Бизнес о COVID-19 
8.04.2020

Рафис Мустафин, «Рамус»: «Большинству предпринимателей встать с колен будет невозможно»

«Коронакризис» и бизнес: «торговый король» Нижнекамска о том, как «сидит со связанными руками» и просит о скидках на услуги ЖКХ

Владелец ряда торговых центров в Нижнекамске Рафис Мустафин все еще рассчитывает запустить свой мегамолл на 120 тыс. кв. м в августе 2020 года. Но сейчас все ТЦ компании простаивают, работает лишь 4% площадей, а магазинам сделаны скидки на аренду до 50%. Предприниматель считает, что бизнес следует освободить от уплаты ряда налогов на год, т. к. обещанная отсрочка ничего не дает.

Предпринимателя из Нижнекамска Рафиса Мустафина называют королем коммерческой недвижимости в городе Предпринимателя из Нижнекамска Рафиса Мустафина называют «королем» коммерческой недвижимости в городе

ГЕРОЙ

Предпринимателя из Нижнекамска Рафиса Мустафина называют «королем» коммерческой недвижимости в городе. Ему принадлежит подавляющее большинство торговых центров в Нижнекамске. Мустафин — уроженец деревни Биклянь Тукаевского района. Когда-то начинал учеником вальцовщика на «Нижнекамскшине», дорос до замначальника, но в 1980-х сменил заводскую работу на коммерцию — занимался поставками импортных товаров в Советский Союз. Первый коммерческий центр в Нижнекамске бизнесмен открыл в середине 1990-х, первый ТЦ построил в 2000 году. 68-летний предприниматель обычно непубличен, но на этот раз решил рассказать о своем положении.

«В строящийся «Рамус Молл» все поставки на сегодняшний день прекращены — это лифты, эскалаторы и так далее. Цены выросли примерно в полтора раза» В строящийся «Рамус Молл» все поставки на сегодняшний день прекращены — это лифты, эскалаторы и так далее. Цены выросли примерно в полтора раза

НАСКОЛЬКО ТЯЖЕЛО КРИЗИС УДАРИЛ ПО ВАШЕЙ КОМПАНИИ?

  • Все наши торговые центры закрыты, работает только 3–4% от общих площадей — это продуктовые магазины, аптеки. Полностью закрыты два центра — «Барс-2» и «Барс-3». Трафика никакого нет. Если раньше в нашем самом крупном ТЦ «Олимп» проходимость была 8–9 тыс. человек в день, то сейчас не больше 500. Люди идут в «Магнит» и аптеки.
  • Это критично не только для нас, а для всех. Положение крайне тяжелое, крах для многих индивидуальных предпринимателей. Если не будет поддержки, то большинству субъектов малого и среднего бизнеса придет конец. Этот бизнес создавался с таким трудом, десятилетиями, оказывая всесторонние услуги населению.
  • Всем ИП придется просто закрыться, если не будут предприняты меры. Это касается не только нас, компании «Рамус», — мы все в одной лодке. Благодаря компании «Рамус» многие ИП вообще появились и начали развиваться. Если бы не было наших торговых центров, они, возможно, и не открывались бы. Мы тоже несем за них ответственность, поэтому я говорю и за них.
  • Считаю, что подавляющему большинству предпринимателей встать с колен будет невозможно. Лично я проходил кризисы 1998, 2008, 2015 годов. Очень тяжело приходить в себя после таких потрясений, даже такой крупной компании, как наша.
  • Что касается колебаний рынка, то они скажутся на нашей компании отрицательно, так как все оборудование и комплектующие — импортные. В строящийся «Рамус Молл» все поставки на сегодняшний день прекращены — это лифты, эскалаторы и так далее. Цены выросли примерно в полтора раза. Сейчас опять ведутся переговоры, планируются новые программы, но пока все это очень тяжело. В целом по «Рамус Моллу» дела идут в рамках достигнутых договоренностей, дальше будет видно — зависит от того, как долго продлится кризис. Арендаторы пока не отказываются, пока все нормально. Открытие, как и планировали, намечено на август 2020 года. Мы и не можем поступить иначе, потому что у нас есть ответственность перед арендаторами, предусмотрены большие штрафные санкции.

«Трафика никакого нет. Если раньше в нашем самом крупном ТЦ «Олимп» проходимость была 8-9 тыс. человек в день, то сейчас не больше 500. Люди идут в «Магнит» и в аптеки» Трафика никакого нет. Если раньше в нашем самом крупном ТЦ «Олимп» проходимость была 8–9 тыс. человек в день, то сейчас не больше 500. Люди идут в «Магнит» и аптеки

ЧТО ВЫ СОБИРАЕТЕСЬ ДЕЛАТЬ?

  • Пока речи о полном закрытии не идет, но, если возникнет крайняя необходимость, будем перепрофилировать торговые центры. Мы еще не все услуги населению оказываем, поэтому есть к чему стремиться, существуют ниши для развития. Например, в торговом центре «Барс-3» весь второй этаж мы переоборудовали под кинотеатр, до этого там были торговые объекты. Не исключается вариант, что «Барс-2» переделаем в детский центр. Жители постоянно об этом просят, потому что в том районе нет подобных услуг. Поэтому мы готовы меняться. Лишь бы быстрее ушла зараза.
  • Наш персонал сейчас в основном сидит дома, работает на «удаленке». На месте только те, от кого зависит бесперебойная работа центров и те, без кого невозможно принятие решений.
  • Стоит ли вопрос о выживании? Наша компания, конечно, выживет, но, в принципе, всем организациям, которые у нас арендуют помещения, придется очень тяжело.
  • Уже сейчас можно сказать, что этот кризис станет самым тяжелым. Прежде было тоже нелегко, но тогда существовали предприимчивые бизнесмены, у них имелся выбор — как действовать, они сами решали, что делать. А сейчас мы все находимся в зоне неопределенности, не знаем, как себя вести и к чему все это приведет. То есть каким бы ты предприимчивым ни являлся, коронавирус испортит все твои планы и ты будешь сидеть со связанными руками. Очень сложно реагировать на вызовы в этом плане.
  • Несмотря на ситуацию, надежда умирает последней. Мы надеемся, что наше родное правительство окажет поддержку в должной степени как нам, так и другим предпринимателям, которые годами создавали свой бизнес. Прослойка бизнесменов, так называемый средний класс, составляет значительную часть населения. Мы пытались подсчитать. Получается, что в Нижнекамске примерно 30% всех доходов населения — это доходы от предпринимателей. Если правительству не хочется потерять такую прослойку, придется оказывать поддержку, чтобы элементарно бизнес не закрывался и имел возможность подняться после такого кризиса.
  • Мы предоставляем арендные каникулы арендаторам индивидуально, эти вопросы мы обсуждали с администрацией города. Понимаем, что мы все оказались в тяжелой ситуации. Компании пишут заявления, с каждым принимаем отдельное решение, кому-то даем скидку в 50%. Решение зависит от положения каждого арендатора и от того, кто работал, а кто нет. Например, магазины электроники работают на доставку, то есть по факту они не закрываются, поэтому платят арендную плату. Если мы понимаем, что человек уже совсем не откроется после кризиса, то там другие условия. У нас арендная плата берется не за прошедший, а за предшествующий месяц, поэтому мы пока особо сильно не ощутили проблем, этот месяц арендаторами уже оплачен.
  • Если вы следите за ходом того, как правительство принимает различные постановления, то понимаете, как все быстро происходит. Утром прислали один документ, а нам федеральные арендаторы присылают уже совсем другие постановления, которые выходят на уровне Москвы. Пока до нас все дойдет, столько процедурных сложностей! Федералы говорят, что не станут закрываться, ссылаясь на одно постановление. Наши пока полдня будут рассматривать, всех успеют закрыть, потом оказывается, что да, действительно, есть список с уточнениями, какие организации остаются работать. В этом плане тяжело — открывают, закрывают, опять открывают. В день по несколько раз меняются эти уточняющие постановления, постоянно вносятся корректировки. Была непонятная ситуация с магазином «Впрок». Одни говорят: закрывайте. Другие утверждают, что нельзя закрывать товары повседневного спроса. Арендаторы сами в недоумении. Полная неразбериха. Я понимаю, что мы впервые столкнулись с такой проблемой, но все же организация должна быть.

«Сейчас торговые центры не работают, но мы не можем отключить котлы, потому что все замерзнет. Не можем отключить электричество, потому что это и пожарная безопасность, и охранная сигнализация» Сейчас торговые центры не работают, но мы не можем отключить котлы, потому что все замерзнет. Не можем отключить электричество, потому что это и пожарная безопасность, и охранная сигнализация

ПОМОГУТ ЛИ ВАМ МЕРЫ ПУТИНА И ПРАВИТЕЛЬСТВА?

  • Вообще, нет никакой пользы в отсрочке от уплаты налогов. Что такое отсрочка? Полгода ты не платишь, а потом в двойном объеме, не успев оправиться от последствий, должен заплатить. Нам это будет сложно сделать, я не говорю о том, что станут делать мелкие ИП. Мы считаем, что такие налоги вообще надо отменить на год. Торговые центры не работают, а имущественный налог начисляется. Причем он платится с установленной кадастровой стоимости, которая завышена изначально. Платить за то, что мы не работаем, причем не по своей вине, я думаю, неверно.
  • Считаю, что нужно сделать льготы на электричество и отопление. Сейчас торговые центры не работают, но мы не можем отключить котлы, потому что все замерзнет. Не можем отключить электричество, потому что это и пожарная безопасность, и охранная сигнализация, и аварийное освещение. Воду не использовать мы тоже не можем, потому что открыты 3% площадей, мы должны поддерживать чистоту. За все это счета не отменяли, несмотря на то что мы не работаем. На мой взгляд, правительство должно сделать скидку 50% на тарифы по коммунальному обслуживанию.

ВАШ ПРОГНОЗ ПО СИТУАЦИИ

  • Сейчас делать прогнозы — это гадать на кофейной гуще. Мы не знаем о действиях правительства России в целом, что вообще предлагается и как людям выходить из данного кризиса. Давать советы в этой ситуации просто глупо, мы не знаем, что будет дальше. Прогнозировать невозможно. Уж насколько мы не подвержены панике, но и у нас опасения есть. Но не хотелось бы, чтобы прослойка предпринимательства умерла в этот кризис. Мы делаем большой шаг назад в экономике. Честно говоря, она просто рушится.
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (38) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
8.04.2020 08:52

Мы являемся арендаторами в ТЦ Шатлык по адресу пр-т Мира, д.59.
Арендная плата 1500 руб/м2. Магазин закрыт с 28 марта. Мы сразу написали письмо с просьбой снизить арендную плату на период самоизоляции и закрытия ТЦ. Никакого ответа и индивидуального подхода не было. Через три дня удалось дозвониться до администратора, которая озвучила, что скидка составит 100 руб/м2, что составляет менее 6%. Никакими 50% и не пахнет. Оформляем сейчас форс-мажор через ТПП РТ. Чтобы отменить вообще плату за этот период. У нас еще несколько объектов в аренде в Челнах и Нижнекамске. Везде договорились о скидке в 50%.

  • Анонимно
    8.04.2020 08:26

    Грамотно! Спасибо!

    • Анонимно
      8.04.2020 10:06

      НЕЧЕГО ПЛАКАТЬСЯ. Беднее чем народ не станет. А если учесть кто стоит за всеми этим - совсем противно

    • Анонимно
      8.04.2020 12:26

      Как уже надоели темы с плачущимся бизнесом. И ладно бы тот бизнес который производит что-то полезное, но больше те кто из купи-продай... Правильно тут написал кто-то: "беднее чем народ не будут"..

  • Анонимно
    8.04.2020 08:38

    Ничего страшного, обанкротятся одни, придут другие! Свято место пусто не бывает!

    • Анонимно
      8.04.2020 09:13

      Например средний класс, которогоу нас 70 процентов!

    • Анонимно
      8.04.2020 09:39

      По вашей логике можно говорить так.
      Умрут одни, родятся другие. Ничего страшного.

      • Анонимно
        8.04.2020 10:08

        Грубо? ДА! Нижнекамцы знают ситуацию изнутри. Пусть придут другие

      • Анонимно
        8.04.2020 14:23

        А чего интересно, советские магазины и площади сферы услуг в 90х у одних директоров без вопросов забирали несмотря на приватизацию, а некоторым другим просто отдавали. Люди живы еще которые видели все это. Ничего страшного для тех кому отдавали не было тогда, а теперь вдруг они стали считать это кровно заработанным и плачатся что это бизнес, какой же это бизнес?

    • Анонимно
      8.04.2020 11:22

      Так говорят люди которые никогда ничего не создававшие, что есть банкротства производственного предприятия в России - в лучшем случае покупка за треть цены, обычно продается все частями (оборудование, недвижка) и ни о каком сохранении рабочих мест не идет!!! Оборудование тоже продается за бесценок, все приспособы инструмент кондукторы вспомогательное оборудование идет в металлолом, а это между прочим до половины цены оборудования!!! Видел я банкротство конкурента, было жалко смотреть, налаженное производство развалили и распродали

      • Анонимно
        8.04.2020 12:05

        О чем вы? Какое у него производство, оборудование? Депутат который судился с республикой для того чтобы меньше платить налоги с торговых центров. Сейчас за помощью...

      • Анонимно
        9.04.2020 10:28

        Вы наверно не из Нижнекамска ? Болшево нечеловека , чем Рамус надо поискать ! А так ему 1 год !

    • Анонимно
      8.04.2020 12:25

      Видимо скоро появятся обьявления о продаже разного рода ТЦ

  • ЛДПР
    8.04.2020 08:49

    Не умеете вести бызнес...не надо...другие придут...а то что получается, человек без нужных способностей, хочет и дальше зарабатывать не понимая свои ошибки...
    В этом и смысл, один обанкротился, пришел другой..это и есть борьба за выживание....

    • Анонимно
      8.04.2020 09:40

      Поддержу вас полностью!
      Бизнес -это джунгли.
      Кто успел - тот и съел.
      А то создали себе вегетарианство.
      Основанное на близости к бюджету и родственности.

  • ЛДПР
    8.04.2020 08:52

    Я прям возмущен, за чей счет вас поддержать?
    Это ВАШИ риски и ВАШИ знания и умения...Вы в своем уме?

  • Анонимно
    8.04.2020 08:52

    Мы являемся арендаторами в ТЦ Шатлык по адресу пр-т Мира, д.59.
    Арендная плата 1500 руб/м2. Магазин закрыт с 28 марта. Мы сразу написали письмо с просьбой снизить арендную плату на период самоизоляции и закрытия ТЦ. Никакого ответа и индивидуального подхода не было. Через три дня удалось дозвониться до администратора, которая озвучила, что скидка составит 100 руб/м2, что составляет менее 6%. Никакими 50% и не пахнет. Оформляем сейчас форс-мажор через ТПП РТ. Чтобы отменить вообще плату за этот период. У нас еще несколько объектов в аренде в Челнах и Нижнекамске. Везде договорились о скидке в 50%.

    • Анонимно
      8.04.2020 12:41

      Тц шатлык не принадлежит РаМусу

    • Анонимно
      8.04.2020 16:28

      В Шатлыке скидка не 100 рублей, 1400 рублей. Т.е за Апрель не работающие арендаторы заплатят по 100 рублей с кв.м.

    • Анонимно
      8.04.2020 17:57

      Комментарий по поводу аренды в ТЦ Шатлык писал я. Оказывается я не так понял администратора. В ТЦ Шатлык на апрель установили аренду в 100 руб/м2! А я услышал, что скидка составит 100 руб. Получается, что я незаслуженно "наехал" на тех людей, кто и так сделал все максимально возможное. Прошу прощения за недопонимание.

  • ЛДПР
    8.04.2020 08:54

    А давайте все комплексы настроим и будим сидит на аренде и на спекулянтах....

  • Анонимно
    8.04.2020 08:59

    Король недвижимости собирается по прежним ценам свои площади сдавать? Или скинет пару процентов, заботливый такой?

  • Анонимно
    8.04.2020 09:29

    У меня вопрос: местные барыги вы снизили цены,что продаете???Государство заставило снизить цены для населения???
    Что то не вижу,снижение цен.....

    • Анонимно
      8.04.2020 11:50

      а вы снизили налоги, аренду, закупочные цены, логистику? и с чего тогда вам ждать наших снижения цен? с себя начните, хотя бы свои откаты урежьте с 70% до 30...

      • Анонимно
        8.04.2020 13:35

        Ну где уж откаты в 70%. Врать не надо, если только изначальные суммы меньше 100 тысяч. Да и 30%, до которых уменьшить предлагаете тоже уже нет. Вопрос от чего считаете

        • Анонимно
          8.04.2020 14:34

          13.35 То есть, сам факт откатов, вы не отрицаете? У вас спор относительно ставки только?

  • Анонимно
    8.04.2020 09:33

    "У нас арендная плата берется не за прошедший, а за предшествующий месяц, поэтому мы пока особо сильно не ощутили проблем, этот месяц арендаторами уже оплачен."
    Тогда какого лешего он ноет в интервью, у него апрель закрыт полностью по выручке, он в шоколаде!!

  • Фактически от Правительства поступил приказ малому бизнесу: Замри!
    Но оно должно сделать все для того, чтобы после прохождения опасности малый бизнес ожил, но этих действий со стороны Правительства нет

  • Анонимно
    8.04.2020 10:23

    Как бывший ИП поддержу Мустафина. Он говорит, как он считает правильным... Не нападайте на него, а на правительство, которое пока не помогает реально, только декларирует

  • Анонимно
    8.04.2020 10:58

    Зачем такие большие торговые комплексы? У нас был
    союзного значения завод где в 6 крупных зданиях на 100 000 кв. метра работало 12000 рабочих, а здесь ТЦ на 120 тысяч кв. м А сейчас в городе 500 магазинчиков в шаговой доступности ( было 2 десятка) , в том числе 5 одноэтажных средних ТЦ, откуда быстро можно эвакуироваться. Конечно на такой массив торговли не хватает покупателей, но больше половины из них работают как продуктовые.

  • Анонимно
    8.04.2020 12:38

    Ну не тот бизнес, чтобы помогать.
    Если он обанкротится, то по дешевке ТЦ скупят другие и продолжат деятельность.
    Он что хлеб выращивает, электроэнергию генерит? В сложные времена без него можно обойтись, а помогать надо тем, без кого обойтись нельзя.

  • Анонимно
    8.04.2020 13:13

    Правильно, придут другие , начнут с уличной торговли с ящиков как в 90 ых ,а дальше встанут на ноги. Теперешним обронзевелым на педестал .

  • Анонимно
    8.04.2020 13:43

    Правильно было бы депутатам зарплаты срезать и помочь бизнесу.

  • Анонимно
    8.04.2020 14:30

    Предприниматели -- это как раз те, кто поддерживает жизнь в стране.
    Именно они дают работу, они содержат государство.
    Бюджетникам платят из налогов бизнеса и предпринимателей.
    Это важно всем помнить, иначе Северная Корея, Венесуэла и прочие Зимбабве получатся.

    • Анонимно
      8.04.2020 16:05

      По-моему около 3% налогов платят ВСЕ вместе взятые малые и средние предприятия.
      Таким образом, ваши слова никак не подтверждаются.

    • Анонимно
      8.04.2020 16:24

      14.30 поддерживательщики .. Как-то без вас СССР существовал. И неплохо... Государство они поддерживают

      • Анонимно
        8.04.2020 18:40

        Согласен, государство думало о завтрашнем дне, поднакопило, а эти как стрекоза в басне пропели и протанцевали. Не умеете хозяйствовать, тогда отдайте все государству, оно справится точно.

  • Анонимно
    8.04.2020 21:14

    Самое главное, чтобы сарай по пр. Мира снести не забыл, и почву рекультивировал. В том месте нужно было сделать сквар-парк, а построили очередной торговый сарай.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль