Пандемия китайского коронавируса 
15.05.2020

Под надзором ФСБ: как уничтожили данные 1,7 млн татарстанцев

Татарстанскую систему СМС-пропусков торжественно похоронили. Сколько денег на нее потрачено, так и осталось тайной

Сегодня в Казани публично удалили базу данных цифровых пропусков жителей РТ, образовавшуюся за период самоизоляции. Все это время доступ к ней имели силовые структуры, но власти Татарстана уверяют, что сведения удалены окончательного и безвозвратно. Как выяснил корреспондент «БИЗНЕС Online», всего было выдано 13,7 млн пропусков, половина из которых — для выезда на дачу.

Мероприятие бепрецедентное: как сообщили в министерстве, впервые в истории удаление баз происходит публично Мероприятие беспрецедентное: как сообщили в министерстве, впервые в истории удаление баз происходит публично Фото: пресс-служба министерства цифрового развития РТ

Возможность дальнейшего восстановления исключена

«Мы хотим открыто заявить о том, что никакие личные данные наших граждан не будут использоваться банком или какими-то другими органами. База не будет сохраняться на серверах или где-то еще», — заявила журналистам сегодня пресс-секретарь минцифры РТ Вероника Доронина перед началом процедуры удаления базы данных цифровых пропусков, которые жители республики оформляли для выхода из дома в последние полтора месяца. Мероприятие беспрецедентное: как сообщили в министерстве, впервые в истории удаление баз данных происходит публично, в присутствии специальной комиссии, в которую вошли замминистра цифрового развития Альберт Яковлев, начальник службы безопасности Алексей Бычков, представители Ак Барс Банка, ФСБ по РТ и Роскомнадзора по РТ, а также журналистов, наблюдавших за процессом в режиме онлайн по видео-конференц-связи из здания цифрового министерства. Сама процедура прошла в режимном помещении Ак Барс Банка, поскольку база данных хранилась в приватном облаке ABCloud, созданном IT-специалистами кредитной организации.  

«Платформа защищена в соответствии с жесткими банковскими требованиями и неоднократно проверена на устойчивость к попыткам взлома и компьютерным атакам, — объяснил Яковлев выбор ABCloud. — 12 мая система прекратила свою работу. Учитывая то, что при регистрации использовались паспортные данные, которые позволяют идентифицировать человека, в соответствии с федеральным законом номер 152 „О персональных данных“, база данных должна быть уничтожена».

«Уничтожение базы данных, а также их резервных копий происходило путем очистки и перезаписи занятого дискового пространства, что исключает возможность их дальнейшего восстановления» «Уничтожение базы данных, а также их резервных копий происходило путем очистки и перезаписи занятого дискового пространства, что исключает возможность их дальнейшего восстановления» Фото: пресс-служба министерства цифрового развития РТ

Техническую функцию удаления базы данных вместе со всем сервисом осуществил замначальника управления инфраструктуры АББ Ильнур Латыпов. Процедура заняла около полутора часов, после чего комиссия подписала четырехсторонний акт об уничтожении персональных данных. «В процессе были полностью удалены программные продукты и операционные системы, обеспечивавшие работу сервиса. Уничтожение базы данных, а также их резервных копий происходило путем очистки и перезаписи занятого дискового пространства, что исключает возможность их дальнейшего восстановления», — пояснили в пресс-службе минцифры РТ. А директор департамента по информационной безопасности Ак Барс Банка Вячеслав Яшкин провел презентацию с подробным рассказом о платформе. «На последнем слайде вы видите, что у нас многослойная архитектура, и данные, которые мы сейчас уничтожаем, находятся на самом последнем слое. Мы будем производить и уничтожение баз данных, и удаление всех сервисов выдачи пропусков», — заверил он.

Альберт Яковлев: «Учитывая, что нагрузка на всех была очень высокая, основная работа заключалась в выявлении граждан, которые выходили на улицу без разрешений» Альберт Яковлев: «Учитывая, что нагрузка на всех была очень высокая, основная работа заключалась в выявлении граждан, которые выходили на улицу без разрешений» Фото: пресс-служба министерства цифрового развития РТ

Как защищали данные татарстанцев

«Персональные данные окружают нас сегодня повсюду: будь то бонусные карты в магазине или на АЗС, будь то регистрация в гостинице. Мы везде оставляем свои данные, не обращая даже на них внимания, в обмен на какие-то блага и сервисы», — напомнил Яковлев, признав, что к цифровым пропускам татарстанцы отнеслись очень внимательно, поэтому процедуру и решено было сделать публичной.

Главный вопрос, который волновал журналистов, — точно ли абсолютно все данные и копии данных будут удалены (тут гарантом выступает комиссия) и как обеспечивалась их безопасность в процессе эксплуатации сервиса. Яшкин заверил, что регулярно проводятся тестирования инфраструктуры и аудиты ЦБ. «Кроме того, у нас есть свой security operation center (центр информационной безопасности — прим. ред.), куда стекаются данные о всех инцидентах. Мы их тщательно отслеживаем», — заверил он, впоследствии уточнив, что минцифры самостоятельно убеждалось в том, что сервисы банка надежны, проводило бета-тестирование. «Они подтвердили, что наши сервисы не имеют критических уязвимостей», — заключил Яшкин, подчеркнув, что и до, и после того, как сервис запустили в эксплуатацию, прорабатывались различные сценарии, которые могли бы привести к тем или иным уязвимостям. «Наши специалисты порекомендовали уменьшить список персональных данных, после этого риски были минимизированы», — заверил он.

Журналистов интересовала, разумеется, и стоимость сервиса. Яковлев пояснил, что для его создания были использованы уже существующие ресурсы платформы Ак Барс Банка. «Ничего дополнительно покупать не пришлось. Для работы системы привлекались дополнительные ресурсы оператора связи — пропуск СМС между технологической платформой и абонентами осуществлялся на коммерческой основе. Но доставку СМС оплачивал банк», — рассказал он. Таким образом, бюджетных средств было использовано ноль, а сумма затрат банка на услуги связи останется коммерческой тайной.

Напомним, впрочем, как выяснил «БИЗНЕС Online», короткий номер 2590 принадлежит московскому ООО «СМС Трафик», но, как сообщили в коммерческой компании, он временно в аренде у разработчика сервиса — «Ак Барс Цифровые технологии». «Номер 2590 находится у банка в выделенной аренде, тарификацию выбирали они самостоятельно и сервисы так же подключают на своей стороне, используя нас лишь как канал передачи сообщений по заданным банком настройкам», — рассказали нам в компании. Финансовые детали «СМС Трафик» тоже не раскрывает, но несколько экспертов отрасли, опрошенные нашей газетой, в один голос утверждают, что среднерыночная цена одного СМС-сообщения в таких рассылках — от 1,5 рубля. Окончательной статистики о том, сколько всего СМС было отправлено для получения пропусков, нет.

Кроме банка и министерства доступ к данным был и у силовиков: проверка кодов пропусков, например, осуществлялась с помощью системы «Цифровой гвардеец» Кроме банка и министерства доступ к данным был и у силовиков: проверка кодов пропусков, например, осуществлялась с помощью системы «Цифровой гвардеец» Фото: «БИЗНЕС Online»

Доступ к данным у «СМС Трафика», кстати, тоже был, но существует закон о связи, в рамках которого операторы обязаны сохранить тайну связи. Яковлев пояснил, что дополнительного контроля со стороны минцифры в этой части не было. «Каких-то новых инструментов мы здесь не применяли, это все те же СМС-сообщения, которые операторы связи отправляют населения с самого начала предоставления услуг мобильной связи. Данные защищает закон о связи», — сказал замминистра цифрового развития, отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online». В ведомстве также уточнили, что постарались быстро подключить личный кабинет, «который является более защищенным».

Кроме банка и министерства доступ к данным был и у силовиков: проверка кодов пропусков, например, осуществлялась с помощью системы «Цифровой гвардеец». Отдельной базы данных для правоохранителей не создавалось, для сотрудников МВД был создан доступ в существующей инфраструктуре. «Учитывая, что нагрузка на всех была очень высокой, основная работа заключалась в выявлении граждан, которые выходили на улицу без разрешений», — пояснил Яковлев.

Однако, как рассказали нам источники в силовых структурах, система цифровых пропусков помогла обнаружить людей, которые были в федеральном розыске и раскрыли свое настоящее местоположение, а также граждан, которые находятся в оперативной разработке, и установить за ними контроль было невозможно, пока они добровольно не вписали адрес самоизоляции.

За время действия сервиса было выдано 13,7 млн цифровых пропусков. Только в последний день работы сервиса, 11 мая, татарстанцы запросили 464,7 тысяч разрешений на выход из дома За время действия сервиса было выдано 13,7 млн цифровых пропусков. Только в последний день работы сервиса, 11 мая, татарстанцы запросили 464,7 тыс. разрешений на выход из дома Фото: «БИЗНЕС Online»

3,8 млн обращений татарстанцы отправили не по шаблону

Напомним, татарстанская пропускная система, разработанная минцифры совместно с центром цифровой трансформации и цифровой командой Ак Барс Банка, стала самой первой в России — она заработала уже 1 апреля. За неполные полтора месяца (сервис прекратил работу 12 мая) в ней зарегистрировались 1,7 млн жителей республики. За время действия сервиса было выдано 13,7 млн цифровых пропусков. Только в последний день работы сервиса, 11 мая, татарстанцы запросили 464,7 тыс. разрешений на выход из дома. В общей сложности (и через СМС-сообщения, и через личный кабинет) было зарегистрировано 19,3 млн обращений, однако из них 3,8 млн были оформлены некорректно — не по шаблону.

В процессе эволюции сервиса была упрощена процедура регистрации в системе, запущен личный кабинет на сайте covid19.tatarstan.ru (в настоящее время сайт уже прекратил работу), а перечень целей и время действия каждой из них регулировались в соответствии с текущей ситуацией. По данным минцифры, самой востребованной целью для выхода из дома на протяжении всего периода работы сервиса оставалась цель 6 — «Поездка на дачу / возвращение с дачи» — по ней жители запросили 7,2 млн разрешений на выход, это 53% от общего количества. На втором месте по популярности расположилась цель 8 — «Доставка лекарств, продуктов питания и предметов первой необходимости, оказание помощи нетрудоспособным родственникам», — которой воспользовались 3,6 млн раз. Третье место заняла цель 7 — «Посещение кредитных организаций и почтовых отделений», по которой запросили чуть больше миллиона пропусков.

Кроме того, с 13 апреля цифровые пропуска в сервисе смогли получить и самозанятые — по четырем дополнительным целям. Опцией воспользовалось почти 4 тыс. вышедших из тени налогоплательщиков. По итоговым данным, общее количество запрошенных ими разрешений на выход подобралось к 32 тысячам. Чаще всего самозанятые оформляли пропуска для проезда к производственному помещению (приблизительно 40% от общего числа выданных пропусков). Впрочем, как рассказал Яковлев, отвечая на вопрос корреспондента нашего издания, в планах было запустить регистрацию и юридических лиц через эту систему. Он напомнил, что сервис развернули буквально за 24 часа, программисты и руководство министерства сутки не спали, чтобы его реализовать. Теперь, по его словам, если такая потребность вдруг возникнет снова, пропускную систему можно будет развернуть с нуля чуть ли не за полдня.

На горячую линию цифровых пропусков, запущенную одновременно с сервисом, в общей сложности поступило порядка 260 тыс. звонков. На ней, кстати, работает и робот Лилия, которая, несмотря на отмену пропускного режима, продолжает консультировать всех желающих по вопросам профилактики коронавируса.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (97) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
15.05.2020 18:36

Кто-то реально верит в то, что силовые структуры безвозвратно уничтожили данные? И никто себе копию не оставил? Ну-ну )

  • Анонимно
    15.05.2020 18:31

    Свое дело она сделала
    Молодцы

    • Анонимно
      15.05.2020 21:02

      Мне все интересно как поживают те люди, которые месяца полтора назад скупили всю гречку и туалетную бумагу и засели по своим погребам и изредка написывали здесь снисходительные комментарии и посмеивась над теми, кто этого не сделал. Есть здесь такие ?

      Про себя могу сказать, что отработав первые две недели удаленно, все остальное время работал в офисе. Раз в неделю заезжал в магазин. Так же продолжал заниматься ОФП во дворе ближайшей к дому школы.
      На улице ходил в маске, за исключением пробежек. В кармане всегда носил антисептик. Ни разу ни кем не был остановлен.

      • Анонимно
        15.05.2020 21:41

        Есть, могу сказать, что наша семья за месяц все съела. Туалетная бумага сама по себе улетела как в дыру, так как дети не могут ею пользоваться ещё...

        • Анонимно
          15.05.2020 22:07

          А какие у вас дальше планы ?

          • Анонимно
            16.05.2020 08:05

            Придите и уничтожьте у меня мои домашние фото.
            С ФСБ придите, с ЦРУ, с МОСАД.
            У меня резервных копий куча
            А вы приходите и уничтожайте ага

          • Анонимно
            16.05.2020 08:11

            Главный вопрос, который волновал журналистов, — точно ли абсолютно все данные и копии данных будут удалены (тут гарантом выступает комиссия)
            Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/468663

            В ТФБ тоже комиссия была - там целый премьер был.

            • Анонимно
              16.05.2020 09:05

              комиссия гарантирует - не государство и не конкретное лицо - а комиссия.

              Вспоминается Швондер со своей комиссией...
              - Кто на ком стоял? (с) П.Преображенский. Собачье сердце

      • Анонимно
        16.05.2020 04:25

        Продукты доедем, доставку раз в неделю заказываю. Работаю удалённо. Анлим на онлайн тренировки в зум активно пользую. Гуляю с собаками 2-3 раза день.
        Вопрос о чем?

      • Анонимно
        16.05.2020 07:16

        Не надо так открыто завидовать тем кто на всякий случай прикупил запас продуктов длительного хранения. Это вполне РАЗУМНАЯ реакция здравомыслящих людей которые помнят опыт прошлых лет. Продукты почти все съели. Сейчас ходим в магазины и видим что цены на те же продукты выросли. В итоге мы еще и с экономили несколько тысяч рублей на семью. Так что завидуйте молча молодой человек

        • Анонимно
          16.05.2020 09:27

          цены выросли благодаря вам.
          А так конечно - закупайтесь. это ваше право. Никто же не против.
          Ешьте гречку - она полезная и все-такое

    • Анонимно
      15.05.2020 22:41

      в инете ничего нельзя уничтожить окончательно,копия останется-это известно и первокласснику!

  • Анонимно
    15.05.2020 18:36

    Кто-то реально верит в то, что силовые структуры безвозвратно уничтожили данные? И никто себе копию не оставил? Ну-ну )

    • Анонимно
      15.05.2020 18:44

      А зачем им? У них и так все есть из паспортного стола, сотовых операторов и тд и тп

      • Анонимно
        15.05.2020 19:10

        Дополнительно и сфабрикуют

      • Анонимно
        15.05.2020 19:35

        Обновление базы данных.

        • Анонимно
          15.05.2020 20:11

          Раньше по каждому заинтересовавшему правоохранителей номеру данные владельца телефона мвд запрашивало у сотовых операторов. Зарегистрировавшись в системе, привызав к номеру телефона серию и номер паспорта, вы связали данные о себе с номером телефона. Теперь делать запросы сотовым операторам необходимости нет. Думаю, так. В то, что база связки телефонов и людей уничтожена и ни у кого не осталось копии, не верю. Не удивлюсь, если скоро мошенники и рекламщики начнут нам присылать приветы. Деньги, деньги, деньги! Теперь все продается и все покупается. Пресекать деятельность мошенников сложно. А штрафовать без маски и перчаток легко. Что легче, тем и занимаются доблестные правоохранители.

          • Анонимно
            15.05.2020 20:33

            Если очень надо кому то, я даю согласие на сохранение копии моих СМС пропусков. По ним будет видно что я каждое утро бегал по 1,5 часа (я даже ДЖиПиэС включал если надо) и каждый день ездил два раза за продуктами.

            • Анонимно
              15.05.2020 21:08

              Данные остались на серверах СОРМ. ФСБ заставили удалить базу у АББ.

          • Анонимно
            15.05.2020 22:23

            Пра-а-льно! Звездочки и ордена в студию!

      • Анонимно
        15.05.2020 20:11

        Было бы что? А не зачем?

      • Анонимно
        15.05.2020 20:12

        Базы данных лишними не бывают

      • Анонимно
        15.05.2020 20:42

        Не скажите, очень у многих телефоны корпоративные, которые не требовали привязки к ФИО если оплаты были через расчётный счёт. А теперь большинство сами идентифицировались.

        • Анонимно
          16.05.2020 21:22

          Тем кто рассчитывал на такую свою "безопасность" по корп симке стоило купить личную и зарегистрироваться по ней. Не использовать потом.
          Сейчас наблюдаю что операторы (би, мега) перестали аннулировать симки за неактивность.

      • Анонимно
        15.05.2020 21:39

        А продать или слить небезвозмездно? Данные из паспортного стола, сотовых операторов просто так не сольешь, статья за это, в е регламентировано.

      • Анонимно
        16.05.2020 01:32

        Силовикам, да незачем.
        Но, у АББ скорее всего не было связки паспорт-телефон-имя. Теперь есть. 1.7 млн. база - сколько там, 100-200 байт на запись? Это совсем немного. Минуты, чтобы слить, если не секунды.
        Так что, вероятность того, что теперь много у кого есть эти данные велика. Вот в чем беда.

    • Анонимно
      15.05.2020 19:34

      Не верь когда клянутся публично.
      А по сути никакого секрета в этой информации нет, только если кто сколько раз ездил на дачу.

      • Анонимно
        15.05.2020 21:55

        А кто указывал место второго проживания при смене жительства. Его в паспорт не пишут.

        • Анонимно
          16.05.2020 20:57

          Хотя бы соседний дом вместо реального могли писать те, кто беспокоился.

    • Анонимно
      15.05.2020 20:34

      Да эта база бестолковая. А у силовиков каждый контакт оставляет слёд.
      Даже та информация, которая формально должна быть удалена по срокам действия

    • Анонимно
      16.05.2020 01:43

      И еще на что стоит обратить внимание: Почему персональные данные доверили АББ - структуре прямо заинтересованной в получении данных о потенциальных клиентах?

    • Анонимно
      16.05.2020 07:47

      Вера тут не при чём. Просто, очевидно, что процедура соблюдена. А что до факта... Мир всегда сложнее его упрощённого понимания. Данность, которую осознаёшь и просто принимаешь.

  • Анонимно
    15.05.2020 18:44

    Так и не разъяснили власти, в чем смысл этих смс пропусков? Какую задачу они решали? Плюс,эти справки...

    они никак ведь не уменьшали риск заразиться.

    При этом, МТС наварился отдуши. Грубо, если каждый житель отправил порядка 20 смс,стоило это вроде 0,7р. умножить на 1,7млн = 24 млн. рублей заработал МТС

    • Анонимно
      15.05.2020 18:52

      Пусть сначала разъяснять зачем в школах раньше заставляли учить татарский? Какую задачу эти решали? .


      Кроме того, этот татарстанский сервис смс пропусков не был переведен на татарский. А ведь некоторые утверждают, что это якобы государственный язык

      • Анонимно
        15.05.2020 21:02

        Так как татары должны знать татарский язык, поэтому.

        • Анонимно
          15.05.2020 21:15

          С чего вдруг? Я татарин и мне татарский язык не нужен, знать его не хочу, лучше бы давали немецкий или побольше английского.

          Кроме того русских тоже заставляли

          • Анонимно
            15.05.2020 22:02

            Липовый ты татарин. Мне например , не нужен русский в том объеме, в котором он преподается. Половину часов русского + половину всех предметов лучше бы на английском преподавали

            • Анонимно
              16.05.2020 17:08

              Типо если татарин не владеет татарским он ре татарин?

          • Анонимно
            15.05.2020 22:03

            Почему вы называете себя татарином?

            • Анонимно
              16.05.2020 17:08

              Я татарин про происхождению - мои родители считали меня татарами.

              Из-за татарского имени в школе меня заставляли в татарской группе учиться и учить это. Бесполезный язык.

              • Анонимно
                16.05.2020 18:10

                А я русский и многие мои друзья тоже русские. И считаем, что в школе слишком много русского. Лучше бы поделить все предметы поровну. Часть предметов на русском, часть на английском, часть на немецком,часть на татарском

          • Анонимно
            15.05.2020 22:05

            Вы татарин потому что у вас имя татарское?

      • Анонимно
        15.05.2020 22:01

        А зачем нужен русский язык и русская литература. Многие русские с ошибками пишут. И ни один стишок Пушкина никто полностью не помнит. Никто!!!

    • Анонимно
      15.05.2020 18:57

      Странная математика. У меня и всех знакомых безлимитные смс.

    • Анонимно
      15.05.2020 19:01

      А как наварился днс? Каждый житель купил 20 айфонов чтобы с каждого отправить по одной смс. 70 тысяч рублей умножить на 1.7 млн=119 миллиардов рублей заработал днс

      • Анонимно
        15.05.2020 20:36

        Больше всех наварились маскопродажники.
        В феврале взяли по 0,9 рублей в марте-апреле продали по 40-45. С каждого миллиона масок взяли грязными примерно 40 миллионов

    • Анонимно
      15.05.2020 19:46

      А как навалилось население, каждому до 12 тысяч подарили

    • Анонимно
      15.05.2020 20:43

      Задача этих смс-пропусков была отсечь от улицы лиц, которые должны находиться на карантине (не на самоизоляции!). Например, инфицированный человек летел в самолёте, потом у него симптомы проявились, обратился к врачам, соответствующие структуры вычислили всех пассажиров и отправили их на карантин. Естественно, о каждом из пассажиров имеется полная информация, в том числе и номер телефона. Вот если с этого номер придет запрос на смс-пропуск, то ему покажут фигу.

      • Анонимно
        15.05.2020 21:11

        Уверены, а почему по смс давали разрешение на выход тем, кто 65+?

    • Анонимно
      15.05.2020 21:05

      Задача была одна: Если кто то где то заразился, то поднимают базу пропусков и смотрят кто еще в это место пропуска оформлял и проверяют их на заражение.

      • Анонимно
        15.05.2020 22:59

        а сейчас что изменилось, можно на карантин наплевать?

  • Анонимно
    15.05.2020 18:45

    Как там у Станиславского? - Не верю!

  • Анонимно
    15.05.2020 18:45

    Молодцы! Хорошо в республике работает IT сектор. Умные ребята.

    • Анонимно
      15.05.2020 22:59

      Судя по тому как вас минусуют проплаченные троли им не нравится что в РТ неплохо жить

      • Анонимно
        17.05.2020 08:36

        Просто завидуют что айтишники могут позволить себе мерседес, а они нет

  • Анонимно
    15.05.2020 18:55

    Вот копию можно снять непублично....
    А базу уничтожить публично....и с помпой....
    Что попало на носитель не вырубишь топором..
    Вы отпрос только один .. Ааа зачем нужна эта бестолковая база.....
    Информации на нас хватает у силовиков.
    Любой контакт с ними оцифровывается.

  • Анонимно
    15.05.2020 18:57

    Уверен в честности профессионалов своего дела. Молодцы.

  • Анонимно
    15.05.2020 18:58

    А почему тайна на затраты на эту систему? Это же затраты из бюджета!

    • Анонимно
      15.05.2020 19:02

      Так сделайте запрос

    • Анонимно
      15.05.2020 19:47

      при чём тут бюджет? АкБарс - частная организация, сказано же, что на ней все расходы и были

      • Анонимно
        15.05.2020 20:34

        В уставе АК барса что написано: благотворители или извлечение прибыли? Скорее второе, а значит должен быть доход.

  • Анонимно
    15.05.2020 19:02

    нельзя из интернета взять и удалить....где-то в кэше сохранилось

  • Tatarmalai
    15.05.2020 19:17

    На кого эта клоунада рассчитана? На пенсионеров?

    • Анонимно
      15.05.2020 19:39

      Смешно слышать про эту базу, если паспорта и др доки нам выдают органы мвд, уфмс, а еще есть пфр, ифнс, регистратура поликлиники ))).

  • Анонимно
    15.05.2020 19:26

    В корзину, наверное, отправили...

  • Анонимно
    15.05.2020 19:30

    А что, Вы указывали реальные данные в смс?

  • Анонимно
    15.05.2020 19:44

    а мне нравилась эта система
    захотел на улицу-спроси разрешение
    захотел на дачу-другое разрешение
    все как с детьми

  • Анонимно
    15.05.2020 19:50

    Жаль что публично не разбили кувалдой винчестер, было бы занятнее

    • Анонимно
      15.05.2020 19:58

      Вот когда пару гусей давят бульдозером.. это занятно.

  • Анонимно
    15.05.2020 19:51

    Безвозвратным удалением информации может быть только физическое уничтожение носителя информации, путём механического воздействия (hdd, ssd и т.д.)

  • Анонимно
    15.05.2020 20:03

    В эру облачных технологий проблематично добраться до физических носителей с целью уничтожить)

  • Анонимно
    15.05.2020 20:40

    Фотокорреспонденту БО - респект! У нас в РТ везде так, один работает, а шестеро сидят (стоят) смотрят))) Но деньги почему-то наоборот, работающему кутарки, ну а эти шестеро "ладошки потирают".

    • Анонимно
      15.05.2020 23:08

      Да вы не из РТ зачем врать и тем-более тролить и к тому же так толсто ?

  • Анонимно
    15.05.2020 20:40

    К голосованию через интернет теперь готовы... Необходимые данные граждан собраны. За них теперь сами проголосуют...))

  • Анонимно
    15.05.2020 20:58

    Показательные выступления провели,молодцы !

  • Анонимно
    15.05.2020 21:03

    Ну и пусть будут , чего бояться, если ты чист. Спи спокойно, живи честно. Пусть грабители народа дрожат, не чипы, а Бог их видит.

  • Анонимно
    15.05.2020 21:35

    Обычно отношусь к нововведениям критично. Ради справедливости отмечу, что татарстанская смс система была достаточно простой, понятной, особых проблем при редких выходах по необходимости не доставляла совсем. На мой взляд, это более аккуратное решение, чем московские заморочки с QR.

    • Анонимно
      15.05.2020 21:55

      Сейчас вас провокаторы заминусуют , которые даже в РТ не живут )

    • Анонимно
      16.05.2020 06:47

      QR они заморочили, чтобы при проверке исключить человеческий фактор, ошибки при наборе цифр проверяющим в свой проверочный аппарат. С куэр проще, камеру навел на него, автоматом вогнал, цифры раскодировались, проверились по базе разрешений в инете, вышел вывод, действует ли пропуск. Проверяющий легко без напрягов справляется с огромным числом проверяемых. Заморочка с разрешением на авто - изуверство. Хорошо, что у нас было проще. А вообще, считаю все происходившее аферой. И считаю, что законностью при запретах и разрешениях не пахло. Надеюсь молодые и амбициозные юристы разложат по полочкам и кое кто серьезно ответит за нарушение конституционных прав и свобод. Кто добьется, сделает политическую карьеру. Политики нынешние засиделись, их менять надо. Тянут Россиюшку на дно. Россия должна быть великой и законность, и гуманизм, равенство всех перед законом, справедливость должны восторжествовать! Иначе каюк нам, робяты.

  • Анонимно
    15.05.2020 22:42

    Вообще не регистрировался в системе, ходил и ездил куда хотел (кроме центра). Никаких проблем.

    • Анонимно
      16.05.2020 03:37

      Вы наверное и без маски ходите и без перчаток?
      За вами выехали.

  • Анонимно
    15.05.2020 23:05

    И поэтому, и поэтому ... (С) НП
    Не регился ни разу
    Переждал на всякий случай
    И полагаю таких как я много
    "береженого Бог бережет"
    продолжение фразы надеюсь знаете?

  • Анонимно
    16.05.2020 04:27

    Почём ну фото сидят без социальной дистанции?

  • Анонимно
    16.05.2020 05:46

    ИБД изображение бурной деятельности

  • Анонимно
    16.05.2020 05:49

    простите за тупой вопрос, если что написал в сетях (в контакте, в майле и тд) то можно ли проследить кто это написал?

  • Анонимно
    16.05.2020 08:04

    Я бы понимал процедуру комиссионного уничтожения данных, если бы они, например, уничтожались методом сжигания в металлической бочке (классический метод). Это наглядно и понятно каждому присутствующему члену комиссии. На фото куча солидно одетых мужиков с умным видом сидящих за столом. Напротив одиного человека, нажимающего на клавиши.
    Отдаёт какой-то глупостью и ИБД.

  • Анонимно
    16.05.2020 11:16

    Сколько денег ушло на создание этой системы, и как теперь проверить правомерность выплат за эту систему? Это называется: концы в воду! Нажились фирма по программированию- конкурс был? Ау!- Липский, где Вы?

  • Анонимно
    16.05.2020 15:47

    Я как владелец сайта скажу. Базу данных MSql можно предварительно скачать, все таблицы там которые есть. Но им это не надо. Данными оперировал акбарс, и без этой базы есть все данные потому что вы пользуетесь полисами акбар мед. Панику не поднимайте зря, только грамотныйф специалист знает что с данными вашими ничего не станет. И никто кредиты на вас не повесит.

  • Анонимно
    16.05.2020 22:05

    Силовики в федеральном розыске обычно не могут поймать даже таких глупых преступников, которые сами свой адрес раскрывают/присылают?
    Эффективность зашкаливает.

    Или источники заявили для красного словца? Мол "смотрите какая польза от системы может быть!"
    Но дальше логику продумать поленились.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль