Пандемия китайского коронавируса 
8.05.2020

Коронавирус приковал к земле: испытатели Ту-160М просто не могут добраться до самолетов

Оборонщики Татарстана о месяце самоизоляции: извращенный федерализм, странное поведение минобороны, алчные банкиры

Экипажи испытателей Ту-160М не могут попасть на Казанский авиазавод — «коронавирусные кордоны» не пускают. По причине же пандемии может быть перенесена закладка первых российских вертолетоносцев, ответственность за которые несут зеленодольские корабелы. Но это все технические сложности — печальнее другое: татарстанские оборонщики рассказали «БИЗНЕС Online», что в пиковые дни самоизоляционного паралича производства об ОПК, по сути, забыли.

Испытания по программе Ту-160М сдвинулись из-за пандемии коронавируса, рассказал «БИЗНЕС Online» близкий к Минобороны РФ источник Испытания по программе Ту-160М сдвинулись из-за пандемии коронавируса, рассказал «БИЗНЕС Online» близкий к минобороны РФ источник Фото: © Максим Богодвид, РИА «Новости»

КОРОНАВИРУС ДЛЯ МИНОБОРОНЫ НЕ ФОРС-МАЖОР

Испытания по программе Ту-160М сдвинулись из-за пандемии коронавируса, рассказал «БИЗНЕС Online» близкий к минобороны РФ источник.

Во-первых, экипажи (а они состоят из московских летчиков) не могут попасть на Казанский авиазавод — филиал ПАО «Туполев» (КАЗ): ограничения для иногородних обязывали до недавнего времени всех приезжих изолировать на 14 дней, особенно резидентов Москвы, Московской области и Петербурга. Во-вторых, приехать не могут не только летчики, но и представители поставщиков новых систем самолета — присутствие этих людей требуется для подготовки к испытаниям и во время полетов. «У абсолютного большинства смежников действуют внутренние запреты на командировки — в связи с необходимостью пользоваться самолетами и поездами, не говоря уже о риске задержания и изоляции в пункте прибытия, — говорит источник. — С прошлой недели начались послабления (прибывающие обязаны быть под постоянным медицинским контролем), но они не снимают самоограничений, которые действуют на самих предприятиях-поставщиках в части командировок».

В-третьих, по тем же причинам КАЗ столкнулся и с задержками в пусконаладке поступившего по программе модернизации предприятия технологического оборудования — его должны были смонтировать работники иногородних организаций. «В целом завод за последние три недели пачками получал письма от поставщиков о наступлении форс-мажорных обстоятельств и невозможности исполнения своих обязательств в договорные сроки», — обрисовал ситуацию источник.

Экипажи не могут попасть на Казанский авиазавод — филиал ПАО «Туполев» (КАЗ): ограничения для иногородних обязывали до недавнего времени всех приезжих изолировать на 14 дней Экипажи не могут попасть на Казанский авиазавод — филиал ПАО «Туполев» (КАЗ): ограничения для иногородних обязывали до недавнего времени всех приезжих изолировать на 14 дней Фото: «БИЗНЕС Online»

«БИЗНЕС Online» предложил руководству «Туполева» прокомментировать эту информацию. «В создавшихся условиях ПАО „Туполев“ предпринимает все меры по безусловному выполнению гособоронзаказа», — ответила пресс-служба предприятия.

В последние дни подобные заявления едва ли не разом сделали многие крупные оборонные компании. Причина, как видится, в достаточно жесткой «разъяснительной работе», проведенной главным заказчиком — министерством обороны, которое, похоже, решило уйти в отрицание коронавируса. Во всяком случае, так можно понимать разосланное оборонному директорату страны письмо за подписью руководителя департамента МО по обеспечению гособоронзаказа (ГОЗ) Андрея Вернигоры (кстати, нередкого гостя в Татарстане).

«Информирую об отсутствии в минобороны России источников покрытия расходов, связанных с приостановкой деятельности предприятий в условиях распространения коронавирусной инфекции, — говорится в письме (копия есть в распоряжении редакции). — Одновременно сообщаю, что сложившаяся ситуация не является обстоятельством непреодолимой силы (форс-мажором) и не освобождает предприятия от качественного и своевременного исполнения государственных контрактов (контрактов) по государственному оборонному заказу на 2020-й и плановый период 2021 и 2022 годов, а также не должна привести к увеличению их цены».

Как рассказал «БИЗНЕС Online» Александр Лаврентьев, некоторые цепочки просто замерли и раскрутить их после более чем недели самоизоляционного простоя весьма сложно Как рассказал «БИЗНЕС Online» Александр Лаврентьев, некоторые цепочки просто замерли и раскрутить их после более чем недели самоизоляционного простоя весьма сложно Фото: «БИЗНЕС Online»

«ЛОПАЮТСЯ ЖЕ ОТ ДЕНЕГ, КОТОРЫЕ НИКОМУ НЕ ДАЮТ!»

По всей видимости, письмо — реакция на попытки «коронавирусных бунтов». К примеру, законодательно оформить отсрочку исполнения гособоронзаказа попросили нижегородские оборонщики. Они уверены, что не уложатся в сроки даже в авральном режиме, когда коллективы выйдут на работу в полном составе.

Такая точка зрения находит поддержку у большей части татарстанского оборонного директората. «Мы комплектуемся заблаговременно, и на конец прошлого года на складах уже 80 процентов необходимого было, и авансы нам своевременно пришли, — говорит один из местных промгенералов. — Да, есть пара поставщиков по элементной базе, которые всех держат в напряжении, но ничего критичного: реально мы стояли неделю и это вполне можно до конца года нагнать — за счет суббот, воскресений, праздничных дней… Однако так, конечно, не у всех — многим приходится комплектоваться с колес, вот им сейчас реально тяжело — после простоя еще не все производства в стране запустились».

Речь идет о проблеме взаимодействия в кооперационных цепочках. Как рассказал «БИЗНЕС Online» президент ассоциации предприятий и промышленников РТ Александр Лаврентьев, некоторые цепочки просто замерли и раскрутить их после более чем недели самоизоляционного простоя (с 30 марта по 10 апреля предприятия, по сути, не работали) весьма сложно. Такого же мнения придерживается главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский. «Восстанавливать такие связи очень трудно, — рассказал он „БИЗНЕС Online“. — Это может существенно сместить вправо производственные циклы по выполнению ГОЗа». Любопытна ремарка одного из татарстанских директоров: по его словам, некоторые оборонные предприятия в стране встали из-за возрастных коллективов — немало сотрудников 65+.

«Деньги потихоньку пошли, но мало: на конец апреля — только 10-я часть от плана поступления, — говорит другой топ-менеджер. — От многих партнеров приходят письма, что они приостановили деятельность. Это понятно — у кого есть заначка, бережет для выплаты зарплаты. Я тоже — чтобы люди не вышли на улицу, не уволились. А в налоговую, фонды разошлю письма, что поступления денег нет, так что не штрафуйте. Все равно, конечно, будут штрафовать… Вообще, по факту на дворе форс-мажор и чрезвычайная ситуация со всеми вытекающими, но государство делает вид, что все просто какая-то самоизоляция. О компенсациях за простой никто не говорит. И кредиты с предприятий никто не снимал. Поверьте, день в день — и банки придут за кредитом, и налоговая. Вот письмо от Центробанка: никаких просрочек не допускать. Банкиры могли бы перенести заводам взыскание кредитов — разве они потеряют что-то? Лопаются же от денег, которые никому не дают! Поразительно! И, что обидно, проверять и наказывать нас придут те, кто в жизни копейки реальным трудом не заработал, кто регулярно, два раза в месяц, независимо от кризисов, получает гарантированную зарплату!.. Правительство должно предпринять какие-то меры — подстраховать по кредитам, зарплате, налогам, коммунальным платежам. Но пока единственное — дали отсрочку обязательств на дни с 30 марта по 10 апреля: если на нас подадут в суд, то эти 10 дней мы сможем исключить из штрафов, пеней, неустоек и так далее».

Возобновить работу заводов означает для региона взять на себя ответственность за возможную вспышку в этих коллективах эпидемии коронавируса Возобновить работу заводов означает для региона взять на себя ответственность за возможную вспышку в этих коллективах эпидемии коронавируса Фото: © Илья Питалев, РИА «Новости»

«НЕЛЬЗЯ ВОПРОСЫ ОПК ОТДАВАТЬ НА ОТКУП МЕСТНОЙ ВЛАСТИ»

Возможно, реакция оборонщиков не была бы столь острой и пессимистичной, если бы не одно примечательное обстоятельство — с конца марта и до 10 апреля о них словно забыли. Мураховский негодует, что директоров предприятий в сложной ситуации оставили один на один с проблемами. Татарстанские директора, с которыми побеседовал «БИЗНЕС Online», дружно заявили об отсутствии в эти дни хотя бы рекомендаций от профильных федеральных министерств — обороны и промышленности, а также местной власти. «Выяснилось, что у нас нет единого центра руководства промышленными предприятиями, ведь всё сбросили на регионы, — говорит один из них. — Понятно, что ситуация везде разная, но нужна ведь и глобальная координация, а было только ежедневное требование отчета о том, как мы обеспечены масками и дезинфицирующей жидкостью».

Как говорит один из наших собеседников, президент РТ Рустам Минниханов со старта режима самоизоляции склонялся к тому, чтобы разрешить местным предприятиям ОПК работать (конечно, с соблюдением жестких требований эпидемиологической безопасности), но решения на бумаге долго не было (оно появилось только 10 апреля). Почему? Ведь еще 2 апреля Владимир Путин в обращении к стране прямо заявил, что главы регионов получат дополнительные полномочия и будут сами решать, какой режим вводить для борьбы с коронавирусом. Но, как указывает наш собеседник, возложив на субъекты РФ ответственность за контроль над распространением коронавируса, им не дали соответствующих полномочий и средств. Эдакий извращенный федерализм. А еще поставили в двусмысленное положение: возобновить работу заводов означает для региона взять на себя ответственность за возможную вспышку в этих коллективах эпидемии коронавируса; запретить предприятиям ОПК деятельность — значит впоследствии пойти соответчиком в делах по срыву ГОЗа. Вот и получается, что, руководствуясь вполне понятной перестраховочной логикой, ни да, ни нет местные власти сказать не рисковали.

Министерство промышленности и торговли РФ разослало высшим должностным лицам субъектов РФ письмо. Главная мысль послания обеспечить с 4 по 30 апреля бесперебойную работу промышленных предприятий Минпромторг РФ разослал высшим должностным лицам субъектов РФ письмо за подписью Дениса Мантурова. Главная мысль послания — обеспечить с 4 по 30 апреля бесперебойную работу промышленных предприятий Фото: «БИЗНЕС Online»

Лишь 6 апреля министерство промышленности и торговли РФ разослало высшим должностным лицам субъектов РФ письмо за подписью Дениса Мантурова. Главная мысль послания — для недопущения разрывов производственных цепочек и безусловного выполнения государственного оборонного заказа обеспечить с 4 по 30 апреля бесперебойную работу промышленных предприятий.

«Да, министр написал письмо главам регионов с просьбой, но это не тот уровень! — объяснил ситуацию Мураховский. — Надо было по меньшей мере правительственное постановление выпускать. Да и почему министр написал это письмо? Потому что в тот же день на коллегии минобороны по поводу выполнения гособоронзаказа весьма резко высказались. Если бы не это, никакого письма бы и не было».

По его словам, происходящее трудно понять. «В правительстве России есть вице-премьер, отвечающий за отрасль, и министр промышленности, но при этом централизованное управление утрачено, — недоумевает он. — Нельзя вопросы ОПК отдавать на откуп местной власти. Комплекс-то экстерриториальный, а тут, свалив решения на губернаторов и самих директоров, принцип экстерриториальности порушили. В итоге стали рваться производственные цепочки. На мой взгляд, это серьезная ошибка правительства».

На июнь, судя по всему, сдвигается, еще один оборонный проект — закладка универсальных десантных кораблей (УДК), которая, по известным данным, должна была состояться 9 мая на керченском заводе «Залив» На июнь, судя по всему, сдвигается еще один оборонный проект — закладка универсальных десантных кораблей (УДК), которая, по известным данным, должна была состояться 9 мая на керченском заводе «Залив» Фото: © Сергей Мамонтов, РИА «Новости»

«ТАКОЕ ОЩУЩЕНИЕ, ЧТО ЖЕЛАТЕЛЬНО, КАК В СОВЕТСКИЕ ВРЕМЕНА, ВСе ДЕЛАТЬ У СЕБЯ»

Любопытно, что некоторых нынешняя критическая ситуация заставила переосмыслить производственный процесс и поностальгировать о советском прошлом. «Какое счастье, что во времена, когда кругом кричали об аутсорсинге, требовали побольше отдавать на откуп малому и среднему бизнесу, мы на это не пошли, — говорит один из директоров. — А сейчас такое ощущение, что желательно вообще уходить от аутсорсинга и, как в советские времена, все делать у себя. Да, сегодня кое-что экономически нецелесообразно производить, но как же правильно, что некоторые участки сохранили, — при таких потрясениях все равно риски меньше».

Другой топ-менеджер вспомнил еще один момент из советских времен: «Сегодня основной риск — общественный транспорт, который работает в режиме субботы, а потому автобусы набиты! Вот что надо было обеспечить в первую очередь. А в советское время работники жили в пешей доступности от заводов — что 22-го, что 16-го, что „Электроприбора“ и других. Садики тоже поблизости: идет работница на завод — завела ребенка. Логично все было и минимум нагрузки на общественный транспорт…»

Как уверены директора, на многих предприятиях срок исполнения ГОЗа неизбежно сдвинется. Будут ли санкции со стороны минобороны? «В последнее время это запросто: чуть день просрочил — давай, считай штрафы», — говорит один из топ-менеджеров. Но в данном случае, по его мнению, из-за очевидности ситуации будет негласное указание смотреть на изменение сроков сквозь пальцы. По словам собеседника, все окончательно прояснится в июне, когда будут подводить промежуточные итоги ГОЗа – 2020 и формировать его на 2021-й.

Добавим, что на июнь же, судя по всему, сдвигается еще один знаковый для Татарстана оборонный проект — закладка универсальных десантных кораблей (УДК), которая, по известным данным, должна была состояться 9 мая на керченском заводе «Залив» в присутствии Путина.

По словам источника «БИЗНЕС Online» в судостроении, закладку перенесут, предположительно, на июнь. «Просто потому, что хотели заложить в присутствии президента, но как это теперь сделать — в костюмах химзащиты, соблюдая дистанцию, прикрутят закладную табличку?! — говорит он. — Смешно будет выглядеть, ведь событие действительно важное. И потом, закладка же приурочена в первую очередь ко Дню Победы, который смещается, потому логично перенести и ее».

«БИЗНЕС Online» предложил прокомментировать эту информацию генеральному директору АО «Судостроительная корпорация „Ак Барс“» Ренату Мистахову. «Дата закладки находится на этапе согласования, — обтекаемо ответил он. — Хотя и завод, и проектировщик на 100 процентов готовы к этому — огромная работа проведена». По его словам, на тот же день запланировано и подписание самого контракта на строительство вертолетоносцев. «Но мы не простаиваем, — добавил наш собеседник. — Не ожидая контракта, ЗПКБ (Зеленодольское проектно-конструкторское бюро — проектировщик УДК, входит в орбиту СК „Ак Барс“ прим. ред.) совместно с корпорацией отрабатывает техпроект и комплектацию — каждый день дистанционно проводим совещания по тому или иному оборудованию — уточняем технические моменты, сроки, стоимость, чтобы во второй половине этого года провести все торги».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (23) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
8.05.2020 09:02

КАЗ и до короны уже отставал от сроков более чем на год, так что не надо нам байки травить. Бардак в отрасли с головы до пяток.

  • Анонимно
    8.05.2020 08:14

    это уже не оборонка - просто хаос на пороге

    • Анонимно
      8.05.2020 13:51

      Так везде сейчас, так что не наводите страху, и так все не понимают что происходит у нас

      • Анонимно
        8.05.2020 17:47

        Аутсорсинг ....Раньше на Капо заводской цех изготавливал жгуты,паял разъёмы. Электромонтажники сборочного цеха прокладывали эти жгуты.
        Сейчас при аутсорсинге этим занимается сторонняя организация.Помимо брака от этой организации ,это ещё и стоит для завода во многие разы больше.Логика сего действа вообще непонятна. Нанять других...чтобы хуже и дороже..Когда своё было практически даром.

        • Анонимно
          8.05.2020 20:36

          При КАЗовских накладных сделать что-то дороже при аутсорсинге - надо сильно стараться, и не факт, что получится.

      • Анонимно
        8.05.2020 20:12

        везде сейчас в нашей стране , забыли добавить , есть страны где все в порядке , бардак только в россии

  • Анонимно
    8.05.2020 09:02

    КАЗ и до короны уже отставал от сроков более чем на год, так что не надо нам байки травить. Бардак в отрасли с головы до пяток.

  • Анонимно
    8.05.2020 09:19

    Хаос, от людей, не способных организовать, в такое время, производственный процесс. Во время Великой Отечественной войны все работало, а было во много раз сложнее.

  • Анонимно
    8.05.2020 10:17

    Полный развал государственного управления. Кризисная ситуация лишний раз показывает это.

    • Анонимно
      8.05.2020 11:21

      Кризисная ситуация априори показывает недостатки, главное, что их исправляют, как бы вам не прискорбно было

  • Анонимно
    8.05.2020 12:22

    Скорее всего, никому это не надо, нет центра ответственности. Захотели бы - и достучались и пропуска были, и с мигалками проводили...

  • Анонимно
    8.05.2020 12:39

    Власть не та!

  • Анонимно
    8.05.2020 13:10

    Экипажи испытателей Ту-160М не могут попасть на Казанский авиазавод — «коронавирусные кордоны» не пускают
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/467791

    Странно, но 06.05 видел в небе на взлет шел частный джет. Видимо у нас как всегда: одним можно все, а другим ничего нельзя.

  • Анонимно
    8.05.2020 13:50

    Почему то всегда главными финансовыми маньяками у нас в стране оказываются либо олигархи, либо банки. По мне это является обычным незнанием правил капиталистической реальности.

  • Анонимно
    8.05.2020 14:49

    "Татарстанские директора, с которыми побеседовал «БИЗНЕС Online», дружно заявили об отсутствии в эти дни хотя бы рекомендаций от профильных федеральных министерств — обороны и промышленности, а также местной власти."

    Это больше говорит о том, что татарстанские директора не более чем номинальные фигуры. Люди с высоким уровнем морали и самоответственности наподобие Копылова сами бы все решили и сделали, если кто-то за них не может подумать. Какая бы жесткая с точки зрения дисциплины не была страна, людям его компетентности позволяли делать все на благо дела. А эти, нынешние, так....

    • Анонимно
      8.05.2020 19:02

      Bы вот один такой сидите умный.
      У них уже давно нет полномочий и это точно не их вина. Сейчас везде госкорпорации, где голова только забирает прибыль и спускает убытки, а потом просят эти убытки возместить государству

  • Анонимно
    8.05.2020 17:53

    Есть и местный заводской экипаж испытателей.Но поскольку местных летунов почему то "забанили". Один из местных кто поднимал ракетоносцы в " безработицу" подлетывает на легкомоторной четырёхместной Цессне....

  • Анонимно
    8.05.2020 19:22

    Получается: в конце года на всех оборонщиков наложат ещё и штрафы в пользу ЦБ РФ или все таки Фома...и они ещё останутся должны...банки же работали и пример показали, а вы чё чесали себе?..

  • Анонимно
    9.05.2020 19:12

    Чем Министерство промышленности занимается непонятно,их прямая обязанность координировать работу предприятий,а по выходу из кризиса в плюсе будут только банки,а отрасль будет лежать на дне

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль