Общество 
17.08.2020

«Я даю слово, никто на эту гору не взойдет»: как Радию Хабирову аукнется Куштау?

Главе Башкортостана пришлось лично под проливным дождем уговаривать разойтись защитников шиханов. До этого их пытались разогнать ОМОН и ЧОП

Сегодня ожидается судьбоносная для защитников шихана Куштау встреча с Радием Хабировым, где будут обсуждаться условия компромисса экоактивистов и Башкирской содовой компании. Пока же конфликт, к которому присоединились Юрий Шевчук и Максим Галкин, поставлен на паузу под честное слово главы республики. О том, что ставит содовый протест в один ряд с мусорным в Подмосковье и политическим — в Хабаровске, рассуждают эксперты «БИЗНЕС Online».

Накануне обострилось и ослабло противостояние между силовиками и экоактивистами, выступающими против промышленной разработки горы-шихана Куштау в Башкирии Накануне обострилось и ослабло противостояние между силовиками и экоактивистами, выступающими против промышленной разработки горы-шихана Куштау в Башкортостане Фото: Вадим Брайдов/ТАСС

«МЫ ОСТАНОВИМ ЭТУ ИСТОРИЮ…»

Накануне обострилось и ослабло противостояние между силовиками и экоактивистами, выступающими против промышленной разработки горы-шихана Куштау в Башкортостане. На время приостановил содовый конфликт не столько затяжной дождь, сколько прибывший в эпицентр противостояния президент РБ Радий Хабиров. На видео, оперативно опубликованном в «Инстаграме» главы Башкортостана, он, как заправский участник митингов, вещал с помощью мегафона в окружении сторонников и противников разработки Куштау. Хабиров заявил о приостановке работ на горе. «Уходят войска — уходите вы, — заявил он, утирая дождевые капли с лица. — И я вам даю слово, что никто на эту гору не взойдет, пока мы не найдем компромиссное решение». Толпа встретила его слова одобрительными криками: «Никто не зайдет на гору!» Хабиров подчеркнул, что приостановка работ — это его решение.

Представители экоактивистов уже выдвинули в адрес главы республики свои требования — уволить главу Ишимбайского района Азамата Абдрахманова, который, по их мнению, в маске в субботу координировал действия против протестующих. Из толпы также звучали требования отставки недавно назначенного вице-премьера Азата Бадранова и координатора информационной политики в республике Ростислава Мурзагулова. На что глава РБ ответил: «Я своих не сдаю, вы же своих не сдаете». Также активисты потребовали «прекратить репрессии» и создать «постоянный координационный совет по вопросу шихана».

Хабиров согласился с предложением создать совет и пригласил лидеров активистов встретиться сегодня. После этого техника Башкирской содовой компании, которая занимается разработкой горы для добычи сырья, с оборудованием, необходимым для проведения геодезических работ, начала покидать территорию возле Куштау.

Отдельно Хабиров высказался об информационной политике. «Мы остановим данную игру, — заявил он в плотном кольце экозащитников. — Мы остановим эту историю. Я всегда был против экстремизма. Я плохо отношусь к ваххабитам, это моя личная позиция. Но вот так вот, всех подряд без разбора, марать никто больше не будет. Но я прошу и вас остановиться».

Радий Хабиров, как заправский участник митингов вещал с помощью мегафона в окружении сторонников и противников разработки Куштау Радий Хабиров, как заправский участник митингов, вещал с помощью мегафона в окружении сторонников и противников разработки Куштау Фото: glavarb.ru

Резюме переговоров со стороны защитников Куштау было опубликовано в тот же день в телеграм-канале «КушТау on-line» (более 25 тыс. подписчиков). «В связи с договоренностями с Хабировым на горе пока не должно быть ни наших, ни их. Поэтому с завтрашнего дня лагерь на Куштау временно сворачивает свою деятельность. По этой причине просим народ пока на гору, в лагерь защитников, не приезжать. Его пока там не будет», — сообщают авторы канала.

Сегодня Хабиров дал более полную оценку происходящим у подножия Куштау событиям. «На минувшей неделе Башкирская содовая компания пыталась приступить к разработке горы Куштау, о чем были предварительные договоренности, но встретила и сильное общественное сопротивление со стороны защитников горы, — цитирует главу Башкортостана Bashinform.ru. — Все это начало превращаться в довольно сильное столкновение. Пострадали и люди, и сотрудники органов внутренних дел — два из них находятся в больнице. Была большая свалка, никому не нужная. Мне пришлось туда выехать».

Глава республики еще раз подчеркнул: пока не будет найдено компромиссное решение, на гору никто не пойдет, за исключением туристов. Хабиров заявил членам правительства РБ, что происходящие события — «это стопроцентная наша с вами недоработка». «Это недоработка нашей администрации, надо внимательнее изучать мнение людей, смотреть, в чем они нуждаются, это безусловная недоработка блока промышленности, который должен смотреть структуру, перспективы работы предприятия, — перечислил он. — Все, что произошло, — наша нерасторопность, невнимательность, не до конца энергичная работа. Это недоработка всех глав муниципалитетов — надо с людьми вживую работать. Обращаю внимание главы Ишимбайского района. Если у него в деревнях вокруг шиханов такое ожесточенное отношение к власти, к вам — надо думать. Значит, не оказали до конца внимание. Дороги между деревнями ужасные, деревеньки такие». Хабиров указал также на то, что многие молодые участники протеста «без работы, по жилью надо посмотреть».

Глава республики еще раз подчеркнул — пока не будет найдено компромиссное решение, на гору никто не пойдет, за исключением туристов Глава республики еще раз подчеркнул: пока не будет найдено компромиссное решение, на гору никто не пойдет, за исключением туристов Фото: ru.wikipedia.org

В числе неудовлетворенных требований защитников горы остается освобождение их задержанных сторонников. Правозащитник «Агоры» Александр Альдаев, который находился на месте противостояния до минувшей субботы, подтвердил «БИЗНЕС Online» задержание более 80 человек. «Им всем вменяется статья 19.3 „Неповиновение законному распоряжению представителя власти“, она предполагает административный арест. Они вправе задержать их без протокола до 2 суток. Сейчас они имеют статус задержанных. Суды прошли только по 5–6 людям, если не ошибаюсь. Сейчас в отношении них либо должны быть составлены протоколы и их надо отпустить, либо по истечении 2 суток суд должен успеть вынести решение», — объясняет правозащитник. По его словам, суды вряд ли успеют справиться с таким количеством задержанных, но бо́льшую часть попытаются охватить, потому многие суды постараются провести сегодня. «Некоторые уже получили 5–6 суток, я думаю, по остальным будут приняты аналогичные решения», — полагает юрист. По его словам, задержанных развезли по близлежащим городам, так как ишимбайский отдел с 3–4 камерами не мог вместить такое количество арестованных.

Хабиров же подчеркивал, что пострадали и стражи порядка. «Столкновения привели к тому, что пострадали и люди, и сотрудники органов внутренних дел. Я попрошу министерство здравоохранения: посмотрите — там два сотрудника в больнице, и, если там участники находятся, [нужно] внимание оказать всем», — заметил Хабиров на совещании в правительстве.


В поисках нового компромисса

Летопись башкирских содовых протестов ведет телеграм-канал «КушТау on-line». По словам авторов телеграм-канала, первое мероприятие на горе было организовано еще в июне 2019 года. «На горе был созван йыйын (сходприм. ред.) башкирского народа, на котором приняли решение о том, что Куштау будет жить. Мы его не отдадим», — сообщает «КушТау on-line».

Местные жители поселков Урняк и Бельский создали инициативную группу «Сохраним шиханы», с этого и началась защита горной цепи. В декабре 2019 года в Уфе прошла конференция по проблеме Куштау, ее сменила серия флешмобов в защиту горы, а в острую фазу конфликт с разработчиками перерос после Курбан-байрама, 31 июля 2020-го. «Местные жители сообщили, что на горе началась вырубка лесов, — обозначают отправную точку протестов авторы телеграм-канала. — С этого момента, уже с 1.08, до 16.08 противостояние шло каждый день. В начале защищались несколько местных и штук 10 активистов».

Первый по-настоящему массовый флешмоб «Куштау, живи» прошел 9 августа: по оценке «КушТау on-line», в нем приняли участие до 5 тыс. человек из Башкортостана и соседних регионов. В тот же день произошла первая стычка защитников горы и сторонников ее разработки. Как сообщала тогда «Новая газета», три десятка сотрудников ЧОП «Вершина» и около сотни спортсменов напали на лагерь экозащитников.

С тех пор с каждым днем противостояние только нарастало, как и количество участников с обеих сторон. Экоактивисты заняли дорогу, которая вела к горе, и мешали тяжелой технике БКС проехать. Возле подножия шихана возобновились столкновения между защитниками горы, ОМОНом и частными охранниками. Активисты заблокировали дорогу, по которой техника предприятия должна была попасть к месту проведения геологоразведки: они строили баррикады и вставали живой цепью. А противники активистов разгромили палаточный лагерь, который был разбит у горы в начале августа: в нем постоянно проживали несколько десятков человек. По данным «КушТау on-line», против проживающих в палаточном лагере и их соратников применялся слезоточивый газ и дубинки.

В эти выходные содовый конфликт вышел на федеральный уровень. В защиту горы высказался юморист Максим Галкин. В своем «Инстаграме» российский артист опубликовал видео в поддержку защитников Куштау, на котором он назвал гору «лицом Башкортостана» и призвал руководство БСК отказаться от ее разработки. «Спасем шихан Куштау! — призвал Галкин. — Руководство БСК говорит о безальтернативности разработки горы. Я против агрессии и эскалации конфликта и за уважение сотрудников правопорядка, которые выполняют приказ. Но я не знаю, как бороться за экологию и сохранение историко-культурного ландшафта страны».


Спич
лидера ДДТ Юрия Шевчука, размещенный на официальном YouTube-канале группы, содержал выпады в адрес властей Башкортостана. «Друзья, давайте задумаемся о том, почему власти очень часто навязывают нам один и тот же выбор: или ты живешь и работаешь в говне и получаешь зарплату, или вали в тайгу, чувак, наслаждайся красотой, не имея денег на соль и спички, — заявил Шевчук. — А власти Башкортостана, акционеры БСК, Москва, например Роспотребнадзор, за десятки лет существования этой проблемы фактически ничего не сделали, чтобы ее решить. Почему нельзя иначе? Работать и жить в красивом месте… Ответ, на мой взгляд, прост. Не хотят акционеры БСК терять сверхприбыль, а остальное их не интересует». Видео завершается песней, которая группа записала в поддержку защитников Куштау.


В поддержку защитников горы выступил и репер Face, в лагерь вчера приезжал боец ММА Венер Галиев

Исторически в Башкортостане было всего четыре шихана: Торатау, Шахтау, Юрактау и Куштау. Образованные из морских отложений в пермский период, они содержат огромные запасы нужного промышленности известняка. Промышленная разработка шихана Шахтау началась в 1950-е годы, и сегодня от него уже ничего не осталось. Шиханы Юрактау и Торатау признаны памятниками природы, что защищает их от разработки, но БСК предпринимала попытки лишить шиханы статуса уникальных геологических объектов. В итоге в 2018-м тогдашним врио главы региона Хабировым был подписан указ о создании на территории Ишимбайского и Стерлитамакского районов геопарка, включающего оба шихана «в целях сохранения геологического, биологического и историко-культурного наследия региона, а также для развития туризма».

Примечательно, что изначальной целью содовиков был шихан Торатау и тогда компания также заявляла, что не видит альтернативы этой горе по составу сырья, ведь известь Куштау, не имеющего статуса памятника природы, содержит много примесей. Тем не менее после указа президента альтернатива нашлась. Это решение было преподнесено как компромиссное между властью республики и содовой компанией. Но, судя по словам Хабирова, настало время для поиска нового компромисса — на этот раз с жителями республики, которые подчеркивают культурную и экологическую ценность Куштау: на шихане высокая концентрация растений и животных, занесенные в Красную книгу Башкортостана и России, также он занимает отдельное место в фольклоре местных жителей.

АО «Башкирская содовая компания» производит каустическую и кальцинированную соду, пластмассы и синтетические смолы. По данным справочного сервиса «Контур.Фокус», 57,18% БСК принадлежит АО «Башкирская химия», 38,28% контролирует аппарат правительства РБ, еще 4,5% владеют миноритарии. «Башкирская химия» входит в перечень системообразующих организаций России. В составе АО также акционерное общество «Березниковский содовый завод», ЗАО «Сырьевая компания», ООО «Торговый дом „Башхим“». Директор «Башхима» — Сергей Иванушкин. В числе учредителей указаны Дмитрий Пяткин и Сергей Черников, но большей частью организации владеет кипрская компания «Модисанна Лимитед». Некоторые СМИ в числе бенефициаров «Башхима» называют предпринимателя Виктора Исламова, экс-заместителя премьер-министра правительства Башкортостана, бывшего полномочного представителя РБ при президенте РФ Альберта Харисова и Александра Фраймана. При этом выходцев из республики Исламова, Харисова и Черникова называют башкирской группой, а тандем Пяткина и Фраймана — московской.

На балансе «Башкирской химии», по данным на 2019 год, находилось 22,6 млрд рублей, чистая прибыль составила 7,1 миллиарда.

На фоне физического противостояния сторонников и противников разработок шиханов, развивается информационная война На фоне физического противостояния сторонников и противников разработок шиханов развивается информационная война Фото: Вадим Брайдов/ТАСС

«маневром с уголовным делом федеральный центр продемонстрировал башкирским бизнесменам, что шантажа не потерпит»

На фоне физического противостояния сторонников и противников разработок шиханов развивается информационная война. К примеру, в  телеграм-канале «КАК-ТО ВОТ ТАК» якобы представлены доказательства коммерческой подоплеки интереса защитников горы. «В сеть слили расценки на участие „активистов“ в процентах у Куштау. Минимальная стоимость — 1 тысяча рублей, за которую нужно написать как можно больше комментариев. 2 тысячи дают за присутствие в лагере, 5 тысяч — за ночевку и жалобы журналистам на беспредел. Так к участию планируют привлечь еще тысячу человек. Другого „протеста“ у нас для вас нет», — утверждают авторы телеграм-канала.

Еще дальше пошли авторы канала «Временное правительство», указав бенефициаров протеста. По их словам, центральным аппаратом МВД РФ возбуждено уголовное дело по ст. 282 УК РФ («Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства»). «По УД проходят сразу пятеро башкирских предпринимателей — Иосиф Рутман, Дамир Мугинов, Радик Султанов, Раиль Сарбаев и Азат Фазлыев, перечисляет „Временное правительство“. — По версии следствия, подозреваемые как раз и организовали те самые протесты на башкирской горе Куштау с привлечением националистов и ваххабитов, использовавших свою обычную риторику. А нужно это было бизнесменам не потому, что они действительно пытались спасти священную башкирскую гору от посягательств иноверцев, а по причинам вполне прозаическим. Они выкупили два месторождения известняка — Гумеровское и Худолазское. Тогда как руководством страны было принято отдать в разработку именно гору Куштау. Протесты же националистов могли вынудить владельцев разработчиков Куштау отказаться от ее освоения и купить у пятерки одно из принадлежащих им месторождений. Однако нехитрым маневром с уголовным делом федеральный центр продемонстрировал башкирским бизнесменам, что шантажа не потерпит».

Отметим, подробности о планах предпринимателей строить содовые заводы на территории месторождений уже описывал Bashinform.ru. В то же время, еще два года назад, заместитель генерального директора АО «БСК» Марина Бортова рассказывала «Российской газете», что для выработки соды «необходимо качественное сырье, которого ни на одном из месторождений, где были проведены изыскания, не нашлось». По словам Бортовой, образцы, взятые с Худолазовского и Гумеровского месторождений, на которые возлагались большие надежды, «не прошли» по химическому составу.

Корреспондент «БИЗНЕС Online» отправил в БСК запрос с просьбой представить свое видение происходящего, но ответа пока не поступило.

«Вот с мусоросжигательным заводом компромисс может быть в том, чтобы отодвинуть этот завод от Казани и от Осиново. А гору ведь не отодвинешь» «Вот с мусоросжигательным заводом компромисс может быть в том, чтобы удалить его от Казани и Осиново. А гору ведь не подвинешь» Фото: «БИЗНЕС Online»

«мы наблюдаем протест общества против бесцеремонных действий властей, которые срослись с бизнесом»

По просьбе «БИЗНЕС Online» эксперты высказались о том, чем чреват конфликт вокруг Куштау и по кому он может ударить.

Шамиль Валеев — руководитель аппарата Общественной палаты РБ:

— Делать прогнозы по поводу открытых и ведущихся переговоров — дело неблагодарное. Но я думаю, что это слово, «пока», прозвучавшее из уст Радия Хабирова, обозначает не время, а качество. Потому что сырьевая проблема у Башкирской содовой компании — не новость, там накопился многолетний ком, узел противоречий многих интересантов. И за время обсуждения этой проблемы в Башкортостане шиханы приобрели некую значимость в общественном мнении. Для жителей республики стали известными, превратились из локального в региональное явление. А с учетом вчерашнего дня все это вышло еще и на федеральный уровень. Поэтому и появилось слово не «когда», а «пока». Пока не будет выработано решение. А это может занять длительное время.

Каким будет компромисс? Думаю, что в любом случае он предполагает сохранение предприятия, поскольку оно является стратегически важным как для страны, так и для республики, местных бюджетов. И для жителей Стерлитамака в первую очередь, так как во многом он является градообразующим.

Я уверен, что, каким бы ни был исход этих переговоров, детальных обсуждений, после встречи на горе появится больше информации об активной социальной политике данного важного предприятия в отношении местных сообществ, окрестных населенных пунктов. Какими станут технологические решения — вопрос даже не общественного обсуждения и не эмоций, а четких просчетов специалистов и финансистов. Очевидно, что все проблемы, которые накопились за 11 лет, будут пересмотрены с привлечением широкой общественности.

А насчет истоков этого конфликта и его участников… В Башкортостане никогда не бывает все просто и однозначно. Это наслоение многолетних технологических, коммуникационных, политических и эмоциональных проблем. Я уверен, что абсолютное большинство защитников Куштау — это искренние люди многих национальностей, которые трепетно относятся к Башкортостану. В то же время нельзя исключить наличие и применение различных демотехник — новых технологий по сбору людей в одной месте, по тому, чтобы они какое-то время продержались вместе, не расходясь. Ранее было много информации о том, что это конфликт экономический, и нам в течение многих лет приходилось слышать о том, что есть силы, которые хотели бы данное предприятие через народный протест оставить без сырья и превратить в груду металлолома, чтобы скупить по дешевке. И, несмотря на то что 99 процентов участников этих событий являются искренними и добропорядочными патриотами Башкортостана, независимо от того, по какую бы сторону они ни находились от заборов и баррикад, попутчиков и интересантов из данного дела исключить никак невозможно.


Дмитрий Журавлев — генеральный директор Института региональных проблем:

— Перемирие, надеюсь, продлится долго. Радий Хабиров — человек очень умный и умеющий работать. Для меня было неожиданностью, что он допустил ситуацию до такого состояния, это не в его стиле. Я его помню по администрации президента — очень хороший, грамотный работник, который умеет ладить с людьми и выполнять задачи. Но вот чем это может закончиться, [не могу сказать], потому что у обеих сторон непримиримая позиция. Одним надо до конца сделать, другим нужно никаким образом не допустить. Не очень вижу здесь решения, которое могло бы обе стороны удовлетворить. Я понимаю это так — все бросить и никакой разработкой не заниматься. Но боюсь, что та сторона, которая занимается разработкой [шихана], все равно с этим не смирится. Да, мы таким образом спасем, наверное, экологию и успокоим активистов. Но вот насчет рабочих мест в республике как тогда будет?

У Куштау много общего с другими экопротестами и выступлениями против мусора. Помните, в Подмосковье тоже были «мусорные» протесты? Они очень легко переформатируются в политические. Но все-таки есть значительная часть участников, которым политический протест не нужен. Им действительно надо, чтобы никто гору не трогал, и больше ничего. Поэтому в какой-то момент возможен раскол между двумя группами. Между теми, для кого экологический протест — это форма политического, и теми, кому нужно, чтобы никто гору не трогал. Поэтому подобным данный протест и отличается от Хабаровска. Не факт, что этот раскол произойдет, но он возможен. В Хабаровске позиция в каком-то смысле цельная: верните нам нашего губернатора, мы его выбрали, а вы его посадили. А здесь — нет, тут она более сложная. Поэтому, если [в Куштау] будет, как в Подмосковье, если экологические вопросы не решат или хотя бы не продемонстрируют некий реальный план их решения, то люди, для которых все это всего лишь форма политического протеста, могут остаться одни. А в Хабаровске они одни не останутся. Там все равно есть эта протестная масса, которая выступает именно против ареста Фургала, а не против чего-то еще «и в том числе против ареста Фургала».

А насчет того, война ли это за святыни башкирского народа или коммерческий конфликт… Почему вы думаете, что или то, или другое? Мне приходилось (не в Башкортостане, а в одном из соседних регионов) сталкиваться с похожим, правда, значительно меньшим по масштабам, событием. Где было и то, и другое. Имелся конкретный экологический конфликт, но, когда лидеров борющихся сторон созвали за стол, наливая им чай и предлагая «хазратам» договариваться, оказалось, что «хазраты» вообще-то —  собственники. Так тоже бывает. И то, и другое. Но подобное же ни в коей мере не снимает вопросы экологические. Это то же самое, что я говорю про Хабаровск. Есть люди, у которых имеются какие-то интересы — политические, хозяйственные, но обязательно. Но существуют граждане, которые борются за святыню народа, просто за сохранение экологического баланса в виде этой горы. Может быть, и не все там борцы за этнографию, есть и за экологию.

А как все это отразится на самом Хабирове? Думаю, что пока никак. Одного такого события для смены руководителя столь сложной республики, как Башкортостан, недостаточно. Шило на мыло никто менять не будет. Снять человека, чтобы потом привести нового, а потом, как в Хабаровске, долго и героически его туда втыкать… После Хабаровска, я думаю, будут 10 раз отмерять и только один раз отрезать.


Павел Салин — директор центра политологических исследований финансового университета:

— Я бы не сказал, что противостояние вокруг шиханов закончилось. Оно скорее перешло в другую фазу. Потому что не в манере российской власти идти на уступки протестующим. Она их может имитировать, пытаться выиграть время, но идти на уступки, особенно сейчас, представителям власти запрещено. Именно поэтому такая ситуация в Хабаровске, где власть ждет, когда протесты начнут рассасываться, и потом станет говорить с позиции силы. Поэтому здесь говорить о том, что выступающие чего-то добились, протест закончился, нельзя. Он перешел в новую фазу, когда власть имитирует переговоры для того, чтобы стимулировать процесс рассасывания протеста. Поэтому и даются обещания, что никто больше не войдет в этот заповедник, и все прочее.

Вопрос: как и что власть намерена делать дальше? Самое разумное для протестующих, их лидеров — потребовать для Хабирова каких-то документальных решений. Он чиновник, а для чиновника документ, бумага — это святое. Поэтому для протестующих, и для ситуации в целом, и для заповедника оптимально, чтобы господин Хабиров подписал и продемонстрировал все необходимые бумаги. О том, что разработка действительно прекращена. Потому что если подписать [эти бумаги], то отменить данное решение будет сложнее.

А как инцидент с Куштау отразится на самом Радии Хабирове, это большой вопрос. Потому что господин Хабиров поступил не так, как должны вести себя сторонники силовой линии. Силовики запрещали своим сторонникам идти навстречу протесту, они считали ненужным демонстрировать слабость. Премьер-министру Мишустину, который сейчас завершает дальневосточное турне, запретили приезжать в Хабаровск, чтобы его приезд не сочли признаком слабости. Он демонстративно игнорирует Хабаровск, хотя задача его — как раз замирение Дальнего Востока, дальневосточных элит. Но, с точки зрения силовиков, надо вести себя именно так, а с другой стороны, господин Хабиров все-таки ориентирован вовсе не на них, а на администрацию президента РФ, которая исповедует немножко другую стилистику. И, судя по всему, у него достаточно широкая автономия по действиям. Поэтому, как все это скажется на его позициях, сказать пока нельзя. Скорее всего, никак. Это очень может быть обходным маневром, и посмотрим, что дальше будет с протестом и что потом станут делать башкирские власти.


Сергей Сергеев — профессор кафедры политологии КФУ, доктор политических наук:

— Что касается того, как долго продлится этот компромисс, то я думаю, что, скорее всего, до выборов. Если ни у кого не сдадут нервы и если стороны более или менее будут придерживаться принципов честной игры, то перемирие продлится до 13 сентября включительно. Потому что нужно снять напряжение до выборов. То есть все это протянется до единого дня голосования. Нужно было снять напряжение до него, а что будет потом… У меня ощущение не очень, конечно, хорошее, потому что я не совсем представляю, каким здесь может быть компромисс. Вот с мусоросжигательным заводом компромисс может появиться в том, чтобы удалить его от Казани и Осиново. А гору ведь не подвинешь. И выбор здесь такой — либо гора разрабатывается, либо нет.

В принципе, конечно, компромисс достижим, если Башкирской содовой компании предложат разработку другого месторождения. Пусть немножко поменьше размером, но тем не менее подходящего. Если содовая компания этим удовлетворится, то компромисс возможен.

Я думаю, что мы наблюдаем протест общества против бесцеремонных действий властей, которые объединены или срослись с бизнесом. В одних случаях этот протест выражается, как в Хабаровске, в других — как в Минске. Повод в каждом случае разный, но так или иначе везде люди говорят: «Мы хотим, чтобы с нами считались!»

А как все это отразится на Радии Хабирове… Все будет зависеть от дальнейшего развития данного конфликта. Если власти и компания все-таки пойдут по линии уступок обществу, то этот инцидент, скорее всего, забудется и Хабирову его никто в минус не поставит.


Аббас Галлямов — политолог:

— Сейчас главный вопрос в том, удастся ли сторонам наладить нормальный диалог. Хабиров назначил главным переговорщиком вице-премьера Бадранова, а местные националисты уже объявили его фигуру неприемлемой. У них с вице-премьером давние счеты. Эта ситуация является своеобразным тестом. Если протестующие все-таки сядут за стол переговоров с Бадрановым, станет понятно, что в их среде доминируют не радикальные националисты, а умеренные. В этом случае диалог может завершиться успехом и компромисс будет найден. Если же протестующие кандидатуру Бадранова отвергнут и в переговоры с ним не вступят, станет очевидным, что в протестном движении тон задают именно националисты. В этом случае переговоры вряд ли приведут к успеху. Националисты слишком неконструктивны.

P.S. После обеда телеграм-канал «КушТау on-line» опубликовал видео, на котором защитники горы заявили о срыве переговоров с Хабировым. «Уважаемые башкортостанцы, сегодня была запланирована встреча с главой республики Радием Хабировым. Но он не захотел встретиться с некоторыми активистами, защитниками Куштау. Парламентер Азат Бадран, вице-премьер, эту встречу сорвал. Она не состоялась. Мы выходим на флешмоб. Защита Куштау продолжается», — заявил на камеру один из активистов.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (262) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
17.08.2020 14:16

Молодцы башкиры, не сдают свою природу под разбор.
Жаль далеко нахожусь, с радостью бы присоединился!
Студент оптимист

  • Анонимно
    17.08.2020 14:16

    Молодцы башкиры, не сдают свою природу под разбор.
    Жаль далеко нахожусь, с радостью бы присоединился!
    Студент оптимист

    • Анонимно
      17.08.2020 14:23

      Хабиров неплохо начинал. Но в итоге, горсть Серебренников сделали своё дело. Жаль.

      • Анонимно
        17.08.2020 15:30

        Был популистом, остался популистом. Вот и весь Хабиров.

        • Анонимно
          17.08.2020 16:03

          Его и поставили что бы Куштау сравнять с землёй
          Ставленник олигархов
          Хамитов не соглашался

      • Анонимно
        17.08.2020 18:23

        Поймите и запомните, такие как Хабиров, Минниханов, и остальные губернаторы и "президенты", за редким исключением, выполняют то, что им прикажут. Так работает вертикаль власти в России. Именно активность людей вынуждает их действовать и говорить так как будто они сегодня проснулись другими . Не верьте им это только кажется, что у них проснулась совесть.

      • Анонимно
        18.08.2020 07:49

        А Вы о людях-работниках,думаете? Об их семьях?

        • Анонимно
          18.08.2020 17:35

          А вы, думая только о промысловых рыбаках, не думаете о том, что скоро понятия "море" и "рыба" станут не совместимы?

          • Анонимно
            21.08.2020 23:33

            А совместимы чистая вода родников, рек,озер Татарстана с грязной нефтью,которую в пластах заменяет пресная вода?Миллиарды тонн!!!Удивляться нечему,почему высыхают и зарастают источники.

    • Анонимно
      17.08.2020 14:32

      Нам в Татарстане тоже надо спасать уничтожение реликтового Архиерейского озера от нового варианта трассы Москва-Казань. Спасем памятник природы!

      • Анонимно
        17.08.2020 15:12

        Считаю, что если вопрос стоит по трудоустройству жителей города, то надо разрабатывать шихан. Это тоже самое, что и закрыть НКНХ в Нижнекамске, по причине, что он воздух портит. Или давайте спросим работников Коса, готовы ли они остаться без работы, если мы вдруг решим закрыть этот завод по причине экологии?

        • Анонимно
          17.08.2020 15:25

          Вариант модернизации производства не рассматриваете?

          • Анонимно
            17.08.2020 17:19

            Это вопрос не модернизации производства, а обеспечения сырьём! Этот завод и построили там, потому что рядом источник сырья.

            • Анонимно
              17.08.2020 17:27

              Не пишите глупостей, если не знаете. Это сырье - источник СО2 для дальнейшего получения соды. А СО2 можно получать, хотя бы из тех источников, которые как раз и ведут к повышению парникового эффекта. Но это довольно затратный путь, хотя многие компании за бугром так и делают. А тут никто не хочет делиться сверхприбылью в Содовой компании. Ведь тогда не на что будет покупать виллы в Швейцарии и содержать там своих домочадцев.

              Sheldon

            • Анонимно
              17.08.2020 22:02

              Чушь не мелите, есть современные технологии получения соды, без уничтожения шиханов. А когда исчезнут "источники сырья" что скажите: вот теперь давайте подумаем? Так давайте думать сейчас.

            • Анонимно
              17.08.2020 22:27

              СО2 можно получать из чего угодно. Например даже Казаньоргсинтез его производит сам для своих нужд. Говорить что для производства соды нужны горы может только профан не разбирающийся в промышленности и химии.

              • Анонимно
                18.08.2020 08:10

                Вы великий химик? Если бы можно было проще и дешевле, делали бы. Любой продукт органической химии тоже можно производить из опилок, а не из нефти. Но стоимость будет запредельной. Пока нефть не будет стоить 200 долларов, никто этим заниматься не будет.

        • РС
          17.08.2020 16:00

          глас вопиющего в пустыне..
          Плюс вам за смелость.

        • Анонимно
          17.08.2020 17:19

          Однозначно! Хомячки здесь попискивают, а что делать работникам предприятия, практически в моногороде? Первой горы хватило лет на 70, и этой так же должно хватить!

          • Анонимно
            18.08.2020 17:40

            17.19. Хомячок вы наш, сырьевой эксперт, а про экологию потом когда-нибудь?

        • Анонимно
          18.08.2020 13:04

          Шиханы придают башкирскому пейзажу необыкновенный вид. Помню в детстве, проезжая на поезде, ждал когда появятся шиханы. Это одно из самых запоминающихся о Башкирии. Это не только экология, это и красота и, действительно, как многие говорят, какая-то сакральность с глубокой тайной.
          Рим Дашкин

      • Анонимно
        17.08.2020 15:17

        Тарлаши!!! Мы с вами!!! Держитесь

        • Анонимно
          17.08.2020 16:20

          Тарлашинцы бессовестные люди! Потому что борются не не против трассы, а за трассу, но через соседние поселки подальше от своих домов. Чем соседние поселки хуже их. Если уж и бороться, то за отмену дороги или за вариант, который идет по полям. Но нет, они настаивают на первом варианте. Это не честно!! Застроили озеро, сливают в него свою канализацию, а сейчас задумались об экологии. Лицемеры!

          • Анонимно
            17.08.2020 16:30

            Вот именно, загадили всю округу, теперь им дорога мешает. Чья бы корова мычала

        • Анонимно
          17.08.2020 17:52

          Они хотят уничтожить Голубой залив, Бережок, ИКАР, Никольское, СНТ Аэропорт, СНТ Заря, СНТ Весна, СНТ Полянка, Кзыл-Байрак, Шелангу, лишь бы не подешевели их коттеджи. А септики и выгребные ямы из этих коттеджей на самом деле загаживают Архиерейское озеро.

          • Анонимно
            17.08.2020 18:45

            это дачи, а не жилые дома , вы там 3-4 месяца в году , в полу разрушенных старых "домиках "и земля в аренде, вас все ровно снесут не сегодня так через 2 года

        • Анонимно
          17.08.2020 20:16

          Кто с кем,мы с работниками Соды!

      • Анонимно
        17.08.2020 17:46

        А так же Голубой залив, Бережок, ИКАР, Никольское, СНТ Аэропорт, СНТ Заря, СНТ Весна, СНТ Полянка, Кзыл-Байрак и Шелангу от возврата к старому варианта.

      • Анонимно
        17.08.2020 18:13

        Озеро уничтожает канализация из Тарлашей, а трасса к озеру даже не подходит.

      • Анонимно
        17.08.2020 19:34

        Чую, что первый, что второй вариант новой трассы приведут к Татарстанскому Шиесу...

      • Анонимно
        17.08.2020 21:27

        Хватит уже!! Трасса от Архиерейского озера проходит на расстоянии 1.2 км., а вот на берегу озера коттеджи и дома капитальные понастроили, сливают нечистоты в озеро, теперь опасаются, что из-за трассы их участки подешевеют.

    • Анонимно
      17.08.2020 14:48

      Он сказал людям, у вас свои, у меня свои. Но ваших не выпущу. Он что себя народу противопоставил, узаконил рознь? А что, так можно? Чинушам торговать общенародной собственностью можно, их не сдадут? А народу иметь отличающееся от них мнение и защищать свою землю нельзя? Их будут привлекать? Это нормально? А колючую проволоку для гулагов еще не подвезли?
      А сельхозземли разбазаривать нормально? Тысячелетиями люди отвоевывали их у природы. Распродать, чтобы наступил голод? Нет. Чтобы пополнить бюджет!

      • Анонимно
        17.08.2020 15:31

        Да, эмоции сделали своё. Он проговорился и выдал всё.

    • Анонимно
      17.08.2020 15:13

      Почему СМИ молчат про Татарстан. Напишите статью про вчерашнюю акцию. Люди собрались , чтобы обратили внимание на уничтожение лесов и озёр ради трассы М12

      • Анонимно
        17.08.2020 15:32

        Так если поменять, то другие соберутся. И из за вас останемся без моста через Волгу. Нет, уж, сами там с ума сходите. Никакого уничтожения леса и озёр не будет.

        • Анонимно
          17.08.2020 16:34

          Будет на совещание говорили , уничтожить не примом смысле , а временем и реагентами

          • Анонимно
            17.08.2020 16:42

            Там от ваших стоков уже все умерло! Когда застраивали берег озера об этом не думали?

            • Анонимно
              17.08.2020 18:47

              вас все ровно уберут, вы там на птичьих провах же , а Тарлаши это чистейшие места с пяматником природы

              • Анонимно
                17.08.2020 18:58

                По генеральному плану развития Казани, мост должен был быть по оси Гребени - Светлая поляна. Там же он и по исправленной трассировке. Погуглите, в том числе на БО статьи были.

                Так что не надо было покупать участки с таким обременением.

                Да и насчёт "птичьих прав", не желай зла другому, бумерангом вернётся.

                А вот насчёт "чистейшего" к сожалению, нет же нет, Тарлаши застроили всю северную часть Архиерейского озера, с выгребными ямами, септиками, и всеми вытекающими, извините, последствиями.

                • Анонимно
                  17.08.2020 20:15

                  никто ничего ври не желает , это горькая правда , это не ваше , будете здоровы

      • Анонимно
        17.08.2020 16:14

        Потому что вы боретесь не против трассы, а за трассу, но через соседние поселки подальше от вас. Это гнусно и не честно!! Значит строить дома прям на берегу озера, сливать в него свою канализацию и ограничивать доступ другим людям это нормально, а трасса, которая будет за деревней, вдали от озера, это ненормально. И зачем вас поддерживать?

        • Анонимно
          17.08.2020 16:28

          Не передёргивайте. Есть третий вариант вдали от всех посёлков и по полям

        • Анонимно
          17.08.2020 16:32

          Надо именно там строить трассу. Жители там природу давно уже загубили и застроили. Пусть хотя бы дорога там будет, чем ближе к Казани, тем лучше.

        • Анонимно
          17.08.2020 18:17

          А вы что на обочине федеральной трассы хотите жить? И дышать этим « воздухом»??? А шум от трассы????
          Я лично хочу продолжать жить в тишине и на свежем воздухе!! А если и-13 пойдёт по посёлкам- все, : ни тишины, ни воздуха

      • Анонимно
        17.08.2020 16:33

        Потому что задолбали бороться с тем, чего нет. Уймитесь уже

    • Анонимно
      17.08.2020 17:17

      Они молодцы)
      Мы, в сожалению, не смогли противостоять строительству МСЗ.

      • Анонимно
        17.08.2020 18:39

        Мы к счастью перестали мешать строительству МСЗ. Наконец-то поняли, что те, кто против просто пиарились, а МСЗ нужен Казани.

      • Анонимно
        17.08.2020 22:18

        Вы работу предоставите десяти тысячам жителей Стерлитамака? Вы обеспечите граждан России содой по той же цене? Вы обеспечите производства,использующие соду в техпроцесса?

    • Анонимно
      17.08.2020 17:17

      А что делать ТЫСЯЧАМ работников Соды? Их семьям? А Вы что скажете, когда соду в магазине не найдёте, и стоить потом она будет в пять раз дороже? И привезена из Китая?

      • Анонимно
        17.08.2020 18:18

        И поэтому надо достояние республики уничтожать? Наверняка есть компромисс

      • Анонимно
        17.08.2020 18:29

        И как много соды вы используете ?

        • Анонимно
          17.08.2020 19:24

          Что о десяти тысячах работников и сорока тысячах членов семей скажете?

        • Анонимно
          17.08.2020 22:19

          В быту,может,и немного,но в производствах много.

      • Анонимно
        17.08.2020 19:32

        Соде жить,соде быть!

      • Анонимно
        17.08.2020 20:18

        Вот что пишет башкир Элвин Грей, проживающий в Башкирии: "
        Теперь вернемся в Башкортостан.
        Все контракты на разработку Куштау были подписаны два года назад. В то время никого это особо не волновало. Но как только началась чистка старых элит тут же начала противоположная сторона ослаблять позиции провластных чиновников новой волны. В результате этих войн нашему народу от этого легче не станет. В связи с пандемией страна в развалинах и по всем регионам огромные финансовые дыры. Каждый глава региона понимает, что от центра поддержки ждать не приходится. Здесь нужно выкручиваться как то самим. Разработка Куштау - это миллиарды долларов в бюджет Республики. Десятки тысяч рабочих мест. Вопрос отдать Куштау или не отдать, к сожалению, не стоит уже давно. Сейчас да, пытаются на этой теме хайпить звезды шоубизнеса не зная все изнутри. Им как я понимаю, чем у нас хуже, тем им лучше. И поговорить о высоких материях, напомнить, что они всегда с народом."

    • Анонимно
      17.08.2020 22:29

      Башкиры и Башкирские Татары молодцы! Не то что мы. Когда Омон грузил наших бабушек, защитниц Осиново от МСЗ, мужики и парни остались в стороне и не вступились.

  • Анонимно
    17.08.2020 14:16

    посмотрите на флаги внимательнее

    • Анонимно
      17.08.2020 14:22

      14.16 сказав А, говорите уж Б: что с ними такое?

    • Анонимно
      17.08.2020 14:24

      хорошие флаги Башкортостана

      родные флаги


      а вы хотели увидеть флаги Хабирова из Австрии?

      или флаги содовой фабрики из Франции?

    • Анонимно
      17.08.2020 14:34

      Башкирский флаг, что не так?

    • Анонимно
      17.08.2020 14:40

      Тебе не нравится флаг РБ? У тебя с ним проблемы?

      • Анонимно
        17.08.2020 16:23

        РБ - часть России, надо ее переименовать и вернут флаг губернии

        • Анонимно
          17.08.2020 16:48

          это Российская Федерация создана из регионов

          а не Башкортостан часть России

        • Анонимно
          17.08.2020 17:06

          Учи Матчасть, сынок- еще иван грозный при включении Башкирских земель в Россию, сделал их Вотчинниками, чтобы они Сами распоряжались своей землей!!! А что делают твои правители и их ставленник??? Покушаются на их земли, где даже грозный иван не смел их к себе прибрать!!!

        • Анонимно
          17.08.2020 17:23

          сьезди в Башкортостан и скажи им это в лицо, а не с дивана

          • Анонимно
            17.08.2020 18:23

            Сказать что РБ – часть России? Это неоспоримый факт

        • Анонимно
          17.08.2020 18:20

          16.23 у себя в огороде создавай хоть губернию, хоть волость, хоть уезд, себя назначь губернатором и губернообразователем!

          • Анонимно
            17.08.2020 20:47

            Кстати, татарское национальное движение в Башкортостане поддерживает "губернизацию" Башкортостана. Они считают, что у татар в Башкортостане, в случае образования губернии будут лучше условия жизни.

            • Анонимно
              17.08.2020 23:16

              Провокационный фейк не гони.

              • Анонимно
                18.08.2020 07:55

                Я много раз слышал, как татары в Башкортостане говорят, что "если уж татарский язык - не третий государственный язык, то пусть лучше будет Уфимская губерния".

                Типа, в случае "Уфимской губернии" - татар не будут принуждать становиться "башкирами". Типа, "у татар в "губернии" будет больше прав, чем в Башкортостане".

                Это в РТ татарский националисты - являются антагонистами "шовинистов". В Башкортостане - ситуация другая. Там "башкирский ТОЦ" по всем вопросам солидаризируется с русскими, в частности по вопросу о нежелании изучать государственный башкирский язык.

                • Анонимно
                  18.08.2020 17:50

                  07.55 Вы не более чем провокатор. Диванный манипулятор.

        • Анонимно
          17.08.2020 20:29

          16.23 ваш бардак уже мало кому интересен

  • Моисей
    17.08.2020 14:17

    Куштау хороший маркер для Хабирова
    Покажет , с народом он или с Вексельбергом

    • Анонимно
      17.08.2020 14:22

      и не только для Хабирова

      не забывай про вертикаль власти

    • Анонимно
      17.08.2020 17:21

      Если он с народом, должен разрешить разрабатывать гору. Почему все статьи сводятся к противостоянию экоактивисты-силовики? Там народ, работники организуют флешмобы ЗА разработку горы! За возможность работать и кормить свои семьи.

  • Анонимно
    17.08.2020 14:18

    Шо там с МСЗ?

  • Анонимно
    17.08.2020 14:23

    «Я даю слово, никто на эту гору не взойдет»
    Конечно не зайдет если ее не будет.

  • Анонимно
    17.08.2020 14:37

    "Примечательно, что изначальной целью содовиков был шихан Торатау, и тогда компания также заявляла, что не видит альтернативы этой горе по составу сырья, ведь известь Кушату, не имеющего статуса памятника природы, содержит много примесей. Тем не менее, после указа президента альтернатива нашлась. Это решение было преподнесено как компромиссное между властью республики и содовой компанией."

    Изначальная цель Торатау (как и Юрактау) - это были ложные цели, чтобы успокоить и обмануть экоактивистов, и выйти на настоящую цель - на Куштау.
    Состав известняка в шиханах практически одинаковый, но Торатау меньше и далеко, а Куштау больше и близко.

  • Анонимно
    17.08.2020 14:40

    С мсз всё прекрасно. Строят и Слава Богу.

    • Анонимно
      17.08.2020 14:56

      Молитву пока разучивай противоонкологическую.

      • Анонимно
        17.08.2020 15:35

        Причём тут онкология? МСЗ на это не влияет. Ваша любимая ртуть не является канцерогеном, вообще не является.

    • Анонимно
      17.08.2020 16:16

      Поведай мне, человек, какова вероятность, что люди провалившие проект строительства цеха переработки илового осадка, смогут качественно реализовать проект МСЗ? Учитывая что сложность этих объектов даже некорректно сравнивать! (МСЗ сложнее)

      • Анонимно
        17.08.2020 16:24

        С чего вы взяли что что то провалено?

        • Анонимно
          17.08.2020 16:31

          Читайте прессу. ОНФ уже заяву в прокуратуру, СК и УФАС накатал. Сдать объект должны были давным давно. Вы считаете, что это успех, а не провал?

          • Анонимно
            17.08.2020 16:36

            ФСБ и СК должны заниматься этим проектом. Там все очень интересно, очень "по-татарстански"))

            • Анонимно
              17.08.2020 16:44

              ФСБ построит?
              Здорово
              Когда?

              • Анонимно
                17.08.2020 16:49

                Чтобы достроить, надо сначала посадить криворуких освоителей. Да, с этим лучше к ФСБ.

        • Анонимно
          17.08.2020 16:37

          С того, что реализуют проект дилетанты в связке с проходимцами. Итог вполне очевиден.

      • Анонимно
        17.08.2020 16:33

        Это одни и те же люди? МСЗ вообще японский проект используют, это не новодел какой то.

        • Анонимно
          17.08.2020 16:47

          Да, условно назовем их "контролеры", кураторы в этих проектах со стороны республики - одни и те же люди!)
          И да, в обоих случаях со стороны республиканских менеджеров раздавались бесконечные заверения в инновационности, современности, высоком уровне подрядчиков и т.д.

  • Анонимно
    17.08.2020 14:44

    Не доводите ситуацию в Орле до такой же , взять и поделить посёлок на 2 части , где живет более 1000 людей , возьмите южнее . Я не хочу жить у дороги

    • Анонимно
      17.08.2020 15:16

      Судя по тому, как местные власти умалчивают эту серьезную ситуацию, она действительно скорее всего выйдет на федеральный уровень. Десятки тысяч недовольных людей, где вопрос касается их жилища, их здоровья и детей, это вам не шутки. Не замечать проблему пытаться пролоббировать свой вариант античеловечной трассировки трассы М-12 не получится. Люди начали выходить на улицы, ищите компромиссные варианты, вам этого не простят.

      • Анонимно
        17.08.2020 15:36

        Там будут переходы. Не волнуйтесь. Дороге этой быть. В этом пол мира заинтересованы.

        • Анонимно
          17.08.2020 16:20

          ей быть , но немножко в другом месте , не в доль домов , это колхоз же

          • Анонимно
            17.08.2020 16:34

            Там везде дома и участки. Переезжайте в деревню, они пустые стоят.

          • Анонимно
            17.08.2020 16:39

            Конечно быть! И решение уже жителям озвучено. "Это колхоз же"?

      • Анонимно
        17.08.2020 16:37

        Хватит угрожать, бессовестные! Никто вас не поддержит! Не придумывайте проблемы там где их нет!!!

    • Анонимно
      17.08.2020 16:17

      А другие по-вашему хотят? Чем Никольское хуже орла? Нам тоже трасса не нужна! Мы тоже выйдем на защиту своего села!

      • Анонимно
        17.08.2020 16:42

        Никто и не требует прохождения трассы через ваше Никольское! Нашей целью было привлечь внимание властей для переноса трассы в обход ВСЕХ населенных пунктов!!!! Должны быть законом установленные нормативы удаленности такой загруженной трассы от жилых домов с земельными участками ( овощами и фруктами с которых люди кормятся весь год). Грибы, значит, собирать нельзя вокруг трассы....а людям жить можно...и детей своих кормить ягодками с огорода!!! 150 метров до жилых домов - это нормально?

        • Анонимно
          17.08.2020 16:52

          Как же не требуете? Вы собираете подписи за первый вариант трассировки, петиция размещена в интернете! Это не что иное, как подлость! Вам всем дела нет до экологии, лесов и т.д., вы просто думаете о себе, наплевав на других!

          • Анонимно
            17.08.2020 17:09

            В петиции о голубом заливе против 1 варианта как раз таки и написано «спекуляция Архиерейским озером «! С вашей стороны подлость! Мы ищем варианты в обход населенных пунктов ! Чтоб вы знали архиерейское озеро является памятником природы регионального значения , является источником стратегического запаса пресной воды города Казани. Люди пьют эту воду! Что станет с озером от таяния грязного снега с реагентами ? Грунтовые воды все это донесут до озера , постепенно все живое начнёт погибать в нем ! Не плюй в колодец из которого возможно придётся пить нашим внукам или праправнукам и

            • Анонимно
              17.08.2020 17:17

              То есть, застраивать берег, отрезая озеро от жителей республики, сливать в него канализацию можно?? А трассу, которая пройдет не рядом с озером, а рядом с деревней нельзя??

            • Анонимно
              17.08.2020 18:02

              Трасса Архиерейское озеро не трогает. Между трассой и озером застроили всё капитальными домами, а все нечистоты в озеро попадают. Кто разрешил???

          • Анонимно
            17.08.2020 17:36

            Мы не виноваты, что РФ предложил 1 вариант проекта. Если рассматривать с независимой точки зрения оба варианта, то первый, несомненно более щадящий для большинства людей и природы нашего района. Это видно невооружённым глазом. К тому же он существенно дешевле! В идеале, конечно всем нам хотелось бы утвердить третий вариант, самый оптимальный с сильным удалением от всех поселков, без уничтожения лесов и озёр

            • Анонимно
              17.08.2020 18:02

              Враньё. Щадящий, это засыпать Голубой залив?

              • Анонимно
                17.08.2020 18:53

                так вас и так засыпят , земля то не ваша , как ваминовский дом , придет хозяин и скажет забирайте свои будки, здесь будет спорт база и все ) А это инвестиции итд ( вас там не будет 100%

        • Анонимно
          17.08.2020 18:00

          А засыпать Голубой залив - нормально???

    • Анонимно
      17.08.2020 16:35

      Нельзя поделить разные два поселка!!!!! Между вами зверосовхоз и 600метров расстояния!!! Вы о чем вообще???

    • Анонимно
      17.08.2020 17:28

      Через Орел нельзя трассу, там будет вырубка леса более 100га. Есть много пустых полей, там нужно строить.

    • Анонимно
      17.08.2020 17:59

      Вы не хотите, что бы ваши участки подешевели. И для этого требуете засыпать Голубой залив.

      • Анонимно
        17.08.2020 18:42

        Всё дело в деньгах. Вы купили за дорого, а теперь сеете панику, и это вам во вред, цены снижаются.

      • Анонимно
        17.08.2020 18:55

        мы не хотим Жить , а не проводить 3,4 месяца ито по выходным ВДОЛЬ ТРАССЫ

        • Анонимно
          17.08.2020 18:59

          Купите квартиру в городе и живите, как остальной миллион казанцев, а не загаживайте лес круглогодично.

  • Почему в РФ у каждого главы региона есть телохранитель??
    Учтывая какая любовь у народа к власти (ВЦИОМ И ВЫБОРЫ )они должны быть в безопасности

  • Анонимно
    17.08.2020 14:44

    Народ устал от этой команды. Вот и всё. И Фургал и гора это только повод. Смотрим на Беларусь, видим себя.

    • Анонимно
      17.08.2020 16:01

      А у народа есть альтернатива? Кого народ хочет видеть в качестве президента? Есть оппозиционная партия? Опять русско-белорусский бунт, бессмыссленный и беспомащадный... "Партии нам не нужны, мы за честные выборы". Яблоко надо было поддержать еще в 2011 году, а не с белыми шариками гулять, говоря что вы за честные выборы. Все за честные выборы, даже уверен что Лукашенко тоже )))

  • Анонимно
    17.08.2020 14:45

    А сначала пропагандисты врали что это все затеяли экстремисты и ваххабиты, а это организовал народ на самом деле

  • Анонимно
    17.08.2020 14:53

    На время приостановил содовый конфликт не столько затяжной дождь, сколько прибывший в эпицентр противостояния президент РБ Радий Хабиров
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://kam.business-gazeta.ru/article/478040

    Вот тебе на! Уже президент!

  • Анонимно
    17.08.2020 14:55

    Ой, БО, наконец-то заметил слона перед носом. Целую неделю не замечали

  • Анонимно
    17.08.2020 14:56

    А наших защитничков от мзс сломали

    • Анонимно
      17.08.2020 16:04

      Никто их не ломал. Пропиарились и ушли за другим пиаром. Бабушки только остались ни с чем.

  • Анонимно
    17.08.2020 14:56

    Судя из этого огромного текста, Хабиров такой молодец, все разрулил, у него такие хорошие соратники.

    • Анонимно
      17.08.2020 17:23

      Надеюсь, всё разрешится благополучно, и гору разрешат разрабатывать.

  • Анонимно
    17.08.2020 14:58

    жалко, что уважаемое издание ведется на откровенные фейки. а в качестве экспертов привело друзей хабирова. валеев фактически ему подчиняется. галлямов - давний друг радия и пиарщик соды. остальные вообще что-то непонятное нагородили. смешно.

  • Анонимно
    17.08.2020 14:58

    Авторы явно плохо представляют, что происходит в Башкирии. Наверное, даже в Уфе и Стерлитамаке ни разу не были.

  • Анонимно
    17.08.2020 15:02

    Ситуация в Лаишевском районе с М12 аналогичная уничтожаются леса, озёра в угоду толстосумам дорогу пустили по деревням и в максимальной близости. Это преступление против природы и людей.

    • Анонимно
      17.08.2020 15:38

      Ничего страшного. В одном месте лес вырубят, в другом посадят. Это нормально, так и должно быть. Лес не должен стоять вечно в одном месте.

      • Анонимно
        17.08.2020 16:12

        это очень страшно, если ты не бот

        • Анонимно
          17.08.2020 16:36

          Что такого, что вырубают лес? Что в этом страшного? Лес необходимо вырубать, это нормально. Для этого и существует лес. Это возобновляемый ресурс. Вместо вырубленого нужно подсадить в другом месте. Например вокруг МСЗ.

      • Анонимно
        17.08.2020 16:15

        пока вырастет 30 лет пройдет

        • Анонимно
          17.08.2020 18:43

          Пусть проходит. Это нормально. Леса в России полно.

          • Анонимно
            17.08.2020 20:55

            Раньше было.... сейчас за детские сады и посадки принялись...

    • Анонимно
      17.08.2020 18:05

      Озёра уничтожаются по старому варианту , а по новому ни одно озеро не страдает. Только Архиерейское от канализационных сливов коттеджного посёлка. Кто его разрешил там строить????

  • Анонимно
    17.08.2020 15:12

    В Татарстане по новой версии трассировки дороги М-12, трасса пройдет по самому зеленому и пока еще экологически чистому Лаишевскому району. Она загубит Архиерейское озеро, которое является уникальной природной жемчужиной и находится под защитой, вырубаются огромные лесные сосновые массивы. Затронет вместо трех, девять населенных пунктов. А самое главное, эта трасса пойдет по крышам домов. Деревню Орел она разделит пополам и от ближайших домов будет на расстоянии 100! м. Мы хотим сохранить природу и спасти своих детей и внуков от отравления токсичными выхлопными газами! Мы не против М-12! Мы против новой трассировки через д.Орел

    • Анонимно
      17.08.2020 18:06

      По новому леса рубить столько же, а по старому засыпят Голубой залив и примыкающее озеро.

      А вы боитесь, что у вас участки подешевеют.

      • Анонимно
        17.08.2020 18:59

        вы поймите это не ваше , и не будет вашим , там все выкуплено

        • Анонимно
          17.08.2020 19:02

          Вы бы съездили, да посмотрели. Там современные бунгало и шале, свидетельства собственности, земля в аренде на 49 лет.

          • Анонимно
            17.08.2020 20:24

            Уже же озвучали , за ваши бунгалы деньги отдадут , и САУ БУЛ

  • Анонимно
    17.08.2020 15:15

    Почему молчите про наши проблемы. Орёл делят пополам!!! Идёт по лесам и озёрам дорога М12. 10 тысяч жителей и 25 поселков. 800 гектаров леса. Журналисты!!! Проведите свое расследование!!! Кому выгодно?

    • Анонимно
      17.08.2020 16:35

      Потому что вы не хотите решать проблему! Единственная ваша цель, это спихнуть трассу южнее, чтобы проблемы были не у вас, а у жителей Никольского. Так зачем же об этой подлой цели говорить и обсуждать??

    • Анонимно
      17.08.2020 18:07

      Не делят. Будет переход. Ни одно озеро, в отличии от старого варианта не страдает.

  • Анонимно
    17.08.2020 15:17

    Рядом с деревней Орёл под Казанью посмотрите тоже, что сейчас намечается. Трасса в 150 метрах от домов и пострадают много поселков и деревень! Южнее - поля и есть вариант для более безболезненной прокладки трассы. Но почему-то собираются проложить так, чтоб делить деревню Орёл на 2 части трассой М12

    • Анонимно
      17.08.2020 16:04

      И что?
      Теперь дорогу не строить?

      • Анонимно
        17.08.2020 16:14

        "И что?" Типичный ответ того, чей дом не находится в близи автобана. Или вовсе ни родины ни флага

        • Анонимно
          17.08.2020 16:20

          Мой дом там не находится
          И мне нужна дорога
          Дальше что?

          • Анонимно
            17.08.2020 16:28

            Дальше -вариант провести дорогу возле вашего дома

          • Анонимно
            17.08.2020 16:50

            А вот жоль, что не рядом с вашим. А иначе мы б посмотрели как вы заговорили. Нужна дорога!!! Да ради бога, но только не по головам проживающих там людей. Никто не ххчет жить на обочине такой трассы. Мы не против трассы, а против , чтобы она проходила по населенным пунктам.

            • Анонимно
              17.08.2020 18:45

              Если знаете, что нужна дорога, не мешайте ее строить.

        • Анонимно
          17.08.2020 16:48

          То, что строить дорогу надо минимизируя вырубку лесов, загрязнение водоемов и отравление людей. Если вам сейчас все равно, то это не значит, что вы не окажитесь в подобной ситуации

      • Анонимно
        17.08.2020 16:16

        Строить конечно , но гуманными путями , а не в доль домов

        • Анонимно
          17.08.2020 16:37

          Вдоль домов это на расстоянии 300-400 метров. Нормальное расстояние. Никаких проблем не будет.

          • Анонимно
            17.08.2020 17:25

            Вы вообще представляете себе такую трассу перед своими окнами? Приезжайте ко мне после окончания строительства, я вашей семье урожай с огорода бесплатно буду отдавать. На здоровье. И вообще, можете пожить у нас. За грибами сходим.. отдохнем...с открытыми окнами замечательно спится...

          • Анонимно
            17.08.2020 19:01

            это не норма, это колхоз

            • Анонимно
              17.08.2020 19:03

              В колхозе дорог нет.

              • Анонимно
                17.08.2020 20:25

                Дорог нет в голубом заливе и это факт )))) там она нужна по вашей логике

                • Анонимно
                  17.08.2020 21:36

                  Она там по любой логике не нужна. Там нефтепровод, не дай бог что, Волга умрёт, а она у нас одна.

                  • Анонимно
                    18.08.2020 04:54

                    История пустыни Сахары мало чему научит, но по одной из версий там активно жили люди: леса рубили, озёра и реки засыпали. И долго бы ещё хозяйничали, только вот вода куда-то ушла. Вместе с нею ушёл их этих мест и человек.

                    • Анонимно
                      18.08.2020 07:58

                      Опустынивание Сахары - никак не связана с деятельностью человека. Это следствие глобальных геологических процессов.

                  • Анонимно
                    18.08.2020 07:57

                    Мост будут строить в стороне от нефтепровода. Все проектировщики отлично знают про нефтепровод.
                    Вообще не надо прикрывать свои меркантильные желания - "заботой о нефтепроводе".

    • Анонимно
      17.08.2020 16:32

      Какой вариант безболезненный? Который не рядом с вашим домом, а рядом с моим? Для меня он будет очень болезненным!! И не нужно спихивать трассу южнее!!!!

    • Анонимно
      17.08.2020 16:41

      Не делит Орел трасса!!!! Между КП Орловское Гарден и д.Орел размещен зверосовхоз и ещё 600метров расстояния!!!

      • Анонимно
        17.08.2020 20:54

        Вот именно. С чего это здесь решили, что трасса будет "делить" Орёл. Трасса совершенно не "делит". Трасса в стороне проходит, хотя и относительно недалеко.

  • Анонимно
    17.08.2020 15:25

    Башкирский Аватар

  • Анонимно
    17.08.2020 15:32

    А вы заметили что трогают только те территории, где живёт обычный народ. Там не живут министры и депутаты, главы районов. Это же не случайность.

    • Анонимно
      17.08.2020 16:06

      Так переселяйтесь к министрам. Лишь бы воду мутить. Надоело уже по каждому поводу шум поднимать.

    • Анонимно
      17.08.2020 16:44

      Тарлаши с Орловское Гарден и Троицким простые -люди??? Ахах да... Там сплошь козырные тузы. Только из другой коллоды, наверно. Они и блогерам, и журналистам, и царькам ручки мажут

  • Анонимно
    17.08.2020 16:02

    Ситуация с горой аналогична положению с М12 в Лаишевском районе Татарстана. Жителям Башкортостана повезло, что за их проблему вступили публичные личности. А с трассировкой М12 вся информация искажается. СМИ пишут, что народ против самой трассы, организовали митинг. А правда в том, что жители поселков, которых ожидает участь жить на обочине токсичного автобана, призывают пересмотреть вариант трассировки и пустить ее по полям , а не по головам людей

    • Анонимно
      17.08.2020 16:07

      Вы кислое с мягким не путайте
      И свои шкурные интересы с защитой исторических памятников

    • Анонимно
      17.08.2020 16:12

      В лаишевском районе нет возможности провести автомагистраль в отдаленности от населенных пунктов. Она в любом случае проходит по головам людей. Видимо она должна быть в другом районе.

    • Анонимно
      17.08.2020 18:09

      Плпкаты, крики, толпа на проезжей части - это что, не митинг?

    • Анонимно
      17.08.2020 18:09

      Из-за опасения, что ваши участки подешевеют, готовы на всё, да?

      • Анонимно
        17.08.2020 21:24

        Да успокойтесь уже со своим "подешевеют"... больше аргументов нет? Вам же здесь уже все объяснили, что во втором варианте страдает природа и в 10 раз больше людей. Перенесут трассу вам, идите и отстаивайте свои интересы как это делает сейчас Орел, Тарлаши и прочие. Что там подешевеет вас не касается.

        • Анонимно
          17.08.2020 21:45

          Это пишут многие протестующие против исправленного варианта. сами Им наплевать на Волгу, которую пересекающиеся крест-накрес мост и нефтепровод могут убить, наплевать на Голубой залив, наплевать на косуль, выдр, чёрных цапель, которые там живут, на популяцию хищных птиц. Их волнует только стоимость участка.

  • Анонимно
    17.08.2020 16:07

    Тема МСЗ закончилась, теперь можно переключиться на дорогу. Ох делать вам нечего.

  • Анонимно
    17.08.2020 16:22

    Нет трассе через Никольское!!!!

  • Анонимно
    17.08.2020 16:24

    в сентябре выборы. будьте внимательны.

    • Анонимно
      17.08.2020 16:39

      Там кто-то предлагает отменить дорогу? Выдвинулись люди в конкуренты Минниханова, которые вообще в жизни ничего не делали, кроме как воздух сотрясать. Имейте совесть.

      • Анонимно
        17.08.2020 16:53

        Не дадим делить поселок на 2 части!!!Не дадим убивать наши семья выхлопными газами! Сбережом природу!!! ИМЕЙТЕ СОВЕСТЬ,1000 НЕВИННЫХ ЛЮДЕЙ ПРСТРАДАЮТ,ТРЕБУЕМ ДРУГОЙ МАРШРУТ ТРАССЫ М12!!!

  • Анонимно
    17.08.2020 16:26

    М12 трасса федерального значения и при разработке плана трассировки необходимо учитывать все факторы. Экология, безопасность жизни и здоровья населения, финансовая составляющая. Жители обращаются к властям и просят пересмотреть планы, а не против трассы как таковой!

    • Анонимно
      17.08.2020 16:40

      Да знаем мы! Просят вернуться к первому варианту. По первому варианту трасса идет через другие поселки, а там что не люди живут?? Чем вы лучше их?? Зачем трасса должна идти под их окнами??

      • Анонимно
        17.08.2020 16:48

        Мы не говорим о первом варианте и не хотим что б трасса вообще затрагивала какие либо поселки, мы просим проложить её так,чтоб не страдали люди у которых семьи живут на этих землях,причем многие десятками лет!!! И если уж как говорите чем мы лучше ,да тем что по первому варианту если даже его взять,не затрагивается такое кол-во людей! Мы требуем чтоб трасса не делила деревню и не проходила от домов в 150м!!! И будем стоять до последнего!

        • Анонимно
          17.08.2020 17:00

          Вы же лжете! Трасса деревню не делит, между вами зверсовхоз, а до домов остается 300-400 метров. Это первое. И второе, жители Кунтеч и Никольского не собираются быть козлами отпущения из-за того, что нас мало. Почему мы должны страдать из-за этого? Вы что выберете одного своего родственника или 10 чужих людей? Кто из них лучше?

          • Анонимно
            17.08.2020 18:24

            Поэтому и надо предложить альтернативный вариант, а то столкнут две стороны лбами, а сами - в стороне .

            • Анонимно
              17.08.2020 18:40

              Южнее Волга разливается на 6 км. в ширину. А севернее альтернативный вариант Матюшино - Зелёный бор. Но в него ещё меньше верится.

        • Анонимно
          17.08.2020 17:04

          Это вы теперь поняли, только не до конца. И не все из вас. Так что подумайте ещё над своим поведением!

      • Анонимно
        17.08.2020 16:56

        Сколько поселков затрагивает первый вариант трассы и какое расстояни до домов там предусматривается? Во втором варианте поселков, страдающих от нее больше и расстояние до домов меньше. В Орле это расстояние 150 метров.

        • Анонимно
          17.08.2020 17:05

          И что? Меньшинство должно страдать? Что это за принцип такой, в какой конституции он прописан? Не нужно спихивать трассу к нам.

          • Анонимно
            17.08.2020 19:22

            Так боритесь. Кто вам мешает. Я ещё раз говорю, никто не хочет, чтобы дорога шла по посёлкам!

        • Анонимно
          17.08.2020 17:19

          Где это больше поселков? Все поселки за Мешей задействованы и в первом, и во втором варианте проекта. И Тургай, и Сокуры, и Кирби, и Травкино в любом из двух вариантах затронуты, только по-разному.так что о большинстве и меньшинстве вопрос очень спорный. В Никольском и Кунтечах люди живут постоянно. А в Орловское Гарден, судя по спутниковой карте домов с крышами 1-2, остальное - недострои. Как вы хотите там отравиться, не проживая?

        • Анонимно
          17.08.2020 18:48

          150 метров до дороги это очень даже хорошее расстояние. Этого вполне хватит.

      • Анонимно
        17.08.2020 19:05

        ну он более сщедящий давайте смотреть правде в глаза , кто виноват

    • Анонимно
      17.08.2020 16:59

      Ну да, хоть где, но только не мимо моего дома. Так и до тупиковой ситуации недалеко.

      • Анонимно
        17.08.2020 17:16

        А вы бы, конечно, согласились, если бы в 150 метрах от вашего дома эстакаду с вечно гудящей трассой построили в пользу другого варианта, где до жилых домов почти километр. Поймите же, ситуация не равнозначна я!

  • Анонимно
    17.08.2020 16:44

    Нет трассе через населенные пункты!!!! Причем тут Никольское?

    • Анонимно
      17.08.2020 17:02

      Почитайте что тут пишут из вашей коалиции? И поймёте при чем тут Никольское. Пото у что с самого начала вы ведёте осень агрессивную кампанию против своих же соседей, родственников, проживающих в нескольких километрах. Чего они не делали никогда против ваших сторонников.

  • Анонимно
    17.08.2020 16:51

    Не президент а глава

    • Анонимно
      17.08.2020 17:28

      Два Президента только сегодня Владимир Путин Президент России и Рустам Минниханов Президент Татарстана, в Башкортостане вроде башлык называют.

      • Анонимно
        17.08.2020 18:48

        Башлык, это головной убор. Главой республики они называют.

  • Анонимно
    17.08.2020 17:05

    Похожая ситуация происходит в Татарстане! Люди выражают несогласие с вариантом трассировки М12 через десятки посёлков , через леса ( вырубая их) и озера .

    • Анонимно
      17.08.2020 17:13

      Совершенно верно! Мы выражаем несогласие с прохождением трассы через Голубой залив и Никольское!!!!!

    • Анонимно
      17.08.2020 17:24

      Нормально, жители торговать будут вдоль трассы.

  • Анонимно
    17.08.2020 17:08

    У некоторых от бизнеса только обогащение в головах, о своей земле, об экологии не думают вообще, вид на жительство и двойные гражданства заменили родные края, позорная ситуация, люди вышли защищать природу, иначе у нас уже никто никого не слушает, те кто клянётся служить народу, ему же и дубиной по голове, совсем уже с ума сошли!

  • Анонимно
    17.08.2020 17:10

    Слушайте, татары! Заканчивайте балаганить! Дорога будет! Вся Казань в дорогах. Кто в Казани живёт не у дороги? В свой Лаишевский район вы пешком с рюкзаком ходите? Нет. По дороге, на авто. А тут нашла коса на камень! Лебяжье чем то хуже Архиерейского? Залесный чем то хуже Орловского Гарден? Не забывайте, что М12 это платный дублер М7. Больше, чем по М7 потока там не будет. Он будет меньше, потому что платный. Далеко не все будут им пользоваться. Примите реальность. Вы живёте в мегаполисе или рядом с ним и дороги, автострады это неизбежность. Будьте добрее, пожалуйста.

    • Анонимно
      17.08.2020 18:22

      Это не повод по сёлам прокладывать трассу , практически по головам.
      Мы за то, чтобы трассу перенесли подальше от населённых пунктов !!

    • Анонимно
      17.08.2020 19:10

      ради бога , всем нужна эта трасса , но не колхозным же вариантом , второй вариант по моему мнению выбрали только из за интересов двух больших компаний , а до Никольского всем не интересно

    • Анонимно
      17.08.2020 21:27

      такую трасу так вести нельзя , разум то включите, татарин

  • Анонимно
    17.08.2020 17:29

    Наверное Радия снимут, допустил раскол в республике, что об это пишут в фэдэральных СМИ

    • Анонимно
      17.08.2020 17:56

      Федералы придут наведут порядок -- это широко распространенная в России легенда )))

  • Анонимно
    17.08.2020 18:25

    После Башнефти кулаками не машут

  • Анонимно
    17.08.2020 18:27

    Обратите внимания на тысячи людей Лаишевского района, пос. Орёл Гарден, которые будут вынуждены жить на обочине автобана! Примите правильное решение, которые не ущемит интересы живых людей, не погубит природу и животных! Сами не будьте животными! Вы чиновники и правящие силы вынуждаете Необдуманными или купленными решениями восстать народ против власти! Вы сами провоцируете людей на митинги и протесты! И это всё перед выборами!

    • Анонимно
      17.08.2020 18:42

      Да, в Орле может снизится стоимость участков, пострадают инвестиции.

      Поэтому срочно нужно построить мост над нефтепроводом высокого давления Холмогоры - Клин, поставить под угрозу всю Волгу и до кучи засыпать Голубой залив.

      • Анонимно
        17.08.2020 21:28

        никто вас не засыпет

        • Анонимно
          17.08.2020 21:47

          99%, но опускать руки нельзя. Добрые соседи вон рассказывают про секретный третий вариант, а сами в петиции собирают подписи за возврат к старому варианту.

      • Анонимно
        17.08.2020 23:35

        Там люди живут постоянно. Вам должно быть стыдно за ваши слова. Приезжайте и посмотрите, прежде чем лживые комментарии отписывать

        • Анонимно
          18.08.2020 09:04

          Пусть постоянно живут в городе, как миллион казанцев, а на природу ездят отдыхать, а не загаживать

    • Анонимно
      17.08.2020 18:50

      Не на обочине, не врите. До обочины там 300 метров, огромное расстояние. Даже 100 метров достаточно.

  • Анонимно
    17.08.2020 19:06

    Мы,жители д.Орел Лаишевского р-на просим не прокладывать трассу 1 категории под нашими окнами и не разрезать деревню на 2 части.

    • Анонимно
      17.08.2020 19:13

      Под окнами никто не прокладывает, переход будет. Не волнуйтесь.

    • Анонимно
      17.08.2020 19:28

      Гильдеево с одной стороны м7 Богородское с другой стороны. 150 метров и там и тут. Живут люди не каких проблем. Чепчуги трасса проходит на Киров. Живут люди нет проблем. И м 12 ещё спасибо скажете и радоваться будете.

  • Анонимно
    17.08.2020 19:27

    НЕТ ТРАССЫ М12 ЧЕРЕЗ ОРЁЛ

  • Анонимно
    17.08.2020 19:36

    Знатный популист это ваш башкирский глава. Придется щас повертеться между двумя силами и рисками. впервые поднапрячься.

  • Анонимно
    17.08.2020 20:09

    Все, против чего протестуют, нужно. НО НЕ НА МОЕМ ЗАДНЕМ ДВОРЕ!!!

  • Анонимно
    17.08.2020 20:40

    Все эти рассуждения и перекидывания с одного варианта на другой - сплошная провокация. Посыл единый - М12 трасса не по головам простых людей, ни по лесам и озёрам, а так же уникальным историческим местам, а по рациональному маршруту с учётом ВСЕХ интересов. И это возможно! А расприи никогда ещё не давали положительных результатов

  • Анонимно
    17.08.2020 21:25

    Казань за последнее время изуродовали, строят дороги и переходы почти под окнами, ну что это такое?! Из окна видно только шумоулавливатель, кто такой комфорт для жителей придумывает, я бы даже кол не поставила за профессионализм, просто безобразие и издевательство! Смотрю на площади Советской сейчас застроили высотками, потом по головам и под окнами интенсивные дороги проложат, не понимаю, где у нас профессионалы или это какая-то месть?!

    • Анонимно
      18.08.2020 05:21

      И действительно, ситуация с Шиханами неоднозначная, поскольку в структуре предприятия представлена большая доля правительства, а они всегда считают себя суперпатриотами — наверно, самих себя...

      Будет ли пройден тест на патриотизм? Вероятно, нет. Как отмечено, Союз ССР без лишний угрызений совести одну гору просто срыл. Тогда чем эта гора лучше других?

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль