Общество 
25.04.2020

«Можно ли поститься в Рамадан на фоне угрозы заражения COVID-19?»

Нужно понимать, что исламский пост возник не в обществе, помешанном на диетах и здоровом питании

Если пост в Рамадан снижает иммунитет, который является, по сути, единственной гарантией выживания в случае заражения COVID-19, то от первого во время пандемии лучше воздержаться, считает первый заместитель председателя ДУМ РФ Дамир хазрат Мухетдинов. И к этому мнению присоединяется постоянный автор «БИЗНЕС Online» Рустам Батыр. Рамадан — не оздоровительная диета, а духовная практика. Только вот коронавирусу все равно — он с удовольствием отправит на тот свет всякого, наплевавшего на свое здоровье.

COVID-19 внес коррективы в религиозную практику мусульман. Закрытые мечети делают невозможным проведение не только пятничных молитв, но и намазов таравих, исполняемых лишь в Рамадан COVID-19 внес коррективы в религиозную практику мусульман. Закрытые мечети делают невозможным проведение не только пятничных молитв, но и намазов таравих, исполняемых лишь в Рамадан Фото: «БИЗНЕС Online»

«НЕ БРОСАЙТЕСЬ СВОИМИ РУКАМИ К ПОГИБЕЛИ»

Исламский мир встретил самый долгожданный и любимый месяц года — священный Рамадан. Этот 30-дневный марафон добрых дел проходит на фоне строгого поста. Мусульманский пост, напомню, заключается в отказе от еды и питья, а также супружеской близости в светлое время суток: от рассвета до захода солнца. При этом от поста освобождаются те, кому он может нанести вред: больные и путники, а также лица, приравненные к ним, то бишь беременные, кормящие грудью, немощные старики и др. Возникает вопрос: а как соотносится угроза заражения смертельным вирусом с обязательностью постного предписания? Должны ли мы держать уразу на фоне всемирной пандемии? Вопрос этот не такой уж и очевидный, как может показаться на первый взгляд.

COVID-19 уже внес коррективы в религиозную практику мусульман. Закрытые мечети делают невозможным проведение не только пятничных молитв, но и намазов таравих, исполняемых лишь в Рамадан. На такие вынужденные ограничения исламская умма скрепя сердце согласилась. Однако никакая самоизоляция, считают подавляющее большинство мусульманских религиозных деятелей, не должна служить основанием для отказа от самой уразы. Подобную категоричность обозначили на прошедшей неделе целый ряд богословских инстанций как России, так и зарубежных стран.

И все же посреди темного леса ортодоксии начинают раздаваться и голоса благоразумия. В РФ один из таких принадлежит первому заместителю председателя ДУМ РФ Дамиру хазрату Мухетдинову. После того как президент РФ Владимир Путин объявил о продлении режима нерабочей недели до конца месяца и стало ясно, что мусульмане встретят Рамадан в самоизоляции, Мухетдинов обратился к единоверцам со специальный речью, в которой, помимо прочего, затронул и тему обязательности поста на фоне стремительно набирающего силу коронавируса. 

Религиозный деятель отметил, что вопрос соблюдения поста в условиях пандемии сложный и не имеет однозначного решения, ведь в нем есть один важный нюанс, который многие из нас не учитывают. «Люди по-разному переносят постные воздержания, — отмечается в тексте обращения. — Чей-то организм в месяц Рамадан очищается и оздоравливается, а чей-то испытывает стресс и, как следствие, теряет часть иммунитета». На подобное положение вещей влияет много разных факторов: от изначального состояния организма до перечня продуктов, употребляемых во время поста. И подобное невозможно отрицать, из чего следует логичный вывод: «Если пост сопряжен со снижением иммунитета, то в условиях неблагоприятной эпидемиологической обстановки это означает, что человек подвергает свое здоровье и жизнь опасности, что в исламе категорически запрещено».

Однако дает ли сказанное мусульманину право на временный отказ от поста?

В Коране Аллах оговаривает два основания для законного с точки зрения шариата несоблюдения постных воздержаний: нахождение в пути и болезнь. Правила исламского фикха формализуют только критерии пути: он должен длиться не менее трех дней, что в пересчете на современную метрическую систему составляет более 80 километров. А вот что касается болезни, то в шариате не формализован (не оговорен) перечень болезней, служащих основанием для несоблюдения поста. Предполагается, что к таковому следует относить те заболевания, которые усугубятся и нанесут вред здоровью человека в случае соблюдения им поста. Отсутствие такой формализации Мухетдинов называет величайшей мудростью ислама, позволяющей людям самим определять перечень болезней, не совместимых с постом. «В свете этого мы можем утверждать, — резюмирует он, — что пост, сопряженный со снижением иммунитета, может быть отложен до спадения угроз коронавирусной пандемии, ибо неблагоразумное подвержение себя риску смертельно опасного заболевания подпадает под аят: „Не бросайтесь своими руками к погибели“».

Итак, если пост в Рамадан снижает иммунитет, который является, по сути, единственной гарантией выживания в случае заражения COVID-19, то от первого во время пандемии лучше воздержаться.

«ПОСТ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ — ПОНЯТИЯ ХОТЬ В ОТДЕЛЬНЫХ СЛУЧАЯХ И СОВМЕСТИМЫЕ, НО В ЦЕЛОМ ПРОТИВОПОСТАВЛЕННЫЕ ДРУГ ДРУГУ»

Для кого-то такие рассуждения могут показаться непривычными, ведь многие современные мусульмане слепо убеждены в том, что пост полезен для здоровья. Подобное апологетическое верование стало следствием зацикленности современных людей на идее здоровья, которая проникла в исламский мир вместе с западными либерально-антропоцентричными ценностями. В этой идее нет ничего плохого и предосудительного, но нужно понимать, что исламский пост возник не в обществе, помешанном на диетах, а среди людей, ориентированных на восприятие земной жизни как юдоли печали и испытания. Он задумывался исключительно ради довольства Всевышнего, а не для очищения кишечника. Поэтому пост и укрепление здоровья — понятия хоть в отдельных случаях и совместимые, но в целом противопоставленные друг другу.

Однако большинство мусульман считают иначе. На многих исламских сайтах вы легко найдете антинаучные пропагандистские статьи об оздоровительной пользе поста и вообще голодания. Отдельные «продвинутые» авторы вспоминают даже феномен аутофагии: дескать, клетки во время голодания начинают перерабатывать скопившийся «мусор», что приводит к очищению организма. За открытие данного феномена японский ученый Есинори Осуми, расскажут вам, был удостоен Нобелевской премии по физиологии и медицине. Есть и такие, кто утверждает, что периодическое голодание приводит даже к увеличению продолжительности жизни. Они тоже ссылаются при этом на научные исследования, о которых узнали из вторых и третьих рук.

Осуми действительно получил «нобелевку» за изучение процессов аутофагии у… пищевых дрожжей. А влияние голодания на увеличение продолжительности жизни изучали на примере… лабораторных крыс и иных млекопитающих. Но дело не только в этом.

Лабораторные крысы, которые голодают или ограничиваются в калорийности, действительно живут дольше... но не сородичей по популяции, а других лабораторных крыс, которые в том же эксперименте питались без каких бы то ни было ограничений — сколько влезет в брюшко. Это крайне важный момент, ибо последние жирели и начинали страдать всеми сопутствующими заболеваниями, от которых, собственно, и умирали раньше времени. Вот и получалось, что у голодавших крыс продолжительность жизни была выше, поэтому подобного рода эксперименты, на которые так любят ссылаться великопостники, показывали не столько пользу голодания или урезанного рациона, сколько вред ожирения.

Примерно та же картина и с аутофагией: к мусульманскому посту она не имеет никакого отношения. «Но как же? — возразит его апологет, — я сам голодал и на себе испытал чувство телесного перерождения». Все верно, только при чем здесь пост? Примерно на третий день у голодающего мозг переключается с питания глюкозой на питание кетоновыми телами (грубо говоря, жирами). К тому времени организм растрачивает все глюкозные запасы и начинает сжигать жир и вырабатывать кетоны. Само кетогенное питание намного полезнее углеводного, мозг на нем работает гораздо мощнее и ярче. Отсюда и то состояние эйфории, которые голодающий испытывает, когда переходит на сжигание внутреннего жира и выработку кетонов. Однако нескольких часов голодания, которое испытывает человек во время мусульманского поста, решительно недостаточно, чтобы получить все эти диетологические бонусы.

Да и потом не нужно забывать, во что на практике выливается окончание ежедневного постного воздержания. Хотя наши хазраты и напутствуют постящихся не обжираться, в реальности мало кто, включая самих хазратов, придерживается подобных наставлений. В том нет вины людей. Они здесь выступают невольными жертвами того углеводного питания, страсть к которому и стремятся преодолеть через пост. Все дело в том, что углеводы провоцируют большой выброс инсулина в кровь, а последний порождает чувство голода. Инсулин — грузчики для глюкозы, им постоянно нужно что то-таскать в клетки. Толпа этих грузчиков в крови и есть то, что мы переживаем как мучительное желание что-нибудь съесть. Когда с заходом солнца у нас открывается окно гастрономических возможностей, мусульмане не упускают свой шанс и снова набивают животы углеводной пищей. Получается замкнутый круг. Конечно, к середине Рамадана вырабатывается режим, эти эффекты несколько сглаживаются, однако обжорство никуда не уходит. В результате именно после Рамадана в мусульманских странах фиксируется всплеск заболеваний желудочно-кишечного тракта и сердечно-сосудистой системы.

Так что, если говорить в целом, Рамадан ухудшает здоровье и снижает иммунитет, хотя в отдельных случаях все может быть и наоборот. Еще раз повторим уже высказанную мысль: Рамадан — это не оздоровительная диета, а духовная (и в таком смысле крайне нужная) практика. Только вот коронавирусу, как говорится, барыбер — он с удовольствием отправит на тот свет всякого, у кого ослаблен иммунитет. Потому к предостережениям отдельных мусульманских богословов все же стоит прислушаться.

«ТЕ, КОМУ СЛОВО БОГА ДОРОЖЕ МНЕНИЙ ЕГО РЕДАКТОРОВ, ВСЕГДА МОГУТ ВЕРНУТЬСЯ К ПЕРВОИСТОЧНИКУ — ПЕРВОЗДАННОМУ ТЕКСТУ КОРАНА»

Есть и еще один выход из этой ситуации — условно реформаторский. В том смысле, что он противоречит многовековой традиции в интерпретации норм шариата, хотя и полностью соответствует как духу, так и букве Священного Корана.

Предписывая соблюдение поста, Всевышний оговаривает: «А те из вас, кто может осилить пост [но не делает этого], пусть во искупление кормят бедняка» (2:184). Слова «может осилить его (пост)» (йутыкуна-ху) в исламской экзегетике интерпретируют с точностью до наоборот. Наоборот в буквальном смысле: кто не может осилить пост. То есть смысл аята ставится с ног на голову. Такие ситуации, когда многоумные улемы корректируют волю Бога, в исламском богословии встречаются сплошь и рядом. В результате мы уже давно имеем традицию, во многом оторванную от своих корней. Правила поста не стали исключением.

Однако те, кому Слово Бога дороже мнений Его редакторов и корректоров, всегда могут вернуться к первоисточнику — первозданному тексту Корана. И тогда для них станет очевидно, что нынешняя ситуация с коронавирусом как никакая другая подпадает под процитированный выше аят: мы можем осилить пост, но из-за смертельной угрозы временно не делаем этого, заменяя постные воздержания пожертвованиями в пользу нуждающихся.

В этой связи уместно задаться вопросом: а кто будет более праведен — тот, кто, сидя дома, каждый день набивает по вечерам пузо, или тот, кто на фоне смертельной «чумы» действует ответственно и еще при этом жертвует кровными деньгами ради ближнего: одиноких стариков, инвалидов и сирот? Ответ представляется очевидным. Только вот кому нужно это самое Слово Бога, когда уже есть сложившиеся правила?

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (46) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
25.04.2020 09:06

Кто не хочет ищет причины, а кто хочет ищет возможности.

  • Анонимно
    25.04.2020 09:06

    Кто не хочет ищет причины, а кто хочет ищет возможности.

    • Анонимно
      25.04.2020 09:49

      Пост не является строгим. От него освобождаются путники, больные и.т.п. Надо лишь потом по возвращению, выздоровлению пост продержать. Кто мешает поститься после отмены режима самоизоляции???

  • Анонимно
    25.04.2020 09:49

    Рустам Батыр все дальше и дальше от Ислама.
    Уже открыто.

    • Анонимно
      25.04.2020 11:16

      Уважаемый брат, такие вещи мимоходом писать нельзя. Это опасное утверждение, и Всевышний одного из вас может действительно лишить своей милости. Полемизируй, спорь, аргументами побеждай и джамагат тебя поддержит, а Батров сделает выводы. Но нетактично грубо и опрометчиво. Муслим

      • Анонимно
        25.04.2020 11:58

        Все деятельность Батыра Р. направлена на расшатывание Уммы мусульман изнутри.
        Внесение хаоса и неверия в умы мусульман.
        Высмеивание и отрицание основ Ислама и поливание грязью имамов.

        С этим можно полемизировать, убеждать Рустама??
        Зачем? Пусть он и дальше открывает свое истинное лицо.

        Да кстати запугивать оппонента мягко говоря нехорошо, а намеки на то что Всевышний лишит своей милости и есть запугивание.

        Но наверное У вас нет других аргументов в защиту Батрова.

        • Анонимно
          25.04.2020 12:34

          Было написано - одного из двух. Вы первым написали, что нехорошо запугивать Всевышним. Дрогнули... Чем доказали, что в данном случае оказались неправы. С любовью, ваш брат мусульманин.

          • Анонимно
            25.04.2020 16:15

            Возможно Вы мусульманин, всевышнему виднее.
            Но точно не брат мне, как и Батыр Р.
            Может быть мне братом человек работающий на разрушение мусульманской уммы изнутри ил человек поддерживающий это.

            А на счет "дрогнул" - "не дрогнул", оставьте свои влажные фантазии и мечты себе.

    • Анонимно
      25.04.2020 11:51

      И, как всегда, полно противоречий в его статье. Можно разобрать их множество.
      Но, взять хотя бы его заключение "Рамадан ухудшает здоровье и снижает иммунитет, хотя в отдельных случаях все может быть и наоборот."
      Может, все праведные и искренние мусульмане будут отдельными случаями?
      А кто этот Батров? Он что, может предугадать, у кого как отреагирует иммунитет? Может, по воле Всевышнего у каждого постящегося он повысится?! А, может, и нет. Всё только в воле Аллаха. Нам был указан путь. И было сказано, что все предопределено. Свершится то, что предначертано, а ответ мы будем держать за соблюдение столпов каждый индивидуально по тем умозаключениям, которые были в голове и душе каждого. За наш выбор, как мы решали проблемы-испытания.

    • Анонимно
      25.04.2020 14:31

      А как связаны "путники и больные" с режимом "самоизоляции"?

      Если я, например, сижу дома, то я автоматически больной или путник?

    • Rimma - Karamnisa
      25.04.2020 23:52

      ". ....Известный вирусолог Пабло Гольдшмидт заявил о «глобальном медийном терроре» и «тоталитарных мерах».

      Ведущий британский вирусолог профессор Джон Оксфорд указал на «эпидемию СМИ»......

      Информатор АНБ Эдвард Сноуден предупредил, что коронавирусный кризис используется для массового и постоянно расширяемого глобального наблюдения...."(с) (Инет)

      Рустам Батыр :
      ".....В этой связи уместно задаться вопросом: а кто будет более праведен — тот, кто, сидя дома, каждый день набивает по вечерам пузо, или тот, кто на фоне смертельной «чумы» действует ответственно и еще при этом жертвует кровными деньгами ради ближнего: одиноких стариков, инвалидов и сирот? Ответ представляется очевидным. Только вот кому нужно это самое Слово Бога, когда уже есть сложившиеся правила?"

      /Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://kam.business-gazeta.ru/article/466343/

      Сегодня ставится этический диагноз человечеству...думаю, для мусульманина любой новый поворот в истории человечества это лишь испытание его имана.

      Я считаю....Иман - является ментальным иммунитетом мусульманина.
      Его биопсихосоциодуховной матрицей идентичности.
      Иман, как метальный иммунитет мусульманина является основой безопасности его личности и общества в целом.

      ссылка : https://stihi.ru/2020/04/20/4121

  • Анонимно
    25.04.2020 09:51

    Очень умно!!! Согласен с автором!

  • Анонимно
    25.04.2020 09:54

    Мухетдинов молодец, прямо высказывает свои мысли

  • Анонимно
    25.04.2020 09:55

    Почитал. Да, Батров мыслитель... Даже сложно как- то ответить ему. Позиция здравого смысла, а может и... премудрого пескаря. Рустам Хазрат, а вам не кажется что вся история с короновирусом - это глобальный фейк? В таком случае ваши построения - этоумозаключения, построенные на песке. И вы попались. Причём, капитально.

    Кстати, меня удивляет одна вещь. Ваш образ - это образ человека, который скептически настроен в плане общественных авторитетов (в вашем случае - авторитетам прошлого, извратившим ислам). Нередко с вами хочется согласиться, понимая что веками муллы и богословы прогибались под власть имущих и вносили компромиссные поправочки в тот огненный ислам, которые несли пророки. Свободы, духа и веры становилось в е меньше и меньше в религии (все меньше того, что называется дин). И мы имеем что имеем, и ваша критика нынешнего обветшавшего за многовековые наслоения ислама, повторюсь часто разумна.

    Времена идут, но правители и их философия не меняется. Более того, нынешние правители даже хуже прошлых, богобоязненность исчезла как утренний туман. И вот нынешние правители затеяли игру под именем короновирус и пандемия, усадили всех под домашнний арест, ввели цифровые аусвайс. Цифры заболевших и умерших в мир и в России - смехотворны. Намного ниже гибнущих ежегодно от гриппа, тебуркулеза или рака (и даже особенно рака). Умные люди разобрались с этими цифрами и сделали свои выводы, что под прикрытием пандемии мировая элита решает какие- то другие задачи.
    Но вот наш умница Рустам Хазрат очарован (как под музыку Крысолова) - испуган происходящим. Не анализирует абсурд происходящего, не протестует, не опровергает. Вопреки своему бунтарскому характеру и критическому уму. Он сдаётся на милость глобалистам и обрушивает свой запал на уразу, священный пост мусульман, который можно оказывается не держать в лихую годину. И пугает вслед за официальной пропагандой нас, мусульман.
    Рустам, ты не прав! - написал бы, если бы Хазрат просто ошибся в своей запальчивости. Но тут хуже все.
    Подумай, дорогой друг о том, что написано выше, загляни в себя. Откуда такая поверхностность? Откуда преклонение перед официозом и мейнстримом?

    • Анонимно
      25.04.2020 20:53

      Дак, он же не держит уразу в месяц Рамадан - он же считает (совместно с другими "коранитами"-сектантами (к примеру: с Тауфиком Ибрагимовым, Садриевым, Мухеттиновым и др.), что месячный пост Рамадана вполне можно распределить на весь год (из расчета: 1 день = 10 дней (как он об этом писал в прошлом году в здесь же в БО). И вообще он постится ли еще??? Кстати, для меня (лично) это уже - не вопрос (после таких его ежегодных публикаций по поводу поста в месяц Рамадан).

  • Анонимно
    25.04.2020 09:59

    Субхан Аллах, что за доводы???

  • Анонимно
    25.04.2020 10:02

    Если взглянуть на страницы муфтиев, имамов что мы видим, все взахлеб пишут как их поздравляют с началом поста "высокопреосвященнейшие митрополиты". Ни разьяснении держать или нет уразу в период пандемии, размеры и др вопросы по садака и многие другие вопросы уммы остались без внимания. Была слабая попытка ДУМ РТ рассказать силами своих сотрудников, но блекло и без начальника - муфтия. Видимо без согласования со светскими властями нельзя, а светским властям пока не до этого.

  • Анонимно
    25.04.2020 10:04

    Статьи Батыра, как глоток свежего воздуха

    • Анонимно
      25.04.2020 20:58

      Нет, ошибаетесь - как глоток свежей пищи, принятой сознательно во время обязательного (предписанного) поста, и приводящей к его нарушению.

  • Анонимно
    25.04.2020 10:26

    Очередная сомнительная публикация Рустама Батыра, при всем к нему уважении. Дамир Мухетдинов то прав, но вот анализируя обращение последнего к мусульманам относительно поста, Батыр делает совершенно неправильные выводы. Во-первых, вопреки доводам Батыра, пост и укрепление здоровья в целом понятия совместимые, а в отдельных случаях, да, понятия противопоставленные. Дьявол кроется в деталях - Батыр утверждает обратное. Если правильно организовать прием пищи, вечернего разговения и утреннего сэхэра достаточно для поддержания сил для подавляющего большинства здоровых людей. Плюс к этому удовольствие от исполнения предписания Аллаха, молитвы, благие помыслы и дела, недопущение стрессовых ситуаций- все это положительно сказывается на укреплении иммунитета. Отвечаю за себя - в обычные дни я болею часто(ОРЗ, ОРВИ и т.д.), а вот в дни Рамазана никогда не болел, слава Аллаху. Во-вторых, вырывая из контекста 184 аята 2 суры Корана исключения, действительно позволяющие в отдельных случаях не держать пост, Батыр умалчивает, что аят заканчивается тем, что Аллах нам говорит - "держать пост лучше если бы вы только знали ". И совершенно безобразное, исходящее из изложенного выше противопоставление постящегося( набивающего по вечерам пузо! ) другому, творящему благие дела! И представлять такое противопоставление словом Бога? Это уже ни в какие рамки не лезет. Надо и поститься , и творить благие дела, из всего смысла названного 184 аята следует именно это, а не то, что лучше вместо поста совершать благие дела.

    • Анонимно
      25.04.2020 11:14

      Уважаемый Рустам Батров! Ваша публикация имеет право на существование, но она дискуссионная. Было бы правильно, если бы вы отвечали под своим именем оппонентам. Хотя бы на самые содержательные. Тогда все мы бы быстрее пришли бы к Хаку (Истине), а это есть наша общая цель. Муслим

  • Анонимно
    25.04.2020 10:34

    Иммунитет имеет первостепенное значение для противостояния МНОГИМ болезням: туберкулезу, гриппу и т.д., а падение иммунитета повышает шансы заразиться этими болезнями и умереть от них.

    Например, от туберкулеза в мире ЕЖЕДНЕВНО умирает около 5 000 человек. Ежедневно. То есть с 1 января 2020 года от туберкулеза в мире умерло примерно 850 тысяч человек. Для сравнения, за все время пандемии коронавируса в мире умерло 197 тысяч человек.

    Если руководствоваться логикой Рустама Батрова, то раз от туберкулеза каждый год миллионы смертей, а само развитие туберкулеза ОЧЕНЬ сильно связано с иммунитетом и, в том числе, полноценным питанием, то НЕЛЬЗЯ ВООБЩЕ держать уразу, т.к. снижается иммунитет и велик риск умереть от туберкулеза (кстати, в 4 с лишним раза больше людей умерло за этот же период именно от туберкулеза, чем от коронавируса).

    Это я взял пример одного только туберкулеза. А есть куча других заболеваний, которые тоже тесно связаны с иммунитетом: тот же грипп, например. Даже онкология во многом связана с иммунитетом, поэтому среди пожилых больше процент онкологических заболеваний (у всех людей происходят мутации ежедневно, но иммунитет распознает и уничтожает мутировавшие клетки, а при сбое в иммунитете начинается развитие онкологии).

    *Рустам, ураза вообще нельзя держать, согласно Вашей "фетве", ведь в мире ВСЕГДА много болезней и инфекционных, и неинфекционных, от которых ежегодно умирают МИЛЛИОНЫ людей и которые связаны с иммунитетом?*

    • Анонимно
      25.04.2020 12:50

      Железобетонный аргумент. Но разные болезни заражают по разному. Так же есть разная среда. Например медики работающие с инфекционными заболеваниями более подвержены.
      Но мы должны ставить другой вопрос : есть ли связь между конкретной болезнью с конкретно мусульманским постом. Без этого все эти рассуждения о том что можно или нельзя хоть и актуальны, но выводы и утверждения абсолютно беспочвенны.
      Рустам будучи человеком далёким от науки упустил эту деталь, но ему как публицисту это простительно. Но он должен только вопрошать , а не постулировать.

  • Анонимно
    25.04.2020 11:09

    Каждая новая проблема - это тест на выживаемость нации. Любая идея, религия сохраниться, когда будут живи её последователи.

  • Анонимно
    25.04.2020 11:28

    "когда уже есть сложившиеся правила?" - сколько я читаю об этом Батрове, всегда появляется чувство, что главное для него - это против тех, кто сейчас устанавливает правила. Ему самому невтерпеж свои правила установить. То есть просто напросто борьба за место под солнцем.

  • Анонимно
    25.04.2020 11:46

    Да, даджаль не дремлет, постепенно благодаря таким как батыр разрушая, светлую веру. А ничего что ислам это не диета, а вера, Пророк и его сподвижники притерпевали страшные страдания, ради веры. Пять столов ислама и их рушат. Вот уже и на 5 кратный намаз в мечеть идти нельзя, туда вообще идти нельзя, уразу держать вредно, хадж нельзя границы закрыли, что дальше скажете, садака нельзя при коронавирусе каждый должен заботится о себе.Считаю, что этого товарища надо лишить всех регалий мусульманина, как вводящего смуту среди мусульман!

    • Анонимно
      25.04.2020 23:31

      Аллах в сердце нашем! И если Ваша Вера так зависит от того,что Вы написали, чего стОит эта вера?

  • Анонимно
    25.04.2020 11:50

    Бик дөрес. Догматизм белән картларыбызны үтереп булмый инде.

  • Анонимно
    25.04.2020 12:58

    У меня складывается ощущение что Батыр ловит хайп, специально провоцируя мусульман.
    Во-первых, Батыр возомнил себя профессором со степенью по медицине?) Опыты про которые он рассказал известны, как известны и выводы из них сделанные специалистами. Они однозначно говорят о пользе голодания. И мыши эти не обжираются, их кормят обычным мышиным рационом. А когда хотят проверит "обжирение", их усиленно кормят жирами и углеводами. Батыр решил что ученые настолько глупы что в своих опытах сравнивают голодных с жирными, а не с нормальными? Что касается аутофагии, то будет известно Батыру, что этот процесс происходит в КЛЕТКАХ организма, а значит неважно какая это клетка, дрожжи или человека, структура и процессы в клетках идентичны. Поэтому японцу и дали побелевку, потому что его открытие важно для всех, а не только для дрожжей.
    Ну и в догонку аят из Корана, решайте сами кто прав: "О, те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, — быть может, вы устрашитесь. Поститься следует считанное количество дней. А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. А тем, которые способны поститься с трудом, следует во искупление накормить бедняка. А если кто добровольно совершает доброе дело, то тем лучше для него. Но вам лучше поститься, если бы вы только знали! В месяц Рамадан был ниспослан Коран — верное руководство для людей, ясные доказательства верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься. А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения. Он желает, чтобы вы довели до конца определённое число дней и возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Быть может, вы будете благодарны… "

    • Анонимно
      25.04.2020 13:21

      12.58 Совершено согласен с вами. Батров пишет все свои измышления с утверждением, сея сомнения. Я думаю, это его цель-сомнения в среде нашей уммы.
      У меня вопрос по поводу приведённого Вами аята. Кто автор перевода?
      Заранее спасибо.

  • Анонимно
    25.04.2020 13:26

    Постится нужно в любом случае.А то в сейчас все легко стало.Раньше люди чтобы помолиться шли за десятки километров,а сейчас вышел из подъезда и зашел в мечеть.Бог страдал и вам верующим велел страдать.

    • Анонимно
      25.04.2020 14:24

      13.26 ваша попытка притянуть за уши в ряды мусульман православную заповедь не засчитана. Нет такого в Исламе, что Бог велел страдать., тем более, что сам страдал! Иисус страдал от таких исказителей, как вы, хотя и не был распят, но он НЕ БОГ!!!!
      Не пытайтесь внести искажение в Ислам!!
      Аллах надо говорить среди мусульман. Вы не мусульманин и решили указать, что делать верующим? Не лезьте не в свое дело. Ваша попытка видна, как на ладони.

    • Анонимно
      25.04.2020 19:05

      Наш Бог не страдающий. Но если Вы верите в в то, что он страдал, то тогда ознакомьтесь с историей ариан.

  • Анонимно
    25.04.2020 13:28

    Благотворное влияние лечебного голодания и различных постов, как более древней его разновидности давно известно и многократно доказано. Вот, например, свежее сообщение, по сути это же фактически ураза: https://aif.ru/health/life/neuzheli_golod_zaschischaet_ot_raka
    Просто любое благое дело требует разумности. Конечно же нелепо рекомендовать поститься ослабленному человеку во время болезни в период обострения заболевания. Не стоит поститься и во время тяжелого физического труда или ответственной работы, например, шахтеру, летчику, сталевару, какому-нибудь монтажнику-высотнику или спортсмену во время соревнований, всем тем, кто в силу своей деятельности должен быть в наиболее трудо- или даже боеспспобной форме.
    В лечебном голодании есть целая система рекомендаций, как его начинать и как заканчивать, иначе организму вместо пользы будет нанесен вред. А некоторые постящиеся или не знают этого, или просто не считают необходимым соблюдать рекомендации по питанию во время поста. Эта информация вообще как-то слабо представлена.

  • Анонимно
    25.04.2020 19:57

    При голодании человек слабеет и падает иммунитет, и если произойдет заражение вирусом, то это практически крах здоровью, автор пишет, что есть риск погибнуть и он прав, но каждый волен делать свой выбор! А ссылаться на "Аллах поможет" глупо!

    • Анонимно
      25.04.2020 21:38

      слабеет? В Уразу люди выполняют тот же объем физических нагрузок что и обычное время, футболисты например, продолжают играть в футбол итд. Это не голодание в прямом смысле, это другой режим питания,когда в светлое время суток человек не ест и не пьет. И никаким пагубным образом на иммунитет это не влияет, если конечно человек здоров.

  • Анонимно
    25.04.2020 23:20

    Известный врач и телеведущий Александр Мясников в эфире программы «Спасибо, доктор» рассказал, что пост в Рамадан не представляет угрозы иммунитету в период эпидемии коронавируса. Доктор отметил, что иммунитет как раз снижается на полный желудок, а не на пустой. Тем более, что мусульмане не голодают постоянно, а осуществляют прием пищи утром и вечером и этого вполне достаточно. «Я профессиональный врач и нерелигиозный человек. Мне трудно принадлежать к какой-то одной религии, так как у меня отец православный, а мама мусульманка. Но я считаю, что пост только укрепляет иммунитет. Ведь пост укрепляет дух, а иммунитет и есть дух человека», — рассказал Мясников.
    Это мнение профессионала.

  • Анонимно
    26.04.2020 05:31

    ДУМ РТ сегодня - это уже далеко не духовный орган. Это административная структура, то есть чиновники. Любят хорошие здания в центре города, любят на представительских лимузинах ездить, показуху устраивать и подковерными интригами в своем ведомстве заниматься. То есть классические чиновники. Все мы это знаем и видим. А кто не согласен, пусть ответит на вопрос. Пойдет ли он в действительно сложной жизненной ситуации искать совета и поддержки к руководству ДУМ РТ?
    Поэтому в данном случае это мнение просто чиновника, но никак не духовного лидера, да и вообще не духовного лица.

  • Анонимно
    26.04.2020 07:42

    Почему-то никто никогда не задается вопросом: Для чего вообще был установлен мусульманский пост, какой в нем смысл?

    Любой пост в любой религии имеет некое оздоровительное действие для души и тела, так как основан на строгом ограничении определенных продуктов питания, наиболее тяжелых и вредных для организма. Ограничения животных белков и жиров действует на человека очень благотворно.

    Мусульманский же пост отличается не ограничением набора продуктов, а предельно строгими временными ограничениями в принятии пищи и воды. Никакой пользы организму в плане оздоровления в этом нет, один вред только. Тогда в чем же смысл этого поста?

    Ответ находится, если логически проанализировать вообще все ограничения, вводимые Мухаммедом в годы внедрения своей религии в умы арабов-современников.
    Следует учитывать, что он в основном имел дело с преданными своими последователями, а это были бойцы-мухаджиры созданного им отряда для борьбы со своими идеологическими противниками. А противниками были большинство арабских кланов, остававшихся преданными своим древним языческим богам. Мухаммед объявил им беспощадную войну.

    Так вот, для тренировки бойцов, которые вели военные действия преимущественно в дневное время, требовалась выносливость, способность обходиться без воды и пищи на период боев и нападений, и для такой задачи требовалась специальная физическая подготовка.
    Для этого и был введён специальный пост, это именно тренинг для мусульманских бойцов, подготавливающий их для будущих боев и испытаний. В этот месяц, Рамазан, запрещались войны и нападения, закалялись дух и воля, зато потом, после окончания такой подготовки - натренированный дух и тело использовались на полную катушку.
    Днём - бои, а вечером и ночью можно расслабиться, покушать досыта, предаться сексу, а с утра - опять в бой. Именно такой образ жизни и вели первые мусульмане, руководимые Мухаммедом.

    Есть повод задуматься и поразмыслить над тем, для чего нам, современным людям нужен такой пост, то бишь боевой тренинг...

    • Анонимно
      26.04.2020 10:17

      "В этот месяц, Рамазан, запрещались войны и нападения"

      Зуль-када, зуль-хиджа, мухаррам, раджаб - вот запретные месяцы. У Вас недостоверные данные, даже элементарные. Вы хоть сами себе верите?!
      Если взять шире, то пост был и у христиан, и у иудеев. И даже у самых разнообразных язычников. Получается, все готовились к войне.

      • Анонимно
        26.04.2020 11:18

        Вы хотите сказать, что в Рамазан ведение военных действий разрешалось???...

        • Анонимно
          26.04.2020 14:22

          Конечно же нет!!! Что Вы говорите! Достаточно посмотреть в историю и вы увидите, что мусульмане никогда не воевали в рамадан. Например: битва при Бадре - произошедшая во втором году по хиджре семнадцатого числа месяца Рамадан в пятницу утром, поход Хамзы ,первый поход мусульман, который состоялся в месяц Рамадан 1 года Хиджры.

          Вообще, они не воевали. Собирались две армии, одна из которых постилась, от которого умирала другая армия. Ну, это сарказм. Я к тому, что: не лезь в воду коли не в теме. И конечно же я против кровопролития.

  • Анонимно
    26.04.2020 08:17

    Взгляд татар-атеистов:
    Уважаемые мусульмане всех национальностей, не только татары!
    Что у вас в умах и сердцах?!
    Для чего вам сегодня, в 21 веке, эти копания в правильности или неправильности текстов полуторатысячалетней давности, ничего не имеющих общего с сегодняшней действительностью и созданных в совершенно других географических и климатических условиях для совершенно чужого по происхождению народа с совершенно определенными и соответствующими тому моменту времени политическими целями???...
    Вернитесь уже в нашу действительность, проявите заботу о себе и своих близких, направьте уже всю вашу энергию на благо свой страны и народа!
    Неужели вы не видите, что выводите людей из гражданского поля общественной жизни, уводите от решения насущных проблем и погружаете их в религиозные дебри ???...
    Понимаю, что нынешнюю власть это очень даже устраивает, но очнитесь уж наконец!..

    • Анонимно
      26.04.2020 11:01

      Уважаемые татары-атеисты! Не беспокойтесь вы так, мы не спим. Мы были такими же атеистами, как и вы, но слава Аллаху, завеса поднялись, и мы начали видеть и слышать Истину. Может кому то из вас кажется, что мы только и делаем, что постимся и молимся, отбросив в сторону действительность и погружаясь в религиозные дебри. Но скорее всего, вы выдаете желаемое за действительное, либо сказанное вам только кажется. Мы, как и многие из вас, проявляем заботу о себе и своих близких, и в силу религиозных убеждений, наверное больше проявляем заботу о близких. Мы направляем необходимую энергию на благо страны и народа - мы не только молимся, мы и служим, и работаем. Мы не пьянствуем, не развратничаем, у нас, слава Аллаху, крепкие семьи, и у нас много детей. Мы редко преступаем законы - не убиваем, не крадем, не берем взятки и т.д. И не от того, что боимся наказания. А от того, что у нас есть понимание, что это грех и благополучия эти действия не принесут. Поймите, мы не монахи, в Исламе нет монашества, Ислам есть баланс - мирского и религиозного (дин дип доньяны отнытма, донья дип динне онытма). И для вас же хорошо, что рядом с вами есть мы. Если бы все были атеистами, мир бы погрузился в хаос. Мы это хорошо знаем, поскольку большинство из нас, имея советское прошлое, в свое время были атеистами либо были очень близки к атеизму. Мы молимся о том, чтобы Аллах вас направил по правильному пути. Даже если кому -то из вас не будет суждено приблизиться к Аллаху, велика вероятность, что после вашей смерти ваши родственники пригласят нас, чтобы проводить вас в последний путь. Помните об этом, как гласит пословица - в тонущем корабле не бывает атеистов. По большому счету вы такие же верующие - без всяких на то доказательств вы веруете в то, что сначала была материя.

  • Анонимно
    26.04.2020 13:22

    Чем лучше верующий от атеиста если в душе у обоих гармония?

  • Анонимно
    26.04.2020 13:23

    Чем лучше соблюдающий уразу от не держащего этот обряд?

    • Анонимно
      26.04.2020 14:42

      Вопросы риторические. Кто лучше, кто хуже, знает только Аллах. У верующего и соблюдающего уразу быть лучше шансов намного больше, этому способствует система испытанных тысячелетиями ценностей, которых придерживается верующий. И ураза для верующего это не обряд, это поклонение Всевышнему (гыйбадэт).

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль