Общество 
14.03.2020

«Никто никого не уважает: учителя, дети, родители – это система хамства и неуважения»

Известный учитель истории Тамара Эйдельман о том, кто выиграл Куликовскую битву, есть ли в России нацполитика и стоит ли татарам обижаться

«Измените условия подготовки учителей, работы в школе, чтобы не мог каждый затюканный начальничек вытирать о них ноги», — говорит столичный учитель истории Тамара Эйдельман. В интервью «БИЗНЕС Online» она рассказала о том, почему Россия застряла в традиционном обществе, когда президентом станет женщина, отчего среди учителей так мало мужчин и как педагогу ставить пятерки ученикам с противоположными политическими взглядами.

«Как можно строить памятник кровавому убийце? Иван Грозный бояр жарил на сковородке, а своих незаконных детей, которых у него полным-полно было, он самолично душил, чтобы никто случайно их не пожалел» «Как можно строить памятник кровавому убийце? Иван Грозный бояр жарил на сковородке, а своих незаконных детей, которых у него полным-полно было, он самолично душил, чтобы никто случайно их не пожалел» Фото: © Илья Питалев, РИА «Новости»

«НИКТО НЕ ЗАСТАВИТ МЕНЯ ГОВОРИТЬ ДЕТЯМ, ЧТО СТАЛИН — ЭТО ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕНЕДЖЕР»

— Тамара Натановна, в последнее время мы все чаще узнаем о каких-то конфликтах по разным поводам между учителями и учениками, доходит иногда до мордобоя, причем с обеих сторон. Скажите, как вы преподаете общественные науки старшеклассникам, когда одни подсели на ролики Навального, другие с родителями смотрят Киселева с Соловьевым, а третьим вообще все равно?

— Но я же не политикой с ними занимаюсь, а историей и обществознанием. И считаю, что чем больше разброс мнений, тем лучше. У меня бывают такие уроки, когда мы берем какого-нибудь спорного персонажа — Петра I, Ивана Грозного — и оцениваем его. У меня есть свое мнение в каждом случае. В какой-то момент ученики ставят рейтинги персонажу, мы обсуждаем. И если рейтинг примерно одинаковый, то это очень скучно, тогда все говорят: мы поняли, мы его осудили, похвалили. А когда есть кто-то, кто говорит, что это гнусный негодяй, а кто-то — что он прекрасный, тут возникает спор, будится мысль. Это прекрасно.

— Но ведь у вас свое мнение есть. Как вам удается объективно подавать информацию?

— Я, естественно, как любой человек, подаю информацию со своей точки зрения. Никто не заставит меня говорить детям, что Сталин — это эффективный менеджер. Я всегда буду говорить, что Сталин — кровавый убийца. Но если какой-нибудь ученик будет доказывать мне, что Сталин — эффективный менеджер, я стану с ним спорить или предоставлю возможность кому-то еще с ним дискутировать. Но это не повлияет на его отметку. На нее окажет влияние то, насколько он умеет обосновывать свои мысли. Если он просто говорит: «Ура, товарищ Сталин» или «Долой товарища Сталина», то максимум трояк, потому что он ничего не может доказать. А ты вот сформулируй, развей свою мысль, приведи доказательства.

— Но если ученики знают ваше мнение, им же проще с вами согласиться.

— Это проблема действительно, но я не робот, тем более мнение у меня ярко выраженное. Но всеми силами все время стараюсь показать: пожалуйста, говори то, что хочешь, спорь. Меня всегда очень угнетает, когда я вижу, что человек пишет то, что мне нравится, но, как рассказывают, на других уроках высказывает иное мнение. Эх, тогда это скучно и неинтересно.

— Но вы сами вспомните себя в школе. Вам не хотелось сделать таким же образом и облегчить себе жизнь?

— Я являлась отличницей, поэтому совершенно мне не надо было ничего облегчать. Но это совсем другое время, никаких споров у нас особо и не имелось.

— Вы сами упомянули Ивана Грозного. Это спорная личность. Как думаете, достоин ли Иван Грозный того, чтобы ставить ему памятники? В Татарстане, например, на этот счет отдельное мнение.

— Нет. Я думаю, что в Татарстане все в ужасе, естественно. А еще дорогу до Казани хотят назвать «Иван Грозный». Но даже безотносительно того, что Иван Грозный сделал в Казанском ханстве, посмотрите, что он сделал по всей Руси Великой, которую он утопил в крови. Как можно это делать? Вроде памятник — это просто символ, но из таких символов наша жизнь выстраивается. Как можно строить памятник кровавому убийце? Иван Грозный бояр жарил на сковородке, а своих незаконных детей, которых у него полным-полно было, он самолично душил, чтобы никто случайно их не пожалел. Вот как можно такому человеку ставить памятник? Я этого не понимаю.

— В последнее время повально хотят ставить памятники всем: и Ивану Грозному, и Ермаку или стояние на Угре просят сделать памятной датой, на чем еще недавно настаивала Калуга. Татарстан снова выступал против. Стоит ли татарам обижаться?

— Да. И не только татарам. Русским тоже. Всем стоит. Мы возвращаемся к тому же. У нас и так высок уровень агрессии, разобщенности, а тут еще и ставить памятники такие… У меня когда-то была статья «Кто выиграл Куликовскую битву». Когда дети рассказывают про какой-нибудь XIV век, они говорят: «Мы пошли и там победили». Кто в данном случае «мы»? Это жители Москвы? А представители Орды? Она же тоже на территории России находилась. То есть получается, что «мы победили нас». Тут надо говорить иначе, не ассоциировать себя с какими-то фракциями в прошлом. В XV веке происходило противостояние не «нас» с татарами, а Московского царства и остатков Большой Орды. И, кстати, на службе московского царя были выходцы, как мы знаем, из Орды (тот же Касимов), и в Орде имелись православные. Это вообще совершенно не о том, и не надо еще больше обострять ситуацию.

Если остановить человека на улице и попросить назвать какого-нибудь русского царя, то, естественно, вспомнят Ивана Грозного, Петра I и Николая II. А вот Александра II, который освободил крестьян, дал суд присяжных, отменил рекрутскую повинность, — кто его назовет? В нашей истории огромное количество замечательных людей, работавших для других, мира, развития. Давайте им ставить памятники. Давайте воздвигнем монумент академику Сахарову, например.

— Может, вообще не ставить памятники политическим деятелям?

— Любой политик может вызывать какие-то споры. Представьте себе, что сейчас в Германии решат поставить памятник Гитлеру, поскольку он уменьшил безработицу. В 30-е годы действительно не существовало безработицы в Германии, и все, кроме тех, кто сидел, были очень довольны. Можете себе такое представить? А у нас вчера коммунисты шествуют к могилке Сталина помянуть его, а мой сын Митя Алешковский встал на их пути с портретом своего прадедушки, с надписями, где он служил и какие у него ордена, как потом был арестован. К нему пошел Геннадий Андреевич Зюганов и сказал, что сын мой (а он 1985 года рождения) лично вместе со всеми демократами виноват в гибели 20 миллионов русских людей в 1990-е. И прошествовал дальше к своему Сталину. По-моему, это уже какое-то уродство, болезнь. Но пока мы ее не вылечим, ничего нормального не будет.

— Но откуда возникают такие инициативы? Ведь Калуга так уперлась со стоянием на Угре.

— Больные люди есть всегда, но бывают обострения. И случаются обстоятельства, которые этим обострениям способствуют. Вот у нас сейчас условия, способствующие появлению воинствующего национализма, фундаментализма, традиционализма. И, соответственно, те люди, которым нравится Иван Грозный или депутат Милонов, вылезают, а их никто не лечит, их, наоборот, поддерживают. 

«Проводимой поддержке национализма я бы поставила минус 10. А разумной национальной политики не вижу» «Проводимой поддержке национализма я бы поставила минус 10, а разумной национальной политики не вижу» Фото: «БИЗНЕС Online»

«РУССКИЙ НАРОД — СТАРШИЙ БРАТ ТАТАРСКОГО, УКРАИНСКОГО, ЯКУТСКОГО И ТАК ДАЛЕЕ НАРОДОВ. ЭТО СОВЕРШЕННО ВОЗМУТИТЕЛЬНО»

— В связи с этим вспоминаются поправки в Конституцию РФ, например, про брак, Бога и русский как язык государствообразующего народа…

— Старший брат, как при Сталине. Русский народ — старший брат татарского, украинского, якутского и так далее народов. Это совершенно возмутительно. Как историк я могу сказать другую вещь: в истории Российской империи были разные периоды. Например, Николай I — не самый демократический царь, при нем сформировалась идея «Православие, самодержавие, народность». Но, вообще, он не требовал, например, насильственного обращения в православие. Если человек перешел в православие, то отговаривать его было нельзя. Но он считал, что если ты родился в мусульманской семье, еврейской (правда, католиков-поляков не любил), пусть тебя так и воспитывают, так и живи. А в конце XIX века очень сильно стали навязывать православие, проводить русификацию. И когда через четверть века началась революция, в ней оказалось огромное количество, как говорили, «инородцев» —  выходцев с Кавказа, из черты оседлости, из Польши. «О! — сказали. — Вот они, подлые, царя не любят». Потому что их к этому подтолкнули. Не надо усиливать напряженность в стране. Эта поправка чревата очень неприятными последствиями.

— Какую бы вы оценку поставили проводимой у нас национальной политике?

—  А у нас есть национальная политика? Что-то не вижу никакой. Проводимой поддержке национализма я бы поставила минус 10, а разумной национальной политики не вижу.

— Вам ведь приходится преподавать современную историю. Где она заканчивается?

— Должна заканчиваться прямо сегодня. Но не всегда успеваем до этого дойти.

— А в ЕГЭ вопросы о подобном есть?

— Есть. И про Путина, и про Медведева. Был, скажем, вопрос про основные направления внешней политики России в 2000-е годы. Когда разработчиков ЕГЭ спросили: «А вы сами можете ответить на этот вопрос?», человек сказал: «Ой, это не я придумал, а другие». Так и неясно осталось, кто может ответить на данный вопрос.

— А как вам удается это преподнести?

— Я не оцениваю политические взгляды своих учеников. Мне может не нравиться то, что он пишет. Но моя задача: а) чтобы он знал некоторую сумму фактов и б) чтобы он умел, используя эту сумму фактов, построить собственное мнение, его сформулировать. Бывает, что, стиснув зубы, ставлю тройку за работу тому, чьи идеи мне очень нравятся, или пятерку за работу тому, чьи идеи мне очень не нравятся. Мне приходится себя заставлять, я не идеал, и это нелегко. Но я стараюсь.

— Как вы думаете, Россия обречена быть страной с непредсказуемым прошлым?

— Никто не обречен. Я не верю вообще ни в какую обреченность в истории. История России, как и любой другой страны, имеет непредсказуемое будущее, потому что история совершает самые невероятные повороты. Я всегда привожу пример: в марте 1985 года никто не знал, что в апреле начнется перестройка. Хотя сегодня есть куча экспертов, которые говорят, что они предсказывали. Не знал никто, это для нас всех стало полной неожиданностью. Казалось, что так будет всегда: за Брежневым — Андропов, Черненко и следующий, и следующий… Естественно, как и во всех странах, прошлое пересматривается. Каждая эпоха смотрит на прошлое своими глазами. И это нормально, если происходит в рамках научных концепций, если пропаганда не становится фальшивой.

«У нас дикая проблема домашнего насилия. Последние опросы показывают, что гигантское число людей считают, что муж имеет право бить жену» «У нас дикая проблема домашнего насилия. Последние опросы показывают, что гигантское число людей считают, что муж имеет право бить жену» Фото: © Александр Гальперин, РИА «Новости»

«НУЖНА ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНАЯ БОРЬБА С ДОМАШНИМ НАСИЛИЕМ»

— Еще в начале весны принято много говорить о женщинах. Каково наше с вами положение в российском обществе? Ведь сам этот праздник появился как борьба прекрасной половины человечества за равенство, а есть ли оно?

— Конечно, нет. И это скорее грустно. Если и говорить о нашей стране, то у нас по-прежнему женщины выполняют бóльшую часть домашней работы, а мужчины (не все!) считают, что так и должно быть. Огромное количество мужчин не считают себя обязанными платить алименты и заниматься своими детьми, если уходят из семьи. Также у нас дикая проблема домашнего насилия. Последние опросы показывают, что гигантское число людей считают, что муж имеет право бить жену. Так что есть еще много чего, за что нужно бороться.

— Сейчас в этот праздничный день дарят цветы всем: женщинам, девушкам и девочкам, а отнюдь не феминистки выходят на митинги. Почему?

— Я очень серьезно отношусь к борьбе женщин за свои права, но, к сожалению, вижу, что у огромного количества феминисток столько странностей, что подобное только компрометирует их борьбу. Дарят цветы — это очень хорошо, мне нравится, но хотелось бы, чтобы было еще много всего другого. Если есть день, когда вспоминают о женщинах и дарят цветы, я не вижу в подобном ничего плохого, как и в том, когда подают руку, пальто, — меня это не унижает, как феминисток. Но необходимо что-то еще.

— Например?

— Прежде всего нужна последовательная борьба с домашним насилием. Я вызвала огромное возмущение, когда написала, что у нас такое зверское законодательство, потому любое смягчение не так уж и плохо. И тут мне начали писать, что я одобряю домашнее насилие. Это не так. Но такое должно меняться. Например, сейчас введут 10 лет за домашнее насилие, но подобное не решит проблемы. Как известно, многие женщины подают заявление, а потом забирают. Должна быть последовательная работа, психологи, которые не на словах, а на деле работают с семьями, система убежищ для женщин, постановления суда, как в Америке, когда запрещают приближаться к дому или на какое-то расстояние. Понятно, что в нашей стране есть случаи, когда разведенные муж и жена могут жить в одной комнате много лет, потому что некуда деться.

Самое сложное — изменить отношение общества, потому что пока оно остается прежним, можно принять любые законы, но все равно их можно нарушать. Должна вестись какая-то просветительская работа в той же школе. Приведу пример: в 1990-е я была в образовательном учреждении в Шотландии, побывала на уроке труда, где в одном классе мальчики и девочки что-то выпиливали, а в другом — пекли пирожки. Когда я удивилась этому, знакомые англичане сказали: «А что такого? У вас не так?» Представление о женских и мужских ролях закладывается в школе.

— В школе в небольшом поселке Архангельской области, где я получала образование, не было педагога труда для мальчиков, поэтому я помню, что их учили на одном из уроков вязать носки.

— Не знаю, кому сейчас необходимо вязать носки, но мужчине неплохо бы научиться погладить рубашку, пришить пуговицу, а женщине неплохо бы уметь что-то починить. Плюс к этому надо понимать, что есть дела, которые надо выполнять вместе, и это тоже часть движения к равной семье. Я думаю, что домашнее насилие в нашей стране — часть репрессивной, жесткой атмосферы.

«Есть список профессий, на которые нельзя брать женщин, допустим машинист» «Есть список профессий, на которые нельзя брать женщин, допустим машинист» Фото: © Виталий Белоусов, РИА «Новости»

— То есть у нас до сих домострой?

— Да, домострой, возможность унижать друг друга. Вы только посмотрите, как люди разговаривают в транспорте, на почте, в поликлинике, как орут медсестры, нянечки, что делают учителя. С подобным надо последовательно бороться, но необязательно штрафами, хотя и это, возможно, тоже нужно. Недавно Госдума приняла закон, который предусматривает большие штрафы за отказ обслуживать инвалида. И такое, наверное, правильно, но это только один шаг. В то же время выходит мать с ребенком с ограниченными возможностями погулять, как тут же остальные родители подхватывают детей и убегают. Подобного не должно быть, но для этого надо постоянно разъяснять, снимать фильмы, печатать статьи, говорить, менять общую обстановку.

— Вы говорите, что у нас традиционное общество. В какой момент мы в нем застряли? Почему не развиваемся дальше?

— Развиваемся, мы все-таки не Иран. В XVII веке женщины сидели в тереме и никуда не выходили. Так что мы развиваемся, но медленно. Тем не менее я вижу в больших городах людей, которые живут по-новому. Потому, наверное, это станет постепенно распространяться, если подобному не будет мешать государство со своими разговорами про скрепы, про то, что девочек не надо учить в школе, про домостроевские роли. Давайте лучше поддерживать равные отношения, что важно не только для женщин, но и для всех.

— Я много раз видела в интернете комментарии от мужчин, которые возмущались, что в нашем обществе сделано все в угоду женщинам: и на пенсию раньше выходят, и в случае развода забирают ребенка.

— В какой-то мере они правы. У нас суд при разводе в 99 процентах случаев отдает ребенка женщине, но есть куча отцов, которые борются за возможность общаться с чадом. Их, конечно, меньше, чем тех, которые бросили и ушли. Есть такая вещь, как равные права на воспитание ребенка. Я знаю одну семью из Мадрида, они разведены, но снимают две квартиры недалеко от школы, где учится их мальчик: неделю сын живет у папы, неделю — у мамы.

Что касается алиментов, то их должен платить тот, кто богаче. У нас обычно женщина получает меньше, хуже работает, но такое существует по всему миру. Кстати, отсюда вытекает другая вещь, которая есть в других странах и уже появляется у нас, — отпуск по уходу за ребенком имеет право взять мужчина. В Германии подобное считается уже нормой, когда часть отпуска берет мужчина, а часть — женщина.

— Есть ли дискриминация женщин на рынке труда?

— Есть список профессий, на которые нельзя брать женщин, допустим машинист.

— Как раз список недавно пересмотрели.

— Да, просто часто при прочих равных предпочтут взять мужчину, потому что женщина будет сидеть на больничном с детьми или в декрет уйдет. Такая ситуация случилась сейчас с девочкой, устраивавшейся в Третьяковку, хотя в галерее это отрицают. Если же отпуск по уходу за ребенком станет делиться поровну, то и отношение работодателей будет другим.

«То, сколько женщин сейчас водит машину, тоже шаг в сторону равенства — придется мужчинам признать, что мы тоже можем водить автомобиль и ничего страшного в этом нет» «То, сколько женщин сейчас водит машину, тоже шаг в сторону равенства — придется мужчинам признать, что мы тоже можем водить автомобиль и ничего страшного в этом нет» Фото: pixabay.com

«НАВЕРНОЕ, МЕНЯ ФЕМИНИСТКИ ОСУДЯТ ЗА ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ»

— Как я понимаю, это надо закладывать с ранних лет, воспитывать еще с детского сада, школы. Вы как учитель стараетесь как-то сглаживать гендерные различия в воспитании мальчиков и девочек?

— Я работаю в гуманитарных классах, где девять десятых — девочки, а мальчики там — гендерное меньшинство. Конечно, наверное, меня феминистки осудят за гендерные стереотипы, но если нужно подвинуть столы, то я прошу мальчиков. Да, физические различия есть. Если надо поднимать что-то тяжелое, то, конечно, обращусь к тому, кто сильнее, и это необязательно должен быть мальчик, который может быть и хилым. В байдарочном походе один молодой человек отказался мыть посуду, сказав, что это женское дело, и потом два часа рубил дрова в лесу. У меня нет принципиального разделения подходов между мальчиками и девочками. К разным людям должен быть разный подход.

— В политике у нас женщин также мало. Вспоминается только спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. Женщин-депутатов Госдумы можно по пальцам пересчитать. Что скажете?

— Вышесказанное — проблема не только нашей страны, хотя у нас, конечно, подобное сильнее выражено. Политика, как и бизнес, отнимает много сил. Это ведь не то, что пришел в 9:00, а в 17:00 ушел. Соответственно, такое легче делать тем, кто может не бежать домой, думая, что там еще надо стирать и готовить. Если «вторую смену» мужчины и женщины станут совместно нести, то тогда будет шанс. Хотя мы уже сейчас видим много интересных людей, например Любу Соболь, которая и хороша собой, и занимается политикой, или Юлию Галямину, которая совмещает науку и политику. Но это, конечно, тоже тяжело, требует большой поддержки от семьи. Подобное можно только воспитать.

— А вы можете представить такое время в нашей стране, когда президентом станет женщина? Например, Ксения Собчак попробовала баллотироваться, а еще раньше — Ирина Хакамада.

— Думаю, что не скоро. Это не удалось даже в Америке, где равенство сильнее развито. Возможно, когда-то подобное будет, но мне трудно такое представить. Сразу же начнется: «Ах, баба! Да куда она там?!»

— Я много раз слышала от мужчин пренебрежительные высказывания типа «Баба за рулем!».

— И я от одного таксиста услышала: «Нарушает, значит, баба!» А вы, таксист, сами сколько нарушаете? Еще и не пристегиваетесь. Даже интересно было бы узнать, сколько мужчин в пьяном виде ездит и сколько женщин. И это тоже все гендерные стереотипы. Но, кстати, то, сколько женщин сейчас водит машину, тоже шаг в сторону равенства — придется мужчинам признать, что мы тоже можем водить автомобиль и ничего страшного в этом нет. Кстати, я заметила, когда начинала водить, что мужчины всегда хотят помочь на дороге. Очень мило, спасибо! Хотя, наверное, в подобном есть такой момент: «Сейчас мы младшей сестре поможем». Феминистки бы назвали это позитивной дискриминацией, а я считаю, что такое мило. Но, думаю, в прекрасной России будущего любому человеку станут помогать на дорогах.

— Кстати, о политике. Ангела Меркель тоже пример.

— У нее нет детей. Хотя сейчас уже есть много женщин среди президентов и премьер-министров. Конечно, Ангеле Меркель очень тяжело, да и ее мужу нелегко. Когда проходит саммит и все жены глав государств встречаются, и он с ними.

— Вы когда-нибудь сами в жизни сталкивались с пренебрежением, например, к вашим заслугам лишь из-за того, что вы женщина?

— Я работаю в школе, а там в основном женщины — и это плохо.

«Конечно, Ангеле Меркель (слева) очень тяжело, да и ее мужу нелегко. Когда проходит саммит и все жены глав государств встречаются, и он с ними» «Конечно, Ангеле Меркель (слева) очень тяжело, да и ее мужу нелегко. Когда проходит саммит и все жены глав государств встречаются, и он с ними» Фото: kremlin.ru

«РАБОТА УЧИТЕЛЯ ИМЕЕТ НИЗКИЙ СТАТУС»

— Кстати, до революции учителями в большинстве своем были мужчины. Что случилось?

— В мужских гимназиях преподавали мужчины, а в женских — женщины, и это было неправильно. У нас подобное стало женской работой. Кстати, это связано с тем, что работа учителя имеет низкий статус. Опять же, до революции учитель был невероятно уважаемым человеком, а сейчас это непонятно кто: несчастные женщины, в огромном количестве затюканнные, разведенные, одинокие. Когда я только начинала работать, в моей школе, кроме меня, были только еще две учительницы, остальные — мужчины. Это являлось осознанной политикой руководства. Сейчас бы подобное назвали дискриминацией, но на самом деле это была попытка выровнять баланс.

Мужчины хотят много зарабатывать. Я знала на своем веку много молодых людей, которые очень хотели работать в школе, но либо они не выдерживали конвейер, либо уходили куда-то зарабатывать деньги и содержать семью.

— Как ответил Дмитрий Медведев учителям: дескать, если хотите зарабатывать, идите в бизнес.

— Да, это поразительно.

— Так почему же профессия учителя стала женской?

— В XIX веке было разделение. Когда школа стала единой, то есть после революции, все изменилось. Сыграл стереотип, что заботиться о других должны женщины, соответственно, и воспитанием следует заниматься женщинам. А мужчина должен заниматься более воинствующими профессиями: быть военным, что-то строить и т. д. Так это и закрепилось. Писатель Алексей Моторов как раз рассуждает о том, что профессии медбрата нет, для мальчиков также пишут в дипломе «медсестра».

— Сразу вспоминаются авторки, блогерки.

— Это меня невероятно раздражает, глумление над русским языком. Я не понимаю смысла. Но если им так хочется и так спокойнее, то ради бога. Но я бы начинала с других вещей.

— Профессия учителя остается в большинстве случаев женской. Как заинтересовать мужчин приходить в профессию? Только ли повышением зарплаты?

— Зарплата, безусловно, важна. Я думаю, что надо заинтересовать не только мужчин, но и молодежь. Достойная зарплата нужна для того, чтобы творить, проявлять себя, а не только покорно выполнять указания начальства. Одна из проблем нашей школы — в забюрократизированности. Чтобы пошли в школу и юноши, и девушки, надо справиться с бюрократическим наростом.

— А что насчет уважения учителя? Есть же мнение, что учителя для учеников — это кучка фриков…

— А ученики для учителей — кучка хулиганов. Думаю, это тоже давление сверху, ведь все время говорят: «Уважай учителя!» А учителям: «Уважай ученика!» Но при этом никто никого не уважает: учителя, дети, родители. Это тоже общая система хамства и неуважения. У меня нет ответа, как ее изменить. Наверное, это меняется только последовательными действиями.

Например, в нашей школе (и мы не без изъяна) стараемся уважать учеников, и они уважают нас, хотя есть исключения с той и другой стороны. Все это сильно зависит от администрации, директора, завуча, допускают ли они хамство, смотрят ли на него сквозь пальцы или нет. Мой папа учился в знаменитой 110-й школе в Мерзляковском переулке, где было много детей всяких начальников. В 1946–1947 годах там учился сын сталинского заместителя наркома. Этот школьник нахулиганил, директор его вызвал и сказал: «Пусть отец завтра придет». На следующий день приехала мать, тогда директор сказал: «Я же сказал — отец», — и мать выгнал. На следующий день приехал отец. Это нормальный разговор.

К сожалению, я слышала про одну престижную школу, где пожилой директор встречал у входа внучку большого московского начальника и вел ее в класс. В таких случаях и о тебя будут вытирать ноги, и о твоих учителей, а они станут отвечать на это хамством другим детям. Поэтому все должны иметь собственное чувство достоинства. Когда ты себя по-настоящему уважаешь, то и других тоже будешь. Все зависит от конкретных людей, которые не поддаются обстоятельствам. Чем больше будет таких людей, тем быстрее станет меняться обстановка. Другого рецепта у меня нет.

«До революции учитель был невероятно уважаемым человеком, а сейчас это непонятно кто: несчастные женщины, в огромном количестве затюканнные, разведенные, одинокие» «До революции учитель был невероятно уважаемым человеком, а сейчас это непонятно кто: несчастные женщины, в огромном количестве затюканнные, разведенные, одинокие» Фото: © Александр Кряжев, РИА «Новости»

— Недавно все обсуждали видео, на котором учительница, раздраженная тем, что ученик не слушается, качается на стуле во время урока, выдернула из-под него стул, тот в ответ ее ударил. Как остановить этот кошмар? И сам учитель имеет ли право на ответные эмоции, агрессию?

— На эмоции, наверное, любой имеет право, на агрессию учитель права не имеет ни в каком случае. Я не прощаю, но понимаю, почему человек срывается, потому что у него миллион часов, он затюкан жизнью, в классе много учеников, непонятно, что делать с хулиганом, неуправляемым ребенком. Классы должны быть меньше. Один из бичей нашей школы — введенное несколько лет назад подушевое финансирование: чем больше детей в классе, тем больше денег получает школа. Я даже не говорю, что это конец всех малокомплектных деревенских школ. Направление должно быть другим! На мой взгляд, в идеале в классе должно быть человек 15, потому что меньше — скучно, а больше — тяжело. У нас же не бывает классов по 15 человек, норма — 25.

На самом деле даже супергениальный учитель оказывается в ситуации, когда у него 25 человек в классе и он должен им что-то объяснить, а один или два мешают. Что делать? Теоретически надо заняться этими двумя, придумать им отдельное задание, как-то привлечь, поговорить. Но ведь у тебя еще 23 ученика сидят. Поэтому проще на этих двоих цыкнуть, заткнуть их (если заткнутся), навести порядок. Конечно, большинство учителей делают такой выбор, и это ужасно, трагедия.

Надо разгружать классы. Когда-то у Евгения Александровича Ямбурга в школе классы формировали по психологической совместимости. Вообще, психолог должен быть важнейшим человеком в школе, получать большую зарплату, работать подробно с каждым классом. Как я понимаю, сегодня психологи занимаются только профориентацией.

Конечно, не значит, что все это спасет нас от расстрелов в школах, драк, но во всяком случае облегчит жизнь учителям. Любой родитель знает, что два ребенка — тяжело, а если их пять, то это большой труд. А вот если у тебя сидят 15, 25, 30 детей? Надо всячески помогать учителю. Например, уменьшить количество часов. Сейчас ставка — 18 часов, но все стараются взять больше. А вот если бы ставка была 10 часов, существовала бы возможность готовиться, обдумывать, что сделать для Васи, чтобы заинтересовать, и для Маши, чтобы не буянила. Конечно, это не панацея, какие-то проблемы останутся. Но есть решения, которые облегчают ситуацию, и хорошо бы их принять.

— Стоит ли увольнять учителей за пьянку? Был ролик недавно в интернете: трудовик из Татарстана, Азнакаево, пьяный пришел на работу, качался на какой-то лавке и упал.

— На такое есть КЗОТ. За первый раз полагается строгий выговор. Но если подобное повторяется, это повод для увольнения с любой работы, а тем более работы с детьми.

— А в целом, кстати, как вы оцениваете педагогическую подготовку российских учителей?

— У нас очень большая страна, много разных учителей. Есть стереотип про Марью Ивановну, которая все время орет. Конечно, есть и такие. Я проводила семинары в своей жизни от Архангельска до Владивостока и знаю, какое есть огромное количество интересующихся, интересных, творческих учителей. В 1990-е годы был Московский институт развития образовательных систем (МИРОС), где издавались очень хорошие учебники. У нас там был международный проект с европейской ассоциацией учителей истории — мы разрабатывали учебные пособия. Сначала мы с иностранцами обсуждали разные новые методы, и не всем они нравились, но потом они сказали: «Здорово, интересно, включают детей, но учителя не поймут». Мы поняли, а они нет?! Потом мы провели для московских учителей семинар, и всем так понравилось! А потом: «Ну это московские учителя». Педагогов очень много, но у них жизнь тяжелая, есть дурные, а есть чудесные. Измените условия подготовки учителей, работы в школе, чтобы не мог каждый затюканный начальничек вытирать о них ноги, тогда и отношение изменится, и люди.

Тамара Натановна Эйдельман родилась в 1958 году в Москве.

Потомственный историк. В 1981-м окончила исторический факультет МГУ им. Ломоносова.

Преподает в московских школах, читает лекции.

Заслуженный учитель России.

Введет канал на YouTube и телеграм-канал.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (105) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
14.03.2020 11:25

09.22 Прежде всего настораживает безапелляционность суждений по принципу - есть два мнения, одно мое, другое неправильное". Второе - склонность к разухабистым обобщениям как в отношении общества, так и в отношении школы. Я учитель, вращаюсь в кругу учителей, и не думаю, что люди моего круга поддержат уничижительные выпады в адрес школы и взаимоотношений учеников и учителей. Все зависит от личности учителя. Наша семья их уважает. Что касается правоты или неправоты Эйдельман, скажу только одно - агрессия вызывает агрессию. Этим и объясняется позиция Эйдельман.

  • Моисей
    14.03.2020 08:42

    Но откуда возникают такие инициативы? Ведь Калуга так уперлась со стоянием на Угре.

    — Больные люди есть всегда, но бывают обострения. И случаются обстоятельства, которые этим обострениям способствуют. Вот у нас сейчас условия, способствующие появлению воинствующего национализма, фундаментализма, традиционализма. И, соответственно, те люди, которым нравится Иван Грозный или депутат Милонов, вылезают, а их никто не лечит, их, наоборот, поддерживают.

    Вот тут полностью согласен

    • Анонимно
      14.03.2020 19:55

      14.03.2020 08:42
      Да, НЕ надо было обороняться на Угре! надо было дать хану Ахмату возможность прорваться к Москве, сжечь ее, жителей уничтожить или угнать в рабство! Вот ТОГДА, были бы ВСЕ счастливы!

      • Анонимно
        15.03.2020 11:05

        Ух, ты, какой кровожадный.
        Никто и не оборонялся. Иван сам не наступал и Ахмата не пускал. Во всяком случае жертв не было, а Ахмат получил техническое поражение.
        Кровавым набегам настал конец.

        • Анонимно
          16.03.2020 00:43

          15.03.2020 11:05
          Какой ты невоспитанный!
          Войска Ахмата несколько пытались ФОРСИРОВАТЬ Угру! Их отражали с помощью огнестрельного оружия!

  • Анонимно
    14.03.2020 08:46

    И когда через четверть века началась революция, в ней оказалось огромное количество, как говорили, «инородцев» — выходцев с Кавказа, из черты оседлости, из Польши. «О! — сказали. — Вот они, подлые, царя не любят». Потому что их к этому подтолкнули. Не надо усиливать напряженность в стране. Эта поправка чревата очень неприятными последствиями

    Не надо революций в России
    Просто дайте народам спокойно жить и развиваться
    Все люди равны, независимо от места рождения и национальности
    Все имеют одинаковые права, в том числе и на свою национальную идентичность
    Не надо делать из нас русских
    Давайте жить спокойно

    • Анонимно
      14.03.2020 09:50

      Когда вы хотите из себя обиженных построить, то начинаете про все народы равны.
      А что в реальности в РТ творится? Кто все министры, а? Все одной национальности почему-то и именно вашей.
      Или заголовки статей почитайте тут хотя бы даже, а особенно комментарии. Про татары самые умные, трудолюбиввые и т.д.))))) Ну понятно, что это смешно. Но печатающие и пишущие комменты же именно так думают?
      Начните с себя.

    • Анонимно
      14.03.2020 13:11

      А чем еще заняться, як не русификацией? Электроника - Японии и Китае, трактора - США, авто - в Германии, нефить - в России и Саудии. Но страна должна быть многопрофильной, вот и ЕГЭ, и русификация, и православие. А Эйдельман, московскую учителницу, после интервью Татарстану, как самую прогрессивную, в Думу, Общественную Палату, Совфед или куда нить верх. Ведь в Татарстане своих нет, надо бы её в Минобр РТ

  • Анонимно
    14.03.2020 08:55

    Про повышенный уровень агрессии и тотальное неуважение ко всем - это Эйдельман про себя? Не хотелось бы, чтобы у моих детей был такой учитель

    • Анонимно
      14.03.2020 09:22

      Почему же Вы решили, что про себя? Что дало Вам повод так подумать? Вы сами с этим явлением не сталкиваетесь сплошь и рядом?

      • ЛДПР
        14.03.2020 09:34

        Вчера столкнулся в ГососоветеРТ...

      • Анонимно
        14.03.2020 11:25

        09.22 Прежде всего настораживает безапелляционность суждений по принципу - есть два мнения, одно мое, другое неправильное". Второе - склонность к разухабистым обобщениям как в отношении общества, так и в отношении школы. Я учитель, вращаюсь в кругу учителей, и не думаю, что люди моего круга поддержат уничижительные выпады в адрес школы и взаимоотношений учеников и учителей. Все зависит от личности учителя. Наша семья их уважает. Что касается правоты или неправоты Эйдельман, скажу только одно - агрессия вызывает агрессию. Этим и объясняется позиция Эйдельман.

    • Анонимно
      14.03.2020 09:24

      Очень многие люди не замечают агрессивности, потому что они выросли и продолжают жить в край среде. Она для них норма. И это очень грустно.

    • Анонимно
      14.03.2020 09:35

      Если бы Наталья Натановна переехала в Казань - будьте уверенны, за ней выстроилась бы вереница директоров желающих заполучить ее в свою школу, и сотни родителей, желающих ребенку гуманитарного образования. Вот это показатель, а не ваше субъективное мнение.

      • Анонимно
        14.03.2020 11:04

        Как историк я могу сказать // Она - не историк. Потому что, настоящие историки так никогда не скажут: Я всегда буду говорить, что Сталин — кровавый убийца.
        Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/461174
        Любая историческая личность требует объективной оценки.

        • Оптимист
          14.03.2020 18:58

          Интересная и архиважная
          Управляя историей -управляешь будущим
          Перепиши историю народа и не надо его завоевывать
          Он сам с радостью будет подчинятся
          Народ без истории-как дерево без корней
          Быстро умрет и пойдет на корм другим народам

          • Анонимно
            14.03.2020 20:21

            //Управляя историей -управляешь будущим//

            Оптимист, у вас странное представление об истории. Историю не пишут - историю исследуют.

            То о чём вы говорите - это, когда некие люди на базе истории, искажая историю - делают её пропагандой. Вот пропаганду можно написать.
            Если вы любитель такой низкосортной местечковой пропаганды на базе истории - то у нас в РТ есть такие. Вы легко их можете найти и почитать. Но будьте готовы, что вы в результате выучите не историю, а пропагандисткие мифы, написанные в приятном для националистов духе - и которые оторваны от реальной истории.

        • Анонимно
          14.03.2020 20:01

          14.03.2020 11:04
          Подписи Сталина под расстрельными списками -ЕСТЬ! Хотя, объективно говоря, НЕ все в этих списках - ангелы!

          • Анонимно
            16.03.2020 18:47

            Подписи есть и ныне живущих должностных лиц, причем на таких бумагах, после которых часть населения страны погибла, а часть влачит полу-нищенское существование. Но вместо осуждения им ордена вешают и пенсии пожизненные дают.

    • Antares
      14.03.2020 19:11

      А мне, напротив, очень хотелось бы, чтобы таких учителей с очень здравой позицией было больше!

  • Анонимно
    14.03.2020 09:03

    А кто эта дамочка, чтобы давать оценки историческим деятелям????? Но за этим стоит проблема. Как выстроить идентичность в РФ соблюдая и интересы 80% русских(а они должны ощущать себя в своей стране не париями) и 20% не русских народов России.Вот над чем надо думать и действовать

    • Анонимно
      14.03.2020 10:03

      Эта дамочка потомственная историчка, судя по всему разглагольствующая о событиях как времен отдалённых, так и не очень исключительно по сплетням!
      «Мадам Эйдельман усомнилась в том, что легендарный автомат создал Калашников»
      http://zavtra.ru/events/madam_ejdel_man_usomnilas_v_tom_chto_legendarnij_avtomat_sozdal_kalashnikov

  • ЛДПР
    14.03.2020 09:29

    Развела Советская власть всякой всячины на Русской земле...

  • Анонимно
    14.03.2020 09:30

    Н-да, дали выступить, Тамаре Натановне. Её с её взглядами близко нельзя подпускать к детям и тем более образованию. Она опаснее любого нацика, потому что очень умна.

    • Анонимно
      14.03.2020 16:14

      Умна бесспорно. Но это однобокий ум, и к детям точно подпускать нельзя. Вот с политиками дискутировать -пусть попробует, но уровень тоже слабоват. Так высказать в пространство свои мысли - не более

  • Анонимно
    14.03.2020 09:46

    Если учитель имеет желание получать уважение от учеников и их родителей, пусть для начала научится сам уважать детей (учеников) и их родителей. Никогда ребёнок не будет уважать человека, который постоянно орёт на него, обзывает дебилом, недоумком и уродом. А большинство учителей именно так обращаются с учениками. А старшеклассники знают, что именно учителя занимаются фальсификациями на выборах, именно учителя делят детей по материальному признаку.
    п.с. в 4 классе недели 2 назад на уроке проводился тест "перечислите духовные ценности". Большинство включили в перечень обычных набор: семья, родина, искусство, культура, историческая память. Но учитель к "духовным ценностям" отнесла ДЕНЬГИ. И сказала, что все те, кто не включил ДЕНЬГИ в перечень ценностей НИЩЕБРОДЫ! Такого учителя можно уважать???

    • Анонимно
      14.03.2020 10:09

      В реальной жизни значение имеют связи и деньги. Без этих составляющих тебя могут стереть в порошок. И это факт.
      Учитель забыла про такую ценность как СВЯЗИ.

  • Анонимно
    14.03.2020 09:59

    «НИКТО НЕ ЗАСТАВИТ МЕНЯ ГОВОРИТЬ ДЕТЯМ, ЧТО СТАЛИН — ЭТО ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕНЕДЖЕР»

    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/461174

    Сталин продолжатель дела Ленина.

    Что, интересно, говорит детям учительница о Ленине?
    В интервью про Ленина ни слова - как будто это и не он создал ту страну, которой "успешно" руководил Сталин.

    • Анонимно
      14.03.2020 11:21

      09:59, именно такие "учителя" на уроках истории уверяют, что царя Николая 2 свергли большевики-коммунисты! И что в 1917 году была только одна революция-переворот - в октябре!!! Благо - сейчас дети любую информацию, полученную в школе, легко проверяют в инете. И какие выводы о профпригодности этого учителя сделают дети? Будут ли они уважать учителя, который нагло врёт, или не владеет информацией. а пытается учить (неизвестно что хуже в данном случае)? Думаю ответ очевиден - такого учителя не уважают, на уроках его не слушают.

      • Анонимно
        14.03.2020 12:08

        Простите, а кто же сверг Николая второго, если не большевики, сумевшие направить протестные настроения народа в нужную сторону?

        • Анонимно
          14.03.2020 13:24

          //а кто же сверг Николая второго, если не большевики//

          Свергли Николая Второго в феврале 1917г., когда Ленин жил ещё в Швейцарии (и говорил - "нам старикам не дожить до революции") .
          Февральская революция произошла без участия большевиков.
          Большевики же захватили власть в октябре 1917г. - произведя переворот в демократической стране - предварительно проиграв всенародные выборы.

        • Анонимно
          14.03.2020 13:33

          12:08
          Вот и живой пример подтянулся - жертва упрощенной псевдоистории.
          Хотя сейчас есть гугл, информация открыта - кто подталкивал Николая к отречению, где в это время были большевики (Ленин был в Швейцарии, например) и т.д.
          Любой может прочитать и выяснить, кто на самом деле сверг Николая и в целом монархию, а также что большевики лишь победили в начавшейся после этого борьбе за власть, и далеко не сразу.
          Но зачем читать, когда есть возможность писать, правда?

        • Анонимно
          14.03.2020 15:04

          Никто его не свергал. Собственной рукой написал отречение в пользу брата.
          Грозный уходил, но вернулся, Годунов, вообще, не вариант. Только Романовы сумели.
          Много маленьких и очень жадных -не вариант. Сами видите..

        • Анонимно
          14.03.2020 23:15

          Не простим! Дураков нельзя прощать! Их надо учить!!!

        • Анонимно
          16.03.2020 18:57

          Ну Вы, жертва ЕГЭ...

          Большевики свергли "Временное правительство", которое сформировалось после отречения Царя от престола, и куда входили представители различных социальных и политических групп.

    • Анонимно
      14.03.2020 11:28

      Да, для историка непростительно быть таким субъективным и эмоциональным в оценке исторических деятелей и событий.

  • Анонимно
    14.03.2020 10:00

    Живет и реализуется в столице, имеет звание и не видит разумной национальной политики. Самой не смешно?

  • Анонимно
    14.03.2020 10:17

    Учителя, педагоги, воспитатели - кузнецы нашего будущего. То, что они плохо оплачиваемы и не уважаемы, - это беда и приговор нашему обществу.

    О развитости общества уважение к педагогу говорит еще более явственно, чем состояние кладбищ или отношение к старшим.

  • Анонимно
    14.03.2020 10:30

    Учитель в чате громкими буквами с кучей восклицательных знаков: "Петров, Иванов, быстро убираться в кабинете!!! Очень грязно!!!" (Обращаю внимание, кабинеты сейчас входят в оплачиваемый объем работы уборщицы, это часть ее ставки. Но детям никто не объясняет, что дежурство - это их добровольная волонтёрская работа. Им не говорят ни пожалуйста, ни спасибо.) Через неделю приближенная к учителю ученица в этом же чате точно в таком же тоне, как учитель, орет на следующих дежурных.
    Учителя придумывают детям клички, учителя гадко шутят над детьми. Это, по их мнению, "ачетакова?" Любой спорящий с ними ученик - это хам.
    Не получится создать здоровую атмосферу в школе без понимания факта, что уважительное отношение должно быть между всеми. Мнение, бытующее в нашем обществе, что существует некое отдельное уважение к вышестоящему, старшему, взрослому очень вредное, на самом деле. В его основе лежит страх, и приводит оно к дедовщине, насилию, подавлению инициативы, авторитарным явлениям в обществе. Поэтому у нас до сих пор считают, что человек, который знает свои права и защищает их, это склочник, неадекватный персонаж. И в трудовые инспекции у нас мало обращаются, и профсоюзов у нас нет.

  • Анонимно
    14.03.2020 10:37

    Спасибо Тамаре Эндельман за богатую информацию . Неужели об этих фактах про Грозного нельзя сообщить народу всей страны? БО же не все читают.

  • Моисей
    14.03.2020 11:15

    Учителей мужчин надо больше в школы
    Правильно говорит

    • Анонимно
      14.03.2020 12:10

      Не идут мужчины в учителя. Зарплата маленькая, а работы очень много. Кроме трудовиков и физкультурников, в школе мужчин нет

  • Бурбаки
    14.03.2020 11:25

    Можно все народы разделить условно на три группы. К первой отнести тех, кто в своей истории не испытывал рабства. Они не находились долгое под чужой оккупацией, в среде другого народа с чуждой культурой, но и сами никого не оккупировали, не создавали державу, империю. Это вот типичные немцы, бельгийцы, датчане, скандинавы, японцы, корейцы и т.д. Они развивались как народ в своей культуре, в своей среде. Да и у них были попытки кого-то оккупировать, у кого-то что-то отжать, создать большую империю. Но все это было краткосрочно и на менталитет народа никак не повлиял, даже скорее неудача в этом деле привила им как раз отрицательное отношение к этому. Есть другая группа народов, которые наоборот создавали большие империи. Но тут надо еще разделить на тех, кто перед созданием такой империи сами были народом, кто находился под другим народом, а затем создали свою империю. И на тех, кто изначально в своей истории создавали империи, но потом эти империи распадались и народ оказывался или под оккупацией другого народа или просто остался в рамках своего не очень уж и большого государства. К первым стоит отнести вот русских, к вторым народам - греки, французы, турки. Менталитет у них разный. Если французы, турки еще помнят про свое имперское прошлое, но уже постепенно по ментальности переходят вообще к первой группе народов, тех же немцев, японцев, шведов. А вторые, испытав в своей истории годы рабства, годы оккупации, а затем на осколках старой империи создав свою, ведут себя совершенно иначе. Их менталитет все еще имперский, но с родовым пятном рабского существования. Это очень сложная комбинация и не зря постоянно говорят о таинственной душе. Да, они могут ставить памятники своему царю, который жарил бояр на большой сковороде, сбрасывал себе на потеху людей с колокольни, но зато победил своих соседей благодаря как раз своей жестокости, своему инстинкту убийцы, держал свой трон благодаря коварству. И забыть про того царя, который нес им свободу. И даже сейчас, готовы опять возвеличивать тирана, который ценой многих и многих миллионов своих граждан смог победить в той войне, которую сам совместно и начинал со своим врагом. Тиран, который утопил в крови самый цвет народа, ее интеллигенцию, превратил народ по сути в рабов, готовых работать за пайку боясь ударов плетки. И в то же время проклинать того, кто дал им свободу, дал возможность выбирать, дал возможность быть наконец народом. Это я о Горбачеве. Какие бы он ошибки не совершал, все то, что он дал народу, народ не оценил.

    Да, есть еще третья группа народов, которые никогда империй не создавали, чужие народы в плену не держали, но очень часто и много были в чужом плену, в плену у других народов. К ним бы отнес тех же евреев. И как не странно и тех же татар, хотя они и создавали свою империю, точнее участвовали. И это было уже так давно, что уже сложно сказать как это повлияло на их ментальность. Читая это интервью учительницы, понял, что по ментальности она очень близка мне. Ее народ ведь очень долго был угнетаемым, хотя и приспосабливался к своим угнетателям, но след остается. Такой же след и в душе моего народа. Потому и многие ее мысли созвучны с моими.

    • Анонимно
      14.03.2020 13:25

      Совершенно не согласен с вами, хотя обычно соглашаюсь. Модель не верна. У евреев за спиной Хазария, Кордова, "золотые века" в Польше, СССР, Израиль - единственное государство возникшее в 20 веке, преодолевшее сопротивление местных и 70 с лишним лет трясущее сектор Газу. Ментальность шикарная, гибко перестраивается от поддержки Гитлера (банкиры в 20-30 годы) до поддержки Сталина (создатель Биробиджана и Израиля), от коммунистов до демократов. Самостоятельно в своих целях создающая идеологии и движения. Татары - простаки и рядом не стояли. Пишу так, поскольку сам татарин и понимаю свой народ.

      • Бурбаки
        14.03.2020 14:43

        Тут вы, видимо, не совсем поняли о чем тут я. Речь идет о том, есть народы, которые были под длительным гнетом других народов. Я ведь не пишу о том времени, когда была Хазария. Вряд ли имеет смысл рассуждать о влияния того воемени на формирование ментальности народа. Я пишу о более близких временах, когда те или иные периоды в истории народа формировали ментальность. Вы пишите о поддержке Гитлера, Сталина. А разве татары в этом отичаются от них? Мы тоже приспосабливаемся. А кто не может, тот оказывается в земле. Да, и просто многие оказались в земле даже для острастки, в назидании, или просто как внутренние враги. Разве можно объяснить естественными причинами то, что численность тех же татар не росло также как и у русских. Или постоянные голодоморы, именно в местах постоянного проживания тех же татар. И сложно сказать, как это влияло на ментальность народа, но точно уж не давало смелости. И в этом отношении евреи и татары близки, хотя, конечно, и много различий, хотя бы их историческому пути. Потому и размышления этой учительницы в большей части совпадают с моими. И не надо про то, что татары простаки. Просто есть и такое отличие, как то, что евреи разбрелись по всему свету и для того, чтобы сохранить совй народ, они очень тесно друг с другом сотрудничают. У татар же пока наблюдается обратное, и этому тоже есть объяснение. Если мы вместе, то сила, но кто хочет иметь такую силу под боком. Потому и делят народ, чтобы не собрался воедино.

    • Анонимно
      14.03.2020 20:47

      14.03.2020 11:25
      Вы наверное, историю никогда НЕ учили! Бельгия (бинациональная страна) была создана только в 1830 г.!
      До этого, в 1556-1712 годах, будущая Бельгия была под властью Испании! и империя у них - БЫЛА! С 1883 по 1960 года Бельгия владела Заиром, а с 1918 г. - также Руандой и Бурунди!
      НЕМЦЫ.
      Вы наверное, никогда НЕ слышали о ТРЕХ немецких империях: Священной Римской империи Германской нации, Австрийской империи Габсбургов и Германской (Прусской) империи Гогенцоллернов!
      Вам, естественно, ничего НЕизвестно о МНОГОвековом владычестве немцев над Латвией и Эстонией (немецкий язык был там административным языком ДО 1918 г.!). О владычестве немцев (сначала просто немцев, в затем - австрийских) над Чехией и Венгрией, о том что Словения находилась над немцами с 778 по 1918 годы. О захвате немцами славянских земель - Померании (1181 г.) и Силезии (1520 г.).
      О СКАНДИНАВАХ.
      Норвегия находилась под датской властью в 1380-1814годах, а в 1814-1905 годах - под шведской! Сами шведы были под датской властью в 1380-1527 годах, а сами владели Финляндией в 1104-1809 годах, Прибалтикой и землями в северной Германии
      Исландия находилась под властью Дании с 1380 по 1940 годы!

      Корейцы находились веками в зависимости от Китая.
      В 1231-1368 годах -в зависимости от монголов, впрочем, оформленной в виде власти династии Юань.

      Что касается России, то на БОЛЬШЕЙ часть ее территории - поморском Севере, казачьем Юге, и в Сибири - крепостного права никогда НЕ было!
      Те кто НЕ хотел мирится с гнетом - убегали на окраины! А бунтарей ссылали туда же! (У англосаксов происходили СХОЖИЕ процессы).
      Так что можно сказать, наиболее СВОБОДОЛЮБИВЫЕ крестьяне НЕ желая мириться с ГНЕТОМ, БЕЖАЛИ, - на поморский СЕВЕР, казачий ЮГ, и в СИБИРЬ, тем самым РАСШИРЯЯ российскую территорию!
      В Гражданскую войну, РАЗЛИЧИЯ МЕНТАЛИТЕТЕ жителей ЦЕНТРА и ОКРАИН, отчетливо проявилось! На ОКРАИНАХ власть большевиков пала довольно быстро, но ПРОЧНО держалась именно в ЦЕНТРЕ!
      (была такая школьная карта "Советская республика в кольце фронтов")

      • Анонимно
        14.03.2020 23:00

        Дополнение к 14.03.2020 20:47
        Корейцы находились веками в зависимости от Китая.
        В 1231-1368 годах -в зависимости от монголов, впрочем, оформленной в виде власти династии Юань.
        А в 1910 - 1945 годах Корея находилась под ОЧЕНЬ жестким контролем Японии!

  • Анонимно
    14.03.2020 11:26

    Уважение- вага или тяговая сила.Вертикаль власти и горизонталь демократии нужно уметь гармонизировать.Что бы был крест или огонь жизни.Место где имеет место быть жизнь.Нам просто все гордыня мешает и война полов.Надо бы научиться соединять в себе оба начала природы.Цееносте бы нам надо прививать, а не обрезы знаний.Мужиков в школы надо вернуть.Все директора должны быть мужчинами...

  • Анонимно
    14.03.2020 11:35

    Молодец, Учительница! Все верно пишет. Радует, что такие люди не боятся выступать публично. Нынешняя заморозка все равно ненадолго, благодаря таким, как она, все растает гораздо быстрее.

    • Анонимно
      14.03.2020 13:01

      вот только я своего ребёнка ей бы в ученики не отдал. всё в кучу намешала, и про СССР, и про освоение земель русских. а уж её "Я, естественно, как любой человек, подаю информацию со своей точки зрения". она учитель, и программу должна преподавать по ФГОС, а не от себя. вот из за этого и проблемы в школе.

    • Анонимно
      14.03.2020 13:27

      Это интервью - только шаг в раскрутке г-жи Эйдельман. А при раскрутке положено говорить то, чего хотят услышать. А иначе с какого бока ее, московскую учителку, занесло в проблемы Татарстана? Ставлю на Эйдельман против Васильевой (Нудельман).

  • Но Сталин действительно эффективным был менеджером.
    " Из песни слов не выкинешь".
    На мой взгляд он должен просто в памяти россиян быть приданным забвению: да был такой и хрен с ним. И не бегать с ним, как со списанной торбой. И уж конечно же не в коем случае не обожествлён.
    Ибо сделал он многое действительно не так.
    Но в том историческом цейтноте, в котором оказалась наша страна не возможно было делать что-то иначе.
    Напомню, что СССР, как государство оказалось признанным лишь в 1938 году. Со всеми вытекающими отсюда последствиями. А желающих осуществить реванш - было множество. И тоже, отнюдь, не ангелами, готовых пролить ещё больше крови, чем Сталин.
    Все это прекрасно понимают. Однако и множество погубленных жизней в сталинские времена невозможно списать со счетов.
    Такой вот уж случился в первой половине 20 столетия социальный парадокс. Ну или казус, как хотите.
    Надо продолжать жить. Копание в прошлом не всегда полезная штука. Как и в плане облечения, так и в плане оправдания непростого периода отечественной истории.

    • Анонимно
      14.03.2020 12:18

      Терпеть не могу этот термин - эффективный менеджер. Директоров школ назвали менеджерами - и они забыли о педагогике, многие даже уроки не ведут. И контракт с директорами заключают, как с менеджерами - на один год, забыв, что директор школы, по шкале дореволюционных чинов, приравнивался к статскому советнику, то бишь генералу. И Сталин - никакой не менеджер, а исторический деятель, оставивший значительный след в истории страны. Положительный или отрицательный след - это другой вопрос, но решать его надо объективно, с учетом всех исторических факторов. Думаю, у историков, идущих на поводу своих эмоций и играющих в модные термины типа "менеджер" вместо серьезного, глубокого исторического анализа, это вряд ли получится.

  • Анонимно
    14.03.2020 11:46

    Контора, "Хазары & тюрки" отродясь была оппозицией конторе Русь-Ладога. Ничего нового.

    • Анонимно
      14.03.2020 12:09

      Русь-Ладога самую крупную империю построила, а оппоненты напрочь забыли где их предки кочевали.

      • Анонимно
        15.03.2020 08:46

        12.08 только вот предки оппонентов в трехсотлетнем рабстве не были и дань не платили, в отличие от предков руси-Ладоги.

        • Анонимно
          15.03.2020 09:52

          По вашему-дань, по нашему- грабеж.

          • Анонимно
            15.03.2020 14:09

            09.52 не суть, посыл в том,что одни были на протяжении трёх веков в рабстве у тех кто кочевал.

            • Анонимно
              15.03.2020 19:08

              По Закону Ясы так. Татары тоже были вне закона. Не имели собственных ханов и элиты.

    • А хазары и есть тюрки.
      Арабы до принятия Ислама тоже считались наполовину идолопоклонниками, наполовину иудеями.
      Ну и что - не арабами от этого они же не были.

  • Анонимно
    14.03.2020 11:58

    Да, правильно пишут: её близко нельзя подпускать к детям. Вот из-за таких любезно улыбающихся и растёт агрессия. Подменяют понятия, запутывают.

    • Анонимно
      14.03.2020 17:17

      Учитель должен формулировать как в известной песне Шнура:
      "Объяснили всем понятно
      И конкретно: или - или.
      Мы всех лучше, всех умнее,
      Всех добрее и мудрей,
      Пусть орёл двуглавый реет над простором всех морей".

    • Анонимно
      14.03.2020 22:37

      11.58 а я бы с удовольствием отдал своего ребёнка этому учителю. А агрессия от неё не исходит и историю она не подменяет, а даёт объективную оценку.

      • Анонимно
        14.03.2020 23:37

        Она НЕ объективная. Исключительная субъективность. Пуст в полилингвальной преподает. Там все будет такое

        • Анонимно
          15.03.2020 14:13

          23.37 это лишь ваше субъективное мнение и где ей преподавать не вам указывать.

      • Анонимно
        15.03.2020 00:38

        22:37
        В идеале учитель истории должен правдиво знакомить учеников с историческими событиями и фактами. А не навязывать свою субъективную оценку этих событий и фактов.

        • Анонимно
          15.03.2020 10:44

          А она где-то пишет о том, что надо навязывать?

        • Анонимно
          15.03.2020 14:12

          00.38 а почему вы решили, что она даёт не правдивые и не объективные знания о исторических фактах? Только потому что кроваавого убийцу грозного, назвала тем кем он и являлся?

  • Анонимно
    14.03.2020 12:04

    Когда разработчиков ЕГЭ спросили: «А вы сами можете ответить на этот вопрос?», человек сказал: «Ой, это не я придумал, а другие». Так и неясно осталось, кто может ответить на данный вопрос.
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/461174
    Есть определённая группа лиц, изощряющаяся в составлении вопросов к заданиям на ЕГЭ по гуманитарным дисциплинам. По истории складывается такое ощущение, что школьники сдают кандидатский минимум. Задания повышенного уровня сложности, какие-то дурацкие критерии при написании сочинения.. В обществознании проверяют не сколько знания по предмету, а стараются поймать на невнимательности и составлении заковыристых формулировок, на которые, думаю и сами составители не дадут чёткого ответа. Эксперты при проверке сами, как правило, не компетентны или преподабт не те предметы и ориентируются на лежащие перед ними ответы. Творческая мысль - НЕ ПРИВЕТСТВУЕТСЯ!!! Ни в коем случае! Только по учебнику, только по стандартам! А, иногда, и с учебником не согласны.

    Знкаю. Не опубликуют.

  • Анонимно
    14.03.2020 12:22

    Очень агрессивные суждения у мадам Учительницы. Она так же и ученикам преподносит - или по-моему, или никак!

  • Анонимно
    14.03.2020 12:52

    //То есть получается, что «мы победили нас». Тут надо говорить иначе, не ассоциировать себя с какими-то фракциями в прошлом. В XV веке происходило противостояние не «нас» с татарами, а Московского царства и остатков Большой Орды//

    Верно. Здесь даже простой учитель это понимает. Я как-то решил всё-таки посмотреть 7-ми томник "Истории татар", написанной местной академией. Решил почитать главу про осаду Казани в 1552г. Удивился, насколько посредственно написана эта, возможно, главнейшая статья в истории Казани. Главу о осаде Казани написал Искандер Измайлов. Его раздел нельзя назвть научной статьёй - в лучшем случае это литературный очерк по истории Казани. Статья представляет собой краткий пересказ трудов российских дореволюционных учёных с эмоциональными вставками от себя - "наши" оборонялись, "они" пришли, "Взоры московского правительства
    устремились на восток к Казани", "К сожалению, в Казани практически не осталось пушек, и т.д. Статья изобилует словом "видимо". Представьете себе, что физик Ньютон рассуждал бы, что "видимо" есть сила притяжения.

    Во втором параграфе статья написана в соавторстве с Игорем Ермолаевым. Я ума не приложу, как Ермолаев своим высоким авторитетом "освятил" эти оценки Измайлова. Измайлов - судя по статье, не историк, а литератор. Впрочем исторические факты пересказаны почти без искажений, но с большой эмоциональной и националистической окраской.

  • Анонимно
    14.03.2020 13:03

    Я лично, против милейшей Тамары Эйдельман с её мировоззренческими комплексами, совсем ничего не имею. Это её дело и ей с ними жить. Но вот данные из открытых источников https://www.litres.ru/tamara-eydelman/ob-avtore/ - "Женщина /Тамара Эйдельман/ также была координатором международных образовательных проектов «Мозаика культур» и «Уроки Клио». Они проходили под эгидой Европейской ассоциации учителей истории – ЕВРОКЛИО. Участники проектов проводили тренинги в городах России, а также разработали несколько новаторских пособий по истории." Интересно, кто организовывает и финансирует эти ассоциации и эти тренинги? Какова реальная (а не афишируемая) цель их существования? Кто является конечным выгодополучателем от их деятельности? Как говорится - "Есть вопросы! А ответов на них пока нет!
    При всей симпатии к Тамаре Николаевне, я бы, лично, таких "европейских" учителей истории к нашим детям не допускал и близко, во избежании обработки неокрепших мозгов детей, пресловутыми "европейскими" методиками, которые на поверку, вполне могут оказаться неким суррогатом из недружественной пропаганды, дезинформации и откровенной лжи, лежащими в фундаменте идеологии классического европейского фашизма, залившего всю Европу и Советский Союз кровью, и за Победу над которым, наши предки уже заплатили огромную цену - 27 000 000 жизней. Слишком велика цена вопроса и тут уже ошибок быть не должно!
    Тамаре Николаевне же, а человек она яркий, хочется пожелать успехов в саморазвитии, а к этому, как мне кажется, есть очевидные предпосылки.

  • Анонимно
    14.03.2020 14:08

    что плохого то если детей назвали нищебродами?? наоборот, хороший учитель. готовит к жизни. пусть лучше сейчас ребёнку скажут. чем в 18 лет, услышит это, от какой-нибудь девицы, старше его, лет на 5. и мир в его глазах рухнет! и всё совсем не так хорошо - как мультиках и сказках!

  • Анонимно
    14.03.2020 15:46

    Самая большая и самая опасная ложь-это полуправда! В устах профессионала, учителя-вдвойне!
    Пока школа продаёт (я не оговорился) образовательные услуги, а не учит,как это было в России и в СССР, на другие отношения между учениками, родителями и учителями рассчитывать трудно, я бы даже сказал наивно.

  • Анонимно
    14.03.2020 19:48

    Насчет погладить рубашку и пришить пуговицу - это конечно правильно! Но вот историю, при ее подходах, как бы кого не обидеть - надо ОТМЕНИТЬ!
    В истории России довольно значительную роль сыграли немцы - Крузенштерн, Беллингсгаузен, Литке, Витгенштейн, Тотлебен, Врангель!
    Что же теперь, Великую Отечественную войну теперь НЕ учить?
    А вот если бы при Угре был бы ИНОЙ исход, еще НЕизвестно, что бы с ней было бы, и была бы она вообще! Кроме того, она почему-то УМАЛЧИВАЕТ о том, что татарский хан Ахмет через 2 месяца после Угры был УБИТ ДРУГИМ татарским ханом - сибирским ханом Ибаком! А Золотую Орду в 1502 г. ЛИКВИДИРОВАЛ еще один татарский хан - Менгли Гирей!
    А с ее оценками Ивана Грозного и Сталина - СОГЛАСЕН!

    • Бурбаки
      14.03.2020 21:20

      Читаю тут комментарии и диву даюсь. Вроде человек говорит одно, а его слова тут как-товсе по другому переиначивают.

      Во-первых, она не говорит, что не надо изучать те или иные исторические факты, если они существенны для понимании истории, но зацикливаться на чем-то, что в общем не и играет в истории какую-то роль - пустая трата времени в угоду некоторым политическим деятелям.

      Во-вторых, изучать историю можно тоже по разному. Я, например, запомнил женщину, учителя истории именно по тому, как она давала нам ученикам свободно мыслить на своих уроках. Мы с нетерпением ждали ее уроков, потому как очень часто после довольно короткой подачи материала начиналось его обсуждение. И самое интересное, в конце урока она объявляла следующую тему урока и мы уже дома сами перечитывали, готовились к этому уроку, даже ходили в библиотеку, чтобы там найти что-то интересное.

      И в третьих. Сама история не сводится только к истории России или русского народа. История человечества намного богаче и интересней. Там много чего удивительного и познавательного. И надо историю изучать не для того, чтобы воспитывать в ребенке чувство патриотизма, хотя и это надо бы, но без перекоса, когда Сталин - это тот, кто победил фашизм. На самом деле все как раз и наоборот, он еще и помог его создать, потому и надо с разных сторон и критчески относится к прошлому. Прошлое - это не золотой век человечества. Думаю, у нее все еще впереди.

      • Анонимно
        14.03.2020 23:04

        14.03.2020 21:20
        Если в будущее нести заряд агрессии и негатива, как это делают "некоторые" комментаторы, вряд ли это приблизит человечество к золотому веку!

        • Бурбаки
          15.03.2020 09:22

          Согласен, потому все эти разговоры по установке памятников тиранам и душегубам не должны иметь место тут. Нельзя возвеличивать тех, кто утопил в крови миллилны и миллионы жихней.

        • Анонимно
          15.03.2020 09:26

          Пока существует военное ремесло золотого века не наступит. Не надо подсовывать народу эту морковку.

      • Анонимно
        14.03.2020 23:40

        21.20 Не удивляйся, ты булгарин и сам такие же бредни несешь. Она кандидат в учителя в новую полилингвальную школу. Передай своим по рации

        • Анонимно
          15.03.2020 11:51

          Она же сама расписывается в своем бессилии, незнаниях и неумении))
          Ничего себе, рекрутинг. .
          Международная политика Президента для нее загадка))
          Самим не смешно?

  • Анонимно
    14.03.2020 22:07

    На самом деле все как раз и наоборот, он еще и помог его создать// Он не помогал его создавать. Немцы, элементарно, копировали, как лучшие стороны БОЛЬШЕВИЗМА ( социальная политика), так и его отрицательные ( лагеря, расправы с инакомыслящими, принуждение к эмиграции). Лично, Сталин, здесь не при чём. Да. Он являлся элементом данной большевистской системы. Но! Обвинять его во всех негативных общемировых процессах,думаю, не стоит.

    Почему-то, никто не упоминает Ленина, как одного из основоположников тоталитарной системы..
    У Гроссмана в "Жизнь и судьба" описан диалог между начальником концлагеря и пленным комиссаром, где первый откровенно признаётся, что обе противоборствующих стороны являются - зеркалом.

    • Анонимно
      14.03.2020 23:44

      22.07 Это называется Окно Овертона. Все, остальное бредни. Сталин с Сов народом одолел фашизм. Остальное бла бла и влезть в эту щель

  • Анонимно
    15.03.2020 09:42

    У этих "историков" манипуляция такая- прикрыть великие деяния Ивана lll Великого сыном Иваном Грозным.
    После Стояния на Угре было покончено с ИГОМ, в виде набегов, кровопролития как на Куликовском не случилось.
    Иван lll вышел к Бактике, угомонил мелких и жадных, заключил союз с южными славянами...

    • Анонимно
      15.03.2020 10:12

      В целом, надо шире описать деяния Ивана 3. Мы получили страну в том виде, в каком он ее зарядил. Он понял, что ордынская "крыша" не надежная и продажная, и незачем платить-деньги на ветер, самим надо развиваться и иметь собственное войско.

    • Анонимно
      15.03.2020 11:04

      Насколько мне известно, Иван 4ый Грозный не был сыном Ивана 3 Калиты...
      Хотя тоже не понимаю, почему так мало уделяется внимания Ивану 3. Именно он, в принципе, и создал государство.

      • Анонимно
        15.03.2020 12:53

        Иван 3 - Калита??? Вы, вообще, имеете представление об истории?

      • Анонимно
        15.03.2020 14:33

        Имеется ввиду дед Ивана 4, Иван 3 Великий

      • Анонимно
        16.03.2020 00:53

        15.03.2020 11:04
        Калита - Иван I, его сын - Иван II, его сын - Дмитрий Донской, его сын - Василий I, его сын - Василий II, его сын - Иван III, его сын - Василий III, его сын - Иван IV Грозный.

    • Анонимно
      15.03.2020 14:23

      09.42 после стояния на Угре Русь ещё триста лет платила дань Золотой Орде, вплоть правления до Пётра первого, так что никакого значения ни военного, ни политического не имела и об о окончании ига и речи не может быть. Мизерная значимость данного события путём манипуляций раздута узким кругом провокаторов националистического толка, не более.

      • Анонимно
        15.03.2020 14:57

        Имела огромное значение для самосрзнания народа. И если это мизер по вашему, то почему такое возмущению памятнику? Будет прекрасный памятник великому событию

        • Анонимно
          15.03.2020 15:49

          14.57 в те времена ни радио, ни телевизора не было, газеты не печатали, да и читать их было некому, так как 99% народа были безграмотными. Поэтому народ и не знал о столь «значимом» для вас событии и продолжал жить под Ордой. А сейчас, возмущения не к самому памятнику, а к действиям маленькой кучки националистов что вносят конфликт в межнациональных отношениях народов нашей страны, поэтому как само событие мизер в истории, так и памятник этому событию не что иное провокация!

          • Анонимно
            15.03.2020 17:49

            15.49 Кроме местных нациков, предающих всему действу определенный окрас, других не знаю. Своим памятником, отдают только дань памяти великому событию

          • Анонимно
            16.03.2020 01:05

            15.03.2020 15:49
            А о взятии Казани КАК народ узнал? Ведь "в те времена ни радио, ни телевизора не было, газеты не печатали, да и читать их было некому, так как 99% народа были безграмотными. Поэтому народ и не знал о столь «значимом» для вас событии" как взятии Казани!

          • Анонимно
            16.03.2020 01:14

            15.03.2020 15:49
            Во ВСЕ времена народ, во ВСЕХ государствах, ВСЕГДА узнавал о ЗНАЧИМЫХ событиях!
            Пословицу знаете: "Слухом земля полнится"? И об обычае на главной площади городов, когда глашатай зачитывал народу указы царей и султанов, и объявлял о победах и поражениях, тоже никогда НЕ слышали?

      • Анонимно
        15.03.2020 16:39

        Опишите как Русь платила дань ещё 300лет?

      • Анонимно
        16.03.2020 00:57

        15.03.2020 14:23
        Кому? ЛИКВИДАТОРУ Золотой Орды - КРЫМСКОМУ ханству!
        Но это НЕ дань была, а ВЫКУП за угнанных русских пленных!
        И надо отдать крымским татарам ДОЛЖНОЕ - ЧАСТЬ пленных, они действительно ВОЗВРАЩАЛИ!
        Особенно ЩЕДРО им заплатили в 1572 и в 1591 г. годах!
        а ПОСЛЕ Петра наступил 1783 год!
        Так что со стороны Крымского ханства это был только бизнес, ничего личного! Хотя, исходя из исторической ПРАВДЫ, особенно ПОСЛЕ 1552 и 1556 годов - ЛИЧНОЕ тоже БЫЛО!
        Только вы СКРОМНО умолчали о судьбе ВСЕХ этих ханств!

      • Анонимно
        16.03.2020 01:00

        15.03.2020 14:23
        Мизерная значимость данного события - взятия Казани в 1552 г., путём манипуляций раздута узким кругом провокаторов националистического толка, не более.

      • Анонимно
        16.03.2020 01:03

        15.03.2020 14:23
        "после стояния на Угре Русь ещё триста лет платила дань Золотой Орде"
        В 1502 г. Золотая Орда была УНИЧТОЖЕНА КРЫМСКИМ ханом Менгли Гиреем!

  • Анонимно
    15.03.2020 11:11

    Стояние на Угре это уже -МЕМ! Единица значимой для культуры информации. Хотите вы или нет.
    Благодаря уму Ивана 3, жизнь многих не оборвалась, а продолжалась. А сам он, сохранив свой личный состав пошел вершить дальше: надо было угомонить новгородских, жениться на южнославянской, выйти к Балтике.

    • Анонимно
      15.03.2020 12:57

      Стояние на Угре - 1480. "Угомонить новгородских" ( я так понимаю, присоединение Новгорода) - произошло в 1478. К Балтике Россию вывел Пётр I - Ништадтский мирный договор со Швецией 1721 года.

      • Анонимно
        16.03.2020 01:33

        15.03.2020 12:57
        Современное балтийское побережье Ленинградской области испокон веков принадлежало Великому Новгороду!
        Там располагались русские города - Копорье (с 1237 г.), Ям (Кингисепп) ( с 1384 г.), Ивангород (с 1492 г.). В 1581 г. эти города были захвачены шведами, в 1590 г. отвоеваны Федором Ивановичем, в 1613 г. вновь были захвачены шведами, в 1704 г. отвоеваны Петром I.

  • ПанАлекс
    15.03.2020 18:51

    Вот такие Лжеучителя, истории не знающие, и учат детей лжи и обману, только по учебнику! То есть когда она заявляет "Сталин - кровавый убийца" - то она сама - лжец и клеветник - нет ни одного решения суда, признающего его убийцей! И хотя бы одну фамилию, кого он убил лично или отдал приказ (вот Жуков например отдал приказ на 128 офицеров на военный трибунал, которых почти всех расстреляли!).
    Тоже самое по всем пунктам истории!
    Какое убогое знание истории татар и Татарстана! Видимо в ее "истории" не написано, как в Российской Империи и при Николае угнетались татары и мусульмане! Хотя угнетались может и сильно, но вот что не равны по избирательным, имущественным и прочим правам.
    Видимо ее саму предмет истории совершенно не интересует - все что написано в учебнике - догма, а как же на самом деле жили ей неинтересно!

  • Анонимно
    16.03.2020 09:25

    Бедные наши дети((( чтобы победить врага- нужно воспитать его детей((( воспитали...победили...

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль