Общество 
22.07.2020

Вадим Хоменко: «Без профессионалов в сфере мировой экономики страна не может развиваться»

О знаковой роли образовательной экспансии, экспортной ориентации Татарстана и реализации «восточной карты» на пользу России

В КФУ набирает обороты развитие профилей подготовки в области мировой экономики. Базируются эти образовательные программы в Институте международных отношений. Почему такое разделение сфер влияния на реализацию топового направления подготовки совершенно оправданно и зачем Татарстану и России сегодня в большом количестве нужны эти специалисты, рассказывает вице-президент Академии наук Республики Татарстан, профессор кафедры международной экономической деятельности КФУ Вадим Хоменко.

Вадим Хоменко: «ИМО КФУ накоплен уникальный опыт подготовки специалистов по международной деятельности, здесь же базируется сильная языковая подготовка, широко признанные исторические и культурологические центры» Вадим Хоменко: «ИМО КФУ накоплен уникальный опыт подготовки специалистов по международной деятельности, здесь же базируется сильная языковая подготовка, широко признанные исторические и культурологические центры»

ТОЧЕЧНО, НАЦИОНАЛЬНО, ВСЕМИРНО

Основы для развития образовательного процесса в области мировой экономики в КФУ были заложены еще в момент создания самого федерального вуза. Тогда на встрече с ректором Ильшатом Гафуровым мы обсуждали систему экономического образования в вузе в целом, которая затем постепенно воплощалась в жизнь. Речь шла о построении подготовки специалистов в этой сфере по трем уровням: экономика предприятий и организаций, региональная и национальная экономика, мировая экономика. Абсолютно закономерно, что первые два уровня эффективно реализуются в стенах Института управления, экономики и финансов, а все условия для развития третьего уровня созданы в Институте международных отношений.

Дело в том, что в ИМО КФУ накоплен уникальный опыт подготовки специалистов по международной деятельности, здесь же базируется сильная языковая подготовка, широко признанные исторические и культурологические центры — как в целом, так и профильные по разным странам. Все это очень взаимосвязано и необходимо для подготовки профессионалов в области мировой экономики. Поэтому с течением времени логика подвела к тому, что именно в этом институте должна формироваться подготовка по экономическому вектору международных отношений.

Это отнюдь не означает дистанцирования от специалистов Института управления, экономики и финансов. Напротив, воплощение в жизнь всего задуманного происходит в тесном сотрудничестве с ними. Здесь идет разумное разделение сфер ответственности без какой-либо нездоровой конкуренции.

Без профессионалов в области мировой экономики ни регион в рамках страны, ни сама страна просто не может развиваться «Без профессионалов в области мировой экономики ни регион в рамках страны, ни сама страна просто не может развиваться»

НА ПОТОК НЕ ПОСТАВИТЬ

Безусловно, специалисты в области мировой экономики — штучный товар. Здесь не может быть такой массовости подготовки, как на других уровнях экономического образования: бухгалтеров, экономистов для предприятий всегда требуется больше. При этом список требований здесь не уже, а значительно масштабнее, чем к образованию специалистов других сфер экономики. Это элитарная подготовка, очень сложная, с тонкой настройкой. Фактически это уникальные специалисты, которые должны прекрасно ориентироваться в экономике, политике, ментальности стран, с которыми нужно поддерживать связи. Но без профессионалов в области мировой экономики ни регион в рамках страны, ни сама страна просто не может развиваться.

Федеральные власти делают на республику ставку как на проводника российских интересов, прежде всего, на азиатском векторе «Федеральные власти делают на республику ставку как на проводника российских интересов, прежде всего на азиатском векторе»

ОРИЕНТАЦИЯ ВОВНЕ — ЛИЦО РЕСПУБЛИКИ

Не стоит забывать о том, что Татарстан — регион, ориентированный на экспорт. В республике всегда требуются специалисты для осуществления масштабной внешнеэкономической деятельности. Существенная часть объема выпускающейся у нас продукции уходит за рубеж: большие поставки реализуются компаниями, работающими в отраслях нефтедобычи и нефтепереработки, машиностроения. По отдельным позициям Татарстан в этом плане и вовсе уникален в работе с зарубежными партнерами: к примеру, 25% турецких инвестиций в Россию приходится на РТ. И это лишь один пример. Федеральные власти делают на республику ставку как на проводника российских интересов, прежде всего на азиатском векторе. И республика активно пытается эту восточную карту России реализовать в той мере, в какой ее видит федеральное правительство.

