Общество 
28.03.2020

«Русский Дюма»: «Казань тех лет была мне отчасти знакома…»

Булат Султанбеков о переписке с Валентином Пикулем, которого одновременно не любили партийные бонзы КПСС и ярые антисоветчики

25 марта в России отмечался День работника культуры. Многие из них с ностальгией вспоминают советские времена, когда, к примеру, поэт был больше, чем поэт. Вот и Валентин Пикуль — литератор, чьи вышедшие тиражи в совокупности оцениваются в сумасшедшие полмиллиарда экземпляров книг, изданных на 32 языках. По просьбе «БИЗНЕС Online» известный казанский историк Булат Султанбеков рассказывает о своей переписке со знаменитым историческим романистом.

Человек энциклопедических знаний и огромного таланта Валентин Пикуль был, что называется, писателем от богаФото: © Тихонов, РИА «Новости»

ПИСАТЕЛЯ-САМОУЧКУ ОТЧИСЛИЛИ ИЗ УЧИЛИЩА ИЗ-ЗА «НЕХВАТКИ ЗНАНИЙ»

Человек энциклопедических знаний и огромного таланта Валентин Пикуль был, что называется, писателем от бога. Пожалуй, в 1960–80-х годах не было в советской литературе более популярного автора, посвятившего свой талант истории Отечества, подкрепленный таким потрясающим знанием архивных документов, что встречается у романистов далеко не часто. Причем знания свои он приобрел путем самообразования и работы в архивах и библиотеках, постоянно пополнял их (Валентин Пикуль окончил пять классов общеобразовательной школы в Молотовске, в 1943 году — школу юнг на Соловках. В возрасте 15 лет начал воевать юнгой на Северном флоте на эскадренном миноносце «Грозный». После войны поступил в Ленинградское военно-морское училище, но, как утверждает питерский АиФ, вскоре был отчислен из-за «нехватки знаний». Там же, в родном Ленинграде, некоторое время юноша работал начальником отдела в водолазном отряде, параллельно усиленно занимался самообразованием. Тогда же начал посещать литературный кружок, стал писать свои первые стихи и рассказы).

О всенародном признании писателя говорят не только фантастические тиражи произведений, но и такие факты: его именем названы улицы ряда российских городов, несколько кораблей ВМФ и Речного флота России. Не был обделен он и литературными премиями, большинство которых отдавал благотворительным фондам. Дважды, в 1978 и 1988 годах, Пикуля награждали орденом Трудового Красного Знамени. Тем, кто интересуется творчеством и личностью писателя, советую прочитать книгу «Валентин Пикуль. Из первых уст», которую написала его муза и вдова Антонина Пикуль. Учитывая ее откровенность, без «фигур умолчания», и отсутствие стремления создать «житие святого Валентина», я бы назвал ее «Из верных уст».

«Письма хранятся в моем архиве, в силу ряда причин — не все. Но и они дают достаточное представление об интересах Пикуля-писателя, настоящего патриота России» Фото: Михаил Бирин

МНЕ ВЫПАЛО СЧАСТЬЕ ПЕРЕПИСЫВАТЬСЯ С ЭТИМ УНИКАЛЬНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ И РОМАНИСТОМ

Мне выпало счастье переписываться с этим уникальным человеком и романистом. Письма хранятся в моем архиве, в силу ряда причин — не все. Но и они дают достаточное представление об интересах Пикуля-писателя, настоящего патриота России. Автор почти трех десятков романов, он многие свои произведения о ряде исторических личностей и событий публиковал в сборниках очерков, которые объединил впоследствии под названием «Исторические миниатюры». Потом многие из них превращались в повести и романы.

Кто-то назвал Пикуля «русским Дюма». Но это, наверное, недооценка писателя. В отличие от великого француза, он хорошо знал документы и практически не фантазировал. Хотя в литературе и особенно — в исторических романах, реконструирующих события, это вполне допустимо. Помните, как точно определил классик: «Над вымыслом слезами обольюсь».

Одна из его книг, как считают многие, должна войти в «золотую сотню» лучших произведений для чтения школьников. По моему мнению, для школ Татарстана больше всего соответствует этому требованию роман «Слово и дело» — яркая и правдивая картина судьбоносных событий в жизни России середины XVIII века между поистине великими Петром и Екатериной. Большое место в нем отведено злосчастной судьбе казанского губернатора Артемия Волынского и в целом месту Казани в истории России XVIII века.

Как началось наше знакомство, переросшее во взаимную симпатию? После публикации своих исторических очерков, связанных с «веком Екатерины», я неожиданно получил письмо (Пикуль сам раздобыл мой почтовый адрес). Знаменитого писателя весьма заинтересовала загадочная фигура казанского дворянина Василия Полянского с его головокружительными приключениями, дружбой с Вольтером, благосклонностью Екатерины и другими фактами в духе романов Дюма. Он собирался написать о нем роман, предварив его исторической миниатюрой. В одном из писем он даже привел его предварительное название: «Между Вольтером и императрицей», добавив, что оно еще будет уточнено. Замечу, что писатель неплохо знал историю Казани и даже дал мне полезные сведения о биографиях некоторых выдающихся личностей, связанных с ней.

«Как началось наше знакомство, переросшее во взаимную симпатию? После публикации своих исторических очерков, связанных с «веком Екатерины», я неожиданно получил письмо» Фото: Михаил Бирин

ПИСЬМА ВАЛЕНТИНА ПИКУЛЯ БУЛАТУ СУЛТАНБЕКОВУ


(Текст рукописный)

«Уважаемый Булат Фаизрахманович! Благодарю Вас за вырезку из газеты. Том с перепиской Вольтера и Екатерины II, о котором Вы пишете, стоит на полке в моей библиотеке. Эту книгу я неоднократно использовал в работе. Полянский мог бы заинтересовать меня, если бы я знал его несколько объемнее. Очевидно, он стоит в ряду с Б. М. Салтыковым, тоже вольтерьянцем. Думаю, что, если Вы мне поможете, я мог бы написать о Полянском историческую миниатюру. У меня, как Вы знаете, вышли две книги миниатюр. Обещаю, что если опыт мне удастся и миниатюра будет опубликована, прислать Вам книгу с миниатюрами.

Р. S. Я уже 30 лет занимаюсь собиранием русского портрета. Но, к сожалению, портрет В. И. Полянского, писанный Дормсом, мне не известен. Если Вы с ним знакомы, я попрошу прислать фотокопию.

С уважением, Вал. Пикуль, Рига, 13.01.1985». 

  • Примечание Б.С. Попытки автора обнаружить портрет Полянского, подарившего гимназии свою богатейшую библиотеку, затем перешедшую в университет, оказались безуспешными. Условие дарения было оригинальным — один из выпускников гимназии должен взять его фамилию, так как у Полянского сыновей не было. Условие утвердил казанский губернатор, и в архиве сохранилась переписка по этому поводу. Хотя потом вся данная затея кончилась конфузом. За этот щедрый дар портрет Полянского был помещен в актовом зале Казанского университета. Но его сейчас там нет. Вандализма в 1930-е хватало. Секретарь Татарского обкома Михаил Разумов в 1932 году на областной партийной конференции выступил с призывом выбросить в подвал старинное кресло, выставленное для обозрения в пединституте, с табличкой «Здесь сидел Державин, садиться не разрешается». А если уж оставить это кресло, продолжал иронизировать секретарь, то надо повесить над ним большой плакат «Здесь сидел Державин, великий колонизатор и прохвост, не садитесь, чтобы не запачкаться». Правда, кресло уцелело, и пока думали, что с ним делать, Разумова перевели в другую область. А вот знаменитый бронзовый памятник Державину на Театральной площади Казани, «Бакыр бабай» — медный дедушка, как называли его татары, был отправлен на переплавку, как говорили, для изготовления трамвайных проводов. Сомнительно, чтобы в такой обстановке уцелел и портрет Полянского. Мои попытки выяснить его судьбу оказались безуспешными. А возможно, в смутные времена середины 1930-х годов, когда нередко выбрасывались на свалку предметы, символизирующие царизм и колониальную политику, кто-то, как это сейчас принято называть, «приватизировал» его и находится он в частной коллекции.

(Машинопись)

«Дорогой Булат Фаизрахманович!

Вы напрасно решили, что я на Вас обиделся и потому не ответил на Ваше письмо. Дело в том, что, когда я плотно сажусь за какой-либо роман, прерываю всяческие отношения с внешним миром и вступаю с этим миром в сношения лишь в те короткие паузы — между одним и другим романом. Ваши замечания я воспринял как дружеские, и посему у меня нет никаких причин для обид на Вас. Это все — лирика! Теперь — о деле: Вам, наверное, известны записки И. А. Второва о Казани. Второе говорит о В. И. Полянском, о его родстве с Юшковыми (а значит, и о родстве с Львом Толстым), сказано о мистической его смерти от ружья, наконец говорено и о его портрете, который Второе видел… Сообщаю источник: Русская Старина, 1891, том 70, стр. 19–21. Буду рад, если это мое указание Вам пригодится, и буду чрезвычайно благодарен, если пришлете снимки с портретов В. И. Полянского. Не знаю копии Л. Крюкова, хотя имею книжку о нем П. Дульского, выпущенную в Казани в 1923 году. Просмотрел ее — и не нашел…

Может, плохо искал?

С глубоким уважением к Вам. Вал. Пикуль. 04.08.85. 226013. Рига, ул. Весетас, дом №8, квартира № 25».

  • Примечание Б.С. Мое замечание было связано с неточностью, допущенной Валентином Саввичем при описании немецких авиационных налетов на северные конвои и типа самолетов, участвовавших в них. Судя по тексту, он с ним согласился. Портрет Полянского я все-таки нашел в одной из книг и послал фотокопию.

(Машинопись)

«Уважаемый Булат Фаизрахманович!

Сейчас я нахожусь на сахалинской каторге и к концу года обязан завершить роман, который так и будет называться — КАТОРГА. Отсюда и мое упорное молчание… Фото В. И. Полянского стоит передо мной как немой укор, но все нет времени собраться с ответом. Таков уж я есть. Отвечаю: копии с п-та Вольтера мне не надобно, а Полянского прошу сделать, если Вас это не затруднит. Размер желательно бы 15×20 сантиметров (или вроде того). Кстати, каков подлинный размер, на чем писано? На доске или холсте? Место хранения? П. Е. Корнилова я читал много, но экслибрис его не нужен — их не собираю. С. Р. Минцлова собрал почти все, кроме его романов. Вот уж лет 30 прошло, как не читаю никакой прозы. Ничего не потерял от этого! Кстати, об Арт. Волынском — я ведь написал о нем роман в двух томах «Слово и дело» (вернее о царстве Анны Иоанновны). Так что Казань тех лет была мне отчасти знакома…

Жалею, что многое еще валяется в архивах и как мало у нас людей вроде Вас, который пытается поднять мертвый грунт, под которым протянуты далеко-далеко золотоносные жилы…

Засим желаю успеха. Вал. Пикуль. 10.11.85».

  • Примечание Б.С. В течение 1986–1989 годов я получил около десятка писем, в которых затрагивались различные проблемы истории России и особенно ее казанские страницы. Из них следовало и то, что «миниатюру» о Полянском, фотокопия портрета которого как «укор стояла на письменном столе», он все-таки начал писать. Просил переслать ему список книг, которые Полянский передал в дар гимназии. Что я и сделал. В одном из писем он мельком, но весьма жестко отозвался о причинах и организаторах «кампании» против него. Назвал и фамилии лиц, по его мнению, организовавших все это. Один из них — писатель, которого он считал своим другом. К сожалению, они не сохранились. И вот последнее его послание ко мне.

(Открытка. Машинопись, конверт с датой не сохранился. Без даты. Очевидно, написано где-то в самом конце 1989 года)

«Уважаемый Булат Фаизрахманович!

Со здоровьем у меня совсем неважно, посему и отвечаю с опозданием…»

  • Примечание Б.С. Далее он благодарил за предложенную книгу, но добавил, что она вряд ли окажется ему нужной по указанной выше причине. И впервые заканчивает письмо словами: «С пожеланием крепкого здоровья». Видимо, для него самого эта проблема стала весьма актуальной. К сожалению, по обстоятельствам, от меня не зависящим, переписка прервалась. Последнее письмо напоминало по подтексту прощание, впервые Валентин Саввич пожаловался на здоровье.


Фото: Михаил Бирин

ЗА «НЕПРАВИЛЬНЫЙ» РОМАН АВТОРА ИЗБИЛИ НА УЛИЦЕ

Успел он написать очень много, тираж книг только в нашей стране еще при его жизни достиг 20 млн, а есть еще издания за рубежом (упомянутый в начале публикации полумиллиардный общий тираж его книг приводит не только «Википедия», но и другие весьма солидные источники). Диапазон тем его творчества огромный — от военно-морской до судеб России, до проблем глобальных.

К сожалению, Валентин Саввич нередко подвергался нападкам, прямым и косвенным, именно за любовь к истории Родины, за желание правдиво рассказать о ней. Сенсационный роман «Нечистая сила», в сокращенном виде опубликованный в 1979 году в журнале «Наш современник» под названием «У последней черты», раскрывший судьбы зловещей личности Григория Распутина и тех, кто манипулировал им, вызвал ожесточенную критику со стороны определенной категории историков и литераторов. Он затронул тему «заминированную» и отчасти табуированную. Поэтому критика порой напоминала травлю. Большей частью занимались этим лица, к истории и литературе отношения не имеющие и зарабатывающие на жизнь заказными статейками и рецензиями по принципу «чего изволите и сколько заплатите?»

Однако одна из разгромных рецензий, написанная видным партийным литературоведом, «тяжеловесом» Валентином Оскоцким, даже удостоилась 8 октября 1979 года публикации в «Правде», а попасть туда можно было только с санкции высшего руководства ЦК КПСС. По мнению вдовы писателя Антонины Пикуль, это было связано с тем, что к такому «шабашу» вокруг писателя и его книги благосклонно отнеслись лица из ближайшего окружения Леонида Брежнева, очевидно, усмотревшие в ней нежелательные параллели с современностью, а в описании знатных и любвеобильных дам из окружения старца — намек на любовные похождения его бриллиантолюбивой дочери Галины. Этой книгой писатель очень насолил многим: и самым различным людям, и кругам.

Православный портал «Зерна» сообщает, что заседание секретариата правления СП РСФСР публикацию романа в журнале «Наш современник» определило как ошибочную. Затем секретарь ЦК КПСС Михаил Зимянин вызвал на ковер зарвавшегося писателя. Позже, на всесоюзном идеологическом совещании, в отношении Пикуля критически высказался сам главный идеолог СССР Михаил Суслов… Пикуль не нравился и антикоммунистам. Так, Аркадий Столыпин, сын царского премьер-министра Петра Столыпина, опубликовал о романе статью под названием «Крохи правды в бочке лжи» в зарубежном антисоветском журнале «Посев» в 1980 году. В ней он утверждал: «В книге немало мест не только неверных, но и низкопробно-клеветнических, за которые в правовом государстве автор отвечал бы не перед критиками, а перед судом».

Критика была не только в верхах и в печати, вскоре после выхода романа он стал получать угрозы по телефону и даже был избит, когда возвращался домой из библиотеки. Сам Пикуль называл эту книгу самым значительным своим произведением, «честным взглядом на события и людей, которые привели к гибели Российскую империю, смуте и братоубийственной гражданской войне». Много, чересчур много знал Пикуль о прошлом и современности, смело писал об этом, а не обсуждал только на кухне «повреждение нравов российских», что являлось, да и сейчас является любимым занятием некоторых либеральных «правдорубов».

«Пикуль и его романы и до сих пор раздражают кое-кого из теперешних «либерастов» из семейства «болотозавров» Фото: Михаил Бирин

КОЕ-ЧТО О ВРЕДЕ «ИНТЕРНЕТ-ХОМЯЧКОВ»

Остался незавершенным его роман-эпопея о Сталинградской битве «Площадь павших борцов», первую книгу которой он назвал «Барбаросса». Замечу, что Пикуль и его романы и до сих пор раздражают кое-кого из теперешних «либерастов» из семейства «болотозавров». Сужу об этом по реакции на мою краткую публикацию о Пикуле в интернете, где наряду со многими положительными отзывами о нем появились полуграмотные, но весьма агрессивные суждения как о писателе, так и об истории нашей страны. Такое отношение к России, характеризуя взгляды некоторых «либералов» на советское прошлое и, в частности, сравнение СМЕРШа с гитлеровским СС, известный израильский публицист Авигдор Эскин метко назвал «фекализацией истории при помощи разного рода циничных зловонных выбросов».

Что же касается отзывов на мою публикацию, то один участник обсуждения назвал тех, кто пытается «фекализировать» вклад Пикуля в историю и его биографию на доступном для их понимания жаргоне-сленге, «хомячками и троллями». Об уровне знания некоторых «грызунов» сужу хотя бы по тому, что один «интернет-хомячок» написал, что Пикуль посвятил свой последний роман жизни и прославлению германского императора Барбароссы. Если этот «грызун» учился в школе, то обязан знать из учебника истории, что «Барбароссой» назывался план войны фашистской Германии с СССР и свой роман Пикуль посвятил его краху под Сталинградом, а не биографии германского императора. Дополнительным стимулом для написания романа послужило и то, что в сентябре 1942 года в бою в центре города около Дворца пионеров погиб и отец писателя Савва Михайлович Пикуль, старший политрук подразделения морской пехоты, переброшенного из Архангельска.

«Рижская городская Дума приняла решение о присвоении имени Пикуля одной из улиц» Фото: Михаил Бирин

РАСПАД СССР ОН ВОСПРИНЯЛ КАК ЛИЧНУЮ ТРАГЕДИЮ

Но вернемся к Валентину Пикулю. Особенно его интересовала военно-морская тематика: судьба северных конвоев в годы Второй мировой войны, события русско-японской войны, история Сахалина. Один из романов вызвал, как уже сказано, заказную критику. Возможно, потому, что чересчур много сказал Пикуль о деятельности мирового закулисья, приведшем к распаду Российской империи и трагедии братоубийственной гражданской войны. Сейчас о подобном пишут много, да и для телесериалов тема стала весьма модной, но Пикуль сказал об этом одним из самых первых.

Никто не предполагал блестящей писательской судьбы, которая его ожидала. Но за ней стоял кропотливый, подвижнический труд писателя и архивиста. Умер Валентин Саввич 16 июля 1990-го в Риге, когда ему было 62 года и 3 дня. В документальном телефильме 2009-го высказывается мнение, что он воспринял начавшийся распад СССР как личную трагедию и это печальное и для большинства из нас событие ускорило его уход из жизни. Тем более что Латвия и, в частности, Рига, где он жил с 1961 года, стала полигоном, на котором был весьма успешно реализован сценарий «цветной революции», разработанный на Западе, о чем сейчас откровенно пишут его авторы и исполнители. В той же передаче было сказано о возможном открытии мемориального музея в Риге, где он жил, трудился и написал большинство своих книг. В свое время Рижская городская Дума приняла решение о присвоении имени Пикуля одной из улиц…

P. S. По сообщению информационного портала фонда «Русский мир» от 22.07.2016: «Четверть века бились рижане за появление в латвийской столице улицы имени самого тиражного русского писателя-беллетриста Валентина Пикуля, почти 30 лет прожившего в Риге и похороненного здесь же в июле 1990 года. И хотя его романы были переведены почти на 30 языков мира, в том числе и на латышский, местные власти всеми правдами и неправдами отказывались увековечить память популярного писателя. Но вот, наконец, 21 июля аллею Пикуля в Риге открыл столичный градоначальник Нил Ушаков».

Булат Султанбеков,
профессор, кандидат исторических наук

Валентин Саввич Пикуль (1928–1990) — русский советский писатель, автор художественных произведений на историческую и военно-морскую тематику. За 40 лет литературной деятельности создал около 30 романов и повестей.

Родился 13 июля 1928 года в Ленинграде в семье рабочего фабрики «Скороход».

1940 — семья переезжает в город Молотовск (с 12 сентября 1957 года — Северодвинск, Архангельская область РСФСР).

1941 — Пикуль приехал на каникулы к бабушке в Ленинград. Из-за начавшейся войны не смог вернуться, мать с сыном пережили первую блокадную зиму в Ленинграде.

1942 — Валентин, больной цингой и дистрофией, с матерью выехал из Ленинграда по Дороге жизни и был эвакуирован в Архангельск.

1943 — окончил школу юнг на Соловецких островах по специальности «рулевой-сигнальщик». Отправлен на эскадренный миноносец «Грозный» Северного флота, где прослужил до конца войны.

1946 — отправлен в Ленинградское подготовительное военно-морское училище. По его представлению курсант Пикуль в том же году был награжден медалью «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов».

1947 — первая публикация в периодике: познавательный материал о женьшене. Тогда же фрагменты его повести «Курс на Солнце» опубликованы во флотской газете «На вахте» (Таллин). Но даже после трех вариантов автор остался неудовлетворен произведением и собственноручно уничтожил рукопись.

1950 — в альманахе «Молодой Ленинград» напечатаны первые рассказы «На берегу» и «Женьшень».

1954 — в издательстве ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия» вышел первый роман «Океанский патруль».

1962 — переехал в Ригу, где прожил до самой смерти.

1979 — за Пикулем установлен негласный надзор по личному распоряжению Михаила Суслова после публикации романа «У последней черты» («Нечистая сила»).

На 2007 год в картотеке автора числится более 500 библиографических единиц (изданий книг), включая 7 изданий собраний сочинений (четыре из них — 28-томники), суммарным тиражом полмиллиарда экземпляров.

Экранизированы 8 произведений автора (из них три полнометражных фильма: «Юнга Северного флота», «Моонзунд», «Бульварный роман» и пять телесериалов: «Баязет», «Богатство», «Конвой PQ-17», «Фаворит», «Пером и шпагой»).

Валентин Саввич скончался 16 июля 1990 года от сердечного приступа. Похоронен в Риге на Лесном кладбище.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (57) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
28.03.2020 12:30

Правда, непонятно, что в этом романе "антисоветского" и почему, он так редактировался.
Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/462907

Что же тут непонятного? Обстановка в СССР в период брежневского застоя слишком напоминала распутинскую царскую Россию по версии Пикуля, что и почувствовал главный идеолог КПСС того времени М.А. Суслов.

  • Анонимно
    28.03.2020 09:46

    Было дело, хотелось новых текстов, в дополнение к школьной программе, новых звуков и мелодий в дополнение к Казан сили. Звуки нашлись в андерграунде, а книги Пикуля и других авторов нашлись лишь тогда, когда метнулись вон... из душной ТАТ АССР.

  • Анонимно
    28.03.2020 09:56

    Спасибо за статью.Я из того поколения советских людей,которые вопреки наставлениям партии и правительства читали не научный коммунизм,а произведения Пикуля, Тынянова,Солженицына т.д.Трудно сейчас представить, но произведения этих писателей ходили по рукам т.е купить или достать в библиотеке было нереально.Читалось все на одном дыхании,язык повествования легкий,остроумный.Я даже сейчас не могу поставить рядом с ними ни одного писателя современного из России.А в России их имена вообще редко упоминаются к сожалению.

    • Анонимно
      28.03.2020 11:07

      Тем более что Латвия и, в частности, Рига, где он жил с 1961 года, стала полигоном, на котором был весьма успешно реализован сценарий «цветной революции», разработанный на Западе, о чем сейчас откровенно пишут его авторы и исполнители.
      Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/462907

      Представьте, что Вашу родную страну оккупировала чужая держава. В Риге, например, в 1935 году проживало около 75% латышей, а в 1989 году - лишь 37%. Вы бы не стали бороться за свою свободу и независимость?

      • Анонимно
        28.03.2020 17:57

        28.03.2020 11:07
        Ригу в 1201 г. основали немцы. До 1918 г. языком администрации в Риге был немецкий!

      • Анонимно
        28.03.2020 23:21

        В 1939-1940 годах из Латвии выехали в Германию почти все немцы. А их было очень много. Но даже после этого Лативя не стала моно этнической

  • Анонимно
    28.03.2020 10:20

    Что предлагается молодежи Этого Стана в Новейшей истории? Скоро период выпускников начнется. Где, какие профессии их ожидают?

  • Анонимно
    28.03.2020 10:39

    Книги Пикуля это конечно шедевр! Блестящая, интереснейшая историческая литература достойная чтобы она была в каждом доме!

    • Анонимно
      28.03.2020 11:31

      Д. Быков:
      Пикуль — пример опасной литературы: опасной тем, что она упрощает мир, предлагает простые решения, следует сомнительным источникам и так далее. Но в этом своём качестве он последователен и монолитен, он создатель жанра, в котором сегодня упражняются многие — но получалось только у него. Это заставляет относиться к нему серьёзнее, видеть в нём не бульварщину, а своеобразное упражнение в жанре сказа, не сплетню, а стилизацию под сплетню; разумеется, никому в голову не придёт рекомендовать его в качестве исторического источника или, боже упаси, историософского мыслителя, но он на это и не претендовал. Претендовал он на иное — на свою концепцию истории, которая у него, как ни крути, была — и хотя нигде не проговаривалась вслух, но из его бесконечных романов, общим числом около 20, она легко вычитывается, и с ней стоит полемизировать.

      • Анонимно
        28.03.2020 12:46

        Если автор критческого вброса о Пикуле 11:31,тот самый Быков,предагавший свои услуги для для написания в серии ЖЗЛ книги о супер-предателе Власове, повешенном вместе с кучкой таких же иуд, то комментироать его фейк не буду. Если кто то другой,то прошу извинить за сравнение с этим существом.

        • Анонимно
          28.03.2020 13:12

          В литературе Дмитрий Быков разбирается так же хорошо, как Вы - в истории КПСС. Что касается Власова, то Быков так прокомментировал Ваш фейк: "То, что я предположил выход биографии Власова после новой перестройки, – естественно, что все зоны замалчивания, которые сегодня табуированы, будут детабуироваться в начале новой гласности. Это не значит, что я собираюсь писать книгу о Власове. Но мне было бы интересно написать такую книгу, чтобы исследовать мотивы русской коллаборации. Понять объективно, а не апологетически, почему это происходило. Почему вообще ситуация русской гражданской войны продолжалась весь XX век, в том или ином виде. И совершенно не нужно мне приписывать возвышения Власова, потому что никакого возвышения его с моей стороны быть не может. "

          • Анонимно
            28.03.2020 19:03

            Повтор.До того как шнырять в поисках мотивов предательства Власова, надо Быкову,почитать как относятся в Европе к подобным предателям,в частности приговоренному к смертной казни, заменеенной пожизненным заклюением Пэтену ,публично повешенному Квислингу и другим казненным после войны иудам.Вся эта "быковщина" особенно омерзительна накануе 75-летия Победы.Надо уважать память ветеранв войны ушедших из жизи и чувства немногих еще живущих.Бестактно, пропускать в печать мерзости этого типа и оберегать его от критики, не пропуская отзывы о нем.

            • Анонимно
              28.03.2020 20:05

              Быков пытается разобраться в мотивах предательства Власова аналогично, например, нашему замечательному историку, профессору И.А. Гилязову, исследовавшему ту же самую проблему коллаборационизма в отношении легиона "Идель-Урал". Ведь как раз в Татарстане находится немало местных националистов, пытающихся оправдать факт нарушения воинской присяги и переход на сторону врага этими легионерами.

              • Анонимно
                29.03.2020 13:21

                Гилязов, в отличие от Быкова,развенчивет пособников фашизма причем приводит документы.Касаемо татарских националистов,явно клевещете,назовите хоть одну фамилию оправдыващего пособников фашизма.

          • Анонимно
            29.03.2020 09:18

            Пока Быков не писатель, а источник скандальных поделок и проектов,вроде включения в ЖЗЛ его опуса о супер-предателе Власове, помогавшем фашистам во всем, в т.ч. в проведении холокоста. Накануне 75-летия Победы это особенно мерзостно.

          • Анонимно
            30.03.2020 11:34

            Быков,изестен не как писатель,а скандалальными вбросами,типа включения в жзл, его опуса о фашистском прихвостне ,помогашем им во всем, включая холокост. Тем боле непристоиным и мерзкии,учитывая "девичью" фамилию автора.

          • Анонимно
            30.03.2020 13:33

            Фейк 13:12 принадлежащий "быковцу" и транслирующий его трусливую "оправдалку",лжив и мерзостен,особенно накануне 75-летия Победы.Мотивы власовсого предательства и последующие его действия,не нуждаются в быковском копании,ибо давно известны. Трусливое желание сохранить жизнь и ее удовольствия, привели к сдаче в плен здорового бугая, без попытки сопротивления,а затем ко всему остальному. Все это закончилось тем, что в 1945 г. его вытащили из под ковра в машине,когда он пытался улизнуть на запад. Дальнейшее, включая повешение его вместе с кучкой сообщников тоже хорошо известно. Замечу,что генерал Деникин, бывший руководитель антисоветского движения,во время гражданскойм войны, находившийся в эмиграци, наотрез отказался от предожения немцев,сотрудничать с Власовым. Он, с воинскими почестями, уже в наше время, перезахоронен в Москве,а прах повешенных предателей,скорее всего, выброшен после кремации в безвестную яму.

  • Анонимно
    28.03.2020 10:55

    Школьницей читала миниатюры Пикуля взахлеб - какие фигуры, какие интересные сюжеты, какой язык! Тогда так об истории России мало кто писал. Возможно, я тогда этого не понимала, но книжка его с миниатюрами казалась слишком тонкой. Потрясающе талантливый человек и рассказчик. В Риге видела мемориальную доску на доме, где он жил. Про улицу его имени - не знала. Спасибо за рассказ!

  • mad big
    28.03.2020 10:59

    Класс!!! До сих пор помню как "Нечистую силу" ночью читал.Это была черт знает какая копия машинописного текста. Но выбирать не пришлось.

  • Анонимно
    28.03.2020 11:21

    Странно, мягко говоря, слышать от профессора слова "либерасты", "фекализация" и прочие "ярлыки", времён 1920-1930-х годов и "перестройки".

    От учёного ждёшь факты и аргументы, а не политические публицистических высказывания.

    А в целом приведены интересные факты, раскрывающие личность, как писателя Пикуля, так и автора воспоминаний.

  • Анонимно
    28.03.2020 11:50

    Прекрасный писатель! Зачитывался его "У последней черты", а, позже, приобрёл "полную" версию - "Нечистая сила". Правда, непонятно, что в этом романе "антисоветского" и почему, он так редактировался. Ведь, Распутин в нём описан, вполне в духе коммунистического времени - пропойцей и прощелыгой, имеющим, колоссальное влияние на царя (хотя, в это верится с трудом, и, скорее всего, не имело места)..Роман "Слово и дело" - шедевр! Отлично описана эпоха Анны Иоанновны, прекрасно дан портрет, не вполне, известной личности и активного деятеля постпетровского времени - Артемия Волынского. Ещё у него очень нравится роман - "Три возраста Окини-Сан". Просто, шедеврально! Вот, какие произведения нужно экранизировать! В них и непростая история нашего государства, и истории взаимоотношений между людьми, и трагические истории любви ( как в "..Окини-Сан")..

    • Анонимно
      28.03.2020 12:30

      Правда, непонятно, что в этом романе "антисоветского" и почему, он так редактировался.
      Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/462907

      Что же тут непонятного? Обстановка в СССР в период брежневского застоя слишком напоминала распутинскую царскую Россию по версии Пикуля, что и почувствовал главный идеолог КПСС того времени М.А. Суслов.

  • Анонимно
    28.03.2020 11:58

    Несмотря на большой тираж,его книги давно стали редкостью. Надо роман,где главная фигура,Казанский губернаратор Волынский ставший жертвой придворных интриг и описан ряд событий в нашем городе, переиздать в республике к ее 100-летию, вместе с письмом Пикуля и передать во все библиотеки,да и в магазинах его быстро раскупят.Это не пылящиеся на их полках" шедевры" многочисленных членов местного союзписа.

  • Анонимно
    28.03.2020 14:04

    ...Проф. историкам лучше избегать произведений В. Пикуля, т. к. могут окончательно запутаться в перипетиях истории. Читка ист. беллетристики (порою на грани фантастики) - не лучший способ познать Отечественную историю. Не свидетельство ли тому, хотя бы, упомянутая статья Аркадия Столыпина в журнале "Посев"?
    В целом, "рассказ" Б. Султанбекова, с позволения сказать, "историка от парии", сильно напоминает автобиографич. записки партийного номенклатурщика Брежневской эпохи, к тому же, весьма враждебно настроенного к ценностям мировой демократии. "Болото" их происхождения ясна....

  • Анонимно
    28.03.2020 14:53

    Действительно, к сожалению, наши современные татарские (татаро-язычные) литераторы никак не могут выйти не то что на Мировую, а даже на Российскую арену. Не раз задумывался - с чем это связано? С "узостью", ограниченностью тематики произведений совр. авторов? С отсутствием соответствующих масштабов мышления? С недостатком кругозора, образования? Или же литературного дара? Либо виной тому все перечисленные причины в совокупности, т. к. между ними просматривается определенная взаимосвязь. Либо, есть еще какая-нибудь, неведомая нам причина? ...И обычная, как принято у совр. татарских литераторов в таких случаях, ссылка на малое количество тиражей изданий, отсутствие переводов и т. д., ввиду их смехотворности, тут не работает. Ибо, как и в конкретном случае с прозой В. Пикуля, хорошее произведение всегда найдет себе дорогу к широкой публике! Вот о чем бы поговорить (в т. ч., и журналистам БО) - о судьбах, будущем татаро-язычной литературы, прежде всего, прозы!

    • Анонимно
      28.03.2020 15:23

      14.53. С какой стати вы от колонии ждёте прорывов в литературе? Творить и создавать шедевры можно только в свободной стране. К тому же и вы сами тоже не можете похвастаться современными литературными шедеврами.Так что, сидите и помалкивайте в тряпочку.

  • Анонимно
    28.03.2020 16:32

    Талантливый писатель на каком бы языке он не писал будет интересен всем,если он владеет собственным взглядом на события в жизни и не зависит от политического давления,цензуры.И конечно владение пером т.е умение живо все доносить до читателя.У татарских писателей с этим проблема да и у русских тоже.В России нет сегодня писателей почти,может Яхину по силе мысли и сюжетной линии можно выделить.

  • Анонимно
    28.03.2020 17:00

    в Ленинграде в 1982,кажется,году-удалось попасть на двухсерийный фильм Элема Климова "У последней черты" с Алексеем Петренко в роли
    Распутина:
    толпы народа и огромные очереди в кассу!
    стояла жара,июль-август..
    о фильме отзывались восторженно,
    а вот об авторе романа(в трёх номерах роман-газеты)
    отзывы почему-то были пренебрежительные:
    -да разве Пикуль-писатель?!
    вот такие времена...

  • Анонимно
    28.03.2020 17:26

    У Вас очень много неточностей. Фильм этот назывался "Агония" и никакого отношения к роману Пикуля он не имеет. Сценарий его написан был намного раньше - в 1966 году - Нусиновым и Лунгиным. Съёмки закончились в 1974 году, а в чистовой редакции фильм был готов в 1975 году. Однако к прокату фильм допущен не был и в 1978 году был возвращён Климову на доработку. В 1981 году «Агония» была продана за рубеж, показана во Франции, США, других странах. На кинофестивале в Венеции картина получила приз ФИПРЕССИ (1982) и Гран-при «Золотой орёл» — во Франции (1985).

    На советском экране «Агония» появилась лишь весной 1985 года.

  • Анонимно
    28.03.2020 18:12

    Пикуль, ИМЕННО что Советский Дюма! читать егу увлекательно! Но вот историю изучать...
    ЦИТАТА Пикуля из романа "Фаворит":
    "Адмиралтейство же на реке Казанке стояло, место звалось Бежболда (по-татарски «СЕМЬ топоров» означает). Матросы казанские из татар были набраны, на Волге они воевали с разбойниками, да и сами от разбойников мало чем отличались. "
    Видите слово СЕМЬ?

    Или из романа "Баязет"
    "атнин подполз к юнкеру, прижал его голову к своей запыленной, пропахшей порохом бороде:
    – Ну, целуй же… Целуй меня, сыночек. Крепче целуй, может, и не свидимся более! А ты не бойсь, – приговаривал он. – Страшно тебе – да? Ты меня придерживайся. Я МУЖИК хитрушший – вместях-то не пропадем…
    Есаул оттянул ногу в казацкой шароварине, вытянул из кармана щепотку табаку, стал вертеть цигарку, откусывая бумагу зубами."

    Казак НИКОГДА НЕ назовет себя мужиком! Для него это слова социально очень НЕ престижное!

    • Анонимно
      28.03.2020 23:33

      Адмиралтейство же на реке Казанке стояло, место звалось Бежболда (по-татарски «СЕМЬ топоров» означает).
      Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/462907

      Ничего себе придирочки!
      Да половина русских , всю жизнь проживших в Казани , во времена Пикуля не смогли бы правильно перевести слово "Бишбалта".
      Многие коренные казанцы в то время даже слово "очпочмак" не могли выучить, и называли его "треугольником".

      • Анонимно
        30.03.2020 01:58

        28.03.2020 23:33
        Он же НЕ простой обыватель! Он же на историческую ТОЧНОСТЬ претендует!

  • Анонимно
    28.03.2020 19:06

    Он же писатель, а не историк и никогда не претендовал на историческую точность.

    • Анонимно
      28.03.2020 20:14

      28.03.2020 19:06
      НАЧАЛОСЬ...
      вы текст НЕ читали? Там речь именно о исторической достоверности!

  • Анонимно
    28.03.2020 19:34

    В цитируемом знатоком истории отрывке о Казани и названии слободы,не вижу особой неточности 5 или 7 топоров,не главное,что назание связано со строительством. У бишбалтинцев огромный грех перед историей,там в ангаре хранились галера Екатерины Великой и ботик на котором цесаревич Павел приплыл из Свияжска. Они благополучно сохранились в самые смутные годы революции и гражданской войны,пережили ВОВ,а в благлолучные 50-е сгорели.Версия,что мальчишки,мол со спичками баловались,но гораздо более вероятная,что жителям соседнего дома понадобилось место для сараев.
    ,

    • Анонимно
      28.03.2020 23:40

      19:34"Версия,что мальчишки,мол со спичками баловались,но гораздо более вероятная,что жителям соседнего дома понадобилось место для сараев.
      Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/462907

      В ДК Урицкого стоял настоящий целый самолет на детской площадке,
      никаких сараев там никогда не было, так всё равно советские хулиганы сожгли. Сейчас в Казани строят для детей и подростков прекрасные спортплощадки, с тренажерами и футбольными полями, с качелями и горками , очень красивые и современные,через полгода всё поломано и разбито. Сколько лет прошло и ничего не изменилось у потомков крепостных крестьян.

      • Анонимно
        30.03.2020 02:01

        28.03.2020 23:40
        А что, татарские тинейджеры - гопники отличались особой ИЗЫСКАННОСТЬЮ манер?

    • Анонимно
      29.03.2020 16:11

      Если бы эти предметы имели историческую ценность их хранили бы в Эрмитаже. Этой Катерине и Павлу в Свияжске делать было нечего, могли бы сидеть у себя в "Санкт-Петербурге".

      • Анонимно
        30.03.2020 09:25

        Повтор не пропущенного.Фейковый вбрс 16:11,явно принадлежит существу дремче нвежественному,а возможно настрочившего его в подпитии.Галера Тверь была единственным сохранившимся судном 18 века, за которое иностранцы предлагали боьшие деньги. Касаемов поездки на ней Екатерины Великой,с пребынием в Казани,встречей в Болгаре с рядовыми татарами-паломниками о чем н написала Вольтеру , кое,что написано. . Но это событие, имевшее большое знчение для народов края и особенно татар, заслуживает романа писателя,пикулевского уровня,но такового в РФ сейчас нет,а местным членам союзписа,учитывая их уровень знаний истории, такое пока не под силу. Правда один особенно наданистый союзписун, вбросил в печать бред, что Екатерина на ней доплыла,аж до Актаныша, очевидно желая угодить знаковому лицу, но он неплохо знает историю, прогиб не оценил и печеньку не выдали.

  • Анонимно
    29.03.2020 01:02

    Неточности бывали у ряда профессиональных историков, как доревоюционы,так и советских. Поэтомуи главное в критикуемом безвестым лицом, отрывке, не количество топоров в татарском названии слободы,а их наличие как ее символа. Пикуль в отличие от большиннства романистов работал в архивах,имел и свою уникальную библиотеку, судя даже по письмам,знал имена и факты ранее неизвестные и постоянно пополнял их круг. Отсюда его интерес к казанскому дворянину,другу Вольтера.Перечитав очерк о нем,просмотрел в библиолтеке, том переписки Екатерины Великой,в нем есть и письмо Вольтера императрице о его судьбе и ее ответ,что с Полянским все в порядке. Очень жалко,что Пикуль, весьма интересовавшийся Казанью и знавший многое о ней и ее видных лицах,не успел написать книгу о этом удивительном человеке.Именно подаренное гимназии и перешедшее в университет его собрание редких книг, легло в основу библиотеки КГУ.Добавлю,что у ряда романистов и даже филологов берущихся писать о историй, бывали фантастческие утвержденя,вроде тюркского происхождения ряда античных артефактрв и языка американских индейцеи, или заявления ,что слово этруски, сокращение фразы: "это русские".Пикуль,таких "ляпов" не допускал.А насчет его критикунов,можно скзать,чем талантливее и успешнее человек ,тем больше завистливых злопыхателей. Это ярко видно во всех сферах,а Пикуль,судя по книге вдовы и очерку в БО, испытал это с передозой.Некоторые бездари,судя по комментам, до сих истерят в его адрес, весьма напомииная известныйи крыловский персонаж "критиковавший" слона.

    • Анонимно
      29.03.2020 13:39

      Автор статьи приводит строки из статьи Игоря Евсина от 30.12.2014 г. о критике Пикуля коммунистами и монархистами на православном канале " Им зёрна", но почему-то не упоминает заключительный абзац этой же статьи:
      "В наше время тиражирование исторической лжи Валентина Пикуля продолжается. Но следует понимать, что его произведения для православных христиан - это кощунственные произведения. Ложь о православных русских Царях и Царицах, ложь о православной русской монархии, клевета на святого Царя мученика и самого близкого для него человека из народа - человека Божия Григория Распутина, это иначе как кощунством не назовешь. И потому очень прискорбно, когда православные ссылаются на книги Пикуля, отстаивая свою точку зрения (в особенности) на Григория Распутина. Хотя конечно же поминать произведения Пикуля не пристало не только православным, но и всем, кто пытается отстаивать свои взгляды на историю ссылками на него. В заключение еще раз хочется напомнить слова Аркадия Столыпина о том, что в творчестве Пикуля есть «немало мест не только неверных, но и низкопробно-клеветнических, за которые в правовом государстве автор отвечал бы не перед критиками, а перед судом».

  • Анонимно
    29.03.2020 02:14

    На открытке, машинописью и в довольно оскорбительной манере: "... как и Вы, отбираю лишь нужное...", "Так что, дарите его кому-либо другим!" (дикая какая формулировка)... Интересно бы узнать, в ответ на что Пикуль так писал.

  • Анонимно
    29.03.2020 15:09

    02:14.Судя по времени вброса,от полуночного бдения,уже не совсем адекватно поняли читаемое.Мое мнение,что автор очевидно предлагал подарить журнал,но Пикуль по состоянию здоровья уже почти не работал, поэтому посоветовал подарить его другому. Ничего оскорбительного и тем более дикого, в тексте Пикуля не вижу,тем более письма его весьма уважительные.Полагаю,что этот пост в БО и некоторые умные комменты к нему,за исключение пары явно дебильных, хороший подарок читателям к 75-летию Победы, свою лепту в которую внес и член экипажа эсминца Северного флота Валенти Пикуль,ушедший из жизни 30, лет тому назад,судя по всем вскоре прсле этой открытки. Примечательно,что опубликованые письма информативны и полны энергии,а открытка похожа по тону на прщание. Писатель и знаток истории уникальный, равного ему пока нет. Учитывая его интерес и знание казанских дел,считаю своевременным предложения о переиздании у нас, книги о Казанском губернаторе,с приложением писем, где есть места показывюще его интерес к нашему городу и деятелям и знание ряда важных фактов его истории.

  • Анонимно
    29.03.2020 16:16

    В одном интервью Пикуль сказал, что причина популярности его произведений- историческая неграмотность населения. Меня всегда удивляло, как люди читают эти исторические фейки и принимают их за реальную историю!

  • Анонимно
    29.03.2020 17:51

    О фейке 16:16. А меня уже не удивляет ложь которую вбрасывают злопыхатели о Пикуле.Давно как многие, читаю его замечательные книги,а из поста БО, его писем ещ раз убедлся,что он хорошо знал историю и документы.Не могу представить,что он говоорил такие самоуничижительные слова.

    • Анонимно
      29.03.2020 20:50

      Дар литератора у Пикуля, несомненно, присутствовал. Как и умение преподнести, малоизвестные в то время, исторические факты. Другое дело, что, нередко, он грешил "вставками" в свои произведения всяких исторических анекдотов, баек.. Запомнил одну такую..Про фрейлину М,С,Перкусихину: Екатерина Великая имела при себе камер-фрау Марью Саввишну Перекусихину; эта дама с большим знанием дела опробовала кандидатов в фавориты, после чего следовал ее доклад: «Петька слаб, а Сенька дюж, Сенька гож, матушка!»:))

    • Анонимно
      30.03.2020 17:18

      29.03.2020 17:51
      Ага! Классика жанра! "НЕ верю, Он НЕ мог!" и т.п.

      • Анонимно
        30.03.2020 17:42

        17:18. От тог,что выделили самое глупое в своем фейке прописными,он не стал умнее. Ссылка типа "в одном интервью сказал" без ссылки,это похоже на пересуды двороых сплетниц у подъезда.

  • Анонимно
    29.03.2020 18:09

    О вбосе 16:16. Не только из книга,а теперь и воспоминаний вловы,материалов поста и писем видно насколько глубоко знал Пикуль историю.Поэтому якобы сказнные им слова о своем творчестве, очередной вброс злопыхателя,пара таких уже быа. Истерят завистиые бездари, а писатель по прежнему популярен.

  • Анонимно
    30.03.2020 00:13

    О Перекусихиной и ее работе по,скажем корректно," определерию, с опробыванием тактико-технических параметров кандндидатов" не байки, а реалии, упоминаемые в ряде воспоминаний. Лучше всех, как всегда, дал характеристику Екатерине Великой "наше весе" коротко отметив все стороны ее деятельности от международных до постельых,в известном стихотворении.В исторической памяти татар,она осталась со знаком плюс,прекратив насильственное крещение,рарешив строительство мечетей и закрыв печально-известную новокрещенскую контору. А у Салавата есть даже хит: "Дороги Екатерины".

  • Анонимно
    30.03.2020 15:33

    Коль помянули Пушкина,думаю читателю интерсна следующая характеристика императрицы, для экономии места пишу подряд. Мне жаль великая жены,Жены которая любила все роды славы: дым войны и дым парнаского кадила.Мы Прагой ей одолжены,и просвещеньем и Тавридой, и посрамлением Луны, И мы прозвать должны ее Минервой Аонидой.В аллеях Сарского села,она с Державиным, Орловым беседы мудрые вела -чаи пила- Дениньем,иногда с Барковым. Старушка милая жила,приятно и немного блудно, с Вольтером лучший друг была, Наказ писала,флоты жгла и умерла садясь на судно. Россия бедная держава, твоя удавленная слава с Екатериной умерла. Для тех,кто кончил школу без ЕГЭ,а вузы до "болонки" имена и события извстны.Но поясню на всякий случай ,что победа над луной,означала над Турцией,символом которой был полумесяц,а смерть, связана не с посадкой на корабль, а инсультом случившмися в туалете. Стихи не для печати, озорноватые но довольно верно пречисляют сделаное ею для державы и значение ее потери для России. Конечно будут диванные критикуны пршлого и борцун с самодержавием, но А.С.Пушкин не сподобился узнать про марксизм-ленинизм и тем более о дерьмократии и либерализме начала 90-х гг.ХХ века.Хотя если бы не негодяй Дантес, мог бы услышать о Марксе.

    • Анонимно
      30.03.2020 17:15

      30.03.2020 15:33
      Насчет Маркса - вряд-ли!
      На Маркса СТАЛИ обращать внимание только ПОСЛЕ 1917 г.! А до того, он был ОДНИМ из МНОГИХ немецких философов! Правда, ЛЕВОГО толка!
      Вот о ПОСЛЕДУЮЩИХ русских литераторах - Лермонтове, Толстом, Тургеневе, ДОСТОЕВСКОМ - мог бы и написать! Но к сожалению, история не знает... (про сослагательное наклонение сами допишите).

  • Анонимно
    30.03.2020 17:32

    17:15. Учите матчасть.Именно марксизм,задолго до 17 г. еще в конце 19 века, стал объединять все левые силы.

    • Анонимно
      31.03.2020 01:53

      30.03.2020 17:32
      Эти силы были МАРГИНАЛЬНЫ! Именно об ЭТОМ я и говорю! Английские трейд-юнионы их ИГНОРИРОВАЛИ!
      А вот на СЛУХУ были АНАРХИСТЫ! Русские мужики Бакунин и Кропоткин!

  • Анонимно
    31.03.2020 08:49

    Те кто на вашем слуху,и есть маргинал.А политчкскую погоду ,особенно в деревне определяли эсеры,а городах социал-демократы разных течений ,то есть марксисты разных оттенков. И все это быо еще до смуты 1905 г.,которую они и подготовили.

  • Анонимно
    31.03.2020 11:46

    О том,что капитализм деградировал и надо искать и создавать новую систему общственного развития,пишут и говоорят не реликты марксизма,а люди облеченые властью: Макрон,папа Римский, кандидат в президенты США Сандерс и др. Их идеи близки к социализму, а Сандерса,за предложие сделать медицину и образование бесплатными, Трамп даже обозвал коммунистом. Возможно китайская модель,мощной рыночной экономики, при сохранеии партийнно-государственного контроля над ключыми сферам,выведшая страну из ямы в которой она оказалась, после т.н.культурной революциии с хунвейбинизацией всего и вся, приемлема и для большинства развитых государств в т,ч. и РФ. Мы тоже помним начало 90- х : разгул ельцинщины-гайдаровщины, алкократию и прихватизацию всего и вся,яму из которой начали вылезать только в конце нулевых гг.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль