Общество 
18.05.2020

Похоронен на «Кургане»: новое кладбище Казани обрело название и получит газ

Решение по крематорию в Званке не принято, но газа хватит на одну печь и пару зданий. Открыть некрополь обещают в «ближайшее время»

К строящемуся кладбищу вблизи деревни Званки тянут ветку газопровода. Официально — для административного и сервисного зданий, но мощности хватит и на крематорий. Хотя строить его пока не решили, но только так ресурс кладбищенской земли увеличится с 30–40 до 100 лет. О том, сколько стоит кремация в ближайшем крематории, как оценивают идею сожжения тел религиозные деятели и игроки похоронного рынка, — в материале «БИЗНЕС Online».

К СТРОЯЩЕМУСЯ «КУРГАНУ» ПОДТЯНУТ ГАЗ, НЕКРОПОЛЬ подарит вечный покой 77 тыс. христиан и 71 тыс. мусульман

Проект планировки и межевания территории сетей газоснабжения для строительства двух общественных кладбищ опубликовали накануне в сборнике документов исполкома: по этому поводу пройдут общественные обсуждения. Как выяснил «БИЗНЕС Online», газопровод строится для административного и сервисного зданий, но его параметры позволяют «обеспечить потребности похоронного дома с одной кремационной печью». Об этом сообщили в управлении по организации ритуальных услуг Казани. Так что, крематорий все-таки будет? 

Нет, решения по нему по-прежнему не принято. К примеру, мэр Казани Ильсур Метшин, отвечая «кладбищенский вопрос» на итоговой встрече с журналистами накануне 2020 года, заявил, что крематория пока не будет. Хотя при проектировании некрополя место под крематорий предусматривалось, жители деревни Званки Кощаковского сельского поселения высказались резко против крематория на публичных слушаниях. Есть недовольство по этому поводу и у служителей конфессий: прах к праху, и покойных надо предавать земле. Как говорил «БИЗНЕС Online» начальник управления по организации ритуальных услуг Казани Марат Ишкин, вопрос в итоге свернули, хотя у человека и должно быть право выбора. Но если бы крематорий был, то ресурс кладбища увеличился бы с 30-40 до 100 лет, заявил он на одном из совещаний. Поэтому власти города в целом поддерживают идею строительства, к тому же параметры, участки возможного размещения обсуждаются, заметил Ишкин на площадке выставки «Некрополь — Казань – 2019».  

Причем не просто обсуждаются. Исполком Казани подготовил техническое задание на разработку проекта похоронного дома, в котором помимо печи будут два траурных зала для прощания с умершими, помещения для подготовки и хранения тел и другие помещения, которые в общем объеме занимают большую площадь. Техзадание на рассмотрении у минстроя РТ. Эскизный проект не разработан, стоимость строительства не определена. «В случае принятия решения о строительстве похоронного дома с кремационной печью на бюджетные средства, сооружение будет муниципальным», — говорится в ответе на запрос.

Вечный покой «Курган» может обеспечить для 77 тыс. христиан и 71 тыс. мусульман. В управлении по организации ритуальных услуг заявляют, что откроется он в ближайшее время Вечный покой «Курган» может обеспечить для 77 тыс. христиан и 71 тыс. мусульман. В управлении по организации ритуальных услуг заявляют, что откроется он в ближайшее время Фото: «БИЗНЕС Online»

Заказчиком строительства газопровода, как и всего погребального комплекса на границе с Пестречинским районом РТ площадью 86 га, выступает ГКУ «Главинвестстрой РТ». Есть парковка для 593 автомобилей, сформированы участки для строительства часовни и мечети. Православная часть — 39 га, мусульманская — 37. «Несправедливость» объясняется тем, что через дорогу есть мусульманское кладбище.

«Запланированный объем работ выполнен, ведется сбор документации для ввода объекта в эксплуатацию. В дальнейшем будет продолжено поэтапное строительство внутренних проездов», — сообщают в исполкоме. Известно, что на создание комплекса в 2018-м из республиканского бюджета выделили 263 млн рублей, в 2019-м — 98 млн, еще по 20 млн будет в 2020–2021 годах. Впрочем, отрыть новый погребальный комплекс планировали еще осенью 2017 года, но событие откладывалось.

Зато в ответе на запрос «БИЗНЕС Online» появилось новое название некрополя: «Курган». Вечный покой он может обеспечить для 77 тыс. христиан и 71 тыс. мусульман. В управлении по организации ритуальных услуг заявляют, что откроется он в ближайшее время. А пока в Казани есть 33 кладбища общей площадью 319,6 га, но два из них закрыли, остальные переполнены. Ежегодно в Казани умирают 13,5 тыс. человек, причем 70% из них хоронят в городе, остальных — преимущественно в районах РТ.

По словам Камиля Самигуллина, возможно, для буддистов или индуистов сжигание тел после смерти является нормой, но в мусульманской практике такого нет По словам Камиля Самигуллина, возможно, для буддистов или индуистов сжигание тел после смерти является нормой, но в мусульманской практике такого нет Фото: «БИЗНЕС Online»

«У НАС, В РОССИИ, ЗЕМЛЯ, ЧТО ЛИ, КОНЧИЛАСЬ? НЕУЖЕЛИ 2 МЕТРА НЕ НАЙДЕМ…»

«Лично я отношусь критически к кремации», — заявил корреспонденту «БИЗНЕС Online» митрополит Казанский и Татарстанский Феофан. Он напомнил, что в православной церкви никогда не было такой традиции и по христианским канонам следует предавать тело земле. Также владыка обратил внимание на то, что среди мусульман также не принята практика кремирования усопших. «Я не хочу сейчас быть каким-то политическим оппонентом. Но мое мнение, что кремация — это не наша традиция, не традиция наших народов. И речь не только о традиции русской православной церкви, а именно всех наших народов. И если уж так говорить, то да, конечно, где-то и мегаполисы есть, где совсем уже задыхаются люди, земли мало, хоронить надо… Но в Казани я не вижу такой критической ситуации, — подчеркнул митрополит Феофан. — Развевать прах, в реку пускать — это традиции не наши. Да, есть народы, которые и по сей день, например, в Индии, так делают. Но к нам это не относится. Подойдут ко мне и спросят: „Владыка, как лучше — в крематорий или?...“ Я бы ответил так: „Постарайтесь сделать так, как делали наши предки“. Вопрос тут намного глубже, чем может показаться на первый взгляд. Обезличивается род человеческий. Не зря могильные холмики выступают связующим звеном человеческого рода. В коробочку и в стеночку замуровали — и что дальше?»

Официальная позиция русской православной церкви изложена в решении священного синода от 5 мая 2015 года. «В том случае, когда [захоронение почивших христиан в земле] не предусмотрено местным светским законодательством или связано с необходимостью транспортировать умершего на большие расстояния или же невозможно по иным объективным причинам, церковь, считая кремацию явлением нежелательным и не одобряя ее, может со снисхождением относиться к факту кремации тела усопшего. После кремации прах должен быть предан земле», — говорится в документе.

Идею строительства крематория также негативно встретил и муфтий Татарстана Камиль Самигуллин. По его словам, возможно, для буддистов или индуистов сжигание тел после смерти является нормой, но в мусульманской практике такого нет. «Сжигать тела нельзя, мы должны предавать их земле, то есть мы пришли из земли и в землю возвращаемся. Второй вопрос возникает — у нас, в России, земля, что ли, кончилась? Для человека ведь можно ее найти, неужели 2 метра не найдем? Что касается религии, то кремацию нельзя делать категорически, по исламу трупы не сжигаются, нужно предавать земле, — отметил Камиль хазрат. — Более того, по сунне (мусульманское священное предание, излагающее примеры жизни исламского пророка Мухаммада как образец и руководство для всей мусульманской общины (уммы) и каждого мусульманинаприм. ред.) пророка Мухаммада даже постриженные ногти, волосы принято закапывать, а не сжигать».

Феофан: «Лично я отношусь критически к кремации» Феофан: «Лично я отношусь критически к кремации» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ЕСЛИ НЕ БУДЕТ КРЕМАТОРИЕВ, У НАС ВСЕ ГОРОДА ПОЛУЧАТ КЛАДБИЩЕНСКИЙ ПОЯС»

Игроки похоронного рынка в целом приветствовали бы появление крематория: слишком много земли требуется на захоронение, так что мысли вроде «страна большая» и «по два метра-то найдем» упираются в практику. Вы только представьте себе (не дай бог) такой момент, что, имея на руках тело родственника, вам просто негде будет найти для него последнего пристанища…

«Моя позиция — это очень положительное решение, — говорит директор ООО „Похоронный дом“ Радик Мустафин. — Если в настоящий момент крематории не будут введены в действие, то у нас все города будут опоясаны одними кладбищами. А на них земли не напасешься. Существует федеральный закон, который определяет порядок захоронений и все эти вещи… Моя позиция — я только за. Потому что это важно, это нужно».

А в бюро ритуальных услуг предпринимателя Фирдаусы Мухаметгалеевой пока не задумывались, будет ли эта услуга пользоваться спросом в наших условиях. «Как-то жутко даже, если сожгут, — заметила Мухаметгалеева. — Хоронить-то мы уже привыкли!» И, кстати, еще не факт, что прогрессивная молодежь предпочтет именно такой способ прощания с покойными и непременно выберет его для самих себя, считает она.

Владелец похоронного бюро Роман Павлов говорит, что у него отношение к кремации двоякое. «Во-первых, это связано с вероисповеданием. У нас же большая часть населения — мусульмане. Христиане тоже не знаю, как к этому отнесутся… В принципе, наверное, ничего плохого в кремации нет, у людей будет определенный выбор». При этом Павлов полагает, что выбор в пользу «огненных похорон», конечно, будет зависеть во многом и от цены. «Вот сами посчитайте: гроб, крест и тому подобное… Сейчас обычные похороны обходятся примерно в 20 тысяч рублей. И если кремация будет дешевле, тогда появится смысл хоронить именно так. Я думаю, что в любом случае люди будут интересоваться», — пояснил Павлов.

Вы только представьте себе (не дай бог) такой момент, что, имея на руках тело родственника, вам просто нигде не найти для него последнего пристанища… Вы только представьте себе (не дай бог) такой момент, что, имея на руках тело родственника, вам просто негде будет найти для него последнего пристанища… Фото: «БИЗНЕС Online»

«ОГНЕННЫЕ ПОХОРОНЫ» — ОТ 10 ТЫСЯЧ

Самый первый крематорий в России появился еще до революции, в 1917 году, во Владивостоке, и его основными клиентами были граждане Японии. А в СССР крематорий впервые заработал в декабре 1920 года в Петрограде, но тогда его печи погасли уже через три месяца: не было дров. Окончательно же кремация «прописалась» в Москве в 1927 году, а в 1972-м в столице СССР появился крупнейший в Европе крематорий на Николо-Архангельском кладбище. Теперь же в Москве работают четыре крематория, и в столице «огненные похороны» организуются в более чем 60% случаев. В России же всего 24 крематория, примерно половина из них частные.

Судя по карте крематориев, ближайший к Казани находится в Сормовском районе Нижнего Новгорода, и он обслуживает не только столицу Поволжского федерального округа, но и ближайшие регионы. Сюда, к слову, часто везут тела своих покойных и казанцы, которые по каким-то причинам выбирают именно такой способ захоронения. Крематорий введен в эксплуатацию в 2017 году — примерно тогда же, когда собирались ввести и казанский некрополь. В Нижнем стоят две газовые печи знаменитой чешской фирмы TABO-CS суммарной максимальной мощностью 16 кремаций в сутки. Кроме того, имеется колумбарий на 4 гектара. Собственно кремация длится от часа до двух при температуре от 872 до 1 092 градусов, под воздействием температуры тело разрушается на мелкие фрагменты — так описывает процесс производитель оборудования. Ну а после завершения кремации прах механически перемещается в урну до тех пор, пока родственники не примут решения о том, как быть дальше. 

Сколько стоит кремация? Нижегородский крематорий предлагает свои услуги от 12,4 тыс. рублей. При этом крематорий готов предоставить также услуги колумбария за 19 тыс. на первые три года, и затем ежегодно за 3,3 тыс. поддерживать в лучшем виде место захоронения урны с прахом. Самые доступные варианты — в Туле и Волгограде: от 10 тыс., самые дорогие — в Хабаровске и Новокузнецке (34–35 тысяч).

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (53) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
18.05.2020 08:49

Почему попы и муллы решают, быть крематорию или нет в светском государстве? Дайте людям возможность выбора для себя лично и не лезьте к ним со своими средневековыми баснями. Отсутствие решения по крематорию - это позор для республики!

  • Анонимно
    18.05.2020 08:43

    Главное - должен быть выбор. Сам уж человек решит

  • Анонимно
    18.05.2020 08:49

    Почему попы и муллы решают, быть крематорию или нет в светском государстве? Дайте людям возможность выбора для себя лично и не лезьте к ним со своими средневековыми баснями. Отсутствие решения по крематорию - это позор для республики!

    • Анонимно
      18.05.2020 10:40

      Ни попы, ни муллы не решают. Они лишь высказывают мнение, да и вдобавок нет огненных похорон в этих конфессиях. То ли дело синтоизм или буддизм! Если бы спросили их священнослужителей, они бы однозначно высказались за кремацию.

    • Анонимно
      18.05.2020 12:57

      Да! Хочу в горящем драккаре, по Волге.)

    • Анонимно
      18.05.2020 14:28

      жители деревни Званки Кощаковского сельского поселения высказались резко против крематория
      Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/468776

      Очень странно, что мэр прислушивается к нескольким жителям деревни в таком вопросе. Строительство МСЗ не остановило мнение намного большего количества людей.
      Сторонников кремации намного больше.
      Да и с религиозным вопросом все далеко не однозначно. Ислам и христианство молодые религии, до этого всех кремировали.
      Крематорий необходим городу, здесь нет места сомненьям.

      • Анонимно
        18.05.2020 15:51

        Я думаю, к людям прислушались по одной простой причине: денег нет. Как только появятся, чихать хотели на это мнение.

    • Анонимно
      18.05.2020 22:11

      Попы и муллы в этом вопросе - послы похоронной мафии. Единственный влиятельный и мощный противник крематория - сообщесво владельцев ритуальных услуг. Это они много лет подкупом и угрозами не дают построить крематорий, а не попы.

      • Анонимно
        18.05.2020 22:28

        Правильно.
        Если бы БО в начале статьи показал как изменятся денежные потоки при введении кремации,
        То всё стало бы яснее.

      • Анонимно
        21.05.2020 18:10

        Конечно , ритуальные агентства боятся лишиться части своих доходов. Ведь сейчас даже они не остались без работы, а и до коронавируса, кроме могил и прочего у них была услуга -« доставка в крематорий других регионов». А тут будет все рядышком... - для них это потери дохода !

    • Анонимно
      21.05.2020 18:07

      «Никогда такого не было...» - заявляет Владыка Феофан.
      Но ведь сейчас такое, чего никогда не было - и разрешили , вернее, запретили офлайн Пасхальную службу, сейчас призывают мусульман в праздник оставаться дома...
      А захоронение мертвого тела в землю или урну с прахом в стену - это тоже требование времени , города растут, не везти же в Сибирь или на Дальневосточный гектар захоронение тела делать

  • Анонимно
    18.05.2020 08:58

    Всё надо делать исходя из Практики.
    В России нет традиции захоронений.
    То , что было, разрушено в 1917 году.
    Половина народа после этого "похоронена" в "братских" могилах.
    Половина на погостах с ржавыми оградками и мусором вокруг.
    Если сделать исследование, то выяснится , что на 80-90 % минимум, 4-ое поколение похороненных, от нынешних живых, не имеет никакой памяти и никакого следа своих захоронений.
    Мало того, в том же Татарстане в деревнях вы не найдёте следов захоронений даже 20-30-х годов.
    Если только могильных плит, не имеющих своего места.
    Поэтому возражения против крематория, в общем своём и мягко говоря - двусмысленны.


    • Анонимно
      18.05.2020 14:35

      Все верно. Все кладбища, со временем забрасываются и часто перекапываются при строительстве. А это, как не крути, биологический мусор с возможностью распространения всякой заразы. Да и трупный яд лежащих под землей распространяется на много дальше захоронений, заражая и землю и подземные воды, те же родники.
      Кремация решит многие проблемы.

      • Анонимно
        18.05.2020 22:30

        Про яд это бред.

        Заразы через обозначенный промежуток времени тоже никакой.

    • Анонимно
      21.05.2020 18:11

      Вы абсолютно правы!

  • Анонимно
    18.05.2020 08:58

    Я-за кремацию. И я имею на это право.

    • Анонимно
      18.05.2020 14:54

      Да ради бога, хоть завтра. Кто мешает поехать в Горький.

      • Анонимно
        21.05.2020 18:12

        Вы - сотрудник / сообщник ритуального агентства, осуществляющего доставку в крематории соседних регионов?

  • Анонимно
    18.05.2020 09:01

    Шведы отапливают дома от крематория.

    • Анонимно
      18.05.2020 21:09

      Исландцы так вообще вообще от геотермальных источников из ада.

  • Анонимно
    18.05.2020 09:47

    По идее это чистота природы . Сколько больных туберкулезных, инфицированных и прочими болезнями хоронят , один Аллах знает . . Это все попадает питьевую воду и много ещё куда которых мы даже не представляем . Тем более человек кушает одну « химическую продукцию» и говорят тела годами лежат и не разлагаются . Думаю актуальный вопрос .

    • Анонимно
      18.05.2020 13:27

      Тело долго разлагается если после смерти оно было забальзамировано, например, для длительной перевозки или если покойника не хоронили до приезда детей/ близких родственников.

  • Анонимно
    18.05.2020 09:55

    Очередной обман власти...про крематорий!!
    Какие были заявления....еще слюна не высохла на устах Песошина!
    Позор!!!

  • Анонимно
    18.05.2020 10:01

    Во сколько обходятся самые обычные похороны в Казани?
    А содержание кладбищ?
    А кремация стоит от 12 -19 тысяч рублей. С экономической и экологической точки зрения, кремация гораздо перспективнее...
    Вопрос сохранения памяти можно решить IT- технологиями, создав специальный портал, тут куча возможностей: и фото и видео и творческое наследие и т.д.
    А рынок тут же перестроиться, уже в городах миллионниках предлагают услугу Онлайн похороны, когда родственники которые не смогли приехать на похороны, могут присутствовать виртуально, перейдя по специальной ссылке в Интернете.

    • Анонимно
      18.05.2020 10:41

      Кремация не отменяет содержания кладбищ, урну с прахом тоже закапывают в колумбариях. А традиционные похороны стоят от 20 тысяч.

      • Анонимно
        18.05.2020 12:19

        Урну не закапывают. Кулумбарий это стена с отсеками для урн с прахом. Ровные ряды стен. Все красиво и эстетично.

        • Анонимно
          18.05.2020 14:40

          Прах можно и на ветру развеять, чтобы не держать как джина в лампе. Можно и дома хранить, можно на своем участке, даче, деревне семейный колумбарий устроить. Вариантов много, главное чтобы запустили крематорий.

      • Анонимно
        19.05.2020 09:32

        Хоронили тетю. Традиционные похороны обошлись в 60 тысяч.

      • Анонимно
        21.05.2020 18:14

        20 тыс рублей? Это где такое возможно? Если только Одинокого старого человека без родственников захоронить на далеком деревенском кладбище

    • Анонимно
      18.05.2020 12:05

      ну что за бред вы несете? с луны что-ли свалились!!!! или все-таки вас родители породили? неужели сможете их похоронить вот так? спросите у них - чего они хотят!!!

      • Анонимно
        18.05.2020 12:41

        Речь не о родителях, мои уже отошли в мир иной давно. Речь о нашем поколении.

      • Анонимно
        19.05.2020 12:09

        У меня ещё прабабка, которая умерла в 1979 году в возрасте 92 лет хотела чтоб сожгли в крематории. Только тогда возможности не было.
        Сейчас мама в возрасте 88 лет изъявила такое же желание.
        Родственницу, умершую в возрасте 80 лет, по ее предварительному желанию возили в Нижний Новгород в крематорий.
        Хотя у нас семейное захоронение на Арском ещё с 18 века.
        Так что это вполне нормальное решение и крематорий в Казани необходим.

      • Анонимно
        19.05.2020 12:21

        Про родителей. Мне мои родители и возростные родственники сказали, только кремация. Давно ещё в Нижнем не было, говорю только Ебург не близко. Вот туда и повезешь, с грустью, ответили. Хорошо, хоть Нижний появился. А так Казань надо. Из Челнов

        • Анонимно
          21.05.2020 18:18

          В Челябинске тоже есть
          А в Екатеринбурге уже 40 есть крематорий

  • Анонимно
    18.05.2020 10:14

    Похоронный бизнес - дело тёмное, особенно, если речь касается места захоронения.

  • Анонимно
    18.05.2020 10:30

    Попы с муллами вроде о душе должны беспокоиться, а тело оставить его хозяину и родственникам, но нет, золотой телец требует свою дань!

    • Анонимно
      18.05.2020 15:52

      Если каноны таковы, что требуют предания тела земле, чем вы недовольны. Знайте просто, что кремация не одобряется и все. А дальше решение за вами.

  • Анонимно
    18.05.2020 10:45

    Мракобесие! Меня передергивает от мысли, что мое тело когда-то будет гнить в земле на глубине 2 метра. Муллам и попам заработок перекрывает крематорий?

    • Анонимно
      18.05.2020 15:53

      Можно подумать, что хоронят всех исключительно после отпевания или джаназ-намаза. Хороните как хотите, ваше право.

  • Анонимно
    18.05.2020 11:12

    "Велика Россия, а машину припарковать негде..." (с)

    • Анонимно
      18.05.2020 21:08

      На Таймыре есть парко-место для вас, только на газон не зайезжайте.

  • Крематорию быть! Почему чиновники смотрят на служителей религии? Кто они такие чтобы устанавливать правила? Все они бояться лишиться части доходов вот и вся причина.
    Хватит их слушать. Пусть своими делами занимаются. Религия отделена от государства. Ни поп ни мулла не авторитет. Должен быть выбор. Это уже общая практика в плхоронном деле. Казань такой большой мегаполис а без крематорий. Так и будут смотреть на владык и имамов.
    Посмотрите как они сладко живут. Они такие же люди, которые хотят заработать. Им не выгоден крематорий.
    Пора уже прекратить их слушать и строить крематорий. 21 век во дворе а живём и слушаем их.

    • Анонимно
      18.05.2020 14:43

      Казань - единственный миллионник без крематория.
      Позор иновасионному региону.

    • Анонимно
      18.05.2020 18:48

      Причем тут служители религии? Кладбищенская мафия лишится доходов, а чинуши - откатов. А вы про попов и мулл - да кто бы их слушал, если бы не деньги!

  • Анонимно
    18.05.2020 15:19

    Али.

    Очень много закатано асфальта на дороги и проезды. Это огромные деньги и нерационально с точки зрения экономии земли для захоронений.

  • Анонимно
    18.05.2020 17:21

    Кремация решает много проблем. Экология,место , памятник и т.д.Не говоря уже о поддержки места захоронения в нормальном состоянии. Кроме того на Западе за место где похоронен человек необходимо вносить плату ежегодную. Так что и считайте что выгодно.

  • Анонимно
    18.05.2020 18:24

    Прах с урной можно и земле предать. Как велит религия. Или не так?

  • Анонимно
    18.05.2020 20:01

    Так когда кладбище дудет действующим? В 2018 г. говорили, что построено на 98%, в 2020 г. на 99%. То писали, что в 2018 не хватило 12 млн., а тут оказывается и 98 в 2019 мало. Сколько еще туда надо денег закатать?

  • Анонимно
    18.05.2020 23:53

    В огне всё родилось, огнём всё должно и закончиться...

  • Анонимно
    19.05.2020 07:54

    А как же эксгумация в спорных вопросах? Или в вопросах криминального характера ? Представьте какой рост преступности будет без возможности проверить факт захоронения .

    • Анонимно
      21.05.2020 18:21

      Какой? Сколько эксгумаций проводится в стране в среднем в год?

  • Анонимно
    19.05.2020 22:44

    Мне за 50. Из моих друзей трое не дожили до 50: конечно я думаю о "вечном" и хотел бы быть кремированным. Пока только Н.Новгород ближайшая точка в этом вопросе....
    Придётся пожить, чтобы дождаться "родной" "печки" ..))

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль