Пандемия китайского коронавируса 
9.05.2020

Микробиолог КФУ о коронавирусе в Татарстане: «Казань еще в начале пути»

Павел Зеленихин о возможности повторного заражения COVID-19 и выработке иммунитета у тех, кто переболел им бессимптомно. Часть 5-я

«Встреча с большой компанией на воздухе куда опаснее в плане заражения COVID-19, чем одинокий день дома», — предупреждает любителей пикников в солнечные дни доцент кафедры микробиологии Института фундаментальной медицины и биологии КФУ Павел Зеленихин. Продолжая серию материалов для «БИЗНЕС Online», он объясняет, почему меры, принятые в Швеции, оказали все-таки неэффективными, могут ли «бессимптомники» заражать других и когда Россия выйдет на пресловутое плато.

Павел Зеленихин: «Мы, проводя огромное количество тестов, находим заболевание у тех людей, у которых в иной ситуации оно не было бы обнаружено» Павел Зеленихин: «Мы, проводя огромное количество тестов, находим заболевание у тех людей, у которых в иной ситуации оно не было бы обнаружено» Фото предоставлено Павлом Зеленихиным

ПОКА ТОЧНО НЕИЗВЕСТНО, МОГУТ ЛИ БЕССИМПТОМНЫЕ БОЛЬНЫЕ ЗАРАЖАТЬ ДРУГИХ

Согласно данным о числе заразившихся коронавирусом в нашей стране, которые ежедневно публикуются, огромное количество людей (едва ли не больше половины) болеют бессимптомно. Это, конечно, область изучения не микробиологии, а эпидемиологии и статистики, но если говорить общими словами, то подобное означает ровно одно: значительная часть заболевших и не знают, что больны, и могут быть обнаружены только случайно (при «ковровом тестировании») либо при проверке всех лиц, контактировавших с теми больными, симптомы у которых проявились. У большинства из последних, кстати, и симптоматика слабо выражена.

Хорошо или плохо, что у нас так много бессимптомных? Это не хорошо и не плохо. Просто мы, проводя огромное количество тестов, находим заболевание у тех людей, у которых в иной ситуации оно не было бы обнаружено. И данные граждане попадают в статистику активных случаев. Пока точно неизвестно, могут ли бессимптомные больные заражать еще здоровых людей. Существуют мнения как за, так и против этого. Связано такое с тем, что для развития заболевания в организм должно попасть не менее чем определенное число вирусных частиц, так называемая инфицирующая доза. Для SARS-CoV-2 она оценивается в тысячи и десятки тысяч вирусных частиц одномоментно. Потому, может ли бессимптомный передать такое количество вирусов при контакте, ясно не до конца.

Хотя, разумеется, бессимптомный бессимптомному рознь, знак равенства между ними невозможно поставить. Если бессимптомные могут активно заражать других, то это не очень хорошо (не только для России, но вообще для всех). У нас таких выявляют (далеко не каждого, конечно), а в других странах, возможно, нет. Бессимптомные, способные заражать других (если это так), подвергают опасности лиц, находящихся в группе риска, прежде всего пожилых. Также пока неясно, насколько стойким вырабатывается иммунитет у переболевших бессимптомно, возможно, они продолжают находиться в группе риска повторного заражения. Мнения опять же существуют разные, вопрос требует тщательного и беспристрастного изучения.

Сложно судить, как все это влияет на российскую картину заболеваемости, и трудно сравнивать государства между собой. Статистику все ведут по своим правилам и данные ВОЗ предоставляют исходя из собственных особенностей. Этим во многом и объясняются те удивительные различия, которые мы наблюдаем в статистике. В России осуществляется достаточно большое число тестов. Если сравнивать с крупными европейскими странами, то по количеству тестов в расчете на миллион людей населения мы опережаем и Германию, и Францию, и Великобританию, уступая лишь Италии и Испании, и намного обгоняем США. Много тестируем — много выявляем и заболевших, многие из которых, как уже было сказано, бессимптомные. В качестве как минимум одного из факторов, влияющих на представление результатов течения эпидемии, это нужно обязательно учитывать.

«Такой прирост обнаруженных заболевших ни о чем хорошем говорить не может, как не может он объясниться и лишь одним приростом числа произведенных тестов» «Такой прирост обнаруженных заболевших ни о чем хорошем говорить не может, как не может он объясниться и лишь одним приростом числа произведенных тестов» Фото: «БИЗНЕС Online»

ЕСЛИ станем ТЕСТИРОВАТЬ ПО-ПРЕЖНЕМУ ТАК МНОГО, ТО БУДЕМ ОБНАРУЖИВАТЬ В СРЕДНЕМ БОЛЬШЕ ЗАБОЛЕВШИХ

Что касается увеличения количества инфицированных в день (прирост у нас уже несколько дней составляет 10–11 тыс.), это опять же политический и экономический вопрос, не биологический. Решения будут принимать другие люди. Вирус обнаружен повсеместно, а ограничения направлены лишь на уменьшение скорости распространения инфекции среди населения. Прирост числа активных случаев сильно зависит от количества проведенных тестов в день и их надежности. У нас делают 150–170 тыс. тестов в день, а в Италии, например, 60–70 тысяч. Конечно, если рассматривать ситуацию отдельно внутри нашей страны, то такой прирост обнаруженных заболевших ни о чем хорошем говорить не может, как не может он объясниться и лишь одним приростом числа произведенных тестов. Это также означает, что две недели назад (я писал о подобном), когда надо было сидеть дома, это делали не все. Наоборот, люди «самоослабили», если можно так выразиться, самоизоляцию в данный период.

Есть ли шанс такими темпами обогнать Италию, Испанию, Германию? Не все страны регулярно обновляют свою статистику по числу проводимых анализов. Если станем тестировать по-прежнему так много, то будем обнаруживать в среднем больше инфицированных. Абсолютные числа заболевших можно корректно сравнивать только при примерно равной доле протестированных среди населения. Если посмотреть с этих позиций, то Германию, например, мы уже перегнали, а Франция и Турция явно недообследованы, чтобы можно было с ними корректно сопоставлять.

Вообще, по поводу Турецкой Республики: у нее еще пару недель назад, казалось, все развивается только по худшему сценарию, а теперь мы ее, согласно публикуемой статистике, обогнали, плюс там куда больше выздоровевших по сравнению с нами — свыше 80 тысяч. Тут опять же встает вопрос: одинаковы ли критерии, по которым человек признается здоровым в той или иной стране? Увеличивается или уменьшается число протестированных в день? Если у нас оно постоянно растет, то в Турции картина иная. Если у нас выздоровевшим, насколько мне известно, признается человек после трехнедельного карантина вслед за исчезновением симптомов и двукратного тестирования с отрицательными результатами, так ли это в Турции? К сожалению, у меня не получится ответить на данный вопрос. Могу лишь сказать, что единых критериев нет. Также можно отметить, что в Турецкой Республике официальные меры обсервации были жестче, чем в России, а насчет того, как строго население их соблюдало, уже сказать сложно.

«Две недели назад (я писал о подобном), когда надо было сидеть дома, это делали не все. Наоборот, люди «самоослабили», если можно так выразиться, самоизоляцию в данный период» «Две недели назад (я писал о подобном), когда надо было сидеть дома, это делали не все. Наоборот, люди «самоослабили», если можно так выразиться, самоизоляцию в данный период» Фото: «БИЗНЕС Online»

ПРИМЕР ШВЕЦИИ И БЕЛаруси

Что касается Беларуси и Швеции, то, например, с первой не все ясно. У нее были проблемы с тестами, существуют вопросы к статистике. Плато графика активных случаев не наблюдается, потому пока четкое мнение сложно сформировать.

Во второй тоже не все радужно на самом деле. Во-первых, полного отсутствия ограничительных мер, как почему-то многие думают, там все же не было. Непонятно до конца, какого экономического эффекта Швеция добилась своей «мягкой обсервацией», но оставим эти вопросы экономистам, я здесь не специалист. Если же анализировать ситуацию с эпидемией, то можно увидеть, что «успехи» государства наблюдаются, только если рассматривать абсолютные цифры. Имея небольшую плотность населения, Швеция тем не менее входит в десятку стран мира с максимальным относительным числом смертей от COVID-19. Это на самом деле свидетельствует не в пользу правильности «шведского пути», а лишь о неспособности других государств вводом более жестких мер обсервации добиться лучших, чем Швеция, результатов. Значит, данные меры были неэффективны. Есть страны, в том числе расположенные и рядом с этим государством, например Финляндия и Дания (то есть в сходных климатических, географических и т. п. условиях), которые ввели серьезные меры обсервации и получили в борьбе с эпидемией намного лучшие результаты. Относительное количество тестов в Швеции тоже невысоко. Итоги эпидемии, конечно, подводить пока рано, и, думаю, Швеция будет хорошей «контрольной» страной для оценки эффективности тех или иных решений правительств других государств, а также их систем здравоохранения в целом.

«Фактически плато — сохранение на одном уровне числа активных случаев заболевания» «Фактически плато — сохранение на одном уровне числа активных случаев заболевания» Фото: «БИЗНЕС Online»

ЕСТЬ ЛИ УГРОЗА ВТОРОЙ ВОЛНЫ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ

По поводу плато… что это вообще такое? Фактически плато — сохранение на одном уровне числа активных случаев заболевания. Для того чтобы данное количество стабилизировалось и мы увидели на графике плато, за определенное время до этого должно перестать расти число свежеобнаруженных заболевших. Еще через какой-то период количество выздоровевших в день должно обгонять число заболевших, на графике активных случаев наблюдается спад. Пока, как видим, на плато мы не вышли. Возможно, подобное произойдет к концу майских праздников.

Но разные регионы страны сейчас вносят разный вклад в статистику. В Москве и Московской области больше всего заболевших, поэтому, когда мы там будем наблюдать плато, ситуация в других регионах станет мало влиять на общие цифры. И если где-то произойдет пик, то на фоне Москвы и области его может и не быть заметно.

Если судить по предварительным данным об оценочном количестве переболевших бессимптомно (положительных по антительному тесту к SARS-CoV-2), то в некоторых регионах земного шара таких может быть уже до 20%, что близко к достаточному порогу популяционного иммунитета. Но, повторюсь, неизвестно до конца, достаточного ли уровня и у всех ли формируется иммунная защита, потому с увеличением числа контактов между людьми после отмены ограничительных мер рост количества случаев COVID-19 возможен. Под вопросом остается ситуация и в России, данных пока мало.

Кроме того, я, например, не вижу причин, по которым полностью был бы исключен риск повторного заражения одним человеком. Для того чтобы это произошло, должна существовать такая возможность, во-первых. Во-вторых, во время первого заражения в организме могло не выработаться достаточного количества защитных антител по каким-либо причинам. Да, данный вирус не очень мутабелен, потому вероятность ситуации как с вирусом гриппа, к новым штаммам которого не подходит иммунитет от старых, можно слишком серьезно не рассматривать, но и исключать тоже нельзя. Каждый доказанный случай повторного заражения (они известны) сейчас подробно изучается, нужно подождать достоверной информации о них. Не следует исключать также очень вероятного варианта ложноположительных результатов теста на инфекцию, которые восприняли как свидетельство повторного заражения. Более чем 200 случаев «повторного заражения» на сегодняшний день признали ложными именно по причине некорректно сработавших тестов.

Насколько должно быть поэтапным снятие ограничений? На мой взгляд, обсервации до последнего должны подвергаться люди, находящиеся в зоне максимального риска смерти: пожилые, с серьезными хроническими заболеваниями. Ситуация с коронавирусом опять же разнится по регионам: где-то вспышка уже созрела и готова идти на спад, где-то плато даже еще не пахнет, поэтому общие для всей страны рекомендации давать сложно, нужно смотреть за ситуацией. Для городских агломераций нужны одни меры, для сельских районов достаточно других, более мягких. Казань еще в начале пути. Как вспышка в России началась после Европы, так и наш город следует с некоторым опозданием за Москвой.

Кстати, в наступившей теплой погоде ничего особенного нет. Вирус нестоек вне тела, поэтому важно меньше контактировать, а не больше греться. Да, ультрафиолет убивает вирус, как уже писалось, очень быстро, как, впрочем, и многое другое, но контакт с большим кругом лиц на воздухе куда опаснее в плане заражения COVID-19, чем одинокий день дома. Еще опаснее встреча большой компанией в закрытом помещении.

Павел Зеленихин

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (39) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
9.05.2020 08:33

Какое начало пути? Садики открывают для детей, чиновникам видней!

  • Анонимно
    9.05.2020 08:33

    Какое начало пути? Садики открывают для детей, чиновникам видней!

    • Анонимно
      9.05.2020 08:50

      Да и Москва в начале пути мне кажется

    • Анонимно
      9.05.2020 09:06

      Правильно, а то тоже мне микробиолог! Руководство слушай! Начальству видней!

    • Анонимно
      10.05.2020 17:23

      08.33
      Ему там новую игрушку подарили, вот он и в начале пути с этой новой игрушкой похоже

  • Анонимно
    9.05.2020 09:00

    Как выйдем в офисы
    Сразу из 2% будет 20%

  • Анонимно
    9.05.2020 09:32

    Вопрос, насколько смертельная болезнь, если есть бессимптомные и не умирают дети? Ультрафиолет убивает вирус?

    • Анонимно
      9.05.2020 12:48

      Да, ультрафиолет убивает. Гуляйте на солнце, дышите свежим воздухом, - и всё будет хорошо.

  • ПанАлекс
    9.05.2020 10:04

    В первую волну в ноябре, процентов 20 уже переболело. Во вторую - процентов 30 населения. Здесь в слове "переболело" я расширенно включил и тех, у кого иммунитет сразу отторг или победил без болезни.
    Так что осталось еще 10-15 % на третью волну март - май. То есть это те, кто ранее не пересекался с вирусом (особенно много приехавших из за границы) и те, кто сидя в самоизоляции сильно ухудшил иммунитет, став уязвимым для вируса. То есть реально переболеть с симптомами здесь должны 1-1,5% от всего населения. Большая часть уже. Ну где "переполненные" больницы?
    Или специально организуют, чтобы рег. властям не выглядеть идиотами со строительством новых?

    • Анонимно
      9.05.2020 10:47

      10.04 Ну Вам конечно виднее.
      Научно доказано о появлении первых случаев Ковид-19 в декабре 2019.
      Но Вы то лучше ученых-вирусологов и ВОЗ все знаете.
      У Вас еще какое-нибудь занятие в жизни есть, кроме как комменты строчить по сомнительным источникам?

      • Анонимно
        9.05.2020 16:22

        Да, мы тут вирусологи и эпидемиологи все! И не важно, что комменты про нефть, про экономику, политику, пишут те же «спецы»!

        • Анонимно
          9.05.2020 19:13

          Алексей Кулешов вообще год назад умер от пневмонии. Тогда ещё удивился как такой молодой и подтянутый мог за несколько дней заболеть и погибнуть от пневмонии.

    • Поттер
      9.05.2020 12:34

      Много раз задававшийся вопрос, от которого вы, "пан", старательно уходите: какое у вас образование? Стремительно переобуваетесь из антикризисного менеджера в спеца по глобальным финансовым рынкам, оттуда в нефтянники, и на следующий день в вирусолога. А, и государством знаете как управлять, это само собой уж. Мастер спорта по спорту?

      • ПанАлекс
        9.05.2020 15:18

        ни разу не помню вас, солгавшего публично! Доказательства в студию!

        • Анонимно
          9.05.2020 16:11

          Что в бумажке об образовании написано и где выдали?

          • Анонимно
            9.05.2020 16:55

            Ключ от банковской ячейки может ещё сказать тебе?

          • Анонимно
            9.05.2020 22:30

            Предполагаю, какой-нибудь ТАРИ (был такой в 90-е - татаро-американский институт, думаю, американцы не знали). Ну, или курсы того-сего-пятого-десятого...

      • Анонимно
        10.05.2020 17:28

        12.34
        Что в это плохого?
        Умный, интелектуальный человек на любую тему минут 15 должен уметь общаться

    • Анонимно
      9.05.2020 16:24

      Вам надо найти работу. Срочно! Или не берут никуда?

  • Анонимно
    9.05.2020 12:01

    Сотни тысяч заболевших в России. И это только начало пути???

    • Анонимно
      9.05.2020 16:39

      легко, всего чуть более ста лет прошло после пандемии испанки и память отшибло в обществе.

  • Анонимно
    9.05.2020 12:04

    В ноябре не ковид был,
    К сожалению
    Болели респираторно-синтициальной инфекцией.

    • ПанАлекс
      9.05.2020 15:19

      И как вы определили, когда больницы с пневмонией были переполнены? С сухим кашлем и все все признаки ковида? 1 канал 19 ноября смотрите!
      Но как же считать то, что не по тестам???

  • Анонимно
    9.05.2020 12:55

    Какое отношение микробиолог имеет к чисто медицинской проблеме? Спроси тогда еще у математиков, химиков, физиков и т.д. Хотя чему я удивляюсь если в этой стране законы пишут боксеры и артистки...

  • Анонимно
    9.05.2020 13:04

    Уважаемый ученый, убирайте слова "не выходи на улицу" из своих рекомендаций. На улице воздушные примеси рассеиваются по такой же экспоненте, как и развивается эпидемия. Если бояться улицы, то надо бояться и дома, так как с улицы вирус может залететь через окно домой.

  • Анонимно
    9.05.2020 13:05

    А микробиолог в курсе, что в Стокгольме к концу мая заболеванием переболеют и получат иммунитет 40% населения, а в Осло лишь 2%? И что микробиолог посоветует когда осенью придет 2-я волна коронавируса? Опять карантин?

  • Анонимно
    9.05.2020 13:17

    Уважаемый учёный даёт очень обтикаемый некорректный прогноз. Пока 60 процентов населения России не перезаразится стабилизации не будет. Медицинский персонал надо обрабатывать сывороткой реконвалесцентов,то есть сывороткой крови переболевших . Госпожа Попова должна случать ученых настоящих

  • Анонимно
    9.05.2020 13:46

    Опять болею,одышка страшная,берегите себя

  • Анонимно
    9.05.2020 13:56

    Пускай вводят карантин по стране и пусть государство берет на себя обеспечение всех граждан деньгами. Вот тогда и будет порядок, и будет меньше заболевших. А так люди будут заражаться, потому, что людям надо работать и надо обеспечивать свои семьи.

  • Анонимно
    9.05.2020 14:27

    Спасибо за статью, сидим дома,повышаем иммунитет спортом и правельным питанием, ждем когда придумаете вакцину!!!

    • Анонимно
      10.05.2020 06:32

      Пусть кроме вакцины придумают ещё антивирусный препарат, который убивает коронавирус.

  • Анонимно
    9.05.2020 14:28

    Выздоравливайте быстрее и полнее.

  • Анонимно
    9.05.2020 14:30

    Понятие плато применимо только на период эпидемии или пандемии при отсутствии изоляции людей друг от друга, как в обычной жизни.В Китае полность изолировали, вирус умер и нет плато.У нас не тот плато, а просто психологический.

  • ПанАлекс
    9.05.2020 15:21

    Этого псевдоученого уже не первый раз цитируют, но в его речах так проглядывает: "дайте мне денег, дайте мне денег, я же так власть подлизываюсь, что дайте денег "на исследования" - другим же дают!

  • ПанАлекс
    9.05.2020 15:26

    Блин, дочитал этого де...а до конца, там где про Швецию и Беларусь! - Это ж надо заявлять такие глупости, даже не поинтересовавшись КАК в Швеции тестируют - только тяжелых больных, кому обязательна госпитализация! То есть не только бессимптомных не тестят, а даже со средней пневмонией, которых оставляют лечиться дома!
    Отсюда и процент высок. Но уже вся Швеция переболела и все эти цифры на уровне всего населения такие мизерные, что гораздо меньше потерь от позапрошлогоднего гриппа!
    Как достали уже выкладывать тех, кто оправдывает действия руководства РТ.
    Ясно дело - в природе не бывает независимых журналистов!

    • Анонимно
      9.05.2020 19:17

      Я не смог дочитать, понял что этот микробиолог больше политик чем микробиолог. Для начала Мечникова бы ему почитать "Основы иммунологии".

  • Анонимно
    9.05.2020 18:22

    Снова политика КФУ)))) мало быть хорошим парнем, надо чтоб об этом все знали.Просто почаще и побольше должно быть публикаций о компетентных )))) учёных КФУ, цитируемость господа, а там и престиж..так думает руководство КФУ

    • Анонимно
      9.05.2020 23:08

      «Начало выхода на режим „насыщения“, когда число заболевших начнет переставать увеличиваться, должно прийтись на 9−14 апреля. Это при наиболее оптимистичном сценарии. Но если полагать, что дальнейшего роста более не будет, то понадобится одна-полторы недели для выдержки, за время которой должен последовать спад, и тогда можно уже будет говорить об окончании „карантина“. А это 20-е числа апреля», — полагал совсем недавно доктор физико-математических наук, заведующий кафедрой вычислительной физики и моделирования физических процессов КФУ Анатолий Мокшин
      Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/464035

      Этой информации достаточно, чтобы сделать вывод о компетентности учёных КФУ.

  • Анонимно
    11.05.2020 20:13

    Канал "Настоящее время" показывал интервью с полевым эпидемиологом из США, нашим бывшим соотечественником и он сказал, что существует так называемый "тюркско - монгольский треугольник", в котором смертность от COVID-19 значительно меньше, чем в других регионах мира - Монголия, Восточный Туркестан, Средня Азия, Турция дают маленький процент смертности, в некоторых местах просто ничтожно маленький. Например, в Турции смертность от количества заразившихся - 3,7 %, в Бельгии ~ 16 %, в Англии ~ 15 %, во Франции ~ 14 %, а в Германии тоже маленький процент - 4,3 %.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль