Общество 
29.08.2020

Павел Шмаков: «Дети должны выбирать, в чем ходить в школу»

Известный казанский педагог накануне 1 сентября о национальной идее России, мате и курении среди учеников, а также уроках татарского языка

Директор казанской школы «СОлНЦе» Павел Шмаков накануне старта учебного года в своем материале на «БИЗНЕС Online» делится мыслями о том, каким должно быть современное учебное заведение. Он убежден, что можно приглашать на путь познания, но нельзя толкать на него. Даже если родители не желают, чтобы их ребенок учил татарский, можно создать условия, когда он сам захочет на такое занятие. При этом и у учителей, и у учеников в школе должно быть право на ошибку.

Павел Шмаков: «Думаю, что дети, как бабочки на свет, собираются вокруг влюбленного в свой предмет учителя» Павел Шмаков: «Думаю, что дети, как бабочки на свет, собираются вокруг влюбленного в свой предмет учителя» Фото: «БИЗНЕС Online»

НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ РОССИИ — ВОСПИТАНИЕ МАСТЕРА

1 сентября считается Днем знаний. Считался. В ту эпоху, когда и в шахматы, и в го человек играл лучше машины. То время прошло. 26 ноября 2018 года премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал постановление об использовании на дорогах беспилотных автомобилей. Эксперимент стартовал с 1 декабря в Москве и Татарстане.

Так, может быть, 1 сентября — не День бездушных знаний, а День школьника? День живого и любознательного ребенка, который 1 сентября приходит в первый класс, желая учиться и постигать мир, творить, созидать, светить, а не накапливать знания. Так пусть и в следующих классах, постепенно взрослея, ребенок с радостью приходит в школу, к друзьям и увлечениям.

«Ученик — это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь». (Плутарх)

Национальная идея России — воспитание мастера. В казанской школе № 126, что напротив Октябрьского городка, где я учился, не любили троечников. Тройка являлась клеймом, ее надо было исправить на четверку. В нашей школе «СОлНЦе» важно иметь пятерки! А еще лучше — пятерки с плюсом. И вовсе не обязательно по многим предметам. По-моему, лучше иметь 5 и 3, чем 4 и 4. Надо воспитывать мастера, профессионала. В России всегда ценился левша, который мог блоху подковать. Если в семье есть машина, то не в любую автомастерскую вы направитесь, когда в двигателе зашумит или застучит, а в ту, где авто не испортят и где работает мастер. Он и доктор наук, и талантливый поэт, и сантехник с золотыми руками. Мне думается, что именно в уважении к высокому профессионализму заключается российская национальная идея. Как раз-таки школа может вырастить мастера.

«Может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов российская земля рождать». (Михаил Ломоносов)

Думаю, что дети, как бабочки на свет, собираются вокруг влюбленного в свой предмет учителя. Увлеченность притягивает. Совместное творчество преображает ученика и учителя. Педагогу, идущему вместе с учениками своей, никем до них не пройденной дорогой, важно искренне верить в свое высокое призвание. Можно ошибаться, иметь недостатки — стоит по-детски быть искренним в главном. Если не хочешь, чтобы ученики завтра забыли то, во что поверили сегодня, важно самому верить в дело, которое вы делаете вместе. Наше «СОлНЦе» мы называем школой для интеллектуально увлеченных. В этом году, когда у нас появляется первый класс, мы пока говорим о любой увлеченности, будь то математика, или чтение книг, или музыка…

«Важно в проблемной ситуации быть рядом с ребенком. Не поддерживать в плохом, а быть рядом, сидеть на корточках, держать за руку, обнимать… любить!» «Важно в проблемной ситуации быть рядом с ребенком. Не поддерживать в плохом, а быть рядом, сидеть на корточках, держать за руку, обнимать… любить!» Фото: pixabay.com

КАК ЖАЛЬ, ЧТО ТАК ЧАСТО НЕ ПРИДАЮТ ЗНАЧЕНИЯ СОБСТВЕННЫМ МЕЧТАМ НЕВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА

Мне и вам необходимо поддерживать в ребенке то доброе и хорошее, что он сам в себе ценит. Верить в него. В отличие от взрослого, у малыша от «хочу» до «могу» — всегда преодолимое расстояние. Много хвалить за дело и детей, и учителей, восхищаться сверх всякой меры светлыми их качествами и поступками. Недохвалить — плохо, перехвалить — нестрашно. Стоит ли вообще заставлять учиться? Может быть, стремление к познанию является естественной потребностью человека и желание постигать окружающую реальность свойственно всем живым существам? Можно приглашать на путь познания, но нельзя толкать на него. Невозможно запретить учиться. Трава всегда пробьется сквозь асфальт. Участие в археологической или фольклорной экспедиции, строительство вместе с мужчинами дома в деревне, уход за маленькими детьми в семье создают возможности каждому человеку для счастливой встречи с непознанным. И ребенок сам стремится воплотить их в жизнь.

Ценность ученичества. С 9-го класса раза 2 в неделю я приходил на кафедру оптики к Михаилу Салахову, тогда аспиранту (позже ректору КГУ, а сейчас президенту Академии наук Татарстана), заниматься высшей математикой; к Равилю Нигматуллину (сейчас профессору КАИ) — заниматься настоящей физикой; к студенту (ныне профессору КФУ) Наилю Фаткуллину — заниматься математической логикой. На первом-втором курсах МИФИ я несколько раз приходил на кафедру теоретической ядерной физики. Рассказывали, что эта кафедра — одна из важнейших, поскольку инженерно-физический институт создавался во время Великой Отечественной войны для решения именно ядерной проблемы. Я приходил в комнату, где ученые еженедельно собирались на научный семинар, просился в ученики. Я хотел быть рядом с учеными, участвуя в решении настоящих, а не игрушечных задач. Меня вежливо прогоняли, предварительно объяснив, что надо вначале выучить дифференциальное и интегральное исчисление, овладеть методами теоретической механики и теории поля, добавляли еще несколько слов о науках, даже названий которых я тогда не знал. Мне говорили, что только потом, мол, через несколько лет имеет смысл продолжить разговор. А я не желал учиться впрок, не понимая, зачем и во имя чего. Мне и сейчас кажется, что ученичество ценно само по себе. В ученике стоит поддерживать то доброе, что он сам в себе ценит. Если же мы хотим, чтобы ребенок соответствовал нашему представлению о нем, то явно рискуем не разглядеть какое-то из истинных его предназначений и не поддержать нечто, в чем он может стать гениальным. Как жаль, что так часто не придают значения собственным мечтам невзрослого человека.

Мой учитель, создатель Школы самоопределения Александр Тубельский, однажды сказал мне, что в конфликте взрослого и ребенка он всегда будет на стороне последнего. «А если ребенок не прав?» — спрашиваю Александра Наумовича. — «Так он же маленький…»

Важно в проблемной ситуации быть рядом с ребенком. Не поддерживать в плохом, а быть рядом, сидеть на корточках, держать за руку, обнимать… любить! Ставить честные оценки, быть честным и справедливым в оценивании результатов по-настоящему, по-взрослому, при этом серьезно не ругая детей. Ребенка надо любить любым, в том числе в неудачах и проигрышах.

«Оставьте-Мне-Мои-Заблуждения, Ибо-Они-Ложны С точки-Зрения-Ваших-Заблуждений». (Александр Сафт)

Ребенок должен расти в честности и свободе. Если хотеть, чтобы ребенок переодевал вторую обувь, надо переодевать ее самому. «Ребенок должен расти в честности и свободе. Если хотеть, чтобы он переодевал вторую обувь, надо переодевать ее самому» Фото: pixabay.com

ДЕТИ И РОДИТЕЛИ ПРИГЛАШЕНЫ НА НАШИ ПЕДСОВЕТЫ, ПРОБЛЕМЫ ОБСУЖДАЮТСЯ ОТКРЫТО

Надо быть хорошо знакомым с родителями ребенка. Нужно предусматривать ситуацию, что делать, если у родителей и школы — разная педагогическая позиция. Нельзя рвать ребенка в разные стороны. К примеру, я считаю важным, чтобы все дети в республике хотя бы в небольшой мере, но обязательно учили татарский язык. А если родители считают иначе? Мы не обязываем ребенка делать это. Мы создаем условия, когда учить татарский приятно — без домашних заданий, с пением татарских песен, приготовлением чак-чака. Когда ребенок сам захочет на урок татарского — это хорошо! А для чутких родителей обычно счастье их ребенка важнее, чем его взрослая умная точка зрения.

Можно долго искать своего: друга, любимую, ученика… Но, найдя, нельзя его бросать. Ученика нельзя отчислять из школы. Мама всегда любит своего ребенка, что бы он ни совершил. Мне верится, что настоящая любовь — это навсегда. С ребенком нельзя «развестись», как с нелюбимым супругом. Развод означает, по-моему, то, что любви не было. А я люблю своих детей. И наша школа «СОлНЦе» любит своих учеников. С ребенком можно не соглашаться, но не стоит напрямую бороться с неправильными, с нашей точки зрения, его привычками. Важно дать альтернативу.

В 2011–2013 годах я был директором лицея им. Лобачевского. Когда узнал, что многие дети курят, я поставил в холле первого этажа 10 больших и красивых шахматных столиков. Все входили через этот интеллектуальный клуб и выходили. И если раньше сбегали с уроков курить, то теперь стали с нелюбимых уроков сбегать играть в шахматы. Это лучше, но подобное и повод задуматься о качестве некоторых учебных занятий. Когда, уже будучи директором школы «СОлНЦе», обнаружил, что дети в сетях много разговаривают матом, попросил талантливую школьницу сделать на эту тему исследование. Девочка посчитала, сколько в ее бывшей школе за 15 минут перемены дети скажут слово на букву «х», сколько — на другие, сколько — там и сколько — у нас. Проанализировала, сделала выводы. Интерес к ее докладу на научной конференции школьников был большим. Прошло еще два года, интерес к мату уменьшился. Сегодня девочка — среди победителей региона по биологии.

«Когда-то мы не смели и шепотом шелестеть. Теперь вот пишем и читаем Самиздат, а уж друг другу-то, сойдясь в курилках НИИ, от души нажалуемся: чего только они ни накуролесят, куда только ни тянут нас! И ненужное космическое хвастовство при разорении и бедности дома; и укрепление дальних диких режимов; и разжигание гражданских войн…» (Александр Солженицын)

Так же, как мы имеем право выбирать врача, надо обладать правом на выбор учителя. Ученикам нужно давать право выбора уровня изучения предмета. Дети должны выбирать, в чем ходить в школу. При этом важно не оскорблять своим видом других, не мешать им учиться. К примеру, слишком короткая юбочка отвлекает одноклассников, нестираная одежда мешает сосредоточиться на учебе, дорогие украшения способны породить зависть…

Ребенок должен расти в честности и свободе. Если хотеть, чтобы он переодевал вторую обувь, надо переодевать ее самому. Чтобы не курил — не курить самому. Чтобы не опаздывал — не допускать и опозданий учителей. Чтобы не боялся говорить правду — не наказывать за высказывание собственного мнения, даже если оно мне неприятно. Дети и родители приглашены на наши педсоветы, проблемы обсуждаются открыто. Я критикую, значит, и меня можно, разумеется, в корректной форме. Свобода — это когда может вырасти и хорошее, и плохое. И я ошибаюсь, и у детей есть право на ошибку.

И если мы струсим, то «к чему стадам дары свободы? … Наследство их из рода в роды Ярмо с гремушками да бич». (Александр Пушкин)

Павел Шмаков 

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (67) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
29.08.2020 09:31

Бо, Вы называете Шмакова педагогом. Какой предмет он преподает? Каковы результаты деятельности его как педагога: его ученики, его работы? Их нет. Учеников, которых он вспоминает, учил не он, а его коллеги. Пожалуйста, перестаньте обращаться по любому вопросу к этому сомнительному товарищу: слишком хорошо о нем знают в Казани. БО, пожалуйста, бесконечные интервью со Шмаковым вызывают вопросы к вам как объективному СМИ

  • Анонимно
    29.08.2020 08:47

    Должны строгие рамки в школах, школьная форма а иначе получится, хочу и не буду. Получается если много денег то зачем тогда мне образование и 9 лет под партой. Можно и не ходить вот выбор. Если ребёнок одарённый и познает азы то ему хватит и 4 года учёбы. Всё познаётся в жизни.

    • Анонимно
      29.08.2020 10:44

      Смешно да, в школе он в строгом, но он вышел из школы и пошел в инет, и что он там видит и увидит...опять как в СССРе...начинается, но потом дети все увидят, как и что и где...нужна другая модель...

      • Анонимно
        29.08.2020 12:34

        У вас какой-то компот. Не научились в школе ясно и чётко излагать свои мысли? Вы у Шмакова, что ли, учились?

        • Моисей
          29.08.2020 19:01

          Ребенок должен расти в честности и свободе. Если хотеть, чтобы он переодевал вторую обувь, надо переодевать ее самому. Чтобы не курил — не курить самому. Чтобы не опаздывал — не допускать и опозданий учителей. Чтобы не боялся говорить правду — не наказывать за высказывание собственного мнения, даже если оно мне неприятно.
          Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/479146
          Согласен
          Все просто

  • Моисей
    29.08.2020 08:49

    На 1 сентября хочется дать дружеский совет, что детям нужно взять от школы. Сегодня мир специализации и самопрезентации. Почти ушли энциклопедисты (яркий пример - Анатолий Вассерман), сегодня важно твоё отличное, но узкое знание по 1-2 предметам и умение работать в команде. Последнее - не менее важно, чем знания. Одиночке без "блата" очень тяжело выжить в современном мире. Нужно уметь выстраивать и поддерживать горизонтальные связи. Уже писал, что для успешной карьеры их должно быть не менее 20-25.
    А для самопрезентации важно умение хорошо разговаривать и писать, и быстро ориентироваться в изменяющихся обстоятельствах. Этому навыку учит постоянное чтение книг и вообще больших текстов, и написание больших текстов.

    Важно знание и иностранных языков, но и оно со временем будет играть всё меньшую роль - с появлением отличных электронных переводчиков, в том числе голосовых (слушаете, что вам говорит человек по-китайски, и наушник сразу выговаривает вам синхронный перевод по-русски).

    Наконец, специальные знания. Смотрим на Первый Мир, кто там в передовиках по востребованности и зарплатам. IT, biotech, медицина. Инженеры в различных отраслях. Если брать Россию, то тут всегда будут на высоте специальности, связанные с нефтью, газом, пищевой промышленностью и госуправлением.
    Вообще же школьная жизнь показывает, что 60-70% знаний забываются лет через пять. Идеально было бы класса после 6-7-го оставлять школьнику не более 4-5 предметов, которые пригодятся лично ему. Наверное, скоро так и будет.

    • Анонимно
      29.08.2020 09:10

      Вы эти переводчики слышали? Они с английского переводят очень грубо, а в Китае и Корее просто не способны работать, с русским проблем не меньше. Выбирать 4-5 предметов, может и можно, можно себя ограничивать, дети так и делают сейчас, но я не вижу ничего плохого в многообразии, это в будущем способность мозга приспособится к изменениям, может так получится, что твоя специальность станет не востребованной, а необходимо будет переучится, попробовать другое, может просто ты поймёшь не твоё и как твои 4 предмета пригодятся? Школа должна научить учиться, не институт, а школа, показать многообразие всего в этом мире, Леонардо не учился ни где он был самоучкой, но достиг в понимании многих вопросов достаточных глубин, правда и он ошибался.

      • Анонимно
        29.08.2020 09:21

        Человек просто не знает что такое университет и думает, что образование в школе уже заканчивается, а не только начинается

    • Анонимно
      29.08.2020 09:30

      И ваши уже мысли и пожелания слегка устаревшие.... Грустно конечно.

    • Анонимно
      29.08.2020 16:55

      УЗКАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ МОЖЕТ СТАТЬ ПРИЧИНОЙ ГИБЕЛИ. Топографов заменил GPS, токарей и фрезеровщиков - станки с программным управлением, часовщики и телемастера исчезли, как извозчики и водовозы. А вы говорите "узкая специализация". Широкий кругозор и энциклопедические знания нужны не для узко специализированной работы, а для возможности выбора среди различных видов деятельности и быстрой адаптации в стремительно меняющемся мире..

  • Анонимно
    29.08.2020 08:57

    А Шмаков сможет обьяснить почему московские школьники татарский язык в школе не учат? Чем они хуже или лучше детей, проживающих в татарстане?

    • Анонимно
      29.08.2020 09:55

      Аналогичный вопрос возникает.Почему дети московских татар в огромных обьемах обязательно изучают лит-ру прошлого века,когда у московских татар должна изучаться своя татарская лит-ра и тат.язык.Можно изменить эти подведомственные фгосы и включить право свободного выбора на лит-ру прошлого века для детей московских татар.Сократить часы (~на 2 часа) на лит-ру прошлого века ,оставить 1 час .А в остальное время детям московских татар изучать свою тат.лит-ру и тат.язык.Ведь есть такие вещи как время на санпины.И такие скользские вещи как "пределы возможности",т.е.московским татарам могут отказать что нет учителей тат.языка ,что нет учебников по тат.языку и по тат.лит-ре(а кто будет печатать эти тат.учебники? и до сих пор заморочки с экспертизой тат.учебников в мск).
      В итоге детям московских татар не будет времени по санпинам изучать свою тат.лит-ру и тат.язык и нет учебников и нет учителей тат.языка и ограничение до 8 школьников и т.д. и т.п.
      В общем как всегда на бумаге право то есть,а возможностей для отказа могут найти десятки причин.

      • Анонимно
        29.08.2020 10:25

        Может, лучше семьям московских татар переехать в Татарстан?

        • Анонимно
          29.08.2020 12:41

          10:25 Чем задавать такие наивные вопросы и предложения ,лучше задуматься о принципе работы "бумеранга" .
          Вам такой же эффект"бумеранга" могут задать и предложить.Так что за словами следите.

          • Анонимно
            30.08.2020 15:29

            Тут уже некоторые и задавали, и предлагали! Но им четко ответили - наши предки здесь жили всегда, так что Казань - город многонациональный, а не "татарский", как вы мечтаете!

      • Анонимно
        29.08.2020 10:43

        Да объясните вы уже, чем вам так литература 20-го века насолила?

    • Анонимно
      30.08.2020 09:34

      Шмаков не сможет объяснить почему дети чиновников в Татарстане в международной школе не учат татарский после началки, где учатся дети татарстанской "илиты", а вы говорите про Москву

  • Анонимно
    29.08.2020 09:16

    Раньше прислушивался к его мнению, сейчас совсем нет. . Зря в политику забрался. Не покидает ощущение, что все сказанное выстраивает для пиара или для того, чтобы кому-то угодить. Жаль!

  • Анонимно
    29.08.2020 09:23

    За мат в 80- 90ых можно было и отхватить, сейчас просто уши вянут от их высказываний. Самое противное что стало нормой. А учителя стыдливо отворачиваются.

  • Анонимно
    29.08.2020 09:27

    Шмакову легче рассуждать о выборе школьника и о его свободе, потому что он уже с отобранным контингентом работает. посмотрели бы мы на него, если б он работал в самой простой школе

  • Анонимно
    29.08.2020 09:28

    Татарский язык - навязчивая идея. Мое мнение: кому нужен, пусть изучает, навязывать насильно нельзя и не правильно.

  • Анонимно
    29.08.2020 09:31

    Бо, Вы называете Шмакова педагогом. Какой предмет он преподает? Каковы результаты деятельности его как педагога: его ученики, его работы? Их нет. Учеников, которых он вспоминает, учил не он, а его коллеги. Пожалуйста, перестаньте обращаться по любому вопросу к этому сомнительному товарищу: слишком хорошо о нем знают в Казани. БО, пожалуйста, бесконечные интервью со Шмаковым вызывают вопросы к вам как объективному СМИ

    • Анонимно
      29.08.2020 10:11

      Демагогия
      Его школа в тройке лучших в городе
      БО спасибо
      Печатайте больше про него

      • Анонимно
        29.08.2020 12:22

        Никогда школа Солнце в тройке лучших не была, да и не будет, по крайней мере при Шмакове.

    • Анонимно
      29.08.2020 10:20

      Присоединяюсь ко всему сказанному, только без повторяющихся слов "пожалуйста"

    • Анонимно
      29.08.2020 12:21

      Если бы "продлёнка" участврвала в школьных Олимпиадах, то Шмакову было бы где посоревноваться. А так, какой с него спрос.)))

  • Анонимно
    29.08.2020 11:21

    Шмаков - всего лишь человек. У него есть свои достоинства и недостатки (у вас что ли их нет?). Но вы посмотрите, какие идеи он отстаивает и воплощает в своей школе! За любознательность вместо тупого послушания, за профессионализм вместо беспорядочного метания, за честность по отношению к себе и ребенку. Большинству взрослых трудно признать в ребенке равного - легче накричать и запугать. Трудно принять выбор и решения ребенка, если они отличаются от родительских. А уж про двойные стандарты взрослых вообще молчу! Поэтому выступления Шмакова для многих - как красная тряпка для быка. Но если ребенок дорог, важен, любим, то школа "СОлНЦе" - отличная находка! И по знаниям, и по отношению, и по атмосфере

    • Анонимно
      30.08.2020 08:00

      Все что вы перечисляете это называется демагогия. Воспитание это сложный процесс, но без принуждения вы ребенка не воспитаете. Если все время ребенка ублажать, "уважать" его мнение, то вы кого вырастите? Иждивенца, который будет сидеть до старости на шее.

  • Анонимно
    29.08.2020 11:54

    Хорошо иметь такого учителя как Павел Шмаков. Мне не повезло в этом.

  • Анонимно
    29.08.2020 11:56

    Вот ходил-ходил Шмаков к замечательным ученым еще школьником, а сам таким же ученым не стал! Наверное, еще хвастался, как он пробрался и был изгнан, хотя просто был неподготовлен к общению со специалистами и мешал им работать. В итоге, даже на кандидата наук не потянул, вот и стал учителем.
    Потому что выхваченные знания и умные слова не попали в благодатную почву системного образования и постепенного освоения академических дисциплин. Иначе потом не получается достичь необходимого уровня компетенции - любопытство удовлетворено, а пахать над навыками лень. Это урок для всех родителей: перестаньте пытаться сделать раннего гения за счет раннего освоения непонятного ребенку контекста - не бегите впереди паровоза, а постепенно осваивайте знаний и навыки соответственно периоду развития.

    • Анонимно
      29.08.2020 12:59

      Его светлая миссия выше любой ученой степени, любых наук, которыми он владеет.

  • Анонимно
    29.08.2020 12:12

    Компетентность и качество учителя определяется по ученикам! Какими достижениями выпускников может похвастаться Шмаков? Только фрилансерами и работой не по полученной специальности ( за исключением Хаматовой). Да и он сам, тоже работает не по специальности и не может похвастаться личными научными достижениями, хотя бы в области педагогики. И не удивительно, МИФИ это не педагогический институт, там демагогов не любят - нужен результат.
    Кстати, а кто возглавит школу если Шмакова отправят на уже заслуженную пенсию, или ее закроют?

    • Анонимно
      29.08.2020 14:24

      вспомните первое детище Шмакова - Академический колледж и все вопросы отпадут

      • Анонимно
        4.09.2020 10:26

        Присоединяюсь, моему сыну, да и мне, маме, повезло. Андрей Д. учился в Академическом колледже с 8 по 10 класс. Благодарю Вас, Павел Анатольевич.

  • Анонимно
    29.08.2020 12:52

    Прекрасный педагог и человек с большим сердцем! Низкий поклон за любовь к детям! Вы настоящий и удивительный!

  • Анонимно
    29.08.2020 12:53

    Правильно все сказал!

  • Анонимно
    29.08.2020 12:53

    Большое спасибо, БО! За такие мудрые и светлые статьи!

  • Анонимно
    29.08.2020 13:30

    К примеру, я считаю важным, чтобы все дети в республике хотя бы в небольшой мере, но обязательно учили татарский язык. А если родители считают иначе? Мы не обязываем ребенка делать это.
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/479146

    Очередная демагогия. Никаких других вариантов, кроме обязательного изучения татарского языка, в школе нет.
    Татарский преподаётся на примитивном, бессистемном уровне. Отсидели дети на уроках - и ладно. Пустая трата времени.
    Т.к. всего 1 час в неделю, то ученики и родители терпят и не поднимают вопрос о нарушении законодательства.

  • Анонимно
    29.08.2020 13:31

    В школе знает каждого ребёнка лично. Каждую неделю проводит линейки, обсуждает с детьми важные темы. Дочка его очень любит. И вообще школа классная. Так что кто не знает ситуацию изнутри, не надо быть категоричным. Могу сказать, что отличия от обычной школы кардинальны. Это и подход к детям, и очень углубленное изучение предметов. Школа для детей, кто очень хочет, может и будет пахать.

  • Анонимно
    29.08.2020 13:41

    У меня была прекрасная школа - учителей помню и люблю. Но у сына - лучше. Да, там особая атмосфера для детей. И это не значит, что все всем довольны. Всем довольные подростки - это странно) Мне кажется, благостное единодушное восхваление живой школы может только настораживать. Но как только стало можно пойти в школу (а можно было и остаться на дистанционке), дети рванули в школу. Что с этим сделаешь? Вот недавно сын рассказал, что они убедили оставить им учебу 6 дней в неделю. А предлагали сделать пятидневку. Ну и много ли где детям дают такой выбор? Да, с шестидневкой меньшее количество предметов в день. Но - весь прошлый год сын возвращался из школы вечером, уезжая туда рано утром. Ещё и в воскресенье ездил в школу - там, похоже, всегда есть чем заняться. В этой школе вообще много выбора, много свободы, много ответственности, много возможностей. И, между прочим, сдавать вступительные экзамены можно много раз за год. И можно посещать кружки, Луну и другие мероприятия - не будучи учеником школы. Это не закрытый кружок для избранных. Это школа, в которой, по моим ощущениям, очень стараются жить и работать в соответствии с идеалами - уважать другого, верить в детей и их способности, жить честно. Что это для меня - уважать ребёнка? А для вас? Наверное, мы не совсем одинаково это понимаем, наверное, так и должно быть. Но если мы все честно пытаемся понять детей, уважать их не менее, чем взрослых, признать их право на выбор - наверное, мы будем спорить, мы не будем на все смотреть одинаково. Но что-то хорошее у нас может получиться

    • Анонимно
      29.08.2020 15:36

      Вы уж "свистите", но совсем то не засвистывайтесь. Хотят дети сами 6-дневку, что за чушь вы толкаете? В обычной школе с 6-дневным обучением ребенок(не начальных классов) начинает учиться с 8.30 и до 13.30 минимум. А Шмаков - хайпер.

      • Анонимно
        29.08.2020 16:12

        Я за всех детей и не говорю, я своего сына цитирую. Я-то обрадовалась бы пятидневке, и дочь, которая учится в другой школе - тоже обрадовалась бы. Мы раньше всей семьёй были едины - дети имеют право отдыхать в субботу и воскресенье. А вот теперь, после того, как сын поступил в Солнце - его мнение изменилось. Что мне с этим делать предлагаете?

        • Анонимно
          29.08.2020 19:54

          Уточнила у сына: предлагали 11-м, голосовали, победила шестидневка. Сын счастлив)

          • Анонимно
            30.08.2020 08:05

            Лишь бы дома с родителями не быть. Будет в субботу выходной, надо родителям помогать, а тут такой повод свинтить от домашних обязанностей.

            • Анонимно
              30.08.2020 23:02

              Просто дети разумно подходят к такому вопросу. Если делать пятидневку, то у них каждый день будет по 8-9 уроков. Нагрузка будет бешеная. И что тогда они будут в выходной делать? Думаете, отдыхать? За дз сидеть!! А тут они поразмышляли, обсудили и проголосовали за удобный для них вариант. Уж лучше они раскидают домашку на вечер, все сделают перед кружками, но не будут каждый день с нагрузкой непомерной

  • Анонимно
    29.08.2020 14:25

    Хейтеры уже достали: Кочнева слишком строгая была, Шмаков слишком добрый! Сколько директор крутых потеряли! И на их место пришли безвольные. Оставьте хоть Шмакова в покое!!!

  • Анонимно
    29.08.2020 15:09

    Простой вопрос - почему экспериментальную школу Шмакова должен финансировать бюджет? В городе полно частных школ, им даже дотации на питании начальной школы не собираются давать. Вот пусть
    г-н Шмаков и ищет на реальном рынке своё место среди них. Уверен, не сможет набрать полноценный поток даже первый год .

    • Анонимно
      29.08.2020 16:57

      Вы знаете, родителям, даже имеющим деньги и желание платить, найти в Казани хорошую частную школу - задача не простая. Это не Москва, где выбор огромен. Удивительно, кстати, что у нас так. Но если все хорошие школы сделать платными, кому от этого будет хорошо?

    • Анонимно
      31.08.2020 01:24

      А почему частным школам дотации на питание должны давать.

  • Анонимно
    29.08.2020 15:13

    Вы сначала постройте школу вопреки всем и вся...потом можете рассуждать хороший Шмаков директор или плохой.

  • Анонимно
    29.08.2020 15:27

    Опять уже просят покупать учебники для детей,типа в школе нехватка учебников!!! Неужели минобр не выделяет достаточно средств для покупки учебников в школы,у нас же бесплатное среднее образование,нет?!!!

    • Анонимно
      29.08.2020 17:04

      Номер школы пишите, класс, какой учебник
      Похоже на фейк

      • Анонимно
        30.08.2020 09:43

        Я не писал это сообщение, но не фейк, снова берем рабочие тетради по математике и английскому 2200 уже отдали, обычная средняя школа 4 класс, я бы и сам купил дополнительно, но не пойму только почему школа не может это сделать

  • Анонимно
    29.08.2020 17:24

    Негативные комментарии, видимо, от тех завистников, чьи дети не смогли поступить в школу. Все, кто знает школу изнутри, имеют о ней и о Павле Анатольевиче исключительно положительные впечатления

  • Анонимно
    29.08.2020 17:30

    Я слышал что Шмаков П.А .с детьми в походы за лето раз по 10 ходит . Покажите мне ещё второго директора , который с детьми на такой " короткой ноге " как Павел Анатольевич ?!

  • Анонимно
    29.08.2020 18:04

    Никогда и нигде не чувствовала себя более комфортно, чем на "ковре" у директора по поводу проблем своего сына. Ни одного плохого слова не услышала. Часто школа ссорит родителей и детей, что в корне не правильно. Спасибо, ПА.

  • Анонимно
    29.08.2020 21:56

    Школа СОлНЦе-отличная школа! Мой ребёнок там учиться. И это заслуга Павла Анатольевича.Он неординарная личность.Я полностью разделяю его мнение,хотя бывают случаи и несогласия.

  • Анонимно
    29.08.2020 22:18

    Отличная форма была в СОВЕТСКОЕ время! Девчонки отлично смотрелись! Да и парни тоже. Короткие курточки, классические брюки. Сейчас, страшно смотреть! Этот стиль casual..Навязанное китайцами, ( в буквальном смысле слова) тряпьё!(((

  • Анонимно
    30.08.2020 10:28

    Это все на что Шмаков сподобился? Выбор одежды для школы?

    • Анонимно
      30.08.2020 23:05

      Ну если Вы видите только это, то мне Вас жаль. Может стоит перечитать статью? Или хотя бы загуглить Шмакова. Возможно, тогда ещё что-то узнаёте для себя.

  • Анонимно
    30.08.2020 23:05

    Без комментариев отрицательного содержания в сторону чего-то хорошего уж никак. В жизни так уж заведено. Если есть чему завидовать, надо обязательно нагадить. Это я так расцениваю, имхо.
    Думаю, когда есть критика, есть куда и расти. Обсуждать и оставлять негативные реплики может каждый, а вот открыть свою школу, собрать хороший коллектив, общаться с детьми, зная каждого по имени? Сможете?

  • Анонимно
    31.08.2020 01:25

    В школе должна быть школьная форма.

  • Анонимно
    31.08.2020 21:27

    Спасибо за такую школу! Детям, закончившим эту школу или побывавшим здесь больше одного года, будет не так сложно приспособиться в жизни. В «СОлНЦе» РЕАЛЬНО учат детей жить, быть самими собой, добывать знания не через кнут и пряник, а через мотивацию. Тот, кто хочет что-то узнать, кем-то стать, действительно добивается поставленных целей. Ученика мотивируют не только родители и уроки с домашним заданием, но ещё и учительский коллектив во главе с директором. А что делает Павел Анатольевич? Учит размышлять, высказывать своё мнение, слушать. В современном мире это важно. Как важно сейчас не просто выйти из школы с хорошим аттестатом, а быть хорошим человеком и подкованным в разных направлениях. Это качается грамотности языка (умение говорить, формулировать свои мысли), культуры (знать историю своей родины, знать и почитать традиции, говорить хотя бы несколько фраз на языке татар — почему бы и нет?), финансовая грамотность (в школе были лекции на линейке), умение грамотно составить проект, донести информацию, попробовать себя в роли организатора мероприятий. У учащихся школы «СОлНЦе» есть возможности попробовать себя в любой роли. Стоит только захотеть!
    И считаю, что не важно получать ученую степень. Важно быть самим собой, совершать поступки во благо людей, уметь слушать и слышать, говорить понятно и информативно.

    Так уж устроены нынешние компетенции по отношению к требованиям современного выпускника школы.

    Про школьную форму. Здесь стоит сказать, что у медали две стороны. И если школьная форма дисциплинирует, то стоит упомянуть, что минусов будет больше. Вспоминая свои школьные времена, не могу сказать, что хулиганов и не послушных детей было меньше. Дисциплинирует не одежда, а понимание важности урока, умение совладать с собой, научиться работать в любой атмосфере. А для этого важны комфорт и гармония с собой. Школьная форма уравнивает детей разных социальных слоев? А как же ранцы/рюкзаки/сумки, обувь (туфли, кроссовки), гаджеты? Это не отделяет детей? Вот здесь уже роль родителей объяснить, что наличие той или иной вещи (гаджета, дорогого аксессуара) не делает человека плохим или хорошим. Что не по статусу надо делить людей и выбирать друзей.
    Одежда у учащихся должна быть в рамках приличий, но комфорт никто не отменял. Пусть будут собой. Пусть это будут фиолетовые, зелёные или синие волосы. Пускай этот период пройдёт в школе, в юном возрасте. По-моему, меньше вопросов будет у подростку с зелёными волосами, чем к 45-65 летним взрослым. Хотя... я бы не сочла это ужасным. Возможно, через несколько лет общество начнёт принимать подобное.

    Сейчас самое время понять, что такие школы, как «СОлНЦе» — будущие платформы для обучения современного человека, умеющего расставить приоритеты, поставить перед собой цели и решать задачи для их достижения.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль