Афиша 
15.06.2020

Топ-10 фильмов о дискриминации и расизме: от их «Джанго» до нашего «Гастарбайтера»

В списке Адили Хайбуллиной есть культовый «Список Шиндлера», история внедрения в ку-клукс-клан, а также кино про времена апартеида

Уже которую неделю не утихает тема расовой несправедливости, о которой особенно остро заговорили после смерти афроамериканца Джорджа Флойда. Его гибель от рук полицейского спровоцировала массовые протесты против расизма и насилия по всей Америке и даже Европе. Киновед и обозреватель «БИЗНЕС Online» Адиля Хайбуллина собрала список фильмов, рассказывающих о разнообразной социальной дискриминации, многие из которых основаны на реальных историях.

1. «Убить пересмешника» (реж. Роберт Маллиган, 1962)


Картина рассказывает о юристе из Алабамы (Грегори Пек), который воспитывает двоих детей один. В обстановке экономической депрессии, преисполненной фанатизма и ненависти, он должен защищать в суде афроамериканца, ложно обвиненного в изнасиловании.

Это широкоформатная черно-белая экранизация одноименного романа Харпер Ли интригует и очаровывает с первых же кадров. Картина Роберта Маллигана («Приходи в сентябре», «Лето 42-го», «Человек на Луне» и др.) — такой же урок, как и повествование Ли: ликбез по воспитанию детей, способный во многом повлиять на мировоззрение взрослого человека. Режиссеру удалось отделить мышление взрослого человека от свежего, волнующего, быстрого восприятия детей, их непосредственного взгляда на окружающий мир. Особо нужно отметить социальный подтекст фильма: противопоставление косности и невежества маленького американского городка 1930-х годов с набирающими силу идеями гуманизма и либерализма, толерантности и социальной справедливости в обществе.

Лента занимает второе место в рейтинге наиболее выдающихся фильмов всех времен, составленным Американским киноинститутом в 2006 году. Картина «Убить пересмешника» стала толчком к появлению целой плеяды известных голливудских фильмов, поднимающих тему социальных и расовых предрассудков.

16+


2. «Джанго освобожденный» (реж. Квентин Тарантино, 2012)


«Джанго освбожденный» — это 100-процентный Квентин Тарантино со всеми его фирменными приемами: длинные и остроумные диалоги, явные и скрытые киноцитаты, колоритные персонажи и изрядная доля насилия. Слово «ниггер» в фильме звучит 110 раз, но вместо громкого высказывания на тему рабства, свободы и тому подобного пафоса в картине есть история людей, которые живут в этом жестоком мире и у которых свое к нему отношение. Тарантино как никто другой умеет ходить по тонкой линии, разделяющей слащавую политкорректность и крайнюю степень цинизма, не сваливаясь ни в одно, ни в другое. И в этом он превосходен.

18+


3. «Гастарбайтер» (реж. Юсуп Разыков, 2009)


Режиссер Юсуп Разыков («Стыд», «Турецкое седло», «Керосин») снял очень честную классическую мелодраму. И благодаря безупречному владению законами построения жанра он плотно и осмысленно высказывается в ней о нашем сегодняшнем дне и делает это понятно и искренне. «Гастарбайтер» — фильм вовсе не о поисках внука, а о том, что надо выжить и сохранить человеческий облик. Это кино о чуткости, сострадании к чужому горю. Разыков отмечает, что его картина «про ответственность России за малые народы». По его мнению, малые народы нацелены на сопротивление во имя сохранения самобытности. Гастарбайтеры неслучайно едут в Россию, понимая, что здесь им никто не рад, но тем не менее у себя жить совсем невозможно. И недаром в фильме дом героя сгорает: в нем не остается никакого смысла, старику некуда возвращаться.

16+


4. «Черный клановец» (реж. Спайк Ли, 2018)


Спайк Ли
, сделавший себе имя еще в конце 1980-х на теме межрасовых отношений и триумфальной победой «Клановца» в Каннах, вновь возвращается к любимой теме несправедливости и жестокости по отношению к чернокожим.

«Черный клановец» — фильм провокационный. Ли ясно выражает свою позицию по расовому вопросу и проводит параллель с современностью. Картина экранизирует книгу настоящего реального ее персонажа Рона Столлуорта, который был участником тех событий. И режиссер достаточно бережно относится к первоисточнику, фокусируясь прежде всего на взглядах главного героя, а не на своих собственных. Именно поэтому его фильм — это скорее призыв задуматься, а не политическое высказывание.

18+ 


5. «Американская история Х» (реж. Тони Кэй, 1998)


Фильм в конце ХХ века казался более чем вызывающим, несколько шокирующим, но главное — интересным и красивым. Собрав кассу, лишь немногим превышающую бюджет ленты, картина все же получила заслуженное позже: сегодня она по праву может называться культовой.

Более чем за 20 лет актуальность тем, поднятых в фильме, нисколько не потерялась. Несмотря на то что Америка слышится в каждом кадре, ситуация легко экстраполируется на почти любую современную страну. Дебютный фильм Тони Кэйя («Учитель на замену», «Транзит черной воды») не только о нацизме и о жестокости. Кино о человеке и чувствах, о простом желании быть счастливым и сохранить семью, а вовсе не о тонкостях идеологии.

18+ 


6. «Список Шиндлера» (реж. Стивен Спилберг, 1993)


Абсолютный лидер всех списков кинорейтингов! Это жгучий рассказ о надежде, выживании и сострадании. Киноработ о холокосте есть великое множество. Но Стивен Спилберг снял один из самых правдивых и поэтому жестоких фильмов на эту тему. Однажды режиссер сказал, что война ассоциируется у него с черно-белыми документальными фильмами, поэтому было решено снимать «Список Шиндлера» в монохроме. Эта бесцветность придает еще большей драматичности сценам, разрывающим сердце: убийства людей прямо на улицах, мертвая девочка на тележке, сцена неудавшегося расстрела.

О фильме написано и сказано слишком много, поэтому его нужно просто еще раз посмотреть, пережить и осознать, что показанные в нем события были не так уж давно. И они, увы, абсолютно не утратили своей актуальности сегодня.

16+


7. «Фантастическая женщина» (реж. Себастьян Лелио, 2017)


Картина рассказывает о женщине по имени Марина, которую когда-то звали Даниэль. Да, она была мужчиной. Она отправилась со своим возлюбленным на водопады Игуасу, но жизнь внесла свои коррективы. Ее спутник просыпается с сильной головной болью, Марина успевает довезти его в больницу, но оказывается поздно. Орландо умер. И теперь женщину подозревают в его смерти. С этого момента для нее начинается череда унижений.

В своем оскароносном фильме «Фантастическая женщина» чилийский режиссер Себастьян Лелио («Глория», «Неповиновение») ставит вполне актуальный вопрос сегодня о правах трансгендеров, но избегает чрезмерной социальной ангажированности, находя счастливый баланс между реализмом социальным и магическим. Весь фильм зрителя не покидает ощущение деформированной, сдвинутой действительности от увиденных в нестандартном ракурсе пейзажей Сантьяго и слегка гротескных костюмов, от избытка солнечного света в одних кадрах и по контрасту искусственного неонового освещения в других. Этот фестивальный, но такой настоящий и понятный фильм проводит исследование на темы женского одиночества, сексуальности, унижения и эмоциональной устойчивости. И исполняет оду действительно фантастической женщине!

16+


8. «Оскорбление» (реж. Зиад Дуэри, 2017)


Лента произвела резонанс в кинематографическом мире, начиная с фестиваля в Венеции, где фильм был отмечен призом за мужскую роль Камела Эль Баши, заканчивая оскаровской номинацией в иноязычной категории.

Фильм смотрится и как политинформация о положении на Ближнем Востоке, и как сатира на современность одновременно. «Оскорбление» — это история про взрывоопасную ситуацию в многоконфессиональной стране, с погромами и беспорядками, где каждый обидчик мнит себя угнетаемым меньшинством, а каждый обиженный мечтает о немедленной капитализации обиды. Режиссер Зиад Дуэри («Лила говорит», «Атака»), разжигая страсти персонажей, быстро накручивает темп и ввинчивает в вымышленную историю реальные проблемы. И подобное очень мощно воздействует на зрителя, включая его в этот абсурдный судебный процесс.

16+


9. «Суфражистка» (реж. Сара Гаврон, 2015)


Пацифизм, пассивность, слабость, кровопролитие и правосудие — понятия, которые проходят в «Суфражистке» лишь фоном, и все же сюжет достаточно притягателен и любопытен. Британская картина Сары Гаврон («Деревня на краю света», «Кирпичный переулок») грамотно извлекает напряжение из драматичного боя женщин против мужчин.

Фильм великолепен в передаче клаустрофобии и грязи Англии того времени, обиды и напряжения общества, а также неприступности политической системы. Авторы показывают нам дебаты об этике и законе, но фильм больше тяготеет к повествованию о трогательной судьбе женщин, чем о многогранных политических разборках. И пусть картина выглядит своеобразным облегченным манифестом свободолюбивых феминисток, с художественной точки зрения «Суфражистка» — очень достойное кино.

16+ 


10. «Кожа» (реж. Энтони Фабиан, 2008)


Драма «Кожа» британского режиссера Энтони Фабиан («Громче слов») с успехом прошла на международных фестивалях, собрав 19 наград. В ней очень наглядно демонстрируется разрушительная сила ненависти. Лента стремительно и глубоко погружает нас в ушедшую эпоху апартеида, когда цвет кожи решал, какая в дальнейшем судьба тебя ожидает. Яркие образы, отличное художественное оформление и необычная фольклорная музыка создают ощущение полного погружения в происходящее. Интонация в картине простая и точная, без лишних сантиментов и пафоса. Честная, возмутительная и абсолютно дикая история никого не оставит равнодушным и будет отзываться в вас еще долго.

Это биографический фильм о Сандре Лэйнг, родившейся в ЮАР в эпоху апартеида у белых родителей, но из-за темного цвета кожи отнесенной к «цветным».

12+

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (14) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
15.06.2020 08:31

Реалист.
Под лозунгами толерантности, борьбы с расизмом нам проталкивают дурнопахнущий коктейль. Который в итоге приведёт нас к межэтническим столкновениям. В США это уже происходит.

  • Анонимно
    15.06.2020 08:13

    Особо толерантным гражданам рекомендую погулять по Квинсу в Нью-Йорке с наступлением темноты, можно будет ощутить на себе чёрную "культуру" и попрощаться со своими ценными вещами.

    • Анонимно
      15.06.2020 11:05

      Фильмов 80-х пересмотрели?)))))
      Бруклин. Вот туда для этих целей можно съездить.

    • Анонимно
      15.06.2020 19:27

      Эмм... Ну у нас тоже были районы, а, может, и есть, в которые и до наступления темноты лучше было не ходить. Чернокожих там при этом не было от слова "совсем". Так что полагаю, дело не в цвете кожи.

  • Анонимно
    15.06.2020 08:31

    Реалист.
    Под лозунгами толерантности, борьбы с расизмом нам проталкивают дурнопахнущий коктейль. Который в итоге приведёт нас к межэтническим столкновениям. В США это уже происходит.

    • Анонимно
      15.06.2020 09:03

      Это новый фашизм
      Фашизм псевдолибералов- они не терпят другую точку зрения и хотят уничтожить историю (снос памятников в США) тк она им не нравится эта история
      Это по факту дорога к диктатуре безграмотных и тупых (посмотрите кто статуи в США сносит- обкуренные маргиналы) которыми руководят хитрые и умные
      Они пишут Black life matters а что белая или желтая жизнь ничего не стоит?? Только черная?

      • Анонимно
        15.06.2020 09:20

        Комплекс вины-мощное оружие. Сейчас белым в сша прививают комплекс вины за рабство, тем самым полностью отключая защитные механизмы, подталкивая к саморазрушению. Как у нас в стране прививают ложный комплекс вины за "репрессивный коммунистический режим", с теми же целями.

  • Анонимно
    15.06.2020 09:40

    Спасибо за подборку! Класс!

  • Анонимно
    15.06.2020 10:23

    А где в списке "Зеленая миля"?

  • Анонимно
    15.06.2020 12:13

    Только один фильм можно посмотреть из этого списка, это гасторбайтер, остальные фильмы ерунда

  • Анонимно
    15.06.2020 14:17

    Ну,ладно..Здесь, вообще, не пропускают комментарии, которые выходят за рамки обсуждения. Ладно,ладно..) Джанго - отличный фильм!

  • Анонимно
    15.06.2020 22:50

    Любит фотографироваться...

    • Анонимно
      16.06.2020 17:51

      Инстаграм у нее очень интересный, фотографироваться правду любит.

  • Анонимно
    18.06.2020 14:13

    Критик явно тяготеет к снобизму киношного толка. Впрочем, "Список Шиндлера" хорош со всех сторон. Мощная историческая основа и режиссура. Но не стоит относиться к киноискусству как к газетной публицистике, которая пишет статейки на злобу дня.
    А грамотный подход к теме расизма можно узнать даже из как бы криминального сериала "Подпольная империя", который продюсировали Мартин Скорсезе и Малк Уолберг, давшие шанс поработать очень приличным режиссёрам вроде Тима Ван Паттена.
    И - пожелание критику. Пишите всё-таки для искушённых любителей кино, а не для простых обывателей. Глубины не хватает вашим публикациям. Просто - глубины...

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль