Нефть и нефтехимия 
29.07.2020

Шинная экспансия: «Татнефть» построит завод покрышек в Казахстане

Через два года предприятие будет выдавать по 3,5 млн шин в год, что закрывает весь местный рынок. Но могут помешать китайцы

Татарстанские Kama Tyres намерены проехать там, где финские Nokian не прошли. Накануне стало известно о сроках запуска нового шинного проекта, который реализуют совместно с «Татнефтью», — завод будет построен в Казахстане в сотрудничестве с «СарыаркаАвтоПром», казахским аналогом ВАЗа. «Татнефть» обещает вложиться в завод и технологиями, и финансами, а взамен для нее открываются рынки всей Средней Азии. Об очередной попытке «Татнефти» расширить сферу влияния — в материале «БИЗНЕС Online».

Проект предусматривает строительство в Казахстане нового шинного завода. Планируемая мощность — 3 млн легковых и легкогрузовых шин, а также 0,5 млн грузовых шин в годФото: prav.tatarstan.ru

ШИННАЯ ЭКСПАНСИЯ В КАЗАХСТАН

Накануне в Нижнекамске высадился представительный правительственный десант из Казахстана: делегация, возглавляемая вице-премьером страны Романом Скляром, посетила ПАО «Нижнекамскшина». Визит оказался весьма продуктивным — по итогам осмотра шинного предприятия стороны договорились создать в Казахстане совместное производство автомобильной обувки. Свои подписи под соглашением о намерениях и дорожной картой поставили генеральный директор «Татнефти» Наиль Маганов и Андрей Лаврентьев — председатель совета директоров группы компаний «Аллюр». Поскольку журналистов на историческое событие, увы, не позвали, реконструировать детали мероприятия корреспонденту «БИЗНЕС Online» пришлось по пресс-релизам.

Проект предусматривает строительство в Казахстане нового шинного завода. Планируемая мощность — 3 млн легковых и легкогрузовых шин, а также 0,5 млн грузовых шин в год. «Запуск производства ожидается в 2022 году. В рамках проекта будет создано порядка 800 рабочих мест с учетом смежных отраслей», — говорится в сообщении, опубликованном на сайте правительства РТ. Отмечается, что автомобильные шины будут направляться на первичную комплектацию автомобилей, производимых в Казахстане, на вторичный рынок, а также на экспорт в страны ближнего зарубежья.

В «Татнефти» нам сообщили, что компания как стратегический партнер будет вкладывать в проект не только технические и кадровые, но и финансовые ресурсы. Правда, пока объемы денежных вложений остаются за кадром, в компании такую таинственность объясняют тем, что проект находится на стадии переговоров. Известно лишь, что на развитие всего «покрышечного» бизнеса «Татнефти» на 2020 год было заложено 20,4 млрд рублей. Впрочем, не исключено, что коронавирус вкупе с падением цен на нефть и сделкой ОПЕК+ заставил компанию несколько скорректировать инвестиционные планы.

Китайская компания Doublestar тоже запустит производство шин. Если оба проекта состоятся, то им придется бодаться на одном рынке Китайская компания Doublestar тоже запустит производство шин. Если оба проекта состоятся, то им придется бодаться на одном рынке Фото: prav.tatarstan.ru

Интересно, что на данный момент в Казахстане шины вообще не производят. Единственный шинный завод, который был построен в Шымкенте еще в советские времена, закрыт. За последние пять лет о планах построить завод в Казахстане объявляли финская Nokian Tyres, индонезийская Multistrada Arah Sarana, но проекты так и не были реализованы. По оценкам Nokian, емкость рынка шин в Казахстане в 2014 году составляла 3,5 млн шин в год (более свежих данных, к сожалению, нет). Если сегодняшние цифры с ними сопоставимы, это означает, что покрышки «Татнефти» в перспективе могут претендовать на весь казахстанский рынок.

Впрочем, есть одно но. Буквально месяц назад стало известно, что китайская компания Doublestar тоже запустит производство шин на базе мощностей бывшего завода резинотехнических изделий в городе Сарань Карагандинской области, и тоже к 2022 году. Мощность производства заявлена практически такая же, как и в «татнефтевском» проекте: 3 млн шин для легкового автотранспорта и 500 тыс. шин — для специализированной техники в год. Планируется создать 1 тыс. новых рабочих мест. Известен и объем инвестиций в китайский проект — 75 млрд тенге, или около 13 млрд рублей. Интересные данные, учитывая, что производственные параметры двух проектов схожи, практически как близнецы-братья. Если оба проекта состоятся, им придется бодаться на одном рынке.

экспорт шин — на миллиард рублей

Для самой «Татнефти» запуск нового производства прежде всего означает развитие присутствия на рынках Казахстана, а также расширение сбыта в странах Средней Азии. Целевые показатели по объемам экспорта татарстанских шин после запуска нового завода предсказуемо не раскрываются, но, как подчеркнул сегодня на встрече с зарубежной делегацией премьер-министр РТ Алексей Песошин, только в первом полугодии 2020 года «Татнефть» поставила в Республику Казахстан шинной продукции на сумму более 1 млрд рублей.

Сегодня шинный бизнес ПАО «Татнефть», работающий под брендом «KAMA TYRES», обеспечивает около 20% рыночного спроса в РФ Сегодня шинный бизнес ПАО «Татнефть», работающий под брендом Kama Tyres, обеспечивает около 20% рыночного спроса в РФ Фото: «БИЗНЕС Online»

Всего же, по словам премьера, сегодня шинный бизнес ПАО «Татнефть», работающий под брендом Kama Tyres, обеспечивает около 20% рыночного спроса в РФ. В 2019 году шинными предприятиями ПАО «Татнефть» было произведено более 10 млн шин, поставки татарстанской продукции осуществляются почти в 50 стран мира, при этом на внутренний рынок направляется 54% продукции.

Сегодня шинные активы «Татнефти» объединены под брендом Kama Tyres, ими управляет ООО «УК „Татнефть-Нефтехим“». В бизнес-направление входят ПАО «Нижнекамскшина», ООО «Нижнекамский завод шин ЦМК», АО «Нижнекамский механический завод», АО «Ярполимермаш-Татнефть» (Ярославль), ООО «Энергошинсервис», ООО «Научно-технический центр „Кама“», ООО «Торговый дом „Кама“».

Как пояснили «БИЗНЕС Online» в нефтяной компании, виды шин, которые будут производиться на зарубежном заводе, еще не определены: продуктовая линейка прорабатывается с учетом особенностей рынка Казахстана и экспортного потенциала. Непонятен и бренд, под которым будет налажен выпуск шин, — он также будет определяться совместно с партнерами. Вопросы поставок сырья «предстоит проработать».

Компания «Аллюр» является акционером ТОО «СарыаркаАвтоПром». Это для жителей России название малоизвестное, однако в своей стране «СарыаркаАвтоПром» — крупнейший автопроизводитель и автодилер. Как сообщают казахстанские СМИ со ссылкой на пресс-службу министерства индустрии и инфраструктурного развития РК, на долю ТОО в 2019 году пришлась половина всей произведенной в стране автотранспортной техники — 25,8 тыс. единиц. В 2020 году предприятие планирует увеличить объем производства до 51,4 тыс. штук.

«СарыаркаАвтоПром» было образовано в 2010 году российским предприятием Sollers (51%) и казахстанской СПК «Сарыарка» (49%). В 2012 году долю Sollers выкупило ТОО «Аллюр Авто». Автозавод, расположенный в Костанае, производит автомобили брендов JAC, Peugeot, IVECO, ANKAI, Hyundai, Ravon, Chevrolet Niva. По данным казахстанского Forbes, учредителями компании являются ТОО «Аллюр Авто» (88%) и АО НК «СПК «Тобол» (12%). «Аллюр Авто», в свою очередь, принадлежит Юрию Цхаю — 52,22%, Андрею Лаврентьеву (№45 рейтинга самых влиятельных бизнесменов Forbes Kazakhstan) — 22,38%, АО Baiterek Venture Fund — 15,50% и АО «Банк развития Казахстана» — 9,90%.

В 2019 году шинными предприятиями ПАО «Татнефть» было произведено более 10 млн шин, поставка татарстанских шин осуществляются почти в 50 стран мира, при этом на внутренний рынок направляется 54% продукции В 2019 году шинными предприятиями ПАО «Татнефть» было произведено более 10 млн шин, поставки татарстанской продукции осуществляются почти в 50 стран мира, при этом на внутренний рынок направляется 54% продукции Фото: prav.tatarstan.ru

Давняя мечта «татнефти»

Совершить шинную экспансию за пределами России — давняя мечта «Татнефти». Так, в четвертом квартале прошлого года компания объявляла о вхождении в шинный бизнес Узбекистана, а точнее, в ООО «Биринчи резинотехника заводи» («Первый резинотехнический завод»), в котором нефтяники Альметьевска хотели получить 51% акций. Маганов сообщал тогда, что инвестиции в предприятие могут составить не менее полумиллиарда долларов. Ожидалось, что стороны создадут совместное предприятие на базе БРЗ в следующих долях: ПАО «Татнефть» — 51%, АО «Узкимёсаноат» — 49%. Гендиректор «Татнефти» отмечал, что узбекская сторона планирует участвовать в СП активами (там-то производство было уже построено), а российская компания — деньгами. Однако пока проект поставлен на паузу. Официальная позиция руководства «Татнефти» по этому вопросу — «идет переговорный процесс».

В истории татарстано-казахстанских отношений немало славных страниц, и «Татнефть» в них играет не последнюю роль. Так, в 2012 году был подписан меморандум, по которому специалисты казахстанской нефтяной компании «Озенмунайгаз» и «Татнефти» внедряли в производство новые технологии. В ноябре прошлого года Маганов и председатель правления «КазМунайГаза» Алик Айдарбаев подписали дорожную карту о сотрудничестве. Документ предполагает использование опыта добычи татарстанской нефти в нефтегазовой отрасли Казахстана и даже создание совместного предприятия по нефтедобыче. Будем надеяться, что давний опыт сотрудничества будет учтен и после строительства нового шинного предприятия татарстанские покрышки станут пользоваться повышенным спросом.

Предприятия: Татнефть им. Шашина
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (31) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
29.07.2020 08:30

В этом как раз таки нет никакой логики.

Если таможенных пошлин нет, значит выгодней для Татарстана возить продукцию от нас, чем вкладывать деньги в чужую страну и в чужие рабочие места.

  • Анонимно
    29.07.2020 08:03

    Раз в ЕАС таможенных пошлин между странами нет, логично вполне строить завод там где квалифицированный труд стоит дешевле

    • Анонимно
      29.07.2020 08:16

      Да, cкоро все грязные производства перенесем в Казахстан и Белорусию

    • Анонимно
      29.07.2020 08:30

      В этом как раз таки нет никакой логики.

      Если таможенных пошлин нет, значит выгодней для Татарстана возить продукцию от нас, чем вкладывать деньги в чужую страну и в чужие рабочие места.

      • Анонимно
        29.07.2020 08:44

        Не согласен. В татарстане надо больше платить, в Казахстане, возможно, выше культура производства. И возможно Казахи предпочитают местную продукцию.

        Тем более экологию родного края надо беречь

        • Анонимно
          29.07.2020 10:20

          вы рассуждаете с позиции собственника. а Ваш оппонент с точки зрения экономики страны.

          • Анонимно
            29.07.2020 10:33

            Так собственник свои деньги тратит как хочет. Можете свои потратить на экономику страны.

            • Анонимно
              29.07.2020 11:35

              Когда речь идет о крупных инвестициях, то это уже не только дело собственника, поскольку государство так или иначе уже оказывает содействие, протекцию, поддержку и т.п. крупному бизнесу

            • Анонимно
              29.07.2020 12:52

              Как раз таки основным собственником татнефти является РТ, а председателем совета директоров президент РТ, поэтому нужно в первую очередь при принятии таких решений исходить из интересов республики и народа РТ.

              • Анонимно
                29.07.2020 18:44

                Да, потому завод надо строить там где будет больше прибыли. Через дивиденды республика разбогатеет

        • Анонимно
          29.07.2020 10:47

          тут скорее всё ориентировано на себестоимость по казахским меркам то есть дешевле, а продать по дороже в Татарстане. Моржа в разнице вот что их интересует. В ЕС тоже самое копируют их.

        • Анонимно
          29.07.2020 13:59

          Культура производства в Казахстане выше чем в Татарстане? Вы всерьез?

        • Анонимно
          29.07.2020 15:16

          Культура производства в Казахстане? Я Вам пишу из Казахстана и мне очень и очень и очень смешно. В советское время кочевой образ жизни перепрыгнул в социалистический с помощью коммунистов. Надеюсь, поймёте о чем я и куда обратно все возвращается.

          • Анонимно
            29.07.2020 18:22

            Согласен и завод они хотят ставить в г. Костанай, где живет большая часть русских, татар, башкир и украинцев и где казахского языка даже не слышно, город на границе и раньше был городом Николаевск Челябинского уезда. Размешают наверное производство, чтобы русскоязычное население не эмигрировало оттуда, видать планы есть на эти земли.

          • Анонимно
            30.07.2020 05:19

            Татары тоже кочевой народ!

        • Анонимно
          29.07.2020 18:42

          Не казахи предпочитают, а контролируемые властью сбытовые сети предпочитают созданную на предприятии с участием представителей своего бизнеса продукцию. Что-то типа вертикальной интеграции или каптивной модели.
          Впрочем, и у нас так же.

        • Анонимно
          29.07.2020 21:50

          Вы что шутите?! В Татарстан можно за работу на этом заводе 15_20 тысяч платить и ещё очередь будет за забором. Казахи не пойдут за такие деньги

  • Анонимно
    29.07.2020 08:47

    Экспансия бизнеса - это хорошо. В этом смысле Татнефть правильно развивается.

  • Анонимно
    29.07.2020 08:56

    Нам, что от этого?

    • Анонимно
      29.07.2020 09:17

      Чем круче и глобальнее бизнесы в республике, тем лучше. Налоги, рабочие места, технологии.

  • Анонимно
    29.07.2020 09:24

    3,5 млн - это малый объем. Не конкурентно, если китайцам таможенный барьер не поставить

  • Анонимно
    29.07.2020 10:41

    Здесь надо производства создавать. Вот Казахстан смог убедить, что на эти деньги лучше создать рабочие места у них, чем у нас. Трамп вот наоборот хочет все производства вернуть в США, а мы напротив уводим рабочие места из республики

  • Анонимно
    29.07.2020 11:14

    Видимо от того, что расходы в Казахстане меньше, система учёта проще.
    И даже наш российский бензин, который продают на там заправках в Казахстане, значительно дешевле чем у нас.

  • Анонимно
    29.07.2020 11:44

    Все логично ,Каппиалл стремиться туда где дешёвая рабочая сила и меньше издержек , Каппитализм однако!

  • Анонимно
    29.07.2020 12:17

    Зачем строить завод в стране с высокими рисками? Пройдет какое то время, сменится власть в Казахстане, опять все отожмут

  • Анонимно
    29.07.2020 13:16

    Пару лет назад был в Казахстане. Бензин 27 руб в эквиваленте. Продукты дешевле, но и зарплата 50 тысяч тенге нормально. Тогда тенге пять к рублю было

  • Анонимно
    29.07.2020 14:21

    Полная чушь! Нижнекаск шина не загружен на 100%!!! Проще и дешевле нарастить обьем своего производства! Доставка не дорогая! а Там надо начинать с О! Там даже кадров по производству шин нет! Нижнекаск шина уже обучала 6 месяцев специалистов Чимкентшина и где и что? Все эта возня только для получения возможности работать Татнефти в Казахстане по нефти! Хотя если много денег, и попилить.....

  • Анонимно
    29.07.2020 16:05

    Вкладываемся в чужую экономику?...

  • Анонимно
    29.07.2020 21:08

    а про санкции не забыли , не прилетит за это? санкции полезные это аксиома но не забывайте

  • Анонимно
    30.07.2020 20:13

    В Казахстане нет автомобильного завода который является стабильным основным покупателем шин.
    Сама автомобильная промышленность пошла на долгий экономический спад.
    Делаю вывод о том что шины в Казахстане - это ширма для чего-то основного и главного.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль