Общество 
18.07.2020

«Не одними раскольниками жив исламский мир России»

Рустам Батров о том, что прячется за кулисами «ивановской смуты»

Мало кто ожидал от уважаемого руководителя ивановских мусульман Фярита Ляпина того, что он станет инициатором нового «раскола» в российской умме. Так оценивает недавнее решение ДУМ Ивановской области выйти из состава ДУМ РФ известный мусульманский и общественный деятель Рустам Батыр. По его мнению, подоплека всего этого глубже, чем это кажется с первого взгляда, не говоря уже о том, что фактически мы наблюдаем процесс чуть ли не «реформирования» традиционного учения ислама в не самом лучшем смысле слова.

Рустам Батыр: «Первое, что бросается в глаза в этой истории — полное небрежение принципами классического ислама. Ляпин и не скрывает, что единственной причиной, побудившей его обособиться от ДУМ РФ, стала жажда власти» Рустам Батыр: «Первое, что бросается в глаза в этой истории, — полное пренебрежение принципами классического ислама. Ляпин и не скрывает, что единственной причиной, побудившей его обособиться от ДУМ РФ, стала жажда власти» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ПОЛНОЕ ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ ПРИНЦИПАМИ КЛАССИЧЕСКОГО ИСЛАМА»

Как гром среди ясного неба прозвучала новость о выходе ДУМ Ивановской области из-под юрисдикции ДУМ РФ. Мало кто ожидал от руководителя ивановских мусульман Фярита Ляпина, что он станет инициатором нового «раскола» в российской умме. Фярит Усманович, без всякого преувеличения, один из самых успешных региональных лидеров мусульман. В отличие от многих других коллег по цеху, он смог конвертировать свое многолетнее пребывание под сенью муфтия Равиля хазрата Гайнутдина в целый ряд успешных проектов, прежде всего в строительство крупнейшего для центральной России мусульманского культурного центра с большой мечетью. И вдруг — полный разрыв отношений с ДУМ РФ. Увы, головокружение от успехов часто случается с «удельными князьями» от ислама: сначала они рады, по классику, и простому «корыту с новой избой», но затем непременно хотят стать столбовою дворянкой и, наконец, вольной царицей. «Золотая рыбка» им теперь уже и вовсе не нужна.

Конечно, грустно от того, что заслуженный аксакал на старости лет (Ляпину сейчас 73 года) решил вписать свое имя в мрачную летопись российского исламского раскола. Впрочем, ему самому держать ответ перед Богом и получать от Него воздаяние: как за свои немалые достижения, так и, боюсь, за отступничество на склоне жизни. Нас же интересуют не перипетии чужой жизни, а общественная суть происходящих процессов. Поэтому давайте разберемся, что прячется за кулисами ивановской фитны/смуты.

Первое, что бросается в глаза в этой истории, — полное пренебрежение принципами классического ислама. Ляпин и не скрывает, что единственной причиной, побудившей его обособиться от ДУМ РФ, стала жажда власти, или, пользуясь его собственным эвфемизмом, «внутренней самостоятельности». Поэтому главным и, по сути, единственным аргументом ивановского чалмоносца в возникшей дискуссии по поводу учиненного им раскола выступили не нормы шариата, категорично предписывающие мусульманам сохранять единство, а отсылка к ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях», который, дескать, «дает любой организации право в соответствии с уставом определять свой статус, органы управления, а также решать, с кем и на каких условиях сотрудничать». Весьма любопытный поворот во внутриисламской полемике.

Как говорится, ничто не ново под луною. Аналогичную гибкость в понимании исламских принципов прежде демонстрировали и другие религиозные деятели ислама наподобие Нафигуллы Аширова, решившие учредить собственные муфтияты. Нет ничего удивительного в том, что желание обзавестись собственным «троном» всегда перевешивало аяты Корана и хадисы Пророка, осуждающие раскол и велящие мусульманам несмотря ни на что держаться вместе. По-человечески мотивы провинциальных иерархов понять можно (у каждого своя слабость), но интересно другое. За последние годы вокруг властолюбивого желания региональных чалмоносцев сформировалась, по сути, отдельная теология раскола, маскирующаяся под рассуждения о демократичном характере исламской системы управления, эффективности горизонтальных структур и прочих новинках, которых классическая мысль ислама прежде не знала. Не берусь в данном посте судить о справедливости такого рода рассуждений. Очевидно одно: фактически мы наблюдаем процесс реформирования традиционного учения ислама.

Любопытно, что ст. 11 ФЗ, к которому апеллирует Ляпин, предписывает религиозным организациям при регистрации указывать сведения об основах вероучения и соответствующей ему практике. Учредительных документов ивановского муфтията, честно говоря, я не видел, но могу предположить, что при регистрации они в качестве исповедуемой ими религии указали ислам суннитского толка. К нему же причисляют себя Аширов и прочие региональные муфтии, некогда отколовшиеся от единого муфтията. А теперь пропустим сквозь суннитское сито все их рассуждения, коими они обосновывают свое право на обособление и местечковый престол муфтия, и мы легко обнаружим, что перед нами либо раскольники, поправшие вековые заповеди ислама о единстве, либо реформаторы, отринувшие то, что нам завещали улемы прошлого и наши предки. Третьего не дано. Ну а поскольку реформаторство для этих деятелей, насколько мы можем судить, есть ругательное слово, то остается только одно — причисление их к раскольникам по критериям сугубо суннитского учения.

Любопытно, что ст. № 11 ФЗ, к которому апеллирует Ляпин, предписывает религиозным организациям при регистрации указывать сведения об основах вероучения и соответствующей ему практике Любопытно, что ст. 11 ФЗ, к которому апеллирует Ляпин, предписывает религиозным организациям при регистрации указывать сведения об основах вероучения и соответствующей ему практике Фото: dumrt.ru

«СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ДАЛЬНОВИДНОСТЬ ТАКОЙ ПОЛИТИКИ В МНОГОКОНФЕССИОНАЛЬНОЙ СТРАНЕ ОЧЕВИДНА МНОГИМ ЗДРАВОМЫСЛЯЩИМ ЛЮДЯМ»

Жажда власти — неизменное внутреннее топливо исламского раскола. А есть ли внешний фактор, который подтолкнул ивановского деятеля к отмежеванию от ДУМ РФ? Полагаю, что есть.

Все дело в том, что ДУМ РФ — одна из немногих исламских структур федерального калибра, которая не на словах, а на деле отстаивает интересы мусульман, для чего нередко требуется проявлять недюжинную смелость и твердость характера. Многие же исламские деятели России предпочитают не создавать себе проблем и конформистски плывут по течению, направленность которого в религиозных делах нередко задает РПЦ. Если Гайнутдин и его команда выстраивают уважительные отношения с другими российскими конфессиями, но делают это на равных, не теряя достоинства ислама, то отдельные их коллеги предпочитают, например,  в буквальном и переносном смысле целовать ручку уважаемому патриарху и безоговорочно поддерживать все его начинания, даже если те идут наперекор интересам собственно мусульман.

Достаточно вспомнить инициативу РПЦ ввести в общеобразовательных школах уроки религиозной культуры. Чуть ли не все российские муфтии поддержали это начинание, но Равиль хазрат выступил против него, понимая, что подобные уроки, делящие класс на православных, мусульман, буддистов, атеистов и прочих, закладывают основы для сепарирования российских детей по конфессиональному признаку, а кроме того, ускоряют ассимиляцию татар во многих «русских» регионах, ведь для одного ученика в классе никто не будет организовывать отдельный урок по исламу. К слову, этой же позиции придерживается и Татарстан, за что в свое время получил даже отповедь от патриарха Кирилла. Помимо защиты межрелигиозного согласия, выступал Гайнутдин и в поддержку мигрантов, отмечая их трудолюбие и трезвый образ жизни, и за полноту постижения истории, призывая не забывать в том числе и золотоордынские корни нашей страны, и т. д.

Стратегическая дальновидность такой политики в многоконфессиональной стране очевидна многим здравомыслящим людям, но есть центры силы, которым претит сама мысль о равноправии российских народов и отсылки к конституционному принципу федерализма. Некоторым башням Кремля приходится не по душе «дерзость» исламского лидера, возвышающего голос в защиту правды и отстаивания интересов мусульман. Поэтому против ДУМ РФ в последние годы устроена настоящая контркампания. Антимусульманские лоббисты действуют по разным фронтам. Прежде всего они реализуют принцип «разделяй и властвуй». Так, сначала в противовес ДУМ РФ была создана марионеточная организация РАИС, которая, впрочем, не выдержала испытания временем и смогла просуществовать всего лишь пять лет. Затем на его обломках возник новый федеральный муфтият Альбира Крганова с центром в Москве. Далее последовали новые нападки. Так, например, Московский исламский институт, учрежденный ДУМ РФ, в свое время лишали лицензии за ничтожные недочеты. При этом другим исламским вузам «прощали» куда более серьезные нарушения под предлогом необходимости поддержки отечественного исламского образования, которое спасает мусульманскую молодежь от обучения за рубежом, нередко приводящего к их вербовке иностранными спецслужбами. А в этом году первому заместителю председателя ДУМ РФ Дамиру хазрату Мухетдинову не продлили членство в Общественной палате РФ: слишком часто он по примеру своего руководителя заступался в ее стенах за мусульман и религиозное равноправие в целом.

Это скрытое давление перепадает и региональным организациям ДУМ РФ. Добавьте сюда и  ксенофобию отдельных чиновников, которые не дают мусульманам строить мечети, сносят уже построенные, всеми правдами и неправдами выдавливают их из общественной жизни. Естественно, не всем региональным деятелям ислама хватает выдержки противостоять подобному прессингу и они сдаются. К тому же некоторых из них склоняют к предательству помимо кнута еще и пряником, суля различные преференции и поддержку. Поэтому не исключено, что у ДУМ Ивановской области могут найтись и последователи. Правда, они должны помнить, что погнавшись за статусом «вольной царицы», по классику, непременно окажутся у разбитого корыта. Таков неизбежный закон жизни.

Кажется, в городе невест это уже начали осознавать. Как выяснилось в ходе разгоревшейся публичной дискуссии, в ныне действующем уставе ДУМ Ивановской области сохраняется положение о его каноническом подчинении ДУМ РФ. Так что заявление первого о выходе из состава последнего, судя по всему, были преждевременным, юридически не проработанным. В общем, можно смело запасаться попкорном: у истории будет продолжение. 

КОНТРПРИМЕР

На фоне подобных скандалов многие обыватели полагают, что религиозная сфера просто кишит алчными людьми, единственным смыслом существования которых является нажива и власть. Да, в семье не без уродов, но все же подобные суждения весьма далеки от истины. Это искаженное представление об исламских деятелях у широкой публики появляется лишь вследствие искаженного фокуса журналистов: те с большей охотой пишут о грязи и скандалах, нежели о позитивных примерах. И, раз уж их стараниями история с Ляпиным стала резонансной, для равновесия приведем противоположный пример, явленный его соседом — руководством общины вологодских мусульман.

В Вологде мечеть существует с 1998 года. Ее строительство и функционирование стало возможным благодаря семье Мустафиных. Глава семейства Равиль Мустафин, к сожалению, ныне уже почивший, выступил первым председателем местной общины мусульман. Знамя отца подхватили его сыновья: старший сын Альберт, успешный бизнесмен региона, полностью проспонсировал строительство мечети, а младший, Наиль, взялся служить в ней имам-хатыбом. Кстати, последнего широкая аудитория знает как переводчика на русский язык знаменитой книги Ахмадхади Максуди «Гыйбадате исламийя».

Чем интересен пример вологодской общины? С первого же дня работы построенное ими здание мечети было передано на баланс ДУМ РФ (тогда еще ДУМЦЕР). За собой вологодские мусульмане оставили расходы на ремонт и содержание здания, но не владение им. Вот вам и контрпример: пока другие религиозные деятелями трясутся над своим недвижимым имуществом и статусом, переживая, как бы их не сняли с должности и не лишили доступа ко всем этим благам, мусульмане Вологды целиком и полностью вверили судьбу общины своему духовному лидеру. Их никто не просил передавать многомиллионное по стоимости здание на баланс вышестоящей организации. Это был исключительно их собственный порыв. Порыв истинно верующих людей, которые пришли в ислам, чтобы служить ему и отдавать, а не брать и не ставить веру на службу себе. Так что не одними раскольниками жив исламский мир России. В нем есть и немало людей, которые несут проповедь ислама не в громких пафосных речах, а в тихом безвестном служении и бескорыстном жертвовании.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (54) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
18.07.2020 11:13

Уважаемый Бизнес онлайн, дайте также высказаться на своей странице Фярит хазрату Ляпину, чтобы картина была полной. Такая статья наберет много просмотров и комментариев!

Рустам пишет хорошо, но все знают, что он это делает с большой долей предвзятости и не объективно!

Читая комментарии в сети, большинство комментаторов считает Фярит хазрата героем и уважаемым человеком, которого знают не по словам, а по делам!

И ещё в Священном Коране нет ничего про духовное управления и пресвятлейщего председателя!

И ислам это не жизнь по понятиям, а нравственный путь и служение Всевышнему!

Оставьте свои пустые слова, он же присутствовал на собрании, он же ничего не высказал и т. д....
Человек имеет право поменять свое решение, если в этом есть что-то сомнительное и противоречащее искренности и здравому смыслу.

А что не высказался против устава, так может не хотел портить день рождение муфтия Равил хазрата и проявил лучшие черты нравственности!

  • Анонимно
    18.07.2020 08:48

    Я православный, но всегда с интересом читаю Рустама Батрова. Прекрасный слог, отличный словарный запас и интеллигентность подачи материала. Спасибо за Ваш труд.

    • Анонимно
      18.07.2020 09:08

      На вас и на атеистов и рассчитаны его статьи. Главное - угодить вам

      • Анонимно
        18.07.2020 14:08

        Согласен. Он пишет для думающего населения и критически мыслящего, а не слепо фанатично верующего.

        • Анонимно
          18.07.2020 14:36

          14.08 Верно, православие во всем мире считается самой ортодоксальный и радикальной ветвью христианства. Вот уж где фанатичность, так фанатичность

          • Анонимно
            18.07.2020 16:32

            С чего это самая ортодоксальная?

          • Анонимно
            18.07.2020 18:54

            Речь про атеистов, а не про религиозников. Вы у какого религиозника видели критическое мышление?

            • Анонимно
              18.07.2020 23:29

              Вот у меня критическое мышление. Критичнее вашего будет.
              Сейчас атеисты уже не те, обмельчали и деградируют, при этом чувствуют себя правыми во всём.

            • Анонимно
              19.07.2020 02:47

              Я, так понимаю, Вы атеист и исходя из текста считаете что интеллектуально превосходите "религиозников" . Как выявить критическое мышление? Возможно, оно и у Вас отсутствует.

        • Анонимно
          21.07.2020 10:55

          08:48. Пишет Батров хорошо, но часто предвзято. В этой же статье допустил обороты, неприемлемые для мусульманина с религиозным образованием. И Фярит Ляпин, и муфтий Равиль Гайнутдин уважаемые люди, много сделавшие для мусульманской уммы, поэтому такие проблемы при помощи СМИ не решаются. Какое-то взаимное разжигание вражды, которое на руку таким провокаторам как Силантьев и его протеже Крганову. Касательно верховенства какого-либо муфтията над всеми, на мой взгляд, любая крайность вредна, как верховенство, так и чрезмерная раздробленность, когда на территории одного субъекта существуют два-три муфтията. Раз новый устав ДУМ РФ стал причиной выхода региональных муфтиятов из этой организации, то, видимо, ДУМ РФ надо переработать этот устав, сделав его более гибким, так чтобы сохраняя единство, при этом давать достаточно свободы региональным муфтиятам. Любая жесткая структура ломается быстрее гибкой.
          Рим Дашкин

  • Анонимно
    18.07.2020 08:51

    Уф, рассмешил Батров. Спасибо)))

  • Анонимно
    18.07.2020 08:57

    Читал, не осуждаю. Помнится и дум рф в своё время вышла, покинула или выросла из цдум. Впрочем, давайте жить дружно.

    • Анонимно
      18.07.2020 11:13

      Уважаемый Бизнес онлайн, дайте также высказаться на своей странице Фярит хазрату Ляпину, чтобы картина была полной. Такая статья наберет много просмотров и комментариев!

      Рустам пишет хорошо, но все знают, что он это делает с большой долей предвзятости и не объективно!

      Читая комментарии в сети, большинство комментаторов считает Фярит хазрата героем и уважаемым человеком, которого знают не по словам, а по делам!

      И ещё в Священном Коране нет ничего про духовное управления и пресвятлейщего председателя!

      И ислам это не жизнь по понятиям, а нравственный путь и служение Всевышнему!

      Оставьте свои пустые слова, он же присутствовал на собрании, он же ничего не высказал и т. д....
      Человек имеет право поменять свое решение, если в этом есть что-то сомнительное и противоречащее искренности и здравому смыслу.

      А что не высказался против устава, так может не хотел портить день рождение муфтия Равил хазрата и проявил лучшие черты нравственности!

  • Анонимно
    18.07.2020 08:58

    Не суди и не судимы будете ! Аллах рассудит ! Все верно ! А кто там прав и кто виноват в нашей стране сейчас не поймёшь ! Религию , что ислам , что православие сделали больше инструментом для власти !!!! Они должны бороться за справедливость , а у нас лояльные все к власти люди , близкие к руководству . Лично мое мнение , что вижу то и говорю .

    • Анонимно
      18.07.2020 12:36

      А кто-то глаголет ещё о единой мировой мусульманской умме.
      Аләм көлкесе.

      Тизрәк Татар исламы кирәк.

  • Анонимно
    18.07.2020 08:59

    Дамир Мухитдинов опять раскошелился на статью. Деньги есть Москва гуляем, денег нет Нижний Новгород сидим...

    • Анонимно
      18.07.2020 10:00

      Масштаб поговорки гораздо менее пафосный: динге бар - Уфа гуляем, динге юк - Кыштым сидим

      • Анонимно
        20.07.2020 13:48

        10:00.цитировать надо не привирая, в источнике не кыштым,а кафе Чишма.

  • Анонимно
    18.07.2020 09:00

    А почему другую, неприглядную сторону взаимоотношений ДУМ РФ с регионами не показал автор? Не объектиный подход

    • Анонимно
      18.07.2020 13:12

      Самое не объективное в статье Батрова, что он напрочь забыл рассказать о том раскола который возглавил и поддерживает на протяжении 25 лет Р. И. Гайнутдинов. Как говорится посеешь ветер пожнешь бурю!

  • Анонимно
    18.07.2020 09:02

    "В отличие от многих других коллег по цеху он смог конвертировать свое многолетнее пребывание под сенью муфтия Равиля хазрата Гайнутдина в целый ряд успешных проектов, прежде всего,  в строительство крупнейшего для центральной России мусульманского культурного центра с большой мечетью".
    ____

    А при чем здесь ДУМ РФ, если все это строилось на пожертвования местных прихожан?

  • Анонимно
    18.07.2020 09:07

    Фарид хазрат не скрывал истинной причины своего ухода - неуважительное отношение и личная неприязнь к нему со стороны очень молодого и дерзкого крыла ДУМ РФ, возомнившего себя обладателем власти. Дамир, научись уважать старших, трезво оценивать ситуацию и тогда возможно люди сами к тебе потянутся. А пока ты сам того не понимая разрушаешь то, что строил твой горячо любимый шеф. Впрочем, и шеф твой, видимо, согласен с такой тактикой поведения, раз молча наблюдает с высоты своего ставшего чиновничьим кресла

  • Анонимно
    18.07.2020 09:09

    "За последние годы вокруг властолюбивого желания региональных чалмоносцев сформировалась по сути отдельная теология раскола, маскирующаяся под рассуждения о демократичном характере исламской системы управления, эффективности горизонтальных структур и прочих новинках, которых классическая мысль ислама прежде не знала. "
    ______


    Неправда.

    Никаких единых ДУМов в истории Ислама не было до Екатерины, которая создала что то похожее на ДУМ по аналогии с РПЦ.

    А так в Исламе вообще не существует ДУМа по аналогии с церковью, а есть либо объединение под властью того из мусульман, кто ее имеет на какой то территории в полном смысле этого слова, то есть президент страны, король, султан и т.п., либо если речь идет о жизни в неисламской стране, то мусульмане просто САМОорганизуются так, как им удобно, при этом ПЕРВИЧНЫМ выступает объединение вокруг мечети и имама мечети, а вступать этой мечети или нет куда то еще - это уже непринципиально и на усмотрение имама и прихожан этой мечети.

  • Анонимно
    18.07.2020 09:17

    авторитет завоевывают харизмой и делами. А когда авторитет пытаются навязать из под палки, шантажем и оперируя пунктами из устава собственного сочинения, - это уже простой человеческий психологический комплекс молодого мальчика перед опытным аксакалом. Я про юнца Дамира Мухетдинова, который и заварил всю эту кашу и сам себя закрывает в яму.

  • Анонимно
    18.07.2020 09:19

    "Чем интересен пример вологодской общины? С первого же дня работы, построенное ими здание мечети было передано на баланс ДУМ РФ (тогда еще ДУМЦЕР). За собой вологодские мусульмане оставили расходы на ремонт и содержание здания, но не владение им".
    ______


    То есть пример, когда все расходы на местной общине, а аозможность в любой момент выкинуть любого имама и поставить своего принадлежит ДУМ РФ (ну, если здание им принадлежит) - это якобы пример нормы?

    А какая польза то от этого местной общине мусульман, если ДУМ РФ не строило эту мечеть, ни расходы на содержание не несет, а лишь руководить хочет?

    И второй вопрос: зачем самому ДУМ РФ, чтобы мечеть в Вологде, которую они не строили и не содержат, принадлежала им? В чем смысл и какая цель?

    • Анонимно
      18.07.2020 16:45

      Смысл и цель в контроле и единовластии

      • Анонимно
        18.07.2020 16:59

        1. В Иваново и без внешнего контроля норм. На земле общине и имамам проще знать и учитывать местнкю специфику.

        2. Никакое "единовластие" в неисламской стране мусульманам не нужно, так как выгоднее диверсификация, иначе одного "единовластителя" возьмут за одно место и он будет плясать под чужую дудку. Плюс этот "единовластитель" может сегодня быть хорошим, а завтра неадекватом, целующим руки попам и "освящающим святой водой" телестудию. А когда нет "единовластителя", много ДУМов и общин, то неадекаатность одного не сказывается на всех мусульманах страны, всем плевать.


        Так что нормальный формат - это СОВЕЩАТЕЛЬНЫЙ орган из представителей разных ДУМов. Можно и председателя этому совещательному органу выбирать, чтобы он коммуницировал от имени мусульман с государством. Например, раз в 2 года выбирать. И все.

      • Анонимно
        18.07.2020 17:04

        Ну, и в-третьих, кто уполномочил нынешний ДУМ РФ быть точкой "контроля и единовластия"? Вот я, например, совсем не считаю, что Дамир Мухутдинов или еще кто там это есть лучшие из возможных вариантов. Я бы лучше тогда объединился вокруг Нафигуллы Аширова, например, или еще ряда других имамов. А вообще, не нужна эта централизация, "контроль и единовластие", обойдетесь.

        Совещательный орган, объединяющий разные ДУМы, муфтияты, отдельные общины - это хорошо было бы и полезно для координации деятельности. А аналога "церкви" у мусульман никогда не было и не надо.

        • Анонимно
          18.07.2020 21:54

          Долой единовластие! Даёшь совещательность!
          Очень верные слова. Со всем согласен.

  • Анонимно
    18.07.2020 09:31

    Невозможно в России создать единый муфтия, как вы этого не поймёте???? У каждого региона должен быть свой муфтий, который может, знаючи особенности своей местности, выносить фетвы. Тут амбиции не причем вообще. Местному муфтию и с руководством региона легче взаимодействовать, а значит и вопросы решать. А что вы там из своей Москвы видите вообще кроме Кремля и Красной площади?. Ты зарплату платишь этим региональным мухтасибам, прежде чем требовать от них подчинения, или весь бюджет ДУМ РФ тратиться только на центральный аппарат? Бред. Успокойте свое уязвленное мальчишеское самолюбие и создавайте конфедерацию равноппавных мусульманских сил, а не чиновничью структуру. Министром может быть только тот кто платит подчиненным зарплату. А дум РФ - это пузырь

    • Анонимно
      18.07.2020 13:27

      "У нас выстроено по-другому: муфтий один, остальные – имамы-мухтасибы, а председатель духовного управления – это должность."
      Вот что заявляют функционеры думрф, укоряя Фарида Усмановича, а вот как они на том же своём сайте именуют себя:
      "председатель Духовного управления мусульман Московской области муфтий Рушан Аббясов", "муфтий столицы, главный имам-хатыб Московской Соборной мечети Ильдара хазрат" и т. д. Опять ложь и двойные стандарты в работе думрф!

  • Анонимно
    18.07.2020 09:33

    Согласен

  • Анонимно
    18.07.2020 09:34

    Совет муфтиев России - вот это нормальный формат общероссийского объединения мусульман.

    Такой формат, когда в разных регионах есть разные ДУМы, есть вообще отдельные общины с мечетями, не входящие в ДУМы, а Совет муфтиев России выступает НЕ как владелец мечетей в разных городах, а выступает как совещательный орган собрания представителей от разных ДУМов, и этот орган коллегиально принимает решения, а от имени Совета муфтиев России перед государством выступает председатель СМР (тот же Равиль Гайнутдин). Вот и все.

  • Анонимно
    18.07.2020 09:45

    Экстремистом и террористом ещё забыл обозвать. Захотел выйти, пожалуйста, имеет право, почему мусульманами в регионе должен управлять какой-то якобы муфтий из Москвы? Это вам не РПЦ со своими автокефалиями, патриархами, раскольниками и т.п., такие вопросы мусульмане на местах сами решат и выберут себе лидера в рамках закона РФ.

  • Анонимно
    18.07.2020 10:41

    Уважаемый Рустам! Ваши статьи вызывают споры, иногда они на грани, но всегда подкупало что вы ищите истину, вскрываете гной, вековые наслоения от человеческой отсебятины. И время от времени начинали брезжить лучики Истины, за что вам благодарен.

    В данном случае ваш блог читать, посвящённый так называемому расколу, неприятно и странно. Он лишён логики, здравого смысла и Истины.

    1) вы говорите о расколе и необходимости единства. И все это должно быть почему- то вокруг муфтия Гайнутдина и ДУМ РФ. Но разве не он первым нарушил Единство, уйдя из Духовного Управления, возглавляемого уважаемым Талгатом Таджутдином? Как же так? Он и есть первый раскольник, если пользоваться вашими терминами (осень опасными - ведь так и до костров недалеко).
    2) говоря о единстве, которого должны держаться мусульмане, вы умалчиваете о форме. Ислам с первых дней существования говорил о совещательности, но не соподчинённости. Действительно, почему не работать в стране некому совещательному органу муфтиев, где всемвопросы решаются сообща? (Был же СМР, почивший в бозе и сами знаете с чьей подачи). Нет вы упорно навязываете вертикаль власти, которая всегда от шайтана, как и любая пирамида. Светский опыт опять же подсказывает, что в России вертикаль власти не привела к счастью, произошло отчуждение населения от власти, которая окуклилась. Инициатива внизу исчезла и один царь наверху не знает, что делать.

    Не стоит и дальше разбирать ваш опус, но хотелось бы вы чтобы поднялись над ситуацией, не вставали ни на одну из сторон и проанализировали ее честно и беспристрастно. Результат, уверен, будет другой.
    Вы пугаете «раскольника» судом Всевышнего, но Он судит всех нас - и за несправедливые слова не меньше, чем деяния. Уверен, что в вашей жизни были и есть события, когда вы спрашивали себя: ну за что мне это пришло? А ведь мы ответственны за все что делаем. Вам многое дано, поэтому и спрос другой будет.

  • Анонимно
    18.07.2020 11:40

    Статья, конечно, актуальная.

    Но место ли ей здесь, в БО?

    Это же внутренние вопросы.

    Можете себе представить, чтобы, например, православные или иудеи решали свои вопросы, втягивая в спор атеистов или иные конфессии, да еще, условно говоря, на английском языке, чтобы уж всему миру напоказ эти семейные разборки? Сездэн (бездэн) келеп кенэ, шатланып, майга ут салып, попкорн кимереп утыралар.

    Есть специальные печатные органы, гос. структуры. Собирайтесь, спорьте там и не смешите народ. Эти разборки приводят к отвращению и к другим служителям культа, сколько уже перестали ходить в мечеть?

    У каждой проблемы есть своя целевая аудитория, и надо выбирать ее.

  • Анонимно
    18.07.2020 12:13

    "перед нами либо раскольники, поправшие вековые заповеди ислама о единстве, либо реформаторы, отринувшие то, что нам завещали улемы прошлого и наши предки. Третьего не дано. "

    Это какие вековые заповеди есть о подчинении одной общественной организации? И что нам завещали улемы прошлого? Кому подчинялись имамы, такие как Абу Ханифа, Малик, аш-Шафии, Ахмад, ан-Навави, ибн Хаджар и сотни других? Это были самодостаточные учёные, за которыми пошли тысячи и РАЗДЕЛИЛИСЬ на мазхабы, тарикаты и прочее. Я не сторонник раскола, но то что пишешь ты, Рустам, это называется высасыванием из пальца или притягивание за уши. Мусульмане свободны и не обязаны следовать за какими-то чиновниками из муфтиятов. Не надо пудрить мозги добрым людям. Но коль так ратуешь за централизацию, то не или против муфтията РТ. Ты как-то непоследователен в идеях, которые декларируешь.

    Но прослеживается одно, если то что говорят о дум РТ правда, и она причастна к "ивановскому расколу", то эта статья всего лишь ещё один камень в сторону бум РТ.

    Всем всех благ.

    • Анонимно
      18.07.2020 12:32

      Больно нужны эти прлблемы дум рт!

    • Анонимно
      18.07.2020 14:53

      ДУМ РТ причастна к расколу, об этом прямо написало ДУМ РФ в своем обращении (пункты 1 и 4)

  • Анонимно
    18.07.2020 14:52

    Всем думающим людям ситуация понятна - Самигуллин решил создать свою версию ДУМ РФ и начал подтягивать регионы под себя
    Ивановская область - это первый звоночек
    Думаю, Самигуллина скоро подвинут со своего места и это случится не позднее 13 сентября

  • Анонимно
    18.07.2020 14:57

    Стопроцентно автор Рустам Батров будет прочитывать комментарии. И ему резонно указывают на то, что именно Гайнутдин, которого Батров именует "духовным лидером российских мусульман" был первым раскольников, предав своего учителя Талгата Таджутдина, у которого работал секретарем в ДУМЕС. Выход из состава ЦДУМ - это и был раскол, который учинил Гайнутдин, создав в 1994 году ДУМЦЕР.

    Батров приводит в качестве положительного примера вологодских мусульман: мол, ребята молодцы, здании мечети переписали в собственность ДУМ РФ, а всю коммуналку платят сами. Рустам, Вы аудиторию, которая Вас читает, за кретинов держите? Перепишите свою недвижимость на других людей, а все расходы за ее использование несите сами: скажите, как на Вас посмотрят окружающие? Как минимум, будут считать неадекватом.
    Кстати, приводя пример с вологодскими мусульманами, Вы полагаете, что точно также Ляпин должен был сделать, взять за образец, и всю недвижимость ДУМ Ивановской области переписать на ДУМ РФ?

    Сейчас если подумать, то ДУМ РФ - это полная копия ЦДУМ, только даже хуже: Таджутдин от своих региональных муфтиев не требует поменять отказаться от наименования муфтия и заменить его мухтасибами, как это требует Гайнутдин.

    Фактически на сегодня по своему устройству именно Духовное собрание мусульман России Альбира Крганова является ассоциацией равных муфтиятов, где Крганов - лишь первый среди равных. Т.е. Крганов воплотил модель Совета муфтиев России 1996 года, которую Гайнутдин и его первый зам Дамир Мухетдинов похоронил

    • Анонимно
      21.07.2020 17:25

      14:57. Если Крганов первый среди равных, то тогда Силантьева его покровителя надо назначить верховным муфтием.
      Рим Дашкин

      • Анонимно
        22.07.2020 13:42

        я понимаю, что Вам Крганов лично не симпатичен, но по существу можете возразить? ДСМР - это ассоциация региональных муфтиятов, Крганов не может вмешиваться во внутренние дела регионов, не может снять любого из региональных муфтиев и поставить своего человека, и уж тем более ДСМР не требует переписать недвижимость региональных муфтиятов на себя.
        В ДУМ РФ всё противоположно этому: жесткая вертикаль, региональных муфтиев назначает и снимает Гайнутдин, собственность региональных муфтиятов переходит в собственность ДУМ РФ.

        Вот что-то по поводу этого можете возразить, а?

        • Анонимно
          22.07.2020 20:32

          Я могу возразить только одно: тов Крганов находится под сильным влиянием кураторов из Кремля и РПЦ!

        • Анонимно
          24.07.2020 14:03

          У меня много возражений, но я не буду здесь все их высказывать, но тот факт, что он является протеже Силантьева, который выступает против строительства мечетей в Москве, лживо обвинил жителей села Белозерье в Мордовии в том, что около 250 жителей этого села воюют в рядах террористов в Сирии, соучаствовал в съёмках фейкового репортажа по одному из государственных каналов, что в последствии было разоблачено и никакого наказания за это не было, не говоря об извинениях. Ни слова, ни разу на клевету Силантьева не возразил Крганов. Ни сколько, не идеализируя Равиля Гайнутдина, у которого наверняка есть ошибки в его службе, можно сказать только, что Крганов предназначен для противопоставления Гайнутдину и другим муфтиям. А в целом для разрушения Ислама и его подчинения РПЦ, что заметно по тому как под РПЦ прогнулись Таджутдин и некоторые, а Крганов, так тот является участником всех их мероприятий. Добавлю так же, что Крганов открыто заявил о своей поддержке против законов, направленных в последнее время против татарского языка. Это так, вкратце. Советую почитать одно из последних интервью, которое взял у Силантьева известный своими антитатарскими статьями Раис Сулейманов. Там сплошное восхваление Крганова.
          Рим Дашкин

  • Анонимно
    18.07.2020 16:11

    Статья полна передержек и передергиваний. Как всегда, наш "поп в тюбетейке" в своем репертуаре, масса заимствований из православной традиции, не имеющей к Исламу никакого отношения: "иерархи", "каноническое подчинение", "Бог" и т.п. Нету в Исламе никаких иерархий и канонического подчинения чему-либо (да и самих канонов любого рода тоже нет), мусульманские общины вольны выбирать себе имамов, а т.н. духовные управления - это всего лишь общественные организации. Самая большая демагогия у него - это облыжные обвинения в адрес уважаемого Фярита-эфенди Ляпина, что тот, дескать, обуреваем "жаждой власти". Какая может быть власть в общественных организациях? Не надо валить с больной головы на здоровую, это у г-на Мухетдинова жажда власти и алчность. Это он протягивает лапы на собственность общины ивановских мусульман. И сам Батров подтверждает это заключительным саморазоблачительным пассажем: "Чем интересен пример вологодской общины? С первого же дня работы, построенное ими здание мечети было передано на баланс ДУМ РФ (тогда еще ДУМЦЕР). За собой вологодские мусульмане оставили расходы на ремонт и содержание здания, но не владение им. Вот вам и контрпример: пока другие религиозные деятелями трясутся над своим недвижимым имуществом и статусом, переживая, как бы их не сняли с должности и не лишили доступа ко всем этим благам, мусульмане Вологды целиком и полностью вверили судьбу общины своему духовному лидеру. Их никто не просил передавать многомиллионное по стоимости здание на баланс вышестоящей организации. Это был исключительно их собственный порыв". Вон оно как, расходы на ремонт и содержание здания за местными мусульманами, а владение им за ДУМ РФ, хотя оно ни копейки не вложило в его строительство. Что это как не алчность и стяжательство г-на Мухетдинова? Добавлю только, что в Иваново живет и действует одна из самых успешных татарских общин страны, и эти успехи достигнуты, не в последнюю очередь, стараниями и лидерскими качествами Фярита-хазрата Ляпина. Ведь в Иваново строится не просто мечеть, а Мусульманский культурный центр, где важную культурно-просветительскую работу будут проводить на пользу всей татарской общины области. Между прочим, такая работа в Иваново ведется давно, там действуют воскресные школы татарского языка и основ исламского вероучения, есть даже свои самодеятельный театр и фольклорные коллективы. И зачем для такой работы ДУМ РФ?
    Т.Б.

  • Анонимно
    18.07.2020 20:57

    Интересно Батров поет серенады Гайнутдину с Мухетдином. Видимо есть вариант вернуться а ДУМ РФ, не иначе.

  • Анонимно
    19.07.2020 08:47

    Кто только не судит о ситуаци, от многословновного вброса т.б. до множества коротких но столь же малограмотных. Разногласия, а порой раскол на разных уровнях были,естьи будут во всех конфессиях. Вспомним например недавний конфликт между РПЦ и бандеро- ПЦУ, или выходки местного уровня уральского игумена, отсидевшего 13 лет за убийство, а потом духовно окормлявшего женский монастырь. Батыр достаточно объективно рассказал о Ляпине и его амбициях ,не думаю,что они от большого ума и вряд ли расшатают Умму.Не надо только истерить в комментах, этот "ляпинизм" тоже пройдет, но потом возникнут новые "ляпы", все идет своим чередом и гораздо более спокойно,чем в других конфессиях. Выскажу версию,что некоторые конфликты связаны с ковид-19 ,а точнее с передозой народного средства против него, употребляемого некоторыми лицами и не только светскими. Шутка конечно, но только частично.

    • Анонимно
      20.07.2020 11:16

      Батыр, что же Вы скрываясь под анонимом свою статью защищаете? Зря вы такими "словечками" (ляпинизм и и.т.п) кидаетесь... как бы плохо это для вас не закончилось

      • Анонимно
        20.07.2020 17:18

        Это не Батыр, а очень престарелый аноним, который раньше подписывался Б.Ф. Я его по стилистике стопроцентно узнаю. Он во все дискуссии встревает, даже если не в теме, как тут.

        • Анонимно
          21.07.2020 03:51

          Батыр или кто то другой дал оценку ситуации,но она верна,в отличие от истеричных и лживых вбросов указанных лиц. Батров дал весьма обьективную картину происходящего.

  • Фидарис
    19.07.2020 10:09

    Интересно было бы знать сегодняшнее мнение хазрата Мухетдинова на религиозную идеологию и мировоззрение Батрова, представленные в его статьях. Помнится хазрат поздравлял Батрова словами " с возвращением, брат!" за одну из его первых неоднозначно принятых читателями статей.
    Проявление этого интереса у меня только из соображений блага для Уммы, а вовсе не из желания противопоставить их друг другу. Потому что, мне показалось, что эта статья написано в неприкрытом духе братской поддержки. Мне, повторю, показалось так. Может и ошибаюсь, но эта статья на фоне отсутствия реакции Дамира хазрата на "кульбиты" Батрова в своих статьях, наводит на не очень хорошие мысли.

  • Анонимно
    20.07.2020 10:08

    Если этот ивановский товарищ все делал правильно, почему же он открыто об этом не говорил, а все скрывал от ДУМ РФ? И они узнали там только с сайта из Татарии, что тоже, мягко сказать, странно, а не сайта, например, из Вологды? Короче, знает кошка, чье мясо съела!

    • Анонимно
      20.07.2020 17:21

      А чье мясо она съела? Ивановские мусульмане на свои деньги построили мечеть и не хотят его никому отдавать. Совершенно естественное желание. Неестественно желание г-на Мухутдинова захапать чужое имущество.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль