Ретейл 
14.04.2020

Хотите, чтобы ваш бизнес выжил? Срочно бегите в онлайн!

Почему спасением для малого и среднего бизнеса Татарстана становится рынок электронной коммерции и как предпринимателям в него вписаться

Интернет для подавляющего большинства превратился в единственный канал продаж. Жизнь в режиме самоизоляции подстегнула и без того намечавшуюся тенденцию — удаленное потребление огромного количества товаров и услуг. Как электронная коммерция может стать спасательным кругом для малого и среднего бизнеса республики, кто получает «пригласительный билет» на крупнейшие маркетплейсы и что делать в онлайн предпринимателям, если их бизнес не связан напрямую с продажей товаров, — в нашем материале.

В интернет-магазинах  сейчас заказывают  не только жизненно необходимые вещи, но и все остальные товары, которые могут обеспечить комфортную изоляцию В интернет-магазинах сейчас заказывают не только жизненно необходимые вещи, но и все остальные товары, которые могут обеспечить комфортную изоляцию Фото: «БИЗНЕС Online»

ОСТОРОЖНО, ДВЕРИ ОТКРЫВАЮТСЯ — ПЛАТФОРМЫ ИНТЕРНЕТ-РЕТЕЙЛЕРОВ ПРИГОТОВИЛИСЬ К БУМУ

Рынок e-commerce* — самый быстрорастущий сегмент ретейла в России, ежегодно он растет на 20–30%. То, что текущий год покажет взрывную динамику, сомневаться не приходится. В начале 2000-х атипичная пневмония дала мощный толчок электронной коммерции в Китае, а сегодняшний кризис стремительно расширяет функционал онлайн-сервисов во многих странах, и мы не исключение. В интернет-магазинах сейчас заказывают не только жизненно необходимые вещи, но и все остальные товары, которые могут обеспечить комфортную изоляцию — от ковриков для йоги до материалов для ремонта,  чтобы с пользой провести вынужденные выходные. Переход покупок из офлайна в онлайн характерен и для татарстанцев. «Сейчас мы видим рост спроса на различные категории товаров даже относительно февраля, когда на продажи существенное влияние оказывает фактор гендерных праздников. Так, в Татарстане за всего лишь одну неделю, с 30 марта по 6 апреля, продажи товаров для хобби и творчества выросли на 67 процентов по сравнению с первой неделей февраля; продажи товаров для фитнеса и домашних тренировок — на 110 процентов, а товаров для ремонта — на 141 процент по сравнению с тем же периодом», — говорит Рустем Касимов, директор макрорегиона Поволжье, Ozon. 

Вслед за покупателями в онлайн уходит и местный бизнес. По данным пресс-службы минэкономики РТ, порядка 60% предпринимателей из Татарстана — продавцы одежды, продуктов питания, товаров для дома и электроники, и часть из них уже активно начинает переводить продажи в интернет. Так, в конце марта тот же Ozon зафиксировал рост регистраций производителей и продавцов из Татарстана на маркетплейсе в 2 раза. «Сейчас на платформе уже продаются товары от нескольких сотен татарстанских компаний, более 500 находятся на стадии регистрации, — рассказал он. — Помимо роста числа новых продавцов на площадке, Ozon фиксирует увеличение ассортимента уже у продающих компаний из Татарстана. Например, только 25 марта предприниматели загрузили на нашей площадке на 30 процентов больше товарных наименований, чем они делали в любой другой день 2020 года», — отметил Рустем Касимов.

Теперь малый и средний бизнес может оказаться на одной полке с крупным брендом, поскольку правила и условия на площадке одинаковы для всех Теперь малый и средний бизнес может оказаться на одной полке с крупным брендом, поскольку правила и условия на площадке одинаковы для всех Фото: «БИЗНЕС Online»

МАРКЕТПЛЕЙС: СПАСАТЕЛЬНЫЙ КРУГ ДЛЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

Еще несколько лет назад все основные игроки российского рынка онлайн-торговли работали в формате интернет-магазина — они выкупали товары у поставщиков и производителей, дальше самостоятельно устанавливали на них цены и реализовывали на своей площадке. При этом основным конкурентным преимуществом на этом рынке всегда был и остается ассортимент, поскольку потребитель в онлайне хочет приобретать все необходимое в одном месте и выбирать нужный ему товар из множества. Формат, когда интернет-магазин выкупает товары у крупных поставщиков, не позволял быстро нарастить ассортимент, ведь число больших производителей и дистрибьюторов ограничено. Зато в стране есть много малых и средних производств и бизнесов, которые могут дать тот самый ассортимент. При этом очевидно, что договориться на поставки с 20 крупными поставщиками проще, чем с сотнями средних и мелких компаний по всей стране. Поэтому в последние два года все крупные игроки в России начали развивать модель маркетплейса — платформы, на которой тысячи продавцов самостоятельно могут управлять своим ассортиментом и ценами и представлять свой товар онлайн-покупателям по всей стране и за ее пределами. Это значит, что теперь малый и средний бизнес может оказаться на одной полке с крупным брендом, поскольку правила и условия на площадке одинаковы для всех. Продавец, будь то крупный бренд или региональный предприниматель, сам решает, какие товары и в каком количестве продавать, какие цены на них устанавливать и как продвигать на площадке. При этом маркетплейс следит за добросовестностью своих продавцов — мониторит завышенные цены и подделки. Например, на Ozon из татарстанских предпринимателей  представлены фруктовые чипсы JUNAS FOODS, чаи CrafTea, обувь из войлока KIEZ, бренд натуральной косметики «Косметика Олеси Мустаевой», бренд флорариумов VSE-FLO. Что важно, предприниматели не ограничены продажами только региона — благодаря развитой логистической инфраструктуре маркетплейса их товары продаются по всей России и даже за рубежом. Еще продавцу не приходится думать про то, как найти клиента — на том же Ozon в день порядка 3,5 млн уникальных пользователей, среди них однозначно найдутся те, кто захочет приобрести продукты местных производителей и дизайнерские товары.

 «Мы занимаемся производством фруктовых, овощных  чипсов и ягодной пудры, — рассказала учредитель компании JUNAS FOODS Наталья Козицкая. — Начали выставляться на Ozon — это очень удобно, работать непосредственно с ними, так как маркетплейс является посредником между нами и клиентами по всей России. Ozon — это перспективная площадка, которая поможет нам выйти на новый уровень продаж».

Представитель бренда VSE-FLO Анна Ионова отмечает, что, когда ее компания выбирала из нескольких маркетплейсов, Ozon привлек внимание тем, что работал по всей России, не только в Москве. А процедура регистрации была простой и удобной для индивидуального предпринимателя.

«До этого момента мы были представлены только в магазинах Казани и Татарстана, и Ozon расширил  нам границы, — считает Анна. — В нынешних обстоятельствах этот маркетплейс совершенно точно стал альтернативой офлайн-магазинам — попасть даже в специализированные точки продаж сегодня большая проблема, Ozon был готов к данной ситуации гораздо лучше, нежели мы, как индивидуальные предприниматели. У них предусмотрена вся система доставки, бесконтактной оплаты — мы вряд бы ли могли самостоятельно позволить себе такие продуманные до мелочей процессы.  Поэтому даже давних своих клиентов переключаем на Ozon, дабы упростить и сделать для них удобной процедуру доставки по всей России».

Сегодня постаматы Ozon расположены во многих салонах красоты, придомовых магазинах и даже библиотеках Сегодня постаматы Ozon расположены во многих салонах красоты, придомовых магазинах и даже библиотеках Фото: «БИЗНЕС Online»

А ЧТО ЖЕ С ТЕМИ, ЧЕЙ БИЗНЕС НЕ СВЯЗАН С ПРОИЗВОДСТВОМ И ПРОДАЖАМИ ТОВАРОВ?

Услуги для продавцов маркетплейса

Сегодня многие производители в Татарстане хотят начать продавать онлайн, но единицы готовы разбираться в том, как это устроено. И это тоже возможность для предпринимательской деятельности. За вознаграждение можно оказывать услуги по заведению товаров на маркетплейсы или же курировать продажи в этом канале для продавца. Наконец, с высокой долей вероятности можно спрогнозировать появление в регионах специализированных фотостудий и рекламных агентств, которые будут оказывать услуги для выведения и продвижения товаров региональных продавцов на маркетплейсе — у каждой площадки свои правила по фотографиям, описанию товаров и разные рекламные возможности. Сейчас таких игроков нет, то есть рынок совершенно свободен и представляет для бизнеса тот самый «голубой океан», о котором мечтают многие предприниматели.

Последняя миля

Одновременно с ростом числа продаж товаров через интернет возникает необходимость в их доставке до конечного потребителя. Это значит, что в республике будет активно развиваться так называемая инфраструктура последней мили — конечное звено доставки товаров до клиента: курьерская доставка, пункты выдачи (ПВЗ), автоматизированные точки выдачи заказов. При чем здесь татарстанский малый и средний бизнес? Очевидно, что возможность начать оказывать курьерские услуги есть не у всех, но для многих предпринимателей открытие пункта выдачи заказа или установка того же постамата для выдачи посылок может стать дополнительным доходом к основному бизнесу. Сегодня, например, постаматы Ozon расположены во многих салонах красоты, придомовых магазинах и даже библиотеках. И именно сейчас можно изучить возможности этого сегмента, чтобы после окончания режима самоизоляции начать быстро его осваивать. В Татарстане для этого уже имеется подготовленная почва — в конце 2019 года тот же Ozon объявил о запуске в нашей республике масштабной программы партнерства с региональными предпринимателями для развития точек выдачи заказов и оказания курьерских услуг в регионе.

Несколько недель самоизоляции способны сформировать привычку к удаленному потреблению товаров и услуг — тем более если процесс приобретения отвечает таким базовым человеческим потребностям, как безопасность, комфорт и удовольствие. Поэтому сейчас, пока «экономика самоизоляции» делает лишь первые шаги, бизнесу стоит переосмыслить свою позицию на рынке. И пойти туда, куда идут покупатели, — в онлайн. Возможно, кто-то вообще предпочтет свернуть присутствие в офлайне, даже после того как режим самоизоляции будет отменен и моллы вновь распахнут свои двери для посетителей.

Пандемия уже начала менять наш мир. Доля интернет-торговли сейчас значительно вырастет, а экономия на торговых пространствах и продавцах снизит издержки даже с учетом затрат на систему доставки, которая станет еще более удобной и клиентоориентированной. Продажи через социальные сети, «Инстаграм» были первым стихийным этапом развития рынка электронной коммерции, как когда-то барахолки под открытым небом. На смену им приходят цивилизованные отношения, где интересы продавца и покупателя защищены законом. В последующих публикациях мы совместно с Ozon подробнее расскажем про каждую из перечисленных возможностей для регионального бизнеса.

На правах рекламы

ООО «Интернет Решения»                                                     
ИНН 7704217370
КПП  997750001
ОГРН 1027739244741
Юридический адрес: 
123112, Москва, Пресненская наб., 10, помещение I, эт. 41, комн. 6


*e-commerce — электронная коммерция

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (18) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    14.04.2020 09:09

    Поддержка нулевая у них.Зарегистрировались полгода назад.Пытаемся выложить товар два месяца.никто не отвечает.Идите в чат

    • Ozon
      16.04.2020 15:39

      Добрый день! Уточните, пожалуйста, номер обращения. Мы поможем!

  • Анонимно
    14.04.2020 09:10

    Junas food которым так хвалится на озон уже остатки и нет похоже смысла продавать с новыми условиями озон! Зато на казаньэкспресс явно лучше дела и продаются! Товары ниже 500-1000рублей продавать не выгодно нигде кроме нашего местного алиэкспресса увы

  • Анонимно
    14.04.2020 09:24

    Как это совпадает с тем что Татарстану дали добро на
    электронную коммерцию, не газета а сплошная пропаганда то дома сиди, то на удаленке работай, то электронно бизнес веди, этим всем пытаются под шумок ещё больше людей под контроль взять. БО я думал не зависимый СМИ.

  • Анонимно
    14.04.2020 09:25

    Мелкий бизнес - на 90% торговля, и живет он с торговой маржи. Научившиеся покупать по И-нету люди сразу могут купить товар у производителя или сетевого склада по почте. И где здесь место мелкому торговцу? Идти в кондукторы, дворники, кассиры и работники супермаркетов, пока есть вакансии?

  • Анонимно
    14.04.2020 09:41

    зарегистрировались, но не можем создать карточку товара на портале поставщиков Озон. Отвратительная поддержка, две недели не могут ничего сделать!!!!

    • Ozon
      16.04.2020 15:39

      Добрый день! Уточните, пожалуйста, номер обращения. Мы поможем!

  • Анонимно
    14.04.2020 09:52

    Отправили заявку. До сих пор ответа нет. Поддержка не отвечает. На словах только крутые Озон

    • Ozon
      15.04.2020 12:48

      Добрый день! Уточните, пожалуйста, номер обращения. Мы поможем!

  • Анонимно
    14.04.2020 10:06

    Озон ведёт себя не красиво с доставкой. В рекламе нет ничего о том, что доставка осуществляется только от определенной суммы заказа (не ниже), но заходишь на сайт, а там при оформлении заказа: доставляем только от ___ рублей, в связи с большой нагрузкой (или что-то в этом духе). Ребята, я же вас не прошу доставить здесь и сейчас, могу и подождать денек, другой.

    Справедливости ради нужно заметить, что аналогичный подход и Беру, которое целый день орет про "бесплатная доставка".

    • Компанеец
      14.04.2020 14:16

      Добрый день! Я работаю в Ozon.

      Давайте немного поясню причину, по которой нам было необходимо поднять минимальный порог. Онлайн-покупки сейчас крайне востребованы. Это сказывается на загруженности наших складов и агентов доставки - мы оперативно наращиваем мощности, но число заказов сейчас растет еще быстрее.
      Чтобы сохранять качество и скорость доставки и доставлять каждому клиенту больше необходимых товаров вовремя, мы временно повысили минимальный порог - сейчас он составляет 999 рублей.

      На первый взгляд это может показаться неудобно, но во-первых, это временная и вынужденная мера. Нам это поможет обеспечить высокое качество сервиса и своевременную доставку. Кроме того, вы же можете объединить в одном заказе все необходимое, и - кстати, это сейчас актуально - получить его бесконтактным способом, оформив доставку до двери или в постамат.

      Мы рассчитываем достаточно скоро вернуться к привычным для вас условиям. Спасибо вам за понимание.

      • Анонимно
        14.04.2020 17:02

        Онлайн-покупки сейчас крайне востребованы
        Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/464848#comments
        Я это знаю, газеты читаю, ТВ смотрю.

        Так пишите большим банером на главной странице своего сайта, что доставка от 999 рублей, просим понять и простить =)
        Вопрос в другом был, я заказывая товар ниже этой планки, не рассчитываю получить его прямо сегодня или завтра, готов подождать ("не горит") и заказ забрать из бокса. Можно же при заказе, например, (при наличии банера, о котором я писал выше) указать, что доставка займёт не менее ___ дней. Если меня срок устроит, то я завершу оформление заказа. Плюс, я так полагаю, алгоритму вашей программы легко будет просчитать и закинуть мой заказ в ближайшую машину (у которой маршрут будет проходить через бокс, выбранный мной).

        • Компанеец
          15.04.2020 12:46

          В течение нескольких недель у нас отображался банер на главной странице вверху сайта. Сейчас его убрали, так как большинство наших покупателей уже ознакомились с новыми временными условиями, теперь отображаются актуальные акции. Ограничение было сделано для того, чтобы снизить сильно выросшую загрузку, сохранив качество и скорость доставки и смещение дат не помогло бы в данной ситуации. Так, условно сместив дату на 5 дней, было бы оформлено много заказов с доставкой на этот день, что негативно сказалось бы на загрузке. Порог в 999 рублей легко перейти, ведь у нас более 6 млн товарных наименований. По статистике, у большинства наших клиентов средний чек больше тысячи. Плюс, удобнее получить всё необходимое сразу и не ходить по магазинам в поисках необходимых товаров.
          Что касается масок и респираторов, Ozon работает в том числе по модели маркетплейса - это значит, что каждый продавец сам управляет своим ассортиментом и ценами. Сейчас цены на некоторые товары выросли из-за роста закупочных, но спекуляции тоже встречаются, к сожалению.
          Мы мониторим цены, особенно на самые востребованные товары 24/7, и если видим аномальные отклонения, сразу снимаем их с продажи. Если ситуация повторяется, продавца баним.
          Также мы установили максимальный порог цены на самые востребованные категории товаров. Наш отдел мониторинга работает 24/7, но иногда продавцы все же размещают товары с аномальными ценами.
          Подробнее о порогах здесь:
          https://docs.ozon.ru/partners/novosti-marketplejsa#id-овостимаркетплейса-Ограничиваемценынатоварыпервойнеобходимости
          Пожалуйста, если вы увидите какой-то товар с аномально высокой ценой, присылайте нам обязательно ссылку, либо нажать на кнопку "Завышена цена?" — и мы оперативно уберем его из продажи и свяжемся с продавцом.
          Присылать можно на почту stopprice@ozon.ru - будем вам очень благодарны.

      • Анонимно
        14.04.2020 17:02

        И еще, разберитесь с торговцами масок и респираторов.

  • Анонимно
    14.04.2020 10:18

    Недавно пытался заказать на Ozone продукцию, но в разделе оформление продажи, всплыла колонка об обязательном условии - необходимости увеличить заказ на энную сумму, т.к. внимание - товар пользуется повышенным спросом. На период карантина книги хотел заказать.

  • Анонимно
    14.04.2020 12:44

    А как же совместные покупки? Я организатор СП - вижу, что покупатели не уходят от нас в маркетплейсы, потому что цена на те же товары там дороже, чем в СП. А если давно сотрудничаешь с поставщиком - он ещё и скидки делает. По крайней мере Сибтрикотаж (Новосибирск), мы там закупаемся.

  • Анонимно
    14.04.2020 15:55

    молодцы, развиваются, их ящики даже на заправках появились, в Татнефти кажется

    • Анонимно
      14.04.2020 18:50

      Молодцы, да не очень. Пусть их аппараты стоят БЕЗ заказов- они же придумали «минимальную» стоимость заказа)))

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль