Пандемия китайского коронавируса 
3.04.2020

Газетчики в шоке: «Продавать алкоголь в супермаркетах можно, а газету – нельзя!»

Гримасы «самоизоляции»: печатные СМИ на грани краха — власти Татарстана не сочли их товаром первой необходимости

Письмо Рустаму Минниханову шлют главреды ряда печатных изданий. Коронавирус поразил газеты: они не попали в перечень товаров первой необходимости, киоски закрылись. «Производить и печатать я могу, а продавать — нет», — говорят главреды: сотни и тысячи экземпляров уже напечатанных газет и журналов не дошли до покупателя. Второй удар коронавируса ожидается по начавшейся подписной кампании. Ожидания участников рынка — в материале «БИЗНЕС Online».

Татарстан, как и ряд других регионов, не включил печатные СМИ в перечень товаров первой необходимости. Поэтому торговым объектам со специализацией «Печать» запретили работать в обычном режиме Татарстан, как и ряд других регионов, не включил печатные СМИ в перечень товаров первой необходимости. Поэтому торговым объектам со специализацией «Печать» запретили работать в обычном режиме Фото: © Алексей Даничев, РИА «Новости»

ПИСЬМО 10: ПЕЧАТНЫЕ СМИ ПРОСЯТ МИННИХАНОВА СДЕЛАТЬ ИХ ТОВАРОМ ПЕРВОЙ НЕОБХОДИМОСТИ. В ШТАБЕ УЖЕ ДУМАЮТ

Издатели, редакторы русских и татароязычных частных печатных СМИ, а также их дистрибьюторы накануне отправили президенту РТ Рустаму Минниханову письмо с просьбой включить газеты, журналы, печатную продукцию в перечень товаров первой необходимости, которые можно свободно продавать во время карантина. Копия письма, под которым стоят подписи 10 редакторов и издателей, оказалась в распоряжении «БИЗНЕС Online». В частности, среди них «Антенна-Телесемь. Поволжье», «Комсомольская правда», «Теленеделя», «Коммерсантъ (Казань)», «Аргументы недели».

Слово в слово следуя распоряжению правительства РФ от 27 марта, Татарстан, как и ряд других регионов, не включил печатные СМИ в перечень товаров первой необходимости. Поэтому дистрибьюторам, нестационарным торговым объектам со специализацией «Печать» запретили работать в обычном режиме. В то же время указ президента РФ Владимира Путина от 25 марта разрешил СМИ продолжать деятельность. То есть производить и печатать газеты, журналы в Татарстане можно, а продавать — нет. Приостановка или блокировка распространения печатных СМИ поставила под угрозу существование целого ряда изданий, в том числе деловых, информационных, познавательных, и научно-популярных журналов, которые пользуются спросом в Татарстане.

В основном это негосударственные издания, которые делали ставку на розницу. Но и в государственных СМИ не в восторге от ситуации. По словам гендиректора АО «Татмедиа» Шамиля Садыкова, вопрос возобновления работы киосков рассматривается в оперативном штабе. «Часть киосков в республике продолжает работать и реализует наши издания, — пояснил он. — Важно, что львиная доля тиража изданий АО „Татмедиа“ — это подписка. „Татарстан почтасы“ не останавливает работу, наши подписчики получают газеты вовремя». Продолжает работу альтернативная доставка через волонтеров, сотрудников самих редакций, нет никаких препятствий продажам через те же продуктовые магазины. Редакции СМИ АО «Татмедиа» — газеты, журналы, телерадиокомпании — трудятся в ежедневном режиме. «Журналисты оперативно освещают новости на сайтах и в социальных сетях. Активность аудитории интернет-ресурсов выросла в последние дни на порядок — читатели ждут достоверную информацию, и журналисты в городах и районах понимают всю ответственность», — подчеркнул собеседник «БИЗНЕС Online». 

«Работаем как на войне», — рассказала представитель журнала «Антенна-Телесемь. Поволжье» (группа компаний Hearst Shkulev Media и «ИнтерМедиаГруп») Наталья Татарова о впечатлениях с начала введения жестких ограничительных мер на въезд и выезд из городов. Журнал печатается в Нижнем Новгороде, и казанский филиал продает его в Республике Марий Эл, Чувашии и Татарстане, средняя цена — 34 рубля. Последний номер вышел в среду тиражом 40 тыс. экземпляров. 10 тыс., предназначенных покупателям в РТ, осталось на складе! По словам Татаровой, из 30 тыс. экземпляров, что взяли на продажу, часть вернется — снизился трафик, закрылись киоски с сотрудниками старше 60 лет. «Журнал, печатные издания покупают по привычке, поэтому после карантина мы ощутим еще одно снижение тиража. А большинство киосков, у которых и до кризиса были проблемы, скорее всего закроется», — предположила она в разговоре с «БИЗНЕС Online». Тем не менее филиал подготовит к выпуску следующий номер с учетом снижения продаж.

Шамиль Садыков:  «Важно, что львиная доля тиража изданий АО „Татмедиа“ — это подписка. „Татарстан почтасы“ не останавливает работу, наши подписчики получают наши газеты вовремя» Шамиль Садыков: «Важно, что львиная доля тиража изданий АО «Татмедиа» — это подписка. «Татарстан почтасы» не останавливает работу, наши подписчики получают газеты вовремя» Фото: «БИЗНЕС Online»

МИННИХАНОВУ ПИШУТ ИЗ МОСКВЫ, А В РЕДАКЦИИ ЖДУТ ФИНАНСОВЫХ УДАРОВ

Из-за неоднозначной ситуации издатель газеты «Аргументы недели» в Республике Татарстан, Марий Эл, Чувашии и Ульяновске Ирина Мухина в понедельник отказалась от печати в типографии «Идел-Пресс» 10-тысячного тиража газеты, из которых 9 тыс. расходится в торговые точки, 1 тыс. — по подписке. Подписчики получили газету — ее напечатали в Москве без региональной вкладки и доставили читателям «Почтой России». Розничная цена газеты — от 35 до 45 рублей. «Письмо подписали не только издания, которые продаются, но и дистрибьюторы, — рассказывает Мухина. — По моему мнению, дотационные из бюджета РТ издания это затронуло в меньшей степени. Мы же „вольные стрелки“, которые нарабатывают аудиторию кровью и потом. Розничные продажи — наше все, потому что рекламные доходы в „Аргументах недели“ не являются основными. Жду финансовый удар в ближайшие две недели. Сложилась противоречивая ситуация, когда производить и печатать я могу, а продавать — нет. Получается, что продавать алкоголь в супермаркетах можно, а газету — нельзя!»

Сложности с реализацией печатной прессы подтверждают в казанском «Коммерсанте». «Мы лишились весомой части каналов сбыта, — рассказала корреспонденту „БИЗНЕС Online“ шеф-редактор издания Ольга Кудрина. — Ситуация усугубляется еще и тем, что не работают точки общепита, отели, куда мы поставляли часть тиража по спецконтрактам». Вариант снизить издержки за счет сокращения печатного тиража тоже не работает. Издательство «Идел-Пресс», которое печатает газеты, резко поднимает цену экземпляра, ссылаясь на рост собственных постоянных издержек. «Если сократить тираж вдвое, стоимость экземпляра может вырасти более чем в 2 раза, несмотря на снижение расхода типографской краски и бумаги», — поясняет Кудрина. От оценок потерь она воздержалась. Казанская редакция, напомним, издает не только печатную версию газеты, но и электронную, журналисты продолжают работу. «Лишать нас доходов тоже не стоит, за нами стоят коллективы», — резюмирует шеф-редактор, напоминая, что ряд регионов России включил печатную прессу в список товаров первой необходимости, реализация которых разрешена в условиях самоизоляции.

Во вторник, 31 марта, о перебоях в работе печатных СМИ РТ узнали в Москве. Замминистра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Алексей Волин написал письмо президенту РТ, в котором заявил, что утвержденный правительством РФ перечень товаров первой необходимости носит рекомендательный характер, расширить его может субъект РФ, как это уже сделал губернатор Ростовской области Василий Голубев. Пресс-секретарь президента РТ Лилия Галимова подтвердила «БИЗНЕС Online» получение письма от Волина на имя главы республики. «Решение этого вопроса сейчас в работе», — сказала она.

«БИЗНЕС Online» также направил запрос в агентство «Татмедиа», выполняющее в РТ функцию минпечати, о вариантах поддержки печатных изданий, но ответа на момент публикации получено не было.

Ольга Кудрина, «Коммерсантъ.Казань»: «Мы лишились весомой части каналов сбыта. Ситуация усугубляется еще и тем, что не работают точки общепита, отели, куда мы поставляли часть тиража по спецконтрактам» Ольга Кудрина, «Коммерсантъ (Казань)»: «Мы лишились весомой части каналов сбыта. Ситуация усугубляется еще и тем, что не работают точки общепита, отели, куда мы поставляли часть тиража по спецконтрактам» Фото: © Александр Кряжев, РИА «Новости»

ПОДПИСНАЯ КАМПАНИЯ ПОД УГРОЗОЙ. А БЕСПЛАТНЫЕ РЕКЛАМНЫЕ ГАЗЕТЫ ПОКА БОДРЯТСЯ

Ситуация затронула и частные татароязычные издания. Главный редактор общественно-политической газеты «Безнен гэжит» («Наша газета») Ильфат Файзрахманов рассказал, что тираж снизился на 2 тыс. розничных экземпляров, но осталось 10,5 тыс. подписных.

«Даже если печать вернут на полки, в киоски, это вряд ли поможет. Все сидят по домам на самоизоляции, — отметил он, уточнив, что для выпуска последнего номера три дня не выходил из редакции: сотрудники на „удаленке“, процессы тормозятся. — И потом, киоски работают с нами нечестно, есть недоимки. Мы продаем одну газету за 11 рублей, а в киосках она стоит 25–35 рублей. Наценка под 300 процентов! Непроданные газеты возвращают обратно. Работаем в убыток, потому что это поддерживает тираж, люди видят издание в рознице. Так что уход с полок некритичен. Проблема в том, что началась подписная кампания и она уже вряд ли станет успешной. Бюджетные газеты как были, так и будут, а частным окажется трудно».

Не успел уменьшить заказ редактор газеты «Сиражи сузе» Искандер Сиражи, у него в редакции лежит 700 номеров для розницы. «В подписную кампанию раскидаем по районам потенциальным читателям», — сказал он, уточнив, что тираж издания — 8 тыс. экземпляров.

Главный редактор газеты «Казанские ведомости» Венера Якупова рассказала, что в понедельник дистрибьюторы аннулировали заказы, поэтому тираж упал с 22 тыс. до 19,5 тыс. экземпляров. «Розницу временно потеряли. Но есть подписка, почтальоны продолжают работать, доставлять газету», — отметила она. Несмотря на режим массовой самоизоляции, «Казанские ведомости» не останавливают подписную кампанию. В номере за 2 апреля опубликовали шпаргалку для читателей о том, как подписаться на газету в интернете. «Конечно, люди стали тратить больше денег на товары первой необходимости, но мы надеемся сохранить аудиторию, — рассказывает Якупова. — Как режим самоизоляции скажется на подписке? Пока об этом сложно говорить».

Венера Якупова, «Казанские ведомости»: «Розницу временно потеряли. Но есть подписка, почтальоны продолжают работать, доставлять газету» Венера Якупова, «Казанские ведомости»: «Розницу временно потеряли. Но есть подписка, почтальоны продолжают работать, доставлять газету» Фото: «БИЗНЕС Online»

В АО «Татмедиа» смотрят в будущее подписки со сдержанным оптимизмом. «Подписная кампания пока в начальной стадии — была досрочная подписка на второе полугодие, и часть подписчиков уже выписали наши издания, будет декада льготной подписки. Мы уверены, что сохраним наших подписчиков», — отметил Садыков.

Поползли на рынке и слухи о тяжелой ситуации в бесплатных рекламных газетах, для которых одним из важнейших каналов реализации была раздача на улицах, в метро, заведениях общепита и по почтовым ящикам населения. Бизнес режет рекламные бюджеты, и это не может не сказаться на финансировании рекламных газет. Но, к примеру, в газете «Pro Город Казань» проблем не увидели. По словам директора издания Софьи Ильиной, редакция продолжает работу в привычном режиме. Никто не препятствует распространению газеты по почтовым ящикам, к тому же «не все умеют пользоваться интернетом, поэтому хотят получать печатные издания». Директор холдинга RNTI Media Group в Казани Антон Кривокорытов добавил, что ситуация быстро меняется, поэтому в компании наладили сотрудничество с одной из сетей магазинов. Оттока рекламодателей представители холдинга не заметили, отметив, что сейчас «самое время рекламировать себя и работать на формирование имиджа своего бизнеса», ведь люди сидят дома и проводят много времени за чтением различных СМИ.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (26) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
3.04.2020 15:03

Зря вы так. Бабушки очень много читают газеты именно на бумаге. Можно было бы не трогать.

  • Анонимно
    3.04.2020 08:15

    Электронные можно. Хватит лес вырубать.

    • Анонимно
      3.04.2020 13:20

      Какой смысл выпускать газеты, если профессия журналиста в России уничтожена ?! Пройдёт эта проклятая эпоха и выпишем журналистов из-за границы, как в своё время Пётр 1 выписывал мастеров различных ремёсел.

      • Анонимно
        3.04.2020 14:16

        Бред. А электронных СМИ кто работает? те же журналисты. А вот традиционные СМИ - точно никому уже не нужны.

        • Анонимно
          3.04.2020 14:40

          Нужны, я предпочитаю бумажные издания, там нет комментарий читаталей

  • Анонимно
    3.04.2020 08:21

    Вот о чем точно не жалею, то об этой макулатуре республиканского масштаба

    • Анонимно
      3.04.2020 08:37

      Как раз макулатура республиканского масштаба никуда не денется. Ее подпитывают из бюджета. Удар получают хорошие издания, тот же "Коммерс" или "Аргументы недели", а "районки" и прочий оплаченный бюджетом бумажный продукт не рискуют почти ничем.

      • Анонимно
        3.04.2020 09:30

        Может, в период кризиса, начать печатать районные газеты в виде рулонов сразу и на мягкой бумаге? Тиражи поднимутся, уверяю вас!

      • Анонимно
        3.04.2020 15:40

        А rто читает на бумаге "Коммерсант"?
        Ларечники, не пользующиеся интернет?

    • Анонимно
      3.04.2020 15:03

      Зря вы так. Бабушки очень много читают газеты именно на бумаге. Можно было бы не трогать.

  • Анонимно
    3.04.2020 08:30

    Будут ли сокращения штатов у электронных СМИ в Татарстане?

    • Анонимно
      3.04.2020 08:45

      Разумеется, будут, это лишь вопрос времени. Сокращения будут везде, кроме сфер производства и продажи средств защиты от мифовирусов.

    • Анонимно
      3.04.2020 20:11

      Вполне возможно, но это не касается замов.

  • Если Татмедиа и ТНВ полностью сократить я думаю особо сожалеть будут только десятки людей. Все равоих деятельность только на корзину.

    • Анонимно
      3.04.2020 15:06

      ТНВ консолидиует татар всего мира и выполняет большую роль, чем вкт и Госсовет.

  • Анонимно
    3.04.2020 10:01

    У печатных СМИ аудитория - 55+. Кто не дружит с интернетом. Но платежеспособен. Продаваемые печатные СМИ имеют подтвержденную оплатой аудиторию. А это уже неплохой по нынешним временам результат.

    • Анонимно
      3.04.2020 14:18

      моим родителям 67 и 70 лет. Читает бумажные газет (1 раз в месяц, когда я куплю и привезу) только папа, и то потому, что у него была операция на глаза и врачи сказали гаджетами не увлекаться пока. мама все читает в интернете.

  • Анонимно
    3.04.2020 10:18

    Газеты необходимы, так же как их продажи и доставка, особенно старшему поколению. Не менее чем медикаменты. и истории остается след. Что почитал в сетях через полдня перебили другие новости и все забыл. Как сказал Наполеон- "Это сосредоточенный клуб. Газета воздействует на своих
    подписчиков. как оратор на своих слушателей."

  • Анонимно
    3.04.2020 10:58

    Газеты пора закрывать. Абсолютно ненужные приблуды нынче, а если светится слово "татмедиа" и тнв, то и подавно!

  • Анонимно
    3.04.2020 11:44

    Я удивляюсь а кто же час читают газеты и журналы?! кому они нужны? Даже в деревнях есть интернет, телеки показывают минумум 150 каналов. гос СМИ тем более надо закрыть. Там кроме обмана и сплети больше ничего.

    • Анонимно
      3.04.2020 12:14

      Вы давно были в деревне? Какой интернет? Где там интернет? В райцентрах может и есть.

  • Анонимно
    3.04.2020 14:21

    У меня сосед "воспользовался" выходными и беспробудно бухает дома...

    • Анонимно
      3.04.2020 15:05

      Много таких. Из новогодних каникул еле приходят в себя, а тут целый месяц. Некоторые регионы уже закрыли алкомаркеты.

  • Анонимно
    3.04.2020 14:28

    Чрезвычайная ситуация ускоряет структурные перестройки. Бумажные СМИ - пережиток прошлого. Их вяло поддерживала власть за когда-то оказанные услуги, как синекуру для своих и т.п. Сейчас - нет ни возможностей, ни желания. И власти рады избавиться от этого "чемодана без ручки". Ушла ВК в он-лайн, и что? Кто об этом пожалел (кроме почтовиков и доставщиков)?

  • Анонимно
    3.04.2020 15:49

    Сегодня обошел несколько ближайших работающих магазинов и почтовых отделений - ни в одном не нашел "Телесемь", нигде нет. А тут пишут, что на складах остались 10 тысяч экземпляров. Ну хорошо, газетные киоски закрылись, так почему в ту же "Пятерочку" не завезти? В каждом продуктовом магазине есть стенд продажи газетных изданий, так на них только кроссворды и комсомолка недельной давности. Как я понимаю, проблема не в отсутствии спроса, а в не гибкости подхода к реализации.

    • Анонимно
      3.04.2020 16:36

      Срочно в Татмедиа штат зам по Пятёрочке со своими замами.

  • Анонимно
    3.04.2020 20:21

    Лейла Фазлыевна,скажите пожалуйста,почему нельзя работать магазинам стройматериалов площадью до 100 кВ м?Ведь они реализуют необходимые товары для населения именно в период самоизоляции-перчатки,садовый инвентарь, бытовая химия и т.д. Если думаете относительно наибольшего распространения вируса именно в строительных магазинах-ведь народу ещё больше в продуктовых магазинах. Впрочем,в каких то районах они работают,а в каких то нет. Проанализируйте пожалуйста.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль