Культура 
18.03.2020

«Господствует безликость и однотипность!»: какие «вирусы» проникли в татарское искусство

В Академии наук РТ выяснили, что за 100 лет до Рустама Минниханова национальную эстраду критиковали Габдулла Тукай и Гаяз Исхаки

«Распутные голоса, распутный дух, распутные мелодии», — так говорил об отдельных исполнителях, своих современниках, главный татарский поэт всех времен. Спустя столетие мало что изменилось, вот и накануне на научной конференции, организованной фондом им. Вагапова, цвет национальной культурной интеллигенции высказывался о тех проблемах, которые стоят перед национальной песенной культурой. О том, может ли Салават быть эталоном вокального творчества, — в репортаже «БИЗНЕС Online».

Ведущий и организатор мероприятия директор фонда им. Вагапова Рифат Фаттахов собрал солидный состав участников Ведущий и организатор мероприятия, директор фонда им. Вагапова Рифат Фаттахов, собрал солидный состав участников

«СТОИЛО ЛИ ВВОДИТЬ ПЕСНИ ТРАКТИРНО-УВЕСЕЛИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ»

Темы развития татарской песни и национальной эстрады продолжают оставаться одними из самых животрепещущих в культурной жизни Татарстана, и дискуссии по этому поводу не способны остановить даже пандемии. Лишнее подтверждение тому можно было найти накануне в Академии наук РТ, где прошла научно-практическая конференция «Международный фестиваль татарской песни им. Рашита Вагапова и татарское песенное искусство: эволюция, современное состояние и перспективы развития». Как сказал один из выступавших, директор ИЯЛИ Ким Миннуллин, дескать, у татарского общества и своих вирусов хватает, отрицательно влияющих в том числе и на песенное искусство. Кстати, из полусотни собравшихся здесь только двое надели маски.

Ведущий и организатор мероприятия, директор фонда им. Вагапова Рифат Фаттахов, собрал солидный состав участников: председатель исполкома ВКТ Ринат Закиров, историк Индус Тагиров, экс-президент АН РТ Ахмет Мазгаров, народные поэты Татарстана Разиль Валеев и Ренат Харис, директор Дома дружбы народов Ирек Шарипов… Планировалось уложиться в два часа, но, глядя на список из без малого 30 выступающих, было понятно, что это нереально.

Доктор искусствоведения, профессор Казанской государственной консерватории Земфира Сайдашева весьма подробно рассказала об истории татарской песни, ее зарождения и развитии, с сожалением подчеркнув, что современное искусство скатывается в попсу: «В исполнительской манере господствует безликость, однотипность, облегченность, многим эстрадным звездам, не обладающим голосовыми данными, совершенно недоступны для воспроизведения музыкальные шедевры профессиональных композиторов, и они уходят в прошлое, забываются. Слушатели, не знакомые с богатейшим песенным наследием татарских профессиональных композиторов, вынуждены активно воспринимать эти стереотипные песни, получая от них, к сожалению, удовлетворение».

Тут Сайдашева напомнила о критике в адрес татарской эстрады, которая прозвучала несколько лет назад от Рустама Минниханова, после чего на свет появился фестиваль «Үзгәреш җиле». По мнению оратора, джазовые аранжировки его музыкального руководителя Вадима Эйленкрига — это дань уважения и развитие традиций Олега Лундстрема. При этом доктор искусствоведения высказала и ряд критических замечаний в адрес  «Үзгәреш җиле». «Во-первых, стоило ли вводить песни трактирно-увеселительной практики, я имею в виду „Ашхабад“, „Алмагачлары“, „Ком бураны“, „Апипа“ и другие, — говорила Сайдашева. — Я слушала и думала, что Эйленкриг испытывал определенные трудности, дабы избежать залихватского такого оттенка и придать им сценическое благородство. Во-вторых, стоило ли включать в репертуар джазовые аранжировки классических образцов нашей лирики. Например, „Гульджамал“ — такие песни необходимо сохранять в первозданном виде, какие тут джазовые аранжировки! В-третьих, мне кажется, нет необходимости переосмыслять песни, закрепившиеся в репертуаре фольклорного ансамбля или ансамбля песни и танца. Никто же песни из репертуара Надежды Бабкиной не дает в джазовой обработке. В-четвертых, самые главные шедевры Музафарова, Еникеева, Монасыпова так и не прозвучали на фестивале».  Также искусствовед посетовала, что «Ветер перемен» практически не заметил произведения  молодых татарских звезд — композиторов Эльмиры Галимовой и Эльмира Низамова.

Венера Ганиева: «Помните, в советское время мы пили качественное, жирное молоко, а сейчас оно жидкое, невкусное. Вот так же нет удовлетворения от современной эстрады» Венера Ганиева: «Помните, в советское время мы пили качественное, жирное молоко, а сейчас оно жидкое, невкусное. Вот так же нет удовлетворения от современной эстрады»

«В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ МЫ ПИЛИ КАЧЕСТВЕННОЕ, ЖИРНОЕ МОЛОКО, А СЕЙЧАС ОНО ЖИДКОЕ, НЕВКУСНОЕ»

Выступила на конференции и педагог по вокалу «Үзгәреш җиле», народная артистка РФ Венера Ганиева. Впрочем, тему музыкального фестиваля, вокруг которого было сломано немало копий, профессор Казанского государственного института культуры обошла. Она рассказала о деятельности вуза, в котором трудится, а для оценки состояния современной татарской эстрады прибегла к любопытному сравнению. «Помните, в советское время мы пили качественное, жирное молоко, а сейчас оно жидкое, невкусное, — сообщила Ганиева. — Вот так же нет удовлетворения от современной эстрады. Раньше хоть худсоветы были, это сито и сейчас необходимо, но вводить его нельзя — демократия, толерантность. Поэтому сейчас и глотаем что есть. Бездарные артисты заполонили эфиры музыкальных каналов. Я бы открыла специальный канал, основанный на принципах  худсовета». Экс-оперная прима театра им. Джалиля раскритиковала певцов, вокальные данные которых оставляют желать лучшего, что они для отвлечения зрителей используют всевозможные дымовые эффекты, подтанцовку и вычурные костюмы.

С ее мнением полностью согласен и профессор Казанской консерватории Сагит Хабибуллин, он считает, что у таких певцов не было в свое время хороших наставников, а выпускники музыкальных вузов, к сожалению, не хотят ехать в глубинку в качестве педагогов. Что касается нежелания исполнять высокопрофессиональные вещи, то тут есть и денежный фактор. «Сейчас такое время, что даже если есть красивая песня, то певцу нужно выкупить на нее права. А какие деньги могут быть у молодежи? — уверен Хабибуллин. — Нужно платить за аранжировки, костюмы, одно, другое. Поэтому молодой артист сам начинает писать слова, стихи, сам сочиняет музыку. По этой причине произведения наших классиков — Яхина, Монасыпова, других — мы со сцены почти и не слышим».

Но, как оказалось, все эти проблемы не новы! Как выяснилось, их поднимали еще в начале прошлого века, в том числе и наши классики. «Среди нас не осталось людей, поющих старинные татарские песни». «Народ любит новые, бессмысленные песни и выпускает их без остановки». «Меня возмущает низкий уровень татарских песен, все сводится к самодеятельным проектам, продвигающим бездарных певцов». Эти высказывания Гаяза Исхаки, Гали Рахима и Шагида Ахмадеева — литераторов и общественных деятелей первой половины XX века — привела преподаватель теории и истории музыки Казанского музыкального колледжа Гульназ Зиангирова. Она напомнила и слова самого Габдуллы Тукая: «Нынешнее граммофонное пение стало профессией проституток и безработных. Казанские исполнители Козел Махи, Фатыма и прочие распевают под граммофоны в разных городах, издеваются над слухом нации. Распутные голоса, распутный дух, распутные мелодии, распутный смысл. Они врываются в чистейшие, благородные дома мусульман, садятся во главе стола и нецензурно выражаются через граммофон».

Идрис Газиев будучи профессором Уфимского государственного института искусств, рассказал о своей работе по выявлению граммофонных записей в исполнении Камиля Мутыги-Тухватуллина, друга Тукая Идрис Газиев, будучи профессором Уфимского государственного института искусств, рассказал о своей работе по выявлению граммофонных записей в исполнении Камиля Мутыги-Тухватуллина, друга Тукая

«ХАЛЯЛЬНЫ ЛИ НАШИ ПЕСНИ?»

Любопытно было наблюдать, как Зиангирова, рассказывая о татарской эстраде уже конца прошлого столетия, говорила о появлении на сцене Салавата Фатхетдинова, пение которого стали воспринимать как эталонное. С этим определением не согласился заслуженный артист России Идрис Газиев. «Кто тут так считает?» — задал он вопрос. Но Зиангирова ответила, дескать, «некоторые так думают».

Сам Газиев, будучи профессором Уфимского государственного института искусств, рассказал о своей работе по выявлению граммофонных записей в исполнении Камиля Мутыги-Тухватуллина, друга Тукая. Гостям конференции даже поставили оцифрованные песни более чем столетней давности. Некоторые из собравшихся профессионалов подпевали — судя по всему, 100 лет назад и впрямь были эталонные певцы. Кроме того, на одной из записей Мутыги-Тухватуллина даже звучит призыв к молитве-азан, причем манера его рецитации отличается от того, что можно сейчас услышать с минаретов наших мечетей.

В этом контексте любопытно было услышать выступление заслуженного деятеля искусств Татарстана Филюсы Арслановой под названием «Халяльны ли наши песни?» Дело в том, что и во времена Тукая, и сейчас существует мнение о запретности для мусульман на исполнение песен. Филюса-ханум приводит слова известного татарского богослова Ризаэтдина Фахретдина в ответ слишком рьяным противникам музыки: «В чем же разница между звуками соловья и звуками, извлекаемыми из струн скрипки?» Риза хазрат считал, что запрещены только та музыка и пение, которые ведут к безнравственности. Вот его дословное высказывание: «Исламский мир должен использовать потенциал музыки для исправления нравственности как средство воспитания духовной чистоты. Необходимо закрыть пути, ведущие молодежь в ее желании слушать музыку в испорченные места и компании. А это будет возможно только в том случае, если пение и слушание музыки дома, в кругу семьи, среди соотечественников, родственников и друзей не будут считаться пороком».

Как и предполагалось, участники конференции даже близко не уложились в отведенные себе 120 минут. По редакционной необходимости корреспондент «БИЗНЕС Online» покинул высокое собрание где-то в начале четвертого часа, хотя список из желающих выступить и не думал заканчиваться. Что лишний раз подтверждает — спорить о татарской эстраде можно бесконечно.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (16) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
18.03.2020 13:01

Очень содержательная встреча. Звучит рефреном, что за 100 лет ситуация не изменилась, хотя это неправда. Изменилась, и очень сильно! 100 лет назад у татар не было консерватории, культурного института и такого же министерства. То непотребство, которое творится сейчас - целиком вина этих учреждений, которые вместо того, чтобы покровительствовать талантам, множат посредственности. Будь у нас своя оперная труппа, музыкальный театр, филармония с худсоветом, госпрограмма поддержки народных и молодежных коллективов, то тех, кто целыми сутками кривляется на экране, выдуло бы из него со скоростью звука.

  • Анонимно
    18.03.2020 08:42

    Мазгаров разве не в Америке?

  • Анонимно
    18.03.2020 08:49

    эти суждения что-то изменят?

  • Анонимно
    18.03.2020 10:50

    Очень интересное определение было певцам во время Тукая. Исполняющим молитвы - азаны совсем другое. То есть, поощерялись исполнители Мунажатов. Это уже, близко и не песни, не по смыслу, не по мелодии, не по духу,не по содержанию.

  • Анонимно
    18.03.2020 12:58

    выяснили? Это же не секретные материалы были. Давно известные всем, кто хотел узнать. То же мне работа.

  • Анонимно
    18.03.2020 13:01

    Очень содержательная встреча. Звучит рефреном, что за 100 лет ситуация не изменилась, хотя это неправда. Изменилась, и очень сильно! 100 лет назад у татар не было консерватории, культурного института и такого же министерства. То непотребство, которое творится сейчас - целиком вина этих учреждений, которые вместо того, чтобы покровительствовать талантам, множат посредственности. Будь у нас своя оперная труппа, музыкальный театр, филармония с худсоветом, госпрограмма поддержки народных и молодежных коллективов, то тех, кто целыми сутками кривляется на экране, выдуло бы из него со скоростью звука.

  • Анонимно
    18.03.2020 14:20

    Ещё одна галочка в череде бесполезных мероприятий АНТ!

  • Анонимно
    18.03.2020 18:22

    Из года в год эту тему обсуждают, а воз и ныне там. Мягко говоря, академия наук не просто проспала тему, ведь не это ли стало причиной создание проекта "ветер перемен"? Но как показывает жизнь и это не помогло, самим не надоедает имитация бурной деятельности?!

  • Анонимно
    19.03.2020 17:23

    Мне нравится татарская народная песня в исполнении татарских народных певцов и певиц и многим нравится. Никто из уважаемых критиков не считает нужным спросить тех, кому предназначены концерты и творчество певцов, музыкантов, композиторов - спросите и поймете, что нельзя "привести в соответствие направление развития творчества" согласно мнению нескольких экспертов...дайте народу самому выбрать то, что нравится слушать и видеть. Свободное развитие направлений в народном творчестве НИКОГДА "не превратит "бесталанность авторов и исполнителей" в великх наследников великих певцов и композиторов. Если есть Талант, а он есть в народе многонациональном, он не затеряется в суете, а будет признан благодарным слушателем. Забывать нельзя истоки и нельзя "обзывать творчество наших предков", ч низкопробным и никчемным.... откуда возникли имена великих и почитаемых ныне певцов и композиторов, музыкантов.
    Можно и нужно экспериментировать, но нельзя забывать ИСТОКИ
    нужно сегодня очень серьезно подумать о будущем, а оно безлико, если нет ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЙ И ДОЛГОСРОЧНОЙ ПРОГРАММЫ сохранения и развиваития истоков народного творчества.

  • Анонимно
    20.03.2020 13:53

    Салават - критерий и легализация падения татарского песенного искусства.

  • Анонимно
    20.03.2020 13:54

    Нация с кумиром Салаватом не может быть конкурентоспособной в сфере культуры.

  • Анонимно
    20.03.2020 13:55

    В татарской эстраде засилие прыгающих под частушки пар а-ля Верка Сердючка.

  • Анонимно
    20.03.2020 13:58

    Имеется тенденция превращения концертов в дискотеку, на увеселительное мероприятие, где певцы выступают в роли ведущих свадбы.

  • Анонимно
    20.03.2020 14:01

    Основной бизнес-профессией многих эстрадных певунов является роль аниматора-ведущего увеселительных мероприятии.
    Вот и занимаются они на концертах своим основным делом.

  • Анонимно
    20.03.2020 17:46

    Спасибо Рифату, что понял - без науки в этой сфере нет дальнейшего продвижения вперед .
    Застряли досконально с проектом "Үзгәреш җиле".
    Татарская музыкальная культура имеет 1000 летнею историю и требуется изучение данного материала на академическом уровне. Хорошо, что АН РТ способна хотя бы предоставить место для проведения данного мероприятия. А по большому счету, тоже "отдыхают".

  • Анонимно
    21.03.2020 02:35

    Толку от бесед. Вот если бы в любом магазине можно было купить думбру или кыл кубыз. А в интернете в хорошем качестве лежали образцы фольклора. Вообще, Вагаповский фестиваль думает, что исполнение оперным голосом одного набора - это развитие. Если бы его организаторы жили в довоенные годы, думаю, они ругали бы марши и вальсы, которые теперь - также часть татарской культуры.

  • Анонимно
    21.03.2020 07:31

    "Господствует безликость и однотипность"....уважаемые эксперты, заседающие в президиуме и обсуждающие проблему....а где были вы и что сделали на сегодняшний день, чтобы ситуация изменилась, на ваш взгляд, в лучшую сторону...где мнение народа, о творчестве которого идет речь или вы считаете, что оно не существенно... разве могут ученые АН РТ ответить на вопрос "почему возникла безликость"...почему отсутствуют школы-мастеров, обмен опытом с зарубежными коллегами, где этнокультура, фольклор....тоже безликая? или невостребованная, а может быть, этому направлению мало уделяется внимания.... у нас нет ни одного танцевального конкурса, кроме конкурса имени Рудольфа Нуриева. Нет конкурса мастеров слова. В сфере "инноваций" присутствует только "новое прочтение" созданных ранее и популярных песен, чаще искажение до неузнаваемости подлинного произведения.
    ....Спасибо Салавату, другим певцам, которые исполняют народные песни, гастролируют по городам и селам...где население помнит своих кумиров, помнит песни и слова песен, которые пели их бабушки и деды....
    Кто из современных "звезд" поедет в сельский клуб, чтобы представить свое творчество подлинным ценителям и хранителям народного творчества....
    Коммерциализация искусства приводит к его "перерождению",а это означает, что нельзя все измерять "длинным рублем" развитие искусства- это дотационный вид деятельности.
    В прежние времена были лектории, были группы артистов при Татгосфилармонии - бесплатные концерты - их ждали повсюду.
    Словом, нет особой причины, есть необходимость внести принципиальные изменения в концепцию развития искусства для народа - и это тема не научных исследований, а самых обычных решений и действий.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль