Общество 
13.09.2020

«Татары не были сторонниками революций, скорее ортодоксами и лоялистами»

История стратегии развития татарского народа (XIX – начало XX века): от идеи «мы татары» до борьбы за право изучать русский язык. Часть 1-я

«Татарская нация прошла длинный и тернистый путь развития от средневековой социальной общности до современной политической нации», — напоминает главный научный сотрудник Института археологии им. Халикова АН РТ Искандер Измайлов. В своем новом материале на «БИЗНЕС Online» известный историк и археолог продолжает дискуссию о прошлом, настоящем и будущем татар.

Искандер Измайлов –научный сотрудник Института археологии им. Халикова АН РТ Искандер Измайлов – научный сотрудник Института археологии им. Халикова АН РТ Фото: Алексей Белкин

ПОЛИТИКА ПРЯМОГО ПОДАВЛЕНИЯ, НАСИЛЬСТВЕННОЙ РУСИФИКАЦИИ ПОКАЗАЛА СВОЮ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

Татарская нация прошла длинный и тернистый путь развития от средневековой социальной общности до современной политической нации. Оценивая его с вершины сегодняшнего дня, мы можем выделить несколько этапов, каждый из которых имел свои причины, свой контекст и логику.

Не менее важными были попытки интеллектуальной элиты осмыслить события и сформулировать свое видение будущего. История интеллектуальной жизни татарской нации, сопровождавшей переход от средневековья к модерну, является важным, но недостаточно осмысленным нами явлением. Между тем людям всегда свойственно не просто обдумывать прошлое и настоящее, но и задумываться над тем, что будет потом. А интеллектуальная элита особенно предпочитала думать о том, как слово наше отзовется. Мыслили не только о личном благополучии, но и о том, что будет с обществом, как окружающая действительность может измениться, и главное — о том, как нужно действовать сейчас, чтобы приблизить приемлемое будущее. Иными словами, «образ будущего» не менее важен для становления нации, чем «образ прошлого». А поскольку мы имеем дело с развивающимся обществом, прошедшим целый ряд этапов, то интересно понять, как менялся этот образ.

Татарская нация прошла длинный и тернистый путь развития от средневековой социальной общности до современной политической нации (на фото – Татары в Казани, 1870 г.) Татарская нация прошла длинный и тернистый путь развития от средневековой социальной общности до современной политической нации (на фото – татары в Казани, 1870) Фото: By Г. Ф. Локке - Риттих, А. Ф. Казанская губерния / сост. А. Ф. Риттих. - Казань, 1870. - 2 т. - (Материалы для этнографии России; №14)., Public Domain, commons.wikimedia.org

Начало данного перехода можно отнести к концу XVIII – началу XIX века. С него ведет начало становление современной татарской нации. Общим контекстом всех процессов были реформы Екатерины II, которые пробудили от вековой спячки народы России. Надо сказать, что сами эти реформы означали, что Российское государство перешло к новой тактике взаимодействия с нерусскими народами. Прямо скажем, что не от хорошей жизни и успешности прежних усилий. Просто политика прямого подавления, насильственной русификации и христианизации, попыток разрушить крепость мусульманской веры показала свою несостоятельность. Это, как мы помним, вызвало ряд восстаний и мятежей, окончившись огромной крестьянской войной Емельяна Пугачева, что не могло не вызвать среди российской правящей элиты и у самой Екатерины II понимания необходимости каких-то реформ.

Реформы Екатерины II пробудили от вековой спячки народы России. Надо сказать, что сами эти реформы означали, что Российское государство перешло к новой тактике взаимодействия с нерусскими народами Реформы Екатерины II пробудили от вековой спячки народы России. Надо сказать, что сами эти реформы означали, что Российское государство перешло к новой тактике взаимодействия с нерусскими народами Автор: Unidentified painter - Общественное достояние, commons.wikimedia.org

Татары не отказались от ислама, их общины научились выживать в условиях постоянной конфронтации с местной властью и царизмом. А вот власть стала ощущать недостаток влияния на эти общины, терпело экономические и политические издержки. Это заставило царское правительство поменять подход, перейти к более взвешенной и гибкой политике «мягкой силы». От этого выиграли все народы России. Особенность самоощущения татар была в том, что, занимая серьезные экономические позиции, они полагали себя ущемленными в политическом плане.

У ТАТАР ПОЯВИЛОСЬ ОПРЕДЕЛЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Вот несколько важных событий, которые резко активизировали татар в политическом плане: закон о веротерпимости, который, по сути дела, вернул легитимность мусульманской религии, до этого бывшей вне закона со времен Анны Иоанновны, мечтавшей всех подданных превратить в православных.

Следующий этап — городская реформа. Было введено городское самоуправление, появились Казанская, Оренбургская и другие татарские ратуши. Было создано духовное управление мусульман.

В работу Уложенной комиссии были включены депутаты из всех губерний и из всех сословий, среди которых оказалось много татар В работу Уложенной комиссии были включены депутаты из всех губерний и из всех сословий, среди которых оказалось много татар Автор: Матвей Маркович Зайцев (1880-1940/42), Общественное достояние, commons.wikimedia.org

Еще одно важное событие — работа Уложенной комиссии. Она должна была упорядочить законы империи, которых накопилось с XVII века столько, что они противоречили друг другу. В принципе сама работа этой комиссии 1767 года, возможно, мыслилась как этап на пути создания конституции. Но идея оказалась слишком революционной. В нее были включены депутаты из всех губерний и из всех сословий, среди которых оказалось много татар. Там были и те, кто воевал за Россию, те, кто считал, что имеет определенные заслуги, дабы быть услышанными. Интересно понять идеалы этих людей, которые, по сути, выдвигали национальные требования, хотя выступали они не только от сословия служилых татар, но и в целом от всех мусульман. В первую очередь они требовали определенных свобод — экономические (вернуть татарам дворянство и конфискованную землю, предоставить льготы купечеству по налогообложению) и политические (определенную религиозную автономию).  

Анализ требований мусульман из всех регионов России показывает их единство, это свидетельствует о том, что они имели некие горизонтальные связи между собой. И сформировалось то, что историк Дамир Исхаков назвал «мусульманской татарской нацией».

К сожалению, работа Уложенной комиссии не вылилась во что-то конкретное, хотя ряд требований татар выполнили. Например, было возвращено дворянство, хотя и без земли. Но данный опыт только расширил взаимодействие между различными татарскими общинами в первой половине XIX века. Особенно это было видно на выборах в оренбургское духовное управление мусульман, где выдвигали выборщиков, выбирали муфтия. Проходили выборы в Казанскую татарскую ратушу, в других ратушах, в том числе в Оренбурге, в Тобольске. То есть у татар появилось определенное самоуправление. Община получила автономию, которая решала имущественные дела и т. д. Некоторые решали по шариату, некоторые — по российским законам. То есть определенная свобода не только была заявлена татарской элитой, но в определенной степени была и завоевана.

СЕЙЧАС ТРУДНО ПРЕДСТАВИТЬ, НО В НЕКОТОРЫХ СЕЛАХ БЫЛО ПО ПЯТЬ-ШЕСТЬ МЕЧЕТЕЙ

Исторически эти процессы были осмыслены в трудах татарских мыслителей первой волны. Они были богословами, поэтому облекали свои идеи в религиозные покровы, что было естественно — светской интеллигенции просто не откуда было взяться. Среди них выделяются Хисамутдин Йалчигул, Муслими и ряд других. Их исторические писания часто носили названия «Таварихи Булгария» («История Булгарии») и воспроизводили утопический идеал мусульманского государства, которое якобы существовало в Поволжье. Они и апеллировали к этому мусульманскому прошлому, говорили, что необходимо развивать и поддерживать строгую веру, которую они называли булгарской. Отсюда и коллизия с мнимым «булгарством» татар, которая продлилась вплоть до конца XX века.

Но те богословы имели в виду, что в прошлом в Волжской Булгарии была строгая изначальная вера, которую потом утратили и надо к ней вернуться. Во многом они предвосхитили те идеи, которые позднее будут распространены на мусульманском Востоке, став основой, в частности, для идеологии Ибн ал-Ваххаба  и других салафитов, призывавших к возвращению к «истинному» «первоначальному» исламу.

Другим значимым призывом этих авторов было сохранение лояльности Российскому государству и легальная деятельность. Призывы были услышаны! Их идеи оказали определяющее влияние на целое поколение купцов, которые приезжали в Казань, в другие города. Поскольку прибывали они из сельской местности, где были сильные религиозные общины, придерживавшиеся мусульманских законов, некоторые из них еще недавно не подчинялись даже духовному управлению.

Зажиточные татары начали строить мечети, преодолевая действующие запреты, причем каменные, ничем не уступавшие христианским храмам. И скоро количество мечетей, которое было разрушено в середине XVIII века, было восполнено. Сенная мечеть (ныне Нурулла) в Казани. Фото до 1917 Зажиточные татары начали строить мечети, преодолевая действующие запреты, причем каменные, ничем не уступавшие христианским храмам. И скоро количество мечетей, которое было разрушено в середине XVIII века, восполнилось. Сенная мечеть (ныне Нурулла) в Казани. Фото до 1917 года Автор: Berlogin - собственная работа, CC BY-SA 3.0, commons.wikimedia.org

Данное поколение зажиточных татар начало строить мечети, преодолевая действующие запреты, причем каменные, ничем не уступавшие христианским храмам. И скоро количество мечетей, которое было разрушено в середине XVIII века, восполнилось. Во многих селах зажиточные люди считали возможным строить по несколько мечетей. Сейчас трудно представить, но в некоторых селах было по пять-шесть мечетей. Таким образом, установка на религиозную автономию была достигнута уже первым поколением пост-екатериниского времени. Общины укрепились и экономически, обрели политический вес в российском обществе. Важные рубежи были достигнуты. Пришло осмысление, что надо было двигаться дальше.

Интеллектуальной элите XIX века стало ясно, что идти дальше по мусульманскому пути не совсем правильно. Одной только консервацией прошлого нельзя добиться прогресса. Нация должна двигаться вперед, в будущее, быть конкурентоспособной, причем на общероссийском уровне. Это новый этап, связанный с тем, что появилось купечество, которое конкурировало с русскими купцами и тут же обнаружило, что крепость веры — это хорошо, так как она позволяет защищать общину и выступать единым фронтом против наступления на капиталы, но ее недостаточно для того, чтобы динамично развиваться. Крепость веры хороша для обороны, а для развития нужны другие идеи. 

Одновременно происходило и реформирование ислама. Если раньше мусульманские общины становились в позицию вынужденного принятия Российского государства, хотели полной религиозной автономии и минимизации контактов, то в условиях, как говорил революционер Владимир Ленин, «ублюдочного капитализма», нужны были другие качества. Их они видели в развитии предпринимательства и хозяйственной активности. Но под это необходимо было подвести идеологическое и религиозное основание.

НУЖНО БЫЛО НЕ ТОЛЬКО УМЕНИЕ ЧИТАТЬ И ТРАКТОВАТЬ КОРАН

Знаменем духа мусульманского капитализма стали суфийские тарикаты (ордены), в первую очередь Накшбандия. В отличие от северокавказских, которые провозглашали джихад и религиозные экстатические практики, Накшбандия и ряд других орденов, ведущих свое происхождение из Средней Азии, были более интеллектуальными, они смогли выработать новые установки и модифицировать ислам. Они соединили местные особенности религиозной терпимости и лояльности иноверческому государству с идеями обновленчества, которые пришли, в частности, из Турции. Смысл был таков: если ты зарабатываешь 100 рублей и жертвуешь 10 рублей на благотворительные, богоугодные цели, например на медресе, то весь твой капитал становится богоосвященным. Если ничего не тратишь, то, скажем так, зачет в карму не получаешь. Если раньше считалось, что, если ты все деньги потратил на благотворительность, это хорошо, а если не потратил — плохо, то теперь можно пожертвовать немного, но весь капитал станет боговдохновленным.

Наш великий реформатор Шигабутдин Марджани выступил за создание этих новометодных медресе, где бы преподавали светские предметы — географию, математику, русский язык. Он мотивировал это тем, что алгебра — это арабская аль-джебра, и ее изучение имеет давнюю традицию, что способствует развитию татар. То есть, облекал новизну и реформаторство в идеи развития и укрепления ислама Наш великий реформатор Шигабутдин Марджани выступил за создание новометодных медресе, где бы преподавали светские предметы — географию, математику, русский язык. Он мотивировал это тем, что алгебра — это арабская аль-джебра и ее изучение имеет давнюю традицию, что способствует развитию татар. То есть ученый облекал новизну и реформаторство в идеи развития и укрепления ислама Фото: By Unknown author - archive.gov.tatarstan.ru, Public Domain, commons.wikimedia.org

В этом отношении данное течение очень похоже на пуританство и старообрядчество, где главным было то же самое: приращение капитала считалось богоугодным делом, приращение духовного потенциала тебя и твоей общины, а строгая мораль — нормой жизни.

Почему так много крупных промышленников и купцов старообрядцы? Они держались общины, помогали друг другу, выдавали безвозмездные ссуды и так далее. Мусульмане практически прошли тот же самый путь, и в сочетании с идеями модернизации и реформированного ислама это дало огромный кумулятивный эффект.

Следующим шагом стало повышенное внимание к системе образования. Купцы вдруг поняли, что через систему образования можно сформировать образованный слой современных людей, способных лучше организовать производство, вести предпринимательскую деятельность, выходить на новые рынки и бороться за свои права. Оказалось, что старая школа, где зубрят Коран и изучают разные мусульманские науки, была хороша при консервации в крепости веры, но условия проникающего в Россию модерна требуют уже совершенно других знаний и умений. Нужно было не только умение читать и трактовать Коран, но и знать современные, в том числе и светские, науки.

Наш великий реформатор Шигабутдин Марджани выступил за создание этих новометодных медресе, где бы преподавали светские предметы — географию, математику, русский язык. Он мотивировал это тем, что алгебра — это арабская аль-джебра и ее изучение имеет давнюю традицию, что способствует развитию татар. То есть ученый облекал новизну и реформаторство в идеи развития и укрепления ислама.

Одновременно Марджани ставил вопрос: мусульман много, тюрок, а вы кто? И вот эта идея «мы татары» через систему образования, систему горизонтальных связей стала развиваться и проникать в толщу татарского мира. И эта составляющая тоже была очень важной. Начала формироваться татарская национальная идентичность. Начали поддерживать просветительство, печатались мусульманские ежегодники (чтиво на каждый день), которые пользовались огромной популярностью, формировалась этика и «образы мира», то есть целый пласт, который требует своего исследователя.

В ПЕРВЫЙ СОЗЫВ ГОСДУМЫ ТАТАРЫ ИМЕЛИ ОГЛУШИТЕЛЬНЫЙ УСПЕХ

К концу XIX – началу XX века стало ясно, что есть определенный кризис: развиваться в прежних рамках татарская нация не может. Она дисперсна, разбросана, и ее представителям трудно диктовать свои условия даже в Казани, где татары составляли меньшинство населения (менее 10%). Но они осознавали, что имеют большую силу, располагают определенным капиталом, возможностью поддерживать свой интеллектуальный потенциал и политические силы. К этому времени система образования стала давать большие серьезные всходы. Но доступ в вузы для татар оказался не просто затруднен, а фактически закрыт по целому ряду причин, бо́льшую часть из которых царская власть создавала целенаправленно и осознанно. Например, экзамены по «Закону Божьему» проводились только на русском языке.

Фото: By Фотография ателье Буллы, Public Domain, commons.wikimedia.org

Часто говорят, что 26 татар учились в университете до 1917 года, за первые 100 лет его существования. Впрочем, часть из них не окончили его из-за финансовых сложностей, а большинство учились на медицинском факультете. То есть были прямые запреты и ограничения на обучение татар. Таким образом, деятельность университета в отношении татар была отнюдь не просветительской. Скорее она была охранительной, особенно после реформ Михаила Магницкого и Константина Победоносцева. Но татары и татарки, благодаря своей подготовке, наличию денежных средств и стремлению к знаниям, смогли начать обучаться в европейских вузах Германии и Франции. В частности, Парижскую Сорбонну окончил Садри Максуди, получив докторскую степень на юридическом факультете. При этом он выучил русский и французский языки, а позднее сдал экзамены экстерном в Петербургском университете. Кто-то учился в Турции. Были даже женщины-татарки, которые получали высшее образование в различных вузах.

Таким образом, стало ясно, что дальнейший прогресс нации связан с расширением и углублением высшего образования, обучением различным наукам и искусствам, развитием национальной науки и профессионального творчества. Школа не могла удовлетворить запросов нации без соответствующей вертикальной системы образования, а содержать вузы и науку частный капитал не в состоянии. Все это прерогатива государства, и для воздействия на него необходима политическая организация.

Определенное движение в решении данных проблем татарской нации совпало с кризисом царизма, которое стало цепями на пути развития России в контексте современного общества. Таким образом, борьба татар за свои права и свободы совпала с общероссийским движением за реформирование страны и реформы власти.

Депутаты второй Российской Государственной Думы от Казанской губернии, 1907 год.  Стоят: Г.И.Петрухин, А.Ф.Фёдоров, С.Н.Максудов, Г.М.Мусин; сидят: З.М. аланцев, М.В. атуров, М.Я.Капустин, Д.А.Кушников, С.Т.Максютов Депутаты второй Российской Государственной Думы от Казанской губернии, 1907 год.  Стоят: Г.И. Петрухин, А.Ф. Федоров, С.Н. Максудов, Г.М. Мусин; сидят: З.М. Аланцев, М.В. Атуров, М.Я. Капустин, Д.А. Кушников, С.Т. Максютов Фото: By Unknown photographer - Записки скучного человека, Public Domain, commons.wikimedia.org

Революция 1905–1907 годов привела к некоторой либерализации страны. Были объявлены выборы в Государственную Думу. Татарская интеллектуальная элита стала инициатором создания собственной политической партии. Понятно, что чисто татарскую партию они создать не могли, тогда считалось, что должна быть одна большая мусульманская или тюрко-мусульманская нация, как ее иногда иногда называли, хотя она была гораздо шире, включая народы Северного Кавказа и Закавказья, Средней Азии и Казахстана. Было проведено несколько общероссийских съездов мусульман, которые финансировали сами татары, и была создана партия «Иттифак ал-Муслимин» (то есть «Союз мусульман»), которая выступала единым фронтом во всех регионах.

В первый созыв Госдумы татары имели оглушительный успех — они сумели избрать более 28 депутатов. В основном это были татары во главе с Максуди и др. Они стали кооперироваться в первую очередь с кадетами. Максуди даже стал заместителем руководителя кадетской партии Павла Милюкова, у них был думский союз. То есть мусульмане голосовали по различным резолюциям по согласованию с кадетами. И от имени кадетской партии Максуди вошел в бюро Государственной Думы России.

Ученицы татарской женской школы Фатихи Аитовой конца XIX века Ученицы татарской женской школы Фатихи Аитовой конца XIX века Фото: Автор: Неизвестен - Own archive, Общественное достояние, commons.wikimedia.org

СВЕТСКИЕ ПРЕДМЕТЫ МОГЛИ ИЗУЧАТЬСЯ ТОЛЬКО В ГИМНАЗИЯХ И ТОЛЬКО НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Какая программа была у данной партии? Собственно, это был эскиз будущего. Самое главное требование — национально-культурная автономия. Стало быть, они прекрасно знали идеи австрийских этнологов и социал-демократов и всячески их поддерживали.

Почему «национально-культурная автономия»? Потому что татары, проживая в разных регионах дисперсно, практически нигде не могли создать какого-то обособленного региона, который бы они объявили своим национальным. Например, если чуваши в основном проживали в сельской местности, при этом компактно, то татары такой роскошью не располагали. Они были разбросаны по разным губерниям, «нарезанным» так, что везде являлись меньшинством. Тем более интеллектуальная элита была разбросана по ведущим городам России. Хотя они были меньшинством, но это было довольно богатое, зажиточное меньшинство. При этом татары не были сторонниками революций, скорее ортодоксами и лоялистами.

Требование национально-культурной автономии состояло в желании, чтобы цензура не вмешивалась в образование, духовные дела, книгопечатание, издание газет и т. д.; чтобы не было цензуры синода и духовного управления над местными общинами и религиозными группами, чтобы министерство образования не диктовало, какие предметы и на каком языке преподавать, ведь в царской России в татарских школах запрещалось преподавать русский язык. Видя успешность и эффективность частной системы образования у татар, царизм ввел препоны для ее развития, систематически запрещая преподавание в медресе светских предметов и русского языка. Светские предметы могли изучаться только в гимназиях и только на русском языке. Вокруг этого шла серьезная борьба на Украине, Прибалтике, Поволжье. Вот такой парадокс — в то время требовали разрешить преподавание русского языка, а сейчас — татарского.

Национально-культурная автономия виделась татарам как сообщество самоуправляющихся общин, имеющее внутри свое налогообложение, а средства выборные органы таких общин пускают на нужды духовной жизни, развитие национальных и культурных запросов.

Подчеркну: увидев, что у левых сил и мусульман довольно серьезные позиции в Думе, как известно, царь распустил ее, назвав бессовестной, и лишил избирательных прав мусульман Средней Азии и Казахстана. Они вплоть до советского периода, до 1920-х, были лишены права голоса.

Окончание следует.

Искандер Измайлов

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (201) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
13.09.2020 10:26

Татары всегда должны оставаться татарами, как и другие национальности.

  • Анонимно
    13.09.2020 09:14

    в казанской операции 1918 г.по взятию казани в войсках 5-й армии и Арской группы 2-й армии Восточного фронта РККА,было половина татар.мари и чуваш.

    • Анонимно
      13.09.2020 10:38

      Да, большевики насильно мобилизовали в свои отряды всё крестьянство правобережья Волги.

      Красная армия состояла отнюдь НЕ из добровольцев. Красная армия страдала от очень высокого уровня дезертирства, хотя массовые расстрелы дезертиров перед строем было постоянным и заурядным делом.

      • Анонимно
        13.09.2020 14:13

        Прям насильно? Если бы все было так хорошо, как любят рассказывать имперцы, крестьянство бы не поднялось. Крестьянство и так самая инертная часть общества.

        • Анонимно
          13.09.2020 16:49

          А крестьянство и не "поднялось". Единственно, что хотели крестьяне - это быть со своими семьями - и им было наплевать на захват власти большевиками в далёком Петербурге.

          К сожалению, большевики захватив власть в Петербурге получили власть и над всей системой районных военкоматов по стране и системой районных отделов полиции (милиции) по стране.

          В отличие от аналогичных тогдашних "революций" в Мюнхене, Вене, Будапеште - российские революционеры сами не лезли на баррикады. Захватив власть они вместо себя стали мобилизовать крестьян и насильно посылать ИХ в бой. А национализировав и поставив под свой контроль прессу - большевики сопроводили это своё действо и активной пиар-компанией в пользу своих авантюрных незаконных действий.

          Как большевики мобилизовали крестьян во время похода на Казань - можете сами почитать в статьях Ленина в интернете. все его инструкции сохранились и напечатаны.
          Известны также действия командарма Троцкого под Казанью, когда он отсутствие энтузиазма у мобилизованных крестьянских парней в бою - компенсировал децимацией - расстрелом каждого 10 красноармейца.
          Видимо Троцкий, в отличие от вас не считал, что крестьяне сами воюют за "свою" власть, иначе не стал бы расстреливать этих крестьян.

          Известно и как красный командир Юдин (в честь которого назвали Юдино), активно расстреливал за дезертирство крестьянских парней набранных здесь в "красноармейцы".

          Впрочем, не пришло время вам знать ещё об этом. Об этом видимо активно заговорят лишь через 10-20, когда в стране сменится идеология, которая по инерции так и тянется до сих пор с советских времён.

          • Анонимно
            14.09.2020 08:33

            Уже не изменится, к сожалению.
            У власти сегодня внуки тех "Дециматоров".
            Если 30 лет назад они были полунищими советскими и партработниками среднего звена, то сегодня они властные олигархи.
            И уже ИХ внуки берут бразды правления страной.

    • Анонимно
      13.09.2020 13:02

      09:14 Принципиально Казань с маленькой буквы пишете?

    • Анонимно
      13.09.2020 22:29

      Троцкий ,сам лично,расстреливал каждого 10 солдата.

  • Анонимно
    13.09.2020 09:14

    «Татары не были сторонниками революций, скорее ортодоксами и лоялистами»

    Именно так. Хорошо, что это прозвучало из уст татарского историка и националиста.
    А то здесь многие иногда говорят, что 100 лет назад "татары своей борьбой добились себе республики".
    Однако никто не видел отрядов татар, чукчей, марийцев, бурятов штурмующих Зимний дворец.
    Татары - был совершенно лояльным к центральной власти народом.

    • Анонимно
      13.09.2020 09:19

      Не только был, а есть и остается

    • Анонимно
      13.09.2020 09:20

      А был штурм зимнего, или боевик Эзенштейна насмотрелись.

      • Анонимно
        13.09.2020 10:40

        Я то знаю, что штурма Зимнего не было - но заметил, что народу бесполезно это объяснять. Советские школьные учебники, написанные большевистскими "инженерами человеческих душ" - пока ещё накрепко сидят в памяти людей.

        • Анонимно
          13.09.2020 14:13

          10.40 НЕ было, было не тебе доказывать. Большевики написали и сделали истрию лучшую для народа. Пока никто так о своем народе не заботился. Пример тебе - наши феодалы

          • Анонимно
            13.09.2020 19:28

            13.09.2020 14:13
            ЛУЧШУЮ историю для НАРОДА, на ЗАПАДЕ написали!
            Там, где НЕ было Ленина, рабочий имел зарплату в 2000-3000$, на которую он в ЛЮБОЕ время мог купить ЛЮБЫЕ продукты, БЕЗ всяких очередей и талонов, телевизор, магнитофон, видик, машину - причем ИНОМАРКУ (по НАШИМ меркам).
            Там, где БЫЛ Ленин - рабочий имел зарплату в 200 рэ.

            • Анонимно
              14.09.2020 08:31

              Там, где не было марксистов во главе с Лениным и Троцким - там людям везде было хорошо.

      • Анонимно
        13.09.2020 18:59

        13.09.2020 09:20
        Т.е. по-вашему, революции вообще НЕ было?
        В РЕАЛЕ, большевики ЗАНЯЛИ Зимний дворец, просто потому, что ТАМ находилось Временное правительство! Большевики были в Смольном, а их противники - в Зимнем! Цель ЛЮБОЙ революции - свержение ПРЕЖНЕГО правительства!

        • Анонимно
          13.09.2020 20:59

          Никакой пролетарской "революции" не было - международные марксисты-террористы Ленин и Троцкий вооруженным путем свергли законное демократическое правительство свободной Российской республики и установили свою диктатуру.
          Вы ещё действия Бен Ладена "революцией" назовите - одного "поля ягодка".

          • Анонимно
            13.09.2020 22:24

            13.09.2020 20:59
            А почему вы подумали, что я ПОЛОЖИТЕЛЬНО отношусь к термину "революция"?

            • Анонимно
              14.09.2020 08:33

              Революции даже в науке приносят много личных трагедий.

              А социальные эксперименты марксистов во главе с Лениным и Троцким и их учеником Сталиным погубили многие десятки миллионов ни в чём не повинных людей и искалечили судьбы многих сотен миллионов.

    • Анонимно
      13.09.2020 09:21

      Так Ленин, не совсем русский.
      Да и откуда в Питере эти народы.
      Татары были подавлены центральной властью

      • Анонимно
        13.09.2020 09:35

        У марксистов, как и у всех прочих террористов, нет ни национальности, ни религиозной принадлежности - имеется ввиду Мировые религии.

        Марксизм сам разновидность тоталитарной религии, тоталитарная кровавая секта.

      • Анонимно
        13.09.2020 14:40

        Нам русским без разницы, кто твой начальник на работе. Главное, чтобы был профессионал. И только национальным меньшинствам это важно. Это какой-то комплекс неполноценности?

    • Анонимно
      13.09.2020 09:48

      Своего Мартина Лютера Кинга нет и не было.

      • Анонимно
        13.09.2020 15:08

        И не надо!

        • Анонимно
          14.09.2020 01:33

          У меня есть мечта! Татарская.

          • Анонимно
            14.09.2020 21:01

            14.09.2020 01:33
            Повторяетесь...

            • Анонимно
              15.09.2020 00:17

              Да, повторяюсь. У меня есть мечта! Всегда!

              • Анонимно
                15.09.2020 19:18

                15.09.2020 00:17
                Повторяетесь! вы ЧУЖИЕ слова говорите! Для СВОЕЙ мечты, СВОИ слова найдите!

                • Анонимно
                  18.09.2020 14:59

                  Все мы говорим чужие слова, вы тоже. Мартин Лютер Кинг сказал крылатые слова, нет греха в том, чтобы их повторять. Весь мир их повторяет потому, что в них бездна смысла для всех угнетенных народов!

    • Анонимно
      13.09.2020 10:44

      "Хорошо, что это прозвучало из уст татарского историка и националиста".

      Похоже он "националист" не по убеждению, а "националист" по экономике, за деньги.

      • Анонимно
        13.09.2020 11:20

        Нет, такие историки, как Измайлов, Исхаков, Хакимов - занимаясь большую часть своей жизни историей татар - постепенно увлеклись националистическими идеями татар и из непредвзятых учёных превратились (в разной степени" в тенденциозных националистических агитаторов и пропагандистов.

        Они по-сути хорошие исследователи, но из-за их националистической одержимости очень сильно страдает научная истина. У них, не выводы строятся на основании собранных исторических фактов, а наоборот, они под свои националистические предположения начинают "подгонять" факты, выбирая из массива фактов только те, которые "поддерживают" их предположения - и игнорируя те факты, которые противоречат их националистической идеи.

        Поэтому их книги смотрятся несбалансированными, тенденциозными, и несмотря на использование научной терминологии и научный стиль - в целом противоречат научному смыслу и объективности, предъявляемой к историческим трудам.

        • Анонимно
          13.09.2020 11:42

          Национализм за "идею" бывает очень редко - это уже, что в народе говорят "клиника".
          Обычно национализмом прикрывают экономические, финансовые, материальные и даже ",научные" (на сомом деле лже-научные) интересы.

          • Анонимно
            13.09.2020 12:03

            //Обычно национализмом прикрывают экономические, финансовые, материальные//

            Я думаю, что, увы, национализм - является базовым инстинктом человека. Финансовые и прочие стимулы - могут лишь дополнять этот базовый инстинкт.

            Для растущего ребёнка понимание окружающего мира движется от понятия "я", к "моя семья", затем к "мой народ", а потом к "моя страна".

            Национализм рождается вместе с человеком. Внешняя агитация тоже влияет на человека, но агитация должна попасть на подготовленную почву. Невозможно, например, "уговорить" русского, что он "татарин".

            • Рашид
              13.09.2020 12:57

              12:03 Зато татарина выходит можно. Нас ведь русскими зовут за границей.)

              • Анонимно
                13.09.2020 14:11

                Если татарина за границей называют "русским" - от этого татарин тоже считает, что он "русский"?

            • Анонимно
              15.09.2020 07:43

              Гендерные инстинкты являются базовыми. У новорожденных не существуют национальные признаки. Их навязывают родители.

            • Анонимно
              15.09.2020 09:36

              Вы хотите сказать, что Измайлов уже родился националистом, ставящим свою нацию выше других?
              Но где-то я читал его высказывание, что он СТАЛ националистом в процессе изучения истории - идеологизированной "истории".

              Националистами, национал-социалистами, марксистами, национал-коммунистами, антисемитами, русофобами, татарофобами и т.д. не рождаются, а становятся в результате "промывания мозгов" поборников человеконенавистнических идеологий, тоталитарных сект.

        • Анонимно
          13.09.2020 11:49

          1.20. А вы кто , аноним, чтобы судить известных татарских ученых -историков? И почему мы до сих пор не знаем вашего сбалансированного, непредвзятого, нетенденциозного, ненационалистического исторического труда? Где ваши изыскания по истории татар или кого-нибудь еще, чтобы могли насладиться вашей "объективностью"?

          • Анонимно
            13.09.2020 13:11

            Что Вы так возбудилась?
            Спокойнее.
            Измайло свободно и публично высказал свое мнение - и все могут высказать свое мнение.
            Не оскорбляя, естественно, других.
            Почему Вы запрещает людИ говорить, высказывать своё обоснованное мнение.
            Пусть, может, и ошибочное.
            Опровергните тогда - это легко.

      • Анонимно
        13.09.2020 14:29

        Измайлов же не историк

        • Анонимно
          13.09.2020 23:48

          Хорошая статья от Измайдова!
          Рим Дашкин

          • Анонимно
            14.09.2020 15:53

            Штаб татар Москвы так хотел снять с Искандером Измайловым большое интервью, но каждый раз не складывалось из-за его большой занятости. Зато сняли много других интересных видео с выдающимися татарскими учеными.

            • Анонимно
              14.09.2020 16:23

              А с кем делалии видео и где посмотреть?

            • Анонимно
              14.09.2020 18:46

              Извините, чем он занят?
              Может просто по-татарски не умеет говорить?

              • Анонимно
                15.09.2020 00:19

                А там в "штабе" все такие, единицы говорят на татарском.

    • Анонимно
      13.09.2020 11:35

      ((((Татары - был совершенно лояльным к центральной власти народом.)))) Главное для них было по пять, шесть Мечетей в деревне. Остальное, политика трава не расти. Читаем же по 5 намазов в день и хорошо.

  • Анонимно
    13.09.2020 09:18

    Интересная статья, мораль сегодня и моих прабабушек и прадедушек это как небо и земля, я не понимаю, что произошло с моим народом?!

    • Анонимно
      13.09.2020 09:24

      Уж лучше как сейчас жить чем ходить в туалет на улице

      • Анонимно
        13.09.2020 09:38

        09.24 Туалет на улице - критерий другой области

      • Рашид
        13.09.2020 13:00

        09:24 У кого чего болит. Тут о великом пишут а ты про туалет вспомнил бездарь.) Лучше на свежем воздухе оправляться чем стать удобрением для других народов...

        • Анонимно
          13.09.2020 13:12

          Культура начинается с туалета.
          Не надо прикрываться "великим".

          • Рашид
            13.09.2020 13:32

            13:12 Туалетная культура... Сидеть в городской квартире и гадить практически через стенку ванной с кухней где могут сидеть кушать люди меня деревенского человека до сих пор например беспокоит. Но это культура, городская.)))

            • Анонимно
              13.09.2020 14:33

              "Рашид", Вы, извините, мягко говоря "заговорились" - точнее "записались".

              Никто не запрещает Вам "гадить" по-деревенски - "гадьте" наздоровье.

              Но и Вы, "Рашид", не мешайте горожанам "гадить" в соответствии с их городской культурой.

            • Анонимно
              13.09.2020 19:59

              про канализацию не слышали?

  • Анонимно
    13.09.2020 09:19

    А кто это? Татары лоялисты..?

  • Анонимно
    13.09.2020 09:21

    Башкиры были бОльшие бунтари. Правда и башкиры стали "бунтарями", лишь когда центральная власть была захвачена большевиками - а перед башкирами встала дилемма - кого поддержать "красных" или "белых". Но и тогда башкиры сначала поддерживали "белых", а когда белые стали проигрывать гражданскую войну, башкиры перешли на сторону красных.
    _________


    Через несколько дней после подавления восстания «Черный Орел», 22 марта 1920 года, М. Султангалиев и его соратники встретились с Лениным. Вот как описывает эту встречу один из ее участников:

    «Касаясь вопроса о башкирах, которые остались за пределами Малой Башкирии и, по нашему мнению, должны были войти в Татарскую республику, мы храбро старались убедить Ильича в том, что между татарами и башкирами в сущности разницы почти нет. На это Ильич примерно в таком смысле ставил нам ряд вопросов:
    — А есть ли разница в языках или наречии татар и башкир?
    — Есть, но совсем незначительная, и то среди крестьян, — следовал наш ответ.
    Затем мы указывали на то, что вражда к татарам ограничивается лишь узким кругом шовинистически настроенной башкирской интеллигенции.
    Тогда Ильич задал нам примерно такой вопрос:
    — Ну, а кто же так недавно выгонял с побоями из башкирских деревень татарских учителей и даже мулл, как колонизаторский элемент, башкирская интеллигенция или сами крестьяне?
    — Конечно, — ответили мы, — делали это крестьяне, но это было результатом агитации башкирской интеллигенции.
    — А кто формировал полки и бригады из башкирских крестьян и сумел их повести в бой против кого угодно?
    — Тоже башкирская интеллигенция, — тихо промолвили мы упавшим голосом.
    Мы молчали, ибо дальше некуда было ехать. Ильич нас поставил, что называется, лицом в угол.

    В.И. Ленин и Татария. Сборник документов, материалов и воспоминаний. Казань, 1970. С.339.

    • Анонимно
      13.09.2020 09:43

      Так после мирного присоединения, было 5 башкирских восстаний

      • Анонимно
        13.09.2020 12:49

        Почему же были эти восстания?Наверное их обманули.

        • Анонимно
          13.09.2020 14:14

          Эти башкирские восстания были далеко не сразу - спустя столетия после присоединения. кстати, башкирские восстания подавляли, во многом, татары. Это даже Измайлов подтвердит и расскажет например о татарском генерале Тевкелёве, имя которого даже осталось в башкирских народных песнях.

          • Анонимно
            13.09.2020 20:45

            Тевкелев был к тому же владельцем множества татарских крепостных. Это для тех, кто считает, что у татар не было крепостничества и крепостных.

      • Анонимно
        13.09.2020 20:05

        13.09.2020 09:43
        ШЕСТЬ. Если считать с Пугачевским бунтом, то семь!

    • Анонимно
      13.09.2020 09:50

      Чёт не верится, что Ленин такое мог спрашивать.... Ааааа, 70-ые. Понятно сразу

      • Анонимно
        13.09.2020 10:42

        Конечно это выдумки марксистов, чтобы оправдать разделение единого этноса поволжских тюркских мусульман на "башкир" и "татар".

        • Анонимно
          13.09.2020 11:10

          Тюркский каганат никогда не был единым. И ЗО с Монгольской империей тоже. Конфедерация племен.

    • Анонимно
      13.09.2020 14:21

      Ленин среди татар жил , а ни строчки про ВЕЛИКИХ не написал.

      • Анонимно
        13.09.2020 22:30

        "Татарами-мусульманами севера, из района Волги (ногайцы) и Западной Сибири, вносится панисламистская агитация в спокойную в этом отношении среду мусульманских сартов и киргизов. Эти татарские интеллигенты в литературном и политическом отношении принадлежат теперь к передовым элементам ислама, к его самым энергичным и влиятельным приверженцам. прежде всего им обязан ислам своим внутренним и внешним усилением и своим культурным ростом. В 1880 в России насчитывалось 11 млн. мусульман, вся их печатная литература состояла из 7-8 книг; у них была одна типография, 4 вождя и 12 человек с высшим образованием, в том числе 1, который учился в Западной Европе. В 1910 г. их было уже 20 млн.; они имели свыше 1000 печатных книг, 14 типографий и 16 периодических изданий, 200 человек, получивших высшее образование в России, и 20 - в Западной Европе, около 100 литераторов, 6 высших и 5000 низших школ, 37 благотворительных учреждений, 3 небольших банка и 3 сельских банка 1). Именно это великое «мусульманское» движение, которое захватило и такие племена, как вотяки, черемисы, чуваши, было исследовано в одной работе... 2). Особенно, в области школьного и просветительного дела. За последние 10 лет мусульманское население России сильно развилось в культурном отношении: у казанских татар на 150 человек приходится сейчас 1 мечеть и 1 мулла, у русских и инородцев того же района 1 священник приходится только на 1500 душ; у первых одна школа на 100 душ обоего пола; У православных - одна на 1500-3000 человек. Распространение книжной и газетной литературы у мусульман-татар относительно еще более высокое. Если это культурное превосходство и жизнеспособность ведут к более легкой ассимиляции инородцев, как христиан, так и язычников, с татарами-магометанами, то сейчас последние очень обеспокоены поддерживаемой Думой националистической школьной политикой правительства (язык обучения!) «и склоняются к тому, чтобы стать менее податливыми и примкнуть к возмущению, охватывающему сейчас весь магометанский мир, и готовы искать опоры у магометан Китая и Индии. Связь с мусульманским населением Туркестана создается при этом сама собой; и действительно, с севера к ним уже вносится панисламистская смута. Русское правительство боится этого проникновения татарских приверженцев ислама и по возможности не пускает их в Туркестан".
        В.И.Ленин, ПСС, т.28, с.513.

  • Анонимно
    13.09.2020 09:22

    Полу-правда хуже открытой лжи.
    И личные мнения и политические высказывания со-автора автора статьи ничего общего с Наукой не имеют:

    "И сформировалось то, что Дамир Исхаков назвал «мусульманской татарской нацией».

    Была идея о формировании из мусульман Российской империи единой "мусульманской нации" - но она провалилась, так как мусульмане разговаривали на десятках самых различных языков и имели разные народные традиции.

    "Татарами" в Российской империи называли всех мусульман, и не только тюрков.

    И мнению Ш.Марджани о принятии в качестве самоназвания этнонима "татары" было далеко не единственным.
    Огромное количество поволжских тюркских мусульман, особенно из простого народа, выступало за самоназвание "казанцы", "мусульмане", "булгары" и др.

    И только марксисты Ленин и Троцкий смогли насильственно насадить этноним "татары", разделив единый этнос поволжских тюркских мусульман с единым литературным языком на "башкир" и "татар".

    Кстати, удмурты после смерти красного диктатора отказались от "ленинского" этнонима "вотяки" и взяли а качестве самоназвания "удмурты".

    • Анонимно
      13.09.2020 10:35

      Бестолковая была реформа общества.

    • Анонимно
      13.09.2020 10:48

      В 1885 году казанский богослов Шихабутдин Марджани (1818–1889) в своей книге, посвященной истории тюркских народов, выступил перед земляками с неожиданной инициативой: отныне именоваться татарами. Ранее для самоназвания они использовали конфессионим «мусульманин».

      У затеи Марджани были как сторонники, так и противники. Последние апеллировали к забытому чувашско-булгарскому прошлому, а новое название считали лишь экзонимом (внешним наименованием), приклеившимся со стороны русского населения.

      Особенно резко выступал против этого просветитель Ризаитдин Фахретдинов (муфтий ДУМЕС в 1922–1936 годы), язвительно восклицавший по этому поводу: «Хорошо, что русские назвали нас татарами, а если бы нас назвали словом "чёрт"?»

      К началу XX века этноним все же закрепился за тюрко-мусульманским населением Среднего Поволжья, и Марджани был признан «отцом татарской нации». Академик В. В. Бартольд писал: «…на Волге местная интеллигенция, после некоторых споров, приняла слово "татары" как название своего народа, вследствие чего возникла Татарская республика». По сути дела, Марджани положил начало национальному фантому, то есть идеальному образу будущей татарской нации, хотя, наверное, не предполагал, что задает ему такие параметры, которые со временем приведут к искажениям истории, а его имя превратится в нарицательное «марджанизм».

      Д. Исхаков в одном из интервью гордо заявил, что, дескать, его народ добровольно взял на себя ответственность за все дела и грехи Золотой Орды. Очень странная разновидность самопожертвования – отрабатывать чужую карму. Исходя из этого, становятся понятными слова академика М. Закиева, однажды заявившего, что «название "татары" препятствует развитию татарского народа».

      • Анонимно
        13.09.2020 11:08

        10:48

        Мы - татары, это здорово!

        Народ принял авторитетное мнение ученого Ш.Марджани, а ваисовцев-булгаристов игнорил, так как они были популистами и неучами.

        • Анонимно
          13.09.2020 11:51

          Не надо отвечать за весь народ - никто Вам таких полномочий не давал.
          Научитесь отвечать вначале сами за себя, за свои слова и поступки.

      • Анонимно
        13.09.2020 11:24

        Исаков заявил, Исхаков пусть ответ держит. В Казань не было ни Батыя, ни татар. Только осколки того, что называлось Чингизиды. ....убогие потомки.

        • Анонимно
          13.09.2020 11:33

          11:24

          А че татары только в Казани живут?

          Батый в Булгаре был несколько лет после того как Биляр уничтожил и государство Волжскую Булгарию

          • Анонимно
            13.09.2020 12:36

            В том то и дело, что шлях/спама Даты в до Казани не шла.
            Если хорошо копать, то можно докопаться до того, что казанские совсем не татары. Просто все, кто стал мусульманами.

          • Анонимно
            13.09.2020 13:13

            Батый был монголом.

        • Анонимно
          13.09.2020 12:57

          Крымкие чингизиды пришли к мишарским и булгарским и стали проигибать их на татарский. И те прогнулись.

        • Анонимно
          13.09.2020 15:04

          А в маскау не было рюриков, Романовых, ни русских, так убогие потомки украинцев.

      • Анонимно
        13.09.2020 11:32

        Сейчас не стоит поднимать насчет этого т.к. татарский этнос состоит не только из булгар,а также состоит из потомков ногайских татар,типтар,мишар,сибирских татар,астраханских татар.Их нельзя отделять от татарского этноса т.к.языки их близки с некоторыми диалектальными различиями.
        Лучше начинать подготовку по унификации и систематизации обучению татарскому языку по аналогии международных систем IELTS и TOEFL.Рассмотреть возможности не пригодятся ли труды академика Мирфатыха Закиева по Синтаксису татарского языка.Он защищал диссертацию по Синтаксису татарского языка.Нужно поднимать эти труды академика М.Закиева и применять при унификации и систематизации обучения татарскому языку по международным системам IELTS и TOEFL.

        • Анонимно
          13.09.2020 11:54

          //Сейчас не стоит поднимать насчет этого т.к. татарский этнос состоит не только из булгар,а также состоит из потомков ногайских татар,типтар,мишар,сибирских татар,астраханских татар//

          Ясное дело, что татары шовинистически относятся к тем тюркским народам, которых раньше русские приписывали к "татарам". Однако сами эти народы не считали - и не хотят считать себя "татарами". Раньше русские, например, также называли "татарами" и нынешних азербайджанцев, и кумыков и казахов.
          Но по мере роста национального самосознная азербайджанцы, кумыки, казахи отошли от внешнего внешнего наименования русскими, в качестве "татар" - и стали называть себя своими собственными этнонимами.

          Это процесс не остновился. По мере роста национального самосознания сибирских "татар" и астраханских "татар" - их интеллигенция активно выступает за то, чтобы их не называли внешним, русским, этнонимом "татары".

          Предстоящая перепись покажет, насколько преуспела их интеллигенция в агитировании своего народа - и насколько вырастет численность "ногайцев" - и уменьшится численность "татар" в Астраханской области. примерно такие же процессы происходят и с сибирскими татарами. Крымские татары - давно уже не считают себя "татарами". Их националисты всё больше призывают называть себя "крымцами".

          Кряшены и нагайбаки - тоже в основном не считают себя "татарами".

          Кажется татарам удастся удержать рядом с собой лишь мишар. Хотя в прошлом между ними были очень серьёзные противоречия - к нашему времени мишары утратили своё национальное самосознание - и их националисты полностью отождествляют себя с казанскими татарами.

      • Анонимно
        13.09.2020 11:49

        "Академик В. В. Бартольд писал: «…на Волге местная интеллигенция, после некоторых споров, приняла слово "татары" как название своего народа, вследствие чего возникла Татарская республика».

        Логично и главное Исторично.

        Одно небольшое уточнение.

        Первоначально марксисты "Ленин" и "Троцкий" создали АБССР (1919 г.) и АТССР (1920 г.), оазделив тем самым единый этнос поволжских тюркских мусульман с единым литературным языком и традициями на два "враждующего" народа, и только потом поволжские тюркские мусульмане приняли этнонимы "башкиры" и "татары".

      • М.К.
        13.09.2020 23:04

        Славное имя татар!

  • Анонимно
    13.09.2020 09:27

    Посмотрите на первое фото. И после этого будут говорит, что татарки никогда не носили хиджаб.

    • Анонимно
      13.09.2020 09:51

      Откуда информация что это татарки?

    • Анонимно
      13.09.2020 09:52

      Ну тогда и вам надо также одеться - тубетейка, халат.

    • Анонимно
      13.09.2020 10:24

      Посмотрите на последнее фото, "Ученицы татарской женской школы Фатихи Аитовой".
      Ни одного хиджаба.

      • Анонимно
        13.09.2020 11:53

        10.24.Русские дворянки и купчихи тоже не ходили в платках, но простые крестьянки и работницы без платков на улицу не показывались.

      • Анонимно
        13.09.2020 11:54

        Так это "просвещенные" ученицы и учительницы передовой женской школы, где изучали русский и западно-европейские языки, физику и химию.
        На многих европейские платья по последней парижской моде.

        • Анонимно
          13.09.2020 15:31

          "Так это "просвещенные" ученицы и ......." Аааа! Так значит они не очень арабские мусульманки, а просто мусульманки татарочки! Может пора уже в свою культуру заглянуть, она не менее, а может и богаче арабской.

          • Рашид
            13.09.2020 16:19

            15:31 Не боьщайтесь... Давайте заглянем. Ислам в этих краях был такой же как сейчас татарский язык, с всеми сопутствующими разрешениями от властей. Вы пришлите фото мусульманок до падения Ханства. Во тогда поёрничаем.)

      • Анонимно
        13.09.2020 15:28

        "Ни одного хиджаба." Но сейчас идёт массовая арабизация Татарстана!

        • Рашид
          13.09.2020 16:20

          15:28 Не арабизация а возврат к истокам на фоне достижений демократических свобод.

          • Анонимно
            13.09.2020 16:58

            16.20 давай давай - достигай дальше

          • Анонимно
            13.09.2020 17:41

            откуда у татар арабские истоки? Скажите ещё что к нам и культура пришла от арабов..

            • Рашид
              13.09.2020 20:19

              17:41 А вы на самом деле считаете што культуру и нравственность нам привнесли наши православные друзья? Которые кстати переняли греческую культуру, как однажды выразился один наш уважаемый лидер на волне обсуждений поправок к главному документу вроде.

        • Оптимист
          13.09.2020 19:31

          Смотрю на фото деревенские дневушки, Российская импрерия, 1870 год
          Фотограф Вильям Каррик
          Русские девушки, все в хиджабах

          • Анонимно
            13.09.2020 19:38

            13.09.2020 19:31
            Слово "платок" когда-нибудь слышали?

            • Оптимист
              13.09.2020 21:49

              Предлагаю вам сначала посмотреть на фотографии
              Потом на определение слова хиджаб
              И только потом писать комментарий

              • Анонимно
                13.09.2020 22:21

                13.09.2020 21:49
                Предлагаю вам сначала посмотреть слово "платок",потом ПОДУМАТЬ, и только потом - писать!

              • Анонимно
                13.09.2020 22:52

                13.09.2020 21:49
                Предлагаю вам сначала ПОДУМАТЬ! А уже потом писать комментарии!

              • Анонимно
                13.09.2020 22:54

                Предлагаю вам сначала
                Ну да! У ВСЕХ людей две руки, две ноги и одна голова! Впрочем, судя по комментам, голова есть НЕ у всех!

  • Искандер Измайлов - молодец. Очень толково и доходчиво разъяснил. Многие вещи для меня, да и для других татар, услышаны впервые. Ещё раз-молодец.
    Роль Просветителя народа хотелось бы определить Искандеру эфендэ. Думается потянет. Излагаетгораздо интереснее тех же Рафаэля Хакимова, Дамира Исхакова, Альфрида Бкстанова и пр. Потому что отсутствует всякое менторство, а в плане информационности - обширно.
    Спасибо. Получил удовольствие от прочитанного. И не устал читая, мол, когда же закончится текст.

    • Анонимно
      13.09.2020 10:44

      Интересно читать Измайлова, он чувствует эпоху, о котором пишет. Таким и должен быть наверно настоящий историк.
      Но среди татар наверно такой Измайлов, и еще немного людей.
      А основной массе татар как будто когда-то, революцией дубинкой дали по голове и душе и они так и не оправились от этого шока и потеряли способность чувствовать прежде всего дореволюционную эпоху, самую важную.
      Именно перед революцией у татар появилась возможность стать полноценным, счастливым народом мира благодаря появившимся тогда светлым, просвещенным личностям, для которых счастье и правильное мировоззрение народа было превыше всего.
      Больше такого не было уже и вряд ли будет.

    • Анонимно
      13.09.2020 14:20

      Зачем надо противопоставлять? Аллага шекер у нас есть такие разнообразные талантливые, любящие свой народ и историю своего народа ученые

  • Анонимно
    13.09.2020 09:56

    Тюрки всегда были оппозицией конторе Варяги-Русь.
    Смотрите архивы о попытках вооруженного восстания.
    Кстати, Гассар это кто?

    • Анонимно
      13.09.2020 10:41

      Гассар СН - один из руководителей борьбы за установление Советской власти в Мензелинском уезде Уфимской губернии и села Набережные Челны.
      Первый председатель Елабужского Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов (1918 г.), позднее работал в Казани секретарем профсоюза строительных рабочих.
      ОДИН из......

      • Анонимно
        13.09.2020 11:58

        ОДИН из...... немногочисленных озлобленных, но очень активных марксистов-террористов, вооруженным путем захвативших власть и убивавших людей по "классовому" признаку.

    • Анонимно
      13.09.2020 10:47

      Конечно, оппозиция. Оттуда, из подполья их многочисленныештабы и стратегии.

  • Анонимно
    13.09.2020 10:13

    На дворе глобализация а мы всё рассуждаем что там писали 200 лет назад национальные мечтатели.Да и капитализм уже давно превратился в империализм с гигантскими корпорациями международного уровня где не обращают внимания на национальности.Все эти национально-культурные автономии прямой путь в резервации и основная масса людей это понимает.Не понимают этого престарелые нацики которые под вкусным соусом морочат людям головы давно уже изжившими себя идеями место которым в музеях.

    • Анонимно
      13.09.2020 10:26

      Татары всегда должны оставаться татарами, как и другие национальности.

      • Анонимно
        13.09.2020 10:49

        Б-г, Аллах сразу создал все национальности, этносы и народы?

        А Библии, Коране и учебнике биологии за 8-й класс написано по-другому.

    • Анонимно
      13.09.2020 10:47

      За это некоторые платят хорошие деньги.

      А для некоторых "золотой телец" является их кумиром, которому они поклоняются целые сутки.

  • Анонимно
    13.09.2020 10:56

    Извечный вопрос
    Что Делать чтобы не потеряться среди русских

    • Анонимно
      13.09.2020 11:15

      Попытаться по слогам освоить Тукая, это скорее всего единственный шанс.

    • Анонимно
      13.09.2020 12:01

      Современные "русские" это новые "татары".
      У современных "русских" предками были и финно-угоры, и тюрки, и монголы, и семиты, и ещё 200 этносов, населяющих современную РФ.

      • Анонимно
        13.09.2020 12:49

        Современные русские это старые славянские, бежавшие к балтийским, финским, кипчакским, скандинавским и ко всем, где можно было выжить. В леса, тайгу, на море.

      • Анонимно
        13.09.2020 14:24

        Современные татары, да и вообще им 300 лет, это казанцы, чуваши, мари. Глупо это отрицать. Башкира всегда можно от татарина внешне отличить, чуваша от татарина не отличить.

        • Анонимно
          13.09.2020 15:18

          14.24 уточним: современные казанские татары- это омусульманенные в 17-19 веках чуваши, удмурты, мари, русские.

      • Анонимно
        13.09.2020 17:42

        12.01 какой же бред.

        • Анонимно
          14.09.2020 08:38

          Вы врач-психиатр?
          Ставите всем "диагнозы"?
          Или его пациент?

      • Анонимно
        13.09.2020 19:44

        13.09.2020 12:01
        А где живут эти "русские"? Судя по вашим гениальным мыслям, они довольно сильно отличаются от русских!

        • Анонимно
          13.09.2020 21:09

          Поспрашивайте своих знакомых русских, кто у них предки и узнаете много интересного.

          • Анонимно
            13.09.2020 22:39

            13.09.2020 21:09
            вы в курсе, что в 988-1918 гг браки христиан с представителями других религий, - мусульманами, иудеями и язычниками были ЗАПРЕЩЕНЫ!

            • Анонимно
              14.09.2020 08:40

              ЛЮБОВЬ сильнее любых запретов.
              Это во-первых.

              Во-вторых, влюбленные всегда находили выход и обходили любые запреты.

              И рожали прекрасных детей.

              • Анонимно
                14.09.2020 21:07

                14.09.2020 08:40
                Сентиментальную глупость написали! Это во-первых!
                в ДОреволюционной России НЕ было современных ЗАГСов!
                ВСЕ браки заключались (и признавались ЗАКОННЫМИ государством) ВНУТРИ религиозных общин по ИХ установленным правилам. (христиане венчались, мусульмане совершали никах). Отступлений от обрядов НЕ допускалось!
                Светского брака НЕ существовало! Это во-вторых!
                ПЕРВЫЙ советский семейный кодекс - КЗАГС от 16 сентября 1918 года, отдельно оговаривал, что:
                «71. НЕ служит препятствием для заключения брака РАЗНОверие лиц, желающих вступить в брак». Это-в третьих!

  • Ещё дополню - язык живой, называется, у Измалова. Без всякой канцелярщины и коньюктурщины. Поэтому спорить не хочется, а только слушать.

  • Анонимно
    13.09.2020 12:09

    Несмотря на определенную "легализацию", ислам преследовался вплоть до 1905 г.

    Еще во второй половине XIX в. могли и в Сибирь сослать из-за "СОВРАЩЕНИЕ в магометанство" (так в письменных документах).


    • Анонимно
      13.09.2020 19:47

      13.09.2020 12:09
      А чему вы удивляетесь? Это был ОФИЦИАЛЬНЫЙ термин!

  • Анонимно
    13.09.2020 12:19

    ///Наш великий реформатор Шигабутдин Марджани выступил за создание этих новометодных медресе, где бы преподавали светские предметы — географию, математику, русский язык. ///.
    Разве в медресе эти предметы не преподавали ??? А что ж там тогда могли учить шакирды ??? А ааааа, я понял !!!! Наверное учили химию, астрономию, биологию.

  • Анонимно
    13.09.2020 12:53

    Какие-то странные выводы. Почему мы ортодоксы? Ортодоксы сокрее большинство россиян, мы хотя бы стремимся к развитию и развиваем свой регион, в отличии от большинства.

  • Анонимно
    13.09.2020 12:53

    Странные выводы.

  • Анонимно
    13.09.2020 12:55

    Причем тутт вообще татары или русские со своими специфическими чертами. Глупо причислять такое в наше время. Смотрите объективно, а не через призму непонятных субъективных культурных категорий

  • Анонимно
    13.09.2020 12:57

    А зачем нам революция? Она никому никогда ничего хорошего не приносила.

    • Рашид
      13.09.2020 13:15

      12:57 С этим трудно не согласиться... Но есть одно но, человечество пока не придумало ничего нового для того чтобы убедить своих оппонентов о своих жизненно необходимых потребностях. Сейчас век интернета, хотелось бы надеяться на какие то изменения и в этом вопросе.

  • Анонимно
    13.09.2020 13:01

    Лучше планомерно и поступательно развиваться, чем скачкообразно. Проверено СССР, он идеально иллюстрирует "успех" своей экономики, через банальный хаос и разрушении всего старого, а затем, восстановления. Вот только новое он давать не может, как не мог и после ВОВ: он просто восстанавливал все что было у него до войны как во время гражданки, а как восстанавливать нечего было, рухнул.

    • Анонимно
      13.09.2020 17:04

      1. жоржик. понятно, что Вы это знаете э, прекрасно так. Не моё:"В середине 1930-х гг. в международном и внутреннем положении СССР произошли перемены, оказавшие существенное влияние на все стороны деятельности руководства ВКП(б), органов государственного и военного управления, и в первую очередь те ее аспекты, которые
      касались подготовки страны к обороне. Оккупация японскими войсками Маньчжурии, их наступление на центральные провинции Китая привели к резкому усилению противоречий между Японией и великими державами, имевшими собственные интересы в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Для СССР дальнейшее распространение японской агрессии было чревато потерей территорий Южной Сибири и Дальнего Востока.
      В Германии решение вопроса о власти в пользу национал-социалистов определило не только последующую внутреннюю, но и внешнюю политику этого государства. Требования пересмотра Версальского договора, отмены репараций и всех ограничений, наложенных
      на Германию победителями в Первой мировой войне, поджог Рейхстага и антикоммунистическая истерия, первая (неудачная) попытка захвата Австрии, германо-польский договор о ненападении, разрушивший систему, гарантировавшую независимость малых восточноевропейских государств, и ускоренная ремилитаризация Германии — все это указывало на то,
      что в Европе также возник очаг новой мировой войны.
      Рост германской угрозы заставил некоторые государства Западной Европы перейти от военной конфронтации с Советским Союзом к налаживанию сотрудничества с ним. Вступление СССР в Лигу Наций, заключение серии договоров и соглашений с Францией и Чехословакией
      стали первыми реальными шагами на пути к созданию новой системы коллективной безопасности." И НЕ СЧИТАЕТЕ СУЩЕСТВЕННЫМ. 2. понятно, что Вашим головам, не понятно, почему выше начато то с судьбы Маньчжурии - кто гарантирует, что история 1931 года в частности, а история моста 1937 года вообще для ряда государств не повторится? 3. А Вы о судьбе СССР... не мне оценивать , просто я считаю, что каждый из нас, если мы чтим свой народ и свою Родину, ОБЯЗАНЫ иметь собственное мнение. 4. СССР в 1946 году запустил свой первый реактор, повторив то, что Ферми создал в помещении теннисного корта в Чикаго за четыре года до этого; 5. Манхэттенский проект Штатам стоил 1 млрд$, носитель бомбы Б 29 2 млрд$. в 1945 СССР производил 8млн. тонн стали. штаты 66 млн. тонн. 6. в 2020 году Ашан в Татарстане морковку завозил из ростовской области, а картошку из Египта.. 7. в СССР в 1949 мы в Казани передрали при СССР Б 29 в 1949 году и сделали Ту 4 свой носитель нашей бомбы, благодаря наличию которым мы тут строчим. 8. сейчас же с 2015 года мы не в состоянии запустить в серию ту 160 по нашим чертежам, по нашим технологиям и запустить в серию движки НК 25.. А Вы про СССР. Нас морально .... пока не освободят от нас эту землю .. Omnino finem boni

      • Анонимно
        13.09.2020 19:22

        Япон самурайларга жир кирәк булган икән.
        Из татарской песни довоенных времен.

  • Анонимно
    13.09.2020 13:02

    Это наша традиционная особенность. Причем независимо от того татарин ты или русский или еще кто-нибудь. Это черта всех живущих в этом регионе. Иначе бы тут никто не уживался друг с другом.

  • Рашид
    13.09.2020 13:04

    Как всегда интересная статья из под пера этого учёного человека. Ждём другие его труды и измышления.

  • Анонимно
    13.09.2020 13:24

    "Если раньше мусульманские общины становились в позицию вынужденного принятия Российского государства, хотели полной религиозной автономии и минимизации контактов, то в условиях, как говорил Владимир Ленин, «ублюдочного капитализма», нужны были другие качества".

    Ссылка на марксиста-террориста, человеконенавистника - вырезал целые классы и социальные группы - симптоматична.
    Оговорка "по Фрейду" - на уровне подсознания.
    Интересно, каким считает автор капитализм, в строительстве которого он принимал самое активное участие.

    • Анонимно
      13.09.2020 14:40

      Значит молодцы "русские" - выживают, несмотря ни на что.
      И чтут заветы Великого Монгола Чингизхана.

      • Анонимно
        13.09.2020 19:36

        13.09.2020 14:40
        А кто такие "русские"?
        Насколько они отличаются от русских?

  • Анонимно
    13.09.2020 16:40

    Почему, пока ещё ни один татарский историк не пишет, как шло омусульманивание чуваш, мари, удмурт. Это что, запретная тема ? Или, окажется, татары Казанские, это никакие не потомки Булгар ? По недавней статье про Ваисова, Мишаре потомки Булгар. Неужели истина где то рядом?

    • Анонимно
      13.09.2020 17:04

      16:40
      Про исламизацию чувашей, марийцев и удмуртов много инфы в сборниках исторических источников и в монографиях ученых, изданных в Казани, Чебоксарах, Йошкар-Оле, Ижевске. Вам этого мало? Или Вы книг не читаете, а только комментарии в БО пишите? Попробуйте хоть раз в библиотеку сходить - много открытий для себя сделаете.

      • Анонимно
        13.09.2020 17:10

        Не так уж и много...

      • Анонимно
        14.09.2020 08:11

        Да, есть интересная книга "православие в марийском крае", автор Попов. Там вся жесть об этом.
        Рим Дашкин

  • Анонимно
    13.09.2020 16:40

    Факт - Искандер Лерунович человек начитанный и эрудированный. Таковых сегодня мало. Еще меньше людей, умеющих грамотно анализировать и делать (правильные либо неправильные) выводы. Знаю его давно - он всегда в интеллектуальном поиске, развитие. А это уже есть гуд. В любом случае интересно читать и слушать его мнение, анализировать это мнение. Спасибо БО.

  • Анонимно
    13.09.2020 17:44

    всё арабское надо изгонять и изживать из татарской культуры, в том числе и хиджабы. Почему в средиземноморье мусульманки почти не носят хиджабы, а в Татарстане насаждают чуждые нам традиции?

    • Анонимно
      13.09.2020 19:02

      Снимите американские джинсы, оденьте кокошник, покажите пример

    • Анонимно
      14.09.2020 07:34

      С какой стати? Компонент из Багдада один из слагаемых. 922г. Принятие Ислама.
      Кроме того необходимо помнить, что булгарская элита, прибывших в 7 веке присягала Византии, были христианами.

      • Анонимно
        14.09.2020 21:11

        14.09.2020 07:34
        Булгарская элита НЕ была христианской! Она была тенгрианской!
        Иначе булгарского хана Алмуша, ЗВАЛИ бы Михаилом, или Петром!
        НЕ надо помнить того, чего НЕ было!

        • Анонимно
          15.09.2020 08:06

          В Средние века тюрко-монголы принесли тенгрианство, а булгары пришли из Европы, где их союзниками была Византия.

          • Анонимно
            15.09.2020 19:28

            15.09.2020 08:06
            Булгары пришли с территории Великой Булгарии! Это современные Ростовская и Волгоградская области, и Краснодарский и Ставропольский края.

            • Анонимно
              16.09.2020 06:38

              Гунно-тюрки дошли до Средиземноморья. Булгары их часть . Окопались в В. Болгарии позднее. И опять чего то не поделили.

              • Анонимно
                17.09.2020 02:14

                16.09.2020 06:38
                Булгары - НЕ часть гуннов! Они пришли ПОЗДНЕЕ!
                А из Великой Булгарии! (Ростовская и Волгоградская области, и Краснодарский и Ставропольский края).
                они пошли в ТРЕХ
                разных направлениях!
                На СЕВЕР - вверх по Волге, на ЗАПАД - на Дунай, и на ЮГ - на Кавказ!

          • Анонимно
            15.09.2020 19:29

            15.09.2020 08:06
            Сын Кубрата - Аспарух в 681 г. покорил задунайских славян и создал государство Болгарию.
            В 865 г. Болгария приняла православное христианство в качестве государственной религии.
            Если же булгары уже были христианами, то зачем им принимать его ВТОРОЙ раз?
            Далее - если бы они были христианами, у них была бы СВОЯ официальная транскрипция написания общехристианских имен, как у грузин, армян, греков, русских, немцев, англичан и т.д.
            Кроме того, у них был бы СВОЙ церковно-булгарский, или церковно-тюркский язык, на которым велось бы богослужение, и писалась бы церковная литература, включая перевод Святого Писания, т.к. православная церковь, в отличие от католической, ПООЩРЯЕТ национальное богослужение.
            Причем такая литература создавалась бы много веков назад!
            А т.к. ничего этого в реальности, НЕ было, то христианство среди части татар стало распространяться только ПОСЛЕ 1552 г.!
            А попытка искусственно УДРЕВНИТЬ местную христианскую традицию, успешно ОПРОВЕРГАЕТСЯ вышеуказанными ФАКТАМИ!

            • Анонимно
              16.09.2020 06:39

              Уточните о каком втором разе идет речь.

              • Анонимно
                17.09.2020 02:19

                16.09.2020 06:39
                О РЕАЛЬНОМ принятии христианства Болгарией в 865 г.!
                Если верить легендам о том, что болгары уже были христианами, то получается, что они ДВА раза крестились!

                • Анонимно
                  17.09.2020 08:21

                  Массово, возможно. Кубрат принял крещение раньше, его дети тоже.

            • Анонимно
              16.09.2020 09:15

              Отнюдь. Кубрат был христианином, его дети тоже.

        • Анонимно
          17.09.2020 08:24

          7век -христиане, 10век- мусульмане. Вот такая трансформация была у булгар. Правда сувары долго оставались язычниками.

  • Анонимно
    13.09.2020 18:35

    Очень интересно. Искандеру большое спасибо за его труд. Все доступно , с глубоким анализом , четко и красиво изложено.

  • Анонимно
    13.09.2020 19:18

    Очень хорошая статья. (Карабай)

  • М.К.
    13.09.2020 23:08

    Искандер молодец!
    Сейчас самые топовые по истории он и Ильнур

  • Анонимно
    13.09.2020 23:58

    Отличная, читабельная публикация с особым взглядом на целый ряд значимых событий и зачастую спорных исторических вопросов!
    Татары и башкиры-красноармейцы сыграли в военных победах большевиков очень значительную роль.

    • Анонимно
      14.09.2020 12:00

      Да, их соблазнили марксисты Ленин и Троцкий автономией.
      Правда при этом разделили единый этнос поволжских тюркских мусульман с единым литературным языком на "башкир" и "татар".

      А потом вырезали всех националистов - от национал-социалистов до национал-коммунистов.

      Марксист Сталин завершил резню.

      Очень дорогую цену заплатили тюрки за "соблазнение" - только в Красной Татарии страшной голодной смертью погибло около 1 миллиона человек.

    • Анонимно
      14.09.2020 21:15

      13.09.2020 23:58
      Конкретизировать - можете?
      Национальные части были весьма НЕмногочисленны в ОБЩЕЙ массе Красной Армии!
      КРОМЕ башкир, НИ с кем больше НЕ договаривались!

  • Анонимно
    14.09.2020 07:40

    Странная концепция - противоречит всем "научным" публикациям автора:

    “Начало данного перехода можно отнести к концу XVIII – началу XIX века. С него ведет начало становление современной татарской нации".

    Прежде Измайлов в соавторстве с Исхаковым доказывал, что современные казанские татары ведут свою историю аж с с монгольского племени "татар", которых в 1202 году вырезал монгол Чингизхан за подлое убийство его отца.

    А какую истерику устроил профессор на презентации монографии "Татары" - смешно и вспоминать.

    И вдруг "крутой поворот"?

    А в новой концепции ничего не говорится даже о периоде Золотой Орды.

    • Анонимно
      14.09.2020 08:50

      Да, ещё позавчера Лерунович с Исхаковым этногенез современных казанских татар начинал "напрямую" выводить аж с 6 века - они не менялись, только кочевали от бескрайних степей монгольских и китайских к дружелюбным берегам Волги.

      И вдруг такой "кульбит" - начинает этногенез современных казанских татар только с 18 века.

      Что-то произошло...
      Просто так автор "взгляды не меняет" - бьется за "правду" до последней "капли чернил" - все его предыдущие статьи свидетельство тому.

  • Анонимно
    14.09.2020 07:46

    Опять пытаются впихнуть историю национально-религиозной элиты, как историю нации. Такое ощущение, что 50% татар были успешными купцами, а другие 50% - религиозными деятеля ми. А кто землю пахал? Кто крестьянские восстания поднимал? Кто советскую власть поддерживал? Элиткам важно разжигать национальную и религиозную идентичность. Нам, пролетариям, кроме цепей делить нечего.

    • Анонимно
      14.09.2020 08:43

      Но и "цепи" бывают разные.

      А так Вы правы - статью писал не учёный, а политик, приближенный к распределителю денег.

    • Анонимно
      14.09.2020 21:18

      14.09.2020 07:46
      Немецкая армия ТОЖЕ состояла из пролетариев! И крестьян! и ЧТО?

    • Анонимно
      14.09.2020 21:29

      14.09.2020 07:46
      Если бы вы изучали бы РЕАЛЬНУЮ историю, то знали бы, что ИНТЕРнационалистами была элита, раньше- феодальная, позже - финансовая! Они ВСЕ друг-друга знали, постоянно роднились между собой! Правда, это им никак НЕ мешало развязывать постоянные войны!
      А вот ПРОСТОЙ народ, гораздо более националистичен! Достаточно вспомнить драки футбольных фанатов! Когда например, ПРОСТЫЕ английские парни, сталкивались с не менее ПРОСТЫМИ немецкими парнями!

  • Анонимно
    14.09.2020 12:16

    Автор пишет и философствует вполне солидно. Но всё же грешит одним искренним заблуждением. Он принимает современное состояние татарского этноса за некую ступень поступательного движения, то есть - полноценного развития его духовного и культурного развития. Но отчего бьют тревогу многие другие учёные и общественных деятели по поводу кризиса в развитии татарской элиты и всего народа с его древними культурными традициями?.. Число реальных носителей татарского языка сильно и неуклонно сокращается! На "насильственную христианизацию и русификацию" со стороны российского государства вину уже никак не свалить. Причина кроется в другом? А в чём же всё-таки?
    Нужен гораздо более трезвый и глубокий анализ исторических событий нашего настоящего и недавнего прошлого....

    • Анонимно
      14.09.2020 19:34

      "Автор пишет и философствует вполне солидно" - спорный тезис - "философствования" практически нет, да и не может в политических текстах быть философии.

      "Нужен гораздо более трезвый и глубокий анализ исторических событий нашего настоящего и недавнего прошлого....". - бесспорный тезис.

      Но сделать этого Измайлов просто не может в силу как раз отсутствие философских дарований (не в обиду будет сказано, не всем быть философами, как не всем быть математиками и т.д.) - мог бы - давно сделал бы "гораздо более трезвый и глубокий анализ".

      Недавнее прошлое это "советский" период в истории Казанской губернии-АТССР-ТАССР-ТССР-РТ - а точнее период правления марксистской партии в 1917 - 1991 гг.

      И без "глубокого анализа" деятельности РСДРП(б)-РКП(б)-ВКП(б)-КПСС разобраться в тонкостях и перипетиях Истории народов РФ просто невозможно.

      Ведь надо признать, что вооруженный захват власти марксистами Лениным и Троцким в октябре 1917 года был действительно - без всякого преувеличения- мировым событием, событием мирового масштаба, предопределившим ход Мировой Истории 20 века.

      Но современные российские историки делают вид, что диктатуры марксистской партии (которая претерпевала существенные трансформации за 70 лет правления) как бы и не было.
      Пора написать Историю диктаторской марксистской партии в России в 20 веке.

      И тут у политиков и ангажированных историков наступает, как любит писать автор статьи "когнитивный диссонанс".
      С одной стороны марксисты Ленин и Троцкий безусловно диктаторы, удерживающие свою власть на на штыках, терроре и уничтожении целых классов и социальных групп, что безусловно очень "плохо".
      С другой стороны марксисты Ленин и Троцкий дали поволжским тюркским мусульманам автономные республики, что для политиков типа Измайлова, Зюганова, Жириновского и др. очень "хорошо" (правда при этом произошло разделение на "башкир" и "татар", "украинцев" и "русских", "чеченцев" и "ингушей" и др.).
      Как совместить эти очень "хорошо" и очень "плохо" - приходится крутиться "как карась на раскаленной сковороде" и придумывать разные "теории" и подгонять под них "факты".
      И это относится ко всем российским историкам.

      Пора писать достоверную Историю марксистской партии в России в 20 веке - сталинский курс "Истории ВКП(б)" и "История КПСС", написанная менее кровожадными марксистами пока остается в "мозгах" российских историков.
      Или они полностью игнорируют определяющее влияние марксизма на все стороны жизни "советских" людей, да и всего мира (мировая коммунистическая "революция", гонка вооружений и т.д.).

      Посмотрим, как в продолжении стать Измайлов будет выходить из состояния "когнитивного диссонанса" при описании истории создания красными диктаторами-марксистами Лениным и Троцким АБССР, АТССР и других "национальных" республик.

      Искренне желаю ему удачи в этом труднейшем деле.

  • Анонимно
    14.09.2020 21:57

    "Число реальных носителей татарского языка сильно и неуклонно сокращается! На "насильственную христианизацию и русификацию" со стороны российского государства вину уже никак не свалить. Причина кроется в другом? А в чём же всё-таки?".

    А вот на этот вопрос как раз и может ответить Измайлов - позиционируя себя "татарином", он в тоже время русский язык знает гораздо лучше татарского.

  • Анонимно
    15.09.2020 08:37

    Ещё раз внимательно прочитал статью и понял, что ни одной новой мысли автор не сгенерировал.
    Измайлов добросовестно пересказал то, что задолго до него написали "русские" историки тюркского, славянского, финно-угорского и др. происхождения.
    Добавив алогичные субъективные высказывания.
    Может и ошибаюсь.
    Уважаемый Г.Измайлов, пожалуйста, если можно, в конце ваших пространных статей пишите хотя бы краткие "выводы".

  • Анонимно
    16.09.2020 06:45

    Концепция татары белые и пушистые не выдерживает критики. Есть уверенность, что народ и не знал про революциюэволюцию. ....
    Особо буйные находились в Казани. Недаром им нарезали от соседних территорий на Севере, Юге, Востоке и Западе. Потому, как угодили большевикам. А они, не благодарные, еще и вооруженное восстание готовили.

    • Анонимно
      16.09.2020 09:47

      Профит получили казанские, к Ванге не ходи.

    • Анонимно
      16.09.2020 13:20

      Религиозные фанатики Ленин и Троцкий многих совратили в свою тоталитарную религиозную секту марксистов - кого на национальной почве, кого на классовой, кого на религиозной и т.д.
      Эти кровавые маньяки были профессионалами провокаций.

      Но все совращенные (а вместе с ними и десятки миллионов ни в чём не повинных людей) заплатили "дорогую" цену (своими жизнями в первую очередь) за то, что поверили Ленину и Троцкому.

      И до сих пор находятся простаки, которые ВЕРЯТ в марксизм и ходят по улицам с портретами Маркса и Ленина - правда с портретами Троцкого, Каменева и прочих марксистов Сталиных вроде перестали ходить.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль