебного подарка, кроме единственного финика, общество должно этот брак признать. А что происходит в исламском мире? Шайтан настолько людей запутал этими ложными ценностями, что в некоторых странах, если ты не можешь собрать 500 человек на свадьбу, то ты лузер. Шайтан так накрутил, что человеку нужно продемонстрировать свои «бицепсы», что ты крутой, не изгой в обществе. Но ведь не все это могут себе позволить, основная масса людей занимается выживанием. И что делают в таких обществах? Начинаются извращения. А что вы хотели, Аллах заложил в человеке такие мощные инстинкты, что им надо давать выход, и мы начинаем слышать всякие мерзкие истории, как мужчины реализуют свои половые инстинкты, хотя и с женщинами происходит что-то подобное. Женщины оказываются одинокими, потому что мужчины не могут себе позволить подогнать к свадьбе эшелон богатства.

Многие мужчины, особенно те, кто переполнен религиозным самолюбованием, увидев этот материал 8 марта, будут чертыхаться в мой адрес, мол, не мусульманский это праздник. А я скажу так: зато женщина — это всегда праздник. Мне уже за 50, и исходя из своего жизненного опыта я скажу так: женщина — это лучший дар в этой жизни для мужчины. Даже Пророк об этом сказал — если мужчину придавила депрессия, то пусть он взглянет на свою женщину, и тогда он поймет, насколько милостив к нему Аллах. Это хадис, а в Коране сказано, что мужчина находит в своей женщине покой и усладу отдохновения. То есть не обязательно заниматься сексом, можно просто обняться и посидеть вместе. И, если в семье царит теплая атмосфера, шумят дети, слышен их смех или плач, если пульсирует взаимное притяжение, то, в принципе, жизнь состоялась для обоих — и для мужчины, и для женщины. Благодарите Аллаха за это счастье!

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (50) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
8.03.2020 09:35

Благодарю Вас за прекрасную стать с его замечательными мыслями о взаимоотношениях и позиционированием в жизни. Мне тоже за 50 и детей трое , я не грамотен в учении Корана, но как надоели невежественные богослужители с своими суждениями , это так нельзя, это должно быть так. Полуобразованные люди занимаются мелким бизнесом от религии. Хорошая стать, спасибо. С уважением .

  • Анонимно
    8.03.2020 09:31

    Спасибо большое , хорошая и поучительная статья . Но , сейчас начнут « настоящие верующие» уму разуму учить )))).

    • Анонимно
      8.03.2020 21:38

      А те, которые бросают обвинение в целомудренных, а потом не приведут четырех свидетелей
      Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/460164

      тут речь не о любой женщине, а о конкретных - целомудренных.
      Женщины могу годами изменять с одним. Не с Четырьмя - а с одним.
      И свидетелей в помине не будет.

    • Анонимно
      8.03.2020 21:45

      Так что Аллах полностью закрывает эту тему, иными словами, он как бы говорит мужчине: «Если ты думаешь, что жена тебе изменила, то, брат, разбирайся. Видел своими глазами? Так этого мало! Приведи еще четырех свидетелей!»
      Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/460164

      6 аят той же Суры. Муж 4 раза клянется Аллахом и ему не нужно 4 свидетеля.

  • Анонимно
    8.03.2020 09:31

    Книгу как можно приобрести?

  • Анонимно
    8.03.2020 09:35

    Благодарю Вас за прекрасную стать с его замечательными мыслями о взаимоотношениях и позиционированием в жизни. Мне тоже за 50 и детей трое , я не грамотен в учении Корана, но как надоели невежественные богослужители с своими суждениями , это так нельзя, это должно быть так. Полуобразованные люди занимаются мелким бизнесом от религии. Хорошая стать, спасибо. С уважением .

    • Анонимно
      8.03.2020 23:33

      Вы неграмотны не только в чтении Корана, до этого вам как до Китая пешком, вы неграмотны в том, что не имея никакого представления об исламе, будучи глубоко незнающим, выносить свое видение (это как слепой рассуждает о тонкостях перехода цветов в радуге) о религии Всевышнего. Браво апа, бис. Для таких это статья зайдет прекрасно. А если начать разбираться, то увы от нее полетят перья и пух. Статья на три с плюсом, поверхностная. Много лета и много детей не гарантируют мудрости. Скромнее надо быть, скромнее.

      • Анонимно
        9.03.2020 18:39

        Я по советовал бы тебе, моему искреннему критику, быть аккуратнее относительно оценок других, тем более о тех - о ком представления не имеешь. Будьте аккуратнее и берегите себя.

  • Анонимно
    8.03.2020 09:36

    Хорошая правильная статья. Добавлю только кто интересуется. 1. Женись или... постись. Это хадис. Означает, что только в никахе разрешена связь с женщиной. Налево ходить от жены нельзя. Остальное грех, за который надо будет понести наказание.(проверено). 2. Ходить на ниву. Не погодой ходить на ниву является также пост и даже ночью. 10 дней начала запретных месяцев. 10 дней поминаемой даты смерти дочери пророка Фатимы (мир ей). Взяв намерение принести поклонение Аллаху все отношения с женой лучше в узелок на это время взять. Ибо Аллах сердиться, и послабление в ночное время даёт как испытание от инстинкта. И да, если женщина не подпускает, в этом мудрость.

  • Анонимно
    8.03.2020 10:01

    Я не мусульманин, а статью прочитал с интересом

  • Анонимно
    8.03.2020 10:09

    Я соблюдающая мусульманка.
    Верно здесь сказано, истина в коране.
    Везде где домыслил человек, что то приписал. Там лежит неправда.
    Человек не бог, он ничего истинного придумать не может.
    Читайте коран товарищи.

    • Анонимно
      8.03.2020 13:54

      Я соблюдающий мусульманин и я следую в т.ч. так называемым (автором)"выдуманным" хадисам ,где предписано наилучшим образом относиться к своей супруге и 8марта по этой причине у нее на много чаще раз в год!

    • Анонимно
      8.03.2020 18:44

      Везде где домыслил человек, что то приписал. Там лежит неправда.

      Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/460164

      это разве не человек написал?

  • ПанАлекс
    8.03.2020 10:11

    Хорошая статья верующего правоверного в Аллаха, а не в чужие догмы и домыслы!

    • Анонимно
      8.03.2020 11:16

      С чего вы взяли . что Хайрутдинов "верующий правоверный"? Он что - намазы читает и живет исключительно по Корану и Сунне (следуя хадисам Пророка (мир ему)? Ничего подобного!!! Он - исламовед (человек, изучающий ислам извне (но не изнутри). А его книга (которая здесь презентуется) вовсе не посвящена "табуированной" тематике и вовсе не уникальная (как здесь представлено) - эта тема немало изложена (даже излишне затоптанная) в трудах мусульман (зарубежных, отечественных, прошлого и настоящего времени). Книга - дилетантская, изложенная с позиции светского человека с использованием (по сути - спекулированием) хадисов Пророка (мир ему). Ну, наверное, годится для неискушенной светской публики по случаю сегодняшнего немусульманского праздника 8 марта. Ну, вдобавок, раз уж зашла речь о т.н. "женском дне", то с позиции ислама - у мусульман каждый день - есть "8 марта" (как для женщины, так и для мужчины). Каждый день - есть счастье семейной жизни и семейного общения, дарованное Всевышним. Нужно лишь только грамотно, бережно и с благодарностью организовывать ее в рамках Корана и Сунны.

      • Анонимно
        8.03.2020 12:15

        по твоему чтение намазов это есть верующий? можно читать сотни раз и так и не понять что читаешь. ты еще скажи что те кто бороду отращивает, ходит с голыми щиколотками то же верующие. как же у вас в голове все перемешалось. вы внешними проявлениями заменили духовное просвещение. Нигде в коране не написано ни про бороду, ни про обрезание, ни про щиколотки.
        Читайте оран сами, а не слушайте "пересказчиков"

        • Анонимно
          8.03.2020 12:23

          Очередной "мусульманин" и "духовный просветитель" спекулирует "знаниями" в области ислама.

        • Анонимно
          8.03.2020 13:38

          Верующего отличают от неверующего, пятикратный намаз.

        • Анонимно
          8.03.2020 14:11

          Намаз первый столп для мусульманина,не нужно его принижать. Первое о чем в судный день будет спрошено у верующего это его намаз.

          • Анонимно
            8.03.2020 16:19

            перво о чем надо думать это прочитать Коран. а потом все станет на свои места

      • Анонимно
        8.03.2020 14:01

        Что за чушь, пишите. Знаю Айдара эфенди давно. Богобоязненный мусульманин. Умный и начитанный человек.

  • Анонимно
    8.03.2020 10:27

    Смешанные чувства от статьи. С одной стороны проявили уважение к женщинам, много хорошего сказали (и правдивого, надо заметить). А с другой сторны говорили о ней не как о партнере, равному мужчине. Даже начало статьи перекликается с европейским тезисом, что развитость общества определяется отношением к животным... А тут оказывается вон оно что, к женщине отношение))

    • Анонимно
      9.03.2020 16:27

      На равных не бывает. У женщины есть женская сила, у мужчины мужская

  • Анонимно
    8.03.2020 10:42

    мне за 60 очень хорощая и поучительная статья

  • Анонимно
    8.03.2020 11:13

    то есть близкие отношения,любовь мужчины и женщины греховными не могут быть вообще никак?

    • Анонимно
      8.03.2020 11:59

      Если сделать резюме из слов автора - то именно это и вытекает... Какая-то дикость и абсурд!
      Абсолютно аморальная статья, на мой взгляд!

    • Анонимно
      8.03.2020 12:41

      Не нужно путать значение слов «любовь» и «секс». Это как «небо» и «земля». У автора каша в голове, простите...
      К сожалению, в русском языке и любовь в высоком человеческом понимании - это «любовь».
      И так называемый секс (фактически животный инстинкт) - тоже «любовь», которой «занимаются»...

    • Анонимно
      9.03.2020 08:18

      Именно! Но при определенном условии: если эти отношения строятся на любви и взаимном уважении!

  • Анонимно
    8.03.2020 11:57

    Эта статья у меня, как у женщины, вызывает только возмущение. Очень опасная тенденция- скатываться в своей «духовности» до такого неприкрытого натурализма... здесь духовностью и человечностью даже не пахнет). Неприкрытое оправдание своей животной сущности ... Ну и «подарочек» на 8-е марта...
    Мужчины, до чего вы опустились?...

  • Анонимно
    8.03.2020 12:25

    Аффтор ввёл всех начетников и формалистов от религии в ступор. Согласен в главном: не должно быть табуированных тем. Иначе человек и община превращаются в сплошной невроз, что видим, когда смотрим на многих рьяных мусульман и христиан.

  • Анонимно
    8.03.2020 13:06

    Оличная статья

  • Анонимно
    8.03.2020 13:07

    Очень умная публикация

  • Анонимно
    8.03.2020 17:52

    Джадидизм - нужно к нему возвращать наших мусульман. А то слышать уже тошно некоторых верующих - кроме запретов, глупых поучений и "обьяснений" устройства мира , человека, женщины - ничего хорошего не слышишь. Кажется часто, что религия стала ступенькой роста для людей которые не совсем состоялись в жизни. Теперь они пройдя курсы при медресе, берут реванш и начинают всех учить жить.

    • Анонимно
      9.03.2020 00:00

      Джадидизм - нужно к нему возвращать наших мусульман.

      1. Эта фраза говорит о том, что вы не соблюдающий мусульманин.
      2. Но при этом как пастух овец решили кого-то куда-то возвращать. Не нравятся нынешние мусульмане, хотите, чтобы они стали джадидами?

      Так начните с себя! Сами станьте джадидами в полном смысле этого слова и ведите за собой людей!
      Но у вас кишка тонка отказаться от алкоголя, табака, поднять свои задние точки с дивана, завести много детей и пахать каждый день как проклятые, чтобы их обеспечить.
      Всё на что вы способны - строчить комментарии: хорошо бы этих направить туда, пусть эти пойдут сюда... Вот и всё, что вы можете! А тысячи мусульман крепко держаться за вервь Аллаһа, строго следуют Корану и Сунне и плевать хотели на все ваши пустые философствования!
      Аллаһ знает лучше
      Мистер Х

  • Анонимно
    8.03.2020 17:57

    После родов я прониклась глубоким уважением к женщинам и даже к их капризам. Рождается ребенок только тогда, когда ты находишься на грани жизни и смерти. Это очень сильное переживание. Женщины возвращаются из родильного как с поля боя - на носилках и в крови. Видеть это со стороны, не значит понимать изнутри все чувства рожениц.

  • Анонимно
    8.03.2020 17:58

    в каком Коране кем он написан и для чего ~ это было для людей которые жили тогда , а не сейчас, учитесь жить будущем а не тратить жизнь на бумажки

  • Анонимно
    8.03.2020 18:28

    Еще один "исламовед" занялся подгонкой Ислама под собственные предположения. Наряду с Батровым и прочими они проделывают огромную работу в этой сфере

    • Анонимно
      8.03.2020 20:21

      Не пишите чушь. Айдар эфенди один из сам самых вдумчивых и глубоких ученых в исламском мне республике. Одни его изыскания по Бигиеву дорогого стоят.

  • Анонимно
    8.03.2020 21:48

    Хорошая статья!

  • Анонимно
    9.03.2020 00:55

    Женщины оказываются одинокими, потому что мужчины не могут себе позволить подогнать к свадьбе эшелон богатства.

    На самом деле женщины оказываются одинокими потому что
    1) полно легкодоступных дам, умолчу как мужчины высказывают достойным женщинам -вот ты наивная да еще и с какими то ожиданиями о свадьбе, ты просто обязана со мной переспать чуть ли при первой встрече.
    2) вторая причина их одиночества-возможность содержать себя самостоятельно (российские мужчины любят перечислять какой должна быть женщина, но умалчивают сколько среди них алкоголиков, наркоманов, игроманов, социопатов, безответственных, еще и геев прости Господи), ну и на кой черт здравомыслящей женщине такое чудо сдался.
    И в целом , пару столетий назад не отдали бы дочь за нищего и это правильно. Сейчас на каждом углу мужчины поют о любви и готовы достать звезду с неба, манипулируя фразой про якобы меркантильность женщин, а потом от них не дождешься ни денег на свое содержание,ни на содержание совместного ребенка. Печально, с одной стороны что детей отдают преимущественно воспитывать женщинам, лучше б мужчинам, глядишь задумались бы как на 5 тысяч алиментов суметь содержать ребенка

  • Анонимно
    9.03.2020 08:13

    ещё один по своему истолкователь Корана и Ислама, сколько их уже? Мусульмане думайте своей головой

  • Анонимно
    9.03.2020 08:32

    хорошо что я православная. мужем и женой надо быть иначе близость грех. раньше считала,что у мусульман также. по-моему тема не раскрыта.

  • Анонимно
    9.03.2020 13:56

    Существует индийская "Камасутра", китайское "Искусство внутренних покоев", мусульманская разновидность "Факель вселенной". Нужно как-то шире анализировать всё что связанно с этой темой в восточных культурах.

  • Анонимно
    9.03.2020 19:53

    Я бы не сказал что эта тема табу - имеется много литературы по данной теме на разных языках, постоянно выходят новые книги, статьи.

  • Анонимно
    10.03.2020 08:27

    Я лучше промолчу, т.к. моих знаний недостаточно, чтобы на что-то делать комментарий. Но я хотел бы увидеть, что напишут хазраты, которые учили Коран в мадрасе.

  • Анонимно
    12.03.2020 20:11

    Ещё один разрушитель Ислама. Да сколько же вас? Я уже с шестым таким ярым "учёным" сталкиваюсь. Вылил бочку мёда на читателей, но туда же влил и ложку яда. Втихую. Пытаетесь исподволь испоганить Ислам? Не получится, неуважаемые, не получится.

  • Анонимно
    17.03.2020 22:49

    И только возможность иметь более чем одну жену всё это прекрасное, что написано, перечеркивает.
    Потому что женщина в таком разе - не более, чем вещь. Прекрасная - но вещь. Увы.

  • Анонимно
    3.04.2020 03:53

    Прочитала комментарий
    И много кто отрицательно воспринимают статью
    И возникает вопрос а читали ли Вы сами Коран ? Если читали что Вы поняли ? Многие мусульманий не имеют чёткое понимание своей религий. Все понимают на столько на сколько они умны они думают что прочитать намаз и все ходить по пятницам в мечеть и кричать во все горло что он мусульманин, и это огорчает что многие мусаманне поверхностно знают о своей религий и не углубляют свой знания
    За то они могут комментировать и опять же писать громкие слова и писать что они мусульманий но сами не знают насколько они знают и понимают и правильно ли они понимают. Все люди которые писали комментарий среди них я не увидела ни одного истинного мусульманина все повехносные люди исламского народа. Совет всем читайте историю человечества тогда поймете что как кто и когда за что и зачем и что такое религия и конечно отдлено о мусульманских народах тогда может быть поймете

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль