Бизнес 
23.07.2020

«Поход в магазин будет пережитком прошлого»: в Казани сгущаются dark stores

Ozon хочет принести в Татарстан формат-убийцу «Пятерочек» и «Магнитов». «Яндекс.Лавка» в Москве уже приносит продукты на дом за 15 минут

Казань может стать одним из первых городов-миллионников, где Ozon откроет формат dark store — продуктовый склад площадью до 2,5 тыс. «квадратов», откуда онлайн-заказы будут развозить за 40 минут. «Эпидемия коронавируса показала, что население довольно быстро меняет потребительские предпочтения», — объясняют в компании. В «Яндекс.Лавке» говорят о преимуществах формата — минимум трат на аренду и выкладку по сравнению с быстро устаревающим офлайн-ретейлом.

«Эпидемия коронавируса показала, что население довольно быстро меняет потребительские предпочтения» «Эпидемия коронавируса показала, что население довольно быстро меняет потребительские предпочтения»

Первые dark stores в Казани откроются уже в этом году?

В Татарстане накануне завершился двухдневный визит внушительной делегации одной из крупнейших российских интернет-компаний — Ozon.ru (ООО «Интернет-решения»). Руководитель направления по работе с органами государственной власти Александр Васильев, директор по взаимодействию с органами государственной власти Дмитрий Русаков и директор по региону Поволжье Рустем Касимов побывали в Зеленодольске, Алабуге и Иннополисе, где проводили встречи с членами правительства и местными предпринимателями. Так, вчера в минсельхозе РТ прошло совещание с помощником президента РТ по инвестициям, бизнес-омбудсменом РТ Фаридом Абдулганиевым, первым замминистра сельского хозяйства РТ Наилем Залаковым и производителями. Позавчера же Ozon провел встречи в минэкономики и минпромторге.

Встреча в минсельхозе была ознакомительной — татарстанские фермеры подробно узнали о сервисах, которые предоставляет Ozon. В ней приняли участие представители «Агросилы», «Татспиртпрома», агропромпарка «Казань» и «Ак Барс Холдинга». Представители маркетплейса рассказали о возможностях площадки и различных вариантах взаимодействия с предпринимателями. Например, продавцам необязательно привозить весь товар на склады: если позволяют технические возможности, то можно хранить его и у себя для последующей довозки до сортировочного центра при поступлении заказа от покупателя. Фермеров обучили, как работать в маркетплейсе: вместе с ними будет создана совместная «дорожная карта» продвижения их продукции. «У нас 22 действующих производства, выпускающих почти 700 тонн различной пищевой продукции, которая нуждается в реализации. Это „скоропорт“, так что мы заинтересованы в сотрудничестве», — рассказал нам по итогам встречи гендиректор ОАО «Агропромпарк „Казань“» Олег Власов.

Олег Власов: «У нас 22 действующих производства, выпускающих почти 700 тонн различной пищевой продукции, которая нуждается в реализации. Это «скоропорт», так что мы заинтересованы в сотрудничестве» Олег Власов: «У нас 22 действующих производства, выпускающих почти 700 тонн различной пищевой продукции, которая нуждается в реализации. Это «скоропорт», так что мы заинтересованы в сотрудничестве»

При этом на данный момент РИВЦ (республиканский информационно-вычислительный центр минсельхозпрода РТ) уже ведет разработку собственного маркетплейса для татарстанских сельхозпроизводителей, который позволит решить проблему сбыта продукции небольших хозяйств и ОПХ через интеграцию с другими площадками: обычными городскими магазинами или автолавками в глухих деревнях. И Ozon предложили поучаствовать в работе и в этих направлениях.

Отдельной темой стало развитие в республике магазинов dark store. Это уже известный в России, но совсем новый для Татарстана формат «темных магазинов» — без покупателей. Фактически они представляют из себя похожий на торговый зал обычного супермаркета склад, в котором собирают онлайн-заказы профессиональные комплектовщики, а покупатели получают товар с доставкой на дом. Как сообщила пресс-служба бизнес-омбудсмена, который курирует приход в республику онлайн-ретейлеров, в ходе вчерашнего совещания с Ozon стороны договорились разработать «дорожную карту», чтобы уже в 2020 году запустить в республике первые магазины формата dark store.

«Темные магазины» представляют собой похожий на торговый зал обычного супермаркета склад, в котором собирают онлайн-заказы профессиональные комплектовщики, а покупатели получают товар с доставкой на дом «Темные магазины» представляют собой похожий на торговый зал обычного супермаркета склад, в котором собирают онлайн-заказы профессиональные комплектовщики, а покупатели получают товар с доставкой на дом

«поход в магазин мы будем вспоминать как пережиток прошлого»

Абдулганиев отметил, что этот формат уже показал свою эффективность в европейских странах — он позволил решить проблему «последней мили» для продуктового ретейла за счет скорости комплектации заказов, гибкости и размещения магазинов-складов вблизи жилых зон. Для России, по мысли омбудсмена, dark stores тоже могут быть очень перспективны, но для них нужна развитая логистика: шутка ли — задача обеспечить доставку товара менее чем за час. В этом смысле инфраструктурно у Татарстана, как он отметил, есть очевидные преимущества.

«Еще в прошлом году республика сделала ставку на развитие маркетплейсов как новых форматов торговли с „бесконечной“ торговой полкой, который позволяет людям экономить время на поиск, покупку товара. Для этого мы договорились о запуске в Татарстане крупных логистических проектов ведущих федеральных маркетплейсов Ozon, Wildberries, „Яндекс.Маркет“. Недавно мы договорились о приходе в РТ еще одного крупного федерального игрока — маркетплейса abc.ru (ООО „Маркетплейс“)», — напомнил Абдулганиев, подчеркнув, что реализация проектов dark store в Татарстане «органично вписывается в создаваемую быстрыми темпами у нас полноценную инфраструктуру».

Фарид Абдулганиев: «Эксперты уверены, что пройдет еще немного времени и поход в магазин мы будем вспоминать как пережиток прошлого» Фарид Абдулганиев: «Эксперты уверены, что пройдет еще немного времени и поход в магазин мы будем вспоминать как пережиток прошлого»

Он подчеркнул, что данная инфраструктура будет состоять из крупных маркетплейсов, распределительных центров, службы доставки и магазинов dark store, объединенных в единую информационную систему. «Кроме того, это еще и дополнительные многомиллионные инвестиции в республику, и создание тысяч рабочих мест. Уверен, что в скором времени в организуемую в Татарстане новую инфраструктуру торговли гармонично впишутся и беспилотные транспортные технологии, которые разрабатываются и апробируются в том числе и в лабораториях Иннополиса. Эксперты уверены, что пройдет еще немного времени и поход в магазин мы будем вспоминать как пережиток прошлого. Видя, какой путь всего за несколько месяцев прошел Татарстан в этой сфере, я разделяю такое мнение», — передает слова Абдулганиева его пресс-служба.

Что и как можно будет купить в «темных магазинах»?

Формат dark store нацелен в первую очередь на продуктовые товары, и «темные магазины» Ozon в Казани не станут исключением. Как сообщила «БИЗНЕС Online» директор по связям с общественностью компании Мария Заикина, Ozon представляет десятки тысяч ассортиментных позиций в категории продуктов длительного хранения, в том числе и от производителей и предпринимателей из разных регионов России. «Компания с 2019 года развивает модель срочной (через 40 минут после заказа) и сверхточной (в 20-минутные интервалы) доставки свежих продуктов — на текущий момент она работает в Москве, но в ближайшие месяцы может состояться запуск и за пределами столицы. Казань может стать одним из первых таких миллионников», — пояснила она. Но постаматов и пунктов выдачи не предполагается — только доставка курьером.

Эпидемия коронавируса показала, как легко граждане могут оказаться дома, отметил руководитель направления по работе с органами государственной власти Ozon Васильев. По его словам, стандартный dark store представляет собой помещение площадью около 2,5 тыс. кв. м без входа для покупателей. В нем расположены товарные полки и морозильные камеры, работают сборщики интернет-заказов. Ассортимент товаров схож с традиционным, но он, по словам спикера, имеет преимущества по расширению товарных полок. В «темном магазине» будут и фреш-зона, и пекарня, однако отсутствует алкоголь, т. к. закон запрещает продавать спиртное онлайн. Поскольку склад работает круглосуточно, то организуется несколько смен. В каждую трудятся около 50 человек. Один склад даст около 300 рабочих мест. Собранный заказ отправляют в течение 40 минут в любую точку города при помощи собственной службы доставки.

Компания искала помещения в центральной части Казани, чтобы в каждый из уголков города можно было доехать за примерно одинаковое количество времени Компания искала помещения в центральной части Казани, чтобы в каждый из уголков города можно было доехать примерно за одинаковое количество времени

В Москве в этом году откроют несколько dark stores (около пяти). Спикер не стал обещать открытия dark store в Казани в 2020-м: по его словам, формат нужно апробировать. Тем не менее место под «темный магазин» уже ищут. «Мы рассматриваем локации, из которых можно обеспечить доставку товара потребителю в пределах города в течение 40 минут», — объясняет Васильев. В Москве это арендованные площади, как подобное будет выглядеть в регионе — строительство собственного склада или аренда, — пока неясно. Объем инвестиций он оценил как «такие же, как в супермаркет», — с учетом закупки холодильного и другого оборудования. 

«Эпидемия коронавируса показала, что население довольно быстро меняет потребительские предпочтения», — отметил спикер. Прогнозировать потенциальную долю рынка dark store он не стал, однако заметил, что сегмент онлайн-торговли растет быстрыми темпами.

Как сообщил «БИЗНЕС Online» Александр Кудрявцев, специалист по индустриальной недвижимости компании A-Development, который помогал подбирать склады для Ozon под dark store, компания искала помещения в центральной части Казани, чтобы в каждый из уголков города можно было доехать примерно за одинаковое количество времени. Пока хотят одно место, на будущее — два-три. Причем с меньшими площадями, чем озвучил предыдущий спикер.

«В основном это были невысокие складские комплексы площадью от 1 тысячи квадратных метров, с хорошей логистикой, подъездными путями, — рассказал Кудрявцев. — Суть формата в том, что на равноудаленном от всех окраин города появляется распределительный центр, крупная складская площадь, в которой работники Ozon максимально быстро формируют интернет-заказы. То есть с полок собирают товар — и тут же распределительный парк автомобилей их выгружает и развозит клиентам. Задача — максимально ускорить получение товара конечным покупателем. По классической сегодняшней схеме, по которой работает Ozon, товар человек получает спустя, как правило, два-три дня и на каком-то ближайшем пункте выдачи. А этот формат позволил бы практически в тот же день получить товар с доставкой на дом». 

Сегодня формат освоил и «Яндекс»: по принципу dark store работают около 200 «Яндекс.Лавок» в Москве, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде. Кладовщики работают днем и ночью, собирая заказ Сегодня формат освоил и «Яндекс»: по принципу dark store работает около 200 «Яндекс.Лавок» в Москве, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде. Кладовщики трудятся днем и ночью, собирая заказ

где dark stores уже работают? 

Формат dark store в мире известен давно. Впервые его аналоги появились еще в начале 2000-х годов в Лондоне. Попытку сделала сеть Sainsbury’s, но ее довольно быстро пришлось свернуть из-за неготовности рынка. Идею реабилитировала британская же корпорация Tesco в 2009-м, которая придумала термин dark store и реализовала его под Лондоном, причем довольно успешно, масштабу впоследствии придал Amazon. В России же такой способ шопинга только набирает обороты. Если не считать не очень удачных экспериментов «М.Видео» в 2013-м, можно говорить о том, что у истоков формата в нашей стране стоит Х5: в столичной сети «Перекресток» гибридный магазин (наполовину супермаркет, наполовину склад) появился в 2017-м, и уже через год ретейлер открыл полноценные dark stores в Москве и Петербурге, а также масштабный — на 18 тыс. кв. м — «темный магазин» в подмосковном поселке Вешки.

Сегодня формат освоил и «Яндекс»: по принципу dark store работает около 200 «Яндекс.Лавок» в Москве, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде. Кладовщики трудятся днем и ночью, собирая заказ с использованием мобильного терминала в среднем за 2 минуты, а курьеры доставляют его бесплатно за 10–15 минут. В компании объясняют, что один такой локальный склад обслуживает небольшую территорию радиусом до 2 км — расстояние, которое на велосипеде можно преодолеть за 8 минут. «Обеспечить доставку в столь сжатые сроки из обычного магазина невозможно — в классическом супермаркете товары выложены так, чтобы продлить пребывание в магазине и увеличить спонтанные покупки. Притом локальный склад всегда ограничен, потому средний dark store „Лавки“ вмещает около 2 тысяч различных товаров — это ассортимент магазина у дома с его базовым набором продуктов», — рассказывает Елена Новикова, руководитель PR-проектов фудтех-направления «Яндекс.Такси». По ее словам, наращивать сеть dark store быстрее и дешевле, чем развивать офлайн-ретейл, — для этого формата подходит вторая линия с низким пешеходным трафиком (такие площади редко занимают классические магазины), не требуется дорогостоящий ремонт, а выкладка товара заточена под быструю сборку. Например, в «Яндекс.Лавке» специальный алгоритм прокладывает маршрут по складу, чтобы минимизировать холостой пробег сборщика, а тяжелые продукты не повредили легкие и мягкие.

В Татарстане «Яндекс.Лавки» нет, зато Новикова сообщила, что на прошлой неделе «Яндекс.Еда» начала доставлять продукты из супермаркетов в Казани и за несколько дней работы новый сервис показал «впечатляющие результаты»: среднее время доставки сейчас удерживается на уровне 25–30 минут.

«Торговые компании продают не столько товар, сколько удовольствие от покупки»

«БИЗНЕС Online» попросил экспертов оценить перспективы развития формата dark store в Татарстане. 

Александр Кудрявцев — специалист по индустриальной недвижимости компании A-Development:

— На самом деле, ни Ozon, ни X5 Retail не первооткрыватели данного формата. Первым и, пожалуй, максимально успешным ретейлером, кто реализовал формат dark store, был Amazon. У него на площадях более 100 тысяч квадратных метров существует распределительный склад, и компания по всей Америке в течение двух дней гарантирует доставку товара, купленного в онлайн-магазине. Более того, ряд товаров доставляют вообще в течение двух часов. Понятно, что это какие-то максимально распространенные и типовые виды продуктов и товаров. Соответственно, Оzon повторяет данный путь — за счет минимальной наценки, но благодаря сервису доставки он в итоге «отжимает» объемы рынка у своих конкурентов.

На самом деле встрепенулись в первую очередь онлайн-ретейлеры именно на волне карантина. Те, у кого уже был онлайн-трейдинг, сохранили работоспособность и хотели все это отредактировать в более долгоиграющую схему. Мы видим такое на примере Ozon, который в разгар пандемии начал искать в Казани локации, которые позволили бы реализовать формат dark store. Изначально его проще развивать в больших городах, потому что объем рынка в них действительно больше.

В настоящее время многие торговые компании продают не столько товар (поскольку производители и марки одни и те же), сколько удовольствие от покупки. Когда ты, практически лежа на диване, выбираешь какой-то продукт и тебе сегодня же его привозят, ты экономишь время, получаешь удовольствие. И это провоцирует покупать еще и еще. Интернет-трейдинг и интернет-торговля в любом случае будут развиваться и ужимать реальный сектор — насколько подобное возможно. Об этом говорит мировая практика. 


Леонид Делицын — аналитик ГК «Финам»:

— Плюс в том, что dark store можно открыть в пустующем помещении супермаркета, не требуется строить новый логистический центр для длительного хранения товаров. Онлайн-ретейлеры получают эффективную логистику, тем более что при одном из входов можно открыть пункт выдачи. К тому же сейчас непродовольственные сети переживают тяжелые времена — их магазины были закрыты в период изоляции, они могут закрыться и отказаться от аренды, что удешевит квадратный метр. С точки зрения покупателей, такие dark stores могут ускорять доставку, а для товаров первой необходимости это важно.

Такие магазины открывают в средних и крупных городах по мере того, как население привыкает заказывать онлайн все то, что раньше покупало в магазинах и супермаркетах: продукты, одежду, бытовую химию. Типичный размер — это размер супермаркета. Количество магазинов определяется потребностями онлайн-торговли. Сейчас в странах Западной Европы на 30 тысяч человек приходится один такой магазин.

Убийцей традиционного ретейла являются все же сами онлайн-магазины, а не определенная разновидность их складов. Приговор гигантским книжным сетям магазинов в США подписал Amazon, но все-таки при помощи онлайн-заказов, а не логистики и тем более дронов, которые однажды станут доставлять заказы. Традиционные форматы постепенно эволюционируют в торгово-развлекательные центры, где мы будем любоваться предметами роскоши и коллекциями, затем лакомиться дорогим мороженым, смотреть кино и играть в автоматы. А тем временем в dark store станут комплектовать наши заказы, собранные по самым выгодными и доступным нам ценам.

«не уверен, что речь идет об экономии»

Владимир Ионкин — заместитель исполнительного директора ассоциаций компаний розничной торговли:

— Формат dark store — это, грубо говоря, магазин-склад, и цены здесь должны быть ниже, чем в обычной офлайн-торговле. Например, по такой системе работает «Ситилинк». Здесь меньше издержки, например на аренду площади, зарплату персоналу. Возьмите обычный магазин — там десятки квадратных метров на склады и десятки на торговые залы. А в магазинах dark store они не нужны, это прямая экономия. Плюс сокращаются издержки на недешевое торговое оборудование, и сейчас, в условиях пандемии, такие магазины меньше средств тратят на профилактику, например на бактерицидные лампы.

Здесь может быть другая небольшая проблема — люди, когда ходят в магазины, привыкли пощупать товар, сравнить его с рядом лежащими на полке. А в магазинах dark store такое же можно сделать только в онлайне. Но пандемия кратно увеличила онлайн-торговлю, люди не выходили на улицу, так что можно сказать, что покупатель созрел. Этот показатель и ранее рос, но во время пандемии произошел мощнейший рывок. Посмотрите хотя бы цифры Ozon за квартал, как они выросли.


Александр Иванов — президент национальной ассоциации дистанционной торговли:

— Главная цель у Ozon, я думаю, увеличение объема продаж. К тому же сейчас у некоторых компаний, в частности у Ozon, заметно выросла интернет-торговля. Прибыльность достигается при увеличении плотности доставки, и в этом и как раз помогает формат dark store. Образно говоря, курьер приехал в деревню, а там 300 домов, каждый на расстоянии в 100 метрах, это одна история. Вторая же — когда он пришел к дому на 300 квартир. Здесь иные расстояния, другое время.

Издержек же у данного формата много, потому что появляется большое количество точек. Чем их больше, тем нужно больше внимания и концентрации, а это не такие уж и маленькие расходы. Но, с другой стороны, такой формат позволяет максимально близко подойти к потребителю и максимально быстро удовлетворить его потребности.

Самые большие затраты в данной отрасли — фонд оплаты труда, а формат dark store несильно поможет на этом сэкономить. Вместо одного кладовщика в одном магазине нужно, например, 10. Плюс надо тратиться на вопросы безопасности, это очень важная составляющая, затраты на которые никак не снизить. А стоимость аренды нескольких маленьких точек намного дороже, чем аренда такой же по совокупности площади большой точки. Я не уверен, что речь идет об экономии, но, думаю, компании хотят, чтобы вырос поток заказов и, соответственно, объем продаж. За счет это организация может отбить затраты.

Окупить затраты можно повышением цен на товары, но Ozon — компания большая, и она сможет позволить себе держать цены. Я сомневаюсь, что Ozon пойдет на повышение цен. Плюс я не думаю, что в dark stores появится весь товар, который есть у компании. Там существует дата-центр, который покажет, какие товары ежедневно востребованы (и они окажутся на полках), а какие — нет (могут полежать на складе).

Так что я думаю, что это очень интересный эксперимент, так как в таком формате уже работает «еда», но не «товары народного потребления». Идея в принципе перспективная, посмотрим, как она пройдет, но наверняка не без проблем.

«Необходимо достаточно большое, постоянное количество заказов»

Артём Соколов — президент ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ):

— В интернет-торговле dark stores используются для максимально быстрой логистики тех категорий товаров, для которых наиболее актуальна быстрая доставка, — прежде всего это продукты питания и комплементарные им товары повседневного спроса. Сроки доставки у сервисов, которые используют dark store, обычно варьируются от 15 минут до одного-двух часов. Dark store открывают, как правило, внутри города, городской черте, поскольку это обеспечивает ту самую экспресс-доставку. Учитывая локацию внутри города, dark store не может занимать десятки тысяч квадратных метров, по сути, достаточно иметь площадь, соразмерную небольшому супермаркету, где будет храниться самый ходовой ассортимент. И при такой модели он сможет успешно функционировать.

Татарстан по итогам 2018 года занял четвертую строчку в рейтинге российских регионов по качеству жизни, он также является одним из лидеров по уровню развития электронной коммерции. Население региона открыло для себя этот способ покупок и активно им пользуется, потому такие форматы станут востребованы в будущем.

Для того чтобы обеспечивать загрузкой dark store и курьерские службы, необходимо достаточно большое, постоянное количество заказов. Это позволяет интернет-магазинам правильно планировать доставку и оптимизировать ее. В противном случае она будет дорогой и малорентабельной. Таким образом, в контексте dark store должно сочетаться несколько факторов. Во-первых, должна быть узнаваемая площадка, у которой достаточно большое количество клиентов, она должна иметь высокую популярность. Во-вторых, в dark store должен быть востребованный ассортимент, за которым люди должны обращаться ежедневно. И, наконец, должна быть обеспечена возможность обслужить этот объем заказов. Когда три фактора складываются, работа dark store оправданна и эффективна.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (110) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
23.07.2020 08:32

работы диетологам прибавится в разы - ожирение от гиподинамии. Нас загнали в бетонные коробки, посадили на удаленку, закрыли от человеческой жизни и смерть будет такая же - коробочная, по он-лайн

  • Анонимно
    23.07.2020 08:02

    Dark store очень нужны. Я уволенные кассиры как раз смогут работать курьерами

    • Анонимно
      23.07.2020 08:40

      )))))
      У нас народ - как домашняя птица с 3-х секундной памятью.
      В 1960-х годах все журналы, газеты, передачи на ТВ были заполнены новостями о скором полёте на Марс, туризме на Луну.
      Писатели соревновались, кто футуристичнее напишет недалёкое будущее человечества.
      Конструкторы наперебой меняли изгибы 6-метровых автомобилей, напоминающих космические корабли и ракеты.
      А потом все успокоились.....

      • Анонимно
        23.07.2020 08:54

        В москве dark store от Ашана работают с 2013 года.

      • Анонимно
        23.07.2020 08:58

        Сравнили масштабы) а рестораны формата dark kitchen в москве уже давно работают

        • Анонимно
          23.07.2020 09:50

          все зависит от платежеспособности. многие новинки приходят туда где эти новинки смогут оплатить

          • Анонимно
            23.07.2020 14:04

            Значит в Казани не приживется. К тому же люди привыкли к процессу, могут сами пощупать и выбрать. И самое главное, наши люди закупаются по большим скидкам и акциям, обычные цены и не понятный товар для них не приемлим и не подъемен.
            Мажорики может побалуются немного и все.

        • Анонимно
          23.07.2020 09:56

          А у нас вообще русскоязычные названия этих новшеств есть? Засорили язык еще больше этими заимствованиями, которые произнести-то не возможно в обычной речи!

          • Анонимно
            23.07.2020 11:05

            Согласна с вами. Зачем использовать длинную " локацию" вместо короткого "район"? Смысл употребления англицизма? Для понтов?

            • Анонимно
              23.07.2020 13:28

              Французское «rayon» имеет значение «луч», происходя от латинского «радиус» — «луч».

            • Анонимно
              24.07.2020 10:07

              Гренка не может стоить восемь долларов, а крутон - может.
              (О чём говорят мужчины).

          • Анонимно
            23.07.2020 17:46

            Dark store - темный склад - кладовка по-русски)

            Это реально куча полок с товарами, без людей - ну кладовки и есть

          • Анонимно
            24.07.2020 15:40

            Вы живёте в 21 веке а не в 19. Все что есть в России это придумано в западных странах. От интернета до космоса. Вот если бы было бы наоборот тогда были бы русскоязычные названия.

      • Анонимно
        23.07.2020 09:29

        Все что перечислили - это были государственные расходы. А dark store наоборот приносит доход

    • Анонимно
      23.07.2020 10:34

      Cклад даст 300 рабочих мест. Курьеров будет еще меньше.. Бывшие продавцы среднего возраста "не впишутся" в хотелки администрации и Озона и выйдут на большую дорогу.

  • Анонимно
    23.07.2020 08:30

    По выходным бываю часто в Метро, невольно становлюсь наблюдателем работы сотрудников Сбермаркета - это просто цирк какой-то, мягко говоря.
    Никогда не доверю и не закажу этим пацанам и девчонкам доставку продуктов себе!

    • Анонимно
      23.07.2020 10:30

      И зря. Практически никогда не подводят, хорошо набирают заказ. Попробуйте. Для того, чтобы купить известные вам марки, можно и не ходить в магазин и сумки не таскать (даже если в машине).

      • Анонимно
        23.07.2020 15:07

        Нет, не зря, я вижу что и как они выбирают, уткнувшись в сматфоны.
        Как на отдельно выделенной для них кассе галдят и матеряться друг с другом, что-то не поделив и не взирая на половые различия и окружающих.
        Как потом распихивают все по сумкам, тут же рядом с кассой, хотя в магазине каждые 15 минут дают объявление, чтобы покупатели разбирали покупки у своих машин на стоянке.
        Нет, мне такой сервис однозначно не нужен.

      • Анонимно
        23.07.2020 16:26

        Нация и так жиреет, становится инертнее, мало двигается, а теперь предлагают и магазины не ходить. Движение - это жизнь!

        • Анонимно
          23.07.2020 19:51

          разве тяжело в магазин сходить, а то что предлагают это для таких лентяев которые в скором времени и в дверной проем не пролезут

      • Анонимно
        24.07.2020 10:11

        Так можно и жиром заплыть, если не проявлять физической активности. Только про фитнес отвечать не надо.

    • Анонимно
      23.07.2020 11:16

      А что не так , расскажите? 1-2 раза в месяц пользуюсь сервисом, бывают мелкие накладки типа перепутал сыр, или печенье не тот вкус Положил , но в целом на 4+ сервис

      • Анонимно
        24.07.2020 10:13

        Доверить покупку сыра посторонним, это извращение. А печенье (покупное) вообще вредно для организма. Не ем его уже лет девять.

    • Анонимно
      24.07.2020 10:10

      Полностью согласен с вашим комментарием. Добавлю про Метро. Уже года 3-4 в магазинах у дома цены на одни и те же продукты дешевле. Так стоит ли ехать на другой конец города ради "непонятно чего"?

      • Анонимно
        25.07.2020 10:01

        Разница между Метро и другими магазинами очень большая, и дело не в ценах. Даже просто ради выбора настоящих продуктов уже стоит ехать в Метро, а то скоро забудете, как выглядит настоящая еда, не та, что из Магнита

  • Анонимно
    23.07.2020 08:32

    работы диетологам прибавится в разы - ожирение от гиподинамии. Нас загнали в бетонные коробки, посадили на удаленку, закрыли от человеческой жизни и смерть будет такая же - коробочная, по он-лайн

    • Анонимно
      23.07.2020 09:51

      кто жрал как не в себя тот и останется с такими предпочтениями. несмотря на персонального фитнес тренера

    • Анонимно
      23.07.2020 10:35

      Уезжайте из бетонных коробок, не продавайте родительские дачи и не пользуйтесь данными сервисами. Кто Вас загнал кроме Вас самих?

    • Анонимно
      23.07.2020 11:05

      Кто запрещает вам гулять? Мест красивых достаточно,не ленитесь, вот и все

    • Анонимно
      23.07.2020 12:12

      мультфильм валли очень точно передает атмосферу происходящего!

    • Анонимно
      24.07.2020 09:35

      никто не запрещает тебе проводить время, которое ты проводил в магазиках, проводить со своими детьми, родителями гуляя и занимаясь спортом, ваши магазы детям в ..не уперлись ,если родители не уделяют им время!

  • Анонимно
    23.07.2020 08:34

    Доставка до подьезда, одна цена, до двери квартиры подороже. Припарковать машину во дворе доставщику не просто. И время на хождение по подьезду... Берите на вооружение, маркетологи.

  • Анонимно
    23.07.2020 08:39

    Куда работники магазинов пойдут работать!??? Это же ужас сколько будут безработных. Куча закрытых магазинов-призраков. Цифровизация и новые технологии только создают проблемы для рабочих мест - чем лучше - тем хуже!

    • Анонимно
      23.07.2020 09:39

      Это как в фильме "Москва слезам не верит", там один герой тоже говорил: скоро ничего не будет, ни театров...., а только одно телевидение. Сколько лет прошло, но есть и театры, кинотеатры и оперы.

    • Анонимно
      23.07.2020 11:55

      Не переживай, тут один пообещал же 25 млн. высокотехнологичных рабочих мест. Значит будет наверное, но это не точно ...

    • Анонимно
      24.07.2020 10:17

      В мозг человека будут вживлять чип с определённой программой. Продавец из Магнита пойдёт преподавать Высшую математику.

    • Анонимно
      24.07.2020 13:39

      согласна, в Перми в МФЦ уже работает человекоподобный робот - девушка. Ужас. безработица ждёт очень многих. И куда идти молодым и не только .....??????????????????????

  • Анонимно
    23.07.2020 08:39

    Цена решает все. Нельзя с доставкой на дом сделать товар дешевле акционного из обычного магазина. Но как вариант для богатых и занятых может зайти.

    • Анонимно
      23.07.2020 09:08

      вообще то можно, если вычесть из стоимости товара стоимость аренды торговых площадей, торговать то можно напрямую со склада. на технику и пр. цена в инете всегда ниже, чем в магазинах.

    • Анонимно
      23.07.2020 12:29

      агропарк-вот будущее торговли и уже здесь за деньги налогоплательщиков

      • Анонимно
        23.07.2020 14:10

        Агропарк не реально дорог.

        • Анонимно
          23.07.2020 18:28

          как так тут же пишут что дешевле

        • Анонимно
          24.07.2020 10:19

          Фрукты и овощи в 1,5-3 раза дороже среднегородских цен. Никогда там их не покупаю. Продавцы (хозяева арендуемых точек) казанского агропарка на 99% перекупы.

  • Анонимно
    23.07.2020 08:40

    Главный фактор -это время, которое не хочет/ не может тратить человек на офлайн покупки, приготовление блюд итд. Формат будет все более востребован вместе с ростом благосостояния населения, что случится не так быстро. Сейчас же это история больше актуальна для федерального центра и крупных городов. Посмотрим, кто окажется успешнее. Кстати, Магнит тоже анонсировал, что развивает это направление.. так что ритейл вряд ли умрет - наоборот, получит новый upside "формата у дома"

    • Анонимно
      23.07.2020 11:23

      А вы реально думаете что заказать по интернету кучу вещей из магазина - это очень быстро. Особенно если ассортимент огромный.

      • Анонимно
        23.07.2020 12:39

        это не проблема - если есть стабильное качество и ассортимент. Корзина на 90% наименований будет повторяться из раза в раз.

      • Анонимно
        23.07.2020 23:16

        А я люблю ходить в магазин . Такие магазины не для меня и для многих .чего только не придумывают ,лишь бы заработать .конкуренция между ними

    • Анонимно
      24.07.2020 10:21

      Заезжая к своему дому вынужден надолго вклиниваться в очередь Макдональдса. Такое впечатление, что полгорода там питается.

  • Анонимно
    23.07.2020 08:46

    Неужели такая доставка за 40 минут будет?!!! О этом я мечтала еще лет 40 назад! Не ходить по магазинам, не стоять в очередях, как тогда это приходилось делать, не тратить кучу времени!

  • Анонимно
    23.07.2020 08:47

    Почитайте отзывы на эти сервисы доставки продуктов: заказывали одно-привезли другое, овощи-фрукты набрали тухлые, привезли продукты с истекающим сроком годности, неправильно сняли деньги, деньги сняли как за дорогой товар- а привезли дешёвый аналог и т.д. и т.п. Везде присутствует пресловутый человеческий фактор. Курьер не будет выбирать вам продукты получше, посвежее, накидает быстренько по списку, ведь ему надо обработать больше заказов чтобы заработать свою копеечку. Но идея сама по себе хорошая, в определенные моменты жизни просто необходимая. Да и многие продавцы не будут в этом участвовать, например торгаши фруктами и зеленью вряд-ли захотят лишиться наличного оборота и показывать свои реальные доходы, перейдя онлайн

    • Анонимно
      23.07.2020 09:33

      Вы уж определитесь хорошо это или плохо. Как может быть хорошей идея, реализация которой имеет столько изъянов? Лично я считаю эту идею неудачной в основном по тем же причинам. Мясо нужно повертеть в руках, выбрать где прожилок меньше. Шашлык можно и понюхать, взять тот который вкуснее пахнет. Зелень незавядший пучок выбрать, фрукты непомятые. Да и вообще, в магазине всегда беру что-то не по списку, просто на глаза попался аппетитный кусок и я его захотел, или по акции что-то продают, тогда беру про запас. Никакая доставка этого не заменит.

      • Анонимно
        23.07.2020 11:34

        Совершенно верно!
        Давно доказано: мужчины идут в магазин за чем то конкретным, а женщины - посмотреть, что можно купить. Так вот-что то конкретное можно заказать с доставкой (если деньги есть), а "посмотреть"- заменить нелегко...

        • Анонимно
          23.07.2020 15:56

          Кто это доказал? Я своим многолетним опытом опровергну.

    • Анонимно
      23.07.2020 09:37

      Лежу дома с ковидной пневмонией, заказываю продукты в Пятерочке. Привозят чеоез 40 минут , прошу оставить перед входной дверью. Очень удобно. Буду продолжать заказывать, потому что сил нет таскать пакеты из магазина

      • Анонимно
        23.07.2020 10:38

        А зачем больному в период болезни столько еды? Обычно когда человек болеет - он почти ничего не ест.
        А Вы будете продолжать заказывать, чтобы пакеты не таскать... Ну и аппетит)

    • Анонимно
      23.07.2020 10:29

      Согласен. Дешевле точно не будет а качество - упадет.

      Подпорченные продукты, пересорт, мытые от плесени, мятые, битые, вялые и не свежие, с истекающим сроком годности, "пластмассовые, без вкуса и запаха" - никому такие продукты не нужны даже с доставкой.

      Строить бизнес с надежде на корону - глупость.

      Сначала надо обеспечить ГАРАНТИРОВАННОЕ КАЧЕСТВО заказанного, всё остальное - вторично, сколько бы воды не лили.

      Да, могло бы взлететь, если заказывать то, что в твердой упаковке, с указанием срока годности (и учетом его в доставке). Но доля таких продуктов маленькая и это будет дорого.

      Не взлетит.

  • Анонимно
    23.07.2020 08:52

    Нет, это не по мне (женщина 60 лет). Мне надо воочию все увидеть. Вчера такое удовольствие получила, гуляя по хозяйственному магазину. А уж продукты тем более надо увидеть.

  • Анонимно
    23.07.2020 09:03

    Классная тема, когда надо собрать целый список продуктов и отправить пожилым родственникам в другом районе города , другом городе

    • Анонимно
      24.07.2020 10:25

      Это из серии на тебе боже, что нам не гоже. Родственники всё стерпят. Особенно в другом городе, особенно пожилые, ещё и прослезятся о такой заботе.

  • Анонимно
    23.07.2020 09:07

    Я не понимаю зачем все эти сервисы доставки еды,продуктов ??? В чём проблема сходить в магазин ??? Их ведь кругом видимо не видимо.

    Пенсионеры не смогут этой услугой воспользоваться так как надо приложения скачивать,и в маленький экран телефона тыкать они физически не могут...

    • Анонимно
      23.07.2020 16:26

      Зачем тратить минимум час времени после работы на шатания по магазинам, если можно приехать домой одновременно с курьером?

    • Анонимно
      23.07.2020 17:02

      По магазинам, не соблюдая никакой дистанции и прочего, ходят толпы вернувшихся с пляжей, ездящих в автобусах и гуляющих по кафе и торговым центрам. Доставка сокращает число контактов, а значит, и рисков в разы. И очень удобно с точки зрения экономии времени. А насчёт просрочки и нерадивых курьеров - это не в новым сервисах вопрос, а в отношении клиентам. Со временем поймут, исправятся. Европейский сервис и у нас возможен. А сама по себе идея такой формы торговли очень даже перспективна

      • Анонимно
        24.07.2020 21:41

        Обкусаный крысами на этих темных складах товар еште наздоровье, это вам привьет иммунитет от вашего опасного ковида.

  • Анонимно
    23.07.2020 09:09

    Как может кто то доставит. Нечто? Человек должен сам все купить в магазинах ... как можно довериться кому то учитывая наши реали и отношения друг другу.

  • Анонимно
    23.07.2020 09:39

    А здесь говорят, что у нас люди "бедно" живут.
    Вот - готовы платить дополнительно за доставку продуктов курьерами.

    • Анонимно
      23.07.2020 17:04

      Каждый решает сам для себя, то ли тащить сумки из магазина, то ли воспользоваться услугой доставки

  • Анонимно
    23.07.2020 09:39

    Однозначно буду пользоваться, не люблю ходить по магазинам и тем более тратить на это время.

  • Анонимно
    23.07.2020 09:39

    Следующий этап - доставка готовой домашней еды приемлемого качества, "бахетле" не проспи свой звездный час. Готовка вообще убийца свободного времени. Еще бы воспитание детей онлайн заказывать

    • Анонимно
      23.07.2020 10:21

      это вам в Сингапур нужно. А у нас такое возможно лишь лет через 50 , после смены нескольких поколений и определенной трансформации государственного устройства

    • Анонимно
      23.07.2020 10:32

      самих детей тоже в онлайне закажете?

    • Анонимно
      23.07.2020 10:32

      Бэхетле давно внедрило доставку, вы видимо просто не в курсе. И да, готовка занимает много времени, но зато как экономит семейный бюджет!!! Цены на домашнюю еду в Бэхетле всего лишь процентов на 20 ниже ресторанных, видимо скидка за отсутствие официантов. Но купить и приготовить самому в разы дешевле. Например капуста квашеная 250 рублей включая рассол, на рынке за 100 рублей продают, а свежая капуста вообще 20 рублей стоит, приготовь сам и сэкономишь в 10 раз. Жареный судак - 1100 р/кг, а свежий рублей за 200 продают. Вот и считайте.

      • Анонимно
        24.07.2020 10:29

        Дело даже не в экономии. Вы видите из каких продуктов вам готовят еду? Я бы рисковать не стал. Ну, один раз в два-три месяца, ради жены, что нидбдь азиатское на стол заказал бы. Но не более.

    • Анонимно
      23.07.2020 10:41

      Мне вот нравится так время проводить, тем более, если оно свободное. А если на работе его вообще не остается - да к черту такую работу. Жизнь одна. Совсем с ума посходили - лишь бы от компа ничем их не отрывали или от производства.
      Сами позволяете себя эксплуатировать и загонять в рамки жертв потребления, отдавая все свою жизнь не семье в виде котлет:), а работодателю-капиталисту.

  • Анонимно
    23.07.2020 09:59

    Я лично интроверт, мне некомфортно этих доставщиков от яндекса нанимать, чтобы ко мне в квартиру звонили ))

    • Анонимно
      23.07.2020 10:46

      Мне например тоже.
      Люди сидят безвылазно дома и не могут зайти в магазин? Чушь.
      Прогулки на свежем воздухе должны стать национальной идеей, нужны парки, скверы, кустарники на газонах.
      Если и требует распространения, то только развитие сети кафе, в которых еда будет стоить столько же сколько стоит приготовить самому, или незначительно дороже.

  • Анонимно
    23.07.2020 10:24

    Сейчас вот этим всем наиграются и старые форматы будут отыгрывать свое, просто группы товаров разделятся, какие то будут покупать в таких магазинах, а какие то это магазин у дома.

  • Анонимно
    23.07.2020 10:37

    Яндекс-лавка постоянно приносит не свежее. Если на полке я могу посмотреть дату паковки, то тут ешь, что принесли.
    Но для кофе или срочных зубных щеток подойдет

  • Анонимно
    23.07.2020 10:43

    Какая дикость - экономить время на готовке обедов и походах за продуктами и оплатить эти удобства из собственного кармана, чтобы это же время отдать для зарабатывания денег, в том числе на оплату сомнительного удобства...
    Некогда же в основном занятым на работе, а отнюдь не домохозяйкам и рантье.
    Народ, вас дурят, а вы радуетесь.

    • Анонимно
      23.07.2020 12:36

      давно пора рестораны позакрывать

    • Анонимно
      23.07.2020 17:08

      У меня интересная, творческая, нормально оплачиваемая и любимая работа. Конечно, выберу услуги, чтобы не отвлекаться на бытовые вопросы, а в свободное время просто гулять, без сумок и стояния у плиты

      • Анонимно
        23.07.2020 22:25

        И у меня такая же, да еще и с командировками (была до карантина) - так это ж не значит, что я обед семье за час не приготовлю... Вот прям оторвали меня котлеты от творчества)

  • susan
    23.07.2020 10:47

    УРА! Дико надоел сам формат этих грязненьких магнитов и пятёрок! Надоело, что они везде, в одном доме по две штуки. Надоело хамство кассиров. Надоело то, что товар годами один и тот же. Прогресс дошёл до Казани, хвала небесам

  • Анонимно
    23.07.2020 11:29

    Мне кажется эту делегацию обманули

    • Анонимно
      23.07.2020 14:18

      Им рассказали сказку о процветающем Татарстане и богатейшем народе. OZON сильно разочаруется, столкнувшись с суровой местной действительностью.

      • Анонимно
        23.07.2020 17:09

        Ну вот... для нас же стараются, рабочие места хотят обеспечить, а тут так неласково отзываются о радетелях наших

        • Анонимно
          24.07.2020 14:44

          Рабочие места? Потом "профессиональных" комплектовщиков заменит роботизированная тележка-погрузчик, а курьеров - дроны и беспилотные грузовички. На беспилотный грузовик ставите аналог постамата - и всё, даже водитель не нужен. Клиент выходит, по коду открывается его ячейка и он забирает заказ. Грузовик едет до следующей контрольной точки. Всё, что надо - стандартизировать упаковку.

      • Анонимно
        24.07.2020 10:34

        Ничего, опыт есть. Ради Ворлд Скиллс отгрохали целый город. А всё это ведь надо содержать. Не задумываясь отдали под ковидный госпиталь, на будущее.

  • Анонимно
    23.07.2020 11:33

    Сейчас продукты доставят, потренируются, а потом продукты для "космонавтов" будут доставлять, где калории и витамины подсчитаны.

  • Анонимно
    23.07.2020 11:56

    А с просрочкой как будет? С испорченными фруктами? Со вскрытыми упаковками?

    • Анонимно
      23.07.2020 14:14

      Никак. Я сначала жаловался, мне компенсировали. Теперь просто забиваю на это, лень спорить каждый раз

  • Анонимно
    23.07.2020 12:09

    Без "алкашки" эта тема долго не протянет.
    У нас весьма пьющая страна. И если поход в магазин не исключен желанием купить винца к ужину, то какой смысл заказывать еду отдельно?

  • Анонимно
    23.07.2020 14:03

    Люди очнитесь, хватит слушать этих кибердроидов! Ничто не заменит поход в магазин. Это полная чушь. Есть руки и голова которыми ты выбираешь.

    • Анонимно
      23.07.2020 16:13

      На сайте тоже приходится использовать голову, от этого не уйти...

    • Анонимно
      23.07.2020 18:34

      14.03 это вы стояли в полукиллометровой очереди в икею?

      • Анонимно
        24.07.2020 10:36

        Я, например, в Икею вообще не стою. А тем более полкилометра.

  • Анонимно
    23.07.2020 16:50

    Никогда не буду что то заказывать из продуктов....предпочитаю сам выбирать, посмотреть глазами, атмосфера рынков не передаваемая...

  • Анонимно
    23.07.2020 17:15

    Осталось только научиться рожать по удаленке.

  • Анонимно
    23.07.2020 18:13

    Нишевый сервис, никаких магазинов не заменит.

  • Анонимно
    23.07.2020 19:53

    честно говоря никогда не заказывал еду на дом , лучше самому прогуляться

  • Анонимно
    23.07.2020 21:19

    Я только во ВкусВилле продукты заказываю, просто знаю их ассортимент и что просрочки у них никогда не бывает. А во всех Пятерочках и т.д. не рискую.

  • Анонимно
    24.07.2020 00:33

    Нас загоняют в цифровой концлагерь.
    А Татарстан - впереди планеты всей в этом процессе.

  • Анонимно
    24.07.2020 10:05

    Какие глупости. Никогда и никому не доверю покупку продовольственных товаров. Речь идёт о моём здоровье и благополучии. Каждый, например фрукт или овощ, я должен лично "промассажировать, прежде чем положить в корзину. Знаю, что есть другая категория, например "офисных" людей, которые даже картошку заказывают по интернету и им подсовывают половину гнилья, а они потом возмущаются.

  • Анонимно
    24.07.2020 14:35

    Покупать скоропрт удаленно? Я пока не готов. В Перекрестке в пакете с фасованными яблоками всегда попадается гнилушка. После последнего случая, когда там оказалось три гнилых яблока из 7 или 8 штук - зарекся брать фасованные.

  • Анонимно
    24.07.2020 19:00

    Хочу ходить сама по магазинам!!! И никакие мне посредники и иже с ними не нужны для этого процесса!!!

  • Анонимно
    24.07.2020 21:47

    Это как с покупкой картошки мешками с доставкой. Пол мешка гнилья. Выясняем после покупки. А самостоятельно выберешь отборную лучшую .

  • Анонимно
    25.07.2020 12:21

    Какое же тухлое старперское брюзжание в комментариях, вечное недовольство всем новых, ортодоксальность и консерватизм и тех областях, где технологии уже сейчас упрощают жизнь миллионам людей русский человек увидит сплошной обман и "МНЕ НЕ НУЖНО ЗНАЧИТ НИКОМУ НЕ НУЖНО".

  • Анонимно
    27.07.2020 22:09

    Ненавижу он- лайн покупки

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль