Интервью экспертов по COVID-19 
5.04.2020

Главный фтизиатр ПФО: «Говорят, что из-за коронавируса надо чаще мыть руки, – звучит дико!»

Завкафедрой КГМА о том, спасет ли нас вакцина БЦЖ, 40 ударах «по заднице» нарушителям карантина и судьбе курильщиков в «эпоху коронавируса»

«Сегодняшнее распространение коронавирусной инфекции можно сравнить с гриппом», — считает заслуженный врач РФ Равиль Валиев. Однако это не значит, что к происходящему нужно относиться легкомысленно, ведь от гриппа ежегодно в мире умирают 650 тыс. человек. Вот и для борьбы с коронавирусной инфекцией необходимо вводить военное положение, уверен наш собеседник. О том, как здесь помогут баня и горячий чай и кто на самом деле в зоне риска прямо сейчас, — в интервью профессора Валиева.

Равиль Валиев: «На сегодняшний день выдвигается очень много недостаточно обоснованных заключений и мнений различных специалистов и не очень специалистов о причинах распространения коронавируса» Равиль Валиев: «На сегодняшний день выдвигается очень много недостаточно обоснованных заключений и мнений различных профессионалов и не очень специалистов о причинах распространения коронавируса» Фото предоставлено Равилем Валиевым

«ДАВАЙТЕ  ЗАНИМАТЬСЯ РЕАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИКОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ»

— Равиль Шамилович, на этой неделе активно обсуждалась новость со ссылкой на американских врачей, согласно которой вакцина от туберкулеза может помогать при коронавирусе. Соответственно, страны, где прививают БЦЖ, меньше страдают во время нынешней пандемии. Что вы об этом думаете?

— К сожалению, на сегодняшний день выдвигается очень много недостаточно обоснованных заключений и мнений различных профессионалов и не очень специалистов о причинах распространения коронавируса. Серьезные исследования, на мой взгляд, еще впереди. Это же касается и роли БЦЖ (бактерия Кальметта – Герена — по фамилиям авторов, создавших ее) как средства борьбы с пандемией. БЦЖ была предназначена для вакцинации людей от туберкулеза. Со временем выяснилось, что, к сожалению, она не создает стопроцентной гарантии от заболевания туберкулезом. Однако дети, получившие БЦЖ, если и заболевали туберкулезом, то в легкой форме, поэтому в странах, где имеется высокая заболеваемость, в том числе в России, вакцинация сохранилась. Во многих других государствах она отменена.

— В чем суть вакцины БЦЖ?

— Вакцина БЦЖ создана из микобактерий туберкулеза бычьего типа, которые к вирусам никак не относятся. Это абсолютно другой класс микроорганизмов. Иммунитет при вакцинации БЦЖ не стойкий, раньше детей прививали при рождении в роддоме, затем тех, кто еще не заразился настоящими микобактериями туберкулеза, повторно прививали в 7, 14 и 17 лет. В настоящее время ревакцинация в возрасте 14 и 17 лет отменена.

На мой взгляд, вакцинация БЦЖ никак не может влиять на заболеваемость новым типом коронавируса. Если бы данная вакцина влияла на противовирусный иммунитет, то не было бы SARS, гриппа, ОРВИ, вирусного гепатита и так далее. Кроме этого, иммунитет, обусловленный БЦЖ, с возрастом угасает полностью. Связывать вакцинацию БЦЖ и коронавирус, во всяком случае, недостаточно профессионально с точки зрения фтизиатров. Так как в США вообще нет специальности «фтизиатрия», то их выводы можно считать, по крайней мере, абсолютно недоказанными.

Для доказательства надо изучить концентрацию антител у различных слоев населения в разных странах, а это дело не одного дня или месяца, поэтому давайте будем не обсуждать несбыточные мечты теоретиков от медицины, а заниматься реальной профилактикой коронавирусной инфекции, описанной в инструкциях.  

— Сейчас коронавирус — это новость №1. Вроде бы даже мы, простые обыватели, уж знаем о нем всё. Или есть еще белые пятна и для специалистов?

— Сегодня в СМИ уже достаточно много информации о заболевании, вызванном новым коронавирусом. Это освещается, тем не менее хотелось бы обратить внимание на некоторые детали, которые не получили отражения в масс-медиа, их нет даже в специальной литературе. Ответы на них пока остаются открытыми — наверное, подобное уже уточнится в процессе анализа той ситуации, которая сложилась в мире.

Когда мы говорим о новом коронавирусе, то необходимо указать, что, как известно, это не впервые появившийся вирус. Он так и называется SARS-COVID-2, поскольку заболевание, вызываемое коронавирусом, впервые было описано уже в 2002 году, тогда случилась эпидемия. Она была не такая большая, как на этот раз, но сопровождалась так называемым тяжелым острым респираторным синдромом, когда у людей в легких возникали вирусные пневмонии, которые в последующем в части случаев приводили к фиброзу легких. Поэтому сегодняшний COVID-19 — это в определенной степени повторение того, что уже было, но гораздо более масштабно и трагично.

Конечно, с одной стороны, СМИ, возможно, слишком ажиотажно преподносят всю эту информацию, но с другой — надо понимать, что пандемия оказала влияние на население и экономику всей планеты. Для людей не имеет большого значения статистика пандемии в разных странах, их не волнует, сколько человек умирает в том или ином государстве. Для конкретного гражданина имеет значение опасность лично для него — заболеет он или нет, может умереть или нет, поэтому здесь надо адекватно воспринимать мнение каждого человека и пожелание всего общества, в том числе и мирового сообщества.

— В разных странах коронавирусная инфекция распространяется различными темпами.

— Когда мы говорим о новом коронавирусе, то на сегодняшний день он очень многолик. Оказалось, что в Китае он протекает по одному варианту, в Италии — по другому. Как выяснилось, очень многое зависит от готовности общества в целом и конкретных людей в частности соблюдать противоэпидемические мероприятия, системы организации медицинской помощи. В России тоже есть особенность: если раньше мы говорили, что заболевает пожилое население, а молодые болеют реже и могут быть просто носителями коронавируса, то сейчас установлено, что в нашей стране заболевает в основном молодое население. Возможно, это связано с тем, что опыт итальянцев привел к тому, что наше правительство начало жестко вводить карантинные мероприятия и говорило о том, что в первую очередь люди пожилого возраста должны находиться дома и не подвергать себя риску заразиться.

«Вакцина БЦЖ создана из микобактерий туберкулеза бычьего типа, которые к вирусам никак не относятся. Это абсолютно другой класс микроорганизмов» «Вакцина БЦЖ создана из микобактерий туберкулеза бычьего типа, которые к вирусам никак не относятся. Это абсолютно другой класс микроорганизмов» Фото: pixabay.com

«К СЧАСТЬЮ, «ЗАРАЗИЛСЯ» И «ЗАБОЛЕЛ» — ЭТО НЕ ОДНО И ТО ЖЕ»

— Люди боятся заразиться коронавирусом. Считается, что в этом случае ты обязательно заболеешь и при неблагоприятных условиях умрешь.

— Очень часто у нас говорят «заразился», считая, что «заражение» и «заболевание» — одно и то же. К счастью, это не так. Заразился — это еще не значит, что заболел. Мы должны понимать, что, например, из 10 человек, которые находятся в контакте с больным гриппом, не все заболеют. Кто-то из них может вовсе не заразиться, кто-то может заразиться, а кто-то — заразиться и заболеть, четвертый человек — заразиться и тяжело заболеть, пятый — заразиться, заболеть и умереть. То есть даже в условиях одинакового контакта человеческий организм реагирует по-разному. У каждого свой индивидуальный иммунитет. Это зависит, например, от того, какие у него есть заболевания хронические, но не все хронические заболевания ослабляют иммунитет. Диабет, болезни органов дыхания могут ослаблять иммунитет гораздо сильнее. Онкологические больные получают химиотерапию, лучевую терапию — понятно, что их иммунная система менее адаптируется в таких ситуациях, поэтому они более подвержены подобного рода заболеваниям, а, скажем, тот же больной с обычным гастритом, вполне возможно, и не заболеет. Так что есть определенная группа заболеваний, которые могут значительно отражаться на иммунитете человека.

— Это и есть основная группа риска?

— Пока совершенно не звучит, а может быть, пока не изучена ситуация по заболеваемости COVID-19 людей, страдающих ВИЧ-инфекцией. Мне очень часто приходится работать с больными ВИЧ-инфекцией, у которых развивается синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД) и которые страдают одновременно и туберкулезом. Их лечат антиретровирусными вирусными препаратами в сочетании с противотуберкулезными лекарствами. Некоторыми этими антивирусными препаратами лечат и больных новой коронавирусной инфекцией. Это говорит о том, что и там и тут действие лекарств на вирус примерно одинаково. Мы должны понимать: если у человека с ВИЧ-инфекцией развивается СПИД, в зависимости от стадии данной болезни среди всех групп риска он еще более подвержен коронавирусной инфекции, просто о подобном пока не говорится, так как достаточно не изучено.

Поэтому хотелось бы предупредить тех людей, которые страдают ВИЧ-инфекцией, особенно тех, кто уже имеет СПИД, — они должны принимать антивирусные препараты, они как раз должны в первую очередь предохраняться. Такие люди прежде всего должны самоизолироваться и сидеть по домам, носить маски, мыть руки, поскольку это пациенты, которые наиболее подвержены риску заразиться и тяжело заболеть. Я подобное знаю хорошо, потому что уже в течение 40 лет занимаюсь туберкулезом и другими болезнями органов дыхания. Мы осведомлены, что больные с ВИЧ-инфекцией значительно чаще подвержены туберкулезу, пневмонии, другим инфекциям, их иммунитет очень сильно зависит от того, получают они лечение по поводу ВИЧ-инфекции или нет. К сожалению, среди больных ВИЧ-инфекцией очень много потребителей наркотиков, которые не всегда соблюдают режим, не всегда получают свои антивирусные препараты. Часто они имеют сочетание туберкулеза и СПИДа, в силу своего асоциального поведения очень часто нарушают режим, не соблюдают санитарно-эпидемиологический режим — и это является одной из причин распространения туберкулеза.

«Очень часто у нас говорят «заразился», считая, что «заражение» и «заболевание» — суть одно и то же. К счастью, это не так. Заразился — еще не значит, что заболел» «Очень часто у нас говорят «заразился», считая, что «заражение» и «заболевание» — одно и то же. К счастью, это не так. Заразился — это еще не значит, что заболел» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Ну и больные туберкулезом, наверное, входят в особую группу риска?

— Конечно, надо понимать, что при туберкулезе, если его не лечить, иммунитет тоже слабый, такие больные также будут подвержены заболеванию новой коронавирусной инфекцией. Поэтому не только те люди, о которых говорят в средствах массовой информации, должны предохраняться от коронавирусной инфекции, но и больные туберкулезом, ВИЧ-инфекцией. Если при сочетании туберкулеза и ВИЧ-инфекции к ним присоединится еще и коронавирус, то вероятность того, что такие граждане тяжело заболеют, очень высока. И конечно, медицинские организации должны особое внимание уделять данным пациентам.

В связи с тем, что я являюсь главным специалистом-фтизиатром по Приволжскому федеральному округу, приходится постоянно контактировать с главными фтизиатрами субъектов ПФО, ежедневно мы проводим консультации в сложившейся ситуации. Вместе с нашим головным Национальным медицинским исследовательским центром фтизиопульмонологии и инфекционных болезней минздрава России, на который возложено оказание организационно-методической помощи и при новой коронавирусной инфекции, мы регулярно размещаем информацию как для медицинских работников, так и для населения. Это пока позволяет сдерживать эпидемию, но я считаю, что если те категории населения, о которых я сейчас сказал, будут особо соблюдать режим самоизоляции, а медицинские организации станут обращать на них особое внимание, то подобное, конечно, позволит предупредить дальнейшее распространение коронавирусной инфекции.

— Вы имеете колоссальный опыт борьбы с туберкулезом, может, стоит размещать больных коронавирусом в ваших диспансерах, а не только в инфекционных?

— Надо еще понимать, что больных с ВИЧ-инфекцией, туберкулезом нельзя держать в обычных стационарах. Сейчас в России разворачиваются большие мощные стационары для лечения больных с COVID-19. И хотелось бы, чтобы медперсонал при работе с заболевшими обратил внимание и обязательно спрашивал, есть у пациента ВИЧ-инфекция и/либо туберкулез или нет. Это связано с тем, что проведенные в Китае исследования уже показали, что среди заболевших коронавирусной инфекцией чаще были больные диабетом, больные с сердечно-сосудистыми и онкологическими заболеваниями, но доля больных с туберкулезом оказалась наибольшей и составила 36 процентов. Необходимо учитывать, что у нас есть такие формы туберкулеза, лечение которых с помощью обычных лекарств затруднено, больной должен длительно (до двух лет) принимать пять-шесть резервных препаратов. Туберкулез — это тоже заболевание, передающееся воздушно-капельным путем. Если такие больные будут попадать в обычные инфекционные больницы, то пациенты с коронавирусной инфекцией могут заразиться еще и туберкулезом.

Поэтому противотуберкулезные диспансеры должны быть подготовлены к приему подобного рода больных. Сейчас в некоторых субъектах ПФО обсуждается вопрос о том, чтобы перевести туберкулезные больницы на прием больных с коронавирусной инфекцией, — подобного ни в коем случае делать нельзя, потому что, когда смешаются потоки данных пациентов, будет большая беда! Нельзя больных туберкулезом выписывать ради того, чтобы положить больных с коронавирусной инфекцией. Это приведет к тому, что у ослабленных больных к коронавирусной инфекции может присоединиться и туберкулез, поэтому для больных туберкулезом нужно сохранить их стационары, и в случае заражения коронавирусной инфекцией они должны лечиться в специализированных учреждениях.

«Хотелось бы, чтобы медицинские работники при работе с заболевшими обратили внимание и обязательно спрашивали, есть или нет у пациента ВИЧ-инфекция и/или туберкулез» «Хотелось бы, чтобы медперсонал при работе с заболевшими обратил внимание и обязательно спрашивал, есть у пациента ВИЧ-инфекция и/либо туберкулез или нет» Фото: «БИЗНЕС Online»

«БОЛЬНОЙ КОРОНАВИРУСОМ МОЖЕТ ЗАРАЗИТЬ 3–4 ЧЕЛОВЕК, БОЛЬНОЙ КОРЬЮ — 10–15»

— Велика ли смертность при коронавирусе?

— Очень важный момент, когда говорят о смертности. Смертность достаточно высокая при этой коронавирусной инфекции, но она не выше, чем при других. Больной коронавирусом может заразить 3–4 человек, больной корью — 10–15, то есть мы должны понимать, что есть другие инфекции, которые могут  распространяться значительно быстрее. Сегодняшнее распространение коронавирусной инфекции можно сравнить с гриппом. Ежегодно в мире, по данным ВОЗ, умирают от гриппа 650 тысяч человек, но никогда не поднимали такую волну, как сейчас. Грипп сам по себе опасен, после него остаются осложнения, он может приводить к бактериальным пневмониям, мне приходится таких пациентов ежегодно лечить. Пока при коронавирусной инфекции подобного нет. Это в первую очередь благодаря тому, что весь мир встал на борьбу с данной инфекцией. Если бы каждый год боролись с гриппом и туберкулезом так же, как с коронавирусом, то у нас и от гриппа, и от туберкулеза умирало бы гораздо меньше людей.

— Что необходимо предпринимать в нынешней ситуации?

— Вот говорят: «Коронавирус, коронавирус», — весь мир стоит на ушах, стоимость нефти рухнула, рубль рухнул, промышленность остановилась, казалось бы, все, конец… Но китайцы показали, что при правильной организации, жестком соблюдении дисциплины государственные органы могут справиться с развитием этой инфекции. Сегодня в Поднебесной промышленность снова начала подниматься, а та же Италия из-за собственной безалаберности, своих так называемых либеральных ценностей (когда им говорили, чтобы сидели дома, а они все равно гуляли) сейчас пожинает их грустные плоды. Когда речь идет о любой особо опасной инфекции, должны срабатывать законы военного времени. Именно такая жесткая система должна быть. Показывают же, что в Индии, если человек нарушает законы самоизоляции, подходит полицейский и просто бьет палкой, причем это всем демонстрируют, чтобы люди понимали: из-за безалаберности одного человека может пострадать большое количество законопослушного населения.

Поэтому те меры, которые сегодня вводятся президентом России, мэром Москвы, президентом Татарстана, правильные. С моей точки зрения, необходимо было вводить их еще раньше, запретить вылетать на отдых за границу, но опять-таки у нас демократия западного типа. Китайцы отлично показали, что можно справиться, но должен быть поставлен жесткий заслон, а мы все либеральничали.

— Некоторые известные в России люди тоже удивили своей безалаберностью, после поездок в Европу отправлялись на светские вечеринки вместо самоизоляции.

— Некоторые руководители в Татарстане тоже были в контакте, но продолжали работать, якобы у них анализы отрицательные, а должна быть жесткая система! В столице одного из регионов главного врача краевого тубдиспансера, которая приехала из Доминиканской Республики, где в общем-то тогда и не было по большому счету контакта с коронавирусной инфекцией, уволили за то, что она не самоизолировалась. Главный врач, заслуженный, хороший специалист. Да, она не болеет, никого не заразила, но халатность проявила. Краевой минздрав решил жестко. Я думаю, что и президент нашей республики должен был жестче поступить в назидание всем государственным чиновникам, чтобы понимали, что, когда речь идет об особо опасной инфекции, нет начальников, нет государственных служащих, нет рабочих. Не может быть двойных стандартов, все равны перед этой инфекцией! Любой воздушно-капельной инфекции плевать на то, это мэр какого-то города, чиновник высокого уровня или простой крестьянин, труженик. Все могут быть переносчиками инфекции.

Возвращаясь к вопросу о смертности от коронавируса, отмечу, что это 3–4 процента среди заболевших. Да, есть разные данные: в Италии среди пожилых — до 10 процентов, в Китае — 2–3 процента. Все зависит от работы медицинских служб, состава населения. Где-то старого населения много, где-то меньше. Очень многое зависит и от политической поддержки врачей. 

«Возвращаясь к вопросу о смертности от коронавируса, то это 3-4 процента среди заболевших. Да, есть разные данные, в Италии среди пожилых до 10 процентов, в Китае 2-3 процента» «Возвращаясь к вопросу о смертности от коронавируса, отмечу, что это 3–4 процента среди заболевших. Да, есть разные данные: в Италии среди пожилых — до 10 процентов, в Китае — 2–3 процента» Фото: © Мигель Кандела, РИА «Новости»

«ВСЕ ОБОШЛОСЬ МАЛЕНЬКОЙ ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЕЙ, ГОВОРЯТ: «ОЙ, СЕЙЧАС КОРОНАВИРУС, НАМ НЕ ДО ВАШЕГО ТУБЕРКУЛЕЗА»

— Фтизиатры ощущают такую поддержку — в России, мире?

— Каждый год в течение уже многих десятилетий туберкулезом заболевают в мире 10 миллионов человек, при этом умирают 1,8 миллиона. Это последние данные, а буквально 10 лет назад умирали ежегодно 3 миллиона. То есть в 10 раз больше населения умирало от туберкулеза, чем от коронавирусной инфекции в этом году, — и что? Государства какие-то карантинные меры вводили? А это воздушно-капельная инфекция, между прочим! Если при правильном лечении человек от коронавируса выздоравливает в течении двух-четырех недель, то больного туберкулезом надо лечить минимум полгода. У нас 24 марта прошел Всемирный день борьбы с туберкулезом — и что? Все обошлось маленькой пресс-конференцией, говорят: «Ой, сейчас коронавирус, нам не до вашего туберкулеза». Новый коронавирус уйдет по мере того, как у населения сформируется коллективный иммунитет, так же как ушел первый коронавирус, вирус Эбола и прочие, разработают вакцину… А туберкулез останется.

— Сейчас все переживают за здоровье героя страны последних недель — главврача инфекционной больницы в Коммунарке Дениса Проценко, у которого выявили коронавирус. Вы 40 лет проработали с туберкулезом, как умудрились не заразиться?

— К счастью, человеческий организм очень стоек к туберкулезу. Примерно к 30 годам у нас в России, к сожалению, им заражаются все. Заболевает сразу после заражения примерно 1 процент населения, в основном дети, в остальных случаях организм справляется, но остается носительство. Человек носит туберкулезную палочку у себя в течение всей жизни. В силу тех или иных факторов риска, о которых мы говорили (у кого-то онкология, у кого-то диабет, ВИЧ-инфекция и так далее), у него может возникнуть активный туберкулез. То есть человек рискует заболеть туберкулезом в течение всей своей жизни, если он заразился, поэтому  в первую очередь предохраняться нужно — это без сомнений. Бывает, что дети заразились, мы подобное выявляем тестами, назначаем лечение, чтобы у них не развился туберкулез в последующем, когда они станут взрослыми. А мамаши говорят: «А зачем? Это страшно». Потом, когда ребенок заболевает, став подростком или даже взрослым, эти мамы кусают свои локти: «Эх, если бы я его в детстве лечила!»

Вот такая же ситуация у нас сейчас с коронавирусом. Москву закрыли, а люди продолжают гулять. Вот если бы их, как в Индии, палками загнали домой, сказав: «Если еще раз появитесь на улице, получите 40 ударов палкой не только по заднице, но и другим местам», — тогда бы, наверное, народ понял. В условиях угрозы распространения особо опасных инфекций не до либеральных ценностей, должны работать законы военного времени, повторяю, это чрезвычайная ситуация.

«Респираторы имеют определенную градацию, которая позволяет действительно предохранять от многих воздушно-капельных инфекций, в том числе, и от туберкулеза» «Респираторы имеют определенную градацию, которая позволяет действительно предохранять от многих воздушно-капельных инфекций, в том числе от туберкулеза» Фото: © Александр Кряжев, РИА «Новости»

— Маски вы носите?

— Что касается фтизиатров, когда речь идет о туберкулезе, да, мы носим маски, но должны понимать, что имеются разные маски. Есть специальные маски, точнее, респираторы, они имеют определенную градацию, которая позволяет действительно предохранять от многих воздушно-капельных инфекций, в том числе от туберкулеза. При воздушно-капельной инфекции в подавляющем большинстве случаев обычные маски не помогают, тем не менее их надо носить. «Раз не помогают, то зачем носить?» — спросите вы. Когда человек без маски, если у него руки грязные, он будет непроизвольно, сам того не сознавая, трогать лицо, глаза может потереть, почесать в носу, вытирать уголки рта. Если человек надевает маску, в таком случае он уже грязными руками не касается данных органов, он через маску это сделает, то есть риск заразиться уменьшается. Если речь идет о туберкулезе, то четырехслойные марлевые маски, надевать которые сейчас агитируют, конечно, от туберкулеза не спасают, поэтому мы их не носим. Кроме того, знаем, что есть больные туберкулезом заразные, а есть незаразные, не от каждого больного туберкулезом можно заразиться.

— Конкретно вы как предохраняетесь от туберкулеза?

— Я еще в детстве, как и все мое поколение, был заражен туберкулезом. Помимо того, наша многолетняя работа в постоянном контакте с больными туберкулезом, по-видимому, в определенной степени вырабатывает иммунитет, поэтому и восприимчивость работников противотуберкулезной службы к инфекции меньше, чем среди основного населения. Вот сейчас говорят, что из-за коронавируса надо чаще мыть руки, — это звучит дико! Потому что их надо мыть всегда. Кроме коронавируса, есть дизентерия, кишечные инфекции и другие болезни. Чтобы не распространялся тот же грипп, надо мыть руки, носить маски, причем не только при коронавирусе, то есть это должны быть обычные средства гигиены. Мы же зубы чистим всегда, понимаем, что подобное надо делать, потому что, если их не чистить, то они, грубо говоря, сгниют. Точно так же нужно мыть руки: если человек пришел с улицы, держался за поручни в транспорте, подъезде и так далее. Есть ведь еще и инфекционные кожные болезни, другие кишечные инфекции. Руки надо мыть всегда! Этот вопрос даже не обсуждается.

— И маску носить тоже…

— Если идешь к какому-то родственнику, у которого грипп, конечно, надо надевать маску. Более того, больной человек обязательно сам должен находиться в маске, потому что, если он станет кашлять и чихать, эти капельки инфицированной мокроты будут далеко распространяться. То есть маску больным обязательно надо носить. Именно маску, потому что в респираторе они дышать не смогут, их лучше здоровым людям.

Конечно, когда речь идет о туберкулезе, у нас все, кто поступает на работу, проходят профилактический осмотр, включая флюорографию. Мы каждые полгода проводим флюорографию у себя, профилактические осмотры. Если контактируем с тяжело больными, то получаем в случае необходимости профилактическое лечение специальными препаратами. Потом, когда я смотрю снимок больного, то уже знаю, потенциально он может быть опасным для окружающих или нет. Кроме того, он сдает мокроту, изучаем, какие микобактерии к каким препаратам чувствительны, какие требуются особые подходы в лечении. Конечно, каждый день на работе я маску не ношу, потому что знаю, что она не спасает от туберкулеза, а руки мою всегда.

«Сейчас говорят, что из-за коронавируса надо чаще мыть руки — это звучит дико! Потому что руки надо мыть всегда» «Сейчас говорят, что из-за коронавируса надо чаще мыть руки, — это звучит дико! Потому что их надо мыть всегда» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ЛЕВ ЛЕЩЕНКО — МОЛОДЕЦ, ВОВРЕМЯ ЛЕГ В СТАЦИОНАР»

— Сейчас появляются страшилки, что коронавирус приводит к фиброзу легких…

— Если человек переносит тяжелую форму коронавирусной инфекции, которая вызывает тяжелый острый респираторный синдром или вирусную пневмонию, то в части случаев возникает пневмосклероз, нарушается воздухообмен, у человека может быть дыхательная недостаточность. Поэтому для того, чтобы не доводить до тяжелого состояния, при первых признаках недомогания, когда у вас еще небольшая температура субфебрильная (37,2 и выше), когда еще только першение в горле, не надо думать, что это обычная вирусная инфекция, необходимо вызывать врача! Только с помощью специальных методов можно отличить обычную вирусную инфекцию от коронавирусной.

В условиях эпидемии люди боятся обращаться к врачу: мол, пойду, а меня потом в инфекционную больницу положат. Так лучше вовремя лечь! Лев Лещенко — молодец, он вовремя лег в стационар и, слава богу, уже из реанимации вышел. А если бы вовремя не обратился за медицинской помощью, то, вполне возможно, умер бы. Я думаю, что у него не будет фиброза, дыхательной недостаточности и всех проблем, связанных с этими вещами.

— Не может ли произойти фиброз без явных признаков коронавируса — температуры, ломоты в теле и так далее?

— Нет, фиброз развивается при тяжелых формах коронавирусной инфекции, просто так он не возникает, поэтому и нужно своевременно обратиться к врачу, вовремя начать лечебные мероприятия, так как обычные лекарства при коронавирусной инфекции не помогают, при тяжелых случаях надо назначать антиретровирусные и другие препараты. Они не продаются просто так в аптеке, а будут назначаться в инфекционной больнице, потому что их нужно использовать очень и очень грамотно. По интернету лечить коронавирусную инфекцию нельзя, у нас ведь население считает, что в сети все написано: дескать, вот я возьму и так пролечусь. Из-за самолечения, самонадеянности, думаю, многие люди и пострадали, в том числе в Италии.

«Лев Лещенко молодец, он вовремя лег в стационар и, слава богу,  уже из реанимации вышел. А если бы вовремя не обратился за медицинской помощью, то вполне возможно умер бы» «Лев Лещенко — молодец, он вовремя лег в стационар и, слава богу, уже из реанимации вышел. А если бы вовремя не обратился за медицинской помощью, то, вполне возможно, умер бы» Фото: © Евгений Одиноков, РИА «Новости»

— Прошла информация, что среди «коронавирусников» минимальное число курильщиков. Это фейк или нет?

— Да, в некоторых исследованиях было показано, что среди курящих заболеваемость ниже по сравнению с теми, кто не курит. По моей версии, подобное связано с тем, что человек вдыхает горячий дым, температура возгонки табака составляет более 100 градусов, а вирус погибает при температуре 60–70 градусов, поэтому возможно, что вдыхание этого горячего дыма приводит к тому, что вирус умирает у курящих. Но зато мы точно знаем, что если вирус все-таки попал в организм человека, то курящий в подавляющем большинстве случаев тяжело болеет и даже умирает. Болезнь тяжело протекает, потому что у такого человека есть хроническая обструктивная болезнь легких, другие болезни и все прочее. Поэтому ссылаться на то, что можно курить и тогда вируса не будет, — это абсолютно неправильно. Да, пока такое до конца не выяснено, поэтому лучше пейте горячий чай!

Я живу на даче (специально уехал, у меня здесь сосновые деревья), на самоизоляции, хотя нигде за границей в период пандемии не был, работаю, больных смотрю тоже. Возможно, среди них могут быть носители коронавирусной инфекции. Как сам предохраняюсь от этого вируса? Каждый день топлю баню, я и моя жена (она тоже врач) сидим в сауне и паримся, потому что температура там у меня составляет 80 градусов и выше. Я дышу этим воздухом для того, чтобы вирус, даже если он и попал, можно было убить. У меня березовые веники, сосновые ветки, потому что там фитонциды, убивающие и микробы, и вирусы. Я не курю и другим не советую. Конечно, париться надо индивидуально. Собираться в бане по 10–15 человек не нужно — так можно быстрее подхватить инфекцию. 

— И чай пьете горячий?

— И чай пьем горячий, любые горячие напитки можно пить! Чай с имбирем хорошо, чай с лимоном, только надо понимать, что если температура воды — больше 60 градусов, то аскорбиновая кислота, которая есть в лимоне, разрушается. Потом горячий чай нужно пить, но не обжигаться, в сауну надо ходить тоже здоровым людям. Если у человека сердечно-сосудистые заболевания, он перенес инфаркт, инсульт, имеется повышенное артериальное давление, а он пошел в горячую баню, то он до коронавируса может просто не дожить. Поэтому в горячую баню можно ходить только тем, кому она не противопоказана!

Валиев Равиль Шамилович — заведующий кафедрой фтизиатрии и пульмонологии КГМА с 1996 года, главный специалист-фтизиатр минздрава России по ПФО.

Заслуженный врач Российской Федерации и Республики Татарстан.

Член ученого совета МЗ РФ (секция «Туберкулез»), правления Российского общества фтизиатров, Европейского респираторного общества и Международного союза по борьбе с туберкулезом. Председатель общества фтизиатров Республики Татарстан. Член редакционных советов журналов «Туберкулез и болезни легких», «Общественное здоровье и здравоохранение», «Практическое здравоохранение». Доктор медицинских наук, профессор. Врач высшей категории. Имеет сертификаты по специальностям «пульмонология», «фтизиатрия», «общественное здоровье и здравоохранение».

Награжден значком «Отличник здравоохранения», медалями «За заслуги в проведении всероссийской переписи населения», «В память 1000-летия Казани», почетной грамотой МЗ и СР РФ, МЗ РТ.

Тема кандидатской диссертации: «Лечение больных туберкулезом легких с учетом особенностей их личности и отношения к болезни» (1989 год). Тема докторской диссертации: «Особенность течения различных вариантов деструктивного туберкулеза легких в современных социально-экономических условиях» (2000 год).

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (109) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
5.04.2020 09:53

Одна из причин пандемии - развал отечественной санэпидслужбы. Например, в Закамье один врач-эпидемиолог на три района Татарстана!!! Сейчас теряем миллиарды рублей за то, что пытались сэкономить миллион путём так называемой оптимизации здравоохранения. Скупой платит дважды - это про нас.

  • Rinat_16rus
    5.04.2020 09:21

    БО, чаще печатайте подобные материалы. По телевизору, кроме "Сидите дома", ни одного совета, как именно сидеть... Даже про мытье рук не слышал. Таки у нас задача, чтобы люди не заболели или чтобы они дома сидели?

    • ПанАлекс
      5.04.2020 12:12

      Конечно чтобы дома сидели! Вы посмотрите, кто входит в "штабы по борьбе с угрозой эпидемии" - министры, МВД, МЧС, РПН, разные чиновники и даже налоговики, а вот ученых и настоящих, не "прикормленных" врачей-специалистов нет! Вот как заявил Онищенко на заседании Академии Наук, что коронавирус носит признаки сезонного заболевания, а все что вокруг него это гибридная информационно-террористическая атака на граждан и государство - и его "выключили" и из "штабов" и из эфира!

      • Анонимно
        5.04.2020 22:59

        Службы сэс как и нормативы санпин почили в бозе, роспотребнадзор можно смело закрывать, несколько лет назад в магазинах девушки ходили в костюмах свинок или лену летучую в руководство роспотребнадзора

    • Анонимно
      5.04.2020 18:46

      Был у него на консультации,грамотный человек!

    • Анонимно
      5.04.2020 19:15

      Паника и 28-ми часовые разговоры в сутки с раздирающими историями про коронавирус со стороны власти и СМИ, а как не послушаешь врачей и специалистов, в этом хоре, так они почти все не понимают этой шумихи и паники всемирной... Так что это?

    • Анонимно
      5.04.2020 20:00

      Этот "молодец" Лещенко, понёс какое-то наказание? или молодцом просто остался? Приперся из Америки и даже не присел на карантин , устроив посиделки, вечеринки и съемки

    • Анонимно
      5.04.2020 20:16

      Еще и еще раз , очередной и очередной специалист говорит, что смешно маски носить на улице здоровым, не кашляющим и не чихающим. Маски не спасают от вирусов, а являются барьером для ваших чихов и кашлей с соплями.. Маски нужно носить больным, врачам или всем остальным в помещениях , где может быть тесный контакт с другими людьми.. Но на улице, когда вы идете одни - маска для чего? Объясните?

    • Анонимно
      6.04.2020 00:46

      "Болезнь тяжело протекает, потому что у такого человека есть хроническая обструктивная болезнь легких, другие болезни и все прочее. Поэтому ссылаться на то, что можно курить и тогда вируса не будет, — это абсолютно неправильно."

      А также абсолютно неправильно и не профессионально, говорить, что у каждого курильщика есть проблемы с легкими. Далеко не так. И это факт. Статистические данные.

      Для того чтобы потерять объем легких, не нужно доводить до фиброза.Это происходит после подключения к ИВЛ. Даже при плановой операции, например шунтирование, подключают к ИВЛ на время. Так вот после заставляют надувать шарик, чтобы снова научить легкие работать на полную. Это операция длится не более 4 часов. (обычно 45 минут). А при тяжелой короне, иногда по 2 недели лежат подключеными к ИВЛ. Чем дольше человек на ИВЛ, тем вероятнее, что он после уже не сможет использовать легкие на полную, как раньше.

      • Анонимно
        6.04.2020 14:51

        Витамодо говорит, что вообще нельзя соглашаться на ИВЛ, смертью опасно.Это правда?

  • Анонимно
    5.04.2020 09:29

    Мытье рук это наше все! Наше спасение и национальная идея. Умиляет призыв бомонда по телеку дома оставаться... у них с деньгами всем все в порядке, могут и дома посидеть, руки мыть целый день.

  • Анонимно
    5.04.2020 09:32

    Всем по даче с сосновыми деревьями! И сауну с березовыми вениками!

    • Анонимно
      5.04.2020 13:22

      Конечно! Чума косила веками не моющуюся Европу, а в России споткнулась об бани.

      • Анонимно
        5.04.2020 13:49

        Это всё сказки и мифы! Были в России и чума, и оспа, и холера. Россию спасали лишь огромные расстояния между селами и городами.

        • Анонимно
          5.04.2020 18:49

          Вот-вот расстояние и помогло.Дистанцию держать надо всегда,особенно сейчас.

    • Анонимно
      15.04.2020 19:38

      Работай! Строй! Так и все будет

  • Анонимно
    5.04.2020 09:39

    Спасибо, очень интересно и познавательно.

  • Анонимно
    5.04.2020 09:46

    Ага, воздухом он 80 градусным аж до легких душит и выжигает там микробов - умора! Он ожег дыхательных путей еще не получил? Да и невозможно физиологически сделать такой вздох при желании - организм не позволит. Только пожарные через свои дыхательные аппараты могут вдохнуть такой горячий воздух и получить ожег.
    Короче - лекарство найдено - все в баню! Думаю, что властям нужно отлавливать людей на улице и принудительно отправлять в баню.

    • Анонимно
      5.04.2020 10:20

      Вы плохо разбираетесь в проблемах дыхательных путей! Их ожОг возникает лишь при температурах порядка 150 градусов Цельсия, в противном случае все любители сауны осипли бы...

      • Анонимно
        5.04.2020 11:00

        Стенка дыхательных путей никак не может выдержать 80 градусов, поэтому это абсолютная чушь, что в бане кто-то там умрет. Вирус после вдыхания быстро попадет на слизистую оболочку, которую невозможно нагреть даже до 60 градусов. Попробуйте подержать во рту горячий чай.

        • Анонимно
          5.04.2020 11:43

          Только идиоты будут полоскать рот кипятком. Речь идёт о вдыхании горячего воздуха - к ожогам такой воздух в сауне привести не может, так как в носоглотке его температура снижается. А вот даже при кратковременном вдохе воздуха при 150 градусах, например, на пожаре, ожог Вам гарантирован.

        • Анонимно
          6.04.2020 02:15

          11.00 специально для банного знатока: 80 градусов для сауны в домашней бане - самое обычное дело. И никаких ожогов! ПРОВЕРЕНО на практике-моемся еженедельно

          • Анонимно
            6.04.2020 09:40

            Это температура воздуха в бане, а не во рту,и уж тем более НЕ в легких. Неужели не понятно?
            Когда на улице жара +40, температура тела все равно 36,6.
            Так понятнее?

    • Анонимно
      5.04.2020 10:34

      Ехидничать не надо. Читай внимательно. Он не говорит что в баню надо ходить обьязательно. Он говорит что сам делает в такой ситуации...

    • Анонимно
      5.04.2020 11:01

      Самое смешное, что это цвет российской науки, доктор наук.

      • Анонимно
        5.04.2020 15:25

        Что вам показалось смешным ? Смех без причины - признак дурачины.

      • Анонимно
        5.04.2020 15:47

        11:01 Полностью солидарен с вами, и вот почему, профессор, верноподданически лягнул либерализм....".та же Италия из-за собственной безалаберности, своих так называемых либеральных ценностей
        Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/463904"
        хотя без них вряд ли он так вольно излагал свое мнение, да и подрабытывал.. Одним словом старая школа "одобрямс", отсюда и косность мышления.

        • Анонимно
          6.04.2020 08:05

          Суть то верна?
          Дисциплины у итальянцев нет.
          Руководящая система тоже слаба в этой части.
          Это причина такой масштабной вспышки.

          • Анонимно
            6.04.2020 15:09

            Дело не дисциплине, а в более фундаментальных вопросах : отсутствие веры во Всевышнего, и ,как следствие, полное пренебрежение к людям старшего возраста. Яркий пример: дома престарелых.

    • Анонимно
      6.04.2020 01:02

      Это вы в бане нормальной с важным паром не были! Там свыше 80 С, и дышится легко

    • Да в сауне и 100 градусов бывает.

  • Анонимно
    5.04.2020 09:53

    Одна из причин пандемии - развал отечественной санэпидслужбы. Например, в Закамье один врач-эпидемиолог на три района Татарстана!!! Сейчас теряем миллиарды рублей за то, что пытались сэкономить миллион путём так называемой оптимизации здравоохранения. Скупой платит дважды - это про нас.

  • Анонимно
    5.04.2020 10:02

    Про китайцев чушь. Ещё услышим правду о реальных цифрах из Китая.
    И что сейчас там происходит - не знает никто

  • Анонимно
    5.04.2020 10:10

    Хороший основательный материал. Спасибо. Почаще бы такие статьи печатали, а то реально надоели истеричные вопли из серии "шеф, все погибло, все умрём"

    • Анонимно
      5.04.2020 11:03

      Что там основательного? Человек в жизни не работал с больными новым вирусом, зато рассуждает о том, что надо делать. Итальянцы с испанцами тоже на солнышке грелись, кофею в кафе попивали, теперь в моргах остывают.

      • Анонимно
        5.04.2020 19:28

        Выключите телевизор!

      • равиль Валиев-это специалист высочайшего класса. Он ведь не только фтизиатр, а еще и пульмонолог, специалист по легким-возглавляет кафедру этих двух наук в КГМА. Профессор, доктор медицинских наук.

  • Анонимно
    5.04.2020 10:38

    Почему сегодня только об этом пишете. Неделю назад таких статей бы

  • Анонимно
    5.04.2020 10:58

    Так-то Лещенко после возвращения из США должен был уйти на самоизоляцию, а не тусить на юбилее сестры Крутого.

  • Анонимно
    5.04.2020 11:06

    А фиброз легких только от коронавируса что ли развивается?

    • Анонимно
      5.04.2020 14:21

      Нет, конечно. У меня после серьезного бронхита изменения в лёгких на рентгене. Частенько во время затяжных простуд высевается кокковая флора, приходится пить антибиотики. Если, не дай бог, такое случится, что у меня будет скоротечная пневмония, умру в инфекционке с предсмертным положительным тестом на коронавирус, то мои изменения в лёгких спишут на него.

  • Анонимно
    5.04.2020 11:08

    У нас на работе провели обязательное тестирование по коронавирусу, несколько вопросов подтвердили утверждение что дураков у нас на 100 лет припасено.
    Например вопрос "Вы вернулись из поездки, что вам разрешено делать (именно разрешено!) во время 14 дневного карантина" - из правильных ответов по версии составителей является - мыть руки с мылом! Если не отметить этот вариант ответа - тест не будет сдан.
    В общем, нам в компании разрешили мыть руки с мылом во время нахождения дома, чему мы очень рады!

  • ПанАлекс
    5.04.2020 11:10

    Советую еще посмотреть ролики с профессором Гундаровым в ютубе.
    Ведь до чего дошло - в СМИ и в этом шквале до нас не доносятся простейшие вещи: например, что вирусы (включая коронавирусы) не являются живыми организмами. А в организме человека 2-3 кг всяких микроорганизмов - и это в гармонии или в противоречии с организмом. Но если выпить антибиотики - это удар по живым организмам, (а неживым пофиг!). То есть антибиотики резко снижают устойчивость имунной системы против вирусов! Так инфекционист Гундаров и заявил что нельзя принимать антибиотики против коронавируса (они от бактериальных и прочих "живых"). А ведь официально признано, что в Италии применяют на 60% чаще антибиотики чем в среднем в ЕС! Ну вы поняли уровень медицины - как только пошла волна ОРЗ-ОРВИ, потом идентифицированные как коронавирус, то старикам (или они сами ) стали выписывать антибиотики! Которые разрушили микрофлору, снизили иммунитет и пустили коронавирус в организм и легкие, обострив "основные заболевания". А если еще добавить что были заражены практически все больные этими "основными заболеваниями" в больницах, в пансионатах и домах престарелых... А ведь в остальной Италии и обычных контингентах заболеваемость и смертность не выше нашей или США...

    • Анонимно
      5.04.2020 11:26

      Наконец-то до Паналекса дошли "простейшие вещи", что вирусы неживые и антибиотики направлены только против бактерий, да и то, действуют не всегда. Этому учат в школе, Паналекс, печально, что вы об этом узнаете из роликов в ютубе.

      • Анонимно
        5.04.2020 13:46

        Вот вот, любая яжмать это знает. Что антибиотик - это антибактериальный препарат, а не противовирусный. Их принимают, если во время вирусной инфекции подхватывают вторичную бактераильную инфекцию.
        Например, при ОРВИ можно подхватить бактериальный синусит, т к воспалена слизистая синусов. И вот тогда без антибактериальной терапии (антибиотиков) очень сложно вылечить синусит. Знаю по собственному опыту.

        • ПанАлекс
          5.04.2020 16:22

          В ы это итальянцам объясните, которые без меры антибиотики глотают!
          Да и вы видать специалисты экстракласса, если легко можете вирусную инфекцию отличить от бактериальной, даже без анализов!

          • Анонимно
            6.04.2020 01:14

            А какой у нас визг поднялся, когда предложили запретить безрецептурную продажу антибиотиков...

      • Анонимно
        5.04.2020 18:02

        Вспомните тележурналиста из Эфира Сергея Кулешова- дали бы антибиотик- был бы жив.

    • Анонимно
      5.04.2020 12:28

      Вообще-то антибиотики от следствий -бронхит,воспаление.....чай с имбирем и мытье рук от такого не спасает

    • Анонимно
      5.04.2020 16:18

      Для 11.10 На прошлой неделе смотрел. Аж два раза. Но таким сейчас, к сожалению, слово не дают. У нас сейчас Скворцовы в тренде и что бы жути побольше. Хоть ТВ не включай.

  • Анонимно
    5.04.2020 11:15

    Ну я не знаю что сказать. Некоторые наркоманы или больные со спидом образно говоря живее всех живых. Наверное много чего зависит от генов.

    • Анонимно
      5.04.2020 13:47

      Безусловно, от генов тоже очень много зависит. Долголетие точно!

  • Анонимно
    5.04.2020 11:18

    А в Нью-Йорке ситуация? Когда заложили все койки зараженными под наблюдение и заболевших теперь некуда класть ив итоге нечем лечить.

    • ПанАлекс
      5.04.2020 12:24

      Ну сколько повторять стандартную процедуру: если есть риск заразить больных, то прием прекращается во все больничные учреждения, не переоборудованные (пластиком или пленкой, воздуховоды со стерилизацией, канализация и раздельные боксы для каждого) для приема инфицированных, то прием прекращен. То есть это до 80% медучреждений Нью-Йорка! Но теперь всех острых больных со всеми болезнями свозят в инфекционки! Отсюда такой "ужас" там! Особенно учитывая катастрофическую нехватку в инфекционках непрофильного оборудования и врачей. Но легче и проще создать полевые лагеря, а не переоборудовать действующие больницы. Потому то и в парках и на стадионах! Но при этом смертность - ниже 1%! Просто больше тестируют и обнаруживают "бессимптомных".

      • Анонимно
        5.04.2020 20:23

        В том то и дело, что американцы не имеют поликлинического звена и с каждой занозой и пневмонией и панарицием идут в Эмердженси, стоят в очереди по 3-4 часа вместе с потенциально зараженными, где и происходит заражение здоровых.
        Коллапс в Нью-Йорке не преодолен до сих пор.
        Не хватает масок, палат, персонала.

  • Анонимно
    5.04.2020 11:40

    Так такими темпами корона перегонит тубик к концу года , поэтому пандемия! а по тубику стабильно всякие маргиналы в основном заболевают!

    • Анонимно
      5.04.2020 12:17

      Туберкулез не социальное заболевание,раз и навсегда запомните.

      • Анонимно
        5.04.2020 16:24

        Для 12.17 Если не трудно, поясните, это как " не социальное " заболевание ?

        • Анонимно
          5.04.2020 17:36

          Туберкулёзом болеют не только маргиналы. Как и вшами сейчас, кстати, которые были когда-то исключительно признаком нищеты.

        • Анонимно
          6.04.2020 01:14

          Туберкулёз - инфекционное заболевание , инфекционный агент - микобактерия туберкулёза ( раньше назвалась палочкой Коха).
          Социальные факторы - качество питания, жилищные условия , здоровый/ нездоровый образ жизни - имеют значение для любого больного /любой болезнью.

      • Анонимно
        5.04.2020 19:00

        В большей степени, туберкулёз именно социальное заболевание,от низкого иммунитета,а это от некачественного питания,повсеместной антисанитариии,стрессовых ситуаций,недоразвитостью тюремной системы и тд

        • Анонимно
          6.04.2020 22:32

          К вашему сведению, среди больных туберкулёзом в республике лица всех социальных слоёв. Для понимания.

    • "Тубик", как вы говорите-это болезнь не только маргиналов, им страдают и интеллектуалы.

  • Анонимно
    5.04.2020 11:56

    Основная идея:
    Поэтому те меры, которые сегодня вводятся президентом России, мэром Москвы, президентом Татарстана, правильные

  • Анонимно
    5.04.2020 12:04

    Курильщики заражаются меньше из- за того, что никотинка является одним из лучших профилактических средств наравне с витамином С .Еще помогает говорят корни сосны в доме или в квартире.

  • Анонимно
    5.04.2020 12:06

    Ох, сколько противоречивого в высказываниях доктора.
    А должно быть четко изначально указано, что обычный грипп и данный коронавирус имеют разную смертность. Если от гриппа ничтожная смертность , то от коронавируса умирают до 10% заболевших (а заболеют не менее половины людей, если не изолировать).
    Также он заявляет, что все заражены туберкулезом, но почему при этом не заболевают, не говорит. При этом известно, что надо оберегать больных туберкулезом. Значит, получается, до этого не хватало дозы заражения, чтобы по настоящему заболеть туберкулезом (а он об этом молчит).
    И насчет мытья рук и других частей тела. Тут ведь тоже надо различать степени мытья. До данного коронавируса ты мог мыть руки периодически-пришел домой помыл. А тут с этим коронавирусом ты должен быть предельно бдителен всегда: задел где-то дверную ручку, поручень или еще что-то, то тут же надо помыть руки, не допускать касания рук своего лица, рта, носа.
    Надо более четко излагать. Слишком велика опасность коронавируса в данный момент.

  • Анонимно
    5.04.2020 12:07

    Психосоматика тоже работает.Устойчивость центральной нервной системы тоже залог защиты от заражения эпипоражающего действия вируса.Включать нужно неокортекс мозга.Тогда зеленый свет разумности не даст притянуть вирус по подобию.

  • Анонимно
    5.04.2020 12:10

    Вилочковая железа должны бы защитить нас, но она ослаблена из- за того, что бы в стрессе от внутренней нашей несвободы.Вот и орган свободы легкие поражаются, из- за царской водки кислотности в нас и в РНК вируса.

    • Анонимно
      5.04.2020 14:01

      Вот что карантин с людями делает, в наше не свободное время уже царскую водку запрещают пить, а она ведь лучший блокатор обратной транскриптазы

  • Анонимно
    5.04.2020 12:20

    Скоро тепло друзья.При какой темперауре кипит кислота вируса? Правильно, до 40 градусов.До осени дотянем без карантина.А там и выход найдется миром.

  • Анонимно
    5.04.2020 12:45

    Интересненько.Сидим дома.

    • Анонимно
      5.04.2020 13:56

      Сиди до нового года. И повторяй постоянно как мантру Сидим дома.

  • Анонимно
    5.04.2020 12:59

    В детстве меня обслуживал участковый врач-мужчина. Лечение он назначал всегда одно и то же, и очень простое.. Горячий чай с малиновым вареньем.

    • Анонимно
      5.04.2020 13:50

      Значит вы всегда болели обычной простудой.

      • Анонимно
        5.04.2020 16:06

        Вы в детстве лечились у знахаря? Да и роды у вашей матери принимала повивальная бабка?
        Так, моя бабуля , вообще лет до 70 только " молитвами и свечками " здоровье поддерживала. Но , когда болячки появились не по - деццки , пошла в поликлинику . И оперировдалась в в больнице , а не у костоправа.

    • Анонимно
      5.04.2020 17:50

      если плохо лечил, не дожили бы до этих прекрасных времён

  • Анонимно
    5.04.2020 22:20

    Показатели смертности в России: максимум – в 2003г. -
    2365,826 тыс. чел. Или 16,4 промилле
    В 2018г. - 1828,910 тыс. чел Или 12,5 промилле
    По максимуму коронавирус затронул Сан-Марино: заболеваемость чуть меньше 1% населения, смертность 11-12% от количества заболевших, то есть около 1 промилле. Если, не дай бог, ситуация с эпидемией в России достигнет того же уровня, что и в Сан Марино, то смертность возрастет на 1 промилле, то есть будет 13,5 промилле. Это меньше, чем уровень смертности в России в период с 1995 по 2012 годы (17 лет) И чего нам бояться? Мы очень недавно 17 лет подряд жили с уровнем смертности, превышающей гипотетическую смертность с учетом короновируса в наихудшем варианте. И никто не объявлял никаких карантинов! Подумайте над этим!

    • Анонимно
      6.04.2020 15:53

      22:20. Ваши искусственные построения недостойны того, чтобы над ними думать. Наглядный пример-Италия. 10% смертности при карантине -150 тыс. зараженных-15 тыс. умерших. Без карантина будет такая картина: в Италии 60 млн. населения, заболеют примерно одна треть-20 млн. (пожилые)-из них умрет (гипотетически) 10% -2 млн.
      Проведем расчет при естественной убыли населения для той же Италии. 60 млн. народу- средняя продолжительность жизни 80 лет. Получается, что каждый год уходит из жизни каждый 80-ми десятый житель Италии, это будет 60:80= 0, 75 млн. человек.
      Так вот к этим 0,75 млн.=750 тысячам добавятся еще примерно 2 млн., всего будет 2,75 млн. человек.
      А применительно к России будет следующая картина: 140 млн. населения- естественная смертность 1,8 млн. (по Вашему учету)- заболеют одна треть 47 млн.-из них умрет (гипотетически) примерно 4 млн. Всего будет 5,8 млн. Попутно определим естественную убыль населения в РФ сейчас при средней продолжительности жизни 72 года : 140: 72= 1,94 млн. человек (коррелируется с Вашей цифрой).
      Так вот, при естественной смерти большинство людей уходит в другой мир, выполнив свою миссию, подготовив себе смену из потомков, исчерпав свой ресурс. А тут человечество отказывается (Ваша гипотеза) выполнить свой главный человеческий долг- заботиться о своих родителях, о людях старше себя. Оно готово заботиться о собачках, но хочет выбросить на свалку своих родителей. Такому народу счастья никогда не будет.

  • Анонимно
    6.04.2020 08:54

    Пойду баню топить нечего на работе делать

  • Анонимно
    14.04.2020 00:32

    Переболела туберкулезом в 22 года, после родила сына, здоров, сейчас ему 30 лет. Еще, дальше кусил клещ, была болезнь лайм, два года назад был инсульт, была парализована, слава богу, живу, хожу, дома все делаю, шью, вяжу. Что от этого на роду, от этого и умрет. Всем здоровья и счастья.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль