Общество 
12.06.2020

«Татарский народ держит сокровищницу мирового наследия на уровне городской свалки»

Альфрид Бустанов о месте в центре Казани, способном стать точкой сборки для смыслов, уходящих далеко за пределы Татарстана

«Никому нет дела до крупнейшего в стране собрания исламских рукописей, стоящего, без сомнения, в одном ряду со знаменитыми европейскими коллекциями в Лейдене, Берлине и Вене», — пишет историк, ассистент-профессор Амстердамского университета Альфрид Бустанов, имея в виду уникальные фолианты восточного сектора университетской библиотеки. Он уверен, что их серьезное изучение может послужить триггером для развития татарского языка, а также выработки новых концептуальных подходов к татарской истории.

Альфрид Бустанов: «Я вижу пять перспективных направлений, связанных с изучением рукописей восточного сектора, а через них — прошлого всего татарского народа» Альфрид Бустанов: «Я вижу пять перспективных направлений, связанных с изучением рукописей восточного сектора, а через них — прошлого всего татарского народа»

КАЖЕТСЯ, ИСТИННУЮ ЦЕНУ ЭТОМУ СОБРАНИЮ, СКЛАДЫВАВШЕМУСЯ НА ПРОТЯЖЕНИИ ДВУХ СТОЛЕТИЙ, ЗНАЮТ ЛИШЬ ИНОСТРАНЦЫ

1960-е годы… В деревянной избушке пожилая старушка в платке со слезами на глазах перебирает древние книги… Остатки былой роскоши — это все, что удалось сберечь. Приехавшие из Казанского университета студенты и их руководитель Миркасым Усманов с благодарностью принимают фолианты, фиксируют на них имена дарителей и помещают на хранение в Научную библиотеку… Некогда бурлившая научная жизнь в восточном секторе университетской библиотеки теперь практически остановилась. Крупнейшее в нашей стране собрание исламских рукописей, насчитывающее порядка 20 тыс. единиц, погрузилось в безвестность. Ежегодные экспедиции отныне проводятся на общественных началах, а подробное изучение бесчисленных текстов XII–XX веков практически не ведется.

Ситуация шокирующая. Наверное, только татарский народ может позволить себе такую роскошь — держать сокровищницу мирового культурного наследия на уровне городской свалки. Кажется, истинную цену этому собранию, складывавшемуся на протяжении двух столетий, знают лишь иностранцы: ежегодно с рукописями работают ученые из Европы и США, а затем пишут диссертации и статьи на английском языке. Спасибо им, хотя бы так слава татарской книжности остается в научном поле.

А что если бы все было иначе? Что такого общественно важного можно сделать на основе этой молчаливой груды обуглившихся книг?

Количество здесь — явное преимущество. Для сравнения: в Махачкале хранится порядка 3 тыс. арабских рукописей. 10 тыс. — в Институте восточных рукописей в Санкт-Петербурге (тыс. 2 из них — татарские). Очевидно, что коллекция восточного сектора существенно превосходит их и продолжает пополняться. Плюс к этому благодаря экспедициям здесь собраны не только частные библиотеки татарских интеллектуалов Казани, но и рукописи изо всех без исключения мест проживания татар в России. Иными словами, мы имеем большие данные (big data) и покрытие обширного пространства на протяжении целого ряда столетий.

На этой основе я вижу пять перспективных направлений, связанных с изучением рукописей восточного сектора, а через них — прошлого всего татарского народа. Если говорить шире, то и всех народов Центральной Евразии. Я вижу эти задачи как движение от конкретного материала к наблюдениям концептуального плана.

Образец татарской каллиграфии XIX векаФото: предоставлено Альфридом Бустановым

ИНТЕРЕСНО БЫЛО БЫ ИЗДАТЬ ЛИЧНЫЕ ПИСЬМА РИЗЫ ФАХРЕТДИНОВА, ГАЛИМДЖАНА БАРУДИ И ДРУГИХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛОВ

Первое. Обзор всех рукописей. Здесь не нужны подробности, только название, автор, место и время переписки, источник поступления. Такой реестр позволит увидеть с высоты птичьего полета весь спектр татарской книжности в том виде, как он до нас дошел. В этом направлении уже немало сделано: первые описания появились еще в 1920-е и 1930-е, но они не были изданы. Этот задел облегчает нашу задачу. Тем более что есть подробные каталоги А.А. Арслановой, М. Идиятуллина и А.С. Фатхи. Без этого первого этапа невозможна дальнейшая работа. Мы просто не знаем всего того, что у нас есть, поэтому нужен полный обзор всего собрания. Если сами не справляемся — можно пригласить коллег из других регионов и даже из зарубежья.

Второе. Реконструкция частных библиотек. На сегодняшний день описание библиотеки Зайнап Максудовой остается единственным подробным исследованием частной татарской библиотеки рукописей. В восточном секторе хранятся рукописи Галимджана Баруди, Шихабутдина Марджани, Мухаммад-Наджипа Тюнтяри, Саида Вахиди, Хасан-Гата Габаши и многих других. Все их книги разбросаны в разных местах и не осознаются как части единого целого. В восточном секторе имеются списки некоторых из этих частных собраний, что позволяет соотнести то, что сохранилось, с тем, что было раньше. Фокус на частных собраниях, их истории и репертуаре позволит точно говорить о личных пристрастиях коллекционеров, их внутреннем мире и литературных вкусах. Сейчас же наши знания в этой области близки к нулю. Особенно интересно было бы посмотреть на книжную полку «обычных людей», тех, кто не отличился написанием научных трактатов, но любил книги всей душой.

Третье. Мир татарских медресе. Дело в том, что большинство наших рукописей является результатом обучения в медресе: преподаватели и студенты переписывали или заказывали рукописи, нужные им в учебе. В конце многих рукописей переписчики оставляли ценные сведения: свое имя, часто с генеалогией чуть ли не в 10 поколений, имя преподавателя, место и время переписки. Если систематизировать сведения из тех 20 тыс. рукописей, что у нас есть, то мы получим подробную динамику развития исламской учености в Российской империи XVII – первой четверти XX веков. В идеале это интерактивная карта со всеми известными медресе и привязанными к ним рукописными текстами. Когда и где были популярны труды ал-Газали? Когда начали переводить Са‘ди на татарский язык? Везде ли был популярен персидский язык и когда он выходит из употребления? Ответы на эти и другие вопросы станут железобетонными фактами, способными существенно изменить то, как мы видим сейчас историю ислама в России.

Лакированный переплет среднеазиатской рукописи XIX века Лакированный переплет среднеазиатской рукописи XIX века Фото: предоставлено Альфридом Бустановым

Четвертое. Издание отдельных памятников. Содержательно, восточный сектор вполне может позволить себе книжную серию в каком-нибудь престижном издательстве — комментированные издания и исследования по отдельным сочинениям. Например, сочинение «Таварих-и Алты Алта» Мухаммад-Фатиха ал-Илмини было подробно изучено американским историком Алленом Франком, но осталось неизданным ни в России, ни за рубежом. Своего часа ждет татарско-арабско-персидский словарь Мухаммад-Карима ал-Булгари (другой список-близнец нашей рукописи хранится в Британском музее!). Медицинские трактаты, этические наставления, богатейшая поэтическая традиция — все это с нетерпением ждет своего часа. Интересно было бы издать личные письма Ризы Фахретдинова, Галимджана Баруди и других интеллектуалов. Поверьте, читать их интересно даже простому обывателю.

Пятое. Внутренний мир человека. На страницах наших книг очень много разных эмоций, да и сами они заставляют своих хранителей и читателей испытывать целый спектр чувств. Часто в семейных архивах рукописи окружены сакральной аурой, вне зависимости от их содержания. Страдания от любви и ненависти, чувство триумфа и зависть, сожаление о судьбе народа и меланхолия. Все эти переживания имеют свою историю: изменялись слова, их описывающие, да и содержание этих слов тоже не оставалось прежним. Собственно, для написания подробной истории чувств в татарской среде нет других источников, кроме рукописей. Без такой работы сложно говорить о том, что же такое татарская культура в XXI веке.

НИКОМУ НЕТ ДЕЛА ДО КРУПНЕЙШЕГО В СТРАНЕ СОБРАНИЯ ИСЛАМСКИХ РУКОПИСЕЙ

Очевидно, что все эти направления послужат серьезным триггером для изучения и развития татарского языка, выработки новых концептуальных подходов к татарской истории и достойного представления татарского культурного наследия на международном уровне. Если переводить — то сразу на английский, если рассказывать — то потенциально всем людям на земле и будущим поколениям.

Арабская рукопись из медресе дер. Ялгаш в Пензенской области, 1837 г. Арабская рукопись из медресе дер. Ялгаш в Пензенской области, 1837 год Фото: предоставлено Альфридом Бустановым

Разумеется, все рукописи должны быть оцифрованы и бо́льшая их часть — в открытом доступе. Разумеется, все рукописи должны быть продезинфицированы и отреставрированы. Разумеется, должна быть активная молодежь, горящая стремлением дать нашему прошлому надежду на будущее. Ведь достаточно немного финансового стимула, эмоционального драйва и веры в общее дело — моментально вокруг наших рукописей соберется актив, способный не столько ковыряться в частностях, сколько выходить на концептуальный разговор и обращаться к широкой аудитории. Потенциально это точка сборки для смыслов, уходящих далеко за пределы республики.

Несмотря на то что в Казани сосредоточены очень серьезные ресурсы, никому нет дела до крупнейшего в стране собрания исламских рукописей, стоящего, без сомнения, в одном ряду со знаменитыми европейскими коллекциями в Лейдене, Берлине и Вене. Тем не менее я глубоко убежден, что стоит лишь повернуться лицом к нашим национальным богатствам, они вернут в избытке все вложенные инвестиции.

Да, что-то из этих больших задач под силу одному человеку. За несколько десятилетий можно сделать и реестр всех рукописей, и написать пару качественных исследований. Тут, как говорится, надо жить долго. Обычно изучение татарского прошлого — это индивидуальный подвиг, скорее всего, не оцененный современниками. Однако, чтобы получить синергетический эффект здесь и сейчас, когда мы так нуждаемся в смысловой перезагрузке, чтобы открыть новые перспективы в диалоге с международной наукой, нужен основательный подход при поддержке власти и бизнеса.

Забота об уникальном рукописном собрании — дело не только Республики Татарстан. Сохранность, пополнение и международная презентация этого собрания являются ответственностью всего татарского народа. Наши благочестивые предки сберегли для нас данные сокровища, чтобы мы смогли извлечь из них пользу для будущих поколений. В первую очередь эта ответственность касается ученых, власти и бизнеса. Самый большой риск для ученого — стать ослом, нагруженным книгами. Самый большой риск для бизнесмена — получить наказание в Судный день за стяжательство. Каков же удел правителя, оставившего наследие предков?

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (150) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
12.06.2020 09:52

Нет там никакой "свалки".
Во-первых, условия хранения древних книг (и татарских и не татарских) - первоклассные.

Во-вторых, с этими древними книгами и рукописями работают специалисты научной библиотеки, которые знают восточные языки - и профессионально их систематизируют. Кстати, покойный Тимур Акулов, который занимался международными делами в РТ, ранее, в своё время работал и в Научной библиотеке, систематизируя и описывая древние восточные рукописи. Это только так, для примера. А так, с этими древними книгами и рукописями постоянно работают штатные востоковеды НБ.

Что правильно отметил автор - эти рукописи и древние книги - нужно обязательно ОЦИФРОВЫВАТЬ - и давать к ним доступ всем желающим через интернет. Тем более, этот процесс совсем не сложный и не дорогой.

Путём оцифровки нужно сделать имеющиеся древние книги и рукописи (на всех языках) - достоянием культуры и науки всего человечества.

  • Анонимно
    12.06.2020 09:33

    Столько высокопарных слов, пафоса, концептуального полета мысли, модно-вычурных оборотов. Может быть сначала нужно очистить центр Казани, например,туристическую улицу Баумана от крыс?
    Обычно только после таких необходимых мер начинают смотреть в космос. У нас же получается, что руки марать не хотим, живем, простите, на помойке и мыслим, фантазируем, спорим о футуризме.
    Иногда деревенский трудолюбивый Татарстан выглядит намного серьезнее и солиднее городских казанских мечтателей.

    • Анонимно
      12.06.2020 10:42

      Если их опубликовать,то будет понятно,что Татарстан-Эл то искусственно созданное образование на чужих землях!

      • Анонимно
        12.06.2020 12:52

        По моему вас создали искусственно.

        • Анонимно
          12.06.2020 19:25

          Чуаш, Марый, Вотяк. Вот где надо искать свои корни татарским Историкам!

      • Рашид
        12.06.2020 14:00

        10:42 Ты с дуба штоли рухнул?)) А россия на каких землях...

        • Анонимно
          13.06.2020 08:59

          Русские не запилили нулевой километр в отличии от казанских. Сильная сторона русских-они ни от чего не откажутся никогда. Что есть, то есть.

    • Анонимно
      12.06.2020 13:12

      Мурат Сиразин! Пургу гонит Альфрид Бустанов ,как и остальные гуманитарии Татарстана! Ну зачем Печатать,изучать и оцифровывать все это? Неужели "мусульманские мыслители" теперешние и тем более средневековые могли что то умное написать и что это нам поможет строить самолеты,хорошие камазы и выводить продуктивные татарские породы скота? Одни русский язык гонят из мечетей Другие врут что татары произошли из булгар ,а про этих оцифровщиков зла не хватает что сказать вообще! Ну сколько из Татар можно делать посмешище,насаждая тут в республике семитские религии!

      • Анонимно
        12.06.2020 13:38

        //Неужели "мусульманские мыслители" теперешние и тем более средневековые могли что то умное написать//

        Вот например один из трудов Марджани, которого у нас выбрали на роль "мыслителя".

        «Назурат аль-хакк фи фардийят аль-гашаи ва ин лям ягиб аш-шафак» («Взгляд на истину о необходимости вечерней молитвы независимо от наступления сумерек»)

        Или вот например, Марджани написал большой труд на тему "правомерности поднимания вверх указательного пальца (ал-ишара) при произнесении формулы свидетельствования (аш-шахада) во время чтения приветствия (ат-тахиййат)".

        • Рашид
          12.06.2020 15:28

          13:38 Так бывает в побеждённых странах. Или ты думаешь других мыслителей не было более достойных. Зачем задавать глупости, тем более с примеры вырванными из контекста.

      • Анонимно
        12.06.2020 19:04

        Мурат Сиразину абсолютно прав. Хоть кто нибудь объяснит, про что эти рукописи? Что в них ценного и нужного? Что можно на сегодняшний день оттуда исчерпать ? И, главное, кому все это пригодиться ?

  • Анонимно
    12.06.2020 09:35

    Еще раз убеждаюсь, что создание Национального университета является актуальной задачей наших дней!!! Только ему будет под силу целенаправленное изучение культурного наследия татарского народа, в том числе и книжного!!!

    • Анонимно
      12.06.2020 10:03

      Институт Марджани тогда чем занимается? Вам институтов, изучающих наследие мало? Образовательное учреждение должно готовить специалистов, востребованы в обществе

      • Анонимно
        12.06.2020 10:12

        Действительно, а чем занимаются существующие структуры?

      • Анонимно
        12.06.2020 10:40

        А нам рассказывают сказки,что все документы сожгли русские!Просто невыгодно публиковать данные в которых нет никаких великих "древних татар"!

        • Анонимно
          12.06.2020 13:15

          Кому это вам? И вообще вы уверены что слышали именно это?) Я сомневаюсь, потому что вы даже статью внимательно не прочитали. Речь в ней идёт о рукописях 17-20века, т. Е то что создавалось в царской России. А то что древнее, да, было уничтожено при захвате Казани.

          • Анонимно
            12.06.2020 19:08

            13 15 не стыковка у вас получается. Если древние были сожженны, то на какие источники ссылаясь они были написаны ? Богатая фантазия ? Выходит так. А Память народную тоже сожгли ? Там тоже пустота.

            • Анонимно
              12.06.2020 19:29

              Вся история нынешних татар казанских начинается только после 16 века. То бишь, после Взятия Казани Иваном Грозным. Все села и деревни в Р. Т, начинают свою Историю после этого времени. И все ШЭЖЭРЭ татар тоже. Не согласны? Докажите обратное. Если не можете, то лучше молчите. Так будет лучше!

              • Анонимно
                12.06.2020 20:14

                Слово эпиграфика тебе говорит о чем-то?

                • Анонимно
                  12.06.2020 20:32

                  Мне о чем то говорит эпиграфика. Дык вот и могильные плиты на территории Татарстана Все после 16 века !!!!! Раннее, где такие есть ???? Может на территории Астрахани? Это уже не ваше.

                  • Анонимно
                    12.06.2020 23:57

                    20.32 Великому знатоку эпиграфий. Вы бы хоть по музеям ходили.
                    В Искеказанском музее стоил надгробный камень.
                    Надпись аракбским шрифтом. Читается следующим образом:

                    (Гәрап хәрефләре белән язылган)
                    “Бисмилләһир-рахмәәнир-рахиим
                    Һәр кеше үлем ачысын татар,
                    Аннан соң безгә
                    әйләнеп кайтырсыз
                    Әҗнә-улы Хаҗмулла хатыны
                    Сөбәйте билге-
                    се
                    Тарих исабы белән алты йөз
                    туксан җидедә
                    булды. Аллаһы тәгаләнең
                    рәхмәте
                    киң булсын.”
                    Сохраниласт на кладбище дер. Русские Урматы. Время захоронения 1281/82 годы. Это по вашему после 16 века?

                    • Анонимно
                      13.06.2020 07:11

                      23 57 не смешно ? Получилось как с чешской монетой. Откуда определили, что 1281 /82 года ? Так нужно было вашей истории ????

                      • Анонимно
                        13.06.2020 19:31

                        Какой же вы недалекий)) Там в тексте эпиграфии указан год смерти по мусульманскому летоисчислению.

                      • Анонимно
                        13.06.2020 23:07

                        07.01 Выучите татарский язык и пргочитайте эпитафию еще раз. Может тогда поймете.

                    • Анонимно
                      14.06.2020 07:09

                      Автор от 23 - 57. Вы хотите сказать, один единственный на всю Р. Т. надгробный камень найденный всего в 30 от Казани и есть доказательство о существование татар в то время во всей территории Р. Т. ? Как писали другие, Казанское Ханство и татары ограничивалась вот этим и расстоянием. 30 км.вокруг Казани!!!!

                      • Анонимно
                        15.06.2020 00:11

                        07.09 Какую еще отмазку придумаете, чтобы отрицать существование татар? Ну не верите, так не не верьте, мир на вас клином не сошелся. Вы хоть одну эпитафию тех лет приведете на русском языке? Если нет , то и русских нет.

                  • Анонимно
                    13.06.2020 01:31

                    Больше-Тиганский могильник.Памятник,открытый в 1974 г.при строительстве дороги.Расположен в 300-х метрах к востоку от села Большие Тиганы.алексеевского района РТ.В 1974-1975,1978-1985 гг.исследовано около 150 погребений ,датированных 8-9 вв.и определенных как древневенгерских(протовенгерских).
                    Танкеевский могильник.Памятник расположен у села Танкеевка Спасского района РТ.Предположительно здесь насчитываетсяоколо 6 тыс языческих и мусульманских раннебулгарских погребений второй половины 9 -10 вв.Языческие погребения совершены в узких и длинных ямах глубиной до более 2-х метров.Умерших укладывали вытянуто головой на запад,в могилу с покойником ставили различный инвентарь - глинянные и деревянные сосуды , серебряные маски, предметы конского снаряжения ,оружие, украшения , орудия труда и т.д. Танкеевская серия по своим особенностям представляет вариант антропологического типа, который был характерен для населения Среднего Поволжья и Волго-Камья, был носителем поломской, ломоватовской,азелинской мазунинской культур. К этому типу близка и серия средневековой мордвы из Муранского и бблизких к нему могильников.
                    Мавзолеи средневекового города Болгар Целенапрвленные раскопки средневековых мавзолеев на территории Болгарского городища , проводившихся в 70-е - сер.80-х годах ;
                    Мавзолеи Казанского Кремля. Летом 1977 г. Казанской археологической экспедицией были произведены раскопки в районе башни Сююмбике Казанского Кремля.
                    Про ДНК булгар - интересная тема. Советую почитать(У-хромосомы)

                  • Анонимно
                    13.06.2020 06:30

                    Есть намогильная плита времён золотой орды в музее истории государмтвенности Татарстана, что у башни Сююмбике, ехать не далеко,-до Кремля, так что приходите и увидите своими глазами "чудо"

                    • Анонимно
                      13.06.2020 08:32

                      06 30 могильная плита у Башни Сююмбике. Никак не связывается со всей Территорией нынешнего Татарстана. И эта плита никак не говорит, что там похоронен именно татарин Казанский. А может Ногаец ?

              • Анонимно
                12.06.2020 21:00

                Вы сами-то осознаёте, какую глупость написали???
                Как может история народа начинаться с 16 века???
                А до 16 века мира и населяющих его людей не существовало что-ли???
                Лучше уж вы помолчите)))

                • Анонимно
                  13.06.2020 08:06

                  21 00...А.при чем тут мир.??? Что то у вас заклинило похоже. Вам конечно в голову не может прийти, если конкретно по Татарстану, здесь уже жили другие местные народы. Удмурты, Мари, чуваши.Или они не в счёт ????

              • Анонимно
                12.06.2020 22:12

                Правильно потому что старые деревни, что ближе к казани, были уничтожены(а чаще отобраны ), а выживший народ бежал на восток основывая новые деревни. Поэтому и история начинается у них с этого момента. А легенды основания татарских деревень как под копирку: такой-то такой-то бежавший от русских основал с семьей или небольшой группой деревню по дальше на восток или поглубже в лес.

                • Анонимно
                  13.06.2020 08:01

                  (((Правильно потому что старые деревни, что ближе к Казани,))) Совершенно верно!!!! Вы востократ правы !!! Татарское население Казанского Ханства ограничивалась несколькимии деревнями вокруг Казани.. В остальном жили Черемисы , Чуваши, Мари. В после 1552 года весь Юго - Восток Татарстана за Камой был заселен Мишарами.

              • Анонимно
                13.06.2020 02:57

                Вы имели ввиду наверное школьную программу. Кириллицу булгарам (татарам0 навязали в начале 20 в. .До нее наши деды успешно пользовались арабской письменностью. Возникновение арабской письменности связано с принятием в 922 году Булгарским государством ислама..Но надо отметить, что четко датированные нумизматические материалы 9-10 вв подтверждают сообщения письменных источников о раннем проникновении и распространении арабской графики.
                Уйгурская письменность. Ее принесли с собой монгольские завоеватели.
                Первая письменность у булгар была руническая. Рунический шрифт употреблялся населением и после введения арабского алфавита . Однако с широким распространением ислама руническая графика постепенно вытеснялась из жизни как проявление язычества. Несмотря на это , она употреблялась в быту некоторое время . Многие руны перешли в область тамг и знаков , которые имели уже совсем другле значение.на керамических изделиях Билярского городища зафиксировано более 20 рунических клейм-знаков ремесленников, гончаров,повторяющих почти все буквы тюрко-орхонского алфавита .Среди них чаще встречается знак, напоминающий букву "А", который в тюрко-орхонском алфавите означает звук "бэ". Показательно, что этот знак превращается также в княжеские племенные тамги , что доказывается их наличием на булгарских монетах. Личными знаками метили свои товары булгарские купцы при немой торговле с северными народами.
                Булгарские надгробные камни домонгольского периода были обнаружены на горе Балангуз недалеко от Билярска. Эти камни относят к 1177 году..В период расцвета Волжской Булгарии основным материалом для письма стала бумага.
                Отец нам показал тамгу , который принадлежал его роду. И говорил, чтобы мы знали это. Этот знак -одна из букв рунической птсьменности. Такую руническую букву я помню и у деда на могильной плите.

            • Анонимно
              12.06.2020 19:38

              Я надеюсь вы понимаете что речь о религиозной литературе? Источник один -Коран. После уничтожения Казани, все создавалось или с нуля или основываясь на каких-то устных преданиях или же на основе среднеазиатской мусульмано-тюркской традиции. Какая народная память?)) Я вас умоляю. Вы например в курсе что знаменитый Садко был создан финн-угрской народностью и с обрусением их стал "русским". Славяне знают, что у них финский былинный герой?

              • Анонимно
                12.06.2020 20:09

                Про Садко. Откуда из каких источников, что это финский былинный герой. Играющий ещё и на русских гуслях.

                • Анонимно
                  12.06.2020 21:46

                  это былинный герой созданный обрусевшей финской народностью на основе финской традиции. А значит там одновременно будет и подводный мир взятый из финских представлений о финском подводном божестве и русские гусли - это синтез культур. Если хотите знать откуда это - займитесь образованием.

                  • Анонимно
                    12.06.2020 22:03

                    Половина Московии и русских это обрусевшие финны. Муром, например родина еще одного былинного героя, финское слово. И жили там тоже финно-угры. И таких примеров тысячи. Обрусение их шло примерно во времена сущестования волжской булгарии. И что русская народная память помнит о своих финских корнях?

                    • Анонимно
                      13.06.2020 07:48

                      Вот уже и половина Московии стали финна и. А были с помощью сегодняшних горе - историков мокшами и вятичами.. Ждём ещё новых ,, открытий. '' от Вас !!!

                      • Анонимно
                        13.06.2020 19:34

                        ха-ха а вы не в курсе что мокша и вятичи это тоже финно-угорские народы?)) Как можно спорить не зная таких элементарных вещей?

                        • Анонимно
                          14.06.2020 07:20

                          Ха, ха, ха ???Это я должен хохотать над тобою.
                          (((( это былинный герой созданный обрусевшей финской народностью на основе финской традиции. )))) не показывай свою отсталость! Финны, которые живут в Финляндии и Угоры, это только родственные народы ! 21 - 46 пишет именно о Финнах и об их подводном мире ! Читать надо внимательно или быть грамотным.

                        • Анонимно
                          14.06.2020 11:34

                          Эй, 19 34 ха, ха !!!! Не тупи. Предками Мордвы являются Мокши. Мокши никакого отношения к финно-угорским народам отношения не имеют !!!!! Про Вятичей точно никто не может сказать, кто они .
                          Что, образование 3 класса с коридором, такие выводы сделал, их записал в финно-угорские народы ?

                          • Анонимно
                            15.06.2020 02:17

                            14.06.2020 11:34
                            СОВРЕМЕННАЯ мордва состоит из ДВУХ народов - мордвы-ЭРЬЗИ, и мордвы-МОКШИ!
                            И те и другие, относятся к ФИНСКОЙ языковой группе.
                            к УГОРСКОЙ языковой группе, на планете Земля, относятся только ТРИ народа: венгры. ханты и манси!

                        • Анонимно
                          15.06.2020 02:09

                          13.06.2020 19:34
                          Вятичи - как раз СЛАВЯНЕ!
                          В летописях народы очень ЧЕТКО разделялись этнически - грамматически! Вот такой каламбур!
                          Окончание "вичи", характерно только для СЛАВЯН (вятичи, кривичи, дреговичи, радимичи, уличи), окончание "ары" - только для ТЮРОК (авары, хазары, болгары, татары), а для балтов и финнов, характерны окончания на а и я: (меря, мурома, мещера, мордва, литва, летгола, ижора, корела).

                    • Анонимно
                      15.06.2020 02:06

                      12.06.2020 22:03
                      Доклад исправляющего должность Казанского епархиального инородческого миссионера священника С.А.Багина епископу Мамадышскому Андрею князю Ухтомскому от 21 июля 1909 г. …
                      Татар-магометан с отступниками от православия числится в Казанской губернии 730 037 человек обоего пола. При более близком ознакомлении с историческим прошлым татарского племени и ассимиляционною деятельностью их по отношению к инородцам различных племён: чуваш, черемис (марийцев), вотяков (удмуртов), и других, мы должны будем прийти к заключению, что татары Казанского края не могут быть рассматриваемы как одно из племён тюркского корня, а как совокупность вышепоименованных инородческих финских племён, объединённых путём пропаганды ислама и слившихся под влиянием её в одну народность как части целого. В этом убеждает нас и неоднородность типа татар, который вообще сохранил монгольский элемент весьма слабо, что особенно заметно в селениях татар, живущих по соседству с другими инородцами: то он напоминает чувашский - с преобладающим смуглым цветом лица; то черемисский (марийский - с тощею растительностью на бороде и белокурым цветом волос; то добродушный вотский (удмуртский) - с рыжими волосами и веснушками на лице и т.д.
                      Татары требуют от принявших ислам инородцев безусловного отречения от своей национальности, языка и обычаев. Переход в магометанство все приволжские инородцы выражают словами: «мы ушли в татары», или «они ушли в татары». Сами татары не любят называть свою народность этим именем и обычно выступают под именем «мосолман», т.е. мусульман, но это название нельзя считать правильным, так как оно указывает не на народность, а на религию, исповедуемую татарами. Быстрый рост численности татар-магометан указывает на то, что, кроме обычного естественного прироста, к магометанской группе присоединилось значительное число других инородцев, скрывающих свою национальность и именующихся уже исключительно «татарами».

                      • Анонимно
                        15.06.2020 20:22

                        Естественно, татарами быть престижно и почетно, потому и шли в татары: "Казанские Татары, в течение трехъ сот лът от их покорения, сохраняют еще так много собственнаго, национальнаго, что заслуживают особеннаго внимания наблюдательнаго этнографа. Они всегда живут довольно отдельно от Русских и от других их окружающих племен, пред которыми они стараются, даже и ныне , поддержать то преимущество, каким отличались некогда их предки. Они гордятся своимъ происхождением, своими моральными качествами , своей религией , своим домашним бытом, что все составляет их отличительный характер".
                        "Казанские татары в статистическом и этнографическом отношении". Карл Фукс.

              • Анонимно
                12.06.2020 21:04

                Имя Садко - от татарского слова «сату», продажа. Он был купец, типичный тюркский торговец, какие по всему миру путешествовали...

                • Анонимно
                  15.06.2020 08:14

                  12.06.2020 21:04
                  А в 600 г. до н.э. древний татарский купец Марсель Хайруллин основал в устье реки Рона порт, и назвал его своим именем!

                • Анонимно
                  15.06.2020 08:15

                  12.06.2020 21:04
                  Как ни странно, но купцы были НЕ только у татар! Попытайтесь поверить!

      • Анонимно
        12.06.2020 11:37

        Институт истории - занимается историей Республики и поисками татарских (уроженцев РТ) захоронений на европейских кладбищах (в качестве общественной нагрузки)...Институт энциклопедии - историей населенных пунктов в Республике и за ее пределами. Институт археологии - древней историей Татарстана и средневолжского региона по археологическим данным. Задача Национального университета - готовить специалистов, в том числе и преподавателей гуманитарного профиля по истории и культуре татарского народа.

        • Анонимно
          12.06.2020 17:53

          Из статьи"Если переводить-то сразу на английский,если рассказывать-то всем людям на земле и будущим поколениям".Верное и правильное направление.

          Для реализации такого направления на практике составить и издать татарско-английский словарь ,а лучше "3 в 1-ом" -татарско-русско-английский словарь(татарча-русча-инглизчә сүзлеге) и для обратного процесса англо-русско-татарский словарь(инглизчә-русча-татарча сүзлеге).И также подготовку профессиональных переводчиков с татарского на английский язык и с английского на тат.язык.
          В таком случае возможно будет переводить не только историческое татарское книжное наследие,но и в дальнейшем переводить англоязычную научно-техническую литературу на тат.язык,а также перевода качественных и увлекательных австралийских,канадских,американских фильмов (разных фильмов:научно-популярных,художественных,учебных и других фильмов) на тат.язык.

          В итоге:готовить 2 вещи:1)издать более точный и более полный татарско-русско-английский словарь и англо-русско- татарский словарь; 2) готовить переводчиков с татарского на английский язык и с английского на тат.язык.
          Такие пункты прописать в Стратегии татар.

          • Анонимно
            12.06.2020 18:51

            Татаро- английские и англо-татарские словари есть. В частности, я знаю такой словарь авторства Сайдаша Гарифуллина, известного лингвиста и музыканта. Есть словари и других авторов.

            • Анонимно
              12.06.2020 20:46

              Может скажете и есть ещё английские авторы словарей ?

            • Анонимно
              14.06.2020 13:35

              А где найдешь эти конкретные татаро-английские словари Сайдаша Гарифуллина и других авторов??

              Скорей всего их малое кол-во как букинистическая редкость.Их эти татаро-английские словари то же бы оцифровать чтобы были доступны всем татарам и можно было пользоваться.

        • Анонимно
          12.06.2020 21:00

          Для чуваш и башкир, небольшой ликбез, Татары — Булгары жили не только на своей земле и писали свои труды,очень много исторических документов в Самарканде, Бухаре, Коканде,Хиве, в библиотеках Турции, Венгрии, Ватикане...

          • Анонимно
            13.06.2020 07:53

            ((() Самарканде, Бухаре, Коканде,Хиве, в библиотеках Турции, Венгрии,Ватикане...))) Забыли все перечислить. В Папуа Новой, Гвинеи и Берег Слоновой Кости.

        • Анонимно
          12.06.2020 21:19

          Непонятно, почему институт истории татар занимается историей Республики, если татары исторически проживали и проживают по всей Евразии???..
          Почему такой древний и по всему континенту распространённый народ загнали в границы маленькой Республики???...
          Татары всего мира этого никогда не поймут и не одобрят. Кто-то же все-таки должен заниматься мировой историей Татар?
          А она намного шире границ Татарстана, это же очевидно...

        • Анонимно
          13.06.2020 07:16

          А какой университет Российской Федерации готовит специалистов-филологов по татарскому языку и литературе?
          Согласно Конституции, такие национальные кафедры должны существовать в каждом федеральном вузе, мы же - Федерация и 70% налогов туда отдаём... А в Конституции прописана защита национальных культур и равные права наций...

      • Рашид
        12.06.2020 13:15

        10:03 Институт занимается тем что дозволено. Так бывает. Но не долго в исторических масштабах.

      • Анонимно
        12.06.2020 21:12

        Чем занимается институт Марджани?-
        Вам же недавно рассказал его директор - в основном бизнесом от науки, статусные красивые книжки пишет, которые ТАИФ и Татнефть заказывают для своих подарков.
        Им не до анализа древних текстов и оцифровки рукописей, - завалены заказами...

      • Анонимно
        13.06.2020 22:24

        Зачем нам специалисты?! Будем в г. вне тонуть, но за то знать историю татар!!!! Молодёжь надо учить, а не ерундой заниматься!!!!

    • Анонимно
      12.06.2020 10:38

      Рукописи нормально хранятся,но если их начнут публиковать.то все сказки "ущеных" развеются!

  • Анонимно
    12.06.2020 09:52

    Нет там никакой "свалки".
    Во-первых, условия хранения древних книг (и татарских и не татарских) - первоклассные.

    Во-вторых, с этими древними книгами и рукописями работают специалисты научной библиотеки, которые знают восточные языки - и профессионально их систематизируют. Кстати, покойный Тимур Акулов, который занимался международными делами в РТ, ранее, в своё время работал и в Научной библиотеке, систематизируя и описывая древние восточные рукописи. Это только так, для примера. А так, с этими древними книгами и рукописями постоянно работают штатные востоковеды НБ.

    Что правильно отметил автор - эти рукописи и древние книги - нужно обязательно ОЦИФРОВЫВАТЬ - и давать к ним доступ всем желающим через интернет. Тем более, этот процесс совсем не сложный и не дорогой.

    Путём оцифровки нужно сделать имеющиеся древние книги и рукописи (на всех языках) - достоянием культуры и науки всего человечества.

    • Анонимно
      12.06.2020 10:37

      \\А так, с этими древними книгами и рукописями постоянно работают штатные востоковеды НБ\\ - Назовите, плз, этих штатных востоковедов НБ и каковы результаты их работы, как и где с ними можно познакомиться?

      • Анонимно
        12.06.2020 11:34

        Востоковеды в библиотеке - не занимаются научной деятельностью. Это профессиональные востоковеды для библиотечной работы - систематизации, хранению, каталогизации и т.д. Поэтому все эти упомянутые древние рукописи и книги не "свалены в кучу" и забыты - а систематизированы, описаны, каталогизированы и профессионально хранятся. Правда пока они доступны только для учёных.
        А вот если их оцифровать и выложить в Сеть - тогда любой человек на планете в любое время будет иметь возможность почитать и поизучать их. Это был бы огромный вклад в мировую науку и культуру. И это относится не только к "восточным" книгам. Это относится ко всем древним книгам и рукописям.

        • Анонимно
          12.06.2020 12:27

          Но ведь Бустанов ведет разговор о совсем другом, а именно, необходимости систематического научного ИЗУЧЕНИЯ татарских рукописей, их перевода на современную графику, оценки и анализа текстов. О том, что старинные татарские тексты надежно хранятся на полках библиотек, мы и так знаем. И еще. Наверное, большое преувеличение называть библиотечного работника, не занимающегося научным изучением текстов, востоковедом. Он подручный востоковеда, в лучшем случае.

          • Анонимно
            12.06.2020 13:13

            «большое преувеличение называть библиотечного работника, не занимающегося научным изучением текстов, востоковедом»

            Тем не менее, чтение книг на арабском, персидском и других восточных языках, тем более, в их старинных версиях - обычному библиотекарю не под силу.
            Это должны быть именно востоковеды по своему образованию.

  • ЛДПР
    12.06.2020 09:58

    Научитесь мусор вывозить, и от бесхозных собак сначала людей избавьте...остальное мелочи...

  • Анонимно
    12.06.2020 10:24

    А в восточный сектор университетской библиотеки, вообще в университетскую библиотеку пускают любого, иногородних?
    Для многих наверно, просидеть в этой библиотеке хотя бы недели две, погрузившись в эти рукописи, было бы самым интересным "путешествием" в настоящее, самое ценное татарского мира.
    Но для этого сперва нужно выучить арабскую пропись, научиться понимать старотатарский язык. Обе эти задачи выполнимы, но нужно время.
    Еще очень заинтересовало упоминание татаро-арабо-персидского словаря Муаммад-Карима ал-Булгари. Неужели есть такой словарь? Это чудо.
    Хочется выучить немного сур из Корана, но не понимая смысла слов это сложно. Нет арабо-татарского словаря. Есть словарь М.Махмутова и др., но там нет очень многих слов именно для понимания слов Корана.
    Альфрид, спасибо за статью.

    • Анонимно
      12.06.2020 11:44

      //А в восточный сектор университетской библиотеки, вообще в университетскую библиотеку пускают любого, иногородних?//

      Насколько я знаю, студенты и научные работники КФУ имеют доступ к этим древним книгам. Только лично я против того, чтобы все желающие имели непосредственный контакт к этим древним бумажным "носителям". Это представляет огромную опасность для книг. Они часто очень ветхие. К тому же бывают несознательные студенты, которые могут вырвать листы из какой-нибудь книги. Это ещё терпимо по отношению к какой-нибудь современной книге, но абсолютно недопустимо к древним книгам и рукописям, часто находящихся в единственном экземпляре.

      Поэтому единственный разумный и цивилизованный путь - это оцифровка, и возможность прочитать эти рукописи и древние книги через интернет на сайте библиотеки. Кстати, читать эти древние книги (на любом языке) для обывателя чрезвычайно непросто. Это другие шрифты, это сильно изменившийся лексический состав языка, подчас плохое качество печати. Поэтому чтение такого рода книг РЕАЛЬНО возможно только для профессионально подготовленных историков и лингвистов.

      • Анонимно
        12.06.2020 14:38

        В 1992 году я ходил на курсы арабской письменности при медресе "Мухаммадия", а потом уже читал подшивки знаменитого журнала "Шура" в Национальной библиотеке РТ. Интереснейшее было чтиво, хотя я никакой не специалист и не востоковед, а просто любитель татарской истории.

        • Анонимно
          12.06.2020 16:55

          Журнал "Шура" издавался с 1908 по 1917 год. Это поздний период. Язык уже практически современный. А вот если взять период ещё на век раньше - то язык уже значительно сложнее. Почитайте хотя бы Пушкина из того периода на русском языке - уже немало слов непонятных или "изменённых" с точки зрения современного человека. А если взять период ещё на 100 лет раньше Пушкина - то читать уже в принципе очень сложно.

  • Анонимно
    12.06.2020 10:31

    Татарлар берлашерга тиеш.Татар теленда гена аралашырга кирак.

  • Что имеем не храним
    Лана Свет

    Что имеем – не храним, потерявши – плачем,
    Не всегда осознаём, что мы в мире значим.
    Но часы всегда идут: дни, года, минуты,
    И хотим лишь все мы быть нужными кому-то.

  • Анонимно
    12.06.2020 10:38

    Только мусор в голове, может заставить вбросить фейк о бесхозных собаках и т.п. Касаемо амстердамского проферского асисстетнта,то когда стаенет настояшим профеесором,будет писать более обоснованно,без употребления мусорных выражаний,о состоянии рукописей.Но предложение о издании рукописей и писем поддерживаю,и начинать надо с Фахретдина.

  • Анонимно
    12.06.2020 10:43

    "Всякому заезжему без сомнения странным покажется найти в казанских татарах народ более образованный, нежели некоторые европейские. Татарин, не умеющий читать и писать, презирается своими земляками и как гражданин не пользуется уважением".
    Карл Фукс. Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях. - Казань, 1844. - с.113.

    • Анонимно
      12.06.2020 14:47

      Необразованный татарин не имел возможности защитить себя, нежели образованный, поэтому все стремились получать образование, живя в селе у меня все предки получили образование в раннем возрасте, одна бабушка даже играла на фортепиано, чему научила и своего сына, моего отца.

      • Анонимно
        12.06.2020 17:46

        Минем бабай 1875 елда туган 1956 да улгән Духовный семинария Уфа каласында белем ала Авылда мәчеттә хәәрәт була Әби остазбикә корәнне яттан белә иде Гарапчәдән татарчага тәрҗемш итә иде Урысча бер суз дә белми иде Баҗайны раскулачит иттеләр Йортны тартып алып авылдашларга бирделәр Узләре балчыктан ызба ясап керделәр
        Безнең авылда өч мәхәллә бар иде Ничек итеп татарны укымаган итеп курсәтергә тырышалар Татарлар элек электэн белемле хаоык сәудәгәр халык тырыш халык Тегеләр кпҗек ялкау тугел мич башында утырмаган Хәзер генә урыслашып беттеләр Яман чир шикелле тегеләрдән яман сыйфатлар барлыкка килде Эчучелек ялкаулык Болай эш булмый кардәшләр Уз халыкеы сакларга уз гореф гпдәтләрне уз телебезне сакларга кирәк

        • Анонимно
          12.06.2020 18:58

          \\Духовный семинария Уфа каласында белем ала Авылда мәчеттә хәзрәт була\\ - Бабаң хәзрәт булгач, духовный семинариядә укымагандыр инде, Уфа каласының берәр мәдрәсәсендә укыгандыр (анда атаклы "Галия" мәдрәсәсе булган). Ә духовный семинарияләр поплар әзерләгән.

          • Анонимно
            12.06.2020 20:42

            Рус теленә тзрҗемә: В.И.Ленин в ПСС на основе изучения количества школ в России, выявил, что у татар охвачены грамотой большинство населения, в отличие от незначительной грамотности русского народа. Ну, это не секрет, об этом и у Чехова и Бунина и Успенского. В 20ые годы была практически полностью уничтожена татарская цивилизация. Так, знаменитые духовные центры в Стерлибашево-Троицке Челяби-Оренбурге разогнаны. А это те же Оксфорды были, только восточные. Сотни тысяч книг с арабской вязью ГПУшниками сожжены. Среди них ценнейшие манускрипты. Тысячи арабистов ученых отправлены в лагеря. Выжили единицы. Среди них будущий академик Шумовской Теодор, переводчик Корана. Он пробыл в лагерях два десятка лет. Вот поэтому мы сейчас и летаем на батутах

            • Анонимно
              12.06.2020 22:32

              И все это без какой-либо помощи от государства, а скорее при его противодействии. Большевики - это вторая крупнейшая трагедия татар после Ивана душегуба. Ломая уклад русских они заодно сломали и татарский.

    • Анонимно
      12.06.2020 21:55

      только вся эта ученость татар сводилась к умению читать коран. и все. не так?

      • Анонимно
        12.06.2020 22:48

        Кто умеет читать Коран, тот и остальное прочитает. Почему осталось такое большое (огромное!) письменное наследие татарского народа? Потому, что татары умели читать и писать, излагать свои мысли на бумаге.

        • Анонимно
          13.06.2020 19:35

          //Почему осталось такое большое (огромное!) письменное наследие татарского народа//

          Как раз нет никакого ни "большого", ни "огромного" письменного наследия татар. Максимум религиозные книги. Их сколько не читай - умнее не станешь.

          Не осталось у татар каких-то своих медицинских книг, по металлургии, по стеклодувному делу и т.д.

          • Анонимно
            13.06.2020 20:08

            Работы по металлу и стеклу татарам запрещались, потому и не остались татарские тексты на эти темы (уверен, их и русских не было до Петра I, когда он пригласил к себе немецких специалистов. А медицинских текстов у татар навалом различных авторов (Утызимяни, Курсави, Насыри и др). Но я другое хочу подчеркнуть, у других народов Поволжья (включая и русских) никакого письменного наследия вообще не имеется, ибо не было у них никакой грамотности, а то письменности . А у татар этого добра огромное количество. достаточно обратиться в специализированные хранилища и архивы. Собственно, об этом статья Бустанова.

            • Анонимно
              15.06.2020 02:39

              13.06.2020 20:08
              "тексты на эти темы (уверен, их и русских не было до Петра I"
              Т.е. Иван Грозный ПОСЛЕ ПетраI был?

              • Анонимно
                15.06.2020 20:28

                А что, Иван Грозный писал тексты про металлы и стеклодувное дело? Таких текстов на русском языке до Петра I, действительно не было. Петр привез немецких специалистов и они стали писать такие тексты в 18 веке.

          • Анонимно
            13.06.2020 23:23

            19.35 Интересно, если у татар не было, только религиозные книги, то откуда поэт взял за 150 лет до Коперника, что земля вращается вокрух солнца?
            САЙФ САРАИ
            Поэма "СУХЕЙЛЬ И ГУЛЬДУРСУН"

            "Прекраснейший с ней не сравню я цветок, В душе ее — чувств лучезарных исток.
            Она, кому ровни вовек не найду, Гуляла в цветущем гаремном саду.
            Сухейля в цепях мимо сада вели... Душа Гульдурсун словно взмыла с земли.
            Узнала любви притяженье душа, Землей вокруг Солнца круженье верша".
            Окончание поэмы:
            "Творенье мое проживет сотни лет,
            В нем царствует правда, в нем вымысла нет.
            Прочтут его в самой далекой земле, Рассказ о Сухейле не сгинет во мгле.
            Всевышний, помилуй Сайф-и Сараи, Укрой от несчастий в чертоги свои!
            В год хиджры семьсот девяносто шестой. Свой труд завершил он молитвой святой."
            Это соответствует 1393—1394 гг. по новому стилю.
            Откуда эти познания?


            • Анонимно
              15.06.2020 00:33

              Автор от 23 23 !!!! Выше.вы приводили надпись из надмогильнтоо камня. Год кончины 697 отХиджры. Это соответствует 1281 /1282
              у
              году ! А сейчас пишете 796 от Хиджры соответствует 1393 /1394года ! Итак, по Хиджре разница в 100 лет, а по новому летоисчелению разница в 112 лет !!!! Кроется обман , у вас ?

              • Анонимно
                15.06.2020 21:04

                00.33 Я эти цифры не вычислял. Первая год взять с этикетки музейного экспоната, Второй год с работы Ирека Биккинина "Поэзия Золотой Орды". Почему так получилось, не разбирался. Но разница в 12 лет не может быть основанием отрицания существования татар до 16 века.

    • Анонимно
      13.06.2020 03:38

      В неизменном виде сохранены написания К.Фуксом услышанных татарских слов ,переводы с татарского и арабского произведений ,эпистолярного жанра, жанров устного народного творчества, образцов религиозного красноречия.
      В любой нации, народности есть разные сословия. И среди них есть ленивые и образованные. Вот вас сейчас, если представить, что вы необразованы, безграмотный, то естественно вы будете выделяться из толпы и на вас будут косо смотреть. Также и Фукс бы написать мог и про вас, что вы - не умеющий читать и писать и как гражданин не пользуетесь уважением среди своих земляков.

  • Анонимно
    12.06.2020 10:51

    денег нет,сокровищница опустела.

  • Анонимно
    12.06.2020 10:53

    Столько громких слов у Бустанова, где ты был "спаситель всего татарского". Еще такие слова "свалка" это просто выглядит как прямое издевательство над теми которые несмотря на все трудности вели и ведут работу по систематизации, хранению и изданию этих рукописей. Миркасыйм Усманов, Альберт Фатхи, Жаудат Миннуллин, Раиф Марданов, Ирек Хадиев, Айрат Загидуллин и еще очень многие патриоты своего народа сделали и продолжают огромную работу. А автор всю эту работу, получается игнорирует.

    • Анонимно
      12.06.2020 12:11

      он пишет о современном состоянии дел - об отношении общества современного татарского, для которого это все свалка. неужели непонятно, что речь идет о метафоре.

    • Анонимно
      12.06.2020 12:54

      Может, Бустанов и преувеличивает несколько трагизм ситуации вокруг старинных татарских рукописей, но она, действительно, не из лучших. Вон, Армения - не самая богатая страна (очень даже бедная), но у них есть Матендаран, специализированный научный центр (Институт при правительстве Армении) по изучению старинных армянских текстов. А у нас кроме болтовни, ничего нет. Нет же у нас систематической подготовки специалистов-востоковедов, ориентированных на изучение татарских текстов. Что-то затеплилось во времена КГУ, и тех разогнали в современную эпоху КФУ. А от того, что рукописные книги хранятся на полках, никому не холодно, не жарко. Должно быть подготовленное научное сообщество, что бы эти исторические сокровища доставлять до широких масс.

      • Анонимно
        12.06.2020 13:42

        //Нет же у нас систематической подготовки специалистов-востоковедов//

        А за что у нас целый "институт Марджани" зарплату получает? Тем более, что они, как здесь пишут, даже на работу не ходят.

        • Анонимно
          12.06.2020 14:18

          Институт Марджани - не образовательное учреждение, а научное, оно не обязано готовить специалистов

          • Анонимно
            12.06.2020 16:58

            Речь о другом. "Специалисты" из института Марджани - старинные рукописи в состоянии читать? Может им этим заняться, если уж республика деньги платит. Пока вся их деятельность направлена на чтение русских историков - и их пересказ в своём националистическом духе, с добавлением эпитетов "скорее всего" и "возможно".

    • Анонимно
      12.06.2020 18:35

      Абсолютно согласен, пришёл Бустанов и начал всех ругать по его мнению Институт истории это болото, там сидят не историки а доносчики, языком никто не занимается а сейчас оказывается и татарские рукописи на свалке, не много ли себе возомнил этот выскочка

      • Анонимно
        12.06.2020 20:17

        Амбиции, деньги, молодость. Шишки насобиреть и успокоится

    • Анонимно
      12.06.2020 20:44

      Он говорит это в переносном смысле. Мусор в голове - он снаружи не заметен

  • Анонимно
    12.06.2020 11:49

    Изучение татарского языка в том числе и с арабской графикой сделает нас лучше и умнее!!!

  • Анонимно
    12.06.2020 12:54

    Что делают 2000 татарских рукописей в Санкт Петербурге?! Они должны быть возвращены в родную гавань.

  • Анонимно
    12.06.2020 13:39

    Все вопросы, поднятые Бустановым, должны быть рассмотрены президентом РТ Миннихановым и Госсоветом.
    Там должны стажироваться выпускники и аспиранты КГУ. Начать оцифровку в срочном порядке.

  • Рашид
    12.06.2020 13:50

    КАЖЕТСЯ, ИСТИННУЮ ЦЕНУ ЭТОМУ СОБРАНИЮ, СКЛАДЫВАВШЕМУСЯ НА ПРОТЯЖЕНИИ ДВУХ СТОЛЕТИЙ, ЗНАЮТ ЛИШЬ ИНОСТРАНЦЫ
    У нас тоже хорошо знают об этих собраниях. По этому и не дают им ходу.

  • Анонимно
    12.06.2020 14:39

    Это только вершина айсберга татарской культуры что осталось после взятия Казани Татарский народ провешенный народ В Волжской Булгарии и в Казанском ханстве имелись публичные библиотеки В царской России не додумались борототься с татарским языком за то преуспели коомунисты поменявшие дважды алфавит татар а новоявленные демократы шовинисты властью запретили изусючать его

    • Анонимно
      12.06.2020 16:13

      Хорошо, что изусючать запретили! Двадцать лет всех заставляли изусючивать.
      Теперь те, кто хочет могут просто язык ИЗУЧАТЬ.

  • Анонимно
    12.06.2020 15:05

    Надо говорить об этом.

  • Анонимно
    12.06.2020 15:20

    В Казани хранится 10 (десять)% всех рукописных кириллических книг РФ - огромное историческое богатство.
    Но мало кто об этом знает.
    Кроме специалистов.

    Кроме рукописей на арабице и кириллице в Казани хранится и большое количество рукописных книг на иврите, персидские рукописи и др.

    • Анонимно
      12.06.2020 16:59

      Вот, чтобы люди имели массовый доступ к этим книгам - их надо оцифровать, как это сделано например, в библиотеках США и Европы.

  • Анонимно
    12.06.2020 19:31

    Общался я в прошлом году с сотрудниками национальный библиотеки РТ, которые сообщили, что значительная часть рукописей и книг написанные на татарском языке арабской графикой даже не описаны и не включены в каталог, лежат эти рукописи и книги стопками в хранилище библитеки не один год. Поэтому многие труды остаются еще не известными, среди которых много религиозной литературы, художественной, по истории, поэзии и др. Также, указанные труды нуждаются в переводе. Однако, переводчиков, желающих заниматься переводом текстов со старо-татарского языка написанного арабской графикой на кириллицу очень и очень мало, что значительно затрудняет всю работу по каталогизации и систематизации старо-татарских рукописей и книг.

  • Анонимно
    12.06.2020 20:59

    Сокровища мирового наследия !!!!! Как громко сказано !!!! Никому она не нужна эта писанина(рукописи). Что ли бы было бы там написано о величии и значении татар (казанлы), то давно бы раструбили на весь белый свет.

    • Анонимно
      12.06.2020 22:25

      Почему же, зарубежные ученые очень даже интересуются духовным наследием татар.
      Кемпер, Михаэль.
      Суфии и ученые в Татарстане и Башкортостане : исламский дискурс под русским господством / Михаэль Кемпер ; Российский исламский ун-т ; [пер. с нем. Искандер Гилязов]. - Казань : Российский исламский ун-т, 2008. - 655 с.; 20 см. - (Зарубежное исламоведение).; ISBN В пер.
      (Зарубежное исламоведение)
      Пер.: Kemper, Michael Sufis und gelehrte in Tatarien und Baschkirien, 1789-1889 Berlin, 1998

  • Анонимно
    12.06.2020 22:14

    А был ли мальчик.Может и не переводят Марджани чтоб самих себя не поднять на смех.Ведь ни чего кроме смеха не вызовет трактат про правильное поднимание пальца при приветствии.Всё эти рукописи интересны только небольшому числу людей которые выбрали это дело своей специальностью.Посещяя музей со скелетами динозавров тоже большинству посетителе не интересно сколько у него было позвонков хотя ни кто не спорит что как музейная ценность и скелет динозавра и рукописи должны правильно храниться.Но вот пользы для современного человека как от скелета динозавра так и от рукописей в шкафах одинаково.

  • Анонимно
    12.06.2020 22:14

    В Ереване хранилище древних рукописей называется Матенадаран. Само здание - архитектурный памятник. Чувствуется уважение армян к своей истории.. Даже если это хранилище не приносит материальной прибыли

  • Анонимно
    13.06.2020 00:03

    Историю свою нужно помнить обязательно. А, если чья-то нехорошая стёрка пыталась стереть настоящую историю, то сейчас такие современные технологии по изучению ДНК, что , практически с легкостью можно узнать к какой гаплогруппе относится человек, какие гены в нем. А летописи про наших предков это было всегда интересно. Волжская Булгария...Даже звучит как-то тепло)

    • Анонимно
      13.06.2020 08:23

      Тут до Булгарии все цвело и пахло благодаря финно-угорским народам

      • Анонимно
        13.06.2020 16:24

        Ничего у них не могло цвести и пахнуть, ибо эти народы до 20 века не знали письменности на своих языках. А у татар письменность с 10 века, когда Волжская Болгария официально приняла Ислам в качестве государственной религии. Настоящая история любого народа появляется только с обретением письменности и государственности.

        • Анонимно
          14.06.2020 19:48

          16 24 !!!! (((Ничего у них не могло цвести и пахнуть, ибо эти народы до 20 века не знали письменности на своих языках.)))) Разве только имеющие письменность народы цвели и пахли ???? "А у татар Казанских, конкретно что было ? Не имеющие письменности, имели свои песни, сказания, легенды, обычаи,сказки.Вот этого то и у татар Казанских не было ! Сказки, и то от арабов. Об остальном вообще можно молчать. С принятием Ислама кроме изучения Корана ничего не было.

          • Анонимно
            15.06.2020 20:35

            Разумеется, только имеющие письменность народы могли "цвести и пахнуть", ибо не имеющие письменности не могут привести в доказательство своих успехов ничего. Если у народа есть письменность, у него есть и все остальное: история, литература, фольклор, сказки и т.д. Бесписьменные народы Поволжья никто даже не удосужился изучать, а про татар масса трудов Карла Фукса, Радлова, Бартольда, Фирсова, Малова, Знаменского и т.д.

            • Анонимно
              16.06.2020 16:49

              20 35 !!!!! имеющие свою письменность и все культурные стороны !!!! Сказки от арабов не выдавали бы как свои. Начните хотя бы из этого. Как ещё вам фольклор.???? Когда ВСЕ было под запретом Ислама..

              • Анонимно
                17.06.2020 12:12

                Помолчал бы уж, вы вообще ни читать, ни писать не умели до 20 века, не было своей письменности. У татар же тысячелетняя история и традиция письменности. Другого такого народа здесь просто нет.

  • Анонимно
    13.06.2020 07:15

    В своё время в ИЯЛИ один из замов загорелся идеей создания музея татарской письменности в Кремле добились передачи двух шикарных зданий братского корпуса и манежа перевели туда отдел рукописей закупили хранилища сделали заявку на спец оборудование для оцифровки и лабораторию для дезинфекции рукописей однако Валеева Зиля забрала помещения под выставку кукол и торговые точки для сувениров

    • Анонимно
      13.06.2020 14:16

      А всё потому, что место директора Кремля превратили в теплое местечко для отставных чиновников

  • Анонимно
    13.06.2020 07:22

    Замечательное интервью, профессиональный подход настоящего ученого, конструктивные предложения по изучению исторического наследия и развитию истории Татар...

    Только, похоже, местная наука так зажата федеральными ограничениями и отсутствием серьезного финансирования, что силы уходят только на разборки между собой - какой институт ученистей), да на зарабатывание денег разными бизнес-схемами.

  • Анонимно
    13.06.2020 08:17

    Почему пользуетесь языком половцев, а где история и культура этого народа? Почему пользуетесь деревянной архитектурой финских народов, а где история и культура?Угры научили охотится и рыбачить, где их история и культура?
    Нулевой километр не получится. У этого края есть доисторический период.

    • Анонимно
      13.06.2020 12:15

      Не жалейте время, изучайте историю, изучате историю своих предков! Только тогда поймете, что через чего они прошли чтоб сохранить свою веру! Славные были наши предки булгары, татары, башкиры, марийцы, удмурты... Сдайте ДНК, будете хоть иметь знать кто же вы самом деле. Не живите клеймом без рода без племени.

    • Анонимно
      13.06.2020 23:27

      08.17 Очередной неуч проявился. Сами половцы свой язык называли "татар теле" или "татарча", так написано в книге Кодекс Куманикус, написанный ва 1300-х годах. Погуглите книгу Гаркавца об этом.

  • Nail QulMuhammad
    13.06.2020 19:57

    Хочу поблагодарить Альфреда Бустанова за его гражданскую позицию и за беспокойство за национальное достояние. Дело конечно же не только в рукописях. Дело прежде всего в общей позиции руководства нашей республике к этой проблеме. Ты конечно же не первый кто эту проблему поднимает и пытается как-то решить. Мархумнар Усманов, Каримуллин, Валиулла и мой научный руководитель Яхъя Абдуллин и многие другие. Когда то мы пытались с одним исследователем из Голландии заняться серьезным изучением эпитафий, однако его хватило только на опубликованные шамаили и проститутку из России. Возможно когда нибудь наши власти обратят свое внимание на национальную культуру как культурную ценность, а не как возможность нового бизнеса. Но это я думаю произойдет не скоро. Поэтому надо просто работать. По комментариям видно насколько люди обеспокоены наследием. Увы и ах, большинству нравится мишура аля, внешний атрибут фантик. Хотя это уже показатель какого то отношения. Будем работать и молитвенно просить у Всевышнего Аллаха сохранить наше наследие и передать его нашим потомкам. Хотя бы. Если получится конечно же довести это дело до ума.

  • Анонимно
    14.06.2020 03:02

    Временами просто поражает недальновидность , непрактичность и "пофигизм" некоторых наших "любимых руководителей" с татарскими фамилиями.

    Вот тут в БО привели отличный пример хранилища древних рукописей в Армении.

    Ну неужели они не понимают ,что супер современное хранилище древних татарских рукописей было бы мощным статусным фактором вообще , и в частности , например, для переговоров с "дорогими"зарубежными инвесторами.

    Это же (ДРЕВНЯЯ КУЛЬТУРА!) для многих европейцев( а вот китайцам на это наплевать) очень статусная для них вещь.

    Типа,вот смотрите господа инвесторы,мы -народ со своей очень древней ПИСЬМЕННОЙ культурой, мы же не вчера "с ёлки слезли" или были там "темными ,неграмотными кочевниками", значит (подразумевается) , мы -надежные партнеры.

    Типа,смотрите, наши древние предки отлично знали разные восточные языки(арабский, персидский),судя по древним рукописям , имели своих ученых и поэтов и тут же наглядно продемонстрировать подлинные древние татарские или арабские,персидские рукописи или их цифровые изображения, значит(подразумевается ) и мы-не дураки.))


    Ну, что они "Рубин" или стадионы будут показывать зарубежным "нужным "гостям?

    Кого сейчас в мире можно удивить второстепенной футбольной командой?

    Смотрите ,вот понастроили некоторые наши "тюряляр"в городе Казани много (европейского уровня ) зданий, а европейцы всё -равно первым делом идут в Казанский Кремль, потому,что это СТАРИНА, это УНИКАЛЬНО, ЭТО ИМ ИНТЕРЕСНО, ЭТО СРЕДНЕВЕКОВАЯ КУЛЬТУРА, а европейского вида зданий у них и в Европе полно,они им неинтересны.))

    Как и второстепенные футбольные команды, но стоящие миллионы долларов.

    Ведь одно дело "бла-бла" про многовековую культуру нашего народа, а другое дело показать НАШИ
    реальные ДРЕВНИЕ КНИГИ И РУКОПИСИ, можно,кстати, и в цифровом виде, на экране компьютера.

    Ведь правильно тут пишут, что нет такого богатства у наших соседей(чуваш, марийцев, удмуртов,мордвы),нет у них(не в обиду им )такого количества древних рукописей и книг на родном языке.

    Да и у башкир и казахов,киргизов вряд ли есть такие богатства.

    Если некоторым нашим "любимым руководителям" совсем уж не нужны наши древние книги, так просто продайте их все за границу, пусть на Западе их изучают, они-то уж точно сохранят их для истории и для наших потомков, как прекрасно сохранились на Западе бесценные русские реликвии, за копейки проданные большевиками после революции.

    Зачем же "сидеть, как собака на сене" и "гноить" древние татарские книги?

  • Анонимно
    16.06.2020 18:56

    Увы, А. Бустанов прав!

  • Анонимно
    21.06.2020 10:08

    Альфрид вы во всём правы, но это всё "метать бисер перед..." прочитал только три четыре комментария, злоба, глупость выдаваемая за юмор и прочий вздор. В шестидесятых потому и собирали, что были специалисты коткорые знали цену и из альтруизма собирали и изучали эти книги, сегодня миром управляет доллар, поэтому все бросились изучать английский. Специалистов нет, они уходят, к сожалению навсегда. Цену этим рукописям из всех ста сорока миллионов знают единицы.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль