Общество 
31.03.2020

Евгений Минченко: «Для элиты важно показать, что она готова вместе с народом затянуть пояса»

Какие имиджевые ошибки совершает Путин, почему так усилился Собянин и как коронавирус повлияет на расклады во власти

«Нашему государству долго надо будет стараться, чтобы вернуть доверие населения. Нам же совсем недавно обещали, что не будет ухудшения налоговых режимов, повышения пенсионного возраста», — говорит президент коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг» Евгений Минченко. Он рассказал «БИЗНЕС Online» о том, что важно в обращении Путина, почему стоит ждать новых фискальных мер и как изменится жизнь после эпидемии коронавируса.

Евгений Минченко: «Да, проблема есть, да, от вируса мы не отгородимся, так как граничим с большим количеством стран, где он распространен, поэтому делаем то, что можем и должны в данной ситуации»Фото: «БИЗНЕС Online»

«МЕРЫ, КОТОРЫЕ СЕЙЧАС АНОНСИРОВАНЫ, ЧЕМ-ТО ПОМОГУТ, НО НЕ СПАСУТ СИТУАЦИЮ»

 Евгений Николаевич, звучат противоречивые оценки первого обращения президента по поводу коронавируса. Кто-то считает, что Владимир Владимирович борется против снижения своего рейтинга, кто-то критикует даже интонацию и позу. Мол, был слишком расслаблен. С другой стороны, сравнивают с заботливым отцом нации, который успокоил страну, говорят, что это даст ему поддержку и легитимирует «обнуление». А как бы вы охарактеризовали это обращение? Получит ли Путин дополнительные очки?

— Я бы исходил не из того, получит президент дополнительные очки или нет, а смотрел бы с точки зрения оперативности и эффективности его реакции на угрозу. Путин выступил достаточно рано, если говорить о стадии распространения вируса у нас в стране. Это первое. Второе: что касается политтехнологической составляющей, то, на мой взгляд, выдержана очень правильная интонация — спокойная, сдержанная, в то же время без попыток приуменьшить наличие проблемы, без шапкозакидательства: да, проблема есть, да, от вируса мы не отгородимся, так как граничим с большим количеством государств, где он распространен, поэтому делаем то, что можем и должны в этой ситуации. На мой взгляд, предложенные меры выглядели вполне адекватно.

А по поводу ряда других мер складывается впечатление, что они были еще в проекте послания Федеральному Собранию, но в последний момент в него не попали. Скажем, налогообложение процентов с депозитов. Если данный пункт убрать, все остальное выглядит логично. И недельные каникулы, и призыв остаться дома. Все по делу. Хотя я думаю, что недельными каникулами все не закончится.

Что касается мер компенсации населению, там две составляющие. Первая — минимизация бюрократии при получении льгот, хотя это все уже давно можно было перевести в электронный вид. Мне кажется, нет необходимости гонять людей за справками, потому что по большому счету все мы под лупой у налоговой службы, наши приходы и расходы видны. По крайне мере крупные. И эту бюрократию надо убирать не на время эпидемии, а в принципе насовсем, переводить все, что только возможно, в электронный вид. Но то, что такие меры приняты хотя бы временно, уже хорошо.

Налоговые каникулы для бизнеса тоже хороший ход, хотя во многих странах налоги вообще отменяют. Если сравнить с тем пакетом мер, который был обнародован в минувшую среду в Штатах, наши, конечно, смотрятся значительно скромнее. С другой стороны, у нас и возможностей поменьше. На уровне США мы выглядим скромно, а на уровне стран СНГ — вполне пристойно: по одежке протягиваем ножки.

 Предложения финансово-экономического характера тоже по-разному оцениваются. Кто-то говорит, что это пшик по сравнению с другими странами, кто-то называет их популизмом, но есть и те, кто считает, что это шанс для нормализации экономики, которая в дальнейшем может стать более прочной, устойчивой и здоровой.

— Ну какая нормализация экономики? Давайте будем реалистами. Экономике всего мира нанесен жесточайший удар. Экономике России в том числе. Индустрия услуг в тяжелейшем состоянии. Главный кормилец страны, топливно-энергетический комплекс, в тяжелом положении.

Меры, которые сейчас анонсированы, чем-то помогут, но не спасут ситуацию. Сложно вообще понять, что в условиях эпидемии может спасти, например, индустрию общепита или туристический бизнес, особенно тот, который закредитован. Взять на себя обязательства, которые берут американцы, например проценты по кредитам для тех компаний, которые сохранят рабочие места... понятно, что наше государство такое не потянет. Наш бюджет с этим не справится.

И опять же вопрос, у кого их взять. Ну раскулачат сейчас людей, которые копили на черный день на депозитах. Кто-то на квартиру копил, кто-то, наоборот, веря в надежность рубля, квартиру продал и положил на депозит — пусть, мол, подрастут мои сбережения, а я куплю что-то получше.

И теперь на самом деле понятно, что на рублевых депозитах вкладчики и так уже потеряли. Если смотреть на реальную покупательную способность, эти депозиты уже в минус ушли. А вкладчикам говорят: «Нет, ребята, мы еще получим с того, что вы немного выиграли на фоне падения стоимости ваших сбережений». И я опасаюсь, что это не последняя подобного рода фискальная мера по раскулачиванию населения. Дальше может возникнуть история и с налогообложением курсовой разницы валютных депозитов. Эта идея тоже высказывалась. Тогда люди вообще побегут деньги снимать из банков.

В общем, данные меры у меня вызывают некоторые опасения. Выглядит на первый взгляд красиво, а по большому счету это такой паллиатив прогрессивной шкалы налогообложения — попытка заставить тех, кто зарабатывает больше, косвенным путем заплатить в бюджет дополнительные деньги. Возникает вопрос, как подобное повлияет на устойчивость банков. Говорят, что такое будет стимулировать людей идти на фондовый рынок. Но я, исходя из своего опыта, могу сказать, что и на фондовом рынке та же самая история. Ты акции купил, потом продал. Если на этом что-то заработал, то с этой разницы давно уже платишь подоходный налог, с тебя банк эти 13 процентов автоматически снимает. И в чем же тогда бóльшая привлекательность фондового рынка по сравнению с депозитами? Для многих банков это очень серьезный инструмент поддержания их ликвидности. Что еще важно? Возникают дополнительные поборы с населения уже со стороны госструктур. Например, то, что сделал Сбербанк, введя комиссию с переводов на сумму свыше 50 тысяч рублей в месяц. Это, по сути, еще одна мера по увеличению косвенного налогообложения, учитывая то, что Сбербанк — компания с крупным государственным пакетом.

«Налоговые каникулы для бизнеса — тоже хороший ход, хотя во многих странах налоги вообще отменяют. Если сравнить с тем пакетом мер, который был обнародован в минувшую среду в Штатах, наши, конечно, смотрятся значительно скромнее» «Налоговые каникулы для бизнеса тоже хороший ход, хотя во многих странах налоги вообще отменяют. Если сравнить с тем пакетом мер, который был обнародован в минувшую среду в Штатах, наши, конечно, смотрятся значительно скромнее» Фото: «БИЗНЕС Online»

«В СОЦСЕТЯХ МАЛО КТО ПОНЯЛ, ЧТО ИМЕЕТСЯ В ВИДУ, ПОЭТОМУ БЫЛО МНОГО ВОЗМУЩАЮЩИХСЯ»

 Кстати, ситуация с налогом на дивиденды по вкладам от миллиона рублей изначально была какой-то неясной. Путин сказал, что это затронет только 1 процент вкладчиков. Потом появились сообщения, что такое якобы коснется более половины вкладов.

— Подобное относится к тем, у кого в общей сложности более миллиона рублей на всех вкладах. В выступлении Путина это был наиболее дискуссионный момент, и он нуждался в дополнительном комментировании. Собственно, мы видим, как представители власти постфактум уточняли позицию и пытались смягчить предложение президента.

Если возникла инициатива дополнительно обложить налогом доходы, которые раньше не облагались, то нужно это сопровождать разъяснительной программой. Назовите цифры. По прошлому году у нас граждане за счет депозитов получили столько-то денег. Это несложно посчитать. Дайте общий объем и сделайте понятный расчет. Допустим, лежит миллион у человека, и он получил 5 процентов. Это 50 тысяч рублей. С них он заплатил 13 процентов, то есть 7,5 тысячи рублей. Подъемно? Да. Вроде бы нельзя сказать, что человек сильно пострадал, все равно получил доход. А теперь давайте посмотрим, сколько получается в масштабах страны. А это вот такая сумма, и на подобные деньги мы, скажем, построим мост, которым будет пользоваться сей же человек. Тогда это выглядит более убедительно и приемлемо.

Я, конечно, понимаю, что говорю о некоем идеальном мире, в котором мы вряд ли окажемся, но было бы лучше, если бы все заранее просчитали и сразу после выступления президента (пусть не в тот же день, а на следующий) дали эту статистику. Вот сказали, что только 1 процент граждан имеют депозиты свыше 1 миллиона рублей. Кто-то не верит. Ну дайте тогда точную цифру, что у такого-то количества людей больше 1 миллиона, а вот такое-то число граждан имеет депозиты, например, на сумму более 100 миллионов рублей. Их всего-то ничего, но на них ляжет основная нагрузка, и это на самом деле справедливо. Озвучьте цифры, объясните людям, а иначе происходит то, что мы наблюдаем в социальных сетях, где изначально очень мало кто понял, что на самом деле имеется в виду. В том числе поэтому было много возмущающихся.

— Как вы оцениваете предложение снизить страховые взносы для малого и среднего бизнеса с 30 до 15 процентов?

— Я считаю, это хорошая мера с точки зрения пиара, но тоже требующая дополнительных разъяснений, как подобное будет выглядеть, кто конкретно под нее подпадет. Президент обозначил общие контуры, а теперь, конечно же, хотелось бы посмотреть на бумаги. Я, например, своего бухгалтера спрашиваю, на какие льготы мы можем рассчитывать. Он отвечает: «Пока ни на какие». Обещание есть, а дальше будем смотреть. Сложно пока предсказать. Дьявол в деталях. Надо смотреть на конкретные вступившие в силу документы.

Тут тоже возникает вопрос. Хорошо, у властей уже сверстан план поступлений в социальные фонды. Соответственно, получается, что в связи со льготами эти поступления будут снижаться. За счет чего станут компенсировать потери? Повлияет ли подобное на объемы помощи, которые люди будут получать? Идея высказана, но хотелось бы под нее получить какие-то комментарии.

Восприятие и реакция населения оказались бы более спокойными, если бы подобного рода меры принимались не спонтанно, а продуманно, с понятной стратегией сопровождения. Вышел президент, озвучил идею. И тут же на телевидении появляются эксперты, которые не фантазируют, исходя из своего представления о прекрасном, что все это значит, а с расчетами в руках говорят простым языком: в данный момент такое-то количество людей работает в малом и среднем бизнесе, за счет снижения страховых взносов фонды недополучат столько-то денег. Но правительство заранее уже продумало, где эти средства брать. Например, будем что-то недофинансировать, и данное сокращение коснется таких-то статей расходов. Скажем, меньше станем тратить на бюрократию, переведем значительное количество сотрудников пенсионного и других фондов на удаленную работу, что позволит сэкономить на аренде и так далее. Тогда будет меньше домыслов.

— Может ли снижение страховых взносов привести к выходу предприятий из тени?

— Я думаю, дополнительную мотивацию это добавит, но нашему государству с его склонностью к внезапным решениям еще очень долго надо стараться, чтобы вернуть доверие населения. Нам же совсем недавно обещали, что не будет ухудшения налоговых режимов, тем не менее оно сейчас произошло. Нам говорили, что не повысят пенсионный возраст, но это тоже случилось. Более того, данную проблему пришлось заливать очень серьезными деньгами, сопоставимыми с теми выгодами, которые получил бюджет от повышения пенсионного возраста, по крайней мере, на данном этапе.

«На самом деле понятно, что на рублевых депозитах вкладчики и так уже потеряли. Если смотреть на реальную покупательную способность, эти депозиты уже в минус ушли» «На самом деле понятно, что на рублевых депозитах вкладчики и так уже потеряли. Если смотреть на реальную покупательную способность, эти депозиты уже в минус ушли» Фото: kzn.ru

«У НАС БЕЗУМНАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ ЭКОНОМИКИ В РУКАХ ГОСУДАРСТВА, И СЕЙЧАС ОНА НЕИЗБЕЖНО ВЫРАСТЕТ»

 А налог на дивиденды крупного бизнеса, призванный блокировать вывод капиталов в офшоры?

— Тут тоже хотелось бы иметь какие-то цифры. Вышел бы, скажем, новый руководитель налоговой службы (заодно посмотрели бы на него) и сказал, что вот у нас по прошлому году выплачено дивидендов столько-то, из них в офшоры выведено столько-то, а мы с этого не получили, в текущем году, если так будет, получим дополнительно 15 процентов, это будет столько-то денег, мы их сможем направить на такие замечательные вещи, как…

Объясните, пожалуйста, эту всю математику, дайте числа с точностью до двух цифр после запятой. Уверяю вас, это очень сильно увеличит авторитетность данных мер и будет способствовать уровню их принятия населением как эффективных и необходимых.

 Удастся ли заставить крупный бизнес всерьез раскошелиться в связи с введением данного дополнительного налога на их дивиденды?

— Очень сложно сказать. Я вообще не очень понимаю, где содержательная позиция бизнеса. У нас же есть несколько предпринимательских партий. Где они были до этого со своими проектами, предложениями? А одна из предпринимательских партий вместо того, чтобы предлагать меры по защите бизнеса от последствий коронавируса, никак не может определиться, чей Крым.

 Могут ли в отношении крупных бизнесменов возникнуть уголовные дела в свете новых решений, как предполагает один из ваших коллег?

— Вот с чем-чем, а с уголовными делами в отношении бизнеса у нас в стране проблем нет. С экономическим ростом у нас есть трудность, с устойчивостью национальной валюты, чрезмерным государственным регулированием — тоже. А с количеством уголовных дел в отношении предпринимателей — нет. В том числе и поэтому у нас реально безумная концентрация экономики в руках государства и сейчас она неизбежно вырастет.

Путин в ходе этого кризиса ведет себя грамотно. Но я считаю, что он как минимум одну ошибку за последнее время допустил в своих публичных речах. Это высказывание в адрес предпринимателей о том, что их многие считают жуликами и подобное имеет под собой основание. Я могу сказать, что очень многие люди, причем из малого и среднего бизнеса, которые реально вкалывают, несут высокие риски, конечно, обиделись на эту формулировку.

 Это то, что было сказано в интервью Ванденко из ТАСС?

— Да. Я более чем уверен, что Путин и не хотел обидеть данных людей, но воспринято подобное было именно так. И потом такое как-то не откомментировали и проехали. На мой взгляд, это одна из пиаровских недоработок Путина за последнее время. И в том числе ее попытались отработать во время недавней встречи президента с представителями бизнеса.

 Еще было высказывание, которое сейчас тоже все критикуют, о том, что средний класс — это люди с доходом более 17 тысяч рублей в месяц…

— Да, эти две цитаты не принесли много очков президенту. Я бы так аккуратно выразился.

«Путин в ходе этого кризиса ведет себя грамотно. Но я считаю, он как минимум одну ошибку за последнее время допустил в своих публичных высказываниях» «Путин в ходе этого кризиса ведет себя грамотно. Но я считаю, что он как минимум одну ошибку за последнее время допустил в своих публичных высказываниях» Фото: kremlin.ru

«Самое время нашей элите проявить свою социальную ответственность»

 Зато про сумасшедшие зарплаты глав госкорпораций Путин сказал, что его просто коробит, и более ничего.

— И сделать с этим ничего нельзя. Ну он не первый раз на данный вопрос отвечает и отвечает ровно так же.

 И последствий никаких.

— Что касается последствий. Самое время нашей элите, в том числе главам госкорпораций, которые получают эти высокие зарплаты, проявить свою социальную ответственность. Когда президент у нас дает комментарий, что не может быть так, чтобы начальник компании получал меньше, чем наемный специалист, — окей, принимаем аргументацию. С другой стороны, если это главный аргумент для получения топ-менеджерами высокой зарплаты и тут ничего не поделать, то с тем, как данные деньги тратить, можно же что-то сделать. Я думаю, что сверхбогатые люди, которые являются руководителями крупных госкорпораций, вполне могли бы хотя бы часть своих личных доходов направить на какие-нибудь социально полезные проекты. Может быть, тогда такой вопрос президенту не задавали бы снова и снова.

 Но вот сейчас Потанин, Дерипаска…

— Потанин, Дерипаска, Фридман — у них частный бизнес. То, что они выделили по миллиарду на борьбу с коронавирусом, — это уместно и правильно. Но руководители госкорпораций тоже очень богатые люди, которые могут себе позволить полеты бизнес-джетами, супердорогой отдых, элитную недвижимость. В условиях, когда вся страна вынуждена затянуть пояса, активное участие этих граждан в благотворительности и социальных проектах путем вложения своих личных средств было бы очень правильным и логичным шагом.

— Тем более что многие из них входят в ближний круг президента.

— Конечно, когда не такой уж близкий к государству частный бизнес занимается благотворительностью, тем же самым Ротенбергам, Ковальчукам, Тимченко стоит подобное тоже делать. Хотя у последнего точно есть благотворительный фонд, но они его не очень пиарят, мало кто знает вообще о его существовании. И было бы правильно, если уже есть какая-то благотворительная деятельность, о ней сейчас рассказать, а если ее нет или она не поражает своими масштабами, то самое время собраться с силами и этими масштабами поразить. Для элиты важно показать делом, что она готова вместе со всем народом затянуть пояса.

 А попадает ли Путин в популярный тренд антиэлитных настроений?

— По итогам борьбы с коронавирусом пару губернаторов, конечно, уволят. Под это дело можно в том числе и оппозиционных губернаторов увольнять. На мой взгляд, Коновалов в Хакасии просто напрашивается на увольнение, судя по тому, как он себя ведет. Однако чем чаще к этому средству прибегают, тем менее эффективным оно является.

«С количеством уголовных дел против предпринимателей у нас проблем нет. В том числе и поэтому у нас реально безумная концентрация экономики в руках государства и сейчас она неизбежно вырастет» «С количеством уголовных дел в отношении предпринимателей у нас проблем нет. В том числе и поэтому у нас реально безумная концентрация экономики в руках государства и сейчас она неизбежно вырастет» Фото: Алексей Белкин

«В ЦЕЛОМ ТРАДИЦИОННОЕ ОЖИДАНИЕ ДУБОЛОМСТВА ВЛАСТЕЙ НЕ ОПРАВДЫВАЕТСЯ»

 Почему Путин объявил не всеобщий карантин, во время которого можно было бы работать дистанционно, а нерабочие дни с сохранением зарплат, которые некоторые граждане восприняли как праздничные каникулы и отправились на шашлыки? А предприниматели за головы хватаются.

— Это действительно большой вопрос. Тем более что многие сдают сейчас налоговую отчетность. А будут ли штрафовать за то, что вовремя не сдашь?

Но карантин — это страшное слово. Очень многое зависит и от сознательности людей, и от разъяснительной работы. Лично я уже две недели сижу дома и планирую так и продолжать. С другой стороны, могу это себе позволить, у меня консалтинговый бизнес, клиентов дистанционно консультирую, с сотрудниками совещаюсь через Zoom. Для нас подобное еще более-менее. Хотя личный тренинг клиента сделать по «Скайпу» или Zoom тоже достаточно сложно, когда ты его вблизи не видишь. Особенно если речь идет о коммуникативном тренинге. Есть лоббистские проекты, которые даже и по защищенной линии связи не хочется обсуждать. Такого рода встречи мы откладываем.

А есть структуры, которые работают с материальными активами, — пиццерия, фитнес-клуб. Для них, конечно, это очень сильный удар. Непонятно, кто все станет компенсировать. Если сам бизнес из своей недополученной прибыли, то это достаточно болезненная история.

Но проблема коронавируса не надуманная. Люди, которые реагируют так: «Хи-хи, ха-ха, меня это не тронет», — конечно, очень не правы. Все серьезно, вирус заразный. Путину и его команде приходится принимать сложные решения. Лучшие из худших вариантов. Понятно, что так меньше людей заразится, но это очень серьезный ущерб для экономики. Конечно, такая развилка не только у Путина. Мы видим, что Трамп тоже на распутье, он говорит: «Ребята, мы сейчас с этими карантинами и сидением дома похороним национальную экономику, обвалим не то что темпы роста, но и стабильность». Президент Бразилии Болсонару против карантина. Похожую позицию занимает президент Беларуси Александр Лукашенко. Власти Великобритании попытались направиться по пути «стадного иммунитета», отказа от карантина, но в итоге пошли по жесткому сценарию. Правда, к этому времени успел заразиться коронавирусом премьер-министр Борис Джонсон.

И данной проблемой сегодня озабочены все в мире. Идеального решения, которое подходило бы всем и всех устроило, сегодня нет. В этих условиях и Путин, и рабочая группа Госсовета, которую возглавляет Собянин, и правительство Мишустина, и региональные власти, на мой взгляд, неплохо справляются.

«Потанин, Дерипаска, Фридман — у них частный бизнес. То, что они выделили по миллиарду на борьбу с коронавирусом, это уместно и правильно» «Потанин, Дерипаска, Фридман — у них частный бизнес. То, что они выделили по миллиарду на борьбу с коронавирусом, — это уместно и правильно» Фото: kremlin.ru

«МИФОЛОГИЗАЦИЯ СОБЯНИНА КАК КАКОГО-ТО ДИКТАТОРА ИМЕЕТ МАЛО ОСНОВАНИЙ»

 Изначально была информация, что объявленная Путиным неделя сидения по домам может быть тестом, а потом начнется все очень жестко в зависимости от того, как будет развиваться ситуация.

— Ну что делать?! Когда стоит выбор между жизнями людей и удержанием экономики, в таком раскладе выбор очевиден.

 Говорят, Собянин изначально настаивал на мобилизационном режиме в более широких масштабах.

— Мы подобного не знаем. Это все домыслы. На самом деле Сергей Семенович вполне рациональный, адекватный человек, который способен слышать и критические замечания, и аргументы другой стороны. Он способен оценивать и проблемы, которые могут возникать в том числе и у бизнеса. Это же налогооблагаемая база. Он опытный политик, который успел поработать и мэром, и губернатором, и спикером Заксобрания, и лучше, чем многие, понимает, что такое бюджет, из чего он формируется и какой вклад бизнеса. Думаю, что мифологизация Собянина как какого-то диктатора имеет мало оснований.

 В Москве он уже ввел более жесткие меры и фактически объявил карантин…

— Конечно. Москва — самый космополитичный российский город с самым большим количеством внешних связей. Естественно, в Москве все жестче, и это абсолютно правильно.

 Но после того, как Собянин ужесточил карантин, он стал объектом и атаки. Сергея Семеновича обвиняют в том, что он нагнетает панику, гнет линию на чрезвычайщину, называют лидером партии Госсмуты.

— Ситуация неординарная, поэтому во всем мире власти вынуждены прибегать к решениям, которые не прописаны в законодательстве. Где-то это приводит к войнам между центральной и региональной властью. В частности, в таких федеративных государствах, как США и Бразилия.

Хорошо, что у нас таких конфликтов нет.

 Мэр действует самодеятельно или, как говорит Песков, все согласовано с Кремлем?

— Конечно же, все согласовано. Путин дает себя проявить членам и кандидатам в члены «Политбюро 2.0», ведь вопрос будущей конфигурации власти не снят с повестки дня.

 Но теперь Собянина ставят чуть ли не на второе место в государстве. Дескать, он обыгрывает и Мишустина, и Шойгу. Глеб Павловский называет мэра главной политической фигурой в стране. Мол, президент находится в ситуации Сталина 22 июня, когда тот ждал две недели, прежде чем взять управление в свои руки. Можно ли сказать, что Собянин теперь играет если не первую, то вторую роль?

— Да нет. Путин очень четко выдерживает баланс. Имеется рабочая группа Госсовета. В то же время есть правительство, которое достаточно эффективно работает и в публичной сфере представлено. Заметьте, что потенциальными нехорошими последствиями на днях губернаторам угрожал именно Мишустин. Так что демонизировать Собянина не надо, лепить из него фрондера — тоже. Выдернули цитату из контекста. Он сказал: «Мы не знаем подлинных масштабов бедствия». Ну да, не знаем. Болезнь такая. Она вообще может без симптомов проходить. Очень многие люди говорят, что за последние несколько месяцев пережили похожие симптомы. Я вот два месяца назад болел несколько дней, очень плохо себя чувствовал, кашлял, потом стремительно выздоровел. Что это было, сейчас, наверное, уже и не узнаем. Может быть, я еще два месяца назад переболел, сам этого почти не заметив. И о похожих ситуациях многие говорят.

«Карантин — это страшное слово. Очень многое зависит и от сознательности людей и от разъяснительной работы. Лично я уже две недели сижу дома и планирую так и продолжать» «Карантин — это страшное слово. Очень многое зависит и от сознательности людей, и от разъяснительной работы. Лично я уже две недели сижу дома и планирую так и продолжать» Фото: «БИЗНЕС Online»

«НЕПОНЯТНЫ ПОЗИЦИИ СЕЧИНА В СВЯЗИ С ПРЕКРАЩЕНИЕМ СДЕЛКИ ОПЕК+»

 Как в целом коронавирус меняет распределение сил во власти и как они изменятся по итогам карантина?

— Все участники властной коалиции пытаются себя проявить. Но мы же еще не знаем, понадобится ли вмешательство Росгвардии и/или армии. Присутствуем только при первом акте пьесы, в которой не менее трех актов.

 А какой сегодня расклад в «Политбюро» в свете последних событий? Чьи позиции усилились, чьи ослабли?

— С одной стороны, есть усиление Собянина, в том числе в связи с его новой формальной ролью главы рабочей группы Госсовета, но он и так усиливался. Очень достойно выглядит среди московских чиновников Анастасия Ракова.

Стремительно активизировался в информационной повестке Дмитрий Медведев со своей новой позиции заместителя председателя совбеза. Но это разовое выступление, и для новых информповодов пока окон нет.

В целом у совбеза сейчас ренессанс влияния, в том числе и у его секретаря Николая Патрушева.

Набрал очки Шойгу. Сильный имиджевый ход — помощь Италии со стороны наших военных. А вот МЧС сейчас практически не слышно, хотя я уверен: если бы Сергей Кужугетович оставался в этом министерстве, оно было бы сейчас ключевым ньюсмейкером.

Непонятны позиции Сечина в связи с прекращением сделки ОПЕК+. Но надо заметить, что Россия из ОПЕК+ не выходила, это саудиты вышли из сделки. У РФ была вполне взвешенная позиция: сохранить те параметры, которые есть на данный момент, и посмотреть, как будут реагировать рынки на коронавирус. А саудиты требовали радикального снижения добычи. Им подобное легко. Они закрутили задвижку — и все. А для нас это консервация скважин, увольнение людей. Причем консервация в северных условиях, когда лотерея, расконсервируешь ты ее потом или нет.

Для России это очень сложная история. Допустим, удерживали еще дальше высокую цену на нефть или даже пытаемся задрать ее выше. Кто выигрывает? Правильно: проекты с трудной нефтью, с битумной, с американским сланцем. Но ведь невозможно их бесконечно кормить. Позиция России была абсолютна рациональна, и не надо из Сечина какое-то пугало делать. Да, он продвигал идею о том, что изначально данная сделка была неправильной. Тут я с ним не соглашусь. В итоге 100 миллиардов долларов золотовалютных резервов мы получили во время действия сделки ОПЕК+. Да, сейчас национальная валюта упала. Но вспомним: она была и 85 долларов за рубль несколько лет назад. Кризис оказался очень серьезным, сегодня падение не очень большое, и я думаю, что так или иначе оно будет в течение года компенсировано.

«Мы же еще не знаем, понадобится ли вмешательство Росгвардии и/или армии. Мы присутствуем только при первом акте пьесы, в которой не менее трех актов» «Мы же еще не знаем, понадобится ли вмешательство Росгвардии и/или армии. Присутствуем только при первом акте пьесы, в которой не менее трех актов» Фото: kremlin.ru

 Думаете, рубль восстановится?

— Скорее нет, чем да. Но нефть по году на цифру 40 долларов за баррель может выйти, в данном случае среднегодовая стоимость будет 40. Та цена, при которой сверстан российский бюджет. Могу сказать, что российские власти и Новак как официальный переговорщик вели себя достаточно адекватно и гибко. Все вопросы — к саудитам, которые создают проблемы с этой историей и другим, и себе. Сейчас мы видим полемику «Роснефти» и «Лукойла», но я думаю, что так или иначе сложно вернуться к переговорам в форме ОПЕК+, чтобы Россия пришла и сказала: дескать, мы принимаем ультиматум и готовы идти на условия, которые нам выставляли. Думаю, что такого не случится и это было бы неправильно.

 Но в истории с Сечиным, говорят, Путин был серьезно недоволен…

— Поймите, это все прогнозировалось. И угрозы от саудитов звучали, что они начнут обрушивать цены на нефть, и наши просчитывали такой вариант. Подобное не значит, что Сечин уговорил минэнерго выкинуть какой-то фортель. Была согласованная позиция российской власти и нефтяных компаний: пойти на дополнительные меры по снижению добычи, которые предлагают саудиты, мы не можем. Точно так же, кстати говоря, не были готовы и другие участники сделки, не входящие в ОПЕК. И Казахстан, и Азербайджан оказались не в состоянии снизить добычу нефти в тех объемах, которые хотели саудиты. Практически все страны, которые в плюсе, сказали, что не потянут пропорциональную долю сокращения, которую им предлагали.

 Значит, говорить о том, что история с ОПЕК+ серьезно повлияла на политический вес Сечина и из-за него нефть упала сильнее, чем ожидалось, неправильно?

— Он же дал прогноз, что в конце года нефть будет 60. Надо подождать и посмотреть. Последние месяцы шли под знаком усиления Сечина. У нас практически все члены «Политбюро» набирали вес. Сейчас, в рамках идеологии автаркизации и создания внутри страны дополнительных контуров безопасности и самообеспечения, в первую очередь выигрывают крупные государственные и окологосударственные холдинги, которые работают в сфере медицины. Сейчас срочно возводятся дополнительные медицинские мощности. Это хороший заработок. Работа над вакциной — тоже серьезная история. Понятно, что люди что-то получат. Для тех, кто производит медицинские маски, антисептики, сейчас золотое время.

«Москва — это самый космополитичный российский город с самым большим количеством внешних связей. Естественно, в Москве все жестче и это абсолютно правильно» «Москва — самый космополитичный российский город с самым большим количеством внешних связей. Естественно, в Первопрестольной все жестче — и это абсолютно правильно» Фото: Алексей Белкин

«УРОВЕНЬ НАШИХ ГРАЖДАНСКИХ СВОБОД И НЕЗАВИСИМОСТИ В БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ РЕЗКО СНИЗИТСЯ»

— Сейчас поправки в Конституцию отошли на второй план…

— Да, но Путин повел себя как ответственный политик. Несмотря на то что назначено число голосования и для него результат на общенародном голосовании значим, от даты 22 апреля отказались.

 Это логично.

— Тем не менее были же идеи не отказываться от этого и не переносить дату голосования.

— До ситуации с коронавирусом из-за поправок и обнуления создавалось ощущение, что в обществе назрел кризис доверия к власти, а сейчас есть интерпретация, что президент попытается заключить с обществом новый договор, демонстрируя, что все под контролем и будет хорошо.

— Да нет, просто так совпало — наложилось одно на другое. Никто же не просчитывал этот пандемический кризис. Вне зависимости от того, что окажется в поправках и как они будут расшифрованы в дальнейшем в российском законодательстве, ясно одно: у нас, как и во всем мире, радикально изменится модель взаимоотношений государства и общества.

Нам всем надо готовиться к тому, что уровень наших гражданских свобод и независимости в ближайшее время резко снизится. Сейчас мы видим несколько наивные сюжеты, когда людям приходят СМС-сообщения: мол, вы были в месте, где могли контактировать с человеком, больным коронавирусом, пожалуйста, самоизолируйтесь. Работают группы по отслеживанию контактеров с использованием системы распознавания лиц, чтобы выявлять нарушителей режима самоизоляции. Думаю, это цветочки. В ближайшее время и экономике, и обществу, и власти предстоят серьезные трансформации.

Похоже, что мы стремительно движемся в сторону электронного голосования через портал госуслуг. Думаю, что небольшая победа, которую одержала российская ассоциация по связям с общественностью, когда добилась того, что разрешили хотя бы половину подписей за выдвижение кандидатов собирать через портал госуслуг в электронном виде, была первой ласточкой.

«Путин повел себя как ответственный политик. Несмотря на то, что была назначена дата голосования и для него результат на общенародном голосовании был значим, но отказались же от даты 22 апреля» «Путин повел себя как ответственный политик. Несмотря на то что назначено число голосования и для него результат на общенародном голосовании значим, от даты 22 апреля отказались» Фото: Алексей Белкин

«ОППОЗИЦИОННЫЙ АКТИВИЗМ МОЖЕТ ПЕРЕМЕСТИТЬСЯ В СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ»

— Удалось ли Путину снизить напряжение в обществе, которое накапливалось в последнее время?

— Я думаю, ВЦИОМ достаточно оперативно даст цифры по отношению граждан к обращению президента и предложенным инициативам, но в целом пиковая точка кризиса не пройдена. Пока реакция очень аккуратная. Думаю, масштаба проблемы общество пока не осознало. Не исключаю, что через какое-то время понадобится еще одно обращение президента и какие-то дополнительные меры. Ситуация не выглядит разрешенной. Пик впереди.

— Нерабочая, но оплачиваемая неделя может быть инъекцией против возможных протестов?

— Я думаю, что мотивация на активный уличный протест резко упадет. Это неизбежно. Но есть другая проблема: сейчас оппозиционный активизм может переместиться в социальные сети. Людям делать нечего, они сидят в интернете. И тут важность разъяснения мер, которые предлагают власти, становится критически значимой. Разъяснения должны быть не только в традиционных средствах массовой информации, но и в соцсетях. Должны появиться новые авторитетные фигуры, которые понятно объясняют суть происходящего в этой нашей новой реальности. В медицинской среде такой авторитет появился — это главврач больницы №40 в Коммунарке Денис Проценко. Но должны быть люди в административном поле, которые бы комментировали те или иные действия властей. Нужна разъяснительная рутина. Все должны знать, что раз в день в 12 часов, например, выйдет человек и ответит на все вопросы. Такого пока нет.

— Ток-шоу сейчас привлекают разных экспертов.

— Нет, это должен быть официальный уполномоченный представитель правительства или кто-то от рабочей группы Госсовета. И в ежедневном режиме должны даваться разъяснения. Кстати, на региональном уровне подобное делается. Тот же самый Андрей Воробьев дает ежедневные комментарии в социальных сетях по ситуации с коронавирусом в Подмосковье. Это удачный формат, и он хорошо расходится в соцсетях и мессенджерах.

— Можно ли сказать, что коронавирус, как это цинично ни звучит, сыграл на руку Кремлю? Протестовать не время сейчас, «отечество в опасности». И даже после того, как проблема короновируса уйдет, данный фактор (надо всем сплотиться перед лицом угрозы) будет сохраняться. Как считаете?

— Наша власть гораздо более комфортно, органично и естественно себя чувствует, когда есть кризисная ситуация, с которой надо бороться. Когда есть понятный враг, власти удобнее работать в системе вертикали и гораздо проще убедить население, что она о нем заботится и принимает все необходимые меры.

Но рано или поздно мы выйдем из чрезвычайщины. И тогда будут иные запросы на стилистику поведения власти.

 Говорят, что голосование по Конституции пройдет 12 июня, но если ситуация с коронавирусом будет продолжаться, то данное событие могут сдвинуть на осень. Какие риски и возможности дает для власти перенос голосования?

— Я не вижу больших рисков в связи с явкой. Протестники скорее будут бойкотировать голосование, но если снять KPI по явке, то всегда можно объяснить невысокие показатели тем, что люди боятся, ибо только что бушевала эпидемия. Тем более что на самом деле юридически все, что требует законодательство, принято, поправки подписаны.

 Могут ли отменить (или перенести) выборы в этом году из-за коронавируса? Кому подобное будет на руку: партии власти, оппозиции? Почему?

— Такое уже происходит — переносят весенние выборы муниципального уровня. Партия «Единая Россия» впервые проведет свои праймериз исключительно в электронном формате. Кому это на руку? Все просто: кто вовремя сориентируется, тот и молодец. Бенефициарами могут стать и власть, и оппозиция.

— Какие риски для политической системы несет коронавирус?

— Неизбежное резкое падение экономики и уровня жизни. Изменение традиционного уклада жизни. Как итог — значительная перекройка партийного пространства.

Хотя поразительно, насколько вяло и пугливо ведут себя сейчас партийные проекты второго-третьего эшелона. Им по логике вещей нужно сейчас перехватывать повестку или хотя бы находить там свое место. Но нет. Как будто ждут, пока начальство раздаст темники и даст отмашку.

Очень большие проблемы будут у политиков-западников. Пока модель западной демократии не демонстрирует высокой эффективности в борьбе с эпидемией. У сторонников «китайского пути» и «почвенников» появятся новые аргументы.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (83) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
31.03.2020 08:28

Элита к сожалению думает,что она бессмертна.

  • Анонимно
    31.03.2020 08:28

    Элита к сожалению думает,что она бессмертна.

    • Анонимно
      31.03.2020 09:32

      Элита всегда цепляется за власть.
      Власть в РФ - это деньги, заказы, контоль фин потоков, высок соц статус.

      • Анонимно
        31.03.2020 11:46

        Что за бред? Они такие же люди как и мы. Точно также болеют вирусом. Точно также изолируются.

      • Анонимно
        31.03.2020 11:48

        Сейчас это абсолютно не важно. Наша главная задача остановить вирус, пока не такая критичная ситуация как в Европе, это можно сделать посидев дома!

        • Анонимно
          31.03.2020 13:05

          Да - главное эпидемия. Самоизоляция. И все же илита вцепилась цепко за власть. Вирус пройдет, через какое то время, а эти нет. не надо говорить что это абсолютно не важно. Важно. Но после карантина

          • Анонимно
            31.03.2020 22:35

            Элита в России - это такой же вирус -
            и Россия больна им с 90-ых

        • Анонимно
          31.03.2020 14:14

          Вряд ли нас ожидает такая же эпидемия как в Италии или Испании. Меры были приняты своевременно.

      • Где вы в России видите элиту ?

    • Анонимно
      31.03.2020 09:34

      В РФ и РТ ещё никто добровольно не уходил из власти. По 20 лет "работают".
      Страна незаменимых руководителей.

      • Анонимно
        31.03.2020 11:32

        Вам ли не знать, как провинившихся закрывают. Леонида Маркелова вспомните хотя бы, сидит сейчас, стихи слогает.

        • Анонимно
          31.03.2020 12:10

          А за что Маркелова убрали, за демократию?)) Просто он новую команду не устроил и всего делов.

      • Анонимно
        31.03.2020 12:07

        Что там руководители РТ, мэры уже по 15 лет сидят без выборов всенародных. Вот с них хотя бы начать.

        • Анонимно
          31.03.2020 12:26

          Это святое дело- клан, семья. Представляете как они сплотились друг с другом за годы совместной и сплоченной работы. Кого они могут впустить в " ближний круг"?

        • Анонимно
          31.03.2020 14:15

          Всенародные выборы мэров... это как?

          • Анонимно
            31.03.2020 18:40

            Это правильно и хорошо.

          • Анонимно
            31.03.2020 21:31

            Всего народа проживающего в данном городе. Что не так? Не нравится слово народ? Это обозначение всех жителей всех городов!

          • Анонимно
            1.04.2020 09:41

            В РФ народ и выборы - несовместимые понятия.

          • Анонимно
            1.04.2020 09:42

            В РФ выборов нет, есть только манипуляция сознанием и политтехнологии.

      • Анонимно
        31.03.2020 14:15

        ДА и пусть не уходят. Если работают эффективно и толково, зачем что-то менять?

        • Анонимно
          31.03.2020 18:43

          КАК зачем? Это Закон. Много более эффективных и толковых. НЕ заменимых нет

        • Анонимно
          31.03.2020 21:33

          Дайте и другим такие же дома построить и жить сразу в двух!))

        • Анонимно
          1.04.2020 08:51

          Без сменяемости власти не устранишь клановость, коррупцию.

        • Анонимно
          1.04.2020 08:53

          Не сменяемый руководитель начинает идентифицировать себя со своей должностью, путать государственное с личным.

    • Анонимно
      31.03.2020 09:35

      Монархии нет, цари, князья, дворяне остались.
      Царизм - основа менталитета власти РФ.

    • Анонимно
      31.03.2020 14:14

      Комментарий не о чем. Элита разве не забоится о не распространении вируса? Не пытается помочь бизнесу и населению?

      • Анонимно
        31.03.2020 16:49

        Согласен, делает более чем достаточно, сами посмотрите

      • Анонимно
        1.04.2020 08:55

        14.14. В данном случае элита вынуждена заботиться о народе. Короновирус на погоны и карманы не смотрит.

        • Анонимно
          1.04.2020 10:20

          Смотрит еще как. Болезнь завезена. Мажоры. И они лучше защищены

    • Анонимно
      31.03.2020 19:47

      Раскрою тебе тайну- так думает не только элита.

  • Анонимно
    31.03.2020 08:41

    если бы этого вируса не было бы его стоило придумать так как сейчас обстановка в стране как в августе 1991г тогда властям не удалось загнать людей по домам и гкчп провалилось страна рухнула сейчас люди загнаны по домам и вводить в столицу войска в том объеме который был в 1991г нет необходимости они и так по домам сопротивления большого не будет так что ожидаю танец маленьких лебедей

    • Анонимно
      31.03.2020 09:45

      Вы не понимаете абсолютную разницу ситуации 1991 и 2020 г.
      Сегодня ЧС и ЧП не вводят в Москве и других крупных городах только из за позиции финансово-промышленных кланов этих городов.
      В той же Москве уже почти принято было решение о введении ЧС и ЧП, но в виду того, что руководством ЧС и ЧП должны были стать абсолютно другая группа и люди , Собянин и другие упросили ВВП не вводить эту систему.
      Таим образом мы видим, что не Здоровье граждан является целью региональной власти, а сохранение власти как таковой у себя в региооне.
      В том числе и в РТ.

      • Анонимно
        31.03.2020 10:29

        ситуация очень похожая кризис в стране кризис власти авторитет власти падает хаос нарастает та система власти что была до этого уже не способна навести порядок а насчет здоровья вы правы к нашему здоровью это отношение не имеет ну а путин отдал подготовку к режиму чс или гкчп на уровень регионов ибо федеральная власть уже не обладает достаточным авторитетом все идет по сценарию советскому когда брежнев отдал многие функции союзного руководства которые были во времена сталина и хрущева в республики и области

    • Анонимно
      31.03.2020 12:13

      Абсолютно с вами согласен! Эта вся кампания с вирусом специально педалируется, чтобы потом, люди сказали как всегда- " мы потерпим лишь бы не война"! Вот почему обстановка нагнетается , как в военное время.

      • Анонимно
        2.04.2020 11:23

        12.13 Для чиновников экстремальные случаи дают возможность выдвинуться, выслужиться, показать себя. Поэтому перегибы будут.

  • Анонимно
    31.03.2020 08:48

    Россия может сделать благополучными всех россиян.

    но не может победить и прокормить жадность "элиты"

  • Анонимно
    31.03.2020 09:17

    Провластного политолога скучно читать, одни оправдания

    • Анонимно
      31.03.2020 09:48

      09.17.

      Зачем тогда читаешь?.
      Читай Каспарова,Касьянова,Ходорковского и т.д. - мечтающих уничтожить Россию..

      • Анонимно
        31.03.2020 11:06

        Истину получаешь при анализе различных источников. И прошу не путать Россию и кооператив "Озеро"

        • Анонимно
          31.03.2020 13:11

          11.06.

          Не юли.Такие как вы ненавидите Россию и всех россиян.

          • Анонимно
            31.03.2020 13:53

            Просто разделяй понятия Родина и государство.

            • Анонимно
              31.03.2020 14:16

              а чем они отличаются земля ведь очень маленький шарик почему я должен предпочитать одно место шарика другому правда пацаны выросшие в дворовых бандах и дравшихся с соседними дворами почему то делят по привычки бандитской на своих и чужих я не участвовал в этих бандах и для меня понятия мой двор не существует

            • Анонимно
              31.03.2020 14:27

              13.53.

              Родины без государства не бывает..
              Разница только в том, что вам нужны во власти такие как Ходорковский,Навальный и прочие.
              А меня вполне Путин устраивает, у него ошибок хватает, но не ошибается кто ничего не делает.

              • Анонимно
                31.03.2020 15:12

                Заминусуют Вас быстренько здешние ненавистники России, не удивляйтесь. А сказали Вы всё в точку. У них сейчас в тренде отговорка якобы они не против России, а против правительства. Власовцы так же говорили, прислуживая врагу страны.

                • Анонимно
                  31.03.2020 16:11

                  я поставил минус ибо помню как эти дворовые хулиганы делили город на свой двор и чужой и били случайно зашедших людей потому что они не из их двора били ногами обутыми в ботинки с металлическими подковами в них было столько злобы и ненависти столько же сколько в этих любителей родины россии читаешь становится страшно мы опять идем в эти лихие 60е 70е 80е 90е ибо это те же дворовые хулиганы двоечники для которых главное в жизни десятером побить ногами в ботинках с металлическими подковами одного и поэтому хочется бежать от этой так называемой родины россии ибо эта ненависть уничтожает душу человека и рядом с ним страшно находится

                  • Анонимно
                    31.03.2020 17:52

                    16:11 Так Вы космополит батенька! Ну так объясните гражданам США или Израиля, что патриотом своей страны быть нехорошо. А то у них даже уроки в школах начинаются с гимна и прочих патриотизмов. Заодно объясните Пентагону, что окружать чужие страны военными базами нехорошо, потому что у жителей этих стран возникает дискомфорт из за чувства беззащитности и как следствие желание нейтрализовать пятую колонну.

                    • Анонимно
                      31.03.2020 18:27

                      вы правы я космополит и мне все равно жить где несколько лет назад была история один популярный во всем мире артист комик из франции имеющий большие гонорары и любитель приложиться к рюмке решил сэкономить на налогах во франции они большие в россии налоги на граждан маленькие просто смешные по сравнением и с францией и с сша и с израилем поэтому он запросил у правительства рф российского гражданства ему тут же его дали хотя как известно простому смертному даже русскоязычному получить гражданство трудно даже невозможно в рф много было шума из россии артисты писатели ученые уезжают а в россию нет дали ему две квартиры в саранске и у рамзана через какое то время все стихло где то в завалявшемся сайте я прочитал что он покинул россию когда у него спросили почему он ответил если я захочу жить в хлеву я хлев найду и во франции я космополит и в хлеву жить не хочу а по поводу патриотизма в сша и израиле так там патриотизм другого рода там говорят почему я патриот потому что все что я делаю для себя семьи города страны и всего земного шара а в россии патриты это последжднее прибежище негодяев которые патриоты потому что ненавидят ну список кого они ненавидят вам лучше знать поэтому и сша и израиль и франция и англия это сообщающиеся сосуды для житья граждан ну а россию если кто и любит то на расстоянии ну а поводу пентагона и баз эту методичку нам всучивали всю жизнь потом только начинаешь понимать что без этого патриоты из хлева жить не могут

                      • Анонимно
                        31.03.2020 19:44

                        Спасибо Вам за честное подробное признание в ненависти к России. А то тут как правило ваши коллеги уверяют что страну то очень любят, но вот правители не те, нужно снова призвать варягов на правление или для начала выбрать их приспешников.

        • Анонимно
          1.04.2020 09:02

          11.06. Ещё никому не удалось получить истину. Человеку это не дано.

    • Анонимно
      31.03.2020 15:51

      Ну понятно что некоторым здесь не "скучно читать" только если в тексте как мантра повторяется :Мы все умрём если не призовём во власть наместников Запада вроде навальных или ходорковских с касьяновыми, чтобы через них разделить Россию на мелкие бантустаны под протекторатом Америки. Вот подобные тексты здешним "либералам"конечно нравятся.
      БО молодцы, печатают здесь разных авторов. Часто очень интересных.

  • Слишком много "хорошего" и "умного" со стороны власти.. Пытается навязать нам определенные мысли

    • Анонимно
      1.04.2020 09:12

      За Путина те, которые во власти, у власти, кормятся от власти. А их очень много.

    • Анонимно
      1.04.2020 09:13

      Короля делает свита. Прикормленная за 20 лет свита Путина не отпустит.

    • Анонимно
      1.04.2020 09:15

      Свита создаёт вокруг "короля" ареал не сменяемости. Убеждает в этом, прежде всего, самого короля.

    • Анонимно
      1.04.2020 09:16

      Путин сам удивляется: Никогда не думал задержаться во власти на 20 лет. А это всего лишь дело рук свиты.

    • Анонимно
      1.04.2020 09:17

      "Король" - лишь инструмент-прикрытие в руках свиты.

  • Анонимно
    31.03.2020 09:56

    неужели сечин, ротенберги, тимченки, ковальчуки, кабаева и иже с ними присоединятся к "среднему" классу и будут получать 17 тысяч рэ в месяц. или кто-то мечтает о "утром мажу бутерброд, сразу мысль - а как народ"? скорее поверю в христа, чем в способность властной "пены" разделять беды общества и способствовать улучшению качества жизни. пена на то и пена, чтобы только раздуваться пузырями, ослепляя блеском цветовой гаммы.

    • Анонимно
      31.03.2020 18:01

      Ну а чем вот интересно были лучше ваши березовские, гусинские и прочие "либеральные" олигархи, когда вы были у власти? Эти хоть что то производят для страны, а ваши же только растаскивали всё. Зарплату при них выдавали бартером. У нас например яйцами, а где то мебелью или хрусталёмю

      • Анонимно
        2.04.2020 11:31

        Сменяемость власти - общее демократическое правило без персонификации не за и не против кого-то персонально. Просто надо выполнять этот принцип ради нормальных общественных отношений.

  • Анонимно
    31.03.2020 09:58

    В очередной раз так называемая "элита" решает проблемы, ею же по недомыслию созданные, за счет народа. Голосование за поправки Конституции может вообще кануть в Лету, когда Гарант (изменений) осознает уровень неудовлетворенности людей

    • Анонимно
      31.03.2020 11:30

      про голосование вовсе рано говорить, поскольку президент дал четкое понимание: если врачи и эпидемиологи разрешат, голосование разрешат.

  • Анонимно
    31.03.2020 10:54

    «— Да, эти две цитаты не принесли много очков президенту. Я бы так аккуратно выразился».

    Цитаты о предпринимателях-жуликах и о 70% среднего класса становятся понятны, если рассматривать их в контексте полемики с условным Чубайсом. В 2012 году в интервью журналу "Медведь" Чубайс сказал, что эпоха стабильности завершилась, и смена тренда неизбежна. По его наблюдению, в процессе задействованы "сильнейшие глубинные тектонические силы", способные развернуть страну.
    Затем Чубайс завуалировал скрытую угрозу тем, что он под этими силами имеет в виду средний класс.

    Путин в интервью ТАСС дал понять, что он готов напрямую обратиться к народу и его поддержат 70% населения.

    Награждение генерала Шаймуратова званием Герой России можно расценивать, как готовность Путина перевести Россию на "шаймуратики".

    • Анонимно
      31.03.2020 18:28

      10:54 Ну это ведь смотря в каких кругах рассматривают те две цитаты. Например среди простого народа цитата о многих предпринимателях жуликах резко прибавила ему рейтинг. А разве частые статьи на БО о поимке таких предпринимателей и соответствующие комменты на такие новости не подтверждает эту мысль?

  • Анонимно
    31.03.2020 10:59

    Очередной апологет.
    "Грамотно", "ответственно", а на самом деле полная растерянность со стороны "федерального центра".
    Регионы, кто в лес, кто по дрова. Самые сильные и самостоятельные принимают решения сами, остальные ждут отмашки из Москвы. Татарстан, кстати, в очередной раз проявил себя свою субъектность и самостоятельность.
    Мюрид пишет, что Татарстан вполне может стать точкой сборки приволжских регионов, особенно на фоне явной растерянности и вялой реакции их руководства.
    Айрат

    • Анонимно
      31.03.2020 11:08

      Где вы видите такие точки сборки? Невнятные указания? Народ запугали, а реально никто ничего не знает

      • Анонимно
        31.03.2020 13:04

        11:08 "Лицом к лицу лица не увидать- большое видится на расстоянии".
        Посмотрим. Но Татарские власти проявляют решительность, а эффект увидим позже.

  • Анонимно
    31.03.2020 11:46

    Никто его уже не поддерживает.

  • Анонимно
    31.03.2020 11:49

    Все противоречия как минимум наполовину сглажены, объяснены вроде бы и даны формальные или полуформальные обоснования.Можно было раньше закрыть границы для туристов если не на 3 недели хотя бы на 10 дней из страны.

  • ПанАлекс
    31.03.2020 11:57

    НИЧЕГО нет пока от обещанного Путиным и огромная вероятность, что ничего и не будет, кроме мелких подачек крайне узкому кругу людей!
    1. Отсрочка налоговых платежей - это не ОТМЕНА платежей!
    2. Кроме закрытого перечня отраслей, к каким отнесено "пострадавшие предприятия" оказывается нужно доказывать, что у вы пострадали, типа снижения выручки, не менее 10% или появление убытков, если раньше прибыли.
    3. По кредитам тоже все на откуп самим банкам. Вот Сбер дает полугодовые каникулы по справке о наличии коронавируса...
    4. ЖКХ ни о каких поблажках и не слышали! А пени уже считают.
    5. Требования, инкассовые налоговой, требования приставов - ничего не отменили! Если и будут осрочивать - то уже следующие

    • Анонимно
      31.03.2020 19:26

      А снижение социального налога на 15%.Ради этого можно потерпеть некоторый дисконфорт сегодняшнего дня.

      • Анонимно
        31.03.2020 20:41

        Пенсионный фонд будет дефицитным. Старшему поколению могут задерживать пенсии. Это не та мера сегодня которая стабилизирует систему. Лучше бы НДС отменили.

  • Анонимно
    31.03.2020 11:59

    Ручной политолог - недоразумение какое-то. Называйте его PRщиком что ли.

  • Анонимно
    31.03.2020 13:00

    К имеющим излишки богатства,прикрепить от 10 до 100 голодающих на кормление.

    • Анонимно
      31.03.2020 20:34

      Эти голодающие сегодня в магазинах спиртным затариваются на две недели. Когда из мозгов россиян выветрится слово» экспроприация» , тогда и отечественный капитал по офшорам прятаться перестанет. А сегодня любой бизнесмен живёт с мыслью , что завтра его разденут до нитки.

      • Анонимно
        1.04.2020 00:06

        Экспроприация выветрится - когда недра и заводы с пароходами вернут законному хозяину - народу. А так и не мечтай 20.34

  • Анонимно
    31.03.2020 14:12

    Это и логично. Очевидные вещи говорят какие-то.

  • Как вы оцениваете предложение снизить страховые взносы для малого и среднего бизнеса с 30 до 15 процентов?
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/463260
    Крайне отрицательно!
    По предложению Президента от зарплат до МРОТ - 30 %, выше - 15.
    Опять перевернутая пирамида.
    Разумным было бы ставку НДФЛ до МРОТ обнулить

  • Анонимно
    1.04.2020 09:27

    Удержание налога с депозитов надо поручить банкам. Не мучайте народ с декларациями.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль