Протесты в Белоруссии 
16.08.2020

Евгений Минченко: «В Беларуси отрабатывается сценарий 2024 года в России»

Лукашенко сам раскормил тех, кто его теперь свергает, и теперь даже Путину нечем ему помочь

В последние месяцы вместо объективной аналитики и экспертизы на стол президенту Беларуси клали в основном распечатки из «Телеграма» с жесткой критикой в его адрес, чем намеренно выводили Батьку из равновесия, говорит политолог, президент коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг» Евгений Минченко. «БИЗНЕС Online» он рассказал о том, сколько времени осталось режиму Лукашенко, в чем были его ошибки, какова в этом роль окружения, почему зверствовали силовики и какие выводы надо сделать российским властям, чтобы избежать сценария белорусского майдана в РФ.

Евгений Минченко: «Если бы в митингах участвовала кучка креативного класса в Минске, это могло бы сработать. Но протесты идут по всей стране и в них участвует не только креативный класс»Фото: «БИЗНЕС Online»

«БЫЛА СОЗНАТЕЛЬНАЯ ТАКТИКА «ДАВАТЬ ЖЕСТКАЧ». НО ОНА ОКАЗАЛАСЬ КОНТРПРОДУКТИВНОЙ»

— На воскресенье в Беларуси намечен марш свободы. Как обещают организаторы, самая большая акция протеста в истории страны. Насколько это может быть серьезно и к чему приведет, учитывая, что Беларусь уже практически парализована политическим кризисом? 

— За всю историю страны не могу ручаться, но да, за текущую неделю это вполне может быть самое массовое шествие. Во-первых, милиция явно снизила обороты в пресечении уличной активности. Во-вторых, интернет перестали глушить, потому что банковский и IT-секторы несут большие убытки. В-третьих, выпустили большое количество задержанных людей. А они были избиты, и у них самые негативные впечатления. Им было что рассказать своим друзьям и близким. 

— Чем можно объяснить зверства силовиков? Александр Лукашенко рассчитывал на блицкриг, так как на более длинной дистанции силовой ресурс сдувается, места в камерах заканчиваются, а омоновцы устают и деморализуются?

— Логика такая: мы лучше перегнем палку, всех закошмарим, но сразу задавим протесты. Это была сознательная тактика «давать жесткач». Но она оказалась контрпродуктивной. Белорусские власти не учли объем протеста. Если бы в митингах участвовала кучка креативного класса в Минске, это могло бы сработать. Но протесты идут по всей стране и в них участвует не только креативный класс. Итог — получили обратный эффект. Притом избили несколько тысяч, а может быть, и десятки тысяч человек. У них есть семьи, родственники, друзья. Для маленькой страны, где новости расходятся достаточно быстро, это очень серьезно. 

— То, что задержанных стали освобождать, а глава МВД взял на себя ответственность за кровь и извинился перед «попавшими под раздачу», не означает, что силовая вертикаль начала сыпаться? 

— Пока нет симптомов этого. Выступление Юрия Караева нельзя расценивать как капитуляцию в стиле «всё, мы признаем ошибки и переходим на сторону протестующих». Скорее можно интерпретировать так: «Ну извините, были неправы, погорячились». Мол, существовала попытка госпереворота, мы ее пресекали, и были реальные причины показать силу, к кому-то ее применили по делу, а кто-то попал под горячую руку. Министр извинился за отдельные эксцессы, но он не сказал: будет проведено расследование, накажут виновных и так далее. 

— В последние дни разгоны митингов прекратились. Не говорит ли это о том, что побеждает белорусский майдан? 

— Пока нет. Протесты в стране еще не побеждают. Но ситуация стремительно меняется. Например, когда все начиналось, я оценивал шансы протестующих как 40 на 60. Сейчас я бы сказал, что, наоборот, 70 на 30 в их пользу. 

А митинги в последние дни не разгоняли, потому что их как таковых не было. Проходили мирные акции. Люди стояли с цветочками, не пытались захватить центральные площади и создать себе плацдарм для протеста, как случилось в Сиэтле или Киеве во время майдана. Но на следующем этапе, когда будет массовая акция в воскресенье, все пойдет к созданию стационарной точки и базы для протеста. 

Примечательно, что и Лукашенко на 12 часов в воскресенье собирает свой антимайдан. Интересно будет посмотреть.

У Лукашенко настолько подорвана сейчас легитимность, что его спасет только чудо. В лучшем случае для него это вопрос месяцев, в самом невероятном варианте — лет «У Лукашенко настолько подорвана сейчас легитимность, что его спасет только чудо. В лучшем случае для него это вопрос месяцев, в самом невероятном варианте — лет» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ЕСЛИ БУДУТ НОВЫЕ ВЫБОРЫ, ТО, СКОРЕЕ ВСЕГО, УЖЕ БЕЗ АЛЕКСАНДРА ГРИГОРЬЕВИЧА»

— И чем может закончиться массовая акция? 

— Я думаю, что шансы Лукашенко остаться у власти стремительно снижаются. 

Самое важное сейчас происходит на предприятиях. Там реальные забастовки. Рабочие выходят с требованием к местной власти организовать честный пересчет голосов. Но это как раз и будет началом конца Лукашенко. Допустим, у него при пересчете окажется не 80, а 60 процентов. Вроде как победил. Но ему могут сказать: «Подождите, вы победили, но при этом было совершено преступление, масштабная фальсификация результатов. А перед тем не допущены к выборам кандидаты. Значит, все равно выборы нечестные и нужны новые. Лукашенко — в отставку». На колу мочало, начинай сначала. Цугцванг. Вывод — хороших решений у него нет. 

— Могут быть новые выборы президента Беларуси? 

— Да. Но я думаю, что если будут новые выборы, то, скорее всего, уже без Александра Григорьевича.

— Готов ли он ради продления своей власти сдать высокопоставленных силовиков, отдать приказ об их аресте и открытом суде? 

— Может, и готов, но это его не спасет. И Батька прекрасно понимает, что если он начнет сдавать силовиков, то подобное тоже будет началом конца. 

— Остаются ли у режима лидера РБ хоть какие-то шансы выйти сухим из воды? Или он уже не усидит в кресле президента?

— У Лукашенко настолько подорвана сейчас легитимность, что его спасет только чудо. В лучшем случае для него это вопрос месяцев, в самом невероятном варианте — лет. Невозможно управлять без понятного проекта. В этом главная проблема. Александр Григорьевич не смог объяснить ни жителям республики, ни бюрократии, ни элитам, зачем он им нужен на данном историческом этапе, какую функцию выполняет. Лидер страны же всю кампанию рассказывал только одно: «Меня хотят свергнуть, я власть не отдам». Про это была почти вся риторика. Главные события избирательной кампании — посещение частей внутренних войск, спецназа, ОМОНа и так далее. 

— В общем эпоха Батьки близится к закату? 

— Исторически — да. Ну нельзя до бесконечности существовать в формате «за российские деньги будем плевать в сторону России». Эта модель в жесточайшем кризисе. 

— Лукашенко три дня не появлялся на публике. Говорили, что у него была серия микроинсультов. Потом он предстал перед телекамерами, заявил, что пока живой и не за границей. Что теперь ожидает президента? Уедет в Ростов как Виктор Янукович?

— Думаю, в случае победы плошчи ему придется уезжать из страны. Или в Россию, или куда-нибудь еще через РФ. 

— У него вроде бы есть дома и в других странах. 

— Я такого не знаю. Видел только публикации об этом в телеграм-каналах. Насколько они соответствуют действительности, сложно судить. 

В эпоху антиистеблишной волны оптимальным является кандидат, вообще не имеющий никаких связей с действующей элитой и с которым простой человек себя может отождествлять «В эпоху антиистеблишной волны оптимальным является кандидат, вообще не имеющий никаких связей с действующей элитой и с которым простой человек себя может отождествлять» Фото: ru.wikipedia.org (CC BY-SA 3.0)

«В УСЛОВИЯХ ЗАВИСИМОСТИ СО СТОРОНЫ МОСКВЫ СТРОИТЬ ПРЕДВЫБОРНУЮ КАМПАНИЮ НА АНТИРОССИЙСКОЙ РИТОРИКЕ — БЕЗУМИЕ»

— Есть мнение, что если бы не зарегистрировали Светлану Тихановскую, то, возможно, не было бы в Беларуси таких возмущений. Вы согласны?

— Тихановская — это символ. Не было бы ее, проголосовали бы за кого угодно. Хоть за черта лысого. У нас тоже существовали подобные примеры. Например, в прошлом году в Усть-Илимске Иркутской области на выборах мэра. Тогда поснимали всех сильных кандидатов, а в итоге избиратели проголосовали за 30-летнюю домохозяйку из ЛДПР, которая вообще ни дня не работала. И ничего. Люди не напрягались. Главное — показали фигу власти и сказали, что они недовольны. 

— А если бы допустили не Тихановскую, жену арестованного блогера, который активно выступал против Лукашенко, а какого-то кандидата, скажем, из бывшего окружение президента? Того же Валерия Цепкало. 

— Она как кандидат была сильнее, чем последний. Потому что в эпоху антиистеблишной волны оптимальным является кандидат, вообще не имеющий никаких связей с действующей элитой и с которым простой человек себя может отождествлять. Конечно, молодая женщина, мать нескольких детей, любящая своего мужа, имеющая опыт жизни в Европе, представитель городской культуры — это хороший вариант. Со всех точек зрения: и социальной, и психологической, и архетипической  То, что публичными лицами кампании были три женщины, тоже хорошая находка. И зря белорусские власти хихикали, дескать, ладно, пусть домохозяйка Тихановская останется кандидатом, от нее котлетами пахнет. Лучше бы они Виктора Бабарико или Цепкало оставили. Они были бы менее опасны. 

— Значит, для Лукашенко регистрация Тихановской все-таки стала ошибкой?

— Это ошибка политтехнологическая, которая не отменяет огромное количество политических. И неправильной оценки ситуации. В условиях зависимости белорусских рынков и финансовой поддержки со стороны Москвы строить предвыборную кампанию на антироссийской риторике — безумие. Тем не менее окружение президента его на это безумие уговорило. Глупейший ход. А люди, которые убедили Батьку, что надо так поступить, или не понимали, что делают, или, наоборот, очень хорошо осознавали. Они, наверное, уже планировали свою карьеру в эпоху пост-Лукашенко.

Инсайдеры говорят, что в последние месяцы вместо объективной аналитики и экспертизы на стол президенту Беларуси клали в основном распечатки из «Телеграма» с жесткой критикой в его адрес, чем намеренно выводили Батьку из равновесия. Что тут говорить — даже элементарной правдивой социологии у него не было.

— То есть фактор окружения сыграл большую роль? 

— Он имел значение, с одной стороны. Но с другой — политический лидер на то и лидер, что он должен думать своей головой и выстраивать систему так, чтобы иметь альтернативные источники информации. Окружение тоже виновато, но оно же не абстрактное понятие, а конкретные люди, которых подобрал себе Александр Григорьевич. И они же его подставили — или по глупости, или намеренно. 

Видимо, при какой-то тайной встрече бывший президент Украины [Янукович] торжественно, с какими-нибудь магическими ритуалами передал свои сакральные грабли президенту Белоруссии и сказал: «Давай, Александр Григорьевич, вперед, наступай!» «Видимо, при какой-то тайной встрече бывший президент Украины Янукович торжественно, с какими-нибудь магическими ритуалами передал свои сакральные грабли президенту Беларуси и сказал: «Давай, Александр Григорьевич, вперед, наступай!» Фото: kremlin.ru

 «И ВОТ СИДИТ ОБЫВАТЕЛЬ БЕЛОРУССКИЙ, СЛУШАЕТ И ДУМАЕТ: «ОХ, НИЧЕГО СЕБЕ. ЭТО У НАС ЧТО, ВОЙНА С РОССИЕЙ ПЛАНИРУЕТСЯ?»

— Какие еще ошибки совершил Лукашенко?

— Если брать глобально, то главная ошибка — это постоянное петляние в отношениях с Россией и прикармливание прозападных националистов как инструмент запугивания Москвы. Мол, ребята, я бы с радостью пошел на интеграцию, но, видите, у меня по улицам ходят националисты и они мне этого делать не дают. То есть у президента была иллюзия, что он националистов вытащит, использует, а потом спрячет назад в сундучок. Не получилось. 

Это же просто грабли Януковича. Видимо, при какой-то тайной встрече (где-нибудь в Ростове или Подмосковье) бывший президент Украины торжественно, с какими-нибудь магическими ритуалами передал свои сакральные грабли президенту Беларуси и сказал: «Давай, Александр Григорьевич, вперед, наступай!» Тот взял их, непонятно зачем, и начал на них энергично прыгать. Не знаю, может, есть тайная секта политических мазохистов вместе с еще одним свергнутым лидером — Курманбеком Бакиевым. 

Второе — жесткая, абсолютно бессмысленная риторика в адрес России напугала обывателей. Ну что это такое, когда в интервью украинскому журналисту президент страны говорит о том, что он будет гоняться по России за неназванным заместителем министра и ему что-то там попытается оторвать? Это нормальная риторика, когда речь идет про ближайшего союзника? Или когда Батька говорит, что, будь он президентом Украины, стрелял бы, если бы в Крым кто-то вторгся. И вот сидит обыватель белорусский, слушает и думает: «Ох, ничего себе. Это у нас что, война с Россией планируется?» Зачем так делать? Тебя кто за язык-то тянет? 

Дальше. Все торговые войны с Москвой. Это же не просто взять и двигать какие-то фишки на виртуальном столе, а конкретный удар по жизни определенных предприятий. Теперь удивляются забастовкам. Так откуда они-то берутся? Если компании экономически страдают от проблем в отношениях с ближайшим внешнеполитическим и экономическим партнером, понятно, что это бьет и по зарплатам рабочих. И чего ожидали? 

Дальше. Коронавирус, помните знаменитую фразу «Нет никакого вируса, лечитесь водкой, селедкой, баней и так далее»? Такое отношение люди тоже восприняли как наплевательское. Особенно это ударило по пенсионерам — они же в группе риска. И по женщинам 50+. То есть свою электоральную базу, которая всегда была за Лукашенко, он взял и зачем-то сильно и больно обидел аккурат перед выборами. 

Теперь осталось вспомнить, что студенчество его и так не любило, IT-отрасль — тоже (как ее ни пестовали, слишком большие стилистические разногласия с выходцем из села). Самозанятые не любили после известного декрета о тунеядцах. Возникает вопрос: а кто, собственно, еще любит Батьку? Бюрократия и силовики реально напуганы концепцией «белорусского чучхе»: с Западом мы уже поругались, сейчас еще с Россией и будем при помощи далекого Китая вести суверенную политику. Это звучало малопривлекательно.   

Он [Лукашенко] всю свою политическую биографию был популистом, старался опираться на широкие слои населения. А за последние несколько лет превратился в лидера бюрократов и силовиков «Лукашенко всю свою политическую биографию был популистом, старался опираться на широкие слои населения, а за последние несколько лет превратился в лидера бюрократов и силовиков» Фото: en.kremlin.ru

«nexta СЛИВАЛИ ИНСАЙДЫ ИЗ БЕЛОРУССКИХ СИЛОВЫХ СТРУКТУР — ДЛЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ПОДПИСЧИКОВ»

— В белорусских протестах феноменальную роль играет телеграм-канал NEXTA. Он и к забастовкам призывает, и на марш агитирует. Кто за ним стоит — 25 летние парни, которых сейчас разыскивают, или…? 

— А чего их разыскивать? В Польше они сидят. Этот проект появился не вчера — поляки системно развивали его два года. Причем NEXTA лишь вершина айсберга — в его сетке около сотни мелких блогеров, вплоть до райцентров и агрогородков.

— Имеют ли к тому отношение какие-то спецслужбы?

— Это проект, связанный с польским министерством иностранных дел. Создатель NEXTA до недавнего времени работал на польском телеканале «Белсат», который официально финансируется из бюджета Польши. Второй по популярности оппозиционный ресурс, телеграм-канал «Беларусь головного мозга», ведется сотрудником финансируемого США «Радио Свобода». Тут все более чем прозрачно.

Но это не отменяет того, что за данными проектами стоит значительный слой недовольных активистов в самой Беларуси и определенная эмоция электората.

Тут история какая? Всех тех ребят режим до определенного времени раскармливал сам. Помните, когда добивались увольнения Михаила Бабича с поста посла России? Сначала была долгая борьба против него, и эти все ребята действовали в унисон с Лукашенко, даже выходили на антироссийские митинги, которые на удивление никто не разгонял.

NEXTA сливали инсайды из белорусских силовых структур — для привлечения подписчиков. Президенту такую идею подбрасывали. Мол, мы сделаем наших националистов ручными, это будут наши цепные псы, и мы при их помощи станем выбивать дополнительные преференции из России, не идя притом на интеграцию. И в какой-то момент у Лукашенко возникла иллюзия, что он националистов приручил. Но оказалось, что они его рассматривали даже не как ситуативного союзника, а как средство для собственной раскрутки. В итоге получилось то, что есть: российские средства массовой информации и некоммерческие организации цензурировали, выдавливали и душили. А финансируемые Западом СМИ и соцсети работали, что называется, в режиме теплой ванны.

Последние пару лет администрация президента и спецслужбы сосредоточили усилия на борьбе против российской мягкой силы, которая на самом деле могла бы стать для них не угрозой, а ресурсом.   

— Считалось, что Лукашенко полностью выжег политическое поле и на десятилетия вперед зацементировал ситуацию в стране. Но, выходит, правы российские пропагандисты, которые, как обычно, рассказывают о вмешательстве Запада?

— Вмешательство Запада в дела Беларуси было. Это реальный факт. Но оно эффективно только тогда, когда есть социальная база для протеста. А за такое уже Александр Григорьевич может сказать спасибо только себе самому и своей команде. Он всю свою политическую биографию был популистом, старался опираться на широкие слои населения, а за последние несколько лет превратился в лидера бюрократов и силовиков, притом идеологически постарался стать лидером националистов и в этом жестоко просчитался.

— Будет ли Запад более активно вмешиваться в ситуацию в Беларуси и добиваться отстранения Лукашенко от власти?

— Запад достаточно аккуратно себя ведет. Была идея, что слабый Батька выгоден всем, в том числе и Западу. Но, оказалось, не всем. Белорусы не хотят. Вот незадача. 

Россия традиционно не поддерживает смену власти с помощью протестов. Кремль традиционно работает с действующей властью «Россия традиционно не поддерживает смену власти с помощью протестов. Кремль традиционно работает с действующей властью» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ЛУКАШЕНКО СЕЙЧАС ДЛЯ РОССИЙСКИХ ВЛАСТЕЙ, ВОЗМОЖНО, ВЫГЛЯДИТ МЕНЬШИМ ЗЛОМ»

— Владимир Путин признал победу Лукашенко, МИД РФ выразил обеспокоенность внешним давлением на власти РБ. Кремль по-прежнему делает ставку на Александра Григорьевича, несмотря на его антироссийские выпады и шатание кресла под ним? 

— Россия традиционно не поддерживает смену власти с помощью протестов. Кремль традиционно работает с действующей властью. Можно вспомнить, что, в конце концов, даже победу Петра Порошенко на выборах президента Украины Путин признал. Правда, первый тогда казался вменяемым. И Лукашенко сейчас для российских властей, возможно, выглядит меньшим злом. Хотя я считаю, что РФ могла не торопиться с признанием его победы. Могли дождаться как минимум официального объявления результатов избирательной комиссией. Впрочем, Батьку даже Никол Пашинян поздравил в первый же день. А ведь сам он пришел к власти в Армении в результате массовых волнений.

— Уход Лукашенко все-таки не в интересах Кремля? 

— Сложно сказать. Если он уходит, мы попадаем в ситуацию высокой неопределенности. Но я не считаю, что определенность с ним была бы так уж хороша. Любые обещания, которые даст сейчас Александр Григорьевич, имеют мало шансов на выполнение. На самом деле похожая ситуация, но в меньших масштабах была в 2010-м, когда после разгона протестов Запад не признал его победу, а Россия признала. И что? Произошло углубление интеграции? Нет. Напротив, в скором времени началось очередное обострение и информационная война между Россией и Беларусью.

А сейчас, учитывая тот факт, что были незаконно задержаны граждане РФ, поведение по отношению к российским журналистам, размытые, но очень громкие обвинения в адрес нашей страны в ходе всей кампании, трудно надеяться на то, что хорошие отношения удастся склеить.

Попытка не пытка, конечно. Но я к такой затее отношусь с большим скепсисом.

— Арестованных бойцов ЧВК Вагнера, несмотря ни на что, Лукашенко все-таки выдал Москве. То есть все же решил не усугублять наши отношения?

— Ну во-первых, это, насколько теперь можно понять из сообщений СМИ, никакая не ЧВК.

Те охранники ведь даже жили на объектах профсоюзов Беларуси и управделами президента, где все на виду, все просвечивается. И что, никто ничего не знал? Думаю, это была чистой воды провокация, в которой белорусские силовики действовали рука об руку с украинскими. Единственная версия, которая объясняет все детали истории. 

— То есть те люди выполнили свою миссию в чужой игре по повышению рейтинга Лукашенко и теперь их можно выдать России и тем самым смягчить напряжение с Москвой? И он, строивший свою кампанию на антироссийской риторике, решился сменить тактику?

— Они выполнили свою миссию в игре по снижению рейтинга Александра Григорьевича. Причем в эту игру вступила его команда.

Российских журналистов, слава богу, тоже отпустили. Кстати, мы как российская ассоциация по связям с общественностью поддержали коллег и присоединились к требованию ведущих российских изданий немедленно освободить всех наших журналистов. 

— С политтехнологом Виталием Шкляровым, который был задержан, насколько серьезная ситуация? 

— Он гражданин Беларуси, в последнее время жил в Штатах и оттуда приехал в Гомель к больной маме. Его обвиняют в том, что занимался избирательной кампанией Тихановского. Но с какой стати работа политтехнолога является уголовно наказуемым преступлением? Европейская ассоциация политконсультантов выступила с очень жестким заявлением, требуя немедленного освобождения своего коллеги. Ряд членов комитета по политтехнологиям РАСО и российской ассоциации политконсультантов тоже к нему присоединились. Многие из подписантов обращения находятся со Шкляровым в разных идеологических лагерях — он ведь работал в России на оппозицию. Но это вопрос профессиональной солидарности. Если человек совершил преступление, тогда расскажите какое. Однако официальная версия сводится к тому, что он арестован именно за то, что выполнял работу политконсультанта.

Нельзя преследовать человека за его профессиональную деятельность. Притом адвокат Шклярова рассказывает, что с подзащитным жестко обращаются. Это абсолютно недопустимая история. Впрочем, как и любые другие случаи правового нигилизма властей.

Не надо поддерживать жесткие действия белорусских силовиков, как уже совершенные, так и те, которые они еще, возможно, совершат, тем более каким-то официальным лицам, и говорить, что, мол, давайте, мочите протестующих дубинками, мы с вами «Не надо поддерживать жесткие действия белорусских силовиков — как уже совершенные, так и те, которые они еще, возможно, осуществят, тем более каким-то официальным лицам, — и говорить, что, мол, давайте, мочите протестующих дубинками, мы с вами» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Я НЕ ПОНИМАЮ, КАКУЮ ЕЩЕ ПОДДЕРЖКУ мОЖЕТ ОКАЗАТЬ КРЕМЛЬ ЛУКАШЕНКО»

— Согласны ли вы с тем, что сегодня в ситуации ультиматума западных стран спасти Лукашенко от катастрофы может только Россия?

— Ну а как она его спасет? Войска, что ли, введет?

— Вы не допускаете вероятность силового вмешательства Кремля в конфликт в Беларуси? 

— Это огромные риски. Я не хотел бы даже обсуждать такую крайне чувствительную тему.

— И все-таки окажет ли Кремль какую-то поддержку Беларуси? Особенно после выдачи задержанных россиян?

— Я не понимаю, какую еще поддержку может оказать Кремль Лукашенко. Еще денег кинуть в ту бездонную пропасть? Я в этом особого смысла не вижу. Перед свержением Януковича мы отправили Украине кредит в 3 миллиарда долларов. И где они?

Специалистов по информационному антикризису отправить в Беларусь? А кто их будет слушать?

Силовиков, которые проконсультируют местных силовиков? Что они могут сделать в такой ситуации?

Оказать информподдержку на российских телевизионных каналах? Но там ни белорусским, ни российским каналам никто уже не верит. В том числе даже сами сотрудники госТВ, которые объявили забастовку.

В Беларуси сейчас доминирует интернет.

И чем Россия способна помочь Лукашенко? Разве что второй раз поздравить с победой, как в 2004 году Януковича. 

— То есть никаких инструментов помощи у властей России для Батьки не осталось?

— Я считаю, что Россия должна помогать Беларуси и белорусскому народу. И думать именно об этом, а не о помощи конкретным, пусть и уже ставшим историческими, фигурам. Главным приоритетом должны быть национальные интересы России.

— А что делать нашей стране сейчас? 

— Я скажу, что нам не надо предпринимать. Не нужно восхищаться замечательным результатом Лукашенко на выборах, раз им не восторгаются сами белорусы. Этими 80 процентами.

Не надо поддерживать жесткие действия белорусских силовиков — как уже совершенные, так и те, которые они еще, возможно, осуществят, тем более каким-то официальным лицам, — и говорить, что, мол, давайте, мочите протестующих дубинками, мы с вами.

Не нужно клеймить всех оппонентов Александра Григорьевича и рядовых участников протеста как врагов России. И не надо пытаться сейчас с ним что-нибудь эпохальное подписывать, потому что его легитимность в данный момент абсолютно недостаточна для реализации каких-либо проектов.

— А реально ли нам провести пророссийского кандидата на будущих выборах президента Беларуси? 

— Мы сейчас срочно не родим белорусам пророссийского кандидата. Надо работать с тем спектром, который есть, разговаривать со всеми. Думаю, что неизбежно появятся новые, неожиданные фигуры. Но вести диалог нужно не на языке ультиматумов, а уважительно. Тем более что в Беларуси антироссийских политиков по большому счету немного. Электората антироссийского максимум 15–20 процентов. Но российская власть рискует очень быстро его нарастить, если будет действовать неуклюже.

Очень важно быть аккуратными и деликатными в отношениях с нашими братьями. Кто-то считает, что нет белорусов как отдельной нации, что это часть русского народа «Очень важно быть аккуратными и деликатными в отношениях с нашими братьями. Кто-то считает, что нет белорусов как отдельной нации, что это часть русского народа» Фото: pixabay.com

«ВПЕРЕДИ В Беларуси ПРОДОЛЖИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД ПОЛИТИЧЕСКОЙ ТУРБУЛЕНТНОСТИ, И НАДО НАСТРАИВАТЬСЯ ИГРАТЬ ВДОЛГУЮ»

— И все-таки Беларусь для России как ближайшая союзница уже потеряна или еще нет? 

— Если вбить себе в голову и постоянно повторять, что Беларусь для России потеряна, то, наверное, мы ее потеряем.

Усиление сотрудничества на каком-то этапе вполне может быть. Сначала экономического, а потом, возможно, и политического. О формате можно разговаривать. Тем более что, помимо Союзного государства, есть еще и ЕАЭС.

Но очень важно быть аккуратными и деликатными в отношениях с нашими братьями. Кто-то считает, что нет белорусов как отдельной нации, что это часть русского народа. К примеру, семья моего прадедушки уехала из Могилевской области в Сибирь в поисках хорошей жизни. У них там целая деревня была в Кемеровской области из белорусов — Каменка. Бабушка моя еще говорила на трасянке. Так что я могу олицетворять собой единство русского и белорусского народов. Но при этом, на мой взгляд, политическая нация Беларуси за годы независимости уже сформировалась, особенно если говорить о молодом поколении. И сейчас взять и присоединить ее 6 областями к России не получится. Это неработающая конструкция, и она может все взорвать. 

Впереди в Беларуси продолжительный период политической турбулентности, и надо настраиваться играть вдолгую, а не пытаться решить все проблемы кавалерийским наскоком.

— Какие выводы и уроки из политического кризиса в Беларуси должны сделать российские власти, Путин?

— На самом деле многие уроки уже извлечены. Ведь белорусский кризис не уникален. В России внимательно изучали и продолжают изучать опыт политических кризисов в постсоветских странах и опыт наших коллег на Западе и Востоке.

И центр исследования политических элит ИМИ МГИМО тоже неслучайно появился. Рецепты, на первый взгляд, понятны. Нужен привлекательный образ будущего. Надо объяснить, куда и зачем идет страна. Необходимо найти свое место и свою нишу в стремительно меняющемся мире. Это первое. Второе. Нужна реальная сменяемость власти. Чтобы даже стилистически новые лидеры отличались от тех, что были. Надо делиться властью и с населением, и с более мелкими группами элит. Сверхконцентрация ресурсов в руках нескольких групп или одной — это очень опасно.

Потому Кремль экспериментирует с кадровой политикой, системой обучения управленцев, перенастройкой политической системы. Да, делает это очень осторожно. Но ведь и цена ошибки очень велика в условиях мировой турбулентности.

И, в отличие от Беларуси, в России есть и политическая экспертиза, и большое внимание к данным социологических исследований.

Выскажу некоторые свои соображения. Нам нужна политическая конкуренция. Не декларируемая, а реальная. Чтобы пар выплескивался на выборах, а не на улицах. Надо сокращать количество всевозможных зацепок и ограничений. Сейчас самое время реформировать муниципальный фильтр на выборах губернаторов и отказаться от «диктатуры почерковедов» при регистрации кандидатов по подписям.

Одним из аргументов в пользу нечестности выборов в Белоруссии был абсолютно безумный процент явки на досрочном голосовании, в ходе которого проголосовало более 40 процентов избирателей. «Одним из аргументов в пользу нечестности выборов в Беларуси был абсолютно безумный процент явки на досрочном голосовании, в ходе которого проголосовали более 40 процентов избирателей» Фото: «БИЗНЕС Online»

«БЕЛОРУССКИЙ МАЙДАН В СЛУЧАЕ СВОЕГО УСПЕХА МОЖЕТ ВООДУШЕВИТЬ РОССИЙСКУЮ ОППОЗИЦИЮ»

— Можно ли провести параллели между накалом протестов в Беларуси и уровнем протестных настроений в России?

— Антиистеблишментная волна идет во всем мире. В том числе и события в Хабаровске показали, что у людей сегодня обостренное чувство собственного достоинства и они требуют уважения к себе. Очень важно найти правильную интонацию в разговоре с ними.

Но, конечно же, накал недовольства в Беларуси намного выше. Там возникли именно ценностные разногласия широких масс с властью.

— Способен ли белорусский майдан спровоцировать массовый протест в России? Тем более что в российских городах уже идут акции солидарности с белорусами?

— Скорее нет, чем да. Во-первых, в РФ остались очень негативные впечатления от украинского майдана 2014 года и последовавшей за ним гражданской войны. Во-вторых, по поводу белорусского майдана тоже много вопросов. На днях, к примеру, появилась социология, что Лукашенко по-прежнему еще популярен в России. 

— Это то, что Валерий Федоров из ВЦИОМа предоставил? 

— Да. В нашей стране многие считают, что Батька выиграл выборы честно. Ну может быть, чуть-чуть сфальсифицировал. Самую малость. Но белорусский майдан в случае своего успеха может воодушевить российскую оппозицию как пример. Собственно, это уже стало общим местом, что сейчас в Беларуси отрабатывается сценарий 2024 года в России. 

Но и в 2021-м после выборов в Госдуму ситуация может быть серьезной, когда станут раскачивать легитимность результата и на этапе регистрации кандидатов и партийных списков, и в ходе самой кампании. А дальше трехдневное голосование, плюс голосование по интернету — честность этих процедур оппоненты неизбежно начнут оспаривать. Хочу напомнить, что одним из аргументов в пользу нечестности выборов в Беларуси был абсолютно безумный процент явки на досрочном голосовании, в ходе которого проголосовали более 40 процентов избирателей. 

— Российские власти идут по тому же пути. Многодневные выборы, массовое досрочное голосование и так далее. И как показал опыт Беларуси, это не работает, нарисованным цифрам никто не верит. 

— Я сам голосовал по поправкам к Конституции в электронном виде. Значит, доверяю такому формату, причем не слепо, а после того, как долго общался на эту тему с техническими специалистами. Не вижу и больших проблем с досрочным голосованием, которое широко используется во многих странах.

Однако прозрачность и честность процедур, их верифицируемость и доверие к ним жителей очень важны. Сейчас российским властям надо очень сильно задуматься и организовать все так, чтобы ни сучка ни задоринки на региональных выборах в сентябре этого года не было. Особенно там, где уже используется новация с трехдневным голосованием, потому что если какие-нибудь результаты будут выглядеть для избирателей недостоверными, то они могут спровоцировать серьезные протесты или заложить основы недоверия к результатам выборов в Госдуму. 

— Может ли власть, глядя на Беларусь, отказаться от уже проведенного ужесточения избирательного законодательства? От многодневных выборов, досрочного голосования?

— Сейчас отказываться было бы странно. Но власти надо максимально демонстрировать открытость избирательных процедур, чтобы не возникало подозрений, что они будут использованы для того, чтобы подтасовать результаты. 

Кстати, в Белоруссии Telegram использовался не только для координации протестов, но и для организации параллельного подсчета голосов «Кстати, в Беларуси «Телеграм» использовался не только для координации протестов, но и для организации параллельного подсчета голосов» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ПРАКТИЧЕСКИ НЕИЗБЕЖНО БУДУТ ПОПЫТКИ ПОВТОРЕНИЯ 2011 ГОДА У НАС В 2021-М»

— Какова вероятность того, что через «Телеграм» так же, как сегодня в Беларуси, станут координироваться будущие протесты и в России, у нас же вновь разрешили мессенджер Павла Дурова?

— Будут использоваться любые месенджеры. Где-то «Телеграм», где-то Viber, где-то WhatsApp. Это зависит от того, где какой мессенджер является топовым. Например, на выборах в Якутии активно используется WhatsApp.

Кстати, в Беларуси «Телеграм» использовался не только для координации протестов, но и для организации параллельного подсчета голосов.

Оказалось, что выключить мессенджер можно. Но только вместе с интернетом. А это серьезный удар по экономике, даже в случае блокировки на несколько дней.

— Готовы ли российские силовики в случае приказа действовать так же жестко против оппозиции, как их белорусские коллеги, если после каких-то выборов ситуация будет развиваться по тому же сценарию? 

— Во-первых, надо учитывать, что белорусский протест не являлся абсолютно мирным. По крайней мере, на первой стадии. В сети достаточно видео, на которых заметно, как некоторые протестующие первыми нападали на силовиков и начинали их избивать. То есть очевидно, что там существовала группа подготовленных людей, задачей которой было силовое противостояние с милицией.

Протест в Беларуси очень разнообразный. Большая часть его участников вышли действительно выразить свое несогласие с результатами, а какая-то часть была замотивирована на силовые столкновения. И это началось еще до выборов. Первые столкновения с милицией были еще в ходе избирательной кампании. 

— Но все-таки насколько жестко способны действовать российские силовики?

— Мы видели примеры последних акций в России. Как правило, силовики стараются держатся в рамках приличий. При сопоставимости в массовости акций с акциями Беларуси у нас все-таки таких разгонов не было. Проходили жесткие задержания, но такого, чтобы были массовые избиения задержанных, я у нас не припомню. Если бы подобное случилось, мы бы знали, учитывая, что в России и средства массовой информации более свободные, и социальные сети более развиты. 

В целом на фоне недавних разгонов протестов во Франции и Каталонии российские силовики выглядят очень «травоядно».

— Вы уже упомянули 2024 год. Как в итоге политический кризис в Беларуси отразится на внутриполитических процессах в России? Не изменит ли Путин свое отношение к проблеме-2024? Может, он не будет переизбираться и все-таки выберет приемника?

— Я не возьмусь предугадывать мысли президента. Но всем нам стоит детальнейшим образом изучить опыт Беларуси — и избирательную кампанию, включая отбор и фильтрацию кандидатов, и то, как протекало противостояние во время протестов, и то, как создавалась информационная инфраструктура протеста, и технологии подрыва легитимности.

— Можно предположить белорусский сценарий и у нас? 

— Во-первых, я считаю, что практически неизбежно будут попытки повторения 2011 года у нас в 2021-м после выборов в Госдуму. Если не выйдет, то на следующих выборах президента, вне зависимости от того, окажутся ли они плановыми или внеплановыми. 

«Знаете, какой самый лучший способ подбора конкурентов на выборах? Безошибочный, просто прекрасный. Это допускать к выборам всех, у кого есть общественная поддержка. И тогда не ошибешься»Фото: «БИЗНЕС Online»

«ЛУЧШЕ ПРОИГРАТЬ, ЧЕМ ТАК, КАК ЛУКАШЕНКО СЕЙЧАС. ВОТ ЭТОТ ВЕСЬ ПОЗОР НА СТАРОСТИ ЛЕТ ЗАЧЕМ?»

— То есть в России будут пытаться повторить не только белорусские, но и наши сценарии? 

— Технологически они очень похожи. А лаг с большими протестами обычно 10 лет. В Беларуси прошлые большие протесты были в 2010-м после выборов президента. Но их жестко подавили буквально за один день. Просто массовость тогда оказалась гораздо меньше. Соответственно, и в России лаг в 10 лет.

— Путин такую ошибку, как Лукашенко с регистрацией Тихановской, не совершит?

— Знаете, какой самый лучший способ подбора конкурентов на выборах? Безошибочный, просто прекрасный. Я всем советую им пользоваться. Это допускать к выборам всех, у кого есть общественная поддержка. И тогда не ошибешься.

Как рассказывают наши коллеги, все четверо кандидатов, которые в 2018 году в России выиграли выборы у действующих губернаторов, были утверждены губернаторами, которые им же и проиграли. Они сами выбирали, раскладывали колоды. Ну вот как Виктор Зимин в Хакасии, наверное, рассуждал: «Пусть будет Валя Коновалов, мальчик молодой, 30 лет, опыта никакого нет, за него точно не проголосуют». А потом все удивлялись победам малоизвестных фигур. В эпоху антиистеблишной волны может выстрелить самый неожиданный проект.

— То есть если всех допустить до выборов, то просто размоются голоса? 

— Атмосфера будет другая. Надо просто готовиться к тому, чтобы вести конкурентную избирательную кампанию с реальными кандидатами. Хотя я понимаю, что это звучит как смелое и неожиданное предложение.   

— Но есть ведь, наверное, страх проиграть? И уже на уровне не Хабаровского края, а России?

— Ну что я могу сказать? Лучше проиграть, чем так, как Лукашенко сейчас. Вот этот весь позор на старости лет ему зачем? Александр Григорьевич считает, причем обоснованно, что он очень много сделал для страны, а теперь даже не какие-то молодые креаклы, а его главная опора, «трудовые коллективы», отказывает ему в поддержке. Представляете, какое страшное крушение мира у человека произошло? Он старался, всю жизнь положил на страну, а ему говорят: «Уйди, надоел!» Лучше уж проиграть выборы, или подготовить преемника, или самому кардинально измениться, чем вот так. 

Гибкая система политического планирования позволяет уйти от игры с нулевой суммой. Расширение состава акционеров внутри правящего класса и увеличение степени участия населения в принятии решений — вот инструменты, позволяющие избежать потрясений. Устойчивость и выживание элиты можно обеспечить только при регулярной формальной сменяемости власти.

В целом нам надо думать не только об электоральных процедурах, хотя они тоже важны. Нужно думать об изменении философии власти, новых подходах к управлению. Если нынешняя российская элита сможет их предложить и население почувствует от этого реальную выгоду, электоральные технологии будут вторичны.

Евгений Николаевич Минченко

Российский политолог и политтехнолог, вице-президент, председатель комитета по политтехнологиями российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО), президент коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг».

 Родился 17 апреля 1970 года в Челябинске  

Образование — исторический факультет Челябинского госуниверситета, аспирантура Российской академии госслужбы при президенте РФ по специальности «политическая психология».

В 1993 году создал агенство политического консультирования «Нью Имидж». Участвовал более чем в 200 избирательных кампаниях в России и за рубежом.

В 1999 по 2011 годах — эксперт комитетов Госдумы по безопасности и по делам СНГ

С 2004 года — генеральный директор Международного института политической экспертизы (МИПЭ).

В 2009 году возглавил коммуникационный холдинг «Минченко консалтинг».

С 2010 года — вице-президент российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО), возглавляет комитет по политическим технологиям.

Входил в общественные и экспертные советы министерств промышленности и торговли, экономического развития, энергетики РФ.

Действительный член Национальной академии социальных технологий

Автор модели «Политбюро 2.0» — наиболее известной в мире модели, описывающей структуру российской элиты.

Автор трех монографий. Лауреат конкурсов «Серебряный Лучник», «Белое крыло», премии российской ассоциации политиконсультантов (РАПК).

Преподавал в МГУ и МГИМО

Автор популярных телеграм-каналов «Политбюро 2.0» и «Госсовет 2.0»

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (155) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
16.08.2020 09:54

Многоходовочки это миф))
Каждый раз после очередного события группа придворных политологов сочиняют очередную хвалебную оду про "супергениального" строителя многоходовочек хотя по факту все плывет как бревно по реке и товарищи даже на 2 шага вперед не в состоянии просчитать

  • Моисей
    16.08.2020 09:00

    ​​«При всем драматизме происходящего сегодня в Беларуси, крепко обнадеживает мысль Станислава Ежи Леца:

    ЦЕНА, КОТОРУЮ ПРИХОДИТСЯ ПЛАТИТЬ ЗА СВОБОДУ, ПАДАЕТ, КОГДА РАСТЕТ СПРОС»

    • События в Беларуси - это частности. За Горизонт нужно смотреть:

      1. Все эти события обострились в связи резким обострением экономической ситуации, вызванной преступным мировым карантином и весенней изоляцией стран всего мира, в том числе России. А Беларусь пуповиной привязана к России.


      2. Расшатывание политической и экономической ситуации в странах и регионах, которые находятся по краям России имеет уже общий характер. Концепция революций по краям России начинает постепенно работать, так как для этого искусственно были созданы негативно-экономические условия, вызванные карантинно-коронавирусным синдромом.

      3. Вероятность того, что может рухнуть система Россия-Края, растет с каждым днём. Если это произойдет, то самое первое, о чем будут позднее говорить политиологи, будет мнение о том, что сторонники теории заговора были всё-таки правы и проект на унижение цен на нефть был проектом, завязанным с противоречивым драконом коронавируса, разработанным тандемом США-Китай. Экономико-политическая проститутка Китай сейчас отмалчивается и истинное положение с коронавирусом у них под замком. Китай навязал миру научно-инфекционную парадигму коронавируса, которая требует мировой независимой научной экспертизы. А до международного трибунала над инициаторами мирового карантина, который обрушил экономику многих стран, ещё далеко, так как похоже на то, что мировой экономико-коронавирусный проект выйдет на второй заход. Этот заход будет сделан вероятнее всего для того, чтобы с одной стороны обострить экономическую ситуацию слабых стран, а с другой, использовать самоизоляцию как способ изолирования от политической активности европейского обывателя, так как события в Беларуси повлияют на Европу .

      ( Р.Р. Гарифуллин, Психология манипуляции вокруг коронавируса . ОРВИ как оружие мировой экономической войны, 2020, Пси-фактор:
      https://psyfactor.org/lib/garifullin82.htm)

      • Кстати, в данном интервью о Беларуси не уделено внимание самому актуальному - экономическому положению России , которое в ближайшее время может почувствовать каждый россиянин. Временная прикормленность россиян, которые уже давно перестали участвовать в экономике России - это актуально! И когда начнутся непроплаты можно будет уже иначе оценить болтовню и предполагаемые сценарии развития России, которые изложил данный интервьюер.

        Самое актуальное - это истинное положение экономики России с точки зрения возможности дестабилизации. Только недавно весной, когда нефть пошла ниже 20 долларов у российской власти уже было понимание фиаско. Они быстро это забыли. Проект по унижению нефти или иные внешние проекты, уничижающие основания экономического выживания России - вот что актуально сейчас .

        • Бадько победит, омoновская дубинка, не хуже волшебной палочки, пpeвращает грозного хoмяка в послушного мышонка

          • Анонимно
            16.08.2020 12:37

            Вы реально думаете, похоже, что если проблему игнорировать - отрицать или подавлять, то она сама собой рассосётся. Не рассосётся. Затихнеь, а через некоторое время накроет с большей силой. Лукашенко и Путин в этом смысле одинаковы. Ни тот, ни другой не понимают, или не хотят понимать, что все стремительно меняется - мир, люди, страна. Лукашенко уже получил встречный удар от реальности, которую он игнорировал. Сила выдаёт страх. Того, кто боится, не уважают.

    • Пурхан
      16.08.2020 09:42

      Есть такое слово :МНОГОХОДОВОЧКА !
      Всё идет по плану .

      • Анонимно
        16.08.2020 09:54

        Многоходовочки это миф))
        Каждый раз после очередного события группа придворных политологов сочиняют очередную хвалебную оду про "супергениального" строителя многоходовочек хотя по факту все плывет как бревно по реке и товарищи даже на 2 шага вперед не в состоянии просчитать

        • Анонимно
          16.08.2020 13:49

          В точку!!!!!

        • Анонимно
          17.08.2020 08:19

          Не совсем как бревно по реке. Другое в рифму по реке.
          А политологи это те же экстрасенсы, из которых не один в новый год не предсказал что весь мир в масках будет, что два месяца дома сидеть.

      • Анонимно
        16.08.2020 12:39

        Многоходовочки создаются постфактум для получения званий и написания мемуаров. Из кучи фактов вылавливают цепочку и говорят, что так и было задумано. В реальной жизни сложные планы практически неосуществимы. Только в книжках и кино.

    • Низами
      16.08.2020 11:30

      Волчата времен застоя выросли в матерых волков. Теперь они грызут тех, кто когда-то верховодил стаей, и подвывают на иностранных языках.
      ***
      Революции совершаются громогласно, а продаются потихоньку.

      Л. В. Шебаршин

    • Анонимно
      16.08.2020 15:20

      Если в 2024 местная пятая колона либерастов и их кормушка на Западе только попробуют организовать в России майдан, надо вспомнить опыт Китая

      • Анонимно
        16.08.2020 15:52

        15:20, в РФ сейчас у власти либералы! И Греф, и ВВП, и Димон - все называют себя либералами!

        • Анонимно
          16.08.2020 16:33

          Ты не ломай картину миру, он еще не знает что Путин сам себя называл либералом.

  • Анонимно
    16.08.2020 09:04

    России белорусская зараза не грозит. В россии экономика есть

    • Анонимно
      16.08.2020 09:07

      и сколько миллионов безрабработных для кого этой экономики нет?

      труба скажите есть а не эпономика

      • Анонимно
        16.08.2020 09:56

        Так безработные сами не хотят работать. Выгоднее сидеть на пособиях. Нарожал детей и можно не работать

        • Анонимно
          16.08.2020 10:09

          Ты не спутал Россию с Германией?
          В России нет пособий на которые можно жить!
          Это в Германии за ребенка платят 185 евро/мес+ социал безработного а в России кукиш

          • Анонимно
            16.08.2020 10:24

            Ничего не спутал. Смотрите новости про башкирию. Там массово люди отказываются выходить на работу из-за высоких пособий.

            • Анонимно
              16.08.2020 11:02

              Ага, в размере 5 тысяч рублей. Видать для них большие деньги.

        • Анонимно
          16.08.2020 10:26

          09.56 Так удаща платить не хочет. Удаща штрафы собирает. и местные пособия совсем не платят Если и перепадет копейка - так от федералов

          • Анонимно
            16.08.2020 10:32

            Так зачем надо было принимать декларацию о суверенитете если все хорошее от федералов только?

            • Анонимно
              16.08.2020 11:20

              10.32 А она есть, декларация эта? И действующая поныне? Спасибо, будем знать. И, соответственно, действовать теперь))

          • Анонимно
            16.08.2020 11:26

            10:26 Ключевые слова "перепадет копейка"- любителям федералов больше и не надо.

        • Анонимно
          16.08.2020 12:41

          В массн люди хотят работать, если труд осмысленен и нормально оплачивается. На пособиях по безработице у нас, фактически, сидит процентов 30 штата госпредприятий.

      • Анонимно
        16.08.2020 10:52

        Основные тезисы любого политолога:

        1)Путин сидит долго, но царя на переправе не меняют. После Путина будет Путин.

        2)Экономика страны будет сокращаться, россияне обеднеют. Это стабильность, нужно смириться.

        3)Одиночный пикет и мирный митинг - это путь к развалу страны, воскрешению Сталина и восстанию машин из ядерного пепла.

        4)Нато приближает войска, хочет забрать наши богатства (которые и так экспортируют задешево).

        • Анонимно
          16.08.2020 11:07

          От себя добавлю пункт 5, вы ещё потерпите власть вот вот рухнет осталось не долго ещё год или два и все. Придут некие людии все поменяется. Такие разговоры слышу с 2008 года.

          • Анонимно
            16.08.2020 20:12

            И пункт 6. Когда все поменяется, большинству станет хуже, чем сейчас. И как всегда будет плохо бюджетникам, пенсионерам и врачам. Пройдет лет 5 и путинские времена будут вспоминать с ностальгией.

    • Анонимно
      16.08.2020 09:35

      Голословное утверждение

    • Анонимно
      17.08.2020 11:42

      09:04. Экономики в России нет, если бы не нефтегаз, то жили бы хуже чем в Беларуси и, возможно, столкнулись с майданом раньше, чем на Украине.
      Рим Дашкин

  • Анонимно
    16.08.2020 09:12

    НЕ сказали кто отрабатывает?

    • mad big
      16.08.2020 09:28

      А разве сценарий не знаком? Все сходится вплоть до сакральной жертвы и сказок про российский спецназ. Не дай бог еще по ментам и протестунам постреляют.

      • Анонимно
        16.08.2020 09:37

        Сценарий повторяется с СССР. Там тоже силовиков было больше, чем себе может позволить экономика.

        • Анонимно
          17.08.2020 11:46

          09:37. Добавлю. Сценарий со времен развала Варшавского Договора.
          Рим Дашкин

      • Анонимно
        16.08.2020 12:42

        А вы ищите различия, а не сходства. И тогда быстро поймёте, чего стоит этот бред про сценарии и методички.

    • Анонимно
      16.08.2020 10:56

      Минченка отрабатывает на АП. Очевидно.

  • Анонимно
    16.08.2020 09:16

    Это путь власти, видящей в оппозиции свою поддержку. Оппозиция набирает силы и отправляет такую власть в отставку.

    • Анонимно
      16.08.2020 09:39

      Не поверите, но то, что вы описали делается периодически мирным способом, который называется честные выборы. При этом цходящая власть не боится, что её представителей сразу станут к стенке. Вот только для этого надо надо больше одной извилины иметь вбитой тяжёлой предметом в лиговский подворотне.

      • Анонимно
        16.08.2020 11:56

        Молодость это болезнь которая проходит с возрастом. Мудрость так же приходит с возрастом. Те кто бредит "честными выборами" не понимает самой сути государства и власти.
        Власть никогда не дается добровольно. Власть это инструмент который используют для определенных целей. Учите, изучайте, читайте умные книги. Потом поймете вашу абсурдность про "честные выборы". Ну если совсем лень, тогда просто найдите значение слова манипулирование.

        • Анонимно
          16.08.2020 12:53

          Реалист.
          Совершенно верно, Вы правы. Толпа в Белоруссии всего лишь инструмент в чьих то руках, с мозгами, запудренными сказками про свободу, демократию, выборы и прочей чушью.

          • Анонимно
            16.08.2020 13:13

            Подскажите, а вот вы лично в чьих руках марионетка? Ну нелбжя же просто так жить и принимать решения. За любым человеком стоит чья-то злая воля.

          • Анонимно
            16.08.2020 13:13

            И что дальше то ?

        • Анонимно
          16.08.2020 13:16

          Маразм тоже с возрастом приходит. Надо уметь уйти вовремя.

        • Анонимно
          16.08.2020 15:14

          Та, та, именно. Вот только на практике, возраст приходит без мудрости.

      • Анонимно
        16.08.2020 12:42

        09:39, Вы очень наивный человек! Проблема России не в конкретном Васе, Пете, Вове, Диме! Проблема в СИСТЕМЕ! Не сменив систему власти бесполезно менять верхушку власти! Я существующая верхушка власти не даст вам менять систему!
        п.с. Вспомните как Евдокимов пытался сломать существующую систему, придя честно, путём выборов, к власти! Вспомните, как ему не давали работать, и что с ним стало.........................

  • Анонимно
    16.08.2020 09:33

    ЧЕКА

    Перемены

    1991 год - развалился СССР и появились десятки миллионов бедных и десятки миллиардеров.

    2014 год - Майдан в Украине и Украина стала самой бедной страной в Европе без всяких перспектив в будущем.

    Теперь требуют перемен в Беларуси и не удивлюсь если через год беларусы будут основными конкурентами украинцам по сбору клубники в Польше и мытью задниц престарелым итальянцам, немцам и голландцам..

    Все это происходит потому что эти перемены несут нам с Запада, а на местах им помогают Иуды..А Западу нужны нищие Россия,Украина и Беларусь.

    • Анонимно
      16.08.2020 12:47

      С большей долей вероятности, ваш автомобиль, одежда и вся бытовая техника придуманы, а то и произведены на Западе. Как и компьютер или смартфон, с которого вы написали этот комент. И интернет, который сделал возможным написание этого комента. Президент, конституция, федерация, республика, парламент - и это все с проклятого Запада. Да, ещё кино и современная музыка практически вся оттудова. Зачем вы пользуетесь всем этим западным экспортом? Он разрушает вашу жизнь.

      • Анонимно
        16.08.2020 12:59

        Реалист.
        Все это сделано на Западе как раз потому, что Запад и развалил Союз и разрушил экономику нашей страны. Чтобы устранить конкурента и получить рынки сбыта. ЧЕКА абсолютно прав.

        • Анонимно
          16.08.2020 13:16

          В СССР мы продавали нефть и оружие. Сейчас тоже. Что Запад разрушил? Притащил в страну современные технологии и потребительские товары?

          • Анонимно
            16.08.2020 14:16

            ЧЕКА

            13.16.

            СССР производил пассажирских самолетов столько же, сколько Эйрбас и Боинг.
            После развала СССР Запад целенаправленно уничтожил эту отрасль через подкуп чиновников и демпинг..

            • Анонимно
              16.08.2020 17:02

              14:16 Если не разбираетесь в чем-то, то хоть не трындите. Кто вам запрещает делать те же тушки или илы с яками. Делайте или есть прямой запрет на их производство в России от Запада? Как все таки надели эти тупоголовые. Ужас просто. И сами не понимают, что вся проблема в них, в таких как они.

              Sheldon

              • Анонимно
                16.08.2020 18:09

                ЧЕКА

                Судя по истерике , вам подойдет -Шелдониха)..

                Читайте еще раз - После развала СССР Запад целенаправленно уничтожил эту отрасль через подкуп чиновников и демпинг..

                Сейчас Россия постепенно начинает восстанавливать эту отрасль, надеюсь МС-21 будет прорывом..
                Суперджет сырой и главная ошибка что в нем много импортных комплектующих..

              • BigeR
                16.08.2020 22:48

                Запреты безусловно есть - нормы шума, выбросов и пр..... и конечно не стоит сбрасывать со счетов экономическую эффективность современных запданых машин, а также протекционисткие меры по их продвижению.

            • Анонимно
              16.08.2020 18:35

              ту-104 201 единиц
              ту-110 3 единицы
              ту-114 31 единиц
              ту-116 2 единицы
              ту-124 165 единиц
              ту-134 854 единиц
              ту-144 16 единиц
              ту-154 1026 единиц
              ту-155 1 единица
              ту-204/214 87 единиц
              ту-334 2 единицы

              ил-12 663 единиц
              ил-14 1348 единиц
              ил-18 800 единиц
              ил-62 289 единиц
              ил-86 106 единиц
              ил-96 30 единиц
              ил-114 20 единиц

              Случайные самолеты из вики:
              Douglas DC-3 16000 единиц
              Boeing 747-8 130 единиц
              DH.106 Comet 114 единиц
              Airbus A380 242 единиц
              Airbus A320 9569 единиц
              Airbus A300 561 единиц
              Boeing 737 10580 единиц
              Boeing 747 1556 единиц

              Покажите мне где массово СССР производил пассажирские самолеты. Ан-2 ака кукурузник как пассажирский? Ну да ну да, пошел ка дуглас нафиг, который больше перевозит и собрано столько же.

            • Анонимно
              17.08.2020 15:33

              Отрасль уничтожило долгое отсутствие конкуренции. Они просто были менее эффективными чем иностранные, как в принципе и все.

        • Анонимно
          16.08.2020 13:25

          12:59 Опять дурака включаете. И в чем СССР был конкурентом Западу. Может телевизоры выпускал классные, или авто? А может компьютерами пытался завалить весь мир? А чем рынки сбыта вас не удовлетворяет? Может вам вместо западных авто пересесть на свои однерки и семерки с шестерками. И будет вам в радость, зато свое дерьмо кушаем и потребляем. Только вот большинство, кроме таких отмороженных как вы на это не согласятся.

          Sheldon

          • Анонимно
            16.08.2020 14:43

            Нет не пытались завалить мир, но нужно помнить , что в СССР производилось все , от Ложки да ракеты. Он самообеспечивал себя во всем.

            • Анонимно
              16.08.2020 15:45

              Но всего не всем хватало.

            • Анонимно
              16.08.2020 16:15

              Поэтому на полках были только консервы, в магазинах очереди? Помните такое слово - дефицит?

              • Анонимно
                17.08.2020 15:35

                минтай бланшированный в масле? и килька в томате. Больше и не было

            • Анонимно
              16.08.2020 17:03

              14:43 Так продолжал бы, пока совсем в каменном веке со своими ложками бы не остался.

              Sheldon

            • Анонимно
              16.08.2020 19:38

              Только не всем хватало и качество зачастую оставляло желать лучшего для многих товаров широкого спроса.

      • Анонимно
        16.08.2020 12:59

        Он наверное даже и не в курсе про похожий конфликт в истории России ранее, только тогда они назывались не патриоты и либералы, а славянофилы и западники. И внезапно тогда в том конфликте победили не славянофилы.

    • Анонимно
      17.08.2020 07:03

      В первую очередь нищие россияне нужны не Обаме!

    • Анонимно
      17.08.2020 10:42

      Поправлю сотня миллиардеров появилась не после 1991 года, а после 1999года, не при Ельцине, а при Путине.
      В России Майдана не было ни одного за с 1999 года, а
      ВВП, пенсии и прожиточный минимум на уровне беднейших стран, хотя в России есть нефть - газ, а в Украине - нет

    • Анонимно
      17.08.2020 10:44

      Чека, а может попробовать оторваться от телевизора и /или методичек, и мозги придут в норму?

  • Анонимно
    16.08.2020 09:43

    Режим в Россит держится на трех китах: 1) Богатые природные ресурсы и полезные ископаемые. 2) Ядерное оружие. 3) Непретязательное, терпеливое население. Режим Лукашенко существовал за счет России в том числе, но весь расклад его почти 30 летнего правления я не знаю.

    • Анонимно
      16.08.2020 10:56

      Режим США не держится на оружии и за счет ресурсов всего мира?

      • Анонимно
        16.08.2020 11:55

        Там раз в 4 года выборы, настоящие выборы, а не нарисованные "голосования".

        • Анонимно
          16.08.2020 12:33

          ЧЕКА

          Там выборы между экстравагантным 74-летним Трампом и 80-летним Байденом, путающим жену и сестру.

          Это не выборы, а соревнования между домами престарелых.

          При этом хомячки утверждают что Путин стар).

          • Анонимно
            16.08.2020 12:56

            Вы все никак не можете понять, что там личности не важны. При реальном разделении властей, конкурентных выборах на всех уровнях, независимом суде, сильном гражданском обществе и разгозависимой прессе вообще не сильно важно, кто президент.

            • Анонимно
              16.08.2020 13:08

              ЧЕКА

              Если личности не важны, то тем более зачем выдвигать 80-летнего Байдена путающего жену с сестрой?..

              • Анонимно
                16.08.2020 13:36

                Вы вопрос свой перечитайте внимательно. В нем прям сразу и ответ.

                • Анонимно
                  16.08.2020 14:50

                  ЧЕКА

                  Признайтесь что вам нечего ответить)..

                  Насчет независимой прессы вы тем более тупанули).

                  90% СМИ в США принадлежит демократам и они постоянно льют ложь на Трампа ..

                  • Анонимно
                    16.08.2020 16:21

                    Ну давайте, посмотрим, кто тут у нас тупит.
                    1. Байдена выдвинули потому, что он выиграл праймериз (замечу, что даже этот термин наша илита успешно съединороссила). И да, Байден может быть глухонемым парализованным дебилом. Система нормально работает и без него. Это хорошо видно на примере Трампа. Надеюсь, теперь понятно даже чекистам.
                    2. Будьте внимательны. Я написал разнозависимые сми. В этом суть. Например, CNN и Fox выражают точку зрения разных групп населения и разных групп влияния. При этом не за счёт налогоплательщиков.

                    • Анонимно
                      16.08.2020 17:55

                      ЧЕКА

                      1. Меня и удивляет уровень праймериз, если его выигрывает человек путающий жену и сестру.
                      Причем это была не случайная ошибка.
                      На встречу с избирателями он вышел с женой и сестрой.
                      Повернувшись к сестре, он назвал ее женой, а затем повернувшись к жене назвал жену сестрой.
                      Но жена видимо еще помнит что она жена, а не сестра и зашипела ему в ухо об этом..
                      Узнав жену по шипению и поняв что он конкретно тупанул, Байден сделав лицо ученика коррекционной школы заявил что ошибся)..

              • Анонимно
                17.08.2020 15:36

                Это право Байдена выбирать и быть выбранным. Вас же не пугает, что в госдуме сидят спортсмены и циркачи

      • Анонимно
        16.08.2020 12:17

        Один штат Техас намного богаче Всей России,а там есть ещё штат Калифорния и ещё десяток которые имеют ВВП больше чем у нас...

        • Анонимно
          16.08.2020 13:02

          12.17, почему же в Калифорнии так много бездомных?

          • Анонимно
            16.08.2020 13:09

            Климат+социалка на уровне МРОТ в 1600 долларов+бесплатная еда+бесплатная крыша над головой.

            • Анонимно
              16.08.2020 13:26

              13.09.

              40 тысяч американцев живут в палатках только в одном Л-А.
              Живут вдоль дорог в грязи и в фекалиях.
              Эти американцы видимо не хотят получать 1600 долларов, бесплатную еду и бесплатную крышу..

              • Анонимно
                16.08.2020 14:31

                Еще раз для тормозов: социалку получаешь по заявлению, бесплатную еду в любом пункте помощи для бездомных или церкви, крышу аналогичным образом. Про жилье в палатках опять же повторюсь, климат позволяет. И что бы было понятнее: 40 тысяч бездомных на 4 миллиона населения ЛА, если считать еще и агломерацию то все 17 миллионов. В Москве для сравнения это число колеблется от 10 до 50 тысяч при населении Москвы в 12 миллионов, с агломерацией все 17 миллионов.

          • Анонимно
            16.08.2020 13:17

            Тепло там и жилье очень дорогое.

    • Анонимно
      16.08.2020 19:34

      Режим в России держится на двух китах: аполитичности и пофигизме!

  • Анонимно
    16.08.2020 09:46

    Мне кажется ответ на происходящее в мире очевиден — одним умерить аппетиты и поделиться с теми для кого жизнь превратилась в процесс выживания . Желание безумного обогащения погубит и тех и других .

    • Анонимно
      16.08.2020 11:24

      Есть люди, которые получают наслаждение от помощи другим. Но большинство почему-то или идут под вещества, или хотят всё скупить. Проблема в психологии, в ценностях.
      А белорусы вполне справедливо выходят на митинг. Гнать этого усатого чёрта.

  • Анонимно
    16.08.2020 09:56

    Вторую часть не стал читать, собеседник сам превратился на тех же "неумех-политтехнологов из окружения Лукашенко" когда начал вовсю трубить что ТАКОЕ у нас невозможно!знакум

  • Анонимно
    16.08.2020 10:06

    «Кучка креативного класса«- говорящий сам не понимает о чем говорит. Поток сознания с претензией на интеллект

  • Анонимно
    16.08.2020 10:09

    Дай то бог... а то ждём, ждём! Хоть сценарий написали)

  • Анонимно
    16.08.2020 10:34

    Брехня. Все закончится тихо мирно. А Лука это надолго.

  • Анонимно
    16.08.2020 10:48

    " в России многие поддерживают Лукашенко"...

    Вы что , г.Минченко, нас тоже к такому избиению готовите?Сами же говорите что силовики жестоко избивали людей в Белоруссии.Как можно поддерживать тех кто избивает свой народ?Их теперь самих на площадь надо и сечь розгами преднародно шоб другим не повадно было!знакум

  • Анонимно
    16.08.2020 11:24

    В России все «отработано» уже с 1996 года)
    Как рисовать нужные проценты учить не надо.

  • Анонимно
    16.08.2020 11:25

    ЧЕКА

    На площадь выходило много маргиналов, проплаченных и просто любителей потусить и это обычное явление для таких протестов.
    Но удивился забастовкам рабочим - Лукашенко чем им не угодил? Поразмыслив пришел к выводу что рабочие бастовали по указке заводского начальства.
    Предполагаю что руководители предприятий жаждут провести приватизацию и стать собственниками руководимых ими заводов.

    Руководители в Беларуси мечтают стать капиталистами или накрайняк продать свой пакет и стать миллионерами. В общем повторить путь пройденный "красными директорами" в России в 90-е..

    А Лукашенко противник приватизации и стоит поперек горла у этих директоров желающих хапнуть госсобстенность.

    • Анонимно
      16.08.2020 12:48

      С точки зрения бритвы Оккама есть простой ответ - всем надоел Лукашенко. Почему вы его не рассматриваете? Почему строите сложные схемы. Ни к чему. Звания и денег вам за них не дадут.

      • Анонимно
        16.08.2020 12:57

        Ты говоришь про слишком сложные термины, он из бритв знает только gillette из рекламы.

      • Анонимно
        16.08.2020 13:18

        ЧЕКА


        Каким образом Лукашенко может надоесть рабочим с МТЗ или МАЗа?
        Рабочий человек живет интересами семьи,родных, коллектива , соседей.
        И Лукашенко рядового рабочего точно не волнует, если рабочий обеспечен работой и зарплатой, в магазинах все есть,дома тепло и на улице безопасно.

        А вот директору желающему стать капиталистом или миллионером, мешающий приватизации Лукашенко - поперек горла.

        • Анонимно
          16.08.2020 13:38

          Ну человеку же в этой жизни важно, чтоб пожрать и тепло было, правильно? Больше ведь ему ничего не надо. Вы вот зачем тут пишете? У вас ведь нормально все, нет?
          А ещё там ведь рядом Польша и Прибалтика, где, почему то, жизнь получше будет. Но это скучно слишком, да, как в жизни. Тоска. Давайте лучше про госдеп и рептилоидов.

          • Анонимно
            16.08.2020 14:25

            ЧЕКА

            Треть населения Прибалтики , причем самая работоспособная уехала на заработки в другие страны.

            Если латыш или литовец мог бы зарабатывать для нормальной жизни, то зачем ему ехать куда-то.?

            Вы усиленно киваете на Польшу, но почему Украина которой на Майдане обещали Европу, оказалась в "Африке"?..

            • Анонимно
              16.08.2020 16:26

              Экономика Украины после майдана практически не изменилась. Как не росли бананы на деревьях, так и не растут. Что касается Прибалтики, то если бы в России появилась бы такая же возможность передвигаться по Европе, вы бы сильно расстроились. Осьбенно в части молодёжи. И не забывайте, сколько людей из прекрасной Беларуси работает в России.

              • Анонимно
                16.08.2020 17:44

                ЧЕКА

                Всего один пример из экономики Украины:

                В 2012 году «Азовмаш» выпустил 15391 вагон.

                В 2019 году - 150 вагонов.

            • Анонимно
              16.08.2020 19:37

              половина российской молодежи мечтает уехать в другую страну, просто денег нет

              другая половина уже уехала - от Китая до Америки

              • Анонимно
                16.08.2020 19:47

                ЧЕКА

                19.37.

                В России часть молодежи хочет уехать, а в Украине из-за отсутсвия работы вынуждена уехать - надеюсь разницу понимаете.

                • Анонимно
                  17.08.2020 07:16

                  То есть в России работа есть! Целых 25 млн высокотехнологичных рабочих мест?

        • Анонимно
          16.08.2020 19:36

          Чекист, а ты чьими интересами живешь? Синих пиджаков или черных мундиров? Ты всем обеспечен? Или ты простой рабочий с КАМАЗА?

    • Анонимно
      16.08.2020 16:41

      Лука мог бы ещё в прошлом году объявить распродажу Беларуси. Продать МТЗ, МАЗ, БелАЗ и все остальное ценное. Денег хватило бы у государства, чтобы создать райскую жизнь населению перед выборами. Потом очередной срок полномочий и спокойный уход. Но Президент не продал Беларусь!

    • Анонимно
      16.08.2020 19:35

      100 тысяч маргиналов только на одной площади? Хорошего же вы мнения о братском народе!

    • Анонимно
      16.08.2020 19:49

      Да-да, в Беларуси у нас социализм и диктатура пролетариата, конечно.
      Ещё какие байки расскажете?

      Как же вы надоели, Вы и Вам подобные господа, хуже редьки, ей-богу.

  • Анонимно
    16.08.2020 11:28

    Статья полная чушь.

  • Анонимно
    16.08.2020 12:02

    В любом случае потеря Белой или головной Руси будет катастрофой для Русского мира или цивилизации....Батька пока должен остаться.

  • Анонимно
    16.08.2020 12:10

    Меня постоянно удивляют российские политологи, которые постоянно вещают про вмешательство Запада. Простите, тут явное вмешательство России. А что Белоруссия уже в составе России? По-моему, пока еще суверенное государство и по отношению к России тоже. Да, там стратегические интересы России. И кого реально боялся Батька, так это России. Потому и ожидал от нее удара в спину. Потому и ошибки допустил, не очень поверив в то, что женщина может отобрать у него власть. Потому и вся его стратегия на этих выборах была направлена на то, чтобы стать защитником Белоруссии от посягательств России на ее суверенитет. Да, он прекрасно знает, что жил за счет России, что по долгам надо платить. Но вот то, что ему предлагали, никак не удовлетворяло его амбиции. Да, он шантажировал Россию, Путина тем, что может перекинуться на сторону Запада, хотя Запад прекрасно понимал, что это просто игра. И что же дальше произошло?

    Россия тоже прекрасно понимает, какую стратегически важную роль играет Белоруссия. Можно только в кошмарных снах представить сценарий для Кремля, когда вслед за Украиной и Белоруссия направится в сторону Запада. Можно представить себе, как войска НАТО окажутся почти под Смоленском. Тут не только 100 млрд. долларов будет не жалко опять вбросить в экономику Белоруссии на прокорм Батьки, но и больше не пожалеть. Вот только проблема, денег то нет, а Батьке не скажешь, чтобы он держался. Вот и думаю, что в «гениальных» головах кремлевских стратегов и созрел план, как разрешить эту ситуацию. Надо создать промосковскую альтернативу Батьке, но такую, чтобы это не было понятно никому сразу. Потому и стали вдруг выдвигаться в качестве кандидатов такие как Бабарико, Цепкало и Тихановский. Ну с чего вдруг экс-предправления дочерного банка Газпрома стал бы выдвигать свою кандидатуру? Или тот же Цепкало. Выпускник МГИМО, делал карьеру на дипломатической службе, имел довольно сильное влияние в пророссийских кругах, даже организовывал в свое время встречу Лукашенко с фракцией ЛДПР в Госдуме. В последнее время занялся бизнесом, который тоже был связан с Россией. Или блогер Тихановский, у которого бизнес тоже в России.

    Батька понимал, что они и есть его основные конкуренты, на них ставит Россия. Потому все они оказались в тюрьме перед выборами. Но не ожидал, что им на смену придут их жены. Как на это реагировали в Москве? Они уже обкатали некую похожую технологию в Армении, когда на волне недовольства армян своей властью, привели к власти опять таки своего, более покладистого и ручного, не связанного с местной элитой. Тут тоже был похожий сценарий, но Батька все же тот еще перец, так просто сдаваться не захотел, взял и написал себе столько голосов, сколько он решил. Да еще перед выборами взял и арестовал боевиков из России, которые туда прибыли явно не с мирной миссией, показывая всему миру, что за всеми этими наездами на него стоит Россия. Но вот чего он не ожидал, так это того, что начнется такое массовое недовольство его избранием на новый срок. Может и думал, что будут там недовольные, но их быстро усмирят дубинками и показной жестокостью. Но все пошло не так как он рассчитывал. Только вот интересно, а на это рассчитывали в Москве? Ведь тут можно было бы и предположить, что все эти массовые выступления, пройдут как в Армении и к власти придут уже те, кого и определила Москва. Но ведь за Батькой тоже стоят люди, силовики, военные, а российской военной базы как в Армении нет, да и Батька, видимо, зная, к чему это ведет, не подпустил российских военных к себе. И тут вроде наступает некая точка бифуркации, точка неустойчивости, когда маятник может качнуться в любую сторону.

    Сейчас ход сделал Батька. Собрал Совет безопасности и попросил соединить его с Путиным. Пишут, что с первого раза у него не получилось дозвониться до Путина, потом долго выжидал, повторный звонок был принят и состоялся долгий разговор. После этого Батька повеселел, срочно собрался в свой Генеральный штаб, где встретился с военными. И в ответ прошла информация, что Россия готова оказать любую помощь по первому звонку Батьки. И что это означает на обычном языке? Да, все что Батька попросит, то и Россия сделает. Видимо, Батька военных уговаривал не вмешиваться в последующие события. А события могут быть довольно катастрофичными, вплоть до ввода российских войск в Белоруссию как уже заявили на основании договора ОДКБ. Или минимум дополнительные силы Росгвардии, ОМОН. Чем же Батька припугнул кремлевских обитателей. Скорее всего открытием границ на Западе или тем сценарием, когда он будет вынужден откликнуться на требование повторных выборов и допустить международные институты для наблюдения и формирования выборных институтов в стране. А затем уже могут к власти прийти и те, кто поведут страну к сближению с западными странами.

    Следующий ход за оппозицией, за народом. И этот ход начнется сегодня. Ведь они не могут уже просто так выходить на мирные шествия, которые игнорируются властью, и более того, подавляются силой. Скорее всего, как подсказывает логика, начнутся более решительные действия. А дальше будет ход за Батькой. Будет ли он просить помощи у Путина, зная, что дальше уже будет реализована ситуация, в которой он уже не Батька. И мы наблюдаем за историческими событиями не только для Белоруссии, но для нас тут в России. Да и на Западе тоже. Вполне может быть, что еще одна диктатура падет.

    Sheldon

    • Анонимно
      16.08.2020 12:44

      ЧЕКА

      Вместо "диктатора" Лукашенко придет опосредованный диктатор в лице Запада, который сделает беларусов - бедными, безработными и без будущего.
      будет Украина-2..

      • Анонимно
        16.08.2020 13:06

        12:44 Не пишите глупостей. Почему все пишут про то, что все станут бедными и безработными. Или глупцы или просто с промытыми мозгами. А сейчас они как жили? Получая как тут во в другой статье написали около 109 млрд. долларов в виде подарка от России. Тоже не плохо, но долго ли сможете вы выкладывать такие деньги из своего кармана. На нефть и газ цены упали, как бы самим по миру не пойти бедными и безработными. А чтобы этого не было, надо головой думать и руками что-то делать. Вон Польша тоже была в качестве работников по сантехнике у развитых стран Европы, а теперь сами с усами, хлеб у немцев отбирают. Туда все немецкие производства перемещаются. И работать как надо научились, и более дешевая рабсила. А это приток капитала и денег в страну. Тоже с прибалтами. Да, проходят трудный путь адаптации, а потом развиваются. Или надо сидеть и жадть, когда богатый дядя объявится и принесет что-то на блюдечке. Хорошо у россиян есть нефть и газ, могли продавать, но и эта лафа заканчивается. Так что России скорее светит стать Украиной-дубль 3. Украина то выбирается их того дна куда его Янукович и Тимошенко затащили и не без помощи России. Что-то ненужное отмирает, а что-то появляется. И от самого народа зависит, как они смогут приспособятся к новым условиям. Никто не обязан за руки тащить в светлую и безбедную жизнь. Все народы и страны через это проходили. Будут в стране умные, талантливые и работящие, будет все. Не будет, а будут вороватые чиновники, не будет ничего. Будут только мечты о суровом пастухе с плеткой, который будет наказывать вороватых. И все.

        Sheldon

        • Анонимно
          16.08.2020 14:13

          ЧЕКА

          Шелдон, ваш малограмотный бред рассчитан на такого же как вы.

          Проведу ликбез.

          В Украине после Майдана закрылись или на грани закрытия высокотехнологичные предприятия как - Южмаш,Мотор Сич, Антонов,Николаевский судостроительный,Азавмаш,Атоммаш и т.д.

          Эти предприятия создавались и развивались десятилетиями - учеными, инженерами, рабочими всего СССР.

          Эти предприятия давали Украине высокую добавленную стоимость и множество рабочих мест.
          Таких заводов в Украине не будет построено НИКОГДА - даже если в будущем в Украине будут самые честные суды и власти!!!

          Потому что западные страны такую продукцию производят у себя и делиться прибылью не собираются..

          Предприятие по производству чего-то дешевого или вредное производство Запад может построить на Украине, но не более.

          Рядом с США - находится Мексика.
          Почему США не сделали из соседа процветающей страны, а из Украины находящейся за тысячи километров - сделает? ..

          Вывод - нельзя устраивать Майданы и Революции приводящие к потере высокотехнологичных отраслей, науки, образования и рынков сбыта.
          Потому что это выгодно только внешним и внутренним врагам страны..
          А надо двигаться только эволюционным путем.

          • Анонимно
            16.08.2020 16:32

            >В Украине после Майдана закрылись или на грани закрытия высокотехнологичные предприятия как - Южмаш,Мотор Сич, Антонов,Николаевский судостроительный,Азавмаш,Атоммаш и т.д.

            В 2020 году «Южмаш» подписал меморандум с южнокорейской фирмой «Caris» на производство 5000 электробусов и 7800 зарядных станций на общую сумму почти 850 млн долларов.
            Мотор сич просто будет куплен китайцами как автоваз рено.
            У Антонова и того же мотор сича заказ с Китаем на производство.
            Николаевский выставлен на торги за долг по зарплате рабочим.
            Азовмаш как был так и остался.
            Атоммаш делает делает парогенератор для АЭС в Индии.
            Те из всего списка что было озвучено только лишь у 2 из 6 проблема. Ну и где вагон предприятий на грани закрытия? Кстати как там поживает АЗЛК? Или производство волг? А иж? А АМУР?

            >Эти предприятия давали Украине высокую добавленную стоимость и множество рабочих мест.
            Таких заводов в Украине не будет построено НИКОГДА - даже если в будущем в Украине будут самые честные суды и власти!!!

            ЛПП во все поля. Вот к примеру список новых предприятий и заводов, отмеченные на карте, созданных с 2015 года.
            https://www.google.com/maps/d/u/0/viewer?mid=1kI7M2ngkfqQ78HuA0sCKGEaENzg&hl=en_US&ll=49.16942605737798%2C30.894905885802082&z=7

            >Потому что западные страны такую продукцию производят у себя и делиться прибылью не собираются..

            Эм, но постойте, откуда тогда у нас заводы тойоты, ниссана, рено, ПСА, митсубиси, киа/хюндай? А до этого был еще форд. Неужели не хотят прибылью делится, хотя построили завод?

            >Предприятие по производству чего-то дешевого или вредное производство Запад может построить на Украине, но не более.

            Как будто в России абсолютно не также.

            >Рядом с США - находится Мексика.
            Почему США не сделали из соседа процветающей страны, а из Украины находящейся за тысячи километров - сделает? ..

            А давайте вспомним соседей за тысячу километров, которым помогли США и которые стали процветать: Сингапур, Япония, Южная Корея. Естественно это произошло не сразу, особенно если вспомнить их историю. Почитайте к примеру автобиографию Ли Куан Ю, гениальный человек, он сразу понял что иметь дело с совком кончится плохо для всех. С Мексикой же у нее вполне себе торговые отношения (НАФТА? Не, не слышал), за 1993—2013 годы экспорт Мексики в США вырос с 49,5 млрд долларов до 277,7 млрд долларов. А стоимость импорта за этот период увеличилась из США с 50,8 млрд долларов до 216,3 млрд долларов. И да, у них основной доход, как и у этой страны, от нефти. Но ведь это мелочи, не так ли?

            • Анонимно
              16.08.2020 17:41

              ЧЕКА

              Южмаш.
              Завод в период с 2012 по 2019 год сократил объемы производства в два раза. Средняя численность работников предприятия в 2019 году сократилась до 5400 человек, тогда как в 2012 году она составляла 10 000 человек. Средняя зарплата на заводе составляет 6500 грн ( 17 тыс.руб.), но даже с ее выплатой у предприятия проблемы.

              Антонов.

              С 2015 по 2020 Антонов не выпустил ни одного самолета.

              Николаевский судостроительный завод.

              Осенью 2014 года завод был привлечён к выполнению военного заказа — для вооружённых сил Украины был начат выпуск переносных печей-«буржуек»!!!

              24 апреля 2018 года предприятие выставлено на продажу за долги по заработной плате!!
              Покупателей нет и не будет!!!

              Азовмаш.

              В 2012 году «Азовмаш» выпустил 15391 вагон.
              В 2019 году - 150 вагонов!!!

              • Анонимно
                16.08.2020 19:45

                >Южмаш.
                Завод в период с 2012 по 2019 год сократил объемы производства в два раза. Средняя численность работников предприятия в 2019 году сократилась до 5400 человек, тогда как в 2012 году она составляла 10 000 человек. Средняя зарплата на заводе составляет 6500 грн ( 17 тыс.руб.), но даже с ее выплатой у предприятия проблемы.

                Зарплату инженеров на госпредприятие России вспомните для начала. Плюс как я уже сказал контракт подписан.

                >Антонов.
                С 2015 по 2020 Антонов не выпустил ни одного самолета.

                И это мешает им брать контракты? Или у вас как в стратегии получил заказ-отдал сразу товар? И вы слегка наврали про 2015 год, последняя поставка была в июне 2015 года.
                " В июле 2018 президент компании «Антонов» Александр Донец отметил, что у компании только один действующий твёрдый контракт — на поставку 10 самолётов Ан-178 азербайджанской Silk Way.
                В январе 2019 года министр МВД Украины Арсен Аваков анонсировал закупку 13 самолётов украинского производства для нужд МВД (2 Ан-74, 1 Ан-32П и 10 Ан-178)."
                Но ведь это мелочи которые стоит опустить, не так ли?

                >Николаевский судостроительный завод.
                Осенью 2014 года завод был привлечён к выполнению военного заказа — для вооружённых сил Украины был начат выпуск переносных печей-«буржуек»!!!
                24 апреля 2018 года предприятие выставлено на продажу за долги по заработной плате!!
                Покупателей нет и не будет!!!

                Ну так была война в 2014 году на сепаратисткой территории, армия была при Януковиче разворована и убита чуть более чем полностью. В чем проблема военного заказа то? Или пусть мерзнуть солдаты в палатках? Касаемо покупателя-поживем увидим.

                >Азовмаш.
                В 2012 году «Азовмаш» выпустил 15391 вагон.
                В 2019 году - 150 вагонов!!!

                А кроме Азовмаша у них нет других производителей вагонов? Нет, у них их достаточно, свободный рынок как бы. Дабы понять в цифрах: в 2011 было произведено 52,7 тысяч вагонов, из которых 44 тысячи на экспорт, из них 39 тысячи в Россию. Те чисто для себя было произведено около 9 тысяч, и еще 5 на экспорт не в Россию. Те в сумме 14 тысяч. На 2019 было произведено почти 11 тысяч вагонов. Все плохо или нет? В 2015 для справки было сделано ВСЕМИ производителями чуть более 1 тысячи. Как такое могло произойти? Подсказка: российские компоненты при их производстве. И вагоны это прямо такой дефицитный товар, особенно при их ресурсе в 20-30 лет.

                • Анонимно
                  16.08.2020 19:57

                  ЧЕКА

                  Некомпетентность руководства украинской авиационной отрасли и отток профессиональных кадров сделали невозможным исполнение контракта на поставку украинских самолетов Ан-178 в Азербайджан. Об этом в развернутом интервью украинскому изданию "Зеркало недели" заявил президент государственного предприятия (ГП) "Антонов" и многолетний его главный конструктор Дмитрий Кива.

                  Аваков анонсировал закупку, но ничего не закупил.

                  В общем у Антонова 0 самолетов.

                  Я писал конкретно про Азовмаш и производство вагонов на других заводах проблему Азовмаша не решают.

                  • Анонимно
                    16.08.2020 20:21

                    > В общем у Антонова 0 самолетов.

                    Ну ок, ноль самолетов. Дальше что? Про заказ из Китая я уже писал. Выгорит заказ(а скорее всего выгорит) будут производить самолеты.

                    >Я писал конкретно про Азовмаш и производство вагонов на других заводах проблему Азовмаша не решают.

                    А можно уточнить почему меня должна волновать проблема конкретно Азовмаша, а не конкретно производство вагонов в/на Украине? Они какая то великая фирма с богатой историей как Форд? Или без него Россия не может сама производить эти самые вагоны? Или она жила только на заказах вагонов в Россию, а теперь не может найти покупателя? Ну так это ее проблема и проблема руководства, другие же ведь вертятся.

                    • Анонимно
                      16.08.2020 20:36

                      ЧЕКА

                      Я написал про проблемы предприятий Украины возникшие из-за Майдана.

                      Азовмаш - одно из них.

            • Анонимно
              17.08.2020 07:20

              Заодно тогда вспомним и северную Корею! Тут уж руку приложил СССР и Россия. Контраст налицо!

          • Анонимно
            17.08.2020 09:48

            Закрыли значит были нерентабельны и неконкурентноспособны. Вы все ещё живёте в советском союзе.

    • Анонимно
      17.08.2020 12:12

      12:10. Очень интересная аналитика. Я не исключаю, что будут проведены провокационные акции, типа взрывов, в которых обвинят западные спецслужбы и тогда будет создан "законный" повод для молниеносного ввода российских войск.
      А они уже, надо думать, готовы для этого.
      Рим Дашкин

  • Анонимно
    16.08.2020 12:52

    Говорить правду - это значит работать на иностранную разведку.

    • Анонимно
      16.08.2020 17:17

      Правда всегда интересовала иностранную разведку. В отличии от не интересующегося нашего населения.

  • Анонимно
    16.08.2020 13:39

    Лукашенко наказывают за то что он не принял правила игра связанные с коронавирусом.
    Мировая экономика сильно раздута, это по сути огромный пузырь который в любой момент может лопнуть, поэтому коронавирус был очень кстати для обнуления финансовой системы.
    Большинство стран решили таким образом свои финансовые проблемы списав все убытки, копившиеся годами, на простых жителей и малый бизнес. В Белоруссии с экономикой всё в порядке, поэтому он просто отказался играть в эти игры. Проявил самостоятельность, выставив остальных правителей стран жадными и глупыми.
    Ему такую вольность не простили и теперь убирают с мировой сцены. После того как он провел парад 9 мая, Россия тоже от него отвернулась, потому что это плевок в её сторону.

    В общем тут всё как на рынке - если один продавец демпингует, то остальные просто сжигают ему ларек. А таксисты прокалывают конкуренту покрышки.
    В нашем случае поджигают и прокалывают шины Беларуси, чтоб не была череcчур богатой в такое кризисное время.

    Закиров Л.Ф. Психолог-Писатель

  • Анонимно
    16.08.2020 14:10


    Образно говоря очередная сказка провластного политтехнолога. Ничего для меня нового.На мой взгляд оторван от реальности.

  • Анонимно
    16.08.2020 14:18

    Существующий механизм выборов всякий раз демонстрирует свое лживое устройство. Честных выборов пока еще не было. Воровство голосов и мошеничество со стороны избирательных комиссий - воспринимается уже как неизлечимая болезнь, результатом которой являеися очень низкий процент явки избирателей на выборы, отсутствие у них веры в честность и справедливость выборов.
    Следовательно, необходима новая модель выборов, которая способна приводить к настоящему и честному результату при подсчете голосов избирателей, сохраняя принцип тайны голосования.
    Предлагается следующий способ проведения выборов.
    Необходимо отказаться от обезличенных бюллетеней. Каждый бюллетень должен иметь серию и номер!
    Избиратель зарегистрировавшись на избирательном участке, берет из пачки бюллетеней любой бланк чистого бюллетеня. При этом получается, что серию и номер бюллетеня знает только сам избиратель. В кабине для голосования избиратель оформляет бюллетень, затем, при своем желании, фотографирует заполненный бюллетень, и, выйдя из кабины для голосования, опускает бюллетень в урну для голосования. Избирательная комиссия подсчитав голоса избирателей, заполняет таблицу, в которой прописывает серию и номер каждого бюллетеня и кандидата, за которого выборщик отдал свой голос. Итоговая таблица размещается на сайте. Избиратель получает возможность удостовериться, что его голос не украли и результаты выборов - честные!
    Избирательные бюллетени могут быть получены заранее, например, на почте. И избиратель приходит на избирательный участок уже со своим бюллетенем. Как вариант, в качестве бюллетеня может выступать денежная купюра, имеющая серию и номер. На ней вписывается фамилия кандидата, которому избиратель отдал голос, и эта купюра засчитывается избирательной комиссией при подсчете голосов избирателей наравне с бюллетенями.
    Никаких технических сложностей при такой модели голосования нет.
    В Контакте я создал группу "Честный результат выборов". Если есть другие варианты проведения выборов пишите.
    С уважением, Виктор Воронов

  • Анонимно
    16.08.2020 14:33

    Хватит везде видеть западный след, а не свою неспособность наладить жизнь в стране !!

    • Анонимно
      16.08.2020 17:03

      Хватит видеть чью то неспособность наладить жизнь в стране. Резервы РФ растут еженедельно, все больше наших людей в списке Форбс. Количество жилья и автомобилей увеличивается. Надо учиться жить. Хочешь жить - умей вертеться.

  • Анонимно
    16.08.2020 15:08

    Среди лесов, унылых и заброшенных,
    Пусть остается хлеб в полях нескошенным!
    Мы ждем гостей незваных и непрошенных,
    Мы ждем гостей!
    Пускай гниют колосья перезрелые!
    Они придут на нивы пожелтелые,
    И не сносить вам, честные и смелые,
    Своих голов!
    Они растопчут нивы золотистые, Они разроют кладбище тенистое,
    Потом развяжет их уста нечистые Кровавый хмель!
    Они ворвутся в избы почернелые,
    Зажгут пожар — хмельные, озверелые...
    Не остановят их седины старца белые,
    Ни детский плач!
    Осип Мандельштам.1906

  • Анонимно
    16.08.2020 16:25

    Во многом согласен с Евгением, анализ практически безупречен и остаётся только сожалеть, что Россия не Беларусь, ибо даже на его малой родине, в Челябинске, поддержать Беларусь, Хабаровск и Куштау входит в миллионном городе от силы 50 чел.

  • Анонимно
    16.08.2020 16:36

    "Лучше проиграть, чем так, как Лукашенко сейчас" - вы это скажите тем кланам, которые управляют и владеют экономикой страны. А если лидер проиграет, то всем будут владеть другие кланы. Вот почему из власти у нас не уходят.

    • Анонимно
      16.08.2020 16:55

      Кланы в Беларуси управляют, но не владеют. Да и в любой момент Лука может их уволить. Кланы владеют компетенциями связями, информацией, компроматом... Все это они. хотят обратить в твердую собственность. Это естественное желание и осуждать их за это нельзя. Возможно даже в частной собственности предприятия заработают лучше. Но лучше ли будет жить при этом большая часть населения - наёмные рабочие?

  • Анонимно
    16.08.2020 16:58

    "У него вроде есть дома в других странах". Лука же сказал: найдёте - забирайте. И он слово сдержит.

    • Анонимно
      17.08.2020 05:20

      Много чего говорил. Например: скажете уйти - уйду.. и т д

  • Анонимно
    16.08.2020 18:53

    Как сказал персонаж Никулина Тренируйся вон на кошках или низы не хотят а верхи не могут и нам этого сценария неизбежать схватку олигархов за власть в будущем

  • Анонимно
    16.08.2020 19:30

    Какую-то свободу требуют. Забыли как она выглядит, а мы помним 90е годы, была полная свобода всех от всего. Больше не надо. А там молодое поколение хочет на своей шкуре испытать

    • Анонимно
      16.08.2020 20:53

      А кто это вы? Я тоже помню, а кто завел страну в 90е? Члены политбюро которые на должностях умирали от старости, но на пенсию не шли и думали что они самые умные,а сейчас разве иначе? Я тоже не хочу 90х, поэтому пусть пенсионеры идут на пенсию.

    • Анонимно
      16.08.2020 21:26

      Не будет уже 90-х. Там очень много факторов сошлось. И хватит уже пугать событиями 20-30 летней давности. Давайте ещё монгольское нашествие вспомним

  • Анонимно
    16.08.2020 22:15

    К гадалке не ходи, Лукашенко проанализируем ситуацию, сделает выводы. Что то крупное уступит России, кого надо у себя прижмёт. Но удержится у власти. Затем ближе к концу срока повторит трюк Ельцина я устал я ухожу и красиво уйдет. Это же Лукашенко, гроссмейстер политики.

  • Анонимно
    16.08.2020 22:30

    "Расширение состава акционеров внутри правящего класса и увеличение степени участия населения в принятии решений — вот инструменты, позволяющие избежать потрясений."
    Это как, господин Минченко? Я про увеличение числа акционеров внутри правящего класса. Платить, как у нас, ТОП-менеджерам госкомпаний, от 1 млн.в месяц (ген.директора стандартных госкомпаний) до нескольких миллионов рублей в день (как Сечину и Миллеру) ? Вы на это намекаете? Россия допустила грубейшую ошибку, упустив ситуацию на Украине. Если верить источникам, США смогли там раскачать ситуацию за 5 млрд.долларов. А мы в дни переворота на Украине проводили Олимпиаду в Сочи на 50 млрд.долларов. Уверяю Вас - в России почва для будущих социальных протестов гораздо более обширна. Начиная с мелочей вроде переименования милиции в полицию. И заканчивая фундаментальными факторами. Вроде повышения пенсионного возраста на 5 лет, роста цен и тарифов, роста числа бедных, безработных, кредитных должников, концентрации 83% национальных богатств в руках 10% населения. При этом нынешнее руководство, по сути, само провоцирует людей на радикализацию своих форм протеста. Обставляя выдвижение кандидатов в депутаты муниципальными и иными фильтрами, проводя выборы по заранее известному сценарию и совершая неуклюжие действия против своих политических оппонентов. Вроде Фургала в Хабаровском крае или директора совхоза имени Ленина Грудинина. Все это, взятое вместе, отнюдь не прибавляет сторонников нынешней Власти. Давно известно: если чайник долго кипит, не выпуская пар, он может просто взорваться и снести крышку, которая так долго на давала выйти пару наружу.
    А.В.

  • BigeR
    16.08.2020 22:31

    Но власти надо максимально демонстрировать открытость избирательных процедур, чтобы не возникало подозрений, что они будут использованы для того, чтобы подтасовать результаты.

    Не смешите мои тапочки... Власть никогда не пойдет на максимальную открытость избирательных процедур.... Они не любят сюрпризов, поэтому всегда оставят себе инструменты, чтобы эти сюрпризы нивелировать. А нужно всего лишь выполнить три условия:
    - персонализировать выборы (отменить тайное голосование)
    - все голоса заносить в блокчейн доступный КАЖДОМУ!!!! (а не только членам ТИК и ЦИК)
    - возможность для КАЖДОГО избирателя проверить как учтен его голос.

  • Анонимно
    17.08.2020 06:46

    Да, безработные становяться самым революционным классом, способном свергнуть любую власть в любой стране. Безработным терять нечего. У них даже цепей нет.

  • Анонимно
    17.08.2020 14:30

    Для 06.46. Короче, люмпены и анархисты - махновцы.

  • Анонимно
    17.08.2020 20:18

    Народ неблагодарен как всегда, Лукашенко ему не нравится, устал он от него, дуракам не понять, что лучше не будет, нет в Белоруссии нефти и газа и нет каких-то эсклюзивных технологий и за 20 лет они не появляются как мощная, прибыльная индустрия.

  • Анонимно
    18.08.2020 11:08

    сразу видно проплачен автор и работает на АП. какие честные выборы возможны при нынешней системе?

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль