Общество 
24.06.2020

94-летний ветеран на параде в Казани: «Если трусливо оглядываться, какой интерес к жизни?»

Фотоистория «БИЗНЕС Online»: 25 снимков о том, как в Казани отметили 75-летие Победы вопреки коронавирусу

«Будем надеяться, что никогда мы не забудем Великую Отечественную войну!» — наставляли ветераны казанскую молодежь на прошедшем сегодня параде Победы. 90-летние ветераны воочию смогли увидеть юбилейный парад, а не допущенные на него зеваки толпились у ограждений перед площадью Свободы. О том, кто из VIP'ов почтил действо своим визитом и как на нем сказалось июньское тепло, — в репортаже «БИЗНЕС Online».

  1. Юбилейный парад Победы в Великой Отечественной войне, в который пандемия коронавируса ожидаемо внесла свои коррективы, стартовал в 10:00.

  2. В отличие от прошлогоднего шествия парад выдался весьма немногочисленным — из-за вирусной угрозы по периметру площади установили ограждения и КПП, препятствующие проходу к месту праздника. Попасть внутрь можно было только тем, чье имя есть в списке. Но это не помешало образоваться толпе любопытствующих за ограждениями.

    Для сравнения: в прошлом году с сидячих мест парад под стенами Казанского кремля воочию увидели 2 тыс. человек.

  3. На этот раз на трибунах разместили только 212 гостей, из них 20 — ветераны. Между ними, разумеется, социальная дистанция — строго три свободных кресла, кроме того, их отгородили по краям прозрачными перегородками.

  4. В этом году очень сильно ощущались усиленные меры безопасности. По периметру ограждений и трибун расставили антисептики, рядом с ними — волонтеров. Всего задействовали около сотни таких помощников.

  5. Одним из первых на празднество приехал первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев и председатель Государственного Совета республики Фарид Мухаметшин. Госсоветник РТ поздравил гостей с праздником и поставил свою оценку декорациям: «Очень красиво!»

  6. Несмотря на столь строгие меры противовирусной безопасности, следовали им далеко не все. Муфтий Татарстана Камиль Самигуллин, похоже, не побоялся коронавирусной инфекции, хотя перед началом парада маску все же надел.

  7. Недалеко от муфтия можно было заметить и митрополита Казанского и Татарстанского Феофана в довольно непривычном для него виде.

  8. Кроме них, мероприятие посетили премьер-министр РТ Алексей Песошин, заместитель премьер-министра РТ Лейла Фазлеева, мэр Казани Ильсур Метшин, министр здравоохранения РТ Марат Садыков, министр труда и занятости РТ Эльмира Зарипова. Среди приглашенных гостей были и руководители крупных промышленных компаний.

  9. По-особенному встретили героя Советского Союза Бориса Кузнецова. Он был единственным, чей приход ведущий объявил во всеуслышание. 

  10. Здороваться друг с другом за руку и обниматься особо никто не боялся. Некоторые снимали перчатки перед тем, как поздороваться со старыми приятелями.

  11. Пришедшие участники войны были не прочь поделиться с молодежью своими ратными подвигами. Александр Малов, как и все ветераны, приехал на праздник по приглашению. На фронт он попал в 1944 году. Прошел 6 крупных операций в составе 1-го Украинского фронта, штурмовал вместе с армией Берлин. После того как город капитулировал, его вместе с сослуживцами перебросили на освобождение Праги. Малов служил 6 лет до октября 1949 года. Сегодня он в бодром духе и, кажется, полон сил.

    «Считаю, что правильно хоть с опозданием, но отмечать День Победы. Достойно организовали, условия необычные. Несмотря на коронавирус, фронтовиков поздравляли прямо в своем дворе, приезжали, концерт давали», — заметил ветеран в беседе с нашим корреспондентом.

    О своем возрасте он говорит легко и с улыбкой: «2 октября мне будет только 94!» Малов охотно поделился и тем, как его жизнь изменилась из-за пандемии коронавируса: «Ничего! Прорвемся, как говорится. Обойдется, надеюсь. Не только дома сижу, выхожу в магазины, на базар, в аптеку. Конечно, желательно бы сохранить здоровье всем. В этом плане наше государство, как показывают последние месяцы, все-таки делает неплохо, не хуже, чем другие страны. Вроде бы у нас меньше смертности, чем в других… Алла белә — Бог знает, что дальше будет. Говорят, вторая волна начнется. Насколько это коснется нас, тоже неизвестно».

  12. Ветерану войны, капитану 1-го ранга Рустаму Хабибуллину 91 год, сегодня он очень был рад стать частью этого праздника. «Нас, участников войны, конечно, немного осталось, но что же поделаешь, жизнь берет свое. Однако надо же об этом донести будущему поколению, о том, что мы еще живы, что мы тоже участвуем в нашей общественной жизни. Конечно, мы не бизнесмены, а время такое капиталистическое. Тем не менее прекрасно понимаем, что жизнь вот так течет, все изменяется. Поэтому будем надеяться, что никогда мы не забудем Великую Отечественную войну!» — рассказал Хабибуллин. 

    И коронавируса он уже не боится: «Мы закаленный народ! Я думаю, если всего бояться и на все трусливо оглядываться, то какой интерес к жизни? Нет, мы не боимся. Ни одного такого трусливого нет. Мы ни на что жаловаться государству не можем, оно и население к нам относятся с величайшим почтением, и мы, конечно, отвечаем тем же самым, любим своих соотечественников. Относимся ко всему с большой радостью».

  13. Галимьяну Мустафину 93 года, очевидно, он уже плохо слышит, нашему корреспонденту приходилось говорить громче обычного. «Праздник долгожданный! — радостно поделился ветеран. — Я был призван в 1944 году, направлен в 4-й Украинский фронт, освободили Южную Украину, затем Прибалтику, Литву, потом 3-й Белорусский фронт… После этого отправили на Дальний Восток, 2-й Дальневосточный фронт, там разгромили Квантунскую армию… 2 сентября закончилась Вторая мировая война, меня направили по состоянию здоровья в пограничные войска, и по сей день я пограничник. 30 лет на границе служил».

  14. Открывали парад торжественно со Знаменем Победы под аккомпанемент ведущего: «24 июня 1945 года в Москве на Красной Площади прошел исторический военный парад страны, посвященный победе в Великой Отечественной войне. 75 лет спустя день в день, час в час в ознаменование 75-й годовщины победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов торжественное прохождение войск Казанского гарнизона». Знамя Победы пронесли с государственными флагами России и Татарстана лучшие курсанты роты почетного караула Казанского высшего танкового училища.

  15. После традиционного прямого включения парада Победы из Москвы прозвучало громкое троекратное «Ура!». Отгремел гимн России, и за трибуну поздравить с юбилеем великой Победы вышел президент РТ Рустам Минниханов.

    «Сердечно поздравляю вас с юбилеем, с 75-й годовщиной Великой Победы нашего многонационального народа над немецко-фашистскими захватчиками. Ровно 75 лет назад 24 июня в Москве маршал Георгий Жуков принимал парад войск Красной армии, к подножью мавзолея были брошены флаги поверженной Германии. Наши ветераны совершили великий подвиг, о котором будущее поколение россиян не забудет никогда», — сказал он.

  16. Генерал-майор, начальник Казанского гарнизона Кирилл Кулаков объехал расчет и доложил президенту, что войска гарнизона готовы начать парад. Торжественное прохождение открыла рота барабанщиков в составе 64 лучших воспитанников суворовского училища минобороны РФ.

  17. Расчет военнослужащих-танкистов в форме образца 1941 года с пулеметом «Максим» в руках. «Танковые подразделения выполняли задачи любой сложности», — представил их ведущий.

  18. В жару в сапогах тяжело, столбик термометра сегодня поднялся до 22 градусов тепла. Прошло не без инцидентов — двое участников парада упали в обморок, перегревшись на солнце.

  19. Всего в параде задействовали более тысячи человек. Это военнослужащие всех родов войск, сотрудники МЧС, УФСИН, прокуратуры и др. На фото —  расчет отдельного отряда специального назначения Приволжского округа войск национальной гвардии РФ.

  20. Следом за живой силой прошла колонна танков ВОВ. Всего в параде участвовало 40 единиц специальной техники, в том числе знаменитый танк Т-34 «Колхозник Татарии». Он назван так в честь танковой колонны из 200 машин, которые переданы тружениками Татарстана фронту в 1943 году. Деньги собирали в селах — 100 млн рублей. 

    В составе механизированной колонны проехали также советская противотанковая самоходная артиллерийская установка СУ-100, легендарные «Катюши» и колонна современных бронетранспортеров.

  21. Следом прошел почетный караул Казанского высшего танкового училища.

  22. И завершился парад проездом ретроавтомобилей. На фото — ГАЗ-М415. За ним следовали бронеавтомобили «Остин», БА-20 и др. В составе колонны также был ГАЗ М-20 «Победа».

  23. Врио ректора КНИТУ Юрий Казаков (слева): «Я пришел, потому что, как и у всех присутствующих, у нас воевали отцы, матери. У меня дед и бабушка. Дед умер только в прошлом году, он ветеран войны. Прийти сюда — отдать дань уважения всем, кто воевал».

  24. В финале пронесли увеличенную копию Знамени Победы.

  25. По окончании парада ветеранов проводили до шаттлов, которые везли их в рядом стоящую Ратушу на торжественный прием президента. А руководителям парадных расчетов были вручены памятные подарки — часы. 

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (88) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
24.06.2020 17:42

Нужно обязательно в этот день вспомнить тружеников тыла Казани и всей Республики. Они трудились в неимоверно тяжелых условиях, как в цехах казанских заводов №16, №22, Порохового, так и в сельском хозяйстве Республики. К сожалению, их представителей мы не увидели сегодня на фотографиях с Парада. Но их тяжелую правду о том периоде, мы всегда будем помнить и постараемся передать нашему младшему поколению.

  • Анонимно
    24.06.2020 17:26

    Молодцы! Поменьше жертв от короновируса! Береги нас Бог!

  • Анонимно
    24.06.2020 17:30

    если 91 год ветерану-где он воевал?

    • Анонимно
      24.06.2020 17:40

      Что значит где воевал, у меня дед с 15 лет в партизанском отряде был! И этот так же мог быть! Причем в 26 у моего дела уже было 2 эшелона немецких под откос отправлено!

    • Анонимно
      24.06.2020 17:43

      Последние участники войны 2927гр, как и наш отец. Им было бы 93

      • Анонимно
        24.06.2020 18:25

        И без ранений?

      • Анонимно
        24.06.2020 18:40

        17.43 1927 года живых немцев то видели? Числиться возможно числились а вот повоевать наврядли

        • Анонимно
          24.06.2020 20:23

          Успокойтесь уже. Сами хоть в армии то были? Считаете тут...

          • Анонимно
            24.06.2020 21:15

            20.23 служил в отличии от вас. Просто надоели эти фейковые ветераны, с юбилейными наградами. Сейчас модно быть то сыном полка то младенцем полка

            • Низами
              25.06.2020 11:40

              В Альметьевске, например, живет ветеран войны Нижад Шангараев. Ему в январе этого года исполнилось 96 лет.
              18-летним мальчишкой в августе 1942 года его призвали в ряды Красной Армии и направили в Орловское пехотное училище. В 1943 году при освобождении города Орла был тяжело ранен, 10 месяцев лежал в госпитале.
              В 1944 году Нижад вернулся на фронт, освобождал Польшу, воевал на территории Германии и участвовал во взятии Берлина...

        • Анонимно
          25.06.2020 08:56

          был бы настоящим ветераном--ни за что не пришёл бы на это сборище,под названием--Парад Победы!

    • Анонимно
      24.06.2020 17:53

      17:30 я вживляюсь вашей примитивности. Сложно посмотреть в интернете или скудны навыки? Он «Соловецкий юнга», ушёл воевать в 15 лет в 1944 году. Вас откуда таких берут, что до элементарных вещей не можете додуматься, зато во всех ветках вероятно так же «компетентно» возмущаетесь и судите. Смешно.

    • Анонимно
      24.06.2020 17:53

      где то уж воевал, может быть и у партизан, но точно сытый и довольный на диване как ты не лежал, почесывая брюхо своё и рожу довольную ... даже здесь у таких как ты, даже в такой день у тебя поворачивается язык что то оспаривать, с чем тонесоглашаться

    • Анонимно
      24.06.2020 17:54

      Найдите пожалуйста в Интернете книгу Николая Никулина "Воспоминания о войне", откройте главу "1978. Ветераны.Памятные места." Всё сразу станет понятным. Спасибо.

      • Анонимно
        24.06.2020 18:56

        Перечитал в своё время в подлинниках воспоминания практически всех советских полководцев времен СССР, в том числе, например Маршала Баграмяна(1961 год), как он 15 июня 1941 года уже ехал на войну, но ничего подобного написанного Никулиным до сих пор не помню.

      • Анонимно
        25.06.2020 08:42

        А Вы у самих ветеранов интересовались отзывами по данной книге? Если нет, то тогда Ваше понимание не компетентно, и не правдиво для других

    • Анонимно
      24.06.2020 18:02

      Скорее всего, он - бывший юнга Северного флота, который вполне мог принимать участие в военных действиях в 16-17 лет.

    • Анонимно
      24.06.2020 18:52

      Как не стыдно писать такие комментарии

      • Анонимно
        24.06.2020 19:05

        Согласен с вами. Вместо того, чтобы благодарить этих ветеранов, некоторые пишут здесь всякую чушь

        • Анонимно
          25.06.2020 08:44

          Потому что гнилым либералам очень хочется позабыть, как наша страна придавила фашистскую гниль и навсегда останется победителем. А им же хочется жить как в европе, вот и беснуются

    • Анонимно
      24.06.2020 19:04

      уже нет настоящих ветеранов

      • Анонимно
        24.06.2020 19:12

        Есть. И их надо беречь и уважать, а не писать комментарий как 17:30

      • Анонимно
        24.06.2020 19:20

        Они есть, но их на самом деле очень и очень мало. Настоящих ветеранов, которые хотя бы пару недель в 1944-1945 гг. побывали и выжили в той кровавой мясорубке. Честь им и хвала!

      • Анонимно
        24.06.2020 21:21

        Уж явно не нашему поколению оценивать настоящие ветераны или нет, так что имейте уважение

      • Анонимно
        24.06.2020 22:48

        Это тебя нет, никто и звать никак

    • Анонимно
      24.06.2020 19:11

      иногда смотри телевизор. самый маленький сын полка - 6 лет в 1941 году. ему сейчас 85 и он рассказывал.

  • Анонимно
    24.06.2020 17:42

    Если ветерану 91 год, получается он войну закончил в 16 лет?

    • Анонимно
      24.06.2020 19:24

      И что? По вашему мнению во сколько лет человек должен был закончить войну? Про сына полка вы слышали? Историю надо изучать, общаться с оставшимися ветеранами, а не подсчеты здесь производить

    • Анонимно
      24.06.2020 21:04

      Соглашусь с Вами, самозванцев много здесь.

  • Анонимно
    24.06.2020 17:42

    Нужно обязательно в этот день вспомнить тружеников тыла Казани и всей Республики. Они трудились в неимоверно тяжелых условиях, как в цехах казанских заводов №16, №22, Порохового, так и в сельском хозяйстве Республики. К сожалению, их представителей мы не увидели сегодня на фотографиях с Парада. Но их тяжелую правду о том периоде, мы всегда будем помнить и постараемся передать нашему младшему поколению.

    • Анонимно
      24.06.2020 21:02

      Победа ковалась не только на фронте, но и в тылу. Обидно, конечно, что о тружениках тыла не вспомнили. У них и льгот-то нет. Хрупкие женщины, подростки работали наравне со взрослыми.

    • Анонимно
      24.06.2020 21:16

      Да, все верно, о них также надо помнить, без них не было бы Победы.моя тетя во время войны работала на 22 заводе, по е рассказам, они работали без отдыха и стар и млад, не дай бог опоздать было, могли и жестко наказать как дезертира. Однажды в трескучий мороз она торопилась на завод, и не заметила машину, которая переехала ее, ей хотели ампутировать ноги, но тогда были врачи проыесситналы высшего класса, спасли. С ее слов она себя чувствовала виноватой, что лежит в больнице, а ее подруги по цеху трудятся день ночь. Они все делали для скорой Победы, хотя зачастую были голодные, одевались как могли. Моя тетя проработала до пенсии, выйдя на пенсию, получила от завода однокомнатную квартиру, была очень счастлива,царствие ей небесное

  • Анонимно
    24.06.2020 17:43

    Кузнецов Борис Кириллович, 26 декабря 1925 (94 года)
    Сержант Борис Кузнецов отличился при форсировании Днепра и в боях по расширению плацдарма на правом берегу. 02.10.1943 года с отделением связи на самодельном плотике под огнём противника переправился через реку в районе деревни Крещатик (Черкасский район Черкасской области УССР), проложил кабельную линию и установил связь передового отряда с артиллерийской батареей. В течение одного дня боя на плацдарме многократно исправлял повреждения линии связи. Будучи дважды ранен, остался в строю. 20.10.1943 года, находясь в боевых порядках стрелковой роты, при отсутствии командиров поднял бойцов в атаку.

    Малов Александр, родился в октябре 1926 года в деревне Старые Курбаши Кайбицкого района. На фронт был мобилизован в 1943-м. В составе 57-го отдельного тяжёло-танкового полка 3-й гвардейской танковой армии генерала Павла Рыбалко воевал механиком-водителем американского бронетранспортера М-3А1. Участвовал в шести крупных боевых операциях 1-го Украинского фронта, освобождал Украину, Польшу, Германию, Чехословакию, имел боевое ранение.
    Писатель, журналист. Чтобы написать книгу «На войне, о войне, без войны» - ветеран заново проехал по местам боев Великой Отечественной войны.
    (Чиновники могли бы кстати создать в благодарность его страничку в Wikipedia)

    Рустам Хабибуллин, в 15 лет ушёл на фронт юнгой. (Не нашёл информации)

    Галимьян Мустафин,
    Ушёл на фронт в 18 лет. Попал на четвёртый Украинский фронт, освобождали Нижнюю Украину и Крым. Далее был Прибалтийский фронт и третий Белорусский, в составе которого 10 апреля 1945 года штурмом взял Кёнигсберг. Заканчивал войну на втором Дальневосточном фронте, освобождал Южный Сахалин и Курильские острова.

    • Анонимно
      24.06.2020 18:03

      Очень многие скашивали год-два, по тому что чёткие записи ЗАГСов с датами рождений стали появляться в средней полосе России только после 1934 года.

      • Анонимно
        24.06.2020 21:03

        Многие шли в военкомат, приписав себе года, чтобы попасть на фронт.

    • Анонимно
      24.06.2020 18:05

      Спасибо Вам за информацию. Это действительно очень важно

    • Анонимно
      24.06.2020 20:44

      С Кузнецовым имел честь общаться лично, был у него дома. Действительно человек, его энергии можно только позавидовать.

  • Анонимно
    24.06.2020 17:50

    Зато ТЦ закрыты-смешно.

    • Анонимно
      24.06.2020 17:54

      Над вами, да, смешно.

    • Анонимно
      24.06.2020 19:37

      17:50 Какое отношение ваше ТЦ имеет к победе наших солдат в войне? Если бы не наши ветераны, не было было бы никаких ТЦ

      • Анонимно
        24.06.2020 23:41

        19:37 Для тех кто не видит аналогии-поямню.
        К такому, что это количество людей на параде мягко говоря небезопасны для окружающих, для стариков тем более.
        Или вы из тех кто короновирус считает байкой?

  • Анонимно
    24.06.2020 17:53

    какая сейчас культура у правящих классов,такой и парад,а совокупный солдат красной армии, все это не одобрил.

  • Анонимно
    24.06.2020 17:56

    Народу-Китай, толпу собрали, зачем это все проводить если есть опасность короновируса?
    А если нет ее то тогда надо снимать все ограничения.

  • Анонимно
    24.06.2020 18:37

    Ветеранов ВОВ очень мало осталось, нужно их беречь, воспоминания их записывать и распечатывать для потомков, чтобы знали, как было на самом деле, а не в худ.фильмах.

    • Анонимно
      24.06.2020 21:20

      Как было на самом деле уже не расскажут, потому что правда страшная, почитайте воспоминания некоторых фронтовиков, которые не скрывая правду описали все ужасы, которые не всегда с хорошей стороны хараатеризуют наших солдат

      • Анонимно
        24.06.2020 22:53

        С эхо Москвы что ли? Которые извиняются каждый раз за все сказаное

        • Анонимно
          25.06.2020 06:33

          22:53 Почитайте Виктора Астафьева "Прокляты и забыты", Николая Никулина "Воспоминания о войне", Виктора Некрасова "В окопах Сталинграда" (Лауреат СТАЛИНСКОЙ премии 1947 года!). Это самые известные произведения и все это есть в инете.
          Жуткое чтение.
          Вот это нужно перевести в формат аудиокниг и транслировать по главным каналам в прайм-тайм, чтобы люди точно знали, ЧТО такое война.

  • Анонимно
    24.06.2020 18:40

    6ам нужны народные ветераны, за народ. Вот они ветераны. От них надо писать...

    • Анонимно
      24.06.2020 18:49

      А что , те кто прошивал кровь на ВОВ не за народ ее проливали!? Оних нужно забыть!?

  • Анонимно
    24.06.2020 19:05

    "В жару в сапогах тяжело" - это берцы же, они очень тонкие и хорошо проветриваются, в жару в них не тяжело, но даже в осеннюю погоду ноги мерзнут.

  • Анонимно
    24.06.2020 19:08

    Кстати, известно ли уже, время было посчитать, сколько граждан СССР погибло и умерло в период второй мировой?

    • Анонимно
      24.06.2020 19:40

      Установить данные цифры невозможно. Три ужасающих примера: 1. 1941 год, осень, Вяземский котел, 2. Севастополь, мыс Херсонес 01-02 июля 1942 года. 3. Ржевская битва январь 1942г. - март 1943г.

  • Анонимно
    24.06.2020 19:20

    Смешно как-то, для чего весь этот цирк-показуха? Раз уж так вышло в этом году, что не смогли как обычно провести 9 мая, провели бы на следующий. А сохраненные средства распределили между ветеранами: увеличили им пенсии, выдали продовольственные пакеты, улучшили их жилищные условия и тп.

    • Анонимно
      24.06.2020 20:08

      Не все измеряется деньгами. Для ветеранов этот парад очень важен.

    • Анонимно
      24.06.2020 21:23

      Да, чтобы вдовы у чиновников не клянчили то, что им итак положено

  • Анонимно
    24.06.2020 20:28

    Я не пойму, мы победили этот вирус или нет?
    Толпы людей, никто ничего не боится.
    Молодцы, завидую этим бесстрашным людям.

  • Анонимно
    24.06.2020 20:33

    Тот кто впереди был уже нет с нами , к сожалению.....(

  • Анонимно
    24.06.2020 20:51

    Глубоко ценя героический вклад военных и тыловиков в Победу,, я все таки чи́сто субьективно рад что большинство из них уже не увидит сегодняшней мерзости, воровства, пафоса и коммерциализации на их славе. Память (настоящая) навсегда останется в семьях по мере правильности воспитания.

  • Анонимно
    24.06.2020 20:56

    Многие юноши специально себе прибавляли год-два к возрасту, что бы попасть на фронт. Особенно из деревень, так как в там кушать было нечего. Мой дед так в 16 лет ушел на фронт и всегда вспоминал, что белые простыни впервые в армии увидел, в деревни, та которая под Нижнекамском , отродясь белые простыни не видели (кроме зажиточных). И кстати, впервые за 16 лет смог нормально есть , каждый день армейская каша с тушенкой, а не то, что в деревне гнилая картошка и закон о "трех колосках". Кто тут еще жалуется, что у него жизнь не удалась, так нет айфона последней марки?!

    • Анонимно
      24.06.2020 23:32

      И что в этом хорошего? Это что за пропаганда войны?

    • Анонимно
      25.06.2020 07:54

      20:56 Во время войны в армию брали с 17 лет. Мой отец 1925 г.р., в 1941 пошел работать на завод токарем, едва дождался, когда исполнится 17, на следующий день после дня рождения в 1942 побежал в военкомат проситься в армию. Не из патриотизма, а от голода. Рассказывал, что пайки на заводе были маленькие (ему катастрофически не хватало), и он буквально голодал. Еще говорил, что если бы он не ушел на фронт, то, скорее всего, умер бы от голода в Казани. Его не хотели брать, потому что он работал на военном заводе и имел бронь, но он настаивал, плюс он был грамотным, плюс хорошо дружил с математикой - успел закончить перед войной семилетку, . Оказывается, грамотных людей перед войной было мало! Его взяли в артиллерию, стал сержантом- командиром вычислительного отделения, помощником артиллерийского корректировщика. Попал на фронт в августе 1944, постоянно находился рядом с арткорректировщиком, т.е. в самых передовых порядках, иногда даже впереди первых траншей. Участвовал во взятии Будапешта, говорил, что это была "настоящая мясорубка!", участвовал в уличных боях (потом до конца жизни удивлялся, что выжил, говорил, что выжить в уличном городском бою шансы даже не нулевые, а отрицательные), восхищался нашей пехотой, говорил, что это абсолютно бесстрашные люди, которые буквально превращались в роботов во время боя-все доведено до автоматизма, ни одного лишнего движения, ни одной лишней эмоции. Очень высоко оценивал боевые качества немцев и венгров- очень хорошие солдаты, стойкие, храбрые, умные, хорошо обученные, дерутся до конца. Победить такого противника очень дорогого стоит. Отец был ранен, контужен, заживо похоронен каменной стеной, которая на него обрушилась. Его откопали случайно- было затишье и рядом оказались наши. Потом еще воевал с Японией, прошел Монголию и Китай.
      После войны закончил с красным дипломом техникум, потом московский институт, вернулся в Казань, стал одним из лучших и ведущих специалистов в своей отрасли, при этом от карьеры и должностей принципиально отказывался, оставаясь рядовым инженером (в 1979 был даже награжден Госпремией СССР по науке и технике за разработку системы для военной авиации, деньги 10 тысяч директор НИИ забрал себе, а отцу дали орден Знак Почета и Грамоту, что он лауреат). И никогда не козырял своим ветеранством. Даже когда в 1985, к 40-летию Победы, участникам войны начали давать квартиры, он отказался просить, хотя мы жили вчетвером в 2-комнатной хрущевке. Тогда моя мать пошла к отцу на работу и немного пошумела, и нам дали трешку на кварталах.
      Отец всю жизнь мучился от последствий контузии, умер в 1996 в 71 год от рака. Перед смертью, пока был в сознании, удивлялся, что смог так долго прожить после войны. Даже не женился долго, чтобы "сирот не плодить". Мы с сестрой родились в его 40++.
      Кстати, советские фильмы про войну ненавидел, говорил, что там все вранье, лакировка, приукрашенность и "комедия", а на самом деле война - это грязь, пот, подлость и кровь. Еще говорил, что настоящих ветеранов, реальных участников боев, уже практически к 70-80м годам почти не оставалось. И он "случайно зажился". Говорил- хочешь отличить настоящего ветерана от приравненного обозника- смотри награды. Если есть медали "За отвагу" (у отца была), "За боевые заслуги", или "За взятие Будапешта (или любого города)"- значит, точно воевал, их давали только реальным участникам. Если нет- значит, тыловик или обозник. Кстати, в том же 1985 всем участникам войны и приравненным (в 1985 в политических целях к настоящим участникам войны приравняли призывников 1945 года, до фронта не доехавших) начали раздавать Ордена Отечественной Войны 2 степени, независимо от реальных заслуг. Так что если кто увидит такой орден- это ничего не значит.
      И перед смертью начал рассказывать абсолютно жуткие вещи, которых он насмотрелся на войне. И которые ему снились потом всю жизнь. Он всю свою войну был на самом передке и видел вещи, которые разные "полководцы", и штабные, тыловые и обозные не видели и не знали. В двух словах- наши старались в плен никого не брать, просто, чтобы не возиться. Неважно- сами сдаются или захватили, раненые или здоровые, взрослые или совсем мальчишки. Пока никто из начальства не узнал, в ближайшие кусты и....
      А 9 мая он на парады не ходил, и официоз терпеть не мог. Наоборот, клал цветы к Вечному огню, уходил на кладбище на могилу матери, выпивал и тихонько плакал.

  • Анонимно
    24.06.2020 22:02

    К маю 1945 г.в Советской армии служило 11 млн.ч-к. Сейчас в России осталось порядка 60 тыс.ветеранов. Странно читать комменты людей, считающих года ветеранов. Тогда воевала вся страна. Из Татарстана ушло на фронт 700 тыс.ч-к. Вернулась только половина. Я убежден, что только массовый героизм советских людей, помноженный на беспощадную дисциплину и твердое руководство
    Сталина позволили нам одержать Победу. И огромную роль в этом сыграло патриотическое воспитание, основанное на коммунистической идеологии. И вчерашние крестьяне, нередко уходившие на фронт в лаптях, смогли остановить, а затем одержать Победу на лучшей в то время германской армией и армиями их союзников.

  • Анонимно
    24.06.2020 22:10

    Их призвали,они были в строю!Даже.те кто не успел повоевать выполняли задачу. Не прятались.как некоторые.Уже это заслуживает уважения!Честь им и Слава! Мой дядя 27 года,приписал себе возраст,в 16 лет ушел на фронт.Погиб ОСВОБОЖДАЯ! Латвию.

  • Анонимно
    24.06.2020 22:25

    Вечная Слава, Почет и Память всем, кто приближал Победу над фашистской Германией на фронте и в тылу! Солдатам и офицерам Советской Армии, партизанам, подпольщикам, участникам Сопротивления, труженикам тыла! Подвиг Ваш беспримерен! Спасибо Вам за мирное небо у нас над головой!!!

  • Анонимно
    24.06.2020 22:30

    19.20. Как только можно назвать ТАКОЙ праздник цирком?!!! Вот так появляются" коли из уренгоя"! Дата такая!!! "Памяти павших будьте ДОСТОЙНЫ! ВЕЧНО достойны!"Помните такие строки?Прекрасно,что смогли провести парад,не смотря ни на что! Спасибо за это организаторам торжества! Думаю,что ветераны со мной бы согласились!

    • Анонимно
      25.06.2020 07:23

      9мая- День победы. И если нельзя для всех провести парад, не должно быть для отдельных личностей, тем более не все ветераны могли быть на параде. Вот это может быть и солидарность.

  • Анонимно
    24.06.2020 22:41

    От героев былых времён
    Не осталось порой имён.
    Те, кто приняли смертный бой,
    Стали просто землёй, травой...
    Только грозная доблесть их
    Поселилась в сердцах живых.
    Этот вечный огонь, нам завещанный одним,
    Мы в груди храним...

  • Анонимно
    24.06.2020 22:56

    Пир во время чумы

    • Анонимно
      24.06.2020 23:33

      Какой чумы? У вас жар что ли? Чума косила целые города и страны. Эта новая напасть пока только напугала людей. Послушать вас так и парад Красной Армии в Москве на Красной площади, приуроченный 24-ой годовщине Великой Октябрьской Социалистической Революции, тоже был пиром во время чумы. Ведь коричневая чума - немецко-фашистские войска - стояли тогда у ворот Москвы. Парад Победы - это дань памяти, уважения и преклонения перед теми, кто спас нашу страну от коричневой чумы.

      • Анонимно
        25.06.2020 07:19

        Если нет чумы, то и парад должен быть для всех, а не для так себя называющих випов, (ветераны не в счет) ,да собственно и ветераны многие за бортом.

        • Анонимно
          25.06.2020 13:00

          7:19. Вам что - надо было на Парад Победы всю страну пригласить? Все 148 млн.? Или всю Москву и Подмосковье - 15 млн.? Не позорьтесь уж всякую фигню писать.

  • Анонимно
    24.06.2020 22:56

    Я Вас поддерживаю. И думаю, что многие согласятся....

  • Анонимно
    25.06.2020 02:13

    А этим ветеранам обещанные квартиры дали уже или по прежнему ютятся в жалких условиях?

  • Анонимно
    25.06.2020 06:06

    Что за бред пишут люди ...Победа над фашизмом самый главный Праздник в нашей стране, что уж так получилось 9 мая не смогли провести Парады , но несмотря на это незабыли и провели чуть позже.Да хоть в сентябре или ноябре нужно проводить такие мероприятия ,нельзя забывать эту Победу.У меня дедушка был Участником ВОВ и он всегда ждал когда его пригласят в деревенский клуб ,на митинг...так что в натуре диванные эксперты малолетки сидите и молчите ,не позорьте своих бабушек и дедушек

  • Анонимно
    25.06.2020 09:26

    Спасибо всем ветеранам ,труженникам тыла и детям войны!

  • Анонимно
    25.06.2020 19:00

    те кто воевал-все уже умерли.
    туфраклары жингел булсын.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль