«Веками преподавали в режиме «парта, учитель, вопросы – ответы» — и вдруг больше 100 тысяч детей сразу в режиме онлайн», — говорил Метшин директорам школ, понимая, что не все в дистанционном обучении удалось сделать на пять. О том, почему некоторые родители мечтают об электронной «халяве», как втрое сократилось число нуждающихся в оргтехнике, как ищут недостающие ноутбуки и планшеты, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Ильсур Метшин: «Никаких иллюзий нет, веками преподавали в режиме «парта, учитель, вопросы – ответы» — и вдруг больше 100 тысяч детей сразу в режиме онлайн»
БЕЗ ГАДЖЕТОВ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ОСТАЮТСЯ 2,6 тыс. ШКОЛЬНИКОВ
Казань масштабно и со всей страной включилась в дистанционное обучение. «Дистант» начался с 6 апреля, его внедрение стоило немало нервов всем участникам: и детям, и учителям, и родителям. Первые результаты накануне обсудил с директорами школ мэр Казани Ильсур Метшин.
«Вы не только руководители образовательных учреждений, но и, как принято называть, еще „играющие тренеры“. Сами преподаете, знаете обо всех вопросах не понаслышке. Потому хотелось бы из ваших уст об этих вопросах услышать», — открыл он совещание и предоставил слово начальнику управления образования исполкома Казани Иреку Ризванову.
Первая проблема, которая возникла сразу после перехода на «дистант», — это нехватка гаджетов. Сначала родители 7,2 тыс. учеников заявили: нет дома свободного компьютера, нет даже планшета, рассказал чиновник. Но неделю спустя, когда перспектива «грызть науки» удаленно стала неизбежной надолго, число «безгаджетных» школяров сократилось до 3 755. Большинство родителей выкрутились: или купили, или починили то, что было, или принесли с работы, или взяли у знакомых. Затем пошла вторая волна: ноутбуки и планшеты выдали за счет бюджета РТ, спонсоров. Еще 155 гаджетов в рамках благотворительной акции передали для детей горожане. Но все равно многие школьники технически еще не готовы заниматься дистанционно.
Есть, правда, в этом вопросе некоторая тонкость. «Услышав, что есть возможность что-то получить бесплатно, многие хотят ею воспользоваться, не разбираясь в условиях. Но мама, которая одна воспитывает троих детей и не имеет возможности купить хотя бы один планшет, и семья, где на троих детей два ноутбука, а хотелось бы три, — это все-таки разные вещи», — сказал Ризванов.
Ирек Ризванов: «Услышав, что есть возможность что-то получить бесплатно, многие хотят ею воспользоваться, не разбираясь в условиях»
Метшин поинтересовался, есть ли реальная картина по этой нуждаемости. Сколько устройств надо, если исключить такие «хотелочные» желания? Оказалось, нужно еще 2,6 тыс. гаджетов. Начальник управления образования уточнил, что все учащиеся 9–11-х классов обеспечены техникой, а вот у учеников с 1-го по 8-й класс не у всех есть доступ к дистанционному обучению. Пока эти дети обучаются или телефонным методом, или через распечатки и флешки.
«Может, нам за счет бюджета купить и раздать школам?» — думал вслух мэр. А может быть, на помощь придет «Единая Россия», куда исполком передал заявку? Но пока вопрос остался открытым.
Более 40% школьников учатся все-таки через телефон. Еще 22,9% учащихся пользуются персональными компьютерами, 31,7% — ноутбуками, 4,4% — планшетами. По словам Ризванова, дистанционно стабильно занимаются 93% казанских школьников. Для 7% (это 9 640) детей обучение организовано в смешанной форме, основные причины — плохой интернет или мобильная связь, болезнь ребенка и, наконец, отсутствие гаджетов.
«Никаких иллюзий нет, веками преподавали в режиме „парта, учитель, вопросы – ответы“ — и вдруг больше 100 тысяч детей сразу в режиме онлайн», — подытожил Метшин.
55% ОПРОШЕННЫХ РОДИТЕЛЕЙ ПОСТАВИЛИ ОНЛАЙН-УЧЕБЕ «ОЧЕНЬ ХОРОШО»
Через неделю после старта «дистанта» управление образования запустило онлайн-опрос школьников и их родителей. Анкету оперативно помогли разработать специалисты ситуативно-аналитического центра КФУ и социологи Высшей школы экономики. За первые же сутки на вопросы ответили около 40 тыс. человек. Активнее всего были родители — аж 26 тыс. обеспокоенных пап и мам. А еще 2 728 учителей и 10 тыс. учащихся.
По словам Ризванова, на вопрос, удовлетворены ли ученики организацией образовательного процесса, 29,8% ответили «Однозначно да», еще 48,4% — «Скорее да», 17,7% — «Скорее нет», лишь 4,1% респондентов — «Однозначно нет».
«Мы, честно говоря, были готовы встретить негатив от родителей. Но результаты показали, что более 55 процетнов опрошенных оценивают „дистант“ очень хорошо, — рассказал начальник управления образования. — На вопрос, легко ли вашим детям учиться в таком формате, большинство родителей поставили средний балл».
РОДИТЕЛИ ПРОСЯТ ПЯТИДНЕВКУ. А ГОРОДУ НУЖЕН МОНИТОРИНГ САМОЧУВСТВИЯ СЕМЕЙ — КРИЗИС БУДЕТ УГЛУБЛЯТЬСЯ
По мнению мэра, после того, когда пандемия закончится и все школы вернутся к нормальному режиму работы, нужно использовать полезный опыт «дистанционки». «Есть ли перспективы у этого формата? Какие плюсы? Что можно сохранить в будущем?» — задал он вопрос директорам школ.
Айдар Шамсутдинов, директор школы №165, подтвердил, что у дистанционного обучения есть свои плюсы, например возможность выстроить обучение индивидуально. «Но сейчас объективно это не то обучение, которое идет один на один с учителем», — сказал он. По словам директора лицея №35 в «Солнечном городе» Глухаревой Елены, школа сейчас перегружена и дистанционное обучение — выход, это разгрузка второй смены. Кроме того, как она отметила, дистанционное образование — хорошее подспорье для надомного обучения. К примеру, в лицее №35 сейчас 13 учеников, которые по состоянию здоровья не ходят в школу. Раньше дистанционная технология была не отработана.
«Многие родители говорят о пятидневке, возможно сокращение (учебной недели — прим. ред.) до нее с помощью выведения на „дистант“», — предложила Глухарева.
Метшин уточнил у Ризванова, возможно ли перейти на пятидневку. Оказалось, что да. В управлении образования уже пару недель прорабатывают нормативы.
«Время пройдет, и надо обязательно извлечь уроки, обсудить, например сделать пятидневку, — загорелся идеей градоначальник, добавив, что и федеральные, и республиканские нормативы должны быть соблюдены. — Директорскому корпусу дайте поручение. Все плюсы дистанционного обучения с нового учебного года нужно применить».
После того, когда пандемия закончится и все школы вернутся к нормальному режиму работы, полезный опыт «дистанционки» пригодится
Как рассказала директор лицея №121 Валентина Афонская, дети в 1–4-х классах в ее школе уже с 1 сентября 2019-го учатся пять дней в неделю. «Мы весь этот год работаем на пятидневке. Я не нарушаю, как вы говорите, федеральный закон. Есть СанПиНы и количество часов, которое положено отвести при пятидневке. Они отличаются друг от друга. Потому переход на пятидневку — это прежде всего огромная работа директоров», — объяснила она.
Мэр Казани уточнил, успеют ли учителя закончить обучение вовремя. «Успеем мы образовательный процесс до 25 мая завершить?» — спросил он у директоров и получил утвердительный ответ. «Мы сторонники того, чтобы учебный год закончился вовремя, так, как и всегда», — сказала одна из руководителей.
В конце совещания градоначальник отдал должное учителям. «Ситуация с дистанционным обучением еще раз показала умение в любых ситуациях находить решение, — сказал он. — Работа начиналась при героически сложных условиях, но вы взяли на себя ответственность, набрались терпения и справились с ней. Спасибо всем учителям за большую работу в таких непростых условиях».
А еще Метшин попросил внимательно следить за самочувствием семей. «Эксперты прогнозируют на ближайшее будущее кризис, многие семьи могут оказаться в сложных обстоятельствах. Прошу директоров вместе со своими коллективами быть центром мониторинга в этой ситуации», — заключил он. Главная цель понятна: городу надо знать, кому и какая помощь может потребоваться — от доброго слова до хлеба насущного.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 240