По этой причине в Казани столь много консульских представительств соответствующих государств, и этот список постоянно расширяется. Работа идет и в системе регулярного проведения крупных международных форумов — KazanSummit, Евразийского форума. В этом году также должен был состояться Евразийский конгресс, но пандемия внесла свои коррективы.

Татарстан, как точка на карте России, все более приобретает статус связующего звена с миром Востока, и в том числе поэтому о Казани говорят как о третьей столице. А для ведения такой работы, разумеется, нужны специалисты. И, очевидно, если мы будем готовить только бухгалтеров и налоговиков, мы не закроем эту нишу, поэтому было принято решение о необходимости подготовки специалистов в области мировой экономики. Это объективная необходимость.

Благодаря формированию такого направления подготовки в одном из крупнейших вузах Поволжья, Татарстан имеет возможность обучать и своих потенциальных партнеров «Благодаря формированию такого направления подготовки в одном из крупнейших вузов Поволжья Татарстан имеет возможность обучать и своих потенциальных партнеров»

ХОД №2: ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЭКСПАНСИЯ

В развитии взаимодействия со странами не стоит забывать и о знаковой роли образовательной экспансии — самой надежной с точки зрения вхождения на территорию других государств, формирования и поддержания партнерского диалога. Благодаря формированию такого направления подготовки в одном из крупнейших вузов Поволжья Татарстан имеет возможность обучать и своих потенциальных партнеров. А если человек здесь учился, он будет партнером №1: он знает язык, экономику региона, уже налаживает здесь связи.

Неслучайно, когда рухнула колониальная система, метрополии первым делом открыли двери своих университетов для представителей бывших своих «заморских» территорий — обучив человека, они привязывали его к себе раз и навсегда. Обучая, оказывая гуманитарную помощь, они наладили формат взаимодействия на новой основе, не претендуя более на формат колониального владычества. Затрачивая деньги на подготовку, мы получаем очень надежный партнерский контакт. Обучая здесь представителей других стран, с которыми нас будут связывать линии международного экономического сотрудничества, мы имеем возможность заручиться поддержкой этих государств.

Уже сегодня такой формат сотрудничества развивается с Китаем, думаю, аналогичная работа будет осуществляться и по отношению к другим странам, с которыми и Россия в целом, и Татарстан в частности планируют расширять сотрудничество. Наш образовательный диалог имеет целью дальнейшее укрепление партнерских коммерческих отношений.

Экспортная ориентация Татарстана — это его лицо, поэтому мы должны иметь специалистов. Их нужно готовить и для республики, и для стран-партнеров, и для других регионов России «Экспортная ориентация Татарстана — это его лицо, поэтому мы должны иметь специалистов. Их нужно готовить и для республики, и для стран-партнеров, и для других регионов России»

А ЗАЧЕМ ЕЩЕ НУЖНЫ «МИРОВЫЕ»?

Кроме того, нам нужны грамотные министерские, банковские специалисты, работающие по линии международных экономических отношений, сотрудники для крупных компаний, ведь они все ориентированы на экспорт: «Татнефть», КАМАЗ, «Нижнекамскнефтехим», ТАИФ, «Нижнекамскшина» и так далее. Им нужны соответствующие специалисты. Кто их будет обеспечивать кадрами?

Экспортная ориентация Татарстана — это его лицо, поэтому мы должны иметь специалистов. Их нужно готовить и для республики, и для стран-партнеров, и для других регионов России, где такая подготовка пока не ведется или ведется на недостаточно высоком уровне. Татарстан может это сделать. Поэтому инициатива такой подготовки была поддержана аппаратом президента РТ и подтверждена на различных научных форумах, которые курирует правительство республики.

Также нам нужны научные центры, которые осуществляли бы текущую аналитическую работу. Они должны быть созданы на базе Казанского федерального университета, Института международных отношений при поддержке Академии наук Республики Татарстан, чтобы всегда аналитика стекалась в органы управления, поступала крупным предприятиям, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность, банкам и т. д. И здесь также будут необходимы профессионалы, которые смогут вести не просто прикладную текущую деятельность в организациях, но и работу научную, экспертную, аналитическую.

И, разумеется, нужны будут кадры для подготовки последующих специалистов — преподавательская среда в них очень нуждается.

«Если говорить более конкретно об образовательных программах, прежде всего, нужно сказать, что сегодня на кафедре международных экономических отношений подготовка осуществляется по целому ряду профилей» «Если говорить более конкретно об образовательных программах, прежде всего нужно сказать, что сегодня на кафедре международных экономических отношений подготовка осуществляется по целому ряду профилей»

КАК ВСЕ РАБОТАЕТ?

Со временем понимание необходимости развития такого направления подготовки в КФУ укрепилось и в структуре вуза сформировалась кафедра международных экономических отношений. Происходило это постепенно. Вначале просто сложился блок дисциплин, связанный с мировой экономикой, он усиливался, и на определенном этапе было принято решение о подготовке непосредственно специалистов по мировой экономике и решение о выделении отдельной кафедры. Затем встал и вопрос о развитии научного направлении в данном сегменте, о создании диссертационного совета по мировой экономике — он был создан совместными усилиями Института международных отношений и Института управления, экономики и финансов.

Если говорить более конкретно об образовательных программах, прежде всего нужно сказать, что сегодня на кафедре международных экономических отношений подготовка осуществляется по целому ряду профилей. Мировая экономика — сквозное направление, по своей сути она проходит через все основные кафедры ИМО КФУ, поэтому подготовка ведется в рамках самых разных направлений — как на бакалавриате, так и в магистратуре.

Все программы ориентированы на запросы современного рынка труда, заинтересованного в высококвалифицированных специалистах в области мировой экономики «Все программы ориентированы на запросы современного рынка труда, заинтересованного в высококвалифицированных специалистах в области мировой экономики»

БАКАЛАВРЫ — УЖЕ СПЕЦИАЛИСТЫ

Так, по линии направления «Международные отношения» реализуется профиль «Внешнеэкономические связи и международное сотрудничество». Это наиболее широкий профиль, где осуществляется подготовка бакалавров в области внешнеэкономических связей и международного сотрудничества. Здесь нет разбивки по странам. Те, кто желает получить общее видение организации международного сотрудничества в части внешнеэкономических связей, могут поступать сюда.

Особые акценты, повторюсь, ставятся на сотрудничестве с азиатскими и африканскими странами. В рамках направления «Востоковедение и африканистика» реализуется профиль «Экономика и международные экономические отношения стран Азии и Африки». Конечно, речь идет о совокупности этих стран, включая важнейшие центры роста мировой экономики — государства Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока. При этом в процессе получения знаний студент ознакомится и с потенциалом развития других стран мира: нужно понимать, что потенциал экономического развития множества государств, которые мы привыкли списывать со счетов, — очень большой в целом и крайне важно видеть эти точки роста. Сегодня самая высокая динамика наблюдается отнюдь не в тех странах, которые уже добились крупных результатов, а в тех, что только набирают динамику развития. Точки роста закладываются в африканских государствах, а также, к примеру, в Монголии, и они представляют очень большой интерес для России с точки зрения потенциала дальнейшего развития сотрудничества. Для этого надо готовить специалистов, которые способны работать на рынках данных стран, видеть эти потенциальные точки роста, потому что в дальнейшем уже львиная часть связей будет приходиться, конечно, на азиатские и африканские государства. 

На этом же направлении подготовки есть и еще более конкретное преломление, реализуемое в рамках закономерного для Татарстана профиля «Политика и экономика тюркских народов». Не иметь представления о том, что, используя ментальные основы, можно эффективно развивать взаимодействие, неправильно. Ментальность играет очень большую роль. В этом отношении объединение тюркских народов — достаточно мощная группа стран, которая имеет хорошую динамику развития. И на этом рынке Татарстану суждено сыграть роль проводника интересов России. Речь идет о Турции и странах Центральной Азии. Сюда можно подключить Азербайджан. Все они представляют для России опорные точки и стратегический интерес.

А в рамках непосредственно направления «Экономика» в ИМО реализуется профиль «Экономика и международные отношения стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества». Эта территория планеты представляет собой сильный узел мировой экономики.

Все перечисленные программы ориентированы на запросы современного рынка труда, заинтересованного в высококвалифицированных специалистах в области мировой экономики. Они направлены на подготовку кадров международного уровня со знанием двух иностранных языков на основе внедрения в учебный процесс последних достижений науки и практики в области мировой экономики, международного бизнеса и международных экономических отношений, а также органичного сочетания лучших традиций российской высшей школы с новыми требованиями, которые диктуются современными процессами и вызовами глобализации.

Выпускники программы в совершенстве будут владеть методами анализа конъюнктуры мировых товарных и финансовых рынков, ориентироваться в условиях повышения конкурентоспособности товаров и услуг, а также в формах внешнеэкономической деятельности и международных расчетов, закономерностях мировых интеграционных процессов, деятельности международных экономических организаций.

Все профили глубоко междисциплинарны. Все взаимосвязано. И в обучении, и в реальной жизни. Нельзя не учитывать историю, политику и культуру «Все профили глубоко междисциплинарны. Все взаимосвязано. И в обучении, и в реальной жизни. Нельзя не учитывать историю, политику и культуру»

МАГИСТРАТУРА — ШАГ ВЫШЕ

Продолжить обучение при желании есть возможность в рамках одной из четырех магистерских программ: «Мировая политика и международный бизнес» в рамках направления «Международные отношения», «Мировая экономика стран Азиатско-Тихоокеанского региона и Африки» по направлению «Экономика», «Современный Китай: экономика, политика и культура» на «Зарубежном регионоведении» и «История, экономика и культура тюркских народов» по направлению «История».

Эти программы идеально подойдут тем, кто хотел бы дополнить свою специальность знаниями в области организационно-управленческих, правовых и этических вопросов бизнеса и международных отношений в мире в целом или в соответствующем регионе, стране — в зависимости от профиля. Они предназначены для тех, кто планирует строить свою карьеру в российской или международной компании, создать собственный бизнес в стране или за рубежом, преуспеть в политике или на госслужбе. Все они базируются на ведущих российских и зарубежных образовательных традициях подготовки магистров и обеспечивают выпускникам конкурентные преимущества на рынке труда.

Как видно из вышесказанного, все профили глубоко междисциплинарны. Все взаимосвязано. И в обучении, и в реальной жизни. Нельзя не учитывать историю, политику и культуру. Отдельно экономические модели не функционируют. Только сопрягаясь с историей и культурой этих стран, мы можем строить экономику. И на базе именно этого института, пользуясь потенциалом тех специалистов, которые здесь находятся, можно готовить профессионалов в данной области.

Отмечу также, что к этой работе активно привлекаются и профессионалы высокого ранга, которые могут оказать нам поддержку: руководящий состав Торгово-промышленной палаты РТ, профильные специалисты из различных учреждений государственной власти и управления, представители реального сектора экономики и бизнеса. Работая на развитие международных контактов, они в некоем смысле несут на себе долю ответственности за подготовку таких специалистов, поэтому откликаются. И в целом в обучении задействован сильный преподавательский состав, яркие специалисты-практики, обогащающие образовательный процесс личными примерами и бизнес-кейсами.

На правах рекламы

По всем вопросам обращайтесь к специалистам Центра профориентационной работы и международного сотрудничества:

Контактная информация:

Телефоны:

+7(84-32) 16-51-19
+7 929 723-83-72
+7 906 332-56-50

E-mail: 

priemkfu@yandex.ru,
ami.kpfu@gnail.com

«ВКонтакте»: vk.com/imo_kfu_abiturientu

«Инстаграм»: www.instagram.com/_askimo_/

Беседа во «ВКонтакте»: vk.me/join/

Раздел для абитуриентов на официальном сайте института: kpfu.ru/imoiv/postuplenie-v-imo 

«Одноклассники»: ok.ru/group/57177711640665

«Фейсбук»: facebook.com/groups/765607150595044/

YouTube: youtube.com/channel/UCJRveUwciqGLxmnrDGhGo8w

IMO: groups.imo.im/.2jTi1a8odEAHxBpMn

My space: myspace.com/askimo

Flickr: flickr.com/cameraroll

All.Me: all.me/askimo

Reddit: reddit.com/user/AskimoIIR

Gabgab.com/Askimo

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль