Общество 
8.07.2020

«Как-то реагировать надо, но Путин молчит»: станет ли Святая София мечетью?

Как депутаты Госдумы писали письмо «турецкому султану»

«Святая София — это часть нашей культуры, нашего естества», — вещал вчера на пленарном заседании депутат Вячеслав Никонов. После этого думцы единогласно приняли обращение к турецкому парламенту, призывая «проявить мудрость» и не изменять решение Ататюрка оставить Святую Софию музеем. Эксперты «БИЗНЕС Online» настаивают на том, что Россия не должна лезть в эти вопросы, а решение нужно оставить на откуп властей и населения Турции.

Накануне депутаты Госдумы приняли обращение к турецким коллегам, призывая оставить статус музея у собора Святой Софии в Стамбуле, который в Турции предлагали сделать мечетью Накануне депутаты Госдумы приняли обращение к турецким коллегам, призывая оставить статус музея собору Святой Софии в Стамбуле, который в Турции предлагали сделать мечетью Фото: Арильд Воген / commons.wikimedia.org

«ДЕВЯТЬ СТОЛЕТИЙ СВЯТАЯ СОФИЯ БЫЛА НЕРУШИМЫМ СИМВОЛОМ ЕДИНСТВА ХРИСТИАНСКОГО МИРА»

«Эрдоган, будь достоин Ататюрка!» — с таким лозунгом накануне депутаты Госдумы приняли обращение к турецким коллегам, призывая оставить статус музея собору Святой Софии в Стамбуле, который в Турции предлагали сделать мечетью. Документ наших парламентариев получился весьма сдержанным. Не было там угроз, а лишь осторожные просьбы «всесторонне проанализировать» ситуацию, «проявить мудрость» и не пересматривать решение основателя современной Турции Мустафы Кемаля Ататюрка. «Депутаты Государственной Думы убеждены, что необходимо предпринять все возможные шаги для того, чтобы предотвратить ущерб, который может быть нанесен поспешным изменением статуса музея всемирного масштаба», — говорится в обращении депутатов, которые в этот раз были едины в своем порыве отстоять Святую Софию.

Разница была лишь в эмоциональности накала, с которым выступали с думской трибуны. Так, Леонид Слуцкий, чей комитет по международным делам готовил обращение, предпочел рассказать историю собора, созданного по замыслу императора Константина в IV веке и обретшего сегодняшний облик уже в VI веке при императоре Юстиниане. «Девять столетий Святая София была нерушимым символом единства христианского мира. Таковым Святая София осталась и в последующее столетие, будучи до 30-х годов XX века мусульманским храмом, мечетью. Тем не менее, пройдя через землетрясения, пожары и разрушения, Святая София в веках осталась символом стойкости, нерушимости и единства христианской веры и христианского мира», — говорил депутат.

Леонид Слуцкий: «Пройдя через землетрясения, пожары и разрушения Святая София в веках осталась символом стойкости, нерушимости и единства христианской веры и христианского мира» Леонид Слуцкий: «Пройдя через землетрясения, пожары и разрушения, Святая София в веках осталась символом стойкости, нерушимости и единства христианской веры и христианского мира» Фото: «БИЗНЕС Online»

Слуцкий напомнил, что в 1934 году Ататюрк решил сделать Святую Софию музеем. «Он хотел установить более тесные отношения с СССР», — добавлял лидер КПРФ Геннадий Зюганов, заодно вспоминая, что на строительство собора потратили «три бюджета Византийской империи». Впрочем, лидер коммунистов даже тут увидел «зубы» американцев. «Американцы пытаются расколоть православие, затеяли грязную войну на Украине. Мне думается, что и здесь торчат их зубы, чтобы обострить ситуацию на Ближнем Востоке», — объявил Зюганов. Тут мы справедливости ради должны вспомнить, что намерение Турции превратить собор в мечеть в США как раз пришлось не по нраву. Так, неделю назад госсекретарь США Марк Помпео заявил: «Мы призываем власти Турции оставить собор Святой Софии музеем. Это продемонстрирует готовность Турции уважать традиции, связанные с религией, и многоликую историю Турецкого государства. Необходимо, чтобы все имели доступ в собор». Анкара ответила, что это собственность Турции и вообще относится к внутренним делам.

Геннадий Зюганов: «Американцы пытаются расколоть православие, затеяли грязную войну на Украине. Мне думается, что и здесь торчат их зубы» Геннадий Зюганов: «Американцы пытаются расколоть православие, затеяли грязную войну на Украине. Мне думается, что и здесь торчат их зубы» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ДЛЯ НАС СВЯТАЯ СОФИЯ — ЭТО ГОРАЗДО БОЛЬШЕ, ЧЕМ СОБОР, ЧЕМ ПАМЯТНИК ЮНЕСКО»

Об этом Геннадий Андреевич отчего-то умолчал. Вместо того он продолжал настаивать, что «София олицетворяет мудрость, Божью мудрость». Зато лидер ЛДПР Владимир Жириновский громких слов не жалел. По его мнению, обращение к турецкому парламенту вышло слишком мягким. «Россия сегодня — единственная страна, которая представляет весь православный мир. Собор Святой Софии куда красивее, чем наш храм Христа Спасителя и новый храм Вооруженных сил. Это лучший храм христианского мира, ему 14 веков!» — бушевал Владимир Вольфович. Он так разошелся, что объявил, будто единственная задача турок и Реджепа Тайипа Эрдогана в том, чтобы «восстановить великую Османскую империю», включив в нее северную Сирию, северный Ирак, часть Молдавии, Крым, часть Болгарии и Греции. «И снова хотят возглавить мусульманский мир — это 1 миллиард 300 миллионов мусульман», — возмущался лидер ЛДПР.

Заодно он заявил, что турки всегда нас ненавидели, поскольку «мы остановили их завоевания в Европе». «Сегодня они против нас в Сирии и Ливии, не признают Крым», — добавил он. Так что Жириновский уверен, что Турция не просто хочет поменять статус Святой Софии, но и «нанести удар по Москве». «Москва — глава христианского мира. Третий Рим — Москва, а четвертому не бывать. Так вот четверым будет мусульманский мир», — заявил он, решительно призывая… направить пикетчиков к турецкому посольству.

Владимир Жириновский громких слов не жалел. По его мнению, обращение к турецкому парламенту вышло слишком мягким Владимир Жириновский громких слов не жалел. По его мнению, обращение к турецкому парламенту вышло слишком мягким Фото: «БИЗНЕС Online»

В свою очередь глава комитета по образованию и науке Вячеслав Никонов и вовсе объявил, что Россия после падения Константинополя в 1453 году «выступила наследником Византийской империи». «Наш герб — двуглавый орел — это герб Византии. Мы заявили о себе как о третьем Риме. Это была первая национальная идея нашей страны — создание крупнейшего христианского государства на планете. И эта идея, когда границы Московского царства доходили до Вязьмы, была реализована. Для нас Святая София — это гораздо больше, чем собор, чем памятник ЮНЕСКО. Святая София — часть нашей культуры, нашего естества», — считает он.

Более того, Никонов подчеркнул, что святыни исламского мира отнюдь не в Святой Софии, а в Саудовской Аравии и Иерусалиме. «Это святыня христианства и прежде всего православия… Это святыня всего человечества, и она должна оставаться таковой. Если подобное произойдет, то это будет вызов. Напротив, если турецкие власти оставят Софию в нынешнем статусе, то это станет проявлением уважения к мировой культуре, христианству, православию, безусловно, к нашей стране, которая для Турции, помимо прочего, является главным торговым партнером, а в последнее время еще и военно-политическим», — заявил депутат.

Со всеми выступающими согласились и остальные парламентарии: 385 проголосовали «за», одобрив тем самым обращение к Великому национальному собранию Турции.

Вячеслав Никонов: «Если турецкие власти оставят Софию в нынешнем статусе, то это будет проявлением уважения к мировой культуре, христианству, это будет, безусловно, проявление уважения к нашей стране» Вячеслав Никонов: «Если турецкие власти оставят Софию в нынешнем статусе, то это будет проявлением уважения к мировой культуре, христианству, безусловно, к нашей стране» Фото: «БИЗНЕС Online»

Дискуссия вокруг будущего собора Святой Софии в Стамбуле опять началась после того, как 29 мая, в очередную годовщину падения Константинополя, в этом храме состоялось чтение Корана. А спустя неделю Эрдоган уже поручил изучить возможность превращения собора в мечеть. Уже в прошлый четверг, 2 июля, Верховный суд Турции постановил, что статус Святой Софии может быть пересмотрен указом президента страны. В тот же день Госсовет Турции провел заседание для обсуждения этого вопроса. По итогам говорилось, что решение станет известным в течение ближайших 15 дней.

Это вызвало неоднозначную реакцию в мире. Как мы уже упомянули, воспротивились такому намерению Турции США. Тут также стоит напомнить, что еще в марте 2019 года Эрдоган грозился изменить статус Святой Софии на мечеть в отместку Израилю и Штатам. На митинге в Трабзоне глава государства заявлял, что вернет собору подлинный статус мечети после муниципальных выборов в Турции 31 марта. «Сейчас Трамп объявляет, что Иерусалим является столицей [Израиля], (…) присваивает Голанские высоты оккупанту. Вы получите ответ из Турции», — указал Эрдоган. Но тогда по какой-то причине статус менять не стали.

В этом году дело пошло дальше. Теперь отреагировали и в России. Впрочем, Кремль устами пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова ожидаемо отказался давать оценку действиям своего ситуативного союзника. «Мы не можем комментировать само решение, это внутреннее дело Турецкой Республики», — заявил он.

Дискуссия вокруг будущего собора Святой Софии в Стамбуле в очередной раз началась после того, как 29 мая, в очередную годовщину падения Константинополя, в этом храме состоялось чтение Корана Дискуссия вокруг будущего собора Святой Софии в Стамбуле опять началась после того, как 29 мая, в очередную годовщину падения Константинополя, в этом храме состоялось чтение Корана Фото: «БИЗНЕС Online»

Зато МИД РФ молчать не стал, правда, и речи его были смиренны, как подобает христианам. Замглавы ведомства Сергей Вершинин лишь выразил надежду, что при принятии решений турецкая сторона учтет «общемировое значение этого объекта». Русская православная церковь в том же духе понадеялась на «благоразумие государственного руководства Турции». «Сохранение нынешнего, нейтрального, статуса Святой Софии, одного из величайших шедевров христианской культуры, храма-символа для миллионов христиан по всему миру, послужит дальнейшему развитию отношений между народами России и Турции, укреплению межрелигиозного мира и согласия», — говорится в распространенном заявлении патриарха Кирилла. Более того, по его мнению, изменение статуса собора «отзовется глубокой болью в русском народе».

«САМИ ВЛАСТИ И ОБЩЕСТВЕННОСТЬ ТУРЕЦКОЙ РЕСПУБЛИКИ ДОЛЖНЫ ОПРЕДЕЛИТЬ СУДЬБУ АЙЯ СОФИИ»

«БИЗНЕС Online» попросил экспертов высказаться о том, должна ли Россия вмешиваться в решение по статусу Святой Софии.

Дамир Мухетдинов — первый заместитель председателя ДУМ РФ: 

— Решение этого вопроса — суверенное дело суверенного государства. Его парламент, народ, президент принимают решение в отношении своих исторических памятников, истории и прочих юридических норм. Возможно, эта тема всколыхнула не Россию, а отдельно взятых депутатов, деятелей, государственных мужей, представителей Русской православной церкви. Наверное, потому, что это имеет важное историческое значение, место, роль для русского православия, которое ведет свои корни из Константинополя.

Как мне помнится, турецкая сторона не вмешивалась в вопросы, когда Русская православная церковь пыталась пересмотреть такие музейно-исторические памятники, как Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге и других городах. Спокойно к подобному относилась, понимая, что это дело суверенного государства. Но православная церковь имеет право высказать свой голос, внести свои предложения. Главное, чтобы все это было направлено на достижение мира, межрелигиозного диалога и взаимопонимания.


Альбир Крганов — глава духовного собрания мусульман России, член Общественной палаты РФ:

— Сегодня в мире остается еще открытым вопрос о возвращении религиозных объектов их первоначальным владельцам. Нас, мусульман, в том числе волнует мечеть или даже комплекс мечетей в Испании, который был превращен в христианскую обитель. Ну и в ряде других регионов мира, в той же Греции, остаются открытыми [подобные] вопросы. Есть, кстати говоря, вопросы и у нас, в России. Мы не раз об этом говорили. В Ульяновске уже 15 лет никак не можем вернуть мечеть, которую построили Акчурины, а сейчас там находится хлебозавод. И в Ставрополе в здании мечети расположена картинная галерея. И есть еще ряд таких мечетей и храмов других религиозных конфессий.

По отношению к Турции — это внутренний вопрос Турецкой Республики. Они должны сами определять свои решения. Я бы только сказал, что здесь нельзя слишком политизировать данный вопрос. История Айя Софии очень интересная. Она столетиями была христианской, затем столетиями — мусульманской. Потом, с приходом Кемаля Ататюрка, она стала музеем. И сегодня обсуждается данная тема. Религия должна сплачивать людей, а мы сегодня, к сожалению, видим, к чему приводит то разделение по религиозным признакам, которое касается зданий религиозных храмов в Палестине. Там находятся святыни наших трех традиционных религий — ислама, христианства и иудаизма. И в основе этих воззрений заложено, что данную территорию нужно освободить от других. Вы знаете, это очень негативная тенденция и, я бы сказал даже, утопическая идея, потому что люди должны жить во взаимоуважении, религии к такому и призывают. Вот в данной связи сами власти и общественность Турецкой Республики должны определить судьбу Айя Софии, им необходимо постараться объяснить людям, почему это надо сделать или почему не нужно. То есть здесь открытый процесс, и должны быть разъяснения по этому поводу.

Мне сложно комментировать, почему Турция решила поднять данный вопрос именно сейчас. Я читаю разные мнения по этому поводу. Что это, возможно, какой-то политический шаг для решения каких-то вопросов. Я не владею той информацией, которая позволила бы мне четко на данный вопрос ответить. В Стамбуле построены тысячи новых мечетей. Недавно открыли великолепную мечеть на 60 тысяч человек. Это такая красивая жемчужина, в архитектуре которой, кстати, объединены черты и архитектурные решения мечети Султан Ахмада и Айя Софии. То есть этот вопрос (о необходимости преобразования музея Святой Софии в мечеть — прим. ред.) — гражданскому обществу Турции и ее верующим. И я думаю, что Турецкое государство достаточно древнее и опытное, чтобы вынести мудрое решение в этом отношении. Полагаю, что они сейчас также учитывают все мнения как внутри страны, так и за рубежом по данному поводу. И, исходя из этого, примут решение.


Роман Силантьев — религиовед:

— Конечно, христианам было приятнее, когда Святая София являлась музеем. Причем христианам не только православным, не только относящимся к Константинопольскому патриархату. С другой стороны, препятствовать этому мы не можем. Апелляция к Кемалю Ататюрку, который в России очень быстро скатывается на позицию Ленина, уже, к сожалению, не работает. Власть в Турции поменялась, и Кемаль Ататюрк для них не авторитет. Во многом, как я подозреваю, это делается назло не христианам, а как раз кемалистам. Как я лично считаю, подобное — борьба с наследием Ататюрка. И я думаю, что это скорее удар по кемалистам. Идет декемализация Турции. А Эрдоган себя позиционировал как верующего мусульманина, который хочет обратить вспять процессы кемализации Турции, что он успешно и делает. Весь период его правления — уничтожение наследия Ататюрка. И сейчас это один из этапов такого уничтожения. Была кемализация Турции, а сейчас идет обратный процесс.

«РОССИЯ ДОЛЖНА МОЛЧАТЬ И НЕ ЛЕЗТЬ В ЭТО ДЕЛО»

Шамиль Султанов — исламовед:

— Во-первых, чисто формально это какая-то отмазка. Из Кремля поступило указание, и надо что-то сделать. Дело в том, что меджлис-то уже принял решение по этому поводу. Меджлис отдал прерогативу по данному вопросу президенту. В этой ситуации обращаться к меджлису — оскорбление, которое как бы говорит, мол, вы неправильно приняли решение, пересмотрите его. А почему неправильное? Они поручили это президенту. Обращение Госдумы я считаю некорректным.

Во-вторых, то, что связано со Святой Софией, — это чисто внутреннее дело Турции. Наши забывают, что в течение нескольких столетий Айя София была мечетью. И только при Ататюрке, когда он проводил деисламизацию Турции, она превратилась в музей. То есть только потому, что это соответствовало общей политике турецкого правительства при Ататюрке.

Обращение Думы совершенно бессмысленно. Смысл есть только с точки зрения Кремля — получить хоть что-то, что можно было бы разыграть против Эрдогана. В целом ряде событий Эрдоган переигрывает Кремль, Анкара — Москву. Но это не совсем корректно. Если мы создаем такой прецедент, нам тем более надо будет молчать, когда они станут говорить о правах человека, каких-то преследованиях и прочем. Мы сами открываем ящик Пандоры.

Турция подняла данный вопрос именно сейчас, потому что исламизация идет очень быстро, активно. В Турции это не просто спонтанный акт. Там периодически безостановочно идет поток писем и в меджлис, и Эрдогану по поводу Святой Софии. Люди напоминают, что она в течение нескольких столетий была одной из главных мечетей исламского мира. Если речь идет о том, что Турция возвращается в ряды исламского мира в качестве лидера, то необходимо возродить и то, что отличало Османскую державу. Дискуссия по поводу секуляризма и предшествующей исламской истории в Турции идет очень бурно. Наши специалисты не обращают или не хотят обращать на это внимание.


Максим Шевченко — журналист:

— Я бы хотел отметить, что Айя Софии хотят вернуть статус религиозного здания, объекта, каким она и была на протяжении тысячелетий. Построенная при Юстиниане, она в 1453 году благодаря султану Мехмету Фатиху стала мечетью. И с 1453-го до 1935-го она таковой была. Поэтому в том, что в ней находится музей, я ничего страшного не вижу, но в целом это не соответствует тому статусу, ради которого она строилась. То, что Государственная Дума Российской Федерации принимает какое-то безумное постановление, которое является открытым вмешательством во внутренние дела Турецкой Республики и солидаризируется с одной из политических сил Турецкой Республики — Мустафой Кемалем Ататюрком, мне кажется очень странным. Если это не называется вмешательством во внутренние дела другого государства, тогда я вообще не понимаю, что называется таким вмешательством.

Лучше бы Государственная Дума обратила внимание на свою родину. Есть российские города, где мусульмане десятилетиями не могут добиться, чтобы у них была хотя бы одна мечеть. Допустим, Ставрополь, или Краснодар, или другие города. На огромную Москву пять или шесть больших мечетей, что, конечно, не соответствует реальному числу верующих. Но Государственную Думу больше интересует ситуация с музейным фондом Турецкой Республики. И с тем, чтобы Турция (большинство граждан которой выступают за то, чтобы музей Айя София стал мечетью) действовала по указаниям Государственной Думы Российской Федерации. Они кем себя возомнили, мне интересно? Кем они себя полагают, депутаты Государственной Думы? Они что, вправе диктовать другим государствам?

Тогда, значит, и Российской Федерации не надо обижаться, когда кто-то диктует, что и как должно в России происходить. И таким образом Государственная Дума открывает большие возможности для того, чтобы и нашей стране указывали на несоответствие точке зрения других государств или парламентов других стран статуса того или иного здания, или культурного объекта, или того или иного региона. Поэтому я, честно говоря, просто в шоке.

Я полагаю, что Константинополь проиграл войну в XV веке и его жители вполне естественно уступили историческое первенство османам, жителям Османской империи. Очевидно, Государственная Дума хочет пересмотреть, ревизовать итоги войны XV столетия. Но эта инновация очень интересная: ревизия итогов войны XV века. Подобное даже не какая-то ревизия итогов Второй мировой. Пожалуйста, это их право, но я с ним принципиально не согласен, просто потому что считаю такое безумием.


Алексей Малашенко — российский востоковед, исламовед, политолог:

— Россия должна молчать и не лезть в данное дело, потому что все уже решено. Если РФ будет полемизировать с Эрдоганом или кем бы то ни было чьими бы то ни было устами — это глупость.

Мы все-таки живем в XXI веке, надо договариваться. А поскольку Эрдоган — исламист, пусть и умеренный, у него очень большие проблемы и у себя в стране, и вообще в отношениях. Ему надо было подтвердить, что он великий человек и свою конфессиональную идентичность. Он это сделал. Он абсолютно на всех наплевал. Ничего особенного не произойдет, что бы там ни говорили американцы, патриарх или какие-то люди. Эрдоган сделал то, что удобно для его личной политической карьеры.

С точки зрения ислама, традиций и всего прочего, пусть был бы музей. Там рядом стоит Голубая мечеть. Мало места, что ли? Это символ даже величия не Турции, а его собственного, как мусульманина. Это типичная политика на религиозной основе. Ничего в итоге не изменится. Единственное — к туркам, мигрантам в Европе, будут относиться еще хуже. За что боролись, на то и напоролись. Это не такое великое событие.

Россию данная ситуация всколыхнула, потому что касается православия. Как-то реагировать надо. Но Путин в данном случае молчит, и светские политики тоже, потому что они больше заинтересованы в Эрдогане. Вот если бы начался какой-то конфликт, был бы крик на лужайке. А так патриарх и кто-то еще что-то сказали… Ну и что? Это не великое событие. Даже сам Эрдоган на подобном много очков не соберет, а потом про все забудут.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (97) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
8.07.2020 08:09

Блин, я хочу чтобы они у нас проблемы решали за наши деньги, а не в Турции!

  • Анонимно
    8.07.2020 08:09

    Блин, я хочу чтобы они у нас проблемы решали за наши деньги, а не в Турции!

    • Анонимно
      8.07.2020 09:04

      Фантомная боль России...
      Земли Византии и Константинополь...
      Миллионы жизней отдали за желание обладать ими...
      И - ноль...
      Пять столетий непрерывных войн...
      Десятки, если не сотни, триллионов рублей , по современному курсу, были потрачены на эти компании...
      И - ноль...
      И смотришь на просторы Псковские, Костромские, Западносибирские, Дальневосточные...
      И видишь - как расцвели бы эти края, если бы туда вложили эти Деньжищи...
      Если бы занимались Своими делами и Землями...

      • Анонимно
        8.07.2020 22:08

        8.07.2020 09:04
        вы НЕ совсем правы! Благодаря этим войнам к России удалось присоединить Кубань, Ставрополье, Крым, Южную Украину.
        В 1569 г. удалось отстоять Астрахань!

    • Анонимно
      8.07.2020 11:25

      мусульман в Думе нет? раз единогласно?

      • Анонимно
        8.07.2020 13:20

        Вы странный какой то.
        В России нет мусульман.
        Есть "принадлежащие" к этническим мусульманам.
        Есть примкнувшие по моде.
        В мире тоже практически нет мусульман.
        Так как 99 % не знает, что такое Ислам.
        От слова Вообще.
        И считаются ими тоже в основном по этническому принципу.

        • Анонимно
          8.07.2020 13:31

          Какая глупость. Вопиющая!

        • Анонимно
          8.07.2020 15:41

          Что ты написал сколько выпил е ли не видишь мусульман...Идёт возрождение Ислама!!!

          • Анонимно
            8.07.2020 21:22

            В 1930 году Татарская АССР стала третьим регионом областного значения в СССР (не в РСФСР) по внедрению колхозов и раскулачиванию.
            И разрушению мечетей.
            Перегнав все Союзные среднеазиатские республики и кавказские автономные.

        • Анонимно
          8.07.2020 17:50

          По идее, ты сейчас христиан описал, ибо в мире столько настоящих мусульман становится, что это становится головной болью и для всяких «Саудитов», забывших, что святые места им не принадлежат и всяким «носителям демократий, вроде американцев и европейцев, носителей духовных скреп, вроде нас и «коммунистов-безбожников» вроде Китая. Будущее за исламом, как не крути, это и западных и российские священнослужители и демографы говорят в один голос.

          • Анонимно
            8.07.2020 21:19

            99 % мусульман в мире не знают грамоты.
            Как они могут знать что такое Ислам?

  • Анонимно
    8.07.2020 08:14

    В чужой монастырь со своим уставом не ходят.

  • «Святая София — это часть нашей культуры, нашего естества»
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/474063
    У господ Зюганова, Никонова, Жириновского и прочих перечисленных лиц ценности были другие

    • Анонимно
      8.07.2020 09:51

      Это же лицемеры, коих ещё поискать нужно. Коммунисты, забывшие крест спрятать

      • Анонимно
        8.07.2020 13:33

        Ну что им написали, то и читают. Мне интересно, что муфтии скажут.

        • Анонимно
          8.07.2020 17:51

          Тоже интересно, но я знаю, как они рады, кто реально верующий, а не сотрудник KGB

    • Анонимно
      8.07.2020 22:11

      8.07.2020 08:39
      а КАК с турецкого переводится "София"?
      Как, с греческого - ЗНАЮ!

  • Анонимно
    8.07.2020 08:40

    Почти все церкви в Татарстане построены на месте мечетей Казанского ханства, и никто не возмущается

    • Анонимно
      8.07.2020 08:46

      Ханство он вспомнил. В Татарии церквей старше 18 века днем с огнём не сыщешь, за исключением собора в Кремль и в Свияжске, иди раскопки проводи, археолог

      • Анонимно
        8.07.2020 09:12

        Если провести перепись церквей и мечетей построенных до 1918г. и доживших до наших дней то количество церквей будет в разы больше.

        • Анонимно
          8.07.2020 09:31

          Аллах сказал: вся земля это мечеть.
          Так зачем вам здание из кирпича или дерева?
          Вам важно дерево и кирпич?

          • Фидарис
            8.07.2020 10:32

            Нам важно, чтобы вы были здоровы. Здоровья вам.

          • Анонимно
            8.07.2020 15:44

            А вам важен
            кирпич или дерево,каждый день по 3 церкви новые ...

            • Анонимно
              8.07.2020 17:53

              Вот тут я согласен, хоть и русский. Для кого эти церкви? Для голодного и вымирающего русского народа? Лучше бы школы и университеты строили, чем пустующие здания.

    • Анонимно
      8.07.2020 08:54

      зря не возмущаются

    • Анонимно
      8.07.2020 10:44

      Какого ханства? Казани самой то и 500 лет нет. Ни одного камня даже нет в Казани старше 500 лет! Ни одного! О каких мечетях вы говорите?))

      • Анонимно
        8.07.2020 11:21

        надо востановить

        • Анонимно
          8.07.2020 12:43

          А как Вы предполагаете восстанавливать то, чего вероятно и не было?

          • Анонимно
            8.07.2020 17:54

            Вероятно для вас, которым историю немцы написали и нашу изуродовали. Мы все помним и у нас все есть и ещё есть иностранные источники, к которым доверие больше, чем к русским летописям, которые фору дадут сказкам Андерсона.

            • Анонимно
              8.07.2020 22:15

              8.07.2020 17:54
              Сказки Андерсена ВЫ рассказываете!
              Ну и КАК вы собираетесь объяснить РЕАЛЬНОСТЬ?
              Ведь это Казань входит в состав России, а не наоборот! КАК вы объясните, что русские расселились от Балтики до Тихого океана?

              • Анонимно
                9.07.2020 14:17

                22.15 некогда, союзные национальные республики тоже входили в состав одного государства. И украинцы были вашими «братьями». Но все меняется, так что не говорите «гоп»! Американцы живут по всей планете, как вы нам это объясните?

                • Анонимно
                  9.07.2020 15:02

                  Американцы - это жители Южной и Северной Америки. Если Вы говорите о гражданах США, то правильнее называть их так и называть - "граждане США". В отличии от русских, они живут на не своих автохтонных территориях, что делает их суверенитет сомнительным, а их права неполными. Со всеми вытекающими! ..

                  • Анонимно
                    9.07.2020 16:27

                    15.02 сомнителен суверенитет США и полнота прав американцев? Вам самому то, не смешно со своих слов? Ну да, русский то суверенитет куда величественнее, с его сырьевой псевдоэкономикой,что десятилетиями зависит от цены на нефть в долларе,да? Или в полноте прав нищего российского народа как можно сомневаться?Все своё русское ,как всегда по двойным стандартам! И так, для широты кругозора, земли исконные для русских ограничены в пределах золотого кольца, так что не обольщайтесь акваториями Тихого океана и моря Балтийского.

                    • Анонимно
                      9.07.2020 16:37

                      Нет мне не смешно. Экономические уловки запада - это всё временно, скоро их не останется и следа. Цыплят будем считать по осени.

                    • Анонимно
                      9.07.2020 16:47

                      9.07.2020 16:27
                      Что значит НЕ обольщайтесь?
                      К ВОСТОКУ от Золотого кольца, находятся:
                      ОБЛАСТИ:
                      Свердловская - 85,7% русских;
                      Челябинская - 81,4% русских;
                      Тюменская - 69,3%;
                      Омская - 88,3%;
                      Новосибирская - 88,7%;
                      Томская - 88,1%;
                      Кемеровская - 91,8%;
                      Иркутская - 88,3%;
                      Амурская - 93,4%
                      КРАЯ:
                      Алтайский - 82,3%;
                      Красноярский - 88,1%;
                      Забайкальский - 88,3%;
                      Хабаровский - 88,0%;
                      Приморский - 85,7%.

                      ЕЩЕ РАЗ - КАК вы собираетесь объяснять РЕАЛЬНОСТЬ?

                      • Анонимно
                        9.07.2020 18:01

                        16.47 присутствие в этих регионах завышенного приписками при переписи, числа русских, не говорит о то, что эти земли были их исконными, они все были завоёваны в разное время истории. Ваша реальность, именно ваша в вашей голове, не есть реальность, так что потрудитесь сами себе обьяснить ваши фантазии.

                        • Анонимно
                          9.07.2020 20:40

                          9.07.2020 18:01
                          у вас с головой НЕ порядке? Откройте в инете видео ЛЮБОГО сибирского или дальневосточного города! И просто посмотрите КТО там ходит по улицам!
                          вы существование американских, канадских и австралийских городов НЕ отрицаете? Предки их жителей ТОЖЕ когда-то ТАМ поселились!
                          А вообще-то ВСЕ земли кроме Африки, для человечества - НЕ исконные!

                  • Анонимно
                    9.07.2020 16:36

                    9.07.2020 15:02
                    Какими сомнительными? Какими вытекающими? По ВАШЕЙ логике, ВСЕ люди, за ПРЕДЕЛАМИ Африки, "живут на не своих автохтонных территориях, что делает их суверенитет сомнительным, а их права неполными. Со всеми вытекающими! .."
                    Кстати, русские осваивали Сибирь, а англосаксы - Северную Америку, исторически ОДНОвременно!
                    Точно также исторически одновременно, русские заселяли Новоросиию (от Кубани до Днестра), А англосаксы - Австралию!
                    Я вам БОЛЬШЕ скажу! точно также исторически одновременно славяне заселяли Волго-Окское междуречье и земли будущего Новгорода, а англосаксы - остров Великобританию!
                    Кстати, ТОГДА ЖЕ булгары заселяли Волго-Камское междуречье!

                • Анонимно
                  9.07.2020 16:28

                  9.07.2020 14:17
                  Американцы на ВСЕЙ планете составляют БОЛЬШИНСТВО населения, или ТОЛЬКО в США, на пространстве от Атлантики до Тихого океана?
                  А русская и англосаксонская колонизация ОЧЕНЬ похожи!
                  Союзные республики некогда создал Ленин! И право на отделение им дал именно ОН!
                  А по-сути, на вопрос вы так и НЕ ответили!

          • Анонимно
            8.07.2020 19:48

            У религиозников с логикой тяжело, иначе бы их не было. Доя чего вы им такие вопросы задаёте?

  • Анонимно
    8.07.2020 08:55

    В Татарстане тоже нужно порядок наводить где разрушили наши мечети и святыни.

    • Анонимно
      8.07.2020 09:55

      Давно пора

    • Анонимно
      8.07.2020 12:12

      Вы не могли бы приведите список мечетей и иных святынь, якобы кем-то разрушенных? Он вообще существует?

      • Анонимно
        8.07.2020 20:12

        Мечети - не святыни, это культурно-просветительские центры для мусульман. Про Айя-Софию, пусть, не волнуются, это будет тоже культурно-просветительский центр, не хуже любого музея.

        • Анонимно
          9.07.2020 01:20

          Ну если это для вас норма (когда переделывают храмы в мечети), то если когда-нибудь кто-нибудь будет перестраивать ваши культовые сооружения под какую-нибудь другую религию, Вы уж пожалуйста сильно не возмущайтесь. Вспомните о том кто открыл этот "ящик Пандоры" и кто это оправдывал и соглашался с этой несправедливостью. Себя вспомните, свою позицию в этом вопросе и не ропщите. Мусульманская умма России и Татарстана ДОЛЖНА БЫЛА проявить мудрость и братскую заботу о своих православных согражданах, для которых этот шаг Эрдогана неприемлем, и остановить его, но этого не случилось. И это безнравственно. Это не по- человечески. Мне за вас стыдно!!!

          • Анонимно
            11.07.2020 04:26

            Наоборот, мы воспринимаем это как "ответку", что во многих городах России мусульманам не позволяют строить мечети, несмотря на многочисленные обращения в органы власти.

  • Анонимно
    8.07.2020 08:55

    Зеркальная ситуация была с Исакиевским собором в Питере, когда уже РПЦ хотела сделать из музея храм и тогда нашим депутатвм было, мягко говоря, наплевать.
    Лицемеры!

  • OPEN
    8.07.2020 09:02

    1) Согласно конституции церковь отделена от государства .
    2) В России мусульмане такие же равноправные, значит нуженО письмо депутатов и в поддержку то же

    • Анонимно
      8.07.2020 09:58

      Я мусульманин и я полностью поддерживаю это решение, полностью поддерживаю своих турецких братьев и вижу, как растёт Турция. К середине века их станет минимум 150 миллионов, а, нас уже 100, если не меньше. За кем будущее? Подумать надо сейчас

    • Анонимно
      8.07.2020 10:13

      Они свою шерсть путают с государственным

  • Анонимно
    8.07.2020 09:02

    Мустафа Кемаль родился в городе Салоники, который ныне принадлежит Греции. Изначально в этом городе жили албанизированные греки, туда же в период Османской империи были переселены турки из Анатолии, а также евреи, бежавшие из Испании.
    Учился в школе Шемши Эфенди, принадлежавшей общине дёнме — общине обращенных» иудеев, формально перешедших в ислам.

    Трагические события 1915 года, по сути ставшие миной замедленного действия, связаны с именем Ататюрка.

  • Анонимно
    8.07.2020 09:13

    Израильские историки Бенни Моррис и Дрор Зеэви в своей новой книге «Тридцатилетний геноцид» делают заявления о том, что геноцид в Османской империи продолжался на протяжении тридцати лет между 1894 и 1924 годами не только против армян, но и против всех христианских общин.

    В интервью израильской газете Haaretz , Моррис рассказал об их книге, в которой говорится, что за этот период было убито от 1,5 до 2,5 миллионов христиан. Ученые основываются на работах турецких, армянских и греческих статистиков.

    По словам Морриса, основатель Турецкой республики Мустафа Кемаль Ататюрк был ответственен за «ликвидацию последних армян, оставшихся в Турции», а также сотен тысяч греческих и ассирийских христиан. «Хотя Ататюрк считается анти-исламистом, он мобилизовал Ислам для реализации этой схемы, и именно он покончил с остатками христианских общин в Турции. Тем не менее, обвинение в этнической чистке никогда не прилипало к нему», - отмечает Моррис.

    • Анонимно
      8.07.2020 09:59

      Стена между арабоми в21 веке то же Ататюрк воздвиг или подмять экономику России и если что свалить в Израиль хорошо устроились

    • Анонимно
      8.07.2020 10:52

      про геноцид турки а в Греции и Армении ничего не хочет сказать?

    • Анонимно
      8.07.2020 11:03

      Отвечаю,Израильским историкам Бенни Моррис и Дрор Зеэви,что Геноцид Народов Мира продолжается со времён Написания и распространения Библии,где Ссудный процент,Ядро Учения.

    • Анонимно
      8.07.2020 15:53

      Никакого официального признания геноцида нет,есть только мнения ..Турция официально приглашает армян,греков на изучение документов того времени,но армяне и греки не идут на это..

      • Анонимно
        8.07.2020 22:22

        8.07.2020 15:53
        На протяжении ДЕСЯТИЛЕТИЙ все документы, касательно данного геноцида, находящиеся на ТУРЕЦКОЙ территории, САМИ турки и УНИЧТОЖИЛИ!
        Это называется "заметать следы".
        Если бы Эрдоган НЕ был бы так уверен в том, что ВСЕ "хвосты подчищены", он бы НЕ стал бы выходить с такой инициативой!

        А вот Германия в 1945 г. была ПОЛНОСТЬЮ разгромлена! Поэтому ВСЕ ее архивы попали в руки победителей!

  • Фидарис
    8.07.2020 09:22

    Тридцать восемь лет назад мусульмане Балашихи обратились к органам власти с просьбой о выделении земельного участка под строительство мечети. Дошли до того, что в 1996 году сам Ельцин собственноручно поставил резолюцию о предоставлении земли, но областные власти проигнорировали её и не приняли к исполнению. Прознав, что мы решили построить мечеть на купленном на рынке недвижимости участке, местные "власти" предупредили нас, что всё равно не дадут возможность строить и функционировать нашему храму.
    Я хорошо знаю и пишу об этом, потому что непосредственно сам вместе с другими активистами-мусульманами больше десяти лет занимался эти вопросом. Сегодня этим занимаются другие активисты, но запрет преодолеть не могут.

    Хочется крикнуть: "АУ! депутаты "никоновы" и прочие господа, когда вы во исполнение собственных принятых законов разрешите мусульманам Балашихи построить мечеть хотя бы для трёх-четырёх сотен прихожан. За это время даже баптистам выделили не один участок для строительство христианских храмов. Зачем вам искать "соринку" где-то за рубежом, когда "бревно" - вот оно, здесь лежит?!

    • Анонимно
      8.07.2020 14:47

      Единственную мечеть Ставрополя НЕ возвращают верующим. В здании мечети расположена картинная галерея.

      • Анонимно
        8.07.2020 15:08

        А старинную мечеть в Ростове на Дону, Ульяновске?
        А ситуация с мечетью в Калининграде?

  • Анонимно
    8.07.2020 09:24

    Похоже, в стране все проблемы решены и депутаты взялись за обустройство соседей. Как они далеки от своих избирателей

  • Анонимно
    8.07.2020 10:03

    И эта самая актуальная проблема что же вещий Олег шёл разорять Константинополь видать карманы набить а не молиться

  • Анонимно
    8.07.2020 10:03

    Ататюрк в угоду атеистической СССР сделал софию музеем))))). Да он в то время мог спокойно ее снести и СССР ничего бы не сказал, не считая христианского мира.

  • Анонимно
    8.07.2020 10:06

    не надо сувать свой нос суверенным странам. Жириновский как всенда истеричный

  • Анонимно
    8.07.2020 10:29

    и турция и россия хотят возродить былое величие но у эрдогана хватает ума не лезть в мировые лидеры а только в региональные а вот в россии ума нет только эмоции мы во главе всего мира на белом коне принимаем парад победителей на красной площади и к мавзолею бросаем знамена всех государств по моему это психическое отклонение от нормы турки поднимают знамя умеренного ислама так в турции даже во времена светского правления ислам никуда не уходил россия хочет захватить власть в мире под знаменем православия так здесь православие выжигалось огнем и мечем во время правления коммунистов и эти коммунисты поднимаю знамя православия да они не знают что это такое и жириновский и зюганов и никонов партийные функционеры и единственное что они знают это распространить власть кремля на весь мир под любой угодно идеей готовы любую принять а если понадобится будут возрождать идеи которые были осуждены на трибунале после 2 мировой войны цель оправдывает средства как они считают

  • Анонимно
    8.07.2020 10:30

    1. Эрдоган в глазах большинства турок приобретет очки как укрепитель национального духа.
    2. Депутаты пропиарятся.
    3. Вход в Софию, скорее всего, станет бесплатным. Туристы сэкономят 40 лир, муниципалитет немного потеряет.
    4. Возобновится пропаганда "Не ходите. дети, в Стамбул и Турцию гулять"
    5. Через пару недель все об этом забудут.

  • Анонимно
    8.07.2020 11:04

    Леонид Слуцкий и Жириновский - православные !! Вот насмешили ! а господину Никонову получше бы знать историю ( Двуглавый орел из Византии ) ха ха , Золотая Орда 1350 годы Хан Джанибек чеканит монеты с двуглавым орлом . Какая там ещё Византия !!!!

    • Анонимно
      8.07.2020 12:14

      Византия какая? Которая была с падения Рима до 1453 года. А орёл в орде вон только с 1350

      • Анонимно
        8.07.2020 16:02

        По датам с вами согласен , но по карте посмотрите где Золотая Орда и где Византия ! кто ближе !?

        • Анонимно
          10.07.2020 01:19

          8.07.2020 16:02
          БЛИЖЕ Византия! Русскому на Сахалине КТО ближе? Японец на Хоккайдо, или русский в Смоленске?

    • Анонимно
      8.07.2020 13:49

      А подумать? Не мог мусульманин чеканить монеты с изображением орла.

      • Анонимно
        8.07.2020 16:01

        С одной стороны монеты двуглавый орел , с другой вязь на арабском , Хан Джанибек мусульманин в первом поколении , так что ещё как мог !

    • Анонимно
      8.07.2020 16:41

      Слуцкий и Жириновский - "дети юристов".

  • Анонимно
    8.07.2020 11:28

    Не надо вмешиваться во внутреннюю политику чужой страны ! Работать надо, у себя полно проблем, нечего других обсуждать бездельники !

  • Анонимно
    8.07.2020 11:36

    Все основные исторические мечети времен В. Булгарии, Орды, Казанского ханства надо восстановить!

    • Анонимно
      8.07.2020 18:51

      Исакиевский Собор,стоит на Фундаменте Мечети.

      • Анонимно
        8.07.2020 22:29

        8.07.2020 18:51
        Какой мечети? Какие мусульмане, в Швеции начала XVIII века?

  • Анонимно
    8.07.2020 12:02

    место очень интересное и красивое
    лично сам тоже против - лучше бы оставили музеем
    но кого должно волновать мнение мое или парламентариев соседней страны? Долги что-ли какие-то?
    Правильно написал товарищ сверху - своих проблем мало?

  • Анонимно
    8.07.2020 14:15

    Современная Турция целившийся стать часть европейской цивилизации, демократичной свободной светским государством,с приходом власть нынешнего режима временно отклонилось своей пути. Но такие периоды в истории Турции были и турецкий народ поняв ощибку,как когда то Германия,на выборах дасть достойный ответ этим проходимцам. Очень трудные периоды были в.истории Турции ,после военный период,экономическийие кризисы,голод,но турецкая правительства не когда не шел такой если можно сказать шантаж. С такими заявлениями нынещний режим , показывает свое истинное лицо. Менять конституции чтобы остаться у власти сейчас модно ,и Эрдоган тоже воспользовалсч этим. Турция была и останется страной современной,европейской,светской. Такие дешевые шаги првяшего режима,экспулатации религиозных чувств, показывает что им скоро конец. Турецкий народ на выборах выбросит на обочине истории,этих проходимцов ,которые действительно потеряли связ с реальностью. Армия давно остоновила бы это безумие,но Эрдогану удалось стать диктатором. Но народ не позволить что было фалсификация выборов и выборох похоронять их этих политических трупов,своими бюлетенами.р

    • Анонимно
      8.07.2020 15:17

      1. Как-то Европа не очень спешила принять Турцию в свои объятья. Каждый раз выдвигая всё новые и новые условия. Унижая чувства собственного достоинства турецкого народа. За что боролись, то и получили.
      2. Эрдогана кто выбрал, не народ что ли? Уверенны, что там все за светсткость?

    • Анонимно
      8.07.2020 16:05

      А так ли уж прекрасна европейская цивилизация? И что сможет внести тюркская цивилизация в мировую цивилизацию

      • Анонимно
        8.07.2020 22:33

        8.07.2020 16:05
        Что внесла европейская цивилизация?
        А вот что: КОМП, на котором вы свой пост набрали, МОБИЛЬНИК, по которому вы разговариваете, ТЕЛЕВИЗОР, который вы смотрите, ДВД-проигрыватель, который вы слушаете, ХОЛОДИЛЬНИК, где вы храните еду, АВТОМОБИЛЬ, на котором вы ездите, ПОЕЗД на котором вы ТОЖЕ ездите, ЛИФТ, на котором вы ТОЖЕ ездите, САМОЛЕТ, на котором вы летаете! Продолжить?

  • Анонимно
    8.07.2020 15:09

    Желаю что ваши желание совпадались с вашими возможностьями. Из далеко звон дудука прекрасно. Чтобы знать Турцию ,смотрет турецкие сериалы не достаточно или побыват в Анталии туристом. Возможности Турции не стоит переувеличивать. Место Турции в евросоюзе. Приход к власти Эрдогана это процесс замедлил но не смог остоновит. Пять миллионов можеть больше турки живут только в Германии. По европе наверное 15 миллион. Им есть чего сравнит. Европейский образ жизни, или то что обешает сторонники Эрдогана. Сейчас турецкий народ понял,лучше их не вы не я не можем знать что лучше для турецкого народа. На выборах больше 10% голосов не наберет не Эрдоган не его партия. И это знает прекрасно сам Эрдоган,и идет на такие дещевые трюки,с музея сделаем мечеть . Это шаг не верой не исламам не связана, политическая авантюра,который надеется власт перед выборами поднять свой рейтинг. Вот и все.

  • Анонимно
    8.07.2020 15:34

    Каждый человек или народ должень сначала себе помоч. Встат на ноги а потом уже другим. Эрдоган пусть сначала поднимаеть реалные доходы граждан,когда дожд пол истанбул затапливает,нет подземных комуникации,а потом уж быт лидером там мусулманского или тюркского мира. Когда дома есть нечего идеш спасать мир. . Спаси себе , потом других.

  • Анонимно
    8.07.2020 16:30

    Точно так же в Питере власти передали РПЦ Спас на Крови, трындя что - музей то все равно останется, и туристы ходить смогут. Так что господа депутаты - начните видеть сук в своем глазу.

  • Анонимно
    8.07.2020 16:34

    Лучше бы думали о народе, дармоеди

  • Анонимно
    8.07.2020 16:38

    Лучше бы думали о народе, дармоеди

  • Анонимно
    8.07.2020 16:41

    Надо оживить то, что агенты Запада сдали в музей.

  • Анонимно
    8.07.2020 17:27

    Почему "эксперты" у Вас только исламские? Почему нет представителей другой стороны?
    И еще удивителен тот факт, что когда поднимается религиозная тема, то большинство комментариев носят атеистический характер, а как дело касается еще и внешней политики, так все сразу мусульманами стали, просят в мечеть переделать и старинные мечети восстановить.

    • Анонимно
      8.07.2020 17:58

      Силантьев что ли исламский? Чуть не поперхнулся ))

      На минуточку - Исполнительный директор Правозащитного центра Всемирного русского народного собора. Заместитель председателя Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации. Член Экспертного совета Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки Российской Федерации по теологии.

  • Анонимно
    8.07.2020 19:16

    Святая София — это часть нашей культуры, нашего естества», — вещал вчера на пленарном заседании депутат Вячеслав Никонов
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/474063
    Поздно проснулся. РПЦ теперь отдельно, греческая церковь отдельно.

  • Анонимно
    8.07.2020 23:20

    Не ваше это дело

  • Анонимно
    9.07.2020 22:57

    Это внутреннее дело Турции. Не надо совать свой нос в чужие дела. Она будет мечетью, иншалла. Больше всего возмущаются люди, которые вообще в бога не верят.
    ..

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль