Культура 
2.09.2020

Минтимер Шаймиев: «Авторитарный путь кажется проще. Но у него существуют границы…»

Первый президент РТ дал интервью Камаловскому театру: о Сакине-ханум, детях, татарской культуре и о том, как его обозвали чаплашкой

«В татароязычной среде нет такого масштабного проекта — чтобы кто-то общался с первыми лицами Татарстана на тему театра и культуры», — объяснили в Камаловском театре мотивы неожиданного появления сегодня на своем YouTube-канале откровенной беседы с Минтимером Шаймиевым. О том, что госсоветник РТ думает о мировой драматургии для татар, «языковой глобализации» и демократии, которой по-прежнему нет в стране, — в топ-10 цитат, отобранных «БИЗНЕС Online».

Минтимер Шаймиев и Фарид Бикчантаев на торжественном вечере по случаю празднования 110-летия театра им. Г.Камала (декабрь 2016 года) Минтимер Шаймиев и Фарид Бикчантаев на торжественном вечере по случаю празднования 110-летия театра им. Камала (декабрь 2016 года) Фото: «БИЗНЕС Online»

Новый проект для популяризации татарской культуры и театра «Әле» сегодня выпустил первое интервью с Минтимером Шаймиевым. В гости будут приглашать тех, кто внес «неоценимый вклад в развитие татарского искусства в Татарстане и за пределами республики». Как пояснил «БИЗНЕС Online» критик Нияз Игламов, в дальнейшем героями проекта станут не только татарстанские, но и российские селебрити. Во всяком случае, таков замысел автора идеи, замдиректора Камаловского театра по маркетингу и PR Ильшата Латыпова. По его словам, замысел создать полноценное телевидение Камаловского на YouTube у главного режиссера Фарида Бикчантаева и директора Ильфира Якупова появился еще пять лет назад. Его собирались реализовать к 110-летию театра в 2016 году, но не успели. «Потом начали появляться проекты Юрия Дудя, Ксении Собчак, „Редакции“, и мы поняли, что эта тема очень востребована и будет преступлением не сделать такой проект. Тем более что в татароязычной среде нет такого масштабного проекта — чтобы кто-то общался с первыми лицами Татарстана на тему театра и культуры. Нам интересно раскрыть отношение наших гостей к театру, языку, культуре», — пояснил Латыпов.

В прошлом году звезды, наконец, сошлись — благодаря гранту президента РТ у театра появилось оборудование для съемок. Первые два выпуска были отсняты еще до карантина, а затем из-за пандемии презентацию проекта пришлось отложить на осень. Теперь новые выпуски будут выходить раз в месяц. В первом сезоне гостями проекта станут пять знаковых личностей для Татарстана и России, трое из них — татароязычные. Раскрывать их имена Латыпов пока не стал, чтобы сохранить интригу. В дальнейших планах интервью с российскими культурными деятелями. А пока представляем топ самых интересных высказываний первого гостя проекта «Әле» — Шаймиева.


О САКИНЕ ШАЙМИЕВОЙ

«Она не хотела переезжать в Казань. Цыплят выращивали в районе, детей смотрели. Как бы ни было тяжело, она считала это счастливой жизнью.

Я до сих пор ругаю себя. Тогда в Мензелинске не было нормальных дорог. Ей приходилось нести одного ребенка на руках, а второго — вести за руку, чтобы отвести в садик. Потом шла на работу, потом забирала их также из садика. А я тогда был уже директором. Но машину ей не давал, а то что люди скажут? Ладно бы, у всех были машины. Но другие люди так же водили детей, так что…»

О СЫНОВЬЯХ

«Радик учился в строительном институте, курсе на третьем, когда пришел и сказал: «Нас берут в морской флот, я согласился».

А я тогда работал секретарем обкома. Говорю: „Ну берут, так берут“, — но я хотел, чтобы он служил поближе. Например, в Восточной Германии, там тоже можно было служить. Мне это казалось ближе. А Радик меня спросил: „Папа, а кто дальше поедет?“ Вот этих его слов мне, секретарю обкома, хватило, чтобы сесть на место. Отслужил он от звонка до звонка, потом вернулся и закончил учебу.

С Айратом тоже была такая история. Говорит: „Поступлю в Суворовское училище“. До экзаменов собрали их в лагерь возле Казани. Его дневальным поставили, он сутки простоял, а на следующие его забыли сменить. После этого он все бросил и вернулся домой. Я собираюсь выходить на работу, тут заходит Айрат. Смотрю — настроение у него, словно у мальчишки с картины „Опять двойка“, стесняется меня. Я на него посмотрел и говорю: „Отслужил?“ Он молчит. А я пошел на работу. На этом „суворовская“ история Айрата закончилась»

О ЦЕНЗУРЕ ЗА НАСМЕШКУ НАД СУВЕРЕНИТЕТОМ ТАТАРСТАНА

Ведущий: «У нас была пьеса „Ружье“, ее написал уважаемый вами человек Зульфат Хаким. На премьере был полный зал, в центре сидел Минтимер Шаймиев с супругой. Там была такая фраза, когда один персонаж обращается к другому: „У тебя как дела?“ Тот отвечает: „Мои дела как у татарстанского суверенитета: ни туда ни сюда“. Что было в зале — такой смех и аплодисменты бывают редко. Видимо, вам эти слова не понравились, потому что после этого на каждую постановку приходил человек из минкульта и проверял, есть ли эта фраза. Велено было ее не произносить, и она не произносилась. Это было в 2008 году, и нам это показалось перебором. Не могли бы вы вспомнить этот случай?»

Шаймиев: «Участвовали мы в этом или нет, вопрос все равно бы возник. Вы же знаете, как мы брали суверенитет. Сколько народа защищало нашу нацию, надежды возлагали. Пусть кто-то сравнит, был ли в то время другой регион, который бы также боролся всеми силами, работал, как мы? Нет. Никто не сделал тех шагов, какие сделали мы. Я больше всего боялся, чтобы не начались беспорядки, потому что большинство молодежь, чтобы не ударили кого-то ножом. Много же вышло людей, они возбуждены. Я никого из них не обвиняю. То, что у нас есть такие парни, — это большое дело.

А Зульфат — талантливый человек. То, что он в сердцах написал такое, — его право. Мне больше всего нравится его пьеса „Морковное поле“. Кстати, Сакина-апа была первой, кто распознал его возможности как певца. Он творческий человек, который не лезет в обычные рамки».

«Прийти на место после Марселя Салимжанова ни для кого не было бы просто. Фарид [Бикчантаев] приходил в кабинет с репетиции, прямо в сценическом костюме, его даже не пропускали в таком виде. О выборе я не пожалел» Фото: «БИЗНЕС Online»

О ВЫБОРЕ ГЛАВНОГО РЕЖИССЕРА КАМАЛОВСКОГО ТЕАТРА

«Прийти на место после Марселя Салимжанова ни для кого не было бы просто. Собирал людей у себя в кабинете. Фарид [Бикчантаев] приходил в кабинет с репетиции, прямо в сценическом костюме, его даже не пропускали в таком виде. Кроме Фарида, мне в голову приходила кандидатура Рифката Исрафилова (художественный руководитель Оренбургского драмтеатра — прим. ред.). О выборе я не пожалел.

Утром работа президента начинается — хороших новостей бывает очень мало: кто кого убил, где авария случилась, пожар. Но такова настоящая жизнь. Иногда происшествия, связанные с культурой, творчеством, но реже. Но хотя и реже, они бывают очень важными. Бывают ситуации, требующие немедленного решения. Так набирается опыт».

О ТЕАТРе ИМ. КАМАЛА

«Во все времена Татарская слобода спасала нас. Сегодня ворота, через которые можно войти в слободу, — это вот этот театр. Он находится в начале улицы Татарстан, в центре Казани. Когда Тукаю и Сайдашеву памятники здесь ставили, это было неслучайно. Я об этом раньше не говорил, но идея был такая, чтобы они смотрели друг на друга и на наш театр».

О ТОМ, НУЖНА ЛИ ТАТАРАМ МИРОВАЯ ДРАМАТУРГИЯ

«Почему мы должны ограничивать наш народ от переводов, вообще от другой традиции? Если есть возможность перевести, показать народу мировую драматургию, кроме пользы здесь ничего нет. Не каждый же может поехать в Москву и посмотреть. С другой стороны, увидев такие произведения, интересно, что скажет народ в антракте, какое сформируется мнение. Почему они не должны знать? Мне повезло, что часто приходилось ездить в Москву. Сами знаете, какие известные актеры играли в Малом театре. Его только называют Малым… А что еще делать в Москве? За целый день наслушаешься политики — как не воспользоваться такой возможностью — посмотреть игру актеров. При условии, что достанешь билеты. У нас были депутатские удостоверения и тому подобное, за 15 минут до начала давали билеты».

О ВОЛЕ НАРОДА

«Происходящие сейчас в стране политические процессы весьма непростые. А мы привыкли жить по инерции, и авторитарный путь кажется проще. Но у него существуют границы, и мы к ним не приблизились. И все думаем жить по инерции. В стране до сих пор нет конкурирующих партий, ведущих дискуссии друг с другом. Виктор Степанович [Черномырдин] говорил: „Что что бы мы ни строили, получается КПСС“. Должна же быть альтернатива, но мы еще не доросли до этого. Я не хочу сказать, что у высшего руководства нет желания этим заниматься, но пути достижения сложны. Сложная проблема. <...> В то же время желание ограничить людей в родном языке со стороны тех, кто работает в этой сфере, некоторых политиков… Как народу в глобальных процессах не потерять возможности развития? Зачем мешать? Мешать — это в принципе неправильно. Народ веками привык делать то, что скажут. А сейчас общество очень быстро меняется. Кто может гарантировать, что народ всегда будет с этим соглашаться? Это должна быть глубокая и дальновидная политика».

«В наше время влияние театра ощутимо больше» Фото: «БИЗНЕС Online»

О РАЗНЫХ ВОЗМОЖНОСТЯХ С РАЗНЫМИ СПОСОБНОСТЯМИ

Ведущий: «Ежегодно уменьшается число желающих посвятить себя театру, а деревенскому мальчику предлагают учиться за 180 тысяч рублей в год. Зачем это нужно государству?»

Шаймиев: «Если в твоей душе поселился шайтан — в положительном смысле — бес искусства… Во многих сферах так. Многие люди не могут найти свое предназначение. Это несчастье. Так устроена жизнь. Если тебе нравится, есть желание, душа просит, ты ничего другого не видишь».

Ведущий: «То есть вы хотите сказать, если у тебя есть желание учиться, то эти 180 тысяч в год ты найдешь?»

Шаймиев: «Нет. Сначала платного обучения не было. Это все случилось в последние годы. Это надо изучить, найти пути решения. Я говорил с новым министром культуры Ирадой Аюповой. Происходит разделение талантов — у кого-то может быть способностей больше, но возможностей нет. Я спросил Аюпову, почему образование платное. Посоветуюсь и с Рустамом Нургалиевичем. Считаю, что мы должны найти пути решения. Есть же другая сторона вопроса. Ваши уроки, ваши размышления, донесенные до молодежи, — это уже полдела для обеспечения будущего театральной сферы».

О ВЕЛИКОЙ ТАТАРСКОЙ ПЬЕСЕ «СТАРИК ИЗ ДЕРЕВНИ АЛЬДЕРМЕШ»

«Такие яркие явления выпадают не каждому поколению. Это же надо было так сойтись! Посмотрите на автора пьесы — Туфан Миннуллин, постановщик — Марсель Салимжанов. Сыгравший Альмандара — Шаукат Биктимеров. Сколько условий должно было сойтись! Я восхищен нашими ребятами. Удивительно! Это большая радость. Это удивительный творческий успех. Это бессмертно! Есть бессмертные произведения. Ни одного недостатка нет! В наше время влияние театра ощутимо больше».

О СЛУЧАЕ, КОГДА ПРИШЛОСЬ ПОДНЯТЬ РУКУ НА ЧЕЛОВЕКА

«Я считаю сквернословие признаком слабости. Я никого не обвиняю. Возможно, у людей бывают такие моменты, возможно, от родителей передается или от коллектива, в котором работают. Я в целом считаю это слабостью. Со мной был один случай. Мы с большим трудом поступили в институт. Большой конкурс — 8 человек на место. А раньше была такая практика — студентов после поступления сразу отправляли в колхоз на картошку. Мы еще ни дня не учились, поехали в Рыбно-Слободский район, в колхоз „Новая жизнь“. Итак, копаем картошку. Большинство из нас — деревенские, хорошие, трудолюбивые парни. Мы видели все тяготы, начиная с военных лет. Ценили своих родителей, знали цену жизни… Городские тоже были, процентов 15. И вот мы копаем, знаем цену картошки. И группа городских ребят вместе сплотились, выдергивают ботву, потом подгребают лопатой и делают вид, что картошка выкопана…

Мы смотрели на это с удивлением — ведь каково нам это было видеть? Среди городских ребят был Толя Марамыгин. Говорю ему: „Вы же оставляете картошку. Так же нельзя“. А он мне говорит „Что тебе надо, чаплашка?“ Честно должен признаться, я никогда не поднимал руку на человека. Я был так увлечен учебой, что и на игры времени не оставалось. Так разозлился! А мы же еще даже не познакомились. Взял в руку картофелину и запустил в него. Картошка была увесистой, а голова у Толи оказалась мягковата, и прямо на наших глазах у него выросла огромная шишка. Первое, о чем я подумал, — что меня могут исключить из института, а ведь папа меня отправил, чтобы стать Катиевым! Но деревенских было больше, те чуть не начали выступать, но успокоились. Никто ни слова нам за пять лет не сказал. Но и с Толей мы потом подружились. Потом за все пять лет учебы ни разу не возникло конфликтов».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (171) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
2.09.2020 14:37

Что то слишком много бабая в последнее время

  • Анонимно
    2.09.2020 14:36

    Помню на БО была статья как случились альтернативные выборы в Госсовет, вроде. И это назвали путчем.
    А все навсего не все кандидаты взяли самоотвод в пользу протеже Президента.

    Демократия

    • Анонимно
      2.09.2020 14:53

      Бабай мудрый

      • Анонимно
        2.09.2020 15:29

        14.53 Стал в последние годы. Но поздно пить боржоми, деньги звенят уже в их закромах, а радости от них нет. Цена их слишком очевидна.

        • Анонимно
          2.09.2020 16:24

          Шаймиев на протяжении всего своего срока выполнял эффективно свою работу и многие жители республики его до сих любят и помнят все, что сделал для нас.

        • Анонимно
          2.09.2020 16:29

          Да он всегда был за республику горой, во многом благодаря ему свой суверенитет, независимость и культуру удалось сохранить нам.

          • Анонимно
            2.09.2020 16:36

            Можно по рахному к нему о носиться, но не признавать очевидные заслуги - себя не уважать. Он болгар возрождает сейчас, Свияжском занимается, школы строит языковые. Чем плохо хобби на пенсии?

            • Анонимно
              2.09.2020 17:26

              Строит? Мастерком или шпателем орудует?

            • Анонимно
              2.09.2020 17:50

              Там очень большие деньги крутятся. Почему бы не заниматься?)

            • Анонимно
              3.09.2020 08:59

              Покопайтесь в архивах "вечерки"как бюджетников заставляли скидываться на эти проекты отца сыновей из списка Форбс.
              По мне, обожаю свой Свияжск в моей памяти, когда он реально был островом.Ни асфальта с брусчаткой, ни какой техники.Все дороги грунтовые как до революции. И все собаки одной рыжей масти - пришлых нет, остров же.

        • Анонимно
          2.09.2020 17:49

          При нем хоть ученические, студенческие проездные были! И много чего еще! А теперь что?

          • Анонимно
            2.09.2020 18:45

            При нем еще были реальные льготы для ветеранов труда. Сейчас все только на бумаге.

      • Анонимно
        2.09.2020 15:40

        Думают, что он авторитетный, а по факту уже раздражать начинает.

        • Анонимно
          2.09.2020 16:27

          Не соглашусь. Мои бабушка с дедушкой до сих благодарны ему за газификацию.

          • Анонимно
            3.09.2020 10:20

            16.27 не соглашусь с твоими бабушкой и дедушкой. Плановая газификация принята еще СССР. А уже сейчас этим форбс отнято будущее наших детей и внуков

            • Анонимно
              3.09.2020 19:21

              Кроме газификация есть ещё заслуга в переселении с ветхого жилья, строительство моста через Каму и многое ещё что есть.
              Теперь к вашему комменту вернусь - почему тогда при СССР не сделали это?

        • Анонимно
          2.09.2020 16:30

          Меня не раздражает. Я ему благодарен. Если бы не он, неизвестно как бы к нашей республике относились и на каком уровне развития она была

        • Анонимно
          2.09.2020 17:53

          Они все достали! Но при нем хоть какие- то соц.программы были! Проездные детям были! Как он ушел, все это тоже ушло!

      • Анонимно
        2.09.2020 15:56

        Бабай молодец, культуру нашего народа сохраняет, поклон ему и уважение.

    • Анонимно
      2.09.2020 15:17

      А после сразу замена 29 глав районов. Демократия однако

      • Анонимно
        2.09.2020 15:57

        Минниханов - достойная замена Шаймиева, один возвысил Татарстан на высокий уровень в стране, другой укрепил и сделал республику экономическим локомативом страны.

    • Анонимно
      3.09.2020 13:46

      Мне одному кажется что МШ как-то уж слишком заметно пытается выставить себя неким богом-покровителем искусства и просвещения?? Не это ли культ личности?! У человека есть всё, но нет главного - достойных преемников.

  • Анонимно
    2.09.2020 14:37

    Что то слишком много бабая в последнее время

    • Анонимно
      2.09.2020 14:59

      После 13 сентября все успокоится, осталось чуть-чуть перетерпеть всю эту пустую шумиху

      • Анонимно
        2.09.2020 15:58

        Бабая много не бывает, он часть нашей республики, часть истории становления региона!

        • Анонимно
          2.09.2020 16:32

          Бабай уже свое отработал и отработал очень хорошо.

          • Анонимно
            2.09.2020 16:58

            Никто не спорит что отработал и заработал хорошо.Нужно и меру знать.

      • Анонимно
        2.09.2020 16:37

        При чем здесь бабай и 13 сент? Он что, тоже кандидат в президенты?)

        • Анонимно
          2.09.2020 16:47

          Это вы один такой наивный, что ли? Все все понимают, а вы нет?

    • Анонимно
      2.09.2020 15:03

      Не к добру

    • Анонимно
      2.09.2020 15:04

      он думает что своим присутствием повлияет на выборы. не могут понять что народ устал от одних и тех же лиц на протяжении 30-ти лет.

      • Анонимно
        2.09.2020 15:17

        Устал - не то слово

        • Анонимно
          2.09.2020 16:15

          В селе по-настоящему сталкиваешься с социальной несправедливостью, если у тебя родители не начальники, что в дождь, что в снег будешь ходить пешком до школы, никогда не сможешь сдать ЕГЭ на двести баллов, хоть будешь семи пядей во лбу всё равно твоё место на затворках, молодёжь и в советское время бежала из села, а теперь тем более!

      • Анонимно
        2.09.2020 15:39

        А в течение 20 лет от кого устал?

        • Анонимно
          2.09.2020 16:33

          В прошлом году госсовет обновился на 2/3 новыми молодыми лицами. Поэтому обновление есть.

      • Анонимно
        2.09.2020 16:09

        От супруги не устали?

        • Анонимно
          2.09.2020 16:41

          ну супруга уж покрасивее будет)))

        • Анонимно
          2.09.2020 17:42

          она делает то что они не могут . стирает готовит детей воспитывает. а от них какой прок?

      • Анонимно
        2.09.2020 16:38

        А помоему он просто делает свою работу. И делает, надо признать, хорошо. Хотя, это даже работой не назовешь. Так, благотворительность

    • Анонимно
      2.09.2020 15:54

      Патамушта "гарант"

    • Анонимно
      2.09.2020 16:58

      Ему скромнее нужно быть.

  • Анонимно
    2.09.2020 14:39

    Теперь стало понятно за что детей в татарстане мучали изучением неродного дшя них языка.
    Во всём виноват толик марамыгин!

  • Анонимно
    2.09.2020 14:42

    Если Бабай сможет развить эту мысль и применить на практике, он станет воистину великим политиком.

    • Анонимно
      2.09.2020 14:49

      Раньше надо было говорить и делать а не на пенсии

      • Анонимно
        2.09.2020 15:23

        Раньше страшно было. Судьба Фургала могла ожидать.

        • Анонимно
          2.09.2020 16:42

          Бабай и раньше много высказывался по этой теме
          Он последователен в этом вопросе

  • Анонимно
    2.09.2020 14:43

    Очень неожиданно от Шаймиева. Тем интереснее.

    • Анонимно
      2.09.2020 15:59

      Шаймиев хороший, мудрый управленец, при нем Татария стала крайне значимым регионом огромной страны.

  • Анонимно
    2.09.2020 14:44

    Товарищи именуемые «татарские националисты», «байрамовцы», «татаро-монголы», «турановцы» и другие обозначения которые не пропустит модератор ввиду запрета почитаемых вами организаций и лиц на территории России и во многих странах мира.
    Вам не одно десятилетие повторяют одну простую истину - вы не татарский народ, а лишь отчасти очень небольшая часть и то не факт. Никакой народной поддержки у вас не было и нет, молодёжь вашей молодежной организации уже давно отказывается выполнять ваши указания, ходить на митинги, пропагандировать ваши идеи и лозунги, на ваших митингах немногочисленные дедушки возрастом 80 + привезённые в основном из дальних районов, ваши сайты, каналы мало кто посещает, на ряде сайтов вы топорно накручиваете лайки, используете ботов, пишете от одного человека десятки сообщений создавая видимость массовости. Это видно не вооруженным глазом. Несмотря на ваши потуги за 30 лет число ваших сторонников только падало и сейчас фактически равно нулю. Ваши (точнее не ваши, а указанные вам) лозунги, экстремистско-сепаратистские сказки про «суверенитет», «независимость», «отделение», «государстве Туран», «революции», «войне», «джихаде» давно оказались не нужны и оскорбляют народ.
    Вы сами придумали для себя критерии «кто и татарин, а кто не татарин по вашему».
    Поэтому прекратите позиционировать себя якобы представителями татарского народа, говорить от имени татарского народа и представлять своё мнение за мнение татарского народа. Это компрометирует татарский народ и создаёт наш негативный имидж в стране и мире. Татары народ мирный, дружный и братский всем народам России. Не нужно нас ни с кем ссорить и сталкивать. Свои проблемы и вопросы решайте сами, а не за счёт татарского народа. Все что описано выше, вам отлично известно и вы это видите своими глазами, ощущаете и понимаете, поэтому каждое слово тут настолько очевидно и верно. Мы живем и будем жить в составе России.
    Спасибо.

    • Анонимно
      2.09.2020 15:02

      Я не верю в то, что Россия выдержит трудности, и после Путина останутся прежние геополитические границы.

      • Анонимно
        2.09.2020 15:19

        Это не трудности. Трудности как раз удерживать всё это многообразие и разрозненность на огромной территории. Это за пределами нормы. Самые стабильные, благопрлучные страны как правило в нескольких раз меньше.

    • Анонимно
      2.09.2020 15:03

      А на чем основаны ваши доводы, что народ их не поддерживает? Какое преступление совершили люди, которым вы смели навесить ярлыки? Чем они от себя спугнули? А ничем! Они не имеют право думать? Не имеют права делиться своими мыслями? Если их идеи не поддерживал народ, почему этот народ вдруг оказался в многотысячном количестве на площади Свободы и добился суверенитета Татарстана вместе с ними? Это ещё советский народ, которого воспитывали очень мощно на протяжении 70 лет, кроме газеты Правда ничего не читавшие. И вдруг за независимость они вышли на площадь. Никто не ожидал, все думали, что народ далек от этих идей и ошиблись.
      На Белорусь смотрите. Тиш да гладь, ничего не предвещало и все! Никто не ожидал. И других примеров много. Когда все тихо, а потом ррраз и наоборот. Поэтому не берите на себя ответственность говорить за народ. Вы сами их в этом обвиняете, а сами от имени народа выступаете. Где логика?
      Я например, ни разу не националист. Но я поддерживаю тех, кого вы перечислили. Потому что они никогда не врали, всегда называли вещи своими именами, не старались никому угодить, не заработали никаких миллионов, были заблокированы информационно, их преследовали юридически и так далее. Они пострадавшие за правду люди. И я на стороне несправедливо обиженных.

      • Анонимно
        2.09.2020 15:15

        У зиндан их и на долги сроки рукавицы шить. Иначе никак.

        • Анонимно
          2.09.2020 15:45

          А за что? Давайте, просто оторвитесь от стереотипов и подумаем, что плохого сделали эти люди? Основная их идея в том, что татарам будет лучше как нации в независимом своем государстве. Так с этим никто не спорит. Это так во всем мире и всем известно. Ещё одно их предложение, чтобы татары, а может и русские не согласились с той историей, которую им навязали. Они говорят, что вас насильно крестили? Опять не врут. Они говорят, что уничтожили ваши книги, значит культуру, летописи, историю. Ну было же.
          Так в чём их вина, за что на них вещают ярлыки? Они не призывают повысить татар над другими, ни в коем случае, очень далеки от этого. Не призывают покинуть обжитые места, то есть ничего националистического у них по сути и нет. Они всего лишь требуют РАВНЫЕ правда для татарского народа. Совершенно мирные требования.

          • Анонимно
            2.09.2020 15:57

            Во всем мире, в ведущих державах таких исправляют только в тюрьме не взирая на возраст. В «колыбели демократии» при малейшем подозрении в тюрьмы вне юрисдикции и официальные пытки. А мы цацкаемся. Эта болезнь подлежит только вырубанию под корень.

            • Анонимно
              2.09.2020 16:11

              Какая болезнь, вы говорите страшные вещи. Если вы призываете не цацкаться, то вы сразу допускайте, что с вами тоже не будут цацкаться, если смирно стоять не будете на указанном месте. Вы всё время желаете жестких решений но для ближнего, для соседа, думая, что Вас не коснётся. А куда же вы денетесь?

            • Анонимно
              3.09.2020 06:52

              Твоё собственное раболепие и малодушие - вот где корень зла. А ветви - подхалимсвто и подстрекательство.

            • Анонимно
              3.09.2020 09:37

              15:57 Ты лучше искорени в себе малодушного и боязливого подстрекателя

      • Анонимно
        2.09.2020 15:20

        ТФБ например. Многих вызвало удивление - народ на площади Свободы

      • Анонимно
        2.09.2020 15:28

        Преступления они совершили экстремистской направленности. Бабку сажать не стали, бандит отсидел и слился в мелкобританию гадить словесно.

        • Анонимно
          2.09.2020 16:02

          Хватит повторять шаблоны. Своей головой думайте и сами изучайте вопрос.

      • Анонимно
        2.09.2020 16:01

        На счёт многотысячные митинги чуток перегнули, несколько сот , согласен, а несколько тысяч перебор дружище. Очевидец событий...

        • Анонимно
          2.09.2020 16:13

          Полная площадь свободы, вся татарская интеллигенция там была. Сейчас заслушаешься их историй об этих днях. Локомотивы общества.

          • Анонимно
            2.09.2020 16:38

            Особенно интеллигентно высказывалась Байрамова. Прямо выпускница института благородных девиц

          • Анонимно
            4.09.2020 17:14

            кучка националистов - не народ

    • Анонимно
      2.09.2020 15:12

      Для Вас как и большинства россиян основной источник информации — это телевидение.
      Именно поэтому мы имеем столь плачевную картину. Людям гораздо проще проглотить то, что для них разжевали. Им показывают какую-то элементарщину, на уровне детского сада, а они верят. Потому, что так проще. Потому, что когда ты начинаешь сомневаться, вдруг выясняется, что у тебя могут быть проблемы, если об этих сомнениях ты кому-то расскажешь. Тебя могут уволить с работы, могут начаться неприятности, а кому это надо? Поэтому люди выбирают телевизор, это проще. В России идет постоянная накачка. Люди находятся в постоянном напряжении. От того ‒ хмурые лица, от того ‒ и съежившиеся фигуры на улице, от того они и несчастны. На них давят постоянно. Власти важно, чтобы человек в РФ находился в постоянном напряжении. Чтобы постоянно был готов отскочить в сторону, спрятаться. Важно, чтобы он боялся. Поэтому все мы находимся под определенным давлением.
      У меня надежда на то, что люди в Татарстане все-таки проснутся. Им очень не хочется этого делать, потому, что они погружены в искусственный коматоз. Для того, чтобы человек поднялся с колен, нужно, чтобы он осознал, что он стоит на коленях. И мне кажется, что надежда на то, что наш народ все-таки проснется, есть.

      • Анонимно
        2.09.2020 15:42

        Старые мантры. Не выйдет у вас бойни. Если есть знакомые чеченцы или будете в Грозном спросите - они до сих пор с сожалением вспоминают, что купились на эти сказки о независимости и богатстве и отмываются от клейма до сих пор. Тогда Россия допустила такое, так как была слаба. Сейчас Россия не та, лидер сильный и никто ничего подобного в центральной России не допустит. Поэтому сказки про «народ проснётся» не по адресу.

        • Анонимно
          2.09.2020 16:00

          15.42 Какого ещё клейма? Мантры свои здесь не пойте)) Они победили Россию, содержим их на высшем уровне! Взамен только название, что они в составе Федерации. А чего бы и не называться за баснословные дотации? У них культуру сохранили им, язык везде чеченский на первом месте, традиции даже в Москве они свои соблюдают. Так что смешно тешите себя)))

        • Анонимно
          2.09.2020 16:05

          Вот как раз с чеченцами обшаемся. Учились вместе. Какая там сейчас стабильность и благодать, они врагу такого не желают. Очевидно у вас нет информации от чеченцев.

          • Анонимно
            2.09.2020 16:25

            16 05 А может это чеченец пишет)) А вы всего лишь "учились".

    • Анонимно
      2.09.2020 16:41

      14:44 А ты то кто такой, чтобы тут имени народа выступать, скорее тролль на подсосе у поварят. Много тут развелось татарофобов. Человек прожил долгую и очень интересную жизнь, много сделал для республики, преодолевая трудности. Сделал себя сам, так говорят. Татары гордятся и будут дальше им гордиться. Таких политиков еще поискать у других народов. А у таких как ты, нет уважения ни старшим, ни просто у уважаемым людям. Видимо, этого нет в крови. Потому с такими можно только на ты, как сами знаете с кем, в России таких много.

      Sheldon

      • Анонимно
        3.09.2020 10:27

        шелдон - так ты не только татаролюб, ты и белоросолюб, и укроп. Сбежал ТАКИ любимец твой - в багажнике польского посла. *ПРАВДОЛЮБ*

      • Анонимно
        4.09.2020 17:19

        за всех татар не надо говорить, неоднозначное к нему отношение

    • Анонимно
      2.09.2020 16:57

      14:44 Не знаю что и сказать.. Айтматова что ли почитайте, например « И дольше века длится день « может шелохнется что-то ..

      • Анонимно
        3.09.2020 07:01

        Да, введенный Айтматовым термин "манкурт" стал нарицательным и весьма актуален. Лбди без роду, без племени, без памяти, проклинаемые своими дедами и прадедами.

    • Анонимно
      3.09.2020 09:36

      14:44 Ваш комментарий - это писк напуганного страшилками о проклятых америкосах, украх и нацистах среднестатистического россиянина с промытыми мозгами. Уверен вы знать не знаете что такое суверенитет, татарский национализм и в глаза не видели Байрамову.

      Да и Шаймиева видите только по телевизору и на БО.

    • Анонимно
      4.09.2020 13:24

      14:44. Только очень ограниченный человек может употреблять слово "националист" в негативном смысле. А то, что националистов среди татар не так много, как хотелось бы, очень плохо.
      Рим Дашкин

      • Анонимно
        4.09.2020 17:20

        а что хорошего в националистах, выпячивающих свою национальность?

  • Анонимно
    2.09.2020 14:45

    Авторитарный режим проще для тех кто в начальственном кресле сидит
    А для страны он долгосрочно означает смерть
    Отсутствие конкуренции идей в политике (про ручные партии типа ЛДПР и КПРФ даже говорить н стоит) отсутствие независимого суда и царство ручного управления без контроля со стороны иных ветвей власти (они тоже ныне декорация) вот что погубит Россию и уже губит

    • Анонимно
      2.09.2020 14:56

      Реальный авторитарный режим в США. Две партии 200 лет под управлением магнатов передающих власть из поколение в поколение, формальный президент и то выбирается не прямым голосованием без какой либо альтернативы.

    • Анонимно
      2.09.2020 15:04

      он намекает на москау, видимо что то не так идет для его семьи

  • Моисей
    2.09.2020 14:48

    О ВОЛЕ НАРОДА

    «Происходящие сейчас в стране политические процессы весьма непростые. А мы привыкли жить по инерции, и авторитарный путь кажется проще. Но у него существуют границы, и мы к ним не приблизились. И все думаем жить по инерции. В стране до сих пор нет конкурирующих партий, ведущих дискуссии друг с другом. Виктор Степанович (Черномырдин) говорил, что что бы мы ни строили, получается КПСС. Должна же быть альтернатива, но мы еще не доросли до этого.
    Большое мужество надо иметь что бы произносить такие слова в современной России
    А слова правильные
    Все эти лдпр коммунисты и прочие едят из миски ЕР
    Вот и все что надо знать о партийной системе в России
    А ЕР тот же КПСС конца 80х, но с гораздо худшими характеристиками, без представительства народа

    • Анонимно
      3.09.2020 07:04

      Совершенно верно. В ЦК КПСС мог быть вчерашний комбайнер, а эти сейчас живут вообще оторванными от народа в параллельной реальности.

  • Анонимно
    2.09.2020 14:48

    Мой дядя хорошо помнил студента Шаймиева,когда тот снимал комнату в слободе-всегда ходил в строгом костюме,с авоськой,набитой книгами. Резко отличался от местной шпаны.

    • Анонимно
      2.09.2020 15:44

      Шпана это не ругательство. Главное, чтобы хамелеоном не быть.

  • Анонимно
    2.09.2020 14:58

    Плагиат во всем - политике, принятии решения по Covid19, в искусстве. Не можете сами лично что-то придумать? Ах да, забыл - штрафы за всё!

  • Анонимно
    2.09.2020 14:59

    Пока что ощущение такое, что смена первых лиц в стране произойдет в результате раскола в элите. Лично я никакой элитой их не считаю, но, скажем, это может произойти в результате создания каких-то группировок внутри Кремля. Пока что все идет именно к этому. А по поводу масс, то они настолько запуганы, настолько нерешительны… Они как будто утратили способность брать на себя какую-либо ответственность. Они ищут некоего вождя, группу или личность, которые возьмут на себя эту ответственность и поведут их по дорожке. Накормят, напоят и оденут их. Решат все их проблемы.
    Давать какие то прогнозы дело неблагодарное. Я полагаю, что к осени этого года дела в России будут обстоять уже очень плохо. А люди с большими деньгами теряют ежедневно. И эти потери очень значительны. С такими людьми разговорами о патриотизме и о том, что ты что-то кому-то должен, уже не обойдешься. Как долго они еще будут терпеть, я не знаю. Ощущение такое, что их недовольство легко перерастет во что-то большее.
    По крайней мере, пока на население РФ рассчитывать не приходится. Россияне напуганы, они сидят и чего-то ждут. Ждут, что все рассосется, говорят, что “и не такое переживали”.

    • Анонимно
      2.09.2020 15:28

      вообще-то осень уже наступила. ничего не изменится

    • Анонимно
      2.09.2020 16:34

      14:59. Насчет осени ваш прогноз вполне может подтвердиться в связи с ошибками в отношении Лукашенко, Хабаровск аукнется, а в еще большей степени фальсификации в связи с многодневным голосованием. Опрос на сайте ЦИК по отношению к многодневному голосованию показал, что 92% участников опроса против многодневки, тысячи подписей членов УИКов под петицией против многодневки показал позицию рядовых членов избиркомов, знающих эту систему изнутри.
      Рим Дашкин

  • Анонимно
    2.09.2020 14:59

    уж кто бы говорил)))

  • Анонимно
    2.09.2020 15:07

    Силой историю не делать. Это аксиома. Дело времени вернуть на исходную позицию, то что было изменено силой.

    • Анонимно
      2.09.2020 15:22

      Глупыш. А Великая Отечественная война историю не делала? А падение монархии во Франции? Историю бы лучше изучали как следует, а не соцсети.

      • Анонимно
        2.09.2020 15:52

        Нет не делала. Как только ослаб СССР, Прибалтика отпала тут же. А потом и весь СССР. А ещё раньше отпали страны соц. лагеря. Почти вернулись к исходной позиции. К довоенной. Германия вернула и Польшу, и Австрию, и часть Чехии, и остальные территории. Все что завоевано силой, как только не стало сил, все сразу возвращается в исходную позицию, все завоевания зря. Курилы зависли и уже 10 летия являются проблемой. Как некоторые другие территории. И являются источниками столкновений.

  • Анонимно
    2.09.2020 15:07

    Все империи распадаются. Старушка история это много раз доказала.

    • Анонимно
      2.09.2020 15:16

      Пока на очереди США. Во всяком случае такие процессы впервые за всю их историю. Россия уже это испытала относительно недавно и лимит революций на несколько столетий исчерпала. Да и нет предпосылок. Поэтому наблюдаем за другими.

      • Анонимно
        2.09.2020 15:59

        США не распадутся. На чем держится страна? Любая. На единстве взглядов на прошлое. На единство взгядов на настоящее и на единстве взглядов на будущее. Тему чёрных они пройдут, потому что работают институты государства: суды, СМИ, парламент, свободные выборы. Перемолят они это и найдут выход.
        И теперь нашу страну представьте. У каждого народа своя история и взаимообвинения в фальсификации, то есть единства взглядов на прошлое нет, наоборот. Настояшее - каждый народ решает свои проблемы: вот эти всякие принуждения учить татарский, полилингвалиные школы, потом запрет на принудительное обучение татарского и так далее, то есть нет единства. Наоборот идет противоборство. И взгляд на будущее у всех тоже разное. Тут даже говорить нечего. Понимаете?

    • Анонимно
      2.09.2020 15:44

      15.07 Какие-то распадаются из за активности народа, а некоторые (не будем указывать пальцем))) просто сгнивают....

  • Анонимно
    2.09.2020 15:11

    Дана установка на пиар и формирование имиджа «елбасы»

  • Анонимно
    2.09.2020 15:11

    Помнится бабай в середине 90х сказал что народ в татарстане недорос еще для выборов глав городов и районов.
    Прошло 25 лет.под его руководством...
    И вот опять слова о том что люди недоросли до демократии.
    Ему самому уже за 80лет.
    Новых людей ему так и неподвезли.

    • Анонимно
      2.09.2020 15:44

      Демократии в чистом виде не существует в мире нигде. Это как «победа мирового социализма».

    • Анонимно
      2.09.2020 16:00

      Он давно уже не руководит республикой, я, вам напомню.

  • Анонимно
    2.09.2020 15:14

    авторитаризм - это тупик, рано или поздно заканчивающийся кровью... а вот нахапать и под аплодисменты свалить - верх удащи)))

  • Анонимно
    2.09.2020 15:23

    Очень умный и мудрый человек, руководитель. Спасибо ему за все, за наш сегодняшний Татарстан. Сколько добрых дел сделал для своего народа Минтимер Шарипович Шаймиев-провел полную газофикацию республики, скольких людей вытащил из трущоб, бесплатно переселил в квартиры и тд и тд. Спасибо огромное! Здоровья и долгих лет жизни ему.

    • Анонимно
      2.09.2020 15:33

      Я бы к нему относился намного лучше, если бы у него были бы простые (в плане финансов) сыновья.

    • Анонимно
      3.09.2020 09:34

      Сами то где живете, не в трущобах?

  • Анонимно
    2.09.2020 15:27

    Федеральному центру всегда сложно общаться с регионами донорами. Как и в жизни: самодостаточные, обеспеченные люди не очень хорошо воспринимают команды сверху.

    • Анонимно
      2.09.2020 16:26

      Благодаря Шаймиеву наш регион зауважали федералы, потому нам и деньги отправляют на строительство крупных мировых объектов, проведение мероприятий. Универсиада, ЧМ по футболу, ЧМ по водным видам спорта и так далее.

      • Анонимно
        2.09.2020 16:50

        16.26 все что вы перечислили произошло в РТ, когда Путин покончил с суверинитетом и бабай ушел на пенсию. Все это построено на федеральные деньги. А до этого , за 20 лет суверинитета в Казани построили только Кул-Шариф и Пирамиду. При этом РТ все эти 20 лет не отчислял налоги в бюджет РФ.

        • Анонимно
          2.09.2020 21:58

          Все началось с 1000 летия Казани. Остальные мероприятия уже сажали на готовую почву, по инерции.А 1000 летие Бабай протащил.

          • Анонимно
            3.09.2020 06:23

            21.58 Он, вообще, ничего не тащил для татарской национальности. Он протащил своих потомков в список форбс. А то, что сейчас делает, так это думает отмыть капиталы от проклятия.

    • mad big
      2.09.2020 16:34

      2.09.2020 15:27
      На каждый регион своя папочка под номером региона стоит на нужной полочке в нужном месте. Дело времени.

      • Анонимно
        2.09.2020 16:47

        Так папочки и на фелералов готовы. Самые тяжелые

        • Анонимно
          2.09.2020 17:03

          Нас здесь больше волнуют папочки на местных. Быстрей бы их открыли!

  • Анонимно
    2.09.2020 15:27

    Мое мнение конечно субъективное, но.
    Относительно недавно раскулачили соседа, бессонного и железного башкирского хана Муртазу Рахимова, который де-факто отнял у народа Башнефть со всем топливно-энергетическим комплексом и многие другие крупные предприятия. Забрал в семью, в частные руки. Сколько за 25 лет недополучил бюджет Башкирии? Сотни миллиардов рублей. Лишь несколько лет назад благодаря Москве забрали это у частников и часть наконец вернули Башкирии. Сын Рахимова в розыске, скрывается в Англии. На очереди была содовая кампания и она не последняя.
    По факту в Татарстане тоже самое, все знают кому принадлежат крупнейшие предприятия республики.
    Другое дело, что Бабай имеет огромный авторитет и дружит с Путиным, это ограждает его и семью от участи Рахимова. Но он не вечен.
    В высших эшелонах власти, в политике просто так ничего не бывает и если для нас фраза Путина Минниханову позавчера «...мы то с вами знаем, что Татарстан деньгами не обделён...», это лишь фраза, то для определённых лиц это может быть серьезный посыл.
    Вряд ли снова попытаются разыграть национальную карту с ручными националистами, как в 90-е. Местные этнократы понимают, что поддержка таких настроений в республике давно равна нулю, но возможно это просто попытка тоже показать зубы.
    Опять же, это мое предположение.

    • Анонимно
      2.09.2020 16:05

      деньги кончатся, отберут таиф, схема обкатана...

    • Анонимно
      3.09.2020 07:20

      "Лишь несколько лет назад благодаря Москве забрали это у частников и часть наконец вернули Башкирии.".
      _____

      Отобрали у местных олигархов и отдали олигархам московским и иностранным. Народу Башкортостана лучше не стало. Местные олигархи хоть НДФЛ платили в местный бюджет, а отжавшие платят в Москве и в Лондоне.

      • Анонимно
        3.09.2020 19:30

        Да мы согласны, чтобы отобрали у татарских олигархов и отдали московским! Еще и спасибо скажем!

  • Анонимно
    2.09.2020 15:31

    Тот момент, когда после прочтения, вспоминаешь слова Отца : "Кешедән яхшы түгел, кеше нәрсә әйтәр"!

  • Анонимно
    2.09.2020 15:38

    4 место среди самых богатых семей России, вот главное достижение

    • Анонимно
      2.09.2020 16:01

      15.38 Цена свободы всех татар((

      • Анонимно
        2.09.2020 16:22

        Свияжск, Болгары, Казанский кремль - всё это благодаря Бабаю стало наследием культуры Юнеско, ценить надо, а не придумывать.

        • Анонимно
          2.09.2020 16:44

          Все это вранье! И как туда влезли, то есть в этот список, все равно скоро узнаем. это как с монеткой на Тысячелетие!

        • Анонимно
          2.09.2020 16:45

          16.22 На наши же налоги придумал себе славу за счёт новоделов - свияжск и болгар. Цени сам, когда тебя грабят и обманывают.

        • Анонимно
          3.09.2020 06:25

          16.22 А какого нам это "наследие ЮНЕСКО"??? Что он даёт простому татарину на его Земле? Пшик!! И не надо тут про мистические прибыли от туризма.

    • Анонимно
      2.09.2020 16:24

      Это всё капитализация Таифа, а не личные сбережения. Таиф - крупнейший налогоплательщик региона, налоги - наше всё. И зарплаты, и дороги, и больницы, и школы и так далее.

      • Анонимно
        2.09.2020 16:33

        Налоги да, но это их обязанность. Если такие деньги лишь малый % от налогов с дохода, то представляете какие прибыли? А они могли бы идти в бюджет. И указанное вами увеличилось бы кратно.

        • Анонимно
          3.09.2020 07:23

          Налоги ВСЕГДА практически больше прибыли. Например, один только НДС платится, условно, со всего оборота 20%, а такого уровня прибыли к обороту в условиях наличия конкуренции быть не может никак.

      • Анонимно
        2.09.2020 16:47

        16.24 Согласен. Налоги там немалые. Но ваша рабская психология дальше не видит. Проблема в том, что на ТАИФ имеем право все мы - ТАТАРСТАНЦЫ!!! Не федералы и не Москва!!! И мы также платили бы налоги. Но и ПРИБЫЛЬ была бы вся только НАША!!!!

  • Анонимно
    2.09.2020 16:02

    "а ведь папа отправил меня, чтобы стать Катиевым!", наверное имел ввиду Н.Ф.Катанова, выдающегося востоковеда и тюрколога.

  • Анонимно
    2.09.2020 16:14

    Что нужно знать о МШШ, мы уже и так знаем. И результаты суверенизации на лицо: 5 Форбс, внучка живет в стране НАТО, внук и внучка не знают татарский язык.
    А так масштабно и глубоко о патриотизме вещает нам.

  • Анонимно
    2.09.2020 16:17

    Про Мензелинск смешно. Я одного года с его сыновьями, в это же время тоже жил в Мензелинске. Почему смешно? Да потому, что весь Мензелинск умещался тогда, да и сегодня, в пределы половины Вахитовского района. Какая там машина, там от края до другого края городка можно было дойти за минуты! У моего папы тоже была служебная машина в то время, но приехать в детский сад на машине и в голову не приходило!

  • Анонимно
    2.09.2020 16:32

    В детстве, когда хотели чтобы ребенок слушался, пугали бабайкой. И вот он и сейчас меня пытается напугать отсутствием альтернативы. Да ладно,мы уже пуганные. Кто за 30 лет выстроил эту систему ?

  • Анонимно
    2.09.2020 16:35

    Долгих лет жизни!

  • Анонимно
    2.09.2020 16:35

    Лучший!

  • Анонимно
    2.09.2020 16:36

    Согласен полностью

  • Анонимно
    2.09.2020 16:39

    Особенность политики Москвы к Татарстану,в том,чтобы не дать сформироваться Татарской Элите,в крупную финансовую Элиту.Потому и разгромили ТатФондБанк.Но,в Эпоху Глобализации и Информационных технологий,вопрос Общения по миру решаем.Главное,это получение Знаний.Чтобы Татары,всю жизнь учились,учились,учились.Наши Корни,в Татарской деревне.Там даже не татары,ставновятся Татарами.Нам предстоит долгая Дорога,в Мир близких нам ,народам.

    • Анонимно
      2.09.2020 16:53

      Да. Курдам привет. Татарам самые близкие многие века русские и другие народы России. Так и будет всегда, без вариантов. А вы там в деревне сами как нибудь. Мы в цивилизации живем и вас тут не надо. А "близкие народы", которые вы имеете это миф. Для этого надо иметь лишь глаза и голову. Ну и чувство собственного достоинства, что бы не дать влить в голову, как барашку описанные вами сказки.

    • Анонимно
      2.09.2020 16:56

      Да какая тут в РТ элита! Даже не колхоз, там хоть что-то было приличное, а одна деревня! Только бы до бюджетных денег дорваться! А вот уж если от бюджета отстранят, тут какая-то правда наружу и выходит, как с теми Дамиром Исхаковым и Хакимовым!

      • Анонимно
        3.09.2020 07:27

        Про бюджетные деньги московским боссам своим расскажи, они дадут тебе мастер-класс, как на госслужбе заиметь дворцы, яхты, самолеты и виноградники.

  • Анонимно
    2.09.2020 16:54

    Самое главное,что госсоветник,с которчм несколько раз общался во врамя президенства,до сих пор адексатен и даже успешно осушествляет важные проекты,в т.ч. создание школ 21 века полилингвальных.Единственный случай в постсоветское время когда экс-первое лицо, снова стал лидером на новой стезе. Кумиры-тяжеловесы 90-х гг. забыты,а он обрел как говорят в спорте второе дыхание.О его и многих фетишизации бренда многопартийности и т.н.демократии лучше посмотреть,на то,что происходит в США и Европе,где они вырождаются в охлократию,а по русски власть толпы или маргинального быдла.Что то немного напоминающее было и у нас в начале 90-х когда алкократ с челядью,(некоторые уже слиняли за бугор прихватив кое-что из награбленного) рвались к власти и месту в Форбсе.Упаси Господь повторения подобного политико-эконоического ,мягко назовем раздрая,хотя есть и более точное слово из 6 букв, Б первая.

  • Анонимно
    2.09.2020 18:30

    Авторитарного режима даже после смерти Сталина у коммунистов СССР не було. Сталин был авторитарным потому что на мой взгляд что время було такое когда стоял вопрос жизни или смерти молодого первого в мире советского рабоче-крестьянского государства.

    • Анонимно
      2.09.2020 19:53

      Авторитарный режим – это система правления, при которой власть осуществляется одним конкретным лицом при минимальном участии народа. После 1917 года именно такой режим был установлен в нашей стране. Единственное исключение - очень короткий период примерно с 1988 по 1993 год.

  • Анонимно
    2.09.2020 18:55

    Кто говорит что такого масштабного проекта у татароязычной аудитории не было?! А передача «Ком сэгате» на ТНВ? Уже сколько лет поднимает насущные темы.

  • Анонимно
    2.09.2020 20:47

    Удивляет, что бывший руководитель региона, партийный и хозяйственный деятель с советских времён, не может ответить на вопрос, почему высшее образование в нашей стране стало платным, растерялся даже...

    Они же сами, все эти бывшие коммунисты и советские лидеры, перевели страну на путь капитализма, причём самого бесчеловечного и не справедливого, предав и забыв социалистические принципы устройства гражданского общества.

    Причём, сделали это с максимум личной выгоды и с минимумом заботы о народе. Просто «законным образом» присвоили национальные богатства, заводы и фабрики, обложили общество налогами, создали видимость «бесплатного» образования и медицины, снизили зарплаты и пенсии, создали строительно-жилищную мафию, взвинтили цены на энергоносители и коммунальные ресурсы, а теперь им в конце жизни необходимо всенародное признание и благодарность... За что?...
    Таких «бабаев», обогатившихся на своих регионах, полно по всей стране...

    • Анонимно
      3.09.2020 07:32

      "Удивляет, что бывший руководитель региона, партийный и хозяйственный деятель с советских времён, не может ответить на вопрос, почему высшее образование в нашей стране стало платным, растерялся даже...".
      _____


      Все просто - количество бюджетных мест в ВУЗах сокращает федеральный центр, регионы никак не влияют на выделение финансирования ВУЗам.

      Вот так постепенно федеральный центр, формально якобы сохраняя бесплатное образование, фактически его отменило, так как при 3-х бюджетных местах остальные 97 мест платные.

  • Анонимно
    2.09.2020 20:57

    Шаймиев признал, что в России нет партий. Резюме этого интервью

  • Анонимно
    2.09.2020 22:54

    Да, уж, тебе лучше знать. только вот главы районов, судя по последним событиям, границ и "не чуяли".

  • Анонимно
    3.09.2020 06:04

    Надо быть благодарными тем кто в нулевые годы начал успешно ликвидировать последствия разгрома советского государства начатого Горбачевым и завершенного ельцинским путчем-госпереворотом 1991 г, ,разгоном парламента и расстрелом его защитников в 1993 г. Вспомните все ,что творилось в РФ и на постсоветском пространстве вплоть до конца 90-х гг. Теперь нечто похожее началось в США, усугбленное наличием огромного количества оружия у населения и начавшимися перестрелвъками между группами грабителей и погромшиков из чернокожих и отрядами самообороны граждан другого цвета кожи, с жертвами с обоих сторон. Президент Трамп офицциально заявил,что в стране действуют организованные группы террористов-заговорщиков и назвал ряд городов в т.ч.Нью-Йорк зоной анархии. Все это напоминает ситуацию предфевральской России 1917 г. к тому же усугбленную современными технологиями и ожесточенной борьбой между партиями, которая по лексике и поведению в публичном пространстве не уступает,а в чем то даже превосходит по грубости и хамству наш 1917 год. В этой ситуации все словопрения о многопартийности и т.н. демократии напомиают разговоры"пикейных жилетов"из дилогии Ильфа и Петрова, гениально предвидевших многие события конца ХХ века,в нашей стране, в т.ч.когда Корейко стали называть олигархом,а у власти оказался экс-партбосс "Бендер",в отличие от своего прототипа нетрезвый.

  • Анонимно
    3.09.2020 10:11

    Демократы во главе со старцем Байденом и дамой смешанных кровей,косящей под афротетку ,в борьбе с ненавистным им Трампом весьма актиивно используют левацкие лозунги. Наверное из их среды и выползут тамошние горбачево-ельцины пытающиеся разрушить державу.

  • Анонимно
    3.09.2020 11:00

    О театре в комментариях ни слова. А проблема татарских театров за пределами Татарстана существует. Почему бы для начала не помочь с созданием театра в Ульяновске. Глава региона Морозов достаточно комплиментарно относится к татарам, в Ульяновске более 70 тысяч татар, в соседнем Димитровограде около 20 тысяч, да и в соседних районах много. Театр бы не пустовал, стал культурным центром не только для области, но и был бы интересен для всех мишарских регионов, если бы отражал в своей программе их специфику. То есть Ульяновская область передала бы татарам здание какого-нибудь клуба или кинотеатра, а Татарстан вложился бы в ремонт и в кадры артистов, режиссеров.
    Рим Дашкин

    • Анонимно
      3.09.2020 13:40

      Потому-что в центре статьи о театре не театр а Шаймиев. Соответственно комментарии к статье разделились на комментарии тех, кто рукоплещет и тех кто не знает как по этому поводу выразиться ... по поводу "театра" то есть.

      • Анонимно
        3.09.2020 13:59

        Рукоплещут здесь не по призыву сердца, а по методичке.

  • Анонимно
    3.09.2020 18:16

    Стекольщиков Валерий Дмитриевич- первый секретарь города и и района ходил на работу пешком - примерно 45 минут. Жаль перевели в Казань вице- премьером. Построил хлебзавод, 520 квартирный дом и т. д.

  • Анонимно
    3.09.2020 19:39

    В 90-е годы Ельцин всем детям в России платил пособия, а МШ нам в РТ их не платил. Курочка по зернышку клюет! Как я выжила тогда с детьми не знаю, но я ему этого никогда не прощу!

    • Анонимно
      3.09.2020 20:41

      "В 90-е годы Ельцин всем детям в России платил пособия",

      При Ельцине зарплату по полгода не платили,буханка хлеба стоила около 1000 рублей,цена хлеба за два дня могла опять вырасти. Как я выжил тогда,знаю-работал на трех работах,приходил домой в двенадцать ночи,но я ему этого никогда не прощу!

  • Анонимно
    4.09.2020 06:53

    Алкократ -Ельцин это злокачественная опухоль, поразившая общество при попустительстве безвольного Горбачева- гибрида слепленного из Манилова и Керенского, появившегося в конце ХХ века. Главные бренды смутных времен алкократии 90-х гг. это тотальное разграбление экокономики и разрушение промышленности мародерами-олигархами, именуемая народрм приихватизацией ,безработица и обнищание населения, лишение его большинства социальных достижений советской эпохи в т.ч. бесплатного высшего образования , медицины и прочие "прелести" дикого капитализма появившиеся в результате бес(л)овежского госпереворота ,в результате чего на постсоветском пространстве погибли сотни тысяч людей ,а миллионы стали беженцами потерявшими все имущество.В мирвом пространстве эта геопооитическая катастрофа привела к хаосу, ликвидации ряда суверенных государств и доминированию СЩА, пытавшихся стать своего рода 4-м рейхом диктующим условия своего миропорядка планете.В ряде стран за гораздо меньшие преступления сажают,у нас политический банкрот Ельцин, добровольно-вынужденно ушел на огромную пенсию ,предварительно выторговав безопасность и привиллегии: себе , одиозной семейке и ряду сообщников,впрочем часть уже слиняла "за бугор" и не с пустыми руками.Продолжает существовать позорный ЕБН-центр, за счет бюджета зомбирующий молодежь лживыми дифирамбами этому типу.Доколе все это? Конечно Путину и его команде удалось, преодолевая ожесточенное сопротивлпние запада и его наймитов ликвидиросать, хоть часть последствий "ельцинщины",но процесс труднейший и ее метастазя постоянно дают себя знать,в т.ч. в т.н."гоппозиционных" не системных группировках либерастов,платных или по дури, пытающихся, но пока безуспешно, дестабилизировать обстановку в стране.

  • Анонимно
    4.09.2020 08:31

    Шаймиев только с политикой и экономикой распорядился авторитарно, просто в свою пользу.........и этим ограничился, а остальное ему не интересно

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль