Строительство и недвижимость 
29.03.2020

«Рынок недвижимости Казани «эпохи коронавируса»: торопиться с покупкой или повременить?»

Анастасия Гизатова о том, есть ли на фоне нынешнего ажиотажного спроса потенциал роста цен на квартиры

«Благосостояние покупателей 2020-го значительно отличается от платежеспособности покупателей в 2008 и 2014 годах, и не в лучшую сторону», — напоминает руководитель агентства недвижимости «Счастливый дом» Анастасия Гизатова, указывая на предыдущие по времени серьезные экономические кризисы. Между тем казанские квартиры уже называют «новой гречкой», настолько велик спрос на них в условиях «коронавирусной лихорадки». Что будет дальше — об этом в материале постоянного автора «БИЗНЕС Online».

Для большинства квартиры остаются более понятным и безопасным вложением денег Для большинства квартиры остаются более понятным и безопасным вложением денег Фото: «БИЗНЕС Online»

МНОГИЕ ЗАДАЮТСЯ ВОПРОСОМ О СУДЬБЕ РЫНКА НЕДВИЖИМОСТИ И ШТУРМУЮТ МФЦ

Наверняка, когда вся эта эпопея с коронавирусом закончится, казанцы выйдут на улицу и, как в далеком 1945 году, начнут петь, танцевать и… обниматься. Так и слышится голос Левитана, что коронавирус побежден.

А пока… многие из них задаются вопросом о судьбе рынка недвижимости и штурмуют МФЦ. Когда нет определенности относительно будущего, спрос на квадратные метры усиливается. И не удивительно — для большинства квартиры остаются более понятным и безопасным вложением денег. Согласна, что выгодность такой инвестиции достаточно спорна.

Так как же быть: стоит торопиться с покупкой или лучше повременить? Давайте вместе попытаемся разобраться.

1. НАЧНЕМ С ЗАБЛУЖДЕНИЙ: «НЕДВИЖИМОСТЬ НИКОГДА НЕ ДЕШЕВЕЕТ»

Вспомним, за последние 15 лет мы пережили два кризиса: 2008 года и 2014/15. Ослабление рубля привело к инфляции и падению доходов населения. В таких реалиях о покупке, аренде или ипотеке уже не задумываются. И, конечно, это сразу же отражается на стоимости квадратного метра и активности рынка.

Как видно из графика, квадратный метр падал в цене, и не раз.

Так и сейчас казанцы впрок запаслись не только гречкой, но и квартирами, и однозначно после активного марта мы увидим стагнирующее полугодие. Насколько это затянется, пока не известно.

В предыдущий кризис удалось избежать апокалипсиса благодаря субсидированию из бюджета процентной ставки по ипотеке. Но это огромные средства. В 2015 году на программу было выделено 9 млрд бюджетных рублей, а в 2016-м — 16,5 миллиарда. Найдутся ли они в условиях всеобщего карантина? Получается, что предпосылок для роста стоимости нет, в любом случае он сразу нивелируется сниженным спросом.

2. ДОЛЛАР И КВАДРАТНЫЙ МЕТР

Бесспорно, валютные скачки всегда увеличивают число сделок. Историческое падение курса рубля произошло в «черный понедельник» и «черный вторник» (15 и 16 декабря 2014 года соответственно). Именно оно привело к ажиотажному спросу на казанскую недвижимость. Главная цель покупателей — сохранить накопленные средства.

Доллар и квадратный метр
ПериодСтоимость 1-комн. хрущевки, тыс. руб.Курс долл. США к рублюСтоимость 1-комн. хрущевки в долл. США
2014190038.6349 184
2015204861.3233 398
2016197766.8329 582
2017197058.333 790
2018206362.9332 782
2019239364.6237 031
2020255066.4238 392

Нажмите на таблицу, чтобы загрузить полностью


Сейчас мы наблюдаем аналогичную картину. За этот месяц курс доллара к рублю увеличился на 14 рублей. Ближе к середине апреля в статистике Росреестра мы увидим новые рекорды.

Хочу обратить внимание: что же касается привязки к доллару, то я напоминаю, что рынок недвижимости Татарстана отказался от привязки к валюте. Более того, такой пересчет никогда не поддерживается реальным платежеспособным спросом. Исключение могут составлять арендные ставки.

3. ИПОТЕКА И КВАДРАТНЫЙ МЕТР

Если «реклама — двигатель торговли», то «ипотека — двигатель недвижимого».

По графику можно проследить, как ставка влияет на квадратный метр.

Предпосылки роста ключевой ставки, который, соответственно, повлечет за собой рост ипотечных ставок, подтолкнули тех, кто откладывал покупку. В настоящее время условия беспрецедентно лояльные: средняя ставка 9,5 годовых, увеличенный материнский капитал, дополнительные 450 тыс. рублей для погашения жилищного кредита. Многие понимают, что таких условий в ближайшее время ждать не стоит, если только не пойдет новая волна программ с господдержкой, как в 2015–2016 годах.

Для наглядности рассмотрим ситуацию. Молодая (ну или не очень молодая) семья приобретает квартиру за 3 500 000 рублей. На руках 1 000 000 рублей первоначального взноса. Как изменится ежемесячный платеж и вырастет переплата по кредиту?

Ставка 9,6 %
Ставка9.6%
Стоимость квартиры3 500 000
Первоначальный взнос1 000 000
Сумма кредита2 500 000
Срок15
Ежемесячный платеж26 256,68
Переплата2 226 202,40

Нажмите на таблицу, чтобы загрузить полностью


Ставка 11,6%
Ставка11.6%
Стоимость квартиры3 500 000
Первоначальный взнос1 000 000
Сумма кредита2 500 000
Срок15
Ежемесячный платеж29 363,87
Переплата2 785 496,60

Нажмите на таблицу, чтобы загрузить полностью


Ставка 14,6 %
Ставка14.6%
Стоимость квартиры3 500 000
Первоначальный взнос1 000 000
Сумма кредита2 500 000
Срок15
Ежемесячный платеж34 307,31
Переплата3 675 315,80

Нажмите на таблицу, чтобы загрузить полностью


Отдельно хочется выделить сельскую ипотеку, которая в народе получила название «вам и не снилось».

— Процентная ставка от 2,7% годовых, при отсутствии личного страхования — 3% годовых. Это отличные условия, если сравнивать с обычной ипотекой со средней ставкой свыше 8% годовых.

— Максимальная сумма кредита — 3 млн рублей, при наличии первоначального взноса не менее 10%.

— Специальных требований к заемщикам нет: неважно, кто вы — звезда шоу бизнеса или врач в городской поликлинике. Семейное положение и наличие детей тоже никого не интересует (просто в последнее время сплошная дискриминация, программы направлены исключительно на счастливые семьи с детьми).

— Неважно, что вы приобретаете готовое или строящее жилье, и не имеет значения, у кого: старенькой бабушки или застройщика.

Получается, что весь пригород Казани с 50 загородными поселками и жилыми комплексами попадают под эту программу. 

4. «ЧТО ДЕЛАТЬ?» ПОЧТИ ПО ЧЕРНЫШЕВСКОМУ

А) Ряд экспертов, сравнивая этот кризис с прошлыми, заявляет, что стоит ждать роста цен. Уверена, что этого не произойдет по двум причинам:

Первая. С 2018 мы наблюдаем восстановительный рост в краткосрочном моменте: если цены даже незначительно и повысятся, а спрос не поддержит панику, они вернутся в свои пределы, как только паника утихнет.

Вторая. Благосостояние покупателей 2020-го значительно отличается от платежеспособности покупателей в 2008 и 2014 годах, и не в лучшую сторону.

Б) От стагнации и проседания цен рынок «спасли» скачок доллара и мартовская активизация ипотечников.

В) Не все застройщики смогут преодолеть этот кризис без господдержки.

Г) Ослабление рубля может сопровождаться снижением цен на недвижимость, поэтому исключать этого нельзя.

Д) Рынок столицы Татарстана в настоящее время затоварен. Не стоит торопиться с покупкой, до осени будет огромный выбор квартир и сниженная деловая активность.

Е) Если вы все-таки решились приобрести недвижимость невзирая на коронавирус, то обязательно проведите анализ предложений. Нередки случаи, когда приобретают явно переоцененный объект недвижимости или покупают у застройщика квартиру в доме, который введется через год. При этом в соседнем доме, который уже сдан, имеются аналогичные квартиры дешевле.

Ж) Несмотря на ажиотаж, потенциала для дальнейшего роста цен нет, особенно в текущей ситуации и возможной изоляции на два месяца. Повышение цен приведет только к спаду спроса и к стагнации на рынке.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (61) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
29.03.2020 10:35

Зарплаты в стране занижены раз в 10

  • Анонимно
    29.03.2020 09:07

    Интересно. Единственный, кто говорит, что цены расти не должны в этот период.

    • Анонимно
      29.03.2020 12:43

      Анастасия права. Подумайте сами: закрываются фитнесы, гостиницы, турагенства, тц, кинотеатры, кафе и т.д. и т.п. Часть квартир (ипотечных) сдаётся внаем, 70% квартир в ипотеке у хозяев, Вот кто то остаётся без работы... наем падает... ипотеку невозможно платить и тут начинается время, когда в голове у людей что-то щелкает и они начинают избавляться от ипотечных квартир...уезжают со сьемных квартир к папемаме домой... А тут и другие начнут распродавать то, что остааили как инвестиционные квартиры... Это как на бирже.. паника...обвал цен на акции ... и распродажа по бросовым ценам...

      • Анонимно
        29.03.2020 13:24

        врятли броссовые цены, скорее как всегда, цены будут в 2 раза выше, в нашей удащной республике по другому не бывает

  • Анонимно
    29.03.2020 09:24

    Стоимость квартир реально завышена в три раза

    • Анонимно
      29.03.2020 09:47

      у вас тоже тогда зарплата завышена в 3 раза)

      • Анонимно
        29.03.2020 10:35

        Зарплаты в стране занижены раз в 10

        • Анонимно
          29.03.2020 11:20

          Уважаемый, ты вот мне что обьясни. Все говорят про кризис. Я нефтяник с высшим техническим образованием, ИТР, у меня зарплата 50-55 тыр. У меня есть одноклассник, он работает в автосалоне, не рядовой продавец, но и не топ. У него зарплата 60 тыр. А вот когда были как у нас любят говорить тучные годы до (2014) и нефть стоила дорого и машины продавались, то ЗП моего одноклассника доходила до 150 тыр, пару раз даже выходило 200 тыр. в основном с премий от продаж. Я же в те годы получал 40 тыр.
          Я не могу понять у кого и на каком этапе была заниженная или завышенная зарплата ?

          • Анонимно
            29.03.2020 13:23

            К сожалению сейчас очень много "профессий" не дающих никакого полезного продукта в результате своей деятельности, но в то же время их представители очень требовательны к своим доходам. И эти "продавцы воздуха" к сожалению потребляют и требует себе больше ресурсов, чем те, кто реально делает полезную работу для страны и общества.

          • Анонимно
            29.03.2020 13:28

            хороший продажник и дороже может стоить, а таких нефтяников как вы на каждое место 10 человек.

            • Анонимно
              29.03.2020 15:12

              Почему тогда сейчас у хорошего продажника ЗП стала меньше в 2,5 раза. А у плохого нефтяника стала больше. Не намного, но больше.
              И есть у меня стойкое ощущение, что если бы а свое время нефть не продавалась за 100-ку за барель, то продажник был бы уж не такой хороший.

            • Анонимно
              29.03.2020 15:14

              В Татнефти нет ни одной вакансии на НН, зато продажников пруд-пруди. Как по мне это знак.

            • Анонимно
              29.03.2020 15:16

              Слышь продажник, не будет нефтяников, твои продажники никому даром нужны не будут. Что сейчас и происходит. Сейчас, когда люди считают деньги, ваши ужимки в попытках втюхать залежалый товар прокатывают только на лохов.

              • Анонимно
                29.03.2020 20:30

                Скоро российская нефть не будет продаваться и откуда будут платить зарплату нефтяникам?

            • Анонимно
              29.03.2020 18:57

              13.58-как же вы не правы! Попробуйте сейчас найти хорошего специалиста из подобных специальностей! У нас все бристы, менеджеры и всезнайки всех наук. Поэтому на реальное производство, особенно в районе, найти даже на хорошо оплачиваемую работу тяжело!
              Говорю как практик.
              Вольский

      • Анонимно
        29.03.2020 12:32

        Рынок встанет хотя бы потому что вы не сможете выйти на улицу. И это практически навсегда

    • Анонимно
      29.03.2020 12:12

      у удмуртов, зарплаты в ижевски такиже как в казани, но квартиры дешевле в 2 раза, вот реальный цифры. казань это в реальности худший город для проживания, зарплаты не высокие, зато цены самые высокие, это при том что жкх у нас дорогое, цены на продукты. единственное что лучше, это разные объекты, куда съездить погулять, но когда платите 20 лет ипотеку врятли будите куда то ездить

      • Анонимно
        29.03.2020 12:29

        Купите квартиру а Ижевске. В Челнах квартиры тоже дешнвле

      • Анонимно
        29.03.2020 15:05

        Зачем тогда люди из Ижевска едут в Казань?

        • Анонимно
          29.03.2020 16:17

          А зачем из Казани едут в Москву? За тем же едут из Ижевска. Город больше, но и понтов больше.

  • Анонимно
    29.03.2020 09:27

    Абсолютное отсутствие компетенции. Цены уже взлетели и квартиры что в Москве, Казани не возможно купить.

    • Анонимно
      29.03.2020 10:13

      Ага, поэтому по всем радиостанциям начали крутить рекламу про свои жилые комплексы, потому что все квартиры продали?

    • Анонимно
      29.03.2020 10:36

      Ну ну, взлетели. Такие же цены. Спрос увеличился, разбирают дешевые квартиры. Согласен с Гизатовой, потом рынок встанет.

  • Таблица 2 , Стоимость 1-комнатной хрущевки в долларах США явно ошибочна - не стоит она 166 тысяч баксов.
    Максимум 40 тысяч

    • Man_16rus
      29.03.2020 10:40

      40 тысяч доллар за квадратный метр, это да, максимум!

    • Анонимно
      29.03.2020 22:01

      В 2015 году себестоимость квадратного метра в кирпичном 10 -этажном доме была 30 тысяч рублей. Туда входит и стоимость земли, коммуникации, проект и прибыль строительных компаний, но инвесторы для строителей занижают себестоимость квадратного метра из-за этого качество плохое а прибыль у инвесторов была колоссальная, а все переводить в баксы не к чему дом строится из отечественных материалов и своими строителями. Сейчас себестоимость около 45 тысяч рублей, если качественно. Строитель с 20 летним стажем.

  • Анонимно
    29.03.2020 09:56

    Люди приходят в ее агенство, а им говорят не торопитесь покупать, приходите к концу года, цены упадут на недвижимость, тогда и купите! А возможно и будете бегать со своими рублями, а их брать не будут, потому что они гораздо больше обесценяться? Вот и вся аналитика. Что делать?

  • Анонимно
    29.03.2020 10:13

    Большая ошибка привязывать себя недвижимостью к месту жительства во время кризиса.Вполне может оказаться что безработица,низкие зарплаты или отсутствие перспективы заставит сменить место жительства и тут как якорь будет держать недвижимость.Ну а цены на казанское жильё это отдельная тема.

    • Анонимно
      29.03.2020 11:43

      1013 не только во время кризиса. Недвижимость надо приобре ать на пенсии, как определились с местом проживания. И лучше домик, чтобы была своя земля и внукам где каникулы проводить.
      А так, недвижимость это не сво.ода, во всех смыслах.
      Даёшь социальное жилье.
      Перестанет народ скупать квартиры, появится социалка.

      • Анонимно
        29.03.2020 17:13

        Это прогрессивное мышление, как в развитых странах. Вас тут не поддержат, тк не поймут. К сожалению.

  • Анонимно
    29.03.2020 10:33

    Да какой рост цен. Скоро все цены рухнут из за карантина и кризиса.

  • Поттер
    29.03.2020 10:50

    "Стоимость м2 неоднократно падала", при этом в её же графике 2008г 1м2=41 тыс₽, 2020г 1м2=78 тыс₽. Т.е. несмотря на 2 экономических кризиса в РФ стоимость жилья за 12 лет выросла почти на 100%. Вывод - недвига будет дешеветь наверное.. Ну и аналитика)) Есть тут читатели, которые эти 12 лет все ждут снижения цен по совету икспердов, и не понимают, почему сейчас однушка стоит дороже, чем 12 лет назад трешка стоила? Моё мнение - покупка жилья (не инвестиционная, а для проживания семьи) - делается тогда, когда в нем возникла потребность. Нужно сейчас - покупайте именно сейчас, не ждите. Нет особой нужды - и смотреть туда нечего. Ждать, что все в два раза подешевеет очень глупо, посмотрите на график. Подешевеют только рубли на вашем счёте. А копить на первый взнос нужно только в баксах. От инфляции убережетесь, а на скачках курса ещё и подзаработаете на разнице.

    • Анонимно
      29.03.2020 11:04

      Вы далеки от аналитики. Если рассматривать в краткосрочном периоде- недвижен упадёт, это и показывает график.
      А растёт в цене все, начиная от хлебы и заканчивая машинами.

      • Анонимно
        29.03.2020 12:52

        Даже если и упадёт у людей нет денег покупать ни сейчас ни тогда когда она упадёт. Потому что если упадёт недвижка выиграют только те у кого есть кеш причём в валюте. Таких не много на самом деле. Покупка целесообразна если ты планируешь жить в этом городе долго. Но все меняется и арендодатель не будет ждать твоей платежеспособности и выгонит как только у тебя пропадёт возможность платить за аренду. Хотя и не спорю легче сменить локацию при смене обстоятельств

      • Поттер
        29.03.2020 15:14

        Хорошо, что есть такие, как вы, которые близки к аналитике. Встречная гипотеза: нефть не дорожает, эпидемия приводит к длительным карантинам, стройки новых объектов останавливаются. Предложение недвижимости резко сокращается, ипотека дорожает до 12-14%, а тут ещё вездесущий доллар прыгает к 100₽. Продавцы оставшихся в рынке квартир поднимают цены на 200-400₽ тысяч. Как тогда лучше всего использовать график в данной ситуации? Распечатать, хорошенько помять, и... И на кого потом жаловаться бедным ждунам, у которых опять не хватает денег даже на первый взнос, и которые так верили вашей "аналитике"? Поэтому самый дельный совет - если РЕАЛЬНО нужно новое жилье, покупайте СЕЙЧАС, не ждите. Через 10 лет ваша покупка в рублях будет стоить почти в 2 раза дороже, а мелкие колебания в течение 2-3 месяцев можно и не поймать, а нарваться на негативный сценарий с ценой и предложением. А если речь о покупке для перепродажи, и вся сумма на руках, то деньги держать только в баксах, тогда ждать и смотреть можно сколько угодно, рисков не будет никаких.

        • Анонимно
          29.03.2020 16:49


          За 10 лет, акции Татнефти выросли в 10 раз.

        • Анонимно
          29.03.2020 17:17

          Смешной такой. От того, что продавцы поднимут цены, квартиры у них продаваться не начнут.

          • Анонимно
            29.03.2020 18:42

            17:17 А вы бестолковый. Написали черным по белому, если ждать шаром-даром, а вместо этого - карантин, работать нельзя, узбеков прогнали домой. Стройки встали, нового предложения нет. По старым ценам часть предложений выкупили, остаток продавцы поднимают в цене. Не хочешь - не покупай, купят другие! Через год ваши рублики из за курса и инфляции потеряют 25% покупательной способности, вы ОБЕДНЕЕТЕ на четверть, и не сможете купить ничего кроме "малосемейки". Продавец останется с квартирой, а вы с чем?

    • Анонимно
      29.03.2020 12:56

      Жилье упадёт в цене, сам увидишь месяц два. Это тебе точно говорю, когда за люди получат по 15 тр, вместо 50тр. Тебе как част говорю. Там не до жилья будет а как семью прокормить. Цены упадут,

    • Анонимно
      29.03.2020 17:15

      Смешно. За 12 лет... такая прибыль от инвестиции. Минус расходы на содержание. Ну и мамкин инвестор.

      • Анонимно
        29.03.2020 18:48

        Привет, "тещин бизнесмен". Эти 12 лет люди, купившие квартиру, в ней живут, покупка была жизненной необходимостью. И спустя 12 лет продают её в два раза дороже, чем покупали. Плохо? Ваш случай разберем: Киа Рио в кредит на три года, теща подкинула денег на первый взнос и страховку. Через три года, выкупив у банка птс, с удивлением обнаруживаем, что эта чудесная покупка стоит в рынке ровно 50% от цены покупки + переплата по кредиту. Безусловно, ваша сделка была более выгодна)))

  • Анонимно
    29.03.2020 12:25

    По-моему, агенства недвижимости хотят создать искусственный "ажиотаж" по продаже квартир, используя эпидемию.
    Зря они это пытаются - у людей все равно нет денег, чтобы кинуться покупать квартиры, даже если бы они этого хотели.

  • Анонимно
    29.03.2020 12:59

    Идея покупать бетон не нова,но в этот раз сама концепция мировой экономики под большим сомнением.Мне кажется,лучше оставаться при деньгах,на которые можно купить пищу,лекарства и т.д..

  • Анонимно
    29.03.2020 13:20

    В 2008 году хрушевка на окраине Москвы стоила 200 тыс долларов. Сейчас - 75 тыс долларов. Падение цены за 12 лет - 62.5%!

    • Анонимно
      29.03.2020 14:38

      вот эти все инвесторы на самом деле работают в убыток, лучше бы реально баксы покупали и не лезли покупать квартиры, чтобы квартиру могли купить те кому она реальна нужна для проживания

    • Поттер
      29.03.2020 15:16

      В долларах зарабатываете? А давайте в турецких лирах посчитаем, или в тайских батах?

  • Анонимно
    29.03.2020 13:55

    почему то никто не задаеться вопросом что будут делать ипотечники, когда ни зарплаты ни работы нет?

  • Анонимно
    29.03.2020 14:22

    У меня реально вот такая ситуация. Мне одобрили сельскую ипотеку на 3 млн. На руках есть 300К. Хотел купить квартиру в Высокой Горе за примерно 3Г под 2.7% годовых. Получалось бы по 15-16К в месяц. В общем, пустяки. Временно все поставил на стоп. Сам ИП. Не знаю как дальше кривая моего успеха/неудачи пойдет. Решил кэш пока оставить. Действительно, хотя бы еду в крайнем случае смогу купить. Так жить есть где. Думаю, у кого есть кэш смогут купить. Кто же хочет в ипотеку впрегаться, то стоит 20 раз подумать: если введут карантин, что будет с работой, бизнесом. Сможет ли оплачивать.

    • Анонимно
      29.03.2020 15:09

      а вас не смущает что все эти ипотеки это пирамида, из за которой цены выросли в 2-3 раза? вот таких есть на руках 300 тысяч, куплю в ипотеку на 30 лет квартиру, цены на квартиры взлетели в несколько раз, то что раньше стоило 3 млн, теперь за 7 продают, а прошло 2 года!!!

  • Анонимно
    29.03.2020 14:44

    "Благосостояние покупателей 2020-го значительно отличается от платежеспособности покупателей в 2008 и 2014 годах, и не в лучшую сторону"

    Вы же не хотите сказать, что все это время мы шли не туда, чтобы были неправильные прорывы и мы слишком долго раскачивались?

  • Анонимно
    29.03.2020 18:06

    Никакого ажиотажа нет, сам продаю ликвидную квартиру в новостройке, нет даже звонков.

  • Анонимно
    29.03.2020 20:28

    Каждый год и каждый кризис адепты утверждают что недвижимость подешевеет и станет доступна всем и вообще не нужной но вот пока слова остаются словами.
    Придумывают расчёты и сравнения с валютой и тд и объясняют что арендовать дёшево,удобно,практично и тд но лично моё мнение что в 45 лет с детьми жить в арендованной квартире и ездить на каршеринг,кушать что из пакета или коробочки не самая хорошая перспектива и не хочу такой реальности.

  • Анонимно
    29.03.2020 21:02

    Цены на кв.м. не оправдано высоки, это плод деятелей маркетологов, и перекупов-риэлторов, в ближайшее время этот мыльный пузырь лопнит, а квартиры с молотка пойдут и станут доступными, в принципе как и всё то что раньше было малодоступным 80% россиян!

  • Анонимно
    29.03.2020 21:07

    После фукусимы в Японии восстановлением жизни занималась якудза, совместно с правительством, вот нашим алигархам-якудза пора бы по участвовать в социальной ответственности!!!

    • Анонимно
      30.03.2020 00:10

      21.07. в России помогать восстановить экономику будут налоговики,силовики,чиновники.
      Всё Вам и другим бизнесменам будут помогать не забыть о отложенных платежах и о том что нельзя повышать цены на услуги и товары.

  • Анонимно
    29.03.2020 22:18

    У нас 3 млн.предпринимателей на грани разорения. Средняя зарплата (я имею в виду самая распространенная) - 20 000 руб. Людям просто надо научиться строить причинно-следственные цепочки. Почему выросла цена новостроек? Потому что раньше новые дома строили на беспроцентные деньги инвесторов через долевку. А теперь все идет через экскроу счета и заемные средства для застройщиков подорожали. Чем грозит многим нынешняя ситуация? Как минимум - снижением зарплат и доходов. Как максимум - потерей работы и вышеназванного. Можно ли рисковать и брать сейчас квартиру даже под льготный процент? Конечно, нет! Тем более, что продажи новостроек в Казани в прошлом году упали на 10 000 квартир. Как я и писал полгода назад, мировой кризис набирает обороты. Скоро посыпятся банки, а вслед за ними - застройщики. Кризис все равно бы начался в этом году. И эпидемия новой болезни стала лишь ее спусковым крючком. Ситуация может измениться лишь если начнется большая война на Ближнем Востоке. Но ее последствия пока просчитать трудно. Если цены на нефть взлетят, как в начале 2000-х и в стране, как и тогда, появится много шальных денег, только в этом случае у застройщиков есть шанс выбраться из нынешней ямы.
    А.В.

  • Анонимно
    29.03.2020 22:27

    Так и не получится квартиру купить в ближайшее время даже при большом желании, все мфц только на выдачу документов работают, в перспективе в ближайшие месяцы цены на недвижимость скорее всего упадут, потом в процессе восстановления экономики, если оно случится, вырастут однозначн, как то так, но это не точно.

  • Анонимно
    31.03.2020 00:49

    Цены на недвижимость в России в перспективе двух-трех лет могут снизиться на 10 -20 процентов!
    Российская недвижимость не самый лучший защитный актив. Будет падать спрос из-за снижения покупательской способности населения, закредитованности, перенасыщения рынка, росту ипотечной ставки, снижение стоимости аренды и т.п., эти факторы и кризис не будут способствовать росту стоимости недвижимости в России. В рублевом эквиваленте по отношению к доллару точно будет падение.
    В настоящее время вкладываться в отечественные квадратные метры не стоит, лучше переориентироваться на объекты за рубежом или же перевести сбережения в наличные доллары. Так можно защититься от негативных последствий кризиса.
    Думаю в условиях самоизоляции на загородную недвижимость будет не такое большое падение, т.к. снизится предложение в связи с пандемией!
    Да и спрос на малоэтажное строительство был, и будет в приоритете,т.к. возможность подхватить заразу в разы меньше чем в многоэтажных домах!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль