Бизнес 
24.03.2020

Рустем Нуреев: «Дальше толкаться в России можно, но серьезного роста в объеме это не даст»

Закрыв для себя все белые пятна в стране, «Нэфис Косметикс» делает ставку на экспорт. Часть 2-я

О том, как Талия Минуллина поженила «Нэфис» и Haier, почему 99% продукции с приставкой «эко» или не отстирывает, или имеет тот же состав, что и традиционные стиральные порошки, куда ушли медиабюджеты «Нэфиса», как повлиял дефицит стирального порошка в СССР на развал страны и почему «Нэфис Косметикс» перешел на европейский стандарт качества продукции, рассказывает генеральный директор «Нэфис Косметикс» Рустем Нуреев.

Рустем Нуреев: «В Китае достаточно своих производителей, но ни для кого не секрет, что с качеством продукции там, как повезет —  50 на 50» Рустем Нуреев: «В Китае достаточно своих производителей, но ни для кого не секрет, что с качеством продукции там как повезет — 50 на 50»

«ДЛЯ КИТАЯ МЫ ПРЕМИАЛЬНЫЙ СЕГМЕНТ»

— Рустем Рауфович, ранее мы говорили с вами о тенденциях на внутреннем рынке бытовой химии. А что с экспортом? Насколько известно, вы активно продвигаете свою продукцию в азиатском направлении. Что здесь нового?

— Экспорт для нас является одной из ключевых точек роста. Например, в Китае мы планируем достичь объемов поставок в 3 тысячи тонн. Это достаточно внушительная цифра, если учесть, что весь наш экспорт за прошлый год составил 22 тысячи тонн. Так что мы намерены серьезно прирасти за счет экспорта.

— Что уходит в Китай?

— В основном это мыло, гели и часть порошка. Но здесь нужно учитывать специфику китайского рынка: основная масса стиральных машин у них без функции подогрева воды.

— Экономят?

— Да, на электричестве. Поэтому основная доля в продажах у них гели, а не порошки. При этом в Китае достаточно своих производителей, но ни для кого не секрет, что с качеством продукции там как повезет — 50 на 50. У них сложная система сертификации, и та продукция, что сертификацию прошла, пользуется спросом у состоятельного населения. Учитывая высокую стоимость логистики, мы вынуждены продавать продукцию в сегменте «премиум».

— А бренды продвигаете те же, что и на родине? Или вы изобрели что-то отдельно для китайского рынка?

— Специальные бренды не разрабатывали, продаем наши бренды. Но не все. Например, в Китае зарегистрирован бренд, похожий на наш BiMax, значит, мы не можем зайти с этим продуктом на рынок. Кстати, мы работаем с Китаем около трех лет, а других российских производителей наших категорий там не видели.

— Кроме Китая, в других странах Азии торгуете?

— Присутствуем во Вьетнаме, Тайване. Но пока находимся на этапе развития.

— Рынки стран СНГ осваиваете? Например, среднеазиатских государств?

— Честно признаюсь, когда приезжаю с делегацией за границу, предпочитаю работать «в полях», когда просто арендуешь машину и ездишь сам, изучаешь ситуацию, рынок изнутри. Только так можно получить объективную картину. В конце прошлого года я побывал в Узбекистане, после чего было принято решение о смене партнера. Мы отправили туда целый десант наших специалистов: выявили потенциальных партнеров, договорились о встречах, провели переговоры. В итоге выбрали самого крупного игрока для сотрудничества. Результат — разовая отгрузка составила более 600 тонн, при том что до этого среднемесячно мы продавали в Узбекистане не больше 100 тонн.

— Вы сотрудничали и с Прибалтикой, что-то изменилось за последние годы на этом направлении?

— В Прибалтике продажи остались на прежнем уровне. На сегодняшний день мы находимся на этапе завершения европейской сертификации нашей продукции, а это очень длительная процедура, которая началась более трех лет назад. Проблема заключается в том, что если какой-то сырьевой компонент не занесен в европейский реестр сертификации, то он должен пройти отдельную сертификацию, и только потом эту процедуру проходит в целом продукт. Нам частично пришлось пересмотреть состав, потому что определенные компоненты, которые используются здесь, не подходят для Европы. В связи с этим мы решили прийти к единому стандарту и пересмотрели рецептуру и в России в том числе.

«Стратегия развития заключается в укреплении основных брендов компании, развитии ассортимента, в том числе и детского сегмента» «Стратегия развития заключается в укреплении основных брендов компании, развитии ассортимента, в том числе и детского сегмента»

«НОРМАЛЬНЫЕ ОТДУШКИ У НАС ТАК И НЕ НАУЧИЛИСЬ ДЕЛАТЬ, ПРИЛИЧНОГО ПЕНОГАСИТЕЛЯ ТОЖЕ НЕТ»

— А какова доля импортного сырья?

— 19–20 процентов, в зависимости от структуры продаж.

— Довольно много…

— Эта доля пока не может быть меньше. Нормальные отдушки у нас так и не научились делать, приличного пеногасителя тоже нет. Альфаолефины если у нас и делают, то их квартальный объем производства не покрывает даже нашу месячную потребность. А объемы растут, поэтому мы вынуждены покупать европейское сырье.

— Что скажете о перспективах на внешних рынках?

— Учитывая, что наша продукция продается на всей территории России и белых пятен в стране для нас больше нет, это очень перспективное направление. Стратегия развития заключается в укреплении основных брендов компании, развитии ассортимента, в том числе и детского сегмента. И однозначно — наращивание объемов на экспорт. Дальше толкаться в России можно, но серьезного роста в объеме это не даст, потому что рынок сокращается. Есть амбициозные идеи и по выпуску новых категорий, но пока рано об этом говорить.

Рустем Нуреев: «На мой взгляд, 99% того, что сегодня продается на рынке с приставкой «эко» — это  маркетинговые уловки» «На мой взгляд, 99 процентов того, что сегодня продается на рынке с приставкой «эко-», — это маркетинговые уловки»

ПРОДУКЦИЯ ЭКОЛОГИЧНАЯ, НО ПИТЬ ЕЕ НЕЛЬЗЯ

— Очень важная тема — экология. Когда вы реализовывали экологическую программу в 2013 году, рецептуру меняли?

— Да, мы отказались от соапстока, имеющего неприятный запах, и продолжаем уделять большое внимание экологии. В прошлом году было всего три обращения по запаху, и, когда мы стали разбираться с этими жалобами, выяснилось, что никакого отношения к нашему производству этот запах не имеет. У нас огромное количество надзорных органов, которые занимаются контролем экологии, постоянно берут пробы воздуха. Претензий у них к нам нет. На комбинате работает более 60 установок по очистке воздуха, и фильтры в них меняются не реже одного раза в год, по стандарту.

— От фосфатов полностью отказались?

— Да, мы не используем их уже лет семь.

— Сколько инвестиций в экологическую модернизацию вкладываете? И если провести аналогию с экологическим классом автомобиля, то на каком уровне находится производство «Нэфиса»: Евро-3, 4 или 5?

— Если говорить о вложениях, то это около полумиллиона долларов ежегодно. А на вашу аналогию отвечу так: экологичность производства «Нэфиса» сравнима с Евро-5, не меньше. Контролирующие органы спуска не дают.

— Если честно: в Кабан что-то сбрасываете?

— Никогда и не сбрасывали, даже технической возможности нет для этого. У нас стоят свои жироловушки, а сбросы уходят в канализацию, все стоки в соответствии с договором очищает «Водоканал».

— То есть вашу продукцию можно назвать экологичной?

— А что такое «экологичная продукция»? Пить ее нельзя — если вы об этом! В любом случае это химия, но при использовании по назначению она абсолютно безопасна. На мой взгляд, 99 процентов того, что сегодня продается на рынке с приставкой «эко-», — это маркетинговые уловки. Мы покупали подобные продукты, которые продвигаются через сетевой маркетинг, раскладывали на моющие характеристики, и в большинстве случаев там не было ничего, что может отстирать, либо в составе те же компоненты, которые используем и мы.

— Может, дозировка другая?

— Аналогичная. Но еще раз повторю: мы честны с нашим потребителем — есть и пить нашу продукцию не нужно! А вот пользоваться — сколько угодно.

«Очень сильно в этом нам помог АИР, а именно — Талия Минуллина»

КАК ТАЛИЯ МИНУЛЛИНА ЛОГОТИП HAIER НА УПАКОВКИ BIMAX РАЗМЕСТИЛА

— Расскажите о вашем сотрудничестве с китайской компанией Haier: недавно вы анонсировали какую-то совместную акцию?

— Да, ее суть в том, что при покупке стиральной машины Haier покупатель получает годовой запас геля для стирки BiMax — 10,4 литра. Взамен мы размещаем рекомендации относительно стиральных машин Haier на своей продукции.

— И сколько вы планируете реализовать продукции?

— Около 4 тысяч тонн гелей для стирки. Haier платит нам за гель, а мы реализовываем его в рамках акции. Их логотип будет нанесен на всю нашу линейку продукции. Для Haier это серьезное проникновение к российскому потребителю.

Если данная акция будет эффективна на территории России, заведем разговор о расширении географии на территории других стран, и в первую очередь на территории Китая.

— Кто придумал акцию?

— Придумали мы, но очень сильно в этом нам помог АИР, а именно — Талия Минуллина.

««Нэфис Косметикс» —  это крупный комбинат. На нашей территории пять заводов, и это не считая отдельных цехов» «Нэфис Косметикс» — это крупный комбинат. На нашей территории пять заводов, и это не считая отдельных цехов»

НЕПЛОХО БЫЛО БЫ ПОЛУЧИТЬ СУБСИДИИ…

— Любой бизнес в первую очередь зависит от людей, кто непосредственно в нем работает. Сколько человек сегодня трудится в целом в группе и на «Нэфис Косметикс» в частности?

— Почти пять тысяч — во всей группе «Нэфис», из них около 2,5 тысячи — в «Нэфис Косметикс», причем основная часть, около 2 тысяч, непосредственно занята в производстве.

Как считаете, ваша репутация как работодателя улучшилась за последние годы?

— Я считаю, что да — улучшилась. Связано это прежде всего со стабильностью для сотрудников. Ни разу мы не задерживали сотрудникам зарплату и всегда выплачивали ее в полном объеме.

— Вопрос, который нельзя не задать. Мы слышим по всем каналам, что надо поддерживать российского производителя, тем более в условиях санкций. Чувствуете ли вы хоть какую-то поддержку?

— Хотелось бы ее чувствовать! Сегодня очень трудно получить субсидирование процентных ставок, то есть у нас деньги в рынке стоят порядка 9 процентов в лучшем случае. Это очень хорошая цифра. При этом мы понимаем, что транснациональные компании кредитуются в «ноль». Поэтому неплохо было бы получить субсидии в виде компенсации этих процентных ставок.

— Но есть же программы по модернизации, например, на 7 лет.

— Да, но речь идет еще и об оборотном капитале, не только о модернизации. Этот вопрос нужно рассматривать в совокупности.

— Тем не менее последние 20 лет «Нэфис Косметикс» успешно сражается на этом рынке. В чем секрет? Как удается биться с мировыми компаниями, у которых неограниченные кредитные возможности, множество известных брендов, лаборатории?

— Секрет прост. Первое — команда. У нас на всех направлениях работают очень сильные профессионалы; команда, осуществляющая продажи, я уверен, — лучшая в России. Второе — качество производимой продукции. Я уже говорил о том, что мы сознательно всегда держим рецептурный состав нашей продукции на высоком уровне. Третье — ориентированность на конечного потребителя. Как вы успели заметить, мы уже более трех лет не размещаем рекламу на телевидении, и основные бюджеты, которые тратились на медиа, перетранслировали в конечную цену продукта, чтобы оставаться конкурентоспособными и подъемными по цене для конечного потребителя. А оставшуюся часть бюджета мы распределили в диджитал.

— А ваши иностранные конкуренты присутствуют на ТВ?

— Да, конечно, «Проктер энд Гэмбл» никогда и не уходил с телевидения.

— Оказалось, что можно и без телевизора прожить?

— По большому счету, да.

— Или мир медиа изменился?

— Поколение миллениалов сегодня взрослеет, создает семьи. А надо понимать, что изначально это поколение, которое не смотрело и не смотрит телевидение, мало того — не доверяет ему. Они привыкли к диджитал, к «цифре», поэтому всю информацию черпают оттуда.

— И насколько серьезная реклама у вас в диджитал? О каких бюджетах идет речь? Сотни миллионов?

— Какие сотни миллионов? Это бюджеты ТВ! А диджитал гораздо демократичнее, при этом мы задействуем практически все каналы: YouTube, Instagram, различные форумы.

— Вы сказали, что один из факторов успеха — команда. Но ведь у ваших западных конкурентов возможностей гораздо больше, чтобы получать профессиональные кадры с рынка. Как-то не бьется этот тезис…

— На самом деле, все бьется. У «Нэфиса» кроме команды есть еще одно преимущество — оперативность в принятии решений. Мы очень четко отслеживаем изменения рынка и моментально на них реагируем. И все решения принимаются здесь, в Казани. Мы в состоянии провести сегодня глобальное совещание со всеми топ-менеджерами и уже завтра приступить к реализации решения. Ну и самоотверженности никто не отменял. Есть определенный патриотизм. В людях, которые долго работают в «Нэфисе», ощущается эта любовь к компании.

«У нас есть все потенциальные возможности, чтобы достигнуть этих результатов: будем увеличивать количество продуктов в линейке и усиливать основные бренды компании» «У нас есть все потенциальные возможности, чтобы достигнуть этих результатов: будем увеличивать количество продуктов в линейке и усиливать основные бренды компании»

ЛЮДИ НЕ ПЕРЕСТАНУТ МЫТЬ РУКИ И СТИРАТЬ

— Давайте представим, что «Нэфис Косметикс» не стало на рынке. Что изменится на полках?

 — Будет так же, как в Европе, где транснациональные компании занимают долю полки более 90–95 процентов.

— А цены на рынке сохранятся прежними?

— Конечно, нет! Сейчас глобальные компании, с которыми мы конкурируем, вынуждены играть на понижение, чтобы выдавить «Нэфис» с рынка. Если им это удастся, я считаю, что цены сразу же поднимутся, наступать им на пятки будет некому. А учитывая, что люди в любом случае не перестанут мыть руки и стирать, они будут вынуждены покупать продукцию по высокой цене. Поэтому вопрос поддержки местного производителя бытовой химии очень важен. В свое время президент Беларуси Александр Лукашенко на вопрос о том, почему развалился СССР, ответил: «Потому что в стране стирального порошка не хватало». Я раньше считал, что это шутка, пока однажды не пообщался в Москве с бывшим заместителем министра промышленности и торговли СССР, который рассказал, что ему сначала сделали выговор, а потом сняли с должности из-за того, что в стране не хватало порошка.

— Какой главный вызов стоит перед компанией в этом году?

— Мы как минимум планируем сохранить темпы роста предыдущего года и даже поднять эту планку. И у нас есть все потенциальные возможности, чтобы достигнуть этих результатов: будем увеличивать количество продуктов в линейке и усиливать основные бренды компании.

Предприятия: Нэфис Косметикс
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (24) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
24.03.2020 08:36

Я тоже думаю, что это приставка эко, только маркетинг

  • Анонимно
    24.03.2020 08:13

    свои законные рынки (СССР) отдали на откуп чужим дядям, а сами пошли к ...в другую сторону, где их тем более никто не ждёт

    • Анонимно
      24.03.2020 17:39

      Ситуасйонга алай да карарга мөмкин, әмма, кызганычка каршы, Рәсәй халкы да, СНГ халкы да торган саен күбрәк ярлылана бара, сатып алу сәләте кими төшә. Нәфис экспорт белән шөгыльләнергә мәҗбүр. Халыкның фәкыйрьләнүе ул җитди проблема, әмма моңа Нәфис гаепле түгел бит, бу соңгы ун елдагы сәясәт нәтиҗәсе...

      Можно и так смотреть на ситуацию, но, к сожалению, население и России, и стран СНГ все больше нищает, его покупательская способность падает. Нәфис вынужден заниматься экспортом. Обнищание населения это серьезная проблема, но ведь это не вина Нәфиса, это является следствием политики последних десяти лет...

    • Анонимно
      21.04.2020 18:45

      Вы правы. И эта мысль Рустема Нуреева не вполне понятна: "дальше толкаться в России можно, но серьезного роста в объеме это не даст, потому что рынок сокращается".
      Рынок сокращается, да. В кризис люди будут искать то, что дешевле - и желательно с хорошими характеристиками. Так разве для "Нэфис" это не идеальная ситуация, чтобы откусить у "Проктера" и "Хенкеля" долю рынка за счёт продукта с меньшей себестоимостью и лучшего качества, да ещё и отечественного? Не на этом ли нужно сфокусироваться?

  • Анонимно
    24.03.2020 08:13

    Интересное интервью, спасибо!

  • Анонимно
    24.03.2020 08:14

    Жаль на телеке рекламы нет,классные ролики делали

  • Анонимно
    24.03.2020 08:16

    Молодец Нуреев

  • Анонимно
    24.03.2020 08:16

    Цены на продукцию стабильны, это радует

  • Анонимно
    24.03.2020 08:18

    Мне тоже кажется, что иностранцы делают для себя лучше

  • Анонимно
    24.03.2020 08:18

    Тоже хочу стиралку в подарок

  • Анонимно
    24.03.2020 08:20

    Уже привыкла стирать гелями, удобнее, чем порошком

  • Анонимно
    24.03.2020 08:27

    Если бы поддерживали наших производителей, иностранцы бы не заполонили наши магазины

    • Анонимно
      24.03.2020 08:42

      От иностранцев там одно название. Производят в России, сырье в основном местное, рецептура тоже своя, не европейская и не американская.

  • Анонимно
    24.03.2020 08:36

    Я тоже думаю, что это приставка эко, только маркетинг

  • Анонимно
    24.03.2020 09:42

    Да левая продукция,лучше импортная,всегда лучше отстирывала !!!

  • Анонимно
    24.03.2020 09:54

    от нэфиса сейчас реально не пахнет

  • Анонимно
    24.03.2020 11:07

    "Тем не менее, последние 20 лет Нэфис Косметикс успешно сражается на этом рынке."

    Именно поэтому акционеры Нэфиса продали контрольный пакет Татнефти. Потому что Нэфис успешно сражается. Логика безупречна.

  • Анонимно
    24.03.2020 11:55

    Нефису если не ошибаюсь больше 170 лет. Один бренд завод Бр. Крестовниковых чего стоит. А они все в поиске! Удивляет просто! Какими то мелкими шагами работают, вроде как и не промышленное предприятие, а какое то кустарное производство, типа времен зарождения китайского чуда. Были же миллиарды вложены, как я думаю. Почему такая слабое развитие? Это же можно сказать пионер химии России. Почему нет решительных шагов, экспансии, как работают такие ведущие фирмы во всем мире? Вспомнить нужно тех же братьев Крестовниковых, как они прорывались. Конкуренция говорите? Это самое простое объяснение своей низкой компетенции. Да европейская сертификация решается в течение одного года, если по серьезному заниматься. Это стоит денег, да.
    Что за команда там ей богу....

    • Анонимно
      24.03.2020 14:29

      Про кустарное производство точно подметили. Достаточно заглянуть на их завод СМС (где порошки делают). У них линии фасовки и склады более менее цивильно выглядят, в остальных цехах тихий ужас. А также наплевательское отношение к работягам, кто в этих цехах трудятся. Достаточно взглянуть на спец. одежду в которой работают. Про зарплаты работяг промолчу...

  • Анонимно
    24.03.2020 12:19

    А что касается линейки по пищевой продукции. Есть за что похвалиться??????????

  • Анонимно
    24.03.2020 13:49

    лучше интервью почитаю , чем новости про вирус

  • Анонимно
    25.03.2020 07:11

    Молодец! Успехов в Китае. Кроме вас здесь действительно никого из РФ.

  • Анонимно
    26.03.2020 07:01

    Рустем,вот чем стирать Мембранные одежды?В РФ,нет таких средств,а от вас нет такой Продукции?!

  • Анонимно
    28.03.2020 13:17

    Бытовая химия от них на высоте, причем и по качеству и по цене (что немаловажно в наши времена). И мировые бренды действительно вынуждены снижать цены, когда рядом на полке казанская продукция, а это уже показатель качества, да и потребитель от этого только выигрывает, так как когда есть выбор-это всегда хорошо! Удачи всей команде "Нэфис"!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль