Общество 
8.03.2020

Лия Загидуллина: «Татарские женщины настолько умны, что всегда сделают как им нужно!»

Легенда казанского ТВ о том, как была «женой космонавта», почему давани общалась с ней лишь на татарском, что за советы давала Сакина Шаймиева

«Мужчины «просыпаются» и проявляют по отношению к женщинам лучшие качества», — так характеризует праздник 8 Марта знаменитый диктор Казанской студии ТВ Лия Загидуллина, уверенная, что к феминизму нужно относиться только с юмором. В интервью «БИЗНЕС Online» она рассказала, что стала одной из первых женщин-водителей в Казани, почему советские пионеры удивились, увидев ее за обедом, и как композитор Александр Ключарев звонил в студию, чтобы справиться о здоровье ведущей после одного из эфиров.

Лия Загидуллина: «8 марта — праздник радости, весны, семейного счастья. Мужчины «просыпаются» и проявляют по отношению к женщинам лучшие свои качества: внимание, заботу, ласку» Лия Загидуллина: «8 Марта — праздник радости, весны, семейного счастья. Мужчины «просыпаются» и проявляют по отношению к женщинам лучшие свои качества: внимание, заботу, ласку» Фото: Андрей Титов

«НУ КТО ВСЕРЬЕЗ ДУМАЕТ О ФЕМИНИЗМЕ, ЕСЛИ ТОЛЬКО С ЮМОРОМ!»

 Лия Михайловна, 8 Марта — это, можно сказать, профессиональный женский праздник. Хотя корни его, наше поколение это еще помнит, идут со времен борьбы прекрасного пола за свои права, от Клары Цеткин и прочих. А что для вас значит этот первый праздник весны?

— Вы сами ответили на этот вопрос. Да, 8 Марта — праздник радости, весны, семейного счастья. Мужчины «просыпаются» и проявляют по отношению к женщинам лучшие свои качества: внимание, заботу, ласку. Ведут себя так, как должны бы вести себя и в обыденной жизни. Клару Цеткин же помнят люди моего поколения, а часть молодежи, думаю, нет. Если в блиц-опросах они затрудняются ответить, кто такой Ленин, Сталин, Станиславский, Валентина Леонтьева и так далее…

— У женщин по-прежнему есть причины бороться за свои права?

— Думаю, никакой борьбы нет. Женщины в нашей стране, особенно в нашей республике, давно уже успешно руководят, как правило, не хуже мужчин, а иногда и лучше. 

Мои подруги — руководители разного уровня. И я сама руководила около 25 лет — сначала студией «Диктор ТВ», а потом художественным вещанием ГТРК «Татарстан». И никогда никто не намекал нам на нашу гендерную принадлежность. Это оценивают даже иностранцы, которые приезжают в Татарстан. Когда-то мы снимали фильм о принцессе Кенизе Мурад — это правнучка турецкого султана Мурада V, она писатель и была любимым журналистом Франсуа Миттерана. Очень глубокая, умная женщина. Она была гостьей Рафаэля Хакимова, ездила в Агрызский район, в деревню Иж-Буби, изучала религиозные течения. Я у нее спросила: «Как вы оцениваете татарских женщин?» Она ответила, что среди многих наций и народов татарские женщины наиболее образованны, хорошо воспитаны и интеллигентны.

«Женщины в нашей стране, особенно в нашей республике, давно уже успешно руководят, как правило,  не хуже мужчин, а иногда и лучше» «Женщины в нашей стране, особенно в нашей республике, давно уже успешно руководят, как правило, не хуже мужчин, а иногда и лучше» Фото из личного архива Лии Загидуллиной

— А феминизм актуален для наших женщин?

— Что ты привязался, Альфред, с этим феминизмом. (Смеется.) Ну кто всерьез думает о феминизме, если только с юмором! В татарской семье всегда глава мужчина, но  умная женщина направит его куда надо, а он пусть продолжает считать себя самым главным.

Я приезжаю в деревню, где родилась моя мама (Уразла — это в Зеленодольском районе), там у меня живет двоюродный брат Альберт-абый и его супруга Фарида, крестьяне. Она, когда ругает дочерей, пугает: «Вот скажу вашему отцу!..» Хотя Альберт-абый даже слова резкого за всю жизнь детям не сказал. Он сидит, головой мотает. Но он главный! Мне кажется, татарские женщины настолько умны и умеют вести жизнь, что всегда сделают как им нужно!

«Мне кажется, татарские женщины настолько умны и умеют вести жизнь, что всегда сделают как им нужно!»Фото из личного архива Лии Загидуллиной

«ОНА ЕГО ЗВАЛА ТИМЕР ИЛИ ПАПА»

— В одном из интервью вы говорили, что такой как раз была Сакина Шаймиева — супруга первого президента Татарстана.

— Мы сделали о ней несколько фильмов, много общались, и это было счастьем для меня. Мы с ней часто разговаривали по телефону. Она настолько открытая женщина! Она была смелая и большая умница, очень добрая.  Такая глубокая и в тоже время вся своя.

Многому меня научила, например готовить тутырма (блюдо татарской кухни — прим. ред.). Говорила, что готовит, потому что Минтимер Шарипович любит. Рассказывала что-то о рецептах, а потом сама себя обрывала: «Господи, зачем тебе все это рассказываю, ты же никогда сама делать не будешь...»

— Можете вспомнить что-то из историй, которые рассказывала Сакина ханум?

— Помню такую. Они еще жили в Муслюмово, Сакина Шакировна заочно училась в Казани. Поехала на сессию. В наше время планировали: в этом году шубу покупаем, в следующем — сапоги. И в их семье была запланирована покупка пальто для супруги. Так вот, Шаймиева нашла красивое пальто и позвонила мужу (она его звала Тимер или папа) и попросила разрешения купить это пальто. Я помню, что даже замолчала, когда услышала эту историю. В голове прокручивалось: наверняка, если бы она купила это пальто, Минтимер Шарипович ни слова бы не сказал, наоборот, порадовался бы. А я, например, в своей жизни никогда и никого не спрашивала, можно ли мне это купить или нельзя. Но, оказывается, это такая простая женская мудрость — глубокое уважение к мужу, которое никогда не остается незамеченным. У Сакины Шакировны была природная мудрость во всем. 

Некоторые, включая меня, на такие вещи внимания не обращают, проходят мимо, а зря. И тогда все разговоры про феминизм отпадут сами собой. Обязанности у обоих полов одинаковые, а право есть только на любовь. Если двое соединились, то это прекрасно.

«Когда я села за руль, а это конец 1970-х годов прошлого века, в Казани нас было трое: Нина Ильинична Жиганова (супруга композитора Назиба Жиганова), одна таксистка и я. У них были «Волги», а у меня «шестерка» «Жигули» «Когда я села за руль, а это был конец 1970-х годов прошлого века, в Казани нас было трое: Нина Ильинична Жиганова (супруга композитора Назиба Жиганова), одна таксистка и я. У них были «Волги», а у меня — «Жигули»-«шестерка» Фото: Владимир Зотов

«ТАМ СТОИТ НА ЭКСПОРТ МАШИНА — «ШЕСТЕРКА». НАВЕРНОЕ, ДЛЯ ВАС ПРИСЛАЛИ»

— Вы говорите, что всегда сами принимаете решения. Это подтверждает и тот факт, что вы были одной из первых женщин, севших в Казани за руль.

— Так оно и было. Когда я села за руль, а это конец 1970-х годов прошлого века, в Казани нас было трое: Нина Ильинична Жиганова (супруга композитора Назиба Жиганова), одна таксистка и я. У них были «Волги», а у меня — «Жигули»-«шестерка».

— По тем временам невиданная роскошь…

— Да, это, наверное, почти как сейчас Mercedes-Benz. Люди подходили, трогали молдинги, внутрь заглядывали, смотрели…

Лия Загидуллина с Рудольфом НуриевымФото из личного архива Лии Загидуллиной

— Как вам удалось приобрести такое сокровище? Тогда же нужно было стоять годами в очереди...

— Во-первых, написала заявление, и мне в совете министров ТАССР дали разрешение. За машиной я приехала на базу. Это было золотое время дикторов телевидения — нас все узнавали. Был один канал — Центральное телевидение, где в определенный отрезок выходили программы Казанской студии ТВ. Когда я пришла за машиной, директор базы мне сразу говорит: «Там стоит на экспорт машина — „шестерка“. Наверное, для вас прислали». Я, нахалка такая, отвечаю — да. И забрала эту машину, а про себя подумала, что человек, для которого она предназначалась, наверняка имеет возможность заказать вторую такую же.

— Сейчас вас чаще можно встретить идущей пешком в центре Казани, а раньше, помнится, с ветерком заезжали на телестудию на красивом серебристом внедорожнике.

— Я сейчас много хожу пешком, если подсчитать, то, наверное, в среднем 4–5 километров набегает за день. Мне сейчас руль не нужен, все вокруг, все рядом. Я более полувека ездила на студию на своей машине, их часто меняла, а сейчас такой кайф: три минуты пешком — и я на работе. Свою последнюю машину отдала дочке.

«Я сейчас много хожу пешком, если подсчитать, то, наверное, в среднем 4-5 км набегает за день. Мне сейчас руль не нужен, все вокруг, все рядом» «Я сейчас много хожу пешком, если подсчитать, то, наверное, в среднем 4–5 километров набегает за день. Мне сейчас руль не нужен, все вокруг, все рядом» Фото из личного архива Лии Загидуллиной

«Я ВИКТОРУ ГОВОРЮ: «ГОСПОДИ, ХОТЬ У ОДНОГО КОСМОНАВТА СИМПАТИЧНАЯ ЖЕНА»

— Вот что значит быть в советские времена диктором телевидения…

— Это было, как я уже говорила, золотое время для дикторов, они считались вроде небожителей. Как-то мы с коллегой Иркэ Сакаевой обедали в столовой, а там приехали пионеры. И вот они то забегут к нам, то выбегут. Потом подошел главный режиссер, смеется: подслушал разговоры пионеров, которые удивленно говорили друг другу, что дикторы, оказывается, тоже едят.

— Тогда уважали дикторов.

— Было за что уважать первую когорту дикторов телевидения: во-первых, они проходили большой конкурс, во-вторых, все были с актерским образованием, у всех была школа сценической речи. Эталон грамотной, безупречно литературной речи несли именно дикторы телевидения и радио.

— А как вы попали в этот отряд небожителей?

— У меня все по жизни так идет тихо, спокойно. В тоже время и без везения не обходится. Я училась в театральном училище, хотела себя посвятить театру, стать актрисой, но на третьем курсе у нас открыли режиссерское отделение. На этот факультет поступил Рафис Гарифуллин, уже работавший на телевидении режиссером в сельскохозяйственной редакции. Он меня увидел и пригласил в качестве ведущей. Помню, что первая передача называлась «Колос», затем была молодежная программа, а потом диктор  Иркэ Сакаева вышла замуж и должна была уехать в Ленинград. Необходимо было ее заменить. Объявили конкурс, я его успешно прошла. В это же время мы играли дипломные спектакли театрального училища, посмотреть меня в дипломном спектакле приходили Иркэ Сакаева, Ринат Сакаев (он был главный режиссер), Амина Сафиуллина, Айрат Арсланов.

«У меня все по жизни так идет тихо, спокойно. В тоже время и без везения не обходится» «У меня все по жизни так идет тихо, спокойно. В тоже время и без везения не обходится» Фото: Владимир Зотов

— Как отнеслись ваши сокурсники к тому, что вы вместо театра предпочли телевидение?

— Когда я окончила училище, у нас был выпускной вечер, ко мне все подходили и говорили: «Как ты могла чистое искусство — театр — променять на телевидение! Наверное, потому что там зарплата больше.У актеров — 60 рублей, а на ТВ — 100 рублей…»

Через полгода их мнение несколько изменилось. В те времена видеомагнитофонов еще не было, это 1966–1967 годы, и спектакли играли на студии в прямом эфире. Большую студию делили на сектора, и в каждом секторе шло действие, как в театре, где используют поворотный круг. Все шло в прямом эфире, поэтому артисты, мои однокурсники, приезжали в студию. Дежурный диктор объявлял: «Начинаем такой-то спектакль, роли исполняют такие-то, автор, режиссер». Когда заканчивалось первое действие, то давали какой-нибудь документальный фильм. В это время ко мне подходили артисты и жаловались, что им так трудно, роли не дают, а мне, мол, хорошо — тогда все передачи вели дикторы.

— Тогда телевидение любили все, в том числе и власть имущие. Вам, наверное, приходилось общаться с первыми секретарями Татарского обкома КПСС, Табеевым, Усмановым, Мусиным?

— Не скажу, что много приходилось лично общаться. Но я хорошо помню, как Раис Киямович Беляев, когда его назначили первым секретарем обкома комсомола, первое интервью в этом качестве в прямом эфире давал мне. Обычное интервью, он рассказывал о себе, о планах, интервью без наворотов, но он о нем помнил всю жизнь и, когда мы встречались, почему-то об этом напоминал.

Например, в Набережных Челнах проводили День строителя каждый год. Приглашали туда и космонавтов, и артистов известных, а концерт вести приглашали меня. Там было интересно, однажды приезжал космонавт Климук, он рассказывал нам нюансы полетов, какие-то личные моменты. Всех артистов и гостей распределили по машинам, почему-то меня посадили к космонавту, а его возили в черной «Волге». Посадили — и посадили. Мы едем, а там был композитор Виктор Темнов, он приехал с женой, был руководителем ансамбля «Березка», и жена у него тоже из этого ансамбля. Его супруга подошла ко мне и говорит: «Я Виктору говорю: „Господи, хоть у одного космонавта симпатичная жена“».  Отвечаю: «Да не жена я. Просто так получилось, посадили в одну машину с ним».

«Когда я окончила училище, у нас был выпускной вечер, ко мне все подходили и говорили: «Как ты могла чистое искусство — театр — променять на телевидение, наверное, потому что там зарплата больше» «Когда я окончила училище, у нас был выпускной вечер, ко мне все подходили и говорили: «Как ты могла чистое искусство — театр — променять на телевидение! Наверное, потому что там зарплата больше» Фото из личного архива Лии Загидуллиной

«НА СТУПЕНЬКУ СЕЛИ, ОН ГОВОРИТ: «ЛИЙКА, СУШИТЬ СУХАРИ НАДО»

— Пришли 90-е годы, профессия диктора стала потихоньку исчезать.

— Она не исчезла. В Москве на центральном ТВ закрыли дикторскую группу. Этого многие дикторы ее руководителю Игорю Кириллову не могли простить, что он позволил это сделать. А раз закрыли в Москве, то пошли по всем городам ликвидировать такие дикторские группы.

У нас, в Казани, в то время как раз коллектив студии делился на творческие объединения, и из дикторской группы мы создали студию «Диктор ТВ», где функции дикторов значительно расширились, они стали дикторами-журналистами. Когда мы праздновали 40-летие ГТРК «Татарстан», к нам в качестве гостя приезжал Игорь Кириллов и вручил мне кубок от имени дикторов ЦТ «За верность долгу и традициям дикторов». Так и сказал. Получилось, когда по всему Советскому Союзу дикторские закрылись, только в Казани, единственном городе, сохранилась эта профессия и даже была создана группа студия «Диктор ТВ».

— Наверняка у вас много разных баек, связанных с профессией.

— Всякое было, конечно. Например, с Володей Булычевым было такое: он известный журналист, мы с ним много передач провели вдвоем. Так вот, он не любил писать сценарии. Говорил: «Видишь, там в углу доярка сидит, поговори с ней о чем-нибудь».

Кстати, профессия диктора не такая уж и безопасная. Однажды я вела в прямом эфире интервью с юными собаководами, питомцы которых вели себя дружелюбно, но в конце программы, когда оставалось мало времени, я неосмотрительно подбросила расческу хозяина и вдруг на меня набросилась восточноевропейская овчарка. Была мгновенная потеря памяти, но я тут же пришла в себя, успела взять интервью у руководителя и, говорят, очень  сильно их благодарила за участие в программе. После передачи на студию было много звонков, даже позвонил композитор Александр Сергеевич Ключарев, справляясь о моем состоянии здоровья. А это все шло в прямом эфире. Но мне нравилось работать вживую, потому что такой драйв в этом есть.

— Причем, когда работаешь вживую, бывает, что и ошибок меньше допускаешь.

— Да, именно так. Хотя у меня один раз было: я читаю новости, там кому-то вручили почетный диплом: «Этой же чести были удостоены другие фамилии». А я почему-то прочитала: «Этой же участи»…

«Я дитя советского времени. Конечно, я сама делала всю домашнюю работу, убиралась, готовила» «Я дитя советского времени. Конечно, я сама делала всю домашнюю работу, убиралась, готовила» Фото: Андрей Титов

— Начальство вас подвергло каким-то санкциям?

— Никто не заметил, но внутри себя переживала. Это не шутка. В Москве, в дикторской группе, висел плакат: «Слово не воробей, поймают — вылетишь». Был еще такой случай. У нас в эфире бабушка-ветеран, она из тех большевичек, которые считают, что их слово должно быть последним, рассказывает и все не может остановиться. Я говорю, что наша передача заканчивается, будем рады продолжению разговора в следующий раз. А она успевает добавить: «Вот так мы боролись против советской власти». Мы вышли, на лестнице встретились с режиссером Юрием Цимерлингом, на ступеньку, он говорит: «Лийка, сушить сухари надо». Но пронесло, бабушка чуть ли не Ленина видела, поэтому особо не было мер.

— Вам разные передачи пришлось вести…

— Да, передач было очень много, мы работали каждый день — шесть рабочих дней с одним выходным. Тогда ведь время было другое, как в песне: «Сначала думай о родине, а потом уже о себе...» Люди себя отдавали работе. На семью времени мало оставалось, она была на последнем месте.

Это сейчас общество разворачивается в сторону семьи, большое внимание уделяется семейным ценностям, и это правильно, на мой взгляд. Собственно, и я дитя советского времени. Конечно, я сама делала всю домашнюю работу, убиралась, готовила. Ко мне приходили подруги и говорили: «Кто поверит, что только что ты стояла у плиты, а теперь блистаешь на телеэкране!»

«Больше внимание на духовность обращалось, для ведущих определяющим был литературный язык: и русский, и татарский. Грамотность, образованность и профессионализм  были в цене. А сейчас каналы очень политизированы» «Больше внимания на духовность обращалось, для ведущих определяющим был литературный язык: и русский, и татарский. Грамотность, образованность и профессионализм были в цене. А сейчас каналы очень политизированы» Фото из личного архива Лии Загидуллиной

«Я СВОЕЙ ДОЧКЕ ТОЖЕ МАЛО ВНИМАНИЯ УДЕЛЯЛА»

— Ветераны телевидения говорят, что раньше на телестудии жили одной семьей, была такая братская атмосфера в коллективе.

— Поначалу так и было, мы все вместе познавали секреты телевизионных профессий. Тогда ведь ни институтов, ни курсов повышения квалификации не было. У меня была первая поездка на повышение квалификации в 1967 году, из всех уголков Советского Союза нас было шесть дикторов. Наставниками выступали шесть самых знаменитых дикторов центрального телевидения. Они сели, нам сделали трактовую репетицию: вопрос-ответ, смотрели через камеру, каждый отбирал себе ученика. Кириллов, Кондратова, Леонтьева, Шилова…  Валентина Михайловна Леонтьева всегда была моим кумиром. Я сидела и молила всевышнего, хоть бы она меня выбрала, — и, действительно, ее взгляд упал на меня, моя мечта сбылась. Дружба наша с ней продлилась более 30 лет. Она приезжала ко мне, в Казань, я ей устраивала здесь встречи со зрителями, мы с ней ездили в Чистополь.

— У Валентины Михайловны, судя по СМИ, была нелегкая судьба в личной жизни.

— Да, она рассказывала мне, но не хочу об этом говорить. Она, действительно, всю себя отдавала телевидению, но ведь все же так работали. Я своей дочке тоже мало внимания уделяла, для меня телевидение было всегда на первом месте, но тем не менее она и кандидатскую диссертацию защитила, и выросла порядочным, добрым, образованным человеком. Конечно, когда она была молода, у нее тоже были претензии, но это не повлияло кардинально на наши отношения. У меня мама хирург, дочка кандидат медицинских наук, и внучка Лизонька учится в Москве в мединституте. Мама моя, намекая на меня, говорила  дочери Софье, когда та поступала в институт: «Детонька, нам одной шансонетки в семье хватит».

«Я своей дочке тоже мало внимания уделяла, для меня телевидение было всегда на первом месте, но тем не менее она и кандидатскую диссертацию защитила и выросла порядочным, добрым, образованным человеком» «Я своей дочке тоже мало внимания уделяла, для меня телевидение было всегда на первом месте, но тем не менее она и кандидатскую диссертацию защитила, и выросла порядочным, добрым, образованным человеком» Фото из личного архива Лии Загидуллиной

— Леонтьевой Первый канал вплоть до смерти выплачивал зарплату.

— Она сама мне об этом рассказывала. Руководство канала — в частности, кажется, Эрнст — сказал: «Валентина Михайловна, вы, сколько хотите, столько будете у нас работать, вот вам кабинет, зарплата само собой». Всю жизнь (до отъезда в Ульяновскую область) она имела право два раза в день вызывать машину из гаража.

— Как вы оцениваете современное телевидение. Оно стало лучше или хуже?

— Был у нас в СССР журналист, он и в Америке работал, Леонид Золотаревский, у него есть книга «Диктор телевидения» — это одна из первых книг, которая писалась о телевидении в нашей стране. Но поскольку он долго работал в Америке, то описал американскую модель телевидения. Он утверждал, что через сколько-то лет профессия дикторов исчезнет. По тем временам, 1967–1968 годы, это была полная чушь. Я с ним как-то на фестивале  публично начала спорить. Он такой маститый журналист — а я такой цыпленок, начинающий диктор…. Уже после эфира он мне сказал, что просто решил не сопротивляться… Каждое время диктует свои правила игры во всем, не только на телевидении. Телевидение просто под особо пристальным вниманием, потому что это все-таки средство воздействия на общество, и довольно сильное.

Тогда морально-нравственные отношения ставились на первое место. Политика тоже была. Мы про надои молока читали, но между собой смеялись, потому что каждый год сообщали, что надоили молока на столько-то процентов больше, чем в прошлом. Если бы так было на самом деле, то мы бы сейчас утонули в реках молока и яйцах. Но это все равно какая-то позитивная информация.

Больше внимания на духовность обращалось, для ведущих определяющим был литературный язык: и русский, и татарский. Грамотность, образованность и профессионализм были в цене. А сейчас каналы очень политизированы.

«В консерватории учатся талантливые дети с прекрасными голосами, но сердца зрителей растревожить можно только словом. Надо понимать, о чем вы поете и говорите»Фото из личного архива Лии Загидуллиной

«Я ПЕДАГОГ СЦЕНИЧЕСКОЙ РЕЧИ»

— Сейчас вы преподаете в Казанской консерватории. Вроде бы где телевидение — и где консерватория…

— Это была идея ректора Казанской консерватории Рубина Кабировича Абдуллина. Кстати, он сам музыкант с мировым именем. Например, в Ватикан на важные мероприятия приглашают самых лучших органистов мира, и в первой пятерке всегда наш Рубин Кабирович.

Как-то с ним смотрели студенческий спектакль, и я говорю ему: «Такие замечательные голоса, но ведь ни одного слова не поймешь, о чем поют». А он: «Так давай, займись».

— Вы учите правильному пению?

— Нет, для обучения вокалу у них есть маститые педагоги по вокалу, а я стараюсь им привить любовь к слову. В консерватории учатся талантливые дети с  прекрасными голосами, но сердца зрителей растревожить можно только словом. Надо понимать, о чем вы поете и говорите. Зритель хочет сопереживать, он для этого пришел, а как он может сопереживать, если не разберет, о чем речь. Они называют меня консультантом, но я, наверное, больше педагог-репетитор. В последнее время у нас в работе была оперетта Кальмана «Принцесса цирка», на днях премьера с большим успехом прошла в ГБКЗ имени Сайдашева. Студенты с гастролями ездили и в Москву, и в Питер, другие города. Кафедра оперной студии готовит студентов к большой жизни на сцене.

Заведующая кафедрой оперной студии, профессор Альфия Ибрагимовна Заппарова и вся ее команда — это дружный, высокопрофессиональный коллектив. Музыканты высокого класса, вы ведь в курсе того, что наша казанская консерватория одна из лучших в стране. Поэтому сегодня живу в волшебных звуках классической музыки, среди талантливых студентов и профессиональных музыкантов, преданных своей профессии.

— До вашего появления такого консультанта в консерватории не было?

— Предмет «сценическая речь» в театральных и музыкальных учебных заведениях всегда был, естественно, он есть и в консерватории. А я работаю над конкретными партиями и текстами тех спектаклей, которые готовятся к исполнению на сцене. С каждым студентом занимаюсь индивидуально. Для меня это не новая работа. Я в свое время преподавала в театральном училище предмет «сценическая речь». Я преподавала 8 лет, у меня было два выпуска актеров, которые сейчас работают в театрах. И на студии «Диктор ТВ» занималась с журналистами, но здесь, в консерватории, своя специфика. Мне очень нравится эта работа, я занимаюсь сценической речью с элементами актерского мастерства. Если студенты научатся бережно относиться к слову в музыкальных произведениях, я буду считать свою миссию выполненной.

«Я люблю татарское искусство, татарский язык. Мой папа — не татарин, но я татарский язык знаю благодаря ему. С нами всегда жила давани — мама моей мамы. Она совершала намаз, а с зятем у нее были очень теплые, близкие отношения» «Я люблю татарское искусство, татарский язык. Мой папа не татарин, но я татарский язык знаю благодаря ему. С нами всегда жила давани — мама моей мамы. Она совершала намаз, а с зятем у нее были очень теплые, близкие отношения» Фото: Владимир Зотов

«ДАВАНИ ДО КОНЦА СВОЕЙ ЖИЗНИ СО МНОЙ РАЗГОВАРИВАЛА ТОЛЬКО ПО-ТАТАРСКИ»

— Вернемся к телевидению. Вам не кажется, что на нашем сегодняшнем ТВ есть какая-то нездоровая тенденция, что в кадре должен быть обязательно кто-то молодой и красивый?

— В информационной службе, конечно, ведущие всегда зрелые, солидного возраста, авторитетные, те, кому доверяют. Корреспонденты, репортеры — это, как правило, молодежь, они должны набираться опыта.

А вот в художественном вещании там работают более зрелые, люди с опытом — жизненным, интеллектуальным, профессиональным. По всем статьям это должны быть глубокие люди, которые могут делать аналитику.

— В последние годы на ТВ вы работали начальником службы национального вещания.

— Я люблю татарское искусство, татарский язык. Мой папа не татарин, но я татарский язык знаю благодаря ему. С нами всегда жила давани — мама моей мамы. Она совершала намаз, а с зятем у нее были очень теплые, близкие отношения. Папа, когда уходил на работу, всегда давани говорил: «Ребенок должен знать язык матери. Когда нас нет дома, разговаривайте с ребенком только по-татарски. Есть или пить просит по-русски — не давать!» Для татарской старушки слово зятя закон. Так оно и было: я прошу у нее воды — а она делает вид, что не понимает и не слышит. Потом я вспоминала и говорила: «Су эчәсем килә». Услышав это, сразу же давала пить.

«Папа, когда уходил на работу, всегда давани говорил: «Ребенок должен знать язык матери. Когда нас нет дома, разговаривайте с ребенком только по-татарски» «Папа, когда уходил на работу, всегда давани говорил: «Ребенок должен знать язык матери. Когда нас нет дома, разговаривайте с ребенком только по-татарски» Фото из личного архива Лии Загидуллиной

— Значит, любовь ко всему татарскому вам привила бабушка?

— Я бытовой язык очень хорошо знала, потому что давани и мама до конца своей жизни со мной разговаривали только по-татарски. У давани даже такая манера была: когда ко мне приходили мои школьные друзья, они все всегда знали, что надо поздороваться по-татарски. Если давани открывала дверь, надо было по-татарски сказать: «Исәнмесез, Лия өйдәме?» («Здравствуйте, Лия дома?»). Если говорили «Здравствуйте», то бабушка говорила: «Школым пошел». И дверь захлопывала. А человек сразу все вспоминал, потом, повторно позвонив,  переспрашивал: «Исәнмесез, Лия өйдәме?» Она по-русски хорошо объясняла, куда я ушла, если дома, то звала меня.

Прошли десятки лет, когда мы встречались с одноклассниками, — все помнили мою давани, всегда говорили: «Школым пошел», ей от нас поклон». У нее был очень чистый литературный татарский язык, все это подмечали. Ее называли абыстай, потому что она учила девочек читать, сама читала  на арабской графике, латинице, кириллице. Было даже такое, когда бабушка писала моей маме на фронт латинскими буквами или арабской вязью, то многие письма возвращали обратно, там ведь была цензура, и, видимо, цензор не понимал содержания. 

«Прошли десятки лет, когда мы встречались с одноклассниками, все помнили мою давани, всегда говорили: «Школым пошел», ей от нас поклон» «Прошли десятки лет, когда мы встречались с одноклассниками, — все помнили мою давани, всегда говорили: «Школым пошел», ей от нас поклон» Фото: Владимир Зотов

«САМОЕ ГЛАВНОЕ В ИСКУССТВЕ — ЭТО ЧЕЛОВЕК»

— В следующем году ожидается ваша круглая дата. Какая — не будем говорить, вы же выглядите лет на 30 моложе.

— Спасибо за комплимент, я и чувствую себя так. Главный секрет — любить то, чем ты занимаешься сегодня. Телевидение я по-прежнему люблю, и оно всегда отвечало мне взаимностью. Поэтому один-два фильма в год делаю, просто себе в удовольствие. Я горжусь своими учениками — телеведущими, которые сейчас на многих каналах работают.Теперь я люблю свою консерваторию, вокалистов, мне очень нравится с ними заниматься. Это будущие Шаляпины, Хворостовские, Образцовы, Шагимуратовы.

— Вы и сейчас смотрите телевизор, но есть такой тренд, что молодые люди уже этого не делают. Все есть в интернете.

— У меня внучка в Москве живет, я ей говорю: «Давай тебе куплю телевизор». Она: «Ну зачем мне телевизор, он мне абсолютно не нужен». Но я сама смотрю телевизор — и как зритель, и как профессионал. Я очень люблю хорошую работу ведущих, она мне доставляет наслаждение, просто удовольствие испытываю. Например, программа «Наедине со всеми», которую Юлия Меньшова вела, «Судьба человека» с Корчевниковым, «Он и она» Киры Прошутинской и очень многих наших казанских тележурналистов. В любом искусстве, будь то музыка или литература, кино, телевидение, самое главное — это человек, его мысли, его чувства, его судьба, жизнь.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (161) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
8.03.2020 09:35

Вы вправе кому то делать замечания? С какой стати? У вас в семье такие правила, с чего вы решили что во всех остальных семьях обязаны ваши правила соблюдать?

  • Анонимно
    8.03.2020 09:19

    Очень интересная статья. Очень интересный человек. С Праздником наших дорогих женщин!

    • Азат Д
      8.03.2020 10:50


      «Татарские женщины настолько умны, что всегда сделают как им нужно!» - так же это применимо, к татарстанским руководителям.
      И так же Путин, говорит одно, что хотят услышать, а делает как ему нужно.

      • Моисей
        8.03.2020 12:37

        Хорошая женщина рядом залог успеха мужчины
        С праздником дорогие наши женщины
        Мы вас любим

        • Анонимно
          9.03.2020 08:35

          12.37 А не "ваших" поздравлять не будете? А,моисей? Или только "ваших"?

      • Анонимно
        9.03.2020 07:25

        Жизнь показала, что арабская письменность не пригодна не только для цензуры, но и для обычного жителя РТ.

    • Согласен. Прочитал статью на одном дыхании.
      Лия Михайловна- Богиня Телевидения!
      Всегда с наслаждением смотрел на нее! Телебриллиант телегеничности и ума в кадре!
      Горжусь с тем , что сотрудничал с ней. Благодарен за все поддержки и советы по работе в кадре! Эти уроки были небольшие по времени, но стали полезными и незабываемыми!

    • Анонимно
      9.03.2020 07:06

      К сожалению, умность часто путают с хитростью. Особенно сегодняшнее поколение.
      И много слушают мам. Их планы на мужей, оценки, вмешательство в жизнь, стремление получить с мужем большие деньги или положение. Фанатичные поиски перспективных.
      От этого столько разводов в татарских семьях, которых в таких количествах раньше не было.

    • Анонимно
      9.03.2020 08:18

      Опять - взяли и выделили женщин по национальному признаку, по крови. Что у вас творится то в республике?

  • Псевдоним
    8.03.2020 09:20

    Как жаль, что сегодня татарские бабушки и дауани с внуками редко говорят по-татарски. Сердце кровью обливается, когда слышу в парке или на улице, как татарская бабушка ломая-коверкая и с акцентом пытается внуку или внучке сказать что-то по-русски, поддерживая одноязычность ребенка. Я всегда делаю им замечание со словами «оныгың белән татарча сөйләш!" ("говорите с внуком по-татарски!") И у меня дома для моих детей правило - говорить только по-татарски, потому что мои родители в свое время меня так же воспитали.

    • Анонимно
      8.03.2020 09:35

      Вы вправе кому то делать замечания? С какой стати? У вас в семье такие правила, с чего вы решили что во всех остальных семьях обязаны ваши правила соблюдать?

      • Псевдоним
        8.03.2020 10:07

        Это не мои правила, это в целом правила этикета татарского воспитания, изложенные татарским просветителем и педагогом Каюмом Насыйри.

        • Анонимно
          8.03.2020 10:18

          10.07 ну вот вы свои этикеты при себе оставьте. Для человека вне зависимости от национальности есть общепринятые правила, а этикеты для узкого круга лиц используйте непосредственно в своей семье.

          • Анонимно
            8.03.2020 12:31

            Вот так люди сперва отказываются от своего родного языка, потом от веры, потом и от своей национальности.

            • Анонимно
              8.03.2020 12:43

              Вера, язык, национальность это 3 совершенно независящих друг от друга фактора. Вы опять со своими правилами и стереотипами. Лучше глубоко задумайтесь, кто вам их вложил в голову и зачем.

              • Анонимно
                9.03.2020 07:52

                Больше всего раздражает когда какой-то товарищ не добившийся в жизни ничего, не имеющий друзей и радости в жизни, выходит в интернет и говорит, что вот он настоящий татарин, а все остальные не совсем. Так бывает, когда вообще не чем больше гордиться. Нет, уже не работает. Даже чиновником не станешь. Там очередь.
                Сегодня мало знать язык, быть только из татарской семьи. Гордится только этим не рационально, не модно. Нужно еще что-то иметь. Иначе это путь в озлобленные люмпены-неудачники.

        • Анонимно
          8.03.2020 18:13

          Псевдоним!!!! А то что Каюм Насыри сам очень хотел учить татарских детей русскому языку вы наверное не знаете ? Очень хотел,, чтобы знали русский язык и были грамотными. Среди своих татар имел кличку Урыс Каюм и в свой адрес услышал немало насмешек.

          • Псевдоним
            8.03.2020 19:00

            Вы не поняли смысла моего комментария (как впрочем и 99% остальных комментаторов) и сразу принялись строчить ответ. Я не о том, чтобы не учить русский (и другие языки), а чтобы родной знали, говорили на нем и не забывали. Мои дети одинаково хорошо говорят на татарском, русском, и уже могут изъясняться на английском (хотя еще только в начальной школе). Три языка - это база для нашей семьи, самый минимум. Четвертый язык - на выбор ребенка. Сам я говорю на 5 языках свободно.

            • Анонимно
              8.03.2020 19:38

              А чего не на 9 языках? Детей и внуков тоже заставляете на 9? Бьете палкой? Заставляете? Унижаете?

              • Анонимно
                8.03.2020 20:42

                19.38
                А по существу есть что сказать?

                • Анонимно
                  9.03.2020 08:13

                  Так это по существу. Ни 2, ни 5 языков сами по себе ничего особенного ребенку не несут. Время на изучение отнимают. Вот многие и выбирают науки вместо лишних часов на язык. Или отдают время на английский. Что не логичного?
                  Потому что хороший математик с английским, программист, физик, химик жил и будет жить лучше, чем гуманитарий знающий наизусть Насыри и еще десять мыслителей.
                  Окружающему миру нужны практические знания, а не поучения.
                  Или вы живете в другом мире?

            • Анонимно
              9.03.2020 10:40

              То есть у вас была возможность учить 5 языков и вы поэтому выше бабушки, которая, возможно, не получила ВО, т.к. после школы сразу пошла работать, вырастила детей, создавала продукт, чтобы кормить вас городских, работала не разгибаясь, стараясь выжить. А вы с высоты непонятно чего ее лицом в асфальт? Узнаю родное высокомерие. Сами то кто будете? Вы уверены, что ваша ценность для республики больше, чем ценность этой бабушки, исходя из сделанного для людей ха жизнь?

          • Анонимно
            9.03.2020 07:58

            И эти люди, поленившиеся прочитать историю Насыри до конца учат людей жизни* ??!!!

        • Анонимно
          9.03.2020 07:44

          Простите, ваш Каюм Насыйри для большинства людей не авторитет. Давайте скажем честно, большинство даже не знает кто это. Поэтому его мнение это лишь его мнение.

      • Анонимно
        8.03.2020 10:49

        Это сельская простота и глупость естественно. Не представляю если в других регионах будут делать замечание, что ты говоришь с ребёнком на татарском, а не на русском или лбом другом. А этнических татар в других регионах России в разы больше, чем в самом Татарстане. Видно человек дальше райцентра никуда не выезжал.

        • Анонимно
          8.03.2020 10:58

          Так россия это и есть большая деревня

          • Анонимно
            8.03.2020 11:05

            Для вас, безграмотных, которые не знают, что Россия пишется с заглавной буквы, в любом месте на Земле будет деревня, ведь деревня внутри вас.

            • Анонимно
              8.03.2020 15:57

              Вы еще молоды и многие вещи не понимаете и слово Россия для вас важнее самого воспитания/простой читатель/

            • Анонимно
              9.03.2020 08:31

              УХ, ОТЖЕГ! Даже добавить нечего. Тоже не понимаю зачем столько носиться с какой-то уникальной местной деревней. Насмотрелся. Сараи старые, темные, дороги плохие или одна единственная. Нелепые пестрые цвета, без вкуса, не сочетающиеся. Как будто соревнование домов, кто больше поработит соседа истошным цветом. Отношения часто завистливые. Всегда любопытство на чем приехал, где работает, где и с кем живет. Слухи, сплетни. Водка в тихую, чтобы никто не видел. Язык вперемежку с матом. Пьянство за рулем. Воровство топлива и что плохо лежит. Есть и другие дворы, но думать, что деревни у нас идеальны могут только те, кто не выезжает за предела казанского проспекта Победы.
              Поэтому оттуда из деревень бегут. Чтобы не видеть всего этого, не слышать как тебя делят на бедного, богатого и очень богатого, правильного и неправильного.
              Забыл, еще интриги даже на мелких Сабантуях.

          • Низами
            8.03.2020 14:41

            А чем вам деревня не нравится?
            Деревня — это основа хозяйства страны, воспроизводства народа, его духовного здоровья.
            В деревне больше и тепла и любви... Там люди живут размеренной, без городской суеты и злости, жизнью...
            Деревни нужно возрождать, а не проклинать...
            А тех выходцев из деревни, кого сейчас называют "удащливыми" и "аулдашами" не так уж и много...
            Как писал Алишер Навои, -
            Бывает так, что спеси полн болван
            Заподличает, выбившись в вельможи.
            Здесь чуда нет: от власти словно пьян,
            Он, все забыв, себя не помнит тоже.

            • Анонимно
              8.03.2020 15:25

              Тут никто ничего негативного не про деревню, ни тем более про татарский язык никто не писал. Так или иначе у всех нас корни в деревню уходят. Ребята из деревни адаптируются, урбанизируются и часто добиваются многого, если приезжают готовые сами строить свою судьбу, а не в ожидании моментального богатства. Речь о тех, кто или уже лишён перспективы выбиться в цивилизацию или выгнать из себя деревню не может, отсюда и ведёт себя, как в родном ауле, делая замечания и пытаясь затащить аул в город, как он привык. Таких единицы, но они есть.

            • Анонимно
              8.03.2020 15:27

              Я Удаща
              И нас таких почти 4 млн в Татарстане
              Нам выпала удача жить и родится тут

              • Анонимно
                9.03.2020 08:36

                Почти 4 млн это все общее население РТ. Казанцы не имеют отношения к районам. У них свой район и видение.

            • Анонимно
              9.03.2020 08:34

              Деревня вашего детства в СССР и деревня сейчас это разные миры.
              Там было общее, порядок, контроль и нормы поведения.
              Сейчас, кто успел собрать на приватизации что-то молодец. Остальные на выход.
              Если бы не пенсии из российского бюджета, было бы очень плохо. Жить там не на что.

    • Анонимно
      8.03.2020 09:40

      "Я всегда делаю им замечание"

      А имеете право "делать замечания" посторонним людям? И как они отвечают? Могут ведь и "в челюсть дать" - за то, что вы лезете в их жизнь с упрёками. )

      • Анонимно
        8.03.2020 09:52

        Дать в челюсть, это уголовка сударь ))

        • Анонимно
          8.03.2020 10:13

          09.52 если имел место один удар и нет вреда здоровью, то не уголовка, а административка. "Побои, характеризующиеся многократным нанесением ударов (не менее трех), не составляют особого вида повреждений..." Пленум ВС РФ.

          • Анонимно
            8.03.2020 10:28

            Бить человека по лицу это огромный грех.

            • Анонимно
              8.03.2020 10:42

              А считать себя самым умным - и ходить по городу делая всем замечания - это не грех?

              • Анонимно
                9.03.2020 08:37

                Я самый умный и всех научу. Это типичный пример деревенского главы семейства, который, мало что понимая, учит детей как им жить в городе.

          • Анонимно
            8.03.2020 14:09

            Нет, смотрите комментарии к УК. Побои -это когда была физическая боль. например оттаскали за волосы

      • Анонимно
        8.03.2020 10:16

        Да врет он и не краснеет. В Казани, бабушки говорящие с акцентом, умерли давно все! Лет 30 назад.

        • Анонимно
          8.03.2020 10:34

          10.16 так видно, что он не про Казань говорит, а про деревню. Во первых в Казани в большинстве своём не поймешь внешне рациональность, а во вторых тут такого советчика на место поставят быстро.

          • Анонимно
            8.03.2020 10:44

            *Национальность точнее

          • Анонимно
            8.03.2020 12:06

            Много «парков» в деревнях)))

            • Анонимно
              8.03.2020 12:27

              Спасибо Фишман — скоро ни одной деревни без "парка" или хотя бы "сквера" не останется!))

              • Анонимно
                8.03.2020 13:22

                У нас в селе густая лесопосадка, но там почему-то никто не убирается, сухие деревья лежат даже трава не растет, а в двух шагах построили парк, через каждые два метра фонари, скамейки и маленькие ростки деревьев, кто-то ухаживает, присматривает, но ни разу не видела ни одного сельчанина, чтобы, хоть раз там прошёлся.

            • Анонимно
              8.03.2020 12:31

              силами и молитвами Фишман-Бекмамбетовой имеются...

              • Анонимно
                8.03.2020 13:13

                Парки есть, а тротуары от снега почищены? Это для примера

                • Анонимно
                  9.03.2020 08:41

                  О чем вы? В Менделеевске построили сквер. В не очень понятном месте. Зимой он на метр под снегом. Для кого? Зачем?

              • Анонимно
                9.03.2020 08:40

                Не завидуйте Фишман. Она не только здесь самая удащливая, но и умная, корректная и уже много сделавшая в реальности, а не в декларациях.
                И выглядит хорошо.

          • Анонимно
            8.03.2020 18:46

            В Казани трусливый народ в целом, все избегают конфликтов

            • Анонимно
              9.03.2020 08:44

              Вы про трусость Казани бандитам из 90-2000 -х скажите.
              Сейчас к счастью Казань осталась интернациональным терпимым не конфликтным городом, который находит общий язык с центром.

              • Анонимно
                10.03.2020 07:18

                Это не очень хорошо быть толерантным у нас толерантность воспринимают как отказ от своего в пользу чужого

        • Анонимно
          8.03.2020 17:15

          Тут что одни невоспитанные и невнимательные собрались- я тоже видел как некоторые бабушки на ломаннм русском разговаривают со своим родным внуком а он родной язык и не знает но это не его вина а бестолковых родителей

          • Анонимно
            9.03.2020 08:49

            Ломаный русский в прошлом. Он не делал человека успешнее. Сейчас все понимают этот язык и говорят на нем отлично.
            Недавно на работе видел, как молодой человек каждый день почти читал негромко вслух русских классиков из школьной программы, чтобы убрать акцент. Спрашиваю зачем? Он говорит, я же из деревни. Акцент мешает. Я же не все время буду в Казани. Получу опыт, поеду дальше. Амбиции большие. И целеустремленность. Значит, все получится. Но лучше бы учил иностранный. С ним еще проще.

      • Анонимно
        8.03.2020 12:35

        Я бы не понял деревенского аборигена и проигнорил.

    • Анонимно
      8.03.2020 09:42

      Я тоже делаю таким замечания и стыжу.

      • Анонимно
        8.03.2020 09:49

        Ты тень от песчинки во Вселенной пред Всевышним и какое имеешь право делать замечания людям по вопросам языка?

        • Анонимно
          8.03.2020 12:46

          Полное право имею
          Я на своей земле

          • Анонимно
            8.03.2020 12:59

            А кто тут не на своей? Вся Россия для любого россиянина вне зависимости от национальности - это своя родная земля. Если ты не согласен - твоё место на скамье подсудимых, за экстремизм и провокации межнациональной розни.

            • Анонимно
              9.03.2020 09:08

              Абсолютно верно! Россия для всех граждан вне зависимости от национальности. Так на самом деле думает и большинство в Татарстане. Оставшимся с иными мнениями будет трудно. Никому не нужны проблемы.

          • Анонимно
            8.03.2020 13:17

            12:46 то что вы на своей земле не освобождает от обязанности соблюдать элементарные правила приличия и права делать замечания по этому поводу никакого вы не имеете. Делайте замечание сквернословам на улице, вот это право, которым сомневаюсь вы рискнёте воспользоваться, потому что велик риск получить травмы. Вы и в Татарстане и на Сахалине и в Калининграде тоже на своей земле. Но прежде чем выходить за пределы своей жилплощади вам вероятно следует пройти социальную адаптацию к обществу.

          • Анонимно
            8.03.2020 19:55

            Тут все на своей земле.

            • Анонимно
              8.03.2020 20:43

              Согласен
              Это не значит что надо бороться против татарского

      • Анонимно
        8.03.2020 10:00

        все таких должны стыдить, это же позор не знать свой язык.

        • Анонимно
          8.03.2020 10:25

          Позор считать, что вы умнее других и вправе лезть в чужие дела и семьи. Судя по тексту как раз наоборот. Язык не показатель принадлежности к национальности. Для большинства татар давно родной русский, а для многих живущих за пределами РФ во втором и больше поколениях и русский и татарский не родные, а иностранный. У вас средневековые деревенские и очень глупые стереотипы.

        • Анонимно
          8.03.2020 20:07

          это только личное дело человека, какой язык ему знать

    • Анонимно
      8.03.2020 09:44

      На улице замечание делаете? Совершенно не думаете, что людям может быть не приятно. Дома, пожалуйста. А если где-нибудь в Удмуртии вам сделают замечание, на каком языке говорить?

    • Анонимно
      8.03.2020 10:04

      А у меня в семье были другие правила. Дауати и Дауани приехали в Казань в 50х из татарских деревень и совсем не говорили по русски, но выучили, поступили в ВУЗы, получили профессии, дауати впоследствии в том числе благодаря русскому языку долгое время работал в Москве по партийной линии. Как принято потом по очереди на протяжении нескольких десятилетий стали приезжать многочисленные родственники тоже из татарских деревень и тоже не говорящие по русски. Поскольку они жили у нас, дауати запретил в их присутствии говорить дома на татарском, что бы они выучили русский язык. Много лет прошло, эти родственники тоже стали уважаемыми людьми, кто остался в Татарстане, кто уехал в другие регионы России и в другие страны. Далеко не все они и их внуки сейчас понимают и говорят по татарски, как и мой отец и я тоже татарским не владеем и никакого дискомфорта от этого никого не испытывали. Но все благодарны моему дауати за то, что он принял их, научил русскому языку, который им пригодился в жизни и позволил получить образование, найти себя в жизни, обосноваться за пределами своей деревни и страны. А дауати так до конца жизни говорил с татарским акцентом.
      Так что не вам советовать кому, на каком языке говорить и какому учить своих детей и внуков.

      • Анонимно
        8.03.2020 10:16

        Да чего уж так долго то описывали свой путь обрусения. Написали бы - забыли и счастливы. И зачем вы название их дауани и дауати? Называйте их дедушка и бабушка. Они же этого хотели? Это ваше право ,а так же наследие ваших бабушки и дедушки.

        • Анонимно
          8.03.2020 11:26

          Будет называть так, как считает нужным ОН, а не ты.

          • Анонимно
            8.03.2020 12:14

            Не тыкайте мне пжлст. Я пишу о том,что эти люди желали,что бы их дети и внуки забыли свой язык безповоротно. Так не логично ли пройти путь до конца и получать удовольствие от от того,что тебя называют бабушка и дедушка?
            И ещё один вопрос возникает. Дети и внуки тех,кто когда то говорил с акцентом Сегодня пытаются издеваться над тем У кого есть этот же акцент. Как эти дедушки относились к такого рода издевательствам в свой адрес в пору своей молодости?
            Комментировал данную историю лишь на том простом основании,что человек выложил его на всеобщее обозрение. Я лишь задаю вопросы ,возникшие У меня. И если человек захочет то ответить. А если,то это его право.

            • Анонимно
              8.03.2020 12:33

              Акцент характерный хоть для русской, хоть для татарской глубинки или провинциальный говор, без привязки к конкретному языку всегда считался минусом в так называемых высших кругах и высоких кабинетах. К бытовому общению это естественно не относится. Поэтому многие, в том числе из числа широко известных всем местных чиновников нанимали репетиров и логопедов. Более того, есть репетиторы которые отучают от провинциального русского говора и учат характерному московскому говору, ибо в каждой местности он разный. Все в мире относительно.

            • Анонимно
              8.03.2020 14:57

              12:14 Спасибо Вам за ваш комментарий. Очень доступно объяснили.

        • Анонимно
          9.03.2020 09:24

          Сколько яда! Пока вы не поймете, что слово обрусеть это не плохое слово, а, скорее, прогрессивное и выгодное, так и будете сидеть поколениями здесь, цепляясь за микроскопические должности. Пока не попросят на покой, чтобы на них сели дети других правильных. В лучшем случае. А ваши соседи по деревне выучат русский и английский. Избавившись от вынужденной привязки к одному региону и смогут отлично жить везде. Везде в мире, а не только в России.
          Злоба разрушает прежде всего ее носителя. Мне жаль вас.

      • Анонимно
        9.03.2020 09:19

        Хорошая история. Типичная для РТ. Без русского и других языков не появились бы заводы и многое другое. Не было бы здесь столько рабочих мест.
        Сахарную свеклу выращивать без языков можно или на ферме работать. Но производить что-то, инженерить уже нельзя.
        И продавать это все уже трудно. 90% названий магазинов в РТ носят русские или иностранные имена. Леруа, Мега, Эдельвейс, Магниты, Пятерочки и т.д. Каждый торговец хочет охватить максимум населения.
        Поэтому каждый профессиональный сленг это смесь языков и терминов. Не понимаю, как можно это отрицать?
        Если вы отдаете ребенка в медицину, в архитектуру, в спорт то как вы хотите чтобы он разговаривал. Изобретал слова, которых никогда не было в деревнях? Но его же никто не поймет. Не будет вас слушать ваш ребенок. Станет специалистом, которого все понимают без вас.

    • Анонимно
      8.03.2020 10:25

      Попов К.С. "Воспоминания кавказского гренадера 1914 - 1920". Белград, 1925 год, стр. 78-79.
      ..."Помню, как ко мне в роту влили вдруг 100 человек татар - уфимцев. Беда была с ними первые дни, редко кто говорил по-русски, но сразу можно было видеть, что это прекрасный боевой материал. Народ был храбрый, честный, привязчивый и исполнительный. В солнечные дни их сажали по всему окопу и обучали словесности. Это была сплошная комедия: Государь Император и ротный командир в их понимании никак не укладывались, все у них путалось и временами я хохотал до слез. Один раз стучатся ко мне в дверь два таких молодца. Я высунулся посмотреть в чем дело. Смотрю, они протягивают мне деньги и, показывая мне на рот говорят: «папрось». Я стоял минуту вытаращив на них глаза и не понимал, что им нужно. Когда появился фельдфебель из их партии и один из них же гренадёр в качестве переводчика, оказалось, что они решили купить у меня папирос думая, что у меня лавка. Я хохотал до упаду, а история эта сделалась известной, во всем полку ...”

    • Азат Д
      8.03.2020 11:23


      Дэу эни.

    • Анонимно
      8.03.2020 12:31

      От глобализации не уйти. Я с радостью бы говорил с детьми по-английски, если бы хорошо знал язык.

      • Анонимно
        8.03.2020 13:35

        Не уходите
        У всех своё мнение и не надо его навязывать другим

        • Анонимно
          8.03.2020 14:14

          так и вы не уйдете. сидит чувак в интернете и думает что скрылся от глобализации.

          • Анонимно
            8.03.2020 15:43

            Глобализация не мешает мне разговаривать на родном языке

    • Анонимно
      8.03.2020 14:06

      это конечно очень печально - делать что-то не потому что это, например, правильно или неправильно, хорошо или не хорошо, соответствует времени или не соответствует, а тупо потому, что "что мои родители в свое время меня так же воспитали". искренне вам сочувствую.

    • Оптимист
      8.03.2020 16:16

      09.20
      Правильно
      Не надо быть равнодушным

      “Не бойся врагов, в худшем случае они могут тебя убить, не бойся друзей - в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных - они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и убийство”.

    • Анонимно
      8.03.2020 18:37

      А с чего вы взяли, что бабушка татарка? Может она башкирка? Или из Чувашии?
      Может быть она поэтому не говорит по татарски ...

    • Анонимно
      9.03.2020 07:35

      И к чему ваши правила приводят? Ребенок вырываясь от вас из принципа не хочет говорить так, как его не понимают. Особенно если он уезжает в другие города или страны.
      На примере героини статьи это видно. Ее папа был суров, не каждый так будет поступать со своими детьми. А если ребенок не сможет сказать, не вспомнит. Останется голодным? И это в своей семье!
      Героине не татарке язык пригодился. Она обошла своих конкуренток и стала "лицом". Но сколько таких мест в республике? Минимум. ТВ уже не магия, не дает таких преимуществ.
      А ее детям и внукам язык уже не нужен в такой мере. Они не носят татарские имена, живут в Москве и пользуются всеми благами огромной страны, а не только одной республики.
      Многие это давно поняли. Тысячи татар давно живут, учатся и работают в столицах и за границей.
      Ответ прост, там выше зарплаты.
      С точки зрения успешности семьи это правильно. Какой смысл закрываться только в Татарстане?

    • Анонимно
      9.03.2020 10:02

      Спор о языках бессмысленный. Хотите новый пример?
      Допустим, вам показалось, что вы заболели и ужас вам кажется, что это коронавирус. Просто для примера, а не для нагнетания. Или птичий грип или еще какая-такая зараза.
      Вы в "скорую" на каком языке будете звонить, как с врачами говорить? Как по татарски "коронавирус"?
      Вот именно. Язык не успевает за новостями, поэтому вы скажете в пиковый момент, чтобы себя спасти так, как вас поймут. На русском или на смеси языков.
      Тогда какой смысл кого-то ругать или поправлять? Если 99% процентов россиян перейдут на государственный межнациональный всем понятный?
      Это правда жизни.
      Допущу, что будет 1%, который, не найдя подходящих слов, промолчит и умрет из принципа.
      Это будет патриотично или дуростью?
      Много вещи в жизни измеряются рациональностью, особенно в критические моменты. Так о чем спор?

  • Анонимно
    8.03.2020 09:21

    Как приятно почитать воспоминания о Сакине ханум. Жаль, что ее нет рядом с Минтимером Шариповичем. Всех женщин с праздником! Делайте столько добра для всех вокруг, сколько Сакина ханум, мама всей республики

  • Анонимно
    8.03.2020 09:28

    Тебе больше некого вспоминать?Вспомни о своей матери,жене.

  • Анонимно
    8.03.2020 09:31

    На черно-белом фото, рядом с «Волгой» и башней Сююмбике у человека в очках, кажется лицо знакомое ещё с советских времён. Кто это интересно?

  • Анонимно
    8.03.2020 09:36

    Для молодых эта статья не интересна, скучная.Человек столько лет работал в сфере ТВ, а рассаазывать особо нечего. А жизнь пролетела.

    • Анонимно
      8.03.2020 10:17

      Диктор, как и актёр- человек говорящий чужими словами.(с) из классики

  • Анонимно
    8.03.2020 09:59

    Если бы жива была Сакина-ханум, то она как и ее муж боролась бы за сохранение татарского языка и культуры

  • Анонимно
    8.03.2020 10:02

    Что еще за Казанское ТВ?

    • Анонимно
      8.03.2020 10:19

      ГТРК "Татарстан", которому около 55 лет. Много десятилетий - это бы единственный местный телеканал в Казани.

      • Анонимно
        8.03.2020 11:06

        Слабая пародия на телевидение точнее. Примитивизм и унылая самодеятельность

        • Анонимно
          8.03.2020 15:33

          Согласен
          Все про народ простой
          Ни тебе Дома-2, ни скабеевой с Соловьёвым
          Ни малаховых с полосканием грязного белья
          Скукота
          Нечего смотреть

      • Анонимно
        8.03.2020 14:10

        И где это тв показывают?

        • Анонимно
          8.03.2020 14:13

          Вот интересно, после покупки приставки на бесплатное цифровое ТВ только у меня иногда каналы сами по себе переключаются на татарские Шаян или ТНВ или это не случайно?

  • Анонимно
    8.03.2020 10:21

    К сожалению Меньшова делает очень много ошибок в русской речи, как и другие журналисты на Центральном ТВ, кстати наши на ТНВ говорят гораздо грамотнее в сравнении с центральными каналами.
    А что касается отношения к языку, то большой "респект" отцу Лии Михайловны, как и ей самой.

    • Анонимно
      8.03.2020 10:36

      Президент Владимир Путин поручил подготовить закон о контроле за соблюдением норм русского литературного языка должностными лицами органов власти и организаций, госслужащими и гражданами страны.

      https://www.rbc.ru/society/02/03/2020/5e5d19d49a794724f5e93f15

      • Анонимно
        8.03.2020 10:46

        А вот это правильно. Во многих ведомствах и крупных коммерческих организациях, где переговоры залог успеха это давно норма, сам сдавал тесты, ещё наверное сложнее, чем ЕГЭ

        • Анонимно
          8.03.2020 14:09

          Залог чяго? Успеха??? Ну я то думаю чяго это моя страна такая успешная. Вся причинам то

          • Анонимно
            8.03.2020 15:34

            А Германия и Швеция неуспешные бедолаги
            Там русского не знают

            • Анонимно
              8.03.2020 17:42

              15:34 в Швеции многочисленным народам, в том числе коренным, со своими родными языками, для успеха достаточно хорошо знать единственный государственный язык - шведский, в Германии тоже самое немецкий. Если любой народ живущий в Швеции или Германии или любой другой стране будет говорить на государственном языке с ошибками, то успеха, кроме ручного труда он не добьётся. Несмотря на многообразие языков главный один. Так и в России русский язык залог успеха. Что не так?

              • Анонимно
                8.03.2020 18:10

                А кто против русского?
                Не надо манипулировать
                За родной не против русского, за родной за двуязычие
                Вам это сложно понять?
                Или сознательно врете?

            • Анонимно
              9.03.2020 09:35

              Коренные языки в Швеции распространены?
              Ерунда для обложки.
              По факту, в Германии и особенно в Швеции молодежь уже лет 20-30 знает английский. По факту это вторые языки стран, даже не смотря на негативное к нему отношение многих старых немцев из-за войны.
              Но молодежи был нужен английский и они его учили.
              Особенно видели очень успешные примеры его использования.
              Например у музыкантов из группы Модерн Токинг и, конечно, шведская АББА.
              Не заметил чтобы они пели на мало распространенных языках. Был бы у них такой успех?

      • Анонимно
        8.03.2020 18:36

        надо это указать в конституции и Россия сразу начнет развиваться

  • Анонимно
    8.03.2020 10:29

    Спасибо моей мудрой мамочке Камила Ахметзяновне Шигаповой, которая меня и моих двух сестричек строго заставляла дома говорить только по -татарски. Журнал "Азат хатын", книги татарских писателей и сказки всегда были на видном месте. А по радио слушали самые лучшие спектакли.

  • Анонимно
    8.03.2020 10:30

    Спасибо за статью. Она, человек-легенда из моего детства и юности.

  • Анонимно
    8.03.2020 10:40

    Восхищаюсь Лией Михайловной! Умница, красавица, Профессионал с большой буквы. Просто Женщина!
    С праздником Вас, дорогая!

  • Азат Д
    8.03.2020 10:54


    Я её помню в телевизоре, и все тот телевидение телеканала "Татарстан", было такое мягкое, доброе.
    Еще татарские концерты на татарском передавали.

  • Анонимно
    8.03.2020 11:05

    В конце 70-х у моей мамы тоже была Жигули шестерка. Т.е. уже вас не трое было)))

    • Анонимно
      8.03.2020 13:17

      Моя мама с 1973 года водила "Жигули" 2-й модели, так что история про трёх женщин-водителей в Казани в конце 70-х - только байка))

      • Анонимно
        8.03.2020 17:04

        А у нас в конце 70-х в семье был "Москвич-412", водили и я , и мама.

  • Анонимно
    8.03.2020 11:09

    Надо же , сколько ненависти у людей к тем , которые просто хотят говорить на своем родном языке , учат своих детей и внуков языку своих предков. И откуда только берутся такие люди . Они ведь не против русского языка , не против русских , а просто прививают любовь к татарскому языку . Кому от этого плохо?
    Просто обычная хорошая, добрая статья о хорошем человеке, которая нечего плохого о русских не говорит, и тем более ее отец русский, если я не ошибаюсь. Откуда у вас сколько злости ? Или по жизни вы такие . Все живем в одном обществе , все друг друга знаем , живем все одинаковы и татары и русские (за исключением некоторых) . Хотя бы в такой день , день наших мам ,жен детей не будем говорить пошлостей в адрес друг друга . С праздником наши дорогие женщины , с праздником наши дорогие !

    • Анонимно
      8.03.2020 11:34

      Откуда берутся люди, которые считаю себя вправе лезть в чужую жизнь и делать замечания по поводу общения родственников на том или ином языке - вот в чем вопрос и предмет неприятия и жёсткой реакции читателей. Так что не передёргивайте, нет никаких распрей между людьми разных национальностей в Татарстане. Есть желание поставить на место ярых националистов (причём такие есть среди представителей разных национальностей), и это правильно, так и должно быть в здоровом обществе

    • Анонимно
      8.03.2020 11:35

      Каждый видит, то что хочет видеть. Где вы тут ненависть увидели я не понимаю. Недовольство, что кто то считает нормальным диктовать свои правила, предназначенные для небольшого круга лиц, лезть в чужие семьи и воспитание, делать замечания и считает это нормальным. Это не от большого ума. И никакой ненавистью тут не пахнет, как и конкретно недовольном каким бы то ни было языком. Одно дело если вы делаете замечание, когда молодежь не уступает место пожилым в транспорте, другое дело замечание, что что-то вам персонально не нравится и не является общепризнанными нормами марали и нормами этики.

      • Анонимно
        8.03.2020 12:42

        Вы же сейчас мораль кому читаете, учите чему то
        Чем он хуже?

        • Анонимно
          8.03.2020 12:57

          Кто читает мораль? Человеку подсказали, что есть общепринятые нормы морали и нормы этики, а семейные традиции у каждого свои и индивидуальны, поэтому навязывать их признак недостаточного воспитания. Это аксиома, которой обучают в школе на уроках обществознания. Просто небольшой ликбез во благо, что бы как нибудь боком такие "замечания" не вышли.

          • Анонимно
            8.03.2020 15:37

            Ну так не навязывайте
            Что возбуждения такие?
            Каждый человек имеет право высказать свое мнение
            Хорошо что есть неравнодушные люди

      • Анонимно
        8.03.2020 18:47

        не "марали" , а "морали", следи за своей грамотой

    • Анонимно
      8.03.2020 15:08

      Я тоже очень удивляюсь сегодняшней минусовке нормальных комментариев. Откуда такая ненависть в людях. Ну не любишь, не знаешь татарскую речь и бог с тобой, зачем ненавидеть тех, кто владеет ею. Я вот тоже только на бытовом уровне понимаю татарский и очень жалею, что не просил маму говорить с моими детьми на родном языке, когда они оставались у своих давати и давани. Дома то в смешанной семье все говорили на русском. Теперь ни дети, ни внуки совершенно не владеют языком, что в этом хорошего.

      • Азат Д
        8.03.2020 15:22


        Что вы юлите и переворачиваете, национальную тему подтягивайте.
        Вам же сказали конкретно - не указывайте как другим жить, и не лезьте в чужую жизнь.
        А дома делайте что хотите, в рамках закона. Вы дома не разговаривали, теперь будете ходить другим указывать?



        • Анонимно
          8.03.2020 15:45

          15:22 Я не хожу и не учу никого, просто поражает с каким остервенением тут накинулись на этого человеке за небольшую подсказку бабуле, как будто он набросился на неё с кулаками. Ну мне бы какой нибудь бабай подсказал, что лучше для ребенка, если он с детства слышит родную речь, я бы сказал спасибо за поправку, но у меня и самого это не очень то получается. И всё, вопрос закрыт. А тут подняли вой, как будто тот человек с топором набросился на бедную бабулю.

    • Анонимно
      9.03.2020 09:44

      Это не ненависть скорее всего, а возможно ответная реакция на постоянное муссирование языковой темы.
      Откройте федеральные СМИ, вы не увидите постоянного давления о том, что русский язык исчезает, он под угрозой, нет его выпячивания, нет и поиска врагов.
      В РТ тоже это нагнетание искусственное. Кто хочет учит, кто хочет знает. Не нужно расстраиваться по этому поводу. История все расставит по своим местам. В большинстве случаев она справедлива.

  • Анонимно
    8.03.2020 11:43

    Лия Михайловна, Вы молодец и редкая женщина-красавица!!!Раз до сих пор востребованы как специалист, значит находитесь в хорошей форме. Здоровья Вам и душевного комфорта ещё на долгие годы!!

  • Анонимно
    8.03.2020 12:26

    Лия Михайловна, с праздником вас! Вы- удивительная! Классная! Помним вас! Современному телеведению не хватает таких харизматичных личностей.

  • Анонимно
    8.03.2020 12:27

    Дорогая ВЫ наша! Любим безумно! Не можем подобрать слова,чтобы высказать свою признательность! СПАСИБО ОГРОМНОЕ ! Если бы не ВЫ, я не знаю,как бы моя судьба сложилась. Спасибо за жизненный опыт и те знания ,которые передали и продолжаете передавать молодому поколению!

  • Анонимно
    8.03.2020 12:48

    Честно говоря, давно заметил, что татарские женщины обладают красотой, и врождённой восточной хитростью!) А русские девушки более простые и прямолинейные! Так кого брать замуж, так и не решил...

    • Анонимно
      8.03.2020 13:21

      Вообще издревна самыми красивыми людьми независимо от пола считались метисы - дети от смешанных кровей. Хотя и так уже давно чистокровных национальностей, народов уже не встретишь. Хоть в 5-10 поколении, но кровь других народов есть у всех без исключения.

  • Анонимно
    8.03.2020 12:59

    В современной татарской семье сейчас мужем руководит жена, а не муж. Сместились традиционные ценности.

    • Азат Д
      8.03.2020 14:14


      Да и вообще, общество обабилось. Много мужиков которые не отвечают за свои слова и поступки, и не признаются что не правы, виляния и отмазки начинаются. Посмотрите на нашу власть.


  • Анонимно
    8.03.2020 13:09

    Особенно умны женщины, когда их муж становится политиком.

  • Анонимно
    8.03.2020 13:24

    Интересное и душевное интервью. Лия Михайловна вы красивая умная обоятельная женщина. Вы завоевали любовь многих телезрителей. Вы профессионал в своем деле. У вас многому можно поучиться. С праздником вас!!!!

  • Анонимно
    8.03.2020 14:07

    Извините, господа, но дикторы - это анахронизм. Что за профессия?))

  • Анонимно
    8.03.2020 14:33

    Татарки не говорят господи и не говорят аллам если говорят только так аллам сакласын

    • Анонимно
      8.03.2020 16:10

      14.33 ещё как говорят.

    • Анонимно
      8.03.2020 16:27

      Удивлю, но татары и татарски есть христиане, католики, иудеи, буддисты, язычники, атеисты и многие другие, поэтому говорят по разному и обращаются к богу на разных языках мире. Национальность от религии никак не зависит.

    • Анонимно
      9.03.2020 09:53

      Татарки бывают разные. В том числе православные и атеисты, которые так говорят к слову.
      Пора понять, не все татары мусульмане. Трудно вам понять, но это факт.

  • Анонимно
    8.03.2020 19:30

    Для большинства татар давно родной русский... ? С чего это вы взяли для татар родной язык русский. Не нужно подменой заниматься. Родной язык для каждого человека он один - язык рода. Если бы написали для многих татар и других не русских русский язык Основной я бы согласился.

    • Анонимно
      8.03.2020 20:15

      Я стараюсь в таких случая пользоваться толковыми словарями, поэтому и написал «родной язык».

      • Анонимно
        8.03.2020 20:45

        Родной язык- язык матери и отца
        От слова родные, родня

    • Анонимно
      8.03.2020 21:00

      Да, русский, что в этом удивительного?

  • Анонимно
    8.03.2020 22:06

    Лия Михайловна, когда у нас родилась долгожданная дочь (нам было уже по 40 лет), благодаря Вам мы назвали её Лией. Сейчас нашей Лиечке уже 15! Мы живем с Вами совсем рядом, ходим по одним и тем же улицам, хотя и никогда не встречались. С праздником, крепкого здоровья и успехов!

  • Анонимно
    9.03.2020 08:58

    Очень умная и талантливая женщина.! Это она привезла на юбилей компрессорного завода Муслима Магомаева и Валентину Толкунову. Компрессорщики за это ей очень благодарны!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль