Коронавирус 
11.04.2020

«На поддержку малого бизнеса надо $15 миллиардов – цифра копеечная»

Путем проб и ошибок страна подходит к единственно правильному режиму карантина: работу — разрешить, все тусовки — запретить

В московском Кремле появилось понимание, что эпидемия продлится еще не менее трех месяцев, считает экс-депутат Госдумы РФ, доктор экономических наук, главный научный сотрудник Центрального экономико-математического института РАН Иван Грачев. Пережить этот период в режиме жесткого карантина не получится, нужны более гибкие стратегии.

Владимир Путин потихоньку выруливает на оптимальную с точки зрения экономики стратегию борьбы с эпидемией коронавируса Фото: kremlin.ru

В КРЕМЛЕ ПОЯВИЛОСЬ ПОНИМАНИЕ, ЧТО ЭПИДЕМИЯ ПРОДЛИТСЯ ЕЩЕ НЕ МЕНЕЕ ТРЕХ МЕСЯЦЕВ

Почти все графики, которые я публикую в «БИЗНЕС Online», и по которым некоторые читатели высказывали сомнения, дальше идут в научные журналы после, может быть, некоторых уточнений, часть из которых мне подсказали как раз читатели, за что я им очень благодарен. Например, вот этот график, на котором показаны экономические последствия жесткого одномесячного карантина, опубликован в научном журнале «Экономика и предпринимательство». 

По традиции в наше тяжелое время начну с положительных новостей. Для меня на этой неделе положительной новостью стало выступление президента России Владимира Путина. Из речи главы государства следует, что сам президент потихоньку выруливает на оптимальную с точки зрения экономики стратегию борьбы с эпидемией коронавируса. Я так думаю, что хорошие расчеты, типа моих, своевременно ему не положили на стол, поэтому методом проб и ошибок он потихоньку приходит к тому, что просчитывалось еще полтора месяца назад, и уже понимает, что месячная «самоизоляция» неверна. Даже на неделю уходить на «всеобщие выходные» было неправильно и уж тем более на месяц. Надо работать. Об этом я постоянно говорил во всех своих расчетах и оценках — не надо поджимать работу, а надо другими методами добиваться снижения интенсивности контактов. 

Также существенно, на мой взгляд, то, что по времени, на которое рассчитана выдача пособий материям с детьми, а это апрель – май – июнь. Видно, что в московском Кремле появилось понимание, что эпидемия продлится еще не менее трех месяцев.

И еще — экс-министр здравоохранения России, руководитель федерального медико-биологического агентства Вероника Скворцова констатировала, что мы идем по неплохому сценарию, при котором среднесуточный рост числа заболевших — порядка 18–20%. Напомню, что в качестве начальных условий я еще месяца полтора назад в «БИЗНЕС Online» брал именно эту цифру. Уже тогда было видно, что все страны мира в результате полумер типа «самоизоляции» и «социального дистанцирования» доходят примерно до этого уровня — 20-процентного прироста в сутки, который, на самом деле, от эпидемического взрыва не спасает. То есть полумеры везде оказываются чуть-чуть снижающими темпы прироста, но абсолютно не меняющими взрывного характера эпидемии.

«О самоизоляции: сразу было совершенно очевидно, что это пустые слова. Как только жизнь припекла, стало понятно, что нужны патрули и штрафы»Фото: «БИЗНЕС Online»

ТРИ МЕСЯЦА ПОДЖИМАТЬ РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР НЕЛЬЗЯ, ПОДАВЛЯЮЩЕЕ ЧИСЛО ПРЕДПРИЯТИЙ ДОЛЖНО РАБОТАТЬ

В России сейчас картина стала чуть лучше: 20% у нас было немного раньше, сегодня немного меньше — в основном, думаю, за счет регионов, которые эффективнее, чем Москва, осуществляют противоэпидемические мероприятия. Но ключевая вещь во всей этой истории, и об этом я тоже писал в «БИЗНЕС Online», — что стратегия борьбы с эпидемией должна быть оптимальной экономически. В этом смысле, когда Путин призывает ученых предоставить форму и оптимальное время выхода из периода самоизоляции и сообщить, нельзя ли быстрее выйти, президент ошибается адресом. На самом деле эпидемиологи в принципе не могут оценить экономически оптимальные стратегии, и говорить с ними на эту тему бесполезно: они могут задать некоторые ограничения, но не более.

Экономически оптимальная стратегия для начала сводится к тому, кто должен работать и кто не должен — подсказать это эпидемиологи в принципе не могут. В этом смысле оценки, которые я давал и в блогах на сайте «БИЗНЕС Online», и в научных статьях, очень простые: для стартового условия в 20% роста числа заболевших оптимальной стратегией является сокращение интенсивности контактов вдвое, то есть до уровня 10-процентного суточного роста числа инфицированных. С учетом того, что выздоравливают в среднем 9%, это гарантия от эпидемического взрыва, и тогда система спокойно работает в стационарном режиме, врачей и аппаратов искусственной вентиляции легких вполне хватает.

Второе, что важно в экономически оптимальной стратегии, — четкое понимание структуры подавления до 10% посуточного роста числа инфицированных. Почти все, кто работают в реальном секторе и около него, могут продолжать работать, здесь сокращать интенсивность контактов просто нельзя. Как только мы признали, что ни недели, ни месяца самоизоляции не хватит, что это история длинная, приходит понимание, что три месяца поджимать реальный сектор экономики нельзя. Это означает, что подавляющее число предприятий должны работать.

А снижение интенсивности контактов до нужного уровня достигается прежде всего снижением контактов в общественном транспорте в три-четыре раза, чего легко добиться, в том числе в больших городах. Дальше надо полностью прекратить тусовочные контакты. Кроме того, у нас примерно половина населения не работает — это пенсионеры, дошкольники, школьники, студенты. И надо на три месяца их контакты, которые не связаны с рабочей деятельностью страны, приблизить к нулю. Так что абсолютно правильное решение — уже сейчас завершить учебный год.

Понятно, что добиться всего этого непросто. Но совокупность этих мероприятий гарантирует работу страны примерно в нормальном режиме. А достижение оптимального уровня контактов спасет страну от эпидемического взрыва. Это то, о чем я в разных вариантах пишу уже полтора месяца.

О самоизоляции: сразу было совершенно очевидно, что это пустые слова. Как только жизнь припекла, стало понятно, что нужны патрули и штрафы. Их реально вводят сегодня, а надо было вводить сразу, не маскируясь под эти все самоизоляции. Раз патрули и штрафы — это карантин. Правила этого карантина должны быть оптимальными с точки зрения функционирования хозяйства страны.

«По торговым сетям отдельная история — я бы все их заставил на ближайшие три месяца перейти в режим онлайн, они это могут, если им чуть-чуть помочь из бюджета при организации доставки»Фото: «БИЗНЕС Online»

СНЯТИЕ СЕРЬЕЗНЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ НАС ЖДЕТ ГДЕ-ТО ЛЕТОМ

В чисто специальной области, моей, в части малых предприятий, достаточно очевидно, что принцип здесь такой же — они должны в основном работать. Это все предприятия реального сектора, стройки, сельского хозяйства… Селяне работают, и магазины на селе продолжают функционировать, в режиме доставки продукции. Ясно, что хайтековые предприятия, которые в основном и раньше работали из дома, тоже должны работать. По торговым сетям отдельная история — я бы все их заставил на ближайшие три месяца перейти в режим онлайн, они это могут, если им чуть-чуть помочь из бюджета при организации доставки. А малые торговые предприятия можно перевести в режим работы по ограниченному списку лиц — тем, кто может здесь покупать. Организационно это вполне решаемая задача. Полагаю, потихоньку именно на такую стратегию страна и выруливает.

В принципе оправдались мои прогнозы о том, как будет влиять на мировую экономику пандемия — никакого длинного многолетнего снижения объемов производства не будет. Китай фактически уже прошел самое трудное, при этом надо иметь в виду, что он не может полностью выйти из ограничений, да и никто не сможет после трехмесячных относительно жестких противоэпидемических мероприятий, ибо все равно потом будут какие-то ограничения.

Ясно, что Европа уже в целом приближается к пику пандемии, европейским странам осталось уже где-то месяц-полтора до сильного ослабления карантинных ограничений и последующего экономического роста. Россия от Европы чуть-чуть отстает по фазе, идет примерно как Германия, по среднеевропейскому графику. Там есть страны, которые получше России прошли пандемию, а есть и те, которые сильно хуже… Россию снятие серьезных ограничений ждет где-то летом.

«Если бы в феврале ОПЕК+ и Россия договорились, тех сокращений, скорее всего, хватило бы, чтобы стабилизировать цены на уровне $50. А сегодня кризис уже углубился, и сокращения нужны существенно большие»Фото: pixabay.com

РЕШЕНИЕ РОССИИ ВЫЙТИ ИЗ СДЕЛКИ С ОПЕК АБСОЛЮТНО НЕОБОСНОВАННОЕ, БЕЗОТВЕТСТВЕННОЕ

Моя точка зрения — сама коронавирусная эпидемия не станет причиной глубокого мирового экономического кризиса, это довольно короткая история. Но значительно повлияло на глубину кризиса и на его время, конечно, решение России — еще раз подчеркиваю, абсолютно необоснованное, безответственное — выйти из сделки с ОПЕК. Можно уже сейчас примерно оценивать, что для нашей страны это уже стоило на данный момент как минимум. $100 миллиардов. Если бы Россия не договорилась с ОПЕК, можно оценить, какие это имело бы последствия, поскольку экономика РФ как сырьевой страны полностью зависима от каких-то глобальных экономических вещей. Но это отдельная история. А сейчас была конкретная задача — договориться с ОПЕК о снижении объемов производства нефти, а следовательно, об установлении цен выше $45–50 за «бочку», вполне приемлемых на этот год для России.

Ясно, что условия, которые сауды предложили России 9 апреля, существенно хуже тех, что были предложены в феврале, на предварительной стадии. Тогда эксперты ОПЕК+ предлагали нашей стране сократить объемы добычи нефти на 600 тыс. баррелей в сутки. Теперь Россия взяла на себя обязательство сократить уже 2 млн баррелей в сутки. Кстати, если бы в феврале ОПЕК+ и Россия договорились, тех сокращений, скорее всего, хватило бы, чтобы стабилизировать цены на уровне $50. А сегодня кризис уже углубился, и сокращения нужны существенно большие.

Россия настаивала на том, чтобы обязательно к договору присоединились Соединенные Штаты. С моей точки зрения, это требование нелепое. Жизнь показала, что США варьируют объемы добычи в пределах плюс-минус два миллиона бочек в день гораздо легче, чем Россия, которая этого делать не может, следовательно, любую войну в этой части проиграет. Второе — США конкретных обязательств по сокращению добычи на себя не взяли. И мы знаем, что внутреннее законодательство Штатов выше международного. Как только им станет выгодно (когда цена нефти поднимется до $50 за бочку), Соединенные Штаты преспокойно выйдут из соглашения.

Что ж, выбор у России был очень простой — либо согласиться с саудитами, которые сами сокращают добычу от текущего значения на 4 млн баррелей в сутки, и в РФ также сократить на 2 млн, либо попасть в более долгий глобальный экономический кризис и серьезное ухудшение экономической ситуации в стране.

«В первую неделю падения рубля в РФ спекулянтам скинули примерно $30 млрд золотовалютных резервов. Просто по корысти и глупости»Фото: «БИЗНЕС Online»

$15 МЛРД НА ПОДДЕРЖКУ МСБ — ЦИФРА ДЛЯ РОССИИ КОПЕЕЧНАЯ

Кстати, про ухудшение. Оценки такие — если бы в России действительно был реализован месяц «самоизоляции» в его жестком варианте, когда все не работают, то годовой спад экономики был бы порядка 8% (это правая крайняя траектория верхнего цветного ресурса на графике 1). В варианте экономически оптимальной стратегии, когда контакты сокращаются, но не в сфере работы — порядка 2%, что вполне можно пережить.

Конечно, все равно останутся малые предприятия, которые не смогут работать. С ними масштабы проблемы какие? Малые предприятия дают в год примерно $200 млрд валового продукта. Если относительно жесткие противоэпидемические мероприятия будут в течение трех месяцев, причем, еще раз подчеркиваю, жесткость не касается сферы производства, то примерно треть малых предприятий может в этот период не вписаться, закрыться. На их поддержку надо направить за три месяца примерно $15 млрд, причем в основном на обеспечение спроса на их продукцию.

Эта цифра для России копеечная. Напомню, что в первую неделю падения рубля в РФ спекулянтам скинули примерно $30 млрд золотовалютных резервов. Просто по корысти и глупости! А затем 20 марта на официальном сайте ЦБ перестали публиковать еженедельную отчетность о золотовалютных резервах РФ. Для меня это означает, что там имели место какие-то катастрофические потери. Так что представить себе, что страна не может выделить на прямую поддержку малых предприятий в эти наиболее трудные три месяца $15 млрд, —по-моему, просто смешно.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (64) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
11.04.2020 11:40

Тусовки и профессиональный спорт надо законодательно запретить.
Аморально тусить, когда не решены социальные проблемы.

  • Анонимно
    11.04.2020 11:36

    Это кто такой? Вирусолог, врач? Он берет на себя ответственность со своими советами, в случае итальянского, американского или испанского сценария в России?

    • Анонимно
      11.04.2020 12:14

      Хорошая статья и выводы. Причем тут вирусолог и врач? До Вас, с промытыми федеральными СМИ мозгами похоже еще не дошло, что последствия от вируса - это просто детский сад по сравнению с экономическими последствиями, которые уже начались. Тупая остановка экономики, которые решили сделать наши власти приведет к сотням тысяч или миллионам смертей от других болезней, и потенциального голода. От развития преступности, потому что человек, которому нечего есть идет добывать себе питание любой ценой.

      • Булгарин
        11.04.2020 13:18

        А вот тут бабка надвое сказала. Что же опасней для государства, работающий КАМАЗ с АвтоВАЗом или то, что 70% его работников заразятся на работе вирусом, а 10% из них еще и помрет? А может и больше. Пока ведь никто не может спрогназировать течение этой пандемии. Все эти графики, которые тут выставляют, ничего никому не говорят. Только, если поверить на слово, что они верны. Так навскидку. Если как предполагают, около 70% заболеют, а это 105 млн. жителей России. И если из них помрет 10%, то это все же 10,5 млн. человек. Как вам такой расклад? Только думать, что эпидемия в России закончится через три месяца и больных будет ну от силы 1 миллион, судя по тому как идет нарастание численности больных по официальным данным, то и 100 тысяч умерших тоже цифра, но так понимаю ,приемлемая, если экономика будет функционировать? Только вот боюсь уже все не будет так как было. Этот вирус скорее изменит многое в нашей жизни, и ценности будут несколько иные. Мы только входим в новое состояние, а в ней еще не известно, надо ли такое количество тех же КАМАЗов, или Автовазов. И что важней, обеды в ресторанах или здоровье и жизнь ваших близких.

        И еще. Как то не обращают внимание еще на один аспект протекания болезни, все про обычный грипп вспоминают. Но отличие коронавируса еще и в том, что ваши легкие могут оказаться в виде дырявого или заполненного рубцами органа, который не будет усваивать нормально кислород из воздуха. Так что даже те, которые по статистике считаются выздоровившими, могут стать пожизненными инвалидами.

        И еще. Как тут уже прошла информация. Те, кто переболел, и вроде выздоровел, опять повторно начинают болеть. Как оказывается вирус дизактивируется в клетке, под действием лекарств, но не теряет способности опять начинать размножаться при возникновении благоприятных условия. Так что и эти больные еще не абсолютно выздоровили. И неизвестно как дальше вирус проявится.

        И еще. Как оказывается вирус легко мутирует. Даже еще не известно откуда он появился этот вирус. И на что он еще способен. Так что и выводы то рано делать. Все еще впереди.

        • Анонимно
          11.04.2020 14:29

          Простите, но это бред, какие то сказки без опоры на реальные данные

        • Анонимно
          11.04.2020 14:41

          Какой бред я только что прочитал. Скажите те ка, "просвещенный" вы наш, сколько человек умерло за период этой, так называемой "самоизоляции", не получив медицинскую помощь из-за закрытых поликлиник и больниц в которых отменены все "плановые" операции. Сколько людей не доживёт до очередной плановой, если они эту ждали месяцам? Сколько умрет, выписавшихся из больницы, но вследствии закрытия поликлиник, не получивших плана лечения у узких специалистов? Никто их не считал и считать не будет. Вот и решай что страшнее - коронавирус или идиотизм властей.

          • Булгарин
            11.04.2020 15:26

            Понимаю, вы все хотите, чтобы все стало как прежде. Но этого уж точно не будет. Мир изменился. Вирус изменил его. И не важно, если тот же больной, получив плановую операцию, все же умрет от вируса, подхватив его в больнице. В чем разница то. Скажу. Этот больной еще может прихватить с собой еще десяток тех, кого он заразит по пути. До людей все еще не доходит серьезность положения, серьезность этой болезни. Может им стоит посмотреть кадры тут на БО, в которых показывают как роют коллективные могилы в Нью-Йорке и закапывают заколоченные гробы экскаватором. А может обратить внимание на то, что при отстуствии аппаратов ИВЛ те же врачи вынуждены выбирать кому их подключить, а кого оставить умирать на полу в той же Испании. Россия пока еще не дошла до этого, но ситуация меняется очень быстро. Не зря Собянин вводит пропускной режим в Москве и говорит о том, что эти дни и неделя будет очень трудной. Может и вам подумать, прежде чем писать про плановые операции и про закрытие поликлиник. Кстати, в Германии тоже многие из них закрыты. И только работают те, кто обслуживает скорую помощь.

            • Анонимно
              11.04.2020 15:51

              Хватит писать страшилки. Даже при самом плохом сценарии от вируса умрёт не более 1% населения, в основном старших возрастов. В этом нет никакой катастрофы.

              • Булгарин
                11.04.2020 16:37

                15:51 Простите, конечно, но пишите глупость или просто от дурости. Даже, если в России заболеют 100 млн. человек, а 1% - это ведь 1 млн. человек. И это не катастрофа? А ведь это только от коронавируса. И вам не жалко старых, и то, что они помрут для вас не катастрофа. Да, уж. Еще вирус не показал свою силу, а народ уже начал оскотиниваться.

            • Анонимно
              11.04.2020 15:54

              г. Булгарин, вы в какой-то параллельной вселенной живёте. Я вам описываю конкретные случаи, в одном из которых оказался и я, а вы мне про Испанию и Германию, ситуация в которых, меня волнует по степени важности где-то между миграцией ушастых сов и проблемами мелиорации в Конго. Если вы такой всезнающий, особенно про ситуацию в выше названных странах, так ответьте на мой вопрос - сколько умерло в России за период "самоизоляции" от недополучения медицинской помощи?!

              • Булгарин
                11.04.2020 16:34

                Уважаемый аноним, давайте этот разговор отодвинем на неделю или две. Думаю, о многом вы будете думать по другому. Уже в Германии настроение уже меняется у людей в худшую сторону. Да и Макрон заявил, что границы будут закрыты до начала осени как минимум.

              • Булгарин
                11.04.2020 16:42

                И еще. Из Москвы то реально бегут. Там уже все переходит в режим неконтролируемого распространения вируса.

                Как пояснил официальный представитель Кремля, столичные больницы в настоящее время работают в авральном режиме из-за роста числа больных.

                «Наплыв больных очень большой. Больницы, мы видим, в Москве работают чрезвычайно напряженно, в героическом, авральном режиме», — отметил Песков


                • Анонимно
                  11.04.2020 18:52

                  Я вам про Фому, вы мне опять про Ерему. Вопрос какой был? А вы опять... Германия, Макрон... Ну ладно, считайте что свои 30 серебренников вы сегодня отработали. Продолжайте в том же духе. Глядишь, звание внеочередное дадут.

            • Анонимно
              11.04.2020 17:36

              За то время которое потрачено можно было уже выпустить миллиард аппаратов ИВЛ.

              • Булгарин
                11.04.2020 18:01

                17:36 В том то и проблема. Многие тут все еще рассуждают и о том, что и эпидемии то нет, все это выдумки, а значит и делать ничего не надо. Или как бы под этой напастью руки погреть, денежки срубить.

    • Анонимно
      11.04.2020 12:56

      Реалист.
      Говорят, всего есть три сценария-китайский, шведский и российский.
      При китайском объявляют жёсткий карантин с большими финансовыми вливаниями, шведский-где не делается ничего, и российский, когда объявляют про китайский сценарий, делают по шведском сценарию, а разницу разворовывают.

  • Анонимно
    11.04.2020 11:40

    Тусовки и профессиональный спорт надо законодательно запретить.
    Аморально тусить, когда не решены социальные проблемы.

  • Анонимно
    11.04.2020 11:44

    Все четко и по делу

  • Анонимно
    11.04.2020 11:46

    Какие ещё тусовки? Ресторан - это что, не работа?

  • Анонимно
    11.04.2020 11:48

    Не надо нам подачек от государства, уменьшите налоги для ИП с 6% до 1%, как это сделал Глава Башкирии Радий Хабиров и снизьте налог на ТС по минимальной ставке, как в Чечне. Избавьте нас от проверок налоговой и УБЭП.
    Мы сами остальное сделаем

    • Antares
      11.04.2020 13:48

      Могли бы и вообще отменить налоги для малого бизнеса! Одно их администрирование сжирает практически всю пользу от налогообложения, если посчитать хорошо! Но это не наш путь, мы лучше будем строить виртуальную экономику бесконечных отчетностей и содержать штат мелких чинуш, которые не создают добавочную стоимость, но успешно ее проедают. Зато они послушны, зависимы и правильно голосуют.

  • ПанАлекс
    11.04.2020 12:06

    Купили Ивана...

    • Булгарин
      11.04.2020 12:48

      Да, уж! Иначе бы не рассуждал о том, что надо его статьи подкладывать на стол президенту. И о том, что президент медленно так, но верно начал рулить в нужную сторону.

  • Анонимно
    11.04.2020 12:11

    Ха-ха, дождались ипешники?))
    Сейчас власти будут писать ещё полгода о розданной помощи, а получите копейки. И попробуйте возмущаться. О чем думали, на что надеялись. Думали, не найдут, как их заткнуть?

  • Анонимно
    11.04.2020 12:17

    Малый бизнес как закроется, так и откроется очень быстро, слабые отсеются. А зачем их спасать? Это же бизнес, капитализм, выживает сильнейший, хитрейший. Если не нравится, то надо отказываться от частной собственности и тогда уже можно требовать с государства помощи.

    • Анонимно
      11.04.2020 12:53

      Аналогично тогда надо было поступить с банками, которым в каждый кризис отливают триллионами рублей бесплатно. Тогда вас выкинули бы на улицы с вашего завода. Тогда мы бы и послушали. А то получается несправедливо: крупному бизнесу и банкам преференции и бесплатные государственные деньги, а малому и среднему бизнесу - отсеивание и "выживает" сильнейший. Дармоедов бы еще уволить миллионов 10 из охранных и чиночничьих структур. Или надо предпринимателей по вашему?

    • Анонимно
      11.04.2020 14:21

      Где вы в России увидели капитализм? Бандитизм, может, хотели написать?

    • Анонимно
      11.04.2020 15:28

      А почему в Германии помогают, дурнее нас?

  • Анонимно
    11.04.2020 12:23

    Копеечная действительно цифра 15 миллиардов. Я бы даже сказал космическая. На заводы пускай идут работать несчастные бизнесмены. Сами же говорят , что кризис время возможностей. Вот и пусть воспользуются.

    • Анонимно
      11.04.2020 12:36

      Заводы не знают куда своих сотрудников девать.

    • Булгарин
      11.04.2020 12:53

      Не очень понимаю рассуждения экономиста, который для спасения российского бизнеса оперирует долларами. Как он реально понимает спасение бизнеса в 15 мрлд. долларов? Раздать им эти доллары, или продать на валютном рынке, купить на них рубли и тоже раздать, но уже в рублях? Или за счет этих рублей пополнить бюджет? А кто валюту то купить на рынке? Это те, кто будет капитал выводить в долларах, оставив тут рубли?

    • Анонимно
      11.04.2020 13:46

      Заводов то почти не осталось. Большую их часть в 90-е приватизировали, вывели все финансовые средства, обанкротили, оборудование сдали на металлолом.

    • Анонимно
      11.04.2020 15:36

      Какие мифические заводы вы все упомянаете? С чего вы взяли, что это панацея и заводу нужны новые сотрудники? Вообще рынок будет для продукции заводов?

  • Анонимно
    11.04.2020 12:33

    Ну зачем все мудрить, умными словами манипулировать!Скажите просто : Освободить малый бизнес на 3 года от всех налогов и оставить в покое!И получим процветающую Страну! Объявите новый НЭП!!!знакум

    • Анонимно
      11.04.2020 13:09

      12 33 да пошёл ты со своим нэпом. От него само руководство было в шоке и очень быстро отказалось. Поняв, что с нашим народом такое не прокатит.

      • Анонимно
        11.04.2020 13:50

        тебе надо лечиться! И учиться!

        • Анонимно
          11.04.2020 14:25

          13.50 чтобы стать нищим ИП, как ты?)))
          Мне моё образование позволяет жить неплохо, не волнуйся за меня)))
          А по поводу лечения.... Хмм....цыплят по осени считают, ещё только весна ковида, может, твой совет тебе самому завтра уже понадобится...
          А я в своём доме под Казанью самоизолировался, погреб
          продуктами, денежки на карту поступают. Жизнь прекрасна)))

          • Анонимно
            11.04.2020 16:19

            Во первых я не ИП шник!
            Во вторых не могу мимо пройти когда душат наших кормильцев!Там в Ип есть и прекрасные молодые ребята которые производят самое необходимое для нас.Они не нищие!они гордые и самодостаточные.Они не унижаются.Только требует к себе человеческого отношения как во многих Странах.
            В третьих, я не только эти 20 дней, а уже 3 месяца, как грип начался, на самоизоляции.
            Насчет дома тоже могу поспорить-свой дом, 200 метров квадрат.Два морозильных ларя, как тут неоднократно писал,полны продуктами.кониной, казы, овощами и фруктами замороженными.На год расчитывал заранее.На карту пенсия поступает.Были запасы на старость.
            Ляпота!
            А тебе действительно надо бы посмотреть на свое поведение в обществе.В молодости мы таким хамам как ты, который посылает 80 летнего старика, в морду давали.Видимо тебе мало нос ломали.Да еще и теперь, я бы при встрече я бы научил уму разуму.Благо силенок ешшо хватает.знакум

    • Азат Д
      11.04.2020 14:57


      Если налоги снизить, то финпотоки мимо чинуш пойдут, распределять не смогут, народ поймет что они не нужны.

  • Анонимно
    11.04.2020 12:37

    Прохожу часто мимо марусовки, там нет теперь тусовки (как гласила надпись на шлагбауме). Не гуляют дамы и господа в пледах из марусовки по Лядсаому садику. Тихо стало в нашем районе теперь, спокойной.

  • Анонимно
    11.04.2020 12:42

    снова графики ...

  • Анонимно
    11.04.2020 12:44

    Ничего себе копеечная, даже у бенефициаров ТАИФа только по одному миллиарду

  • Анонимно
    11.04.2020 12:51

    Какая я то невнятная и хвастливая статья. Если завод выводит на работу ежедневно 20 тысяч рабочих,как тут избежать контактов?Они потом домой придут заражать. Или как избежать заражения в общественном транспорте?И смысл тогда в самоизоляции остальных? Тут уж надо либо полностью все останавливать либо ,как в беларуссии,не обращать внимание на ковид.

    • Анонимно
      11.04.2020 13:28

      Согласен, заводчане – это не те люди, без которых жизнь невозможна. Так что нужно хотя бы до конца апреля вводить карантин.

      • Анонимно
        11.04.2020 13:56

        13.28 ну и люди тупые! Завод налоги платит! Тут ипешники рубаху на груди рвут, что страна без его копеечного налога сгинет, а вы завод со счетов скидываете!

      • Анонимно
        11.04.2020 13:58

        Это смотря какую продукцию завод производит

    • Анонимно
      11.04.2020 14:35

      Грачев в сторону Зюганова клонит. Надо помочь человек труда (c)

  • Анонимно
    11.04.2020 13:49

    "Путем проб и ошибок страна подходит к единственно правильному режиму карантина: работу — разрешить, все тусовки — запретить"
    Перед глазами был так долго пример с странами Азии (Тайвань, Сингапур, Япония) и только сейчас, спустя 4 месяца, они что то поняли. Поразительная скорость.

  • Анонимно
    11.04.2020 13:49

    Однозначного решения нет, все
    написанное предположения,а главный рулевой на сегодня Соvid 19 -пока он зверствует нужно слушать врачей, чтобы выжить,а уж потом...

  • Анонимно
    11.04.2020 14:06

    О, знаменитые графики Грачева!

  • Анонимно
    11.04.2020 14:06

    Учитывая высказывания и отношение руководства РФ к малому бизнесу в системе купи-продай,системе развлечений,туризма, ресторанного ,интересует только налоги и оплаты всевозможных платежей.А выживать придётся самим.Спасение утопающего,дело самого утопающего.Капитализм чёрт его дери.
    Их Боливар не выдержит двоих.

  • Анонимно
    11.04.2020 14:34

    У меня складывается такое ощущение, что господин Грачев очень сильно мечтает стать министром Путина. Может даже премьер-министром! Это было очевидно еще тогда, когда он из Яблока ушел. Ведь ясно что у Яблока и у Путина пути-дороги разные.

  • Анонимно
    11.04.2020 14:52

    Да, Иван что то смело порешал... дилему между экономикой и жизнью людей так просто нельзя оценить.. По Чубайсовски как то...

    • Анонимно
      11.04.2020 16:50

      Бабы еще нарожают, маткапитал поднимем немного потом.

  • Анонимно
    11.04.2020 16:19

    Бла бла бла

    Как всегда!

  • ПанАлекс
    11.04.2020 17:19

    На сегодня ни Путин ни Правительство РФ ни Правительство РТ ни мэрия Челнов не выделила ни копейки на поддержку МСБ и населения, а он пгубу раскатал на 15 млр. долларов! Зато у Путина и Правительства РФ нашлись триллионы на сделку по приобретению Сбербанка!
    Так что пустая болтовня и споры тут!

    • Булгарин
      11.04.2020 17:27

      Господин хороший, чего вы все пристали к властям с помощью малому бизнесу. Тут власти, на мой взгляд не знают как вообще народу то помочь, а не малому бизнесу. Можете представить уровень падения экономики, если разразиться полномасштабная эпидемия, сколько сразу проблем у власти возникнет. Тут впору ставить уже вопрос, а выдержит ли само это государство такой натиск. Зачем брать в качестве примера те экономики, те государства, где все было до эпидемии все благополучно. Да, они могут и деньги раздавать, и налоги сокращать, и льготы давать. У них на это были деньги. А у России вопрос стоит просто, как этому государству продержаться все это время, когда не будет поступлений в бюджет ни с какой стороны, а особеннно от продажи нефти. Тот же ЗВР может исчезнуть за очень короткое время, а потом что. Зубы на полку и по миру с протянутой рукой?

  • Анонимно
    11.04.2020 17:35

    Весело читать особенно накануне Дня Победы как внуки победителей рассуждают о потерях от вируса.Миллион туда,десять миллионов сюда.И каждый думает что его близкие и он сам не попадёт в число этих миллионов.И самое весёлое это то что если в войну люди работали для того чтоб победить врага то сейчас будут работать для того чтоб не упали прибыли госкорпораций.Хотя любому ясно что вместо такого людоедского сценария надо объявлять ЧП сажать всех дома и платить пособия возможно даже продуктами.Лучше месяц всех продержать на карантине чем потом год устилать наши поля могилами.Но как всегда душит жаба или просто в закромах родины остались одни мыши а все и золотые и валютные запасы растворились в неизвестном направлении.

  • Анонимно
    11.04.2020 17:49

    15 млрд - это не цифра, а число.
    Уровень доктора экономических наук.
    Детский вопрос: что такое цифра (арабская)?

  • Анонимно
    11.04.2020 18:56

    Дешевый популизм, только социализм поиожет победить

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль