Политика 
1.09.2020

«Было неудобно признавать, что стратегии нет»: за что голосовали на «Милләт җыены»?

Татарская общественность в шоке: после двух лет поисков и публичных обсуждений основополагающий документ превратили в «маленькую бумажку»

«Мы должны ее поставить на голосование, но знайте, что задуманное не осуществилось. И мы без подготовленной стратегии вступим в новый день», — говорил в субботу утром на заседании нацсовета «Милли шура» ее член, историк Дамир Исхаков. Позже, на пленарном заседании «Милләт җыены», текст под названием «Татары: стратегия действия», который до этого никто не выносил на общественное обсуждение, был принят. О том, при каких обстоятельствах рождался документ, — в материале «БИЗНЕС Online».

На пленарном заседании «Милләт җыены» внезапно приняли стратегию татарского народа, текст которой видели только 500 человек На пленарном заседании «Милләт җыены» внезапно приняли Стратегию татарского народа, текст которой видели только 500 человек Фото: Андрей Титов

СЕНСАЦИЯ НА «МИЛЛӘТ ҖЫЕНЫ»

Стратегия татарского народа принята! Эта неожиданная новость пришла во второй половине дня 29 августа, когда праздничный уик-энд в Казани и Татарстане уже вовсю набирал обороты. В редакции «БИЗНЕС Online» даже поначалу немного засомневались в информации, которую принес наш корреспондент из театра им. Джалиля, где заседал народный сход «Милләт җыены», организованный всемирным конгрессом татар.

Даже начав обзванивать участников «Милләт җыены», переместившихся к тому времени на другое торжественное мероприятие, мы не сразу получили четкого подтверждения. Кто-то говорил неуверенно: «Вроде бы да», — а кто-то и вовсе отрицал принятие судьбоносных решений. И все же позже стало понятно, что за некую стратегию делегаты «Милләт җыены» действительно проголосовали. В самом конце мероприятия, когда все уже готовились петь «Туган тел», глава национального совета «Милли шура» Василь Шайхразиев предложил принять документ. Далее, не особо утруждая себя подсчетом поднятых рук, вице-премьер РТ объявил, что большинство высказались за и стратегия принята.

Василь Шайхразиев предложил принять документ после чего, не особо утруждая себя подсчетом поднятых рук, вице-премьер РТ объявил, что большинство высказалось «за» Василь Шайхразиев предложил принять документ. Далее, не особо утруждая себя подсчетом поднятых рук, вице-премьер РТ объявил, что большинство высказалось «за» Фото: Андрей Титов

Итак, с одной интригой мы разобрались. Но осталась и другая: а какой именно текст стратегии был принят? Как оказалось, речь идет о документе на 10 страницах «Татары: стратегия действия», который был в раздаточном материале у каждого делегата народного схода. А доклад, с которым на «Милләт җыены» выступил Шайхразиев, являлся фактическим пересказом этой самой «Стратегии действия». Другими словами, принятие этакой национальной Конституции на долгие годы произошло в режиме спецоперации. Ни до, ни во время собрания документ никто не обсуждал, все произошло как будто между делом. 

До сих пор публично было известно лишь об одном варианте стратегии, разработка которой стартовала после послания президента РТ Рустама Минниханова, который еще в 2018 году заявил, что затягивание с разработкой этого документа «не красит». Стратегию официально разрабатывала группа ученых под руководством вице-президента АН РТ Дании Загидуллиной. Публично результаты представили лишь в виде эскиза, который был вывешен на сайте ВКТ. Кроме того, эскиз, куда постоянно вносились изменения, несколько раз публично обсуждался на встречах с татарскими общественниками в Татарстане, а также за его пределами, где его представляли те же Шайхразиев и Загидуллина. Далее глава «Милли шура» подключил к работе целый экспертный совет. В результате был подготовлен вполне солидный труд объемом свыше 100 страниц, однако на самом последнем этапе его без объяснения причин завернули в аппарате президента РТ, сославшись на сырость. В итоге стратегия не была принята к 30 августа 2019 года, как планировалось ранее, и казалось, что болезненную тему просто решили спустить на тормозах. Но в итоге внезапно возник абсолютно новый вариант, принятый в субботу.

Документ на 10 страницах «Татары: стратегия действия» был в раздаточном материале у каждого делегата народного схода Документ на 10 страницах «Татары: стратегия действия» был в раздаточном материале у каждого делегата народного схода Фото: Андрей Титов

«быть татарином — это чувствовать себя татарином»

Что же собой представляет 10-страничный документ «Татары: стратегия действия» (с полным текстом можно ознакомиться здесь)? Вопреки названию, по форме это больше напоминает историко-философское эссе, состоящее из набора благих пожеланий за все хорошее против всего плохого.

Цели стратегии ее авторы видят следующим образом:

  • повышение интереса к богатому историко-культурному наследию татар, являющемуся неистощимым ресурсом в определении сценариев будущего;
  • обретение чувства гордости за великие свершения предков и собственную принадлежность к народу;
  • личностный вклад каждого татарина в сохранение и развитие языка, культуры и традиций своего народа;
  • преодоление вызовов и рисков настоящего во имя будущего татарского народа;
  • единение татарского народа, обеспечение его полноправной жизнедеятельности среди всех народов, поддержание мира и согласия на основе культурного взаимодействия, традиционного уважения к достоинству и чувствам окружающих.

Пожалуй, подписаться можно под каждым пунктом, но как этого всего достичь?

А вот из чего состоит мировоззрение татарина, по мысли авторов «Стратегии действия»: «Мировоззренческие основы татарского народа складываются из таких смысловых понятий, как память о предках и история (шәжәрә), родной язык (туган тел), нравственность, вера (әхлак, иман), народная душа, гармония (моң), семейные ценности (гаилә кыйммәтләре), знание, просвещенность (гыйлем), свободолюбие и динамизм (ирек). Глубина их восприятия и следование им определяют национальную сущность татарина».

Подчеркивается здесь и важность религии: «Огромную роль в деле сплочения нации, в сохранении и развитии языка, культуры и традиций сыграл ислам, добровольно принятый предками татар в качестве государственной религии в 922 году. Следование нравственным установкам и духовным ценностям ханафитского мазхаба способствовало в том числе выстраиванию добрососедских отношений с разными народами и религиями, успешной интеграции татар в многонациональные сообщества. Исторически часть татар исповедуют православие. Татары всегда относились с глубоким уважением к верующему, а значит, надежному человеку. Именно убеждение и вера служат опорой, дают духовную силу».

При этом «Стратегия действия» изобилует и чисто литературными пассажами: «Быть татарином — это чувствовать себя татарином», «Татарский язык — учитель и друг, помогающий выразить наши сокровенные переживания», «Быть татарином — чувствовать скорость и мчаться, не отставая от времени, несмотря ни на какие испытания, стараться удержаться в седле, не упасть, не разбиться и в конечном счете достичь своей цели».

Альфрид Бустанов: «Стратегия частично опирается на некоторые мои тексты, поэтому на финальном этапе меня звали в качестве консультанта» Альфрид Бустанов (в центре): «Стратегия частично опирается на некоторые мои тексты, поэтому на финальном этапе меня звали в качестве консультанта» Фото: Андрей Титов

«КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ТЕКСТ, ОСТАВЛЯЮЩИЙ ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ ПОИСКА ИДЕНТИЧНОСТИ»

Кто же все-таки автор? Ответить на этот вопрос также оказалось нелегко. Один из создателей стратегии, которая писалась под руководством вице-президента АН РТ Загидуллиной, начальник отдела Института археологии им. Халикова Искандер Измайлов, в разговоре с «БИЗНЕС Online» открестился от нового документа: «Академия наук и наша группа, которая в прошлом году составляла стратегию, никакого отношения к новому варианту не имеет. Не знаю, кто писал». При этом один из источников газеты назвал среди авторов «Стратегии действия» историка, ассистент-профессора Амстердамского университета Альфрида Бустанова. «Стратегия частично опирается на некоторые мои тексты, поэтому на финальном этапе меня звали в качестве консультанта. Эта стратегия — не резолюция с задачами на один-два года, а концептуальный текст, оставляющий пространство для поиска идентичности и ответа на вопрос, что значит быть татарином», — сказал Бустанов нашему корреспонденту.

Искандер Измайлов: «Академия наук и наша группа, которая в прошлом году составляла стратегию, никакого отношения к новому варианту не имеет, не знаю, кто писал» Искандер Измайлов: «Академия наук и наша группа, которая в прошлом году составляла стратегию, никакого отношения к новому варианту не имеет. Не знаю, кто писал» Фото: «БИЗНЕС Online»

Между тем сразу несколько собеседников «БИЗНЕС Online» уверены, что «Татары: стратегия действия» — это творение отдела внутренней политики аппарата президента РТ. Базовую версию «Стратегии действия» якобы написал директор Института археологии им. Халикова Айрат Ситдиков, а окончательная редактура была за руководителем управления внутренней политики Александром Терентьевым.

Претензии о бессодержательности документа источники, близкие к ВКТ, парируют тем, что у стратегии, обсуждавшейся на «Милләт җыены» есть и неформальное приложение — это принятая 25 августа государственная программа РТ «Сохранение национальной идентичности татарского народа (2020–2023 годы)». Ее текст также был в раздаточном материале для участников народного схода. Однако аналогичная программа в Татарстане действует уже с 2014-го, без всякой стратегии, и нельзя сказать, что в новой редакции она сильно поменялась. Главное отличие — существенно увеличенное финансирование. Если ранее на сохранение татарской идентичности тратили 30–40 млн рублей в год, то теперь — 96–116 млн рублей. Хотя в любом случае сумма в 100 млн рублей в год выглядит солидно только на первый взгляд, ведь годовой бюджет только одного театра им. Джалиля, где проходил «Милләт җыены» и в котором татарские оперы и балеты идут за сезон от силы десяток раз, составляет полмиллиарда рублей. К примеру, «Татаркино» в госпрограмме предлагается ежегодно снимать по два фильма на основе татарской классики, на это выделяется 4,77 миллиона, но на такие деньги можно снять только короткометражку. В плане мероприятий есть и немало полезных, связанных с научной и образовательной деятельностью, но о каком-то новом подходе говорить не приходится.

Римзиль Валеев: «Наверное, в канун 100-летия ТАССР и президентских выборов было неудобно признавать, что стратегии нет. Видимо решили так, чтобы не было пустоты» Римзиль Валеев: «Наверное, в канун 100-летия ТАССР и президентских выборов неудобно признавать, что стратегии нет. Видимо, решили так, чтобы не было пустоты» Фото: Андрей Титов

«МЫ БЕЗ ПОДГОТОВЛЕННОЙ СТРАТЕГИИ ВСТУПИМ В НОВЫЙ ДЕНЬ»

После недавней статьи Минниханова о будущем татарского народа мы были вправе ждать прорыва на данном направлении, сказал «БИЗНЕС Online» завотделом Института археологии им. Халикова Измайлов, но подобного не произошло. «В этой же так называемой стратегии, в которой нет стратегии, размазаны те идеи, которые были высказаны президентом. Больше воды оказалось в данном документе, но не больше сути. Казалось бы, акценты расставлены, они должны были быть серьезно развиты и предложены не только такие болевые точки, но и пути их решения. В этой стратегии ничего подобного нет. Она просто набор лозунгов, призывов и неких таких пустых рассуждений. К сожалению, можно сказать, что никакой стратегии пока нет. То, что было представлено и принято, — это просто набор деклараций», — считает наш собеседник.

Рафаэль Хакимов считает главной ошибкой в работе то, что изначально к ней не подключали лидера республики Рафаэль Хакимов считает главной ошибкой в работе то, что изначально к ней не подключали лидера республики Фото: «БИЗНЕС Online»

А научный руководитель Института истории им. Марджани Рафаэль Хакимов считает главной ошибкой в работе то, что изначально к ней не подключали лидера республики. «Если президент не дает распоряжений — сделать так, тут поменять что-то, здесь убрать и сделать понятнее, — никакой стратегии не будет», — сказал Хакимов нашему корреспонденту. Ученый напомнил, что, будучи политическим советником первого президент РТ Минтимера Шаймиева, работал с ним именно так: «Стратегия — это прерогатива первого лица. Что было бы, если бы стратегию института делали без ее директора, не знаю, чтобы из нее получилось, тогда пришлось бы менять директора. Поэтому у меня есть некоторые сомнения в новом документе».

Журналист и общественный деятель, руководитель интернет-студии ВКТ Римзиль Валеев говорит, что ему еще нужно понять суть принятого документа («методологию пока не понял»). «Наверное, в канун 100-летия ТАССР и президентских выборов неудобно признавать, что стратегии нет. Видимо, решили так, чтобы не было пустоты, — сказал общественник „БИЗНЕС Online“. — Со мной был приехавший из Уфы Мадриль Гафуров — собкор центрального телевидения в Уфе, талантливый поэт, журналист, он возглавляет фонд Мажита Гафури, известный человек. Я дал ему почитать, ему понравилось, поскольку он никаких других вариантов стратегии не видел. На сторонних читателей, которые не в этой теме, она производит хорошее впечатления, потому что данные намерения и слова правильные. Хотя думаю, что это все-таки не стратегия, а концепция, с которой я согласен».

Дамир Исхакова: «Я воздержусь при голосовании. Так как начатую нами стратегию мы не завершили. Главная проблема — нехватка специалистов» Дамир Исхаков: «Я воздержусь при голосовании, так как начатую нами стратегию мы не завершили. Главная проблема — нехватка специалистов» Фото: «БИЗНЕС Online»

Как выяснил «БИЗНЕС Online», голосование по «Стратегии действия» обсуждали еще в субботу утром на заседании нацсовета «Милли шура». Редакция получила запись выступления на встрече члена национального совета, историка и этнолога Дамира Исхакова. «Я воздержусь при голосовании, так как начатую нами стратегию мы не завершили. Главная проблема — нехватка специалистов. Поэтому АН РТ не смогла выполнить свою функцию. Она (стратегия прим. ред.) вся превратилась в маленькую бумажку, которая у вас на руках. На самом деле это не стратегия, а воззвание или похожий на него документ. Сейчас мы не можем подобное остановить, потому что за ней стоят другие проблемы. Мы должны ее поставить на голосование, но знайте, что задуманное не осуществилось. И мы без подготовленной стратегии вступим в новый день», — сказал коллегам Исхаков.

Фатих Сибагатуллин: «Хоть и приняли эту стратегию, но выход еще есть — надо составить конкретные задачи, хотя бы несколько» Фатих Сибагатуллин: «Хоть и приняли эту стратегию, но выход еще есть — надо составить конкретные задачи, хотя бы несколько» Фото: «БИЗНЕС Online»

«НУЖНО СНЯТЬ С ДОЛЖНОСТЕЙ ШАЙХРАЗИЕВА И ЗАКИРОВА, ПОСТАВИТЬ НОВОГО ЧЕЛОВЕКА»

Депутат Госдумы РФ Фатих Сибагатуллин сам позвонил корреспонденту «БИЗНЕС Online», чтобы выразить свою негативную реакцию на принятие стратегии татар в минувшую субботу.

— Фатих Саубанович, вы следили за тем, как проходила все это время работа над Стратегией развития татарского народа?

— О стратегии сначала заговорил Рустам Нургалиевич Минниханов, это было в послании 2018 года. Уже прошел 2019-й — нет стратегии, вроде обсуждали ее в Нурлате, где я работал, в Арске, где родился, я же интересуюсь этим. Оказалось, что там пустой разговор. Провели ради галочки и передали Академии наук РТ, которая должна была все расписать. Главной назначили Загидуллину Данию Фатыховну, она знающий человек, вице-президент Академии наук, но ее роли тоже не видно.

Но документ создали. Я был тогда в хороших отношениях с Василем Шайхразиевым, мы обсудили этот вопрос. Хотя страниц и много, я прочитал материал, но ничего не понял, высказал — ему не понравилось. Я заявил, что должно быть максимум на 5–6 страницах, а он язвительно: «Можно и на одной странице, Туфан Миннуллин так предлагал — на одной странице». Конкретика нужна!

— В эти дни вы как-то высказывали свое мнение?

—  На «Милләт җыены» меня даже не пригласили, я об этом сказал Закирову (Ринат Закиров — председатель исполкома ВКТ — прим. ред.), он ответил, что им сократили количество до 500 человек. Но эта стратегия не будет работать. На ипподроме встретились с учеными, один из них — Фаиль Ахмадиев, профессор, член-корреспондент Академии наук. Я у него спросил, у других ученых: «Что вы поняли из стратегии?» Говорят, что абсолютно ничего, и за такую стратегию голосовали. Подставили летчика Дамира Юсупова, чтобы он предложил залу проголосовать за стратегию. Так нельзя.

— По-вашему, что нужно делать в такой ситуации?

— Хоть и приняли эту стратегию, но выход еще есть — надо составить конкретные задачи, хотя бы несколько. Нужно снять с должностей Шайхразиева и Закирова, поставить нового человека. Если бы был Индус Ризакович (Индус Тагиров — председатель исполкома ВКТ в 1992–2002 годах — прим. ред.), такой вакханалии не произошло бы. Ну нельзя так подводить президента Минниханова, тем более перед выборами. Что сделал конгресс татар за 30 лет? Исключил из своих рядов патриотов — «Штаб татар Москвы». Что сделал конгресс для моего родного района, ну что? Там старается Римзиль Валеев, держат телевидение, все оборудовано, но кто их смотрит, кто читает? Сейчас выборы в сельсоветы, горсоветы. Мы, депутаты Госдумы, здесь находимся, работаем с избирателями. Там люди обязательно спросят про стратегию, что им ответить? Тайком приняли, и ничего в ней непонятно.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (262) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
31.08.2020 14:59

личностный вклад каждого татарина в сохранение и развитие языка, культуры и традиций своего народа;
Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/479356...
всё как всегда. народ должен: платить, содержать и т.д.
а рецепт развития татарского народа один, повышать уровень жизни, всё остальное подтянется.

  • Анонимно
    31.08.2020 14:59

    личностный вклад каждого татарина в сохранение и развитие языка, культуры и традиций своего народа;
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/479356...
    всё как всегда. народ должен: платить, содержать и т.д.
    а рецепт развития татарского народа один, повышать уровень жизни, всё остальное подтянется.

    • Анонимно
      31.08.2020 15:16

      14:59
      - Вы не оправдали оказанного вам высокого доверия.
      - Невозможно работать.
      - Вы даете нереальные планы.
      - Это как его? Волюнтаризм!
      - В моем доме - не выражаться!
      Х/ф «Кавказская пленница».

      • Анонимно
        31.08.2020 21:50

        К сожалению абсолютное большинство приезжающих делегатов из регионов - люди , мягко говоря, приземлённые...
        Они взаправду верят той мишуре, которой их потчуют чиновники Татарии...
        В большей массе своей это бывшие женщины-бюджетницы, на пенсии решившие вдруг вспомнить, что они по рождению татары...
        При том что их дети и внуки уже давно ассимилировались и не знают не только татарского языка, но и ни разу не были на родине своих предков, будь это Татария или Поволжье...
        Они, в большинстве своём не имеют ни бизнеса своего, ни какого либо положения в своих регионах...
        Но мантры в Казани, что они причастны к какому то сказочному волшебству "национального возрождения" претворяют с ними злую штуку...
        Они просто отдают на откуп казанским щиновникам все свои чаяния и становятся обычными статистами...




        • Анонимно
          1.09.2020 08:28

          Единственное, что я понял из этой статьи это что некий Терентьев (который кстати зам Сафарова) утвердил и продавил так называемую стратегию по выживанию татарского народа (на 10 стр.). Возникает вопрос: эти двое себя кем-то возомнили или им есть чему нас поучить??

      • Анонимно
        31.08.2020 21:54

        Мне кажется не «волюнтаризме» дело.Могли позвонить из Москвы сказать:какая у татар отдельная стратегия?!У нас у всех единая стратегия...Наши слепили Филькину грамоту и Шахразеева виновным сделали.Как иначе можно понять,когда весь призидиум руководители РТ и наверняка они голосовали.

        • Анонимно
          1.09.2020 09:50

          Вся Татария - филькина грамота.
          Вы не видите?
          Всё держится только на нефти.
          Остальное: ТОСЭРы, Особые Зоны, ремонт дорог в городах, парки - всё производное от нефти и содержится за счёт нефти.
          Промышленности нет.
          Налогов от промышленности нет.
          Шарик.
          Красивый, яркий.
          Лр тех пор, пока есть нефть.
          И федералы, которые согласились , ПОКА, с нефтью для региона.
          Что бы это шарик показывать всем.
          Но, уверяю вас, все регионы прекрасно знают - откуда это "благополучие" у Татарии.)))
          Но все делают вид: Вау, ничего себе! )))
          Вот это продвинутые и иннвационные. ))))

          • Анонимно
            1.09.2020 10:51

            Промышленности во всей стране нет
            У нас вся страна держится на нефти и газа

            • Анонимно
              1.09.2020 14:28

              Почему тогда везде кричали, что "мы можем"? Предъявите уж, здешние, что вы можете, кроме как бюджет пилить!

          • Анонимно
            1.09.2020 13:07

            9.50. Завистью не захлебнитесь. Не знаю, что там думают другие регионы, но они точно не делегировали вам полномочия говорить от их имени и тем более сочинять бред.

          • Анонимно
            1.09.2020 14:23

            Уважаемый, к вашему сведению, вся Россия это - филькина грамота. Всё держится на нефти, кстати, татарской. Вы, это, очевидно, не знали. Искренне сочувствую.

            • Анонимно
              1.09.2020 15:01

              На татарской некачественной нефти, значит, все держится? А сибирская - это так просто? Да уж! Сегодня, конечно, жарко, но не до такой же степени, чтоб так мозги нагреть!

            • Анонимно
              1.09.2020 17:30

              14.23 что на татарской-не знали. Знали что на чистой сибирской с примесью мазутной татарской. Вернее татарстанской, не вы одни ее добываете.

          • Анонимно
            1.09.2020 14:45

            9:50 Чепуху не пишите!) Татарстан это донор , тянет всю Русь на себе !

            • Анонимно
              1.09.2020 18:13

              Ой, ржу-не могу! значит, татарстан всю Россию на себе тянет? ну-ну! Вы это той же Нижегородской области скажите, Самарской, Ульяновской и далее по списку! То-то РТ никто нигде не уважает, одни болтуны тут!

    • Анонимно
      31.08.2020 15:30

      Кто нибудь видел стратегию еврейской нации?
      Нет
      А она есть
      И принималась не на съездах а в узком кругу 5-6 лиц

      • Оптимист
        31.08.2020 15:58

        Было бы смешно, если не было бы так грустно
        Кто этот человек
        Для чего он там?
        Он сам чувствует свою нелепость?
        Какой пеной его туда вынесло?

        • Анонимно
          31.08.2020 16:27

          Все верно написано. Действия должны быть обоюдным как со стороны людей, так и со стороны руководства.

          • Анонимно
            31.08.2020 17:58

            Вклад огромный с противоположной стороны: передачи на татарском ТВ для детей и не только, различные фестивали Мин татарча сойляшэм, например. Также лагерь Салэт. Вклад людей тоже необходим.

            • Анонимно
              1.09.2020 18:15

              Вы хоть раз этот Шаян смотрели? Похоже, что нет! Переводы российских и зарубежных мультиков на татарский - вот и все! Свои-то создать никак не могут, чтобы их на тот же русский перевели! !

      • Анонимно
        31.08.2020 16:28

        Цель у этой стратегии у татар должна быть одна - это борьба за реальное федеративное устройство России, борьба против унитаризма в любых ее проявлениях. И все. Остальное есть производное от этой генеральной линии.

        Sheldon

        • Анонимно
          31.08.2020 16:37

          Т.е за выполнение Конституции РФ

          • Анонимно
            31.08.2020 17:06

            И еще, в качестве дополнения. Без нарезки на федеральные округа, без того, чтобы депутаты избирались по партийным спискам, без того, чтобы сенаторов назначали, а не выбирали как и всех представителей народа во власти, без того, чтобы глав республик могли уволить за недоверие и т.д. Начиная со всей структуры власти и заканчивая всеми бюджетными отношениями, которые перекошены в сторону унитаризма и подавления федерализма.

            Вот за что должны татары бороться в своей стратегии. Это должна быть их цель. И эта цель позволит развивать не только татарский народ, но все народы России без исключения. Но татары как второй по численности народ должны взять на себя такую миссию.

            Sheldon

            • Анонимно
              1.09.2020 09:47

              не надо такую миссию.. собираться надо чаще вместе... и решать народом а не выборщиками

            • Анонимно
              1.09.2020 11:12

              То есть вы за рабовладельческий строй? Ну просто вы в своей стратегии Древний Рим описали.

          • Анонимно
            31.08.2020 17:29

            16:37 Только той, на которой впервые клялся в верности Конституции Путин. И обещал не менять его, сохранять его дух. Только вот проблема, от той старой мало что и осталось, только некоторые общие слова.

            Sh

        • Анонимно
          31.08.2020 22:54

          Лдпр что ли, Sheldon?

        • Анонимно
          1.09.2020 09:46

          не там борьба... не с политическим устройством... в Японии и в Турции таких целей у татар нет...

        • Анонимно
          1.09.2020 23:25

          Да, без политической борьбы интереса к возрождению не будет.

    • Моисей
      31.08.2020 15:33

      Для меня с самого начала было понятно что не будет никакой стратегии
      По крайней мере в публичном поле

      • Анонимно
        31.08.2020 16:21

        15.33Стратегия в основном о 20 задачах поставленных как то в одной статье.
        К этим 20 задачам составить конкретные дорожные карты по реализации на практике.
        Составить план А,если он не получается на практике,работать по плану Б.

      • Моисей
        31.08.2020 16:31

        Какую стратегию можно сейчас написать в России при существующей власти?
        Только такую, общими словами, мы татары за все хорошее
        Любые другие слова прописанные в ней будут расценивался Москвой как сепаратизм и т.д
        Там ярлыки быстро клеют)
        Отсюда и такой обезжиренный, ванильный документ
        Вы ожидали чего то другого?))
        Напрасно
        Не то время и не те люди
        Имитация бурной деятельности
        А настоящая стратегия есть я думаю
        И не надо нам ее видеть
        Такие документы делаются в штабах, их с рядовыми не обсуждают
        От

      • Анонимно
        31.08.2020 19:45

        "....принятие этакой национальной Конституции на долгие годы произошло в режиме спецоперации. Ни до, ни во время собрания документ никто не обсуждал, все произошло как будто между делом".
        https://www.business-gazeta.ru/article/479356

      • Анонимно
        1.09.2020 02:40

        Там, где Дания, какая может быть стратегия?!

        • Анонимно
          2.09.2020 00:03

          Стратегия может быть не только в Дании, но и в Швеции.

    • Анонимно
      31.08.2020 15:41

      Для этого нужно лишь забрать в собственность республики Татнефть с ТАИФом, но для этого идеологам «стратегии» надо залезть в свои карманы и оторвать от себя прежде всего, что вряд ли кто будет делать. Бюджетные деньги на все это, это чужие, а свои это свои родные.

      • Анонимно
        31.08.2020 15:48

        Покажите пример для начала с Роснефть и Газпромом
        Нехорошо как то что недра России принадлежат арабам и англичанам
        Антиконституционно как то

        • Анонимно
          31.08.2020 16:23

          Ты одно и то же пишешь в каждом комментарии про Таиф и Татнефть. Судьбу Газпрома и Роснефти будут решать жители Москвы и Питера, это не твое дело.

        • Анонимно
          31.08.2020 16:28

          Ничего не нужно забирать. Благодаря налогам татнефти и татифа было сделано очень много вложение в развитие республики

          • Анонимно
            31.08.2020 17:01

            16:28 налоги лишь малая часть и они итак обязаны их платить. А прибыль гораздо большая идёт мимо.

    • Оптимист
      31.08.2020 15:46

      Стратегия тут одна
      Умещается в одну строчку
      Требование соблюдения Конституции РФ в области прав коренных народов РФ
      Можно добавить и в области международного права
      Все
      Больше ничего не надо
      Там умными и компетентными людьми все обозначено

      • Анонимно
        31.08.2020 16:18

        Оптимист, по конституции как раз все соблюдается, все отлично в отличии от многих малых народов других «развитых» стран.

      • Анонимно
        1.09.2020 09:48

        при чем тут конституция и вырождение народов, ассимиляция - естественный процесс...

        • Анонимно
          1.09.2020 12:36

          Задача руководства ВКТ служить татарскому народу, развивать татарское национальное движение – вместо этого оно успешно разваливает работающую структуру, нарушая обещания, которые клятвенно дает. Потому что эти «два голоса» Шайхразиева не позволили восстановить «Штаб татар» в декабре. Татарская общественность Москвы уверена, что полпред РТ в Москве Равиль Ахметшин настроен критично к «Штабу татар» и на планерках, якобы, чуть ли не в директивном порядке, выступает за исключение «Штаба татар» из ВКТ. Да не только это, в течение прошлого года Полпредство упорно занималась политикой дискредитации «Штаба татар» разными путями. Дошло до того, что Полпредство направило письма татарским организациям Москвы и московской области с директивой прекратить сотрудничество со «Штабом татар». Почему Ахметшин внёс дисбаланс в татарскую общину города и области? Кому это выгодно? Точно не татарам! Вообще, может ли Ахметшин после такого громкого провокационного инцидента находится на своём посту? Ведь антиштабовские действия - это удар в целостность татарского мира.

          Другой достаточно сложный момент – «Штаб татар» возникал на базе организации, созданной в Москве Фикрятом Табеевым. Для «Штаба татар» Табеев в некотором роде символ. В Москве Табеев играл роль некоего «патриарха» татарского бизнеса, опираясь на различные свои неформальные связи. С Табеевым считались и мэр Москвы Юрий Лужков, и аппарат президента России. Если взять число миллион татар в Москве за некоторую базовую цифру и оценить их средний капитал примерно в 10 млн рублей у каждого, то это 10 триллионов рублей. Реальное влияние московских татар, наверное, еще весомее. Чего стоит Дамир Хуснуллин, который контролирует несколько триллионов рублей. Татары давно уже один из ключевых элементов среднего класса Москвы. Просто они еще разобщены, но вынуждены будут в условиях ужесточающийся конкуренции, постепенно объединяться, аналогично процессу, проходившему в начале XX века в России. Табеев, видимо, сам настрадавшись от дискриминации, решил создать это объединение татарской элиты в Москве, прекрасно понимая, его насущность, необходимость.

          Рашид Ахметов

          • Анонимно
            3.09.2020 16:23

            12:36
            "Если взять число миллион татар в Москве за некоторую базовую цифру и оценить их средний капитал примерно в 10 млн рублей у каждого, то это 10 триллионов рублей."
            Это откровенный "сферический конь в вакууме".

    • Анонимно
      31.08.2020 16:16

      Было нелепо признавать что голосовать не за что ... по-моему это явно говорит о том, что голосовать и выбирать тех кто нынче у руля ни на каком уровне НЕ СТОИТ!!

    • Анонимно
      31.08.2020 18:08

      Главная стратегия татар - это еще 30 лет разрабатывать тактику татар! За счет местного бюджета, естественно!!!

    • Анонимно
      31.08.2020 22:21

      Надоели эти люди, что только руками водят

      • Анонимно
        1.09.2020 09:49

        думский депутат четко сказал - когда поменяют Закирова - начнется движение...

        • Анонимно
          1.09.2020 10:52

          и Шайхразиева тоже

          • Анонимно
            2.09.2020 10:11

            го в первую очередь. Если, как на Страшном суде, взвесить все его добрые дела и - недобрые, по отношению к Татарскому народу, что перевесит! Чаша грехов со свистом врежется в пол, поскольку - велика! Ильдус.

    • Анонимно
      1.09.2020 12:36

      Если вернуться к событиям в декабре 2019 года, то руководители Всемирного Конгресса татар(ВКТ) всю осень твердо обещали руководству «Штабу татар», что их восстановят в членстве в ВКТ. Но в результате, после бурного обсуждения ситуации на Милли Шура, когда значительная часть региональных отделений ВКТ ( из других субъектов РФ) потребовала восстановления Штаба и голоса распределились примерно поровну (руководство ВКТ явно не ожидало такой мощной поддержки позиции «Штаба татар», то есть ВКТ оказался в состоянии серьезного раскола) - сам Шайхразиев заявил, что он, как председатель, имеет два голоса, и он своими двумя голосами голосует за то, чтобы не восстанавливать «Штаб татар» в ВКТ. С одной стороны, председатель ВКТ обещает восстановить «Штаб татар», с другой стороны своими личными «двумя голосами», навязывает противоположное решение Милли Шура ВКТ, идет против воли регионов. Как это возможно?

      С уважением, Рашид Ахметов

      • Анонимно
        2.09.2020 10:14

        Странно, что имеет только "два голоса" - один человек. А почему, например - "не двенадцать голосов" в таком случае? Это, - раздвоение. Шизофрения, простите...

      • Анонимно
        2.09.2020 14:40

        Штаб очень сильная организация ,в которой очень много клубов состоят.
        Студенты,офицеры,медики и т.д.
        Просто действительно сильную организацию просто не пропускают.
        Это дело чьих то рук

      • Анонимно
        2.09.2020 16:43

        Мы всегда приходим в штаб и проводим время с пользой.
        Это самое тёплое и уютное место в стране

  • Анонимно
    31.08.2020 15:08

    Гора родила мышь

    • Анонимно
      31.08.2020 16:48

      Мечаться со стратегией, а всё гораздо проще, нужна среди всех жителей республики социальная справедливость, честные выборы и возможность карьерного роста не зависимо от клана, родни, национальности, вот вышла на БО статья о назначении министра образования, почему бы не позволить выдвигать кандидатов из самой структуры образования, поработал Бурганов и теперь их поменяют местами с Фазлеевой или ещё кого-то, но честное слово уже не смешно становится. Поэтому так и выполняются задачи, а академия наук в республике давно бутафория!

    • Анонимно
      31.08.2020 18:19

      Коллега, перед нами как раз уникальный случай, когда «гора не родила даже мышь».

      • Анонимно
        1.09.2020 09:50

        а гора и не должна рожать... она исторгает полезные ископаемые... или пустую породу...

      • Анонимно
        1.09.2020 13:05

        «Нужно действовать, не исходя из частных интриг, а исходя из интересов татарского народа. Все эти советские штуки с большим указательным пальцем, пора выбросить на свалку. Штаб не должен останавливать свою масштабную работу. К сожалению, полпред Ахметшин ввёл в заблуждение руководство конгресса татар»- так говорят в конгрессе татар. Готов ли Ахметшин нести ответственность за содеянное?

        Возникает вопрос: почему Ямалеев, имея такой административный ресурс, не обращается в суд и не восстанавливает Штаб татар в состав ВКТ в судебном порядке? Почему Ямалеев идёт на уступки? Наверно, Ямалеев надеется, что Ахметшин уйдёт на пенсию и искусственный конфликт будет исчерпан.

        Действительно, Штаб татар не отчаивается и работает. В последнее время Штаб организовал свой новый канал на ютубе. «Штаб татар» всегда поддерживает татарстанских спортсменов, татарских артистов. Кто кроме Штаба привлекает татарских блогеров для работы по переписи населения? Перед Новым годом «Штаб татар» провел встречу за «круглым столом» с 200-ми активистам из татар, руководителями районных татарских общественных организаций Башкортостана. Эти полтора миллиона татар Башкортостана – складывается впечатление, что они никому не нужны, кроме «Штаба татар». Штаб ведёт работу с не только с татарами Башкортостана, и с другими регионами, как Удмуртия, Нижний Новгород.

        Жизнь продолжается. Вера в ВКТ, в результате некрасивых интриг, сейчас у многих региональных татарских представителей во многом подорвана. Необходимо ее восстанавливать. А без восстановления Штаба татар это невозможно! Или ВКТ будет снова действовать под указку Ахметшина? Ведь уже стало ясно, что все обвинения против «Штаба татар» клеветнического характера и беспочвенны!

        Рашит Ахметов

        • Анонимно
          1.09.2020 14:35

          А еще с татарами Марса, Венеры и Сатурна! Как все это надоело читать! Решили теперь провести Сабантуй на Юпитере, думаем теперь, где денег взять на это!

  • Любая из существующих общественных проблем сводится к проблеме смены политической элиты.
    Все остальное - досужие разговоры.

    • Анонимно
      31.08.2020 15:15

      Где новую взять? Опять до основания старый мир мы разрушим, Эмиль?

    • Оптимист
      31.08.2020 15:16

      А что вы ждали от бывшего милиционера?
      Интеллектуального труда?

      • Анонимно
        31.08.2020 19:19

        Кто его туда назначил.

      • Анонимно
        31.08.2020 20:04

        Исхаков Дамир как всегда хочет показаться белым, пушистым, хотя годами кормится работой в ВТК, выдавая себя за идеолога и политолога, давно за это время можно было написать стратегию, где Исхаков, там разлад и внутренний конфликт, шумиха. Зачем его там держат, не понятно.

        • Анонимно
          31.08.2020 22:45

          Сообщаю' я в ВКТ не работаю.Там я'как и все остальные'являюсь общественным деятелем.Работа же моя- в качестве редактора журнала "Туган жир.Родной край"тоже не вполне конгрессовская'т.к. журнал этот является органов Всетатарского общества краеведов-организации'по определению полностью общественной.Так что комментарий не профессиональный.

          • Анонимно
            1.09.2020 02:55

            Дамир, не надо придуриваться, финансирование вашего журнала идет через конгресс, и деньги ты получаешь в бухгалтерии конгресса.

    • Оптимист
      31.08.2020 15:18

      Надеюсь стратегия написана другими людьми и лежит у нужных людей на столе
      Это доку мент не для широкого круга лиц
      А Шайхразиев что смог то смог
      Не требуйте от него сверх его возможностей

      • Анонимно
        31.08.2020 19:20

        Вот пусть они им выполняют.
        Кто их уполномачивал от народа писать народу стратегию

        • Анонимно
          1.09.2020 02:57

          Ну и ты пиши свою стратегию, причем тут "от имени народа"? Никто не может запретить любым людям писать хоть стратегию, хоть тактику.

          • Анонимно
            1.09.2020 14:38

            А вы гарантируете, что ее тоже, стоя будут, принимать? И пол аплодисменты!

      • Анонимно
        2.09.2020 10:18

        От него требуют открытости и чистоты методов, как и положено себя вести хорошему мусульманину, а не подковерности, нечестности и интриг. Работа должна вестись на пользу татарам, а не определенному узкому кругу лиц.

    • Анонимно
      31.08.2020 15:26

      Самое смешное, что татарскому народу можно будет голосовать на предстоящих выборах за любых кандидатов, -
      хуже не будет.

    • Анонимно
      31.08.2020 15:33

      Фаузия Байрамова - вот истинный лидер татарской нации!
      Остальные лицедеи и конъюктурщики.

      • Анонимно
        31.08.2020 16:50

        Да, но она женщина к тому же уже в возрасте

      • Анонимно
        31.08.2020 17:33

        Мне жаль нацию где Байрамова лидер. Мдаааа

        • Анонимно
          31.08.2020 21:06

          Лучше себя пожалейте, татары гордятся своими высокообразованными
          писателями и общественными деятелями,
          посвятившими свою жизнь служению своему
          народу, а не кормлению с барского стола.

          • Анонимно
            1.09.2020 07:02

            Кто эти высокообразованные писатели, которыми гордятся татары? Яхина, что ли,с "Зулейхой..."?

          • Анонимно
            1.09.2020 14:40

            Короче, примеров высокообразованных писателей нет, а все это лишь бла-бла-бла...

        • Рашид
          31.08.2020 22:02

          17:33 Себя пожалейте...

          • Анонимно
            1.09.2020 11:28

            себя то чего жалеть? жалеть действительно надо тех, для кого Фузия пример. И речь здесь не о татарах

      • Анонимно
        31.08.2020 18:04

        депутатом ещё можно или советником как Шаймиева, а президентом женщине негоже

    • Анонимно
      31.08.2020 16:08

      Смысл менять элиту, если она в первую очередь заинтересована в сохранении татарской идентичности?

    • Анонимно
      31.08.2020 16:10

      Элита менятеся в Татарстане в последние годы, да медленно, но такой процесс идет. Да и молодых больше стало

      • Анонимно
        31.08.2020 18:03

        То есть дети и родственники сегодняшней элиты -
        это наша будущая элита, которая на подходе?

        • Анонимно
          31.08.2020 22:03

          Да, кормимые нацидеями уже с этим согласны и считают за норму жизни... Печаль беда, да видно так и надо. Заслужили таких удащливых начальников себе.

    • Анонимно
      31.08.2020 16:11

      Будут выборы - народ проголосует

      • Анонимно
        31.08.2020 16:32

        На последних выборах на 2/3 обновился состав Госсовета , поэтому обновление происходит.

    • Анонимно
      31.08.2020 16:11

      Узко мыслите, Эмиль. Придет другая элита, и булет все то же самое

  • Анонимно
    31.08.2020 15:10

    Стратегию нужно было принимать в начале 90-ых когда благодаря борьбе некоторых истинных (дальновидных) патриотов ТАССР удалось преобразовать в РТ (а не в какую-нибудь область) с сохранением всех и даже больших полномочий, после чего особо удачливым в руки пришла власть. Вам давалась власть, вы ею не воспользовались. Сейчас чего бы вы не приняли уже поздно, вам никто не верит и народ за вами не пойдет!

    • Анонимно
      31.08.2020 18:05

      Народ то как раз за ними и пойдет, но это народ а не нация

    • Анонимно
      31.08.2020 20:19

      а чем хуже область?

    • Анонимно
      1.09.2020 12:37

      Дело идет о выживании собственного бизнеса, татары народ по сути своей мелкобуржуазный и интерес отстаивания своего бизнеса неизбежно будет толкать к неформальной самоорганизации. Как и для любого народа России, русская культура для них все равно будет неродной, это объективная данность. Диаспора всегда в гораздо больших размерах ощущает необходимость сохранения своей родной культуры. Раньше считалось, что московский «плавильный котел» создаст особую московскую интернациональную или даже русифицированную субкультуру.
      Но это ошибочное представление действует только на «коротких дистанциях». Выясняется, что на «длинных дистанциях» неизбежно начинает пробуждаться тяга к национальным корням. Если в первом поколении приезжие стремятся «влиться» в незнакомый для них социум, забывая о национальном, то во втором поколении наступает обратный ход маятника, наступает дэинтернационализация, возникает национальная община, потому что ни один человек не может существовать вне этнического пространства.

      С уважением, Рашид Ахметов

    • Анонимно
      2.09.2020 08:30

      Воспользовались властью, даже очень!

  • Анонимно
    31.08.2020 15:10

    Ильсур Раисович чего китайский костюм-то нацепил?

  • Анонимно
    31.08.2020 15:11

    А стратегия казанлы, мишәр, кәчим, себер, әстерхан, керәшен, нагайбәкләр, башкирам, касимовских и других? И где наши конгрессы, фонды и все остальные плюшки?

  • Анонимно
    31.08.2020 15:12

    КАК могут допустить такие ЛЯПЫ? КОГДА Шайхразиев возложил на себя такие полномочия? КАКУЮ ответственность он будет нести за такой БРЕД перед будущим поколением?

    • Анонимно
      2.09.2020 10:19

      А вот мера ответственности - очень интересная тема. И не хотелось бы её замалчивать!

  • Анонимно
    31.08.2020 15:12

    У нас что, засланные казачки, начиная с Шайхразиева7
    Тогда неудивительно, что моя родная речь в загоне!

  • Анонимно
    31.08.2020 15:13

    У меня у простого сельского жителя стратегия одна, платить вовремя за коммунальные услуги, своевременно обслуживать свои кредиты, и постараться образовывать своих детей чтобы они хотя бы знали инностранные языки, чтобы в дальнейшем им уехать хотя бы в страныи Евросоюза. Здесь мы действительно государству не нужны

  • Анонимно
    31.08.2020 15:14

    Оно и понятно, любая внятная национальная стратегия будет выходить за рамки экстремизма. Зачем вообще поднимать такие темы – не понятно.

    • Анонимно
      31.08.2020 21:50

      //...любая внятная национальная стратегия будет выходить за рамки экстремизма...//

      Похоже, что ты посягаешь на права Бога, который являет на
      этот свет людей разных рас с равными правами и возможностями на существование, а также - развитие.
      А темы, любые, нужно поднимать, - для их разрешения.

    • Анонимно
      1.09.2020 03:07

      31.08.2020 15:14
      Темы любые можно и нужно поднимать, но не надо забывать, что живем под авторитарной властью России. А ей никакие стратегии национальных меньшинств не нужны. Вот для имитации поставили Шайхразиева, кстати, чел выступает на татарском очень коряво, через пень-колоду. Зачем таких ставят?

  • Анонимно
    31.08.2020 15:14

    Стратегия известна - каждому татарину по эпочмаку ...каждому удаЩливому - по миллиарду ... старую русскаую сказку про вершки и корешки наши аулдаши очень ловко применили на соплеменниках..

  • Анонимно
    31.08.2020 15:15

    Давно Шахразиева надо убирать из Милли Шуры. Он там только мешает работать Закирову. За 2 года не мог подготовить стратегию развития Татарстана.

    • Анонимно
      31.08.2020 16:10

      Закиров тоже далеко не двигатель прогресса, гнать их всех, дорогу молодым и прогрессивным!!

      • Анонимно
        31.08.2020 18:08

        ВКТ вообще надо закрыть. Только деньги бюджетные проедают.

  • Анонимно
    31.08.2020 15:15

    Каков правовой статус этого документа? И были ли какие нибудь полномочия у этого собрания вообще что либо принимать?

  • Анонимно
    31.08.2020 15:17

    "А вы, друзья, как ни садитесь, Всё в музыканты не годитесь"!

  • Анонимно
    31.08.2020 15:17

    Доклад на каком языке шел?

    • Анонимно
      31.08.2020 16:02

      татарча

      • Анонимно
        1.09.2020 03:16

        Татарчага охшаган телдә, Шәйхразиевнең татарчасы бик чатак. Закировтан татарчага өйрәнсен иде ичмаса, ул туган телебезне камил белә, чыгышларны да матур вә эчтәлекле-мәгънәле ясый. Үзең сөйли белмәсәң, шуңа куш инде чыгыш ясарга, халыкны интектермә ватык-җимерек телең белән буш сүз сөйләп.

  • Анонимно
    31.08.2020 15:18

    Фатих абый прав: ВКТ во главе с Василем Шайхразиевым в очередной раз показал свою недееспособность. Разве так приминаются в тихаря серьезные документы? Разве на 10 страничках пишутся серьезные программные документы? После такого грандиозного провала нужно отправить в отставку этого деятеля. Повел и нацию, и Конгресс, и президента.

  • Анонимно
    31.08.2020 15:20

    Это всё на что способны ВКТ и АНТ ???

  • Анонимно
    31.08.2020 15:22

    Очень интересный документ. По нему видно, что наши лидеры не знают что делать, да и особо не хотят вникать. К документу отнеслись пофигистически. Даже у производителя памперсов - и то стратегия внятней.

    >Если президент не дает распоряжений — сделать так, тут поменять что-то, тут убрать и сделать понятнее, то никакой стратегии не будет

    Это вообще не дело президента. Президент всего-лишь исполняет волю народа. А стратегия - это наоборот вдохновитель народной воли. Стратегия влияет на народ, народ на президента, а не наоборот.

    • Анонимно
      1.09.2020 14:48

      Лично я немного в теме, и знаю,что существуют стратегии других, не татарского, народов, живущих в России. так вот там в самом начале пишется, что мы, часть великого российского народа, живущий в России, и далее уже в этом русле. У татар в стратегии это есть? То есть в других стратегиях никакого отделения от России нет, не в мыслях, не в действиях, Тут как?

  • Анонимно
    31.08.2020 15:22

    Я все правильно понял про бардак?

  • Анонимно
    31.08.2020 15:24

    Посмотрел я на эту "эЛИТУ" и решил что хоть сам и татарин но постараюсь сделать все чтобы мои дети не были похожи на этих "татар"... кстати и многие мои друзья примерно такого же мнения .

    • Анонимно
      31.08.2020 16:06

      На кого из татар будете стараться ровняться, ежели не секрет? Именно с учетом современного мира и коньюктуры

    • Анонимно
      1.09.2020 14:01

      Ваши дети будут похожи на Вас. Причем здесь ВКТ?

  • Анонимно
    31.08.2020 15:25

    Эта неспособность властьимущих выдать стратегию со стороны похожа на бесплодную девицу которая никак не может зачать и разродиться. Извиняюсь за откровенность, но по-моему девица ваша бесплодна или же к татарскому девичья её душенька совсем не лежит.

  • Анонимно
    31.08.2020 15:25

    Заметил, что после выступления Путина в Йошкар Оле, наши чиновники сложили руки. И с этого времени, все потуги в области национального образования, культуры и т д практически свели на нет. Это мол не мы, это фед центр запрещает, хотя раньше всегда компромисс находили. А возмущения нац ориентированной татарской интеллигенции все тише и тише. Как итог - стратегия на 10 листах. Может быть и этого много?

  • mad big
    31.08.2020 15:25

    Хорошая синекура для отставных чиновников.

  • Анонимно
    31.08.2020 15:27

    А на каком языке эта стратегия написана?

    • Анонимно
      31.08.2020 16:09

      15.27 на том же, на каком и совещание шло))) стратеги...

      • Анонимно
        1.09.2020 03:20

        БТК документлары барысы да татарча гына языла, анда шундый тәртип куелган.

  • Анонимно
    31.08.2020 15:28

    Отчитаться для АНТ не проблема, красивые папки и рисунки с голограммами всегда готовы!

  • Анонимно
    31.08.2020 15:28

    Попытка мышей родить гору абсурдна по своей сути.

  • Анонимно
    31.08.2020 15:30

    Не могут же заказчики прямо сказать в стратегии "хотим независимость , суверенитет и не делиться с Москвой". Вот и приходиться сочинять , что татары за все хорошее .

    • Анонимно
      31.08.2020 15:55

      Не хотим мы никакой «независимости» и кваззигосударства никому не нужного. Наелись. В составе одной страны мы сила, а отдельно коврик для обуви.

      • Анонимно
        1.09.2020 14:03

        А чего конкретно вы наелись? Поясните.

        • Анонимно
          1.09.2020 18:19

          Наелись вашего суверенитета! Когда пяти семьями все, а народу ничего! Еще вопросы есть? А сначала обещали всем, что будем жить, как в Кувейте! Забыли уже? А мы помним!!! Вот этого и наелись! Лапши на уши!

  • Анонимно
    31.08.2020 15:30

    Нет в Татарстане настоящего лидера. Умного, далеко видящего. Готового работать для людей. Есть клан, а у него всего одна стратегия. Всем нам понятная.

    • Анонимно
      1.09.2020 10:05

      напрасно - вон Мэр Казани уже в ООН имеет авторитет - пришло его время возглавить Конгресс татар Всемирный... даже без отрыва от должности избранного жителями Мэра... и поверьте, он справится...

    • Анонимно
      1.09.2020 23:35

      Стратегия действующая. Ей только надо помогать со всех сторон каждому равитому человеку.

  • Анонимно
    31.08.2020 15:30

    гШайхразиеву медаль обязательно нужно дать,он их любит вешать .

  • Анонимно
    31.08.2020 15:32

    Опять все эти ВКТ, стратегии, чаепития Табриза в Европе, за счёт налогов всех живущих в Татарстане: марийцев, удмуртов, чувашей, русских. А что у вас есть предложить, допустим, удмуртам?

    • Анонимно
      31.08.2020 15:52

      В Татарстане до 2017 года были удмуртские школы, при том что в самой Удмуртии их не было
      После 2017 их и в Татарстане не стало, благодаря прокурорам

      • Анонимно
        31.08.2020 18:10

        Ты мне не рассказывай, что было. Ты мне расскажи, что вы сделали для чуваш, марийцев, удмуртов, которые живут в еспублике и платят здесь налоги!?

        • Анонимно
          31.08.2020 18:24

          а что делают для татар в ваших национальных республиках?

          что делают для тех же татар в Москве? В Москве живут и платят налоги миллионы татар. Что делается для татар в Москве. Ничего!

          • Анонимно
            1.09.2020 13:20

            18.24 согласно переписи, татарами назвало себя в Москве около 144000 чел.

        • Анонимно
          31.08.2020 20:13

          А тем татарам, которые проживают в Удмуртии, Чувашии, Марийской республике и платят налоги что сделали местные власти?

        • Анонимно
          31.08.2020 21:38

          Чуваши, марийцы, удмурты живут не только в Татарстане, расскажи мне,милок, что сделали для них в этих республиках и областях в отличие от РТ?

          • Анонимно
            1.09.2020 07:07

            В отличие? А что здесь в РТ сделали для чувашей, марийцев, удмуртов? Конкретней, пожалуйста!

            • Анонимно
              1.09.2020 08:34

              Много чего сделали. Сходи в Дом дружбы народов РТ, там тебя просветят.

              • Анонимно
                1.09.2020 11:33

                Вот уж послал так послал))

              • Анонимно
                1.09.2020 14:52

                Дом построили, где можно чай пить? Вот спасибо, так спасибо! А удмурты, марийцы и чуваши это просили? Ведь они испокон веков живут на этой земле!!! Как и мордва!!! Эти дома только для азербайджанцев и подобным им, кто здесь не жил никогда!

  • Анонимно
    31.08.2020 15:35

    Нац совету следовало принять обращение в государственную думу, в совет федерации или куда ещё там по поводу запрета обидных русских выражений в отношении татар: не званый гость хуже татарина, нам татарам лишь бы даром и прочее. Вот это было бы дело.

    • Анонимно
      31.08.2020 15:54

      Угу. Ещё поскреби русского найдёшь татарина, поскреби татарина найдёшь русского и т.д.

  • Анонимно
    31.08.2020 15:41

    Приехали называется...

  • Моисей
    31.08.2020 15:41

    Я такой документ на коленке за 10 минут напишу)

  • Анонимно
    31.08.2020 15:43

    Смешно смотреть...как мечутся эти люди...из угла в угол...

  • Анонимно
    31.08.2020 15:44

    Гуляй народ!

    Даешь сабантуй!

    Заседать без толку--создавать во всем видимость, вот стратегия наша!

    • Анонимно
      31.08.2020 15:49

      Это называется стагнация!

    • Анонимно
      31.08.2020 17:15

      так если при этом под благовидным предлогом свои фирмешки "осваивают" бюджет...

  • Анонимно
    31.08.2020 15:51

    Правильно сказано для составления стратегии не хватило знания.Недостаточно специалистов.Гомумэн халык надан.

  • Анонимно
    31.08.2020 15:55

    И тут сделали для галочки. Сколько можно? После И. Тагирова ВКТ считай и не было.

  • Анонимно
    31.08.2020 15:57

    Стратегия татар -вернуть народу все наворованное!

    • Анонимно
      1.09.2020 14:05

      Это стратегия всех народов населяющих РФ. Вернуть все награбленное.

  • Анонимно
    31.08.2020 16:01

    Давайте будем честны перед собой. Татарстан пока не смог стать центром татарского народа в России. Так называемое культурное наследие ограничивается Татарстаном, с чем остальные татары России будут явно не согласны.
    Участники процесса тоже исключительно из Татарстан.
    Может тогда не стоит замахиваться на столь масштабное «Татары: стратегия действия», а ограничиться тем, чем это является на самом деле, а именно, местной Татарстанской стратегией.
    Я за то, чтобы называть вещи своими именами, а не выдавать желаемое за действительное.

    • Анонимно
      1.09.2020 10:16

      действительное - татары живут всюду... впрочем, как и другие люди... желаемое - ВКТ обещал начальству стратегию - проблема ВКТ... татарам она не надо

  • Анонимно
    31.08.2020 16:01

    Все образуется после 2024 года.Пока это временные трудности для не русских

    • Анонимно
      31.08.2020 16:17

      Надеетесь, что следующий, после Путина, президент, будет слабый и безвольный, типа Ельцина и Горбачева?

      Сомнительно. Теперь уже написана конституция и законы регламентирующие эти сферы жизни. И после ухода Путина вам никто не позволит переходить эти правовые "красные линии".

  • Анонимно
    31.08.2020 16:02

    В принципе все точно обозначено. Какие могут быть нарекания?

  • Анонимно
    31.08.2020 16:03

    Все верно. Поддерживаю

  • Анонимно
    31.08.2020 16:03

    Ну главное что они наконец удосужились ее представить.

  • Анонимно
    31.08.2020 16:04

    Так это не стратегия, а идея. Ее будут уже потом дополнять по ходу дела.

    • Анонимно
      31.08.2020 16:13

      Стратегия звучит глобальнее, зря чтоль народ согнали

  • Анонимно
    31.08.2020 16:07

    Нужно формировать идеологию, не стратегию. Планы ерунда, очень часто прогнозы даже не сбываются сколько бы ты не прогнозировал. Нам необходимо сформировать столпы на которых базируется татарский этнос и его менталитет, выбрать самое общее и формулировать их под выживание в глобализующемся мире. Как хотя бы этот скелет идеологический появится можно уже будет навешивать мясом, то бишь планами и стратегиями.

    • Анонимно
      1.09.2020 10:17

      кому нужно? Фатих же сказал - сначала конюшни почитстить

  • Анонимно
    31.08.2020 16:09

    Один из пунктов стратегии- выбить бюджетные средства для проведения сабатуев в Парижах Римах и прочих столицах шоппинга инде ...

  • Анонимно
    31.08.2020 16:12

    Вопрос не в этом господа. Могут не могут, умеют не умеют.... работают так, как позволяют...

  • Анонимно
    31.08.2020 16:17

    Заачим мне ваша стратегия? Дайте мне достойную ппенсию!

    • Анонимно
      31.08.2020 17:03

      Пенсия состоит из вычетов во всем мире. Невозможно отчисляя 3 копейки потом получать достойную пенсию.

      • Анонимно
        31.08.2020 18:40

        Он не до конца выразился. Платите достойную ЗП людям и будет достойная пенсия!!!

        • Анонимно
          1.09.2020 13:46

          А ты работаешь так, чтобы получать достойную зарплату, или штаны протираешь?

      • Анонимно
        31.08.2020 19:55

        Так накопительную пенсию заморозили, то есть отняли

    • Анонимно
      1.09.2020 14:06

      Вроде пенсиями пока не ВКТ занимается.

  • Анонимно
    31.08.2020 16:25

    Стратегии бывают у государства, стратегии бывают у региона. Стратегии бывают у партий. У народа, как тавого стратегии не бывает.

    У каждого народа только одна стратегия, которая написана в Библии - "плодиться и размножаться".

    А вот партии всегда имеют стратегии. Поэтому написание стратегии зависит от того, представитель какой партии пишет такую стратегию.

    Если будет писать националист - то он напишет, как по его мнению надо двигаться и какие меры предпринимать, чтобы отделиться.

    Если будет писать коммунист, то он напишет, что делать и какие мера предпринимать, чтобы достичь социального равенства.

    Если стратегию будет писать либарал, то он напишет, что нужно делать, чтобы общество стало благополучным и свободным.

    Писать же стратегию для народа, как такового, в смеси политических взглядов, бессмысленно. Напомню, что Всевышний уже для народов заложил стратегию - "плодиться и размножаться".

    • Анонимно
      31.08.2020 18:35

      Да, и партия у них не та что вы перечислили а значит стратегия у них - объединить всех под одним единым и править

    • Анонимно
      31.08.2020 20:49

      ну конечно, еще чего скажете - а стратегия должна быть у любого проекта, будь бизнес проект либо проект гуманитарный, культурный такие как поддержка, защита, сохранения себя и пути развития татар.

  • Анонимно
    31.08.2020 16:36

    Что это было? Зачем пировали, зачем собирались?

  • Анонимно
    31.08.2020 16:43

    Татары сохраняли свои ценности: язык, культуру, традиции на протяжении многих веков, несмотря на отсутствие стратегии. Сейчас в эпоху глобализации, учитывая и многие другие , в том числе политические факторы, а также вплоть до кадров самого аппарата конгресса , стратегия именно практического действия нужна. Начать надо с себя этому конгрессу. Взять хотя бы слабую работу информационного отдела ВКТ, она убога, не соответствует сегодняшним требованиям ну никак- а награждается медалью За доблестный труд. С этого и начинается профанация работы конгресса. Вот и итог- что без обсуждения было принято -концепция или что- то другое?

  • Анонимно
    31.08.2020 17:31

    Это Москва во всем виновата, они заставили все быстро сделать, ну как обычно вообщем. Везде уж они мешают.

    • Анонимно
      2.09.2020 01:17

      В общем-то вы правы, ведь зачем-то существует Федеральная Служба Госбезопасности.

  • Анонимно
    31.08.2020 17:56

    А как вообще можно принять стратегию только для половины населения.Ну написали что татарин не должен мусор кидать мимо урны.А остальным то не написали.В результате на улице всё равно будет грязно.Да и сепаратистские мечты если половина населения не поддержит то ничего не получиться сколько ни крути людям мозги.И у тех же евреев ни чего не получается потому что половина населения страны осталась за бортом.Стратегия должна быть единой для всего населения.Вот сейчас благоустройство около жилых домов идёт и оно для всех кто живёт в этих домах.Всем хорошо стало.Вот и стратегия должна быть такой чтоб от неё стало лучше всем.

  • Стратегия для любого народа - создание и сохранение суверенного государства.
    Если этого нет, какая же это стратегия ?

    • Моисей
      31.08.2020 18:35

      И зачем надо было начинать эти разговоры о стратегии?
      Они похоже и не знали что в итоге все к этому и сведётся
      Образования наверно не хватает им

    • Анонимно
      1.09.2020 10:18

      не перепутаны слова? Государство - это не народ... и народ - это не государство

  • Анонимно
    31.08.2020 18:32

    Такое впечатление создается, что всё делается для отвода глаз, а по сути никому ничего не нужно, кроме бабла в карманы.

  • Анонимно
    31.08.2020 18:36

    Не случился синтез науки, религии и философии. Не случился.
    А все почему?

  • Анонимно
    31.08.2020 19:10

    Нет морального авторитета. У кого дети, в кого жена разбогатели. Что они могут нам сказать? Тут нужен человек масштаба Мохатмы Ганди

  • Анонимно
    31.08.2020 19:33

    Стратегия , на носу выборы, о программах кондидатов в президенты ничего неизвестно. Чтобы развиваться, надо иметь много вариантов развития, много достойных кондидаиов на пост президента, а не попутчиков. Здесь и есть стратегия, конкуренция даст нам развитие в науках, экономике, культуре. Сингапур нам в помощь.

  • Анонимно
    31.08.2020 19:37

    Одним предложением можно назвать стратегию татар Дайте задачу пятикласснику он ответит
    Это увеличение численности татар Это краеугольный камень любой нации и в том числе татар
    Почему узбеки и казахи сохраняться как нация и без стратегии
    Господа товарищи развивайте численность татар и в т ч в смешанных браках Вот где работы непочатый край Ненадо около и вокруг ходить
    Как будто там в руководстве сидят антитатаристы

    • Анонимно
      31.08.2020 20:35

      Так плодятся, Бангладеш, Узбекистан и Африка, на большее не способны. Вы в этом видите путь татар?

  • Анонимно
    31.08.2020 20:52

    Тогда в стратегии многоженство нада прописать

  • Анонимно
    31.08.2020 20:55

    Шайхразеев поднял работу вкт на уровень. Закиров сабантуи любит проводить и шоу концертами любит заниматься, как и его прессекретарши и та, что вышивать учит и веники вязать.

    • Анонимно
      31.08.2020 22:35

      Согласен с Сибгатуллиным,гнать надо Шахразиева и Закирова.Поставить патриотов своего народа.

      • Анонимно
        31.08.2020 22:54

        Как ещё пропустили высказывания Сибагатуллина, удивляюсь

      • Анонимно
        1.09.2020 10:20

        лучше не сразу.. сделать один шаг... потом посмотреть.. Закиров пенсионер - пора менять

  • Анонимно
    31.08.2020 20:59

    это не стратегия, а философия скорее

  • Анонимно
    31.08.2020 21:34

    Не хочу платить им налоги! Осваивают наши деньги впустую ! А мы тут работает в три пота

  • Анонимно
    31.08.2020 21:34

    Все правильно, пусть снимут всех, поставят достойных!

  • Анонимно
    31.08.2020 21:38

    Кого лучше поставить вместо шайхразиева?

  • Анонимно
    31.08.2020 21:39

    Надо поставить тех, кто хорошо знает татарский язык и понимает его как минимум! А то выступают на русском или еле ломаном татарском, стыдно смотреть!

  • Анонимно
    31.08.2020 21:58

    Словоблудие на сле́те бездельников.

  • Анонимно
    31.08.2020 22:07

    Бездельники

  • Анонимно
    31.08.2020 22:13

    Разогнать АНТ и в карантин Загидуллину! Прочитал текст и ужаснулся. Эти люди считают себя учеными и элитой. Пустые декларации и мантры, мантры....

  • Анонимно
    31.08.2020 22:30

    Стратегии нет, зато выгнали ШТ, а у них уже много лет прописана стратегия, действуют не за счёт бюджетных средств и на собственной инициативе! Ещё и благотворительностью успевают заниматься!

    • Анонимно
      31.08.2020 23:04

      И активной молодежи много и соц сетями умеют пользоваться- есть чему поучиться

    • Анонимно
      2.09.2020 10:38

      ШТ просто мешал бы их "работе". Так что все объяснимо.

  • Анонимно
    31.08.2020 22:31

    Вообще молодцы: вроде все полняли руки, засчитаем! Дайте официальный список голосовавших! Процент за/против!

  • Анонимно
    31.08.2020 22:32

    Да уж, «руководить- не руками водить» и не деньги отмывать! Подвели президента, он на такие направления всегда внимание обращает!

  • Анонимно
    31.08.2020 22:54

    Дормоеды

  • Анонимно
    31.08.2020 23:02

    Фатих Саубанович, молодец! Высказал правду наконец-то! Результатов нет? Тогда сменить этих бездельников!

  • Анонимно
    1.09.2020 09:12

    Пора команду вкт менять, нет современных креативных , застой сплошь и бездарность. Женское движение , работа со СМИ особенно ограниченное.

  • Анонимно
    1.09.2020 11:31

    Не статья, а сплошная провокация! В чьих это интересах, как думаете?

  • Анонимно
    1.09.2020 13:17

    Очень хотелось бы задать при личной встрече вопросы г-ну Шайхразиеву. И про горячие симпатии - офису в Уфе. И про подарки -автобусы. И почему г-н Шайхразиев делает вид, что Штаба татар Москвы "как бы нет". А ведь Штаб - есть! Мощный, яркий, деятельный, с огромным потенциалом!

    • Анонимно
      2.09.2020 10:40

      Нелюбовь -то понятна. ШТ - светит всем, а ВКТ - затеняет. И это - совсем не тень от мощного дерева в жаркий полдень. Это - другая, нехорошя тень.

  • Анонимно
    1.09.2020 14:08

    А вообще кто нибудь знает, у нас есть стратегия развития всей страны хотя бы на 5 лет?

  • Анонимно
    1.09.2020 14:52

    Союз меча и орала

  • Анонимно
    1.09.2020 15:21

    Если во главе народа будет ворона то она приведет его к падали!
    Чиләгенә күрә капкачы!
    Из кувшина может вытечь только то что в нём есть!

  • Анонимно
    1.09.2020 16:52

    1. жоржик. БО! Будете печатать, не будете, как говориться Ваши проблемы. 2. есть в татарском словаре финансовых терминов, изданного в подспорье составления бюджета РТ, определение, разумеется на татарском языке термина "биткойн"? 3. не моё "Хакимов считает главной ошибкой в работе то, что изначально к ней не подключали лидера республики" Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/479356; 4. по аналогии получается, если русские захотят русскую стратегию на всём земном шаре, ну или хотя бы в России, то этим должен заняться лидер России? А не слишком ли э? Нас вообще то около 200... НАРОДОВ; 5. все, кто занимается данным вопросом не рассматривают главное - РАБОЧИМ ЯЗЫКОМ (языком управления) В ПРОМЫШЛЕННОСТИ, СТРОИТЕЛЬСТВЕ, НАУКИ, связанном с ними ОБРАЗОВАНИИ ЯВЛЯЕТСЯ государственный язык Российской Федерации - русский; 6. то есть откуда идёт финансирование всего и вся держится на русском языке; 7. возражения понятны. Читайте п. 2 данного опуса; 8. Сколько раз надо вдалбливать в голову:"Татарстан исламская, мусульманская, если хотите, республика. То есть Татарстан есть ворота в исламский мир. Исламский мир ЭТО АРАБЫ. Арабы это цены на нефть. Всё. 9. есть несколько редакций корана на русском языке. А чтобы понимать суть святого писания, надо владеть арабским в совершенстве. Вот и займитесь использованием татарского языка в ДИПЛОМАТИИ, в восстановление связей со Средней Азией ну если не на уровне улуса Джучи, так хоть времён СССР типа Казанский - Ташкентский авиазаводы... Чтобы в дипломатии были наши татары а не сыновья юристов в разных случаях упоминающие разные малые родины.

  • Анонимно
    1.09.2020 23:37

    Правильно, надо больше говорить с высоких трибун о наших проблемах и путях[ их решения.

  • Анонимно
    2.09.2020 07:25

    Саттылар татарны, саталар, сатып бетерәчәкләр озак калмады. Хуже,алар продают татар, продавали, и скоро продадут без остатка, недолго осталось. Давайте петь , танцевать, веселиться и кушать чак-чак.

  • Фидарис
    2.09.2020 11:24

    Увидев невнятный документ, некоторые, уважаемые мной пользователи, поставили под сомнение необходимость "Стратегии ...". Они считают, что невозможно создать работающий документ в условиях, когда федеральные государственные и общественные институты по межнациональным отношениям функционируют как «машина ассимиляции», выведенная на уровень самодвижущейся системы. Что невозможно противостоять этой системе в условиях отсутствия гражданских институтов, в условиях авторитаризма власти, выбравший вектор построения имперского государства.
    Мне кажется, что факт наличия такой аргументации не повод для отказа от «Стратегии …», а наоборот, причина её необходимости. Я соглашусь с пользователями, считающими, что «Стратегия …» должна иметь приемлемые разумно мыслящими людьми идеологические основания.
    По-моему, «Стратегия …» должна быть ориентирована на гражданское пространство, на создание гражданско-правового поля. Идеология гражданского сосуществования народов – это понятие, которое на официальном уровне сегодня не может игнорировать любая власть, даже та авторитарная, что правит в РФ. Все прекрасно понимают ( и власть тоже), что межнациональные отношения это такая часть общественного поля, это такой феномен, где категория справедливости наиболее чувствительно воспринимается людьми. Поэтому важно, чтобы «Стратегия …» выглядела как один из центров кристаллизации гражданских отношений в обществе.

    Мне кажется, среди некоторых пользователей БО доминирует понимание гражданственности, как фактор унификации, стирающий национальные и иные грани, обеспечивающие наше разнообразие. Это совсем не так. Гражданственность – в разнообразии, это институт, гарантирующий разнообразие через утверждение гражданских прав. Поэтому «Стратегия …» должна показывать нашу инаковость, указывать пути развития этой инаковости. Очевидный факт – РТ, как и РФ, есть многонациональное территориальное образование. Поэтому «Стратегия …» - это не противопоставление и не вызов другим, это по сути ни что иное как документ по реализации наших гражданских прав.

    Мне кажется, приняв за основу эту идеологию, встав на единую общегражданскую платформу, мы смогли бы написать вполне рабочий документ, позволяющий создать детальный концепт развития татарского народа.

    Допишу чуть-чуть. На самом деле Минниханов не должен был поручать или просить ВКТ создать этот документ. ВКТ должен был сам понять, что он вызрел и необходим, то есть это должна была быть общественной инициативой, выраженной в тезисах, хотя бы таких, что огласил Шайхразиев афанде. А власть, как структура подконтрольная обществу, должна была на научном уровне организовать и предложить обществу «Стратегию …» и пути и формы её реализации. Итоговым документом должно было стать принятие «Стратегии …» на съезде всех общественных организаций татар (ВКТ). Федеральным властям не просто было бы игнорировать документ, не формальный, а выстраданный и принятый обществом.

    По большому счёту, всё зависит от нашей с вами активности. Всё у нас получится, если начнем понимать этот простой тезис.

  • Анонимно
    3.09.2020 13:57

    полный провал

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль