Общество 
10.06.2020

Абел Аганбегян: «Надо перейти к дефицитному бюджету! Все страны перешли – это выгоднее»

Академик РАН о том, за счет чего экономика России может вырасти на 3% уже в 2022 году

«ЦБ стал смягчать свою неправильную политику, которая привела нас к стагнации. Привели к ней ЦБ, минфин, минэкономразвития на пустом месте. Это рукотворная стагнация, она возникла за полтора года до введения санкций, присоединения Крыма», — считает академик РАН Абел Аганбегян. В ходе онлайн-мастер-класса он подсчитал, сколько стране потребуется денег, чтобы выйти из кризиса в рост, спрогнозировал рост безработицы до 10 млн человек и призвал повысить МРОТ и пенсии.

Абел Аганбегян: «По нашим данным, у нас больных за всю историю 400 тысяч — это те, которых выявили врачи. А тех, кто не обращался, — 20 млн — если брать 16% от численности в России» Абел Аганбегян: «По нашим данным, у нас больных за всю историю 400 тысяч — это те, которых выявили врачи. А тех, кто не обращался, — 20 миллионов, если брать 16 процентов от численности в России» Фото: © Илья Питалев, РИА «Новости»

«КОРОНАВИРУС ПРЕЖДЕ ВСЕГО СКАЗЫВАЕТСЯ НА ПОКАЗАТЕЛЯХ БЕЗРАБОТИЦЫ И ДОХОДОВ»

О том, как «перепрыгнуть» от кризиса к росту, на днях в ходе онлайн-мастер-класса рассказывал академик РАН Абел Аганбегян. По его словам, с апреля Россия была ввергнута в глубокий, прежде всего социальный, но также финансово-экономической кризис, связанный с коронавирусной пандемией и с кризисом в экспорте нефтегазовой промышленности.

Что касается эпидемии коронавируса в стране, то Аганбегян отметил, что пока никто не знает, когда «эта полка кончится», поскольку болезнь продолжает быстро распространяться. Академик сказал, что если в Москве удалось снизить количество новых заболевших в 3 раза, то в том же Подмосковье или Санкт-Петербурге динамика не столь выразительна. В итоге, по мнению Аганбегяна, число заболевших в России с нынешних 480 тыс. к августу вырастет до 600 тыс., а к концу сентября общее количество зараженных составит 650–700 тыс. человек. «Ясно, что придется всем беречься, насколько это возможно, до всеобщей вакцинации, потому что коронавирус не прекратится, даже первая волна не закончится к какой-то дате, к августу например. Еще какое-то количество больных появится, и в сентябре можно будет заразиться. А с октября не исключена вторая волна, может, она станет не столь мощная, возможно, сможем ее задушить в самом начале, как это сделали в Китае, куда вторая волна поступила», — рассуждал академик.

Аганбегян отметил, что бо́льшая часть болеет бессимптомно, поэтому антитела выявили уже у 16,5% населения, то есть они уже переболели. «По нашим данным, у нас больных за всю историю 400 тысяч — это те, которых выявили врачи. А тех, кто не обращался, — 20 миллионов, если брать 16 процентов от численности в России. Поэтому заразиться можно не только от тех, про кого мы считаем, что они больны, но и от тех, кто не знает, что инфицирован, у них не выявлен коронавирус. Они как-то переболели», — отметил он.

Главные экономические последствия коронавируса — рост безработицы и сокращение доходов населения. «Это огромное число людей. Они потеряли доход. Вы ведь знаете, что 63 процента населения России не имеют ни сбережений, ни счетов в банках. У них нет каких-то денег, чтобы жить, если не платится зарплата», — сказал Аганбегян. И напомнил, что такие люди могут получить пособие по безработице, максимальная сумма которого равна прожиточному минимуму. «А если вы живете в семье, если вы кормилец, если у вас есть один или два ребенка — вы нищие, если не получаете зарплату в десятки тысяч. А в коронавирус зарплаты у многих нет. Поэтому он прежде всего сказывается на показателях безработицы и доходов», — считает экономист. По его мнению, влияние пандемии коронавируса на доходах населения сказывается сильнее, чем на промышленности и валовом продукте, и более значимо.

В то же время экономист не поддерживает популярную в народе идею «вертолетных денег». «У нас нет таких средств, к великому сожалению. Не нужно всем раздавать по 20 тысяч, потому что у нас все-таки 10 процентов населения России, а это 15 миллионов человек, имеют средний душевой доход 100 тысяч в месяц. Зачем им 20 тысяч давать, когда у нас тоже 15 миллионов бедных с душевым доходом 6 тысяч? Вот им надо перечислить», — ответил Аганбегян на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online». Поэтому академик предложил увеличить в 2020 году МРОТ с 12 130 рублей до 20 тыс., а в 2024-м — до 30 тыс. рублей. Причем он полагает, что это можно сделать за счет предприятий, где эти бедные работают. «На 72 процента их финансовый результат за 2018–2019 годы вырос, а они увеличили ФОТ всего на 20 процентов, а в инвестиции дали еще меньше. Положили все на счета. У них 30 триллионов лежат в России, и десятки миллиардов долларов они, переведя в валюту, направили в офшоры. Поэтому государству это не обойдется больше, чем в 3 триллиона», — подсчитал он.

В итоге если МРОТ повысить минимум до 20 тыс. рублей, то компании вынуждены будут увеличить зарплаты тех, кто сейчас получает от 20 до 30 тысяч. «То есть сразу 40 процентам населения России поднимете доход и выйдете из нищеты. 65 процентов людей, получающих ниже прожиточного минимума, — это работающие. Ни в одной стране ничего подобного нет. У нас минимальная зарплата на уровне прожиточного минимума, а должна быть, по крайней мере, в 2 раза выше».

В то же время Аганбегян считает необходимым увеличить пенсию по старости с 15 до 20 тыс. рублей, а тем, кто хочет, разрешить выходить на пенсию по старым правилам — в 55 и 60 лет, но при этом платить им «старую» пенсию. «Мы единственная страна почти, где продолжительность здоровой жизни мужчин ниже пенсионного возраста. У нас пенсионный возраст — 65 лет, а средняя продолжительность здоровой жизни — 61 год. А в развитых странах это 72 года, а на пенсию выходят в 67 лет, а многие страны — в 65», — указал он.

Кроме того, экономист призвал увеличить и пособие по безработице: 12 тыс. должны быть низшим пределом, а верхний — это 30 тыс. рублей. Данная мера, считает он, обойдется государству еще в 3 трлн рублей.

«Мы единственная страна почти, где продолжительность здоровой жизни мужчин ниже пенсионного возраста. У нас пенсионный возраст 65 лет, а средняя продолжительность здоровой жизни 61 год» «Мы единственная страна почти, где продолжительность здоровой жизни мужчин ниже пенсионного возраста. У нас пенсионный возраст — 65 лет, а средняя продолжительность здоровой жизни — 61 год» Фото: «БИЗНЕС Online»

«НАДЕЯТЬСЯ, ЧТО МЫ БУДЕМ УВЕЛИЧИВАТЬ ВВП ЗА СЧЕТ ПОВЫШЕННОЙ ДОБЫЧИ НЕФТИ И ГАЗА, НИКАКИХ ОСНОВАНИЙ НЕТ»

Второй негативный процесс — снижение цен на нефть в 4 раза по сравнению с апрелем 2019 года: тогда нефть в среднем стоила $71 за баррель, а стала — $18. По газу цена также скатилась в 2 раза: 1 тыс. кубометров стоила $240, а сейчас — в районе $120. Кроме того, как отметил Аганбегян, сократились объемы добычи нефти и газа, их поставки по России и экспорт, ведь в ходе кризиса страны стали значительно меньше потреблять энергоресурсов, а также проводят интенсивную электрификацию автотранспорта — главного потребителя этих ресурсов.

Академик напомнил, что нефть, газ и продукты их переработки в годы высокой цены составляли 70% выручки экспорта. «Такое сокращение цен резко уменьшает экспорт. Он упал у нас более чем на 100 миллиардов. Он повлек за собой сокращение валового продукта, потому что экспорт составлял 25 процентов нашего валового продукта», — пояснил он. Также Аганбегян отметил, что экспорт обеспечивал 45–55% всех доходов федерального бюджета: если весь бюджет — 23 трлн рублей, то нефть и газ из них — это 9 триллионов.

А поскольку бюджет — это основной источник финансирования здравоохранения, образования, поэтому в кризис существенно сокращается финансирование данных сфер. «Здравоохранение как-то держится за счет дополнительных средств на коронавирус, а образование, информационные технологии сократились значительно. Вся сфера, которая называется экономикой знаний, снизилась», — считает экономист.

Более того, Аганбегян полагает, что нефтегазовая отрасль уже не увидит былых ценовых уровней. «Надо забыть о ценах и объемах до кризиса. Нужно вычеркнуть из памяти, что нефть стоила 110–115. Надо забыть, сколько нефти экспортировалось — до 12 миллионов баррелей в день», — уверен он. При этом он полагает, что объем добычи постепенно восстановится, года через четыре может достичь 90% от прежнего уровня, а вот цена на Urals вряд ли поднимется выше $40–45 к концу 2022 года, а, как считают некоторые эксперты, даже к концу 2024-го. «Пока цена поднимается неплохо, но это временный подъем. Мы видели, что в мае нефть Urals стоила 31 доллар, но на этом уровне и будет, потому что наполнены все хранилища нефтью, включая танкеры. А если цена еще повысится, то страны начнут использовать огромные запасы, которые накопились. Они будут брать ее из запасов, а не по дорогой стоимости, и она опять снизится. Это мы потеряли от снижения цен на нефть, уменьшения экспорта», — рассуждает Аганбегян. Поэтому он уверен, что впредь нефть не сыграет значительной роли в ускорении социально-экономического развития России. «Да, цены повысятся почти в 2 раза с апреля, и это вытащит нас из кризиса. Но надеяться, что нефть продолжит рост и мы будем увеличивать валовый продукт за счет повышенной добычи нефти и газа, никаких оснований нет», — добавил академик.

«Это очень серьезное снижение. И теперь они еще снизились в 2020 году из-за пандемии, снижения экспортной выручки нефти и газа. Получилось так, что этот кризис, прежде всего, социальный» «Это очень серьезное снижение. И теперь они еще уменьшились в 2020 году из-за пандемии, сокращения экспортной выручки нефти и газа. Получилось так, что этот кризис — прежде всего социальный» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ТАКОГО ГЛУБОКОГО КРИЗИСА МЫ НЕ ИМЕЛИ В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ»

Оба процесса — коронавирус и нефтегазовое сокращение выручки — наложились на тенденцию 7-летней стагнации в России. Если сравнить с показателями 2013 года, то к 2019-му инвестиции в основной капитал в РФ сократились на 2,2%, а накопления основного капитала по системе статистических нацсчетов, куда входят неформальные инвестиции, не проходящие по отчетности, — на 5%. Больше всего за этот период снизились реальные доходы — минус 10% по сравнению с 2013 годом, при этом розничный товарооборот упал на 8,6%. «Это очень серьезное снижение. И теперь они еще уменьшились в 2020-м из-за пандемии, сокращения экспортной выручки нефти и газа. Получилось так, что этот кризис — прежде всего социальный», — указал Аганбегян.

По итогам 2020 года оценки академика по падению ВВП сходятся с прогнозами минэкономики РФ — минус 5%. Эксперт уточнил, что максимально падение может составить 6–8%. А вот безработица с 4 млн подскочит до 7–10 млн человек, при этом реальные доходы сократятся на 8–10%, уверен Аганбегян. «Надо еще считать, что у нас же больше 25 процентов всех работников (а трудятся у нас 70 миллионов человек) — это неформальная занятость. Они тоже лишились работы. 20 миллионов людей работали по трудовым соглашениям в торговле, на отдельных предприятиях, они ремонтировали квартиры, тротуары, мостили мостовые, строили небольшие объекты, среди них домработницы, те, кто оказывал услуги населению. Возьмите то же строительство дач — это все же неформалы делают. Таких людей миллионы! И многие из них остались без работы. Если считать безработицу настоящую, то она намного превысит официальные цифры. Но и они показывают, что в 2 раза выросла регистрируемая безработица», — рассуждает экономист. Впрочем, он отметил, что большинство все равно не заявляют, что они безработные, так как надеются, что с открытием их отрасли их снова возьмут на работу. Однако те, кто был занят неформально, даже официально встать на учет не могут: никто им не выдаст справку, что они где-то работали.

В итоге Аганбегян убежден, что консолидированный бюджет, составляющий 37–38 трлн рублей, сократится до 25–30 трлн в этот кризис. Вместе с тем убыточность предприятий возрастет с нынешних 35% до 45–50%. «Такого глубокого кризиса мы не имели в последнее время. Конечно, кризис 1990-х годов, так называемый трансформационный, который длился 10 лет с двойным сокращением валового продукта, промышленности, сельского хозяйства, реальных доходов — в 4–5 раз сократились инвестиции тогда, — был более глубоким. Кризис 2009-го, который мы пережили, был менее глубоким, прежде всего по социальным показателям, там реальные доходы не снизились. Но за один год, 2010-й, реальные доходы превзошли уровень наивысший до этого 2008-го и продолжали увеличиваться на 2 процента в год, в 2013-м достигнув максимума в новой России», — считает экономист.

«Больше всего пострадало от этого образование, но и здравоохранение прошло оптимизацию, когда число врачей сократилось на 50 тысяч, число медсестер — на 150 тысяч, урезали койки» «Больше всего пострадало от этого образование, но и здравоохранение прошло оптимизацию, когда число врачей сократилось на 50 тысяч, количество медсестер — на 150 тысяч, урезали койки» Фото: «БИЗНЕС Online»

«СТАГНАЦИЯ НЕ ИМЕЕТ СТРОЙНОГО МЕХАНИЗМА ПОДЪЕМА, ПЕРЕХОДА К РОСТУ»

Теперь России предстоит восстановить экономику. Однако, по мнению Аганбегяна, «стагнация не имеет стройного механизма подъема, перехода к росту», напротив, вызывает негативный тренд. С одним из них страна уже познакомилась — это сокращение драйверов экономического роста: инвестиций в основной капитал и вложений в человеческий капитал, то есть в экономику знаний. Академик указал, что больше всего пострадало от этого образование, но и здравоохранение прошло оптимизацию, когда число врачей сократилось на 50 тыс., количество медсестер — на 150 тыс., урезали койки, закрыли тысячи больниц в районах, ФАПы на селе. «Безобразие сплошное! Слава богу, оптимизация закончилась и начался даже отыгрыш», — считает он.

Вместе с тем стагнация сказалась и на оттоке капитала из России. Если в 2006 году приток капитала на 43 млрд превысил отток, а в 2007-м даже на 82 млрд, то с 2008 года пошел катастрофический отток. Когда начался кризис, из страны на $133 млрд больше капитала ушло, чем пришло, в 2011-м — на $80,5 млрд (было неясно, кто станет президентом). Но самый большой отток капитала был в 2014 году, когда ввели санкции, — $151,5 миллиарда. «В первом квартале 2020 года отток капитала составил еще 17 миллиардов долларов. Если с 2008-го по первый квартал 2020-го сложить суммарно, то это 800 миллиардов долларов за 13 лет. Это, конечно, обескровило нашу финансовую систему. Мало того что инвестиции снижались, что человеческий капитал сокращается, так еще и отток капитала», — посчитал Аганбегян.

Но и это был не единственный негативный тренд. Тогда же наступил демографический кризис в России. За пять лет на 5 млн снизилась численность трудоспособного населения. «Число родившихся стало сокращаться с 2016 года — с 1,9 миллиона до 1,5 миллиона. Ужас! Количество умерших тоже снизилось, но всего на 90 тысяч. Поэтому число умерших превысило количество родившихся. Если умирает больше, чем родится, этот процесс крайне нехороший, он называется депопуляцией. Так вот, у нас депопуляция 135 тысяч [человек] в 2017 году, 220 тысяч в 2018-м и 315 тысяч в 2019 году», — пояснил академик. При этом, по его словам, сальдо миграции оставалось положительным. Так что в 2017-м приток населения в Россию составил 211 тыс., из-за чего население даже выросло на 80 тыс. человек. Но уже в 2018-м сальдо миграции снизилось до 125 тыс., и тогда население страны сократилось на 94 тыс., в 2019-м — еще на 30 тысяч. В 2020 году, как ожидает академик, население России уменьшится еще на 100 тыс. человек. «Судя по данным первого квартала, рождаемость дальше снижается, депопуляция растет, миграция тоже сокращается. Кто же поедет в страну, где опять девальвация? Невыгодно в Россию приезжать работать», — отметил он.

«Судя по данным первого квартала, рождаемость дальше снижается, депопуляция растет, миграция тоже сокращается. Кто же поедет в страну, где опять девальвация? Невыгодно в Россию приезжать работать» «Судя по данным первого квартала, рождаемость дальше снижается, депопуляция растет, миграция тоже сокращается. Кто же поедет в страну, где опять девальвация? Невыгодно в Россию приезжать работать» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ЕСЛИ 4 ТРиллиона РУБЛЕЙ ВЛОЖИТЬ, ТО УЖЕ В 2022 ГОДУ МОЖЕМ 3 процентов ДОСТИЧЬ»

Тем не менее Аганбегян полагает, что нынешний кризис дает России уникальный шанс перейти от стагнации к росту. «В отличие от стагнации, кризис содержит внутри себя механизм послекризисного отскока от дна, куда мы упадем в кризис, наверх, в сторону экономического роста. Отскок будет значителен», — уверен экономист. Правда, он полагает, что, если мы не хотим, чтобы все снова закончилось стагнацией, надо будет превзойти показатели не 2019 года, а 2013-го. В этом случае доходы надо поднять не на 8%, а на 18%.

Соответственно, крупные суммы придется вложить прежде всего в «локомотивы развития» — инвестиции в основной капитал и экономику знаний. Так, Аганбегян подсчитал, что инвестиции в основной капитал и экономику надо увеличивать по 10–15% в год начиная с 2021-го. «Это не очень большие деньги, потому что объем инвестиций в стране — 18 триллионов рублей и нужно 2 триллиона на них, а все вложения в экономику знаний — вообще 15 триллионов, поэтому тут нужно даже меньше 2 триллионов. Так что 4 триллионов с избытком в год хватит. Если их вложить, то уже в 2022-м можем 3 процентов достичь. Тогда мы в 2021 году поднимемся не на 2,5 процента, как считает минэкономразвития, а процентов на 6, то есть восстановимся при падении на 6 процентов в этом году. А с 2022-го начнется 3-процентный рост», — объяснил экономист.

Для примера он привел данные по другим государствам. Так, развитые страны имеют около 20% долю инвестиций в основной капитал и 30–40% долю экономики знаний в ВВП, что дает им рост 1,5–2%. В Китае это 45–50% и 20% соответственно, и он рос на 7%. Если взять Россию, то у нас инвестиции в основной капитал составляют 17% (20% с теневыми накоплениями) и 14% приходится на экономику знаний — в итоге развиваемся на 1%. «Если Россия хочет развиваться, то ей нужно до 25–28 процентов к 2025 году поднять долю инвестиций в основной капитал, до 22 процентов — экономику знаний, тогда мы выйдем на темп 4–5 процентов. А если тренд продолжать до 2030 года, то выйдем на 30–33 процента по основному капиталу и 30 процентов в доле экономики знаний, тогда бы мы могли на 5–6 процентов подниматься», — считает Аганбегян.

Экономист уверен, что у России есть хорошие возможности «перепрыгнуть через стагнацию» и возродить социально-экономический рост, по которому «мы соскучились» Экономист уверен, что у России есть хорошие возможности «перепрыгнуть через стагнацию» и возродить социально-экономический рост, по которому «мы соскучились» Фото: «БИЗНЕС Online»

 «ЦБ СТАЛ СМЯГЧАТЬ СВОЮ НЕПРАВИЛЬНУЮ ПОЛИТИКУ, КОТОРАЯ ПРИВЕЛА НАС К СТАГНАЦИИ»

Сколько в целом понадобится денег? Если минэкономики считает, что на 2020 год придется потратить 5 трлн рублей, то академик утверждает, что нужно привлечь 8 трлн рублей, а на 2021-й — уже 12 трлн рублей и до 17 трлн в 2023 году. Треть вложений должна идти за счет бюджета, который может возместить потери за счет ФНБ, в котором есть ликвидные 11 трлн рублей. А дальше начнется экономический рост и доходы бюджета возместятся.

Две трети из этих денег, считает Аганбегян, можно мобилизовать за счет банков в виде низкопроцентных кредитов. Академик порадовался, что наконец «дожили», когда ЦБ начал снижать ключевую ставку, что надо было делать еще в 2012–2013 годах. «ЦБ стал смягчать свою неправильную политику, которая привела нас к стагнации. Привели к ней ЦБ, минфин, минэкономразвития на пустом месте. Это рукотворная стагнация, она возникла за полтора года до введения санкций, присоединения Крыма. При самых благоприятных условиях мы вступили в стагнацию под действием этих министерств, когда они раздули инфляцию, подняли ставку, перестали увеличивать кредитные ресурсы, на 25–30 процентов сократили госинвестиции, которые были половиной всех вливаний. Естественно, экономика оказалась в стагнации. Она не могла не оказаться», — рассуждает Аганбегян. Он надеется, что через неделю ЦБ все-таки сократит ставку до 4,5% и тогда снизятся другие ставки.

Однако главная цель таких существенных трат, по его мнению, — это технологический прорыв. «Только благодаря этому способна подняться страна. Мы не можем ее поднять только за счет традиционных отраслей, спрос на продукцию которых мало растет. Надо поднимать за счет технологических перевооружений действующих отраслей — перевести на новую технологию энергетику, машиностроение, химию, лесозаготовку, добычу нефти и газа и т. д. С другой стороны, нам нужно в 3–4 раза увеличить долю наукоемких высокотехнологических отраслей, которая у нас очень низкая. Речь идет о аэрокосмической промышленности, авиационной, фармацевтике, синтетической химии, научном приборостроении, полупроводниковой промышленности, компьютерном производстве и т. д.», — рассказал Аганбегян, добавляя, что технологический уровень надо поднимать максимально на своем оборудовании. В итоге к 2035 году государство может выйти на технологический уровень развитых стран. В то же время Аганбегян считает, что надо не только банковские активы привлекать, но и часть золотовалютных резервов, а также увеличить госдолг с 14,9% до 30–40%. «Нужно перейти к дефицитному бюджету, все страны перешли, это выгоднее. У нас государство, к сожалению, фискальное. Оно любит экономить, сидит на сундуке с золотом, которое обесценивается, никуда не используется. Это неправильно, — заявил академик в ответ на вопрос нашего корреспондента. — Правильно было в кризис 2009 года, когда 211 миллиардов долларов из золотовалютных резервов Путин истратил (президентом в 2008–2012 годах был Дмитрий Медведев — прим. ред.). Тогда у нас будет подъем и все что угодно. А правительство боится: вдруг что-то случится. Но хуже не может произойти, чем было».

В то же время академик призвал провести реформу приватизации, поскольку у нас экономика не столько рыночная, сколько государственная. Плюс он выступает за реформу финансовой системы и регионов, которые надо перевести на самофинансирование, самоуправление, самоокупаемость. «70 процентов регионов дают больше [федеральному] бюджету, чем он им», — добавил Аганбегян.

В целом же экономист уверен, что у России есть хорошие возможности «перепрыгнуть через стагнацию» и возродить социально-экономический рост, по которому «мы соскучились». «Тогда мы выйдем на пятое место, опередив Германию, которая сейчас на пятом месте по экономическому потенциалу, по размеру валового продукта, подсчитанному по паритету покупательной способности. А если продолжим, то к 2030 году Японию обгоним и выйдем на четвертое. Впереди нас будет на первом месте Китай, потом США и Индия, которая со временем обгонит Америку, конечно», — прогнозирует Аганбегян.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (58) Обновить комментарииОбновить комментарии

Академик был верен себе.
Выдал проповедь. Много аллюзий.
Рассказал нам о горькой судьбе
Жить среди миражей и иллюзий.

Он повязку сорвал с своих глаз
И воскликнул: - Нужна справедливость,
А иначе сметут всех зараз
Богачей потерявших стыдливость.

Улетучился энтузиазм,
Власть поддерживают по привычке.
Бюрократия впала в маразм,
На верху постоянные стычки.

Сам себя он спросил, где же власть,
Что придушит коррупции гниду?
И себе же ответил, что красть
Будут дальше, давя на Фемиду.

Разуверились люди в вождей,
Фетишизм появился товарный.
Но не может народ без вожжей,
Ему строй нужен авторитарный.

Только где же теперь его взять?
Будем ждать, пока всё не своруют.
А потом всё по новой опять,
Летят щепки и всех замордуют.

  • Анонимно
    10.06.2020 08:16

    У нас иная стратегия- сидеть на мешке с деньгами ФНБ и сохнуть как скупой рыцарь над златом но никому не давать кроме своих))
    Мертвые деньги потому что деньги это топливо для экономики и должны работать

    • Академик был верен себе.
      Выдал проповедь. Много аллюзий.
      Рассказал нам о горькой судьбе
      Жить среди миражей и иллюзий.

      Он повязку сорвал с своих глаз
      И воскликнул: - Нужна справедливость,
      А иначе сметут всех зараз
      Богачей потерявших стыдливость.

      Улетучился энтузиазм,
      Власть поддерживают по привычке.
      Бюрократия впала в маразм,
      На верху постоянные стычки.

      Сам себя он спросил, где же власть,
      Что придушит коррупции гниду?
      И себе же ответил, что красть
      Будут дальше, давя на Фемиду.

      Разуверились люди в вождей,
      Фетишизм появился товарный.
      Но не может народ без вожжей,
      Ему строй нужен авторитарный.

      Только где же теперь его взять?
      Будем ждать, пока всё не своруют.
      А потом всё по новой опять,
      Летят щепки и всех замордуют.

      • Анонимно
        10.06.2020 08:38

        Академик, устами и решениями которого развалена целая империя - Советский Союз, - прекрасно, оказывается, живёт и поныне.
        В правопреемнице - России.
        30 лет прошло, как они довели ТУ страну до цугундера.
        А, курилка то , жив и поныне.

        • Анонимно
          10.06.2020 08:56

          1 академик своими словами развалил вашу империю?))) мда хороша была империя похоже

          • Анонимно
            10.06.2020 09:08

            Даже объяснять неохота.
            Но, попробую.
            Лишь одно из многих рекомендаций этого"академика", вылившихся в Решение Советского правительства в конце 80-х, полностью уничтожило Потребительский рынок СССР.
            Когда Госпредприятиям разрешили выводить наличку через аффилированные Кооперативы.
            Проще говоря - обнал.
            Это как сейчас бы ЦБ полностью разрешил обнал.
            При запрете вывода денег за границу и государственных ценах.
            Через месяц в России все Пятёрочки стояли бы с пустыми полками.

            • Булгарин
              10.06.2020 10:46

              Вы сами себе противоречите.

              "При запрете вывода денег за границу и государственных ценах.
              Через месяц в России все Пятёрочки стояли бы с пустыми полками."

              А ведь так и было. Все магазины стояли с пустыми полками. Так как сами ничего не производили, а закупать за бугром не могли. Вот и стояли магазины с килькой в томате и с трехлитровыми банками с надписью - Березовый сок. Не видели?


              • Анонимно
                10.06.2020 11:31

                Бесполезно что-либо объяснять человеку, который где-то в совке нашел потребрынок.

              • Анонимно
                10.06.2020 13:52

                Сложно вам, обделённому пенсионеру, объяснять экономику позднего СССР.
                Вы так и не поняли ещё, что в СССР, с 1986 года были созданы консалтинговые структуры.
                Под ником - НТЦ ВЛКСМ и т.п., которые выводили огромные массы советской валюты и обналичивали их в доллары.
                Есть такая, у одного умного человека, присказка: "Скажите мне, где и с кем был этот человек в 1986-88 годах, и я скажу вам, что он обязательно стал миллиардером в 90-х и 2000-х.
                А что до того, что - "Так как сами ничего не производили"... - скажу вам из собственного опыта.
                В 1982 году, студентом, я смотрел похороны Л.И. Брежнева в универмаге, идя с учёбы через магазин. Выбрав для этого цветной телевизор на прилавке-пирамиде из телевизоров, в 6-ом ряду и 15-й справа.
                А в 1989 году покупал телевизор этой же марки, но другой модификации, на "аукционе" за 5 тысяч рублей.
                При госцене в 850 рублей...

                • Анонимно
                  10.06.2020 14:54

                  13:52. В том и проблема, что менялись только модификации, а телек за 7 лет так и остался прежним. Кроме того, если в нормальных странах цветной ТВ был у всех, тут он был у избранных, т.к. объем производства явно не удовлетворял спрос. Отсутствие реальной конкуренции и привело к катастрофичному отставанию страны и ее кончине. Пока был послевоенный, зачастую трофейный задел от советских энтузиастов, веривших в светлое будущее, страна кое-как могла конкурировать с ведущими мировыми странами, но старое нельзя эксплуатировать бесконечно. Самое смешное, что сейчас тоже самое повторяется с космосом, но уже в виде фарса под тухлые шутки про бабут. Совок не первая и не последняя развалившаяся империя.

                  • Анонимно
                    10.06.2020 16:37

                    Я вам ужасы расскажу...
                    Про то, что советские телевизоры оптом гнали в Польшу, в конце 80-х...
                    И автомобили, от Оки до Волги...
                    А в 1992 году, монголы, те ещё кочевники, колоннами гнали эти же машины из Чехословакии в уже - Китай...
                    Через всю Россию...
                    Мало того, вы удивитесь, что в Восточной Сибири, в райцентрах, в середине 80-х, на некоторых заводах были партнёрские программы с канадцами по выращиванию Нанокристаллов...
                    Для продукции радиотехнической промышленности...
                    Что про ТВ цветной, то выше я заметил, что в 1982 году смотрел в Универмаге цв. телевизор в 6 рядах по 30 шт. в каждом...
                    Которые продавались, к тому же, в Кредит...
                    Или вы кроме новых Галош ничего не видели тогда?...

                    • Анонимно
                      10.06.2020 16:52

                      Может все-таки стоило равняться не на монголов и китайцев, а более развитые страны? А так и совок и нынешняя РФ на фоне африканских стран конечно очень богато жили)))

                    • Анонимно
                      11.06.2020 23:44

                      16:37"Я вам ужасы расскажу...
                      Про то, что советские телевизоры оптом гнали в Польшу, в конце 80-х...
                      И автомобили, от Оки до Волги...
                      А в 1992 году, монголы, те ещё кочевники, колоннами гнали эти же машины из Чехословакии в уже - Китай...
                      Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/471478

                      В точку!
                      Еще помнится,что китайцы покупали в СССР мотоциклы, разбирали и ПОСЫЛКАМИ (обычной почтой )отправляли в Пекин, там обратно из деталей собирали и продавали за очень хорошие деньги.
                      Потому,что тогда в "велосипедном"Пекине обычный советский мотоцикл был, как у нас сегодня" Мерседес".

                      Ну, кто из молодежи сегодня поверит,что Китай до восьмидесятых годов регулярно страдал от голода от недостатка риса для населения, как сегодня Северная Корея.

            • Анонимно
              10.06.2020 11:30

              Т.е. тотальный дефицит связан с обналом?))) Что же тогда наполнило полки магазинов к середине 90-х? Успешная борьба с обналом? Потребрынка в совке не было. Был черный рынок, который через кооперативы государство попыталось легализовать.

          • Анонимно
            10.06.2020 10:35

            Почему нет?
            У Горбачева и Ельцина были уши, но мозг они не включали.

            • Анонимно
              10.06.2020 11:20

              Горбачев и Ельцин одни из мудрейших руководителей страны. Не видеть этого могут только такие как Вы.

              • Анонимно
                10.06.2020 13:50

                Повтор не пропущенного. Если из слова мудрейших убрать Р ,это и будет точная оценка Горбачева,а Ельцина в особенности.

        • Анонимно
          10.06.2020 09:03

          Ну а как же вы хотели?
          Посмотрите сколько денег "исчезло" из банка Открытие с участием его сына Рубена. 289 млрд.руб. И за чей счет был покрыт этот убыток - за счет налогоплательщиков. Вот так они у купаются в деньгах и безнаказанности. "Элита" и "Ителлигенция".

        • Анонимно
          10.06.2020 16:49

          Нельзя было развалить без молчаливого согласия тех,кто сейчас наверху и живёт неплохо.

  • Анонимно
    10.06.2020 08:17

    «70% регионов дают больше [федеральному] бюджету, чем бюджет им», — добавил Аганбегян.


    «В первом квартале 2020 года отток капитала составил еще 17 млрд долларов. Если с 2008 года по первый квартал 2020-го сложить суммарно, то это 800 млрд долларов за 13 лет. Это, конечно, обескровило нашу финансовую систему.


    ОБЕСКРОВЛИВАЮТ финансовую систему регионов в том числе "чистят карманы людей живузих в регионах" и выводят деньги в оффшор и квартиры-сейфы

    • Анонимно
      10.06.2020 11:35

      Вы хоть понимаете, что вкладывается в понятие отток капитала? Вот вы например купили валюты, что погреть живот на пляже в Анталии, это тоже отток капитала. Хватит уже фантазировать, что отток капитала это чемоданы денег, которые олигархи вывозят на своих самолетах.

      • Анонимно
        10.06.2020 13:24

        они не в чемодане вывозят

        А на галлерах

        и сами знаете кто у них там работают

  • Анонимно
    10.06.2020 08:19

    Граждане давно перешли к дефицитному бюджету, понабрав кредиты не сильно нужные им вещи. Очень уж хотят с грант на солярисы пересесть

  • Анонимно
    10.06.2020 08:27

    У России уже более 20 лет есть возможность, но почему-то не торопится подняться с колен, за то геометрической прогрессии увеличивается число долларовых миллионеров. Если с большим трудом пойманную рыбу съел один, то остальные рыбаки остаются голодными, вот такой целяви по российски...

    • Анонимно
      10.06.2020 08:34

      Просто в россии работают буквально единицы, остальные ждут когда за них все сделают

      • Булгарин
        10.06.2020 10:35

        Только вопрос, что под словом работать вы понимаете. Если воровать и усиленно растаскивать бюджет, природные богатства, то да, тут над этим работают как раз не такое большое число. Потому и миллионеров у нас долларовых не так много, а миллиардеров того еще меньше.

      • Анонимно
        10.06.2020 11:21

        08:34 Вы наверное один из немногих кто работает. Правда находите время строчить целыми днями комменты.

    • Анонимно
      10.06.2020 11:38

      С чего вы взяли, что 20 лет есть возможность? Возможность появится только тогда когда естественным путем уйдет поколение руководителей, выросших и воспитанных в совке. До этого момента вы хоть 1000 долларов за баррель давайте структурных изменений не будет. Причем чем дольше будет ренессанс совка, тем больше молодых людей станет его адептами.

  • Анонимно
    10.06.2020 09:03

    Бюджет непременно должен быть дефицитным, более того, каждый год сокращаться.
    А у нас - наоборот! Каждый год увеличение!
    Причем бюджет планируется так - обязательно закладываются расходы, которые просто не нужны в принципе, типа замены и так новых служебных авто, новый ремонт, мебель и т.д. Далее бюджет утверждают (с удивлением для тех кто планировал), а в конце года судорожно осваивают. И так повсеместно!

  • Анонимно
    10.06.2020 09:06

    К сожалению, имя этого академика ассоциируется с множеством корявых экономических и налоговых действий.

  • Анонимно
    10.06.2020 09:07

    Бюджет РТ должен быть уменьшен как минимум на ту сумму, которая каждый год отправляется в СИНХ !

  • Анонимно
    10.06.2020 09:12

    Чтобы перейти к эффективному дефицитному бюджету, нужно иметь возможность продавать государственный долг без каких - либо ограничений, т.е. перестать быть "токсичной" страной. Внутренних резервов для развития нет - весь профит давно на западе!

    • Булгарин
      10.06.2020 10:41

      И другой вопрос, и куда направить эти деньги, если на развитие нет своих резервов, а чужие нам их не дают? Только проедать эти деньги, пускать их на роскошь, на потребление. Тот же недавний пример с Роскосмосом. Сколько бы денег в него не вкладывали, на выходе пустой выхлоп и присказки от Рогозина. Так можно по уши в долги залезть, а на выходе будет тоже самое.

  • BigeR
    10.06.2020 09:25

    Цитата - Возьмите то же строительство дач — это все же неформалы делают. Таких людей миллионы! И многие из них остались без работы.

    Как это ни странно покажется, но мне надо сделать внутреннюю отделку в доме, обзвонил с десяток номеров, все заняты по самое немогу, несмотря на карантин. А он говорит, что без работы....
    впечатление такое, что он просто оторван от реальной жизни.

  • Анонимно
    10.06.2020 09:30

    Создать рай крайне перекредитованным через коррупционные схемы на гиперинфляции

  • Анонимно
    10.06.2020 09:49

    коммунист/академик/генерал СССР...
    Карабах/а где СССР...
    без дело/выстрела из СССР в РФ придаток сырьевой...


  • Анонимно
    10.06.2020 10:47

    Динозавр "мишкинско-борькинского периода", по дури или заказу извне, дававший советы по разрушению политических и экономических структур СССР ,один из главных "отцов дикого капитализма",это еше самое корректное и цензурное, из того,что можно сказать о появившемся в посте, живом ископаемом. Надо сделать его он- лайн экскурсоводом в Ельцин-центре.

  • Анонимно
    10.06.2020 11:21

    Не должно быть единого МРОТ. Должно быть по сферам деятельности. В агро -15, в торговле -20, в образовании и здравоохранении - 30, в науке- 50, а в работах связанных с риском, например, на АЭС, запусках космических аппаратов, пилотировании военных самолетах - 300.

    • Анонимно
      10.06.2020 17:07

      Опыт развитых стран вас видимо не устраивает, по установлению единого МРОТ для всех, так же как и прогрессивные ставки налогов?

  • Анонимно
    10.06.2020 11:24

    Повышение МРОТ уменьшит инвестиционную привлекательнлсть РФ в производственном секторе. Инвестиции будут лишь в торговые центры, в торговые сети.

  • Анонимно
    10.06.2020 11:30

    "Невыгодно в Россию приезжать работать". Скоро граждане РФ поедут на заработки в Беларусь, Казахстан, Туркмению.... Много стран, где будут рады дворникам и сантехникам из России.

  • Анонимно
    10.06.2020 11:38

    Абел Аганбегян,тогда надобно Национализировать всю Собственность в РФ,восстановить Советскую Власть,по-Ленинскому Плану(именно,Выборы в Органы Государственной Власти,провести по Производственному Источнику,Рабочие Выбирают Депутатов),тогда Бюджет будет бездефицитным.

  • Анонимно
    10.06.2020 12:00

    Необходима не только МРОТ, но и Максимальный размер оплаты труда из государственных и муниципальных источников. Максимальная оплата не должна превышать минимальную более чем в 15 раз.

  • Анонимно
    10.06.2020 12:21

    Необходим прогрессивный налог на нетрудовые доходы. От сдачи в аренду двух и более квартир, 100 кв м и более коммерческой недвижимости , сдачи в аренду 1 га и более пахотной земли. Доходов от дивидендов начиная от 500 тысяч за год и т.д.

    • Анонимно
      10.06.2020 13:31

      Это приведет к мгновенному выводу капитала заграницу. Низкая налоговая ставка - это конкурентное преимущество. Всегда оценивайте не только результат - но и последствия.

    • Анонимно
      10.06.2020 15:56

      Это приведёт к выводу рантье за границу, к более доступному жилью, к переводу АО в форму народных предприятий.

  • Анонимно
    10.06.2020 12:23

    Повышение МРОТ приведет к повышению налогов с ИП

    • Анонимно
      10.06.2020 16:31

      Установить МРОТ 20 тысяч только для бюджетной сферы.
      Нянечки в больницах, уборщицы в школах, помощницы воспитателей в дет садах, библиотекари без высшего будут получать 20 за ставку. Остальным бюджетникам придётся тоже прибавлять. Наша задача должна быть - догнать и перегнать Гондурас. В этой стране МРОТ $275.

  • Анонимно
    10.06.2020 15:09

    Аганбегян - один из авторов перехода СССР из социализма в капитализм.
    Если результаты 30 летия вас устраивают, то продолжайте слушать его.

  • Анонимно
    10.06.2020 16:38

    ... Надо поднимать за счет технологических перевооружений действующих отраслей — перевести на новую технологию энергетику, машиностроение, химию, лесозаготовку, добычу нефти и газа и т. д. С другой стороны, нам нужно в 3–4 раза увеличить долю наукоемких высокотехнологических отраслей, которая у нас очень низкая.
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/471478

    раздать деньги населению- путь к инфляции, промышленность не угонится, регулятор опять ставку сделает 19...

    Полярное мнение однако.

  • Анонимно
    10.06.2020 16:49

    Про Гондурас ничего не сказали, как будет с ним?

  • Анонимно
    10.06.2020 17:41

    Хорошо бы....
    Ввести временное ограничение на вывоз капитала. В месяц можно разрешить вывезти одному физ лицу не более $1000. А юр лицо обязать объяснять куда и зачем переводят валюту за границу. И разрешать или не разрешать. Все разрешения опубликовывать.

  • Анонимно
    10.06.2020 18:03

    Прочитали с товарищем Распоряжение Правительства РФ номер 1511р от 6 июня 2020 и ничего не поняли. Вроде бы там говорится о разрешительном порядке выезда из России. Но если другая страна меня принимает, то почему Россия не хочет выпускать и требует доказать необходимость выезда? Теперь так всегда будет?

    • Анонимно
      10.06.2020 20:06

      Один из вопросов, которые поставила пандемия: может ли федеральное или региональное правительство с благими намерениями нарушать своими распоряжениями и постановлениями Конституцию РФ. ???

  • Анонимно
    10.06.2020 22:02

    Бюджетный дефицит не поможет, это будет кредитная накачка, только не в паре отраслей, а по всей финансовой сфере, но конечный спрос мало оживится. QE в Америке делали-делали, но роста серьёзного не добились, пришлось аж короновирус запускать, чтобы сново "наркоманить" начать, только уже дозу нельзя увеличивать.

  • Анонимно
    10.06.2020 23:41

    И этот Аганбегян, который кончал всю экономиику страны, дает нам совет. Это он же первым назвал экономику СССР командно-плановой и говорил, не нужны никакие планы и никакое планирование. рынок сам поставит все на свои места.
    Его надо судить вместе с Чубайсом и другими, которые уничтожили страну. Он 12 лет сидел ректором академии народного хъозяйства РФ, именно по его рекомендациям Ельцин все раздал за копейки олигархам. Потому что Аганбегян и Чубайс постоянно шептали ему: надо отдать частнику, надо отдать частнику, в любых условиях надо всме отдать частнику, и только они нас спасут.
    Прочтите его учебник "Школьникам об экономике" Он начинается так Экономика бывает рыночная и командно-плановая. Командно-плановая экономика всегда неээфективна, вот почему СССР неээффективное государство и т.д.
    Такую чушь пишет этот господин. И этот господин у нас правил всей экономикой страны.

    • Анонимно
      12.06.2020 20:53

      Не,"командно-плановой ",а Командно-Административной.

  • Анонимно
    11.06.2020 01:29

    Этот ставленник мирового олигархата хочет нас посадить в кредитную яму. Чтоб мы как и Украина и другие сидели в долговой яме и эти всемирный кредитный банк и прочие сидели и диктовали нам условия: увеличьте стоимость ЖКХ, медицину сделайте платной, земли продавайте инхдународным корпорациям и т.д.
    Нас ничего хорошего не ждет, если у нас вся экономика пока идет по этим аганбегянам, чубайсам и прочим слугам мирового капитала.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль